Изобретения римлян – 15 изобретений Древнего Рима, без которых невозможно представить современный мир

Содержание

11 изобретений древних римлян, на которых основана цивилизация

Думаете, 2 тыс. лет назад люди были настолько примитивными, что жили в грязи? А вот и нет. Именно изобретения Античности заложили основу современного технологического прогресса, подарив нам внушительный список вещей, которые стали частью повседневного комфорта. О чем мы? Представляем изобретения древних римлян, прототипы которых мы с удовольствием используем и поныне.

древних римлян

11 невероятных изобретений древних римлян, на которых держится современная цивилизация!

1. Канализационная система

Догадка соорудить сточную трубу, по которой бы утекали городские нечистоты, появились в Вавилоне. Однако Древний Рим – первый город, который воплотил в жизнь эту идею настолько эффективно, что мы пользуемся ею и сейчас. Большая Клоака представляла собой канал, облицованный камнем и зарытый на глубине 4 метров под городом. Причем само сооружение древних римлян исполнили настолько мастерски, что оно до сих пор служит в качестве ливневой канализации.

2. Дорожные правила и знаки

древних римлян

Начиная с V века до н. э. римляне вели активное строительство дорог, которое сопровождалось черчением дорожных атласов и придумыванием правил движения. К слову сказать, все они были оснащены мильными столбами — прототипами современных дорожных знаков, на которых указывали пройденное расстояние, имя императора и ближайшее место отдыха для путников. Разве не впечатляет?

3. Заведения быстрого питания

Если состоятельным господам пищу готовила прислуга, то бедняки не могли позволить себе подобной роскоши, ведь у многих даже кухни нормальной не было. Вот почему во времена древних римлян были так распространены термополии — прототипы современных забегаловок. Они представляли собой небольшие заведения с открытым прилавком, на которых кипели чаны с едой. Пища готовилась дешевая и быстрая – чечевица, горох, фасоль – при этом посетители часто если на ходу, так что стульев не предлагали. Ничего не напоминает?

Читайте также: Древнеегипетские изобретения, изменившие мир

4. Отопление

Вы скажите: «Не может быть!» А вот и может. Именно римляне придумали своеобразный пол с подогревом, который поначалу использовался в банях, но потом конструкция перекочевала в дома богатых рабовладельцев, живущих в холодных провинциях. Называлась она «гипокауст» и представляла собой дровяные печи под полом, огонь которых подогревал вышестоящие чаны с водой, формируя горячие массы воздуха, которые проникали в комнаты и давали тепло.

5. Кесарево сечение

Сама по себе эта процедура стала вынужденной мерой по спасению малыша, если женщина погибала во время родов, поэтому ни о какой гуманности к матерям говорить не приходилось. Но впоследствии эта медицинская практика древних римлян усовершенствовалась, став одним из главных достижений медицины. Помимо кесарева, уже тогда были придуманы такие важные инструменты для лекарей как вагинальное зеркало и катетер.

6. Право veto

Мало того что римское право стало основой для правовой системы многих государств Европы, именно древнеримские правители придумали право вето, которое давало возможность блокировать недальновидные решения консулов или отклонять дискредитирующие законы, принятые Сенатом. Сегодня оно есть у каждого главы государства, что входит в ООН и поддерживает мировую безопасность.

7. Новостные газеты

древних римлян

Может, раньше и не существовало интернета, зато первые прототипы газет были очень даже в ходу, представляя собой свитки пергамента, заполненные от руки текстами на злободневные темы. Называлась такая программка «Дела римского народа», ее часто вывешивали на площадях или доставляли прямо в руки знатным горожанам. О чем писали? О новых законах, необычных происшествиях на улицах города, слухах, природных явлениях, наконец, просто о жизни выдающихся древних римлян. Спустя время Юлий Цезарь сделал такой формат оповещения обязательным, основав первую в мире новостную газету.

Читайте также: 7 неразгаданных тайн древности

8. Такси с таксометром

Повозки, которые развозили богачей, были популярны всегда. Но только в Древнем Риме оплата поездки совершалась по километражу, который считали с помощью специально приспособленного устройства. Каждые 200-300 метров поездки в мешочек падал камушек, который переводился в валюту. Так пассажиры могли контролировать процесс, не чувствуя себя обманутыми.

9. Бетон

Нет, это не то жалкое подобие, которым мы пользуемся сегодня. Бетон древних римлян был настолько прочен, что здания из него сохранились практически в идеальном состоянии даже спустя века. Создателем бетона считают инженера Марка Витрувия, который первым догадался смешать щебень, вулканический пепел и пемзу с морской водой, получив тот самый материал, прототипом которого мы так активно пользуемся. Кстати, именно из него сделан знаменитый купол Пантеона.

10. Прошивка книг

древних римлян

Во времена Античности не было никаких книг, только свитки из папируса и каменные таблички. Однако именно в Древнем Риме родилась идея прошивки пергамента для того, чтобы скрепить листы вместе. Благодаря этому изобретению появились первые кодексы, которые стали прообразом современных книг.

11. Настенное граффити

Речь не о примитивной настенной живописи, которую можно найти даже у первобытных предков. Речь о вандализме и карикатурах на городских стенах. Зачинателями этого вида «искусства» считаются именно римляне. Они первыми стали оставлять безграмотные надписи на городской архитектуре. Кстати, среди найденных археологами «настенных сообщений» было много рекламы, ругательств, любовных признаний и смешных шаржей. Это позволило составить четкое представление о духе древних римлян.Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Изобретения, которые были сделаны женщинами

Поделитесь постом с друзьями!

15 изобретений Древнего Рима, без которых невозможно представить современный мир

Современные люди избалованы тоннами разнообразных изобретений, количество которых увеличивается с каждым днём. Сегодня компьютеры помещаются в ладонь, а буквально десять лет назад нам бы приходилось таскать с собой тележку внушительных размеров, чтобы проделать то же самое. В прошлом изобретателей тоже хватало, и они как могли, старались сделать этот мир лучше, упростив жизнь человека, сделав её более комфортной. Сегодня мы хотим рассказать вам об изобретениях Древнего Рима, которые дошли до наших дней.

 

Бетон

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды.

Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

 

Дороги и шоссе

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Как только римляне поняли, что мощеные дороги могут помочь им сохранить сильную армию и империю, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и позволяли быстро путешествовать по империи. Прошло 2 000 лет, но многие римские дороги все еще существуют и сегодня.

 

Культура питания

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Римляне любили хорошо поесть, и столовая была важной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта, что весьма напоминает современность. Римляне также пили вино на протяжении всей трапезы, что отличалось от греков, которые пили вино после еды. Подобные привычки сохранились и поныне.

 

Прошитые книги

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

До появления прошитых книг цивилизация в основном использовала каменные таблички или свитки. Однако к первому столетию н. э. римляне создали первые «кодексы», которые состояли из листов папируса или пергамента, связанных вместе. Тем не менее, настоящие книги появились только в V веке н.э.

 

Водопровод

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая сначала начиналась с акведуков, что позволило им транспортировать проточную воду в населенные районы, и закончилось разработкой сложной системы трубопроводов из свинца. Они являются одной из первых цивилизаций, которые сделали подобное.

 

 

Курьерская служба

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Римский император Август основал первую курьерскую службу в Римской империи под названием «Cursus Publicus». Это помогло передавать сообщения и информацию об налогах из одного места в другое. Император основал службу на персидской системе, но изменил ее так, что только один человек доставлял посылки или информацию из одного места в другое, а не передавал информацию многим людям. Это был более медленный процесс, но так обеспечивалась большая безопасность.

 

Газеты

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Газеты прошли долгий путь. Первоначально римляне начали издавать записи сенатских собраний под названием «Acta Senatus», которые были доступны только сенаторам. Позже, после 27 г. до н. э., появилась «Acta diurna» - ежедневная газета для «обычных людей».

 

Центральное отопление

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

 

Граффити

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Оказывается, граффити - это не современная художественная форма, и возникла она в Древнем Риме. Ученые нашли граффити при раскопках Помпей, которые были «законсервированы» на века в слое пепла от извержения горы Везувий в 79 году н.э. Одной из многих вещей, нацарапанных на стенах, была фраза: «Я удивляюсь, что стена еще не рухнула от всех этих записей».

 

Канализация

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

 

 

Кесарево сечение

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Цезарь постановил, что всех женщин, которые умирали во время родов, нужно вскрывать для спасения ребенка. Стоит отметить, что данная процедура никогда не предназначалось для спасения жизни матери, однако сегодня процедура радикально изменилась и стала более распространенной.

 

Медицинские инструменты

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Многие из них использовались вплоть до XX века. К примеру, были обнаружены вагинальное зеркало, ректальное зеркало и мужской катетер.

 

Дорожные знаки

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.

 

Городская планировка

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Римляне первыми применили столь распространенное сегодня планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети. Многие из этих городов стали ранними моделями для более поздних проектов, поскольку проектируя города, римляне обнаружили, что они могут контролировать поток трафика, а также повышать эффективность торговли и производства.

 

Фаст-фуд

изобретения Древнего Рима, изобретения Древнего Рима без которых невозможно представить современный мир

Руководству McDonald’s, вероятно, нравится думать, что именно они изобрели фаст-фуд, но это далеко не так. Например, в древнем городе Помпеи явно никто не любил готовить, поскольку в домах людей было найдено несколько кухонь. Вместо этого горожане ходили в «попины» или древние рестораны. Перекусы на ходу были довольно распространенными.

Изобретения древних римлян, которые мы используем до сих пор

Римская империя, просуществовавшая многие века, была высокоорганизованной цивилизации, которая просто не могла не оставить после себя ценные разработки и изобретения.

Цивилизации по праву приписывают невероятные архитектурные, военные, культурные, астрологические и технические подвиги.

Именно оттуда пошли знаменитые философы, врачеватели и полководцы, а точные и гуманитарные науки сохранили неоценимые знания для современного поколения.

Давайте отдадим должное древнему развитому государству и выясним, какие 10 его изобретений мы эффективно применяем в современном мире.

10. Дороги


В 5 веке до нашей эры древние представители нации начали прокладывать дороги и коммуникации, являя миру первые улицы, переулки и проспекты. Этот активный процесс дополнялся черчением первых дорожных атласов и разработкой необходимых правил движения.

По периметру дорог были установлены мильные столбцы, которые можно считать прототипами дорожных знаков. На них указывалась информация о пройденном расстоянии, имена высокопоставленных лиц, названия мест досуга и т. д.

Вымощенные древними римлянами дороги могли служить веками и не требовали «латок», как современные асфальтированные дороги. Строились они в несколько подходов: рылся глубокий котлован, устанавливались каменные блоки, а пространство заполнялось смесью гравия и грязи. Верхний слой представлял собой выпуклые плиты, позволяющие воде стекать.

9. Арочные конструкции


Не менее сложными и интересными являются арочные конструкции Древнего Рима. Население подметило, что арка лучше держит нагрузку чем, например, горизонтальная балка. Проекты арок римляне позаимствовали, усовершенствовав их роскошным дизайном.

Инженеры разбили арки на ряд мелких деталей, уйдя от первоначальной цельной конструкции. Так появились сегментные арки с рядом преимуществ: увеличение потенциального пространства и экономия на строительном материале. Арки по проекту римлян снижали риск наводнения, а опоры были практически неизнашиваемыми.

8. Система отопления


Первые прототипы отопительных систем были также изобретены в Древнем Риме, где уделялось особенное внимание улучшению показателей и удобств жилища. Импровизированные «батареи» были придуманы при попытках справиться с зимними заморозками.

Топить печь было дорого и затруднительно, поэтому инженеры решили запускать горячий воздух в помещение через пустоты колонн. Известно, что пар всегда стремится подняться вверх. Римляне использовали это свойство, подавая нагретый воздух из печи, размещаемой под жилым помещением. Горячий пар заполнял пустоты жилья, тем самым нагревая его.

7. Газета


Первые СМИ появились именно там, где играла существенную роль информированность и образованность населения. Газета тогда представляла собой свиток пергамента, который «журналист» наполнял ручным текстом, освещающим животрепещущие темы государства.

Рукотворная программа получила название «Дела римского народа». После подготовки ее доставляли ключевым личностям в стране прямо в руки либо же вывешивали для общего ознакомления на площадях.

В газете рассказывали о необычных событиях, политических интригах, погоде и природе, жизни великих соотечественников, а также слухах и интригах.

6. Бетон


Первый бетон (речь о высококлассном материале, рядом не стоящим с современным) был изготовлен также в Древнем Риме. Он отличался необычайной износостойкостью, прочностью и надежностью – здания сохранились в изумительном состоянии до наших дней.

Прародителем бетона называют инженера Марка Витрувия, который, согласно историческим летописям, первый соединил пемзу, щебень и пепел в морской воде, получив плотную серую массу. Именно из этой качественной смеси был возведен известный до сих пор купол Пантеона, которому насчитывается порядка 2 тысяч лет.

5. Хирургические инструменты


Первые известные лекари и целители Древнего Рима применяли в работе точные инструменты. Их прототипы подтолкнули развитие современных хирургических приборов и инструментов.

Даже знаменитое кесарево сечение – и то было впервые проведено в Риме. В стране повсеместно применяли технологичный инструментарий в госпиталях и больницах, перевязывая сложные раны, фиксируя переломы и даже останавливая значительные кровотечения.

4. Книжный переплет


Наряду с первыми газетами, в Древнем Риме появились первые «книжные переплеты». Конечно, книг, как таковых, в местных библиотеках не было, так как все сведения фиксировались на пергаменте, каменных табличках и папирусе.

Однако именно римляне догадались прошивать несколько страниц пергамента, создавая своего рода тематические разделы. Таким образом были созданы первые политические документы и кодексы, а также исторические летописи.

3. Римские цифры


Про это наследие древнейшей цивилизации можно было бы и не напоминать. Мы до сих пор активно используем римские цифры для обозначения эпохи или порядкового номера правящего императора.

Имейте в виду, что далеко не все мировые цивилизации имели собственную надежную систему счисления, которая, к тому же, была бы перенесена через многие века в современность.

2. Почтовая служба


Раз уж появились первые газеты и переплеты, то и доставка корреспонденции не могла не развиться. По мере разрастания колоссальных размеров империи понадобились связи между районами, возможность передавать посылки, товары и актуальную информацию.

Знаменитый император Август был родоначальником первой почтовой службы, которая функционировала между провинциями и имела в распоряжении собственный «транспорт» – лошадиные повозки.

1. Сантехника и «санэпидемстанция»


Чистоплотная цивилизация с высоким уровнем организации всегда заботилась о комфорте граждан. В процессе возведения жилья закладывались первые канализационные системы, а также появилась примитивная, но вполне функциональная и качественная сантехника.

В помещении закладывались соединенные друг с другом дренажные трубы, которые обязательно промывались водой, поступающей из местных ручьев. Также римляне заложили водосточные системы, обеспечивающие отток излишней влаги и грязи с уличных дорог.

Современные граждане и даже мировые производства до сих пор применяют технологии и секреты, выявленные заботливыми римлянами многие века назад. Было бы замечательно, если бы и наше поколение оставило для людей будущего уникальные разработки для облегчения жизни и стимулирования дальнейшего развития.


Изобретения древних римлян - FUN-SPACE.ru

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов.

Ниже представлены одни из самых значительных достижений древних римлян.

Купол

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Оружие

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные 'дикими ослами' из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Бетон

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

В Древнем Риме не было слова «бетон». При обозначении таких слов, как раствор, для возведения стен, сводов,- фундаментов, молов и тому подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание «опус цементуй» (opus caementitium), которым и стали называть римский бетон.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Дороги

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия.
Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами.

Клоака Максима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere — чистить) - система канализации в Древнем Риме. Была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Большая клоака сохранилась и функционирует как ливневая канализация до настоящего времени. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй.
Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген, его длина составляла 141 километр.

Понтонные мосты

Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда, и были детищем Юлия Цезаря. Понтонный мост (наплавной) состоящий из плавучих опор и перекрытий.
В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них.

Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор


Источник

Изобретения древних римлян

05.09.2012 13:36 Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов.

Ниже представлены одни из самых значительных достижений древних римлян.

Купол

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Оружие

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные 'дикими ослами' из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Бетон

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

В Древнем Риме не было слова «бетон». При обозначении таких слов, как раствор, для возведения стен, сводов,- фундаментов, молов и тому подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание «опус цементуй» (opus caementitium), которым и стали называть римский бетон.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Дороги

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия.
Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами.

Клоака Максима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere — чистить) - система канализации в Древнем Риме. Была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Большая клоака сохранилась и функционирует как ливневая канализация до настоящего времени. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй.
Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген, его длина составляла 141 километр.

Понтонные мосты

Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда, и были детищем Юлия Цезаря. Понтонный мост (наплавной) состоящий из плавучих опор и перекрытий.
В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них.

Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор


Источник

Ответы@Mail.Ru: что изобрели древние римляни

1. Бетон 2. Арка, точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз. 3. Освещаемые туннели. Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причем, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. . И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казенное масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет. 4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии. Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск. 5. Пешеходная зебра Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли – между камней. Колеса телег тоже ехали между. 6. Центральное отопление. Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шел с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам. 7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твердым покрытием) Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дроги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоеный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. Н По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги. 8. Рыбный соус. Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями. 9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей) 10. Капюшон. В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала. 11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре) . Римская арена была сложным техническим сооружением – ее могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колищзея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъема животных прфймо в центр арены. 12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые).

римские дороги. + у них военное дело неплохо шло

они, сволочи, изобрели бетон, который у них схватывался даже в морской воде. после варваров бетон в следующий раз изобрели аж через 1000 лет

Самое значимое - БЮРОКРАТИЮ в том виде, в каком она есть и сейчас. И РИМСКОЕ ПРАВО, лежащее в основе многих законодательств современных государств.

К ответу Аква-Маринки (оень полному) можно добавить еще "водопровод, сработанный еще рабами Рима"

Химическую завивку и обесцвечивание волос, каблуки на обуви, купол, доходные дома (иногда в пять этажей) , регулярную почтовую службу, доску объявлений, два типа шрифта, конную статую.. . А складную мебель придумали египтяне. У них была "походная кровать военачальника" - почти как современная раскладушка.

"Изобретения древних римлян". 5 класс

  1. Акведук

Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей.

Римский водопровод представлял из себя систему многокилометровых акведуков, огромных очистных сооружений и глиняных трубопроводов, доставлявших воду по всему городу – в термы, частные виллы, фонтаны, искусственные пруды для разведения рыбы…

Более бедные граждане брали воду в фонтанах или пользовались услугами аквариев (водоносов). Римляне собирали и дождевую воду, но пользовались ей только для стирки и уборки, а не для питья.

В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Большинство проходило под землёй. Первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров. Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, его длина составляла 141 километр.

Акведуки стали чудом инженерной мысли римлян.

И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

  1. Канализация

В Древнем Риме впервые появились общественные туалеты на улице и при термах, отделывавшиеся мраморными и керамическими плитами, а порой и украшавшиеся росписью. Нечистоты уходили в стоки под сиденьями, из которых вымывались проточной водой и уносились по системе труб в специальные коллекторы - клоаки. Знаменитый римский водосток КЛОАКА МАКСИМА, построенная в VII–VI веке до нашей эры. Хранительницей всего этого великолепия была богиня Клоакина. КЛОАКА МАКСИМА оставалась самой совершенной системой еще многие века после своего сооружения, существует она и по сию пору. История канализации Древнего Рима хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые служили местом встреч и бесед. Судя по тому, как располагались здесь сиденья, посещения этих заведений было одно из форм досуга горожан и отправления нужды совмещалось с беседой с приятными сердцу людьми. Каменные сиденья образовывали круг - как в амфитеатре. Места хватало почти для 20 человек. Посещение таких фриков было по карману только очень состоятельным гражданам.

Другое неудобство - на холодных мраморных фриках (сиденьях) сидеть удовольствие не из приятных, поэтому посетителям за отдельную плату предоставляли раба, который согревал место перед клиентом. Туалеты были общественные, сидели все вместе, а по центру был симпатичный фонтан для мытья рук. 

Строительство “клоаки” началось в 600 году до н.э

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Но римляне не использовать воду Тибра для питья или мытья. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям.

  1. Фонтаны

Римляне всегда ценили воду. Вода по акведукам поступала в многочисленные фонтаны, которые в те времена существовали отнюдь не ради красоты: они имитировали источники, и жители брали из них воду. В древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Кстати, жители Рима почти не знали желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся в фонтаны проходила тройную очистку - через угольные, песчаные и травяные фильтры. К IV в. в Риме действовало около восьмисот фонтанов и свыше сотни общественных бань.

Подлинно римским изобретением, которым мы используемся по сей день является:

  1. Центральное отопление.

Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шел с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

Напольное отопление (или «теплый пол», как многие его называют) изобретено не сегодня. У древних римлян она называлась ”гипокауст”. То есть уже до н.э. системы подогрева полов являлись не только «обыденным» делом, а, даже, обязательным при устройстве знаменитых римских терм (бань).

Термы в древнем Риме были сделаны с великолепной роскошью. Здесь были и рукомойники из серебра и золота и инкрустированные золотом мраморные кресла для отдыха, ванны с водой подвешивались на цепях к потолку, так, чтобы принимающий её, мог раскачиваться, полы выкладывались гранитом и прекрасной мозаикой,а например для жены императора Нерона держали 500 ослиц, для того чтобы она могла купаться в ослином молоке.

  1. Колизей, театр.

Колизей, как никакой другой памятник, является символом Вечного Города, где жаждущие крови Римляне развлекались боями между гладиаторами, дикими животными, рабами и кем угодно, кого не жалко было истреблять.

Главная часть Колизея - Амфитеатр. построенный в 80-е годы н.э. Он вмещал более 50 тысяч зрителей, которые рассаживались на 3 уровня, в зависимости от их статуса. Арена Колизея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъема животных прямо в центр арены.

Здесь очень часто проводились различные празднования. В ознаменование победы над Дасийцами и Троянцами, например, проводились игры, которые длились 117 дней, во время которых 9тыс. гладиаторов и 10тыс. диких животных дрались насмерть.

Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – ее могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои.

  1. Дороги

Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

Также изобретением римлян были освещаемые туннели.

Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причем, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казенное масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

  1. Правила дорожного движения

За регулирование уличного движения в Риме впервые взялся Юлий Цезарь. Он ввел в действие довольно суровые правила поведения на дорогах. Чтобы избежать столкновений транспорта, были введены улицы с односторонним движением. Кроме того, проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму днем был запрещен. Иногородним владельцам транспортных средств и вовсе запрещалось ездить по улицам города (свой транспорт они должны были оставлять за чертой городских стен).

Функции ГИБДД или транспортной полиции осуществляли специальные службы, состоявшие из вольнонаемных людей. Они должны были следить за тем, чтобы водители колесниц и повозок не устраивали драк на улицах, доказывая свое право проехать первым.

Вместо светофоров действовали специальные скороходы, которые были обязаны на перекрестках перекрывать движение, обеспечивая своим хозяевам беспрепятственный проезд.

Интересно, что в Риме существовал и платный общественный транспорт, предшественник современного такси. Наемные повозки были оборудованы довольно сложными приборами. После того, как повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного ящика в другой сбрасывалось по одному круглому камешку. Прибыв в нужное место, возница и пассажир вместе подсчитывали камешки, а затем производили денежный расчет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *