Ковалева жемчугова прасковья: ЖЕМЧУГОВА-КОВАЛЕВА Прасковья Ивановна — Яркипедия

ЖЕМЧУГОВА-КОВАЛЕВА Прасковья Ивановна — Яркипедия

Авторы:М.Г. ВАНЯШОВА.С.В. ЛАПШИНА.

ЖЕМЧУГОВА-КОВАЛЁВА Прасковья Ивановна (3.07.1768, с Уславцево Ростовского уезда Ярославской губернии — 23.02.1803, Санкт-Петербург) — выдающаяся русская актриса.

1 фото

Смотреть фотогалерею 1 фото

из

Родилась в семье крепостного крестьянина. В 1779 году была отослана ко двору графа П. Б. Шереметева, решившего создать крепостной театр, для обучения «театральному мастерству и галантным манерам». Воспитывалась в барском доме в числе других детей, «определенных к театру». С начала 80-х гг. ХVIII в. занимает положение первой актрисы шереметевской труппы в театре, расположенном в подмосковной усадьбе графа Кусково.

Вскоре становится фавориткой графа Н. П. Шереметева. Несмотря на большое чувство, любовь и привязанность к Прасковье, граф Н.

П. Шереметев не сразу решился оформить брак с крепостной актрисой. В 1798 г. она была освобождена от крепостной зависимости. Спустя еще три года, в 1801, граф Н. П. Шереметев решился вступить с нею в брак. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника в Москве и было тайным. Тогда же через архив Министерства иностранных дел он разыскивает бумаги, говорившие о том, что некие польские шляхтичи ещё в XVII веке были взяты русским войском в плен и после войны остались жить в России, это дало возможность сфабриковать документы, доказывающие польское происхождение Прасковьи Ивановны. К этому времени её здоровье было подорвано. 3 февраля она родила сына Дмитрия, но, будучи больной чахоткою, так и не оправилась после родов и 23 февраля умерла. Похоронена в Александро-Невской Лавре.

Знакомство с отзывами современников о ее игре позволяет говорить о ней как о талантливой трагической актрисе. Исследователи истории русского театра сближают ее творчество с творческим даром Катерины Семеновой, выдающейся трагической актрисы начала ХIХ века.

Актриса трагедийного дарования, Жемчугова-Ковалёва, тем не менее, вынуждена была играть поверхностные роли в комических операх. Напряжение всех физических и духовных сил было причиной раннего ухода её со сцены и преждевременной смерти.

Истинное происхождение Жемчуговой-Ковалёвой долго было за «семью печатями». Пока друг Сергея Дмитриевича Шереметева (внука Жемчуговой-Ковалёвой) известный ростовский краевед А. А. Титов в своём иcтopико-статистическом описании Ростовскооо уезда не рассказал, ссылаясь на краеведа А. М. Ошанина, вкратце эту историю, не называя конкретных имен и времени. Титов писал: «В конце прошлого столетия владелец села Вощажниково, приехавши летом в село, увидел проходившею за водой крестьянскую девушку, дочь местного кузнеца, на которой он вскоре и женился, в последствии времени он представил её ко Двору. И никто не мог предполагать, что это была крестьянка». На родине своей жены Н. П. Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами (1805), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Парашу, была поставлена часовня.

Именно об этой встрече была написана песня «Вечор поздно из лесочка…», приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалёвой.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Прасковья Ивановна Жемчугова.

Незабываемый след в отечествен­ной культуре оставила выдающаяся русская актриса Прасковья Иванов­на Жемчугова, которая родилась 31 июля 1768 года.

Певица обладала мощным, гибким голосом теплого тембра и широкого диапазона, большой музыкальностью, талантом трагической актрисы, мастерски владела колоратурой.

Родившись в семье крепостного кузнеца в ярославском имении Шереметьевых, в семилетнем возрасте была взята в дом графа и определена «к театру».

Граф Пётр Борисович Шереметев (1713-1788 гг.) одним из первых в России создал свой театр, все артисты которого были набраны из крепостных. Своего расцвета Шереметевский театр достиг в конце XVIII — начале XIX веков при следующем владельце — графе Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809 гг. ).

Театр стал главным делом жизни Николая Петровича. Шереметев был его режиссёром, дирижёром и музыкантом. Его труппа давала те же спектакли, что шли в Париже, и соперничала с придворным театром.

Граф Пётр Борисович Шереметев (слева) и граф Николай Петрович Шереметев (справа).

Звездой театра, принесшей ему наибольшую славу, стала певица Прасковья Ивановна Жемчугова (1768-1803 гг.). Её чудный голос – лирическое сопрано — приводил в восхищение многих знатоков оперного искусства: нерезкий, но сильный, с широким диапазоном и мягкими полутонами.

Личная судьба певицы послужила сюжетом для песен, стихов и романов. Известна история любви Н. П. Шереметева и П. И. Жемчуговой: в 1801 году они сочетались тайным браком, и бывшая крепостная крестьянка стала графиней Шереметевой.

Граф и графиня Шереметевы. 8 ноября 1801 года заключили тайный брак в церкви Симеона Столпника.

Последний раз она вышла на сцену останкинского театра (на фото внизу) в опере А.Э. Гретри «Браки самнитян», показанной в 1797 году для императора Павла I. Ковалева-Жемчугова в этом спектакле исполняла роль храброй девушки Элианы, ради любимого юноши Парменона переодевшейся воином и спасшей в бою военачальника.

3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье — она умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребёна в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и архитектор Кваренги. 

После смерти жены Николай Петрович перестроил, начатое по желанию Прасковьи Ивановны, здание будущей больницы — Странноприимный дом в Москве, чтобы сделать его более величественным и достойным памяти графини. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. В настоящее время в этом здании располагается научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

Институт Склифосовского («Странноприимный дом» графа Шереметева).

На родине своей жены Н.П.Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами (1805 г. ), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Прасковью, была поставлена часовня (сейчас в полуразрушенном состоянии). Именно об этой встрече была создана песня «Вечор поздно из лесочка…», приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалевой.

 

Красота спасет мир

«Самые крутые бары в мире»

Гиперреалистичная картина Тьяльфа Спарнаая »

Прекрасная актриса в сценическом костюме, играющая Элиану в «Самнитских свадьбах» Андре Эрнеста Модеста Гретри. Прасковья Жемчугова крепостная актриса графа Шереметьева

Прасковья Жемчугова крепостная актриса графа Шереметьева
Родилась 20 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Ивана Ковалева, Прасковья Ковалева-Жемчугова была известной русской крепостной актрисой и оперной певицей-сопрано. Прасковья и ее семья принадлежали к Шереметевым, одному из богатейших дворянских родов России того времени.

В сущности, ее образование и манеры ничем не отличались от большинства знатных русских дам. В частности, она умела читать и писать музыку, играла на арфе, бегло говорила по-французски и по-итальянски. Несомненно, Прасковья легко могла бы составить партию любому дворянину, если бы не пожизненное клеймо рабыни. Между тем, наблюдая за развитием театральной карьеры своей прекрасной актрисы, всячески поддерживая и помогая ей, граф не заметил, как влюбился в нее. И, по всем законам того времени, их брак был невозможен. Однако Николай Шереметев не подчинился правилам того времени. Он любил Прасковью, заботился о ней и был ее ангелом-хранителем.

Портрет актрисы, 1803. Художник Николай Аргунов (1771-c1829). На подвеске ее ожерелья изображен миниатюрный портрет мужа Николая Шереметева. Прасковья Жемчугова крепостная актриса графа Шереметьева

Привезенная княгиней Марфой Долгорукой в ​​Кусково, семилетняя Прасковья жила в подмосковном имении Шереметевых. Между тем в девочке очень рано проявились музыкальные способности, и ее стали готовить в труппу крепостного театра. А ее дебют состоялся 22 июня 1779 г.в роли горничной в опере Андре Гретри «Опыт дружбы».
В следующем году Прасковья вышла на сцену в роли Белинды в опере Саккини «Колония или новое поселение» под именем Жемчугова. Кстати, ее фамилия Жемчугова произошла от слова «жемчуг», что означает «жемчужина». Традиционно у актеров Шереметевского театра были прозвища по названиям драгоценных камней. В частности, Гранатова, Бирюзова, Яхонтова, Алмазова, откуда пришли – Гранат, Бирюза, Яхонт, Бриллиант, Изумруд.

Вскоре слава о крепостном театре Шереметевых разнеслась по всей России и даже далеко за ее пределами. Спектакли, главную роль в которых исполняла Прасковья Жемчугова, посещали дворяне России и Европы, в том числе император Павел I и императрица Екатерина II, польский король Станислав II, шведский король Густав III и многие другие представители аристократии. Прасковья стала одной из лучших оперных певиц России восемнадцатого века.

Русский художник Николай Аргунов (1771-1829)). Портрет П.И. Ковалева-Жемчугова. Около 1803 г. Государственный исторический музей

В 1788 г. умер отец Николая Шереметьева. Потрясенный юный граф бросил все отцовские дела и пустился в грешные дела. Только Прасковья смогла вернуть его к прежней жизни и не дала погибнуть театру, тем самым заняв над Николаем Шереметевым еще большую силу. И не только силой любви, но и доверием, поддержкой в ​​трудные моменты жизни. Граф стал делиться с ней своими глубокими мыслями и секретами, и она знала, что рано или поздно ему придется на ней жениться. Николай Шереметев сделал свой выбор и решил жениться на Прасковье Жемчуговой.

Портрет Шереметева Николая Петровича работы художника Н. И. Аргунова. 1800-е

Между тем злые языки не унимались, и тогда Николай Шереметьев, чтобы оградить свою девушку от многочисленных разговоров и сплетен, построил для нее в подарок Дворец-театр Останкино. Открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», где главную роль турчанки Зельмиры исполнила его возлюбленная Прасковья.

Итак, прежде чем жениться, граф хотел спросить разрешения у императора, который был его другом детства. Однако, опасаясь неудачи, он передумал, решившись на обман. Он подделал документы, свидетельствующие о том, что Прасковья была родовитой из польского дворянского рода Ковалевских. В документе, в частности, указывалось, что один из ее предков приехал в Россию XVII века, попал в тюрьму и стал крепостным.

Художник Николай Аргунов. Портрет актрисы П.И. Ковалёва-Жемчугова (Шереметьева) (1768-1803)

Затем граф даровал ей и всей её семье вольную. После этого митрополит Платон благословил брак графа Николая Шереметьева и Прасковьи Жемчуговой. Итак, они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в храме Симеона в Москве. В феврале 1803 г. Прасковья Жемчугова родила мужу сына. Назвали его в честь возлюбленного святого Димитрия Ростовского. Но, несмотря на признание брака императором Александром I, родственники Николая Шереметьева и высшее общество его не признали.

К сожалению, графине Шереметевой оставалось всего двадцать дней счастливого материнства. 23 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова-Шереметьева скончалась. Она умерла после родовых осложнений и внезапно обострившегося туберкулеза. Прасковья Жемчугова умерла в возрасте 35 лет.

Прасковья Жемчугова крепостная актриса графа Шереметьева

Граф Николай Шереметев шесть лет занимался воспитанием сына, а через шесть лет он умер. Он делал все по воле любимой жены Прасковьи – жить, помогая бедным людям. В память о жене Николай построил в Москве Хоспис на 100 мест для нуждающихся, ныне известный как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Граф Николай Шереметев был похоронен рядом с женой в простом гробу без всяких почестей, приличествующих его званию. А его имение, по завещанию покойного, досталось беднякам. Завещание благородного графа Николая Шереметьева гласило: «В жизни у меня было все. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем я не нашел покоя. Помните также, что жизнь слишком коротка, и только хорошее мы можем отнести к дверям гробницы».

Картина Николая Аргунова. Портрет графини П.И. Шереметьева в полосатом халате. 1803 г. Государственный музей керамики

Дворцовый театр Останкино

Граф Николай Шереметев

Прасковья Жемчугова и граф Шереметев

источник изображений:
liveinternet.ru/users/3370050

Жемчугова Прасковья Ивановна, фото, биография

(оперная певица, актриса)

Комментарии для Жемчугова Прасковья Ивановна
Биография Жемчугова Прасковья Ивановна

Актриса SERF, жена графа Шеремеев
31 июля 1768 г. — 7 марта 1803 г.

Праскавия Ivanovna Kovaleva ( Zhemchugova ) был родился в Vellage Berezniki -yushylylylylylylosly. в семье был старший. Отец — крепостной кузнец Шереметевых Иван Степанович Ковалев — был известен на всю округу как замечательный мастер своего дела и как любитель взять стопку-другую, а потом покуролесить.

. В восемь лет в жизни крепостной девушки наступил крутой поворот — ее взяли на попечение в подмосковное имение Кусково, под надзор одной из княжеских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой
. В господском доме Парашу взяли за отличные вокальные данные, чтобы подготовить их к поступлению на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первоклассных наставников крестьянская девушка быстро освоила музыкальный инструмент, играла на клавесине и арфе, пела, выучила французский и итальянский языки. Обладает большим музыкальным талантом и хорошим голосом, успешно начала выступать на театральной сцене под псевдонимом Правскови 9.0063 Жемчугова

.

Сначала были небольшие роли. Но вскоре Парача стала настоящей актрисой. Ей еще не исполнилось одиннадцати, когда она блестяще выступила в опере Гретри «Опыт дружбы», но в 13 лет эта хрупкая девчушка сыграла с необычайной убедительностью, силой и глубиной игру Луизы Седены в драме «Дезертир» на Музыка Монсеньор.

. Именно тогда, очевидно, юная актриса и привлекла внимание сына графа Николая Петровича
. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на будущий год итальянской опере «Колония Саккини» или «Новое поселение» Парача сыграть главную роль — как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог разглядеть дара пробуждения в будущей славе своего театр

Открытие дворца-театра в усадьбе графов отпраздновали в связи с торжественным приемом в честь победителей в войне с Турцией 22 июня 1795 г. На праздник граф пригласил участников военных событий. была музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как давно принято в Шереметьевском театре, главную роль — пленную турчанку Зельмиру, влюбившуюся в русского офицера Смелона.

30 апреля 1797 г. Н.П. Шереметьев принимал нововенчанного на престол Павла I. Театр в этот день представил «Женитьбу самнитян» — оперу, в которой талант Прасковьи Жемчугова раскрылся с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметеву монархом было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отзда в Петербурге. Николай решает подобрать туда лучшую часть компании, в том числе Прасковью Ивановну . Влажный петербургский климат сразу сказался на здоровье Жемчугова . У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но этот граф не разлюбил ее. 6 ноября 1801 года состоялась свадьба Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Он проходил в приходской церкви святого Симеона Столпника, построенной в 1679 году.. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шереметевых, запечатлел образ Прасковьи Ивановны в тот памятный день ее жизни: красная шаль, белая фата, на шее драгоценный медальон. Свадьбу вы отметили только в узком кругу друзей. За женитьбу московской и петербургской аристократии на графе Н.П. Шереметева оставалось тайной. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были потрясены. Графиня Шереметева умерла, так и не узнав о реакции мира на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские барыни никогда не допустят в свои лавки и бывшего крепостного, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семёновны Шереметьевой, которое она сделала в своих воспоминаниях: «Отменить Штукара нашего старшего родственника».

. Следует отметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились со взглядами многих
. Едва вступив в права преемника, Николай Петрович распорядился, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал свои прошения лично.

. Графиня-крестьянка, зная о нелегкой жизни бедняков, сирот и больных, всегда помогала им, а муж по ее завещанию построил в Москве богадельню (ныне Больница
. Склифософского) и поставил столицу на выдача приданого бедной невесте, что ясно свидетельствовало о привязанности графа к возлюбленной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *