Кристофер врен: Рен Кристофер. Большая российская энциклопедия

Человек, который перестроил Лондон. Как Кристофер Рен изменил британскую столицу

В день, когда в Лондоне вспыхнул Великий пожар, английский чиновник Сэмюэль Пипс, наблюдая за тем, как пламя постепенно поглощает средневековый город, написал в своем «Дневнике»: «Над колокольнями и крышами домов рвутся в небо зловещие кровавые языки, ничего общего с покойной красотой пылающего в камине огня. Гигантская огневая дуга с милю длиной перекинулась с одного конца моста на другой, вбежала на холм и выгнулась, точно лук. Зрелище это повергло меня в глубочайшее уныние; я не мог сдержать слез, глядя на объятые пламенем церкви и дома, слыша неумолчный шум всепожирающего огня и жалобный треск рушащихся домов». 

Однако не все оплакивали утраченный облик средневекового города также, как Пипс. Когда пожар закончился, лондонская элита почти не сомневалась, что вскоре столица будет выглядеть совершенно иначе. Королевский двор мгновенно увидел в катастрофе долгожданную возможность преобразить город — очистить его от узких мощеных улиц и старых деревянных зданий. К тому же, пять шестых площади Лондона, обнесенного каменной стеной, уже были полностью уничтожены пламенем. 

Архитектор Кристофер Рен

Для того, чтобы преобразовать столицу после пожара, королю Карлу II было необходимо утвердить новый градостроительный план. Объявив начало работы, монарх собрал экспертный совет, куда вошли известные ученые, инженеры, физики и математики. Одним из членов совета по восстановлению Лондона стал сэр Кристофер Рен — оксфордский профессор математики, ученый и архитектор, который ранее уже принимал участие в реставрации деревянного Собора Святого Павла. 

Широкие бульвары вместо темных переулков

Всего через неделю после того, как пожар потушили, Карл II издал указ, в котором сообщил, что в будущем «столица станет гораздо красивее, чем в настоящее время». Тогда же архитектор Кристофер Рен представил монарху свое амбициозное видение нового Лондона, который мог бы соперничать по великолепию с Парижем — городом широких бульваров и величественных зданий.

По замыслу Рена, Лондон должен был состоять из нескольких больших площадей, геометрически связанных между собой длинными бульварами. Для этого ему требовалось полностью перестроить территорию вокруг Флит-стрит и Королевской биржи, а также облагородить землю вдоль Темзы, чтобы превратить ее в общественную набережную. Кроме того, Рен определил и распланировал пространство для некоторых важнейших учреждений того времени. Золотая кузница, Королевский монетный двор и Главное почтовое отделение были сосредоточены вокруг одной площади, а Таможенный дом располагался рядом с Тауэром, недалеко от того места, где его здание расположено сегодня.

План Кристофера Рена по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Карл II восхищался идеями Рена и назначил его одним из шести комиссаров по надзору за восстановительными работами. Но несмотря на явное желание короля изменить Лондон, возможности предоставить архитектору полную свободу действий у него не было. Вскоре после пожара владельцы недвижимости вспомнили о своих правах и начали перестраивать дома на участках в соответствии с прежней средневековой схемой улиц. В надежде избежать судебных тяжб с купцами, Карл лишь настаивал на том, чтобы старые дороги были расширены, а строительные стандарты улучшены. Из-за этого многие идеи Рена сохранились лишь в виде проектов, тщательно проработанных на бумаге. 

Церковные площади и магистрали: каким мог стать Лондон

Другие проекты по преобразованию британской столицы были представлены картографом Ричардом Ньюкортом, писателем Джоном Ивлином, ученым Робертом Гуком, офицером Валентином Найтом и другими членами экспертного совета. Практически все эти планы были разными вариациями на тему устройства городской системы, которая позже стала использоваться при строительстве городов в США. Например, в плане Ньюкорта присутствовали строгие ряды церковных площадей на прямоугольных участках. Именно такая схема была взята за основу строительства Филадельфии в 1680-х годах.

План Валентина Найта по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Джон Ивлин предлагал превратить Лондон в столицу барочной архитектуры, но на реализацию его идей в казне не хватало средств. А Валентин Найт со своим проектом потерпел полное фиаско. Офицер предложил создать две главные магистрали и построить длинные ряды домов между ними, заявив, что в таком случае королю удастся собрать неплохую сумму за счет арендной платы и сборов за пользование каналом. Карла его идея очень оскорбила. Монарх мгновенно заявил, что не пытается «извлечь выгоду для себя из столь публичного бедствия своего народа», и приговорил Найта к тюремному заключению.

Ни один из планов, в том числе предоставленный Кристофером Реном, не был осуществлен полностью. Однако некоторые кардинальные изменения в строительных стандартах того времени все же произошли: в 1667 году суд принял закон, согласно которому в городе не разрешалось строить высотные жилые здания, а также запрещалось использовать в отделке деревянные материалы. Кроме того, некоторые улицы Лондона действительно стали шире, а открытые причалы и набережная у Темзы облегчили доступ к реке на случай возможных пожаров в будущем. 

Что Кристофер Рен оставил после себя

Со временем в руки Кристофера Рена был передан еще один важный проект, на этот раз — по восстановлению пятидесяти одной приходской церкви Лондона после пожара. По его чертежам были построены St Benet Paul’s Wharf, St Margaret Lothbury, St Mary Abchurch, St Bride’s Church, St Michael’s Church. В процессе работы над церквями Рен создал и свой главный шедевр — новый Собор Святого Павла, строительство которого было завершено в 1711 году. Собор сохранился на протяжении веков и смог пережить немецкие бомбежки времен Второй мировой войны.

Другим проектом Рена (в сотрудничестве с Робертом Гуком), который был успешно реализован, стал «Монумент» — 62-метровая дорическая колонна с золотыми языками пламени на вершине, установленная по приказу короля. Высота памятника была выбрана не случайно: расстояние между ним и домом пекаря на Пудинг-лейн, где начался Великий пожар, составляет ровно 62 метра. Сегодня на колонну можно подняться (правда, для этого нужно преодолеть больше трехсот ступеней). С нее открывается потрясающий вид на лондонский Сити, который, к слову, спустя 355 лет после пожара выглядит совершенно не таким, каким его когда-то задумывал сэр Кристофер Рен.  

Кристофер Рен • Архитектура — идеи и история

Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.

Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.

Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.

Барочный собор Св. Павла в ЛондонеБарочный собор Св. Павла в Лондоне

Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.

Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.

Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.

Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».

Белтон-хаус

Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.

Кристофер Рен | Биография, образование, здания и факты

Кристофер Рен

Смотреть все медиа

Дата рождения:
20 октября 1632 г. Англия
Умер:
25 февраля 1723 г. (90 лет) Лондон Англия
Учредитель:
Королевское общество
Известные работы:
Гринвичская больница Театр Друри Лейн Хэмптон Корт Собор Святого Павла
Механизм/стиль:
Искусство и архитектура барокко Стюарт стиль

Просмотреть весь связанный контент →

Кристофер Рен , полностью Сэр Кристофер Рен , (родился 20 октября 1632 года, Ист-Нойл, Уилтшир, Англия — умер 25 февраля 1723 года, Лондон), дизайнер, астроном, геометр и величайший английский архитектор своего времени. Рен спроектировал 53 лондонские церкви, в том числе собор Святого Павла, а также многие известные светские здания. Он был основателем Королевского общества (президент 1680–1682 гг.), и его научная работа была высоко оценена Исааком Ньютоном и Блезом Паскалем. Он был посвящен в рыцари в 1673 г.

Ранняя академическая карьера и научные занятия

Рен был единственным выжившим сыном священника и с ранних лет отличался слабым здоровьем. Еще до того, как Кристоферу исполнилось три года, его отец был назначен деканом Виндзора, и семья Рен переехала на территорию двора. Именно среди интеллектуалов, окружавших короля Карла I, у мальчика впервые развились математические интересы. Жизнь в Виндзоре была резко нарушена началом Гражданских войн в Англии в 1642 году. Деканат был разграблен, а декан был вынужден удалиться сначала в Бристоль, а затем в загородный дом зятя Уильяма Холдера в Оксфордшир. Рена отправили в школу в Вестминстере, но он много времени проводил под руководством Холдера, экспериментируя в астрономии. Он перевел работу Уильяма Отреда о солнечных часах на латынь и сконструировал различные астрономические и метеорологические устройства. Однако если основным направлением его исследований была астрономия, то в 1647 году произошел важный поворот в сторону физиологии, когда он встретил анатома Чарльза Скарбурга. Рен готовил эксперименты для Скарбурга и делал модели, изображающие работу мышц. Одним из факторов, который явно выделяется из этих ранних лет, является склонность Рена подходить к научным проблемам с помощью визуальных средств.

Сохранившиеся его схемы прекрасно нарисованы, а модели кажутся не менее изящными.

В 1649 году Рен поступил в Уодхэм-колледж в Оксфорде в качестве «джентльмена-простолюдина» — статус, который давал определенные привилегии, и получил степень бакалавра гуманитарных наук. в 1651 году. Оксфорд в то время прошел через строгую чистку своих более консервативных элементов парламентским правительством. Появились новые люди, некоторые из которых обладали большими способностями и проявляли особый интерес к «экспериментальной философии», столь красноречиво провозглашенной философом-ученым сэром Фрэнсисом Бэконом.

Получив степень магистра в 1653 году, Рен был избран членом Колледжа Всех Душ в Оксфорде в том же году и начал активный период исследований и экспериментов, закончившийся его назначением профессором астрономии Грешема в Грешем-Колледже в Лондоне в 1657 году. В следующем году, со смертью Оливера Кромвеля и последовавшими политическими беспорядками, колледж был занят военными, и Рен вернулся в Оксфорд, где, вероятно, оставался во время событий, приведших к реставрации Карла II в 1660 году.

Он вернулся в Грешем-колледж, где возобновилась научная деятельность, а интеллектуальный круг предложил создать общество «для содействия физико-математическому экспериментальному обучению». Получив покровительство восстановленной монархии, эта группа стала Королевским обществом, Рен был одним из самых активных участников и автором преамбулы к его уставу.

Викторина «Британника»

Европейская история

В 1661 году Рен был избран савильским профессором астрономии в Оксфорде, а в 1669 году он был назначен инспектором работ при Карле II. Оказывается, однако, что, успешно испытав себя во многих направлениях, он все же в 30 лет не нашел того, в котором мог бы найти полное удовлетворение.

Перейти к архитектуре

Одной из причин, по которой Рен обратился к архитектуре, могло быть почти полное отсутствие серьезной архитектурной деятельности в Англии того времени. Архитектор Иниго Джонс умер около 10 лет назад. В Англии было, наверное, с полдюжины мужчин, обладающих разумным пониманием архитектурной теории, но ни один из них не обладал уверенностью, чтобы привести искусство строительства в рамки интеллектуального диапазона мысли Королевского общества, то есть развить его как искусство, способное принести пользу научным исследованиям.

. Здесь для Рена была целая область, в которой он мог бы доминировать, если бы представилась возможность, — область, в которой интуиция физика и искусство моделиста соединились бы в проектных работах огромных размеров и сложной конструкции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Случай представился, так как в 1662 году он занимался проектированием Шелдонского театра в Оксфорде. Это подарок епископа Лондона Гилберта Шелдона своему старому университету должен был стать театром в классическом смысле, где будут проводиться университетские церемонии. Он следовал классической форме, вдохновленной древним театром Марцелла в Риме, но был покрыт деревянными фермами новой конструкции, тем самым сочетая классическую точку зрения с эмпирической современностью, что полностью характерно для ума Королевского общества. В то же время Шелдон, вероятно, советовался с Реном по поводу лондонского разбитого — а местами почти заброшенного — собора Св.

Собор Святого Павла. Так что Рен был глубоко и сразу же вовлечен в проблемы строительства. В чем он отчаянно нуждался в тот момент, так это в контакте с европейской традицией классицизма, и он воспользовался случаем присоединиться к посольству, направлявшемуся в Париж.

К 1665 году архитектура при дворе Людовика XIV достигла апогея творчества. Луврский дворец близился к завершению, и началась реконструкция Версальского дворца. Джан Лоренцо Бернини, великий скульптор и архитектор, находился в Париже, делая проекты для восточного фасада Лувра, и престарелый итальянец позволил Рену просмотреть свои рисунки. Во французской столице Рен мог увидеть гораздо больше, в том числе купольные церкви Валь-де-Грас и Сорбонна, а также чудесное множество замков в пределах легкой досягаемости от Парижа.

Весной 1666 года в Оксфорде он сделал свой первый проект купола собора Святого Павла. В принципе он был принят 27 августа 1666 года. Однако неделю спустя Лондон был в огне. Великий лондонский пожар превратил две трети города в дымящуюся пустыню, а старый собор Святого Павла превратил в руины. Рен, скорее всего, был в то время в Оксфорде, но новости, столь фантастически относящиеся к его собственному будущему, сразу же привлекли его в Лондон. Между 5 и 11 сентября он установил точную площадь разорения, разработал план перестройки города на новых и более регулярных линиях и представил его Карлу II. Его план отражал как его знакомство с Версалем, так и его знакомство через гравюры с Римом папы Сикста V. Другие также представили планы, и 13 сентября король объявил, что будет принят новый план для Лондона. Однако ни один новый план не продвигался дальше бумаги, на которой он был нарисован. Проблемы обзора, компенсации и перераспределения были слишком велики. Закон о восстановлении был принят в 1667 году. Он разрешал только расширение некоторых улиц, устанавливал стандарты строительства новых домов, взимал налог с угля, поступающего в лондонский порт, и предусматривал восстановление нескольких основных зданий.

В 1669 году королевский инспектор работ умер, и Рен был немедленно назначен на должность.

В декабре он женился на Фейт Когхилл и переехал в официальную резиденцию геодезиста в Уайтхолле, где жил, насколько известно, до увольнения в 1718 году.

В 1670 году был принят второй закон о восстановлении, повысивший налог на уголь и, таким образом, обеспечивший источник средств для восстановления собора Святого Павла и нескольких церквей в лондонском Сити и возведения колонны (монумента) в память Великий Огонь. В настоящее время город восстанавливался значительными темпами. Сам Рен не имел никакого отношения к общему процессу. Время от времени он давал городским властям советы по их крупным проектам, но не проектировал дома или залы городских компаний. Он был королевским землемером, работавшим в Уайтхолле, а не чиновником лондонского Сити. Церкви Св. Павла и Города не попадали автоматически в сферу королевских работ, хотя существовала давняя традиция королевской ответственности за собор Св. Павла.

В 1670 году были перестроены первые церкви. Во время пожара было уничтожено 87 церквей, но некоторые приходы были объединены, так что только 52 были восстановлены. Хотя Рен лично отвечал за все это, не следует предполагать, что каждый из них представляет собой его собственный полностью разработанный дизайн. О том, что делегаций было много, свидетельствуют сохранившиеся рисунки. Лишь немногие находятся в руках Рена. Однако нет никаких сомнений в том, что Рен одобрял дизайн в каждом случае, и в некоторых церквях отпечаток его личности отчетлив.

Лондон | История, карты, население, площадь и факты

25 апреля 2023 г., 12:36 по восточноевропейскому времени (AP)

Репрессии крупных технологий вырисовываются, поскольку ЕС и Великобритания готовят новые правила

TikTok, Twitter, Facebook, Google и Amazon сталкивается с растущим давлением со стороны европейских властей, поскольку во вторник Лондон и Брюссель ввели новые правила, чтобы обуздать мощь цифровых компаний reling

Коронация короля Карла III привлекает поклонников королевской семьи, очарованных зрелищем, зрелищем и драмой монархии, и гостей издалека, жаждущих прикоснуться к британской истории

19 апреля 2023 г. , 5:53 по восточноевропейскому времени (AP)

Менеджер французского издательства освобожден после ареста в Лондоне

Менеджер парижского издательства был освобожден лондонской полицией после того, как его работодатель заявил, что он был арестован после допроса об участии во французских протестах против пенсионной реформы

12 апреля 2023 г., 13:54 по восточноевропейскому времени (AP)

Алисия Киз переосмысливает культовый хит для приквела «Бриджертон»

В знаменитой студии Abbey Road в Лондоне, чтобы представить специальный подборка песен, записанных в пространственном аудио для Apple Music, Алисия Киз раскрыла еще один грядущий проект

8 апреля 2023 г., 12:42 по восточноевропейскому времени (AP)

Тысячи врачей планируют снова уйти с работы в Англии врачи могут привести к отсрочке четверти миллиона визитов к врачу

Top Questions

Что такое Лондон?

Лондон — столица Соединенного Королевства. Это крупнейший мегаполис Великобритании, ее экономический, транспортный и культурный центр. Лондон также является одним из старейших великих городов мира, его история насчитывает почти два тысячелетия.

Когда был основан Лондон?

Основание Лондона можно проследить до 43 г. н.э., когда римские войска начали оккупацию Британии при императоре Клавдии. В точке к северу от болотистой долины реки Темзы, где располагались два невысоких холма, они основали поселение, которое назвали Лондиниум. Первое определенное упоминание о Лондоне встречается в 60 г. н.э. римским историком Тацитом.

Лондон бомбили во время Второй мировой войны?

Во время Второй мировой войны Лондон подвергался интенсивным воздушным бомбардировкам со стороны нацистских войск во время Блица, кампании, начавшейся 19 сентября.40 мая 1941 г., опустошившие город. По оценкам, 43 000 лондонцев погибли, еще 50 000 получили ранения. Было разрушено более 70 000 зданий, многие другие были повреждены. Однако Блиц не смог сломить Британию, и нацистская Германия отказалась от атак.

Чем известен Лондон?

Лондон — один из самых космополитичных городов мира. Это крупнейший мегаполис Соединенного Королевства, а также экономический, транспортный и культурный центр страны. В дополнение к своей истории, искусству и политике, Лондон является популярным туристическим направлением благодаря множеству музеев, магазинов, ресторанов и спортивных команд.

Где находится Лондон?

Лондон расположен на юго-востоке Англии по обеим сторонам реки Темзы примерно в 50 милях (80 км) вверх по течению от ее устья в Северном море.

Лондон , город, столица Соединенного Королевства. Это один из старейших великих городов мира, история которого насчитывает почти два тысячелетия, и один из самых космополитичных. Безусловно, крупнейший мегаполис Великобритании, а также экономический, транспортный и культурный центр страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *