Ковалева жемчугова прасковья ивановна: Прасковья Жемчугова (31 июля 1768
Проект «Сознательно озираясь на прошлое»
В 2018 году исполняется 250 лет со дня рождения Прасковьи Ивановны Ковалевой, известной как солистка шереметевского крепостного театра Прасковья Жемчугова, тайная, а потом и законная жена графа Николая Петровича Шереметева (1768-1803). Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства совместно с Московским музеем-усадьбой Останкино подготовили к юбилею небольшой выставочный проект «Сознательно озираясь на прошлое. Графиня Прасковья». Мемориальная экспозиция, скромная, как сама графиня Шереметева, открыта в личном покое легендарной хозяйки Фонтанного дома.
В двух комнатах, расположенных рядом с Домовой церковью, прошли последние годы жизни Прасковьи Жемчуговой – урожденной крепостной крестьянки, получившей графский титул, актрисы, блиставшей на подмостках театра графов Шереметевых в Останкино и получившей признание царских особ, легендарной фигуры, воспетой в народной песне. К 250-летию со дня рождения Прасковьи Ивановны в так называемых Образных комнатах расположилась мемориальная экспозиция. Ее центром стало личное зеркало графини в резной золоченой раме – образец французского декоративно-прикладного искусства конца XVIII века из коллекции Музея-усадьбы «Останкино». Рядом расположены портрет Прасковьи Жемчуговой в ее звездной роли – Элианы в опере Андре Гретри «Браки самнитян» — и бронзовый бюст ее сына, графа Дмитрия Николаевича Шереметева (Н. А. Лаверецкий, из собрания Русского музея). Витрины с инструментами барочного оркестра из коллекции Музея музыки отражают музыкальную атмосферу, в которой жила хозяйка Фонтанного дома. А шкафы-божницы, установленные здесь еще Д. Н. Шереметевым в память о матери и воссозданные в 2010 году, естественно дополняют образ набожной и скромной крестьянки-графини, невероятно талантливой и в
артистическом, и в человеческом плане. Видео-модули представят детали жизни и творчества Прасковьи Жемчуговой – партии опер, которые она пела, виды и декорации домашнего театра Шереметевых в Останкино, небольшую серию портретов и мемориальные предметы.
К биографии Прасковьи Жемчуговой:
Прасковья Ковалева, «одаренная природными способностями», попала в труппу театра графа Шереметева семилетней девочкой, а когда ей исполнилось 11, впервые вышла на сцену в домашнем театре усадьбы Кусково. В комической опере французского композитора А.-Э. Гретри «Опыт дружбы» ей была поручена маленькая роль служанки, которая произносила всего несколько фраз. Прошло всего полтора года, и Прасковья Ивановна получила сценическую фамилию – Жемчугова, исполняя главные партии во всех операх, ставившихся Шереметевыми в их домашнем театре: то в роли принцессы, то в облике бедной девушки, то в партии находчивого мальчика-пажа. Самой знаменитой в актерской судьбе Жемчуговой стала роль Элианы в опере Гретри «Браки самнитян»: актриса с успехом исполнила роль героического плана.
30 июля 1787 года спектакль играли в Кускове в присутствии Императрицы Екатерины II, которая была в восхищении и пожаловала певице бриллиантовый перстень. Триумф Жемчуговой стал кульминацией в истории театра Шереметевых. 6 ноября 1796 года граф Н.П. Шереметев был срочно вызван в Петербург новым императором Павлом I и произведен в обер-гофмаршалы. На весну следующего года были назначены коронационные торжества в Москве. Шереметев, принимая императора в Останкинском дворце и показывая свой театр, вновь демонстрировал на его сцене оперу «Браки самнитян». В последний раз она была сыграна для польского короля Станислава Августа Понятовского Партию Элианы пела Прасковья Жемчугова, и никто не мог предположить, что это было последнее выступление актрисы.
Граф Николай Петрович уехал в Петербург вместе с Прасковьей Ивановной. 6 ноября 1801 года в Москве состоялось венчание графа с уже бывшей актрисой, к тому
моменту освобожденной от крепостной зависимости. Счастье замужества для Прасковьи Ивановны, однако, было недолгим. Еще мимолетнее оказалось счастье материнское: сын Дмитрий родился 3 февраля 1803 года. На фоне обострения туберкулезного процесса через три недели после рождения наследника Прасковья Ивановна скончалась.
«…Кончина жизни супруги моей… оставила на себе навек неутешную печаль супругу своему, сожаление ближних, стенание сирых и беспомощных…», писал граф Николай Петрович в «Завещательном письме» к сыну.
Сын, достигнув совершеннолетия, увековечил память о матери: в личных покоях разместили вдоль стен высокие шкафы, заполнив их образами — иконами, а также
крестами, книгами священной истории, предметами церковного облачения. Комнаты получили наименование Образных.
Мы используем сookie
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробнее.
Жемчугова, Прасковья Ивановна | это… Что такое Жемчугова, Прасковья Ивановна?
Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева[1] (31 июля 1768, деревня Березники Ярославской губернии — 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
Содержание
|
Биография
Родилась 31 июля 1768 года в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне Большесельского района Ярославской области) в семье Ивана Степановича Горбунова (впоследствии Кузнецова или Ковалёва), крепостного кузнеца Шереметевых. В семь лет взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых, — у девочки были хорошие музыкальные способности, и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 года в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли.
Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский. В 1797 году Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком в Москве в церкви Николая Чудотворца близь Старого Каменного моста. По приказу Шереметева создается легенда о происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская», без уточнения сословного статуса. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге.
В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
«Вечор поздно из лесочку»
Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым[2]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке[3], включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.
Роли в театре
Прасковья Жемчугова в роли Элианы
- Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
- Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
- Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат» Монсиньи
- Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
- Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
- Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
- Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
- Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
- Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
- Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
- Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Гретри
- Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
- Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
- Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
- Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского
Память о Жемчуговой
Топонимика
В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа — Аллея Жемчуговой.
Литература
- Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. — М., 1872. 92 с.
- Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.
- Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова — М., 1952. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
- Маринчик П. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. — Л.; М., 1965. — 148 с.
- Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. — М., 1963. — С. 671—672.
- Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М., 1974. — С. 390—391.
- Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. — М., 1996. — С. 301—307.
- Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. — New Haven: Yale University Press, 2008.
Примечания
- ↑ «Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по выправленным документам — Ковалевская, по сцене — Жемчугова, в замужестве — Шереметева)» (Песни русских поэтов: В двух томах.
Том первый/ Вступ. ст., сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. В. Е. Гусева. — Л.: Сов. писатель, 1988. — (Библиотека поэта. Большая серия.) — С. 590.).
- ↑ Вечор поздно из лесочка (текст, ноты, варианты)
- ↑ «Не было русского уголка, где бы её не знали», — свидетельствовал П. А. Бессонов (Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 9, отд. 9. — М., 1873. — С. 49).
Ссылки
- Кузнецова-Горбунова в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
- Жемчугова Прасковья Ивановна в БСЭ
- Жемчугова Прасковья Ивановна в Энциклопедии «Кругосвет»
- Ковалёва Прасковья Ивановна (Жемчугова)
Где похоронен батюшка и жемчуг. Прасковья ивановна жемчужно-шереметева
Героиня этой трогательной истории родилась 31 июля 1768 года. Девочку звали Прасковья , что в переводе с греческого означает «канун праздника». История любви самого богатого человека Российской империи к крепостной актрисе , которую он сделал своей законной женой перед Богом и людьми, похожа на сказку о Золушке. Но конец этой сказки печальный.
Паша была дочерью искусного кузнеца Ивана Ковалева, любившего выпить и бесноваться. Жила в отцовском доме до 6 лет, после чего воспитывалась в Кусково под присмотром Марфы Михайловны Долгорукой … Такая перемена в судьбе будущей звезды музыкального театра Шереметевых произошла благодаря ее чарующему голосу, берущему за душу. 22-летний Николай Шереметев, впервые услышав пение девушки, был поражен ее талантом.
Так крепостная девушка получила хорошее образование, чему были бы рады родители нынешних талантов. Овладела игрой на арфе и клавесине, нотной грамотой, овладела двумя языками — французским и итальянским.
Прасковье Жемчуговой суждено было стать певицей, с юных лет она уже блистала на сцене театра. В одиннадцатилетнем возрасте выступала под псевдонимом Горбунова, так как у отца был горб из-за болезни позвоночника. Позже она стала Жемчуговой. По одной из версий, такое имя актриса получила за прекрасный голос, пение Прасковьи было поистине жемчужным. Другие актрисы — Алмазова, Бирюзова, Гранатова, Яхонтова и др. получили «драгоценные» псевдонимы.
Согласно легенде, роковая встреча лучезарного графа Николая Петровича и юной Параши произошла за пределами территории Мельпомены. Они случайно встретились в чистом поле, когда граф возвращался с охоты. Хотя эту версию можно подвергнуть сомнению: вряд ли Николай и Параша раньше не встречались в театре, и он не мог не заметить столь одаренную юную девушку.
Многих знатных особ, кроме, пожалуй, Екатерины II, мучил вопрос, что же он нашел в ней. Императрица посетила спектакль, в котором 19летняя крестьянка снялась в «Самнитских браках» Гретри. На сцене хрупкая девушка, играющая отважную Элиану, готовую расстаться с жизнью, чтобы быть с любимым, преобразилась… Под впечатлением от ее таланта императрица подарила актрисе кольцо с бриллиантами из ее рук и.
Чувства Шереметева к Жемчуговой были нежными и страстными. Наблюдая за девушкой , он отметил ее добродетельный ум, человеколюбие, искренность, верность, постоянство и привязанность к святой вере
.
После смерти отца Николай Петрович впал в депрессию и запил. Только благодаря Прасковье молодой граф вернулся к жизни. Именно в этот период он решает жениться на крепостной … Для того времени и их положения это была неслыханная наглость: высшее общество и слышать не хотело о девушке Шереметевой, а селяне ее просто ненавидели.
Правивший в то время Павел I не давал разрешения на брак. Тогда Шереметев поступил хитро: пригласил государя послушать крепостной хор, в котором пел Паша. Павел I был потрясен талантом певицы и позволил графу жениться … По другой версии, Шереметев, будучи уверенным в отказе Государя, действовал тайно. Прасковья и ее семья получили свободу от графа.
6 ноября 1801 года, через 17 лет после начала романа, Шереметев и Жемчугова тайно обвенчались в московской церкви Симеона Столпника на Поварской, . .. Обстановка на свадьбе была строго секретной, с участием двух свидетелей.
Шереметевы переехали в Санкт-Петербург. Переезд оказался для певицы роковым, так как сырой петербургский климат подорвал ее здоровье, стала прогрессировать чахотка. Она больше не пела и чувствовала себя все хуже и хуже. Но Господь вознаградил эту пару за упорство: Прасковья забеременела. Супруги, несмотря на болезнь будущей матери и тяжелую беременность, были счастливы и с радостью ждали наследника. В это время крепостной художник Иван Аргунов создает ставший впоследствии знаменитым портрет Жемчуговой в полосатом чепчике.
После рождения сына Дмитрия Прасковья прожила еще двадцать дней
… Последней ее волей было строительство чужого дома на Сухаревке. Сегодня в этом здании располагается НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.Российская актриса, певица (сопрано). До 1798 года она была крепостной. С 1779 выступала в Шереметевском театре.
Многие биографы этой женщины оплакивают несчастную судьбу бедной крепостной актрисы, сочувствуют ее холопству, делают ее чуть ли не символом мучительной судьбы артистки в России, забывая почему-то, что у Параши Жемчуговой в жизни было все — любимое дело, в котором был вознесен на пьедестал славы, любимый человек, который души не чаял в ней, и, наконец, — богатство и безграничная власть над всеми, кто был в плену у ее мужа. Жемчугова, конечно, была талантлива, но сколько их красивых, блестящих русских актрис кануло в лету только потому, что, в отличие от счастливой Параши, они не смогли найти всемогущего покровителя. Так что если считать Жемчугову символом, то, скорее, чуть ли не чудодейственным — как может повезти женщине, от рождения имеющей только хорошие природные данные.
Фамилия Шереметевых была одной из самых богатых и. дворянских родов России. Ее отпрыски транжирили деньги, жили в роскоши и привыкли ни в чем себе не отказывать. Так, когда дворянская среда после петровской эпохи заболела театральностью, граф Шереметев Петр Борисович отдался новому увлечению на широкую ногу зажиточного человека.
Сначала в графском доме ставились любительские спектакли, роли в которых не гнушались исполнять самые знатные вельможи екатерининского двора. Так, императрица, побывавшая в Шереметеве, была «угощена» спектаклем с участием самого Петра Борисовича и его малолетнего сына Николая. Вероятно, уже тогда молодой граф «заболел» театром.
Постепенно легкое увлечение Шереметьева Мельпоменой переросло в настоящую страсть, и он начал устраивать домашний театр в своем подмосковном имении Кусково. Но серьезное дело требовало профессионального подхода, а прежде всего нужны были настоящие актеры, задействованные в сцене не время от времени, а постоянно. К счастью, у Шереметева было около тысячи крепостных душ. Именно им предстояло решить проблему графского театра.
Восьмилетнюю взяли в барский дом Параши Ковалевой, бойкой, зоркой девицы с утонченными некрестьянскими манерами.
Трудно сказать, по каким параметрам отбирались кандидатуры для обучения актерскому мастерству, но Парашу почему-то сразу выделили и отдали на воспитание одинокой, скучающей княжне Марфе Михайловне Долгорукой.
Пышное празднество, роскошь обстановки не могли не впечатлять, а поражать воображение. Девушка с восторгом и завистью наблюдала за крепостными артистками, мечтая о том дне, когда она тоже выйдет на сцену в нарядном платье и будет петь арии. Надо сказать, что Параша получила прекрасное образование в доме княгини Долгорукой — много читала, выучила французский язык, музицировала и усвоила правила этикета. Теперь она имела мало общего с бедным родительским домом, где «воевал» пьяный отец.
Пока Параша росла и становилась настоящей хозяйкой, младший Шереметев набирался ума за границей. Увиденное им во Франции, Голландии, посещение изысканных аристократических салонов, знакомство с произведениями Монтескье, Дидро, Руссо необыкновенно повлияло на мировоззрение юного графа. Стоит только упомянуть, что его библиотека насчитывала более шестнадцати тысяч томов, и значительную часть составляли книги по театру и музыке. Четыре года, проведенные в пути, не прошли для Николая даром. Вернувшись домой и получив должность директора Московского банка, граф внимательно осмотрел распоряжения в Кускове. Театральные забавы отца казались юному Шереметеву наивными, отсталыми. Он лично взялся за дело. Шереметев возлагал большие надежды на детей, «решённых в театр», в которых видел будущее своего предприятия.
Параша Ковалева, худощавая, с большими, немного испуганными глазами, вызвала у Николая восторг, смешанный с удивлением, «чудесный дар органа». Ее голос пленил необычайной глубиной и оригинальностью. Почувствовав в девушке сильный талант, граф стал уделять ей все больше внимания: разговаривал, играл на клавикордах, заставляя Парашу петь. Он очень хотел увидеть ее на сцене, а потому, не глядя на ее возраст, вскоре назначил одиннадцатилетнюю актрису на небольшую роль служанки Юбера в опере Гретри «Опыт дружбы».
22 июня 1779 года был, пожалуй, самым тяжелым днем в жизни Параши Ковалевой. Она чрезмерно переживала, выходя на сцену, но публика благосклонно приняла ее, впрочем, не придав особого значения появлению на сцене милого, очаровательного ребенка. Но граф Николай Петрович, по всей видимости, был очень доволен дебютом Параши, потому что вскоре Шереметев поручил ей главную роль в опере итальянского композитора Саккини «Колония, или Новая деревня». Сейчас сложно представить, как справилась двенадцатилетняя девочка с ролью любвеобильной и страдающей героини, но театральные хроники того времени говорят, что дебют юной актрисы прошел с огромным успехом. Следует упомянуть, что именно тогда Параша впервые появилась на афише под новым именем Жемчугова. Шереметев решил заменить «крестьянские» фамилии своих актрис на новые, более благозвучные, по названиям драгоценных камней. Так на российской сцене появились Яхонтовы, Изумрудовы и Бирюзовы.
Настоящая жизнь крепостной актрисы началась с переселения Параши из уже родного дома княгини Долгорукой в особый флигель, где поселили всех актеров Шереметевского театра. Здесь ей была отведена «конная дача», то есть питание с барского стола. День был расписан по часам и в основном был заполнен репетициями и уроками актерского мастерства. Молодой граф явно предпочитал новый прием всем остальным артистам, и лучшие роли достались ей, Параше Ковалевой. Однако никаких интимных отношений между молодой актрисой и Шереметевым замечено не было. Анна Изумрудова долгое время была его любимицей.
Слухи об отличной игре Жемчуговой быстро распространились среди любителей театра. Многие сокрушались, что не попали на тот или иной спектакль. Молодой граф гордился своим детищем и вскоре решил построить новое здание театра.
Его открытие было приурочено к посещению подмосковной усадьбы Шереметевых Екатериной II. 30 июня 1787 года императрица прибыла в Кусково. В развлекательной программе центральное место отводилось театру. Екатерине II была показана лучшая постановка Шереметевского театра – опера Гретри «Женитьбы самнитов». Глубина новой двадцатичетырехметровой сцены позволила расширить эффектные массовые картины. Театральные машины, вывезенные из Парижа, позволяли производить быстрые, почти бесшумные перестановки. Все в Новом театре выглядело не хуже, а может быть, и лучше, чем на придворной сцене Эрмитажа. Однако главное впечатление на великодержавного зрителя произвела стремительная вдохновенная игра Параши Жемчуговой. Екатерина II подарила актрисе кольцо с бриллиантом.
30 октября 1788 года умер старый граф Петр Борисович Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян перешли к его сыну. На несколько месяцев Николай Петрович впал в безудержное пьянство и развлечения. Театр был заброшен, актеры томились в неизвестности своей судьбы и с тревогой наблюдали за оргией мэтра. И только один человек смог остановить счет. Это была Жемчугова. Вероятно, несмотря на нежный возраст, несмотря на множество любовниц Шереметева, именно Параша имела неограниченное влияние на графа. Она не сразу это почувствовала, но когда тридцатисемилетний, сильный мужчина в первый раз взглянул с детским восхищением и восторгом на своего крепостного, когда Параша увидела в его глазах навязчивую любовь, она поняла, что ее судьба была определена навсегда.
Театр ожил. Хозяйкой ее был еще Шереметев, но теперь есть еще и хозяйка — Прасковья Ивановна, как стали называть Парашу актеры и музыканты. Для Перла граф построил новый дом и значительно перестроил театр. Казалось, жизнь нашей героини превратилась в рай. Однако Параша по-прежнему радовалась только работе. Впечатлительная, нервная, она не умела почивать на лаврах, ее угнетало нестабильное, зависимое существование под графом. Возлюбленная души не чаяла в своей Параше, не отходила от нее ни на шаг, но слухи о странной привязанности графа распространились далеко за пределы имения Кусковых. Родственники, близкие и даже просто знакомые Шереметевых сплетничали и играли на все голоса. Эти голоса угрожали Параше местью и ненавистью. Она боялась за себя, но сердце ее сжалось еще больше от страха за неописанного мужа.
Шереметеву и его возлюбленной «Кусково стало злобно». Убегая от сплетен и молвы, граф приказывает подготовить имение в Останкино для их уютного гнездышка. Весной 1795 года Прасковья Ивановна и Николай Петрович, а с ними и весь штат актеров, актрис, музыкантов, сценических служителей, переехали в новое имение. Наверное, это были самые счастливые дни в жизни Жемчуговой. Ничто в Останкине не напоминало о рабстве крепостной актрисы, здесь она чувствовала себя полной хозяйкой, даже театр построили специально для нее, Параши Жемчуговой. Героическая опера «Взятие Измаила» имела большой успех на новой сцене, где снова блистала несравненная Параша.
Однако счастье не бывает долгим. Вскоре актриса тяжело заболела, у нее развился туберкулез. Она навсегда лишилась возможности петь и только бескорыстная забота графа помогла ей подняться на ноги. 15 декабря 1798 года, на фоне смертельной опасности, нависшей над жизнью его любимой женщины, граф, наконец, решил отпустить на волю свою крепостную актрису. Это событие вызвало новую волну слухов. Вся семья Ковалевых также получила вольную.
Много раз на Шереметевской сцене шли сентиментальные пьесы, в которых простые крестьянки вдруг оказывались дворянками и тем самым приобретали права людей дворянского происхождения. Граф мучительно обдумывал способы превратить свою «преступную» связь во вполне законную, и сочиненный им «спектакль» оказался последним в Шереметевском театре. За большие деньги стряпчий подобрал из архивов нужные факты, что род Параши Ковалёвой происходил от старинного дворянского польского рода Ковалевских, и что её предок Якуб в 1667 году находился в русском плену, и что его потомки нашли убежище в Дом Шереметевых.
6 ноября 1801 года граф женился на Прасковье Ивановне Ковалёвой, но свадьба прошла в строжайшем секрете. Шереметев не решался выйти на публику. Смертельно больная женщина рожала сына Парашу. 3 февраля 1803 года, когда ребенок родился, его тут же забрали у матери: боялись, что младенец заразится от больного. Бедняжка провела еще двадцать дней в мучительном бреду, прося показать ей сына. Друзья подвели его к двери спальни, она немного успокоилась. В ожидании смерти жены Николай Петрович занялся судьбой сына. Дальше скрывать брак было бессмысленно, и граф обратился со слезным письмом к царю Александру с просьбой признать законность прав его наследника. В ночь на 23 февраля умерла Параша Жемчугова. Ее похороны отличались пышностью и… полным отсутствием знатных кавалеров. Даже после смерти аристократический мир не признал простолюдина. В память о покойном Николай Петрович, беззаветно любивший свою жену, построил в Москве на Сухаревой площади «гостеприимный дом». В его уставе говорилось, что дом должен «дать бездомным ночлег, голодный обед и сотне бедных невест приданое». Сегодня в этом здании находится знаменитый Институт скорой помощи имени Склифосовского. Воистину, пути Господни неисповедимы…
ЖЕМЧУГОВА ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА (1768-1803), русская крепостная актриса. Она родилась 20 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Горбунова, получившего со временем фамилию Ковалев, и менее чем через 8 лет была взята на графский суд своим отцом Н.П. Шереметев.
В 1779 году на сцене крепостного театра в Кускове дебютировала в роли служанки Губерта в комической опере А.Е.М. Гретри Испытание дружбой … После удачного дебюта Шереметев в 1780 г. доверил Ковалевой главную роль Белинды в опере А. Саккини Колония, или Новый поселок . В этом спектакле актриса впервые выступила под фамилией Жемчугова, так как Шереметев решил заменить «крестьянские» фамилии своих актрис на новые, названные в честь драгоценных камней. После роли Белинды Ковалёвой-Жемчуговой её перевели на должность первой актрисы театра. Среди ее ролей Луиза ( Беглый солдат Седена), Лоретта ( Лоретта Демеро де Мальзевилль), Розетта ( Хорошая девочка Пиччини), Анюта ( Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский Колычев), Инфанта ( Инфанта Самора Паизиелло), Анюта ( Три откупщика Десиде-Монвель) и другие. К 17 годам Ковалева-Жемчугова свободно читала и писала по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавесине, стала настоящей оперной певицей, обладавшей, по свидетельству современников, яркими драматическими способностями. Изюминкой стала роль Элианы в опере Гретри самнитских браков … Исполняя эту роль впервые в 1785 году, Жемчугова играла ее 12 лет — беспрецедентное событие в истории крепостного театра. Значимой считается роль Алины ( Королева Голкондская Седена, 1786): императрица Екатерина, присутствовавшая в Кускове, преподнесла Жемчуговой перстень с бриллиантом. В конце 1880-х годов крепостных актеров стали обучать артистки труппы Медокса (женской частью труппы Шереметева руководила М. С. Синявская), в это же время женой Шереметева стала Жемчугова.
В 1795 году театр был переведен из Кусково в Останкино, где были построены театральные помещения, оборудованные по последнему слову техники и моды. 1795 г. ознаменовался премьерой оперы « Пленение Измаила » (П. Потемкин — И. Козловский; Жемчугова выступила в роли пленной турчанки Зельмиры). С этого момента Останкино стало одним из центров художественной жизни Москвы, репертуар театра пополнился русскими комическими операми. В период наивысшего расцвета театра у Жемчуговой началась чахотка. Спектакли были временно остановлены, но в 1797, по случаю приезда Павла I, им было показано самнитских брака … В 1798 году Шереметев дал волю Жемчуговой и всей семье Ковалевых. Поняв, что здоровье не позволит Жемчуговой вернуться на сцену, граф закрыл театр. В 1801 году Шереметев в строжайшей тайне женился на Жемчуговой. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была погребена в фамильном склепе Шереметевых. В память об умершем в Москве на Сухаревой площади было возведено здание «гостеприимного дома», который должен был «дать бездомным ночлег, голодный обед и сотне бедных невест приданое» (ныне Н. Склифосовского здесь расположен НИИ скорой помощи).
В восьмилетнем возрасте в судьбе крепостной девушки произошел крутой поворот — она была взята на воспитание в подмосковное имение Кусково под надзор одной из графских свиток, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Парашу взяли в господский дом за прекрасные вокальные данные, чтобы подготовить ее к выходу на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первоклассных наставников крестьянская девушка быстро овладела музыкальной грамотой, играя на клавесине и арфе, пела, выучила французский и итальянский языки. Обладая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она успешно начала выступать на театральной сцене под именем Правсковья Жемчугова.
Сначала были небольшие роли выходного дня. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одиннадцати, когда она блестяще выступила в опере Гретри «Опыт дружбы», а в 13 лет эта хрупкая девочка с необыкновенной убедительностью, силой и глубиной сыграла роль Луизы из драмы Седена «Беглый солдат» до Музыка Монсиньи.
Тогда-то, очевидно, и привлек внимание графского сына Николая Петровича этот художник-подросток. Любовь к музыке и совместная деятельность сблизила их. Именно по его настоянию Параша исполнила главную партию в итальянской опере «Колония, или Новая деревня», поставленной в следующем году Саккини, — как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не видеть в пробуждающемся таланте будущую славу своего театра.
Отмечалось открытие дворца-театра в имении графов, приуроченное к приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. Граф пригласил участников военных событий к празднику. На сцене была поставлена музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как издавна принято в Шереметьевском театре, главную роль — пленную турчанку Зельмиру, влюбившуюся в русского офицера Смелона.
30 апреля 1797 г. Н.П. Шереметев принял только что коронованного на престол Павла I. В этот день театр поставил «Женитьбы самнитов» — оперу, в которой с особым блеском раскрылся талант Прасковьи Жемчуговой. Тогда ей было 17 лет.
Граф Шереметев был удостоен царем титула обергофского маршала императорского двора. Эта награда требовала отъезда в Петербург. Николай Петрович решает взять туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Влажный петербургский климат сразу сказался на самочувствии Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но это не помешало графу полюбить ее. 6 ноября 1801 года состоялась свадьба Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Он проходил в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году.. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеевских, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный день ее жизни: красная шаль, белая фата, драгоценный медальон на шее. Свадьбу отпраздновали только в самом узком кругу друзей. Для московского и петербургского дворянства брак графа Н.П. Шереметьева осталась тайной. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высшее общество и родственники были потрясены. Графиня Шереметева умерла, так и не узнав о реакции мира на это известие. Может быть, и к лучшему, так как петербургские барыни никогда бы не приняли в свои салоны бывшего крепостного, без роду и племени.
О реакции близких можно судить по замечанию Анны Семёновны Шереметевой, которое она сделала в своих воспоминаниях: «Отличная ловкача, наша старшая родственница».
Следует отметить, что взгляды графа и отношение к крепостным отличались от взглядов многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и лично подавал свои прошения.
Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно помогала им, а муж, по ее завещанию, построил в Москве хлебосольный дом с больницей (ныне Склифосовская больница) и вкладывались в выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.
23 февраля 1803 года скончалась талантливейшая русская певица и актриса. Она умерла от чахотки, оставив после себя трехнедельного ребенка, когда ей было всего 35 лет.
Граф Николай Петрович Шереметев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской Лавре, в Шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.
Игра возможностейКрестьяне изображают аристократов, графини играют в крестьян | Завораживающая русская опера: Царица от состояния до сцены
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыка и история музыкиOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыка и история музыкиOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Еще
Укажите
Народицкая, Инна, «Игра возможностей: крепостные, играющие аристократов, графини, играющие крестьян», Чарующая русская опера: Царица от государства к сцене (2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 января 2012 г. ), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780195340587.003.0022, по состоянию на 3 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыка и история музыкиOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыка и история музыкиOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Реферат
Образ Анюты (вероятно, от французского Annette) распространился по русским комическим операм XVIII века, разыгрываемым в частных театрах крепостными труппами и аристократическими дилетантами. Эти комические оперы выявили три типа социального переодевания: 1) в оперных сюжетах графиня могла переодеваться пастушкой; крестьянская героиня могла заново открыть для себя свое аристократическое происхождение; 2) настоящая принцесса или графиня могла сыграть деревенскую девушку, подражая ее акценту и манерам; молодая красивая крепостная актриса изображала дворянскую матрону; и 3) социальная трансгрессия перетекала со сцены в реальную жизнь, когда актеры или аристократы пытались преодолевать полярные социальные барьеры. Частным случаем, относящимся ко всем трем уровням переодевания, является история крепостной актрисы Параши Жемчуговой и владелицы известной крепостной труппы и актрисы, члена одного из знатных родов, графа Николая Шереметева. Сильные социальные и гендерные предубеждения и в то же время определенная амбивалентность и «опасные» возможности, связанные с культурой маскарада, освещают чувства России конца восемнадцатого века, что отражено в сентиментальных и комических операх и таких фигурах, как князь Иван Долгоруков.
Ключевые слова: крепостные, крепостная актриса, частный театр, переодевание, трансгрессия, комическая опера, сентиментальная опера, аристократические дилетанты
Предмет
Музыковедение и история музыкиОпераМузыка барокко
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.