Гармония это в искусстве: Гармония — Википедия – ГАРМОНИЯ — Словарь терминов изобразительного искусства — Искусство

Гармония — Википедия

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia, а также лат. coaptatio, convenientia и др. переводы[1]) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).

В философии гармония — категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония — одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.

Гераклит. О природе[2]

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:

… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.

[Аристотель]. О мире, 395b[3]

Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение — особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):

Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις).

Nic. Arithm. II, 19

В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):

Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония — это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia

plurimorum adunatio et dissentientium consensio).

Boeth. Arithm. II, 32

В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23—20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48—65 н. э.):

Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.

Horat. Epist. I,12

Temporis angusti mansit concordia discors

Paxque fuit non sponte ducum <…>

Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99

С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания.

…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.

Manilius. Astronomica, I.137-146

Символическое изображение гармонии (discordia consors) в «Гармонических письмах» А.Банкьери (1628)

В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors, и как discordia concors[4]. Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).

В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Основная статья — Гармония (музыка).

Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии — у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, — первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция. Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего

все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы — др.-греч. διὰ πασῶν, «через все»).

В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаментальное основание музыкальной целостности тетрахорда, звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума), которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus)[5]. Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов»[6] (с вариантами) — ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах[7]. Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский: «Гармония — это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]»

[8]. Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).

Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную в Европе долго держались и в последующие времена — на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» — Иоганн Липпий, в «Универсальной музургии» — Афанасий Кирхер, в «Универсальной гармонии» — Марен Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.

  1. ↑ Haec enim congruentia (sive convenientia vel concinentia vel consonantia commodius dicitur quod est unum ad duo), in omni compaginatione vel si melius dicitur coaptatione creaturae valet plurimum. Hanc enim coaptationem, sicut mihi nunc occurrit, dicere volui quam graeci ἁρμονίαν vocant.
    Августин.
    Trin. 4.2.4.
  2. ↑ Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
  3. ↑ Перевод А.В.Лебедева. Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
  4. ↑ Как, например, в труде «De ortu scientiarum» (2-я пол. XIII в.) Роберта Килвардби: «Harmonia autem nihil aliud est quam rerum diversarum concors ad invicem coaptatio sive modificatio».
  5. ↑ Mus. ench., XIII «De proprietate symphoniarum».
  6. ↑ Оригинал: Armonia est diversarum vocum apta coadunatio.
  7. ↑ См. напр., «Musica enchiriadis» Хукбальда (IX в.), Enchiridion Uchubaldi (X в.), Маркетто Падуанский Lucidarium (нач. XIV в.), Николай Капуанский (1415), Франкино Гафури («Extractus parvus musicae», ок.1474), Иоанн Чикония, Николай Бурци, Бьяджо Россетти, Стефан Ваннео и др.
  8. ↑ Harmonia est modulatio vocis, et concordantia plurimorum sonorum, vel coaptatio. См., например, у Аврелиана из Реоме (IX в.), Иеронима Моравского (XIII в.), Уолтера Одингтона («De speculatione musicae», начало XIV в.) и мн. др.
  • Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
  • Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
  • Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9.

Гармония

 

ГАРМОНИЯ

 

ГАРМОНИЯ (греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

В аксиологическом своем измерении гармония выступает одной из базовых ценностей европейской культуры. Исходно термин гармония употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова

гармония в значении «согласие», «договор», «мирное событие». Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу. В этой связи в античной философии гармония трактовалась как мировой космический закон:

«все происходит по необходимости и согласно с гармонией».

В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев   гармония вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы сфер. Гераклит углубил понятие гармонии, истолковывая её как единство противоположностей:

«Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу»

(Аристотель, Никомахова этика).

У Гераклита гармония — не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о гармонии космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию гармония социальное, нравственное значение:гармония как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях. Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Гармония считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи,

«… гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота».

В 18 в. понятие гармония разрабатывалось метафизиками-рационалистами.  Лейбниц развил учение о «предустановленной» гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом; в частности, соответствуют друг другу душа и тело. Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие гармонии играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию гармонии дал Гегель. Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Гармония, по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Гармония внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие гармонии заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».

В своём понимании гармонии как формы выражения идеала, марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

Гармония в социологии:

Существует понятие «социальная гармония», означающее бесконфликтное сосуществование всех элементов социальной общности.

Гармония в психологии:

Главная особенность гармонии состоит в том, что человек должен осознать ее, иначе она не будет гармонией как таковой. То есть, в любом случае, здесь без индивидуального разума и осознания всего закона распределения событий не обойтись. С другой стороны, по словам Жана де Лабрюйера,

«У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений».

Значит, не все зависимые от частных восприятий признаки гармоничности должны присутствовать в общем распределении событий, чтобы оно могло называться гармоничным.

Гармония в литературе:

Стройная согласованность частей художественного произведения.

Гармония в зодчестве:

Масштабное соответствие здания окружающему пейзажу, цельность и единство композиционного замысла, соразмерность отдельных частей здания между собой.

Гармония в изобразительном искусстве:

предполагает благоприятные для зрительного восприятия:

Гармония в философии:

Гармония — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но как глубокая имманентная объекту закономерность, проявлением которой и выступает феномен гармонии.

В классической европейской культуре гармония мироздания занимает центральное место, выступает как норма. Центральный конфликт культуры заключается в нарушении этой гармонии и поиске путей ее обретения вновь. Тогда как для неклассической современной культуры в качестве нормы является дисгармоничность, и центральное место занимает поиск форм бытия в условиях онтологической и экзистенциональной дисгармонии.

Гармония — Краткий словарь по эстетике

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность) — представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и даже борьбы составляющих его элементов. Довольно часто гармония рассматривается в качестве основы или необходимого условия прекрасного.

Гармония — это сложная эстетическая категория, имеющая широкую сферу приложения. Можно говорить о гармоническом устройстве Вселенной, природы или отдельных ее элементов, о гармонии человеческого тела, произведений искусства, о гармонии как определенном эстетическом идеале, о гармонически развитой личности. Гармония тесно связана с рядом других важных эстетических понятий, такими, как симметрия, ритм, пропорция. Но в отличие от них гармония представляет собой более сложную эстетическую категорию, по отношению к которой ритм, симметрия и пропорция выступают в качестве элементов, составных частей.

Представления о гармонии возникают еще в древнегреческой мифологии.

Гармония выступает здесь как дочь бога войны Арея и богини любви и красоты Афродиты. В этом мифологическом образе отразились диалектические представления о гармонии как порождении двух начал: красоты и борьбы, любви и войны. У Гомера понятие гармонии еще лишено специального эстетического значения, оно означает «соглашение», «мир», «согласие» или употребляется в конкретном значении — «скрепы», или «гвозди».

Специальный эстетический смысл гармонии приобретает в классической античной эстетике досократиков (Гераклит, Демокрит, Эмпедокл), а позднее — у Сократа, Платона и Аристотеля. Античные мыслители разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство.

Средневековая эстетика, используя античные представления о гармонии, истолковывала гармоническое устройство мира в теологической форме для обоснования абсолютной красоты божества.

Высокий гуманистический смысл гармонии приобретает в искусстве и эстетике Возрождения. Художники эпохи Возрождения воплотили в произведениях идеал гармонического человека, гармония человека и природы. В эту эпоху получают развитие и теоретические представления о гармонии. Деятели Возрождения связывали гармонию не только с пропорцией, т. е. с определенными количественными соотношениями, которые могут быть выражены в числах. Они выдвинули новое понятие, с помощью которого определяли природу гармонии, — грация.

Широкое распространение представление о гармонии получает в эстетике Просвещения, в частности, в связи с идеями о возможности гармонического воспитания личности. Глубокое диалектическое истолкование гармонии дал в своей «Эстетике» Гегель.

К категории гармонии широко обращается современная эстетическая теория, однако в буржуазной эстетике господствуют идеалистические или позитивистско-метафизические способы ее истолкования, возрождаются средневековые представления о «мировой», или «божественной», гармонии.

Она широко применяется в теории эстетического воспитания, теории искусства и искусствознания, в особенности в теории живописи и музыки.

В чем состоит гармония в жизни человека

Обычно мы говорим о гармонии, когда хотим подчеркнуть ситуацию, момент, в котором нам все нравится.

Где каждая частичка выполняет свою функцию таким образом, что целое становится прекрасным, согласованным.

Само слово “гармония” вызывает приятные чувства, не правда ли?

И, конечно, хочется, чтобы этой самой гармонии было в жизни больше.

В разные времена, в разных воплощениях гармония в жизни обозначала внутреннее целостное восприятие жизни.

Гармония — это внутреннее состояние, в котором человек проживает, ощущает свои события, независимо от внешних обстоятельств и окружающих людей. Независимо от ярких событий или их отсутствия.

А можно ли привнести гармонию в свою жизнь каким-либо образом?

По крайней мере один надежный способ нам известен абсолютно точно. Именно об этом мы и расскажем в своей статье.

Вы познакомитесь с понятием гармонии, с проявлениями гармонии в жизни реальных людей, узнаете тот самый способ, который мы используем для ощущения гармонии в себе.

Увидите, в чем разница понимания гармонии у мужчин и женщин. Мы расскажем примеры самых разных жизней, где была проявлена гармония.

Что такое гармония

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность Космоса, в противоположность Хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного (Большой Энциклопедический Словарь).

Определение красивое. Но в чем выражается гармония в жизни?

Мы говорим о гармонии в музыке и в искусстве. Она присутствует в произведениях, переживших столетия и бывает в повседневности.

Однажды мне пришлось быть свидетельницей обыденной ситуации. Одна подруга говорила другой по поводу новенького ремонта:

“Знаешь, когда я увидела стены, то даже испугалась, не поняла, как тебе пришло в голову совместить эти два вида обоев? Они же не подходят друг дружке! Но сейчас, когда ты поставила мебель, все так подходит! Так гармонично сочетается! Как тебе это удалось?”

Интересно, правда? Пока была видна только часть, гармонию не разглядели. Но, как только проявилось целое — оно вызвало совершенно другие чувства.

Если посмотреть на картину художника вблизи, то может начать рябить в глазах от разноцветных мазков. Мы видим частички, но от нас ускользает целое.

Стоит сделать пару шагов назад, и перед нами раскроется все великолепие таланта: прозрачная вода океана, пустынный пейзаж, либо, наполненная ароматом лета, картина с фруктами.

Чуть отодвинувшись, мы увидели гармоничное целое.

Гармонию трудно передать словами, но мы ее чувствуем душой. Конечно, не каждая картина, не каждая мелодия отзываются в душе. Что-то мы считаем гармоничным для себя, а что-то нет.

То есть, в нас существует незримый камертон, который отзывается на определенную вибрацию внешнего мира.

И, когда душа отзывается на то, что происходит вокруг положительными эмоциями и чувствами, можно говорить о гармонии жизни.

Где найти свою гармонию

Как ощутить свою внутреннюю гармонию? Легче всего вспомнить себя в ситуации, которая в памяти сохранилась как гармоничная. Возможно у человека вся жизнь была гармоничной?

  • Чем человек занимался в той жизни?
  • Что чувствовала и ощущала его душа?
  • Что за состояние «гармоничная жизнь»?

Студенты отправились за ответами на эти вопросы в свои прошлые жизни на одном из занятий в Институте Реинкарнационики. Каждый увидел одно или несколько гармоничных воплощений и сумел понять, как отличается восприятие гармоничной жизни в зависимости от:

  • эпохи,
  • пола,
  • социального статуса,
  • образа жизни
  • привычек.

Чем отличается мужское и женское восприятие гармонии

Такое исследование всегда дает яркие ощущения, поскольку один и тот же человек имеет возможность вспомнить свою гармоничную жизнь как в мужском, так и в женском образе.

Возможно сравнить восприятие гармонии мужчиной и женщиной из собственного опыта.

Виталий Д.:

Какие они с одной стороны похожие, но и разные эти гармонии. В мужском воплощении это скорее гармония с миром, в женском — гармония внутри своего мира. На уровне ощущений «в теле» почувствовал тоже определённую разницу.

Марина Ш.:

Увидела свою жизнь в мужском теле. Очень необычный опыт быть в мужском теле. Приходит понимание более глубокое видение мужского образа мышления, внутреннего состояния, ощущений и чувств.

Очень интересно ощутить себя в другом теле, с другим мировосприятием.

Такие воспоминания о различных воплощениях позволяют нам лучше понимать своих партнеров, не требовать от них то, что не свойственно им по природе.

Гармония в жизни и успех в обществе. Совместимость или противоречие?

Может ли быть жизнь, связанная с властью и большим успехом, гармоничной?

Или проявление себя, как успешного человека в социуме, сохраняется нашей памятью как-то иначе?

Обратимся к тому, как сохранились в памяти студентов их прошлые жизни, где они достигали серьезных социальных успехов.

Оксана С.:

Я увидела жизнь мужчины, который жил в Праге и разводил арабских скакунов. Это для меня было самое гармоничное мужское воплощение!

Людмила Н.:

Я молодой худощавый мужчина, проживающий в Окленде, США. Я на трибуне. Идет заседание. Вижу звездочки ООН. Я слушаю выступающих, ощущаю удовлетворение и ощущение своей власти.

Светлана В.:

Удалось увидеть новое воплощение – я мужчина. Капитан своей яхты. Очень гармоничное во всех сферах воплощение. В теле почувствовала волоски на ногах, мышцы тела, ступни ног и мужское достоинство.

Гармония от того, что он сам – хозяин своей судьбы, капитан своего судна.

Роман М.:

Это была одна из затерянных деревень Тибета. Я осознал в теле мальчика, что ко мне пришли важные гости — это были монахи. Перед мальчиком разложили сладости и странные предметы культа и быта. Я точно знал, какой должен сделать выбор, так как являлся инкарнацией несколько лет назад ушедшего учителя этих монахов.

Вы видите, что жизни очень разные.

В любом случае, в этих историях на первом месте личный успех – реализация себя в руководящей роли, будь то религиозное объединение или личная яхта.

Память наших студентов сохранила эти жизни как гармоничные. Гармоничная жизнь давала ощущение полноты жизни, собственной значимости и цельности.

Обратите внимание, что все эти истории – о мужских воплощениях. Это подтверждает, что социальный успех гораздо важнее мужской природе.

Вспомнят ли современные женщины, так усиленно пытающиеся реализовать себя в бизнесе и карьере, это свое воплощение как гармоничное?

Оставим этот вопрос открытым для исследования будущими поколениями реинкарнистов.

Как проявляется гармония в любви и семье

Опыт путешествий в прошлые жизни показывает, чтобы жизнь воспринимать как гармоничную, важной составляющей является семья.

Здесь наблюдаются некоторые различия у мужчин и женщин в том, как они воспринимают гармонию в семье. Приведем несколько примеров из прошлых жизней.

Ксения Л.:

Наконец я нашла то самое ресурсное состояние, которое так долго ждала — гармоничное воплощение в теле женщины. Я ее характеризую как «солнышко» для всех и каждого, которая следует своему пути.

Пусть она не создает шедевры, не ворочает деньгами, но, исполняет идеально роль матери, жены и хозяйки. И всё у нее получается так лихо, благостно, что просто «ах»!

До сих пор на уровне солнечного сплетения во мне сохраняется это чувство — цельной личности.

Лариса Г.:

Увидела мужское воплощение. Средиземное побережье, 15-16 век. Мужчина — капитан на небольшом рыболовном корабле. Он стоит на капитанском мостике за штурвалом. Ветер в лицо, мимо пролетают чайки.

Ощущает свободу, уверенность, легкость, чувство соединения с морем и природой. Это его стихия. В небольшом доме на берегу у него любимая жена и 2 детей. Он их очень любит.

Александра Н.:

Я была женщиной в средневековье, рядом с которой был любимый мужчина. Ощутила чувство влюбленности и глубокой взаимной привязанности.

Какие события не происходили, бытовые, радостные или нехорошие, мы с ними справлялись. Эта любовь, поддержка и мягкость просто гармонизировали все вокруг, в глазах этой женщины.

Ирина П.:

А еще очень запомнились ощущения взрослого 40-летнего мужчины, вернувшегося домой после долгого отсутствия. Его встречала жена и 2 сына.

Чувство щемящей нежности и гордости: «для этого стоит жить». Чисто мужское в моих ощущениях.

Можно заметить, что в мужских и женских воплощениях наблюдаются различия в понимании гармонии семейной жизни:

В мужских воплощениях больше заметны внешние проявления, например, для мужчины ценно, чтобы его встречали дома, ждали и любили. Это ему придает сил. Для него важно дело, проявление себя вне семьи.

Для женщины счастье в доме и детях, в надежном мужском плече. Здесь более важно внутреннее счастье, внутреннее состояние, независимо от социальной реализации.

Гармония в тишине. Отдых души или способ самопознания?

Есть еще один очень интересный момент.

Порой нам кажется, что жизнь должна быть наполнена значительными событиями, либо быть важной миссией, большим внешним успехом.

Но это не всегда так. Гармония жизни может проявляться в самых простых ситуациях. Почитайте еще несколько историй о прошлых воплощениях.

Ольга Л.:

Увидела свою жизнь в мужском теле тибетского монаха-старца. Это состояние внутренней гармонии и спокойствия, со настройки с природой мне очень знакома в последнее время. Получила сильный ресурс.

Любовь И.:

Видела себя женщиной на дальнем севере, предгорье Урала. Получила интересный опыт безмолвия (когда ехала в повозке в пургу), когда жизнь течет спокойно, размеренно, естественно, природно, без мыслей. Очень познавательно.

Оказывается, когда ничего не происходит, когда все идет своим чередом, когда мы не бежим впереди мыслями — все очень гармонично.

Светлана М.:

Мне удалось проследить жизнь женщины из Англии. Она сидела и занималась вышивкой. Мне удалось четко ощутить её внутреннее состояние покоя и тихой радости.

Мне было понятно, что эти чувства основаны на ПРИНЯТИИ всего, что происходило, без каких-либо оценок. Я поняла, как это правильно для моей текущей жизни.

Вот такие примеры, когда, казалось, в жизни ничего важного не происходит.

Интересно, что наша память сохраняет такие воплощения вовсе не как пустые или неправильные. Наоборот!

Памятью такие жизни сохраняются как замечательный, прекрасный и удивительный опыт Души. Это еще одна возможность ощутить вкус текущей жизни.

И вот вывод после проработки данной темы.

Татьяна:

Выяснила для себя, что гармоничные воплощения у каждого свои – начиная с мелочей, таких как пить воду из родника или пребывать в семейном кругу, наслаждаясь близостью родных или прожить одному где-то в монастыре, что тоже может означать определенную гармонию.

Следовательно, опыт гармоничной жизни совершенно разный.

Но есть общее: это состояние радости, ладности, единения и единства внутренних чувств с внешним миром.

Для кого-то гармония зависит от внешних обстоятельств и ситуаций. Для кого-то возможно пребывать в состоянии гармонии, лада с собой и с миром, независимо от того, что происходит извне.

Познакомившись со своим внутренним камертоном гармонии, однажды услышав его звучание, забыть уже невозможно. Прелесть такого опыта в том, что в любой момент можно вновь со настроиться с этим внутренним чувством и пребывать в состоянии гармонии здесь и сейчас.

Исследовать свои разные прошлые жизни поможет обучение в институте Реинкарнационики. Узнать больше здесь.

Почему нужно со настраиваться со своей внутренней гармонией? Вот пять самых очевидных причин:

1. Ощущать себя в гармонии приятно само по себе.

2. Это один из способов успокоиться.

Нередко человек смотрит на других людей и переживает, что в его жизни нет того, что есть в жизнях других людей.

Например, нет высокой должности, не хватает активности или ярких событий. Но вполне вероятно, что однажды, ощутив свою внутреннюю гармонию, человеку больше не захочется сравнивать свою жизнь. Он поймет, что в его жизни все гармонично.

3. И наоборот, это один из способов подвигнуть себя к достижениям, если внутренняя гармония заключается в большей активности, нежели проявлялась до сих пор.

4. Можно лучше понять себя и своего партнера, стать менее зависимым от навязанных кем-либо правил, установок в сфере личных отношений.

Например, увидев свою гармоничную жизнь в мужском образе, женщине проще понять мужское отношение к любви и семье. И наоборот, вспомнив свою жизнь в образе любящей женщины, мужчине становится яснее женское понимание любви. Это помогает сгладить непонимание во взаимоотношениях, и снизить уровень стресса.

5. Понимание внутренней гармонии может сделать человека более свободным. Это означает, что он может легче позволить себе то, что ближе его душе, потому что начал ощущать, что же на самом деле делает его жизнь гармоничной.

Желаем и вам услышать себя, свою внутреннюю гармонию жизни!

Авторы: капитаны 1 курса института Реинкарнационики
Ольга Пантелеева, Анна Гальцева

 P.S. Поделитесь в комментариях своим мнением:

  • Что для вас понятие “гармоничная жизнь”?
  • Чувствуете ли вы гармонию в своей настоящей жизни?
  • Что вам помогает или помогло бы ощущать гармонию?
Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Проект Института Реинкарнационики. Наша задача – на примерах из жизни рассказать, как воспоминания опыта души, накопленные в прошлых жизнях, могут улучшить нынешнюю жизнь.


ГАРМОНИЯ — это… Что такое ГАРМОНИЯ?

(от греч. ἀρμονία – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин «Г.» непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо «согласие», «договор», «мирное сожительство» людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, «все произошло по необходимости и согласно с гармонией» («О ритмах и мерах»). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие «Г.», понимая ее как единство противоположностей: «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: «Скрытая гармония лучше явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Г.» социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях («Государство» III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие «Г.» занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, «…гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие «Г.» усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом («Монадология», § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. «Трактат о системах», М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие «Г.» было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гёте, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. «Гармония есть… соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи» (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для «героического века» и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе «романтическое искусство», т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое «открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека» (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857–1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97–99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и Лирика), «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та». М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, М., 1936; Вertz В., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natur und Kunst, W.–Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Disharmonien des menschlichen Trieb-und Geisteslebens, Münch., 1925; Burcnartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949; Zeller E., Die Philosophie der Griechen…, Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923.

А. Лосев, Б. Шрагин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Цветовая гармония в живописи (T — S — D). Часть 1.

Цветовая тоника (T)

Гармония («единство», «согласованность») в изобразительном искусстве понимается как уравновешенность особой красоты, согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен.

Движущая сила гармонии– это столкновение противоположностей и их единство. Столкновение противоположных эмоциональных настроений, то напряженно-тревожных, то призывно-радостных, то задумчиво-лирических. Контраст мажора (его окраска звучания субъективно воспринимается как светлая и радостная) и минора (субъективная окраска – грустная, серьезная) составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. В живописи же цветовая гармония выражается сбалансированным противопоставлением холодных и горячих цветов.

Теперь рассмотрим общую цветовую схему живописного произведения, при этом нам пригодится цветовой круг:

Цветовая тоника – это опорный цвет (или цветовой «аккорд»), который с периодическим постоянством звучит внутри произведения, каждый раз выражая и подтверждая общее эмоциональное настроение произведения. Именно тонике противопоставляются другие напряженные цветовые пятна. Но сколь яркими и эмоциональными бы они не были, все они остаются в подчинении тоники, т.е. с нее начинается развитие цвета в картине, и ею же заканчивается.

Таким образом, тоника служит централизующим, подчиняющим и (!)объединяющим началом в картине. Она оттеняет, подчеркивает, выделяет и обостряет цветовую кульминацию, дает гармоническое единство, создает общее цветовое настроение картины.

Выбор опорного цвета определяется основной идеей сюжета будущего произведения.

Варианты тоники– цвет воздушной среды в пейзаже, это второй и третий планы картины, это окружающий интерьер, цвет фона вокруг центрального сюжетного ядра.

Все остальные цветовые пятна в картине организованы в определенной последовательности вокруг этого главного опорного цветового пятна

Тоника в картине В.Серова «Девочка с персиками» — это зеленовато-желтые, серо-зеленые, темно-коричневые оттенки общей окружающей среды (аккорд родственных цветов).

Цветовая доминанта (D)
Цвет доминанты (кульминации) противопоставляется цветовой тонике по яркости, цвету (тепло-холодности), тону (светло-темности). Чаще всего кульминация – это самое яркое , самое светлое и контрастное к тонике цветовое пятно. Часто для доминанты художники выбирают дополнительный к тонике цвет (т.е. противоположный цвет на цветовом круге). Причина выбора дополнительного цвета заключается в том, что такое сочетание является максимально контрастным и всегда гармоничным.

И почти всегда, даже в печальном, драматическом произведении, доминанта исполняется мажорно, радостно, темпераментно-страстно, горячими красками!

Доминанта в «Девочке с персиками» — это ярко-розовая блузка с приколотой к черному банту красной гвоздикой (красный и розовый, как разбелённый красный, — дополнительные цвета к зеленому).

Цветовая субдоминанта (S)

Цветовая субдоминанта — это цветовые пятна, предвосхищающие доминанту – вершину эмоционального напряжения в картине. Цветовая субдоминанта своим восходящим поступательным движением к кульминации должна подготовить и усилить яркость доминанты.

Цветовая субдоминанта, в отличие от доминанты, может быть и теплого, и холодного оттенка, в зависимости от того, какой будет кульминация: радостной или печальной. Т.е. цветовая субдоминанта предсказывает (и подсказывает) зрителю эмоциональное отношение к происходящему на картине!

На рассматриваемой выше картине В.Серова субдоминанта это – охристо-зеленый, теплый цвет лица и рук девочки, персиков, листьев. Этот цвет звучит приглушенно, вкрадчиво, но тем не менее он теплый, радостный, как и события в картине.

Противоположную ситуацию можно наблюдать в картине И. Репина «Иван Грозный»:

Цветовая тоника здесь – оранжево-коричневый цвет (т.е. диапазон оттенков от желтовато-белых до красно-коричневых), который занимает основное пространство картины. Цветовая доминанта – тяжелый красный цвет крови на лице царевича, который ярко выделяется среди светлых красок «мертвенно-бледных лиц». Цветовая субдоминанта – это ультрамариновый синий. В данном случае субдоминанта холодного оттенка, т.к. происходит трагедия. Поэтому художник выбрал самое драматическое, безысходное, неразрешимое сочетание цветов красного и синего.

В другой картине И.Репина — «Осенний букет» — цвета тоники, наполняющие глубину пространства, резко противопоставляются плотным цветам, лепящим поверхность персонажа первого плана, выполняя роль «ореола». Если основные оттенки фигуры девушки – это плотные красно-коричневые, коричневые или нарядные белые цвета, то фон – это контрастный к ним блекло-серый и серо-голубой цвет.

Интересно, что фон выполнен лессировочно, т.е. даже по фактуре красочного слоя тоника контрастна центральному ядру картины.

Разрешение цветовой напряженности
«Каждое противоречие требует разрешения, поэтому художник должен знать и предвидеть эффект взаимного влияния цветов». Н. Волков.

Тоника, субдоминанта и доминанта находятся в цветовом, тоновом и яркостном контрасте – иногда резко напряженном противоречии, иногда в тихом, поэтому требуется разрешение этого контраста-конфликта, его примирение, обобщение, что и приведет к единению, гармоническому согласию.

Цветовые оттенки субдоминанты и доминанты достигают своего пика в композиционном центре картины, и затем рассыпаются по картине на мелкие осколки-рефлексы, акценты (как цветовое эхо), и завершаются слабыми отголосками, почти полностью растворяясь в тонике картины.

Таким образом происходит своего рода разрешение доминанты в тонику.

В продолжении – о значении и использовании в живописи черного и белого цвета .
Источники те же

Живопись и графика: www.kumikodesign.ru/grafics/0.html
> </div>

ГАРМОНИЯ — это… Что такое ГАРМОНИЯ?

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… …   Толковый словарь Ушакова

  • Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А …   Энциклопедия мифологии

  • гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia &LT;, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… …   Философская энциклопедия

  • гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —  Гармония  ♦ Harmonie    Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… …   Философский словарь Спонвиля

  • гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие …   Словарь синонимов

  • Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия …   Каталог отелей

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… …   Современная энциклопедия

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.