Ирина юсупова жена феликса: Ирина Юсупова. 50 величайших женщин [Коллекционное издание]
Скандальный брак, причастность к гибели Распутина и другие виражи судьбы Ирины Романовой
Когда племянница Николая II решила связать свою жизнь с Феликсом Юсуповым, свадьбу чуть было не отменили, так как до родни невесты дошли слухи об эпатажных выходках будущего жениха. Один из самых знатных и богатых молодых людей Российской империи в шутку разгуливал по улицам в женском платье, пугая достопочтенную публику. Сплетники намекали, что подобные «забавы» имели и более глубокие корни. Однако бракосочетание состоялась, и пятьдесят лет спустя семья Юсуповых отметила золотую свадьбу, правда, уже на чужбине. В истории имена этой пары навсегда остались связаны со страшной тайной – убийством Григория Распутина.
Ирина Александровна Романова родилась 3 июля 1895 года в Петергофе. Девочка была долгожданным первенцем в семье великого князя Александра Михайловича. Крестными маленькой княжны стали сам император и его мать, так что недостатка в высокопоставленных покровителях у малютки не было.
«Однажды на верховой прогулке под Кореизом увидел я прелестную девушку, сопровождавшую даму почтенных лет. Наши взгляды встретились. Она произвела на меня такое впечатление, что я остановил лошадь и долго смотрел ей вслед. На другой день и после я проделал тот же путь, надеясь снова увидать прекрасную незнакомку. Она не появилась, и я сильно расстроился. Но вскоре великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна навестили нас вместе с дочерью своей, княжной Ириной. Каковы же были мои радость и удивленье, когда я узнал в Ирине свою незнакомку! На этот раз я вдоволь налюбовался дивной красавицей, будущей спутницей моей жизни. Она очень походила на отца, а профиль ее напоминал древнюю камею». (Феликс Юсупов «Мемуары»)
Феликс Юсупов со своей невестой Ириной Александровной, 1913 год
Внучка Александра III и одновременно правнучка Николая I могла бы рассчитывать на брак с принцами крови любой страны, однако Феликс Юсупов, похоже, пленил ее сердце.
Этого странного и противоречивого человека сегодня часто сравнивают с современными «мажорами» или «золотой молодежью»: знатное происхождение, фантастическое богатство и красота действительно делали его самым завидным женихом в Российской империи, так что этот брак состоялся, несмотря даже на некрасивые слухи о связи Феликса с великим князем Дмитрием Павловичем, родственником Ирины.Пышная церемония венчания состоялась в феврале 1914 года и стала одним из последних светлых событий в царской семье. По традиции Романовых было принято выдавать девушек замуж в пышном придворном платье, однако Ирина пошла под венец в достаточно скромном наряде. Впрочем, эта простота очень дорого стоила, ведь на голове у новобрачной блистала тиара из алмазов и горного хрусталя от фирмы Картье, а покрывала ее кружевная вуаль, принадлежавшая когда-то Марии-Антуанетте.
Ирина Романова в день свадьбы
Этот брак, который оказался невероятно удачным, развеял все сплетни, и в истории Феликс Юсупов остался эпатажным молодым повесой, увлекающимся театральным искусством. На самом деле, возможно, что эскапады в женском обличье были лишь оттачиванием актерского мастерства – известно, что молодой аристократ увлекался театром и часто участвовал в домашних постановках. В дальнейшем этот блистательный офицер взял на себя роль спасителя отечества, каким бы противоречивым не выглядел этот вопрос сегодня.
Страшные события, произошедшие в декабре 1916 года, связывают также с именем его супруги. Версий до сих пор высказывается множество: Распутин был влюблен в Ирину и боготворил ее; «старца» заманили во дворце Юсуповых на Мойке, обещая благосклонность прекрасной княгини; Ирина Юсупова была любовницей Григория Распутина… Последняя версия стала основой сюжета фильма «Распутин и императрица», снятого в 30-х годах кинокомпанией «Metro-Goldwyn-Mayer».
Феликс Юсупов и его жена Ирина, 1930 год
Чета Юсуповых не побоялась громкого скандала и отстояла свою честь в суде. Именно после этого инцидента в Голливуде стало принято в начале фильмов печатать уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным. Супруги получили большую денежную компенсацию, которая оказалась им очень кстати – в это время они уже 15 лет жили в эмиграции и выкручивались как могли. На средства, вырученные от продажи фамильных драгоце
Прекрасная русская княгиня стала законодательницей моды в Париже, правда всего на несколько лет
Новый модный дом супруги назвали «IrFe» — по первым буквам своих имен. Правда, «оригинальность, рафинированность вкуса и роскошный аристократический стиль», который русские эмигранты царской крови попытались сделать товаром, скоро потерял актуальность: на очереди модных тенденций стояли лаконичность и простота новых времен, поэтому к 1930-му году бизнес Юсуповых развалился. Однако историки моды связывают знаменитый «русский стиль», который возрождался затем многократно на иностранных подиумах, с моделями, созданными княгиней Ириной Александровной.
Ксения
Феликс Феликсович дожил до 80 лет и скончался в Париже и 1967 году. Ирина пережила его всего на три года. Супруги похоронены на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
История князей Юсуповых может считаться счастливой, если принять во внимание участь множества аристократических семей России. Печально осознавать, что у Романовых была гипотетическая возможность спасти от смерти хотя бы одну из своих дочерей, однако Помолвка не состоялась, и старшая дочь Николая II так и не вышла замуж
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Малышка Юсупова — Дневник одной фарфоровой куклы — LiveJournal
Княжна Ирина Феликсовна Юсупова родилась в разгар Первой мировой войны — 21 марта 1915 года в Юсуповском дворце на Мойке. Роды были очень трудными — хрупкая княгиня Ирина Юсупова очень страдала.
Отец новорожденной, князь Феликс писал в мемуарах об этом событии: «Услышав первый крик новорожденной, я почувствовал себя счастливейшим из смертных…».
Девочку назвали Ириной, в честь матери, но дома за ней закрепилось ласковое имя Беби — Малышка.
Появлению на свет маленькой княжны радовались не только Юсуповы, но и Царская фамилия.
Императрица Александра Федоровна писала императору: «Ирина и её беби здоровы. Она очень мучилась, но была храбра. Она любит свое имя и хотела, чтобы ребенка также назвали, такая смешная.»
Радовалась за племянницу Великая княгиня Ольга Александровна, очень мечтавшая о собственных детях: «Как я рада за Ирину, что у нее есть маленькая. Я бы с ума сошла от счастья на ее месте. Вообще, ей в жизни страшно во всем повезло… Дай Бог, чтобы ей всегда так было…»
«Странно подумать, что у Ирины дочь родилась, скучно, что ее назвали тоже Ирина — правда?» — напишет кузина, Великая княжна Татьяна Николаевна.
Малышку Юсупову крестили в домашней часовне дворца на Мойке, восприемниками стали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна. После крестин приглашенных угощали чаем с шоколадом. Казалось, что жизнь новорожденной крестницы императора и наследницы самой богатой семьи в России будет такой же сладкой, как шоколад. В 1915 году никто еще не помышлял о позоре революции и унижениях Брестского мира.
Вне себя от радости была бабушка Зинаида Юсупова, так мечтавшая в свое время о дочери: «Какое счастье она нам принесла в этот день своим появлением на свет. Ксения Александровна проявляла ужасные мучения в ожидании этого момента, страдая безумно за Ирину. Слава Богу, все обошлось благополучно и в 2 часа дня Беби родилась. Она сейчас же на наших руках стала оглядываться, смотреть то на одну, то на другую бабушку, как будто что-то понимала. Вскоре приехала Императрица, которая взяла на руки свою первую правнучку. Феликс-дедушка сейчас же сказал, что Бебин нос датский, но увы, это первое впечатление как будто оправдалось, теперь этот носик единственная неудачная точка всей Бебиной фигурки».
Зинаида Юсупова с внучкой Ириной
Помня о трагической ранней смерти брата Николая и тетушки Татьяны, а так же слухах о проклятии рода Юсуповых, Феликс и Ирина решили, что это девочка станет их единственным ребенком.
Вскоре после рождения девочки, княгиня Ирина Юсупова с Беби уехали в Крым.
«На днях была у нас Беби! Такой был сюрприз! Великая княгиня нам ее прислала с няней на лошадях по нижней дороге. Она сначала боялась лошадей, экипажа и вообще процесса катания, т.к. она с приезда ни разу не выезжала. Приехала она напуганная, молчаливая,
готова расплакаться, а потом, увидав «Деде» {Феликс Феликсович -старший} — сразу улыбнулась, весь страх прошел, она стала оглядываться, все рассматривать и прямо наслаждалась новыми впечатлениями… Портрет Папа (Серова) произвел большое впечатление. Она вся покраснела и стала смотреть то на портрет, то на Дедушку!
Великолепно узнала и все поняла, но не могла себе дать ответа, по- чему второй дедушка висит на стенке! Твой портрет (пастель) тоже узнала — сказала «папа». Ваши фотографии целовала и называла «папа-мама», а свою собственную нежно стала целовать, улыбаясь и радуясь! Она пальчиком провела по рамке «маргаритке», нарисованной Ириной, и ясно сказала «цеточки»! Я прямо ушам своим не верила!» — писала счастливая бабушка Зинаида Юсупова.
Девочка была слабенькой и хрупкой, ее старались чаще вывозить в Крым. Впрочем, жить больше в Крыму врачи настоятельно рекомендовали и Ирине-старшей, найдя у нее хроническое заболевание почек. В Крыму находятся жена и дочь Феликса Юсупова и в декабре 1916 года, когда он планирует устранение Распутина.
Когда Россия окончательно летит в пропасть и разрушается, Малышка Беби тихо играет в Кореизе с аксельбантами своего деда, Феликса Юсупова-старшего.
В марте 1919 года Беби, которая по словам ее бабушки-Юсуповой стала уже не «беби, а девочка» отметила свое четырехлетие в Кореизе. Последний День рождения на родине. Теперь даже в Крыму все были охвачены паникой и с ужасом думали о том, что будет, если Белая армия не сможет оттеснить большевиков. Четырехлетняя Беби рассказывала « как она видела во сне, как будто ее окружили волки, но не испугалась, т.к. она знала, что в Кореизе волков не бывает, и что все это было только во сне. Когда подумаешь, что ей исполнилось только 4 года, то становится почти страшно за такое быстрое развитие ума, она рассуждает, как взрослый человек, а иногда гораздо умнее многих взрослых».
Всего через несколько недель после Дня рождения Ирины, английский крейсер «Мальборо» увезет Юсуповых и Романовых из России. Что могла помнить маленькая Ирина о Родине? Возможно детские воспоминания бережно сохранили отблески юсуповской роскоши, крымских дворцов и цветущей южной природы. Но вместе с тем — постоянную тревогу и печаль всех окружавших ее взрослых.
На борту «Мальборо»
Встретив Пасху 1919 года на корабле, изгнанники прибыли на Мальту, откуда пути разошлись по всей Европе. Вдовствующая императрица поселилась сначала в Англии, а затем — в Дании, Зинаида Юсупова обосновалась в Риме, а молодая чета Юсуповых с маленькой дочерью — в Париже.
Маленькая Ирина Юсупова много времени проводила со своими бабушками. Ксения Сфири вспоминает о своей матушке: «Мама была чудным человеком и одновременно напоминала и дедушку, и бабушку. Она была очень застенчивой, как бабушка, но ее характер был скорее дедушкин — немного экстравагантный, но в «легкой» форме. Ее шарм, красота — дивные бирюзовые дедушкины глаза, мягкий характер делали ее очень заметной. Многое в ее воспитании было заложено ее бабушками, княгиней Зинаидой Николаевной и великой княгиней Ксенией Александровной, которая всегда принимала внучку на каникулы. И обе, такие противоположные, Зинаида — веселая, искрящаяся и Ксения, как все Романовы — закрытая и спокойная, вложили в свою внучку часть своего характера».
Малышка Юсупова выросла очаровательной девушкой и превратилась в настоящую красавицу. Ирина очень удивила своих родителей, когда объявила, что собирается замуж. Ее избранником стал Николай Дмитриевич Шереметев. Такой союз был бы возможен и в старой России — Шереметевы не уступали Юсуповым в знатности. На фоне мезальянсов, которые заключали другие аристократы в изгнании выбор Ирины Юсуповой был вполне удачен, но на пути у влюбленных стояло одно препятствие: Николай Шереметев забелел туберкулезом и был вынужден уехать на долгое лечение в Швейцарию. Брак отложили до полного выздоровления жениха, Ирине за ним последовать не позволили: «Брак в данный момент исключался, и мы, не внемля мольбам и слезам нашей барышни, за женихом ее не пустили» — вспоминал Феликс Юсупов.
В течении двух лет граф лечился, а его невеста постоянно писала ему длинные, полные нежности письма, которые, как он сам признавался, помогли ему встать на ноги.
Венчание Ирины Юсуповой и Николая Шереметева
19 июня 1938 года княжна Ирина Юсупова обвенчалась с графом Николаем Шереметевым в русской церкви на виа Палестре в Риме. В этом древнем городе молодая семья и решила поселиться. Так, накануне новой мировой войны Юсуповы снова оказались вдалеке друг от друга. Родившуюся в 1942 году внучку Ксению Шереметеву дедушка и бабушка Юсуповы увидели впервые только после войны.
На чудо было похоже спасение Николая Шереметева от уготовленной ему советами судьбы лагерного ссыльного: «Всю войну муж Беби работал русско-итальянским сотрудником
итальянского государственного радио. И когда союзники заняли Италию, многие из так называемых «пособников», как гражданских, так и военных, согласно Ялтинскому соглашению были переданы советским войскам, которые депортировали несчастных в эшелонах НКВД на восток. Мало кто из депортируемых питал иллюзии по поводу своей
дальнейшей судьбы. Все из возвращавшихся направлялись прямиком в лагеря ГУЛАГа или были расстреляны. Многие из казаков, воевавших в армии Власова, сдавшейся союзникам, предпочитали массовое самоубийство мученической смерти в застенках сталинских тюрем.
В числе депортируемых из Италии в Россию оказался и граф Николай Шереметев. Он вместе с такими же несчастными был погружен в вагон для перевозки скота, направлявшийся на восток. С молитвой и не поддаваясь отчаянию было решено попытаться бежать. Путь на восток проходил через Германию, и узники, разобрав доски пола и бросив жребий, один за одним спрыгнули на пути, под движущимся составом. Скрываясь в немецкой провинции, граф все-таки решил обратиться за помощью к местному священнику, который по поручению графа обратился к одной влиятельной немецкой семье, знавшей Шереметевых еще по России. Они охотно согласились помочь и спрятали Николая у себя. Спустя некоторое время он вернулся в Италию» — пишет Е. Красных.
Ирина Беби Юсупова с матерью и двумя бабушками
После войны Феликс и Ирина Юсуповы наконец смогли познакомиться с внучкой Ксенией. Целый год Ксения прожила с бабушкой и дедушкой в Биаррице и вспоминала об этом так: «Я помню, как почти ежедневно приезжало много гостей. Было шумно и весело, и мы все жили очень и очень счастливо!»
Чета Шереметевых с маленькой дочерью приняли решение поселиться после войны в Греции, но Ксения часто навещала Юсуповых во Франции: «Говорят, что дедушка был экстравагантным, но я этого не видела, а чувствовала покой рядом с ним, у него, правда, осталась одна особенная черта. Он был нетерпелив. И если он что-то хотел, то хотел это делать немедленно. Когда меня принимали после моего 16-летия, дедушке было уже за 60, а я и он вдвоем каждый вечер выходили в театры и рестораны. Это было просто фантастично! Бабушка оставалась дома, не желая больше выходить, но всегда ждала нас, чтобы мы рассказывали, что видели и куда ходили. Он же мне много рассказывал о своем прошлом в Париже и Лондоне, но никогда в России».
Живя в Афинах, Ирина Шереметева подружилась с супругой голландского посланника, Марией Вальраве Буассевейн, русской по происхождению (урожденной Соловьевой). Каким же было удивление Ирины, когда она узнала, что госпожа Вальраве Буассевейн — дочь Матрены Распутиной и внучка Григория Распутина. Вот уж точно ирония судьбы.
Свои последние года чета Шереметевых прожила в Париже, в юсуповском доме на Пьер Герен. Николай Шереметев умер в 1979, а 30 августа 1983 года оборвалась жизнь старшей правнучки императрицы и крестницы императора, Ирины Беби Шереметевой. Ирина и ее супруг были похоронены на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в могиле Юсуповых.
Искусство выживания Романовых | Анастасия Эдель
Popperfoto/Getty Images
Дочери царя Николая II — Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга — Россия, около 1915 года
Двадцатый век не был добр к Романовым. В ночь с 16 на 17 июля исполняется 100 лет со дня убийства царя Николая II и его семьи большевистской гвардией в Екатеринбурге. Пока бушевала революция, десятки членов семьи Романовых погибли в лесах, шахтах и тюремных дворах; выжившие, объявленные врагами народа, были изгнаны из страны. Однако это трагическое завершение 300-летней династии не стало концом семьи Романовых. Несмотря на перенесенную огромную травму, Романовы выстояли, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. На протяжении всех этих процессов у них был неожиданный союзник: ст.
Почти все Романовы имели склонность к творчеству: рисовали, каракули, вырезали, вышивали, вырезали украшения, лепили. Как правители России до революции 1917 года, их общение с миром регулировалось официальными соображениями; личное оставалось невидимым для общества в целом. Но за скипетром, тиарами и горностаевыми каминами стояли мужчины и женщины из плоти и крови, и они чувствовали, перерабатывали, страдали, радовались, бредили, молились и вспоминали. Семье, за каждым шагом которой следили и обсуждали, искусство предлагало возможность направить индивидуальный опыт в приватный режим.
Для многих романовских ссыльных — преследуемых, лишенных богатства, живущих в постоянном страхе перед дальнейшими репрессиями — искусство стало отчасти средством выживания. Позже, когда память о резне уступила место своей непосредственности, новые поколения Романовых обратились к искусству по причинам, не столь отличным от остальных из нас: размышлять, понимать и выражать.
За двадцатый век Романовы создали огромный художественный клад, о котором мало кто знает, поскольку большая часть их творческой продукции предназначалась для семейного потребления. Поскольку в результате событий революции семья была разбросана по всему миру, эта коллекция в настоящее время разбросана по частным архивам, семейным альбомам, подвалам, подкроватным ящикам и, в более редких случаях, музеям и галереям. При изучении в целом — насколько это позволяет его фрагментарная природа — возникают две постоянные темы. Во-первых, это интенсивный, проницательный взгляд Романовых на природу. На протяжении веков изучение природы было любимым занятием семьи Романовых.
Во-вторых, своеобразная игривость, с которой Романовы использовали искусство как семейное развлечение. Красочные виньетки и иллюстрации, украшающие их письма, каракули и карикатуры, нарисованные от руки праздничные открытки и буклеты, безделушки и нарисованные камешки, которые они дарили друг другу на дни рождения и юбилеи, составляют секретный язык, развиваемый и заново изобретаемый из поколения в поколение в способы, которые не могла изменить даже рассеянность семьи в двадцатом веке. Образные, часто юмористические, а иногда и фантастические, эти артефакты рисуют другой, более аутентичный портрет семьи, чья жизнь и наследие продолжают вызывать у нас интерес спустя сто лет после того, как Романовы были сметены с мировой политической сцены. Ибо что такое искусство, как не окно в чужой разум?
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Романова Мария Федоровна (Дагмар Датская): Натюрморт , 1869
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Романова Мария Федоровна (Дагмара Датская) Дания): Скупой , без даты
Дагмар
Для императрицы Марии Федоровны, жены Александра III и матери последнего царя Николая II, живопись была делом всей жизни. Родившаяся как датская принцесса Дагмар, она изучала искусство со своей матерью, королевой Луизой, и умела рисовать как акварелью, так и маслом. Она позаботилась о том, чтобы все ее дети тоже рисовали. Спокойствие ранних акварелей ее сына Николая создает жуткий контраст с насилием, которое вскоре охватит будущую царскую землю и его семью. Дочери Николая, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и его сын Алексей тоже рисовали; открытки, которые они отправляли другим членам семьи, часто были нарисованы от руки.
Марии Федоровне суждено было пережить своего мужа и стать свидетельницей гибели его династии, а также исчезновения двух младших сыновей, пятерых внуков, невестки и многочисленных близких родственников. В 1919 году король Георг V, ее племянник, послал линкор HMS Marlborough для эвакуации ее и ее ближайших родственников из Крыма. «Я много думаю о вас и вспоминаю былое хорошее время, когда мы жили все вместе», — писала она на траурной бумаге в черной рамке своему внуку Никите Александровичу, жившему к тому времени в доме «благодати и милости» в Англия, из родной Дании, где она провела остаток своей жизни. Ее похороны в 19 г.28, в последний раз собиралась большая группа Романовых за более чем полвека.
Private collection of Albert Bartridge
Xenia Alexandrovna Romanova: Corsica (detail), undated
Private collection of Albert Bartridge
Xenia Alexandrovna Romanova: Gatchina Palace (detail), undated
Advertisement
Xenia
Старшая дочь Марии Федоровны, Ксения, еще одна пассажирка HMS Marlborough, была известна своими миниатюрами. Развлечение в более счастливые дни, в изгнании Искусство Ксении часто продавалось в пользу русских беженцев или дарилось семье. Она пережила восемнадцать месяцев заключения в семейном поместье в Крыму вместе со своей матерью Дагмар, сестрой Ольгой, мужем Сандро и шестью детьми. «Смотреть и сознавать, что нашу страну разрушают, и так бессмысленно, невыносимо», — писала Ксения своему брату Николаю в Сибирь 19 ноября.17. В ссылке Ксения большую часть времени проводила в благотворительных целях и в поддержке своей большой семьи. Отдалившись от Сандро, она жила на небольшое пособие, выделенное ей Виндзорами, и на выручку от продажи ее драгоценностей. Она была не единственным продавцом: в 1920-е годы советское правительство выставило на аукцион конфискованные романовские сокровища в Лондоне, в том числе предметы, принадлежавшие лично Ксении. Среди немногих вещей, которые Ксения завещала внукам, были два альбома с рисунками ее бывшей ювелирной коллекции, которые она набросала вместе с отцом, Александром III, на рубеже веков.
Никита Александрович Романов: Генеральный топтигин ругает полковника Носишева за отступление своего батальона , 1923
Никита Александрович Романов: Городской вождь Мэлишкин, владельцы плантаций Prokhvostov, Oykianov, и Propyshny, и Ammorlaving 9001, 9201, 9201, 9201, 9201, , 9002, 9001, 9002, 9002, 9002, 9002, 9002,
Частная коллекция Альберта Бартриджа
Никита Александрович Романов: акварельная серия, Господчики , 1923
Никита Александрович Романов: Встреча губернатора Фомы Ильича Бденова, а с ним вице-губернаторов Виноградова и Офканова (почти все встречающие пьяны и исчезают в доме) , до 1917 г.
Никита
Также на борту HMS Marlborough находился девятнадцатилетний сын Ксении, Никита Александрович. Никита привез с собой коробку с карикатурами, которые начал рисовать за несколько лет до революции. Красочные виньетки Никиты, задуманные как анимационные эпизоды с юмористическими надписями на имперском русском языке, рассказывают о приключениях воображаемого князя Шарикова, когда он развлекал друзей в своем имении в Тульской области, принимал крестьянские делегации и отдыхал во Франции. В эмиграции, когда Никита менял страны и занятия, князь Шариков был назначен премьер-министром, назначая свой кабинет, разрабатывая стратегии на картах сражений и ругая неряшливых генералов. Сотни этих акварелей оказались в США, где Никита, к тому времени уже женатый мужчина и отец, пробовал свои силы в торговом банковском деле и преподавал русский язык в военной академии. Он дожил до семидесяти четырех лет и умер в Каннах, Франция, в 1974 года, так и не приняв никакого гражданства. Как и большинство ссыльных Романовых, Никита считал себя гражданином России.
Частная коллекция
Ольга Александровна Куликовская Ромава: цветов в вазе , без даты
Paul Kulikovsky
Olga Alexandrovna Kulikovskaya Romanova: Untitally ,
-lemovovskaya romanova: Untitled ,
-lemovovskaya: untitled . 1903
Павел Куликовский
Куликовская Ольга Александровна Романова: Без названия , без даты
Ольга
Тетя Никиты Ольга, младшая сестра Ксении и Николая II, стала самой плодовитой художницей в семье Романовых, с музеем ее имени и сотнями картин, проданных по всему миру. Одним из самых ярких детских воспоминаний Ольга считала просмотр подростковых рисунков своего отца Александра III с изображением фантастического города, населенного мопсами. Ольга училась у некоторых известных художников своего времени и покровительствовала художественным обществам. После несчастливого первого брака, накануне революции она вышла замуж за своего давнего возлюбленного, капитана Николая Куликовского. Вместе они пережили крымское заключение Романовых и год укрытия на юге России. В 1920 октября, когда положение антибольшевистской Белой армии ухудшилось, Куликовские наконец бежали из России через Черное море со своими двумя маленькими сыновьями.
В эмиграции — сначала в Дании, а затем в Канаде, куда семья переехала после Второй мировой войны, — яркие натюрморты и жанровые сцены Ольги завоевали устойчивую аудиторию. Большую часть из них она раздавала на русских базарах и в качестве подарков семье и друзьям, но многие из них она также продавала, вырученные средства служили дополнительным доходом для фермы, которая обеспечивала семью. В ее творчестве Россия предстает неиспорченной войной и революцией, пронизанной светом, который ее память дарила любимой земле. Рожденная во дворце с 600 комнатами в Гатчине, недалеко от Санкт-Петербурга, Ольга избегала формальностей и претенциозности, считая, что ее лучшее платье — то, которое она надевала перед тем, как встать перед мольбертом. Она умерла в возрасте семидесяти восьми лет в 1960 лет, пережив мужа на два года.
Фонд Александра Васильева/Condé Nast
Мария Павловна Романова: дизайн Китмира для Chanel, 1923 г.
Maison Chanel
Мария Павловна Романова: вышивка Китмира для Chanel, 1923 г.
Мария
Другой женщиной Романовых, чье мастерство пережило трудные времена, была Мария Павловна, дочь дяди царя Николая Павла, убитого в 1919 году. Мария сбежала из России, представив немецкому патрулю документ, идентифицирующий ее как бывшую шведскую принцессу, который она спрятала в куске мыла. В стесненных обстоятельствах в эмиграции — сначала в Лондоне, потом в Париже — она начала шить себе одежду. Ее чувство стиля и таланты в вышивке привлекли внимание Габриэль (Коко) Шанель, которая сделала Марию своим эксклюзивным поставщиком вышивки. (У Шанель также был роман с братом Марии, Дмитрием, который участвовал в заговоре с целью убийства Распутина; их отношения способствовали увлечению Шанель русской тематикой. ) Хотя вышивальный дом «Китмир», основанный Марией, просуществовал всего несколько лет, он дал работу десяткам русских женщин-беженцев — и вывела свою владелицу из «лунатизма», как Мария описала свое послереволюционное состояние. Она опубликовала два тома мемуаров, жила и работала в США и Аргентине, умерла в Германии в 1958 лет, в возрасте шестидесяти восьми лет.
Реклама
Частная семейная коллекция
Irina Yusupova: обложка буклетов цветов и грибных , без даты
Ирина
В Париже Мария пересеклась с Ириной Юсуповой, единственной дочерью Ксении и женой Феликса Юсупова, некогда наследника крупнейшего частного состояния России и еще одного заговорщика в деле Распутина. Женщина необычайной красоты и еще большей застенчивости, Ирина рисовала с раннего возраста, ее работы варьировались от мечтательных акварелей до буклетов с цветами, грибами и воображаемыми существами. После эвакуации на борту британского линкора с остальными членами семьи, многие из которых никогда бы не простили Феликсу заговор Распутина, в 1924 года Юсуповы открыли в Париже собственный модный дом IrFé. Он произвел фурор даже у пресыщенной парижской публики, прославившись своим художественным использованием цвета, слиянием русского и восточного стилей и трендовыми стройными силуэтами. Но, как и Китмир, IrFé закрылась через несколько лет, не выдержав Депрессии и отсутствия у владельцев деловых навыков. Они потеряли то немногое, что осталось от состояния Феликса, но их сплетни о женитьбе продолжались более полувека. Когда Ирина умерла через три года после Феликса в 1970 лет она была похоронена на одном участке с ним и ее родственниками на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, к югу от Парижа.
Victoria Galitzine
Victoria Galitzine: Mum’s Travel Reviews , 2017
Victoria Galitzine
Victoria Galitzine:
2017Виктория
Примерно через пять десятилетий после смерти своей двоюродной бабушки Ирины Виктория Голицына провела часы в своем семейном доме в Сассексе, Англия, просматривая буклеты Ирины, заполненные цветами и грибами в семейном архиве ее матери. Сегодня в маленьком прибрежном городке на севере Калифорнии Виктория поддерживает семейную традицию рисованных карт, мультфильмов и живописи природы. Виктория научилась рисовать у своего отца, карикатуриста-любителя и художника по имени Эмануэль Голицын, который держал ее на коленях, когда рисовал. Ее мать, Пенелопа, тоже рисует. Получив специальность в области морской биологии, Виктория работала в природоохранной некоммерческой организации в Санта-Круз, Калифорния. Затем она бросила работу, чтобы заняться искусством. «Зануда природы» с ульем и курятником, примыкающим к ее студии, Виктория рисует птиц, деревья, цветы и грибы с точностью и перспективой, которые в типично романовской манере предполагают глубину восприятия, превосходящую глубину восприятия случайного наблюдателя. В исполнении Виктории живые существа кажутся яркими портретами, а не просто видами. Ее работы выставлялись в нескольких местных галереях.
Gallery16, Сан-Франциско
Эндрю Романофф: Королева Мария говорит, что вы можете называть меня тетушка Мэри , 2006
Gallery16, Сан-Франциско
Эндрю Романофф: HMS Sheffild 1 , 90’0 Wave Storm 6 , 90’20
Gallery16, Сан-Франциско
Эндрю Романов: Бурное путешествие в Нью-Йорк на корабле American Merchant, 1949 , 2006
Эндрю
Виктория не была первым романовым художником, поселившимся на побережье Калифорнии. В 1949-летний, служивший лейтенантом в британском флоте во время Второй мировой войны, Андрей Романов, внук Ксении и Сандро, решил навсегда покинуть старый мир, приехав в Америку всего с несколькими сотнями долларов на свое имя. Работая в сфере судоходства, импорта-экспорта и плотницких работ, он также начал рисовать на Shrinky Dinks, пластиковых листах из детских наборов для занятий, которые сжимаются при запекании в духовке. Яркий, народный, то лиричный, то насмешливый, наивный стиль творчества Эндрю вызывает в памяти Россию его изгнанных родителей, его странное детство во Фрогмор-коттедже, «дом милости и милости» на территории Виндзорского замка и его жизнь в Америке. Он выставлялся во многих галереях, опубликовал живописные мемуары, Мальчик, который хотел бы стать царем , и в свои девяносто пять лет является старейшим из ныне живущих потомков семьи царя Николая. В 1998 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы похоронить останки своего двоюродного дедушки и его семьи.
Rostislav Romanov
Rostislav Romanov: Lino print of Churches , 2017
Rostislav Romanov
Rostislav Romanov: Black Birch Trees Just Before They Go to Sleep , 2017
Rostislav
Also at the 19На траурной церемонии, наполненной опасениями и надеждами, когда Романовы и посткоммунистическая Россия признали призраки своего прошлого, присутствовал тринадцатилетний Ростислав Романов, правнук Ксении и Сандро. Как и большинство потомков Романовых, Ростислав прибыл в страну, которую он никогда не видел и которую поколениям его предков удалось сохранить только в его воображении. Он сразу полюбил Россию, инстинктивно узнав народное творчество, старые деревянные дома, церкви и песни старообрядцев: «душа моя чувствовала себя как дома», — говорил он. Когда через год неожиданно скончался отец, Ростислав начал «рисовать свои чувства», как предлагал его учитель рисования.
Сегодня, полноправный художник, за плечами которого несколько международных выставок, он продолжает черпать вдохновение из физического мира. Он жил и работал в России и часто туда ездит. 18 июля 2018 года вместе с группой своих родственников он будет в Санкт-Петербурге на столетии памяти убитого двоюродного дедушки Николая и его семьи. Для Ростислава Россия означает не трагедию, а «душу, друзей и красоту». Можно только надеяться, что, когда отмечается мрачная годовщина 17 июля, Россия, где трагедия и красота так часто шли рука об руку, оправдает большие надежды своего народа на более обнадеживающее будущее.
Автор выражает благодарность за сотрудничество и помощь членам семьи Романовых, коллекционерам произведений искусства и художественным учреждениям в сборе информации и изображений для этого эссе.
В более ранней версии этого эссе король Георг V ошибочно идентифицировался как зять Марии Федоровны; он был ее племянником.
Разминка в пятницу: Феликс Юсупов | Странные цветы
Ледяной зимней ночью молодая женщина с бриллиантами в бальном платье стремительно проехала по улицам Санкт-Петербурга в открытых санях. Кто мог отождествить эту сумасшедшую с мальчиком, принадлежащим к одной из самых респектабельных семей в городе?
Одет, чтобы убить
Кто на самом деле? Феликс Юсупов , как сказал мальчик, был русским князем из колоссально богатой семьи, родившимся в 1887 году и наиболее известным своей ролью в убийстве Распутина в 1916 году, которое ускорило его отъезд из России. С революцией следующего года Юсупов был навсегда оторван от родины.
Однако в начале 20 -го -го века Юсупов относился к закату эпохи Романовых как к своему личному пародии, рассказанному в его веселой, тревожной, избирательно откровенной автобиографии Lost Splendor , доказательство A в деле Крестьянство против Дворянства.
Доброе бремя!
Юсупов был в высшей степени безответственным сыном привилегий. Его мать, уверенная, что Феликс будет девочкой, одевала его соответствующим образом, пока ему не исполнилось пять лет. Когда его толкали по улице, он угрожающе спрашивал незнакомцев: «Посмотрите, разве Бэби не хорошенькая?»
Вскоре Юсупов уже предавался своим костюмным фантазиям. Ранняя шутка заключалась в том, чтобы замаскироваться под султана, с арабскими слугами в его свите под рабами, а его любимый французский бульдог Гугусс переоделся старой шлюхой.
Феликс и Гугусс
Более поздняя виньетка показывает Юсупова в 12 лет в ресторане, одетого как женщина, пьяного от шампанского, бросающего жемчуг в ближайших посетителей. То, что его родители узнали его несколько лет спустя как певца в кафе в костюме, не остановило его дальнейшие выходки с переодеванием, такие как посещение оперного бала в Санкт-Петербурге в роли Ришелье в развевающейся накидке, «поезд которой несут два маленьких негра». », или Bal des Quat’z Arts в Париже, одетый в один из сценических костюмов Нижинского (предоставленный ему Дягилевым).
Оказавшись в изгнании, человек, олицетворявший излишество и черствость правящей элиты, вернулся к тому, что знал лучше всего – платьям. Он и его жена Ирина, племянница последнего царя, основали дом высокой моды Irfé в 1924 году, но, несмотря на многообещающее начало, вскоре он развалился. В 1928 году Джанет Фланнер, давний парижский корреспондент New Yorker , отметила закрытие лондонского отделения Irfe и уже тогда называла Юсупова «одной из самых трагических и неромантичных фигур славянской колонии беженцев».
Феликс и Ирина
Дом закрыл свои двери в 1931 году, но первоклассный убийца оставался объектом любопытства в высшем обществе и агрессивным участником процесса всякий раз, когда он чувствовал, что его роль в убийстве Распутина была искажена.