Фонтен и персье: Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура

Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Французский архитектор Персье Шарль (Percier Charles) обучался искусству зодчества первоначально у А.Ф. Пера в Париже, в 1786-1792 изучал античное зодчество в Риме, а также творчество Джакомо Виньолы, Бальдассаре Перуцци, Джованни Баттиста Пиранези. Персье работал в основном в Париже, вместе с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (с которым сотрудничал в 1794-1814), был ведущим мастером стиля ампир, законодателем вкуса в эпоху империи Наполеона I.

Персье Шарль
Французский архитектор

Триумфальная арка
Площадь Каррузель, Париж

Замок Мальмезон
Перестройка Персье и Фонтена

Совместные произведения архитекторов Персье и Фонтена (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; проекты мебели, декоративного убранства интерьеров, оформление празднеств), возрождающие мотивы древнеримской архитектуры, отличаются внушительной, несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к осуществлению синтеза архитектуры и декоративного искусства.

Шарль Персье (1764–1838) и Франсуа Фонтен (Francois Fontaine) (1762–1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводят античную арку Ceптимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее – на площади Каррузель, до наших дней не сохранившейся, 1806–1807) в Париже. Триумфальная арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь побед Наполеона. В центре наверху арки были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с венецианского собора Сан-Марко (квадрига коней была возвращена Италии после разгрома войск Наполеона при Ватерлоо в 1815 году). В настоящее время триумфальная арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира.

Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки – кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.

Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности.

Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего – противоборствующие: романтизм и классицизм.

История зарубежного искусства ►

Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонард Фонтен: стиль ампир • Архитектура

Церковь Св. Марии Магдалины

Работы по отделке дома банкира М. Рекамье, предпринятые французскими архитекторами Персье и Фонтеном, дали рождение новому стилю, соответствовавшему воинственным настроениям той эпохи и вкусам Наполеона I. Во дворце Мальмезон Наполеон позволил архитекторам отделывать апартаменты по своему усмотрению. Фонтен пишет о Палате Совета во дворце Мальмезон, над убранством которой он работал вместе с Персье:

«Кажется удобным принять… форму шатра, поддерживаемого пиками, пучки листьев ликтора и штандарты, между [которыми] висит трофейное оружие, которое вполне могло бы принадлежать самым знаменитым воинам в мире»

Архитекторы уделяют внимание не только конструкции, но и мебели:

«Конструкция и отделка тесно взаимосвязаны; и, если они перестают казаться таковыми, значит, в общей концепции допущена ошибка… Мебель — слишком важная часть дизайна интерьера, чтобы архитектор не придавал ей значения»2.

Стиль ампир нравился далеко не всем. Мадам Жанлис, язвительно отзывавшаяся обо всех новинках, критиковала повальное увлечение «ладьевидными» диванами, которые были введены в моду мадам Рекамье:

«Дамы должны прикрывать ступни, когда лежат. Приличия требуют этого потому, что если они вытянутся подобным образом, малейшее движение может обнажить их ступни и даже часть ног. Кроме того, красивая обувь — прекрасное украшение, в наши дни люди научились обходиться без нее, но ничто не смотрится так неряшливо, как босые ноги».

Первоначально построенное как церковь, после Великой французской революции это массивное сооружение было превращено в «памятник Великой Франции». Создавая интерьер церкви, Суфло явно ориентировался на римские постройки и английский классицизм. Здание в плане представляет собой греческий крест. Над средокрестием возвышается купол, купола меньших размеров перекрывают каждую ветвь креста. Мраморный поле рисунком, фрески на парусах и скульптурные группы отвечают мемориальному значению храма.

связок, собранных в пучок прутьев, символизирующих власть римских императоров. Монограммма «N» (Napoleon) служила напоминанием об императоре. Очень популярен был красный цвет, называемый «помпеянским» красным. Изобретение Жаккардом в 1801 г. ткацкого станка для выработки крупноузорчатых тканей позволило производить качественные дамасты и бархаты с узорами из цветочных гирлянд, розеток или с изобраясением пчелы, которую Наполеон считал своей эмблемой. Фоном служили темно-коричневый, зеленый и темно-красный цвета; узор выполнялся в более светлой гамме. Изобретение печатающего устройства с цилиндрическим литероносителем привело к увеличению объемов производства бумажный обоев, рисунок которых обычно повторял рисунок тканей. Появились обои с пейзажами, иногда с фигурками людей и архитектурой. Обои имели бордюры с орнаментом.

Несмотря на то что Франция переживала политические перемены, стиль Людовика XVI, стиль Директории и ампир ориентированы на классику. Великолепная купольная церковь Сент Женевьев в Париже (8.28; 1756— 1789), спроектированная Жаком Жерменом Суфло (1713-1789) и построенная по приказу короля, после Великой французской революции превратилась в памятник великим сынам Франции. Фасад с портиком, высокий купол и величественный интерьер послужили образцом для будущих сооружений в стиле неоклассицизм.

Клод Николя Леду (1736-1806) работал под покровительством короля, но сумел уцелеть во время революции.

Церковь Св. Марии МагдалиныЦерковь Св. Марии Магдалины

Церковь Св. Марии Магдалины первоначально должна была называться Храмом славы; с 1813 г. она называется церковь Ля Мадлен. Три купола пропускают свет через круглые окна в центре. По замыслу церковь должна была напоминать древнеримскую базилику, колонны колоссального ордера поддерживают арки, в то время как небольшие ионические колонны служат опорой для галерей и боковых капелл с портиками.

Он создал проекты тридцати семи застав Парижа (1785-1789). Сохранились только четыре из них, но авторитет мастера, усилившийся после публикации в 1804 г. его проектов, сохраняется и сегодня. За последние годы его творчество вызывает у специалистов повышенный интерес. Его подход к дизайну интерьеров прослеживается на великолепных гравюрах, запечатлевших роскошные неоклассические интерьеры театра в Безансоне (1775-1784).

Яркий пример архитектуры в стиле ампир — церковь Мадлен (1804— 1849) в Париже, располагающаяся в конце улицы Рю Ройяль, главной магистрали города, которая начинается на площади Согласия. Церковь с тремя куполами на парусах, творение Александра Пьера Виньона (1762-1828), повторяет формы римского храма и окружения коринфскими колоннами. От интерьера церкви веет холодным пафосом имперской роскоши — что, несомненно, отвечало вкусам Наполеона.

Комнаты, подобныеэтой, в XVIII—XIX вв. можно было найти в любом доме на юге Франции. Украшенный резьбой камин придает помещению элегантность, кровать установлена в нише-алькове с занавесями. Стены обклеены простыми полосатыми обоями.

Большой двухстворчатый шкаф (армуар)

Большой двухстворчатый шкаф (армуар) был важным предметом интерьера и украшался резьбой в стиле рококо. Металлическая фурнитура также служила украшением. Простые кресла были небольшими: плетеные кресла со съемными подушками были чрезвычайно популярны. Кресла, обитые тканью, ориентировались на большие стили, но были более простыми. Часы в деревянных футлярах, покрытых резьбой в стиле рококо, становились все более популярными.

Мебель в немецком стиле бидермайер сочетала в себе элементы ампира с формами, заимствованными из крестьянской мебели. Своим названием стиль обязан серии карикатур, высмеивавших привычки немецких буржуа, стремившихся подражать французской моде. Предназначенная для среднего класса, мебель в стиле бидермайер отличалась элегантностью, простыми и удобными формами и сдержанным оформлением. В мебельном производстве использовалась древесина разных сортов, чаще всего это были светлые породы дерева (клен, береза или вяз) с черными вставками.

Мебель в немецком стиле бидермайер

Для больших сундуков и шкафов использовалась техника маркетри. Мебель для сидения, как правило, обивалась тканью; в качестве верхнего чехла использовался бархат, зачастую полосатый. Обивка мебели и драпировки должны были сочетаться по цвету и фактуре. С юга Германии стиль бидермайер распространился на север, а также в Австрию и Швейцарию.

Коллекция Персье и Фонтейна | Художественный институт Чикаго

Шарль Персье (1764–1838) и Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762–1853) впервые встретились, когда учились архитектуре в Париже. Они вместе изучали искусство и архитектуру классической древности во Французской академии в Риме в 1780-х годах и вернулись в Париж в начале революции.

Назначены Наполеоном Architectes du Gouvernement  в 1801 году, их работы по архитектуре и дизайну интерьеров можно найти во многих памятниках наполеоновского Парижа, включая реконструкцию Лувра и дворцов Тюильри, а также в таких величественных поместьях, как Фонтенбло под Парижем. . В дополнение к построенным работам Персье и Фонтен написали множество книг по архитектуре и дизайну на протяжении всего своего партнерства, став главными представителями французской

Ампир  стиль декоративно-прикладного искусства. Только Фонтен занимал официальные посты после падения Наполеона, а после 1815 года Персье отказался от активной практики, вместо этого преподавая в Школе изящных искусств до своей смерти. Фонтен продолжал работать в государственных учреждениях до выхода на пенсию в 1848 году.

Пьер Франсуа Луи Фонтен (1798–1863), племянник Фонтена, с 1816 года изучал архитектуру у Персье в Школе изящных искусств в Париже. Второй Гран-при Рима в 1822 году и путешествовал по Италии с 1823 по 1825 год, изучая памятники классической и ренессансной Италии. По возвращении во Францию ​​он сделал карьеру в администрации Пале-Руайо, работая архитектором дворца Сен-Клу. Кроме того, Фонтен проектировал частные заказы, в том числе здания для семьи Экоршевилей и замков в Азвиле и Темерикуре, а также термальные бани в Фонтенбло и Версале.

Коллекция Персье и Фонтена первоначально попала в библиотеку Бернема после покупки (через продажу подписки) библиотеки Пьера Франсуа Леонара Фонтена в апреле 1927 года. Библиотека была приобретена у семьи Фонтен, которая сохранила за собой право собственности на библиотеку. после смерти Пьера Франсуа Леонара Фонтена; в этот период в коллекцию также были добавлены материалы Пьера Франсуа Луи Фонтена. Рисунки, гравюры и рукописи теперь хранятся в архивах Райерсона и Бернхема, а библиотеки Райерсона и Бернхэма хранят коллекцию книг.

Библиотеки Райерсона и Бернема

279 томов.

Фонды состоят из архитектурных книг, принадлежащих Пьеру Франсуа Леонару Фонтену и, возможно, дополненных книгами, принадлежащими его племяннику Пьеру Франсуа Луи Фонтену.

  • Книги сохранены [PDF]
  • Книги не сохранены [PDF]

«Le Fond Fontaine a L’Art Institute a Chicago»

Ван Зантен, Дэвид. Сабина Фроммель, Жан-Филипп Гаррик и Эйсабет Киевен, Charles Percier e Pierre Fontaine: dal soggiorno romano alla trasformazione di Parigi , стр. 167-173. Milano: SilvanaEditoriale, [2014]

Скачать текст статьи [PDF]

«Фонтейн в библиотеке Бернема»

Ван Зантен, Дэвид. In Художественный институт Чикагских музейных исследований , Vol. 13, № 2, стр. 132-145, 1988.

Скачать статью [PDF]

R

Архив Йерсона и Бернхэма

15 больших портфелей и материалов для плоских файлов.

Коллекция Персье и Фонтена содержит почти 130 оригинальных архитектурных рисунков, большинство из которых приписываются племяннику Фонтена Пьеру Франсуа Луи Фонтену, и примерно восемьдесят пять гравюр, некоторые с рукописными аннотациями и эскизами, проектов или памятников преимущественно во Франции и Италии. В коллекцию также включены две переплетенные рукописи Пьера Франсуа Леонара Фонтена, содержащие подробные описи, заметки и иллюстрации архитектуры Парижа времен Наполеона I.

  • Помощь в поиске
  • Посмотреть выбранные изображения из этой коллекции

«Description de Paris: Rapports sur les édifices public…»

Фонтен, Пьер Франсуа Луи. [Париж?], 1813.

  • Посмотреть оцифрованный отчет

Для получения прав на изображения и репродукции произведений искусства из кураторских коллекций музея вы должны просмотреть информацию на этой странице и связаться с Art Resource соответственно. Архив Райерсона и Бернхэма не обрабатывает такие запросы и не может предоставлять информацию или рекомендации относительно любых таких запросов.

Для получения информации о произведениях искусства из кураторских коллекций музея, о том, как определить или найти ценность произведения искусства, выставках AIC и истории AIC или SAIC, включая сотрудников, студентов или преподавателей, обращайтесь в библиотеки Ryerson и Burnham. ‘ Справочная служба по адресу [email protected].

Для получения информации о наших архивных коллекциях или по общим вопросам об архитектуре Чикаго и Среднего Запада, пожалуйста, свяжитесь с нами через нашу контактную форму и форму заявки на доступ

Шарль Персье и Пьер Фонтен | Французский архитектор

Триумфальная арка на Карусели

Смотреть все медиа

Год рождения:
22 августа 1764 г. Париж Франция
Умер:
5 сентября 1838 г. (74 года) Париж Франция
Награды и награды:
Приз Рима
Механизм/стиль:
Ампир

См. все связанные материалы →

Шарль Персье и Пьер Фонтен , Пьер Фонтен полностью Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен , (соответственно, род. 22 августа 1764 г., Париж — умер 5 сентября 1838 г., Париж; род. 20 сентября 1762, Понтуаз, о.-ум. 10 октября 1853, Париж), пара французских архитекторов и дизайнеров интерьеров, которые выполнили множество строительных и декоративных проектов во время правления Наполеона I и помогли создать влиятельный стиль ампир ( кв.

м. ) внутренней отделки.

Персье и Фонтен познакомились друг с другом, когда оба изучали архитектуру в Париже. Персье выиграл Римскую премию в 1786 году и провел следующие годы, обучаясь в Риме у Фонтена, который стал его другом на всю жизнь. Они вернулись в Париж в 1790 году и открыли собственную практику; их работа в конечном итоге привлекла внимание Жозефины Бонапарт, жены Наполеона, и она наняла их для ремонта своего замка Мальмезон (1800–02). С тех пор Бонапарты стали их главными покровителями.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

В своих последующих декоративных работах Персье и Фонтен практически изобрели строгую, но элегантную неоклассическую смесь греко-римских и египетских форм и мотивов, которая стала известна как стиль ампир. Они переделали интерьеры, стены и потолки, разработали мебель, аксессуары и украшения для старых королевских дворцов и новых резиденций Бонапартов. Большая часть их работы была проделана в Лувре и дворцах Тюильри; они спроектировали аркады на улице Риволи и улице Кастильоне вдоль Лувра и спроектировали Триумфальную арку Каррузель, соединяющую Лувр и Тюильри (1806–08).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *