Где находится церковь десятинная: Десятинная церковь, Киев — век, архитектура, какой князь построил, история, фото, как добраться

Содержание

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу»

В тысячелетнюю годовщину успения святого равноапостольного князя Владимира мы говорим о духовном и историческом значении его детища – Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, о проекте возрождения этой святыни, о начале возрождения молитвенной жизни на Владимировом городище, о технических особенностях проекта, а также о том, чем отличается возрождение храма от реконструкции или реплики.  Могут ли находиться под одной крышей музей и храм? Наш собеседник – монахиня Елена (Кругляк), руководитель творческой мастерской Синодального отдела УПЦ по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры, главный архитектор проекта возрождения Десятинного храма и музеефикации его древних аутентичных остатков.

Содержание статьи

  • Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы
  • Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов
  • Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»
  • Наша работа опирается на исследования
  • Десятинная церковь над музеем: как это сделать
  • Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви
  • Десятинная церковь. Дело жизни
  • У Бога тысяча лет как один день…
  • Без прошлого нет будущего
  • Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских
  • Десятинная церковь. Карта проезда:
    • Десятинная церковь. Справка:
    • О Десятинной церкви на Правмире:
    • Фильмы о Десятинной церкви:

Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы». Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Наместник нашего Десятинного монастыря архимандрит Гедеон часто говорит: «Когда пришел Антоний Печерский в Киев, где же он молился на богослужениях, где причащался? Конечно же, он бывал в Десятинном соборе». И насельники Киево-Печерской Лавры, преподобные XI, XII, XIII веков, все они видели Десятинный храм, молились в нем. Значение этого места трудно переоценить.

Десятинный храм в первозданном своем величии простоял до 1240 года, он стал последним оплотом киевлян во время монголо-татарского нашествия и был разрушен ордами хана Батыя. С тех пор он стоял в руинах. Конечно же, мысль о том, чтобы молитвенная жизнь засияла там опять, была чаянием многих людей на протяжении всей истории.

Врисованные очертания фундаментов Десятинной церкви

Читать также — Заветы князя Владимира

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей». И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию [1] Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения. Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Читать также — Князь Владимир: пройти через грязь, чтобы принять свет

Десятинная церковь.

Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

[1] В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.


У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши,  еже  насади Десница Твоя,  люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».  

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где  впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда,  со Старокиевской горы,  места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте  вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания  молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте  с особой торжественностью и трепетом  воспоминаем  успение  святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы  нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас,  как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Десятинная церковь. Справка:

Десятинная церковь — самая первая каменная церковь в Древнерусском государстве. Князь Владимир воздвиг храм на месте кончины мучеников Иоанна и отца его Феодора. Десятинная церковь забирала 1/10 часть доходов князя. Летописи отмечают разные даты заложения храма: 990 или 991 год. Десятинная церковь строилась как русскими, так и греческими зодчими на протяжении нескольких лет. Считается, что Десятинная церковь посвящена дню Успения Пресвятой Богородицы.

О Десятинной церкви на Правмире:

  • Десятинная. Снова — декабрь…
  • Храм, церковь…
  • Князь Владимир — воин, дипломат, святой?
  • Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Фильмы о Десятинной церкви:

https://youtu. be/pE_GkBo60OI

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Фундамент Десятинной церкви. Липа Петра Могилы

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Место, где мы сейчас находимся, связано с развитием христианства в Киевской Руси. За неприглядным зеленым ограждением находится выдающийся памятник истории Киевской Руси – фундамент первой каменной христианской церкви конца 10-го века.
Христианство на Руси начало распространяться еще в 9-м веке, когда князь Аскольд принял крещение. Известно, что в новую веру перешли часть бояр и дружинников киевского князя Игоря. В 955 году христианкой стала Ольга, которую как и ее внука Владимира величают равноапостольной. Но, конечно же, официально принятие христианства связывают с князем Владимиром, который совершил обряд крещения во время похода на византийский город Корсунь (или Херсонес, на территории современного Севастополя). В 989 году в водах Днепра, был совершено массовое крещение жителей тогдашнего Киева.
Христианство в Киевской Руси активно насаждалось сверху как государственная религия. Церковная власть очень быстро слилась со светской, ее первостепенной функцией стала идеологическая обработка народа по формуле: «Бога бояться, а князя уважать». А тем временем еще долго на Руси существовали пережитки язычества, часто своеобразно сочетались с православием. Многие церковные праздники были привязаны к праздникам языческим, которые народ отмечал испокон веков.
Введя новую государственную религию, князь Владимир Великий понимал, что необходимость строительства новых христианских храмов. Первым из них была церковь во имя Пресвятой Богородицы. Ее строительство закончилось к 996 году. Князь торжественно обещал жертвовать храму десятую часть своих доходов. Таким образом и возникло второе, более популярное название, – Десятинная церковь.
В храме находилась голова Папы Римского Климента и мощи его ученика Фива, а также множество других церковных ценностей. Все это князь Владимир в свое время вывез из Византийской колонии Корсуня. Позже сюда из Вышгорода был перенесен прах княгини Ольги. Ольга, приходившаяся Владимиру бабушкй, приняла Христианство еще задолго до официального его распространения в Киевской Руси. В Десятинной церкви был похоронен и сам князь Владимир Великий со своей женой Анной.
Это был большой крестово-купольный храм с пятью куполами. В здании также находились покои митрополита, помещение для казны, библиотека, скрипторий и школа. Интерьер храма имел очень богатое убранство. В середине он был расписан фресками, украшен мозаиками, пол выложен из разных видов мрамора, яшмы, порфира и других пород камня.
Сооружали церковь греческие мастера, но производство строительных материалов организовывали на месте. Создавались артели строительных и художественных профессий. Без вовлечения местного населения выполнить такой объем строительных работ было невозможно. Местные строители и художники перенимали опыт у греческих опытных мастеров. Так формировалась киевская школа архитектуры и искусства.
Десятинная церковь была первым каменным храмом и одной из наиболее почитаемых в городе. Тем не менее, судьба ее ждала трагическая. Больше всех храмов Десятинная церковь пострадала во время захвата Киева войсками хана Батыя в 1240 году.
В городе началась паника. Десятинная церковь оказалась последним оплотом обороны Киева. Тысячи людей стремились сюда, чтобы спрятаться от монгольского полчища. По одной из версий, церковь захватчики города не уничтожили, просто ее своды не выдержали такого огромного скопления людей. Рухнувший свод и стены забрали жизни многих людей. Это подтверждают более поздние археологические раскопки 19-го века. Именно тогда около фундамента Десятинной церкви было найдено много золота, денег и драгоценностей, датируемых 13-го веком. Скорее всего, спасаясь от монголо-татарского полчища, люди собирали самое ценное и устремлялись к древнему храму.
Было несколько попыток возобновить Десятинную церковь. Одна из них относится к началу 17-го века. Тогда киевский митрополит Петр Могила начал расчищать фундамент и стены древнего храма. Далее он построил небольшую церковь, использовав для этого часть уцелевших стен. В память об этом событии митрополит посадил около церкви липу, которую мы можем видеть и по сей день.
Это настоящий патриарх растительного мира. Обычно, липы живут не более ста пятидесяти лет. Дерево является памятником природы, его укрепляют, как только могут. И вот уже почти четыреста лет из года в год липа цветет. Киевляне часто приписывают дереву мощнейшие биоэнергетические свойства. Оно и не удивительно. Ведь липа – настоящий свидетель киевской истории и жизни не одного поколения горожан. Часто можно наблюдать картину, как уже пожилые, бывалые киевляне, проходя мимо, приостановятся, подержатся за веточку, подумают о чем-то сокровенном и продолжат свой путь дальше.

Должна ли моя десятина идти в мою поместную церковь? Что говорит Библия

Я слышал, как многие христиане спрашивают, куда они должны отдавать десятину? Недавно я решил выяснить, должны ли христиане отдавать десятину местной церкви.

Должна ли моя десятина идти в местную церковь? Ваша десятина должна идти в местную церковь, потому что мы возвращаем Богу то, что Он дал нам. В Притчах 3:9 говорится: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех произведений твоих». Христиане отдают 10% своих первых плодов поместной церкви в знак подчинения Богу.

Под десятиной понимается раздача денег. Многие определяют десятину как пожертвование 10% нашего дохода поместной церкви, но нужно ли этому строго следовать? Мы должны смотреть в Божье Слово, чтобы увидеть, что Он говорит о десятине и куда она должна идти.

Что говорит Библия

В Ветхом Завете мы видим, что израильтяне отдавали Богу десятину всего, что имели. Когда Христос пришел и исполнил ветхий завет, мы, христиане, должны были решить, что это значит для нас, когда мы отдаем дань Церкви. Мы продолжаем встречать стихи в Новом Завете, которые помогают нам лучше понять десятину.

Каждый должен давать по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог.

2 Коринфянам 9:7

Сердце, стоящее за даянием, объясняется во 2 Коринфянам. Мы даем не по принуждению, а с радостью в сердце, потому что мы просто возвращаем Богу процент от того, что Он дал нам.

Пусть тот, кого учат Слову, делится всем добром с тем, кто учит.

Галатам 6:6

В Послании к Галатам мы видим, как Павел говорит церкви, что мы должны делиться с теми, кто учит нас. Мы можем видеть, что, хотя в этом стихе нам не повелевается давать деньги нашему пастору, Павел настоятельно предлагает это сделать, поскольку нас учат делиться с учителем.

Человек дает свободно, но становится все богаче; другой удерживает то, что должен дать, и только терпит нужду.

Притчи 11:24

Притчи, которые являются одной из мудрых книг в Библии, предполагают, что те, кто дает добровольно, будут благословлены, и наоборот для тех, кто не дает. Этот стих не обещание, а мудрость в даянии.

Чтите Господа своим богатством и первыми плодами всех ваших произведений;

Притчи 3:9

Мы отдаем десятину в честь Бога. Мы не только должны давать десятину с чего угодно, но прежде всего из того, что имеем, чтобы показать честь.

Двое мужчин поднялись в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, стоя в одиночестве, так молился: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. 900:50 Я голодаю два раза в неделю; Я даю десятины со всего, что имею».

Но мытарь, стоя вдали, даже не поднимал глаз к небу, а бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» Говорю вам, этот человек пошел в свой дом оправданным, а не другой.

Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Луки 18:10-14

Глядя на этот отрывок из Луки, мы видим противопоставление молящегося фарисея и молящегося мытаря. Фарисей молится так, чтобы привлечь внимание других. Он стоит сам по себе и благодарит Бога за то, что он сделал его непохожим на других грешников. Затем фарисей продолжает хвастаться своими достижениями.

Иисус говорит слушающим, что фарисей, возвысивший себя, будет унижен. Он напоминает нам, что смиренные будут возвышены.

Мы должны смотреть на эти стихи и избегать гордиться своей десятиной. Очень легко попасть в ловушку обсуждения десятины и хвастовства. Мы можем видеть последствия превращения прославления Бога в самопрославление.

Да поможет нам Бог быть смиренными, когда мы отдаем десятину.

Два взгляда на то, сколько давать

Сегодня люди придерживаются двух разных взглядов на десятину. Различные способы отчисления десятины не должны разделять никого в церкви. Есть два способа: отдавать десятину в процентах и ​​отдавать по мере того, как вы чувствуете себя лидером.

Десятина в процентах

Многие люди смотрят на Ветхий Завет и видят, как израильтяне отдавали Господу десятую часть того, что имели, и следовали тому же образцу.

Многие христиане отдают десятину церкви из-за этого отрывка из Малахии:

Принесите полную десятину в хранилище, чтобы в моем доме была пища. И тем испытайте Меня, говорит Господь Саваоф, не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка.

Малахия 3:10

Многие считают этот стих сильным советом, который следует давать только церкви. Люди верят, что хранилище — это церковь.

Десятина определенно важна в Ветхом Завете, так как она упоминается восемнадцать раз.

Смысл нашей десятины в том, чтобы почтить Бога. Мы часто можем упустить этот момент, когда даем точную сумму. Давать 10% — это библейский способ отдавать десятину. Это также помогает вам последовательно отдавать первые плоды всего, что вы зарабатываете.

Вы ничего не зарабатываете десятиной. Вы не заработаете больше любви от Бога. Вместо этого вы показываете Богу, что доверяете Ему свои финансы.

Остерегайтесь законничества при отдаче десятины. Вы ничем не лучше христиан, которые не платят десятину.

Глядя на Ветхий Завет, мы видим, что религиозные лидеры тоже давали десятину.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы даете десятину с мяты, укропа и тмина и пренебрегаете более важными вопросами закона: справедливостью, милостью и верностью. Это вы должны были сделать, не пренебрегая остальными.

Матфея 23:23

Когда мы отдаем десятину, мы не хотим просто следовать законам, как это делали фарисеи и другие религиозные лидеры в библейские времена.

Нам нужно проверять свои сердца, когда мы платим десятину и продолжаем следовать Божьим заповедям.

В то время как книжники и фарисеи очень хорошо отдавали десятую часть того, что у них было, они игнорировали другие, такие как справедливость, милосердие и верность.

Давать, когда вы чувствуете руководство

Сегодня есть христиане, которые считают, что нет четких обязательств по даянию, и они должны делать это скорее по прихоти, когда они чувствуют руководство или что-то тянет их сердце.

Хотя это может показаться хорошей идеей, мы, люди, не всегда ходим в духе, иногда мы принимаем решения во плоти.

Без гарантии, которая заставит нас постоянно чтить Бога нашими первыми плодами, мы можем легко попасть в ловушку извинений, когда не даем, и приобрести привычку ничего не давать.

Мы не можем доверять своему сердцу, когда давать Богу. Писание дает хорошее представление о нашем человеческом состоянии и о том, почему мы не можем доверять себе.

Лукаво сердце более всего и крайне испорчено; кто это может понять?

Иеремия 17:9

Поставив перед собой цель отдавать, мы можем убедиться, что чтим Бога и возвращаем Ему процент того, что принадлежит Ему, даже когда нам этого не хочется.

Без обязательства будут моменты, когда будет проще или удобнее пропустить десятину. Это происходит особенно в трудных финансовых ситуациях, может показаться, что десятина невозможна, но именно тогда мы можем доверять Богу в обеспечении.

Когда мы не знаем, как это будет работать, мы можем позволить Богу работать.

Жертвование

Независимо от того, платите ли вы десятину или разовый подарок, вы должны делать это жертвенно. Не ищи внимания для своего дара, но воздавай в честь Господа.

Жертвенное даяние — это совсем другой взгляд на даяние. В Новом Завете сказано, что доброхотно дающего любит Бог.

Глядя на примеры в Новом Завете, мы видим, что те, кто давал с верой, давали больше, чем они думали, что могут.

В Евангелиях от Марка и Луки рассказывается история о вдове, которая в храме дает две монеты, по сути, Иисус говорит, что это все, на что ей оставалось жить. Иисус хвалит эту женщину за то, что она давала из своей бедности, в то время как другие давали из своего изобилия и не были жертвой Богу.

И он сказал: ‘Истинно говорю вам, эта бедная вдова положила больше всех. Ибо все жертвовали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела на жизнь».

Луки 21:3,4

их изобилие. У этих людей было на что жить, и когда они жертвовали, это не наносило им материального ущерба.

Хотя вдове было нечего предложить, она дала не потому, что могла, во славу Бога. Больше мы ничего не слышим об этой женщине, которая отдала все, что у нее было, Церкви, но мы можем сделать вывод о ее жертвенном сердце.

Вдова теперь должна полностью полагаться на Бога, в то время как богатым, возможно, даже не приходилось думать о Боге. Они могут отдавать из своего изобилия и все же прибегать к своим деньгам, поэтому им не нужно полностью полагаться на Бога.

Жертвование выглядит по-разному для всех, поскольку каждый находится в разном финансовом положении. Сумма, которую дала вдова, была очень маленькой, но она

…вложил больше, чем все те, кто вносит свой вклад в ящик для пожертвований.

Марка 12:43

Она отдавала гораздо больший процент от своего имущества, чем любой из богатых людей.

Удивительно то, что Бог благословляет нас, когда мы что-то даём. Давая жертвенно, мы полагаемся на то, что Бог поможет нам во всех наших нуждах. Это сделала вдова.

Деяния показывают нам другой пример даяния:

Среди них не было ни одного нуждающегося, ибо столько владельцев земли или дома продавали их и приносили выручку от продажи   и  положили к ногам апостолов, и раздали каждому по мере нужды

Деяния 4:34,35

Когда в этом стихе говорится, что «среди них не было ни одного нуждающегося», которые продавали свои земли и дома. Бог заботился о своем народе в ранней церкви, и Он будет делать это и сейчас.

Результаты десятины

Пожертвования церкви важны, они помогают поддерживать лидеров церкви, которые ободряют и обличают нас. Не только это, но и само здание церкви нуждается в помощи, а десятина помогает сделать возможным воскресное утреннее богослужение.

Удивительно то, что церковь существует не только для вас и вашей семьи, но и для других. Церковь может поддерживать различные служения и может помочь тем, кто в ней нуждается из-за десятины.

Те, кто впервые приходят в вашу церковь, могут не быть верующими, но мы, верующие, которые платят десятину, являемся частью работы с этими людьми, знаем мы об этом или нет.

Хотя десятина приносит пользу другим, она может быть полезна и нам. Десятина помогает нам расти в наших отношениях с Богом. Мы можем увеличить нашу веру в то, что Он будет делать через нас, и увеличить нашу радость, когда мы отдаем. Даже в Писании мы видим, что Иисус говорит нам о преимуществах даяния.

Во всем я показал вам, что, усердно трудясь таким образом, мы должны помогать слабым и помнить слова Господа Иисуса, как Он Сам сказал: «Блаженнее давать, чем получать».

Деяния 20:35

Постоянно отдавая десятину, мы создаем образ жизни даяния, помогая нам чтить Бога даже в трудные времена.

Мы хотим давать так, чтобы прославлять Бога, не по закону или только тогда, когда нам хочется, а намеренно и жертвенно. Давая, когда мы доверяем Богу наши ресурсы и возвращаем часть того, что Он дал нам.

‘ title=’Нравится’ />+259′ title=’Не нравится’ />-28

В чем разница между десятиной и пожертвованиями?

В чем разница между десятиной и пожертвованиями? | GotQuestions.org

Выяснить
Как попасть в рай
Как примириться с Богом

ГлавнаяМатериалы IndexLifeThe Christian and Money Десятины и пожертвования

Вопрос

Ответ

Пытаясь провести различие между десятиной и пожертвованиями, важно сначала понять концепцию десятины. Современные христиане часто думают, что то, что они дают своей поместной церкви, является десятиной, тогда как на самом деле это пожертвование. Христианская десятина — это неправильное название, потому что христиане не обязаны выполнять заповедь о десятине, данную израильтянам как часть Моисеева закона. Десятина была требованием Закона, согласно которому все израильтяне должны были отдавать 10 процентов всего, что они заработали и выросли, на скинию/храм (Левит 27:30; Числа 18:26; Второзаконие 14:24; 2 Паралипоменон 31:5). . Новый Завет нигде не приказывает и даже не рекомендует христианам подчиняться законнической системе десятины. Павел утверждает, что верующие должны откладывать часть своего дохода в качестве приношения, но это не десятина (1 Коринфянам 16:1–2).

Бог ожидал, что израильтяне прославят Его, дав первые плоды того, что Он дал им. В Левит 27:30 говорится: «И всякая десятина на земле, из семян земли и из плодов дерева, принадлежит Господу: это святыня Господня». Давать 10-процентную десятину было заповедано израильтянам и, следовательно, было обязанностью. Когда Христос умер на кресте, Он выполнил требования Закона и отменил обязательную 10-процентную десятину. Продолжать настаивать на том, что она все еще действует, значит сводить на нет, по крайней мере частично, жертву Христа и возвращаться к идее оправдания делами и соблюдением закона. Приношение первых плодов нашло свое исполнение в Иисусе. «Но Христос действительно воскрес из мертвых, первенец из усопших» (1 Коринфянам 15:20).

Пожертвование – это то, что христиане добровольно жертвуют на дело Господа, поместной церкви и/или служения и миссии. Но пожертвования — это гораздо больше, чем просто чек, который мы выписываем в воскресенье. Мы должны предложить Богу гораздо больше, чем наши денежные ресурсы. Послание к Римлянам 12:1 призывает нас приносить свои тела «в жертву живую, святую и угодную Богу» как часть нашего поклонения. Послание к Римлянам 6:13 дает причину, по которой мы предлагаем себя: потому что мы «те, кто были приведены от смерти к жизни», и поэтому мы должны «предлагать Ему части своего тела в орудия праведности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *