Габариты вл – Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами

16 ГАБАРИТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ 16

Высотой подвеса линии называется расстояние от земли до места крепления провода на изоляторе опоры (смотри рисунок ниже). Наименьшее расстояние от земли до провода находится в середине пролета.

 

 

Габариты воздушных линий

 

Стрелой провеса называется расстояние по вертикали от низшей точки провода в пролете до прямой линии между точками крепления провода на опорах. Стрела провеса провода зависит от температуры воздуха, длины пролета, внешней нагрузки на провод (ветер, гололед), материала и сечения провода. Максимальная стрела провеса для воздушных линий напряжением до 1000В при обычных пролетах 35 — 45 метров составляет до 1,2 метра.

Габаритом провода над землей называется расстояние от проводов до поверхности земли при наибольшей стреле провеса.

Габаритом воздушной линии при пересечениях называется наименьшее расстояние от проводов линии по вертикали до поверхности шоссейных и железных дорог, рек, проводов линий связи при пересечении их воздушной линией.

Габаритом воздушной линии при сближениях называется наименьшее допустимое расстояние от проводов воздушных линий до различных объектов при прохождении линии параллельно этим объектам (например, зданиям, строениям и т. д.).

Габарит провода над землей, а также габариты воздушных линий при пересечениях и сближениях устанавливаются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) в зависимости от группы воздушных линий и местности, по которой проходит трасса линии. В населенных местностях ПУЭ установлены следующие габариты провода над землей:

  1. для воздушных линий напряжением до 1000В не менее 6 метров, а при пересечении улиц ответвлениями от воздушной линии к вводам в здания расстояние от проводов до тротуаров к пешеходных дорожек должно быть не менее 3,5 метров; на стенах здания от проводов ввода до земли — 2,75 метра;

  2. для воздушных линий напряжением 6 — 10кВ не менее 7 метров.

При пересечении воздушной линии с железными дорогами габарит провода от головки рельсов согласно ПУЭ должен быть 7,5 метров, при пересечении воздушной линией напряжением до 1000В трамвайной и троллейбусной линий — соответственно 8 и 9 метров при расстоянии от проводов воздушной линии до несущего троса или контактного провода не менее 1,5 метров. При пересечении воздушной линией напряжением 6 — 10кВ трамвайной и троллейбусной линий — соответственно 9,5 и 11 метров при расстоянии до несущего троса или контактного провода 3 метра. Расстояние от проводов воздушной линии напряжением до 1000В при наибольшем их отклонении от зданий и строений допускается не менее 1,5 метров до балконов и окон и 1 метр до глухих стен. Для воздушной линии напряжением 6 — 10кВ — не менее 2 метров. Прохождение воздушной линии над зданиями не допускается.

В целях экономии средств возможна совместная подвеска на общих опорах проводов воздушной линии напряжением не более 380/220 В, проводов радиосети (РС) и проводов уличного освещения, а также совместная подвеска проводов воздушной линии напряжением до 10кВ и проводов радиосети. При этом провода воздушной линии напряжением 380/220 В располагают над проводами РС и расстояние по вертикали от нижнего провода воздушной линии до верхнего провода РС независимо от их размещения на опоре должно быть не менее 1,5 метров, а между проводами ответвлений от воздушной линии и проводами РС на вводах в здания по горизонтали не менее 1,5 метров. Провода РС, как правило, располагают по одной стороне опоры.

При совместной подвеске на общих опорах проводов воздушной линии напряжением 1 — 10кВ и проводов радиосети с напряжением между проводами более 360В провода воздушной линии располагают также над проводами РС. При этом расстояние по вертикали от нижнего провода воздушной линии до верхнего провода РС должно быть не менее 1,2 метра и радиотрансляционные сети должны удовлетворять специальным требованиям.

Пересечение ВЛ с водными пространствами / ПУЭ 7 / Библиотека / Элек.ру

2.5.268. Угол пересечения ВЛ с водными пространствами (реками, каналами, озерами, водохранилищами и др.) не нормируется.

Следует избегать, по возможности, пересечения ВЛ мест длительной стоянки судов (затонов, портов и других отстойных пунктов).

Прохождение ВЛ над шлюзами не допускается.

2.5.269. При пересечении судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ независимо от длины пролета пересечения, а также несудоходных участков водных пространств с пролетом пересечения более 700 м (большие переходы) опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерными концевыми.

Для ВЛ со сталеалюминиевыми проводами и проводами из термообработанного алюминиевого сплава со стальным сердечником с площадью сечения алюминиевой части для обоих типов проводов 120 мм2 и более или стальными канатами типа ТК площадью сечения 50 мм2 и более допускается применение промежуточных опор и анкерных опор облегченного типа; при этом количество промежуточных опор между концевыми опорами должно соответствовать требованиям 2.5.153.

При применении в пролете пересечения промежуточных опор провода и тросы должны крепиться к ним глухими или специальными зажимами (например, многороликовыми подвесами).

На пересечениях ВЛ с судоходными водными пространствами, выполненных на промежуточных опорах с креплением проводов в глухих зажимах, расстояния по вертикали от проводов ВЛ площадью сечения алюминиевой части менее 185 мм2 до судов должны быть проверены на обрыв провода в соседнем пролете при среднегодовой температуре воздуха без ветра и гололеда без учета нагрева проводов электрическим током. При площади сечения алюминиевой части 185 мм2 и более проверка в аварийном режиме не требуется.

2.5.270. Расстояние от нижней точки провеса проводов ВЛ в нормальном и аварийном режимах до уровня высоких (паводковых) вод на судоходных участках рек, каналов, озер и водохранилищ определяется как сумма максимального габарита судов и наименьшего расстояния от проводов ВЛ до габарита судов по табл.2.5.37.

Таблица 2.5.37. Наименьшее расстояние при пересечении ВЛ с водными пространствами.

Расстояние

Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 110

150

220

330

500

750

Для судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ от проводов по вертикали:

– до максимального габарита судов или сплава в нормальном режиме ВЛ

2

2,5

3,0

3,5

4,0

5,5

– то же, но при обрыве провода в соседнем пролете

0,5

1,0

1,0

1,5

– до верхних рабочих площадок обслуживания судов (крыша рубки и т.д.) в затонах, портах и других отстойных пунктах

11,0

15,5

23,0

– до уровня льда

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

12,0

Для несудоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ от проводов по вертикали:

– до уровня высоких вод*

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

10,0

– до уровня льда

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

12,0

* Наименьшее расстояние обеспечивает пропуск плавающих средств высотой до 3,5 м.

Стрела провеса провода при этом определяется при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током.

Уровень высоких (паводковых) вод принимается с вероятностью превышения (обеспеченностью) 0,01 (повторяемость 1 раз в 100 лет) для ВЛ 500-750 кВ и 0,02 (повторяемость 1 раз в 50 лет) — для ВЛ 330 кВ и ниже.

Расстояния от нижней точки провеса провода ВЛ до уровня льда должны быть не менее указанных в табл.2.5.37. Стрела провеса провода при этом определяется при расчетной линейной гололедной нагрузке по 2.5.55 и температуре воздуха при гололеде согласно 2.5.51.

При пересечении ВЛ 330 кВ и выше мест длительной стоянки судов (затонов, портов и других отстойных пунктов) должно быть обеспечено наименьшее расстояние до верхних рабочих площадок обслуживания судов согласно табл.2.5.37. Стрела провеса провода при этом определяется при температуре воздуха по 2.5.17 без учета нагрева провода электрическим током при предельно допустимых значениях интенсивности электрической и магнитной составляющих электромагнитного поля.

2.5.271. Расстояния от нижней точки провеса проводов ВЛ в нормальном режиме до уровня высоких (паводковых) вод на несудоходных участках рек, каналов, озер и водохранилищ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.37. Стрела провеса провода при этом определяется при температуре воздуха 15 °C без учета нагрева проводов электрическим током.

Расстояния от нижней точки провеса проводов ВЛ до уровня льда должны быть не менее указанных в табл.2.5.37. Стрела провеса провода при этом определяется при расчетной линейной гололедной нагрузке по 2.5.55 и температуре воздуха при гололеде согласно 2.5.51.

2.5.272. Места пересечения ВЛ с судоходными и сплавными реками, озерами, водохранилищами и каналами должны быть обозначены на берегах сигнальными знаками в соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям.

Знаки «Соблюдай надводный габарит» устанавливаются по одному на каждом берегу на расстоянии 100 м выше или ниже (по течению) оси воздушного перехода. При ширине реки до 100 м щиты знаков устанавливаются непосредственно на опоре ВЛ на высоте не менее 5 м.

Предупреждающие навигационные знаки устанавливают владельцы ВЛ. Размеры знака, цвет и режим горения огней должны соответствовать государственным стандартам.

ВЛ напряжением до 1 кВ

(Воздушные линии электропередачи ВЛ напряжением до 1 кВ – Габариты, пересечения и сближения)

2.4.55. Расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. Оно может быть уменьшено в труднодоступной местности до 2,5 м и в недоступной (склоны гор, скалы, утесы) – до 1 м.

При пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛИ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м.

Расстояние от СИП и изолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводу должно быть не менее 2,5 м.

Расстояние от неизолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводам должно быть не менее 2,75 м.

2.4.56. Расстояние от проводов ВЛ в населенной и ненаселенной местности при наибольшей стреле провеса проводов до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 6 м. Расстояние от проводов до земли может быть уменьшено в труднодоступной местности до 3,5 м и в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы) – до 1 м.

2.4.57. Расстояние по горизонтали от СИП при наибольшем их отклонении до элементов зданий и сооружений должно быть не менее:

  • 1,0 м – до балконов, террас и окон;
  • 0,2 м – до глухих стен зданий, сооружений.

Допускается прохождение ВЛИ и ВЛ с изолированными проводами над крышами зданий и сооружениями (кроме оговоренных в гл.7.3 и 7.4), при этом расстояние от них до проводов по вертикали должно быть не менее 2,5 м.

2.4.58. Расстояние по горизонтали от проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до зданий и сооружений должно быть не менее:

  • 1,5 м – до балконов, террас и окон;
  • 1,0 м – до глухих стен.

Прохождение ВЛ с неизолированными проводами над зданиями и сооружениями не допускается.

2.4.59. Наименьшее расстояние от СИП и проводов ВЛ до поверхности земли или воды, а также до различных сооружений при прохождении ВЛ над ними определяется при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов ВЛ электрическим током.

2.4.60. При прокладке по стенам зданий и сооружениям минимальное расстояние от СИП должно быть:

при горизонтальной прокладке

  • над окном, входной дверью – 0,3 м;
  • под балконом, окном, карнизом – 0,5 м;
  • до земли – 2,5 м;

при вертикальной прокладке

  • до окна – 0,5 м;
  • до балкона, входной двери – 1,0 м.

Расстояние в свету между СИП и стеной здания или сооружением должно быть не менее 0,06 м.

2.4.61. Расстояния по горизонтали от подземных частей опор или заземлителей опор до подземных кабелей, трубопроводов и наземных колонок различного назначения должны быть не менее приведенных в табл.2.4.4.

Таблица 2.4.4. Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от подземных частей опор или заземляющих устройств опор до подземных кабелей, трубопроводов и наземных колонок.

Объект сближенияРасстояние, м
Водо-, паро- и теплопроводы, распределительные газопроводы, канализационные трубы1
Пожарные гидранты, колодцы, люки канализации, водоразборные колонки2
Кабели (кроме кабелей связи, сигнализации и проводного вещания, см. также 2.4.77)1
То же, но при прокладке их в изолирующей трубе0,5

2.4.62. При пересечении ВЛ с различными сооружениями, а также с улицами и площадями населенных пунктов угол пересечения не нормируется.

2.4.63. Пересечение ВЛ с судоходными реками и каналами не рекомендуется. При необходимости выполнения такого пересечения ВЛ должны сооружаться в соответствии с требованиями 2.5.268-2.5.272. При пересечении несудоходных рек и каналов наименьшие расстояния от проводов ВЛ до наибольшего уровня воды должно быть не менее 2 м, а до уровня льда – не менее 6 м.

2.4.64. Пересечения и сближения ВЛ напряжением до 1 кВ с ВЛ напряжением выше 1 кВ, а также совместная подвеска их проводов на общих опорах должны выполняться с соблюдением требований, приведенных в 2.5.220-2.5.230.

2.4.65. Пересечение ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах; допускается также их пересечение в пролете. Расстояние по вертикали между проводами пересекающихся ВЛ (ВЛИ) должно быть не менее: 0,1 м на опоре, 1 м в пролете.

2.4.66. В местах пересечения ВЛ до 1 кВ между собой могут применяться промежуточные опоры и опоры анкерного типа.

При пересечении ВЛ до 1 кВ между собой в пролете место пересечения следует выбирать возможно ближе к опоре верхней пересекающей ВЛ, при этом расстояние по горизонтали от опор пересекающей ВЛ до проводов пересекаемой ВЛ при наибольшем их отклонении должно быть не менее 2 м.

2.4.67. При параллельном прохождении и сближении ВЛ до 1 кВ и ВЛ выше 1 кВ расстояние между ними по горизонтали должно быть не менее указанных в 2.5.230.

2.4.68. Совместная подвеска проводов ВЛ до 1 кВ и неизолированных проводов ВЛ до 20 кВ на общих опорах допускается при соблюдении следующих условий:

1) ВЛ до 1 кВ должны выполняться по расчетным климатическим условиям ВЛ до 20 кВ;

2) провода ВЛ до 20 кВ должны располагаться выше проводов ВЛ до 1 кВ;

3) провода ВЛ до 20 кВ, закрепляемые на штыревых изоляторах, должны иметь двойное крепление.

2.4.69. При подвеске на общих опорах проводов ВЛ до 1 кВ и защищенных проводов ВЛЗ 6-20 кВ должны соблюдаться следующие требования:

1) ВЛ до 1 кВ должны выполняться по расчетным климатическим условиям ВЛ до 20 кВ;

2) провода ВЛЗ 6-20 кВ должны располагаться, как правило, выше проводов ВЛ до 1 кВ;

3) крепление проводов ВЛЗ 6-20 кВ на штыревых изоляторах должно выполняться усиленным.

2.4.70. При пересечении ВЛ (ВЛИ) с ВЛ напряжением выше 1 кВ расстояние от проводов пересекающей ВЛ до пересекаемой ВЛ (ВЛИ) должно соответствовать требованиям, приведенным в 2.5.221 и 2.5.227.

Сечение проводов пересекаемой ВЛ должно приниматься в соответствии с 2.5.223.

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

2.5.231. Пересечение ВЛ напряжением до 35 кВ с ЛС и ЛПВ должно быть выполнено по одному из следующих вариантов:

1) проводами ВЛ и подземным кабелем ЛС* и ЛПВ;

* В данной главе к кабелям связи относятся металлические и оптические кабели с металлическими элементами.

2) проводами ВЛ и воздушным кабелем ЛС и ЛПВ;

3) подземной кабельной вставкой в ВЛ и неизолированными проводами ЛС и ЛПВ;

4) проводами ВЛ и неизолированными проводами ЛС и ЛПВ.

2.5.232. Пересечение ВЛ напряжением до 35 кВ с неизолированными проводами ЛС и ЛПВ может применяться в следующих случаях:

1) если невозможно проложить ни подземный кабель ЛС и ЛПВ, ни кабель ВЛ;

2) если применение кабельной вставки в ЛС приведет к необходимости установки дополнительного или переноса ранее установленного усилительного пункта ЛС;

3) если при применении кабельной вставки в ЛПВ общая длина кабельных вставок в линию превышает допустимые значения;

4) если на ВЛ применены подвесные изоляторы. При этом ВЛ на участке пересечения с неизолированными проводами ЛС и ПВ выполняются с повышенной механической прочностью проводов и опор (см. 2.5.240).

2.5.233. Пересечение ВЛ 110-500 кВ с ЛС и ЛПВ должно быть выполнено по одному из следующих вариантов:

1) проводами ВЛ и подземным кабелем ЛС и ЛПВ;

2) проводами ВЛ и неизолированными проводами ЛС и ЛПВ.

2.5.234. Пересечение ВЛ 750 кВ с ЛС и ЛПВ выполняется подземным кабелем ЛС и ЛПВ. При невозможности прокладки подземного кабеля ЛС и ЛПВ в условиях стесненной, труднопроходимой горной местности допускается выполнять пересечение ЛС и ЛПВ с ВЛ 750 кВ неизолированными проводами, но расстояние в свету от вершин опор ЛС и ЛПВ до неотклоненных проводов ВЛ должно быть не менее 30 м.

2.5.235. При пересечении ВЛ 110-500 кВ с воздушными проводами ЛС и ЛПВ применять кабельные вставки не следует, если:

1) применение кабельной вставки в ЛС приведет к необходимости установки дополнительного усилительного пункта на ЛС, а отказ от применения этой кабельной вставки не приведет к увеличению мешающего влияния ВЛ на ЛС сверх допустимых норм;

2) применение кабельной вставки в ЛПВ приведет к превышению суммарной допустимой длины кабельных вставок в линии, а отказ от этой кабельной вставки не приведет к увеличению мешающего влияния ВЛ на ЛПВ сверх допустимого значения.

2.5.236. В пролете пересечения ЛС и ЛПВ с ВЛ до 750 кВ, на которых предусматриваются каналы высокочастотной связи и телемеханики с аппаратурой, работающей в совпадающем с аппаратурой ЛС и ЛПВ спектре частот и имеющей мощность на один канал:

1) более 10 Вт — ЛС и ЛПВ должны быть выполнены подземными кабельными вставками. Длина кабельной вставки определяется по расчету мешающего влияния, при этом расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ЛС и ЛПВ до проекции крайнего провода ВЛ на горизонтальную плоскость должно быть не менее 100 м;

2) от 5 до 10 Вт — необходимость применения кабельной вставки в ЛС и ЛПВ или принятия других средств защиты определяется по расчету мешающего влияния. При этом, в случае применения кабельной вставки, расстояние в свету от неотклоненных проводов ВЛ до 500 кВ до вершин кабельных опор ЛС и ЛПВ должно быть не менее 20 м, а от неотклоненных проводов ВЛ 750 кВ до вершин кабельных опор ЛС и ЛПВ — не менее 30 м;

3) менее 5 Вт или если высокочастотная аппаратура ВЛ работает в несовпадающем спектре частот, или ЛС и ЛПВ не уплотнена ВЧ аппаратурой — применение кабельной вставки при пересечении с ВЛ до 750 кВ по условиям мешающего влияния не требуется. Если кабельная вставка в ЛС и ЛПВ оборудуется не по условиям мешающего влияния от высокочастотных каналов ВЛ, то расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ЛС и ЛПВ до проекции на горизонтальную плоскость крайнего неотклоненного провода ВЛ до 330 кВ должно быть не менее 15 м. Для ВЛ 500 кВ расстояние в свету от крайних неотклоненных проводов ВЛ до вершины кабельных опор ЛС и ЛПВ должно быть не менее 20 м, а для ВЛ 750 кВ — не менее 30 м.

2.5.237. Пересечения проводов ВЛ с воздушными линиями городской телефонной связи не допускаются; эти линии в пролете пересечения с проводами ВЛ должны выполняться только подземными кабелями.

2.5.238. При пересечении ВЛ с подземным кабелем связи и ПВ (или с подземной кабельной вставкой) должны соблюдаться следующие требования:

1) угол пересечения ВЛ до 500 кВ с ЛС и ЛПВ не нормируется, угол пересечения ВЛ 750 кВ с ЛС и ЛПВ должен быть по возможности близок к 90°, но не менее 45°;

2) расстояние от подземных кабелей ЛС и ЛПВ до ближайшего заземлителя опоры ВЛ напряжением до 35 кВ или ее подземной металлической или железобетонной части должно быть не менее:

  • в населенной местности — 3 м;
  • в ненаселенной местности — расстояний, приведенных в табл.2.5.26.

Таблица 2.5.26. Наименьшие расстояния от подземных кабелей ЛС (ЛПВ) до ближайшего заземлителя опоры ВЛ и ее подземной части.

Эквивалентное удельное сопротивление земли, Ом·м

Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 35

110-500

750

До 100

10

10

15

Более 100 до 500

15

25

25

Более 500 до 1000

20

35

40

Более 1000

30

50

50

Расстояние от подземных кабелей ЛС и ЛПВ до подземной части незаземленной деревянной опоры ВЛ напряжением до 35 кВ должно быть не менее:

  • в населенной местности — 2 м, в стесненных условиях указанное расстояние может быть уменьшено до 1 м при условии прокладки кабеля в полиэтиленовой трубе на длине в обе стороны от опоры не менее 3 м;
  • в ненаселенной местности: 5 м — при эквивалентном удельном сопротивлении земли до 100 Ом•м; 10 м — при эквивалентном удельном сопротивлении земли от 100 до 500 Ом•м; 15 м — при эквивалентном удельном сопротивлении земли от 500 до 1000 Ом•м; 25 м — при эквивалентном удельном сопротивлении земли более 1000 Ом•м.

3) расстояние от подземных кабелей ЛС и ЛПВ до ближайшего заземлителя опоры ВЛ 110 кВ и выше и ее подземной части должно быть не менее значений, приведенных в табл.2.5.26;

4) при прокладке подземного кабеля (кабельной вставки) в стальных трубах, или при покрытии его швеллером, уголком, или при прокладке его в полиэтиленовой трубе, закрытой с обеих сторон от попадания земли, на длине, равной расстоянию между проводами ВЛ плюс 10 м с каждой стороны от крайних проводов для ВЛ до 500 кВ и 15 м для ВЛ 750 кВ, допускается уменьшение указанных в табл.2.5.26 расстояний до 5 м для ВЛ до 500 кВ и до 10 м для 750 кВ.

Металлические покровы кабеля в этом случае следует соединять с трубой или другими металлическими защитными элементами. Это требование не относится к оптическим кабелям и кабелям с внешним изолирующим шлангом, в том числе с металлической оболочкой. Металлические покровы кабельной вставки должны быть заземлены по концам. При уменьшении расстояний между кабелем и опорами ВЛ, указанных в табл.2.5.26, помимо приведенных мер защиты необходимо устройство дополнительной защиты от ударов молнии путем оконтуровки опор тросами в соответствии с требованиями нормативной документации по защите кабелей от ударов молнии;

5) вместо применения швеллера, уголка или стальной трубы допускается при строительстве новой ВЛ использовать два стальных троса сечением 70 мм, прокладываемых симметрично на расстоянии не более 0,5 м от кабеля и на глубине 0,4 м. Тросы должны быть продлены с обеих сторон под углом 45° к трассе в сторону опоры ВЛ и заземлены на сопротивление не более 30 Ом. Соотношения между длиной отвода тросов l и сопротивлением R заземлителя должны соответствовать значениям Ki и Kd, приведенным в табл.2.5.27;

Таблица 2.5.27. Сопротивления заземлителей при защите кабеля ЛС и ЛПВ на участке пересечения с ВЛ.

Удельное сопротивление земли, Ом•м

До 100

101-500

Более 500

Длина отвода, l, м

20

30

50

Сопротивление заземлителя, Ом

30

30

20

Примечание. Защита кабеля от ударов молнии путем оконтуровки опор ВЛ или прокладки защитного троса в этом случае также обязательна.

6) в пролете пересечения ВЛ с ЛС и ЛПВ крепление проводов ВЛ на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должно осуществляться с помощью глухих зажимов, не допускающих падения проводов на землю в случае их обрыва в соседних пролетах.

2.5.239. При пересечении подземной кабельной вставки в ВЛ до 35 кВ с неизолированными проводами ЛС и ЛПВ должны соблюдаться следующие требования:

1) угол пересечения подземной кабельной вставки ВЛ с ЛС и ЛПВ не нормируется;

2) расстояние от подземной кабельной вставки до незаземленной опоры ЛС и ЛПВ должно быть не менее 2 м, а до заземленной опоры ЛС (ЛПВ) и ее заземлителя — не менее 10 м;

3) расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ВЛ, неуплотненной и уплотненной в несовпадающем и совпадающем спектрах частот в зависимости от мощности высокочастотной аппаратуры, до проекции проводов ЛС и ЛПВ должно выбираться в соответствии с требованиями, изложенными в 2.5.236;

4) подземные кабельные вставки в ВЛ должны выполняться в соответствии с требованиями, приведенными в гл.2.3 и 2.5.124.

2.5.240. При пересечении проводов ВЛ с неизолированными проводами ЛС и ЛПВ необходимо соблюдать следующие требования:

1) угол пересечения проводов ВЛ с проводами ЛС и ЛПВ должен быть по возможности близок к 90°. Для стесненных условий угол не нормируется;

2) место пересечения следует выбирать по возможности ближе к опоре ВЛ. При этом расстояние по горизонтали от ближайшей части опоры ВЛ до проводов ЛС и ЛПВ должно быть не менее 7 м, а от опор ЛС и ЛПВ до проекции на горизонтальную плоскость ближайшего неотклоненного провода ВЛ должно быть не менее 15 м. Расстояние в свету от вершин опор ЛС и ПВ до неотклоненных проводов ВЛ должно быть не менее: 15 м — для ВЛ до 330 кВ, 20 м — для ВЛ 500 кВ;

3) не допускается расположение опор ЛС и ЛПВ под проводами пересекающей ВЛ;

4) опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения с ЛС и ЛПВ, должны быть анкерного типа облегченной конструкции из любого материала как свободностоящие, так и на оттяжках. Деревянные опоры должны быть усилены дополнительными приставками или подкосами;

5) пересечения можно выполнять на промежуточных опорах при условии применения на ВЛ проводов с площадью сечения алюминиевой части не менее 120 мм2;

6) провода ВЛ должны быть расположены над проводами ЛС и ЛПВ и должны быть многопроволочными сечениями не менее приведенных в табл.2.5.5;

7) провода ЛС и ЛПВ в пролете пересечения не должны иметь соединений;

8) в пролете пересечения ВЛ с ЛС и ЛПВ на промежуточных опорах ВЛ крепление проводов на опорах должно осуществляться только с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов с глухими зажимами;

9) изменение места установки опор ЛС и ЛПВ, ограничивающих пролет пересечения с ВЛ, допускается при условии, что отклонение средней длины элемента скрещивания на ЛС и ЛПВ не будет превышать значений, указанных в табл.2.5.28;

Таблица 2.5.28. Допустимое изменение места установки опор ЛС и ЛПВ, ограничивающих пролет пересечения с ВЛ.

Длина элемента скрещивания, м

35

40

50

60

70

80

100

125

170

Допустимое отклонение, м

±6

±6,5

±7

±8

±8,5

±9

±10

±11

±13

10) длины пролетов ЛС и ЛПВ в месте пересечения с ВЛ не должны превышать значений, указанных в табл.2.5.29;

Таблица 2.5.29. Максимально допустимые длины пролетов ЛС и ПВ в месте пересечения с ВЛ.

Марки проводов, применяемых на ЛС и ЛПВ

Диаметр провода, мм

Максимально допустимые длины пролета ЛС и ЛПВ, м, для линий типов

О

Н

У

ОУ

Сталеалюминиевые:

АС 25/4,2

6,9

150

85

65

50

АС 16/2,7

5,6

85

65

40

35

АС 10/1,8

4,5

85

50

40

35

Биметаллические (сталемедные) БСМ-1, БСМ-2

4,0

180

125

100

85

3,0

180

100

85

65

2,0

150

85

65

40

1,6

100

65

40

40

1,2

85

35

Биметаллические(сталеалюминиевые) БСА-КПЛ

5,1

180

125

90

85

4,3

180

100

85

65

Стальные

5,0

150

130

70

45

4,0

150

85

50

40

3,0

125

65

40

2,5

100

40

30

2,0

100

40

30

1,5

100

40

Примечание. О — обычный, Н — нормальный, У — усиленный, ОУ — особо усиленный, типы линий — в соответствии с «Правилами пересечения воздушных линий связи и радиотрансляционных сетей с линиями электропередачи».

11) опоры ЛС и ЛПВ, ограничивающие пролет пересечения или смежные с ним и находящиеся на обочине автомобильной дороги, должны быть защищены от наездов транспортных средств;

12) провода на опорах ЛС и ЛПВ, ограничивающие пролет пересечения с ВЛ, должны иметь двойное крепление: при траверсном профиле — только на верхней траверсе, при крюковом профиле — на двух верхних цепях;

13) расстояния по вертикали от проводов ВЛ до пересекаемых проводов ЛС и ЛПВ в нормальном режиме ВЛ и при обрыве проводов в смежных пролетах ВЛ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.30.

Таблица 2.5.30. Наименьшее расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов ЛС и ЛПВ.

Расчетный режим ВЛ

Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

до 10

20-110

150

220

330

500

Нормальный режим:

а) ВЛ на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств, а также на металлических и железобетонных опорах

2

3

4

4

5

5

б) ВЛ на деревянных опорах при отсутствии грозозащитных устройств

4

5

6

6

Обрыв проводов в смежных пролетах

1

1

1,5

2

2,5

3,5

Расстояния по вертикали определяются в нормальном режиме при наибольшей стреле провеса проводов (без учета их нагрева электрическим током). В аварийном режиме расстояния проверяются для ВЛ с проводами площадью сечения алюминиевой части менее 185 мм2 при среднегодовой температуре, без гололеда и ветра. Для ВЛ с проводами площадью сечения алюминиевой части 185 мм2 и более проверка по аварийному режиму не требуется.

При разности высот точек крепления проводов ЛС и ЛПВ на опорах, ограничивающих пролет пересечения (например, на косогорах) с ВЛ 35 кВ и выше, вертикальные расстояния, определяемые по табл.2.5.30, подлежат дополнительной проверке на условия отклонения проводов ВЛ при ветровом давлении, определенном согласно 2.5.56, направленном перпендикулярно оси ВЛ, и при неотклоненном положении проводов ЛС и ЛПВ.

Расстояния между проводами следует принимать для наиболее неблагоприятного случая.

При применении на ВЛ плавки гололеда следует проверять габариты до проводов ЛС и ЛПВ в режиме плавки гололеда. Эти габариты проверяются при температуре провода в режиме плавки гололеда и должны быть не меньше, чем при обрыве провода ВЛ в смежном пролете;

14) на деревянных опорах ВЛ без грозозащитного троса, ограничивающих пролет пересечения с ЛС и ЛПВ, при расстояниях между проводами пересекающихся линий менее указанных в п.б) табл.2.5.30 на ВЛ должны устанавливаться защитные аппараты. Защитные аппараты должны устанавливаться в соответствии с требованиями 2.5.229. При установке ИП на ВЛ должно быть предусмотрено автоматическое повторное включение;

15) на деревянных опорах ЛС и ЛПВ, ограничивающих пролет пересечения, должны устанавливаться молниеотводы в соответствии с требованиями, предъявляемыми в нормативной документации на ЛС и ЛПВ.

2.5.241. Совместная подвеска проводов ВЛ и проводов ЛС и ЛПВ на общих опорах не допускается. Это требование не распространяется на специальные оптические кабели, которые подвешиваются на конструкциях ВЛ. Эти кабели должны соответствовать требованиям настоящей главы и правил проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи.

2.5.242. При сближении ВЛ с ЛС и ЛПВ расстояния между их проводами и мероприятия по защите от влияния определяются в соответствии с правилами защиты устройств проводной связи, железнодорожной сигнализации и телемеханики от опасного и мешающего влияния линий электропередачи.

2.5.243. При сближении ВЛ с воздушными ЛС и ЛПВ наименьшие расстояния от крайних неотклоненных проводов ВЛ до опор ЛС и ЛПВ должны быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ, а на участках стесненной трассы расстояние от крайних проводов ВЛ при наибольшем отклонении их ветром расстояния должны быть не менее значений, указанных в табл.2.5.31. При этом расстояние в свету от ближайшего неотклоненного провода ВЛ до вершин опор ЛС и ЛПВ должно быть не менее: 15 м — для ВЛ до 330 кВ, 20 м — для ВЛ 500 кВ, 30 м — для ВЛ 750 кВ.

Таблица 2.5.31. Наименьшие расстояния между проводами ВЛ при наибольшем отклонении их ветром и опорами ЛС и ЛПВ в условиях стесненной трассы.

Напряжение ВЛ, кВ

До 20

35-110

150

220

330

500-750

Наименьшее расстояние, м

2

4

5

6

8

10

Шаг транспозиции ВЛ по условию влияния на ЛС и ЛПВ не нормируется.

Опоры ЛС и ЛПВ должны быть укреплены дополнительными подпорами или устанавливаться сдвоенными в случае, если при их падении возможно соприкосновение между проводами ЛС и ЛПВ и проводами ВЛ.

2.5.244. При сближении ВЛ со штыревыми изоляторами на участках, имеющих углы поворота, с воздушными ЛС и ЛПВ расстояния между ними должны быть такими, чтобы провод, сорвавшийся с угловой опоры ВЛ, не мог оказаться от ближайшего провода ЛС и ЛПВ на расстояниях менее приведенных в табл.2.5.31. При невозможности выполнить это требование провода ВЛ, отходящие с внутренней стороны поворота, должны иметь двойное крепление.

2.5.245. При сближении ВЛ с подземными кабелями ЛС и ЛПВ наименьшие расстояния между ними и меры защиты определяются в соответствии с правилами защиты устройств проводной связи, железнодорожной сигнализации и телемеханики от опасного и мешающего влияния линий электропередачи и рекомендациями по защите оптических кабелей с металлическими элементами от опасного влияния линий электропередачи, электрифицированных железных дорог переменного тока и энергоподстанций.

Наименьшие расстояния от заземлителя и подземной части опоры ВЛ до подземного кабеля ЛС и ЛПВ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.26.

2.5.246. Расстояния от ВЛ до антенных сооружений передающих радиоцентров должны приниматься по табл.2.5.32.

Таблица 2.5.32. Наименьшие расстояния от ВЛ до антенных сооружений передающих радиоцентров.

Антенные сооружения

Расстояния, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 110

150-750

Средневолновые и длинноволновые передающие антенны

За пределами высокочастотного заземляющего устройства, но не менее 100

Коротковолновые передающие антенны:

– в направлении наибольшего излучения

200

300

– в остальных направлениях

50

50

Коротковолновые передающие слабонаправленные и ненаправленные антенны

150

200

2.5.247. Наименьшие расстояния сближения ВЛ со створом радиорелейной линии и радиорелейными станциями вне зоны направленности антенны должны приниматься по табл.2.5.33. Возможность пересечения ВЛ со створом радиорелейной линии устанавливается при проектировании ВЛ.

2.5.248. Расстояния от ВЛ до границ приемных радиоцентров и выделенных приемных пунктов радиофикации и местных радиоузлов должны приниматься по табл.2.5.33.

Таблица 2.5.33. Наименьшие расстояния от ВЛ до границ приемных радиоцентров, радиорелейных KB и УКВ станций, выделенных приемных пунктов радиофикации и местных радиоузлов.

Радиоустройства

Расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 35

110-220

330-750

Магистральные, областные, районные, связные радиоцентры и радиорелейные станции в диаграмме направленности антенны

500

1000

2000

Радиолокационные станции, радиотехнические системы ближней навигации

1000

1000

1000

Автоматические ультракоротковолновые радиопеленгаторы

800

800

800

Коротковолновые радиопеленгаторы

700

700

700

Станции проводного вещания

200

300

400

Радиорелейные станции вне зоны направленности их антенн и створы радиорелейных линий

100

200

250

В случае прохождения трассы проектируемой ВЛ в районе расположения особо важных приемных радиоустройств допустимое сближение устанавливается в индивидуальном порядке в процессе проектирования ВЛ.

Если соблюдение расстояний, указанных в табл.2.5.33, затруднительно, то в отдельных случаях допускается их уменьшение (при условии выполнения мероприятий на ВЛ, обеспечивающих соответствующее уменьшение помех). Для каждого случая в процессе проектирования ВЛ должен быть составлен проект мероприятий по соблюдению норм радиопомех.

Расстояния от ВЛ до телецентров и радиодомов должны быть не менее: 400 м — для ВЛ до 20 кВ, 700 м — для ВЛ 35-150 кВ, 1000 м — для ВЛ 220-750 кВ.

3.6. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ ВЛ С СООРУЖЕНИЯМИ

3.6. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ ВЛ С СООРУЖЕНИЯМИ

Особое внимание при сооружении ВЛ должно уделяться соблюдению габаритов пересечения и сближения ВЛ между собой, с сооружениями, линиями связи и сигнализации (ЛС), линиями ретрансляционных сетей (РС), дорогами, трубопроводами и т. д.

Воздушные линии электропередачи должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движение транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наездов транспорта на опоры, они должны быть защищены (например, отбойными тумбами).

На воздушных линиях электропередачи напряжением до 1 кВ расстояние от проводов при наибольшей стреле провеса до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 6 м. В труднодоступной местности это расстояние может быть уменьшено до 3,5 м, а в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы и т. п.) – до 1 м. На пересечении непроезжей части улицы ответвлениями от ВЛ к вводам расстояние от проводов до тротуаров и пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м.

На ВЛ напряжением более 1 кВ при нормальном режиме работы наименьшее расстояние, м, от проводов до поверхности земли, зданий и сооружений в населенной местности должно составлять:

В ненаселенной местности расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли при нормальном режиме работы ВЛ должны быть не менее приведенных в табл. 3.24.

Таблица 3.24

Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местностях

Расстояние по горизонтали от проводов ВЛ напряжением до 1 кВ при наибольшем их отклонении до зданий и строений должно быть не менее: 1,5 м – до балконов, террас и окон; 1 м – до глухих стен. Прохождение ВЛ над зданием не допускается, за исключением подходов ответвлений от ВЛ к вводам в здания.

Расстояния по горизонтали от опор ВЛ до подземных кабелей (кроме кабелей связи, сигнализации и радиотрансляции), трубопроводов и надземных колонок различного назначения должны быть не менее:

0,5 м – до кабелей, но при их прокладке в изолированной трубе;

1 м – до водо-, газо-, паро– и теплопроводов, а также канализационных труб;

2 м – до пожарных гидрантов, колодцев (люков) подземной канализации, водоразборных колонок;

10 м – до бензоколонок.

Пересечение ВЛ до 1 кВ с судоходными реками не рекомендуется. При пересечении несудоходных и замерзающих небольших рек, каналов расстояние от проводов ВЛ до наивысшего уровня воды должно быть не менее 2 м, а до льда – не менее 6 м.

При пересечении ВЛ до 1 кВ с ВЛ свыше 1 кВ место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ; при этом расстояние по горизонтали от этой опоры до проводов нижней (пересекаемой) ВЛ при наибольшем отклонении проводов должно быть не менее 6 м, а от опор нижней (пересекаемой) ВЛ до проводов верхней (пересекающей) ВЛ – не менее 5 м. Допускается в отдельных случаях пересечение ВЛ на опоре.

При пересечении ВЛ 330–500 кВ между собой опоры пересекающей ВЛ должны быть анкерными нормальной конструкции.

Пересечение ВЛ 330–500 кВ с ВЛ 220 кВ и ниже допускается выполнять на промежуточных опорах.

При сооружении ВЛ 330 кВ и ниже допускается прохождение их под действующими ВЛ 330–500 кВ в пролетах, ограниченных промежуточными опорами.

При пересечении ВЛ 220 кВ и ниже между собой допускается применение на пересекающей ВЛ промежуточных опор.

Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены над проводами ВЛ более низкого напряжения. Допускается, как исключение, прохождение ВЛ 35 кВ и выше с проводами сечением 120 мм2 и более над проводами ВЛ более высокого напряжения, но не выше 220 кВ.

Пересечение ВЛ до 1 кВ между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах; допускается также пересечение в пролете, при этом расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха +15 °C без ветра должно быть не менее 1 м. При пересечении ВЛ в пролете место пересечения следует выбирать возможно ближе к опоре верхней пересекающей ВЛ, при этом расстояние по горизонтали между опорами пересекающей и проводами пересекаемой ВЛ должно быть не менее 2 м.

На двухцепных опорах расстояние между ближайшими проводами разных цепей по условию работы проводов в пролете должно быть не менее: 2,5 м – для ВЛ 35 кВ со штыревыми и 3 м с подвесными изоляторами; 4 м – для ВЛ 110 кВ; 6 м – для ВЛ 220 кВ; 7 м – для ВЛ 330 кВ; 8 м – для ВЛ 500 кВ.

Расстояния между проводами или между проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств приведены в табл. 3.25.

Таблица 3.25

Растояние между проводами при пересечении ВЛ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных грозозащитными тросами, на опорах, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться трубчатые разрядники на обеих пересекающихся ВЛ. Если расстояние от места пересечения до ближайших опор пересекающихся ВЛ не более 40 м, разрядники или защитные промежутки устанавливаются только на ближайших опорах.

При параллельном прохождении и сближении ВЛ расстояния по горизонтали должны быть не менее указанных в табл. 3.26.

Таблица 3.26

Расстояния по горизонтали между ВЛ

* При сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжений – не менее 50 м.

Пересечение проводов ВЛ напряжением до 1 кВ с ЛС и линиями РС должно быть выполнено по одному из следующих вариантов:

неизолированными проводами ВЛ и изолированными проводами ЛС и РС;

неизолированными проводами ВЛ и подземным или подвесным кабелем ЛС и РС;

неизолированными проводами ВЛ с повышенной механической прочностью и неизолированными проводами ЛС и РС;

изолированными проводами ВЛ и неизолированными проводами ЛС и РС;

подземным кабелем ВЛ и неизолированными проводами ЛС и РС.

Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей ЛС и РС в пролетах пересечения при наибольшей стреле провеса (наивысшая температура воздуха, гололед) должно быть не менее 1,25 м.

Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей РС при пересечении на общей опоре должно быть не менее 1,5 м.

Место пересечения проводов ВЛ с проводами или подвесными кабелями ЛС и РС в пролете должно находиться на расстоянии не менее 2 м от ближайшей опоры ВЛ, но по возможности ближе к опоре ВЛ. Провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛС и РС. В исключительных случаях провода ВЛ 380/220 В допускается располагать под проводами стоечных ЛС.

При сближении ВЛ с воздушными ЛС и РС расстояние по горизонтали между крайними проводами этих линий должно быть не менее 2 м, а в стесненных условиях – не менее 1,5 м. Во всех остальных случаях расстояние между линиями должно быть не менее высоты наибольшей опоры ВЛ, ЛС и РС.

Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ, ЛС и РС не допускается. На общих опорах допускается совместная подвеска проводов ВЛ и изолированных проводов РС.

Расстояния по вертикали от проводов ВЛ до пересекаемых проводов ЛС и РС в нормальном режиме ВЛ и при обрыве проводов в смежных пролетах ВЛ должны быть не менее приведенных в табл. 3.27.

Таблица 3.27

Расстояния по вертикали от проводов ВЛ до проводов ЛС и РС

Наименьшее расстояние по горизонтали при сближении ВЛ с воздушными ЛС и РС при неотклоненных проводах должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ, а на участках стесненной трассы при наибольшем отклонении проводов ВЛ ветром: 2 м – для ВЛ до 10 кВ; 4 м – для ВЛ 35 и 110 кВ; 6 м – для ВЛ 220 кВ; 8 м – для ВЛ 330 кВ; 10 м – для ВЛ 500 кВ.

Угол пересечения ВЛ с железными дорогами, электрифицированными и подлежащими электрификации в течение ближайших 10 лет, должен быть не меньше 40°. Рекомендуется производить пересечение под углом, близким к 90°.

При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами расстояние от основания опоры ВЛ до габарита приближения строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до оси опор контактной сети электрифицированных дорог должно быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках стесненной трассы допускается это расстояние принимать не менее: 3 м – для ВЛ до 10 кВ; 6 м – для ВЛ 35 – 110 кВ; 8 м – для ВЛ 220–330 кВ и 10 м – для ВЛ 500 кВ.

Расстояния от проводов до различных элементов железной доро – ги при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами должны быть не менее приведенных в табл. 3.28.

Таблица 3.28

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

Применение штыревых изоляторов в пролетах пересечений ВЛ с железными дорогами не допускается. Использование в качестве заземлителей арматуры железобетонных опор и железобетонных пасынков у опор, ограничивающих пролет пересечения, запрещается.

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами должны быть не менее приведенных в табл. 3.29.

Расстояние по вертикали в нормальном режиме проверяется при наибольшей стреле провеса без учета нагрева проводов электрическим током.

Таблица 3.29

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами

Во всех случаях сближения ВЛ с криволинейными участками автомобильных дорог, проходящих по насыпи, минимальные расстояния от проводов ВЛ до бровки дороги должны быть не менее расстояний по вертикали, указанных в табл. 3.29.

Расстояния от нижних проводов ВЛ до поверхности воды должны быть не менее приведенных в табл. 3.30. Нагрев проводов ВЛ электрическим током не учитывается.

Таблица 3.30

Расстояния от проводов ВЛ до поверхности воды, габарита судов и сплава

При прохождении ВЛ по плотинам, дамбам и т. п. расстояния от проводов ВЛ при наибольшей стреле провеса и наибольшем отклонении до различных частей плотин и дамб должны быть не менее приведенных в табл. 3.31.

Таблица 3.31

Расстояния от проводов ВЛ до различных частей плотин и дамб

При прохождении ВЛ по плотинам и дамбам, по которым проложены пути сообщения, она должна удовлетворять также требованиям, предъявляемым к ВЛ при пересечениях и сближениях с соответствующими объектами путей сообщения.

Наибольшая стрела провеса проводов ВЛ должна определяться сопоставлением стрел провеса при высшей расчетной температуре воздуха и при гололеде.

Габариты пересечения высоковольтных линий электропередачи и сближения их с сооружениями при использовании проводов БАХ

и СИП значительно меньше и определяются проектом на основании Нормативно-технической документации на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 6—20 кВ с проводами БАХ и Нормативно-технической документации на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 0,38 кВ с самонесущими проводами АМКА.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Основные параметры и местоположение воздушных линий

Главная » Статьи » Основные параметры и местоположение воздушных линий 17.10.2012

Среди основных параметров воздушных линий можно выделить длину пролета, стрелу провеса проводов, расстояние от поверхности (чаще всего земли) до проводов, которое еще называют «габарит».

Длина промежуточного пролета — это расстояние между двумя соседними промежуточными опорами, измеряемое по прямой. Длина пролета зависит от нескольких факторов: сечение проводов, тип опор, климатические условия.

Стрела провеса проводов — это перпендикуляр, проведенный от низшей точкой провеса проводов в реальности до гипотетической прямой линии, которая соединяет точки крепления проводов на двух соседних опорах.Габарит ВЛ — это перпендикуляр, проведенный из той же точки, что и стрела провеса, но уже к земле, дороге, озеру, линии связи и т. д. Габарит ВЛ зависит от населенности местности и напряжения.

Местоположение ВЛ строго регламентируется нормам ПЭУ. Например, максимальный допускаемый провес в населенной местности не должен быть менее шести метров, в труднодоступной местности допускается 3,5 метра, а в недоступной — 1 м. Что касается расположения ВЛ относительно зданий, то проведение их над сооружениями не допускается вообще, по горизонтали расстояние от ВЛ до балконов, террас и иных выступов не должно быть меньше полутора метров, до глухих стен — 1 метр.

Угол пересечения с площадями, зданиями, улицами не регламентируется.

Пересекая воздушные линии сигнализации и связи, провода должны располагаться выше, но не менее чем на 1,25 метров, пересечение допустимо лишь в пролете линии.

Регламентируется положение трассы ВЛ относительно лесных массивов: до крон при максимальном провесе должно быть не менее метра. Такая же цифра фигурирует и при определении расстояния до трубопроводов, бензоколонок, силовых кабелей (для последних допускается 05,-1 м). Колодцы подземной канализации и водозаборные колонки должны быть расположены на расстоянии минимум 2 метра.

Что касается рек, то для несудоходных и замерзающих расстояние должно быть равно не менее 2 метрам до максимального уровня воды и не менее 6 метров до уровня льда. Проведение ВЛ над судоходными реками не рекомендуется. Что касается расположения опор относительно берега, то расстояние до воды должно быть не меньше высоты опоры.

Пересечение с автомобильными дорогами зависит от категории. С дорогами I категории допускается пересечение только при установке анкерных опор, остальные могут быть пресечены на промежуточных. Минимум сечения проводов должен равняться 25 мм2 для стальных и сталеалюминиевых и 35 мм2 для алюминиевых. Габарит ВЛ не может быть меньше семи метров, измеряется до уровня полотна. Если ВЛ пересекает трамвайные или троллейбусные пути, то расстояние увеличивается до восьми метров.

При пересечении железных дорог, которые не электрифицированы, переходные опоры должны быть установлены анкерные. Если это подъездные пути, то пересечение допустимо под углом 40 градусов, но желательно приблизить его к 90.

Для нормальной работы в пустынной местности существуют такие зависимости габарита от напряжения: не менее 6 м при 110 кВ, не менее 6,5 при 150, не менее 7 при 220, не менее 7,5 при 330, не менее 8 при 500.

На заметку: высоковольтные асинхронные электродвигатели в ассортименте представлены на сайте agenergo.ru. Компания предоставляет продукцию и услуги качественно и надёжно.

 

 

Определения, габариты ВЛ | Монтаж электрических установок | Архивы

Страница 70 из 83

Определения.

Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках трассы ВЛ. Эти опоры в нормальных режимах работы не должны воспринимать усилий, направленных вдоль ВЛ.
Анкерные опоры устанавливаются на пересечениях с различными сооружениями, а также в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности тяжения проводов, направленные вдоль ВЛ. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.
Угловые опоры устанавливаются в местах изменения направления трассы ВЛ. Эти опоры при нормальных режимах работы должны воспринимать слагающую тяжения проводов смежных пролетов.
Концевые опоры устанавливаются в начале и конце ВЛ, а также в местах, ограничивающих кабельные вставки. Они являются опорами анкерного типа и должны воспринимать в нормальных режимах работы ВЛ одностороннее тяжение проводов.
Ответвительные опоры устанавливаются в местах ответвления от ВЛ.
Перекрестные опоры устанавливаются в местах пересечения ВЛ двух направлений.
Нормальным режимом BЛ выше 1 кВ называется состояние ВЛ при необорванных проводах и тросах.
Аварийным режимом ВЛ выше 1 кВ называется состояние ВЛ при оборванных одном или нескольких проводах и тросах.
Промежуточный пролет — это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. Эти пролеты на ВЛ до 1 кВ обычно колеблются от 30 до 50 м, а на ВЛ выше 1 кВ составляют 100 — 250 м и больше.
Анкерный пролет — это расстояние по горизонтали между опорами, на которых провода закрепляют жестко На ВЛ 35 кВ и выше с проводами, подвешенными на промежуточных опорах в глухих зажимах с ограниченной прочностью заделки, расстояние между анкерными опорами (длина анкерного пролета) не нормируется и устанавливается в зависимости от условий трассы. На ВЛ 35 кВ и ниже со штыревыми изоляторами длина анкерного пролета не должны превышать 10 км в районах с толщиной стенки гололеда до 10 мм и 5 км в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более [3].

Габариты.

Воздушные линии характеризуются пролетом (промежуточным и анкерным), стрелой провеса проводов и тросов, допустимыми расстояниями (габаритами) от проводов до земли, до пересекаемых линий дорог и пр.
В [3] определены наименьшие допустимые расстояния по вертикали и горизонтали от проводов ВЛ до поверхности земли, строений и зеленых насаждений, поверхности рек, автомобильных и железных дорог, проводов других линий Расстояние от проводов ВЛ напряжением до 1 кВ до земли и проезжей части улиц при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 6 м Расстояние по горизонтали до зданий и строений при наибольшем отклонении проводов должно быть не менее до глухих стен — 1 м, до балконов террас, окон—1,5 м Пересечение ВЛ до 1 кВ между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах, допускается пересечение в прочетах При этом расстояние го вертикали между ближайшими проводами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха плюс 15°С без ветра должно быть не менее 1 м, место пересечения следует выбирать возможно ближе к опоре верхней пересекающей ВЛ, но при этом расстояние по горизонтали между опорами пересекающей и проводами пересекаемой ВЛ должно быть не менее 2 м
Расстояние от проводов ВЛ выше 1 кВ до 110 кВ до поверхности земли в населенной местности должно быть в нормальном режиме не менее 7 м, в аварийном режиме — не менее 4,5 м Угол пересечения ВЛ выше 1 кВ между собой и с ВЛ до 1 кВ не нормируется Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены над проводами более низкого напряжения Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ, при этом, однако, расстояние по горизонтали от этой опоры до проводов нижней (пересекаемой) ВЛ при наибольшем отклонении проводов должно быть не менее 6 м, а от опор нижней (пересекаемой) ВЛ до проводов верхней (пересекающей) ВЛ — не менее
м. Допускается в отдельных случаях выполнение пересечений ВЛ выше 1 кВ на опоре.
Пересечение проводов ВЛ выше 1 кВ с воздушными линиями городской телефонной связи не допускается линии связи в пролете пересечения с проводами ВЛ должны выполняться только подземными кабелями с соблюдением специальных требований, указанных в [3]
На опорах ВЛ до 1 кВ на высоте 2,5—3 м от земли должны быть нанесены порядковый номер и год установки опоры и установлены плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры ВЛ до кабелей связи).
На опорах ВЛ выше 1 кВ на высоте 2,5—3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки: порядковый номер — на всех опорах; номер ВЛ или ее условное обозначение  на концевых опорах, первых опорах ответвлений от линии, на опорах в месте пересечения линий одного напряжения, на опорах, ограничивающих пролет пересечения с железными дорогами и автомобильными дорогами
V категорий, а также на всех опорах участков трассы с параллельно идущими линиями, если расстояние между их осями менее 200 м. На двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь; на ВЛ 35 кВ и выше — расцветка фаз на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ; на всех опорах ВЛ в населенной местности должны быть предупреждающие плакаты; на опорах,установленных на расстоянии менее половины высоты опоры от кабелей связи, — плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *