Кто построил церковь вознесения в селе коломенском – в честь чего построена, тайны старинных подвалов, обретенная икона «Державная», внутренняя и внешняя красота, время работы

Содержание

Церковь Вознесения (Коломенское) — это… Что такое Церковь Вознесения (Коломенское)?

Координаты: 55°40′02″ с. ш. 37°40′15″ в. д. / 55.667222° с. ш. 37.670833° в. д. (G) (O) (Я)55.667222, 37.670833

Храм-башня Знак Юнеско

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым[1] каменным шатровым храмом в России.

История

Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

[3]

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14.4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатер. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года[4]:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года[5] митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана[4]:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVIв первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились неполитые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения

[6].

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в елку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв от нас первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и была сделана дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный компекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатер.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVIв по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое[7]. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано. Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.[8]. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта… Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ. Об исследовательских «достижениях» КРЕАЛ можно посмотреть на их сайте.


Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду[9], икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

Примечания

  1. Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
  2. Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
  3. Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза), http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm
  4. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  5. Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
  6. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он керамические плитки с ковчегом относит к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.
  7. «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
  8. С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
  9. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.

Литература

Ссылки

Flag of Russia.svg

 

Церковь Вознесения Господня (Коломенское)

Церковь Вознесения Господня в Коломенском – первый на Руси каменный шатровый храм, возведённый в подмосковном Коломенском в 30-х годах XVI века. Шедевр мировой архитектуры, в 1994 году включённый ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия. В настоящее время является действующей православной церковью Даниловского благочиния Московской епархии и памятником архитектуры федерального значения. 

Из истории строительства

Бывшее подмосковное село Коломенское, в настоящее время являющееся музеем-заповедником, богато многими архитектурными памятниками, особое место среди которых занимает Вознесенская церковь – первое и главное строение бывшего Государева двора.

Первое письменное упоминание о храме содержится в Лицевом летописном своде, в котором церковь упомянута как освящённая в 1532 году в честь Вознесения Господня. Если верить устной легенде, то храм был заложен в 1528 году московским князем Василием III для молитв о чадородии. Стоит упомянуть, что у женатого вторым браком на Елене Глинской князя к концу 1520-х годов наследников не было – первая его жена (Соломония Сабурова) была бездетной, из-за чего после двадцати лет супружества была сослана в монастырь. Поэтому на появление наследников во втором браке князь Василий III очень надеялся, для чего они вместе с княгиней часто посещали монастыри и молились о даровании им сына.

В XVI столетии существовала практика возведения так называемых моленных церквей, строившихся с одной целью – вымолить у Бога рождение детей. Видимо, с этой целью по указу князя в Коломенском в 1528 году и было начато строительство храма. Неизвестно, что именно повлияло на осуществление мечты князя и его супруги, но факт остаётся фактом – в августе 1530 года в теремном дворце Коломенского у великокняжеской четы родился долгожданный первенец, крещённый Иоанном (в будущем – царь Иоанн IV Грозный). И первой церемонией государственного уровня, при которой присутствовал двухлетний княжич, было освящение в 1532 году Вознесенской церкви в Коломенском. Князь Василий III после освящения московским митрополитом Даниилом храма пожаловал в его ризницу драгоценные церковные сосуды, иконы в дорогих окладах и устроил трёхдневный пир, о котором сохранились упоминания в летописях.

Долгое время оставался открытым вопрос об архитекторе, чей каменный шедевр и сегодня поражает взгляд совершенством пропорций, оригинальностью воплощения, обилием декоративных деталей, характерных для архитектуры Возрождения. Историки, сопоставив информацию об известных событиях тех лет, пришли к выводу, что Вознесенский храм строил итальянский мастер Петрок Малой (Пьетро Аннибале), прибывший в Москву в 1528 году вместе с другими архитекторами в составе делегации из Рима. 

Вознесенский храм Петрока Малого стал невиданным до тех пор строением. Возведённый на высоком правом берегу Москва-реки, рядом с чудодейственным водным ключом, на высоком массивном подклете трёхметровой толщины, 62-метровый храм для своего времени оказался самым высоким архитектурным сооружением на просторах тогдашнего Московского княжества. А его кирпичное конусообразное (шатровое) навершие, богато декорированное белокаменными тягами в виде бриллиантовых рустов и увенчанное восьмигранным барабаном с маленьким куполом с крестом, на целое столетие (до запрета строительства шатровых церквей патриархом Никоном) определило направление русского церковного зодчества. 

Место для возведения храма было выбрано на склоне речной террасы, хорошо просматривавшемся как со стороны реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включили в себя устройство котлована, который укрепили сваями и уложили в него мощный фундамент из скреплённых специальным раствором блоков известняка. Уже на подготовленный фундамент поставили массивный четверик, завершив его тройными кокошниками и высоким восьмериком, декорировали стены четверика глухими треугольными арками, а фасады восьмерика – пилястрами и пристенными пилонами. Со всех сторон храм опоясала открытая двухъярусная галерея с тремя внешними крыльцами-всходами, причём столбы второго яруса галереи были украшены белокаменными резными капителями. Эта галерея наряду с шатровым навершием храма стала новшеством в церковном зодчестве тогдашнего Московского княжества. 

Естественное освещение храма достигнуто за счёт необычно расположенных окон. В четверике они находятся не традиционно на фасадах, а в угловых выступах, в восьмерике  в противоположных гранях шатра крестообразно, а грани без окон оформлены нишами. В шатровом навершии окна расположены по сторонам света. 

Центр восточного фасада галереи архитектор акцентировал каменным троном, оформленным высокой спинкой с каннелюрой, полуциркульным, заполненным дубовыми ветвями перекрытием (конхой), боковыми филёнками с растительным орнаментом. Об этом троне сохранилось множество преданий. Так, считается, что с этого возвышения князь Василий III после богослужений раздавал милостыню, но многие историки склоняются к версии о том, что это сооружение является некой трёхмерной иконой «Престол уготованный» и символизирует Второе пришествие Христа и Страшный суд. 

Ещё одна версия приписывает появление трона рождению у князя наследника. Уже во время строительства храма выяснилось, что княгиня ждёт ребёнка, поэтому в августе 1530 года, когда княжич Иоанн уже родился, у восточного фасада для него обустроили «царское место», установив его на овальное белокаменное основание. 

Внутреннее пространство церкви, несмотря на её внушительный внешний объём, было рассчитано только на нахождение в ней княжеской семьи. Являясь домовым храмом церковь достаточно мала (внутренние размеры – 8,5х8,5 метров), хотя её высота достигает 42 метров. Западная стена храма, по древней традиции, была оформлена хорами, на которых во времена Василия III находились «государевы певчие дьяки». Сведений об интерьере Вознесенского храма того периода не сохранилось, видимо, все бумаги и чертежи со временем были утеряны как и сведения о княжеском тереме тех лет. Но его наличие не подлежит сомнению, ведь именно с теремом соединялись крытыми переходами домовые храмы.

Известно, что первоначально пол в храме был выстлан треугольными керамическими плитками серого и белого цветов в форме конвертов, которые при проводимых в 1570-е годы ремонтных работах были частично утрачены, а частично переложены тыльной стороной вверх. Возможно, тогда же в иконостасе храма появились новые Царские врата, сохранившиеся до наших дней. 

Дальнейшая судьба храма

В XVII столетии в Вознесенской церкви был проведен ремонт, в результате которого мастера поновили иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде храма. Фресковая живопись на фасадах храма сохранялась до 1884 года, когда стены оббили цинковыми листами и нанесли на них масляную живопись. 

Следующий ремонт храма состоялся, видимо, в 1766–1767 годах, когда по указу императрицы Екатерины II князем П. В. Макуловым был разобран и выстроен наново деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Вознесенский храм в то время лишился резных белокаменных капителей с колонн второго яруса галерей, а вместо них появились парапеты с ширинками. Тогда же рисунок пола храма и папертей переделали под «ёлочку». 

Благоустройство Вознесенской церкви продолжилось в XIX столетии. Так, в 1836 году «царское место» оградили кованой решёткой, над ним поместили бочкообразную сень с гипсовым изображением орла, гипсовыми деталями украсили и парапет. Руководивший в 1866–1867 годах ремонтом Вознесенской церкви архитектор Николай Александрович Шохин видоизменил южную грань восьмерика, сделав в ней дверь, разобрал каменный шатёр, заменив его более плоской, прикреплённой к железному каркасу металлической конструкцией и установил новый иконостас с иконами, перевезённый из одной из церквей московского Вознесенского женского монастыря (первый тябловый иконостас располагался между южным и северным порталом, а иконостас Н. А. Шохина занял пространство между пилястрами).

Изначально покрытые тёсом крыши папертей в 1873 году следующий архитектор Фёдор Никитич Кольбе заменил брусом и досками из разобранного в 1872 году дворца Александра I. Им же на папертях были настелены новые полы и переделаны крыши. 

Следующий комплекс ремонтно-реставрационных работ проводился в Вознесенском храме уже в начале XX столетия. В 1914–1916 годах новым большемерным кирпичом был облицован шатёр и проведены исследовательские работы – обмер и фотографирование храма, археологическая разведка прилегающей к нему территории. 

Вознесенский храм в советское время и в наши дни

Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие – в подклете Вознесенской церкви чудесным образом была обретена икона Божьей Матери «Державная», предположительно, находившаяся в иконостасе, принесённом из Вознесенской женской обители в середине XIX столетия. После обретения икону отреставрировали и долгие десятилетия она хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году образ Пресвятой Богородицы был торжественно установлен в церкви Казанской иконы Божьей Матери, входящей в комплекс строений Коломенского. 

В 1923 году, когда загородная царская усадьба Коломенское была перепрофилирована в музей, в Вознесенской церкви богослужения прекратились. 

1994 год стал судьбоносным для Вознесенской церкви – она получила статус Патриаршего подворья и была внесена ЮНЕСКО в перечень памятников истории и архитектуры мирового значения. Наново храм был освящён в декабре 2000 года и с тех пор в летнее время в нём совершаются богослужения.

В 2007 году после капитальной реставрации для посетителей был открыт подклетный ярус, в котором в настоящее время действует стационарная выставка «Тайны Вознесенского храма». В первом зале представлены уникальные древние экспонаты – белокаменные детали церкви, датируемые XVI веком (обнаружены во время одного из археологических исследований церкви в 1980-х годах), а на фото– и медийной выставке второго зала рассказывается о судьбе и реставрациях церкви в период с конца XIX до начала XXI столетия. 

Церковь Вознесения в Коломенском: в честь чего построена

Любой человек, пребывающий на берегу Москвы-реки, поинтересуется, в честь чего построена церковь Вознесения в Коломенском. Ведь это здание непохоже на все остальные. Оно необычайно красивое и гармоничное во всех отношениях. У многих складывается впечатление, что оно устремляется прямо в облака и возвышается над землёй.

Точная дата возведения церкви неизвестна. По предположительным данным, её основателем стал Василий III – великий князь и всея Руси. А вот в честь чего церковь Вознесения в Коломенском была построена, узнаем далее?

В чего была построена церковь

По мнению большинства историков, великий князь Василий III приказал своим служащим возвести церковь после рождения его сына — княжича Ивана IV, того самого, которого в народе и мире нарекли «Иваном Грозным». Для Василия Великого, достигшего возраста 50 лет, это событие стало по-настоящему радостным.

Известно, что точной датой освящения церкви является сентябрь 1532 год. По предположительным данным, решение о строительстве князь принял в 1530 году, так как в это время и был рождён княжич Иван.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Однако многие современные учёные сомневаются, что на возведение такой габаритной церкви было потрачено всего 2 года, ведь технологии VI века не позволяли сделать это так быстро. Для этого строителям нужно было работать не покладая рук сутками напролёт.

Поэтому существует ещё одна версия относительно того, в честь чего был построен храм Вознесения в Коломенском.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Учёные предполагают, что причиной может служить победа князя Василия над войском Ислам-Гирея – крымского хана. Произошло это в 1528 году. Стоит отметить, что данную версию учёные считают более правдоподобной.

Однако есть ещё одно предположение. Существует версия, что церковь была возведена для моления князя о будущем наследнике и замаливания своих грехов.

Строительство церкви

Процесс возведения, как и то, в каком году была построена церковь Вознесения в Коломенском, является тайной, покрытой мраком. Опять же существуют лишь предположения. По мнению многих историков, храм строился по проекту итальянского зодчего Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари).

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

К этому выводу пришли учёные, когда на одной из стен в процессе реставрационных работ в 1979 году была обнаружена надпись на арабском «1533» (предположительно, это год создания храма). Такое мог себе позволить только выходец из европейских стран. Поэтому живший в то время Петр Фрязин и стал основным «подозреваемым».

Если верить версии, что церковь построили именно по его проекту, по приказу Василия Великого для того, чтобы он молился о наследнике, то история её возведения могла бы выглядеть так.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

В 1527 году с Василия Великого была снята епитимия (церковное наказание), которая длилась 2 года (он выпросил её сам, чтобы замолить грех двоежёнства). Дело в том, что Церковь не признавала желание князя расторгнуть брак с Соломонией Сабуровой, которая не смогла подарить Василию сына, и жениться на Елене Глинской.

По мнению историков, именно замаливание греха двоежёнства и стало причиной возведения церкви.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Местом возведения было выбрано не просто так. Решили строить возле живого источника, о котором слагалось большое количество легенд.

Загрузка ... Загрузка …

Одной из них является предание о Георгии Победоносце, гнавшимся по оврагу за змеем. Области, по которым скакала его лошадь, превращались в живоносные родники.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Поэтому место возведения церкви считается по сей день священным. Находится оно в посёлке Коломенское, которое ранее являлось вотчиной князей Московских. Расположен на берегу Москвы-реки на возвышенности с правой стороны.

Внешний вид и архитектура

Согласно расчётам архитекторов, по глубине заложения фундамента, высота конструкции составляет 42 метра, высота приделов – почти 25 метров, высота заднего притвора – чуть больше 14 метров.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Предположительно, заложение фундамента было завершено в 1528 году. От первичного проекта строительства пришлось отказаться, так как храм был бы закрыт оврагом, расположенным рядом с родником. Поэтому было решено поставить церковь на гигантский подклет. Это привело к тому, что макет был переделан кардинально.

Изменения коснулись звонницы, которую планировалось строить с западной стороны, и боковых приделов. Их, вообще, возводить отказались. На переделку макета, по предположительным данным, понадобился целый год.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

В 1529 году, вероятно, приступили к строительству подклета, затем – к звоннице, которую соединили с крыльцом, расположенным с северной стороны здания. К концу 1529 была закончена дьяконская церковь с престолами Зачатия Анны, Константина, Елены, Иоанна Предтечи.

В этом же году её освятили. Здесь можно было молиться о зачатии наследника, как, предположительно, и делал Василий Великий.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Вероятно, в 1530 году приступили к возведению четверика, в 1531 – восьмерика и кокошника. Через 2 года построили шатёр, поставили столбы второго яруса папертей. Звонница была возведена на южном крыльце, на полах располагалась плитка. В самом конце строительства, в честь появления на свет Княжича Ивана, было принято обустроить «царское место».

Освятили храм в 1532 году в сентябре, по благословению митрополита Даниила. На торжестве присутствовали княжич Иван, княгиня Елена и сам князь Василий.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

На фото видно, что церковь Вознесения в Коломенском выполнена в виде белоснежной башни с высокими шатрами, украшенными «бриллиантовым рустом». Такое решение для того времени – новшество.

Ярусы переходят друг к другу при помощи тройных кокошников. У входа в церковь можно увидеть вимперги – элементы с обострёнными концами.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Вокруг храма расположена галерея-гульбище, радом с которой находятся три необычайно красивых лестницы-арки, отлично вписывающиеся в общий интерьер здания. Высота церкви составляет 62 метра. Внутри не так просторно, как кажется на первый взгляд. Свободного места там всего 100 кв. м.

 Что касается стиля архитектуры, то архитектор здания делал акцент именно на ренессансных и готических элементах.

Стоит отметить, что в 1917 году была найдена бесценная икона Богородицы «Державная». Сейчас она хранится в Коломенском в церкви Казанской Богоматери. В храме Вознесения можно увидеть список святыни.

В подклете гости храма могут посетить выставку с документами, артефактами и фотографиями, посвящёнными истории.

Современность

На данный момент наибольшее опасение вызывает состояние памятника, расположенного на оползневом берегу. В 70-х годах здесь возводили набережную из бетона. Преследовалась цель повышения уровня воды для судоходства.

Для этого пришлось засыпать древние родники, которые находились рядом. В этой связи по всему берегу образовались болота и промоины, превышающие высоту родников почти на 2 метра.

В 1981 году и 1987 годах здесь были сильные оползни. Но, несмотря на это, местные власти не стали проводить противооползневые мероприятия.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

По этой причине образовались 4 осевые трещины по четырём блокам. Вместо изучения проблемы было принято решение просто их залицевать. Для этого использовалось более 4 десятков тысяч кирпича.

Власти не преследовали цели восстановить первоначальный вид храма.

В честь чего была возведена церковь Вознесения в Коломенском

Так, например, в ходе реставрационных работ с 2002 по 2005 годы деревянные конструкции, расположенные над папертями, были полностью уничтожены, а крыши над галереями не стали делать открытыми, как это было изначально.

история, архитектор, фото, интересные факты

На территории бывшего села Коломенское (ЮАО Москвы) находится уникальный архитектурный памятник XVI века – Церковь Вознесения Христова. Ее создание и последующая история связаны с именем первого российского царя из рода Рюриковичей – Ивана III Васильевича, вошедшего в отечественную летопись с титулом Грозный.

Великий князь Василий III

Грех московского правителя

В 1525 году Великий князь Московский Василий III, портрет которого приведен выше, насильно постриг в монахини свою первую жену Соломонию Сабурову, а год спустя повел под венец дочь литовского князя Елену Глинскую. Хотя у такого поступка была веская причина – бесплодие Соломонии, лишавшее княжество законного наследника престола, по церковным канонам сие деяние считалось великим грехом, подобным двоеженству.

То ли Господь прогневался на князя и затворил чрево его новой супруги, то ли отвергнутая жена прокляла его, но в первые годы брака, детей у новой пары не было. Не помогла и двухгодичная епитимья, наложенная на него митрополитом для очищения от греха. Отчаявшийся супруг решил возвести дивную церковь Вознесения в Коломенском – подмосковном селе, где помещались его княжеские хоромы, и которое он уже не раз украшал храмами. Этим благочестивым деянием надеялся он умилостивить Бога, и вымолить долгожданного сына.

Приезд итальянского мастера

В историю Москвы первая половина XVI века вошла, как эпоха «великих строек», произведенных итальянцами, выписанными в Россию. Они украсили столицу выдающимися архитектурными памятниками. Не отступил Василий III от сложившейся традиции и в этот раз. Обратившись лично к Папе Римскому Клименту VII, он уговорил его отпустить в Москву известного в то время итальянского зодчего Анибале, которому и намеревался поручить строительство церкви Вознесения в Коломенском. Архитектор прибыл в Россию летом 1528 года.

Сам же Великий князь в это время отправился вместе с молодой женой Еленой в многомесячное паломничество по монастырям, ставя перед образами пудовые свечи, и вымаливая у Господа сына-наследника.

Церковь, построенная мастером Анибале

Поправки к первоначальному проекту

Место для строительства церкви было выбрано на крутом берегу Москвы-реки, вблизи бившего из земли чудодейственного ключа. Это в полной мере соответствовало и русским православным традициям, и канонам, изложенным в итальянских богословских трактатах.

Первоначальный макет церкви Вознесения в Коломенском, краткое описание которого сохранилось до наших дней, разительно отличается от ее окончательного варианта. Дело в том, что преступая к работе, Анибале не планировал создания высокой подклети – нижнего хозяйственного этажа, отчего все оно должно было быть ниже и приземистей. Кроме того, он намечал строительство боковых приделов и звонницы расположенной в западной части здания. Осенью 1528 года соорудили фундамент, соответствующий данной планировке здания.

Однако стало очевидным, что при такой конструкции церковь не будет видна со стороны чудодейственного родника, так как ее закроет крутой выступ берега. Это являлось серьезным упущением, поскольку нарушалась зрительная связь со святым местом.

Храм, устремленный к облакам

Пришлось срочно переделывать весь проект. Для лучшей обзорности церкви, решили поднять ее на высокий подклет. Благодаря новому проекту церковь Вознесения в селе Коломенском стала хорошо видна со всех сторон, но архитектору пришлось отказаться от возведения ее боковых приделов и звонницы. После соответствующей переделки фундамента работы были продолжены.

Рождение наследника

Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

Царь Иван Грозный

Праздничный пир и смерть Василия III

Строительство церкви Вознесения в Коломенском было завершено в 1532 году, когда юному Ивану – сыну и наследнику Великого князя Василия III, едва исполнилось два года. Освящал ее особо близкий ко двору князя человек – епископ Коломенский Вассиан (Топорков), приходившийся племянником преподобному Иосифу Волоцкому. Великий князь на радостях одарил церковь богатыми дарами в виде драгоценных сосудов и золотых риз для икон. В Коломенском устроили праздничный пир, продолжавшийся три дня. Однако жизнь царя уже была на исходе.

Епископ Вассиан в декабре 1533 года исповедовал и причащал царя Василия на смертном одре. Как полагают современные исследователи, он умер от онкологического заболевания. После него власть перешла к малолетнему сыну.

По свидетельствам современников, Иван Грозный любил бывать в Коломенском.Церковь Вознесения, ставшая воздаянием Богу за его рождение, была чрезвычайно близка государю. Он не жалел средств для ее украшения. Особенно по сердцу ему был вид, открывавшийся с высокой галереи. С нее он обозревал построенный им в селе «увеселительный дворец», не сохранившийся до наших дней, но многократно упоминаемый в исторических документах.

Одно из внутренних помещений церкви

Легенды, связанные с Вознесенской церковью

Село Коломенское занимало важное место в жизни Ивана Грозного. Здесь он формировал полки для покорения Казанского ханства. Известно, что окрестности села были излюбленным местом его охоты. Реальная жизнь царя дала толчок появлению многих легенд, связанных с ним и с церковью Вознесения в Коломенском. Интересные факты, получившие документальное подтверждение, чередуются в них с явным вымыслом. Например, уже несколько столетий волнует любителей истории рассказ о том, что в тайных подземельях, вырытых при строительстве церкви, до сих пор хранятся несметные богатства, вывезенные Иваном Грозным из разоренного Новгорода.

Некоторые исследователи полагают, что там же спрятана и его знаменитая библиотека, которую уже давно и безуспешно разыскивают тысячи охотников за кладами. Их не пугает даже проклятие, которое, согласно легенде, наложено царем. Оно гласит, что каждый, приблизившийся к его фолиантам, неминуемо ослепнет. Впрочем, еще ни у кого не было случая подтвердить или опровергнуть это утверждение.

Храм, устремленный ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском, фото которого представлены в статье, является уникальным архитектурным памятником, символизирующим Елеонскую гору, с которой некогда вознесся Иисус Христос. Даже при беглом взгляде она поражает своим устремлением ввысь. Именно с нее в России берет начало строительство каменных шатровых церквей.

Храм, ставший частью российской истории

Наряду с шатром, который является основным элементом архитектурной композиции, столь удивительный «летящий» эффект удалось достичь благодаря пристенным пилонам – вытянутым вверх элементам конструкции, придающим стенам дополнительную прочность. Сложенная из оштукатуренного кирпича, и являющая в плане равноконечный крест, церковь украшена богатым декоративным убранством, что придает ей изысканный вид. Общая высота сооружения равна 62 метра. При сравнительно небольшой площади внутреннего помещения, не превышающей 100 м², отсутствие колонн создает впечатление простора.

Сочетание двух архитектурных стилей

Давая характеристику церкви Вознесения в Коломенском, нельзя оставить без внимания двухъярусную «галерею-гульбище», к которой ведут три лестницы, придающие ей своеобразный вид. Они являются весьма характерным элементом русского средневекового зодчества. Кроме того, архитектор Анибале при составлении проекта использовал ряд элементов, характерных для эпохи Возрождения.

Это пилястры (вертикальные выступы стен), увенчанные капителями, и готические вымперги, представляющие собой остроконечные арки, более характерные для католических храмов. Однако у зрителя никакого ощущения чужеродности не возникает, так как все элементы удачно сочетаются с рядами килевых арок, выполненных в традиционном московском стиле.

Вид Вознесенской церкви с высоты птичьего полета

Церковь Вознесения в Коломенском была построена с использованием элементов как русского, так и западно-европейского стилей. Объединив в себе эти два художественных направления, она явила миру неповторимый архитектурный шедевр.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Вид Вознесенской церкви с высоты птичьего полета

Кроме того, в 70-х годах для улучшения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Современное состояние

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям. Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Входит в проекты: древние храмы, шатровые храмы, огненные храмы

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в селе Коломенское, расположенном на Москве-реке, – удивительный архитектурный памятник, поражающий своей чистотой и стремлением ввысь. К тому же, это еще и первый каменный шатровый храм на территории России.

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-01

Он был возведен в 1532 году в честь Ивана Грозного. Зодчий – предположительно, итальянец Петрок Малый. В постройке прослеживаются черты, не характерные ранее для русской архитектуры. Даже дата на капители колонны указана арабскими цифрами по новому летоисчислению – в то время на Руси это было в диковинку.

Церковь Вознесения, стоящая на краю обрыва над Москва-рекой, создает впечатление легкости и непорочности. Просто удивительно, как такое изящество могло получиться из огромных кирпичных глыб. Высота храма составляет 62 метра, и хотя внутреннее пространство невелико, за счет отсутствия колонн и столбов, оно кажется достаточно объемным. Убранство церкви богато и разнообразно, при этом все выдержано в определенных рамках, без излишеств.

Но первоначальный интерьер не сохранился. Церковь Вознесения за все время своей истории перенесла несколько ремонтов, в результате каждого из которых появлялось что-то новое, измененное. Последняя реставрация пришлась уже на наше время и окончилась в 2007 году. Подклетный ярус храма снова открыт для посещений, и многочисленные паломники теперь имеют возможность осмотреть церковь не только снаружи.

Еще в советское время церковь была внесена в комплекс музея-заповедника «Коломенское». А с 1994 года входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Расположение на карте. Координаты: 55°40′02″ сш 37°40′15″ вд

С церковью Вознесения связано много тайн. Некоторые из них и сейчас не до конца разгаданы учеными. Так, предположительно именно в Коломенском следует искать пропавшую библиотеку Ивана Грозного. А в марте 1917 года в церкви была обнаружена чудотворная икона Богоматери. Кто знает, возможно, в будущем с церковью Вознесения будут связаны и другие интересные открытия и находки.

Так или иначе, село Коломенское – уникальное место, достойное внимания туристов и любителей истории. Помимо знаменитых архитектурных (Государев двор, Колокольня церкви св. Георгия Победоносца, Башня Братского острога и др.), на его территории есть археологические памятники. Кроме того, Коломенское – это еще и природно-ландшафтный заповедник с красивыми родниками, живописными оврагами и рощами.

Церковь Вознесения Господня фото.

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-02

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-03

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-04

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-05

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-06

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-07

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-08

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-09

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-10

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-11

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-12

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-13

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-14

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-15

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-16

cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *