Концепция рационалистическая: 4.5. Рационалистическая концепция теории познания

4.5. Рационалистическая концепция теории познания

Рационализм рассматривает разум как достаточное средство для достижения истинных знаний и исходит из утверждения, что порядок и связь идей та же, что и порядок и связь вещей, то есть причинно-следственные связи уподобляются логическим связям. Рационалисты трактуют устройство мироздания в соответствии с доводами разума. Лозунгом рационалистов мог бы стать тезис : ■ «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш).

Рационалистический анализ Рене Декарта

Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция как рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчётливостью.

Учение о методе :

-) Принцип интуитивной самоочевидности – не принимать за истинное ничего, чего не познал бы с очевидностью (■ «Cogito ergo sum» – мыслю, следовательно, существую).

-) Принцип анализа – делить затруднение на необходимое число частей для его преодоления, т.е. выделение простейшего в каждом ряде.

-) Принцип синтеза – порядок познания – от простых предметов – к сложным.

-) Принцип полноты – составлять перечни и обзоры полные и общие, чтобы не было упущений (перечисление фактов и теорий).

Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы

Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то есть, причина самой себя (causa sui).

Многообразие отдельных вещей есть совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции.

Атрибут есть неотъемлемое свойство субстанции, число атрибутов бесконечно, но конечному человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление. Достижение адекватных истин возможно за счёт того, что человеческая душа как модус атрибута мышления единой субстанции способна постичь всё, что вытекает из субстанции согласно установкам рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия (■ «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Адекватная истинность предполагает связность всех истин в разуме, который развивает свои положения по строгим законам дедукции, действуя как «некий духовный автомат».

Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница

Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком мироздания».

Понятию монады соответствуют :

-) нумерическая единица и дифференциал (в математике) ;

-) сила с её механическим законом действия (в физике) ;

-) атом (в химии) ;

-) органические формы (в биологии) ;

-) перцепции (восприятия – единицы сознания) (в психологии).

Монада – это разум, которая заключает внутри себя потенциально, в зародышевом состоянии все идеи абсолютно достоверных наук (философии и математики). Всякое суждение по своей природе является аналитическим. Как монада таит в себе сполна всё своё содержание, которое может быть развёрнуто, но в него нельзя привнести ничего принципиально нового, так и субъект суждения содержит в себе все возможные предикаты.

Закон противоречия – это критерий истины, он позволяет убедиться в истинности и, следовательно, непротиворечивости идеи через разложение её на простые элементы.

Два рода истины :

-) истины разума – отыскиваются путём разложения терминов суждения, значит, они всеобщи и необходимы, так как противоположное им логически немыслимо. Метод выявления истин разума – законы аристотелевской логики (закон противоречия, тождества и исключённого третьего) ;

-) истины факта – эмпиричны, «случайны» и лишены метафизической необходимости, они раскрывают свойства связи и отношения материальных вещей, имеющие своё конечное основание не в самих вещах (так как они протяжённы и бесконечно делимы), а вне их – как явление монад друг другу. Метод нахождения истин факта – индукция, опыт, а также закон достаточного основания.

Закон достаточного основания – всякое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения, для того чтобы стать достоверным, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание (совокупность истинных суждений, из которых обосновываемое суждение следует по законам и правилам логики) истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы, определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные с помощью доказательств.

Реально (а не номинально) определить вещь – значит не только выявить в субъекте суждения все предикаты – признаки, позволяющие отличить одну вещь от другой, но и выяснить саму возможность условия её существования.

Рационалистическая всемирно-историческая концепция истории (линейная) интерпретация

Рационалистическая всемирно-историческая концепция истории (линейная) интерпретация

  Лекция 1. Введение (история и историки)

акад. Личман Б.В., проф. Скоробогтский В.В., проф. Постников С.П.

История России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет.
Екатеринбург, 1995


  2. Рационалистическая (всемирно — историческая) интерпретация истории

С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из «истории» в «природу», из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать «историю», сделать ее предметом научного и философского анализа.

Отправной точкой создания рационалистической (всемирно — исторической) концепции истории является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Ф.

Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это — восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к «Критике политической экономии» — азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к «Капиталу» — докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества.

Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания — в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс).

Всемирно-историческая интерпретация истории имела научное значение в рамках индустриального общества и позволила выявить предпосылки , тенденции и закономерности его становления в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий этой интерпретации европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно — Россия).

Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки. 

сс. 11 -12


Продолжение раздела  лекции Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10][11][12][13][14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница



© Заметки на полях. УМК. 1999 — 2008

Рационализм Определение и значение | Dictionary.

com
  • Верхние определения
  • Quiz
  • Связанный контент
  • Примеры
  • British

[Rash-UH-NL-IZ-UHM]

/ ˈRæʃ nlˌɪz əm /

/ ˈræʃ ə

/ ˈRæʃ ə

/ ˈræʃ ə

/ ˈræʃ ə

/ ˈræʃ-nlˌɪz ə

/ ˈræʃ-nlˌɪz ə

/ ˈræʃ ə !

См. синонимы для: рационализм / рационалист / рационалист на Thesaurus.com


существительное

принцип или привычка принимать разум как высший авторитет в вопросах мнений, убеждений или поведения.

Философия.

  1. учение о том, что только разум является источником знания и не зависит от опыта.
  2. (в философии Декарта, Спинозы и др.) учение о том, что всякое знание выражается в самоочевидных предложениях или их следствиях.

Богословие. учение о том, что человеческий разум без помощи божественного откровения является адекватным или единственным проводником ко всем достижимым религиозным истинам.

Архитектура (часто первая заглавная буква)

  1. направление в дизайне, возникшее в основном в середине 19 века, которое делало акцент на развитии современного орнамента, интегрированного со структурой, и декоративном использовании материалов и текстур, а не в качестве дополнительного украшения.
  2. доктрины и практики этого движения. Сравните функционализм (по определению 1).

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение рационализма

Впервые записано в 1790–1800 гг. ; рациональный + -изм

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ «РАЦИОНАЛИЗМ»

рационалистический, нерационалистический тикально, наречие, наречие, тирационализм, существительное ·ра·ционализм·изм, существительное·не·ра·ционалист·ист, существительное·не·ра·цион·а·л·истический, прилагательноене·ра·циональный·ал·и·тический, прилагательноене·ра·ция ·al·is·ti·cal·ly, наречие

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, относящиеся к рационализму

величие, отношение, доктрина, идея, идеология, логика, мировоззрение, рассуждение, система, принцип, теория, мышление, истина, взгляд , точка зрения, мудрость, смысл, баланс, ясность, класс

Как использовать рационализм в предложении

  • Ни друзья, ни противники Дэвида Пауэлла ни на мгновение не допустили бы такого рационалистического предположения.

    Очаровательный парень, том II (из 3)|Фрэнсис Элеонора Троллоп

  • Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что многие наши колледжи более или менее заражены этой рационалистической критикой.

    Свидетельство Библии относительно допущений деструктивной критики|S. Э. Вишард

  • Никакая религия, казалось, не находила у него расположения, кроме религии практического и рационалистического толка.

    Свет маяка истории, Том XII|Джон Лорд

  • Она была более свободна от идей своего суеверного века, чем даже смелый философ-рационалист.

    Beacon Lights of History, Volume VII|John Lord

  • Рассматривая только рационалистическую школу, я не включил ничего, что имело бы отношение к мистицизму или каббале.

    История средневековой еврейской философии | Исаак Хусик

Определения рационализма в Британском словаре

Рационализм

/ (ˈræʃənəˌlɪzəm) /


Совместное

Постановка на разум, а не интуиция, чтобы оправдать свои убеждения или действия.

  • учение о том, что все человеческое знание может быть заключено в единую, обычно дедуктивную, систему0004

    вера в то, что знание и истина устанавливаются рациональным мышлением, а не божественным или сверхъестественным откровением © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    определение рационалистического по The Free Dictionary

    Также найдено в: Тезаурус, Медицина, Энциклопедия, Википедия.

    рационализм

     (răsh′ə-nə-lĭz′əm)

    сущ.

    1. Доверие разуму как лучшему руководству для убеждений и действий.

    2. Философия Теория о том, что применение разума, а не опыта, авторитета или духовного откровения, обеспечивает первичную основу для знания.


    рационалист сущ.

    рациональный·алистичный прил.

    рационально·а·истически·ли нареч.

    Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    ТезаурусАнтонимыРодственные словаСинонимы Легенда:

    Перейти к новому тезаурусу

    Прил. 1. рационалистический — относящийся к философскому учению рационализма

    На основе WordNet 3.0, коллекция клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

    Переводы

    ρασιοναλιστικός

    Рационалистические

    [ˌræʃnəˈstɪk] Adled . 1971, 1988 © HarperCollins Publishers 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005

    Немецкий словарь Коллинза – полное и полное, 7-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co. , 2004, 2005, 2007

    Упоминается в ?

    • ересь
    • неология
    • философия
    • рационализм
    • рационализм
    • социнианство
    • теология

    Ссылки на классическую литературу ?

    Однажды Филип задал ему вопрос, который, как он слышал, задал его дядя, когда разговор в доме викария зашел о каком-то слегка рационалистическом произведении, которое тогда вызывало бурное обсуждение в газетах.

    Взгляд в контексте

    По недостатку, как мы думаем, того исторического смысла, о [34], о котором он мог так хорошо говорить, он не продвинулся в этом направлении дальше ледяного состояния рационалистической Женевы.

    Взгляд в контексте

    В литературе, как в прозе, так и в стихах, рационалистический и практический дух проявился в воцарении над всем прочим принципов полезности и здравого смысла по существу и прямой прямолинейности в стиле.

    Посмотреть в контексте

    Вокруг черного устья колодца зеленая кайма из пальм и опунций; но от верхней каменной кладки не осталось ничего, кроме двух громоздких и разбитых камней, стоящих как колонны ворот в никуда, в которых некоторые из наиболее трансцендентных археологов в определенных настроениях на восходе или закате луны думают, что могут проследить слабые линии фигур или черты более чем вавилонского чудовища; в то время как более рациональные археологи в более рациональные часы дневного света не видят ничего, кроме двух бесформенных камней.

    Взгляд в контексте

    Деизм, рационалистическая теология, утверждающая, что ход Вселенной свидетельствует о существовании Бога, поэтому формальное исповедание религии не требуется, добилась значительных успехов в колониях.

    1710-1714: Бизнес и промышленность; наука; образование; философия и религия

    Авторы отвергают то, что они считают «рационалистической и утилитаристской традицией в рамках политической экономии».

    Власть и экономические институты: новые интерпретации в экономической истории

    Либертарианство Милля, кроме того, оказывается подчиненным его прозелитизму в пользу утонченной утилитарной и рационалистической Религии Человечества.

    Морис Каулинг, Милль и либерализм

    Экспериментальным и рационалистическим методам науки он противопоставил антирациональный и мистический подход к пониманию.

    Бергсон, Анри

    Шац связывает кажущуюся прогрессивной позицию Бернарда Своупса и Оуэна Янгса с особенностями электротехнической промышленности; разнообразие продуктов и конкуренция, в частности, вынуждают придерживаться весьма рационалистической и кооперативной точки зрения.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *