Готический романский и стиль: Романский и готический стиль в средневековой архитектуре • Архитектура, дизайн, жилище
Романо-готический — HiSoUR История культуры
Романо-готический термин иногда используется для архитектурного стиля, также называемого ранней готикой, который развивался в Европе в 12 веке от романского стиля и был ранним стилем в готической архитектуре. В Англии «Ранняя английская готика» остается обычным термином. Стиль характеризуется закругленными и заостренными дугами на вертикальной плоскости. Летающие контрфорсы использовались, но в основном они не были украдены. Использовались также романские контрфорсы. Romano-Gothic начал использовать декоративные элементы готической архитектуры, но не конструктивные принципы более полностью готических зданий. Особенно в Германии этот термин используется относительно поздними зданиями в осторожной провинциальной версии готики.
Термин Romano-Gothic используется для стиля некоторых церковных зданий XIII и XIV веков по обе стороны голландско-германской границы в переходный период между поздними романскими и готическими. Он использует декоративные декоративные формы готики, но не берет на себя их принципы дизайна.
происхождения
Нижний Рейн
Пониже романский стиль Нижнего Рейна объясняется увеличением вертикальности благодаря использованию крестовых сводов и случайному использованию остроконечных арки Романо-готики. В Нидерландах Мюнстеркерк в Рурмонде является самым важным примером Романо-Готики. Характеристики архитектурного стиля также можно найти на Старом Сальвиускерке в Лимбрихте. Другие римско-готические церкви включают Servaasbasiliek, Liebfrauenbasilika в Маастрихте и базилику Святого Плечелма в Ольдензале. В конце XIX века этот стиль стал источником вдохновения для готики Нойромано, так как применяется его самый значительный представитель немецко-голландского архитектора Карла Вебера (1820-1908).
Восточная Фризия и Северные Нидерланды
Несколько церквей в западной части Остфрисленда и в голландских провинциях Гронинген и Фрисландия характеризуются независимым архитектурным стилем Романо-Готики. Иногда архитектурный стиль упоминается здесь как «ранняя готика». Специфические особенности отличают архитектурный стиль чисто романских церквей. Романо-готические церковные здания Фрисландии все построены из кирпича и имеют стенную конструкцию с горизонтально смещенными плоскостями, которые нить нитки служит украшением. Квадратные треугольники трансепта также оснащены нишами. Первоначально маленькие луки утоплены в стене и имеют круглые профили. Используются частично усиленные стены и контрфорсы, которые предвещают готику. В частности, восточная сторона может быть украшена слепыми полями, узорчатыми узорами в фронтонах, окули, трехрамными группами, консолями, круглыми арками и луками декоративными. Различные декоративные элементы предвосхищают готику, а манера строительства по-прежнему романская.
Ранним примером Восточно-Фризской Романо-Готической церкви является церковь Троицы в Коллингхорсте (около 1250 г.). Восточный фронтон церкви Гримсумер разделен ступенчатыми панелями, а нижняя трехокнажная группа окружена двумя Blendnischen. На Св. Маврикии в Репсхольте трансептские фронтоны украшены круглыми панелями с рисунком из елочки и трехпроходным фризом, которые в противном случае не встречаются в Остфрисленде, а скорее в голландском Фрисландии.
Романо-готическая восточная часть реформатской церкви в Бунде сравнивается с простым романским нефом (около 1200 г.), разработанным и датированным периодом около 1270-1280 гг. Внешние стены хора предусмотрены на нижнем уровне с непрерывной дугой образные аркады, они построены как смеси с капителями на круглых прутьях, которые снабжены посередине Окули. В верхней части восточной стены есть трехстороннее арочное окно, окруженное двумя застекленными окнами с клеверным бантом, шахматной доской и елочкой, а в боковых стенах — остекленные окна с круглыми арками. Северный фронтон по-прежнему сохраняет оригинальный алмазный узор. Церковь Stapelmoorer архитектурно похожа на Bunder Kreuzkirche. Крестовая башня Пилсум Кройцкирхе также восходит к переходному периоду.
Примером особого вида является церковь Мариен в Мариенхафе, которая основана на типах оснабрюкского собора и французских моделей и была построена с 1250 по 1270 гг. В качестве трехнефной базилики. Церковь Warnfried в Остеле была ориентирована в стиле в церкви Мариенхафер и была частично разрушена, как в XIX веке. Церковь Вердумера Св. Николая с угловыми перилами и богато украшенным карнизом с 1327 года представляет собой последний этап Романо-готики.
Одним из старейших примеров этого стиля в Нидерландах является хор церкви в Лерменсе. В церквях Стедума и Зуйдбрука в значительной степени сохранились примеры раннего стиля. Церковь в Нордбруке показывает переход к готике. В Зеерипе достигается последний этап Романо-Готики: чисто готические формы сочетаются со строительством и отдельными элементами Романо-Готики. Другие романские готические церкви в провинции Гронинген можно найти в Крюрде, Лопперсуме, Термунтен, Гармерволде, Биеруме, Годлинзе, Деве Буре, Хузинге. В Западной Фризии церкви этого стиля находятся в Хантумюйзен, Бергум и Эструм.
Архитектура
В начальной готике начинают использоваться тесные арки, ребристые своды, летающие контрфорсы и окна ланцета 3, но без украшения и полного структурного смысла, которые они достигнут в готическом стиле. Некоторые авторы критикуют квалификацию «protogóticas» для этих структур, считая, что это не стиль перехода между поздним романским и готическим (который стал называться романским огивалом), но и романскими и готическими формами, сопоставленными в том же (обычно планиметрические и романские опорные элементы и арки и готические своды) в результате длительного строительства. 4
Во Франции аббатство Клерво, Трисис Фонтейнс и Фонтенейское аббатство (цистерцианские основы Бернара Клерво, с 1117 года), собором Сен (с 1140 года), базиликой Святого, относятся к этому первому готическому периоду. -Денис (чей адрес Аббата Сугера с 1122 по 1151 год считается началом готического стиля), собора Анже (1149-1159), собора Лаона (1155-1235) и собора Пуатье (1162 г.). Эти здания, как правило, строги и имеют высоту и освещение, которые, хотя они заметно более выражены, чем в романском, до сих пор не достигают впечатляющих уровней более поздних этапов: полные готические соборы Шартре (1194-1220) и Реймс (1211), или вундеркинд де Бове (1225 — непревзойденной высоты) или Сент-Шапель (1241-1248).
В периодизации английской готики называется Ранний английский стиль (в отличие от современного французского стиля — первоначальной французской готики — и предыдущего норманда — «Норман», романского, который завоевал нормандский в Англии с 1066 года) до первого фаза готики (также обозначенная Ранним Плантагенетом, Ланцетом или Первым Указом), примером которой является реконструкция Кентерберийского собора после пожара 1174 года; хотя были также многочисленные цистерцианские фонды, такие как аббатство Риваулькс (1132).
В центрально-европейской зоне Святой империи немецкий термин Романо-Готик распространяется на здания относительно поздней хронологии, характеризующиеся провинциальными и осторожными версиями готики; в то время как первые готические здания считаются аббатством Эбербаха (1136 г.), Магдебургским собором (1207 г.) и Либфрауенкирхе Трира (1235 г.
В полуострове христианских царств новый стиль был также включен через цистерцианские фонды, за которыми последовали самые амбициозные работы собора. В королевстве Португалии монастырь Алькобаса (1178 г.) был первым готическим произведением. В короне Кастилии, монастыре Мореруэла (1133 г.), соборе Авила (1170 г.) и соборе Куэнка (1196 г.). В короне Арагона, монастырь Поблет (1153 г.), собор Таррагоны (1173 г.) и собор Лерида (1193 г.).
В Италии сильная особенность его художественной традиции не мешала приходу некоторого влияния первоначальной готики французского происхождения, ощутимой в аббатстве Чиаравалле (1135 г.) и Фосановой (1187).
Картина
Стены перестают быть почти уникальными живописными опорами. В дополнение к витражам, которые по самой своей природе продолжают зависеть от архитектурной структуры, нарисованное мебельное искусство становится очень обильным, поддержка которого — стол, который формирует панели на фасадах алтаря и в первоначально простой алтарии (диптихи, триптихи, полиптихи), они станут все более сложными в конце средневековья, которые расположены на стенах или преданными кусками меньшего размера, подходящие для перемещения и адаптации к различным местам.
Формы постепенно теряют иератизм и внешность, характерные для романской живописи, составляющие сложные сцены, в которых отражены отношения и чувства; хотя характерная изобретательность по-прежнему сохраняется, а понятия глубины, затенения или перспективы более поздних времен отсутствуют.
Для готической живописи в Испании считается «протоготикой» периода, в котором он преодолел иконографические и формальные особенности романской живописи, но еще не представил так называемого «italogótico»: влияние сиенских и флорентийских школ, которые характеризуют более позднюю период. Хронологически изобразительная протоготика позже архитектуры первоначальной готики и, хотя она отождествляется с первой половиной тринадцатого века (царствования Альфонса VIII Кастилии и Педро II Арагона), продлен во времени. Он также отождествляется с термином «франко-готика», а «линейная готика» относится к 14 веку.
Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.
?Previous Entry | Next Entry
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Часто приходится сталкиваться с тем, что многие люди путаются в таких, казалось бы, элементарных вещах, как особенности архитектурных стилей. Для того, чтобы всем, кому интересна история архитектуры было проще разбираться в этом вопросе, я составил небольшой справочник, который поможет ликвидировать архитектурную безграмотность тем, кто в этом заинтресован.
Поскольку это именно ликбез, здесь не будет никаких заумностей.
Часть первая этого архитектурного ликбеза посвящена западноевропейской архитектуре втогого тысячелетия нашей эры, а именно романскому, готическому стялям и архитектуре эпохи Возрождения (стиль Ренессанса).
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (X — XII вв.)
Главные характерные черты этого стиля — массивность: замок-крепость или храм-крепость (ключевым словом здесь является слово «крепость»).
Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь во Франции:
Лаахское аббатство в Германии:
Церковь Норт Дам ля Гранд во Франции:
Приорат Серрабоны в Южной Франции:
ГОТИКА (XII — XV вв.)
Приземистость романского стиля сменяется устремленной в высь готикой с её шпилями, стрельчатыми окнами и богатым оформлением сооружений. Большое внимание уделяется мелким деталям, каждая из которых должна подчеркнуть ничтожество человека перед ликом Создателя.
Собор в Реймсе:
Тынский храм в Праге:
Собор Святого Вита в Праге:
Если вы видите гаргулий, то можете не сомневаться, перед вами готика
(гаргулья собора Сент-Юрбен во французском городе Труа):
Гаргулья собора в кастильской Паленсии:
Внутренний вид готического храма
(Амьен, Франция):
Собор Святого Вита:
РЕНЕССАНС (стиль эпохи Возрождения) — XV — начало XVII вв.
Лучше всего архитектура Ренессанса предствлена в Италии, где она и родилась. Перепутать сооружения ренессанса с какими-либо другими очень сложно. Видим огромный купол — понимаем, перед нами очередной шедевр архитектуры эпохи Возрождения.
Санта-Мария дель Фьоре — великолепный кафедральный собор Флоренции:
Собор Святого Петра в Риме:
Продолжение следует…
В следующей части: барокко, рококо и классицизм (в том числе палладианство и ампир).
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
- ignaciodeloyola : (no subject) [+3]
- livejournal : Об интересном-265 [+0]
- livejournal : Небольшой ликбез по архитектурным стилям. [+0]
- livejournal : Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: рома [+0]
Powered by LiveJournal. com
История и влияние готической архитектуры — HiSoUR История культуры — Hi So You Are
Готическая архитектура — это архитектурный стиль, который процветал в Европе в период Высокого и Позднего Средневековья. Он развился из романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув во Франции 12-го века и продолжаясь до 16-го века, готическая архитектура была известна в период как Opus Francigenum («французская работа»), а термин «готика» впервые появился во время более поздней части эпохи Возрождения. Его характеристики включают стрельчатую арку, ребристый свод (который произошел от совместного свода романской архитектуры) и летающий контрфорс. Готическая архитектура наиболее известна как архитектура многих великих соборов, аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих замков, дворцов, ратушей, залов гильдий, университетов и, в меньшей степени, частных жилищ, таких как общежития и комнаты.
Именно в великих церквях и соборах, а также в ряде общественных зданий готический стиль был наиболее ярко выражен, его характеристики поддавались обращению к эмоциям, проистекавшим из веры или из гражданской гордости. С этого периода осталось большое количество церковных зданий, из которых даже самые маленькие часто представляют собой выдающиеся архитектурные сооружения, в то время как многие из более крупных церквей считаются бесценными произведениями искусства и внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По этой причине изучение готической архитектуры часто сводится к изучению соборов и церквей.
Ряд возрождений готики начался в середине 18-го века в Англии, распространился по Европе 19-го века и продолжился, в основном для церковных и университетских структур, в 20-м веке.
Терминология
В отличие от прошлых и будущих стилей искусства, таких как каролингский стиль, как отметил французский историк искусства Луи Гродецки в своей работе «Готическая архитектура», отсутствие у готики определенной исторической или географической связи приводит к слабому представлению о том, что на самом деле является готикой. . Это еще больше усугубляется тем фактом, что технические, орнаментальные и формальные особенности готики не совсем уникальны для нее. Хотя современные историки неизменно принимают общепринятое использование «готики» в качестве ярлыка, даже в процессах формального анализа из-за давней традиции делать это, определение «готики» исторически сильно различалось.
Термин «готическая архитектура» возник как уничижительное описание. Джорджо Вазари использовал термин «варварский немецкий стиль» в своих «Жизнеописаниях художников» 1550 года для описания того, что сейчас считается готическим стилем, а во введении к «Жизнеописаниям» он приписывает различные архитектурные особенности «готам», которых он считал ответственными за уничтожение древние здания после завоевания Рима и возведение новых в этом стиле. Вазари был не единственным среди итальянских писателей 15-го и 16-го веков, так как Филарете и Джанноццо Манетти также написали резкую критику готического стиля, назвав его «варварской прелюдией к Ренессансу». Вазари и компания писали в то время, когда многие аспекты и лексика, относящиеся к классической архитектуре, были вновь подтверждены эпохой Возрождения в конце 15 и 16 веков, и у них была точка зрения, что «maniera tedesca» или «maniera dei Goti» была антитеза этому возрождающемуся стилю, ведущая к продолжению этой негативной коннотации в 17 веке. Франсуа Рабле, также живший в 16 веке, представляет себе надпись над дверью своего утопического аббатства Телем: «Сюда не входят лицемеры, фанатики…» с пренебрежительной ссылкой на «Готц» и «Остроготц». Мольер также сделал это замечание о готическом стиле в 1669 году.стихотворение La Gloire:
«…безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественного века, порожденные потоками варварства…»
— Molière, La Gloire
эквивалент «вандала», дикого грабителя с германским наследием, и поэтому стал применяться к архитектурным стилям Северной Европы до возрождения классических типов архитектуры. По словам корреспондента 19-го века в London Journal Notes and Queries:
Не может быть никаких сомнений в том, что термин «готика» применительно к заостренным стилям церковной архитектуры сначала использовался с презрением и насмешкой теми, кто стремился подражать и возродить греческие архитектурные порядки после возрождения греческого зодчества. классическая литература. Такие авторитеты, как Кристофер Рен, оказали помощь в осуждении старого средневекового стиля, который они назвали готикой, как синоним всего варварского и грубого.
Первые движения, которые переоценили средневековое искусство, произошли в 18 веке, даже когда Королевская академия архитектуры собралась в Париже 21 июля 1710 года и, среди прочего, обсудила новые моды изогнутых и выступающих арок на используемых дымоходах. чтобы «закончить верхнюю часть своих проемов. Академия не одобряла некоторые из этих новых нравов, которые ущербны и по большей части принадлежат готике». Несмотря на сопротивление в 19 в.го и 20-го веков, такие как труды Вильгельма Воррингера, такие критики, как Пер Ложье, Уильям Гилпин, Август Вильгельм Шлегель и другие критики, начали придавать этому термину более положительное значение. Иоганн Вольфганг фон Гёте назвал готику «немецкой архитектурой» и «воплощением немецкого гения», в то время как некоторые французские писатели, такие как Камиль Энларт, вместо этого национализировали ее для Франции, назвав «французской архитектурой». Эта вторая группа сделала некоторые из своих утверждений, используя хронику Бурхарда фон Галле, в которой рассказывается о строительстве церкви Бад-Вимпфена «opere francigeno» или «во французском стиле». Сегодня этот термин определяется пространственными наблюдениями и исторической и идеологической информацией.
Определение и объем
Начиная с исследований 18-го века, многие пытались определить готический стиль, используя список характерных черт, в основном с остроконечной аркой, сводом, поддерживаемым пересекающимися арками, и контрфорсом. В конце концов, историки составили довольно большой список тех особенностей, которые были чужды как раннесредневековому, так и классическому искусству, который включает в себя опоры с группами колонн, башенки, фронтоны, окна-розетки и проемы, разбитые на множество различных стрельчатых секций. Некоторые их комбинации были выделены для определения региональных или национальных подстилей готики или для отслеживания эволюции стиля. Отсюда появляются такие ярлыки, как «Яркий», «Районнант» и «Английский перпендикуляр» из-за наблюдения за такими компонентами, как узор на окнах и молдинги. Эта идея, названная Паулем Франклом «компонентной», также пришла в голову к середине 19 века.писатели 19-го века, такие как Арсис де Комон, Роберт Уиллис и Франц Мертенс.
Готика как архитектурный стиль развивалась прежде всего в церковной архитектуре, а ее принципы и характерные формы применялись к другим типам зданий. Здания всех типов были построены в готическом стиле, с сохранившимися свидетельствами простых жилых построек, элегантных городских домов, больших дворцов, коммерческих помещений, общественных зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, монастырских церквей, монастырских комплексов и больших соборов. .
Наибольшее количество сохранившихся готических зданий составляют церкви. Они варьируются от крошечных часовен до больших соборов, и хотя многие из них были расширены и изменены в разных стилях, большое количество остается либо практически нетронутым, либо сочувственно восстановленным, демонстрируя форму, характер и украшение готической архитектуры. Готический стиль особенно ассоциируется с великими соборами Северной Франции, Нидерландов, Англии и Испании, а также с другими прекрасными образцами, встречающимися по всей Европе.
Влияния
Политические
Корни готического стиля лежат в тех городах, которые, начиная с 11-го века, наслаждаясь расцветом и ростом, стали испытывать все большую свободу от традиционной феодальной власти. В конце 12 века Европа была разделена на множество городов-государств и королевств. Территория, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Словакию, Чехию и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папского государства), номинально была частью Священной Римской империи, но местные правители пользовалась значительной автономией при системе феодализма. Франция, Дания, Польша, Венгрия, Португалия, Шотландия, Кастилия, Арагон, Наварра, Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Анжуйская империя, чьи короли Плантагенеты правили Англией и большими владениями на территории, которая должна была стать современной Францией. Норвегия попала под влияние Англии, в то время как другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом. Анжуйские короли принесли готические традиции из Франции в Южную Италию, а короли Лузиньянов представили французскую готическую архитектуру на Кипре. Готическое искусство иногда рассматривается как искусство эпохи феодализма, но также и как связанное с изменениями в средневековой социальной структуре, поскольку готический стиль архитектуры, казалось, соответствовал началу упадка феодализма. Тем не менее, влияние сложившейся феодальной элиты можно увидеть в замках французских лордов и в тех церквях, спонсируемых феодалами.
По всей Европе в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с этим рост городов, и к концу 13 века они стали преобладать в Европе. В Германии и Нидерландах были большие процветающие города, которые росли в относительном мире, в торговле и соперничестве друг с другом или объединялись для взаимного блага, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в основном феодальными и производили величественную внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не большие ратуши для своих бюргеров. Виолле-ле-Дюк утверждал, что расцвет готического стиля произошел в результате растущей свободы строительных профессий.
Религиозный
Географическое распространение готического стиля аналогично распространению католической церкви, преобладавшей в то время в Европе и влиявшей не только на веру, но и на богатство и власть. Епископы назначались феодалами (королями, герцогами и другими землевладельцами), и они часто правили большими поместьями как виртуальные князья. В период раннего средневековья наблюдался быстрый рост монашества, при этом преобладали несколько различных орденов, которые широко распространяли свое влияние. В первую очередь это были бенедиктинцы, чьи огромные аббатские церкви значительно превосходили по численности любые другие во Франции и Англии. Часть их влияния заключалась в том, что вокруг них развивались города, и они становились центрами культуры, обучения и торговли. Клуниакский и цистерцианский ордена преобладали во Франции, великий монастырь в Клюни установил формулу хорошо спланированного монашеского места, которое впоследствии повлияло на все последующие монастырские постройки на протяжении многих столетий. В 13 веке Святой Франциск Ассизский основал нищенствующий орден францисканцев. Доминиканцы, еще один нищенствующий орден, основанный в тот же период, но святым Домиником в Тулузе и Болонье, оказали особое влияние на строительство готических церквей в Италии.
В основном готический стиль используется в религиозных сооружениях, что, естественно, ведет к ассоциации с церковью, и он считается одной из наиболее формальных и скоординированных форм физической церкви, которая считается физической резиденцией Бог на Земле. По словам Ганса Зедльмайра, это был «даже рассматриваемый временной образ Рая, Нового Иерусалима». Горизонтальный и вертикальный объем готической церкви, наполненной светом, который считается символом благодати Божией, проникающей в структуру через знаковые окна стиля, являются одними из лучших образцов христианской архитектуры. В «Готической архитектуре» Гродецкого также отмечается, что кусочки стекла разных цветов, из которых состоят эти окна, сравнивают с «драгоценными камнями, инкрустирующими стены Нового Иерусалима», и что «многочисленные башни и шпили напоминают структуры, которые появляются в видениях Святой Иоанн». Другая идея, которой придерживаются Георг Дехио и Эрвин Панофски, заключается в том, что дизайн готики следовал теологической схоластической мысли. Шоу PBS NOVA исследовало влияние Библии на размеры и дизайн некоторых соборов.
Географический
С 10-го по 13-й век романская архитектура стала общеевропейским стилем и манерой строительства, затронув здания в таких далеких друг от друга странах, как Ирландия и Хорватия, Швеция и Сицилия. Затем на ту же обширную географическую территорию повлияло развитие готической архитектуры, но принятие готического стиля и методов строительства различалось от места к месту, как и выражение готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяли стилевые различия. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, обладали определяющими характеристиками, редко встречающимися где-либо еще, за исключением тех случаев, когда они были перенесены странствующими мастерами или перемещением епископов. Многие различные факторы, такие как географические / геологические, экономические, социальные или политические ситуации, вызвали региональные различия в великих аббатских церквях и соборах романского периода, которые часто становились еще более очевидными в готике. Например, исследования статистики населения выявляют такие различия, как множество церквей, аббатств и соборов на севере Франции, в то время как в более урбанизированных регионах строительная деятельность аналогичного масштаба была зарезервирована для нескольких важных городов. Такой пример исходит от Роберто Лопеса, в котором французский город Амьен смог профинансировать свои архитектурные проекты, тогда как Кельн не мог из-за экономического неравенства между ними.
Это богатство, сосредоточенное в богатых монастырях и дворянских семьях, в конечном итоге распространилось на некоторых итальянских, каталонских и ганзейских банкиров. Это будет исправлено, когда перестанут ощущаться экономические трудности 13 века, что позволит Нормандии, Тоскане, Фландрии и южной Рейнской области вступить в конкуренцию с Францией.
Местная доступность материалов повлияла как на конструкцию, так и на стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких сортах, причем очень тонкий белый известняк Кана использовался для скульптурного украшения. В Англии был грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Пурбек, который часто использовался для архитектурных элементов. В северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала прочная традиция строительства из кирпича. Возникший в результате стиль, кирпичная готика, назывался Gotyk ceglany в Польше и Backsteingotik в Германии и Скандинавии. Стиль также связан с Ганзейским союзом. В Италии для укреплений использовали камень, поэтому для остальных построек предпочитали кирпич. Из-за обширных и разнообразных месторождений мрамора многие здания были облицованы мрамором или оставлены без отделки фасада, чтобы это можно было сделать позже. Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры: в Скандинавии преобладали деревянные постройки. Доступность деревянных конструкций повлияла на методы строительства крыш по всей Европе. Считается, что великолепные крыши с балками-молотами в Англии были изобретены как прямой ответ на нехватку длинных прямых выдержанных бревен к концу средневековья, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для строительства кораблей. .
Возможное влияние Востока
Стрельчатая арка, один из определяющих атрибутов готики, ранее была включена в исламскую архитектуру после исламских завоеваний римской Сирии и империи Сасанидов в 7 веке. Стрельчатая арка и ее предшественники использовались в позднеримской и сасанидской архитектуре; в римском контексте, о чем свидетельствует раннее церковное строительство в Сирии и случайные светские постройки, такие как римский мост Карамагара; в сасанидской архитектуре — в параболических и стрельчатых арках, используемых при дворцовом и сакральном строительстве. Использование остроконечной арки, кажется, резко возросло после ее включения в исламскую архитектуру. Он начинает появляться во всем исламском мире в тесной последовательности после его принятия в период поздних Омейядов или раннего периода Аббасидов. Некоторыми примерами являются дворец Аль-Ухайдир (775 г. н.э.), аббасидская реконструкция мечети Аль-Акса в 780 г. н.э., цистерны Рамла (789 г.нашей эры), Великая мечеть Самарры (851 г. н.э.) и мечеть Ибн Тулуна (879 г. н.э.) в Каире. Он также появляется в одной из ранних реконструкций Великой мечети Кайруана в Тунисе и мечети-собора Кордовы в 987 году нашей эры. Дэвид Талбот Райс отмечает, что «остроконечная арка уже использовалась в Сирии, но в мечети Ибн Тулуна мы видим один из самых ранних примеров ее использования в широких масштабах, за несколько столетий до того, как ее использовали на Западе. готические архитекторы».
Усиление военных и культурных контактов с мусульманским миром, в том числе норманнское завоевание исламской Сицилии в 1090 г. , крестовые походы (начало 1096 г.) и исламское присутствие в Испании, возможно, повлияли на принятие Средневековой Европой стрельчатой арки, хотя эта гипотеза остается в силе. спорный. Конечно, в тех частях Западного Средиземноморья, которые находились под исламским контролем или влиянием, возникли богатые региональные варианты, сплавляющие романские и более поздние готические традиции с исламскими декоративными формами, например, в соборах Монреале и Чефалу, Севильский Алькасар и Теруэльский собор.
Ряд ученых указывают на возможное влияние армянского собора Ани, завершенного в 1001 или 1010 году, на готику, особенно из-за использования в нем стрельчатых арок и групповых опор. Однако другие ученые, такие как Сирарпи Дер Нерсесян, отвергли это мнение, поскольку она утверждала, что остроконечные арки не выполняли ту же функцию поддержки свода. Люси Дер Мануэлян утверждает, что некоторые армяне (исторически задокументировано, что они жили в Западной Европе в средние века) могли принести знания и технику, использовавшиеся в Ани, на запад.
Однако мнение большинства ученых состоит в том, что стрельчатая арка естественным образом возникла в Западной Европе как структурное решение технической проблемы, свидетельством чего является ее использование в качестве стилистической особенности в романских французских и английских церквях.
История
Готический стиль зародился в регионе Иль-де-Франс во Франции в романскую эпоху в первой половине XII века, в соборе Сен (1130–1162) и аббатстве Сен-Дени (ок. 1130–40 и 1140–44), и не сразу вытеснил его. Примером такого отсутствия полного разрыва является расцвет позднего романского стиля (нем. Spätromanisch) в Священной Римской империи при Гогенштауфенах и Рейнской области, в то время как готический стиль распространился в Англии и Франции в 12 веке.
Романская традиция
Основная статья: Романская архитектура
К 12 веку романская архитектура, называемая в Англии нормандской готикой, утвердилась по всей Европе и обеспечила основные архитектурные формы и элементы, которые должны были оставаться в эволюции на протяжении всего средневекового периода. Важные категории зданий: собор, приходская церковь, монастырь, замок, дворец, большой зал, сторожка и гражданское здание были созданы в романский период.
Многие архитектурные особенности, связанные с готической архитектурой, были разработаны и использованы архитекторами романских зданий, но не полностью использованы. К ним относятся ребристые своды, контрфорсы, сгруппированные колонны, амбулатории, окна колес, шпили, витражи и дверная тимпана с богатой резьбой. Эти особенности, а именно ребристый свод и остроконечная арка, использовались с конца 11 века в Южной Италии, Дареме и Пикардии.
В основном это было широко распространенное введение единственной черты, стрельчатой арки, которая должна была вызвать изменение, которое отделяет готический стиль от романского. Технологические изменения позволили внести стилистические изменения, которые нарушили традицию массивной каменной кладки и сплошных стен, пронизанных небольшими отверстиями, заменив ее стилем, в котором кажется, что свет торжествует над веществом. С его использованием пришло развитие многих других архитектурных приемов, ранее испытанных в разрозненных зданиях, а затем призванных на службу для удовлетворения структурных, эстетических и идеологических потребностей нового стиля. К ним относятся летающие контрфорсы, башни и ажурные окна, типичные для готической церковной архитектуры.
Переход от романской архитектуры к готической
Готическая архитектура возникла не из умирающей романской традиции, а из романского стиля на пике своей популярности, и он вытеснил его на долгие годы. Этот сдвиг в стиле, начавшийся в середине 12 века, произошел в среде большого интеллектуального и политического развития, когда католическая церковь начала превращаться в очень могущественную политическую единицу. Еще одним переходом, сделанным готикой, был переход из сельских монастырей романского стиля в городскую среду с новыми готическими церквями, построенными в богатых городах светским духовенством, прекрасно знающим растущее единство и силу церкви. Характерные формы, которые должны были определить готическую архитектуру, выросли из романской архитектуры и развивались в нескольких разных географических точках в результате различных влияний и структурных требований. В то время как бочкообразные и крестовые своды типичны для романской архитектуры, ребристые своды использовались во многих более поздних романских церквях. Первые образцы ребристых сводов на толстых стенах романской церкви появились одновременно в Сицилии, Нормандии и Англии в Даремском соборе (с 109 г. до н.э.).3 — до 1110 г.), Винчестер, Питерборо и Глостер, хор и трансепт аббатства Лессе, Дюклера и церкви Святого Павла в Руане. Геометрический орнамент, нанесенный на лепные украшения некоторых из этих сводов, свидетельствует о необходимости большего украшения, и на это позже ответят архитекторы, работавшие в Иль-де-Франс, Валуа и Вексен.
Более поздние французские проекты с 1125 по 1135 год показывают облегчение сводов с одинарным или двойным выпуклым профилем и более тонкие стены. Одним из таких примеров является аббатство Нотр-Дам-де-Морианваль в Валуа со сводами, покрывающими трапециевидную форму вокруг амбулатории, облегченными опорами и сводами, которые будут скопированы в соборе Сенса и базилике Сугерия в Сен-Дени. В то время как норманнские архитекторы также будут участвовать в этом развитии, романский стиль в Священной Римской империи и Ломбардии останется прежним, лишь с небольшими экспериментами со сводами. Еще две особенности нормандского романского стиля, контрфорс стены и толстая стена «двойной оболочки» на высоте окна, должны были позже сыграть роль в рождении готической архитектуры. Эта двойная стена, удобный способ добраться до окон, содержала проход из переработанного пространства, который впервые появился в трансептах аббатства Берне и Жюмьеж около 1040–1050 годов. Этот проход на уровне окна создавал иллюзию невесомости, вдохновил Нойонский собор и повлияет на всю готическую форму искусства.
Другие характеристики ранней готической архитектуры, такие как вертикальные шахты, сгруппированные колонны, составные опоры, ажурные плиты и группы узких отверстий, развились в романский период. Примером такого развития является западный фасад собора Эли. Внутри было установлено трехъярусное расположение аркады, галереи и фонаря. Интерьеры стали светлее за счет установки большего количества окон большего размера.
Norman Сицилия является примером социокультурного взаимодействия между западной, исламской и византийской культурами на острове, которое породило новые концепции пространства, структуры и декора. Новые норманнские правители начали строить различные постройки в так называемом арабо-норманнском стиле. Они включили в свое искусство лучшие практики арабской и византийской архитектуры. В этот период существуют прочные отношения между Рожером II Сицилийским и аббатом Сугерием во Франции.
Все современные историки согласны с тем, что Сен-Дени Сюжера и Собор Сенса Анри Санглиера являются примером развития нормандских романских архитектурных особенностей в готику посредством нового порядка внутреннего пространства, подчеркнутого поддержкой отдельно стоящих опор и других элементов, а также смещения акцента от огромных размеров до пропускания света. Более поздние дополнения или реконструкция не позволяют наблюдать за любой структурой во время их строительства, первоначальный план, тем не менее, был воссоздан в планах каждой, и, как указывает Фрэнсис Салет, Сенс (старший из двух) все еще использует романский план с амбулаторный, а не трансепт и перекликается с его опорами старых нормандских чередований. Его трехэтажная остроконечная аркада, проемы над сводами и окна происходят не из Бургундии, а скорее из тройного разделения, существующего в Нормандии и Англии. Даже полураздельные своды нефа Сенса, вероятно, имеют норманнское происхождение, хотя наличие ребер на стенах опровергает бургундское влияние в дизайне. Сенс, несмотря на свои архаичные нормандские черты, оказывал большое влияние. От Сенса распространились сокращение или опускание трансепта, полураздельный свод, чередующийся интерьер и трехэтажное возвышение будущих церквей.
Abbot Suger
Все современные историки относят начало готического стиля к первой половине XII века в базилике Сен-Дени в Иль-де-Франс, королевских владениях королей Капетингов, богатых промышленность и торговля шерстью из-за записей, которые он оставил во время реконструкции того, что он хотел от этой реконструкции, а не из современных церквей, которые исследуют некоторые из тех же идей, которые использовались в Сен-Дени. Сугерий верил в духовную силу света и цвета, следуя философии язычника 3-го века Дионисия Ареопагита, чья личность была слита с личностью святого покровителя Парижа, что в конце концов привело его к необходимости больших окон витражей. . Эта новая церковь также должна была быть больше, чем предыдущее каролингское здание, чтобы позволить большему количеству паломников пировать внутри церкви. Решение, как нашел Сугер, заключалось в беспрецедентном использовании ребристого свода и стрельчатой арки. План Сен-Дени имеет некоторые очень неправильные формы в своих отсеках, что побудило его архитектора сначала построить арки, чтобы арки разной высоты имели замковые камни на одной высоте. Затем было добавлено заполнение, и было доказано, что этот метод обеспечивает больше визуальной стимуляции и ускоряет строительство.
Хор и западный фасад аббатства Сен-Дени стали прототипами для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции и в герцогстве Нормандия. Благодаря правлению Анжуйской династии новый стиль был представлен в Англии и распространился по Франции, Нидерландам, Германии, Испании, северной Италии и Сицилии.
По сравнению с Собором Сен-Дени, Сен-Дени более сложный и инновационный. Существует очевидная разница между примыкающим к хору амбулаторным помещением, посвященным 11 июня 1144 г. в присутствии короля, и досугерийским нартексом, или антенавой (1140 г.), происходящим от дороманского оттонского Вестверка, и это показывает в сильно формованных поперечных ребрах и множественных выступающих колоннах, расположенных непосредственно под улитками архивольтов ребра. Однако с иконографической точки зрения три портала впервые демонстрируют скульптуру, явно уже не романскую.
Распространение
Несмотря на то, что роль монашеских орденов, казалось, уменьшилась на заре готической эры, ордены по-прежнему играли свою роль в распространении готического стиля, что также опровергало общепринятую оценку романского стиля как сельского. монастырский стиль и готика как городской церковный стиль. Главными среди первых пропагандистов этого стиля были бенедиктинцы в Англии, Франции и Нормандии. Готические церкви, которые могут быть связаны с ними, включают Даремский собор в Англии, аббатство Сен-Дени, аббатство Везле и аббатство Сен-Реми во Франции. Более поздние бенедиктинские проекты (строительство и реконструкция), ставшие возможными благодаря сохраняющейся известности бенедиктинского ордена в средние века, включают аббатство Сен-Никез в Реймсе, аббатство Сен-Уан в Руане, аббатство Сен-Робер в Ла-Шез-Дьё, и хор Мон-Сен-Мишель во Франции; Английскими примерами являются Вестминстерское аббатство и реконструкция бенедиктинской церкви в Кентербери. Цистерцианцы также приложили руку к распространению готического стиля, сначала используя романский стиль для своих монастырей с момента их основания как отражение своей бедности. Они стали полными распространителями готического стиля на восток и юг, вплоть до Польши и Венгрии. . Более мелкие ордена, картезианцы и премонстраты, также построили около 200 церквей (обычно вблизи городов), но именно нищенствующие ордена, францисканцы и доминиканцы, больше всего повлияли на смену искусства от романского к готическому в 13 и 14 веках.
веков. Из военных орденов рыцари-тамплиеры не внесли большого вклада, в то время как Тевтонский орден распространил готическое искусство в Померании, Восточной Пруссии и Прибалтике.
Готическое искусство | Эссе | Метрополитен-музей
«Затем возникли новые архитекторы, которые по обычаю своих варварских народов возводили здания в том стиле, который мы называем готикой ( dei Gotthi )». Флорентийский историограф Джорджо Вазари (1511–1574) был первым, кто назвал архитектуру предыдущих веков «готической», имея в виду нордические племена, захватившие Римскую империю в шестом веке. Вазари подразумевал, что эта архитектура была обесценена, особенно по сравнению с архитектурой его собственного времени, которая возродила формы классической древности. Давно избавившись от уничижительного подтекста, этот ярлык теперь используется для характеристики формы искусства, основанной на стрельчатой арке, которая возникла вокруг Парижа в середине двенадцатого века, практиковалась по всей Европе и сохранялась в некоторых регионах вплоть до шестнадцатого века. .
Готическая архитектура является результатом инженерной задачи: как скрыть в камне все более широкие поверхности с все большей высоты? В то время как большинство раннесредневековых церквей были покрыты деревянными потолками, многие романские здания имеют либо каменные цилиндрические своды (т. Е. Полукруглые), либо крестовые своды (т. Е. Пролеты бочкообразных сводов, пересекающиеся под прямым углом). Их стены обязательно толстые, чтобы противодействовать направленному наружу своду, и они допускают только небольшие окна. Начиная с 1100 года архитекторы экспериментировали с нововведениями, которые при правильном сочетании позволяли растворить стены и плавно организовать пространство. Например, они приняли остроконечную арку, которая имеет меньшую боковую нагрузку, чем круглая арка, и легко адаптируется к проемам различной ширины и высоты. Они также разработали систему каменных ребер, чтобы распределить вес свода на колонны и опоры до самой земли; теперь свод можно было сделать из более легкого и тонкого камня, а стены открылись, чтобы вместить все большие окна. Не менее важно, что в 1170-х годах начали появляться контрфорсы, вертикальные элементы которых (стойки) соединены с внешней стеной здания мостообразными арками (флаерами). Эти внешние конструкции поглощают направленное наружу давление свода через заданные промежутки прямо под крышей, что позволяет уменьшить внешнюю каменную оболочку здания до простого скелетного каркаса.
Новая архитектурная грамматика впервые была последовательно сформулирована в амбулатории ( chevet ) церкви королевского аббатства Сен-Дени, к северу от Парижа, построенной при аббате Сугерии между 1140 и 1144 годами. Два концентрических прохода разделены тонкими колоннами: внешний проход перекрыт пятичастными, а внутренний — четырехчастными ребристыми сводами. В результате получается эффект четкого пространственного распределения и органической легкости: ниши открыты со всех сторон, а стены расходящихся лучами часовен, уже не несущие, имеют большие проемы, заполненные витражами.
С растущей уверенностью архитекторы северной Франции, а вскоре и всей Европы соревновались в гонке за покорение высоты. Свод каждого нового собора стремился на несколько метров превзойти свод своих предшественников. Резкое обрушение в 1284 году самого высокого из них, Бове, обозначило вертикальные пределы готической архитектуры. Его хор и трансепт вскоре после этого были перестроены до первоначальных 48 метров, и теперь их поддерживают вдвое больше контрфорсов.
Типичное возвышение интерьера готического собора, с этажом за соответствующим этажом, притягивает взгляд к самой высокой точке свода в непреодолимом стремлении вверх, символизирующем христианскую надежду покинуть земной мир для небесного царства. Такое трансцендентное впечатление от архитектуры усиливается богатыми витражами, иногда занимающими всю высоту здания. Украшенные сценами из Библии, житиями святых («Сцены из страстей святого Винсента Сарагосского и история его мощей», 24.167a-k) или более крупными фигурами пророков и других персонажей, витражи занимали центральное место в восприятие собора как сборника христианской веры. На протяжении тринадцатого века обязательной чертой большинства соборов было монументальное окно-роза с изображением Бога, Христа или Богородицы в центре, окруженное космосом. Мерцающий разноцветный свет напоминал о небесном Иерусалиме, описанном в Книге Откровений (Апокалипсисе) как город из золота и драгоценных камней.
Страшный суд, часто вырезанный на тимпане главного портала, был суровым напоминанием о торжественности пространства, в которое собирались войти правоверные. Именно на западном фасаде Сен-Дени около 1140 года порталы впервые были окружены стоячими фигурами, известными как косяковые статуи (Голова царя Давида, 38.180), формат, который с тех пор повторяется. С их ненасытным спросом на фигуративные скульптуры для украшения порталов, архивольтов, тимпанов, экранов хоров (Head of an Angel, 1990. 132) и лиственных капителей для интерьера, соборы и церкви были горнилами скульптурных инноваций. Команды скульпторов годами трудились над украшением собора, прежде чем переехать в другое место, тем самым распространив стили по обширным регионам. Например, некоторые из скульпторов, работавших над западным фасадом Реймского собора, позже внесли свой вклад в скульптурную программу Бамбергского собора, расположенного в нескольких сотнях миль. Стилистический язык, впервые сформулированный в камне в монументальном масштабе, нашел отклик в других средствах массовой информации. В своей удлиненной изогнутой позе и загадочной улыбке деревянные алтарные ангелы в Монастырях (52.33.1) и некоторые им подобные в конечном итоге произошли от своих кузенов на западном фасаде Реймского собора.
Готская лексика постепенно проникла во все виды искусства по всей Европе. Стрельчатые арки, трилистники, кватрелопастные и другие архитектурные украшения были приняты на металлических изделиях, таких как мощи и литургические сосуды (17.190.360), на богатых церковных облачениях (27.162.1), на драгоценных диптихах, предназначенных для личного богослужения (1980.366; 1970.324. 7а,б), на иллюминированных рукописях (1990.217), а также на предметах быта, таких как мебель, расчески или ложки. С учетом региональных и временных вариаций готическое искусство формировало человеческое восприятие в Европе почти четыре столетия.
Цитата
Шапюи, Жюльен. «Готическое искусство». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mgot/hd_mgot.htm (октябрь 2002 г.)
Дополнительное чтение
Баксандалл, Майкл. Скульпторы из липы эпохи Возрождения Германия . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1980.
.Уильямсон, Пол. Готическая скульптура: 1140–1300 . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
.Дополнительные эссе Жюльена Шапюи
- Шапюи, Жюльен. «Романское искусство». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен. «Позднесредневековая немецкая скульптура». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен.