Конструктивизм в психологии: Конструктивизм в психологии познания: evan_gcrm — LiveJournal – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Содержание

Конструктивизм в психологии познания: evan_gcrm — LiveJournal

Оригинал взят у magpie73

В философии науки и эпистемологии конструктивизм ― направление, основанное на идее активности познающего субъекта в построении представления об окружающем мире, или «подход, согласно которому всякая познавательная деятельность является конструированием», вне зависимости от того, идет ли речь о построении образа восприятия или выстраивании рассуждения.


Одним из основоположников конструктивизма как в эпистемологии, так и в психологии считается Жан Пиаже.
Рассматривая развитие интеллекта ребенка, он постулировал, что когнитивное развитие представляет собой постоянную реорганизацию, перестройку психических процессов, которая обусловлена как биологическим созреванием, так и опытом, который ребенок получает при взаимодействии со средой.

По сути, на каждом этапе развития ребенок конструирует определенное понимание окружающего мира и в результате может столкнуться с рассогласованием между тем опытом, который у него есть, и тем, что обнаруживается в среде при активном взаимодействии с ней.
Это рассогласование становится двигателем дальнейшего развития, представляющего собой нахождение равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации.

Как емко резюмировал эту позицию Дж. Брунер, «знание мира создается, а не открывается».

По мнению американских методологов, теории, условно относимые к конструктивистским, могут быть сгруппированы по меньшей мере в три подхода:
— радикальный конструктивизм,
— социальный конструктивизм
— теория личных конструктов, или «конструктивный альтернативизм».

Радикальный конструктивизм.

Утверждает, что абсолютно любое знание не просто приобретается или усваивается, но активно конструируется познающим субъектом, причем конечная цель конструирования, как подчеркивал еще Ж. Пиаже, ― адаптация к среде в ходе взаимодействия с ней.
Знание при этом не может и не должно полностью соответствовать реальности, оно должно быть сообразно задаче адаптации. И хотя нет смысла говорить о соответствии воспринимаемого мира реальному, те «операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, … их знание… может помочь в более эффективном осуществлении конструирования».

Познавательные процессы укоренены в организме, который, в свою очередь, является продуктом биологической эволюции. Именно в силу этой укорененности, можно сформулировать позицию — «всякое действие есть познание, всякое познание есть действие».

Социальный конструктивизм.

Предполагается, что сама личность, конструирующая свое понимание мира, в свою очередь конструируется обществом, в котором она развивается, языком и культурным контекстом развития.
«Построение образа внешней реальности есть прежде всего и главным образом актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуализированной части картины мира или образа мира в целом».

Конструктивный альтернативизм.

Дж. Келли постулирует, что личность организует и упорядочивает свой субъективный опыт с опорой на индивидуальную систему биполярных шкал ― «конструктов», которые складываются и уточняются на протяжении всей жизни и выполняют функцию предвосхищения. Чем больше таких шкал, тем «когнитивно сложнее» личность и тем больше вариантов осмысления реальности она может предложить.

Термин «конструктивный альтернативизм» подчеркивает, что возможно бесконечно много альтернативных вариантов трактовки событий в окружающем мире как разными людьми, так и одним и тем же человеком. Каждый человек, согласно метафоре Келли, по сути выступает как ученый, выстраивающий (конструирующий) свое собственное понимание этих событий.

«Задача ― Инструмент».

Современная когнитивная психология внимания все чаще обращается к понятию задачи как к объяснительному. Необходимость опоры на это понятие обосновывается описанием феноменов, ― например, задержек и ошибок внимания в условиях быстрого и краткого предъявления стимулов, при попытках объяснения которых в строго контролируемых экспериментах были последовательно исключены все возможные объяснения помимо «реконфигурации системы» или «переключения задачи».

Именно анализ задач, решаемых зрительной системой — основа механизмов восприятия, которые выступают в качестве инструментов психики, эволюционировавших для решения этих задач.

«Чтобы понять, как работает мысль, ученый-когнитивист должен знать, для решения каких задач предназначены наши познавательные и нейронные механизмы».
Познавательные «инструменты» складываются в эволюции для решения определенных задач адаптации, а следовательно, для объяснения строения некоторого «инструмента» необходимо установить,
— во-первых, для решения какой задачи он предназначен,
— во-вторых, почему он предназначен для решения именно этой, а не какой-нибудь другой задачи.

Вместе с тем, несмотря на идеи задачной детерминации и эволюционной обусловленности закономерностей когнитивной системы, модульный подход к познанию как таковой не во всем сходится с фундаментальными положениями конструктивизма: становление индивидуального познания рассматривается как последовательное разворачивание генетически детерминированной системы модулей, не предполагающее ни взаимодействия между ними, ни перестроек в системе под влиянием полученного опыта.
Само понятие задачи в данном подходе ограничивается задачами приспособления субъекта как представителя биологического вида.



Конструктивистский подход к познанию предполагает, что субъект не просто использует продукты сложившихся в его мозгу или в когнитивной системе механизмов, а выстраивает представление о среде, в которой ему предстоит действовать, прямо в ходе решения встающих перед ним задач.

/Источник/


Картинка кликабельна



Методология конструктивизма в психологии познания — лонгриды от ПостНауки

По мнению американских методологов, теории, условно относимые к конструктивистским, могут быть сгруппированы по меньшей мере в три подхода [7 ]Raskin, 2002: это радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм и теория личных конструктов, или «конструктивный альтернативизм». А. М. Улановский, также обособляя социальный конструкционизм и радикальный конструктивизм, в качестве третьего подхода предлагает рассматривать «конструктивизм в узком смысле слова», куда попадают все те направления, которые не вписываются в два первых подхода, включая и теорию личных конструктов Дж. Келли [8 ]Улановский, 2009.

Дж. Келли постулирует, что личность организует и упорядочивает свой субъективный опыт с опорой на индивидуальную систему биполярных шкал ― «конструктов», которые складываются и уточняются на протяжении всей жизни и выполняют функцию предвосхищения [9 ]Келли, 2000. Чем больше таких шкал, тем «когнитивно сложнее» личность и тем больше вариантов осмысления реальности она может предложить. Термин «конструктивный альтернативизм» подчеркивает, что возможно бесконечно много альтернативных вариантов трактовки событий в окружающем мире как разными людьми, так и одним и тем же человеком. Каждый человек, согласно метафоре Келли, по сути выступает как ученый, выстраивающий (конструирующий) свое собственное понимание этих событий.

Радикальный конструктивизм, представленный, в частности, теориями Э. фон Глазерсфельда и У. Матураны, утверждает, что абсолютно любое знание не просто приобретается или усваивается, но активно конструируется познающим субъектом, причем конечная цель конструирования, как подчеркивал еще Ж. Пиаже, ― адаптация к среде в ходе взаимодействия с ней. Знание при этом не может и не должно полностью соответствовать реальности, оно должно быть сообразно задаче адаптации. И хотя нет смысла говорить о соответствии воспринимаемого мира реальному, те «операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, … их знание… может помочь в более эффективном осуществлении конструирования» [10 ]Глазерсфельд, 2001, с. 60.

У. Матурана и Ф. Варела разрабатывают идею самоорганизации знания как системы в концепции «автопоэза», описывающей самовоспроизводящиеся живые системы на разных уровнях, начиная с клеточного [11 ]Матурана, Варела, 2001. Авторы стремятся проследить биологические корни познания, исходя из того, что познавательные процессы укоренены в организме, который, в свою очередь, является продуктом биологической эволюции. Именно в силу этой укорененности, как афористично формулируют свою позицию сами У. Матурана и Ф. Варела, «всякое действие есть познание, всякое познание есть действие», ― пожалуй, именно в этой точке данная концепция наиболее тесно смыкается с положениями психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева [11 ]1975, что закономерно в свете эволюционной ориентированности обеих, и с представлениями А. В. Запорожца о природе «перцептивных действий» [12 ]Запорожец, 1966. В работах А. Н. Леонтьева в явном виде присутствует мысль о том, что психическая деятельность укоренена во внешней (практической), и об общности их строения [13 ]Леонтьев, 1975. Идея «воплощенного познания» Ф. Варелы и У. Матураны вышла впоследствии за пределы концепции автопоэза и стала одним из наиболее широко обсуждаемых вопросов в современной когнитивной науке [14 ]Varela et al., 1991; Wilson, 2002.

Наконец, в социальном конструкционизме [15 ]Бергер, Лукман, 1995; Джерджен, 2003, в рамках которого к настоящему времени тоже сложилось несколько подходов [16 ]см. Hruby, 2001, предполагается, что сама личность, конструирующая свое понимание мира, в свою очередь конструируется обществом, в котором она развивается, языком и культурным контекстом развития. Одной из ключевых фигур в этом направлении считается американский социальный психолог, автор психологической концепции отношений К. Герген (Джерджен), опирающийся на идеи диалогичности и социального взаимообмена в качестве основных критериев истинности и полезности [17 ]Джерджен, 2003. Часто социальный конструкционизм возводится к культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, самим понятием «социальная ситуация развития» подчеркнувшего необходимость рассматривать становление психики ребенка только в контексте взаимодействия со взрослым и с социокультурной средой. Впрочем, к работам Л. С. Выготского иногда возводится и радикальный конструктивизм, особенно предлагаемые на его основе образовательные практики [18 ]Anderson et al., 1998.

В отечественной психологии в качестве особого подхода может быть рассмотрен культурно-деятельностный конструктивизм, который, в свою очередь, связан «с разными вариантами методологии конструктивизма (Ж. Пиаже) и социального конструкционизма (К. Герген)» [19 ]Асмолов, 2014, с. 29. Идеи пристрастности психического отражения, его активного характера нашли наиболее полное воплощение в понятии образа мира, который индивид активно строит в собственном сознании [20 ]Леонтьев, 1983, что в конечном итоге противостоит принятой в отечественной психологии трактовке психики в целом и познания в частности как «отражения» [21 ]Петренко, 2002. При этом не отрицается реальность самого окружающего мира [22 ](обсуждение см.: Аллахвердов, Морошкина, 2010), поскольку конечной целью построения образа мира является регуляция активности субъекта в нем. Всестороннее исследование проблемы образа мира было осуществлено С. Д. Смирновым [23 ]Смирнов, 1985, с. 210. Основная цель этих исследований заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что принцип активности может и должен быть последовательно реализован не только в теории построения движения, что было сделано в работах Н. А. Бернштейна, но и в теории построения образа. Можно утверждать, что позиция С. Д. Смирнова в этих работах носит выраженный конструктивистский характер: «Построение образа внешней реальности есть прежде всего и главным образом актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуализированной части картины мира или образа мира в целом» [24 ]Смирнов, 1981, с. 25.

Положения социального конструкционизма в русле культурно-деятельностного подхода развивает А. Г. Асмолов. Предлагаемый им историко-эволюционный подход воплощается в идее «конструирования миров» на стыке психологии личности, психологии образования и психоистории [25 ]Асмолов, 1996, 2002. Еще один яркий пример конструктивистского направления в отечественной психологии ― психосемантика сознания, разрабатываемая исследовательской группой В. Ф. Петренко и занимающаяся проблематикой реконструкции субъективной системы значений, через призму которой человек воспринимает окружающий мир и себя самого [25 ]Петренко, 2002, 2010.

Когнитивная психология с момента возникновения воплощала основные особенности конструктивного подхода, поскольку изначально интересовалась вкладом не столько воздействия, сколько «промежуточных переменных», прежде всего опыта познающего субъекта, в его внешне наблюдаемое поведение. При этом в целом когнитивная психология скорее занимает позицию умеренного конструктивизма и сдержанно относится к радикальному конструктивизму, особенно в вопросах обучения и образования [26 ]Anderson et al., 1998. К идеям радикального конструктивизма, несмотря на декларируемый эмпиризм, ближе теоретики, работающие в русле коннекционизма, или нейронных сетей, настаивающие на том, что сам процесс обучения структурирует осваиваемую область знания [27 ]McClelland, 1994. В современной когнитивной науке одним из перспективных направлений считается «нейроконструктивизм» [28 ]Mareschal et al., 2007; Westermann et al., 2007.

Это направление, которое основывается на конструктивистском подходе Ж. Пиаже, но при этом, опираясь на методологию искусственных нейронных сетей, рассматривает психическое развитие в неразрывной связи с развитием мозга (трактуемым как выстраивание или «конструирование» нейронных систем, обеспечивающих активное взаимодействие субъекта с физической и социальной средой и складывающихся в ходе этого взаимодействия). В основе подхода лежит представление о формировании соответствующих систем в процессе индивидуального развития, в ходе решения текущих задач. В настоящее время в фокусе внимания нейроконструктивизма, который перекликается здесь с постановкой проблем дефектологии в трудах Л. С. Выготского, находятся нарушения психического развития, моделируемые посредством выделения и реализации в нейросетевой компьютерной модели «первичного дефекта» (исходного минимального набора ограничений, налагаемых на «нормальное» состояние нейронной сети, которая по результатам обучения демонстрирует решение задач, соответствующее группе нормы). Вокруг «первичного дефекта» выстраиваются по каскадному принципу остальные «симптомы», задавая определенную траекторию развития и представляя собой вариант приспособления организма с данным набором ограничений к физической и социальной среде [29 ]Thomas, Karmiloff-Smith, 2002.

Несмотря на осторожное отношение ортодоксальных когнитивных психологов к положениям радикального конструктивизма, уже в первых работах середины XX столетия по проблемам восприятия и памяти в явном виде сформулирована мысль о том, что образы / репрезентации не запечатлеваются (извлекаются), а выстраиваются, причем активность субъекта играет здесь не меньшую роль, нежели особенности воздействия.

, которое стало одним из основополагающих понятий когнитивной психологии и постепенно проникло в разные ее области, от психологии восприятия до психологии мышления, а также заметно повлияло на разработки в области искусственного интеллекта.

Что такое конструктивизм в психологии?

Известно, что психология — это молодая наука, которая еще не полностью созрела. Одним из аспектов, в которых это становится более очевидным, является тот факт, что в психологии нет объединяющей теории то есть теоретическая опора, на которой основаны все знания, полученные от исследователей.

С другой стороны, существует множество школ мышления, подходов и отправных точек, совершенно разных и в значительной степени противоречащих друг другу. Конструктивизм является одним из этих наборов академических течений, и исторически он был очень важным особенно в педагогической психологии. Посмотрим почему.


Конструктивистский подход

Вполне возможно, что термин «конструктивизм» может показаться знакомым людям, изучавшим философию, потому что его можно использовать для обозначения философского течения, возникшего в 20-м веке и тесно связанного с постмодернистской мыслью. Из этого философского конструктивизма акцент делается на интерпретирующую составляющую всего, что мы узнаем, вместо того, чтобы подчеркивать важность стремления к объективности и реализму.

Таким образом, существует умеренный конструктивизм, который ограничивается поддержанием того факта, что реальность не может быть непосредственно известна и что наши полностью субъективные интерпретации будут основой того, что, как мы считаем, мы знаем, и еще один радикальный конструктивизм, согласно которому реальность является непосредственно конструкцией, которая мы делаем из наших интерпретаций. То есть, реальность, как мы ее обычно понимаем, не существует, потому что она не зависит от наших мыслей и не может быть отделена от нашей умственной деятельности.

Разница между умеренным и «экстремистским» конструктивизмом заключается в том, что первое не отрицает существование материальной реальности вне идей, а второе — отрицает. Тем не менее, оба являются частью потока мысли, которая имеет дело с эпистемологическими и онтологическими проблемами и именно поэтому они формально принадлежат философии, а не психологии. Конструктивизм психологии — это то, что рождается из других типов вопросов Хотя, как мы увидим, имеет несколько сходств с его философским родственником.

Психологический конструктивизм: что это?

Если философский конструктивизм ответственен за попытку ответить на вопрос о том, что мы можем узнать и как это знание связано с «реальностью», то конструктивизм психологии это намного более прагматично и фокусируется на изучении того, как осуществляется обучение, и создании смысловых схем в нашем мышлении, чтобы применить эти научные открытия, особенно в двух областях психологии: психотерапии и педагогической психологии.

Таким образом, идея «конструирования знаний», используемая в конструктивизме психологии, менее абстрактна что его аналог философии и смысл его существования нуждаются в создании научных теорий, способных предсказывать часть того, что произойдет в поведении людей (в целом), и давать решения конкретных проблем (в частности).

Таким образом, конструктивизм психологии можно определить как набор теорий и школ мысли (принадлежащие к этой научной области), которые основаны на идее, что способ, которым люди генерируют знания из своего опыта, через активная роль, в которой они создают уникальные системы значений и чья ценность не в большей или меньшей степени похожа на реальность.

Два примера: Пиаже и Выготский

Среди исследователей, которых обычно считают частью конструктивизма в психологии, есть две великие фигуры в истории психологии развития и образования: Жан Пиаже и Лев Выготский .

Оба были основаны на идее, что двигатель создания знаний, из которого развивается обучение, является взаимодействие с окружающей средой (и, в случае с Выготским, с обществом, в котором человек живет), движимый любопытством. Следовательно, это не задача, основанная на внутренней деятельности, а нечто, рожденное в отношениях с непосредственным контекстом.

Эта идея отражена в его понимании детства, стадии, отмеченной созданием принудительных систем смысла, которые, хотя они не отражают реальность, они очень полезны для быстрого обучения на основе предыдущего опыта , что позволяет учиться существовать.Мы не можем жить с достоверными представлениями о том, что происходит, но, по крайней мере, они позволяют нам правильно развиваться с теми проблемами, которые нас атакуют, независимо от стадии жизни, на которой мы находимся.

Чтобы узнать больше об этих двух исследователях, вы можете посетить эту пару статей:

  • «Теория обучения Жана Пиаже»
  • «Социокультурная теория Льва Выготского»

Между теоретическими течениями и философией

Как мы уже видели, конструктивизм — это набор очень разнородных идей, которые объединяет только очень широкая и довольно сложная связь с разграничением. Другими словами, концепция конструктивизма в психологии шире, чем определения типичных психологических течений например бихевиоризм или когнитивизм.

И, конечно же, вполне возможно, что есть несколько теорий, которые могут быть включены в конструктивизм и которые, несмотря на это, трудно совместить друг с другом или которые даже не могут быть связаны через прикладную психологию. В конце концов, Быть частью этой группы теорий не означает использование одинаковых методов или инструментов и в определении конструктивизма нет ничего, что подразумевало бы принятие нескольких очень конкретных обязательств относительно того, что необходимо сделать и как это должно быть сделано.

Конструктивизм психологии может быть набором теорий, но это настолько абстрактная категория, что это только один шаг от входа в область философии. На самом деле, очень просто, когда способ, которым конструктивизм указывает на то, что ценность систем смысла, которые мы создаем для создания знания, сами по себе имеют ценность, вытекает из чисто научной позиции (и, следовательно, полезной для к определенным целям) к философской и моральной позиции, не замечая нас. Иногда это может стать политическим дискурсом о том, как образование должно основываться исключительно на определенной шкале ценностей, в которой идея о том, что у студентов должно быть много свободы, занимает высокое положение.

Мета-психология?

Итак, если психологический конструктивизм не является ни философской позицией, ни психологическим течением, а тем более психологической школой, что это? Один из способов ответить на этот вопрос состоит в том, чтобы заключить, что конструктивизм — это просто некая группа теорий, которая в силу своей широты находится между философией и течением психологии.

Другой способ взглянуть на это — сделать вывод, что конструктивизм — это метапсихология. Что-то, что часто говорят о психоанализе. То есть, это был бы своего рода шаг назад, который дали несколько психологов и исследователей, чтобы увидеть сферу своей работы на некотором расстоянии и с этой позиции иметь возможность принимать решения о том, что делать и как понимать человека, возвращаясь позже. работать

В любом случае, используя одно или другое слово для обозначения одного и

Социальный конструктивизм — это… Что такое Социальный конструктивизм?

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные акторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

В современном конструктивизме социальные аспекты социального конструктивизма расматриваются в различных течениях конструктивизма — социальном конструкционизме (отождествляемом с социальным конструктивизмом) и других видах теорий конструктивизма. Чиари (Chiari) и Нуззо (Nuzzo) выделяют два типа конструктивистских теорий — эпистемологический и герменевтический конструктивизмы.[1] Раскин (Jonathan D. Raskin) выделяет три теории конструктивизма — личностный конструктивизм (personal constructivism), называемый также теорией личностного конструкта[2], радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм. [3]

Примечания

  1. Chiari, G., & Nuzzo, M. L., Psychological constructivisms: A metatheoretical differentiation. Journal of Constructivist Psychology, 1996., 9, 163-184
  2. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  3. Raskin, J. D. (2006). Constructivist theories. In J. C. Thomas & D. L. Segal (Eds.), Comprehensive handbook of personality and psychopathology. Vol. 1: Personality and everyday functioning (pp. 212-229). New York, NY: John Wiley.

См. также

Социальный конструкционизм

Личностный конструкт

Социальный конструктивизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

В современном конструктивизме социальные аспекты социального конструктивизма рассматриваются в различных течениях конструктивизма — социальном конструкционизме (отождествляемом с социальным конструктивизмом) и других видах теорий конструктивизма. Кьяри (Chiari) и Нуззо (Нуццо) выделяют два типа конструктивистских теорий: эпистемологический и герменевтический конструктивизмы.[1] Раскин (Jonathan D. Raskin) выделяет три теории конструктивизма: личностный конструктивизм (personal constructivism), называемый также теорией личностного конструкта[2], радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм.[3]

Примечания

  1. ↑ Chiari, G., & Nuzzo, M. L., Psychological constructivisms: A metatheoretical differentiation. Journal of Constructivist Psychology, 1996., 9, 163—184
  2. ↑ Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  3. ↑ Raskin, J. D. (2006). Constructivist theories. In J. C. Thomas & D. L. Segal (Eds.), Comprehensive handbook of personality and psychopathology. Vol. 1: Personality and everyday functioning (pp. 212—229). New York, NY: John Wiley.

См. также

Социальный конструктивизм — Social constructivism

Социальный конструктивизм является социологической теорией о знании в соответствии с которой человеческим развитием социально расположен и знанием строится на основе взаимодействия с другими людьми.

Социальный конструктивизм

Как и социальный конструктивизм , социальный конструктивизм утверждает , что люди работают вместе , чтобы построить артефакты . В то время как социальный конструктивизм фокусируется на артефактах, которые создаются за счет социальных взаимодействий группы, социальный конструктивизм фокусируется на обучение индивида , которое происходит из — за его или ее взаимодействия в группе.

Очень простой пример представляет собой объект , как чашка. Объект может быть использован для многих вещей, но его форма делает предложить некоторое «знание» о переносе жидкости (смотрите также Affordance ). Более сложный пример представляет собой интерактивный курс -не только делают «формы» из программных инструментов указывают на некоторые вещи о пути онлайн — курсы должны работать, но деятельность и тексты , полученные в рамках группы в целом будет способствовать формированию , как каждый человек ведет себя в рамках этой группы. Когнитивное развитие человека будет также зависеть от культуры , что он или она участвует в таких как язык, история и социальный контекст.

Для философского счета одного из возможных социально-конструкционистский онтологий , см раздел «Критика» с представителем реализма .

философия

Сильный социальный конструктивизм как философский подход , как правило, предполагает , что «естественный мир имеет небольшую или несуществующую роль в построении научного знания». По словам Мартена Будри и Filip Buekens, психоанализ Фрейда является хорошим примером такого подхода в действии.

Тем не менее, Boudry и Buekens не утверждают , что « добросовестные » наука полностью защищена от всех социализации и парадигм , а лишь о том , что сильном социальных конструктивистских утверждает , что все строятся научное знание игнорирует реальность научного успеха.

Одной из характерных черт социального конструктивизма является то , что он отвергает роль нечеловеческой необходимости либо изобретения / открытия знаний или его обоснования . В области изобретения выглядит нештатную как играть важную роль в происхождении знаний, с историческими интересами и покачиваясь ресурсным обеспечение направления математического и научного роста знаний. В области обоснования Признав роль логики и здравого смысла в тестировании, он также признает , что критерии приемки меняются и меняются с течением времени. Таким образом , математические доказательства следуют различным стандартам в настоящее время и на протяжении различных периодов в прошлом, как утверждает Пол Эрнест.

Психология и религия

Одна из ветвей социальной конструктивистской философии лучше всего представлены в работах психолога Роберт Rocco Коттон . Cottone принял радикальную философскую позицию , подразумевающую собой чистейший реляционный реализм (онтологию , где все рассматривается как отношения). Вещи, соответственно, существуют только в отношении наблюдателей , которые в состоянии понять их восприятие через социальный обмен. Cottone объединены труды познавательно биолога Матурана с работами социального психолога Кеннета Gergen , чтобы произвести полностью реляционную концепцию процесса понимания опыта. Его наиболее убедительным является понятие « в квадратные скобки Абсолютной Истине» (также называется «consensuality»), где истина проходит в рамках сообщества , как абсолютное, но вне общины он удерживается наблюдателями как по отношению к другим истинам. Все понимание опыта, таким образом , социально конструируются, но разные общины могут строить различные интерпретации их общего опыта. Истины никогда не строится за пределами взаимодействия, истина социальна. Есть так много истин на какой — либо одной теме, есть сообщества , чтобы построить их. Некоторые истины по одной теме могут быть согласованы и другие могут быть противоречивыми, в зависимости от восприятия и социальных языковых контекстов групп , делающей интерпретацию. Cottone использовал пример религии , чтобы сделать свою точку зрения. Различные общины могут иметь разные представления о боге, например, несмотря на то, исторически они говорят о том же благочестивого происхождения (например , христианство , иудаизм ). Религия дает убедительный пример того , как люди социально строить свое понимание опыта с помощью социально-языковых традиций. Каждая религия, таким образом, представляет собой абсолютную истину в квадратные скобки. Cottone предложил , что люди работают в матрице многослойного consensualities и люди прогрессировать через жизнь, соединяя с, отсоединив от и постоянно ведет переговоры через отношения , которые отражают сообщество понимания (например, религия, профессия, местные сообщества, правительство и т.д.). Он назвал этот процесс «социальная траектория». Эта отрасль социальной конструктивистской мысли не является , что люди социально сконструировать реальность, а это подразумевает , что люди создают понимание опыта вместе, а не в одиночку. В действительности, существуют общины понимания.

образование

Социальный конструктивизм был изучен многими педагогами — психологами, которые обеспокоены его последствия для преподавания и обучения. Социальный конструктивизм расширяет конструктивизм путем включения роли других актеров и культуры в развитии. В этом смысле также можно сравнить с теорией социального обучения , подчеркнув взаимодействие через наблюдение. Более подробную информацию о психологических измерениях социального конструктивизма, увидеть работу А. Салливана Palincsar. Психологические средства являются одним из ключевых понятий в Лев Выготский социокультурной точки зрения «s.

Обучающая стратегия основаны на социальном конструктивизме , который является областью активных исследований является компьютер при поддержке совместного обучения (CSCL). Эта стратегия дает студентам возможность на практике навыки 21-го века в связи, обмен знаниями, критическое мышление и использование соответствующих технологий , найденных на рабочем месте.

Кроме того, исследования по увеличению использования студенческой дискуссии в классе как поддержку и основаны на теории социального конструктивизма. Существует полный спектр преимуществ, что результаты от реализации обсуждения в классе. Участие в групповой дискуссии позволяет студентам обобщить и передать свои знания обучения в классе и создает прочную основу для передачи идей в устной форме. Многие исследования доказывают, что обсуждение играет жизненно важную роль в повышении способности студента, чтобы проверить свои идеи, обобщать идеи других, и построить более глубокое понимание того, что они учатся. Большие и малые групповые дискуссии также дает студентам возможность реализовать саморегулирование, самоопределение, и желание упорно с поставленными задачами. Кроме того, обсуждение повышает мотивацию студентов, совместные навыки и способность решать проблемы. Увеличение возможности студентов, чтобы говорить друг с другом и обсудить свои идеи повышает их способность поддерживать свое мышление, развивать навыки рассуждения и аргументировать свое мнение убедительно и с уважением. Кроме того, чувство общности и сотрудничества в классах увеличивается за счет предоставления больше возможностей для студентов, чтобы говорить друг с другом.

Учитывая преимущества , которые являются результатом обсуждения, это удивительно , что он не используется чаще. Исследования показали , что студенты регулярно не привыкли участвовать в академическом дискурсе. Мартин Нистранд утверждает , что учители редко выбирают в классе обсуждение как учебный формат. Результаты (1996) три года исследования Nystrand в фокусирования на 2400 студентов в 60 различных классах показывают , что типичный школьный учитель проводит три минуты в час позволяет студентам говорить об идеях друг с другом и учителем. Даже в пределах этих трех минут обсуждения, большинство разговоров не верно обсуждение , потому что это зависит от учителя-направленных вопросов с заранее заданными ответами. Многочисленные наблюдения показывают , что студенты в низких социально — экономических школах и более низкие дорожки классов могут даже меньше возможностей для обсуждения. Учителя , которые учат , как если бы они ценят то , что их студенты думают создать учащихся. Обсуждение и интерактивный дискурс способствуют обучению , так как они предоставляют студентам возможность использовать язык в качестве демонстрации своих независимых мыслей. Обсуждение вызывает устойчивые ответы от студентов , которые поощряют смысл решений через переговоры с идеями других. Этот тип обучения «способствует сохранению и углубленной обработке , связанному с когнитивный манипулированием информации».

Одним из последних филиал работы изучает социальные конструктивистские перспективы на обучения основное внимание уделяется роли социальных технологий и социальных медиа в содействии поколение социально сконструированный знаний и понимания в онлайновой среде.

Академическое письмо

В конструктивистской подходе акцент делается на социально-культурные условности академического дискурса, таких как со ссылкой на доказательства, хеджирование и повышения требований, интерпретации литературы, чтобы поддержать свои собственные требования, и решение встречных требований. Эти конвенции присущи конструктивистский подход, как они устанавливают значение на коммуникативном, межличностном характере академического письма с сильным акцентом на том, как читатель получает сообщение. Акт цитирования работы других более точной атрибуции; это важное упражнение в критическом мышлении в строительстве авторской себя.

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

книги

  • Dyson, AH (2004). Письменность и море голосов: Oral язык, вокруг, и о написании. В РБ Раделл, и NJ Unrau (ред.), Теоретические модели и процессов чтения (стр. 146-162). Ньюарк, DE: Международная ассоциация чтения.
  • Пол Эрнест (1998), социальный конструктивизм как философии математики , Олбаните Нью — Йорк: SUNY Press ISBN  0-7914-3587-3 ISBN  978-0-7914-3587-8
  • Фрай, H & Кеттеринг, S & Маршалл, S (ред.) (2008). Руководство для преподавания и обучения в сфере высшего образования. Routledge
  • Glasersfeld, Эрнст фон (1995). Радикальный конструктивизм: способ познания и обучения . Лондон: RoutledgeFalmer.
  • Грант, Колин Б. (2000). Функции и фикции связи . Оксфорд и Bern: Peter Lang.
  • Грант, Колин Б. (2007). Неопределенность и связи: Новые теоретические исследования . Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  • Hale, MS & City, EA (2002). «Но как ты это делаешь?»: Принятие решений для семинара посредника. В J. Holden & JS Шмит. Запрос и литературный текст: Построив обсуждение в практике английского класса / классе в преподавании английского языка, том 32. Урбана, Иллинойс: Национальный совет преподавателей английского языка.
  • Андре Kukla (2000), социальный конструктивизм и философия науки , Лондон: Routledge ISBN  0-415-23419-0 ISBN  978-0-415-23419-1
  • Nystrand, М. (1996). Открытие диалога: Понимание динамики языка и обучения в английском классе. Нью-Йорк: Педагогический колледж Пресс.
  • Poerksen, Бернхард (2004), Уверенность в условиях неопределенности: Диалоги Вынося конструктивизм . Exeter: Отпечаток-Academic.
  • Шмидт, Зигфрид J. (2007). Истории и дискурсы: Переписывание конструктивизма . Exeter: Отпечаток-Academic.
  • Выготский, Л. (1978). Разум в обществе . Лондон: Harvard University Press.
  • Глава 6, социальный конструктивизм в Введение в международные отношения: теории и подходы , Роберт Джексон и Георг Соренсен, третье издание, ОУП 2006

документы

  • Barab, S., Dodge, Т. Томас, М. Джексон, C. & Тузун, H. (2007). Наши проекты и социальные повестки дня, которые они несут. Журнал Изучения Наук, 16 (2), 263-305.
  • Boudry, M & Buekens, F (2011) эпистемическая Predicament из лженауки: Социальный конструктивизм в конфронтации по Фрейду Психоанализ. Theoria, 77, 159-179
  • Коллинз, HM (1981) Этапы в эмпирической Программе релятивизма — Введение. Социальные исследования науки. 11 (1) 3-10
  • Корден, RE (2001). Групповая дискуссия и важность общей точки зрения: Изучение совместных исследований. Качественные исследования, 1 (3), 347-367.
  • Пол Эрнест, социальный конструктивизм как философия математики: Радикальный конструктивизм реабилитирован? 1990
  • Марк Мак-Магон, социальный конструктивизм и World Wide Web — Парадигма для обучения, ASCILITE 1997
  • Карлсон, JD, социальный конструктивизм, нравственность и Либеральный мир: От Канта до Кольберга, Доклад, представленного на ежегодном собрании научной ассоциации Midwest политической, Palmer House Hilton, Чикаго, Иллинойс 2005
  • Glasersfeld, Эрнст фон, 1981. вниманите модель концептуального построения единиц и числа «, Журнал исследований в области математического образования, 12: 2, 83-94.
  • Glasersfeld, Эрнст фон, 1989. Познание, строительство знаний и обучение , синтезированный, 80, 121-40.
  • Матсумура, ЛК, Слейтер, Южная Каролина, и Crosson, А. (2008). Перемена климата, строгое обучение и учебные программы, а также взаимодействия студентов в городских средних школах. Начальная школа Journal, 108 (4), 294-312.
  • МакКинли, J. (2015). Критический аргумент и писатель идентичность: социальный конструктивизм в качестве теоретической основы для EFL академического письма . Критическое запрос в Language Studies, 12 (3), 184-207.
  • Резницкая, A., Anderson, RC, и Куо, L. (2007). Преподавание и обучение аргументации, Начальная школа Journal, 107 (5), 449-472.
  • Рональд Elly Ванда. «Взносы социального конструктивизма в политических исследованиях» .
  • Вебер, К., Maher, К. Пауэлл, A., & Lee, HS (2008). Изучение возможностей от групповых дискуссий: варранты становятся объектами дискуссий . Учебные исследования по математике, 68 (3), 247-261.

внешняя ссылка

Конструктивизм — Гуманитарный портал

Конструктивизм — это общеметодологическая концепция, которая фиксирует конструктивную деятельность человеческого мышления (см. Мышление), осуществляемую с определёнными целями по определённым правилам с жёстко установленными границами и точно выраженную в определённом естественном или искусственном языке (см. Язык). Апелляция к конструктивности может быть обнаружена в самых разных областях человеческого познания и деятельности, хотя изначально понятие о конструктивности зарождается в античных дискуссиях о математическом методе и способе бытия математических объектов.

Наиболее широко понятие конструктивизма используется в математике, логике (см. Логика), философии (см. Философия), науке (см. Наука) и искусстве (см. Искусство). В этих областях знаний термином «конструктивизм» обозначают несколько различных, но тесно связанных друг с другом представлений, выражающих особые методологические подходы и специальные рефлексивные процедуры при построении (конструировании) образов, понятий, рассуждений, теорий, схем и других абстракций. В этом смысле конструктивизм представляет собой общее обозначение множества направлений и подходов в науке, искусстве и философии, в которых понятия конструкта (см. Конструкт) и конструкции играют главную роль в изображении процессов порождения предметов и знаний, а иногда и абсолютизируются.

В эпистемологии (см. Эпистемология) и философии науки конструктивизм рассматривается как способ построения и обоснования научных теорий (см. Теория), противоположный теоретико-множественному и аксиоматическому методам. В рамках конструктивистской философии науки термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи научных аксиом, и естественного языка. Перенос конструкционистских методов в философию науки осуществляется также в операционализме, согласно которым объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов.

В рамках философии конструктивизм утверждает подход, согласно которому всякая познавательная деятельность человека является конструированием. В философском употреблении различается узкий и широкий смысл термина «конструкция»: конструкция в узком смысле касается построения и представления понятий в восприятии, в геометрии и логике; от него отличается конструкция в широком смысле, относящая к особым — организующим, структурирующим, формирующим и образным — аспектам миропонимания и самосознания. В целом, философские концепции, подчёркивающие активно-конструктивное свойство восприятия, познания и самой действительности, объединяются под общим и достаточно расплывчатым именованием «конструктивизм».

В математике и логике конструктивизм представляет собой одно из направлений в основаниях математики, в рамках которого исследования ограничиваются конструктивными процессами (см. Конструктивный процесс) и конструктивными объектами (см. Конструктивный объект). Наиболее последовательно эти принципы выражены в программе логицизма (см. Логицизм), связанной с именами А. Н. Уайтхеда и его ученика Б. Рассела, написавших фундаментальный энциклопедический труд «Principia Mathematica» (1910–1913). Уайтхед и Рассел предпринимают в «Основаниях математики» попытку под влиянием логических работ Г. Фреге свести предложения и термины математики к логике. Центральный принцип логицизма требует логического конструирования понятий, то есть сведения всех понятий и понятийных систем к небольшому набору понятий путём дефиниций. В более поздних работах Рассел распространяет эту программу на естественные науки и психологию. Физические и психические феномены строятся из чувственных данных как логические конструкции. Работу Р. Карнапа «Логическое построение мира» можно рассматривать как развитие этого проекта в рамках логического позитивизма, пусть даже под видом понятия «конституирование» и на основе методического солипсизма.

Кризис оснований математики в начал ХХ века выявил данную проблему применительно к антиномиям теории множеств Г. Кантора (см. Теория множеств). Рассел пытался решить её на основе идей Фреге и теории типов, что требовало дополнительных допущений — постулата выбора, аксиомы бесконечности и аксиомы редукции, которые нуждались в независимых основаниях. Основатель интуиционизма (см. Интуиционизм) Л. Э. Я. Брауэр предложил альтернативное решение, которое базировалось на принятии только интуитивно усматриваемых конструкциях, прежде всего, праинтуиции числа, в качестве фундамента математического знания. Этот подход, вместе с тем, вёл к отказу от принципов классической логики и канторовской теории множеств. Вариант подобной позиции был представлен неоинтуиционизмом (Г. Вейль).

Ещё одну альтернативу (аксиоматическую теорию множеств) предложил Э. Цермело; она была превращена Д. Гилбертом в программу формализма (см. Формализм). Понятия, предложения и выводы математики объединяются, согласно ей, в аксиоматическую систему, для которой с помощью конструктивных методов выводится доказательство непротиворечивости. Проблемность этой позиции была показана К. Гёделем, согласно которому доказательство непротиворечивости системы аксиоматической арифметики может быть получено лишь средствами, которые сами в данной системы не формализируются.

Конструктивное обоснование арифметики, анализа и логики разработал П. Лоренцен на основе операционистской, или диалогической логики, открывающей путь к «рациональной грамматике». Логические выводы понимаются в данном контексте лишь как крайний случай успешного обоснования некоторого положения в диалоге. Лоренцен закладывает основы методического конструктивизма (он назван так в 1991 году для отличия от радикального конструктивизма) и конструктивистской философии науки Эрлангенской школы. В ней термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи как научных аксиом, так и естественного языка. Перенос конструкционистских методов на физику и философию науки осуществляется также в операционализме П. У. Бриджмена и Г. Динглера, согласно которому объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов.

В работах П. Лоренцена и К. Лоренца логика была понята с точки зрения конструируемости логически истинных форм высказываний, аналогично интуиционизму и в отличие от формально-аксиоматических вариантов классической логики. Истолкование логики в плане философии языка как средства рациональной аргументации позволяет включить традиционные учения о понятии, суждении и умозаключении в конструктивную логическую пропедевтику (В. Камлах, П. Лоренцен), в которой разрабатывается систематика форм суждений (априорные, аналитически-дефиниторные; формальные и материально-синтетические суждения протофизики; апостериорные и эмпирические суждения реальных наук). Конструктивность арифметики и анализа, которые формулируются, в отличие от теоретико-множественных подходов, при помощи классической аксиомы выбора, ограничивают предметную область высшей математики эффективно конструируемыми моделями и их формами.

Своего рода «Библией» радикального конструктивизма стала книга Дж. Спенсера-Брауна «Законы формы» (1969). Учёный предложил аксиоматическую систему пропозициональной логики или «логику различений», состоящую из двух аксиом, причём в ней отсутствуют такие обычные логические операции, как конъюнкция и дизъюнкция, а в качестве переменных выступают сами логические функции. Данные аксиомы («закон наименования» и «закон пересечения границы»), по мнению конструктивистов, описывают некоторые самоочевидные когнитивные процедуры, в первую очередь — операции наблюдения и описания, различения и именования, самонаблюдения и самоописания, — и в этом смысле служат фундаментом научных дисциплин, в том числе и социально-гуманитарных. Созданная Дж. Спенсером-Брауном «логика разл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *