Классицизм в интерьере 18 века: Интерьер эпохи классицизма (43 фото)

Классицизм в искусстве 18 века

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднегобарокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези.

В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Архитектура классицизма XVIII века

Во второй половине XVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм XVII и XVIII в.

Версаль. Малый Трианон. Франция. Ранний классицизм во Франции иначе еще называют стилем Людовика XVI. Классический его образец – дворец Малый Трианон, построенный на территории Версальского парка, построенный по заказу самого Людовика XVI архитектором Ж.-А. Габриэлем в 1762–1764 гг.

Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.

Классицизм 18 в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.

В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760–1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров. Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир. Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.

Дворец в Вёрлице. Германия. Автором здания стал архитектор Ф.В. фон Эрмансдорф. В Верлице бывали многие знаменитые представители Просвещения, в том числе И.В. Гёте.

Камеронова галерея. Россия. Талант шотландского архитектора Чарльза Камерона, одного из самых тонких мастеров классицизма, нашел себе достойное применение именно в России. Галерею, построенную им возле Екатерининского дворца в Царскосельском парке, стали именовать Камероновой (1783 – 1786).

Храм любви в Версале. Франция. Храм любви в Версальском парке представляет собой ротонду, едва ли не самый распространенный тип сооружения в пейзажных парках классицизма.

Большой каприз в Царском Cеле. Россия. В оформлении пейзажных парков все чаще стали использоваться живописные мотивы руин. Они превосходно вписывались в пейзаж и создавали зачастую впечатление не специально сделанных павильонов, мостов, гротов, а старинных построек, разрушившихся от времени.

Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением. Эти качества отличают дворец в парке Вёрлица, входившего во владения князей Ангальт-Дессау в Германии.

С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности. англичане.

Оперный дом в Царицыно. Россия. Наряду с классицизмом в архитектуре Европы во второй половине XVIII в. появляются и другие направления. Среди них – псевдоготический и мавритано-готический стили, одно из явлений предромантизма. К таким стилям относятся основные постройки усадьбы Царицыно в Москве (тогда в Подмосковье). Строительство велось В. Баженовым, а затем и М. Казаковым по указу Екатерины II.

Дом Пашкова. Москва. Россия. К раннему этапу классицизма, еще не свободного от влияния барокко, и увлечению палладианством относится знаменитый дом Пашкова – жемчужина русской архитектуры XVIII в. .

Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.

В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.

Казанский собор в Петербурге. Казанский собор явился не только одним из лучших примеров стиля «классицизм», но и стал еще одним важным проектом в области петербургского градостроительства. Автор собора – один из самых замечательных русских зодчих той поры Воронихин. Казанский собор (посвященный Казанской иконе Божьей Матери) решен как базилика.

Ограда Летнего сада. Летний сад был создан еще в петровское время. Ограда в новом, классическом вкусе, была построена в 1773–1777 гг. по проекту Ю.Фельтена и стала одним из шедевров в этой области архитектуры.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция

Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.

Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.

Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».

Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».

Стиль ампир

Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой – ампир стал стилем Империи наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. Стиль родился в наполеоновской Франции, победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.

В мебели и осветительной арматуре обыгрывались античные, а также древнеегипетские мотивы. Их формы обычно просты и массивны, силуэт лаконичен. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика – военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие, наградные венки, пучки фасциев с топориками, которые носили древнеримские ликторы. Среди архитектурных ордеров предпочтение отдается дорическому и тосканскому ордерам, с их приземистыми пропорциями, строгими формами и представительным видом.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, вид на здание Генштаба. Россия. Напротив арки установлена Александровская колонна (1829–1834, арх.О. Монферран) со статуей ангела, держащего крест (скульптор Б.Орловский). Высота колонны 47,5 м ее роль также необычайно велика в ансамбле. Поставленная между Генштабом и Зимним дворцом, она «держит» пространство огромной площади, отмечает ее центр и является необходимой высотной доминантой ансамбля.

Триумфальная арка на площади Звезды (площади Этуаль) в Париже. Франция. Арка построена по проекту Ж.Шальгрена в 1806–1836 гг. по личному распоряжению Наполеона в честь побед его армии.

Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Россия. Центральная башня обильнее всего украшена скульптурой. Она эффектно выделяется на фоне стен насыщенно-желтого цвета. Нынешние здания Адмиралтейства построены на месте старой корабельной верфи, заложенной еще в 1704 г. по чертежу Петра. В 1730-х они были перестроены (арх. И. Коробов). От старых построек – П-образный план и основа центральной башни со шпилем. В 1806–1823 гг. была осуществлена еще одна перестройка Адмиралтейства, после чего оно приобрело свой представительный вид. Общая длина фасада зданий Адмиралтейства 407 м. .

Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.

Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге). По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.

Здание Биржи и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Россия. Здание Биржи построено в 1805 – 1810 гг. по проекту Ж. Тома де Томона. Вместе с Ростральными колоннами и рядом более поздних зданий оно составляет ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он, в свою очередь, вместе со зданием Зимнего дворца и Петропавловской крепостью входит в единый ансамбль старейшей части города и обрамляющего акваторию Невы.

Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве. Россия. Восточная часть храма представляет образец стиля ампир в церковной архитектуре. Его колокольня и трапезная построены В. И. Баженовым в стиле классицизма. Восточная часть возводилась в 1828–1833 гг. по проекту О. Бове. Она получила форму ротонды, часто использовавшуюся при строительстве церквей в стиле классицизма и ампир.

Большой театр в Москве. Россия. Высокий восьмиколонный портик с фронтоном – главное украшение здания. На фронтоне установлена бронзовая квадрига – колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадригой правит Аполлон – бог искусства в древнегреческой мифологии. Выше еще один фронтон, завершающий верхнюю часть здания. Здание решено как монолитный блок, оживленный нишами и окнами.

Храм Св. Людовика Французского. Москва. Россия. Храм Святого Людовика Французского был сооружен по проекту известного архитектора А.О. Жилярди. Храм построен в стиле классицизма, и представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни.

В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди). Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.

Стрелка Васильевского острова (Санкт-Петербург, Россия)

Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.

Стрелка Васильевского острова. Санкт-Петербург. Россия.

Дворцовый мост – разводной мост через Большую Неву. Соединяет центральную часть города – Адмиралтейский остров и Васильевский остров. Длина моста – 250 м, ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской Империи».

Поделиться ссылкой

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура Архитектура эпохи Возрождения живописный Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки ( см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры,

см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте; см. архитектуру .

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакторы Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники адаптировались для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно совпадает с развитием Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Неоклассическое искусство восемнадцатого века Эдгара Питерса Брауна

Эдгара Петерса Боурона и которые глубоко повлияли на изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектуру.

Художники и мастера черпали вдохновение в порядке, ясности и разумности искусства Древней Греции и Рима и стремились воссоздать дух и формы классического мира. Из каждой из различных дисциплин пришло что-то одновременно новое и вдохновленное классикой.

Неоклассицизм черпал свое главное вдохновение из Италии, где он питался художественными традициями Древнего Рима и раскопками, начатыми в Геркулануме в 1738 году, а несколько лет спустя в Пестуме и Помпеях. Примером современного интереса к изучению древнего наследия Европы является картина Джованни Паоло Панини  Интерьер воображаемой картинной галереи с видами Древнего Рима  (рис. 1). Интерес к древности достиг своего пика в восемнадцатом веке в работах Роберта Адама, Помпео Батони, Эдме Бушардона, Антонио Кановы, Уильяма Чемберса, Жака-Луи Давида, Гэвина Гамильтона, Антона Рафаэля Менгса, Джованни Баттисты Пиранези, Юбера Робера и Джозайя Веджвуд. Работы этих и других художников представлены на выставке 

Возрождение античности: неоклассическое искусство восемнадцатого века, , организовано Музеем изящных искусств в Хьюстоне совместно с Лувром в Париже, где в декабре 2010 года открылась соответствующая выставка. Хьюстон является единственным пунктом назначения в США для этого путешествия. выставка из 135 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики и мебели, датируемых 1720–1790-ми годами.

Рис. 1: Джованни Паоло Панини, итальянец (римлянин), 1691–1765, Интерьер воображаемой картинной галереи с видами Древнего Рима, 1757. Холст, масло, 67-3/4 x 90 -1/2 дюйма. Предоставлено Метрополитен-музеем, Фонд Гвинн Эндрюс, 1952 г.

Великолепный воображаемый интерьер Панини, увешанный картинами памятников «древнего» Рима и сопутствующим полотном с галереей картин «современного» Рима, также в Метрополитен-музее, были заказаны в 1757 году французским послом в Риме Этьеном-Франсуа де Шуазель-Стенвилем (1719 г.–1785), будущий герцог де Шуазель. Здесь Панини каталогизировал очевидные достопримечательности Древнего Рима в виде отдельных полотен в рамах, выставленных как в настоящей картинной галерее. Видно большинство древних памятников в Риме и его окрестностях, знакомых художникам и туристам восемнадцатого века, посещающим город, в том числе интерьер и экстерьер Пантеона, Колизея и храмов Веспасиана. Не менее интересен выбор старинных мраморов, расположенных по всей композиции, некоторые из которых были одними из самых почитаемых произведений искусства неоклассических художников и скульпторов.

Рис. 2: Жозеф-Мари Вьен, Франция, 1716–1809, Гречанка в бане, 1767. Холст, масло 1/3. /2 дюйма. Предоставлено, Museo de Arte de Ponce, The Luis A. Ferré Foundation, Inc., Пуэрто-Рико.

Стиль Жозефа-Мари Вьен в стиле грека появился в серии одно-, двух- и трехфигурных композиций в конце 1750-х и начале 1760-х годов с изображением хорошеньких молодых женщин в «антикварной» обстановке. которые передают простой неоклассический «взгляд». В этих небольших кабинетных картинах он установил свое мастерство с помощью живописной формулы, которая закрепила за ним положение первого французского художника восемнадцатого века, принявшего идеал неоклассицизма. Греческая дева в бане была заказана Этьеном-Франсуа де Шуазель-Стенвиль, герцогом де Шуазёлем (1719–1785), и к 1770 году висела в спальне его особняка на Монмартре в Париже вместе с двумя полуэротическими картины Жана-Батиста Греза и Жертвоприношение Приапу Жана Рау. Чистые, холодные цвета Виена и фарфоровая техника; целомудренные, идеализированные молодые женщины; «античная» обстановка; и скопление псевдоантичных атрибутов — все это беззастенчиво классическое, пронизанное тонкой, хотя и сентиментальной, поэтичностью.

Рис. 3: Бартоломео Кавачеппи, итальянец, 1716/17–1799, Император Каракалла (188–217), ок. 1750–70. Мрамор, 28 х 21-1/2 х 13 дюймов. С разрешения музея Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.

Бюсты Каракаллы были популярны в восемнадцатом веке, особенно среди английских коллекционеров. Было множество древних прототипов, и с тех пор Микеланджело адаптировал яростный жест Каракаллы, поворачивающего голову вбок, для своих Бюст Брута (1540-е годы; Национальный музей Барджелло, Флоренция), старинные бюсты императора служили моделями для портретной живописи на протяжении восемнадцатого века. Марк Аврелий Антонин (188–217 гг. Н. Э.), Более известный как Каракалла, запомнился массовыми убийствами и гонениями, которые он санкционировал по всей империи. Официальный портрет Каракаллы соответствует описаниям его внешности и характера. Чертами античных прототипов, которые, казалось, будоражили воображение восемнадцатого века, были коротко остриженные волосы императора, кираса и тога, сильный поворот головы, нахмуренный лоб, напряженные черты лица и угрожающе-драчливый взгляд. Трудно представить себе более яркое воспоминание о древней истории, но эстетическая привлекательность мрамора Бартоломео Кавачеппи столь же очевидна, а бюст представляет собой шедевр скульпторского искусства с его искусной сверлильной работой в античной манере, особенно в обращении с бородой Каракаллы. и волосы.


Рис. 4: Cristoph Unterberger, Auvian, 1732–1798, исследование для «Композиция с Ignadi и GroteS20 и GROSUDES и GROTESES и GROSUDES и GROSUDES. 1776. Этюд для «Композиция с Игнуди и гротесками и аллегория скульптуры», ок. 1776. Холст, масло, каждый 43-1/2 x 12 дюймов. Предоставлено Художественным музеем Вустера, Массачусетс, Фонд Элизы С. Пейн памяти Уильяма и Фрэнсис Т.С. Пейн.

Кристоф Унтербергер был одним из первых римских художников восемнадцатого века, изучавших декоративную живопись эпохи Возрождения, и стал ведущим представителем этого стиля живописи в городе. Он применил эти знания при оформлении комнаты в Музее Пио-Клементино в Ватиканском дворце, известной сегодня как Вестиболо Квадрато. Эти прекрасно написанные аллегории живописи и скульптуры послужили эскизами для его проектов и состоят из знакомых компонентов эпохи Возрождения 9.0019 grotteschi (гротески) — вид причудливой настенной росписи, характеризующийся использованием взаимосвязанных цветочных мотивов, фигур животных и людей, масок. Первоначально этот стиль был получен из орнамента, найденного в некоторых римских зданиях, который в шестнадцатом веке распространился на большинство стран Европы. Пышный листовой и цветочный декор верхних зон каждой из композиций Унтербергера дополнен дополнительными классическими мотивами и элементами, такими как вазы, треножники, гротескные маски, медальоны, гирлянды.

Луи Гофье, француз, 1761–1801, Клеопатра и Октавиан, 1787–1788. Холст, масло, 33 х 44-1/8 дюйма. Предоставлено Национальной галереей Шотландии, Эдинбург. Приобретено с помощью Художественного фонда (1991).

Эта небольшая, красочная и тщательно отполированная картина представляет собой ранний пример египтомании, охватившей Францию ​​и Великобританию в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Сюжет восходит к греческому историку Плутарху (ок. 46–120 гг. н. э.), чьи Lives был популяризирован в восемнадцатом веке благодаря книге Чарльза Роллина « Histoire Romaine » (Париж, 1730–1738). Октавиан после поражения Марка Антония в битве при Акциуме в 31 г. до н.э. посетил египетскую царицу Клеопатру. Когда ей не удалось убедить его в своей невиновности и раскаянии в той роли, которую она сыграла в противодействии ему, она обратила его внимание на свои прекрасные отношения с его двоюродным дедом Юлием Цезарем, отраженные в его письмах и портретах, выставленных в ее комнате.

«Египтизированные» мотивы можно увидеть в живописи Гофье в статуях в нишах на задней стене покоев Клеопатры и ее кушетке, украшенной иероглифами, взятыми с обелиска Тутмоса III в Латеране, и фигуре коленопреклоненного фараона . Английский дизайнер Томас Хоуп (1769–1831), создавший наиболее совершенный интерьер эпохи египетского Возрождения в своем доме в Лондоне, точно скопировал трон с египетскими крылатыми сфинксами, на котором восседает Октавиан, для оформления четырех сидений в своем так называемом «Египетская» или «Черная комната».

Жак-Луи Давид, Франция, 1748–1825 гг., Клятва Горациев, 1786. Холст, масло, 51-1/4 x 65-5/8 дюймов. (130,2 x 166,2 см.) Предоставлено Художественным музеем Толедо, приобретено на средства Фонда Либби, дар Эдварда Драммонда Либби, 1950 г.

Неоклассицизм с его героическими сюжетами, размеренными композициями, прочно построенными формами, подчеркнутым линеаризмом пленил воображение публики, уставшей от легкомыслия рококо. Его огромное полотно, изображающее Клятва Горация (1784; Лувр, Париж), впервые показанная в Риме, где она была написана, а затем в Париже, где она была включена в Салон 1785 года, оказала огромное влияние на французскую историческую живопись с его радикальное содержание и строгий стиль. В этом знаменитом произведении, которое было так тесно связано с радикальными политическими идеалами, пропагандируемыми во время Французской революции, Давид изобразил решающий эпизод, описанный в «Истории Рима» Ливия , , который был типичен для тем патриотического пыла и нравственно возвышающих тем, которые требовались. от художников философами эпохи Просвещения. Эта уменьшенная версия монументальной картины Давида была создана для известного коллекционера французского искусства Жозефа Франсуа де Поля, графа де Водрёя (1740–1817) в 1786 году9.0073

Жан-Демостен Дюгурк, француз, 1749–1825 гг., Настенная отделка и мебель в этрусском стиле, ок. 1790. Акварель, перо, черная тушь, гуашь, 17-1/2 x 15-1/8 дюйма. Courtsy, Музей декоративного искусства, Париж.

Дизайн интерьера и декоративно-прикладное искусство сыграли важную роль в распространении неоклассицизма по всей Европе в конце восемнадцатого века, но к концу века «неоклассицизм» отличался поразительной неоднородностью. Эклектичные архитекторы и дизайнеры, такие как Дюгурк, разрабатывали проекты зданий и их интерьеров в готическом, турецком, китайском, египетском и этрусском стилях. Этот прекрасно законченный рисунок представляет собой настенный декор в так называемом этрусском стиле, восходящий к простому линейному стилю, характерному для греческой вазовой росписи, а также к настенным росписям Геркуланума и Помпеи. Узкая панель в верхней части стены изображает группу мужчин и женщин в греческих костюмах, танцующих по пространству в виде фриза, напоминающего краснофигурные греческие вазы классического периода. Античные элементы повторяются ниже на спинках дивана и кресел, которые украшены ромбовидными и ромбовидными черными панелями с греческими танцовщицами.

Стол для пирса английский, 1770 или новее. Бук и ель, позолота, 357/8 x 55-1/2 x 23-3/8 дюйма. Музей изящных искусств, Хьюстон; Коллекция Риенци.

К середине 1760-х годов такие дизайнеры, как Роберт Адам, создавший и популяризировавший лучшие неоклассические предметы интерьера, оживили британский мебельный дизайн свежим и утонченным классицизмом. Адам стремился отразить проекты древних, а не слепо подражать им, и его работа не была простой подделкой архитектурных элементов. Неоклассический дизайн в руках Адама и его соратников и последователей был необычайно разнообразен и поддавался поразительному разнообразию применений. Этот изысканный полуэллиптический столик в неоклассическом стиле, один из пары, является тому примером. Хотя дизайнер и производитель неизвестны, это произведение иллюстрирует влияние древнего мира на искусство краснодеревщика восемнадцатого века с его длинными, тонкими, прямыми ногами и использованием знакомых классических мотивов ваз, гирлянд, гирлянд, каннелюр, спиралевидных тростников, и гильоши. Канделябр или жирандол, предназначенный для размещения спиной к стене или пирсу, ставили на стол, над которым, вероятно, висело большое трюмо.

Эннемон-Александр Петито, французский язык, 1727–1801 гг., «Греческая невеста», 1771 г. Тарелка из Mascarade à la Grecque (гравюра Бениньо Босси), 10-1/8 x 7-7 /4 дюйма. С разрешения Библиотеки декоративного искусства, Париж.

Увлечение всем греческим, которое некоторые считали превосходящим римскую культуру, проявилось во многих отношениях в конце восемнадцатого века. Хотя Петито учился на архитектора, он более известен своими маскарадными костюмами «а-ля грек», злой пародией на археологическую моду на древность, которой он сам способствовал, когда был моложе. В наборе гравюр, опубликованном Бениньо Босси в 1771 году, Петито изобразил серию из девяти персонажей, среди которых монах, пастух, пастушка, невеста и жених, присутствующие на «греческом маскараде». Причудливый ансамбль каждой фигурки включает в себя множество классических элементов дизайна в ироничной презентации.

Элизабет Луиза Виже-Лебрен, француженка, 1755–1842 гг., Жозеф Франсуа де Поль, граф де Водрей (1740–1817, холст, масло, 8,5 дюймов),

0 . Предоставлено музеем изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, подарок миссис А. Д. Уильямс.

Жозеф-Франсуа де Поль, граф де Водрей (1740–1817), занимал видное место при французском дворе в последние десятилетия старого режима. Доходы от карибских сахарных плантаций его семьи позволили ему приобрести впечатляющие коллекции произведений искусства, мебели и диковинок и расположить их в своем парижском доме и в замке Женвилье. Мадам Виже Лебрен очень восхищалась красивым дворянином и несколько раз изображала его. В этой версии Водрей великолепно одет со своими различными рыцарскими украшениями, а его дружелюбная анимация укрепляет его репутацию лучшего актера-любителя своего времени. Великолепный неоклассический резной и позолоченный fauteuil, в котором сидит Водрей, был заказан у модного парижского мебельщика Жоржа Жакоба и сегодня находится в апартаментах королевы Марии-Антуанетты в Версале.

Выставка исследует с разных точек зрения, как обновление классического вкуса берет свое начало в древних источниках. Поскольку неоклассическое движение, охватившее Европу в 1770-х и 1780-х годах, развивалось урывками и поскольку не существует единого окончательного «неоклассического» стиля, одной из целей выставки является изучение разновидностей стилистических реформ, которыми занимались художники, писатели , теоретики и меценаты. Например, то, что началось как отказ от искусственности и экстравагантности искусства позднего барокко и рококо в пользу стиля, вдохновленного эллинистической скульптурой, тем не менее обогатилось тем искусством и архитектурой, от которых, как утверждали сторонники классики, отреклись. Таким образом, полуэротический вид неоклассицизма, который практикует французский художник Жозеф-Мари Вьен, можно интерпретировать как рококо, так и неоклассицизм. Но художнику Греческая дева в бане (рис. 2), тем не менее, является основополагающим произведением французской жанровой живописи восемнадцатого века à la grecque (так тогда называли зарождающийся неоклассицизм), которая переносит зрителя в частный мир классической античности.

Другие художники подошли к классическому миру во всеоружии. Мраморный бюст императора Каракаллы (рис. 3) работы итальянского скульптора Бартоломео Кавачеппи является копией античного портрета печально известного римского императора. Эскизы Кристофа Унтербергера (рис. 4) для интерьера Музея Пио-Клементино в Ватикане вдохновлены античным римским декором, увиденным глазами Рафаэля.

Возрождение античности: неоклассическое искусство восемнадцатого века, с по 30 мая 2011 г., взято из коллекций Метрополитен-музея, Музея Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *