Гармония это в искусстве: Гармония — это что? И почему «Гармония мира»?

Гармония — Краткий словарь по эстетике

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность) — представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и даже борьбы составляющих его элементов. Довольно часто гармония рассматривается в качестве основы или необходимого условия прекрасного.

Гармония — это сложная эстетическая категория, имеющая широкую сферу приложения. Можно говорить о гармоническом устройстве Вселенной, природы или отдельных ее элементов, о гармонии человеческого тела, произведений искусства, о гармонии как определенном эстетическом идеале, о гармонически развитой личности. Гармония тесно связана с рядом других важных эстетических понятий, такими, как симметрия, ритм, пропорция. Но в отличие от них гармония представляет собой более сложную эстетическую категорию, по отношению к которой ритм, симметрия и пропорция выступают в качестве элементов, составных частей.

Представления о гармонии возникают еще в древнегреческой мифологии.

Гармония выступает здесь как дочь бога войны Арея и богини любви и красоты Афродиты. В этом мифологическом образе отразились диалектические представления о гармонии как порождении двух начал: красоты и борьбы, любви и войны. У Гомера понятие гармонии еще лишено специального эстетического значения, оно означает «соглашение», «мир», «согласие» или употребляется в конкретном значении — «скрепы», или «гвозди».

Специальный эстетический смысл гармонии приобретает в классической античной эстетике досократиков (Гераклит, Демокрит, Эмпедокл), а позднее — у Сократа, Платона и Аристотеля. Античные мыслители разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство.

Средневековая эстетика, используя античные представления о гармонии, истолковывала гармоническое устройство мира в теологической форме для обоснования абсолютной красоты божества.

Высокий гуманистический смысл гармонии приобретает в искусстве и эстетике Возрождения. Художники эпохи Возрождения воплотили в произведениях идеал гармонического человека, гармония человека и природы. В эту эпоху получают развитие и теоретические представления о гармонии. Деятели Возрождения связывали гармонию не только с пропорцией, т. е. с определенными количественными соотношениями, которые могут быть выражены в числах. Они выдвинули новое понятие, с помощью которого определяли природу гармонии, — грация.

Широкое распространение представление о гармонии получает в эстетике Просвещения, в частности, в связи с идеями о возможности гармонического воспитания личности. Глубокое диалектическое истолкование гармонии дал в своей «Эстетике» Гегель.

К категории гармонии широко обращается современная эстетическая теория, однако в буржуазной эстетике господствуют идеалистические или позитивистско-метафизические способы ее истолкования, возрождаются средневековые представления о «мировой», или «божественной», гармонии.

Она широко применяется в теории эстетического воспитания, теории искусства и искусствознания, в особенности в теории живописи и музыки.

ГАРМОНИЯ | это… Что такое ГАРМОНИЯ?

ТолкованиеПеревод

ГАРМОНИЯ
(гр. harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты. Г.— показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения человеком окружающей действительности. Являясь «результатом движения, уничтожающего существующую дисгармонию» (Маркс К.., Энгельс Ф., т. 26, ч. II, с. 588), Г. всегда относительна, исторически конкретна. Будучи объективным проявлением совпадений внешнего мира с потребностями свободного и всестороннего саморазвития человека, она выступает неотъемлемой качественной характеристикой содержания эстетического идеала, высшей социально-эстетической цели общественного развития — формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
  Как диалектическое единство реального и идеального, Г. предстает в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки (Оценка эстетическая). Понятие «Г.» присуще всем осн. эстетическим учениям как одна из гл. категорий эстетики, содержательно совпадающая с понятием о прекрасном, о красоте как единстве многообразного. «Нет красоты ни в чем без гармонии» (Платон). В зависимости от исторического уровня развития об-ва и самой эстетической теории понятие «Г.» получало различные, в чем-то дополняющие друг друга истолкования. Осн. ее характеристики разработаны уже в античной эстетической культуре, где Г. выступает как универсальный эстетико-космологический принцип мировоззрения. Она понимается здесь либо как мыслимое совершенство божественного космоса, либо как сверхприродная сущность вещей, недостижимая в реальной практической жизни, либо как мера всех вещей, идеал, к к-рому должен стремиться человек в своем творчестве (пифагорейцы, Платон, Аристотель). Античные философы отмечали диалектический характер Г.
Классическое выражение эта идея античного сознания получила у Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду…» (борьбу). В обогащенном и развернутом виде эта мысль органична для совр. научной эстетики, а также практики революционной борьбы за совершенствование, гармонизацию отношений об-ва и природы, личности и об-ва. В совр. мировой эстетике в зависимости от идейных и гносеологических установок приверженцев тех или иных направлений и эстетических концепций Г. понимается как: объективная возможность отношений человека с миром и досягаемый идеал; субъективно мыслимое и недостижимое совершенство, относящееся к сверхприродной сущности вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти мир; формальная характеристика композиции, структуры эстетически значимых предметов, родственная по смыслу понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В марксистско-ленинской эстетике Г. осмыслена как объективная возможность соответствия меры предметов каждого вида и исторически меняющейся меры человека, взятого в качестве родового существа, как «творчество по законам красоты».
Соответственно в искусстве Г.— это предмет отражения и одновременно худож. воплощение идеала совершенной действительности, основание эстетической критики наличного бытия. Иск-ву принадлежит заслуга открытия многообразия гармонических отношений человека с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Иск-во эпохи Возрождения, напр., утвердило идеал земного человека, способного наслаждаться полнотой жизни, что отвечало потребностям восходящего капитализма (Возрождения эстетика). Позднее иск-во осуществило всестороннюю критику дисгармонической буржуазной действительности. Социалистическому иск-ву принадлежит худож. открытие человека не только как носителя и цели гармонического развития, но и как источника гармонического мироустройства; оно воплотило в своих произв. образ человека — революционера, преобразователя, творца, осуществляющего целенаправленную гармонизацию об-ва и личности.

Эстетика: Словарь. — М. : Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Синонимы:

астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ

Антонимы:

дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад

  • ГАНСЛИК (HANSLICK) Эдуард
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай

Полезное


Гармония принципа дизайна | John Lovett Design

Принципы дизайна

 

 

 

 

Гармония – это визуально приятный эффект от объединения похожих или родственных элементов.

  • Смежные цвета

  • Подобные формы

  • Связанные текстуры

Гармония в картине или дизайне помогает создать единство. Однако всякая гармония и отсутствие контраста могут стать монотонными. Необходимо соблюдать баланс между областями гармонии и областями контраста.

 

На картине ниже гармоничные повторяющиеся прямоугольники разбавлены контрастными круглыми формами горшков и цветов. Общая теплая цветовая гармония подчеркивается холодными зелеными ставнями. Группировка второстепенных контрастных органических форм усиливает фокус.

Open Shutters – John Lovett, 2006. Смешанная техника на бумаге Arches 300 г/м² достигается визуально удовлетворительный баланс. Преуменьшение, как правило, лучше — иногда достаточно небольшой контрастной метки.


Ограниченная палитра позволит сохранить тесную цветовую гармонию. Затем тональный контраст становится основным инструментом для выделения фокуса.

В этой смешанной технике ниже ограниченная палитра обеспечивает плотную цветовую гармонию. Сильный тональный контраст в верхней правой части обуви и торчащий изношенный шнурок создают смещенный от центра фокус, нарушая симметрию объекта.

One Shoe Off – John Lovett 2003 Mixed Media на бумаге Arches 300 г/м².

 

Здания Ренцо Пьяно демонстрируют гармонию между формой и окружающей средой. В его здании Международной выставки Колумба в Генуе, Италия, используются парусные конструкции и замысловатые гики, которые отдают дань уважения истории древнего морского порта, на котором оно расположено.

Ренцо Пьяно, Международная выставка Колумбуса, 1985-1992 Генуя, Италия Большая часть внешней части конструкции построена из тяжелых сварных стальных панелей. Они промыты кислотой до ржавчины, перекликаясь с выходами железной руды из окружающей страны.

 

Никольское здание не только связано с окружающим ландшафтом, но и связано с верованиями традиционных владельцев земли. План здания представляет собой абстракцию гоанны, важного символа хранителей земли.

 

Никольс работал с традиционными владельцами, чтобы разработать внутреннюю планировку в соответствии с их убеждениями относительно важности символических зон варана. Таким образом, помимо визуальной гармонии с ландшафтом, здание имеет культурную гармонию с традиционными верованиями.

Anchor 1

John Nicholes – Центр посетителей национального парка Кариджини, Западная Австралия

 

 

Принципы гармонии и контраста кажутся совершенно противоречивыми, но баланс между ними жизненно важен для успеха любого произведения искусства.

Автор: Джон Ловетт

Что такое гармония в искусстве и как ее добиться?

СОСТАВ Статьи 0 Комментарии Время считывания: 2 м 14 с

Поделиться:

Думайте об элементах искусства как о своем сырье, а принципы искусства – это то, как вы формируете их. Именно здесь стиль художника манипулирует веществами, которые он или она решает использовать. Ритм, гармония в искусстве, баланс, контраст, движение, пропорция и разнообразие — все принципы искусства, которые можно использовать соло или в сочетании друг с другом.

Круглые формы Роберта Делоне, 19 лет30

Гармония в искусстве в целом достигается, когда элементы произведения искусства объединяются в единое целое. Некоторые элементы могут повторяться, но они по-прежнему выглядят и ощущаются так, как будто они составляют единое целое. Гармония – это определенно не монотонность, но и не хаос. Это идеальное сочетание этих двух вещей.

Гармония передается несколькими способами. Вы можете достичь гармонии в искусстве, используя цвет в качестве своего транспортного средства, а также следы, которые вы делаете, и формы, которые вы рисуете.

Цветовая гармония в искусстве

Сила и привлекательность цвета — вот что впервые привлекает многих художников к мольберту. Но цвет имеет свою долю сложностей. Существует ряд цветовых теорий создания гармоничного цвета.

Одним из них является использование дополнительных цветов. Другой использует разделенные комплементарные цвета, когда используется фланговый цвет комплемента. Например: желтый с сине-фиолетовым и фиолетово-красным. Другие художники создают гармонию в искусстве с помощью аналогичных цветовых схем, в которых цвета находятся в непосредственной близости друг к другу (в отличие от противоположных) на цветовом круге.

Greee Джеймса Кэрролла Беквита, 1887

Еще один способ обеспечить цветовую гармонию — помнить, что значение едва ли не важнее цвета. Независимо от того, используются ли они тонко или смело, цвета в картине должны иметь общие отношения, и это часто устанавливается через схожие цветовые значения. В противном случае они выглядят неестественно.

Цветовые ассоциации также могут играть роль для достижения визуальной гармонии. Определенный предмет или место (или время суток) могут иметь цветовые ассоциации. Зритель почти инстинктивно примет их, если не примет как должное. Но, в конце концов, соотношением или гармонией цвета управляете вы, в первую очередь художник, со всеми этими вариантами в вашем распоряжении.

Формы и знаки

Эксперименты с формами и знаками являются ключевыми для любого художника. Описание форм и создание гармоничных знаков часто зависит от того, как видит сам глаз. Например, направление вашего взгляда означает, что некоторые вещи становятся в фокусе, а другие размыты и туманны. Человеческий глаз не видит все детали сразу.

Передняя дверь. Кристиан Рольфс, 1882 г.

Художники часто гоняются за этим явлением с помощью гармонии краев, как потерянных, так и найденных, твердых и мягких, вместо того, чтобы полагаться на такие точные, однородно очерченные линии или формы.

Мягкие края отступают и часто используются для обозначения расстояния или поворота формы. Жесткие края подчеркивают формы, узоры и текстуру. Потерянные края являются ключом к тому, чтобы дать вашей картине жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *