И театр и цирк – Чем отличается цирк от театра ? Вы имеете какое то отношение к одному из этих действ ?

Содержание

Исторические связи цирка и театра

Возникновение цирка и театра едино. Они берут свое начало в народных гуляниях, в первую очередь связанных с бытом и различными праздниками. Лишь намного позже произошло разделение циркового и театрального искусства на отдельные ветви.

Зарождение цирка и театра

Исторически первыми возникали народные игрища, связанные с непосредственной деятельностью человека. В их основе преимущественно была деятельность состязательного, спортивно-трюкового и танцевального вида. Уже по данным настенной живописи древнего Египта можно сделать вывод о существовании в то время отдельных цирковых номеров. Гомером упоминались кюбистетеры – древние акробаты.

На основе народных гуляний позже сформировалась деятельность бродячих актеров Западной Европы – гистионов, а также русских скоморохов. Их творчество носило больше трюковой характер, а образ был более близким к цирковому искусству.
 


 

В XVI-XV веках появляются актеры-буффоны, и стали постепенно разделяться понятия цирка и театра. Возникают отдельные цирковые жанры.

Дальнейшее отделение цирка от театра

В эпоху Возрождения происходит дальнейшее разобщение цирка с театром. Фарс стал основой театральных представлений, а сатира и акробатические трюки – цирковых.

Одновременно в это время стали появляться бродячие труппы, объединяющие театральных лицедеев и представителей цирковых жанров. Давали они свои представления в основном на различных ярмарках. В спектаклях тесно сплетались выступления канатоходцев, акробатов, эквилибристов, музыкантов и театральных актеров. В дальнейшем они дали начало водевилю и комической опере.

Позже театры с бульваров стали перенимать опыт ярмарочных трупп по постановке пантомим и акробатических трюков. В 1792 году возник театр «Водевиль», специализирующийся на пантомиме, танцах, песне и легких диалогах.

Эти основные этапы развития сценического искусства привели к тому, что в конце XVIII века цирк и театр разделились окончательно, а также приобрели свои современные организационные формы.

Дальнейшее взаимодействие цирка с театром

В будущем эти две разновидности сценического искусства продолжали влиять друг на друга. Так, даже в цирковых выступлениях неизменно присутствует определенный сюжет, смысл происходящего. В цирковые программы включаются пантомимы, различные сцены, юмористические диалоги. Особенно это характерно для клоунады.

 

В начале XIX века отмечалось и отрицательное влияние театра на цирк. Выступления стали чересчур театрализованными: демонстрировались мелодрамы, основанные на богатых костюмах и актерской игре. Артисты цирка на какое-то время уступили свое место театральным актерам. Только во второй половине XIX века цирковое искусство вернулось к старым традициям выступлений клоунов, акробатов, фокусников, дрессировщиков и прочих актеров.

Наблюдалось и влияние цирка на театр. До конца XVIII века персонажи бульварных театров в основном строились по принципу циркового комического образа. Но это явление практически сошло на нет с дальнейшим развитием театра. Однако были и исключения. К ним относились знаменитый мим Дебюрро-старший, а также более современный актер Чарли Чаплин. Им удавалось мастерски сочетать клоунаду с блестящей актерской игрой.

В настоящее время наиболее близки те области театра и цирка, которые сочетают в себе комедию и пантомимное выражение действительности.

Цирк — Википедия

Изображение на средневековой немецкой гравюре выступления цирковых артистов, шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, дрессированные животные (змеи).

Цирк (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет бродячий цирк.

Международный День Цирка отмечается в третью субботу апреля.[1][2].

Здание (передвижное) цирка представляет собой шатёр круглой формы с высоким куполом (шапито), внутри которого размещается манеж (цирковая арена) и сидячие места для зрителей, расположенные амфитеатром. Стационарное (капитальное) здание цирка также обычно имеет круглую форму.

В цирках, вне зависимости от того, выстроены на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены (манежа), имеет один и тот же размер — 42 фута (13 метров), и одинаков во всем мире (данное требование пошло с XIX века). Объясняется это профессиональной необходимостью — для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая чётко заданную скорость лошади при определённом диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера.

Арена цирка отделялась от поднимающихся кругом неё амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой обыкновенно слоем песка или опилок толщиной в 6—8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда лошадь была на арене, барьер был закрыт.

Римский цирк[править | править код]

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913.

У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг», «круглое здание») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Circus Maximus) в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов (включая венаторов — тренеров, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались), травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии. Всего в Риме было 5 цирковых площадок

[3].

Средние века[править | править код]

Бродячие циркачи в Китае, ок. 1655—1657 гг.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.

Новое время[править | править код]

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. В 1764 году в Москве, неподалёку от Казанского вокзала, английский наездник Я. Бейтс построил манеж, где открыл конные представления. В следующем году он гастролировал в Петербурге. Так, русский зритель познакомился с профессиональным цирком. Представления давались в манежах частных домов или во временных, наскоро сколоченных помещениях. Особенный успех имели цирки Кьярини (1803), Транже и Роббе (1812), Финарди (1818) и др. Первый стационарный цирк в России был открыт Жаком Турниером в 1827 году в Санкт-Петербурге. Затем строились стационарные цирки в Ярославле (1850), Москве (1853), Туле (1854). Представления в них давались иностранными труппами. Русский стационарный цирк был впервые построен братьями Никитиными в августе 1873 года в Саратове. Он до сих пор считается одним из лучших в России. Лучшими считались цирки Парижа (фр. Cirque d’hiver,

Cirque d’été и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.

Новейшее время[править | править код]

Межвоенный период[править | править код]

26 августа 1919 года в РСФСР за подписью В. И. Ленина вышел Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», где провозглашалось, что цирки в стране становятся государственными[4]. Первое представление в государственном цирке состоялось 22 сентября 1919 года[5].

Вторая мировая война[править | править код]
В годы Великой Отечественной войны[править | править код]
(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, распадались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск[6][7].
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нём не голодали[8].

С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.

Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…

Ковёрный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого[9]. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.

Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии (премьера 23 февраля 1943 года). Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр.

29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы[10].

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года[11].

На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников[12].

В Ивановском цирке функционировала конно-акробатическая студия под руководством А. Александрова-Сержа[13]

В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Среди участников фронтовых бригад и коллективов в годы войны были: А. Вадимов, Б. Вяткин, З. Гуревич, В. Гурский, В. Довейко, В. Дуров, П. Есиковский, А. Ирманов, А. Казини (Козюков), Карандаш, В. Лисин и Е. Синьковская, Павел Алексеевич, А. и Г. Поповы, Т. Птицына и Л. Маслюков, А. Рапитто, Г. Россини, Сим (С. Маслюков), И. Символоков, Н. Тамарин, М. Туганов, Ф. Хвощевский и А. Будницкий, воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов, гротеск-наездница Валентина Лерри, дрессировщик Александр Корнилов, воздушные эквилибристы сестры Кох[14] и многие другие.

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину. Среди них: воздушный гимнаст И. А. Щепетков (1910—1941), ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, акробат М. М. Барляев (1912—1943), клоун Л. И. Бондаренко (1898—1942), наездник и жонглер на лошади Н. Н. Никитин (1912—1943), акробат-прыгун А. С. Павлов (1902—1942), наездник-жокей А. И. Пушкин (1913—1942), жонглер В. Б. Рославлев (псевд. — Бортар, 1920—1941), велофигурист Г. М. Сергеев (1903—1942), акробат и музыкальный эксцентрик А. В. Трипутин (1918—1942), коверный клоун В. Б. Шестуа (1912—1943), воздушные гимнасты А. С. Асланян, Н. П. Астахов, А. Е. Афанасьев, И. Ф. Кулешов, клоун А. А. Беляев (псевд. — Белянд), велофигурист П. Л. Ворошилов, сатирик М. В. Вургафтик (псевд. — Дамиров), жонглер В. А. Гурьев, артист-борец В. С. Денисов (псевд.-Зорин), наездник К. С. Дмитриев, акробат С. А. Донеман, эквилибристы П. Ильин, Г. А. Матарадзе, танц-акробаты братья П. и Н. Орловы, пластический акробат В. Н. Скляренко, акробаты Л. Грушкин, В. К. Давыдов, Н. С. Иголкин, Н. Озеров, В. Постников, И. Пустовой, Ф. Титаренко, Б. В. Ушаков, Л. Н. Цветков[15].

Послевоенный период[править | править код]

Современный цирк[править | править код]

Современные цирковые искусства включают клоунаду, акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), жонглирование, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.

Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции, воздушных полотнах и различные наземные упражнения.

Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.

Последнее время переживает второе рождение одна из древнейших профессий цирка — огнеглотатели. Многие цирки начали включать в программу выступлений огненное шоу.

Цирк является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.

Россия[править | править код]

Страны СНГ[править | править код]

Азербайджан
Армения

Беларусь;

Казахстан
Киргизия
Молдавия
Таджикистан
Туркмения
Узбекистан
Украина

Зарубежные цирки[править | править код]

(!) Cirque du Soleil. Выступление в Вене, 2004 год
  • Цирк «Оз», Австралия
  • Embell riva, Египет
  • Circus Dorato, Израиль
  • Цирк «Кешет», Израиль
  • «Цирк Солнца» («Cirque du Soleil»), Канада
  • Circus-The Entertainment Giant, Канада
  • Китайский государственный цирк, Китай
  • Цирк Зоппе (Северная Америка)
  • Супер цирк Бобби Робертса, Англия
  • Гостиница-казино Circus-Circus, Las Vegas
  • Цирк Жинне, Южная Африка
  • Цирк Буглиона (Bouglione), Бельгия

Цирковой артист — артист, принимающий участие в цирковом представлении; коллектив их называется труппой.

К их числу относятся:

и др.

Артисты-животные[править | править код]

Кроме людей, в цирковых выступлениях участвуют животные под руководством дрессировщика. По современным нормам, для цирковых представлений используются только те животные, которые изъяты из дикой природы минимум в третьем поколении. То есть они привыкли к человеческому окружению и не приспособлены к жизни в естественных условиях. Многие цирки, в частности, Национальный цирк Украины, следят за соблюдением данного правила в своих стенах[28]. В России животные, вышедшие на пенсию по возрасту, передаются в зоопарки, где начинают новую жизнь[29].

Цирковая дрессура (дрессировка) — процесс обучения цирковых животных выполнению трюков в цирке. В её процессе используется поощрительный, безболевой принцип, благодаря которому животные обучаются кормлением и ласковым обращением с ними. Именно этот принцип отстаивают цирки. К примеру, Национальный цирк Украины во главе с Людмилой Алексеевной Шевченко, которая утверждает: «Если дрессировщик издевается над животным, он не подходит цирку в принципе»[28].

Российский журналист Александр Невзоров выступил с резкой критикой цирка с животными:

«На самом деле в зоопарке дети получают первый урок жестокости. Присмотритесь, как выглядят там пони, особенно те что катают детей. Замученные, старые, больные, некормленые. Потому что ни одна здоровая лошадь или пони не допустит, чтобы на неё посадили ребёнка. И к цирку необходимо с самых ранних лет прививать отвращение. Цирк учит детей развлекаться, глядя на страдания других живых существ. Я не хочу чтобы мой сын ходил на представления, номера которого построены на унижении и издевательстве над другими существами. Когда наши дети станут взрослыми, вокруг будет уже другой мир, лучше и гуманнее, и нельзя тащить в него старые жестокие забавы.»
»

Выступления акробатов, жонглёров, гимнастов с древнейших времен привлекали художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений.

В наскальном рельефе гробницы египетского номарха Антилопьего нома Хнумхотепа II в Бени Хасане (1900 до н. э.) запечатлены жонглерские и акробатические упражнения девушек. В музее Вероны есть диптих, на котором изображено выступление юного пилариуса (жонглера). Окруженный толпой зрителей, юноша жонглировал 7 мячами. В Историческом музее в Москве хранится римское знамя (2 в. н. э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на шаре. Многочисленные памятники античного искусства помимо художественной ценности представляют собой богатый источник информации о формах артистической деятельности. Сюжеты на фресках, стенках глиняных ваз, барельефах надгробий, в скульптурах свидетельствуют, что античным артистам было известно искусство акробатики, жонглирования, антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади.

В Средние века выступления странствующих артистов мы видим на рисунках на полях английских, французских и фламандских манускриптов XII—XIV веков. Неизвестными мастерами изображены канатные плясуны, атлеты, акробаты, жонглеры. Но наибольший интерес у художников вызывали тогда дрессированные животные: медведи, львы, обезьяны, лошади, верблюды, собаки. В России популярными были «медвежьи потехи», где животные смешно пародировали поступки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народных картинок XVIII века, при этом рисунки сопровождались забавным пояснительным текстом (похоже на современный комикс). На фресках Софийского собора в Киеве (XI век) изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие шест на плече, по которому взбирается партнер.

Первым известным по имени художником, нарисовавшим выступления цирковых артистов, был Босх. В картине «Шарлатан» (XV век) он изобразил выступление фокусника, манипулирующего шариками и стаканчиками.

В картинах Брейгеля Старшего и других нидерландских мастеров XVI—XVII веков заключена богатая информация о зрелищном искусстве этой эпохи. На гравюре Х. Кока по рисунку Брейгеля «Падение мага Гермогена» изображён канатоходец в костюме птицеголового демона с длинным балансиром в руках; акробат, повисший на канате; жонглер, вращающий на палке тарелку, фокусники, кукловод.

Цирковые сюжеты в изобразительном искусстве XVIII века стали уже редкостью. Но в XIX веке художники вновь обращаются к цирковой тематике. Одним из первых был Гойя, изображавший выступления странствующих артистов: полотна «Акробаты», «Настоящее безумие», на котором художник изобразил дрессированную лошадь, стоящую на провисшем канате, а на её спине — танцующую наездницу. Домье на гравюрах, посвящённых сценам из жизни странствующих артистов, изображает уличных акробатов. Образ цирка в картинах художников XIX века многолик. Многоцветие циркового праздника предстает на картинах Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека. Дега в картине «Мисс Лола в цирке Фернандо» изобразил гимнастку, повисшую в зубнике под куполом цирка.

Известны художники, посвятившие своё творчество изображению выступлений, репетиций, закулисной жизни конкретных артистов. Художником отечественного цирка середины XIX века был Сапожников, нарисовавший на 12 литографиях премьеров цирковой труппы: Натарову, Кюзана, Бассен, Виоля и Пачифико, Шансле и Лежара. Последний изображён в редком конном номере «Завтрак». На спине скачущего коня стоят сервировочный стол и стул, на котором сидит наездник и из бутылки наливает вино в бокал. Роль летописца немецкого цирка во 2-й половине XIX века выполнил Ланг. На его карандашных и перьевых рисунках можно увидеть номера, исчезнувшие с манежа современного цирка: «Клоунская кавалерия», «Наездник с мостами», «Тройной школьный тандем», «Маневры с лентами», «Кадриль Людовика 14», «Гусарский манёвр», «Па-де-шаль», «Па-де-багет» и много другое. Из рисунков, посвящённых закулисной жизни, интерес представляет «Погрузка лошадей цирка Саламонского в железнодорожные вагоны».

» Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905

Цирковая тематика широко представлена и в изобразительном искусстве XX века в картинах Пикассо («Девочка на шаре», «Акробаты с собакой», «Семья акробатов») возникает тема драматической судьбы уличных акробатов. Увлечение Пикассо кубизмом находит яркое воплощение в картине «Атлет». Лицо, тело, мускулы артиста художник «лепит» подчеркнуто геометрическими формами.

Сказочный мир создаёт в своих картинах Шагал — и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, — писал Шагал, — как существа трагические. Они напоминают мне фигуры религиозных картин». В одной из последних работ («Большой цирк») художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа. Внизу изображён город с Эйфелевой башней. Вверху — ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже — влюблённые, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр — мир, где все фантастично и реально.

С. Дали в гравюре «Китайцы» удалось передать утонченную ритмику работы китайских жонглеров, вращающих на бамбуковых тростях фарфоровые тарелочки.

К темам цирка неоднократно обращался Матисс. В серии рисунков, объединённых названием «Джаз», артисты изображены наподобие красочных арабесков, распластанных на плоскости.

Ярко отражена жизнь отечественного цирка в рисунках и гравюрах отца и сына Верейских. Большинство артистов зафиксированы ими в характерные мгновения работы в манеже: жокеи п/р Александрова-Серж в момент исполнения курсовых прыжков скачущих лошадей; Ю. Дуров — в трюке с морским львом, балансирующим на носу настольную лампу; клоун Цхомелидзе в миниатюре «Слоник».

Картины выступлений артистов цирка оставил художник А. Семенов: «Воздушный полёт „4 Донато“», «Портрет Виталия Лазаренко», «На репетиции в Пензенском госцирке» (1935 год) и др.

Вместе с тем в произведениях Верейских и Семенова намечаются черты парадности, которые в последующие годы перерождаются в помпезность официального искусства. Одновременно цирк продолжали рисовать и художники лирико-поэтического склада. Романтичный сказочный мир цирка жил в живописи и акварелях А. Фонвизина, А. Тышлера, В. Лебедева, Д. Дарана (иллюстрации к книге Гонкура «Братья Земгано»).

Интересно представлен цирк в произведениях А. Родченко. Героями его картин были буффонадные клоуны, наездницы на панно, прыгающие сквозь обручи, партерные акробаты. Это был цирк прошлого и, по признанию художника, он рисовал его по памяти.

Цирк был излюбленной темой в гравюрах Ф. Богородского, работавшего в молодости цирковым артистом. Художники обращаются к цирковым сюжетам и в наши дни: Ю. Пименов («Юный танцовщик на проволоке в цирке»), В. Шмохин (альбом «Веселый клоун»), С. Чернов («Планета-цирк», «Шапито», «Курс» и др.)[30].

Наиболее известные произведения
  • «Гладиаторы-бестиарии на арене цирка». Так называемая «Злитенская мозаика», I в. н. э.
  • «Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
  • П. О. Ренуар. Клоун. 1909 г., «В цирке Фернандо», Клоун. 1868 г. (недоступная ссылка)
  • Жорж Сёра. «Цирк». 1890—1891 гг. Музей д’Орсэ, Париж.
  • Б. В. Иогансон. «На арене цирка». (1893—1973 гг.)
  • Сальвадор Дали. Бродячие акробаты (1921), Цирк (1921)
  • Франц Рисс. «Скоморохи в деревне». (1857 г.)
  • Джованни Доменико Тьеполо. Будка акробатов (недоступная ссылка). Роспись виллы в Дзианиго. (1791—1793 г.)
  • Анри де Тулуз-Лотрек. «В цирке: дрессировщик животных». (1899 г.), «В цирке: объездка лошадей»., «В цирке», Серия рисунков: «В цирке», «Наездница на белой лошади», «Женщина-клоун»
  • Пабло Пикассо. «Акробат и маленький арлекин» (1905), «Девочка на шаре» (1905), «Семья бродячих акробатов»
  • И. Босх. «Фокусник». Картина, написанная в ранний период до 1480 года г.

Екатерина Запашная: цирк — это синтез театра и спорта

Цирк — это целое искусство, которое знакомо всем нам с детства. Именно в цирке можно встретить отважных гимнастов, акробатов, жонглеров, дрессировщиков, и замечательных зверей, которых вряд ли увидишь на улице. В цирке работают те, у кого отсутствует чувство страха, хотя они отлично понимают, что это весьма опасная профессия.

 

Продолжательница всемирно известной цирковой династии Екатерина Запашная выходит на арену Большого Московского государственного цирка в представлении «Песчаная сказка» сразу с несколькими номерами: с дрессированными собаками, с верблюдами в аттракционе своего супруга Константина Растегаева «В гостях у шейха» и в качестве воздушной гимнастки в красивейшем номере «Закрывая глаза». Информационный портал Musecube встретился с Екатериной и расспросил о профессии, о цирке, и, конечно, о ее партнерах – дрессированных животных.

 

Musecube: Давайте начнем с традиционного вопроса. Как началась ваша цирковая карьера?

 

Екатерина Запашная: Начинала работать я ассистенткой, мне тогда было 16 лет. Первой ступенькой карьерной лестницы стала профессия служащей по уходу за животными. Казалось бы, стандартная работа — убирать за животными, но это очень важная профессия, и я, как дрессировщик, понимаю, что без хорошего ассистента — служащего по уходу за животными — просто не обойтись. Сейчас большая проблема найти хорошего отзывчивого человека, который будет ухаживать за нашими животными, наблюдать за их психологическим состоянием, соблюдать идеальную чистоту и порядок. Животные очень терпеливые, и когда они болеют, трудно заметить это в первое время. Лишь человек, который привязан к ним всей душой, может определить малейшее изменение в поведении и настроении животного. Это одна из таких профессий, которые не требуют высшего образования. В первую очередь тут важна ответственность и самопожертвование ради животных. Вовремя погулять с ними, вовремя покормить. Я начинала именно с этой профессии, ухаживала за животными, мыла клетки, засыпала опилки. Потом последовало повышение, и я стала ассистентом. Уже занималась не уборкой клеток, а «принеси-подай». Резала мясо, раскладывала по мискам. Следующим этапом в карьерной лестнице для меня стала работа в балете. Я очень долго к этому шла, потому что стеснялась. Мне казалось, что я страшная, что я плохо танцую, и все это видят. Жуткие проблемы с самооценкой не давали мне возможности выйти на манеж.

 

Musecube: Известная фамилия обязывала соответствовать ей?

 

Екатерина Запашная: В детстве я не понимала ответственности перед фамилией, как и не могла понять то, что я должна вести себя по-другому, а не так, как мне хотелось. Конечно, мне говорили, что я должна соответствовать более высоким требованиям, и через какое-то время после моей работы в составе балета я стала его руководителем. Возникла ситуация, когда нужен был кто-то постоянный, кто должен передавать хореографию другим, приходящим в коллектив, артистам. Так я стала хореографом. На тот момент мне уже было около 20 лет, и по цирковым меркам я уже была очень взрослым «недоартистом», так как не могла определиться, кем стану. Я уже получила первое высшее образование, репетировала с лошадью. У меня уже был жанр, к которому я стремилась, но что-то все не ладилось. Папа (Мстислав Мстиславович Запашный) посоветовал мне поработать с собаками, и, если получится, развиваться в жанре дрессировки. Так появилась моя первая собака-самоед по кличке Снег. Параллельно я репетировала номер с лошадью. И в итоге купили вторую собаку, третью — и получился номер с собаками. Выпустилась я уже с шестью собаками. Дело было в Красноярске, приблизительно в 2010 году. Случилось это, как и всегда бывает, неожиданно, кто-то из артистов заболел, и нужно было заполнить образовавшееся окно в программе. Естественно, тогда последовало много критики в мой адрес. Потом я долго работала с собаками, и в процессе этого мои навыки дрессировщицы развивались. Когда я за что-то берусь, то стараюсь делать все правильно. С папой пути у нас разошлись, я устроилась работать в коллектив к Гии Эрадзе. И с ним у меня произошел творческий подъем. Он поощряет желания артистов развиваться. И, когда мы хотим попробовать что-то новое, он дает свое согласие и помогает реализовать идеи. С его подачи у меня в номере в один момент появилось аж тридцать собак. Потом, конечно, их поубавилось. Но это было его предложение — совместить два номера, добавив далматинцев. Сейчас их стало поменьше, кто-то состарился, но у меня одновременно в манеже было 8 далматинцев и 10 самоедов.

 

Musecube: Как вы с ними справлялись?

 

Екатерина Запашная: Не знаю. (смеется) Сейчас я с 10 собаками справиться не могу, а тогда как-то с 18 справлялась. Там же в коллективе мы познакомились с Костей, который репетировал с верблюдами, и я вошла к нему в номер. Мы общались, потом поженились, и через год я забеременела. У нас появилась Саша. До беременности мы начинали репетировать воздушный номер, а после родов уже стали выступать, как воздушные гимнасты.

 

Musecube: Расскажите подробнее про воздушный номер «Закрывая глаза», который удостоен наград фестиваля «Идол-2018». Было ли страшно делать такие сложные и опасные элементы без страховки?

 

Екатерина Запашная: Я помню, когда мы выпускались, меня очень сильно трясло от страха. Я стояла за кулисами и спрашивала себя, зачем тебе это все? Что, другого занятия нет? Тебе с собаками не работалось? Очень много себе слов проговаривала, но выходила и делала. А зачем я это делала? Затем, что отступать некуда, потому что репетировали, потому что вложили средства, потому что люди в зале сидят, ждут… Через какое-то время привыкаешь, и чувство страха пропадает, высоту уже не ощущаешь. Первое время, поднявшись вниз головой, я оценивала расстояние до манежа. А уже потом, со временем, стала думать, как сделать тот или иной захват, выполнить элемент. Есть большая разница: репетиции при свете, ты видишь, сколько там до манежа, а во время выступления под прожекторами под тобой сплошная мгла. Такие жанры в принципе отрабатывают без страховки. В моем случае муж является таковой. Страховка мешает и выглядит некрасиво. В нашем номере и кровать как раз служит страховкой. Один раз она меня спасла.

 

Musecube: А как возник номер с верблюдами «В гостях у шейха»?

 

Екатерина Запашная: Номер с верблюдами мы также стали развивать, купив молодых животных. Теперь их 8 самцов. Тот номер, что сейчас мы показываем в цирковом представлении «Песчаная сказка», это сокращенный вариант. Представление и так длинное, поэтому нам всем сказали ужаться по времени, чтобы зритель не заскучал, а детям и так тяжело высидеть почти три часа.

 

Musecube: Какой трюк самый сложный в этом номере?

 

Екатерина Запашная: В шоу «Песчаная сказка» представлены самые легкие трюки. Вообще, собрать восемь верблюдов на манеже не удавалось никому, кроме Кости. И самое сложное было заставить их совершать синхронные перестроения. Потому что сконцентрировать внимание всех верблюдов было очень тяжело. Мы нашли выход, как это сделать. Верблюды очень хорошо запоминают, и если с ними каждый день проходить по одному и тому же маршруту, то они это будут делать сами в дальнейшем. И вот наши ассистенты водили восемь верблюдов по манежу, соблюдая все построения и перемещения, и они в итоге запомнили. Для этого нам понадобилось восемь человек и около года, чтобы сделать этот трюк.

 

Musecube: Поговорим про слияние цирка с театром. Артист цирка — это и театральный артист тоже.

 

Екатерина Запашная: Я вообще за то, чтобы цирк у нас был сюжетный. Я считаю, что времена простого чередования номеров ушли. Это уже не интересно никому. Потому что номер с трюками можно увидеть на том же спортивном канале по телевизору. Когда я смотрю выступления, например, девочек на бревне, у меня все сжимается внутри от страха. Какие невероятно сложные элементы они исполняют! Когда же ты хочешь посмотреть на трюк, который красиво оформлен, то приходишь в цирк. Потому что тут работают артисты не только те, кто могут выполнить трюки, но и те, которые могут их театрально обыграть. Цирк, в моем понимании, это синтез театра и спорта. Это то, что слилось в единую гармонию.

 

Musecube: Лет 30-50 назад цирк смешил, имел свою индивидуальность и престиж. Как обстоят дела с цирком сейчас?

 

Екатерина Запашная: Мы все пережили 90-е года, которые привели в упадок многие государственные учреждения, было жуткое безденежье. И до сих пор цирковое искусство не оправилось от этого огромного удара. У нас по России около 40 цирков, некоторые из которых ремонтировать стали совсем недавно. Ты приезжаешь в цирк, а он словно после бомбежки. И это ужасно. Сейчас мы с вами находимся в шикарной гримерке столичного цирка. В других цирках, вы только представьте, не то, что обоев нет, там стульев нет, стены с плесенью. И кто захочет в таком цирке работать? За мизерную зарплату? И, конечно, большая часть людей ушла из цирка. Мы потеряли групповые номера, потому что их содержать очень дорого, поэтому все развалилось. У нас стали делать простые номера, с которыми было бы удобно работать по клубам и в поездках. Появились цирковые программы, которые слепили из того, что было, что, конечно, отталкивало зрителей от цирка, создавая нехорошую репутацию. Зрители не вели своих детей на программы низкого качества, где нет денег на режиссера, композитора и хорошие костюмы, где нет денег ни на что. И получился замкнутый круг. Нет спонсирования, нет хороших номеров. Нет финансового притока, цирк не развивается, нет цирковых звезд. Раньше цирк поддерживался кинопроизводством, наши артисты снимались в отечественных фильмах, артисты эстрады выступали на манеже. Алла Пугачева исполняла песню «Арлекино», Иосиф Кобзон пел в клетке с тиграми, все взаимодействовали друг с другом. Цирк стоял на одном уровне с другими медийными искусствами, такими, как театр и кино. А сейчас звезд не стало. Вот спросить людей, кого из звезд цирка они знают? Никого! Братьев Запашных, если только. Никто не снимается в кино. Раньше могли объявить: «Выступает Юрий Никулин!» — и люди на него пойдут. И номера будут как бы между делом, потому что все хотят смотреть именно его выступления. А сейчас, если вы приедете в любой город, кроме Москвы, ни одной фамилии на афишах. Будут писать в программе: выступают тигры, белые медведи, гуси, медведи, верблюды. А фамилии артистов? Их нет. Люди не идут больше на фамилии, потому что никого не знают, нет больше звезд, которые будут держать внимание зрителя во время представления.

 

Musecube: Почему такая ситуация вокруг цирка остается до сих пор?

 

Екатерина Запашная: Цирки не подчиняются администрации региональных городов. Есть центральный головной офис – Росгосцирк, и именно оттуда идет финансирование. У них нет денег, и поэтому ничего отремонтировать они не могут. Росгосцирк предложил поставить цирки на самоокупаемость, и при этом уволили тысячу с чем-то человек. Поступало предложение раздать цирки регионам. Но в одном регионе, например, губернатор поддерживает цирковое искусство, оно ему нравится, он вложит деньги в цирк, отреставрирует, а в другом регионе ситуация иная, там губернатор против цирка, не понимает, для чего он нужен. И выносит другое предложение. Цирк же стоит в центре города, построим вместо него торговый центр, и это станет самым прибыльным предприятием. И ведь реально все цирки находятся в центре городов. И это такой лакомый кусок для любого инвестора. Построить ТЦ и сдавать там площадки намного прибыльнее. А учитывая сегодняшнюю тенденцию, что цирки должны быть без животных, они даже проведут голосование среди населения: торговый центр сделать или цирк оставить? И выбор будет в пользу ТЦ, так как в цирке, как кажется людям, мучают животных.

 

Musecube: Как можно изменить отношение людей к цирку?

 

Екатерина Запашная: Я много раз говорила на эту тему, если уж мы хотим как-то улучшить репутацию цирка, то нужно, конечно, заняться цирковым благоустройством. В своем блоге в Instagram (пользователь @katerina_ptica — прим. редакции) я веду честные заметки о жизни цирка, и мне тяжело переубеждать людей, когда помещение для животных в областных цирках полностью в плесени, с рушащимися стенами и досками вместо пола. Как бы ты ни старался, как бы ни доказывал, что твоим животным хорошо, факт остается фактом — мы визуально воспринимаем картинку, поэтому и надо начинать с благоустройства помещений, вольеров для животных и территорий цирка. Нужно сделать открытые репетиции на постоянной основе. Можно ставить, как сейчас принято в зоопарках, круглосуточные видеокамеры наблюдения в цирках. Мы тоже должны чем-то жертвовать, почему нет. Раз пошло такое давление на цирк, отнекиваться мы уже не можем. У нас только сейчас стала подниматься тема лицензирования частных передвижных цирков. Ведь есть стационарные цирки, которые подчиняются Москве, главному офису, а есть же частники. И основные проблемы возникают именно от этих частных (особенно провинциальных) цирков. Захотел, скажем, некий Петя стать дрессировщиком и купил себе тигра. Этот тигр порвал кого-то из зрителей, человек снял произошедшее на видео, выложил в интернет и написал, что в цирке опять издеваются над животными, поэтому он бросился на зрителя. Люди не будут разбираться, где именно это произошло, у них на слуху именно цирк.

 

Musecube: Развеять слухи о плохом отношении к животным в российских цирках — очень сложная тема.

 

Екатерина Запашная: Потому что людям, которые не имеют собственных животных и ничего не знают об их содержании, сложно что-то объяснить. У них нет ни бабушек, ни дедушек в деревнях. Они не понимают, откуда берутся бройлеры на прилавках магазинов. Они привыкли видеть антрекоты в виде разделанного куска мяса. Нынешние дети и взрослые как будто выросли в других условиях, они совершенно не знают, как взаимодействовать с животным. Они не смотрят программы National Geographic, где показывают, как на зебу и буйволах пашут землю или как на Севере разводят оленей. Вот в этом и проблема, что люди о многом и не знают. Потому и получается массовая огласка. Это работает и в плюс, и в минус. Массовой оглаской можно добиться и каких-то благих целей, а можно создать травлю, часто преувеличенную и незаслуженную. Каждый переписывает где-то что-то услышанное и добавляет что-то свое. А в голове-то нет никаких логических объяснений, потому что люди не знают даже физиологии животных. Вот, например, лежит горб у верблюда, так мне пишут, что мы не кормим животных и морим их голодом.

 

(Горбы у верблюда наполнены жиром в условиях жаркого климата. Если наполненные горбы лежат, то, скорее всего верблюд возрастной, так как кожа у верблюда с годами растягивается. Также животные, склонные к накапливанию жира на «голодный» период, в условиях получения регулярного корма могут перестать этот самый жир накапливать. У здорового верблюда между горбов не виден позвоночник. Животные, представленные на фото, все ухоженные и упитанные. – прим. редакции)

 

Екатерина Запашная: Или идет сезонная линька у животных. Сразу пишут, что в цирке плешивые верблюды. Это я говорю к тому, что негатив накладывается на «диванные» слухи. Если бы люди слышали лишь позитивную информацию о цирке, то, увидев полинявшего верблюда, они бы думали в совершенно ином ключе. Мне же пишут, что я занимаюсь показушничеством, когда демонстрирую в своем блоге, как на самом деле обстоят дела в цирке. Тяжело людям что-то объяснять.

 

Musecube: Как осуществляется перевозка животных на гастроли?

 

Екатерина Запашная: Сейчас у меня 20 собак, 8 верблюдов и один конь – и вот с этим большим хозяйством мы переезжаем. Под каждого животного оборудованы специальные автомобильные трейлеры. Верблюды переезжают в 13-метровых фургонах-тентах, чтобы была возможность проветривания в дороге. С ними обязательно ездят ассистенты и ветеринар. Больше 6 часов без остановок ехать нельзя, поэтому животные ночь спят, утром — кормежка, водопой, уборка, поехали. В обед остановились, так же — водопой, уборка, вечером — водопой, кормежка, уборка. Если переезд однодневный, то подстраиваются под разгрузочный день животного, он есть обязательно. Не у всех, а кому положено, например, собакам и хищникам. Собаки переезжают в своих двухъярусных клетках, в которых они ночуют. Днем они находятся в трех вольерах. Собаки в плане переезда никак не страдают, так как путешествуют в том же, знакомом для них доме, в котором спят и кушают. Я испытываю к своим питомцам не партнерские чувства, а, скорее, родные, я очеловечиваю их. Они же личности с индивидуальными характерами, по которым их различаешь. Еще мне очень повезло с моим ассистентом Настей. Когда находишь того самого ассистента, который всю свою душу отдает животным, его нужно держать крепко-крепко, создавать хорошие условия работы. Настя очень любит собак, и мне не нужно к ней подходить и что-то говорить, она все видит и сама всё знает по отношению к нашим животным. Это она, скорее, мне может что-то сказать.

 

Musecube: Вы отдыхаете от цирка? Как?

 

Екатерина Запашная: Идеальная картина мира для меня — отдыхать больше, чем две недели в году, и чаще бывать дома. Во времена юности все эти переезды выглядят очень романтично. Но я от этого безумно устала. Хочется поработать немного — и домой, отдыхать. Глубже окунуться в нормальную жизнь, поводить ребенка в секции. Сейчас мы делаем ремонт, который когда-нибудь закончим. У меня появится шкаф, куда я уберу вещи, сложенные в коробках. И, может, даже будет идеальная ситуация, как у других артистов. Они ездят на гастроли с одним чемоданом. У нас-то все с собой, мы же домой не заезжаем. У нас с собой зимний чемодан, летний, демисезонный. Чемодан с обувью. Мне хочется совсем по-другому ездить на гастроли: взял с собой вещи, поносил, привез обратно. Но, опять же, если работаешь в Сибири, особо не налетаешься.

 

Musecube: Поделитесь своими планами на будущее.

 

Екатерина Запашная: Следующий год — грандиозный. Нас с Костей пригласили на все международные цирковые фестивали, которые будут: Париж, Латина, Монте-Карло, Ухань и Уцяо… Так что я пока берегу свою нервную систему. Я помню, что со мной было перед фестивалем «Идол», как мне было страшно, и я не могла справиться со своими нервами. В этот раз я буду уже спокойнее, но все же фестивалей будет 4, и после их посещения мне понадобиться реабилитация. Мне нужно будет покрасить свои седые волосы и отдохнуть (смеется), чтобы больше никогда так не нервничать. Но это будет только через год, и я пока настраиваюсь. Сейчас мы прорабатывает новые трюки, совершенствуем номера, потому что молодежь уже стремительно наступает на пятки, и нужно успеть проехать все свои фестивали, пока не заменили, а то все-таки мне уже 32 (смеется).

 

Благодарим Екатерину за уделенное нам время и интересную беседу. Желаем эффективной работы, неиссякаемой энергии и творческого вдохновения в достижении поставленных целей, неизменного счастья в жизни и прекрасного настроения!

 

Животным преданность знакома,
Когда ты знаешь их сердца,
И на манеже встреча снова,
И связи этой нет конца!

 

Наталья Коновалова специально для Musecube
Фотографии Екатерины Литвиненко можно увидеть здесь

История цирка в России

Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».

Первый стационарный цирк

Также читайте про крепостные театры русских дворян

Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.

История цирка в России 3

Братья Никитины: Дмитрий, Пётр, Аким (слева направо). Фотография: docplayer.ru

История цирка в России 3

Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных. Фотография: gtrk-saratov.ru

В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.

Уже через три года братья открыли цирк в Саратове. Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.

Новое здание Саратовского цирка возвели по проекту архитектора Бориса Виленского, известного строительством некоторых станций московского метро. Именно в Саратове свой творческий путь начинали известные комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), работали дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные.

Самый старый цирк Петербурга

Когда столицей России был Петербург, идея создания цирка в северной Пальмире не раз посещала русских меценатов. Переломным моментом стало появление в городе передвижной труппы известного австрийского циркача Карла Гинне. Иностранец, крайне удивленный отсутствием в главном городе Российской империи постоянного цирка, был вынужден снимать ветхое здание на берегу Невы. На свои деньги Гинне начал строительство деревянного цирка, а когда покинул Петербург, это новое здание перешло в собственность итальянца Гаэтано Чинизелли, который решил возвести первый в России каменный цирк. Чинизелли удалось уговорить императора отдать под строительство место в центре города, на набережной реки Фонтанки. Именно там и стоит по сей день Петербургский цирк, открытый в 1877 году.

История цирка в России 1

Театр Гаэтано Чинизелли. Архитектор Василий Кенель. 1877. Санкт-Петербург. Изображение: opeterburge.ru

История цирка в России 1

Цирк на Фонтанке. Архитектор Василий Кенель. 1877. Санкт-Петербург. Фотография: opeterburge.ru

Каменное здание цирка стало архитектурным триумфом своего времени. Архитектор Василий Кенель впервые выстроил сооружение на рекордной для купола амплитуде пролета (около 50 метров), что создавало в цирке неповторимую акустику. Интерьер украшали роскошными тканями и драгоценными камнями, а вместимость зала достигала, по воспоминаниям современников, более пяти тысяч человек.

Поначалу представления в новом здании не имели большого успеха. Семья Чинизелли не смогла обогатиться за его счет и совершенно обанкротилась. В 2015 году цирк на Фонтанке не только реконструировали по последнему слову «цирковой моды», но и вернули ему имя итальянских основателей.

Самый старый цирк Москвы

А здесь узнайте про московский цирк на Цветном бульваре

Первым московским цирком был открывшийся в в 1880 году цирк на Цветном бульваре. Его основатель Альберт Саламонский вошел в историю циркового искусства как создатель первых детских представлений. До появления цирка на Цветном представления ставили исключительно для взрослой аудитории. Цирк Саламонского стал первым проводить утренники, адаптированные для детей, воскресные детские спектакли и рождественские елки, с которых дети уходили с подарками. Представления цирка посещал весь свет русской интеллигенции — писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.

История цирка в России 2

Цирк Саламонского. Архитектор Август Вебер. 1880. Москва. Изображение: dic.academic.ru

История цирка в России 2

Московский цирк на Цветном бульваре. Фотография: ira.tsyckura / yandex.by

С приходом советской власти цирк Саламонского стал первым государственным цирком. В 1920–30-е годы в стране появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов, и цирки постепенно начали отказываться от иностранных номеров. Во время Великой Отечественной войны цирк на Цветном бульваре, как и многие другие, продолжал работать: показывал номера на военную тематику, отправлял артистов с выступлениями на фронт. Позже появились известные постановки — «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе». Выступления легенд цирка — Леонида Куско, Михаила Шуйдина, Олега Попова, Леонида Енгибарова — собирали полные залы. Но самым известным артистом цирка на Цветном долгие годы оставался Юрий Никулин, имя которого цирк носит с 1996 года.

Автор: Татьяна Григорьева

Секция «Цирк и уличный театр» подвела итоги

Секция «Цирк и уличный театр» на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в этом году решила обратить пристальное внимание на образование молодого поколения, будущее циркового искусства и искусства уличного театра в целом. Три дня проходили профессиональные конференции с участием российских и зарубежных артистов, режиссеров, педагогов. Клоуны с мировой славой провели серию мастер-классов для будущих артистов. Одним из важных событий секции стал юбилей российского государственного цирка.

«В этом году исполняется 100 лет советскому цирку. Цирку, который всегда составлял гордость нашего Отечества, цирку, который восхищал, вдохновлял, влюблял в себя и детей, и взрослых. Каждый из нас запомнил имена своих кумиров, царивших на манеже, навсегда, потому что цирк приходит в жизнь человека в детстве, и восторг от этой встречи незабываем.

За минувшие 100 лет цирковое искусство знало периоды взлетов и падений, настоящего триумфа и некоторой растерянности. Сегодня в нашем цирке, быть может, не самые простые времена, но он до сих пор остается местом великих традиций. Хочется верить, что не за горами то время, когда наш цирк станет местом и великих художественных экспериментов, и новаций. И в этом смысле вся наша надежда на молодежь, – отмечает руководитель секции, народный артист РФ Вячеслав Полунин. – Именно поэтому на нынешнем Форуме мы обращаемся к проблеме образования в области циркового искусства и уличного театра. Нам важно осознать и собственный опыт, и опыт зарубежных коллег, чтобы сделать нашу школу более современной, более эффективной, более творческой.

Это задача, как нам кажется, требует незамедлительного решения, и Культурный форум является идеальной площадкой для осмысления столь насущных вопросов».

Первый день открылся конференцией «Образование актеров и режиссеров цирка и уличного театра», которая прошла в Кордегардии Русского музея. Эксперты и профессионалы со всего мира представили свои доклады, основанные на собственном опыте. Так, Фу Цзиэнь, вице-председатель Союза циркового искусства Китая (КНР) рассказал о современном китайском цирке и школах, где обучаются будущие артисты. Директор Европейской федерации профессиональных цирковых школ FEDEC Изабель Жёли (Бельгия) рассказала о том, как улучшить качество образования в цирковых школах. Европейская федерация профессиональных цирковых школ FEDEC предлагает педагогам курсы повышения квалификации, предоставляет digital инструменты для использования в цирковой сфере. Педагог Академии Франтеллини Аньес Брюн (Франция) рассказала о самой Академии, ее устройстве и возможностях.

«У нас есть любительские мастерские для детей и взрослых, которые хотят учиться цирковому искусству. Есть продюсерский центр, потому что все наши выпускники делают спектакли и их нужно продвигать. Этим занимаются продюсеры. К тому же Академия очень часто выпускает спектакли в сотрудничестве с другими организациями, поэтому мы даем студентам такую поддержку, чтобы они учились и на продюсерском направлении тоже. Соответственно, все что мы делаем – спектакли, которые ставятся в Академии, они происходят либо в Академии, либо за ее пределами», – поделилась Аньес Брюн.

О своем опыте педагогической работы рассказали еще многие режиссеры и педагоги из разных стран мира.

Первый день секции завершился в Российском государственном институте сценических искусств мастер-классом «Живая энергия – основа воспитания артиста», который провел актер, мим, режиссер и преподаватель театрального класса Монреальского университета Олег Киселев (Канада). Созданная им уникальная методология работы по развитию пластической выразительности тела завоевывает все больше и больше поклонников в разных странах мира. Эта универсальная техника дает возможность актеру избавиться от общепринятых сценических «зажимов», стандартов и клише. В результате такой работы актер становится легким, более выразительным и свободным на сцене.

Во второй день работы секции прошли два мастер-класса: утренний и вечерний. Блистательный клоун, педагог и директор Института Новой клоунады Джанго Эдвардс и его коллега Клаудиа Кантоне (Испания) провели мастер-классы по клоунаде под названием «По ту сторону хохота» для будущих профессиональных актеров, ныне студентов РГИСИ, а также артистов Упсала-Цирка и участников лаборатории СТД, которой руководит Вячеслав Полунин.

«Искусство актера-клоуна — это не просто профессия, а стиль жизни, который требует понимания эмоций, чувствительности, страстности и сердца. Сущность клоуна представляет собой сочетание наивности и зрелости. Благодаря использованию разнообразных игр, физических упражнений, социально-логических демонстраций, импровизаций и представлений каждый ученик найдет свою комическую простоту, наивность и логику, которые являются основными составляющими формулы клоуна», – отметил Джанго Эдвардс.

Одним из ключевых событий секции стала Торжественная ассамблея, посвященная 100-летию российского цирка. Открыл мероприятие вступительными словами актер и режиссер театра и кино, а также модератор мероприятия Андрей Максимков: «100 лет назад 26 августа 1919 года был подписан декрет об объединении театрального дела, который узаконил национализацию циркового имущества. Именно этот день считается днем рождения государственного цирка, но благодаря этому декрету 1919 год так важен в истории цирка. Именно в этом году нарком Луначарский опубликовал статью, в которой четко определил основные элементы циркового зрелища. Цитирую: “Первым, и самым важным, является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого организма. Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонад, ибо клоунада представляет собой одну из вершин комического. И, наконец, третий элемент циркового зрелища комического – пантомима и карнавал. Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу напряженной работы над собой, оставим за цирком его великие задачи демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем”. По-моему, все четко, ясно и понятно».

Директор Екатеринбургского цирка, знаменитый клоун, народный артист России Анатолий Марчевский выступил следующим со своей речью. Он поздравил всех присутствующих с юбилеем цирка и после своих слов предложил всем посмотреть небольшой фильм, посвященный истории российского цирка.

«Я считаю, что цирк сегодня очень важен как в нашей стране, так и во всем мире, потому что он несет позитивный заряд, он несет уверенность в завтрашнем дне. Цирк всегда есть, был и будет современным искусством. В цирке артист получает славу только тогда, когда выходит на манеж. Уходит с манежа – и забывается. Это самое искреннее, самое честное искусство. Под фонограмму сальто не сделаешь, и к виртуальным тиграм не выйдешь. И каждый день ты крутишь пять сальто-мортале, рискуя жизнью. А для чего? Чтобы доставить зрителю удовольствие, наслаждение, вселить в него уверенность, что человек может все – главное хотеть. Человек создан для того, чтобы побеждать, чтобы защищать. И сегодня, скажу в защиту наших животных, животные в цирке – это наши близкие, родные дети. О них заботятся даже порой больше, чем о самих себе. Наша страна имеет свои традиции, и мы будем свои традиции защищать и развивать», – сказал Анатолий Марчевский.

На Торжественную ассамблею пришли и ветераны цирка: Владимир Шилинский-Лерри, Константин Канашкин и Александр Брусникин. Ключевое событие секции «Цирк и уличный театр» не могло пройти без циркового номера. Торжественную ассамблею украсила эквилибристка Юлия Попова, которая показала номер на зеркальном шаре. Несомненно, спикеры обсудили и деловые вопросы. Так директор Белорусского цирка Владимир Шабан не только рассказал о дружественных взаимоотношениях цирков России и Беларуси, но и упомянул, что после Ассамблеи состоится подписание договора о сотрудничестве между Российской цирковой компанией и Белорусским государственным цирком.

«У нашего цирка потрясающие традиции и потрясающие люди. Но не хватает режиссеров, новых идей, не хватает обновления. Нашему цирку нужно как можно больше фантазии, сумасшествия, новых поступков, поиска совершенно непонятных вещей. Нужно открыть форточки, двери – пустить как можно больше свежего воздуха. Надо дать молодежи мечту. А мечта в чем? В новом, в неизвестном, в поисках», – отметил Вячеслав Полунин.

Конференция «Образование актеров и режиссеров цирка и уличного театра» продолжилась во второй день темой «Воспитание клоуна. Воспитание артиста уличного театра». На конференции выступили Вячеслав Полунин, который рассказал собравшимся о тех способах воспитания будущих клоунов, которые он практиковал и практикует по сей день; клоунесса и педагог из Канады Сью Моррисон, модератор и куратор секции, театровед Наталья Табачникова, режиссер, педагог, актер и основатель «Театро Нуклео» Горацио Черток (Италия). Основатель и директор Института Новой клоунады Джанго Эдвардс (Испания) поделился со слушателями своими мыслями о природе клоуна, школе и своим пониманием клоунады, как явления в мире.

«На самом деле, любой клоун уже лучший. Потому что люди рождаются, а не становятся клоунами. Клоун – это не просто кто-то со смешными париком и большим носом, клоун – это о вас, это о жизни. Да, у каждого из них есть определенная религия, страна, но при этом, когда мы говорим о клоуне, это просто человек, который родился клоуном. Если вы родились клоуном – вы свободный человек.

…Есть люди со всего мира, которые приезжают к нам в Институт. Мы работаем с разными клоунами, другими профессионалами, и получается, что это интернациональная школа. Мы обучаем тех, кто в последствии будет обучать других. Я приехал сюда, чтобы поделиться этой информацией. Мое поколение, мои друзья полюбили клоунаду, выбрали клоунаду. Если вы клоун – вы равны. Все, конечно, делают эту работу по-разному, разными способами.

…Вы должны найти своего клоуна, для себя, клоуна внутри себя… это поиск свободы», – сказал Джанго Эдвардс.

В последний день работы секции прошел круглый стол «Воспитание профессиональных артистов в самодеятельных студиях». В обсуждении вопросов образования и воспитания, специфике преподавания приняли участие Лариса Афанасьева, художественный руководитель и директор «Упсала-цирка», Марина Ланда, художественный руководитель музыкального театра детей «Радуга» (Россия), режиссер и педагог Олег Киселев (Канада).

Спикеры отметили, что сейчас появляется множество разных студий: цирковых, музыкальных, театральных. Но не каждая студия имеет свою конкретную цель и миссию. А ведь от так называемой сверхзадачи зависит сам процесс обучения.

«Очень часто homo sapiens’ы, эти амбициозные “зверьки”, чувствуют себя полубогами, людьми, которые уже все знают про эту жизнь. Но мне кажется, у нас есть всегда есть возможность научиться, – заметила Лариса Афанасьева. – Система образования вступила с реальностью в конфликт. Я первого сентября наблюдала за тем, как дети идут в школу – они не идут туда радостно, они не бегут. И многие дети, не все, говорят: “Нам надо терпеть. Терпеть 10 лет”. И это на самом деле трагичная, ужасная вещь. Потому что нас учат терпеть учиться. Хотя на самом деле, обучение, это, пожалуй, самый интересный процесс в жизни. Другое дело, что мы, взрослые, делаем из этого процесса? Как мы выстраиваем этот процесс?»

В ходе дискуссии спикеры проанализировали современную ситуацию не только циркового искусства в целом, но и клоунады в частности.

«Все что связано с клоунадой, цирком, окутано флером таинственности, потому что эти профессии содержат огромное количество секретов. Не просто секретов, а некое отношение к жизни, которое совершенно не совпадает с нормальными людьми. До сих пор профессия цирка, профессия клоунады не разобрана, не побоюсь этого слова, с точки зрения науки. Под наукой я подразумеваю тот анализ, тот подход к этому явлению, с точки зрения психологического, психического пути, который смог бы нам объяснить, почему вообще клоун появился на свет. Клоунаду и цирк можно назвать областью критического существования. Это та область, в которую входит человек, очевидно, рожденный и готовый к этому роду деятельности. Поэтому обучение клоуна, обучение циркового артиста естественно приобретает форму такого процесса, который заставляет меньше всего думать “а почему я это делаю и зачем?”» – сказал Олег Киселев.

Участники конференции отметили, что вопросы образования и будущего цирка сейчас поистине актуальны и важны, а профессиональные встречи и обмен опытом помогает развивать это уникальное направление искусства.

Фото – сайт culturalforum2019.tassphoto.com


На арене театра: цирковое училище и ГИТИС ждет слияние | Статьи

Государственное цирковое училище может войти в состав ГИТИСа. С такой инициативой обратился в Минкультуры генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин. По его мнению, это повысит престиж профессии и качество образования. В Министерстве культуры рассматривают идею и в целом относятся к ней положительно. «Известия» выяснили у деятелей циркового и театрального искусства, насколько плодотворным может быть такое слияние.

В письме, направленном в Министерство культуры (имеется в распоряжении «Известий»), Владимир Шемякин подчеркнул, что нынешние цирковые представления всё больше превращаются в шоу-проекты, синтезируясь с другими видами искусств.

«Кроме уникальных трюков, всё больше в цирке востребованы программы с сюжетной линией, продуманной логикой развития событий, смысловой нагрузкой, драматургией. Такие программы должны создаваться с помощью профессиональных режиссеров, специалистов-сценографов, балетмейстеров», — говорится в письме.

Синтез и кадры

По мнению гендиректора, решение непростой ситуации в системе профессионального образования для цирковой отрасли может быть найдено в синтезе Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (ГУЦЭИ) и ГИТИСа. Росгосцирк же в случае объединения готов оказать училищу финансовую, методическую и наставническую поддержку, в частности, предоставить репетиционную базу в Измайлово. И всё ради того, чтобы иметь квалифицированные кадры.

Почему такая поддержка не оказывалась ранее, в письме не уточняется, однако источник в Госцирке сообщил «Известиям», что некогда прославленная кузница артистов в последнее время утратила свой престиж, не выпускала креативных студентов, которых стоило бы поддерживать финансово.

Директор ГУЦЭИ Валентина Савина с удивлением восприняла информацию о вхождении училища в состав ГИТИСа, сообщив «Известиям», что пока не располагает такими сведениями. В то же время источник в ГУЦЭИ рассказал, что подобные слухи циркулируют и отношение к ним скорее негативное: сотрудники склонны рассматривать слияние как следствие оптимизации расходов и утрату уникальности своего учебного заведения.

Что касается неудачных выпусков, то, по мнению источника «Известия», это связано не с качеством обучения, а с общим кризисом циркового дела.

По стопам Японии и США

В Минкультуры России положительно отреагировали на инициативу Владимира Шемякина. В беседе с «Известиями» директор департамента науки и образования ведомства Наталия Золотарёва сослалась на то, что подобная схема уже опробована и функционирует в Японии, США и Финляндии, где слияние образовательных учреждений началось еще в 1990-е годы.

— В нашем случае объединение сделало бы процесс обучения специалистов цирковой отрасли более эффективным и многосторонним, в частности, расширило бы список специализаций, по которым можно вести подготовку, — сказала она.

В то, что слияние образовательных учреждений может способствовать улучшению научно-технической базы и подготовке квалифицированных кадров, верят ведущие цирковые артисты, однако, по их мнению, следует уточнить детали.

Народный артист РСФСР Евгений Майхровский, известный как клоун Май, полагает, что цирковое училище должно стать факультетом ГИТИСа, при этом предстоит большая работа по пересмотру педагогического состава.

— Училище давно нуждается в развитии, там должны готовить необходимых сегодня специалистов, — поделился артист с «Известиями». — Главное, чтобы пришли сильные педагоги по жанровым цирковым дисциплинам: нам необходимо возродить отделение клоунады и музыкальной эксцентрики.

Выпускник ГУЦЭИ, руководитель московского Театра эстрады Геннадий Хазанов считает, что основным плюсом слияния с ГИТИСом станет повышение образовательного статуса цирковых выпускников.

— Это неплохая идея, — заявил народный артист «Известиям». — Особенно если в перспективе студенты получат возможность выпускаться с дипломами о высшем образовании.

Монополия или новация

Пока жонглеры, воздушные гимнасты и другие труженики арены получают дипломы о среднем специальном образовании, цирковым режиссерам уже доступно высшее, причем в ГИТИСе, где работает профильная кафедра, учрежденная еще в 1975 году. Обучение очно-заочное: как правило, студенты-режиссеры уже трудятся по какой-либо цирковой специальности. В 2019 году по специальности «режиссура цирка» выпущено пять человек.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский надеется: если объединение состоится, цирковые режиссеры наконец-то получат в свое распоряжение манеж, которого до сих пор нет в театральном вузе. Еще очень важная история, по словам ректора, заключается в том, что артисты цирка, как и артисты балета, быстро заканчивают карьеру. Что делать дальше? Без цирка они жить не могут, и в этом смысле ГИТИС предложит им дальнейшее движение по лестнице образования.

— Мы сейчас начали работу по лицензированию специальностей бакалавриата не только для артистов, но и для самых разных специалистов цирка, — пояснил Григорий Заславский «Известиям». — В частности, мы летом, еще до всех этих планов, приняли решение о наборе цирковой магистратуры для продюсеров цирка, договорились об этом с Владимиром Шемякиным. И, естественно, наши режиссеры смогут вполне официально работать со студентами циркового училища. И для них, и для нас это, на мой взгляд, очевидная польза.

Ректор Театрального института имени Щукина, народный артист России Евгений Князев предположил, что ГИТИС может стать монополистом в сфере художественного образования.

— Я не владею информацией, в каком положении Цирковое училище, не знаю, какая у них контрольная цифра приема, но я вижу, как ГИТИС расширяет свои направления, — поделился он с «Известиями». — У них есть и эстрада, и балетмейстерский факультет, и кукольное отделение, и цирковая режиссура. И костюмы они шьют теперь, хотя раньше этому ремеслу учили в Школе-студии МХАТ.

Вместе с тем, считает ректор «Щуки», цирковое искусство в театральном вузе имеет право быть. Многие артисты цирка приходят туда, чтобы получить дополнительное образование. Кстати, Геннадий Хазанов пошел в цирковое училище, потому что его не приняли в Щукинское. А теперь, заметил Евгений Князев, когда он играет на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, порой припоминает, что когда-то его не приняли.

— Можно, конечно, пугаться, что присоединяют, говорить, мол, ужасно. А вдруг, наоборот, это движение вперед для циркового училища, — рассуждает он.

Справка «Известий»

Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) — единственное в стране профессиональное цирковое учебное заведение. Более 90 лет оно готовит мастеров эстрады и цирка. Его выпускниками были Михаил Румянцев, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев и многие другие.

История содружества цирка и ГИТИСа началась еще в 1940-м — шестеро молодых артистов обучались цирковой режиссуре на курсе Николая Горчакова. Вторая попытка была предпринята по инициативе руководства Союзгосцирка в 1966 году. Руководство заочным курсом, набранным из молодых артистов, принял главный режиссер Московского цирка Марк Местечкин. С 1990 года кафедрой руководит Максимилиан Немчинский. Если цирковое училище войдет в состав ГИТИСа, это будет первым в столице объединением творческих учебных заведений разного профиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В чем разница между театром и цирком?

Наверно в здании

цирк круглый а театр квадратный

В 2к17 уже никакой. В них никто не ходит.

в театре больше искусства художественного, где танцуют или какие то картины играют. А в цирке есть шутки, есть фокусы и там детям интересно

Театр — показывает то, чего зритель не ожидал увидеть. Ну, написано «комедия» — а зритель из зала выходит в слезах, слюнях и соплях. Или написано «трагедия» — а зритель живот от смеха надорвал. Это у психологов называется «Эффект Непредсказанности». А Цирк — там всё чётко расписано. Если написано «Поедание слона лилипутом» — то и будет поедание слона лилипутом. И ничего кроме указанного в Программе. Чувствуете разницу?

Театр это исскуство, а цирк это представление!

Искусства постепенно ВЫЗРЕВАЮТ из ремесел, зрелищ и других занятий. Театр в древности был зрелищем и трансформировался в высокое искусство. Из площадного зрелища в искусство буквально на глазах у изумленного человечества превратилось кино. Бессмертный Чаплин получил почетного «Оскара» в 1972 г. со следующей формулировкой — «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством». А цирк высоким искусством так и не стал. За редкими исключениями (клоунада, например) он изумляет и увеселяет публику. Дарить катарсис (очищение и возвышение души) ему не дано.

всё зависит от призмы через которую смотреть на сцену, может и театр цирком показаться и наоборот

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *