Классицизм как ведущее направление эпохи просвещения – Литературные направления, возникшие в эпоху Просвещения — История зарубежной литературы XVIII века — Литература — Каталог статей

Просветительский классицизм в эпоху Просвещения — История зарубежной литературы XVIII века — Литература — Каталог статей

Просветительский классицизм в эпоху Просвещения

Довольно обширное распространение в литературе эпохи Просвещения получил просветительский классицизм. Крупнейшим его представителем в поэзии и в драматургии, особенно в трагедийном жанре, был Вольтер. Особой популярностью классицистская форма искусства пользовалась накануне и в годы Великой французской революции, когда ей отдавали предпочтение такие видные мастера трагедии, как Сорен и М. Ж. Шенье.

По своему художественному мышлению, т. е. по основным принципам изображения жизни и построения художественного образа, просветители-классицисты ничем существенным не отличались от Корнеля и его последователей в XVIII веке, стоявших на феодально-монархических позициях. Однако их творчество имело принципиально иную социально-политическую направленность. Оно не укрепляло, а расшатывало устои феодально-монархического общества.

Вольтер в своих трагедиях разрушает религиозный фанатизм, прославляет тираноборцев. В своих одах он поет гимны научному прогрессу. Его герои погибают за политические вольности, за свободу человеческой мысли. Просветители-классицисты, обращаясь к истории древней Греции и Рима, берут из нее Примеры героического служения народу и борьбы с тиранией. Их привлекает характер Брута-старшего, который приговорил к смерти своего сына Тита, изменившего идеалам республики. Они вводят в драматургию Спартака, братьев Гракхов и т. д. В античности Вольтер и его эстетические единомышленники ищут, в отличие от Дидро и Лессинга, не «естественных людей», а идеальных граждан, жертвующих своими природными наклонностями во имя выполнения своего общественного долга.

Просветительский классицизм — это искусство больших гражданских идей и политических страстей. Оно рассчитано, прежде всего, на воплощение героического, прекрасного, идеальных явлений жизни. Однако ему недостает жизненной полнокровности. Его образы страдают известным схематизмом, одно линейностью. Они слабо индивидуализированы. Классицисты в процессе создания характера стремились прежде всего выделить и усилить гражданское начало в человеке, «опуская» его естественно человеческие качества. Их персонажи — сгустки страстей, олицетворенные гражданские добродетели, а не конкретные личности. Отмеченное своеобразие объясняется тем, что теоретики классицизма рассматривали искусство не как специфическое отражение действительности, а прежде всего как средство морально-политической пропаганды. По своим взглядам на общественное назначение художественного творчества они были утилитаристами, т. е. требовали от художника не исторически конкретного воспроизведения жизни, а общественной пользы, популяризации через театр, поэзию, повествовательные жанры просветительских идей.

Утилитаризм отводил литературе роль иллюстратора определенных морально-политических и философских истин, что неизбежно приводило к схематизму, к появлению вместо художественно полнокровных образов персонажей «рупоров духа времени» (Маркс), т. е. героев, которые выступают глашатаями просветительских устремлений эпохи.

Неизменным спутником утилитаризма выступает дидактизм. Дидактика неизбежно появляется там, где искусство осуществляет свою воспитательную функцию в форме прямого морального воздействия, путем развенчания «зла» и прославления «добра», а не опосредствованно через исторически конкретное раскрытие противоречий общества.

Несмотря на морализаторские тенденции и утилитарный подход к определению задач искусства, классицисты-просветители в силу идейной ^обнаженности своего творчества оказывали большое воздействие на умы, они пробуждали общественную активность народа, звали его к жертвенному служению идеалам свободы.

Отдельное место в просветительской литературе занимает так называемый «веймарский классицизм». Его теоретические взгляды получили наиболее красочное воплощение в «Ифигении в Тавриде» Гёте, в стихотворениях Шиллера на темы, взятые из античности («Боги Греции», «Торжество победителей» и др.) и в ряде других произведений.

Обращение Гёте и Шиллера к античному миру было возбуждено иными причинами, чем у Вольтера и его единомышленников. Для немецких поэтов древняя Греция — царство социальной гармонии и совершенной человечности. Они стараются сравнить ее полнокровную жизнь убожеству немецкой действительности и на ее примере решать вопросы гуманистического воспитания людей. Гёте и Шиллер, в отличие от Вольтера и его единомышленников, ищут в античной истории не гражданина, обладающего «стальным сердцем», умеющего подавлять в себе все человеческое во имя выполнения общественного долга, а гармонично развитого человека, воздействующего на окружающих гуманистическим строем своих мыслей и чувств.

Гёте и Шиллер в период увлечения античностью и ее культурой отказываются от бунтарских увлечений юношеских лет, они выдвигают теперь программу изменения общества изнутри средствами эстетического, гуманистического воздействия. Путь, избранный ими для достижения идеала, был иллюзорным.

Просветительский классицизм при всех его несомненных достоинствах был создан на принципах подражания античным образцам. Его последователи в поисках материала уходили в прошлое и мало внимания уделяли изображению современности. В их творчестве не было исторически конкретного воспроизведения жизни. Герои классицистов являлись не типическими представителями тех или иных общественных кругов, а выступали носителями авторских идей, «рупорами духа времени».

 

42. Классицизм

  1. Классицизм как литературное направление.

Классицизм. явл.общеевроп.,слож.во Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни.На смену хаоса-дисциплина.Нов.гармония опир.на веление разума,долга.Чел.-носитель общих черт:герой-подлец,герой-скупой. Типолог, классиф, четкость, удобство, нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус.Учение о стилях,жанры-иерархия.Завершил эпоху нормат.сентимитализм. Романтизм – перв.десят.19,эпоха индивид.худ.созн.,чел.в центре картины мира,личность,самодостат.,свобода личн.,конфликт м/у мечтой и деят.Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир идей).Время-процесс движ.истории и чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох.Проблема автора-творца,автор-личнось,новый стиль писания.Баллада:беспредел фантазии,вымысла;поэтика тайны,запредельного,поэмы-ирон.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (АристотельГораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (одатрагедияэпопея) и низкие (комедиясатира

,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «

Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (АддисонСвифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (16941778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований 

Петра IЛомоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня(А. П. СумароковИ. И. Хемницер), ода (ЛомоносовГ. Р. Державин).

В связи с провозглашённым 

Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма кпредромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (17591805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Г.Н.Поспелов // Введение в ЛВ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. КЛАССИЦИЗМ

Перелом в этом отношении начал происходить с XVII в., прежде всего — во французской литературе. И это не было случайностью. XVII и XVIII вв. вообще были тем периодом в жизни социально развитых европейских наро­дов, когда их передовое, естественнонаучное, философ­ское, а отсюда и политическое мышление достигло боль­ших успехов, когда оно стало гораздо более принципиаль­ным, нежели раньше, и в нем с особенной силой стали сказываться рассудочные принципы классификации накопляющихся знаний. Это приводило к господству метафизического понимания жизни природы и общества.

«Для метафизика, — писал об этом Энгельс, — вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, не­изменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, под­лежащие исследованию один после другого и один не­зависимо от другого. Он мыслит сплошными непосред­ственными противоположностями… Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной» (3, 21).

Общая атмосфера метафизического мышления повлия­ла и на художественную литературу, в особенности во Франции, где этому способствовала и соответствующая политическая обстановка. Здесь в жизни обоих привилеги­рованных классов — дворянства и буржуазии — стихийно возобладали центростремительные, общенациональные тенденции, выразителем которых стала королевская власть, достигшая политического абсолютизма. В течение столе­тия, в царствование Людовиков XIII и XIV, эта власть стала «организующим и цивилизующим центром» (Маркс) страны и имела в какой-то мере общенациональное про­грессивное значение.

В этих условиях в широких кругах дворянской, а от­части и разночинной интеллигенции сложилось соответст­вующее мировоззрение, идейно утверждающее существую­щий строй, по сути своей консервативно-феодальный, хотя и стремящийся все же робко двигать страну по путям буржуазного развития. При таком своем назначении новое мировоззрение не могло не быть рационалистичес­ким.

На основе этого миропонимания и сложилось во Франции очень мощное литературное направление, полу­чившее название классицизм. Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих твор­ческих принципов.

Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и по­следовательно выражали их в своем творчестве. Они соз­дали поэтому и соответствующую литературную програм­му. В ранний период развития французского классицизма его творческим «законодателем» был Ф. Малерб, а затем, во второй половине XVII в., его выдающимся теоретиком стал Н. Буало.

Малерб писал торжественные оды. Он возвеличивал в них — от имени всей нации — королевскую власть, ее гражданскую деятельность, приносящую будто бы благо всему обществу, открывающую ему возможность мирного процветания. Эта деятельность власти являлась, по мысли Малерба, проявлением общечеловеческих законов р а-з у м а, и все, кто ее проводил и ей способствовал, исходи­ли тем самым из разумного нравственного гражданского сознания, противостоящего всему порочному, эгоистичес­кому, антиобщественному.

Поэзия также должна служить этим разумным целям. Она сама должна быть пронизана принципами разумности— строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи. Эти же идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения, разумной организо­ванности художественного творчества выразил затем с большой теоретической четкостью Буало в своем стихо­творном трактате «Поэтическое искусство» («L’art рое-tique», 1674), ставшем манифестом французского клас­сицизма.

Особенное значение имел для Буало вопрос о «чистоте жанров» литературы — «высоких» (оды, поэмы, трагедии) или «низких» (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр, по его убеждению, должен иметь свою особенную идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой целостной сис­темы жанров французским поэтам и драматургам следует, по его мнению, опираться на творческие достижения ан­тичной литературы. Произведения Гомера, Пиндара, Со­фокла или Горация, Федра, Аристофана должны стать для них классическими образцами, из которых можно вывести определенные «правила» создания произведений каждого жанра. Стремление к такой рационалистической спецификации творчества было очень характерно для всей теоретической программы классицизма, для всей его эстетики.

Французские классицисты готовы были подражать ан­тичным писателям, но писать так же они, конечно, не могли. У них были другое миропонимание и другая про­блематика творчества, закономерно возникающая на сов­сем другой ступени общественного развития. Они могли одевать своих героев в костюмы античности, но эти герои, всецело подчиняясь рационалистической мысли авторов, вели себя не как древние греки и римляне, а как французы эпохи просвещенного абсолютизма.

Сам Буало создавал по преимуществу сатиры. Но основные положения его творческой программы разделяли, в той или иной мере, и другие писатели, в частности прославленные создатели драматургии французского клас­сицизма — П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер. Драма­тургия в своем сценическом воплощении вообще была лучшим средством для того, чтобы воочию демонстриро­вать зрителям величие гражданских добродетелей и пагуб­ность гражданских пороков. При таком своем значении она требовала самой тщательной разработки соответствую­щих творческих «правил».

Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Это значило, что в пьесе должен развиваться единый конфликт, а его разви­тие в сюжете должно обладать наибольшей компактностью во времени (не занимать более одних суток в жизни ге­роев) и в пространстве (происходить всецело в одном го­роде или даже в одном доме). Такой принцип построения сюжета вполне соответствовал идейному содержанию пьес драматургов-классицистов: ведь они раскрывали в характе- pax своих героев только их гражданские добродетели или пороки и в значительной мере отвлекались при этом от психологических и бытовых подробностей жизни героев. Единство конфликта и узкие пространственно-временные рамки сюжета вполне способствовали такому пониманию характеров героев и вынесению им автором-моралистом ясного «приговора».

Но все это не способствовало развитию реализма в драматургии классицистов. Каждый их герой говорил и действовал на сцене для того, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, поэ­тому живой процесс его мыслей и переживаний сильно обеднялся и получал односторонне рассудочное содержа­ние, а нередко приобретал и публицистическую направ­ленность.

Такое же тенденциозное значение получало в основном и развитие конфликта. События, происходящие на сцене, должны были, по рационалистическим представлениям писателя, заведомо приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. Возможные столкновения этих начал в сознании одного героя имели обычно лишь резонерское значение. Драматург всегда создавал в конфликте нужную ему развязку, хотя бы путем неожиданного вмешательства посторонних сил. Древние римляне называли такой прием появлением «бога из машины» («deus ex machina»).

В большей мере этот дидактический характер драма­тургии классицизма проявился в «высоком» жанре граж­данских трагедий, которые писали Корнель и Расин. Мно­гие из их произведений — «Сид» и «Гораций» Корнеля, «Ифигения в Авлиде» Расина и др. — строились на кон­фликте гражданского долга и личного чувства в сознании главного героя.

Но драматурги-классицисты создавали трагедии и дру­гого типа. В них они разоблачали дурных правителей, пользующихся своей властью не для блага общества, а для жесткого произвола, ради личных страстей. Таковы, например, «Родогунда» и «Ираклий» Корнеля, «Андрома­ха», «Гофолия», «Британик» Расина. В последней изоб­ражен римский император Нерон, ищущий благосклон­ности Юлии, которая любит его брата Британика. Нерон действует на девушку и льстивыми речами, и зловещими угрозами, а затем, не добившись своего, отравляет брата на придворном пире.

В комедиях Мольера, разоблачивших пороки современ­ного общества, изображение характеров было более кон- кретным. Однако и в них отвлеченность гражданско-мора-листического мышления, строгость «правил» драматургии классицизма часто брали верх над реалистическим принци­пом воспроизведения жизни. Так, в комедии «Тартюф» в характере главного героя, карьериста и интригана, до­бивавшегося своих целей с помощью ханжества и лицеме­рия, эти черты выявлены с особенной силой, в ущерб всем другим, что делает образ схематичным. Тенденциозна и развязка конфликта, в которой Тартюф, уже заманив­ший в свои сети простака Оргона, чтобы захватить его имущество, внезапно попадает под арест по приказу коро­ля и являет собой пример наказанного порока. И в других комедиях Мольера — в «Скупом», «Мещанине во дворянстве», «Мнимом больном» — эта дидактичность творчества проявляется с не меньшей силой.

Франция XVII в. была колыбелью классицизма. В дру­гих европейских странах — в силу стадиальных об­щностей национальных литератур — он также возникал, но складывался с меньшей отчетливостью и в более позд­нее время — в зависимости от развитости и степени национальной прогрессивности просвещенного абсолю­тизма.

Так, в Германии, раздробленной в ту эпоху на мелкие государства, национальная прогрессивность феодальной власти была минимальной. Но в начале XVIII в. и немец­кие писатели, вслед за французскими, стремились создать свою теоретическую программу классицизма. Таков был «Опыт критической поэзии для немцев» Готшеда (1730), оказавший большое влияние на художественное сознание современников, но не вдохновивший их на создание значи­тельных литературных произведений.

В России проводимые Петром I реформы, имевшие огромное общенациональное значение, вызвали у дворянс­кого общества интерес к западноевропейской культуре, стремление к ее усвоению. Уже в 20-х годах XVIII в. в творчестве Кантемира получило выражение, пока лишь в жанрах сатиры и оды («послания»), новое, светское миро­воззрение, исходящее из идеалов прогрессивной дворян­ской государственности. А к концу 40-х годов на основе этого мировоззрения усилиями Сумарокова (его письма­ми — «эпистолами» «о русском языке» и «о русском стихо­творстве», 1748) и Ломоносова (его «Риторикой») была создана программа русского классицизма, во многом пов­торявшая основные положения трактата Буало. На про­тяжении последующего тридцатилетия в русской литерату- ре активно развивались соответствующие особенности содержания и формы, проявившиеся в лирике (Ломоносов, Сумароков, ранний Державин), драматургии (Сумароков, Фонвизин, Княжнин) и в стихотворном эпосе (Тредиа-ковский, Херасков).

Значение классицизма для общего развития европей­ских литератур было очень велико. Несмотря на рациона­листическую отвлеченность художественного воспроиз­ведения жизни, классицизм, заключал в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисципли­нированности творчества, которой часто недостава­ло произведениям раннего средневековья и Возрождения. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произведения единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы — эти «заветы» клас­сицизма были восприняты лучшими писателями последую­щих исторических эпох, других литературных направлений.

Итак, литературное направление — это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «мани­фестов».

Наличие осознанных эстетических принципов обычно положительно воздействует на само творчество писателей, помогает им достигнуть большего совершенства. Таким было творчество поэтов и драматургов французского клас­сицизма, которым подражали в меру своих сил клас­сицисты других стран. Но в литературе Франции XVII в. возникали произведения и с другими свойствами содержа­ния и формы, причем их авторы не возвышались до созда­ния соответствующих эстетических программ и не создава­ли тем самым других литературных направлений. Такова была, например, «легкая поэзия» (фр. poesie legere), соз­даваемая рядом поэтов во главе с Жаном Лафонтеном, автором ряда коротких новеллистических поэм («сказок») и небольшого прозаическо-стихотворного романа «Любовь Психеи и Купидона». В этих произведениях Лафонтен, выступая против подражательности творчества классицис­тов, против его рационалистической дисциплинированнос­ти, утверждает независимость творчества и свободное нас­лаждение жизнью — любовью, искусством, красотой природы. Легкая, утонченная, игривая форма его стихов противостоит серьезному и торжественному тону клас­сицистических од и трагедий. В России, в силу стадиаль­ной общности национальных литератур, подобное место занимает творчество И. Богдановича, прежде всего его поэма «Душенька», написанная на сюжет, заимствованный из романа Лафонтена.

Французский классицизм был первым большим, вполне сложившимся литературным направлением, знаменовавшим собой новый, более высокий уровень исторического разви­тия художественного творчества. С тех пор програм­мность творчества становится ведущим принципом национальной литературной жизни социально развитых стран Европы. В национальных литературах стали скла­дываться различные по своим идейно-творческим принци­пам направления, вступившие между собой в сознательную программную полемику.

это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.


Европа

Россия

Классицизм

XVII век

Конец XVIII — начало XIX века

Неоклассицизм

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века


Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

9.Просветительский классицизм.

Просветительский классицизм стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту

Черты просветительского классицизма еще более отчетливо проступают в так называемом «революционном классицизме», возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия здесь сменяется политической, аналогии с современностью еще более откровенны, а борьба против «старого режима» дополняется идеей «народного блага». Для «революционного классицизма» характерно и более органичное, чем прежде, освоение античной темы, причем писатели обращаются преимущественно к истории не императорского, а республиканского Рима.

Расцвет просветительского реализма относится к зрелому этапу Просвещения. Выдвигая, как и классицисты, принцип «подражания природе», писатели-реалисты истолковывали его гораздо шире своих предшественников. Этот принцип, хотя и истолковывался в духе метафизического материализма, означал вместе с тем признание, во-первых, способности искусства достоверно воспроизводить реальность; во-вторых, необходимости изображать в художественных произведениях все сферы действительности – и высокие, и низкие; в-третьих, огромной преобразующей роли искусства в жизни человека и общества.

Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. При этом социальная и географическая среда и сам человек получают здесь гораздо более детализированное конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров; появляются новые жанры, взрывающие классицистские каноны, например мещанская трагедия и драма, «слезная комедия».

На первый план выдвигается роман, понимаемый как «эпос частной жизни» и обогащающийся многими новыми жанровыми разновидностями. Именно в романе с особой полнотой раскрывается универсальный, всеобъемлющий характер социальной критики в просветительском реализме. В нерасторжимом единстве здесь предстают отрицание всех тех сторон жизни общества и поведения человека, которые не соответствуют требованиям разума и чувства («естественной природы»), и утверждение просветительской нормы как позитивной программы. С этим связаны и такие важные особенности просветительского реализма, как оптимистическая вера в торжество здорового нравственного начала, откровенная тенденциозность, демократизм в выборе героя.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Впервые столь систематически и настойчиво писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его общественной средой. В просветительском романе характер героя нередко представлен в эволюции под воздействием различных жизненных перипетий. Подобное динамичное восприятие человеческого характера и породило просветительский жанр «воспитательного» романа.

Просветительский классицизм — направление во французской литературе XVIII века, развивающие основные принципы классицизма XVII века в новых исторических условиях. Просветительский классицизм становится господствующим направлением просветительской литературы.

Как и в XVII веке, основным жанром классицизма остается трагедия. Но трагедия Вольтера качественно отличается от трагедий Корнеля и Расина. Если в трагедиях XVII века обычно утверждалась идея абсолютной монархии, то в просветительской трагедии основными становятся мотивы борьбы против тирании неограниченной монархической власти за парламентские и даже республиканские формы правления, а также борьбы против религиозного фанатизма за веротерпимость и торжество Разума. В трагедии усиливается философское начало, она шире реализует принцип живописности, начинается постепенный процесс «шекспиризации» трагедии.

Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило «… как всеобщий разум…» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), «… как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества» (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

7. Французский классицизм как литературное направление

Для классицистов характерна целеустремленйая ориентация на античное наследие как некую художественную норму, широкое использование жанров, сюжетов и образов, воспринятых от древности, поиски значительных жизненных обобщений, рационалистические тенденции в художественном мироощущении, утверждение идеала душевной гармонии, равновесия, достигаемого ценой разумного само- ограничения. Дл я последовательного классициста цен- ность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической стройности и ясно- сти, упорядоченностью его композиционного членения, четкостью в отборе изображаемых жизненных явлений.

Существенным аспектом эстетики классицизма был принцип «подражания природе».Он имел для своего вре- мени весьма прогрессивный смысл, ибо утверждал позна- ваемость действительности, необходимость обобщения ее характерных черт. Таким образом, природа, будучи для классицистов основ- ным объектом искусства, могла представать в их произ- ведениях лишь в особом, как бы преображенном, облаго- роженном виде. Сле- дует, однако, подчеркнуть, что выдающиеся мастера клас- сицизма, хотя и считались в своем творчестве с теорети- ческими канонами, вместе с тем значительно преодолевали догматические рамки этих канонов и, проникновенно рас- крывая душевные конфликты, переживаемые героями, обнажали сложную диалектику жизненных явлений.

КЛАССИЦИЗМ – литературное направление, развивавшееся в течение XVI – XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве Франции в это время. Термин означает «образцовый». Самый яркий пример искусства классицизма – французская драматургия XVII в.

Мировоззрение классицизма опирается на понятие РАЗУМА. Классицисты считали, что с помощью разума можно упорядочить сложную картину мира. В мире надо искать гармонию, систему, симметрию.

Поэтому в искусстве классицисты предлагают целую систему правил, норм. Образцом послужила для них античность.

Черты эстетики классицизма

1. Главное в произведении искусства – это мысль, идея, содержание.

2. Форма же должна служить идее – она должна быть простой, ясной, строгой, логичной.

3. Произведение должно быть пропорциональным, иметь чёткое строение. Действие сосредотачивается на одной сюжетной линии. Количество персонажей мало, они обозначают определённые идеи.

4. Герой классицизма – воплощение определённой идеи, положения. Поэтому характер в классицизме статичен (не развивается). Характер здесь строится на преобладании одной (важной, определяющей) черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него.

5. Классицизм – искусство слова, герои выражают себя не в поступках, а в речах, рассказывают о своих действиях, размышляют вслух. Отсюда и большие, часто программные монологи.

6. Основной конфликт классицизма – противоборство общего и личного начал. Чувства, эгоистические стремления, желания, страсти сталкиваются с понятием долга, с представлениями о чести, с общественным мнением, установками, с законами. Герои вынуждены таким образом постоянно выбирать между здравым смыслом, разумным (долгом) и неразумным началами (чувством).

7. Классицизм запрещает смешивать противоположные явления (высокое и низкое, смешное и серьёзное, и т.д.). Возникает иерархическая система жанров, где существуют строгие правила. Высокие жанры Низкие жанры Ода, трагедия, эпопея.

Комедия, сатира, басня, фарс. Сюжеты – мифологические и исторические; Проблемы, темы – общезначимые, возвышенные, героические; Сюжеты и темы – современные, актуальные.

Герои и чувства – благородные. Герои – принадлежат к разным сословиям; Большую роль играют слуги или горожане (3-е сословие).

Язык и стиль – экспрессивный, патетический, яркий. Язык – более свободен, основа произведения – остроумный диалог. В трагедии основной конфликт– столкновение долга и страсти; Разумный выбор – в пользу общего начала (чести, закона, долга). Неразумный выбор (любовь, эгоизм) приводит к трагическим обстоятельствам (смерти героя).

В комедии основной конфликт – противоборство разума и неразумия, здравого смысла и заблуждения. Смешным считается то, что неразумно (прямо противоположно трагедии).

В трагедии всё внимание сосредоточено на внутреннем сложном, противоречивом состоянии героев. В комедии на первом месте – интрига. (любовные истории, случайности, недоразумения, совпадения)

8. В драматургии классицизма существует требование соблюдения «трёх единств» – времени (действие происходит только в течение 24 ч.), места (в одном месте), действия.

9. Идеал классицизма – античность. Классическая древность выступает как образец совершенного и гармоничного искусства. Писатели и художники часто обращались к образам и сюжетам античных мифов, изучали и использовали в своих произведениях материал античной истории.

10. Цель литературы – воспитывать, она должна быть полезной для общества, нести моральный урок.

Необходимо усвоить не только то, что во Франции XVII века развиваются барокко и классицизм, но и как они взаимодействуют и борются друг с другом. барочные произведения преобладают в первой половине столетия, а классицистические доминируют во второй его половине, они не только не вытесняют полностью друг друга, но оказывают взаимное влияние, часто обогащают поэтику другого направления.

Социальные корни классицистической литературы XVII столетия, овеянной духом рационалисти- ческой ясности, гармонии, меры, творческой дисциплины и душевного равновесия, были иными, чем у барокко. Особен- но яркий расцвет классицизм пережил во Франции, и прежде всего в годы укрепления абсолютизма. Но не следует прямолинейно сводить идейную сущность литературы классицизма к защите и про- славлению абсолютной монархии. Литераторы-классицисты отражают во Франции умо- настроения очень широких и в первую очередь «срединных» общественных кругов.

Вклад буржуазных кругов и выдвинутой ими интеллигенции в развитие классицизма был принципиально су- щественным. В свете этого обстоятельства становится понятным, почему классицизм в XVII столетии не пере- живает яркого расцвета в Германии, Италии и Испании.

Этапы классицизма во Франции:

  1. начало XVII века, годы царствования Генриха IV. Франсуа Малерб, мастер торжест- венной оды, и сатирик Матюрен Ренье. Выступая пионе- рами классицизма во французской литературе, они вместе с тем представляли два разных течения внутри одного зарождающегося направления.

началом процесса укрепления абсолютизма после периода религиозных войн конца

Малерб-теоретиксыграл важную роль в кодификации французского литературного языка. Центральное место в поэтическом творчестве самого Малерба занимает политическая лирика.Реньепредставляет течение, которое с мировоззренческой точки зрения было наиболее демократическим и наиболее тесно связанным с передовыми традициями эпохи Возрождения

  1. 1630—1650-е годы — отмечен утверждением классицизма в драматических жанрах, преимущественно в трагедии. Именно в драматической форме разрабатываются стержневые проблемы общественной, государственной жизни и их нравственный смысл. С приходом в литературу Корнеля жанр трагедии становится ведущим. Одновременно формируется и национальный театр как центральное явление французской культуры 17 в

Постепенно выявляются специфические жанры классицистской драматургии — трагедия и комедия, противопоставляемые друг другу как «высокий» и «низкий» жанры. Объектом изображения трагедии объявлялись героические деяния царей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории; центральным конфликтом становится противоборство чувств, страстей и долга. Ришелье — играет созданная в 1634 году Французская Академия: прежде всего это упорядочивание норм литературного языка, теоретическая разработка нормативной классицистической эстетики, критическое обсуждение современной литературы. Эта деятельность — составная часть более общего процесса укрепления классицизма

  1. 1660-80-х годов, надо иметь в виду, что апогей абсолютизма, приходящийся на эти десятилетия, совпадает с расцветом классицистической поэтики

45. Барокко и классицизм – два направления в художественной культуре Европы эпохи Просвещения.

Барокко (итал. Barocco — причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 — середины 17 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Гварини Гварино, бравурности живописи Сальваторе Роза и Алессандро Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо.

Во Фландрии в живописи таких художников, как Ян Сиберехтс, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Давид Тенирс, и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Герарда Терборха, Яна Вермеера, Геррита ван Хонтхорста, Хендрика Аверкампа, Франса Халса, Якоба Рейсдала, Питера де Хоох эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 столетии некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, в живописи Диего Веласкеса, Хусепе де Риберы и Франсиско Сурбарана, скульптуре Хуана Мартинеса Монтаньеса; необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в 18 веке в постройках Хосе Бенито Чурригера.

Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, живописец Франц Антон Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Бальтазар Нёйман, Андреас Шлютер, Маттеус Даниель Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и других странах Европы. В первой половине 18 столетия барокко эволюционирует к грациозной легкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом.

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17 — начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей — разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения; со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко.

В 17 — начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством Швеции. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 — начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади, поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике, декоративных пейзажах. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 — начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антониои датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 — начала 20 веков.

Основные направления в литературе Просвещения

Картина литературных направлений в эпоху Просвещения достаточно сложная и не сводится к какой-либо застывшей схеме, следует иметь в виду сочетание и взаимопроникновение разнообразных течений и направлений, создающее в целом достаточно пестрое полотно. Для просветительской литературы характерно сочетание элементов реализма («просветительский реализм»), классицизма, рококо, сентиментализма, а в литературе некоторых стран – и предромантизма, просветительская литература развивается как бы «поверх и между» литературных направлений, сочетая «просветительские» и «непросветительские» варианты одного и того же направления.

Основные литературные направления ХVШ века – классицизм, рококо и сентиментализм. На основании античной эстетики и эстетики классицизма ХVП века возникает эстетика как научное понятие (впервые это слово использует А. Баумгартен, профессор университета в Галле-Заале, затем оно будет зафиксировано в словарях). Категория «вкуса» ложится в основу классицизма ХVШ века, причем «вкус» этот еще не индивидуальный, а «общий вкус культурных людей» (как и в ХУП веке). Но этот просвещенный вкус предполагает менее строгие правила и большую терпимость. Поэтому появляется как более гибкая и широкая система жанров (Вольтер:»Все жанры хороши, кроме скучных»), так и национальные варианты классицизма («Веймарский классицизм», французский «революционный классицизм»)

В системе жанров также происходят значительные изменения – происходит слияние литературных жанров с научными («философская повесть») и высоких жанров с низкими («Ирои-комическая поэма»)

Литература Англии эпохи Просвещения

Историческое развитие Англии характеризуется тем, что важнейшие события произошли еще в ХУП веке. К ним относятся буржуазная революция середины ХУП века, Казнь короля Карла !, военная диктатура Кромвеля, реставрация монархии Стюартов, «Славная революция» 1688-1689 годов, после которой у власти оказывается Вильгельм Оранский. Эта власть фактически представляет собой компромисс между средним классом – буржуазией и дворянами – крупными землевладельцами. Политическая власть, однако, оставалась в руках этих крупных землевладельцев, и борьба за ее перераспределение определит социальную жизнь в Англии в ХУШ веке ( виги и тори). Начало эпохи Просвещения в Англии совпадает с началом «Славной революции» , В целом английское Просвещение носило скорее умеренный характер. Конституционная монархия воспринималась самими англичанами и жителями других европейских стран как передовой государственный строй, а Англия – как страна законов и порядка («английская тема» в литературе Франции и Германии) (Рост экономики, захват колоний, борьба за господство в американских колониях)

Периоды развития Просвещения в Англии: 1. с конца ХУП века по 1730-е годы – ранний этап 2. 17409-50-е годы – зрелый этап 3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

(Борьба между материализмом и идеализмом в английской философии, сенсуализм Локка. В Его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) возникает мысль об изначальном природном равенстве людей, о влиянии окружающей среды на формирование характера ребенка). Локк выступил против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тиранов. Локк выступал сторонником деизма, т. е. вольнодумства и своболомыслия Последователями Локка выступили А. Шефтсбери и Б. Мандевиль. Шефтсбери в траттате «Характеристики людей, нравов, мнений времен» доказывал единство истины, добра и красоты, господство разума над страстями, а его противник Б. Мандевиль утверждал, что человеческая природа эгоистична, но эгоизм и пороки способствуют развитию общества, ибо они стимулируют деятельность людей («Басня о пчелах») От учений Шефтсбери и Мандевиля берут начало два идейных течения в английском Просвещении. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А. Поуп) исходили из оптимистического взгляда на природу человека. Последователи Мандевиля (Гей, Свифт) видели основу общества в эгоизме человеческой природы.)

Ведущие жанры английскойц раннепросветительской литературы – поэма, трагедия, комедия,эссе. (Публицистика Аддисона и Стила, журналы. Типы английского общества в журналах и их развитие в художественной прозе) Ирои-комическая поэма А. Поупа «Отрезанный локон» (Байрон о Поупе). 1714год. Английский просветительский классицизм в театре (Дж. Лилло)

Зрелый просветительский реализм отразился в первую очередь в прозе – эпистолярные романы Ричардсона кладут начало жанру семейно-бытового романа и «коимческим эпопеям» Г. Филдинга.

Литература позднего периода Просвещения представлена направлением сентиментализма (Пейзажная лирика, «кладбищенская поэзия» Томсона, Юнга и Грея; «Сентиментальное путешествие»(1768) Л. Стерна. Поэзия Макферсона как явление английского предромантизма. («Песни Оссиана» Дж. Макферсона).

Другим явлением предромантизма был «Готический роман», начало которому положил Горас Уолпол («Замок Отранто», 1764), и традицию которого продолжат Анна Радклиф, Уильям Бекфорд и завершит Мэтьюрин («Мельмот Скиталец», 1820)

Даниель Дефо (1660-1731)

Основные произведения Дефо:«Чистокровный англичанин»(1701) сатира;»Всеобщая история торговли» (1713)«Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719),«Моль Флендерс» (1772)«Полковник Джек» (1772)«Капитан Синглтон» (1720)«Робинзон Крузо» (анализ)

Образ главного героя – человек вообще и буржуа, жизненный опыт и трудовая деятельность, путь человеческой цивилизации в масштабе одной человеческой жизни. Робинзон как представитель цивилизации и Пятница. Робинзон на острове и в Англии – две стороны образа представителя буржуазии. Дневник Робинзона. Связь с цивилизацией (корабль еще не затонул).

Джонатан Свифт (1667-1745)

Политическая деятельность Свифта в Англии и Ирландии. «Спор» Свифта с Дефо. Тема человека, вышедшего в море – образ современного англичанина.

Основные произведения Свифта:«Сказка бочки» и «Битва книг» (1704), «Путешествия Гулливера» (1721-1725)«Путешествия Гулливера» (анализ)От Робинзона к Гулливеру – эволюция героя от практического к размышляющему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *