Искусство рубежа веков 19 20: Живопись рубежа XIX–XX веков. 500 сокровищ русской живописи
12.Искусство рубежа 19-20 вв.
Переломный характер эпохи в социальной и духовной сферах жизни. Поиски новых форм искусства, оригинальных средств выразительности, стремление к новаторству, эксперименту, свободе творчества. Нарастание темпов художественной эволюции, пестрота сменяющих друг друга группировок и эстетических платформ. Активность выставочной жизни. Обилие изданий, посвященных искусству. Расширение сферы изобразительного творчества, формирование нового типа универсального художника. Выравнивание уровня развития отдельных видов искусства: живописи, архитектуры, скульптуры, книжной графики, декоративно-прикладного искусства, театральной декорации. Основные художественные течения.
Импрессионизм как направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв. Основные черты: фиксация мимолетных впечатлений, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм в живописи: передача богатства красок природы, разложение сложных цветов на чистые составляющие, отказ от четких контуров и черных теней, импровизационный характер композиции.
Неоимпрессионизм как продолжение импрессионизма в живописи. Разработка техники дивизионизма, применение открытий в области оптики. Сера и Синьяк – главные представители неоимпрессионизма. Постимпрессионизм — собирательное название основных течений французской живописи рубежа 19-20 вв.
Переход от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, к выражению внутреннего мира художника. Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек как представители постимпрессионизма.Символизм как художественное течение: обращение к мифологии, национальному фольклору, древним эзотерическим учениям. Расцвет символизма в литературе (Малларме, Метерлинк, Элиот, Вячеслав Иванов. Белый, Хлебников, Брюсов), в изобразительных искусствах (Редон, Шаванн, Тороп, Мунк, Рерих, Бенуа, Бакст).
Модерн как стиль в искусстве рубежа 19-20 вв. Его эстетические принципы: преодоление эклектизма художественной культуры 19 в., использование новых технических и конструктивных средств. Модерн в архитектуре: свободная планировка зданий, орнаментальные, криволинейные очертания, индивидуализированный облик построек, текучесть форм фасадов, их близость скульптуре и природным явлениям, применение железобетона, стекла, облицовочной керамики.
Модернистические течения в живописи как провозглашение независимости искусства. Новая трактовка цвета в фовизме (творчество Матисса, Дерена, Вламинка, Дюфи, Марке, Руо). Выражение душевного состояния разочарованного в своей эпохе художника в экспрессионизме (группировки «Мост», «Синий всадник»; а также творчество композиторов нововенской школы).Создание новой реальности в геометрических формах кубизма (творчество Пикассо, Брака, Гриса, Делоне, Леже; а также творчество скульпторов-кубистов Лорана, Липшица). Культ энергии, скорости, механистичности в футуризме (вортцисты в Англии, группа «Ниланд» в Германии, парксизм и симультатизм во Франции, лучизм в России; футуристические скульптуры Боччони, Габо, Певзнера). Мир сновидений и подсознания в сюрреализме (творчество Кирико, Шагала, Дали, Танги, Миро).
Отказ от изображения видимых форм реальности в абстракционизме (творчество Кандинского, Малевича, Мондриана).Наивизм (примитивизм) – программное «опрощение» художественных средств: обращение к произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству, изображение повседневности (Руссо, Пиросманашвили, группа «Наби»). Неопримитивизм (скифство) в музыке (Барток, ранние Прокофьев, Стравинский).
Становление искусства афиши и плаката в творчестве Тулуза-Лотрека. Журнальная и газетная графика Стейнлена. Гравюры Мазереля. Офорты Бренгвина.
Выдающиеся русские художники рубежа 19-20 вв.: Васнецов, Нестеров, Серов, Врубель, Борисов-Мусатов. Творческие объединения: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Выдающиеся русские скульпторы: Трубецкой, Голубкина, Коненков, Матвеев. Выдающиеся русские композиторы: Рахманинов, Скрябин, Танеев, Глазунов, Лядов.
Искусство России на рубеже 19-20 веков, часть 1
Рубеж 19-20-го столетий являлся переломным для России. К тому времени она пережила взлёты и падения в экономике, унижение в русско-японской войне 1904-1905-х годов, первую революцию в 1905-1907-х годах. Затем последовала 1-я мировая война, огромные людские и материальные потери. Как следствие две революции в 1917 году, которые смели монархию и буржуазию. Однако, русское искусство и литература переживали большой бум.
В 1898 году в Санкт-Петербурге открывается ещё один музей — Русский музей императора Александра 3. А в 1912 году в Москве по инициативе историка Цветаева Ивана Владимировича открывается третий музей — Музей изящных искусств (сейчас Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Известный философ Николай Бердяев назвал этот период в истории русской культуры «серебрянным веком». Это означало, что в культуре повествовательный и назидательный тон реализма уходит в прошлое. Ему на смену пришёл новый стиль —
В конце 19-го начале 20-го века сложилась ситуация, когда в России под воздействием золотого века появилась целая плеяда художников, которая тоже оставила значительный след в истории русского изобразительного искусства. Среди них были такие, которые рисовали не хуже гениев и мастеров Венецианова, Репина, Сурикова, Федото-ва, Маковского, Корзухина, Поленова, Левитана и других. Это такие как Архипов, Кустодиев, Иванов С, Нестеров, Трутовский, Серов Валентин, Богданов-Бельский, Сычков. Другие рисовали чуть похуже, но очень мастерски и плодовито. Это прежде всего Коровин. Он вырос в богатой семье. В гости к ним приходили очень знаменитые и известные художники. Он ещё мальчиком пристрастился смотреть их работу рисования. Потом родители отдали его хорошим учителям и он, в отличии от Пикассо, научился рисовать более-менее хорошо. При этом не стал изобретать велосипед, как это делали на западе и в России некоторые. Коровин остался приверженным русскому реализму и создал очень много полотен, отображающих жизнь того времени.
Кроме него были и другие. Это Лансере, Врубель, Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серебрякова, Грабарь, Рылов, Борисов-Мусатов.
На рубеже веков в России в обществе стали возникать множество художественных объединений по интересам — « Мир искусства », « Голубая роза », Союз русских художников и другие.
Что-же создавали на своих полотнах эти художники? Об этом наш очередной очерк. Смотрите и Вы увидите, как и чем жила Россия на закате 19-го и восходе 20-го веков.
-для него вопрос «как писать?» всегда был важнее проблемы «что писать?» Он оказался одним из первых, кто продемонстрировал русскому зрителю красоту живописи в своём понимании, не выдерживая строго реалистические традиции. Коровин был плодовитым художником и написал очень много картин. Но стиль рисования у него был примитивный, не реалистичный. почти все его полотна не имеют чёткого изображения и линий. (см. «Пристань в Крыму» 1913, «Москворецкий мост» 1914, «Севастополь зимой» 1916) Но отдельные картины нарисованы очень неплохо (см. «Северная идиллия» 1896, «Ранняя весна» 1872, «Мостик» 1880, «Портрет артистки Любатович»). Именно поэтому художник оставил заметный вклад в истории изобразительного искусства России.
1872-Korovin-It’s an erly spring-Коровин-Ранняя весна
1880-Korovin-It’s y fail-Коровин-Неудача
1883-Korovin-Коровин-На палубе парохода
1886-Korovin-They sing in the North-Коровин-Северная идиллия
1886-Korovin-It’s in the village-Коровин-На даче
1888-Korovin-They are in a boat-Коровин-В лодке
1880-Korovin-It’s a small bridge-Коровин Мостик.
1888-Korovin-It’s an alley in Zhukovka-Коровин-Аллея в Жуковке
1888-Korovin-Коровин-There are flowers nasturtsya-Настурции
1889-Korovin-Коровин-Портрет артистки Любатович
1895-Korovin-It’s in a summer-Коровин-Летом
1898-Korovin-It’s a strim-Корoвин-Ручей
1892- Spaniards-У балкона. Испанки Леонора и Ампара
1898-Korovin-Torchs-Коровин Бумажные фонари
1894-Korovin-It’s in a winter-Коровин-Зимой
1902-Korovin-Chigarov-Коровин-Портрет Чигарова
1905-Korovin-It’s Pereslavl-Коровин-Уголок провинции (Переславль)
1913-Korovin-It’s Blak Sea-Коровин-На берегу Чёрного моря
1913-Korovin-It’s Murmansk-Коровин-Мурманск
1913-Korovin-It’s Krym-Коровин-Пристань в Крыму
1914-Korovin-Коровин Москворецкий мост
1916-Korovin-It’s the open window-Коровин-У открытого окна
1916-Korovin-It’s Sevastopol-Коровин-Севастополь зимой
1917-Korovin-It’s the evning-Коровин-Вечер
1917-Korovin-Madam sits in a chear-Коровин-Дама в кресле
1917-Korovin-It’s the spring-Коровин-Весна
Степанов Алексей Степанович (1858-1923)-любимыми сюжетами у художника были крестьянские сцены — дорога, по которой тянут телегу или сани и дети, наблюдающие за природой. Мастера считали его вторым Левитаном, поскольку он тоже считался мастером пейзажа настроения, куда он переносил свои мысли и переживания. Очень хорошо Степанов изображал животных, умело передавая на полотно их повадки и даже психологию — «Лоси» (1899), «Волки ночью» (1910). Благодаря этим способностям он с 1899 года и более 20-ти лет преподавал в Московском Художественном училище Ваяния и Зодчества в «классе животных»
Степанов Алексей Степанович (1858-1923)
1891-Stepanov-Crenes flies-Степанов Журавли летят
1890-Stepanov-It’s a man-Степанов-Мужик
1897-Stepanov-They are in Volga-Степанов На Волге
1897-Stepanov-It’s a hallo in the morning-Степанов Утренний привет
1899-Stepanov-Children are on the tree-Степанов Дети на хворосте
1899-Stepanov-The evning is over-Степанов-Вечерняя заря
1899-Stepanov-It’s elks-Степанов-Лоси
1900-Stepanov-It’s a wilderness region-Степанов-Глухая провинция
1908-Stepanov-Cows drinks some water-Степанов-Коровы на водопое
1910-Stepanov-It’s a winter paizazh-Степанов-Зимний пейзаж
1910-Stepanov-It’s holliday maslenitsa-Степанов Катание на Масленицу
1910-Stepanov-There are woolfs in the night-Степанов-Волки ночью
1910-Stepanov-They are in boat-Степанов-На лодке
1916-Stepanov-They goes to drink-Степанов-На водопой
1919-Stepanov-Elks are in winter-Степанов-Лоси зимой
1919-Stepanov-There are she-bear with bear cabs-Степанов-Медведица с медвежатами
1920-Stepanov-It’s a horse-Степанов-Лошадь
1921-Stepanov-They are in a feeld-Степанов-На пастбище
1923-Stepanov-It’s a round dance-Степанов-Хоровод
1923-Stepanov-It’s a sea-Степанов-Море
1923-Stepanov-It’s the autumn-Степанов-Осень
Как дальше развивались события? Кто ещё удивлял россиян своим мастерством на полотнах изобразительного искусства? Читайте и смотрите как это делали замечательные художники Серов, Борисов-Мусатов, Нестеров и немного Врубель
Уверяю Вас — у них есть что посмотреть, ведь они не просто рисовали, а оставляли потомкам память о том непростом времени.
Движения модернизма и современного искусства 19-го и 20-го веков
Модернизм был культурным движением, которое распространилось по Европе в 19 и 20 веках. Трудно дать определение, но в целом это рассматривалось как движение к переменам. Полностью индустриализированный мир того времени оказал особое влияние на более традиционный образ жизни и традиционные формы в искусстве. Люди начали искать новые возможности для более инновационных творений и видов деятельности.
Ключевым предшественником изменения живописи стало изобретение фотоаппарата. Фотографическое изображение заменило функцию живописи, заставив художника сделать больше, чем просто запечатлеть человека или событие так, как он их видел.
Символизм
Движение в искусстве 19 -го -го века, отвергающее реализм и импрессионизм и их представление визуального и конкретного мира. Символисты стремились выразить мистические и духовные идеи через цвет и линию. Они использовали эти элементы для выражения эмоций и мыслей, не поддающихся буквальному описанию.
Примеры:
Эдвард Мунк (1863-1944), Крик , 1893
Густав Климт (1862-1918), Поцелуй , c. 1907
Сюрреализм
Сюрреализм можно понимать как искусство воображения и мечты. Сюрреалисты хотели создать искусство, основанное на их подсознательном мышлении или использующее его. Их очень вдохновили философские труды Зигмунда Фрейда ( «Толкование сновидений», , 1900).
Сюрреалисты также использовали художественные техники, такие как автоматизм , при котором художник рисовал свободно, позволяя своей руке двигаться с минимальным сознательным контролем. Этот вид бессознательного искусства также достигался, бросая бумагу на пол или позволяя краске капать с кисти.
Примеры:
Жоан Миро (1893-1983), Рождение мира , 1925
Рене Магритт (1898-1967), Предательство образов , 1928-9 и Личные ценности , 1928-9 и Дали2
(1904-89), Постоянство памяти , 1931
Кубизм
Кубизм признан стилем живописи, изобретенным Жоржем Браком (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973) в 20 -м -м веке. Вдохновленные теорией Сезанна о сведении формы к ее геометрическим формам, эти художники использовали коллаж и краски для создания 2D-изображений 3D-объектов и мест с разных точек зрения.
Первоначальное влияние оказало африканское искусство, особенно африканские маски. Пикассо, Les Demoiselles d’Avignon , 1907 год часто называют первой картиной кубизма.
Кубизм можно разделить на 2 фазы:
Аналитический кубизм (1907-1912)
Первая фаза аналитического кубизма началась с ограниченной цветовой палитры земляных и серых тонов. Они пытались изобразить фигуры, пейзажи и натюрморты такими, какими их можно увидеть с разных точек зрения. Они разбирали объекты, уменьшая их до геометрических форм, а затем снова собирали.
Пример: Брак, Девушка с гитарой, 19 лет.13
Синтетический кубизм (1912 г.)
Вторая фаза кубизма приветствовала введение коллажей и найденных объектов. Они также смешивали песок и опилки с краской, чтобы создать разные текстуры.
Пример: Пикассо, Коллаж , 1913
Краткая хронология движений визуального искусства ХХ века
Фовизм (1905-1908)
Фовизм, взятый из термина les fauves, означающего «дикие звери» на французском языке, относится к художественному движению начала 20-го века, характеризующемуся расхождением с репрезентацией импрессионизма в пользу техники абстрактной живописи. В частности, фовизм отверг мягкую пастельную цветовую палитру импрессионизма и выбрал смелую окраску. Это произвело революцию в использовании цвета и предметных искажений в современном искусстве.
Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен
Экспрессионизм (~1905-1920)
Экспрессионизм — это авангардный стиль, зародившийся в Германии в начале 20 века и характеризовавшийся вызывающими воспоминания и эмоциональными произведениями, которые обычно носят абстрактный характер. От использования традиционного представления отказались в пользу передачи эмоций или смысла работы. Это использование тематического, а не буквального выражения произвело революцию в западном изобразительном искусстве и стало предпосылкой для многих других движений 20-го века.
Известные художники: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее, Василий Кандинский,
Кубизм (1907-1914)
Кубизм считается одним из самых влиятельных движений в искусстве 20-го века и известен тем, что сводит предметы к геометрическим или кубоподобным формам для создания более трехмерная перспектива. Движение можно разделить на два этапа: аналитический кубизм и синтетический кубизм. Работы раннего кубизма (аналитического) обычно более суровые и монохромные с оттенками черного и серого, тогда как более поздние работы кубизма (синтетического) отличаются более смелыми цветами и включением внешних элементов для коллажа.
Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Хуан Грис
Футуризм (1909-1914)
Футуризм был основан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти в Милане в начале 20 века. Как и его предшественники, футуризм делал упор на абстракцию и нетрадиционное представление. Он ценил скорость, интуицию, молодость и современность и действовал как форма освобождения Италии от ее чреватой историей. Хотя он был основан в Италии, его влияние также распространилось на другие европейские страны.
Известные художники: Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейРЕКОМЕНДУЕМАЯ СТАТЬЯ:
Объяснение фовизма и экспрессионизма
Дадаизм (1915-1924)
Дадаизм возник во время Первой мировой войны в Цюрихе как авангардное движение против искусства. Он отвергал и высмеивал капиталистический и националистический культурный климат Первой мировой войны, вместо этого сосредоточив внимание на иррациональном, бессмысленном и абсурдном с сильным антибуржуазным подтекстом. Движение распространилось по Европе и Соединенным Штатам, отражая крайне левые радикальные мысли и общее недовольство насилием военного времени.
Известные художники: Ман Рэй, Марсель Дюшан, Ханс Арп, Ханна Хёх, Тристан Цара
Сюрреализм (1924-1966)
Находясь под сильным влиянием Зигмунда Фрейда и психоанализа, сюрреализм искал выражение в исследовании бессознательного. Его образы характеризовались тревожной, сказочной обстановкой с сопоставлением и часто деформированным сюжетом. Развившись из авангардного дадаистского движения, сюрреализм зародился в Европе и распространился по всему западному миру как культурное, художественное и литературное движение.
Известные художники: Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало, Рене Магритт
Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)
Возникший в Нью-Йорке после Второй мировой войны абстрактный экспрессионизм стал первым крупным международным художественным движением, зародившимся в Соединенных Штатах, а не в Европе. Он основан на сюрреалистическом автоматизме и фокусируется на абстракции предмета. Его стиль характеризуется дерзкими, хаотичными мазками и смелыми всплесками цвета. Как послевоенное движение, это также важный предшественник последующих стилей постмодернистского искусства.
Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн
Поп-арт (1950-70-е годы)
Известные художники: Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Кит Харинг, Эдвард Хоппер, Роберт Индиана
Минимализм (1960-70-е)
Минимализм возник в Нью-Йорке в 1960-х годах как прецедент отклонения от традиционного «высокого искусства». Вместо роскоши, красоты и экспрессии минимализм сосредоточился на брутальных геометрических формах, приглушенных цветах и анонимности. Большинство элементов биографии или эмоций были удалены из минималистского искусства, привлекая внимание к простоте самой формы как предмета.
Известные художники: Дональд Джадд, Яёи Касума, Карл Андре, Фрэнк Стелла, Пит Мондриан
Постмодернизм (с 1980-х по настоящее время)
Постмодернизм не может быть охарактеризован определенными элементами.