Как выбрать геотекстиль для дороги: как и какой плотности выбрать геотекстиль – Какой выбрать геотекстиль по плотности
как и какой плотности выбрать геотекстиль
от: (11-10-2017)
Защитить дорожное покрытие от износа даже при высоких нагрузках, укрепить несущий слой грунта и оптимизировать смету на проект – эти и другие задачи поможет решить геотекстиль. Для дороги он станет гарантом, что срок ее службы увеличится в 2,5 раза. Срок службы самого материала составляет не менее 25 лет! Альтернативы по прочностным характеристикам и полезным свойствам просто не найти.
Российские земли примечательны не только обилием полезных ископаемых, но и своей «проблемностью» для устройства дорог. Больше 80% всех грунтов составляют глинистые грунты. Главным противником отечественных дорог становится вода: глины и суглинки прекрасно вбирают в себя влагу и плохо ее отдают. Так что после осенних ливней грунт насыщается водой через поры и пустоты, а потом, как нагрянут первые морозы, влага затвердевает в замкнутом пространстве. При замерзании вода расширяется, объем почвы под дорожным полотном увеличиваются так, что асфальт моментально покрывается трещинами – происходит то, что строители называют «морозным пучением» грунта.
Несложно представить сценарий, который наступит весной: слой грунта под асфальтом оттает, размягчится и перестанет служить опорой для дорожного полотна. Так что колеса автомобилей попросту разобьют дорожное покрытие, словно скорлупу. Но всего этого можно избежать!
Как предотвратить разрушение асфальтобетонного покрытия?
Дорожное покрытие представляет собой многослойный «пирог». Чтобы обеспечить устойчивость всей конструкции к износу, необходимо укрепить ее «основание» (несущий слой) и отвести грунтовые и поверхностные воды от полотна. Создать гидрозащиту поможет геотекстиль: для дороги он станет гарантом, что срок ее службы увеличится в 2,5 раза при общей экономии строительных материалов. Нетканый материал поможет укрепить верхний слой грунта и защитить от попадания влаги под асфальтобетонное покрытие.
При устройстве дорог мы рекомендуем выбирать нетканые материалы из полипропиленовых нитей с показателями плотности от 200 до 500 г/м2. Материалы, изготовленные по технологии «спанбонд» из бесконечных волокон на основе полипропилена (не полиэфира!) устойчивы к механическим нагрузкам, химикатам и широкому диапазону температур.
Основные функции геосинтетиков в «пироге» дорожного полотна
- Эффективное разделение слоев насыпных конструкций: отделяет прослойку песка от других слоев грунта и защищает дренаж от частичек грунта.
- Служит фильтрующей мембраной, сквозь которую беспрепятственной удаляется влага.
- Гидроизоляция – защита от влаги, поднимающейся из нижних слоев грунта к основанию дорожного полотна.
Преимущества использования геополотна в дорожном строительстве
- Долговечность. Срок службы нетканых материалов из полипропиленовых нитей перешагивает отметку в 25 лет! Геосинтетики пригодны для работы в таких условиях, где требуется не только значительная прочность, но и долговечность, которой выгодно отличаются полимеры от альтернативных армирующих материалов (например, от металлических конструкций, имеющих довольно ограниченный срок службы).
- Экономичность: использование геотекстиля препятствует просыпанию в грунт насыпных материалов. Это позволяет значительно сократить общий объем сыпучих строительных материалов и «облегчить» смету проекта.
- Универсальность: геотекстиль не теряет своих прочностных и водопропускных характеристик даже в контакте с различными типами грунтов и агрессивными химическими веществами. Материал сохраняет эффективность даже в экстремальных климатических условиях. А его устойчивость к перепадам температур делает его настоящим «универсальным солдатом»!
- Экологичность: материал абсолютно безвреден для экосреды.
Технология укладки геотекстиля
Площадь для обустройства дорожного полотна перед укладкой геотекстиля необходимо тщательно подготовить, удалить все неровности: удалить булыжники и выкорчевать пни, заполнить грунтом углубления и выбоины и утрамбовать. Затем при помощи спецтехники (дорожного фреза) проводится фрезерование. Высота среза верхнего слоя почвы достигает от 20 до 80 см.
Перед раскаткой рулонов устанавливается деревянная опалубка. Затем раскатываются рулоны геоматериала таким образом, чтобы края выступали дальше насыпи. Раскатка производится вручную, материал поэтапно скрепляется с грунтом анкерами, нагелями или скобами с шагом в 1,5-2 метра. Следует избегать складок и тщательно разравнивать каждый участок полотнища перед его фиксацией!
Чтобы обеспечить непрерывность покрытия, полотна следует скреплять между собой сварным способом. Разные варианты укладки геотекстиля дадут различный результат:
- поперечная укладка дает более плотную структуру покрытия;
- раскатывание в продольном направлении значительно ускорит монтаж.
Следует помнить, что грамотная укладка геоматериалов с соблюдением технических требований позволит предотвратить основные угрозы, которые сулят разрушение дорожного полотна: осадки грунта и образование колеи, осыпание склонов.
«Универсальный солдат»: в каких сферах используется геотекстиль?
Геотекстиль широко используется как при строительстве дорог в жилом секторе, так и для возведения автострад и дорог с предполагаемой высокой транспортной нагрузкой. Его используют даже при строительстве аэродромов и в железнодорожном строительстве!
И конечно, материал просто незаменим при ремонте и расширении дорожного полотна, а также на мягких, слабонесущих грунтах, где с его помощью формируется армирующий слой.
Геотекстиль применяется также в следующих проектах:
- обустройство дренажных систем и дренажных (разделительных) слоев;
- обустройство аэропортов и железнодорожных путей;
- установка фундаментов зданий;
- балластировка трубопроводов;
- обустройство берегов рек и каналов, водоемов и водохранилищ;
- укрепление склонов;
- монтаж инверсионной кровли;
- обустройство садовых дорожек, монтаж отмосток;
- сельскохозяйственный сектор: мульчирование почвы, укрывной материал.
Технические специалисты компании ПКП «Ресурс» помогут выбрать подходящий именно для вашего проекта геотекстиль. Купить материал по доступным ценам, оптимизировать общую смету на строительный проект и доставить заказ точно в срок!
ПКП «Ресурс» более 15 лет является поставщиком геоматериалов на ключевые строительные площадки Ленинградской области и всей России, среди которых трассы М-1 Беларусь, М-4 Ростов-на-Дону – Краснодар и другие. Мы накопили достаточный опыт и будем рады укомплектовать материалы для вашего проекта!
- Мы работаем напрямую с крупнейшими производителями геосинтетиков и готовы предложить разумные цены на материалы.
- В нашем распоряжении есть собственная логистическая служба! Оснащенный автопарк позволяет формировать и доставлять заказы максимально быстро, укомплектовывать заявки «с колес».
- Собственные складские площади позволяют поддерживать в наличии ходовые позиции. А это значит, мы сможем помочь Вам с даже «горящей» заявкой!
Получить консультацию по использованию материала, заказать и купить дорожный геотекстиль Вы всегда можете по телефону (812) 770-44-07.
Какой геотекстиль использовать для дороги?
Геотекстиль — материал универсальный, подходящий для решения целого ряда непростых задач в строительстве и ремонте. Его применяют и в ландшафтном дизайне (при мощении садовых дорожек), и даже в такой «серьёзной» сфере, как дорожное строительство. Не удивительно, что вопрос «Как выбрать геотекстиль для садовых дорожек и как правильно стелить геотекстиль?» волнует многих частных домовладельцев.
Для чего нужен геотекстиль?
Правильное применение геотекстиля для мощения садовых дорожек не только позволяет сделать их ровнее, красивее и ухоженнее, но и обеспечивает продление срока их эксплуатации. Это достигается за счёт того, что они способны:
- положительно повлиять на несущие способности дорожки;
- предупредить возможность деформации полотна дорожки в процессе использования;
- разделить разные строительные материалы на слои и предупредить их смешивание;
- предупредить рост сорной травы во швах.
Какой геотекстиль нужен для укладки тротуарной плитки?
Одним из наиболее популярных материалов для мощения садовых дорожек сегодня является тротуарная плитка. Правильно проведённые работы позволяют добиться отличного результата и обеспечить долговечное покрытие. Однако, для того, чтобы это стало возможным, необходимо использовать геоткань. В противном случае плиточное покрытие уже через 2‒3 сезона деформируется и утратит свой внешний вид и функциональность. Поскольку разные виды геоткани имеют разные характеристики, правильный подбор этого материала играет важную роль. Физико-механические параметры геотекстиля зависят от плотности материала, которая измеряется в граммах на 1 кв. м. Чем выше показатель, тем плотнее и прочнее материал. В случае с дорожками из тротуарной плитки показатели плотности должны варьироваться в диапазоне от 100 до 250 г/м2. Подбор в этих рамках осуществляется исходя из предполагаемых нагрузок. Хорошо зарекомендовала себя при мощении плитки иглопробивная геоткань, для производства которой применяют полимеры. Благодаря ей песчано-щебневое основание хорошо удерживает объём и форму, поэтому дорожка не подвергается деформированию даже после нескольких длительных затапливаний.
Как стелить геотекстиль?
Работы по укладке геотекстиля должны проводиться правильно, с соблюдением всех технологических процессов. Только так можно добиться желаемого эффекта. При монтаже важно правильно рассчитать нагрузки, поскольку от них зависит толщина основы под дорожку. Так, для обычных садовых дорожек будет достаточно основы толщиной 20 см, а для территорий, на которые будут заезжать автомобили, — 30 см. Порядок проведения работ следующий:
- Снятие слоя грунта лопатой с учётом расположения бордюров выше его поверхности;
- Насыпание подушки из песка, благодаря которой достигается эффект выравнивания;
- Настилание геотекстиля с лёгким натяжением по всей длине и нахлёстом от 10-ти см. Скрепление его швов промышленным степлером;
- Насыпание слоя щебня толщиной до 5-ти см;
- Настилание ещё одного слоя геотекстильного материала;
- Насыпание сверху слоя песка толщиной до 4-х см;
- Ожидание плотного слёживания всех слоёв и начало работ по мощению тротуарной плитки.
Заказать работы по настилу геополотна можно в компании «ИМС-КОНСТРУКТ»!
Основа из геотекстиля для дороги и дорожек на участке
Использование геотекстиля при обустройстве участка экономически вполне обосновано. И чем тщательнее обустраивается территория участка, тем сохранней будут деньги, чище и суше одежда и обувь.
Ни ямы, ни канавы
Любая пешеходная дорожка и автодорога построена по одному и тому же принципу. После необходимой планировки местности с участка выбирается грунт. Получившееся «корыто» исходя из требований по несущей способности послойно заполняют щебнем, гравием, песком. Каждый отдельный слой при этом выполняет свою важную роль. В принципе, чем глубже выбирается исходный грунт, чем больше толщина всех слоёв, чем точнее соблюдается технология их укладки — тем качественнее будет дорога. И тем дольше она прослужит.
При ответственном подходе к дорожному строительству, как правило, выполняется весь необходимый комплекс работ. Для второстепенных же дорог технологию часто до предела упрощают. На кое-как выровненное основание отсыпается щебень, немного выравнивается — и готово. Добавление гравия позволяет получше уплотнить покрытие. Но всё это не спасает от регулярных ремонтных работ. А в некоторых местах ремонт дорожного полотна требуется и после каждого серьёзного дождя. В чём причина?
Основной разрушающий фактор, как и всегда, вода. На влажных почвах под воздействием нагрузок от проходящего транспорта происходит вдавливание и проседание щебня в мягкий грунт. Кроме того, из песчаной прослойки вымывается песок, который с потоком воды проникает в слой щебня. Мелкие частицы грунта под её воздействием более интенсивно просачиваются в насыпное основание. В результате образуется обладающая большой плотностью грязекаменная смесь, которая уже не способна выполнять дренажную функцию и отводить лишнюю воду. Основание дороги начинает напоминать пористую губку, впитывая всё большее количество влаги. В результате зимой этот слой расширяется при замерзании. Снижается несущая способность дорожного полотна и в итоге происходит его разрушение. Брусчатка и плитка, которые со временем вместо хорошо отводящей воду песчаной прослойки оказываются на такой поверхности, начинают что называется «бухтеть». Появляются провалы и лужи.
Минимизировать наносимый водой вред и снизить риск разрушение дорог позволяет геотекстиль. Геотекстиль разделяет и армирует все слои насыпного основания, не допуская их смешивания и взаимопроникновения. При этом его высокая фильтрующая способность позволяет прекрасно отводить воду. Геотекстиль используется и при обустройстве садовых дорожек, парковок и подъездных путей к гаражу, внутренних двориков. При его использовании подстилающий слой дорожного покрытия и грунт не смешиваются. Компенсируется динамические и статические нагрузки поверхности. Предотвращается вымывание песка, уложенного под брусчатку или тротуарную плитку. Мощёные поверхности остаются ровными и неподвижными.
Основные свойства геотекстиля
Высокий модуль упругости, благодаря которому материал может воспринимать значительные нагрузки и выполнять функцию армирования при относительно малых деформациях.
Способность выдерживать большое удлинение при разрыве (в зависимости от плотности материала — до 55%). Таким образом, местные повреждения не приводят к разрушению материала, и он продолжает выполнять свои функции.
Высокая фильтрующая способность, обусловленная структурой материала, позволяет обеспечить гарантируемое качество фильтрации под давлением и в условиях сильной вибрации.
Химически инертный, экологически чистый материал.
Исполняя роль текстильного фильтра, геотекстиль взаимодействует с подстилающим грунтом и препятствует выносу из него пылеватых частиц не только превышающих размеры фильтра, но и более мелких, за счет самопроизвольного образования грунтового фильтра. Поэтому отжатая в дренирующий слой под воздействием транспорта свободная вода его не заиливает, что приводит к увеличению несущей способности системы «зернистое основание — текстильный фильтр». Армирующий эффект достигается за счет собственной прочности и высокого начального модуля упругости, перераспределения напряжений в грунте — передачи нагрузки с более загруженных зон на соседние не загруженные участки.
«Правильная» и долговечная дорога
Исполняя роль текстильного фильтра, геотекстиль взаимодействует с подстилающим грунтом и препятствует выносу из него частиц. Поэтому отжатая в дренирующий слой под воздействием транспорта свободная вода его не заиливает, что приводит к увеличению несущей способности. Высокая пористость материала обеспечивает свободный пропуск воды как снизу вверх, так и сверху вниз. Армирующий эффект достигается за счет собственной прочности и высокого начального модуля упругости, перераспределения напряжений в грунте — передачи нагрузки с более загруженных зон на соседние не загруженные участки.
При проведении дорожных работ геотекстильное полотно применяют в качестве подосновы для устройства временных дорог и подъездных путей. По той же технологии могут выполняться и работы по устройству внутри поселковых дорог.
Технология работ с геотекстильным полотном проста. В процессе укладки материала особых трудностей не возникает. Слой геотекстиля раскатывают в продольном направлении по всей ширине грунтового основания. Полотна не нуждаются в скреплении, достаточно уложить их с перехлёстом краёв в пол-метра. Поверх материала выполняется отсыпка дорожного полотна. Высокая прочность геотекстиля позволяет не опасаться за качество работ, так как полотно способно выдержать вес движущейся по нему тяжёлой дорожной техники.
Слой геотекстиля выполняет армирующую функцию, компенсируя динамические и статические нагрузки и позволяя перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличив тем самым его несущую способность. Колееобразование снижается, а осадка полотна дороги идет более равномерно. Использование геотекстиля позволяет без какого-либо ущерба качеству снизить расход щебня и песка, сохранив при этом несущую и дренирующую способность основания дороги, существенно сократить сроки работ, снизить стоимость эксплуатации и ремонта. При этом долговечность конструкции только повышается.
Долговечная мощеная дорожка
Появляющиеся со временем на мощеных тротуарной плиткой или брусчаткой дорожках и площадках провалы, лужи и наледи дело обычное. Они не только портят внешний вид пешеходной зоны, но и затрудняют движение. Иногда мощеные площадки испытывают ещё более сильные нагрузки, как это происходит с парковочными площадками, подъездами к участку и гаражу. В этом случае колеи и провалы могут образовываться даже при условии укладки плитки и камня на бетонную подготовку.
В зависимости от планируемой нагрузки грунт вынимается на глубину 20-50 см. Основание выравнивается и утрамбовывается. Первый слой геотекстиля застилается на дно и стенки получившейся канавы так, чтобы оставался запас и его края немного выступали над уровнем земли.
Прямо на полотно насыпается и равномерно разравнивается по всей поверхности слой щебня толщиной около 15 см. Поверх него настилается второй слой геотекстиля. Чтобы песок не проникал в щебень, перехлёст полотен должен быть не менее 30 см. Поверх геотекстиля производится песчаная отсыпка толщиной порядка 10 см. На неё по традиционной уже технологии укладывается камень или тротуарная плитка. Уложить покрытие можно и на раствор. Такой способ укладки позволяет создать ровную и удобную дорожку, которая прослужит много лет.
Проблема с доступностью геотекстильного материала на сегодня уже решена. И хотя полотно выпускается рулонами длиной по 100 метров, приобрести его можно именно в том количестве, которое и необходимо.
Укладка дороги с геотекстилем | otremontirovat25.ru
Россия была и остается страной, в которой господствуют весьма неблагоприятные погодные условия. Это сильно затрудняет любые виды строительства, особенно строительства дорожного покрытия. Поскольку более 85% всего грунта содержит глину, это весьма негативно отражается на строительстве дорог. Ведь глина отлично впитывает влагу и плохо ее отдает, а это представляет серьезную опасность для дорожного покрытия, ведь при замерзании асфальт может трескаться и терять свою несущую способность. К счастью, на рынке современных строительных материалов появился геотекстиль, который сводит любые дорожные дефекты и проблемы к минимуму.
Геотекстиль – эффективно и просто!
Любое дорожное покрытие имеет в своей основе своего рода многослойный «торт». Каждый из слоев или «коржей» этого торта имеет свое предназначение и функцию.
Но, самое главное, чтобы в качестве основы такого многослойного покрытия находился самый крепкий и прочный «корж». Именно такую функцию в дорожном покрытии успешно выполняет геотекстиль.
Данный материал решили применять в дорожном строительстве из-за его прочности, надежности и износостойкости. К примеру, каких целей можно достигать в дорожном строительстве, используя геотекстиль:
- Армировать и укрепить насыпи и откосы.
- Защитить почву от эрозии и предотвратить смешивание почвенных слоев друг с другом.
- Фильтровать грунт, что включает в себя замедление проникания грунтовых частичек в дренаж.
- Гидроизоляция грунта, а именно полное предотвращение доступа грунтовых вод в рабочую поверхность дорожного покрытия.
- Процесс укладки и применения геотекстиля.
Весь процесс подготовки и укладки геотекстиля в дорожном покрытии делится на несколько основных этапов:
- Подготовка основания.Прежде чем произвести укладку геотекстиля необходимо очистить всю площадь от крупного мусора: камней, булыжников, пней и прочих крупных элементов. Также нужно выровнять поверхность, засыпав глубокие рвы и канавы. Затем, подготовленную поверхность фрезеруют при помощи специальных рабочих фрез и заполняют существующие щели, зазоры или пустоты битумной эмульсией.
- Укладка геотекстиля.Прежде чем раскатать рулоны геотекстиля, на участке дороги устанавливается опалубка. После того, как рулоны геотекстиля раскатаны, сверху он засыпается песком. Толщиной слоя минимум 30 см. После утрамбовки песка, края геотекстиля заворачивают через предварительно сделанные специальные валики по бокам дороги и крепят их нагелями.
- Укладка асфальта. Перед тем как асфальт будет уложен, дорожному покрытию задают определенный угол наклона, для стока дождевой воды в ливневку. Перед укладкой асфальта на дорогу производится установка бордюров и люков. Толщина асфальтного слоя дороги зависит от интенсивности использования этого участка, а также от тоннажа автомобилей, которые часто будут двигаться по ней. Как правило, толщина асфальта в придомовой территории 4-5 см. Если же ожидаются более серьезные нагрузки, то рекомендуется вначале укладка крупнозернистого слоя, а сверху – мелкозернистого. Асфальтное покрытие дороги обычно выполняется в сухую и теплую погоду, поскольку асфальт – это горячий продукт. Если же укладка покрытия проходит в холодное время года, то от рабочих требуется оперативность и быстрота действий.
Использование геотекстиля – это гарантия надежности и долговечности дорожного полотна. С его применением, асфальтное покрытие может прослужить от 7 до 10 лет. Если же укладывать асфальт без геотекстиля, то за долговечность дорожного полотна никто не может ручаться.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕОТЕКСТИЛЯ
Работы выполняются в соответствии с требованиями действующих документов (СНиП 3.06.03-85 автомобильные дороги, ОДМ 218.5.003-2010).
Особенности технологии связаны с устройством слоев, непосредственно контактирующих с прослойкой из Геоматериала (далее ГМ), и введением дополнительной операции по укладке ГМ. Последняя операция ввиду технологичности ГМ, удобной формой их поставки (рулоны), обычно не сдерживает строительный поток и выполняется быстрее других. В связи с этим принимаемая длина захватки не связана обычно с укладкой ГМ, но желательно соблюдать кратность длины захватки длине материала в рулоне.
Общие технологические схемы выполнения работ приведены на рис.1 применительно к устройству защитных, фильтрующих и дополнительно дренирующих прослоек под песчаным дренирующим слоем, на рис. 2 – к устройству разделяющих прослоек под нижним слоем основания, на рис. 3 – к устройству разделяющих и армирующих прослоек при возведении насыпи на слабом основании.
Рис. 1. Технологическая схема по устройству защитных (фильтрующих и дополнительно – дренирующих) прослоек из геотекстиля под песчаным подстилающим слоем дорожной одежды: 1 – ГМ; 2 – автогрейдер; 3 – автомобиль-самосвал; 4 – каток на пневмошинах; 5 – последовательность проходов катка; 6 – бульдозер.
Рис. 2. Технологическая схема по устройству разделяющих прослоек из геоматериала «ГЕОТЕКС» под основанием дорожной одежды:
1 – бульдозер; 2 – автомобиль-самосвал; 3 – каток; 4 – последовательность раскатки полотен; 5 – ГМ.
Рис. 3. Технологическая схема по устройству разделяющих и армирующих прослоек из геоматериала «ГЕОТЕКС» на слабом основании: 1-4 – ГМ; 5 – бульдозер; 6 – автомобиль-самосвал.
Рис. 4. Схема укладки геоматериала «ГЕОТЕКС» при строительстве на слабом основании (а) в том числе в сочетании с более жестким армирующим материалом – георешеткой «АПРОЛАТ» (б).
УКЛАДКА ГЕОТЕКСТИЛЯ В НИЖНИХ СЛОЯХ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ И ОСНОВАНИИ НАСЫПИ
Операции, связанные с устройством прослоек из ГМ в нижних слоях дорожной одежды и основании насыпи, включают в себя:
- подготовку грунтового основания под укладку;
- укладку и крепление ГМ;
- отсыпку вышележащего слоя.
Остальные операции следует вести по типовым технологиям и в соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 и других нормативных документов.
I ПОДГОТОВКА
- Основание (поверхность земляного полотна или песчаного дренирующего слоя) перед укладкой ГМ должно быть надлежащим образом уплотнено и спрофилировано.
- При устройстве прослойки из ГМ в основании насыпи, сложенном слабыми грунтами, подготовка может не выполняться, если отсутствует опасность повреждения ГМ.
- При наличии глубокой колеи или ям по возможности их засыпают грунтом, планируют автогрейдером или бульдозером.
- Кустарник, деревья вырубают и спиливают в одном уровне с поверхностью. В этом случае корчевка пней может не проводиться.
- Если в момент производства работ на участке имеются поверхностные воды, то отсыпают защитный слой из местного грунта толщиной 20-30 см, но не менее, чем на глубину подтопления.
II УКЛАДКА
Укладку геосинтетических материалов выполняют вручную путем раскатки рулонов вдоль земляного полотна, начиная с низовой (по отношению к стоку воды) стороны. Отдельные полотна укладывают с перекрытием их краев на 0,2 м, начиная от бровок земляного полотна, к оси. Одновременно с укладкой краевые участки полотен в торцевой части и в местах нахлеста закрепляют анкерами (скобами) на поверхности грунтового основания. Перед креплением определенного участка полотна (на длине 15-20 м), оно должно быть выровнено и уложено с легким натяжением без складок. Анкера представляют собой стержни из проволоки диаметром 4-5 мм длиной 20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концами. Скобы — аналогичных размеров, но имеют П образную форму. Закрепление необходимо для фиксации полотен в проектном положении, предотвращающем их смещение от действия ветровой нагрузки и в процессе отсыпки вышележащего грунтового слоя. Анкера устанавливают через 8-10 м по длине полотен и в двух точках по ширине.
Укладка полотен на слабых основаниях может быть выполнена вдоль земляного полотна при устройстве защитных, но не армирующих прослоек. Ее ведут путем раскатки рулонов вручную звеном из трех дорожных рабочих. После раскатки первых метров краевую часть (по ширине) полотна прижимают к грунту двумя-тремя анкерами. При дальнейшей раскатке производят периодическое разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и креплением к грунту анкерами через 1,5-2,0 м. Полотна укладывают с перекрытием и при необходимости дополнительно соединяют. Величину перекрытия назначают не менее 0,5 м. Укладка полотен в поперечном направлении предпочтительна и обязательна, если необходимо обеспечить равнопрочность полотна по ширине насыпи (устройство прослойки с целью армирования). Перекрытие полотен в этом случае должно быть не менее 0,4 м; полотна крепят друг к другу анкерами, устанавливаемыми на ширине перекрытия через 1,5-2,0м. При обеспечении прочного соединения, например, сшиванием краевые зоны полотна перекрываются на 0,1 м.
Уложенную и закрепленную прослойку визуально проверяют на качество выполнения работ (отсутствие складок, прорывов полотна, правильность установки анкеров, соответствие проектному положению) и результаты осмотра оформляют актом на выполнение скрытых работ с указанием данных о марке ГМ и паспортных данных на ГМ.
III ОТСЫПКА ЩЕБНЕМ
Работы по отсыпке лежащего непосредственно над ГМ слоя выполняют с соблюдением следующих условий:
- прослойка в течение смены должна быть перекрыта отсыпаемым материалом;
- проезд транспортных средств, в том числе занятых на строительстве, по незащищенной поверхности прослойки должен быть исключен;
- расстояние вдоль строительного потока между техникой, занятой на отсыпке, и звеном рабочих на укладке должно составлять не менее 20 м.
Доставку и отсыпку материала вышележащего слоя осуществляют автомобилями-самосвалами, выгружая его равномерно по всей ширине слоя. Одновременно с отсыпкой производят распределение материала бульдозером поэтапно, не менее, чем за три прохода, смещая на прослойку сначала верхнюю часть отсыпанных объемов. Все работы выполняют по способу «от себя».
УКЛАДКА ГЕОТЕКСТИЛЯ НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ
При строительстве в условиях слабых оснований толщина отсыпаемого слоя грунта в плотном теле должна быть не менее 40 см при разовом пропуске транспорта. Основные технологические процессы по устройству различных конструкций укрепления откосов с применением ГМ назначаются в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Дополнительно выполняются лишь операции по укладке полотен ГМ.
Операции по укладке ГМ при укреплении поверхности откосов включают:
- подготовку (при необходимости) траншеи вдоль бровки земляного полотна для закрепления прослойки в верхней его части;
- транспортировку рулонов к месту строительства, их разгрузку и распределение вдоль откоса, подготовку рулонов к укладке;
- укладку ГМ;
- закрепление полотен в верхней и (при необходимости) нижней части откоса.
Подготовку траншеи выполняют, если не предусмотрен иной вариант закрепления прослойки ГМ в верхней части откоса, например, путем укладки ее под конструкцию укрепления обочин. Траншею треугольного сечения с заложением откосов 1:2, глубиной 0,4 м или трапецеидального сечения с заложением откосов 1:1, глубиной 0,3 м и шириной по низу 0,2 м устраивают на расстоянии 0,2-0,6 м от бровки земляного полотна.
Укладку полотен ГМ выполняют путем продольной или поперечной раскатки рулонов на поверхности откоса. Характер раскатки определяется конкретными условиями строительства. Продольная раскатка рулонов технологически предпочтительна для относительно пологих откосов с заложением 1:2 и выше. Поперечная раскатка рулонов обеспечивает лучшие условия для закрепления создаваемой прослойки в верхней и нижней частях насыпи и большую сопротивляемость ее возникающим сдвигающим усилиям. Такая раскатка предпочтительна для укрепления откосов насыпей значительной высоты.
Продольную раскатку рулонов выполняют вручную полосами с нижней части насыпи с взаимным перекрытием не менее 0,2 м. В процессе раскатки полотна периодически через 10-15 м разравнивают и прижимают к поверхности откоса анкерами или скобами. Анкера и скобы устанавливают в 2-3 точках по ширине рулона через 5-6 м по его длине.
Поперечную раскатку выполняют от бровки насыпи. Для этого предварительно край полотна закрепляют анкерами или скобами на поверхности насыпи, после чего рулон постепенно опускают к подошве насыпи, обрезают, полотна разравнивают с легким натяжением за нижний конец и закрепляют через 4-5 м анкерами или скобами. Рулон поднимают на поверхность откоса и повторяют операцию. Соседние полотна должны иметь перекрытие не менее 0,1-0,15 м. Перемещение рулона в нижнее положение с одновременной раскаткой и обратно можно выполнять вручную с помощью установки в центр рулона тонкой трубки, стержня или веревки.
При устройстве конструкций укрепления откосов, предусматривающих заглубление ГМ в тело земляного полотна, укладку полотен ГМ выполняют в процессе послойного возведения земляного полотна. При этом рулоны раскатывают в продольном направлении, если ширина полотен достаточна с точки зрения их заделки в грунт или есть возможность обеспечить равнопрочность швов при соединении отдельных полотен. В остальных случаях рулон ГМ раскатывают в поперечном к оси насыпи направлении.
Раскатку рулонов выполняют от предварительно обозначенной линии разметки с периодическим разравниванием, натяжением и креплением полотен к поверхности грунта анкерами в двух-трех местах по ширине рулона и через 10-12 м по длине. Величина взаимного перекрытия соседних полотен не менее 0,2 м при выводе ГМ на поверхность откоса; в других случаях полотна укладывают вплотную без перекрытия.
Если предусмотрен вывод ГМ на поверхность откоса, свободные его края крепятся к поверхности откоса ниже уровня укладки ГМ анкерами или скобами.