Кто построил таврический дворец: Таврический дворец — Википедия – Таврический дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектура и интерьер
Таврический дворец — это… Что такое Таврический дворец?
Таврический дворец.
Таврический дворец,
общий вид.
Санкт-Петербург.
Таврический дворец (улица Воинова, 47), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1783—89 (архитектор И. Е. Старов) для князя Г. А. Потёмкина-Таврического. В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792—93, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми 2-этажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с роскошью и великолепием внутреннего убранства; за главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793—94 (архитектор Волков) для мастера В. Гульда. Главный фасад 2-этажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; 2 небольших флигеля увенчаны купольными башнями. Позади Таврического дворца — Таврический сад. После смерти Потёмкина Таврический дворец взят в казну, был одной из любимых резиденций Екатерины II. В 1797 по указу Павла I имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а дворец передан Конногвардейскому полку. В 1801 Таврический дворец восстановлен как одна из резиденций императоров. До середины XIX в. Таврический дворец был открыт к Неве, с которой соединялся каналом. В 50-х гг. XIX в. канал засыпан, а на берегу Невы напротив дворца в 1858—63 сооружена Центральная городская водопроводная станция (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шубенский). В 1906—17 в Таврическом дворце заседала Государственная дума (интерьеры перестроены в 1906—10, архитектор П. И. Шестов). С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное, правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. 4(17) апреля 1917 в Таврическом дворце на собрании большевиков — участников Всероссийского совещания Советов выступил В. И. Ленин с докладом «О задачах пролетариата в данной революции» (Апрельские тезисы). До переезда в августе 1917 в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов. Перед Таврическим дворцом проходили многочисленные народные демонстрации. 5(18) января 1918 в Таврическом дворце собралось Учредительное собрание.
В январе 1918 в Таврическом дворце работал 3-й Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 — 7-й съезд РКП(б), в июле 1920 — 2-й конгресс Коминтерна. В 1918 г. Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х гг. в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет. После Великой Отечественной войны Таврический дворец реставрирован, до 1990 в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг). От названия Таврического дворца происходят наименования Таврической улицы и Таврического переулка.
Литература:
Каменский В. А., Таврический дворец, Л.—М., 1948;
Сухотин Я. Л., Таврический дворец, Л., 1963;
Таврический дворец. Альбом, Л., 1988.
Таврический дворец.
Таврический дворец,
главный фасад.
Санкт-Петербург.
Таврический дворец.
Таврический дворец,
Санкт-Петербург.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». — М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.
Таврический дворец — это… Что такое Таврический дворец?
Таврический дворец
Ансамбль Таврического дворца — один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII века — первой половины XIX века: Иван Старов, Федор Волков, Луиджи Руска, Карл Росси.
Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен в 1783-1789 годах для князя Григория Потёмкина-Таврического в отдаленном от центра города малонаселенном районе, близ казарм полка Конной гвардии.
Согласно проекту архитектора Ивана Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».
Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировали с роскошью и великолепием внутреннего убранства. В отличие от других архитекторов своего времени Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.
За Купольным залом была спроектирована многоколонная, небывалых размеров, галерея с закругленными торцевыми стенами – Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад. Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793-1794 годах. Позади дворца находится Таврический сад, который был разбит в 1783-1789 годах. В этом парке располагались пруды, холмы, каналы. Сад Таврического дворца был украшен извилистыми дорожками, ажурной решёткой, беседками, каскадами и небольшим водопадом садового мастера Вильяма Гульда.
В 1792 году, через год после кончины Потемкина, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя. Дворец был одной из любимых резиденций Екатерины II, в него по приказу императрицы перевезли её коллекцию скульптуры.
В 1792-1793 годах архитектором Волковым была сооружена ограда, которая отделяет парадный двор от улицы.
В 1797 году по указу Павла I имущество Таврического дворца было перенесено в Михайловский замок, а дворец передан Конногвардейскому полку. В зимнем саду дворца была устроена конюшня, в Екатерининском и Купольном залах — манеж, в других помещениях — казармы.
В 1801 году при Александре I Таврический дворец был восстановлен как одна из резиденций императоров. После завершения ремонтно-реставрационных работ дворец использовался царской семьей в основном для устройства различных празднеств, а также для приема высокопоставленных гостей и послов.
До середины XIX века дворец был открыт к реке Неве, с которой соединялся каналом. В 1850 х годах канал был засыпан, а на берегу Невы напротив дворца в 1858-1863 годах сооружена Центральная городская водопроводная станция, которая отрезала усадьбу от берега Невы.
В 1890-е годы центральной частью здания дворца заведовала Дирекция императорских театров. С 1898 года здание использовали как выставочный зал. Здесь проводились крупнейшие выставки того времени: Международная выставка садоводства (1899), Всероссийская кустарно-промышленная выставка (1902), Историко-художественная выставка русских портретов (1905) и др.
В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге
В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.
В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе – Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы.
С 1992 года в Таврическом дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ).
В 1997-2005 годах во дворце проходил международный экономический форум. Сюда приезжали видные политические и экономические деятели не только России, но и многих других стран.
На территории Таврического сада в 1930 году был создан Парк культуры и отдыха имени Первой пятилетки, переименованный в Городской детский парк в 1954 году. В 1985 году парку было возвращено историческое название Таврический сад.
К 300-летию Санкт-Петербурга здесь восстановили мосты и плотину, посадили новые деревья. Были обновлены газоны и дорожки.
Таврический дворец находится по адресу Санкт-Петербург, улица Шпалерная (в 1918-1991 – Воинова), дом 47.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Таврический дворец в Санкт-Петербурге
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.
Таврический дворец Википедия
Достопримечательность | |
Таврический дворец | |
---|---|
| |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Русский классицизм |
Строитель | И. Е. Старов |
Архитектор | Старов, Иван Егорович |
Основатель | Г. А. Потёмкин |
Дата основания | 1783 год |
Строительство | 1783—1789 годы |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520319430006 (ЕГРОКН). Объект № 7810689000 (БД Викигида) |
Медиафайлы на Викискладе |
Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Возведен в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.
Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).
С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3-24 июня 1917 года. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.
5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собра
Таврический дворец Википедия
Достопримечательность | |
Таврический дворец | |
---|---|
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Русский классицизм |
Строитель | И. Е. Старов |
Архитектор | Старов, Иван Егорович |
Основатель | Г. А. Потёмкин |
Дата основания | 1783 год |
Строительство | 1783—1789 годы |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520319430006 (ЕГРОКН). Объект № 7810689000 (БД Викигида) |
Медиафайлы на Викискладе |
Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Возведен в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.
Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).
С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник
ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Резиденция князя Г.А. Потемкина-Таврического в Санкт-Петербурге. Создан в стиле классицизма знаменитым архитектором И.Е. Старовым в 1783-1789 годах. Находится на Шпалерной улице.
Создание
Возведение дворца началось по распоряжению Екатерины II. Он предназначался ее фавориту князю Г.А. Потемкину, управлявшему Новороссией и получившему в 1787 году приставку к фамилии «Таврический», что и дало название резиденции.
Таврический дворец стал одним из крупнейших сооружений известного зодчего И.Е. Старова (1744-1808). Он представлял собой огромную городскую усадьбу, предназначавшуюся для праздничных приемов.
Главный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком, увенчанным куполом на невысоком барабане, размещался в глубине парадного двора, по его сторонам располагались служебные флигели. Основу композиции главного здания в плане составил зал-галерея с закругленными торцами, который разделил здание на две части. По сравнению с более ранними работами Старова, дворец демонстрирует поворот к более строгому стилю. Стены в основном оставлены гладкими. Строгий дорический орден главенствует во всем сооружении.
Внутреннее решение дворца было задумано грандиозно. Старов развил здесь мотив открытых колоннад и перспектив, видимых в просветах между колоннами. Само убранство поражало своим богатством. Во дворце располагались Картинный и Китайский залы, Гобеленовая гостиная, Диванная и др.
В 1783-1800 годах позади дворца В. Гульдом был разбит Таврический сад. Для Гульда же зодчим Ф.И. Волковым в 1790-е годы здесь был возведен дом садового мастера.
История
После смерти Потемкина (1791), бывавшего во дворце наездами, тот перешел в казну. Екатерина любила сюда наведываться. В 1790-е годы здесь появились театр и домовая церковь.
При Павле I здание дворца перешло Конногвардейскому полку. При Александре I в начале XIX века он стал императорской резиденцией, в которой время от времени жили разные члены царской фамилии или важные гости. Архитекторы Л.И. Руска, К. Росси, В.П. Стасов занимались восстановлением его интерьеров.
С конца XIX века во дворце проходили различные общественные собрания, например, балы или выставки.
В 1906-1910 годах здесь находилась Государственная дума, с чем связано некоторое изменение интерьеров дворца.
После Февральской революции в этом здании расположилось Временное правительство, Петроградский совет рабочих депутатов. До августа 1917 года здесь заседал ВЦИК Советов. В январе 1918 года во дворце состоялось Всероссийское учредительное собрание.
В 1918 году здание было переименовано в Дворец Урицкого, до 1920 года здесь проходили всевозможные съезды и конгрессы. В 30-х во дворце находился Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет.
После Великой Отечественной войны дворец подвергся реставрации. До 1990 года здесь была Ленинградская высшая партийная школа. После этого здание заняла Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ.
С 2010 года в Таврическом дворце проходят музыкальные «Потемкинские вечера».
О Петербурге — Таврический дворец
В 1783 году под Санкт-Петербургом начинается строительство загородного дворца для князя Потемкина. Григорий Потемкин, всесильный фаворит Екатерины II, командовал российской армией, которая одержала победу в русско-турецкой войне, в результате к России был присоединен полуостров Крым — «Таврида», как говорили в то время. Потемкина стали называть Таврическим, такое же название получил со временем и его дворец.
Таврический дворец строили по проекту архитектора И. Старова. Когда в 1789 году были завершены все работы, жители Петербурга увидели строгое величественное здание, обращенное своим главным фасадом в сторону Невы. Старов, воспитанник Петербургской академии художеств, был прекрасным мастером классической архитектуры, и его талант в полной мере проявился при проектировании и строительстве Таврического дворца.
Портрет Григория Александровича
Потемкина Таврического
В планировке здания использован традиционный прием классической архитектуры: перпендикулярно к центральному корпусу поставлены два одинаковых крыла, которые образуют парадный двор перед дворцом. Центральная часть здания значительно выше боковых корпусов, и особую торжественность ей придают шестиколонный портик и большой купол. Дворец сравнительно невысокий, и каждый, кто смотрит на него снаружи, бывает поражен великолепием внутреннего дворцового убранства — размерами прекрасных залов дворца, выстроившихся в анфиладу, блеском паркета, стройными рядами мраморных колонн, великолепием плафонной росписи.
Архитектор Иван Егорович Старов
Огромную территорию со стороны заднего фасада дворца занимал Таврический сад. Садовник В. Гульд, которому поручили его устройство, создал классический пейзажный парк с извилистыми дорожками, живописными холмами, прудами, каналами и даже небольшим водопадом. Парк обрамляла изящная ажурная решетка.
Особенное впечатление на всех, кто приходил во дворец во времена Потемкина, производил Зимний сад. Поэт Г.Р. Державин, бывавший во дворце, так писал об этом: «С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы». Действительно, Зимний сад был великолепен. Современники считали, что он значительно больше Зимнего сада в Эрмитаже. В центре сада в специальной ротонде стояла статуя Екатерины Законодательницы работы замечательного скульптора Ф. Шубина. Такой сюрприз Потемкин приготовил специально для императрицы, которая побывала у него в гостях во время грандиозного праздника.
Б. Патерсен. Таврический дворец со стороны сада.
Об этом событии говорил весь Петербург. 28 апреля 1791 года Потемкин устроил торжество в честь победы над Турцией и взятия крепости Измаил.
Приглашено было около трех тысяч человек. Программу праздника составили спектакли, танцы, ужин, фейерверк, во всех залах дворца и в парке устроили грандиозную иллюминацию. Приехала и сама Екатерина II. Гости не переставали восхищаться великолепным дворцом, его убранством, богатством князя. На этом празднике среди приглашенных был поэт Г. Державин, он и оставил подробное описание торжества.
Однако князь Потемкин — Таврический недолго владел дворцом. После его смерти осенью 1791 года Екатерина выкупила дворец у родственников князя и сделала его своей резиденцией. Современники вспоминали, что императрица любила бывать здесь, а она сама описывала дворец так: «На дворец этот пошла мода; он в один этаж с огромным прекрасным садом… для осени и весны нельзя желать ничего лучшего. Я живу направо от галереи со столбами; такого подъезда, я думаю, нет еще нигде на свете». Но и Екатерина прожила здесь недолго. Сменивший мать на российском троне Павел I разместил во дворце конногвардейский полк, и от его великолепия остались только стены.
При Александре I дворец отделали и расписали заново, он остался одной из резиденций императорского двора, однако до нас он дошел во многом не таким, каким видел его когда-то Державин. В 19 веке Петербург разросся настолько, что бывшая загородный резиденция попала в черту города.
В начале 20 века Таврический дворец снова стал местом, где делалась история — здесь проходили заседания Государственной думы. Для этого дворцовые интерьеры снова перестроили, а Зимний сад превратился в Зал заседаний.
Различные политические мероприятия, съезды, конференции проходят в Таврическом дворце и сегодня.
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000
2. Глинка Н. «Строгий, стройный вид..». М., 1992
Санкт-Петербург. Архитектура.: Таврический дворец.
В числе первых выпускников Академии «трех знатнейших художеств» был Иван Егорович Старов (1745-1808). Он приехал в Петербург из Москвы и при поступлении занял первое место по архитектурному классу. А по окончании академии за успехи и талант Старов получил золотую медаль, которая давала ему право на поездку за границу. В 1766 г. он отправился во Францию, а затем в Италию для изучения «славнейших древностей», а через шесть лет вернулся в Санкт-Петербург и стал одним из ведущих мастеров классицизма. Среди его творений — Таврический дворец, шедевр отечественного и европейского зодчества. На него обратил внимание Наполеон, когда искал образец для устройства резиденции своего сына-наследника.
Г.Р. Державин сравнивал Таврический дворец с древнеримскими дворцами: «Кто хочет иметь о нем понятие — прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».
Строительство Таврического дворца началось в 1783 г., он предназначался для героя Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. Григория Александровича Потемкина, фаворита Екатерины Второй, получившего за храбрость чин генерала-аншефа и назначенного вице-президентом Военной коллегии. До смерти Потемкина в 1791 г. дворец назывался Конногвардейским домом. Старову было велено денег на тот дом не жалеть. Для строительства отвели участок в удалении от центра, на берегу Невы, и потому архитектор спроектировал дворец как загородную резиденцию — с главным фасадом, обращенным к реке, и большим парком по другую сторону. Здание кажется грандиозным, несмотря на то что его высота всего 12 м.От Невы к дворцовой пристани вел канал для гребных судов; вход в него отмечали гранитные устои. Приплывавшие суда швартовались в овальной, имеющей форму ковша гавани. Оттуда гости попадали в парадный двор — курдонер, и перед ними открывался величественный главный фасад, протянувшийся на 230 м.
Со стороны парадного подъезда дворец расположен в виде распластанной буквы «П» или, как тогда говорили, «покоем». Монументальная средняя часть центрального корпуса отмечена шестиколонным портиком и куполом на барабане с ритмично прорезанными окнами. Колоннами украшены и фасады боковых корпусов, сильно выступающие вперед. Садовый фасад сложнее по композиции: в нем далеко вперед выходит объем центрального корпуса с Большой галереей.Внешне строгий, лишенный декора и скульптуры, дворец поражал своими внутренними покоями — залы были разными по форме и высоте и имели роскошное убранство. За вестибюлем открывался огромный восьмиугольный Купольный зал с нарядной хрустальной люстрой, а за ним сверкал длинной чередой белых ионических колонн Екатерининский зал. За стволами колонн виднелась листва зимнего сада в английском пейзажном стиле, который неизменно потрясал гостей: диковинные деревья и цветы, птицы, аквариумы, извилистые дорожки. Г.Р. Державин писал, что сад с первого взгляда производил такое «действие очарования», что казался миром «живописи и оптики». А за огромными окнами простирался настоящий парк — пейзажный Таврический сад, созданный садовым мастером Вильямом Гульдом.
В интерьерах дворца сохранились до наших дней фрагменты монументально-декоративной росписи плафонов, фризов, стен, выполненных итальянскими живописцами и декораторами Дж. Б. Скотти, Д. Феррари, Ф. Градицци и другими.
Однако работы, связанные с украшением дворца, продолжились: императрица любила в нем жить. В Таврический дворец по приказу Екатерины перевезли её коллекцию скульптуры. Кроме статуи «Екатерины — законодательница» (работы Ф.И. Шубина) здесь с дня празднования взятия Измаила находилась статуя Венеры. Со временем Венера также стала именоваться Таврической. Кроме скульптуры, здесь находились картины работы итальянских, французских, испанских и других художников, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Санти, Антонио Корреджо и других.
Но после смерти императрицы ее сын Павел Первый, ненавидевший Потемкина, устроил в Таврическом казармы конного полка. Купольный зал превратили в манеж, а парадные покои — в конюшни. Уничтожили и волшебный зимний сад. Из всех парадных помещений были вывезены предметы убранства, наборные паркеты, изразцовые печи и пр. В 1802-1804 годах дворец был восстановлен архитектором Л. Руска. Интерьеры здания подверглись при этом значительным изменениям. Полы были подняты на 60 сантиметров. Из-за этого изменились пропорции колонн Купольного зала и большой галереи. Парадные залы и помещения в восточном и западном крыльях дворца были расписаны заново. Новые изменения в оформлении интерьеров произошли в 1819 году, когда центральные залы дворца расписал в характере позднего классицизма известный живописец-декоратор Д. Скотти.В начале 20 века зимний сад превратили в зал для заседаний Государственной думы. Но дворец сохранился как своеобразный памятник ратной славы России, напоминающий о ее утверждении в Крыму, древнее название которого Таврида.