Храмы западной европы в романском и готическом стиле история 6 класс: Архитектура — урок. История, 6 класс.

10 готических соборов средневековой Европы

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV.  А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Отели на Booking.com

Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва  было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Отели на Booking.com

Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели на Booking.com

Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Отели на Booking.com

Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Отели на Booking.com

Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Отели на Booking.com

Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Отели на Booking.com

Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Отели на Booking.com

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков:  зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Отели на Booking.com

Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Отели на Booking.com

Урок истории по теме «Время соборов». 6-й класс

Цели:

  1. формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры XI-XIII веков;
  2. показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;
  3. развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Оборудование:

  1. Gроектор и презентация.
  2. Приложение 1. Кроссворд для каждой группы.
  3. Приложение 2. Раздаточный материал: элементы готического и романского стиля.
  4. Приложение 3. Раздаточный материал с рисунками храмов в готическом и романском стиле
  5. Приложение 4. Тест: Романский и готический стиль
  6. Схемы романского и готического соборов
  7. Карточки с названиями стилей, элементами готического и романского стиля.

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Слайд 2 (Кроссворд)

Вопросы к кроссворду:

  1. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
  2. Ученый XIII в., монах. Самая знаменитая его книга – “Сумма богословия”, в которой он создал картину всей христианской Вселенной. Его называли “ангельский доктор”.
  3. Известный философ-схоласт XII в.. Преподавал в Парижской соборной школе. Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума – “Нужно понимать, чтобы верить”.
  4. Английский монах, преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Утверждал, что только с помощью опыта и наблюдений можно проверить, верны ли наши знания.
  5. Провансальские поэты – певцы.

Прочитайте ответы на вопросы кроссворда.

Слайд 3 (кроссворд с ответами)

  • Какое ключевое слово получилось? (собор)

Слайд 4 (Тема урока)

3. Объяснение нового материала

Тема  урока: «Время соборов». Сегодня мы узнаем с вами об архитектурных особенностях XI – XV вв.

Тетрадь: запись числа и темы.

Слайд 5

Церковь в период Средневековья пользовалась огромным влиянием. Оно отражалось не только на политике государств, но и в искусстве, в частности в архитектуре. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.

Строители раннего средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян. И поэтому стиль, господствовавший в архитектуре XI и даже XII веков называют романским ( от латинского “Рома”-Рим) . Это первый общеевропейский стиль.

Слайд 6.(Карта)

Мы отправляемся с вами в путешествие по Западной Европе. А вот и первая наша остановка - Германия.

Слайд 7, 8 (видеофрагмент о церкви монастыря Мария Лаах, ученица рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: Мы с вами оказались рядом с церковью монастыря Мария Лаах. Название монастыря происходит от лат. слова “лакус” - озеро. Это озеро располагается в горах над Рейном. Основано аббатство в 1093 г. графом Генрихом II. Граф хотел разместить в монастыре свою усыпальницу. В 1156 г. церковь была освещена, хотя ее еще продолжали строить.

Церковь считается классическим зданием немецкой романики. Храм представлял собой удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами.

Церковь состоит из трех нефов: центральный неф сильно поднят над боковыми. Продольное помещение пересекалось поперечным залом: он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, в плане церковь имеет вид креста, в центре высится не купол, а башня, завершающаяся пирамидой.

По бокам, чуть впереди еще две башни. Восточная часть завершалась полукруглой апсидой. В западном конце церкви находятся еще три башни: по бокам две круглые, а посередине многоярусная башня. Западный хор далеко выступал вперед. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – во входах в храм, в оконных проемах и при оформлении его фасадов.

А теперь зайдем в храм и рассмотрим интерьер. Внутри храма – своды, промежутки между колоннами венчались полукруглыми арками. Внутренняя часть храма разделена на три нефа рядами колонн. Свет поступает в центральный неф сверху, из окон. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими похожими на бойницы. Поэтому внутри храма царил полумрак.

Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Верующие в этом храме чувствовали собственную незначительность. Храм украшали фрески и рельефы. Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии. Не случайно средневековые храмы часто называют “Библией в камне”.

Другие достопримечательности внутреннего убранства церкви — главный алтарь под балдахином и усыпальница основателя церкви. На постройку церкви ушло более 120 лет.

Слайд 9

  • Что нам напоминает церковь монастыря Мария - Лаах? (крепость)

А теперь используя ключевые слова, объясните почему церковь монастыря Мария Лаах напоминает крепость? (толстые стены, маленькие окна, они высоко над землей, по углам- мощные башни, окна похожи на бойницы и т.д.)

Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.

Запись на доске: Романский стиль — XI – XII вв.

  1. Мощные башни
  2. Толстые стены
  3. Небольшое количество скульптур
  4. Маленькие окна
  5. Много полукруглых арок
  6. Мощные колонны

Запись в тетрадь.

Да, действительно, многие церкви и монастыри нередко служили убежищем для населения округи.

  • Что являлось украшением храма, построенного в романском стиле? (фрески и рельефы)

Слайд 10

  • Что такое фрески? (живопись на сырой штукатурке)

Запись в тетрадь.

  • Какие сюжеты изображались на них? (сюжеты из Библии)
  • Как называли средневековый храм? (Библия в камне)
  • Почему? (Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии)

Слайд 11

Мы продолжаем путешествовать по Германии и отправляемся в город Кельн. Именно здесь в одном городе находятся 12 романских церквей. Рассмотрим некоторые из них.

  • Докажите, что это храм построен в романском стиле.

Слайд 12, 13 (иллюстрации: Церковь Св. Марии на Капитолии, Церковь Св. Апостолов)

Но время идет и все изменяется.

Слайд 14 (Внешний собора в готическом стиле)

К середине 12 в. романский стиль постепенно уступает место новому — готическому. Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов “маниера готика” — “готская манера” (от названия германского племени готов), именно в эпоху Возрождения ученые-гуманисты дали этому стилю такое название. Так они хотели подчеркнуть, что он не имеет ничего общего с классической культурой. Готика появилась на свет, когда закончились войны между феодалами.

Сайд 15 (Миниатюра “Борьба городов с сеньорами”)

Многие города освободились от власти сеньора. Теперь не надо было строить собор в виде замка-крепости.

Сайд 16 (Внешний собора в готическом стиле)

В каждом городе рядом с рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров.

  • Ребята, вспомните, что такое город? (центр ремесла и торговли)

А так как города – это большие торговые и ремесленные центры – существовали в каждом государстве, то и готический стиль очень быстро стал повсеместным там, где была распространена католическая вера.

Мы с вами находимся в Кельне, одном из старых городов Германии, основан в 38 г. до н. э. Во времена средневековья этот город еще больше вырос.

Сайд 17 (иллюстрация “Улица средневекового города”)

Представьте себе, что мы оказались с вами в средневековом Кельне, мы идем с вами по узким улочкам города. А направляемся мы с вами к главной площади Кельна.

Сайд 18 (иллюстрация “Жонглеры”, звучит средневековая музыка “Пастурелла”)

По пути нам встречаются жонглеры. Сегодня праздничный день – в городе ярмарка.

Сайд 19 (иллюстрация “Рыночная площадь”)

Бойко идет торговля. Много купцов из других городов приехали сюда. Но нас интересует совсем другое. Украшением всего города был собор, построенный в готическом стиле.

Сайд 20 (иллюстрация “Строительство собора в готическом стиле”)

Этот собор – дитя города. Весь город принимал посильное участие в его строительстве.

Сайд 21 (фотография Кельнского собора)

Ученик:

В нем витражи горят, как пламя,
Ряды колонн – как будто темный лес,
Одеты стены в кружево из камня,
Венчают кровлю шпили до небес.
Пойдет сейчас наш разговор
Про сердце города – готический собор.

Сайд 22 (видеофрагмент о Кельнском соборе, ученик рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: В те времена епископ и бюргеры Германии спорили о том, какой из городов к северу от Альп богаче и крупнее. И Кельнский собор должен был стать самой большой церковью германского мира. Первый камень этого собора заложен в 1248 г.

Новому собору предстояло стать пристанищем для мощей трех библейских волхвов. Они были привезены из Милана. Строительство собора началось со строительства капелл в его восточной части. Первый архитектор собора известен как мастер Йоханес. Он взял за основу план французского собора в Амьене, но внес существенные дополнения.

Возводился собор более чем 600 лет. В 1560 г. работы были прекращены. Три века не было строительства, т.к. строители столкнулись с серьезной проблемой: никто не знал, по какому именно плану следует достраивать собор. Наконец, в 1824 г. был найден чертеж. И лишь в 1880 г. строительство собора было завершено. Благодаря таланту архитектора Эрнста Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен — за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана.

Весь фасад собора словно соткан из каменного кружева. Собор украшает огромное количество декоративных деталей – ажурные фронтоны, башенки, завитки.

Устремление собора ввысь подчеркнуто высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами.

На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Высота башен — 157 м, а длина собора – 144 м.

Внутри собор имеет легкий высокий стрельчатый свод. Он опирается на пучки узких и высоких колонн. Своды были украшены некогда золотыми звездами.

Пол в соборе выложен мозаикой. Иногда, кажется, что стены готического собора сплошь состоят из огромных цветных окон – витражей. На этих витражах художники изображали сцены из Библии. В одной капелле находится древнейшее Распятие.

В соборе до сих пор что-то исправляют. Он не будет завершен никогда, и это хорошо. Как издавна говорят в Кельне, когда собор будет готов окончательно, рухнет мир. А пока люди приходят в храм с надеждой на спасение.

Сайд 23 (фотография Кельнского собора)

Но родина готического стиля – Франция. Отправляемся в эту страну.

Сайд 24 (карта Европы)

Реймс город в Шампани.

Сайд 25 (видеофрагмент о Реймском соборе, ученик рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: В 1210 г. сгорел старый собор, но уже в следующем году был заложен новый. Ему было суждено стать одним из величайших и прекраснейших соборов в христианском мире. Строительство началось с восточной части – с капелл. С самого начала строители ввели элемент, который открыл новую эпоху в архитектурном декоре. Окна состоят из стрельчатых арок с шестилистным клевером. Подобные окна можно увидеть со всех сторон здания.

Главный фасад имеет три яруса и две мощные башни по краям.

Западный фасад собора снизу доверху покрыт каменной резьбой.

Прежде всего, поражает его высота, устремленность вверх. Над центральным входом имеется декоративный фронтон, а выше огромное вырезанное окно из камня в виде цветка. Окно заполнено витражом. Это окно — готическая роза.

Внутри мы везде видим вертикали: тонкие пучки изящных колонн. Они поддерживают стрельчатые арки различной величины. Здесь почти нет гладких поверхностей. Снаружи стены состоят из рядов колонн и окон. Окна заполнены витражами, но не все они сохранились.

Центральный неф возвышается почти на 40 м. Такая конструкция слишком хрупка, чтобы поддерживать своды, поэтому большую часть несущих конструкций пришлось вынести наружу – контрфорсы и наружные арки – аркбутаны. Они также украшены колоннами. Снаружи собор украшают 2500 скульптур.

В 1235 г. справа от главного портала собора появилась известная на весь мир статуя архангела Гавриила. Впервые в средневековой скульптуре статуя выражает эмоции. Рядом позже появилась скульптурная группа — Встреча Марии и Елизаветы. Одежды мелкими и мягкими складками облегают фигуры. Позы изысканы и красивы, лица просветленные, улыбчивые и исполненные особой мягкости.

Многочисленные скульптуры были не просто декором, а частью общего замысла. Коронование Девы Марии Христом подсказывает нам о крещении и коронации французских королей. Именно в этом соборе происходила коронация всех французских королей. Даже во время Столетней войны, благодаря Жанне д, Арк, король Карл VII смог стать законным королем.

Собор освещен лишь спустя 100 лет.

Сайд 26 (фотографии собора в Реймсе)

Во Франции было построено много соборов в готическом стиле. Сейчас мы оправляемся в столицу Франции.

Сайд 27 (фотографии собора в Париже)

  • Назовите столицу Франции. (Париж)

В этом городе находится прекраснейший собор Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

А теперь используя ключевые слова, объясните, почему этот собор относится к готическому стилю?

Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.

Запись на доске: Готический стиль — XII — XV вв.

  1. Легкие стены
  2. Много скульптурных украшений
  3. Огромные окна с витражами (окно-роза)
  4. Башни, башенки, шпили
  5. Пучки тонких изящных колонн
  6. Стрельчатые арки

Запись в тетрадь.

Сайд 28 (фотографии мозаики и витржа)

  • Что такое витраж? (композиции из цветного стекла в оправе)
  • Что еще являлось украшением собора? (мозаика)
  • Что такое мозаика? (узор, выполненный из цветных камней)

Запись в тетрадь словарных слов.

И по сей день готические соборы остаются украшением и гордостью многих европейских городов.

Сайд 29 (фотографии Виктора Гюго и Максимилиана Волошина)

Многие поэты и писатели воспели красоту этих соборов. Например, Виктор Гюго написал знаменитый роман “Собор Парижской богоматери”, Максимилиан Волошин – русский поэт не остался равнодушным к красоте готического собора. В своем стихотворении “Письмо” он пишет:

Сайд 30 (фотографии особенностей собора в готическом стиле)

Учитель читает стихотворение М. Волошина “Письмо”, 1904 г.:

Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей…
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч. ..
Закрыта дверь. Потерян ключ.

4. Закрепление.

  • О каких стилях архитектуры мы сегодня говорили?
  • Когда появился романский стиль и почему он так называется?
  • Когда появился готический стиль и почему он так называется?

Работа в парах:

Задание 1.

  • Распределите архитектурные элементы на готический и романский стиль.

Задание 2.

  • Распределите соборы по архитектурным стилям.

Задание 3.

  • Тест. Определите черты романского и готического стиля.

5. Домашнее задание: параграф 28 п. 4, 5, 6 пересказ, р.т.

Литература.

  1. О. В. Давыдова. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В. А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
  2. О. В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.
  3. О. В. Давыдова. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
  4. М. В. Короткова. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2004 г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. – Аванта+, 1996 г.

Иллюстрации.

  1. http://ru.wikipedia.org

Видеоматериал.

  1. Отрывки фильмов из документального сериала “Камень на камне”, режиссер: Рейнальд Раабе
  2. 05-я серия. «Церковь бенедиктинского аббатства Марии-Лаах»
  3. 08-я серия. «Реймский собор»
  4. 09-я серия. «Кёльнский собор»

10 вещей, которые вам нужно знать

 

Примерно с 1000 по 1200 год нашей эры романский стиль был архитектурным стилем, наиболее тесно связанным со строительством церквей по всей Западной Европе. Опираясь на классические римские прецеденты, включая округлую арку и каменный свод, романский стиль был предшественником более известного готического стиля. Он сопровождал период роста церковного строительства, религиозного рвения, процветания и роста населения на рубеже первого тысячелетия.

 

1. Романское начало из-за страха перед Апокалипсисом
Портал Страшного суда Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

По мере приближения календаря к 1000 году средневековые христиане верили, что приближается конец света. Согласно христианскому учению, апокалипсису будет сопутствовать Страшный суд, а поскольку плохая оценка означает вечность в аду, ранние христиане серьезно относились к подготовке. Соответственно, в годы, предшествовавшие этой важной вехе, наблюдался всплеск религиозного рвения, который вызвал сопоставимый рост церковного строительства по всей Европе. Когда тысячелетие миновало без происшествий, страхи переместились на 1033 год, тысячную годовщину смерти Иисуса. Он тоже прошел без апокалипсиса, но христианская активность не уменьшилась. Церкви продолжали возникать по всему христианскому миру, чтобы приспособиться к увеличению населения, вызванному относительной стабильностью и процветанием. В Западной Европе эти церкви, как правило, были романскими.

 

2. Он был основан на классических моделях, но не полностью
Резные капители в Сен-Сернен в Тулузе, Франция, фото Фредерика Нейпона, 11 век, через Flickr

 

Романская архитектура получила свое название от использования в ней классических римских структурных компонентов, в частности, каменного цилиндрического свода и закругленной арки (термин романский не существовал в средние века). Более ранние средневековые здания также использовали некоторые римские черты, но не так сплоченно и не в таком масштабе.

 

Ученые считают романскую архитектуру ближе к римской архитектуре, чем ее средневековые предшественники. Однако романский стиль также имел несколько других влияний, включая раннехристианское, каролингское, оттоновское, византийское, исламское и островное (имеется в виду Британские острова) искусство и архитектуру. Например, геометрические декоративные мотивы в английских романских церквях могут относиться к островным художественным традициям, в то время как использование взаимосвязанных глухих арок в качестве украшения кажется заимствованным из исламской архитектуры.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Византийское влияние, особенно мозаика с золотым покрытием, обычно проявлялось в итальянских романских церквях. Мало кто спутает большинство романских зданий с классическими римскими, несмотря на их общие архитектурные формы.

 

3. Это был первый интернациональный стиль Средневековья
Внешний вид Пизанского собора в Италии, фото Рэя в Маниле, 11 век, через Flickr

 

В течение сотен лет после падения Рима средневековый художественный и архитектурный стиль был преимущественно местным делом. Однако романский язык получил международное распространение. Примеры появляются во Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Скандинавии и государствах крестоносцев (районы Святой Земли, контролируемые латинскими христианами), естественно, с некоторыми региональными вариациями.

 

Как далеко распространился романский стиль? Проще говоря, к этому периоду западный мир стал более интернациональным, поскольку относительный мир и процветание облегчили путешествия и торговлю. Люди и товары перемещались по суше и по морю, неся с собой такие идеи, как романский стиль. Норманнские завоевания, самое известное из которых произошло в Англии в 1066 году, но также включало Сицилию и южную Италию, часто приписывают привнесение романского стиля в эти области. По этой причине романские церкви в Англии иногда называют нормандскими романскими или англо-нормандскими. В других местах романский стиль распространился на части Испании, которые недавно присоединились к христианству после столетий исламского правления. Наконец, паломничество, крестовые походы и монашество помогли распространить романский стиль по Европе.

 

4. Тесно связано с религиозным паломничеством
Косяковые статуи апостолов с Портала Славы собора Сантьяго-да-Компостела, Испания, фото pedronchi, 11-13 вв., через Flickr

 

Паломничество — это практика путешествий к священным местам. Для христиан Иерусалим был конечным местом паломничества, но Ближний Восток, управляемый исламом, был недоступен для них на протяжении большей части Средневековья. Вместо этого они нашли смысл в пунктах назначения ближе к дому. Храм Святого Иакова Старшего в Сантьяго-да-Компостела на севере Испании был, безусловно, самым популярным вариантом, хотя и не единственным. Общим для всех мест паломничества было наличие реликвии — мощей святого или чего-то другого, имеющего святое значение, — вещей, которые, как верили христиане, способны творить чудеса. Средневековый христианин мог отправиться в паломничество в поисках чуда, искупления греха или укрепления своей веры, а также просто ради возможности путешествовать.

 

Паломничество было средневековым эквивалентом туризма. Маршруты паломничества развивались вдоль основных дорог, ведущих в Сантьяго, и эти маршруты включали в себя многочисленные церкви с реликвиями, которые можно было посетить по пути. Реликвии приносили пожертвования, поэтому они были крупным бизнесом для соборов и монастырей, которым они принадлежали. Поэтому эти храмы должны были быть достаточно большими, чтобы вместить паствы верующих и обеспечить им доступ к мощам, не нарушая церковных служб. Поскольку популярность паломничества возросла примерно в 1000 году, многие паломнические церкви были построены или расширены в романском стиле. Они, как правило, размещали реликвии в нескольких часовнях за апсидой, с проходами и проходом, называемым амбулаторным, обеспечивающим доступ.

 

5. Он вернул тяжелое каменное хранилище
Неф Марии Мадлен в Везле, Франция, фото Navin75, 12 век, через Flickr

 

Что действительно отличает романский стиль от его непосредственных предшественников, так это каменные своды. В то время как базилики раннехристианского, каролингского и оттоновского периодов в основном имели деревянные крыши, романские церкви часто имеют своды из каменных бочек. Хотя каменные своды имеют то преимущество, что они огнестойкие, они очень тяжелые и их сложно построить. Чтобы поддерживать их, в романских церквях есть массивные опоры или колонны и толстые стены, которые могут быть прерваны только маленькими окнами. Добавление широких галерей (например, балконов) над крышами проходов служило как для поддержки сводов, так и для предоставления дополнительного места для посетителей. Внешние контрфорсы также помогли, хотя сложные аркбутаны не использовались до готического периода. Поперечные арки, часто выполненные в контрастных цветах кладки, укрепляли своды, как обручи на бочке, но при этом еще больше утяжеляли конструкцию.

 

Романские постройки производят впечатление своей монументальностью и простым, ориентированным по горизонтали расположением архитектурных форм, а не детализацией или сложностью. В результате получились прочные церковные здания, похожие на замки, с довольно темными интерьерами и внушительными внешними фасадами, окруженными башнями.

 

6. Романские двери украшены яркими изображениями
Портал Страшного суда в Мари-Мадлен в Везле, Франция, фото PMRMaeyaert, 12 век, через Wikimedia Commons

 

В

романских церквях была установлена ​​первая в Европе крупномасштабная архитектурная рельефная скульптура со времен классического мира. Наиболее значительные фигуративные изваяния встречаются на порталах — входных дверях и их арочном обрамлении. Большинство романских церквей имеют как минимум пять порталов, в том числе три на западном фасаде и по одному на каждом конце трансепта. На портале достаточно места для скульптуры, особенно в большой арочной области над дверью, называемой барабанной перепонкой.

 

Романские порталы представляют собой смесь изображений, но главный входной портал обычно показывает Страшный суд, событие, которое христиане ожидали в 1000 году. Романская скульптура смелая, статическая и не особенно натуралистичная, но она, безусловно, производит впечатление. Христос как Судья появляется в центре барабанной перепонки в ореоле всего тела, называемом мандорла. Вокруг него мертвые души поднимаются из могил, взвешиваются и отправляются в рай или в ад. Неудивительно, что на стороне ада все становится наглядным: демоны уносят проклятых, адские пасти пожирают людей, гротескные звери мучают грешников и многое другое. Подобные образы появляются в иллюминированных рукописях того же периода. Очевидно, что Судный день не был для этих людей шуткой. На самом деле, ученые считают, что эти образы были настолько наглядными и расположены так на видном месте, потому что они должны были напугать зрителей, чтобы они стали лучшими христианами.

 

Не вся романская портальная скульптура настолько кошмарна. Другие изображения включают жизни Христа и Девы Марии, истории святых, ветхозаветных персонажей, ангелов и многое другое. Косяки и трюмо (колонны рядом с дверями и между ними) обычно содержат статуи святых, пророков и апостолов в полный рост, а архивольты (сегменты арки над тимпаном) часто включают символические или даже светские предметы, такие как знаки зодиака.

 

7. Его заглавные буквы не всегда вежливы и набожны
Столица Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

После порталов капители являются следующими наиболее частыми местами романской скульптуры. Капители — это декоративные навершия колонн или опор. В классическом мире они должны были содержать свитки или величественные листья аканта. В романском мире столицы стали местами для сложных скульптур, часто изображающих людей и животных.

 

Исторические заглавные буквы — с повествовательными образами — обычно рассказывают библейские истории, такие как Благовещение или Даниил во рву со львом. Обитаемые столицы, содержащие фигуры без повествования, также могут быть библейскими, но они часто изображают множество странных, причудливых или удивительно богохульных образов. Возможности включают гротескных монстров, людей и животных, ведущих себя плохо, и даже некоторые сексуальные темы. Опять же, средневековые иллюминированные рукописи имеют похожие изображения на полях. Эти мотивы сегодня кажутся наивными или юмористическими, но трудно понять, почему они появляются в религиозных книгах или структурах. Все, что мы знаем наверняка, это то, что они всегда вызывали споры. Некоторые средневековые священнослужители утверждали, что они помогают неграмотным прихожанам понять религиозные концепции, в то время как другие считали их неподобающим отвлечением для благочестивых монахов.

 

8. Этот стиль широко использовался для монастырей
Романские монастыри в монастыре Сант-Кугат, в Барселоне, Испания, через Сант-Кугат

 

Монастыри — это общины монахов или монахинь, посвятивших свою жизнь Христу. Они живут отдельно от мира в аббатствах или монастырях — студенческих городках, включающих церковь, общежития, столовую, возможно, библиотеку и другие здания, необходимые для совместной жизни. Присоединение к монашескому ордену, такому как бенедиктинцы или цистерцианцы, было популярным жизненным выбором в средние века. Технически отдельные монахи и монахини должны были отказаться от всего мирского имущества, но монастыри могли стать феноменально богатыми и могущественными. Многие владели реликвиями, которые сделали их ключевыми остановками на пути паломничества. Соответственно, монастыри были большими покровителями романской архитектуры.

 

Характерной чертой монастыря была клуатр, открытый двор, окруженный со всех сторон крытыми коридорами. Соединявшие церковь и другие ключевые постройки, монашеские клуатры были местами для тихих занятий и созерцания. Ряды арок соединяют внутренний двор монастыря с его проходами, сливаясь внутри и снаружи. С таким количеством колонн, необходимых для поддержки всех этих арок, монастыри изобиловали причудливыми романскими капителями.

 

Романский стиль был предпочтительным архитектурным стилем для величайших монастырей той эпохи, таких как могущественное бенедиктинское аббатство Клюни во Франции, а также для строгих орденов, таких как цистерцианцы, которые разработали элегантный минималистский подход к романскому стилю. С ростом известности монастырские фонды основали зависимые «дочерние дома» по всей Европе, распространяя свой предпочтительный романский архитектурный стиль по мере продвижения.

 

9. Романский стиль медленно перерос в готический
Даремский собор, романский неф, через Академию Хана

 

Вводные тексты по истории искусства заставят вас поверить, что романский стиль полностью отделен от более известного готического стиля, который развился из него. Хотя это правда, что здания высокой готики, такие как Шартрский собор, сильно отличаются от большинства романских построек, переход не обязательно был четким. Две наиболее характерные черты готики — стрельчатые арки и ребристые своды — впервые появились в нескольких романских церквях. Например, в Даремском соборе XI века есть и то, и другое.

 

Что отличает Дарем от ранних готических зданий, таких как Сен-Дени, так это не используемые структурные элементы, а то, как они использовались вместе для создания определенных эффектов. Готические строители воспользовались большей прочностью, обеспечиваемой остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, чтобы построить более высокие своды на более тонких опорах и вставить между ними большие окна. Получившиеся в результате высокие, наполненные светом, изящные готические церкви резко контрастируют с внушительной романской монументальностью. Романские каменщики проводили самые ранние эксперименты с ключевыми формами готики, но они еще не реализовали весь их потенциал.

 

10. Многие романские постройки сохранились до наших дней
Интерьер Сантьяго-де-Компостела, 11 век, виа Камино-де-Сантьяго

 

Несмотря на то, что им уже тысяча лет, удивительное количество романских церквей и монастырей сохранилось до наших дней. Естественно, многие из них со временем видоизменялись, приобретая элементы и украшения готики, ренессанса, барокко или XIX века. Например, собор Сантьяго-да-Компостела приобрел платереский (позднесредневековый) монастырь, два фасада в стиле барокко и алтарь в стиле барокко. Они существуют рядом с романским нефом, шеветом (конец апсиды), южным трансептом и наполненным скульптурами Порталом Славы. Сантьяго по-прежнему остается одним из самых популярных мест паломничества христиан. Романский стиль также пережил свое собственное возрождение наряду с более известным готическим возрождением в XIX веке.век.

Готические соборы: архитектура и божественный свет

Готические соборы — одни из самых узнаваемых и великолепных архитектурных подвигов. С парящими башнями и мягко отфильтрованным светом, струящимся через витражи, все в готическом соборе является транспортным и эфирным, поднимая взгляд зрителя к небесам. Архитектурные инновации, такие как летающие контрфорсы, были необходимы для создания готического стиля, но именно новое, преднамеренное использование света действительно отличало готическую архитектуру от ее более тяжелых и темных романских предшественников.

Базилика Сен-Дени

Нинарас (CC BY)

Готический стиль зародился во Франции в XII веке н. э. в пригороде к северу от Парижа по замыслу аббата Сугерия (1081-1151 гг. н.э.), влиятельной фигуры во французской истории и вдохновителя первого в истории готического собора, базилики Сен-Дени. Для Сугерия и других средневековых богословов-единомышленников свет сам по себе был божественным и мог использоваться для возвышения человеческого сознания из земного царства в небесное. Сугерий и те, кто пришел после него, пытались залить светом свои соборы и аббатства, возводя более высокие и элегантные сооружения. Это потребовало принятия некоторых из наиболее очевидных аспектов готической формы; остроконечные арки, ребристые своды и контрфорсы можно было использовать, чтобы сделать стены выше и тоньше за счет более эффективного распределения веса здания.

готических церквей могли достичь новых высот благодаря легкости и изяществу, часто отсутствующим в крепких романских постройках.

Не все были поклонниками готического стиля. Джорджио Вазари (1511-1574 гг. н.э.), итальянский художник и писатель, чьи работы считаются основой изучения истории современного искусства, ретроспективно назвал стиль, впервые созданный Сугерием, «готическим», что должно было быть уничижительным. Написав в конце 16 века н.э. после того, как готический стиль потерял популярность, Вазари считал этот стиль деградировавшим по сравнению с классическими формами архитектуры эпохи Возрождения его собственной эпохи. Назвав его готическим, он попытался уподобить этот стиль «варварским» готам, вторгшимся в Рим более тысячи лет назад. Тем не менее неодобрение Вазари не помешало возрождению готики укорениться в конце 18 века н.э., и сегодня миллионы людей каждый год продолжают быть очарованы неземным величием готических соборов.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Архитектурные компоненты

Готический стиль, которому предшествовал романский стиль и за которым последовала архитектура эпохи Возрождения, был популярен по всей Европе с 12 по 16 века. Готическая архитектура покончила с толстыми, тяжелыми стенами и закругленными арками, связанными с романской архитектурой, за счет использования контрфорсов и ребристых сводов, чтобы уменьшить тягу здания наружу, что позволило построить более тонкие и высокие стены. Готические церкви могли достичь новых высот благодаря легкости и изяществу, часто отсутствующим в крепких романских постройках. Некоторыми из ключевых архитектурных компонентов, неотъемлемыми от готической формы, являются стрельчатые арки, контрфорсы, трехпортальные западные фасады, ребристые своды и, конечно же, окна-розетки.

Стрельчатые арки

В отличие от закругленных арок, обычно встречающихся в романских зданиях, готические постройки известны своими остроконечными арками, которые оказались более способными выдерживать вес. Эти стрельчатые арки использовались не только из практических соображений; они имели символическое значение, поскольку указывали на небо. Стрельчатая арка, хотя и не встречающаяся исключительно в готической архитектуре, стала одной из определяющих характеристик стиля.

Деталь арочного потолка Шартрского собора

Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)

Контрфорсы

В то время как романские здания использовали внутренние контрфорсы в качестве средства поддержки веса, контрфорсы готических соборов являются внешними. Эти так называемые летающие контрфорсы позволяли строить церкви намного выше, поскольку вес крыши переносился со стен на внешний несущий каркас. Отталкиваясь от внешней тяги стен, контрфорсы позволили достичь парящих высот и высоких центральных нефов готического собора.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Шартрский собор

Olvr (CC BY-SA)

Tri-Portal Западные фасады

Еще одной уникальной особенностью готического собора является западный фасад, часто рассматриваемый как фасад церкви, который обычно состоит из двух башен, центрального окна-розетки и трех входов. Например, западный фасад Нотр-Дам в Париже — это место, где собираются толпы, чтобы посмотреть на искусную резьбу, украшающую здание. Сложные скульптуры, вырезанные в тимпане над каждым дверным проемом, рассказывают историю, которую в значительной степени неграмотное средневековое население могло понять. Центральный портал Нотр-Дама известен как Портал Страшного суда, левый портал — как Портал Богородицы, а правый — как Портал Святой Анны.

Собор Нотр-Дам (Париж), западный фасад

Хиллари Смит (CC BY-NC-SA)

Реберные своды

Ребристые своды — важная техника, позволившая увеличить общий размер и сложность дизайна готических построек. В романских постройках обычно использовались бочкообразные своды и крестовые своды. Готические конструкции, с другой стороны, использовали диагональный каркас, известный как ребристые своды, что позволяло строить более высокие и тонкие конструкции. В готическом соборе легко заметить ребристые своды, пересекающие потолок центрального нефа.

Ребристые своды, Руанский собор

Хорхе Ласкар (CC BY)

Окна-розетки

Посетителей готических соборов обычно поражает эфирный фиолетовый свет, струящийся из огромных круглых окон, известных как окна-розетки. Более высокие здания в целом допускали более высокие окна, но использование каменного узора для усиления витражей также сделало возможными окна большего размера. Кроме того, использование серебряной морилки при производстве витражей в 13 веке нашей эры позволило создать более чистое стекло, еще больше осветив интерьер готических построек. Хотя примеры круглых окон можно найти в некоторых романских церквях до готического периода, окна-розетки стали отличительной чертой готических соборов, а с развитием техники каменного узора, которая позволила закрепить на месте больше стеклянных панелей, они вырос до новых размеров. Шартрский собор, построенный в начале 13 века н.э. и расположенный к юго-западу от Парижа, имеет, пожалуй, самую впечатляющую сохранившуюся коллекцию витражей, относящихся к средневековой эпохе.

West Rose Window в Шартрском соборе

Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)

Рождение готики: аббат Сюгер и Сен-Дени

Аббат Сугерий (1081-1151 гг. н.э.) был влиятельной фигурой во Франции в важный период французской истории, когда власть монархии росла. Советник как Людовика VI (1081-1137 гг. н.э.), так и Людовика VII (1120-1180 гг. н.э.), Сугерий занимал должность регента, когда Людовик VII отправился во Второй крестовый поход (1147-1150 гг. н.э.), в результате чего Сугерий по сути остался во главе Франции. . Назначенный аббатом Сен-Дени в 1122 году н.э., Сугерий занимал эту должность почти 30 лет до своей смерти. Между 1137 и 1148 годами н.э. он приступил к амбициозному проекту по превращению церкви в физическое проявление божественного, создав то, что впоследствии стало архетипом готического собора. Сугерий подробно задокументировал свои обновления и рассуждения в своих трудах, известных как Книга Сугерия, аббата Сен-Дени: о том, что было сделано под его управлением.

Сугер считал, что светящиеся и красивые материальные объекты могут помочь духовно перенести смотрящего в божественное царство.

Ремонт Сугерия начался с западного фасада церкви. Добавление трех порталов на фасаде, выходящем на запад, а также вездесущее окно-розетка, которое скоро станет повсеместным, по сути, является нововведением Сугерия. Находясь под сильным влиянием метафизического понимания света Псевдо-Дионисием Ареопагитом, Сугерий считал, что светящиеся и красивые материальные объекты могут помочь духовно перенести смотрящего в божественное царство. Для Сугерия церковь занимала своего рода пограничное пространство между земным и небесным царствами. Таким образом, преднамеренное использование света было движущей силой его реконструкции, главной причиной объединения определяющих архитектурных характеристик готического стиля в одном здании в первый раз. О страстном увлечении Сугерия светом свидетельствуют слова, которые он начертал на одной из позолоченных бронзовых дверей собора:

Все, кто стремится почтить эти двери,

Удивляться не золоту и расходам, а

мастерство работы.

Благородная работа светла, но, будучи благородно яркой, работа

Должен прояснить умы, позволяя им путешествовать по

фары

К истинному свету, где Христос есть истинная дверь.

Золотая дверь определяет, насколько она неотвратима в этих вещах.

Тупой ум поднимается к истине через материальные вещи,

И возрождается из прежнего погружения, когда

Виден свет

. (Сугер и Панофски, 23)

Сугерий считал, что его более яркая церковь «осветит умы» его прихожан, ведя «к истинному свету, где Христос — истинная дверь». Он также особо отмечает, что материальные объекты могут служить каналами для божественной истины: «тупой ум поднимается к истине через материальные вещи». Средневековое теологическое понимание материальности, к которому присоединялся Сугерий, заключалось в том, что все материальные объекты способны быть сосудами божественного. Сугерий оправдывал свои сложные ремонты и украшения из золота и драгоценных камней тем, что видел в них буквальные проводники божественного. В Средние века господствовало убеждение, что материальные объекты, чем причудливее и красивее, тем лучше, могут быть инструментами для связи с Богом, а ключевым ингредиентом для активации этих объектов был свет. Таким образом, использование света в готических соборах стало самостоятельным архитектурным приемом; это было так же важно для строительства готического собора, как аркбутаны и ребристые своды. Свет воспринимался буквально как божественное царство, и Сугерий очень старался устранить любые препятствия на пути рассчитанного потока божественного света по всему Сен-Дени.

Базилика Сен-Дени, Главный алтарь

ctj71081 (CC BY-NC)

Свет как направляющая сила

В Средние века существовали важные эпистемологические различия между понятиями люкс, люмен и великолепие — словами, используемыми для описания света с различными уровнями метафизических атрибутов. В то время как люкс относится к естественному свету, излучаемому солнцем, люмен — это свет, взаимодействующий с материальным миром, а великолепие — это отраженный свет. Для Сугерия и тех, кто пошел по его стопам, целью было не просто залить всю церковь как можно большим количеством света, а особым образом использовать роскошь, свет и великолепие. Добавление окна-розетки в Сен-Дени является ярким примером использования света, чтобы направлять взгляд зрителя на более высокий план, как в буквальном смысле выше, так и символически как модель божественного царства. Западное окно-розетка в Сен-Дени занимает то, что профессор архитектуры Массачусетского технологического института доктор Марк Ярзомбек называет «странным пространством в нашем архитектурном воображении», не просто источником света, но «плавающим символом Неба» (Лекция 21). в Глобальной истории архитектуры через edX).

Другим примером направляющего света в готических соборах является Шартрский собор, где боковые проходы образуют яркий контур нефа, привлекая зрителей к самому широкому нефу любого собора во Франции. Внутренняя яркость готических соборов увеличивалась с 12 по 13 века н.э., с периода ранней готики до поздней готики (иногда называемой ранним ренессансом). Частично это изменение можно отнести к развитию витражей белого цвета. Еще одним интересным явлением является постепенное увеличение окна-розетки в различных соборах, начиная с Сен-Дени. Окно-роза большего размера присутствует в Шартре, а окно-розетка в Вестминстерском аббатстве настолько велико, что касается балюстрад, обрамляющих его с обеих сторон.

Detail, North Rose Window, Chartres

Allie Caulfield (CC BY)

В основе этих сдвигов лежат изменяющиеся философские убеждения, которые непосредственно проявляются в церковной архитектуре. Когда Средние века уступили место Возрождению, метафизическая концепция света уступила место более научному пониманию. Это изменение веры в природу света было переходом от буквального понимания света как воплощения божественности к символическому, где свет был представлением божественного. Способ, которым свет должен был взаимодействовать с материальным миром, и сам способ, которым изображалась и использовалась сама материальность света, изменились. По мере того, как свет стал пониматься более научно и менее метафизически, возможно, свет стал метафорой божественного, а не реальной вещью. Тем не менее, невозможно понять, что готическая форма значила для средневековых людей, для которых эти сооружения были построены, без предварительного понимания их верований в отношении света и материальности, которые информировали и вдохновляли эти увлекательные и красивые архитектурные разработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *