Фигура в интерьере – Скульптуры в интерьере: как расположить произведения искусства в разных жилых помещениях | Admagazine
разновидности, стили, символика – Rehouz
Палеонтологи уверены, что обставлять жилище фигурками существ из камня, дерева и глины человек придумал еще до того, как начал разрисовывать стены пещер. Во всяком случае, об этом свидетельствуют скульптурные изображения животных, найденные там, где обнаружены стоянки первобытных людей.

≡ Содержание:
В годы первых цивилизаций статуэтки мастерили, в основном, для различных обрядов и ритуалов. Фигурки символизировали стихии и силы природы, всё, чего человек боялся, перед чем благоговел.
Ритуальной, мистической сутью наполняли скульптурные формы в Древнем Египте. В Элладе же статуи и статуэтки стали формой выражения художника, рафинированной эстетикой.
Мода украшать дом статуэтками достигла пика в эпоху барокко, когда скульптура составляла единое целое с архитектурой и живописью.
Статуэтки – от миниатюрных копий прославленных скульптур до сувенирных, привезенных из путешествий кукол – с тех пор не покидают моду и жилища. Даже в советское, неприхотливое время практически в каждой квартире были фигурки пионеров, космонавтов, олимпийских мишек… И, конечно, легендарные слоники, символ уютного, обывательского счастья.
Сегодня статуэток так много, что несложно растеряться: какие из них действительно украсят дом, а какие окажутся лишними? Как и где их лучше расположить?
— Давайте разберемся.
Статуэтки для интерьера: типы и жанры
Прежде всего, давайте уточним, что такое статуэтка. Строго говоря, это скульптура, высота которой не превышает 80 сантиметров, а длина – 1 метр.Подобные вещицы могут иметь культовое предназначение, утилитарное, исключительно декоративное.
К статуэткам относятся копии монументальных шедевров и памятников, сувенирная продукция, этнические поделки, награды, игрушки – солдатики, матрешки, дымковские скоморохи и барыни.
Жанровый ассортимент статуэток или, иными словами, мелкой пластики так же разнообразен, как и большой скульптуры. Они бывают:
- портретные;
- мифологические;
- бытовые;
- исторические;
- символические;
- аллегорические;
- анималистические.
В принципе, названия жанров говорят сами за себя. К портретным статуэткам причисляют бюсты, торсы и фигуры людей, внешность которых хорошо различима.
К мифологическим – изображения персонажей различных легенд и сказаний.
К бытовым – работы, иллюстрирующие обыденные сцены из жизни.
Историческая миниатюрная скульптура посвящена тем или иным событиям, героям.
Символическая и аллегорическая – олицетворяет разные явления, человеческие качества, грехи и добродетели. Несмотря на сходство двух этих жанров, скульптурные аллегории имеют точную, известную всем «расшифровку», а символические более многозначны и трактуются по-разному.
Ну а статуэтки анималистического жанра изображают животных, которые, однако, тоже могут быть и символом, и аллегорией.
Стоит упомянуть ещё и кинетическую скульптуру – так называемые мобили, которые, благодаря пружинным механизмам, создают эффект непрерывности, иллюзию вечного двигателя.
Материалы и особенности
Скульптура потому и самый древний вид изобразительного искусства, что не требует определенного сырья. Для изготовления интерьерных статуэток используют:
- камень – в первую очередь, мрамор;
- глину, фаянс и фарфор;
- металлы и сплавы;
- дерево;
- стекло, хрусталь;
- гипс, алебастр;
- драгоценные и поделочные минералы;
- пластик, резину, другую синтетику.
Прежде чем покупать симпатичную скульптуру или выставлять на обозрение подаренную, ответьте на вопрос: соответствует ли её материал стилю вашего дома?
Возьмем, к примеру, бронзу и мрамор, классическое сырьё для скульптуры, в том числе и малых форм.
Бронза служит для воплощения мужественности, силы и напора. Скажем, бронзовый бюст мыслителя или конная статуэтка военачальника придадут солидности и респектабельности рабочему кабинету, но вряд ли украсят спальню. А мрамор применяется для передачи женского начала, пластичных, нежных форм. Мраморные психеи, наяды и нимфы привнесут в обстановку частицу энергии «инь» и даже немного эротики, но способны нарушить деловой, рациональный порядок.
Универсальными можно считать статуэтки, вырезанные из дерева, миниатюры из фарфора, стекла, алебастра, тусклого металла. Они не будут казаться инородными ни в мужской «берлоге», ни в женском будуаре.
Фактура и стиль
Любой интерьер заиграет выразительными гранями, если добавить в него статуэтки! Главное, чтобы их вид вторил стилистике дома…
Все интерьерные стили в одном списке
Так, статуэтки из мрамора, из бронзы и фарфора будут уместны в классической обстановке, в интерьерах исторических – от неоготики до арт-нуво.Статуэтки из дерева и фаянса взбодрят как современный классический интерьер, так и стиль кантри. А если древесина благородная, экзотическая, то предметы из неё прибавят шика антуражу арт-деко.
Скульптурки из дерева, фарфора и керамики подчеркнут самобытность дома, если он обустроен в японском, китайском, африканском вкусах.
Керамика приживется и в современной квартире, и там, где царствует ретро, а также впишется удачно в меблировку а-ля рюс, прованс, шебби-шик и бохо.
Статуэтки из поделочных камней и минералов внесут толику изысканности в любой, кроме самых новых, сугубо функциональных стилей. Скажем, фигурка кошки из оникса напомнит о Египте, слоник из нефрита перенесет в Индию, танцовщица из яшмы или агата станет восхитительной находкой для влюбленных в арт-деко, а пегас или медведь из розового кварца либо хризопраза подчеркнут обстановку в стиле модерн.
Статуэтки из яркого пластика пригодятся, если речь о стилях ретро, фьюжн; не стоит их прятать, когда хозяевам нравится также задорный, немного ироничный поп-арт.
Поделки из глины, дерева, соломы сделают теплее жилище, обустроенное по-скандинавски.
А лаконичные, абстрактные конструкции из стали, алюминия, меди и стекла, мобили и статуэтки, выполненные в технике стимпанк, придутся по душе почитателям хай-тека, минимализма и техно.
Жанр и стиль
Нелишне напомнить и о сюжетном соответствии. Античные персонажи, герои мифов, а также копии известных мировых монументов обретут достойное место в безупречно классической обстановке, в стилях интерьера, отнесенных к историческим: ренессанс, барокко, рококо, ампир.
Исторические стили — список с фото
С романским интерьером и готикой будет гармонировать миниатюрная скульптура на религиозную тематику: бронзовые или деревянные аллегории божественной любви, покаяния, милосердия, мини-изваяния пророков и ангелов.Статуэтки исторического жанра, бюсты и фигуры полководцев, предметы воинской славы и доблести незаменимы, когда речь о стиле ампир. Точно так же, как барокко и рококо не обойдутся без пастушек, маркиз, китайских мандаринов, амуров, жанровых сценок из раскрашенного фарфора.
Чем современней стиль – тем современней должен быть декор и, в частности, миниатюрная скульптура. Это касается не только материала, но и сюжета. Ни крылатый серафим, ни Геракл, побеждающий льва, ни изящная балерина не впишутся в стили индастриал и хай-тек, помните об этом.
Благоприятная символика
Бытует мнение, что определённые фигурки способны привлекать удачу.
Например, всем известные слоники, выстроенные по ранжиру, отвечают за изобилие, стабильность и успех. А поднятый хобот, инкрустированный камешками или украшенный росписью, станет антенной, принимающей из космоса эманации позитива.
Добрую славу заслужили и каменные лягушки. Пара квакуш у многих народов олицетворяет крепкий, плодовитый брак. А лягушка, увенчанная короной и с высунутым языком, на который кладут монету, сработает, как «ловушка» для денег.
Карьерный рост сулят предметы, напоминающие о движении: самолетики, ракеты, машины, яхты, пароходы… А также фигурка лошади, особенно белой и вздыбленной.
Кошка с приподнятым хвостом и лапой тоже считается знаком удачи. Не зря классические копилки делают в виде котиков.
Чтима и черепаха: согласно фэншую, это мощный талисман, защищающий здоровье домочадцев. Её фигурка может быть из бронзы, меди, керамики, стекла… Из чего угодно, что приемлет стиль жилища.
Ящерица из малахита, сердолика или горного хрусталя тоже подойдет на «должность» защитницы дома – она символизируют мир и целомудрие.
В детской комнате оберегом может стать статуэтка ангела, в спальне – единорог, яркие уточки-мандаринки, пирамида из трех черепах или лебединая пара, в кабинете – амулет карьерного роста. А в прихожей «поселите» петушка или поставьте парусник – эмблемы хороших вестей и гостеприимства.
Отрицательная символика
Есть ли статуэтки с негативным зарядом?
Весьма осторожно следует относиться к культовым предметам. Особенно если они связаны с чуждыми для нас вероучениями. Речь, например, об африканских масках, диковинных божках и других, казалось бы, безобидных безделушках. Мы не знаем, для каких целей предназначены эти изображения, в каких обрядах они используются. Во всяком случае, о разрушительной силе подобной атрибутики написано и снято немало жутких триллеров…
Психологи предупреждают, что источником проблем могут стать фигурки хищных зверей с разинутыми пастями, чудовищ, химер, скульптурные изображения режущего, колющего оружия. Такие вещи пробуждают агрессию и способны провоцировать подавленность, тревогу, вспышки гнева.
Открытым остается вопрос о предметах с богатой, но неизвестной историей. Да, старинные, антикварные штучки – это престижно, но не всегда безопасно. Никто ведь не знает, в каких руках они побывали, чьи «токи» и мысли впитали в себя.
Как и где размещать статуэтки
Каминная полка, консольный и журнальный столики, комод, буфет, шкаф-витрина, стеллаж, настенная полка и даже подоконник…
Расположение фигурок зависит от набора мебели, который, в свою очередь, диктуется стилистикой помещения.
Полка над камином – вариант классический, как и столешница комода в спальне. Но в современных домах может не быть ни того, ни другого.
— Не беда, разместите скульптурки на полках, оснащенных диодной подсветкой и встроенных в нишу.
Любимую коллекцию (допустим, фигурки нэцкэ) лучше расставить в специальной, подсвеченной витрине: такой прием будет свидетельствовать об эксклюзивности статуэток, их музейном статусе.
Крупные, заметные фигурки и композиции можно расположить на полу – там, где они будут хорошо просматриваться, но при этом никому не мешать. Скульптуре, обладающей несомненной художественной ценностью, лучше стоять обособленно – это сделает её самостоятельным предметом интерьера, стильным арт-объектом.
Чем массивнее, дороже статуэтка, – тем меньше она нуждается в компании, в поддержке других элементов декора.
Мелкие фигурки желательно группировать, создавать из них логичные и живописные «коллективы». В последнем случае не обойтись без идеи, которая свяжет сувениры концептуально. Это может быть общий жанр, материал, техника, единая тематика или, наконец, одна эпоха.
***
Хотите рассказать о себе, не прибегая к словам?
— Статуэтки помогут!
Ученый муж совсем не скучен, если на его столе – комичный экземпляр авторства Гильермо Форчино. Строгая бизнес-леди – женственна и ранима, если «завела» фарфоровую кошечку. А тот, кто кажется простофилей, совсем непрост, если собирает болванчиков работы Шемякина.
Про рисование фигуры в интерьере и диатипию: strg_circle — LiveJournal
Задание для групп по вторникам и средам.
Дано: Три занятия с моделью.
Задача: Рисовать модель с привязкой к среде, сознательно выбирая для каждого листа фокус внимания.
Это такое задние для натурной группы, где о рисовании натуры как таковой мы говорим меньше всего. Зато много говорим о композиции, организации листа и пространстве. В отличии от обычных занятий, когда фигура человека является объектом изучения как форма, как механизм или как набор ракурсов, здесь она только одна из форм. В задачу каждого участника входит не только самостоятельный и осмысленный выбор композиции, соотношения фигуры и окружения по массам, но и выбор акцента. Фокусироваться можно на любом плане из трёх, и не обязательно это должна быть фигура. Главное в листе выделяется, рисуется более материальным, плотным, а всё остальное пропускается, не взирая на красивость, сложность или объёмность. Задача в гармоничном соподчинении частей при неочевидном выборе фокуса внимания.
На первом занятии каждый рисовал любым выбранным материалом, а на двух других работали в технике диатипии. Вот тут я уже рассказывал подробно о технологии, не буду повторяться. Диатипия прекрасно подходит к этому заданию, так как разнообразные по силе и качествам фактуры предоставляют широкие возможности для организации листа. Но не все смогли совместить выполнение трудного задания с пробой новой техники, поэтому часть этих работ получилась про фигуру в интерьере, а часть — про диатипию как таковую.
Вот тут можно посмотреть работы по этому заданию, сделанные полтора года назад.
А вот что получилось в этот раз:
Валя:
Даша:
Игорь:
Наташа:
Оля:
Другая Оля:
Полина:
Света:
Геометрические фигуры в интерьере
Каждый дизайнерский стиль отличается определенными особенностями. И в современных жанрах часто используют геометрические принты. Их можно использовать в качестве основного мотива, акцента или обычного предмета декорации. Давайте рассмотрим самые интересные примеры использования геометрических принтов в интерьере.

Философия зигзага
Наверное, зигзаг является самым популярным принтом на сегодняшний день. Узор произошел из Скандинавии, понравился многим людям и стал очень популярным среди дизайнеров и модельеров благодаря своей необычности.
Порой цвета сочетают между собой, поскольку контрастные варианты смотрятся очень стильно. Художественнаягеометрия также выглядит очень эффективно.

Геометрия в интерьере
Кроме зигзагов и используются и другие узоры. Например, абстракция с правильной формой. Гармоничное сочетание оттенков позволяет окрасить в подобные принты как потолки, так и стены.
Но важно придерживаться стиля комнаты, чтобы геометрическая фигура сочеталась с жанром. В процессе использования геометрии нужно обращать внимание на то, как хорошо сочетаются основные цвета в комнате и на принте.
Геометрические узоры могут быть дополнены объемными элементами.
Порой можно использовать и рискованные варианты. В помещении может быть разная геометрия. Это касается не только зигзагов и линий. Если вам не нравятся смелые решения, вы можете выбрать классические.

Как правильно использовать геометрию
Нам помогут следующие правила:
- Если нужно вытянуть потолок, выбираем обои с вертикальными полосками.
- Если мы хотим сделать комнату шире, нам пригодятся обои с горизонтальной полоской.
- Для вытягивания потолка также подойдут ромбы или квадраты (любые фигуры и углами).
- Важно, чтобы геометрические фигуры не были слишкомбольшими, иначе мы не сможем добиться того, что хотим.
- Если вы выбрали принт, постарайтесь найти в нем главную фигуру. Возможно, это квадрат или прямоугольник. Следует повторить эту фигуру в других предметах интерьера – мебель и декор.
- Помните, что переизбыток некоторых фигур может вызвать дискомфорт. Обычно это касается треугольника. А вот квадрат и круг никак не влияют на наше самочувствие.
- Придерживайтесь пропорций. Крупные узоры боле подойдут для большой мебели. Маленькие же для предметов декорации.
- Выбирайте предметы декорации так, чтобы вы могли их заменить, если геометрический интерьер вам надоест или перестанет быть модным.
- Попробуйте сделать одну и ту же геометрическуюфигуру разных размеров. Например, на одном узоре она меленькая, на другом больше, а на последнем еще больше.
Что именно можно сделать
Разнообразить интерьер поможет следующее:
- Использование обоев с принтами только для одной стены.
- Оформление стен.
- Использование кухни с геометрическими узорами на кухне.
- Подбор мебели с геометрическими принтами.
- Не забываем о предметах декорации – подушки и занавески.

Создаем античные фигуры для интерьера
В этом мастер-классе хочу рассказать, как можно сделать античные фигуры для интерьера. Эти фигуры похожи на скульптуры , но с задней стороны они плоские и в последствии их можно приклеить на стену. Мастер-класс предполагает некоторые навыки работы со штукатуркой , но я думаю , если человек захочет сделать что-то подобное. Он сделает! Итак начнем!
Из инструментов — лобзик , шпателя , мастихины, губка и кисти.
Сначала на гипсокартоне рисуем эскиз будущей скульптуры. Можно использовать копировальную бумагу.
Лобзиком вырезаем фигуру по контуру.
Вот такие контуры получились. У меня фигуры в рост человека (170 см ), такой был заказ.
Под фигуры подставляем жесткий лист (у меня ДСП), для того чтобы фигуры не провисли. От шпатлевки гипсокартон становится влажным и может выгнуться. Начинаем наносить объем на наши фигуры. Берем небольшие куски гипсокартона немного срезаем края и приклеиваем на разведенную шпатлевку «Блик» в нужных местах. Например на ногу, которая выступает вперед ,приклеиваем удлиненные куски гипсокартона, а на домру овальный кусок. Добавляем куски гипсокартона, пока не добьемся нужного объема.
Фото поближе.
Сверху замазываем шпатлевкой и немного выравниваем, создавая нужные формы.
Вот так кусочек за кусочком у нас получаются хорошие формы.
Нанесла шпатлевку и на другую фигуру. У «мужчины» начала формировать лицо и руки. Волосы получаются путем нанесения массы небольшими частями немного размазывая и вытягивая.
На лицо накладываем шпатлевку толстым слоем (без гипсокартона) , примерно формируя глаза, рот, нос. Затем наносим шпатлевку на тело волнообразно, создавая складки одежды.
С помощью резцов по дереву оформляем лицо, срезая лишнюю шпатлевку. Так же поступаем с руками и другими частями тела.
Фигуры подготовлены для шлифовки.
Мелкозернистой шкуркой шлифуем фигуры до гладкости.
Теперь покрываем фигуры акриловым лаком (немного разведенным водой). Это нужно для того, чтобы фигуры стали гладкими и было проще колеровать их впоследствии. В качестве колера я взяла акриловую золотую эмаль. Наносим ее на подготовленную фигуру и сразу лишнее стираем влажной губкой. Золото должно остаться только в глубоких местах, создавая тень.
Фигуры готовы и установлены в подготовленные для них ниши.
На этом мастер-класс закончен. До новых встреч!
Зарисовки с натуры — фигура человека в интерьере.
Осенью я показывала рисунки своих первоклассников, сделанные тушью, теперь хочу показать несколько зарисовок, которые сделали в начале второго полугодия мои ученики постарше. Сделаны рисунки в школьных классах, оформленных к новогоднему празднеству.
Рисунки эти сделаны на тёмной бумаге, чёрной гуашью и белилами, формат А -II, примерно. Я для начала советовала детям не слишком разводить краски — как бы «считая до трёх» ( средний тон = бумага). Но можно было и дополнительные тональные шаги добавить — разведя краску жиже, или даже за счёт этакой штриховки кистью.
Этот рисунок сделала девочка 14 лет, занимается она у нас в школе второй год
Этой девочке тоже 14, но в школе она уже четвёртый год занимается — две её работы:
Второй рисунок не совсем закончен, и пропорции менее точны — но при этом сама фигура одноклассницы намечена как- то пластичнее, живее, по-моему.
Следующие два рисунка — девочки 13 лет, тоже учащейся четвёртый год
Она вообще цепко рисует, но тут одну фигуру избразила, без окружения — за что пришлось мне ей оценку чуть-чуть снизить…
Второй её рисунок сделан не краской, а акварельными карандашами :
Сдедующий рисунок — опять девочки 13 лет, четвёртый год в школе
И две работы девочки 13 лет, занимающейся у нас уже вообще шестой год
В этой работе, где много внимания она уделила интерьеру — много дополнительных серых… мне, честно говоря, нравится больше более лаконичный её рисунок:
И последний рисунок — девочки 13 лет, но младше других, учащейся третий год, рисовавшей до этого года человека совсем не цепко, а в этом году зарисовавшей лучше:
Скульптура в интерьере – концепция размещения
Скульптура, как арт объект, в интерьере исполняет исключительно декоративную роль. Отличительным свойством скульптурных композиций считается их способность к рассекречиванию внутреннего мира владельца жилья, наличия вкуса, индивидуальности, либо полного его отсутствия.
Статуи следует эффектно преподнести, поэтому их размещение скрупулезно продумывается.
Для этого специально высвобождается пространство, или композицией заполняется большая пустующая площадь, создающая впечатление пустоты. Чем меньше статуэтка, тем большей площади ей требуется. Также скульптурам необходим хороший источник освещения и качественная подсветка заднего фона.
Скульптура в интерьере должна идеально сочетаться не только с декором и отделочными материалами, но и с направлением стиля жилого помещения. Смешение предметов, выполненных в различных стилях допустимо исключительно в винтажных или эклектических интерьерах, либо при создании стиля фьюжн.
Отражение стиля
Скульптуру относят к дорогим, броским и характерным аксессуарам. С их помощью стараются выразить внутренний мир, подчеркнуть индивидуальность, раскрыть атмосферу пространства. Скульптуры для домашнего интерьера подбирают тщательно и скрупулезно, согласуя со стилем и образом жизни.
Устанавливая арт-объект, важно добиться гармонизации окружающей обстановки с произведением искусства. Здесь определенную роль играют ни сколько размеры, сколько визуальное восприятие скульптуры – его внешний вид, характер, отраженные мотивы и материал самого объекта. Это может быть композиция из абстрактных фигур или образ фантастического животного.
Скульптура прекрасно передает красоту обнаженного человеческого тела, но не для каждого интерьера предназначены подобные статуи периода античности. Решающим фактором в выборе изваяний был и остается стиль помещения:
- Для обстановки в классическом стиле характерна установка бюстов выдающихся личностей, античные скульптуры. Стены украшаются гипсовыми масками известных людей.
- Стиль прованс характеризуется подборкой небольших и средних размеров фигурок из фарфора – ангелочков, романтических пастушек.
- В комнате, оформленной в русском стиле, непревзойденно смотрится гжельская техника рядом с примитивными глиняными фигурками и деревянными матрешками.
- Стиль Востока олицетворяет фигурка бронзового Будды, костяные фигуры мистических существ – драконов из древних мифов и легенд.
- Минимализм находит свое отражение в бронзовых и металлических фигурах плавных лаконичных форм.
Для декорирования интерьера нередко используют керамические статуэтки, олицетворяющие человека или реального животного. Для создании современного стиля допустима абстракция или копия музейного шедевра, что непозволительно в отношении живописи.
Помещение для арт-объекта
Художественное произведение, будь то живопись, скульптура или декоративно-прикладные объекты, избранные в качестве аксессуаров, должны найти свое месторасположение в помещении, не нарушая при этом концепцию общей гармонизации пространства.
Скульптуры и скульптурные композиции устанавливаются в комнатах в зависимости от их функциональной нагрузки:
- Инсталлировать бюст, а также статую больших или средних размеров лучше в гостиной. В просторной комнате достаточно одного трехмерного арт-объекта, иначе гостиная может превратиться в филиал городского музея. Для небольшой гостиной ограничиваются одной или двумя композициями из небольших тематических статуэток, отвечающих стилю помещения.
- Для просторной спальной комнаты выбирают статуи средних размеров, и не более двух – с каждой стороны кровати со стороны ног. Миниатюрную композицию в полном соответствии со стилем арт-объекта, помещают на туалетный столик.
- Кабинет имеет особый статус, и самым удачным арт-объектом для его оформления считается бронзовый бюст. Образ значимой личности устанавливается на столе, или на специально отведенной полке, чтобы всегда попадать в поле зрения посетителя. В просторных кабинетах можно установить скульптуру среднего размера. Ее выбор зависит от стилевой направленности кабинетной комнаты.
- Детская не нуждается в гротескных фигурах. Но для эстетического развития ребенка можно подобрать соответствующие возрасту художественные произведения – маски на стену, или этнические скульптуры для комнаты подростка. Если только он в них заинтересован.
Арт-обект в комнате устанавливается так, чтобы к нему был свободный доступ, скульптура не загромождала пространство, а человек в ее присутствии чувствовал себя комфортно.
Воплощение жанра
По утверждениям дизайнеров, добиться эффектного расположения композиции можно в двух случаях. Первый способ – это традиционный путь, в котором дорогой аксессуар не перечет стилю интерьера комнаты или квартиры в целом. И второй, путь эксперимента. Иногда экзотический аксессуар способен преломить стилевую линию, создавая новый, совершенно неожиданный облик в помещении.
Большие и малые формы отлично вписываются в этническое или классическое направление. Но искусство, как и прогресс, не стоит на месте. Современная скульптура заняла свою нишу в интерьере, выполненном в стиле техно, хай-тек, модерн и минимализм.
Жанр этого вида искусства самый разнообразный. Здесь находят отражение аллегорические и мифологические сюжеты. Модели анималистических и бытовых сцен в объемной форме и цвете, созданные из нетипичных материалов.
Декорируя комнату, в первую очередь следует определиться с формами, которыми будут обладать декоративные скульптуры – круглые, рельефные, горельефные или барельефные композиции. Будет ли это одиночная статуя, бюст или композиционная группа.
Сюжетная линия крайне важна для оформления помещения. Здесь различают анималистические и человеческие фигуры, сцены исторического или мифологического плана. Весьма интересны скульптуры-символы – изображение трех обезьян или змеи, кусающей себя за хвост.
Исходя из величины арт-объекта, скульптуры различают, как напольные, настольные и настенные. Для небольших статуэток в комнате отводятся полки и определенные участки на поверхности мебели. Большие фигуры устанавливаются в углах или вдоль стен комнаты. В просторных помещениях вариации на тему инсталляции скульптурных композиций могут быть самыми неожиданными.
Разнообразие материалов
Техника изготовления статуй и статуэток самая различная – литье, лепка, чеканка, ковка, высекание. Также различны материалы для изготовления. Гипсовые, керамические, каменные и деревянные статуи пользуются популярностью у владельцев имений и частных домов.
Металлические конструкции арт-объектов, созданных из стали, чугуна, а также сплавов – бронзы, латуни и меди, украшают дома и квартиры современного стиля:
Изящные статуэтки, вырезанные из драгоценных камней, золота, серебра, слоновой кости, наполняют интерьеры, созданные в духе нетленной классики и этно-стиля.
Просторные парадные залы апартаментов в античном стиле украшают гипсовые статуи. Позы гипсовых фигур могут быть самыми различными – сидящими на стуле или в кресле, помещенные в специально созданной нише, размещенными на стене в обрамлении дорогого багета.
Современная гипсовая фигура, если ее размер достигает метра в высоту, устанавливается на постамент, до полуметра – размещается на каминной полке, а миниатюрам и коллекционным предметам в квартире предоставляются специальные стеллажи. Полки шкафов в обязательном порядке оснащают дополнительной подсветкой, чтобы посетители могли со всех сторон рассмотреть и оценить произведение искусства.
Монументальная скульптура приобретается исключительно для дома. Крупногабаритные скульптуры не рекомендуется использовать в качестве декора даже в современных просторных квартирах. Но этот вопрос лежит в компетенции исключительно владельца жилья. Здесь самым важным вопросом считается создание гармоничного интерьера, сочетающего обстановку с предметами изобразительного искусства.
Небольшой видеоролик о гармоничном размещении скульптур и статуэток в интерьере:
что, как, зачем Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре
3 сентября 2013 г.
Современный интерьер отличается плюрализмом невероятного размаха – в нем прекрасно уживается система «умный дом» и текстиль ручной выделки, брендовый диван всемирно известного дизайнера и бабушкин буфет со стеклянными вставочками, бытовая техника почти космического уровня и авторские произведения искусства. Фото на заставке: работа скульптора Олега Киевского ( Москва)
Инсталляция Тани Колпаковой «Искусство в вашем доме»
Скульптура и графика Андрея Антонова
Инсталляция Тани Колпаковой. Скульптура Юрия Крылова
Бронзовая скульптура Андрея Антонова
Малая пластика Андрея Чернышова
Скульптурная люстра от Brand van Egmond в проекте Ольги Араповой
Кованый светильник Brand van Egmond в интерьере Ольги Араповой
Современный интерьер отличается плюрализмом невероятного размаха – в нем прекрасно уживается система «умный дом» и текстиль ручной выделки, брендовый диван всемирно известного дизайнера и бабушкин буфет со стеклянными вставочками, бытовая техника почти космического уровня и авторские произведения искусства.
Фото на заставке: работа скульптора Олега Киевского ( Москва)
После всякого рода революций – социальных, технических и эстетических – искусство вернулось в нашу повседневную среду обитания. Десятилетия вынужденной аскезы не уничтожили в человеке тягу к прекрасному, и как только 12 квадратных метров на душу населения перестали быть жилищной нормой, в современном доме появилось искусство.
Однако, если живопись так или иначе находит путь к сердцам и жилищам людей, то скульптура в интерьере встречается нечасто. Сразу отметим, что речь не идет о декоративной пластике и предметах под общим именем « интерьерные аксессуары»: разножанровые декоративные статуэтки и эффектные трехмерные объекты легко входят в наше предметное окружение.
А вот станковая скульптура – скорее исключение, чем тренд. Хотя какие-нибудь сто лет назад скульптурные произведения украшали не только дворцы, но и более скромные интерьеры. Мраморные или бронзовые бюсты и фигуры, скульптурная анималистика, символические и аллегорические изображения находили место как в парадных, так и приватных зонах жилища: в кабинетах и гостиных, каминных и бильярдных комнатах, столовых, холлах и спальнях.
Но сегодня традиция скульптурного убранства дома не спешит возвращаться, а почетные места в интерьере занимают живописные и прикладные работы. Возможно, это объясняется тем, что живописи достаточно плоскости стены, а скульптура требует пространства. И не всегда в современной квартире или доме найдется место, где хозяева готовы «поселить» скульптурное изображение.
Чтобы приобрести станковую скульптуру, недостаточно желания и денег: нужно пересмотреть возможности существующего пространства, создать для нее новое или заложить присутствие скульптуры на стадии проектирования интерьера.
И вообще, насколько и в каких случаях скульптура уместна и даже необходима в современном жилом интерьере? Как она взаимодействует с ним? Какова ее роль и место? Каких особых условий она требует – или не требует? Кто и зачем покупает скульптуру? Или не покупает и почему?
А может, время станковой скульптуры ушло безвозвратно?
Мы решили выяснить все эти вопросы у людей, которые связаны со скульптурой. В числе наших экспертов – известные скульпторы, дизайнеры, искусствоведы и галеристы Екатеринбурга.
Ответы мы получили разные, иногда прямо противоположные, но в каждом случае – искренние, заинтересованные и очень профессиональные.Андрей Чернышов , скульптор
Юрий Крылов , скульптор, профессор УГАХА
Ольга Арапова , дизайнер
Елена Крутских , дизайнер
Мария Койра , дизайнер
Таня Колпакова , дизайнер
Игорь Аболин , Открытый аукцион «Татьянин день»
Анатолий Михуля-Морозов , «Белая Галерея»
Скульптура в жилом пространстве: обстоятельства места
Ольга Арапова, дизайнер
– Мне кажется, в современном мире мы не можем позволить себе скульптуру в интерьере. Даже богатые люди сегодня строят маленькие дома, никто не строит дворцов, в которых исторически обитала станковая пластика.
Ведь мало купить и установить скульптурное произведение – нужно еще заложить десяток или, пожалуй, несколько десятков квадратных метров для его полноценного восприятия. Круглая скульптура требует пространства, в котором она могла бы явить всю свою красоту. А кроме того, нужна свобода безопасного передвижения людей, если мы говорим о жилом интерьере.
Андрей Чернышов, скульптор
– Если говорить о скульптурных произведениях в современном жилом пространстве, то по большому счету для создания интерьера скульптура не нужна. Дизайнер реализует проект, выполняет свою задачу и не хочет нажить себе дополнительных трудностей, связываясь с художественным произведением.
Единицы дизайнеров хотят создать интерьер, которым можно блеснуть, в основном же проекты похожи друг на друга, потому что укомплектованы более или менее одинаковыми материалами. И это пока всех устраивает.
Мария Койра, дизайнер
– Совершенно согласна с тем, что в современных квартирах зачастую нет места для скульптуры, в отличие от живописи, для которой стена всегда найдется. Объемная пластика может существовать в жилом интерьере, если это дома и коттеджи большой площади.
Скульптура в частном интерьере возможна, но при этом и клиент должен иметь потребность в ней. Ведь созерцать прекрасное хочется тогда, когда все остальное в порядке.
Таня Колпакова, дизайнер
– Как и любой другой вид искусства, скульптура для меня не является чем-то особенным и требующим специальных условий. В восприятии любого искусства важно одно – любить его, хотеть его, чувствовать и понимать.
Да, скульптура требует немного больше места, но она дает другие ощущения и возможности. Она может жить в вашем доме: на комоде и на полу, на камине и книжной полке, на специальном постаменте и просто на письменном столе. Сопровождая вас повсюду, она не требует стены и гвоздя.
Как ввести скульптуру в интерьер: обстоятельства действия
Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»
– Скульптуру сегодня покупают редко, и с чем это связано – можно попытаться выяснить или предположить. И дело не только в том, что скульптуре необходимо пространство, которое все стараются экономить в любом интерьере, будь то квартира или особняк. Ее можно экспонировать на любой площади, если делать это грамотно.
За время моей работы у нас было продано очень немного скульптуры. В нашей постоянной экспозиции есть разные произведения пластики: небольшие бронзовые фигурки, несколько торсов из дерева, коллекция латунных собак. Вот, пожалуй, и все. А на торги мы выставляем только живопись и графику.
Елена Крутских, дизайнер
– Скульптура всегда интересна в любом интерьере. Даже в небольшой квартире можно поставить бюст на пьедестале или абстрактную форму, ведь она – тоже скульптура. Само собой разумеется, что нужно большое пространство.
В своей дизайнерской практике нам приходилось использовать различные скульптуры в проектах. Так, в классический интерьер домашней библиотеки хорошо вписалась двухметровая абстрактная фигура.
Мария Койра, дизайнер
– К вопросу, в какой интерьер – какая скульптура? Да в любой интерьер можно подобрать соответствующую. Я неравнодушна к современным минималистичным интерьерам, где много воздуха, и в такое пространство я бы подобрала какую-нибудь странную скульптуру, возможно, абстрактную.
В моей практике еще не было ситуации подбора скульптуры, но как-то заказчик спрашивал, что поставить в кабинете. Думаю, не обязательно закладывать конкретную скульптуру на стадии дизайн-проекта, если ей отводится второстепенная роль. Если же это немаловажная или даже ключевая деталь интерьера, хоть и с декоративной функцией, то в таком сценарии нужно все продумать заранее.
Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»
– На мой взгляд, приобретение и размещение в интерьере любого объема – скульптуры, вазы, рельефа, авторской куклы – дело очень интимное. Зритель и произведение искусства должны слиться в душевное единство… Особенно это относится к станковой скульптуре. Ибо зрители – возможные владельцы – имеют свойство ее одушевлять.
И если смогут «договориться», то скульптурное произведение обретет владельца надолго, оно станет частью того пространства, где будет жить вместе с домочадцами. Расстаться со скульптурой потом будет очень трудно – она становится частью быта и бытия.
Знаю это по своему опыту и опыту других собирателей: картины имеют свойство кочевать по стенам, а скульптура, однажды заняв «свое» место, уже его не меняет.
Скульптура как вид искусства: обстоятельства времени
Юрий Крылов, скульптор
– Если сделать беглый исторический обзор, то в частном интерьере скульптура появилась еще в эпоху Рима. В Средневековье произошел провал по религиозным причинам и новый взлет скульптуры – это уже Возрождение. Скульптура стала частью европейской дворцовой жизни, а затем появилась и в жилищах горожан.
В Европе эта традиция не прерывалась никогда, у нас же в силу общеизвестных причин скульптура выродилась в идеологическую: памятники по всей стране и бюсты вождей в каждом советском доме. Скульптура как вид искусства не могла развиваться, постоянно находясь под давлением разного рода обстоятельств.
И вдруг произошло нечто такое, что могло бы «оживить» скульптуру! Когда пришли «малиновые» 90-е и художники остались без работы, вдруг потребовались какие-то необыкновенные горшки, чтобы не такие, как у соседа, садовые гномики, фонтаны, портреты.
И вроде бы – ура! Но началось приспосабливание искусства к обстоятельствам, что не могло не отразиться на качестве скульптурных произведений.
Елена Крутских, дизайнер
— Да, в Европе традиционно скульптура – часть интерьера, придающая пространству особое значение и элегантность. В европейских интерьерах присутствует много абстрактных форм больших размеров. Чаще, конечно, в общественных, но и в частных домах можно увидеть скульптуру, иногда отдельные части пластичных форм.
Если говорить о присутствии скульптуры в современном интерьере, то, на мой взгляд, здесь более уместна абстрактная пластика. Она органично впишется в минималистский интерьер, а классический смягчит и добавит в него особый штрих.
Таня Колпакова, дизайнер
– Скульптурой можно любоваться со всех сторон, ее можно поворачивать, трогать, держать в руках, если она небольшого размера, носить или возить с собой. Она почти живая! Иногда с ней можно поговорить или послушать музыку, почитать, а еще просто жить рядом с ней. И восхищаться.
Сделанная из шамота, гипса или бронзы, настоящая скульптура вызывает огромное количество чувств. Сначала поражает форма, потом детали, пластика, мастерство и идея мастера… Хотя, у всех по-разному получается влюбиться в скульптуру. А без любви в нашем доме не будет жить искусство. НИКАКОЕ!
Вопрос «цена-качество»: что почем и почему?
Ольга Арапова, дизайнер
– Хочу заметить, что площадь – не единственное препятствие для введения скульптуры в повседневную среду человека. Мне кажется, у нас в городе трудно найти скульптуру, которую безоговорочно хотелось бы иметь в доме.
Есть несколько авторов, чьи работы – при всем моем уважении к ним – я не могу взять ни в один свой в проект. Одни слишком брутальны для интерьера, другие чрезмерно гламурны, что-то не подходит по масштабу, а что-то просто находится для меня вне зоны эстетических характеристик.
И еще один немаловажный аспект – цена. Я понимаю, что труд скульптора дорогого стоит, но когда, например, с одной формы делают серию отливок и все продают по одной, очень высокой цене уникального произведения – это уже тираж. Тогда и стоить работа должна соответственно.
Юрий Крылов, скульптор
– Как же определить ценность и цену скульптуры? Кто оценит? Сколько это стоит и нужно ли это вообще? Как делать оценку для покупателя? Кого можно считать авторитетным специалистом в этом вопросе?
На Западе богатые люди покупают у известных галеристов, которые дорожат своей репутацией на рынке. У нас такого нет. Если даже человек захочет купить скульптуру, он абсолютно не защищен. Нет ориентира, по которому можно определить, что хорошо, а что плохо.
Анатолий Михуля-Морозов, «Белая Галерея»
– Сегодня у нас очень востребована антикварная камерная пластика, и все, что предлагает рынок, практически раскуплено: скульптура ар нуво с ее тончайшей проработкой, этническая скульптура разной географии из дерева, кости, камня. Все эти вещи приобретают люди, которые понимают скульптуру, чувствуют материал и ценят мастерство обработки.
Ведь скульптура – это, в первую очередь, материал. Мрамор, бронза, которые прошли проверку временем и остаются классическими материалами для создания станковой скульптуры.
В Екатеринбурге ситуация с покупкой скульптуры, я бы сказал, невнятная. За время моей галерейной практики удалось продать одну объемную вещь – это была скульптура из металла, трансформирующаяся в мангал.
О льга Арапова, дизайнер
– Если скульпторы хотят «продаваться», им самим придется изменить свой подход к скульптуре и ее судьбе, пойти « в народ» и сделать что-то, чтобы их искусство было востребовано.
И не обязательно это должна быть станковая скульптура в энциклопедическом смысле, пусть это будет вещь с неким прикладным смыслом. Как это делают, например, Бранд и ван Эгмонт в своих уникальных скульптурах-светильниках, всякий раз предлагая новую версию даже на базе существующей модели.
Скульптура в исторической перспективе: вчера, сегодня – а завтра?
Андрей Чернышов, скульптор
– Почему станковая скульптура так плохо востребована? Сегодня, кроме малой пластики, существует огромное разнообразие видов и форм искусства. Современный человек интересуется больше какими-то визуальными эффектами. К сожалению или к счастью, но классическая скульптура себя просто исчерпала в тех темах, сюжетах и материалах, в которых она традиционно существовала.
Она должна стать иной, откликаться на требования времени, а художник должен чувствовать, что нужно обществу. Надо создавать современные формы, использовать новую тематику, экспериментировать с материалом. И в этом смысле малая пластика дает широчайшие возможности.
Юрий Крылов, скульптор
– Опять же, так исторически сложилось, что в Екатеринбурге очень хорошо развита живопись, графика, ювелирка, и об этом много и хорошо писали искусствоведы.
У нас часто скульптуру путают с Каслинским литьем, однако, этот художественный феномен имеет мало отношения к скульптуре – это, прежде всего, мастерство литейщиков, мужиков с хорошими руками.
А скульптуры как таковой на Урале не знают. Единственная сохранившаяся у нас настоящая скульптура – это памятник Свердлову, нравится вам это или нет. Не будем касаться идеологической стороны, но если говорить о скульптуре как искусстве, то ее автором был академик, настоящий мастер из Петербурга.
И как произведение искусства эта работа – самая лучшая, качественно отлитая, идеально вписанная в городскую среду.
Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»
– На мой взгляд, причина невостребованности скульптуры скорее психологическая. В эпоху тотальной «гаджетизации» люди привыкли к плоскому изображению мира, они живут в виртуальной реальности и, похоже, уже просто боятся пространства и объема, не умеют с ними взаимодействовать.
Станковая скульптура исторически – это, прежде всего, изображение человека, пусть даже и стилизованное. Она всегда воспевала красоту человеческого тела в мраморе и бронзе.
Сегодня люди, выросшие на фильмах ужасов, относятся к антропоморфной пластике в своем доме с опаской. И если уж решаются ввести в интерьер скульптурное произведение, то это чаще какая-то абстрактная вещь.
Андрей Чернышов, скульптор
– Осмелюсь предположить, что скульптура будет развиваться все же по неким проектам. К примеру, я предлагал в коттедж бронзовую пластику, что называется, в комплекте: от звонка на входной двери и элементов с темой в интерьере до круглой скульптуры и мельчайших декоративных деталей.
Это уже было в эпоху ар нуво – идеальный пример того, как органично пластика может быть связана с интерьером. Такой же проектный подход я использую, когда работаю над скульптурным оформлением различных зон в интерьере – холлов, гостиных, ванных комнат.
Авторскую скульптуру – в дизайнерские интерьеры!
Мария Койра, дизайнер
– Мне кажется, сегодня у нас не налажены отношения между скульптором и заказчиком, и необходимы иные варианты этой связи. Может быть, делать выставки в торговых центрах, создать фотобанк или единую интернет-площадку с описанием произведений скульптуры для дизайнеров, и не только.
Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»
– Если говорить о введении скульптуры в современный интерьер, то это могли бы делать проектирующие дизайнеры. Они работают с пространством, цветом, светом – им и карты в руки!
Но, к сожалению, нежелание или недостаточная информированность дизайнеров пока не делает скульптуру важным предметом интерьера.
Мария Койра, дизайнер
– Одно время я считала, что в моих проектах пространство огранизовано так, что заказчик может смело вводить сюда любую скульптуру, живопись – и все будет хорошо. Оказалось, что нет! В дизайнерские интерьеры лучше подбирать эти объекты самому дизайнеру.
Андрей Чернышов, скульптор
– Как правило, скульптура в интерьер попадает случайно: ее приобретает сам хозяин после того, как дизайнер сдает ему объект, или вводит художник-декоратор по своему усмотрению. И чаще это бывает далеко не авторское произведение, а какой-нибудь китайский ширпотреб: при сегодняшней глобализации можно купить все в любом стиле по доступной цене.
Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»
– А может, в этом виновата сама современная скульптура? Она не находит места в жилом пространстве, потому что зачастую груба, лишена изящества и выполнена в промежуточных материалах? Как галерист я мечтаю о том, чтобы появился скульптор и принес нам работы, в которых была бы интересная идея и ее достойное пластическое решение в бронзе или мраморе, с проработанными деталями, размером 30-40 см.
Я уверен, такие вещи нашли бы своего покупателя и украсили его дом. А пока, увы…