Какой князь заложил десятинную церковь в киеве: Когда построили первую каменную церковь на Руси

Десятинная церковь в Киеве – новая археология

Марина Тимашева: Российские и украинские археологи завершили большую совместную работу по изучению Десятинной церкви в Киеве. Результатом ее стало то, что представление ученых об этом памятнике, а значит, и обо всей древнерусской архитектуре буквально перевернулось. С заведующим сектором архитектурной археологии государственного Эрмитажа Олегом Иоаннисяном беседует Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Десятинная церковь — древнейший каменный храм Древней Руси, но это памятник не русский и не украинский, археологи считают, что именно он заложил основу древнерусской архитектуры. Он дожил до середины XIII века и погиб при взятии Киева монголами, — говорит заведующий сектором архитектурной археологии государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян.

Олег Иоаннисян: Руины его еще довольно долго стояли, да вплоть до начала 19 века, потихоньку разрушаясь, и в начале 19 века была предпринята первая, всем известная попытка его исследований петербургским архитектором Ефимовым.

Потом на этом месте была возведена новая церковь, уже в 19 веке, по проекту Стасова. Очень неудачная, но, тем не менее, она стояла. И в свою очередь та была снесена уже в 30-е годы. Второй раз к исследованиям церкви вернулась, кстати, еще пока стояла стасовская церковь, Императорская археологическая комиссия в самом начале ХХ века. А затем, уже после сноса стасовской церкви, исследования были проведены моим учителем покойным Михаилом Константиновичем Каргером. С тех пор памятник стал хрестоматийным, знания о нем были положены в основу всех наших знаний о дальнейшем развитии архитектуры Древней Руси. Но время прошло, и мы в целом себе ход русской и византийской архитектуры представляем уже более детально. С этой точки зрения масса вопросов возникла к самой Десятинной церкви в том виде, в каком она была исследована. Все мы это прекрасно знали, но территория была благоустроена, там был устроен такой археологический парк. Остатки Десятинной церкви были не музеефицированы, они были трассированы по поверхности земли.

Татьяна Вольтская: Я была там когда-то. Можно было просто пройтись ногами по следам фундамента.

Олег Иоаннисян: Это был макет фундаментов, сделанный выше, метра на полтора-два, с тем, чтобы подлинные фундаменты сохранить. Но в какой-то момент возникла ситуация, что к исследованиям можно вернуться. И возникла она вот, в связи с чем. При одной из меняющихся сейчас на Украине властей (а идея возникла в первый раз еще при президенте Кучме) решено было на этом месте возродить святыню, то есть построить храм, как и в 19 веке. Что строить? Непонятно. Строить церковь, которая погибла еще в 13 веке? Оснований для этого даже самые хорошо проведенные исследования не дают. Строить то, что построил Стасов, никто не хотел. А ансамбль сложился уже вокруг. Как только на Украине начинает меняться власть, этот вопрос опять возникает. И вот в 2005 году эти исследования опять начались. Ни я, ни мой киевский коллега Глеб Юрьевич Ивакин не думали, что нам посчастливится с этим памятником работать и вырастить на нем теперь уже наших учеников.

Результаты оказались совершенно неожиданными. Памятник оказался, с одной стороны, такой, каким мы его знали, а, с другой стороны, совершенно другим. Десятинная церковь перестает быть сейчас, в нашем понимании, тем объектом, с которого все началось. Из нее дальнейшая история русской архитектуры не идет. Она — памятник переходный, она с трудом влезает в стандарты собственно византийские, не открывает еще собой галерею всех последующих построек. Она промежуточная. Не только потому, что она первая на Руси. Ведь ее строили византийцы, но она и для византийской архитектуры нестандартна. Та классическая схема, что пришли императорские мастера из Константинополя, ее построили, поползла по швам. Да, они там присутствовали, но не только им принадлежала ведущая роль. Мы сейчас увидели явно и отчетливо почерк совсем другой архитектурной традиции — болгарской. Почерк мастеров Первого Болгарского царства. Десятинная церковь не копирует собой, в то же время, памятники болгарские. К тому же, когда ее начали строить, Первого Болгарского царства уже 15 лет как не существовало, оно оказалось завоеванным той же самой Византией, стало частью Византии.
Просто Византийский Император, посылая мастеров на Русь, каким-то образом составил эту команду так, что туда вошли и греки, и болгарские мастера, и там все поровну. А поскольку найти буквальных аналогий пока не удается ни в Болгарии, и в самой Византии, ценность этого объекта невероятна. Разговоры о том, что памятник, в общем, ни на что не похожий, велись еще после первых исследований этой церкви, которые велись в самом начале ХХ века, еще когда стояла стасовская церковь, на доступных для исследований ученых. Вот тогда, оценивая их, Дмитрий Власьевич Айналов наш выдающийся петербургский историк архитектуры, историк искусств, византинист, впервые тогда сказал о том, что этот памятник не влезает ни туда, ни сюда, это не история русской архитектуры, это ее предыстория, и так к нему надо относиться. Вот сейчас мы опять вернулись к этой точке зрения, спустя ровно столетие. Выяснилась еще одна вещь, и связано это уже, к сожалению, с вопросом о дальнейшей судьбе этой территории. Вот этот парк вы помните, видели.
Он перестал сейчас нравиться. По одной простой причине: территория в самом центре Киева, такой лакомый кусочек, чтобы оставить его без застройки. Естественно, что бизнес-центр или отель там не построишь. Там можно построить, опять же, храм. Уже на строительство его можно столько денег забухать, да к тому же одна из конфессий, которая его получит, это же недвижимость… И вот сейчас игры начались вокруг этого. Сейчас эту деятельность по строительству в очередной раз удалось затормозить. И здесь в чем-то сыграли и наши совместные с киевскими коллегами усилия по приостановке этого процесса. Рекомендации, которые мы вырабатывали о необходимости исследования теперь уже не только участка Десятинной церкви, а всей Старокиевской горы — это ядро государства древнерусского, первый христианский центр на Руси, исток того, из чего потом выросла и Россия, и Украина, и Белоруссия, и многое вообще в христианском мире. Это продолжение истории Византии, то, что связано с историей Болгарии. Памятник цены не имеет.
Поэтому эту ситуацию нам удалось каким-то образом заблокировать сейчас, но работать в этом направлении еще надо, опасность эта не ушла. На этот год раскоп засыпан, и здесь нужно большое спасибо сказать ФИФА, потому что из-за самого факта проведения футбольного европейского чемпионата в Киеве вопрос о каком-либо строительстве в центре Киева отпал сам по себе, и встал вопрос о хотя бы временном благоустройстве этой площадки. И если удастся добиться того решения, которое уже созрело…

Татьяна Вольтская: Значит, открытие?

Олег Иоаннисян: Да, мы сейчас подтвердили открытие, сделанное в начале ХХ века, по-новому его прочитав.

Татьяна Вольтская: Самое интересное, что киевская проблема — угроза застройки участка, бесценного с точки зрения археологии — как две капли воды похожа на проблему петербургскую, где существует угроза застройки Охтинского мыса с остатками крепости Ниеншанц и другими ценнейшими вновь открытыми памятниками, — говорит Олег Иоаннисян.

Главный вопрос — что делать с этим участком земли.

Олег Иоаннисян: Что делать? Строить там бизнес центр, реконструировать эти валы? Я, например, и против того, и против другого. Главное — сохранить. Это ландшафтная зона. Если вы бывали в Киеве и видели этот парк, вот, по идее, то же самое должно был в Ниеншанце.

Татьяна Вольтская: Вот эта идея о парке архитектурном, она вам кажется как?

Олег Иоаннисян: Я постоянно, возвращаясь к Ниеншанцу, говорю, что здесь нужно было сделать то, что еще в 1982 году было сделано в Киеве — идея археологического парка.

Десятинная церковь в Киеве на современном этапе изучения: rublev_museum — LiveJournal

Научный коллектив Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева намедни получил информацию от своих киевских коллег, что 14 сентября 2015 г. начались работы по сохранению остатков первого каменного храма Киевской Руси. На днях Киевская администрация наконец утвердила проект консервации и трассировки фундамента (выявление на поверхности бутовой декоративной кладкой) Десятинной церкви. Как заявил на пресс-конференции 14 сентября секретарь Киевсовета Алексей Резников, «фундамент Десятинной церкви — это сакральное место Киева и мы должны оставить потомкам возможность видеть и понимать, как это было».

В ходе пресс-конференции был поставлен вопрос о 40 миллионах гривен, которые государство выделило на консервацию остатков Десятинной церкви в 2013 г. Свой комментарий на столь острую тему дал начальник управления Министерства культуры Украины Яков Дихтяр: «эти деньги предназначались на то, чтобы создать павильон над фундаментами храма. Предусматривалось, что павильон станет платформой, на которой планировалось разместить современную церковь. Поэтому и понадобилась столь внушительная сумма. Но ее не истратили, в конце 2013 года вернули государству» …

Уже десять лет в историческом центре столицы на Старокиевской горе, где в княжеские времена стоял первый каменный храм Руси — Десятинная церковь, огорожена забором обширная площадка. Здесь длительное время проводились археологические раскопки, а после их завершения в 2010 г. фундаменты церкви засыпали песком и глиной. С тех пор сакральное место имело вид пустыря, обнесенного неприглядной оградой. И вот наконец там стартовали работы, результатом которых станет консервация остатков храма и благоустройство территории. Через три месяца они должны завершиться, и тогда все желающие смогут прийти на место, где более 1000 лет назад по велению киевского князя Владимира была возведена Десятинная церковь.

Инициатором проекта выступила ОО «Андреевский-Пейзажная инициатива». Работы будут осуществляться в рамках проекта «Сделаем вместе». Председатель «Андреевско-пейзажной инициативы» адвокат Марина Соловьева сообщила, что в ходе работ предстоит провести надежную консервацию остатков святыни, чтобы сохранить их для грядущих поколений. Для этого специалисты укроют это место дополнительным объемом песка и глины, а также создадут систему отвода воды, чтобы древние фундаменты не замокали. Затем выполнят так называемую трассировку: на поверхности мастера выложат из красного гранита точные очертания фундаментов храма. До начала археологических раскопок в 2005 г. такая трассировка существовала — ее сделали еще в советские годы (см. фото). Камни, из которых она была выполнена, сложили возле места раскопок. К сожалению, за прошедшие годы часть этого материала исчезла, так что придется завезти дополнительное количество камня.

По словам Марины Соловьевой, «проект современного храма над фундаментами Десятинной церкви, который пыталась осуществить УПЦ МП, не был воспринят специалистами и общественностью по ряду причин, одна из них в том, что предусматривалось вогнать в Старокиевскую гору 15-метровые сваи, а в историческом месте это совершенно недопустимо. Еще один важнейший аргумент: восстановить Десятинную церковь невозможно, поскольку науке доподлинно не известно, как она выглядела».

Тем не менее, научный сотрудник Института археологии НАН Украины Виталий Козюба, который руководил последними раскопками Десятинной церкви считает, что они «значительно обогатили наши знания о храме. Например, мы обнаружили самый крупный фрагмент стены Десятинной церкви — обломок длиной 70 сантиметров с растительным орнаментом (см. фото). В X веке Десятинная церковь была одной из самых больших в христианском мире. Ее длина составляла 44 метра, ширина — 30. Она была больше, чем, например, Владимирский собор, один из красивейших храмов Киева, построенный во второй половине XIX в. В результате раскопок мы выяснили, что приглашенным византийским мастерам было непросто справиться со столь масштабным проектом. Нашли много свидетельств того, что они меняли план работ в ходе строительства: закладывали фундамент, начинали возводить стены, а потом разбирали и делали все по-другому. Это можно объяснить тем, что в конце X века в самой Византии больших храмов уже не строили. Тамошние зодчие утратили навыки их возведения»?!

Научный коллектив Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева считает своим долгом напомнить, что многолетним исследователем Десятинной церкви являлся наш замечательный коллега архитектор Игорь Святославович Красовский, безвременно скончавшийся в 2009 г. В память о его вкладе в исследования первого каменного храма Руси редакция музейного блога публикует одну из последних работ Игоря Святославовича, посвященную Десятинной церкви.

Напомним, что выдающийся русский историк акад. Б.А. Рыбаков с помощью азимутального метода установил, что престольный праздник древнейшей Десятинной  церкви, построенной в Киеве первой после Крещения Руси, приходился именно на 1 августа: http://expertmus.livejournal.com/191711.html

См. также по данной теме —

25 мая 2011 г. исполнилось 1015 лет со дня освящения Десятинной церкви: http://rublev-museum.livejournal.com/139226.html

На месте Десятинной церкви появится Национальный православный комплекс: http://rublev-museum.livejournal.com/213737.html

Десятинная церковь: воссоздание первого каменного собора или музеефикация фундамента?: http://rublev-museum.livejournal.com/127232.html

Десятинная церковь теряет фундамент: http://rublev-museum. livejournal.com/166300.html

Власти России и Украины спорят о наследии св. равноап. Царя Владимира Великого, пренебрегая историей: http://www.expertmus.com/2015/06/blog-post_27.html

Власти России и Украины спорят о наследии св. равноап. Царя Владимира Великого, пренебрегая историей: http://www.expertmus.com/2015/06/blog-post_27.html


Оригинал взят у expertmus в Игорь Святославович Красовский (1936-2009)

О ПЛАНЕ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ В КИЕВЕ

1000 лет назад, в 996 году, согласно Лаврентьевской летописи, князь Владимир увидел «церковь свершену, вшедъ в ню и помолися Богу» (Лаврентьевская летопись, 1928, стб. 124). Эта дата принята исследователями за год окончания строительства Десятинной церкви — первого каменного храма на Руси.

До нашего времени дошли только остатки фундаментов, которые стали доступны исследованию лишь в результате археологических раскопок, проведенных Н.Е. Ефи­мовым (Краткое…, 1829, приложение), Д. В. Милеевым (Каргер М.К., 1961, с. 23, рис. 6), М.К. Каргером (1961, с. 27-59). За время, прошедшее после указанных раско­пок, появился ряд реконструкций Десятинной церкви: В. Конанта (Каргер М.К., 1961, с. 37, рис. 11), Н.И. Брунова (1953, с. 300, 301), Д.П. Сухова (1980, с. 66), А. Повстенко (Каргер М.К., 1961, с. 42, рис. 12), Г.Ф. Корзухиной (1957, с. 86, рис. 5), К.Н. Афа­насьева (1961, с. 173, рис. 108), Я. Пастернака (1961, с. 609), П.А. Раппопорта (1962, с. 63, рис. 1), Н.В. Холостенко (1965, с. 78, рис. 7), Н.Г. Логвина (1978, с. 32; 1988, с. 227, рис. 1,7), Ю.С. Асеева (1982, с. 30, рис. б).

Несмотря на обилие реконструкций, единственное, что признается пока бесспор­ным, это центральное ядро постройки — «трехнефное здание с тремя апсидами с во­сточной стороны» (Каргер М.К., 1961, с. 36). У исследователей отсутствует единство в определении характера наружного ограждения храма — стена или открытая галерея, местоположения внутренних лестниц, характера и назначения двух трехчастных поме­щений в северо-западной и юго-западной частях здания.

Существуют противоречия в датах начала и окончания строительства Десятинной церкви по различным летописным источникам. В Лаврентьевской летописи под 989 г. записано, что Владимир «помысли создати церковь пресвятыя Богородици, и пославъ мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко оконча зижа, оукраси ю иконами» (Лаврентьевская летопись, 1928, стб. 121). Таким образом в одной статье сообщается и о начале, и об окончании строительства церкви. Следовательно, приводимые в статье данные были записаны спустя многие годы после окончания строительства. С разно­образными вариациями этот блок событий в остальных летописях читается под 991 г. Однако ни в одной летописи нет даты окончания строительства храма. Сообщается лишь, что Владимир уже увидел «церковь свершену». А.А. Шахматов, на основании других письменных источников, действительно пришел к выводу, что строительство храма окончено за год до того, как Владимир увидел уже законченную постройку — в 995 г. Причем этой дате он отдавал «решительное предпочтение» (Шахматов А. А., 1908, с. 25). Что же происходило в тот промежуток времени, пока строилась Десятин­ная церковь?

В большинстве летописных источников сообщается, что в этот период Владимир заложил Белгород, совершил поход на хорватов, отразил нападение печенегов и в память об этом событии заложил Переяславль «на броде». Но при этом в Лаврентьевской летописи перед тем, как Владимир увидел «церковь свершену», идет пропуск событий за 2 года. В Ипатьевской летописи несколько иная датировка тех же собы­тий, но пропуск событий за 2 года приходится на годы, предшествующие году закладки церкви в 991 г. Совершенно иначе представлены эти события в Никоновской летописи. Под 991 г. приводится уникальное сообщение, отсутствующее в других летописных источниках, о том, что «приидоша изъ Грекъ въ Киев къ Володимеру каменосечци и зиздатели полат каменных» (Летописный сборник…, 1895, с. 61). Под 992 г. описывается поход Владимира в Суздальскую землю, а также смерть киевского митрополита Михаила и поставление на киевскую кафедру Леонтия. Лишь под 993 г. сообщается, что «благословлением» митрополита Леонтия «созда Володимеръ церковъ пречистыя Богородици камену въ Киеве, мастеры Греческыми, и украси ю иконами» (Летописный сборник…, 1895, с. 65). В этом сообщении отсутствует факт, что Владимир перед этим «помысли». По-видимому «помысли» Владимир значительно раньше, чем начал строить, согласно Никоновской летописи. И лишь под 998 г. сообщается, что Владимир приехал в Киев с Васильева и «пришедъ виде церковь великую пречистыя Богородици Десятинную съвершену» (Летописный сборник…, 1895, с. 66). Таким образом, все события, связанные со строительством Десятинной церкви, в Никоновской летописи приобретают более логическую последовательность. Однако если сдвинуть на 2 года даты, приводимые в Никоновской летописи, то выявится определенная синхронность с другими летописными текстами. И тогда выяснится, что в 989 г. в Киев приехали «каменосечци и зиздатели полат каменных» (в Лаврентьевской летописи под этим годом сообщается, что приехали «мастеры от Грек»), в 990 г. скончался митрополит Михаил и был назначен новый митрополит — Леонтий, в 991 г. (как в Ипатьевской летописи) происходит закладка храма, и к 996 г., к приезду Владимира с Васильева в Киев церковь предстает завершенной. Последняя дата совпадает и в Лаврентьевской, и в Ипатьевской летописях.

При этом остается спорным вопрос о подлинности существования двух киевских митрополитов — Михаила и Леонтия. М.Д. Приселков считал, что эти имена «присочиненные» (Приселков М.Д., 1913, с. 40), Я.Н. Щапов называет митрополитов «легендарными» и отрицает их существование (Щапов Я.Н., 1989, с. 192). Однако митрополит Макарий признавал «достоверность» сообщения Никоновской летописи (Макарий…, 1995, с. 30). В свою очередь О.М. Рапов считает, что доводы против существования двух митрополитов на Руси в X веке — Михаила и Леонтия — являются «несостоятельными» (Рапов О.М., 1988, с. 285).

Сложность и необычность плана фундаментов Десятинной церкви исследователи трактовали по-разному. Так М.К. Каргер считал, что это свидетельствует «о разно­временности отдельных частей постройки» (Каргер М. К., 1961, с. 36). Обилие парал­лельных продольных стен в западной части здания Г.Н. Логвин объяснял «коррек­тировкой программы в процессе строительства, либо в результате ошибок, допущен­ных при разбивке фундаментов в натуре» (Логвин Г.Н., 1978, с. 32). Ю.С. Асеев высказал догадку, что сложная система структуры вызвана тем, что «имели место изменения плана в процессе строительства» (Асеев Ю.С., 1982, с. 32). Метрологи­ческий анализ сохранившихся остатков фундаментов позволил выдвинуть предполо­жение, что сразу было не только задумано, но и одновременно возведено все здание — трехнефный храм с наружными галерами (Красовский И.С., 1984, с. 184). Однако последующий анализ сохранившихся фундаментов, а также археологических раско­пок, проведенных Н.Е. Ефимовым и Д.В. Милеевым, дали возможность уточнить и конкретизировать этот вывод: существовало не два строительных периода, как признается большинством исследователей, а две «модели» постройки, одна из которых была только начата, а вторая осуществлена в натуре.

Первоначально предполагалось создать трехнефный четырехстолпный храм с притвором, окруженный с трех сторон открытыми галереями (рис. 1). О целостности замысла этой модели говорят ее размеры и пропорции. Ширина этой постройки определяется по наружным граням тех лопаток, которые обнаружены на трех попе­речных перемычках фундаментов. Модулем всей постройки являлась малая русская сажень, равная 1,424 м (Красовский И.С., 1984, с. 183). Именно в первоначальной модели этот модуль укладывается наиболее четко. Ширина этой модели равна 27,3 м, что соответствует 19 модулям (1,424 м х 19 = 27,06 м). Этой же величине соот­ветствует и наружная длина собственно храма с притвором — 27,2 м, а также про­дольный размер галерей.

На плане, опубликованном Н.Е. Ефимовым, на южной стене центрального про­дольного нефа хорошо читаются остатки стен, характерные для лестничных клеток в древнерусских храмах (рис. 2). Таким образом, можно предположить наличие лестниц, которые вели на хоры храма. Ширина этих лестниц оказывается в пределах 1,5-1,8 м, а длина около 4,5 м.

Эта первая модель храма начала осуществляться: после разбивки плана постройки на земле началась отрывка фундаментальных рвов. По-видимому, одновременно работало сразу несколько бригад, о чем свидетельствуют остатки лопаток на по­перечных фундаментах в трех разных местах. Начало возведения этой постройки и отражено в Лаврентьевской летописи под 989 г. Однако по каким-то причинам строительство было приостановлено. Возможно признали ошибкой отсутствие сплошного фундамента под южной и северной галереями. Но по-видимому, основная причина связана с тем, что принятая модель по своим размерам и планировке уже не отвечала чьим-то новым требованиям и вкусам. Это могло быть связано со смертью митрополита Михаила, которая, по нашим предположениям, последовала через год после начала строительства в 990 г., а новый митрополит Леонтий, вступивший на киевскую кафедру, имел иные представления о том, каким должен быть главный храм столицы государства. Возможно и у князя Владимира появились новые строительные идеи. В итоге возникла вторая, новая модель Десятинной церкви, начало строи­тельства которой и зафиксировано в большинстве летописных источников под 991 г.

В основе новой модели сохранялся трехапсидный четырехстолпный храм с притвором, забутовка фундаментов которого возможно была начата. Новая модель постройки (Красовский И.С., 1984, с. 187, рис. 5) сохранила принятый модуль строи­тельства, учитывала первоначальную планировку здания, но отразила и новые требо­вания, которые состояли в необходимости расширения постройки для новых поме­щении. Но кому они предназначались, князю или митрополиту?

    

В последние годы были продолжены раскопки дворцового здания (Харламов В.А., 1985, с. 107), ранее частично раскопанного С.П. Вельминым в 1914 г. (Каргер М.К., 1961, с. 74, рис. 21). Обнаруженное узкое помещение в северо-западной части дворца оказалось расположенным точно на продольной оси Десятинной церкви и могло выполнять роль сеней для входа во дворец со стороны Десятинной церкви. Кроме того, Десятинная церковь и дворец отстоят от оборонительного рва «города Кия» на одинаковом расстоянии, следовательно, когда они начали строиться, было точно из­вестно местоположение этого рва, вероятно засыпанного ко времени начала возведе­ния этих построек.

Внутренний размер дворца (41 м) оказывается почти равным про­тяженности Десятинной церкви (41,7 м), если предположить, что, пока не выявленная раскопками, его юго-западная торцевая стена отстоит на расстоянии, кратном двум предыдущим положениям лопаток на продольном фасаде (рис. 3). Наконец, две пары построек: дворец Ольги с капищем и Десятинная церковь с дворцом находятся на общей оси, которая совпадает с поперечной осью «города Кия» (рис. 4).

Таким образом, задумывались и осуществлялись эти две постройки — Десятин­ная церковь и княжеский дворец — одновременно. В этой ситуации, при наличии княжеского дворца, в Десятинной церкви предполагалось, по-видимому, разместить митрополичьи палаты. Если доказано, что «три западных членения южной галереи Десятинной церкви представляли собой на протяжении всего периода се сущест­вования открытое гульбище с крещатыми столбами», правда из этих столбов «хорошо просматриваются только остатки двух» (Бирюков Ю. Б., 1995, с. 81), то в таком случае митрополичьи палаты размещались на втором уровне, над открытой галереей. О том, что эти палаты задумывались как самостоятельные, новые, независимые от основ­ного объема помещения, свидетельствуют их размеры: ширина между наружны­ми стенами палат составляет 7,10 м, что соответствует размеру подкупольного звена (7,15 м). Длина трехчастных помещений (19,1 м) соответствует протяженности самого храма между западной и восточной стенами (19,2 м).

Возникает вопрос, почему же эти палаты возводились отдельными, независимыми от основного объема помещениями, а не явились результатом механического продол­жения уже намеченных стен храма? Возможно, ответ на этот вопрос лежит в осо­бенностях того времени, когда возводилась Десятинная церковь.

В момент принятия христианства на Руси, во времена Владимира, само хри­стианство было едино, без разделения на восточную и западную церковь. В этот период «большое внимание уделялось ветхозаветной тематике с ее историческим уклоном» (Вагнер Г. К., 1990, с. 33). Христианство впервые было принято на Руси на государственном уровне и становилось достоянием всех сфер жизни общества. В нем должны были искать ответ на многие вопросы жизни, в том числе и на такой вопрос, каким должен быть христианский храм. Десятинная церковь была первым каменным храмом на Руси, да к тому же таким сложным по структуре, которая отвечала ее функции: «быть одновременно великокняжеской, общегородской и кафедральной» (Вагнер Г.К., 1990, с. 34). Возможно тогда и встал вопрос о совмещении культовых помещений со светскими палатами. Ответ был получен на страницах Ветхого завета Библии: царь Соломон при строительстве своего храма столкнулся с подобными проблемами и разрешил их: он «сделал пристройку вокруг храма … и сделал боковые комнаты кругом» (3 Цар. 6:5). При этом «вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стеным храма» (3 Цар. 6:6). По-видимому, в Десятинной церкви уступы сделать не удалось, но выполнили вторые стены, которые и отделили палаты от храма, дабы они «не прикасались к стенам храма». Были и другие заимствования из храма Соломона. Там вход в средний ярус (в нашем случае — второй ярус) был с «правой стороны» (2 Цар. 6:8). Именно с правой стороны от западного входа в крайнем юго-западном помещении и могла располагаться лестница на второй ярус. Раскопанный центральный прямоугольный столб мог выпол­нять функцию опоры для лестницы. Подобная лестница существовала в сирийской церкви Каср-ибн-Вардан 564 г. (рис. 5) (Комеч А.И., 1987, с. 13). Не исключено, что при этом сохранялись и первоначально задуманные, но теперь уже внутренние лест­ницы.

Вторая модель Десятинной церкви в процессе строительства претерпела опре­деленную корректировку. Если бы Десятинная церковь была выстроена в соответ­ствии с принятым модулем, то ее ширина составила бы 29,9 м между южной и северной галереями, а в раскопанном храме она колеблется от 30,05 м до 30,80 м (Красовский И.С., 1984, с. 184, рис. 3). Именно за пределами лопатки на крайней восточной перемычке фундаментов ширина храма выходит за пределы модульного размера. Ширина Десятинной церкви по линии поперечного центрального нефа со­ставляет 30,80 м, что соответствует 100 греческим футам. Таким образом, если перво­начальная модель постройки точно укладывалась в модуль, равный малой сажени, то теперь, на этой стадии строительства, требовалось соблюдение другого модуля, в основе которого лежал греческий фут. В этом отношении обращает на себя внимание южная стена центрального подкупольного звена. Это самая длинная поперечная стена постройки. Ее размер составляет 37,0 м. Этот размер является не случайным. В нем как бы нашли примирение две меры, которые использовались при строительстве Десятинной церкви в Киеве: русская малая сажень и греческий фут: 1,424 х 26 = 37,02 и 0,308 х 120 = 36,96 м. Применение двух мер длины — греческой и русской — вероятно было вызвано тем, что откопка фундаментальных рвов и их забутовка проводились русскими мастерами. Возведение же наружных стен было поручено греческим ма­стерам.

Спустя полстолетия после строительства Десятинной церкви (рис. 6) возведением Софийских соборов в Киеве и Новгороде начался новый этап культового монумен­тального строительства на Руси. Однако в каждом из этих соборов незримо при­сутствовала Десятинная церковь: протяженность ее основного ядра — 27,00 м была принята за исходный внутренний размер ширины и длины пятинефного ядра Со­фии Киевской и за длину центрального пятинефного ядра Софии Новгородской по наружному обмеру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асеев Ю.С., 1982. Архитектура Древнего Киева. Киев.

Афанасьев К.Н., 1961. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М. Бирюков Ю.Б., 1995. Церковь Николы в Киеве // Реставрация и архитектурная археология. Вып. 2. М.

Брунов Н.И., 1953. Рец. на кн.: Каргер М.К. Археологические исследования Древнего Киева. Отчеты и материалы (1938-1947). Киев, 1950 // ВВ. № 12.

Вагнер Г.К., 1990. Искусство мыслить в камне. М.

Каргер М.К., 1961. Древний Киев. Т. 2. М.; Л.

Комеч А.И., 1987. Древнерусское зодчество конца X — начала XII вв. М.

Корзухина Г.Ф., 1957. К реконструкции Десятинной церкви //СА. № 2.

Красовский И.С., 1984. Реконструкция плана фундаментов Десятинной церкви в Киеве // СА. № 3.

Краткое историческое описание Десятинной церкви в Киеве. Приложение, 1829. СПб.

Лаврентьевская летопись, 1928 // ПСРЛ. Т. I.

Летописный сборник, именуемый патриаршею или Никоновскою летописью, 1895 // ПСРЛ. Т. 9.

Логвин Г.Н., 1978. Новые исследования древнерусской архитектуры // Строительство и архитектура. № 8.

Логвин Н.Г., 1988. Первоначальный облик Десятинной церкви в Киеве // Древности славян и Руси. М.

Макарий митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви, 1995. Кн. 2. М.

Пастернак Я., 1961. Археологiя Украïни. Торонто.

Приселков М.Д., 1913. Очерки церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб.

Рапов О.М., 1988. Русская церковь в IX — первой трети XII в. М.

Раппопорт П.А.. 1962. Археологическое исследование памятников русского зодчества X-

XIII вв. // СА.№ 2.

Сухов Д.П., 1980. Выставка рисунков. М.

Харламов В А., 1985. Исследования каменной монументальной архитектуры Киева X- XIII вв. // Археологические исследования Киева 1978-1983 гг. Киев.

Холостенко М.В., 1965. 3 icropiï зодчества Древньоi Pyci XI ст. // Археологïя. Т. 19.

Шахматов А А., 1908 Розыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб.

Щапов Я.И., 1989. Государство и церковь Древней Руси Х- XIII вв. М.

Центральный музей древнерусского

искусства и культуры

имени Андрея Рублева, Москва

Опубликовано: Красовский  И. С. О планах  Десятинной  церкви // Российская археология, 1998, № 3, с.149–156.

См. также: Красовский И. С. Реконструкция архитектурного облика Десятинной церкви // Археологія: Науковий журнал . 10/2002 . № 4. С. 98-107.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.

Владимир I и христианизация | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I

Ключевые моменты

  • Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
  • Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
  • После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
  • Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.

Термины

Константинополь

Столица Византийской империи.

Перун

Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.

Василий II

Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.

Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

Ранние мифы о христианизации

Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

Истории об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

Владимир I и его приход к власти

Главным деятелем христианизации Русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

Константинополь и обращение

Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы для защиты от внешних вторжений. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее,

Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

Крещение Киева

Вернувшись в 988 г., Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

Источники

Владимир I Киевский — Энциклопедия Нового Света

Святой Владимир Киевский

Владимир I Киевский
Великий Князь Киевский
Родился с. 950
Умер 1015
Большая святыня Владимирский собор, Киев
Пир 15 июля
Атрибуты корона, крест, трон

Владимир Святославич Великий (ок. 958 — 15 июля 1015, Берестово), также известный как Святой Владимир Киевский, был великим князем киевским, принявшим христианство в 987 году и общепризнанным. как лицо, наиболее ответственное за христианизацию России.

Незаконнорожденный сын киевского князя Святослава I, Владимир своими военными подвигами укрепил Киевскую Русь от Украины до Балтийского моря. Во время своего раннего правления он оставался ревностным язычником, посвятив себя славяно-скандинавским божествам, основав многочисленные храмы и практикуя полигамию. В 9Однако в 87 г. он обратился в христианство как условие брачного союза с Анной, дочерью византийского императора Василия II. Затем он приказал обратить Киев и Новгород в православную церковь и начал уничтожение других вер.

Содержимое

  • 1 Путь к трону
  • 2 Крещение Руси
    • 2.1 Конверсия Владимира
    • 2.2 Альтернативная учетная запись
  • 3 Спустя годы и смерть
  • 4 Наследие
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

После своего обращения и с Византийской империей, ставшей его союзником, Владимир смог жить по большей части в мире со своими соседями и направлять новые ресурсы на образование, правовую реформу и благотворительность. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают день памяти святого Владимира 15 июля. В память о Владимире сложено большое количество легенд и русских народных песен.

Путь к престолу

Киевская Русь в одиннадцатом веке

Владимир был младшим сыном Святослава I Киевлянина от его домработницы Малуши, описанной в скандинавских сагах как пророчица, дожившая до 100 лет и привезенная из ее пещеры во дворец, чтобы предсказать будущее. Воспитателем и самым доверенным советником Владимира был брат Малуши Добрыня. Агиографическая традиция также связывает его детство с именем его бабушки по отцу, Ольги Киевской, которая была христианкой и управляла столицей во время частых военных походов Святослава. Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в христианство не увенчались успехом, но считается, что семена ее христианства — прямо или через духовное влияние — принесли свои плоды в более поздней жизни Владимира.

Перенеся свою столицу в Преславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода между современными городами Москвой и Санкт-Петербургом. Однако ключевой город Киев он отдал своему законному сыну Ярополку. После смерти Святослава в 972 г. вспыхнула братоубийственная война между Ярополком и его младшим братом Олегом, который в 976 г. правил славянским племенем, известным как древляне, на Украине на западном берегу Днепра. вынуждены бежать из Новгорода. Он отправился к своим родственникам Хокону Сигурдссону, правителю Норвегии в 9 г.77 г., и собрал как можно больше воинов-викингов, чтобы помочь ему вернуть Новгород, и по возвращении в следующем году выступил против Ярополка.

Владимир и Рогнеда

По пути в Киев Владимир отправил послов к Рогволоду (скандинавское: Рагнвальд), князю Полоцкому, просить руки его дочери Рогнеды (скандинавское: Рагнхильд). Эта благородная принцесса сначала отказалась обручиться с принцем незаконнорожденного происхождения. Однако, когда Владимир напал на Полоцк и убил Рогволода, у Рогнеды не осталось выбора. Полоцк также был ключевой крепостью на пути к Киеву, и взятие этого города вместе со Смоленском облегчило Владимиру взятие Киева в 9 в. 80 г., где он убил Ярополка и был провозглашен конунгом (царем) всей Киевской Руси.

Помимо получения контроля над обширными владениями своего отца, Владимир продолжал существенно расширять свои владения. В 981 году он завоевал среднеевропейские червенские города, в современной Галиции. В 983 году он подчинил себе ятвягов, территории которых лежали между Литвой и Польшей. В 985 году он повел флот по центральным рекам России для завоевания булгар Прикамья, насаживая на своем пути многочисленные крепости и колонии.

Несмотря на то, что со времен его бабушки Ольги христианство привлекло многих, Владимир остался язычником. Сообщается, что он взял 800 наложниц, помимо семи жен, и воздвиг различные статуи и святилища языческим богам. Однако некоторые источники указывают, что он уже был заинтересован в использовании религии в качестве объединяющей силы в своем царстве и что он пытался реформировать славянское язычество, установив славянского бога-громовержца Перуна в качестве верховного божества.

Крещение Руси

Обращение Владимира

Крещение святого князя Владимира, Виктор Васнецов (1890)

Русская Первичная летопись, история Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, сообщает, что в 987 году Владимир послал послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых призывали его принять их соответствующие веры. Результат легендарно описал летописец Нестор. Согласно этой версии, посланники сообщали о волжских болгарах-мусульманах, что среди них нет радости, «только печаль и великое зловоние», и что их религия нежелательна из-за запрета на спиртные напитки и свинину. Владимир сразу отверг эту религию, сказав: «Пьянство есть радость Руси». Русские источники также описывают, как Владимир советовался с евреями, которые могли быть или не быть хазарами, в конечном итоге отвергая их религию, потому что их потеря Иерусалима была свидетельством того, что они были оставлены Богом. В конечном итоге Владимир остановился на христианстве.

В католических храмах немцев эмиссары Владимира не видели красоты. С другой стороны, в Константинополе на них произвело сильное впечатление ритуальная и красивая архитектура православной церкви. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — сообщали они, описывая величественную литургию в соборе Святой Софии. Великолепие самой церкви было таково, что «мы не знаем, как о ней рассказать».

Владимир, без сомнения, был должным образом впечатлен рассказом своих посланников, но, возможно, еще более остро осознавал политические выгоды, которые он получит от византийского союза. В 988 г., взяв византийский город Херсонес в Крыму, смело вел переговоры о руке сестры императора Василия II Анны. Никогда раньше греческая имперская принцесса не выходила замуж за «варвара», так как брачные предложения французских королей и германских императоров безапелляционно отвергались, а это, по крайней мере, были христиане. Действительно, выдать 27-летнюю княжну замуж за славянина-язычника казалось невозможным, особенно учитывая слухи о его склонности к полигамии.

Поэтому Владимир крестился в Херсонесе, приняв христианское имя Василий как комплимент своему будущему императорскому зятю. За этим таинством последовало его венчание с Анной. Вернувшись с триумфом в Киев, он разрушил языческие памятники и основал множество церквей, начиная с великолепной Десятинной церкви (9 г.89) и монастыри на Афоне.

Альтернативное сообщение

Арабские источники, как мусульманские, так и христианские, представляют более прямолинейную историю обращения Владимира. По этой версии византийский император Василий II столкнулся с восстанием в 987 году. Таким образом, Василий обратился за помощью к русам, хотя они в то время считались врагами. Владимир согласился, но ценой его стала рука княжны Анны. Взамен он согласился принять православие как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда были улажены свадебные приготовления, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.

Спустя годы и смерть

Владимир руководит крещением киевлян

Вернувшись в Киев, Владимир начал обращение своего народа в христианство. Он составил большой совет из своих бояр и поставил двенадцать сыновей над своими княжествами. Он оставил своих бывших языческих жен и любовниц и разрушил языческие храмы, статуи и святые места. Он строил церкви и монастыри и привозил греческих православных миссионеров для обучения своих подданных. Сообщается также, что он щедро жертвовал на различные благотворительные цели. После смерти Анны он снова женился, скорее всего, на внучке императора Священной Римской империи Оттона Великого.

Однако не все подданные Владимира мирно восприняли его политику. Среди них были некоторые из его бывших жен и их сыновей. Некоторые из этих князей подняли вооруженное восстание, особенно князь Ярослав Новгородский. В ходе подавления этого мятежа Владимир погиб в бою у Берестова, под Киевом, 15 июля 2011 г.

Наследие

Историческая статуя в Киеве работы Петра Клодта и Василия Демут-Малиновского

Владимир и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства. После его смерти он был сразу же прославлен многими как святой и мученик. Различные части его расчлененного тела были распределены по многочисленным основанным им церквям и монастырям и почитались как реликвии. Многие из этих фондов и по сей день остаются ключевыми институтами русского православия.

Ему посвящен Владимирский собор в Киеве, а Киевский университет первоначально назывался в его честь как Университет Святого Владимира. Есть также Орден Святого Владимира в России и Свято-Владимирская православная духовная семинария в США. Именем святого Владимира Великого названы десятки, если не сотни православных храмов по всему миру.

Память о Владимире поддерживали и бесчисленные русские народные баллады и легенды, в которых он упоминается как Красно Солнышко, то есть Ярмарка Солнца . С ним заканчивается варяжский (скандинавский) период восточнославянской истории и начинается христианский период.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Boiselair, Georges. Святой Владимир Солнышко Прекрасное: Великий Князь Киевский, 958-1015 . Украинское тысячелетие. Виннипег: Паб Владимир. Дом, 1988. ISBN 9780920739655.
  • Брек, Джон, Джон Мейендорф и Э. Силк. Наследие святого Владимира: Византия, Россия, Америка . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1990. ISBN 978-0881410785.
  • Батлер, Фрэнсис. Просветитель Руси: образ Владимира Святославича сквозь века . Блумингтон, Индиана: Славика, 2002. ISBN 9780893572907.
  • Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Veröffentlichungen des Osteuropa-Institutes München, 67. Висбаден: Harrassowitz, 2001. ISBN 9783447044578.
  • Волков Владимир. Владимир Русский викинг . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, 1985. ISBN 9780879512347.
  • Эта статья включает текст из Encyclopædia Britannica, одиннадцатого издания , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *