Квазиприродная среда это: Определение понятия «Окружающая среда» ( природная, квазиприродная, артеприродная, социальная) – Квазиприродная среда

Определение понятия «Окружающая среда» ( природная, квазиприродная, артеприродная, социальная)


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

Окружающая среда является составной частью системы «Общество – окружающая среда». Таким образом, употребление термина «окружающая среда» требует определенного дополнения. Наиболее часто он употребляется в следующих словосочетаниях: окружающая природная среда; окружающая человека среда.

Под окружающей природной средой понимают совокупность природных и природно-антропогенных факторов, абиотических и биотических сред, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность человека и на его здоровье. В состав окружающей природной среды входят:

– природная (естественная) среда;

– квазиприродная среда;

— артеприродная среда;

— социально-экономическая среда.

Природная среда – это первичная среда, состоящая из совокупности естественных геокомпонентов и ландшафтов. Например, ледники, озера, реки, болота, горы и т. д. Природная среда состоит из абиотической и биотической сред. Абиотическая среда – совокупность элементов и факторов неживой природы (горные породы, рельеф, поверхностные и подземные воды, атмосфера, экзогенные процессы и др.). Биотическая среда – совокупность живых организмов и продукты их жизнедеятельности. Природная среда способна к самовосстановлению и самоочищению.

Природная среда, сознательно или бессознательно измененная деятельностью человека превращается в квазиприродную среду. Квазиприродная среда – это преобразованные человеком природные ландшафты и созданные им антропоценозы и культурные ландшафты. Эта среда не способна к самоподдержанию и требует постоянного контроля и поддержания со стороны человека. Например, агроэкосистемы, водохранилища, пруды, лесопосадки, мелиоративные системы и др.

Под окружающей человека средой (антропосферой) понимают совокупность абиотической, биотической и соцально-экономической сред, а также одновременно природной, квазиприродной и артеприродной сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство (Реймерс, 1990). В отличие от окружающей природной среды в состав окружающей человека среды входит артеприродная среда. Артеприродная среда – это среда населенных мест, искусственное окружение людей, состоящее из искусственно созданных (здания, сооружения, искусственные покрытия, железные дороги и т. д.) и природных элементов. Окружающая человека среда – это понятие прежде всего антропоцентрическое, демоэкологическое, свидетельствующее об условиях жизни людей (населения). Без постоянного поддержания человеком эта среда немедленно деградирует. Не случайно термин широко используется при изучении взаимосвязей и процессов взаимодействий между обществом и природой.

В состав окружающей человека среды входит также социально-экономическая среда. Социально-экономическая среда – отношения между людьми и их группами, а также между ними и создаваемыми ими материальными и культурными ценностями, оказывающими воздействие на человека.Социально-экономическая среда включает социально-психологические, социологические, демографические, социально-культурные, этнические и производственно-экономические элементы (Реймерс, 1990).

Одним из важнейших элементов социально-экономической среды является культурная среда – среда духовной сферы жизни людей, включающая в себя результаты хозяйственной деятельности (машины, здания, произведения искусства, нормы морали и права и др.), веками сложившиеся религиозные, национально-этнические особенности, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности людей (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения с другими людьми (Реймерс, 1992). Культурная среда, со временем меняется. Для каждой нации, общественно-экономической формации характерен свой тип культурной среды.

 

1.8 Определение понятия «Охрана окружающей среды»

Охрана окружающей среды, или прикладная экология — это комплекс определенных мер, предназначенных для ограничения губительного влияния человека на природу. В развитых странах используется понятие энвиронментология, что в переводе означает «наука об охране окружающей среды».

Сегодня во многих странах и сообществах введены специальные меры для обеспечения охраны окружающей среды: — Ограничение выбросов вредных газов и веществ в атмосферу и гидросферу.
— Создание специализированных заповедников, заказников, национальных парков.
— Ограничение вылова рыбы, охоты.
— Ограничение выброса мусора. Введение современных методов переработки отходов.

Всемирный день окружающей среды, введенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1972 году, отмечается во всём мире 5 июня. Эта дата была выбрана в честь начала работы Стокгольмской конференции 1972 года, которая рассматривала проблемы окружающей человека среды. Это призыв государств и организаций ежегодно в этот день проводить специальные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды.

В России 5 июня также отмечается «День эколога».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

1.9 Определение понятия «Среда обитания»

Среда – это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, рост, выживаемость, размножение и т. д. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком, его деятельностью. При этом одни элементы могут быть необходимы организму, другие почти или полностью безразличны для него, третьи оказывают вредное воздействие. Среда обитания организма (организмов) представляет собой окружающую среду. Условия существования, или условия жизни, – это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может. Организмом является любое живое существо, обладающее совокупностью основных жизненных свойств. Главная и важная закономерность в системе «среда-организм» – это неразрывная связь и взаимное влияние среды и организма. Как организм испытывает воздействие среды (действие комплекса экологических факторов), так и среда претерпевает изменения в результате воздействия живых организмов.

 

 

Облик нашей планеты был бы совсем иным, если бы на планете не было жизни (в атмосфере не было бы кислорода, не было бы такого явления как почва и др.). Указанная закономерность системы «среда-организм» была сформулирована В. И. Вернадским и получила название закона единства организма и среды его обитания: жизнь развивается в результате постоянного обмена веществом и информацией на базе потока энергии в совокупном единстве среды и населяющих ее организмов. Из данного закона следует эволюционно-экологический принцип, согласно которому вид организмов может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Воздействие вида на среду эволюционно возрастает, что является важной экологической закономерностью. Согласно ей, любая биологическая система, находясь в подвижном равновесии с окружающей ее природной средой и эволюционно развиваясь, увеличивает свое воздействие на среду. Давление на среду растет до тех пор, пока не будет строго ограничено внешними факторами.

Различают абиотическую, биотическую, антропогенную среду. Абиотическая среда – совокупность факторов неживой природы (температура, влажность, радиация и др.), в которых существует данный организм. Биотическая среда – совокупность живых организмов, с которыми взаимодействует данный организм. Антропогенная среда – природная среда, непосредственно или косвенно измененная человеком. На Земле выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную (почву) и живые организмы

1.10 Определение понятия «Социоэкология»

Социальная экология (или социоэкология) — комплекс научных дисциплин, рассматривающий взаимоотношения в системе «общество — природная среда» и разрабатывающий научные основы оптимизации жизненной среды человека. Терминология в данной области не вполне устоялась. С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других — это раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой и т. д. При этом в одних случаях социоэкология включает в себя экологию человека, в других — сама социоэкология является частью экологии человека.

Принято считать, что объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного иерархического уровня. Наиболее крупной, глобальной социоэкосистемой является система «общество—природа», включающая в себя биосферу и человеческое общество с результатами его деятельности. Такая система возникла не сразу. Миллиарды лет геосфера Земли представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов.

 

 

После возникновения жизни она трансформировалась в глобальную экосистему — биосферу, состоящую уже из двух взаимодействующих подсистем: природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической). Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменились вследствие жизнедеятельности организмов.

Когда человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, способную влиять на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему. Отсюда следует, что глобальная экосистема не всегда представляла собой социоэкосистему.

 

1.11 Определения понятия «Социоэкосистема»

Социоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр. Каждая социоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними системами. Достаточно типичный пример двух соседних социоэкосистем — город и окружающая его сельская местность. Социоэкосистема имеет ключевое значение в экологии человека, поскольку антропоэкологические исследования в практическом смысле сводятся к изучению различных социоэкосистем

городских, сельских, арктических, тропических, лесных, степных, современных, первобытных, прошедших эпох, а при прогнозировании даже возможных системблизкого или отдаленного будущего.

 

1.12 Социоэкосистемный подход к охране окружающей среды.

Впервые определение экосистемы как совокупности живых организмов с их местообитанием было дано в 1935 году. Экосистемный подход представляет собой стратегию комплексного управления природными ресурсами, обеспечивающую их сохранение и устойчивое использование на справедливой основе.

Основу экосистемного подхода составляет применение соответствующих научных методологий, охватывающее все уровни биологической организации, включая основные структуры, процессы, функции и взаимодействие между организмами и окружающей их средой.

 

 

Он означает признание, что люди со всем их культурным разнообразием являются неотъемлемой частью экосистем.

Экосистемный подход представляет собой общую методологическую структуру для обоснования решений в процессе выработки политики и формирования способов планирования, с помощью которой могут разрабатываться более конкретные подходы в соответствии с особыми условиями. Экосистемный подход — это инструмент, содействующий решению различных вопросов, и единого пути применения экосистемного подхода к управлению природными ресурсами не может быть.

Экосистемный подход может применяться в разных географических масштабах. Границы экосистем определяют, основываясь не только на биогеографических соображениях, но и с учетом существующих политических, социальных и экономических разграничений, так чтобы сократить воздействие коллизий или несоответствий в процессе управления. Когда экосистема пересекается международными границами, для государствам необходимо налаживать двустороннее или региональное сотрудничество. Географический охват мер управления должен отражать экологические характеристики и включать как морские, так и наземные компоненты прибрежной зоны.

Тема 2

1.13 Население Мира. Демографический «взрыв» в ХХ веке.

Население Земли́ — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом. В настоящее время составляет более 7 миллиардов человек (точнее см. далее).

В начале нашей эры на Земле было уже 300 млн человек,
к концу 1-го тыс. н. э. — 400 млн,
в 1500 — 500 млн,
в 1820 — 1 млрд,
в 1900 — 1,6 млрд,
в 1960 — 3 млрд,
в 1993 — 5,65 млрд,
12 октября 1999 года население Земли составило 6 млрд человек,
в 2003 — 6,3 млрд,
в 2006 — 6,5 млрд,
в 2010 — 6,8 млрд,
1 ноября 2011 — 7,0 млрд человек,прогноз на 2050 год — 9 миллиардов человек, на 2100 год — 10 миллиардов человек. По прогнозу ООН (2014), к 2025 г. население Земли достигнет 8,1 млрд человек, а к 2050 г. — 9,6 млрд человек.

В ХХ веке человечество пережило небывалый демографический взрыв, который привел к почти четырехкратному увеличению населения Земли за сто лет и еще не прекратился. В начале прошлого столетия на планете жило 1,6 миллиарда человек, к началу нынешнего число ее обитателей превысило 6 миллиардов. Ожидается, что к середине наступившего столетия на Земле будет более 9 миллиардов жителей.

Уже давно ясно, какие огромные трудности порождает этот стремительный демографический рост, какую создает непосильную нагрузку на скромные экономические

 

возможности большинства стран мира, на природные ресурсы планеты, на хрупкую естественную среду обитания человечества. Даже если считать, что теоретически наука и техника способны предложить ответы на все вызовы демографического взрыва (что не очевидно), надо, чтобы эти ответы были даны вовремя, а этого пока не происходит.

Не отрицая действительно очень больших возможностей экономики, науки и техники, нельзя не видеть, что стоящие перед ними задачи были бы существенно облегчены, если бы демографическая нагрузка на ресурсы всех видов была меньшей. Иными словами, для всего человечества было бы благом, если бы рост мирового населения как можно скорее прекратился и, более того, сменился бы его достаточно быстрым сокращением. В середине ХХ века на Земле жило 2,5 миллиарда человек, и тогда никому не казалось, что этого мало. Постепенное возвращение к такой или примерно такой численности мирового населения представляется вполне естественным и желательным результатом преодоления последствий демографического взрыва.

1.14 Причины низкой смертности и высокой рождаемости

В чем подлинная причина демографического взрыва? Прежде всего это результат резкого снижения доли смертности во всех возрастных группах. Рождаемость же либо сохранилась на неизменном уровне (во многих слаборазвитых странах), либо снизилась, но отнюдь не в такой степени, как смертность. В первую очередь это касается деревень в развивающихся странах, где высокая рождаемость сохраняется по ряду причин. Люди испокон веков считали ее естественной и не видели реальной альтернативы, а пропаганда перехода к сознательному планированию семьи с трудом доходит до их сознания. Нельзя забывать также о консервативной позиции в отношении рождаемости практически всех религий мира — индуизма, христианства, ислама, иудаизма, буддизма во всех их толках. Не секрет, что до сих пор церковь (любая) является фактором, существенно тормозящим нормализацию глобальной демографической ситуации.




Квазиприродная среда

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квазиприродная среда

 

 

(Реферат)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка I курса

группы 1925

Данилова И.Н.

 

Проверила:

Купресова В.Б

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК — 2004
О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Введение.. 3

Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды    3

Американские заповедники.. 7

Список литературы… 10

 

 

 

 

 

Как известно, созданная человеком материальная среда включает, помимо прочего, элементы природной среды, измененные человеком: преобразованные ландшафты (превращение степи в поле, леса — в парк, реки — в водохранилище), измененный климат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физико-химических свойств воздуха, воды, почвы и т.п. — так называемую квазиприродную среду.

Также созданная человеком материальная среда включает искусственные элементы: здания, сооружения, кондиционированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, проникающая радиация, вещества, материалы и изделия, — различные средства производства и потребления, которые в сочетании с элементами квазиприродной среды образуют артеприродную среду. Ее называют также техногетой средой.

Элементы преобразованной человеком среды как искусственные экосистемы — агроценозы, поле, парк, канал, дорога и т.п. — не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, они либо деградируют и разрушаются, либо подвергаются естественной сукцессии, постепенно превращаясь в объекты дикой природы.

На стыке с социальной средой техногенная среда содержит селитебную среду, т.е. среду жилищ и населенных пунктов, и производственную среду — среду рабочих мест и окружения производственных объектов. При некоторых видах деятельности, требующих изоляции от внешней среды (подводные и космические аппараты), человек оказывается целиком в искусственной среде.

 

Заповедники, как специализированные природоохранные учреждения, выполняют свою роль благодаря следующим методам охраны природы (правовой метод, метод патрулирования, метод природоохранная пропаганда), избирая для себя наиболее удачные их формы. Именно рассматривание природоохранной пропаганды как метода охраны заповедной территории позволяет снять все сомнения в ее целесообразности.

Вместе с тем пропагандистско-просветительная работа не должна быть узко ограничена рассмотрением особо охраняемых природных территорий как основного места ее проведения. Наоборот, в экологическое просвещение и природоохранную пропаганду заповедные объекты должны чаще всего вовлекаться опосредованно через печать, радио, телевидение, популярную литературу, буклеты, кино и т.д., где бы обсуждались задачи, способы охраны, конфликты, результаты, происходила бы популяризация, ознакомление населения с их красотой и культурно-исторической значимостью. Природоохранная пропаганда на базе заповедников и нацпарков имеет двойную направленность. Во-первых, на решение задач самого заповедного объекта.

К ним могут относиться: 1) Профилактика нарушений заповедного режима; борьба с браконьерством; 2) Экологическое образование посетителей. Причем здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее частая ошибка в содержании природоохранной пропаганды на базе заповедников и национальных парков в том, что посетителям дается информация не по охране природы, не по экологии, а чисто натуралистическая, касающаяся, к примеру, биологии отдельных зверей и птиц. Такая практика создает мнимый эффект работы и не стимулирует природоохранную деятельность; 3) Популяризация научно-практических разработок нацпарка и заповедника; 4) Создание особых “групп поддержки” из местного населения с целью борьбы с браконьерством или проведения научно-исследовательских работ по выявлению и изучению редких видов фауны и флоры; 5) Объяснение значения заповедного объекта как национального достояния, поднятие его престижа в глазах местного населения и руководства районом. Так, в Канаде нацпарки занимают, как символ страны, третье место после флага и гимна Канады. 6) Стимуляция разрешения конкретных интересов нацпарка или заповедника, например, расширение территории; 7) Пропагандистская деятельность может увеличивать доход благодаря продаже буклетов, вымпелов, значков, наклеек, экскурсионно-лекционной работы.

В национальных парках могут быть сооружены игровые площадки (несущие смысловую экологическую нагрузку) для детей, взрослым выдаваться бесплатные бинокли, “рабочие листки” (кроссворды, викторины и т.п.). Эффективны экологические беседы у костра. Хорошо “работает” — “посылка из парка” — вид воздействия на потенциального посетителя (телефонные, почтовые запросы). Посылки могут рассылаться по школам. Некоторые зарубежные нацпарки выпускают свои бюллетени.

В национальных парках США имеются постоянные летние школьные лагеря, где детей привлекают к природоохранной работе, например, сбор мусора. За что они получают награды.

Пропагандистская деятельность национального парка может быть совмещена с турами для местных жителей; программами для умственно отсталых; внешкольной деятельностью для детей; учетом птиц, художественными выставками; фольклорными фестивалями, подготовкой программ для радио и телевидения. Эта работа особенно важна в непосещаемый сезон — осенью, зимой, ранней весной. В нацпарках могут иметься небольшие коллекции живых животных — вольеры, смотровые площадки для кормления диких птиц и т.д. Так, в Ирландии организованы “парк бабочек” и “парк диких пчел и ос” — высеяны медоносные растения, собирающие массу различных опылителей. Эти объекты пользуются большой популярностью у посетителей ирландских нацпарков. В некоторых зарубежных национальных парках для наблюдения в природе посетителям предлагаются лодки со стеклянным дном, подземные комнаты со стеклянными стенками ля наблюдения за роющими земляными животными, смотровые площадки для наблюдения за “нерестом лягушек” и рыб. Большое воздействие на эмоции посетителей оказывают также служащие национального парка, работающие и одетые под “национальный колорит”.

В американских нацпарках при экологическом образовании посетителей применяется термин “интерпретация”. Его автор, американский эколог 19 века Джон Мюир писал в 1871 г. — “Я слушаю скалы, изучаю язык наводнений, бурь, лавин”. Современная служба нацпарков США ставит своей задачей переводить публике язык парка, природной и культурной системы. Интерпретация помогает посетителям лучше понять природу и включиться во взаимодействие с ней (от интерпретации к пониманию, от понимания к оценке, от оценки к охране). Другой американский специалист в области природоохранной пропаганды Фримен Тилден опубликовал в 1954 г. книгу для службы нацпарков “Интерпретация нашего наследства”, разработав шесть главных принципов интерпретации. 1. Никакая информация не достигает цели, если не будет учитывать особенности личности или персонального опыта посетителей. 2. Информация как таковая — это не интерпретация. Интерпретация — это откровение, основанное на информации. Однако это совершенно различные вещи. Любая интерпретация включает информацию. 3. Интерпретация — это искусство, включающее много его видов. Материальная основа интерпретации — наука, история, архитектура. 4. Основная идея интерпретации — не наставлять, а пробуждать мысль. 5. Интерпретация должна способствовать целостному видению мира. 6. Интерпретация для детей не должна быть упрощенной интерпретацией для взрослых.

В США еще в 1923 г. программы по интерпретации созданы в 8 национальных парках, организован координационный центр. В 1932 г. издан специальный учебник. Американские специалисты считают, что посетители идут в национальный парк отнюдь не “экопросвещаться”. Из 17 причин (развлечься, отдохнуть, сфотографироваться и т.д.) нет ни одной, имеющей хотя бы косвенное отношение к охране природы. Задача же интерпретатора — ненавязчиво приобщить посетителей к природоохране при помощи интерпретации.

 

 

Большие заповедники («Национальные парки») были впервые основаны в Соединенных Штатах Америки. В 1832 году был основан первый государственный заповедник не только С. Америки, но и вообще всего земного шара, и предметом охраны здесь были не растения или животные, а горячие ключи. Это был «Заповедник горячих ключей» (Hot Spring Reservation) в штате Арканзас, в пределах которого находилось 49 горячих ключей.

В 1864 году в Калифорнии, в долине р. Сьерра-Невада была превращена в «национальный парк» местность, называемая Йосемитская долина (Josemite Valley), площадью около 5600 кв. килом. Главной целью устройства этого заповедника была охрана гигантских деревьев Sequoia gigantea, но там вообще запрещено какое бы то ни было использование природы, за исключением рыбной ловли на особо ограничительных условиях.

В 1872 году был основан знаменитый Иеллоустоунский заповедник, общеизвестный под именем Иеллоустоунского парка, площадью в 8671 километров, самый большой заповедник земного шара, пользующийся наибольшей известностью, хотя и не осуществляющий, как было выше указано, полностью идеи заповедника. Относительно Иеллоустоунского парка существует целая литература, разбросанная по разным популярным изданиям.

Менее известны другие государственные заповедники Соединенных Штатов, а именно: «Sequoia Natinal Park» (второй в Калифорнии специально для охраны гигантского Sequoia), «Парк Генерала Гранта», тоже в Калифорнии, «Mount Rainer Park» в Штате Вашингтон, Аризонский Национальный парк, специально для охраны ископаемых деревьев триасового периода (Dadakylon arizonicum), «Crater Lake Park» в Орегоне, «Wind Cave Park» в Южной Дакоте, «Sally Hill Park» в Северной Дакоте, «Platt National Park» в штате Оклахома, «Mesa Werde Park» в Колорадо и Миннесотский национальный парк. (Hекотоpые английские и немецкие названия из-за плохого качества оpигинала, возможно, здесь и дальше даются с ошибками — В.Б.).

Значительная часть этих американских заповедников возникла в новейшее время, после 1890 года. Лишь Арканзасский, Иосемитский и Иеллоустоунский парки основаны значительно раньше. Между основанием первого «заповедника горячих ключей» и основанием Иосемитского парка прошло 32 года, между основанием Иеллоустоунского парка и второго Калифорнийского заповедника прошло 18 лет, а затем новые заповедники основывались с короткими промежутками. Очевидно, настал период, когда сознание необходимости спешить с обустройством заповедников назрело у американского народа.

Большие американские заповедники, являясь учреждениями Государственными, подчинены строгой регламентации, строгому надзору и требуют для своего содержания больших средств, щедро отпускаемых правительством. По своим природным условиям Россия наиболее похожа на Северную Америку. И там, и тут имеются громадные пространства еще не заселеных и не тронутых культурою земель, и там и тут еще имеются дикари, и там и тут еще есть местности, где население добывает себе средства к существованию охотой в обстановке первобытной природы. Из всех Европейских стран только Россия имеет еще возможность создавать грандиозные по размерам государственные заповедники. И она уже вступила на этот путь путем основания больших охотничьих заповедников: Саянского в 1915 году, площадью около 500000 десятин и Баргузинского, тоже в 1915 году, площадью около 350000 десятин. Если будет признано необходимым основать не специально охотничьи, а заповедники как памятники природы, в государственном масштабе, то необходимо будет при первой возможности командировать в Северную Америку несколько лиц для специального подробного ознакомления с практикой американских заповедников.

Кроме так называемых «национальных парков», Соединенные штаты обладают значительной площадью в 5.8 миллионов акров охраняемых лесных площадей (всего 153 леса) в штатах и территриях Аризона, Арканзас, Айдахо (Idaho), Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Новая Мексика, Оклахома, Орегон, Южная Дакота, Вашингтон, Иоминг (Wyoming), Аляска и Порто-Рико. Это охраняемые участки охраняются уже не с такою строгостью, как «национальные парки». Здесь основной целью является не «заповедность» в истинном смысле слова, а просто стремление уберечь эти леса от хищнического использования в целях наживы и от беспорядочного ведения хозяйства.

 

 

 

 

1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999;

2.Бывшие браконьеры охраняют природу, 1981. Курьер ЮНЕСКО, май, стр. 32.;

3.Джонстоун Дональд, 1987. Участие общественности в управлении резерватами в Новом Южном Уэльсе. Охрана природы, наука и общество. Материалы Первого Международного конгресса по биосферным заповедникам, Минск, 26 сент. — 2 окт. 1983;

4.Экологическое просвещение и работа с населением в государственных природных заповедниках и национальных парках, 1995, под ред. В.Б. Степаницкого, М., 138 стр.

5.Экологическое образование на базе заповедных территорий, 1995, под ред. В.Е. Борейко, Киев-Черновцы, 160 стр.;

 

 

 

Квазиприродная среда (стр. 1 из 2)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет иностранных языков

Квазиприродная среда

(Реферат)

Выполнила:

студентка I курса

группы 1925

Данилова И.Н.

Проверила:

Купресова В.Б

ТОМСК — 2004
О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение.. 3

Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды 3

Американские заповедники.. 7

Список литературы… 10

Как известно, созданная человеком материальная среда включает, помимо прочего, элементы природной среды, измененные человеком: преоб­разованные ландшафты (превращение степи в поле, леса — в парк, реки — в водохранилище), измененный климат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физи­ко-химических свойств воздуха, воды, почвы и т.п. — так называе­мую квазиприродную среду.

Также созданная человеком материальная среда включает искусственные элементы: здания, сооружения, кондици­онированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, про­никающая радиация, вещества, материалы и изделия, — различные средства производства и потребления, которые в сочетании с элементами квазиприродной среды образуют артеприродную среду. Ее называют также техногетой средой.

Элементы преобразованной человеком среды как искусствен­ные экосистемы — агроценозы, поле, парк, канал, дорога и т.п. — не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, они либо деградируют и разрушаются, либо подвергаются естественной сукцессии, постепенно превращаясь в объекты дикой природы.

На стыке с социальной средой техногенная среда содержит се­литебную среду, т.е. среду жилищ и населенных пунктов, и произ­водственную среду — среду рабочих мест и окружения производст­венных объектов. При некоторых видах деятельности, требующих изоляции от внешней среды (подводные и космические аппара­ты), человек оказывается целиком в искусственной среде.

Заповедники, как специализированные природоохранные учреждения, выполняют свою роль благодаря следующим методам охраны природы (правовой метод, метод патрулирования, метод природоохранная пропаганда), избирая для себя наиболее удачные их формы. Именно рассматривание природоохранной пропаганды как метода охраны заповедной территории позволяет снять все сомнения в ее целесообразности.

Вместе с тем пропагандистско-просветительная работа не должна быть узко ограничена рассмотрением особо охраняемых природных территорий как основного места ее проведения. Наоборот, в экологическое просвещение и природоохранную пропаганду заповедные объекты должны чаще всего вовлекаться опосредованно через печать, радио, телевидение, популярную литературу, буклеты, кино и т.д., где бы обсуждались задачи, способы охраны, конфликты, результаты, происходила бы популяризация, ознакомление населения с их красотой и культурно-исторической значимостью. Природоохранная пропаганда на базе заповедников и нацпарков имеет двойную направленность. Во-первых, на решение задач самого заповедного объекта.

К ним могут относиться: 1) Профилактика нарушений заповедного режима; борьба с браконьерством; 2) Экологическое образование посетителей. Причем здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее частая ошибка в содержании природоохранной пропаганды на базе заповедников и национальных парков в том, что посетителям дается информация не по охране природы, не по экологии, а чисто натуралистическая, касающаяся, к примеру, биологии отдельных зверей и птиц. Такая практика создает мнимый эффект работы и не стимулирует природоохранную деятельность; 3) Популяризация научно-практических разработок нацпарка и заповедника; 4) Создание особых “групп поддержки” из местного населения с целью борьбы с браконьерством или проведения научно-исследовательских работ по выявлению и изучению редких видов фауны и флоры; 5) Объяснение значения заповедного объекта как национального достояния, поднятие его престижа в глазах местного населения и руководства районом. Так, в Канаде нацпарки занимают, как символ страны, третье место после флага и гимна Канады. 6) Стимуляция разрешения конкретных интересов нацпарка или заповедника, например, расширение территории; 7) Пропагандистская деятельность может увеличивать доход благодаря продаже буклетов, вымпелов, значков, наклеек, экскурсионно-лекционной работы.

В национальных парках могут быть сооружены игровые площадки (несущие смысловую экологическую нагрузку) для детей, взрослым выдаваться бесплатные бинокли, “рабочие листки” (кроссворды, викторины и т.п.). Эффективны экологические беседы у костра. Хорошо “работает” — “посылка из парка” — вид воздействия на потенциального посетителя (телефонные, почтовые запросы). Посылки могут рассылаться по школам. Некоторые зарубежные нацпарки выпускают свои бюллетени.

В национальных парках США имеются постоянные летние школьные лагеря, где детей привлекают к природоохранной работе, например, сбор мусора. За что они получают награды.

Пропагандистская деятельность национального парка может быть совмещена с турами для местных жителей; программами для умственно отсталых; внешкольной деятельностью для детей; учетом птиц, художественными выставками; фольклорными фестивалями, подготовкой программ для радио и телевидения. Эта работа особенно важна в непосещаемый сезон — осенью, зимой, ранней весной. В нацпарках могут иметься небольшие коллекции живых животных — вольеры, смотровые площадки для кормления диких птиц и т.д. Так, в Ирландии организованы “парк бабочек” и “парк диких пчел и ос” — высеяны медоносные растения, собирающие массу различных опылителей. Эти объекты пользуются большой популярностью у посетителей ирландских нацпарков. В некоторых зарубежных национальных парках для наблюдения в природе посетителям предлагаются лодки со стеклянным дном, подземные комнаты со стеклянными стенками ля наблюдения за роющими земляными животными, смотровые площадки для наблюдения за “нерестом лягушек” и рыб. Большое воздействие на эмоции посетителей оказывают также служащие национального парка, работающие и одетые под “национальный колорит”.

В американских нацпарках при экологическом образовании посетителей применяется термин “интерпретация”. Его автор, американский эколог 19 века Джон Мюир писал в 1871 г. — “Я слушаю скалы, изучаю язык наводнений, бурь, лавин”. Современная служба нацпарков США ставит своей задачей переводить публике язык парка, природной и культурной системы. Интерпретация помогает посетителям лучше понять природу и включиться во взаимодействие с ней (от интерпретации к пониманию, от понимания к оценке, от оценки к охране). Другой американский специалист в области природоохранной пропаганды Фримен Тилден опубликовал в 1954 г. книгу для службы нацпарков “Интерпретация нашего наследства”, разработав шесть главных принципов интерпретации. 1. Никакая информация не достигает цели, если не будет учитывать особенности личности или персонального опыта посетителей. 2. Информация как таковая — это не интерпретация. Интерпретация — это откровение, основанное на информации. Однако это совершенно различные вещи. Любая интерпретация включает информацию. 3. Интерпретация — это искусство, включающее много его видов. Материальная основа интерпретации — наука, история, архитектура. 4. Основная идея интерпретации — не наставлять, а пробуждать мысль. 5. Интерпретация должна способствовать целостному видению мира. 6. Интерпретация для детей не должна быть упрощенной интерпретацией для взрослых.

В США еще в 1923 г. программы по интерпретации созданы в 8 национальных парках, организован координационный центр. В 1932 г. издан специальный учебник. Американские специалисты считают, что посетители идут в национальный парк отнюдь не “экопросвещаться”. Из 17 причин (развлечься, отдохнуть, сфотографироваться и т.д.) нет ни одной, имеющей хотя бы косвенное отношение к охране природы. Задача же интерпретатора — ненавязчиво приобщить посетителей к природоохране при помощи интерпретации.

Большие заповедники («Национальные парки») были впервые основаны в Соединенных Штатах Америки. В 1832 году был основан первый государственный заповедник не только С. Америки, но и вообще всего земного шара, и предметом охраны здесь были не растения или животные, а горячие ключи. Это был «Заповедник горячих ключей» (Hot Spring Reservation) в штате Арканзас, в пределах которого находилось 49 горячих ключей.

В 1864 году в Калифорнии, в долине р. Сьерра-Невада была превращена в «национальный парк» местность, называемая Йосемитская долина (Josemite Valley), площадью около 5600 кв. килом. Главной целью устройства этого заповедника была охрана гигантских деревьев Sequoia gigantea, но там вообще запрещено какое бы то ни было использование природы, за исключением рыбной ловли на особо ограничительных условиях.

В 1872 году был основан знаменитый Иеллоустоунский заповедник, общеизвестный под именем Иеллоустоунского парка, площадью в 8671 километров, самый большой заповедник земного шара, пользующийся наибольшей известностью, хотя и не осуществляющий, как было выше указано, полностью идеи заповедника. Относительно Иеллоустоунского парка существует целая литература, разбросанная по разным популярным изданиям.

Менее известны другие государственные заповедники Соединенных Штатов, а именно: «Sequoia Natinal Park» (второй в Калифорнии специально для охраны гигантского Sequoia), «Парк Генерала Гранта», тоже в Калифорнии, «Mount Rainer Park» в Штате Вашингтон, Аризонский Национальный парк, специально для охраны ископаемых деревьев триасового периода (Dadakylon arizonicum), «Crater Lake Park» в Орегоне, «Wind Cave Park» в Южной Дакоте, «Sally Hill Park» в Северной Дакоте, «Platt National Park» в штате Оклахома, «Mesa Werde Park» в Колорадо и Миннесотский национальный парк. (Hекотоpые английские и немецкие названия из-за плохого качества оpигинала, возможно, здесь и дальше даются с ошибками — В.Б.).

7. Окружающая среда (природная, квазеприродная, социальная, артеприродная)

Среда окружающая

(синоним — среда обитания человека) — совокупность природных, тех­ногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Окружающая среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана (природная среда, социальная среда, жилая среда, производственная среда, культурная среда, информационная среда). В зависимости от масштаба и целей исследования можно рассматри­вать окружающую среду отдельного человека (например, кабина космонавта), семьи ( напри­мер, квартира, коттедж с приусадебным участком), группы людей (например, жители город­ского квартала), общности людей (например, жители города), всего человечества. Практиче­ская необходимость рассмотрения различных пространственных подразделений окружающей среды привело к появлению понятий, отражающих и конкретизирующих масштабы и цели их изучения. Среди наиболее часто употребляемых терминов такого рода: антропогенная среда, которая рассматривается как природная среда, прямо или косвенно, намеренно или непредна­меренно измененная людьми. Артеприродная среда — искусственное окружение людей, со­стоящее из чисто технических (здания, сооружения, асфальт дорог, искусственное освещение и т. д.) и природных (воздух, естественное освещение и т. д.) элементов. Архитектурно-ланд­шафтная среда — сочетание природных условий и строительно-архитектурных форм, создающее предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности человека и в сумме с ней воздействующее на социально организованного человека.

Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.

Природная среда — часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества.Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.

Квазиприродную среду образуют все модификации природной среды, являющие­ся результатом деятельности людей. К такой среде относятся пахотные и иные уго­дья, зеленые насаждения, домашние животные и растения. Квазиприродная среда характеризуется отсутствием способности к самоподдержанию, т. е. постепенно раз­рушается без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. Угодья перестают давать урожай и зарастают сорняками без культивации, а брошенные до­машние животные дичают и болеют.

Под социальной средой можно понимать совокупность экономических, политиче­ских, культурных, этических условий жизни человека. По сути дела, экологическая психология в своем социально-средовом аспекте связана с особенностями взаимодей­ствия человека с его социальным окружением. Это не только непосредственное взаи­модействие — частота контактов с другими людьми, скученность, теснота среды оби­тания, наличие собственной территории, — но и опосредованное законами, правилами и традициями общества. Влияние и изменение социальной среды легко почувствовать как бывая в различных странах, так и переезжая из одной местности в другую в пре­делах одной страны.

Артеприродная среда — искусственное окружение людей, со­стоящее из чисто технических (здания, сооружения, асфальт дорог, искусственное освещение и т. д.) и природных (воздух, естественное освещение и т. д.) элементов. Архитектурно-ланд­шафтная среда — сочетание природных условий и строительно-архитектурных форм, создающее предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности человека и в сумме с ней воздействующее на социально организованного человека.

169606 (Квазиприродная среда) » СтудИзба

Текст из документа «169606»

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет иностранных языков

Квазиприродная среда

(Реферат)

Выполнила:

студентка I курса

группы 1925

Данилова И.Н.

Проверила:

Купресова В.Б

ТОМСК — 2004
О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение 3

Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды 3

Американские заповедники 7

Список литературы 10

Как известно, созданная человеком материальная среда включает, помимо прочего, элементы природной среды, измененные человеком: преоб­разованные ландшафты (превращение степи в поле, леса — в парк, реки — в водохранилище), измененный климат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физи­ко-химических свойств воздуха, воды, почвы и т.п. — так называе­мую квазиприродную среду.

Также созданная человеком материальная среда включает искусственные элементы: здания, сооружения, кондици­онированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, про­никающая радиация, вещества, материалы и изделия, — различные средства производства и потребления, которые в сочетании с элементами квазиприродной среды образуют артеприродную среду. Ее называют также техногетой средой.

Элементы преобразованной человеком среды как искусствен­ные экосистемы — агроценозы, поле, парк, канал, дорога и т.п. — не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, они либо деградируют и разрушаются, либо подвергаются естественной сукцессии, постепенно превращаясь в объекты дикой природы.

На стыке с социальной средой техногенная среда содержит се­литебную среду, т.е. среду жилищ и населенных пунктов, и произ­водственную среду среду рабочих мест и окружения производст­венных объектов. При некоторых видах деятельности, требующих изоляции от внешней среды (подводные и космические аппара­ты), человек оказывается целиком в искусственной среде.

Заповедники, как специализированные природоохранные учреждения, выполняют свою роль благодаря следующим методам охраны природы (правовой метод, метод патрулирования, метод природоохранная пропаганда), избирая для себя наиболее удачные их формы. Именно рассматривание природоохранной пропаганды как метода охраны заповедной территории позволяет снять все сомнения в ее целесообразности.

Вместе с тем пропагандистско-просветительная работа не должна быть узко ограничена рассмотрением особо охраняемых природных территорий как основного места ее проведения. Наоборот, в экологическое просвещение и природоохранную пропаганду заповедные объекты должны чаще всего вовлекаться опосредованно через печать, радио, телевидение, популярную литературу, буклеты, кино и т.д., где бы обсуждались задачи, способы охраны, конфликты, результаты, происходила бы популяризация, ознакомление населения с их красотой и культурно-исторической значимостью. Природоохранная пропаганда на базе заповедников и нацпарков имеет двойную направленность. Во-первых, на решение задач самого заповедного объекта.

К ним могут относиться: 1) Профилактика нарушений заповедного режима; борьба с браконьерством; 2) Экологическое образование посетителей. Причем здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее частая ошибка в содержании природоохранной пропаганды на базе заповедников и национальных парков в том, что посетителям дается информация не по охране природы, не по экологии, а чисто натуралистическая, касающаяся, к примеру, биологии отдельных зверей и птиц. Такая практика создает мнимый эффект работы и не стимулирует природоохранную деятельность; 3) Популяризация научно-практических разработок нацпарка и заповедника; 4) Создание особых “групп поддержки” из местного населения с целью борьбы с браконьерством или проведения научно-исследовательских работ по выявлению и изучению редких видов фауны и флоры; 5) Объяснение значения заповедного объекта как национального достояния, поднятие его престижа в глазах местного населения и руководства районом. Так, в Канаде нацпарки занимают, как символ страны, третье место после флага и гимна Канады. 6) Стимуляция разрешения конкретных интересов нацпарка или заповедника, например, расширение территории; 7) Пропагандистская деятельность может увеличивать доход благодаря продаже буклетов, вымпелов, значков, наклеек, экскурсионно-лекционной работы.

В национальных парках могут быть сооружены игровые площадки (несущие смысловую экологическую нагрузку) для детей, взрослым выдаваться бесплатные бинокли, “рабочие листки” (кроссворды, викторины и т.п.). Эффективны экологические беседы у костра. Хорошо “работает” — “посылка из парка” — вид воздействия на потенциального посетителя (телефонные, почтовые запросы). Посылки могут рассылаться по школам. Некоторые зарубежные нацпарки выпускают свои бюллетени.

В национальных парках США имеются постоянные летние школьные лагеря, где детей привлекают к природоохранной работе, например, сбор мусора. За что они получают награды.

Пропагандистская деятельность национального парка может быть совмещена с турами для местных жителей; программами для умственно отсталых; внешкольной деятельностью для детей; учетом птиц, художественными выставками; фольклорными фестивалями, подготовкой программ для радио и телевидения. Эта работа особенно важна в непосещаемый сезон — осенью, зимой, ранней весной. В нацпарках могут иметься небольшие коллекции живых животных — вольеры, смотровые площадки для кормления диких птиц и т.д. Так, в Ирландии организованы “парк бабочек” и “парк диких пчел и ос” — высеяны медоносные растения, собирающие массу различных опылителей. Эти объекты пользуются большой популярностью у посетителей ирландских нацпарков. В некоторых зарубежных национальных парках для наблюдения в природе посетителям предлагаются лодки со стеклянным дном, подземные комнаты со стеклянными стенками ля наблюдения за роющими земляными животными, смотровые площадки для наблюдения за “нерестом лягушек” и рыб. Большое воздействие на эмоции посетителей оказывают также служащие национального парка, работающие и одетые под “национальный колорит”.

В американских нацпарках при экологическом образовании посетителей применяется термин “интерпретация”. Его автор, американский эколог 19 века Джон Мюир писал в 1871 г. — “Я слушаю скалы, изучаю язык наводнений, бурь, лавин”. Современная служба нацпарков США ставит своей задачей переводить публике язык парка, природной и культурной системы. Интерпретация помогает посетителям лучше понять природу и включиться во взаимодействие с ней (от интерпретации к пониманию, от понимания к оценке, от оценки к охране). Другой американский специалист в области природоохранной пропаганды Фримен Тилден опубликовал в 1954 г. книгу для службы нацпарков “Интерпретация нашего наследства”, разработав шесть главных принципов интерпретации. 1. Никакая информация не достигает цели, если не будет учитывать особенности личности или персонального опыта посетителей. 2. Информация как таковая — это не интерпретация. Интерпретация — это откровение, основанное на информации. Однако это совершенно различные вещи. Любая интерпретация включает информацию. 3. Интерпретация — это искусство, включающее много его видов. Материальная основа интерпретации — наука, история, архитектура. 4. Основная идея интерпретации — не наставлять, а пробуждать мысль. 5. Интерпретация должна способствовать целостному видению мира. 6. Интерпретация для детей не должна быть упрощенной интерпретацией для взрослых.

В США еще в 1923 г. программы по интерпретации созданы в 8 национальных парках, организован координационный центр. В 1932 г. издан специальный учебник. Американские специалисты считают, что посетители идут в национальный парк отнюдь не “экопросвещаться”. Из 17 причин (развлечься, отдохнуть, сфотографироваться и т.д.) нет ни одной, имеющей хотя бы косвенное отношение к охране природы. Задача же интерпретатора — ненавязчиво приобщить посетителей к природоохране при помощи интерпретации.

Большие заповедники («Национальные парки») были впервые основаны в Соединенных Штатах Америки. В 1832 году был основан первый государственный заповедник не только С. Америки, но и вообще всего земного шара, и предметом охраны здесь были не растения или животные, а горячие ключи. Это был «Заповедник горячих ключей» (Hot Spring Reservation) в штате Арканзас, в пределах которого находилось 49 горячих ключей.

В 1864 году в Калифорнии, в долине р. Сьерра-Невада была превращена в «национальный парк» местность, называемая Йосемитская долина (Josemite Valley), площадью около 5600 кв. килом. Главной целью устройства этого заповедника была охрана гигантских деревьев Sequoia gigantea, но там вообще запрещено какое бы то ни было использование природы, за исключением рыбной ловли на особо ограничительных условиях.

В 1872 году был основан знаменитый Иеллоустоунский заповедник, общеизвестный под именем Иеллоустоунского парка, площадью в 8671 километров, самый большой заповедник земного шара, пользующийся наибольшей известностью, хотя и не осуществляющий, как было выше указано, полностью идеи заповедника. Относительно Иеллоустоунского парка существует целая литература, разбросанная по разным популярным изданиям.

Менее известны другие государственные заповедники Соединенных Штатов, а именно: «Sequoia Natinal Park» (второй в Калифорнии специально для охраны гигантского Sequoia), «Парк Генерала Гранта», тоже в Калифорнии, «Mount Rainer Park» в Штате Вашингтон, Аризонский Национальный парк, специально для охраны ископаемых деревьев триасового периода (Dadakylon arizonicum), «Crater Lake Park» в Орегоне, «Wind Cave Park» в Южной Дакоте, «Sally Hill Park» в Северной Дакоте, «Platt National Park» в штате Оклахома, «Mesa Werde Park» в Колорадо и Миннесотский национальный парк. (Hекотоpые английские и немецкие названия из-за плохого качества оpигинала, возможно, здесь и дальше даются с ошибками — В.Б.).

Значительная часть этих американских заповедников возникла в новейшее время, после 1890 года. Лишь Арканзасский, Иосемитский и Иеллоустоунский парки основаны значительно раньше. Между основанием первого «заповедника горячих ключей» и основанием Иосемитского парка прошло 32 года, между основанием Иеллоустоунского парка и второго Калифорнийского заповедника прошло 18 лет, а затем новые заповедники основывались с короткими промежутками. Очевидно, настал период, когда сознание необходимости спешить с обустройством заповедников назрело у американского народа.

Большие американские заповедники, являясь учреждениями Государственными, подчинены строгой регламентации, строгому надзору и требуют для своего содержания больших средств, щедро отпускаемых правительством. По своим природным условиям Россия наиболее похожа на Северную Америку. И там, и тут имеются громадные пространства еще не заселеных и не тронутых культурою земель, и там и тут еще имеются дикари, и там и тут еще есть местности, где население добывает себе средства к существованию охотой в обстановке первобытной природы. Из всех Европейских стран только Россия имеет еще возможность создавать грандиозные по размерам государственные заповедники. И она уже вступила на этот путь путем основания больших охотничьих заповедников: Саянского в 1915 году, площадью около 500000 десятин и Баргузинского, тоже в 1915 году, площадью около 350000 десятин. Если будет признано необходимым основать не специально охотничьи, а заповедники как памятники природы, в государственном масштабе, то необходимо будет при первой возможности командировать в Северную Америку несколько лиц для специального подробного ознакомления с практикой американских заповедников.

Кроме так называемых «национальных парков», Соединенные штаты обладают значительной площадью в 5.8 миллионов акров охраняемых лесных площадей (всего 153 леса) в штатах и территриях Аризона, Арканзас, Айдахо (Idaho), Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Новая Мексика, Оклахома, Орегон, Южная Дакота, Вашингтон, Иоминг (Wyoming), Аляска и Порто-Рико. Это охраняемые участки охраняются уже не с такою строгостью, как «национальные парки». Здесь основной целью является не «заповедность» в истинном смысле слова, а просто стремление уберечь эти леса от хищнического использования в целях наживы и от беспорядочного ведения хозяйства.

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999;

  2. Бывшие браконьеры охраняют природу, 1981. Курьер ЮНЕСКО, май, стр. 32.;

  3. Джонстоун Дональд, 1987. Участие общественности в управлении резерватами в Новом Южном Уэльсе. Охрана природы, наука и общество. Материалы Первого Международного конгресса по биосферным заповедникам, Минск, 26 сент. — 2 окт. 1983;

  4. Экологическое просвещение и работа с населением в государственных природных заповедниках и национальных парках, 1995, под ред. В.Б. Степаницкого, М., 138 стр.

  5. Экологическое образование на базе заповедных территорий, 1995, под ред. В.Е. Борейко, Киев-Черновцы, 160 стр.;

Квазиприродная среда

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квазиприродная среда

 

 

(Реферат)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка I курса

группы 1925

Данилова И.Н.

 

Проверила:

Купресова В.Б

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК — 2004О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Введение3

Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды3

Американские заповедники7

Список литературы10

 

 

 

Введение

 

Как известно, созданная человеком материальная среда включает, помимо прочего, элементы природной среды, измененные человеком: преобразованные ландшафты (превращение степи в поле, леса в парк, реки в водохранилище), измененный климат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физико-химических свойств воздуха, воды, почвы и т.п. так называемую квазиприродную среду.

Также созданная человеком материальная среда включает искусственные элементы: здания, сооружения, кондиционированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, проникающая радиация, вещества, материалы и изделия, различные средства производства и потребления, которые в сочетании с элементами квазиприродной среды образуют артеприродную среду. Ее называют также техногетой средой.

Элементы преобразованной человеком среды как искусственные экосистемы агроценозы, поле, парк, канал, дорога и т.п. не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, они либо деградируют и разрушаются, либо подвергаются естественной сукцессии, постепенно превращаясь в объекты дикой природы.

На стыке с социальной средой техногенная среда содержит селитебную среду, т.е. среду жилищ и населенных пунктов, и производственную среду среду рабочих мест и окружения производственных объектов. При некоторых видах деятельности, требующих изоляции от внешней среды (подводные и космические аппараты), человек оказывается целиком в искусственной среде.

 

Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды

Заповедники, как специализированные природоохранные учреждения, выполняют свою роль благодаря следующим методам охраны природы (правовой метод, метод патрулирования, метод природоохранная пропаганда), избирая для себя наиболее удачные их формы. Именно рассматривание природоохранной пропаганды как метода охраны заповедной территории позволяет снять все сомнения в ее целесообразности.

Вместе с тем пропагандистско-просветительная работа не должна быть узко ограничена рассмотрением особо охраняемых природных территорий как основного места ее проведения. Наоборот, в экологическое просвещение и природоохранную пропаганду заповедные объекты должны чаще всего вовлекаться опосредованно через печать, радио, телевидение, популярную литературу, буклеты, кино и т.д., где бы обсуждались задачи, способы охраны, конфликты, результаты, происходила бы популяризация, ознакомление населения с их красотой и культурно-исторической значимостью. Природоохранная пропаганда на базе заповедников и нацпарков имеет двойную направленность. Во-первых, на решение задач самого заповедного объекта.

К ним могут относиться: 1) Профилактика нарушений заповедного режима; борьба с браконьерством; 2) Экологическое образование посетителей. Причем здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее частая ошибка в содержании природоохранной пропаганды на базе заповедников и национальных парков в том, что посетителям дается информация не по охране природы, не по экологии, а чисто натуралистическая, касающаяся, к примеру, биологии отдельных зверей и птиц. Такая практика создает мнимый эффект работы и не стимулирует природоохранную деятельность; 3) Популяризация научно-практических разработок нацпарка и заповедника; 4) Создание особых “групп поддержки” из местного населения с целью борьбы с браконьерством или проведения научно-исследовательских работ по выявлению и изучению редких видов фауны и флоры; 5) Объяснение значения заповедного объекта как национального достояния, поднятие его престижа в глазах местного населения и руководства районом. Так, в Канаде нацпарки занимают, как символ страны, третье место после флага и гимна Канады. 6) Стимуляция разрешения конкретных интересов нацпарка или заповедника, например, расширение территории; 7) Пропагандистская деятельность может увеличивать доход благодаря продаже буклетов, вымпелов, значков, наклеек, экскурсионно-лекционной работы.

В национальных парках могут быть сооружены игровые площадки (несущие смысловую экологическую нагрузку) для детей, взрослым выдаваться бесплатные бинокли, “рабочие листки” (кроссворды, викторины и т.п.). Эффективны экологические беседы у костра. Хорошо “работает” — “посылка из парка” — вид воздействия на потенциального посетителя (телефонные, почтовые запросы). Посылки могут рассылаться по школам. Некоторые зарубежные нацпарки выпускают свои бюллетени.

В национальных парках США имеются постоянные летние школьные лагеря, где детей привлекают к природоохранной работе, например, сбор мусора. За что они получают награды.

Пропагандистская деятельность национального парка может быть совмещена с турами для местных жителей; программами для умственно отсталых; внешкольной деятельностью для детей; учетом птиц, художественными выставками; фольклорными фестивалями, подготовкой программ для радио и телевидения. Эта работа особенно важна в непосещаемый сезон — осенью, зимой, ранней весной. В нацпарках могут иметься небольшие коллекции живых животных — вольеры, смотровые площадки для кормления диких птиц и т.д. Так, в Ирландии организованы “парк бабочек” и “парк диких пчел и ос” — высеяны медоносные растения, собирающие массу различных опылителей. Эти объекты пользуются большой популярностью у посетителей ирландских нацпарков. В некоторых зарубежных национальных парках для наблюдения в природе посетителям предлагаются лодки со стеклянным дном, подземные комнаты со стеклянными стенками ля наблюдения за роющими земляными животными, смотровые площадки для наблюдения за “нерестом лягушек” и рыб. Большое воздействие на эмоции посетителей оказывают также служащие национального парка, работающие и одетые под “национальный колорит”.

В американских нацпарках при экологическом образовании посетителей применяется термин “интерпретация”. Его автор, американский эколог 19 века Джон Мюир писал в 1871 г. — “Я слушаю скалы, изучаю язык наводнений, бурь, лавин”. Современная служба нацпарков США ставит своей задачей переводить публике язык парка, природной и культурной системы. Интерпретация помогает посетителям лучше понять природу и включиться во взаимодействие с ней (от интерпретации к пониманию, от понимания к оценке, от оценки к охране). Другой американский специалист в области природоохранной пропаганды Фримен Тилден опубликовал в 1954 г. книгу для службы нацпарков “Интерпретация нашего наследства”, разработав шесть главных принципов интерпретации. 1. Никакая информация не достигает цели, если не будет учитывать особенности личности или персонального опыта посетителей. 2. Информация как таковая — это не интерпретация. Интерпретация — это откровение, основанное на информации. Однако это совершенно различные вещи. Любая интерпретация включает информацию. 3. Интерпретация — это искусство, включающее много его видов. Материальная основа интерпретации — наука, история, архитектура. 4. Основная идея интерпретации — не наставлять, а пробуждать мысль. 5. Интерпретация должна способствовать целостному видению мира. 6. Интерпретация для детей не должна быть упрощенной интерпретацией для взрослых.

В США еще в 1923 г. программы по интерпретации созданы в 8 национальных парках, организован координационный центр. В 1932 г. издан специальный учебник. Американские специалисты считают, что посетители идут в национальный парк отнюдь не “экопросвещаться”. Из 17 причин (развлечься, отдохнуть, сфотографироваться и т.д.) нет ни одной, имеющей хотя бы косвенное отношение к охране природы. Задача же интерпретатора — ненавязчиво приобщить посетителей к природоохране при помощи интерпретации.

 

Американские заповедники

Большие заповедники («Национальные парки») были впервые основаны в Соединенных Штатах Америки. В 1832 году был основан первый государственный заповедник не только С. Америки, но и вообще всего земного шара, и предметом охраны здесь были не растения или животные, а горячие ключи. Это был «Заповедник горячих ключей» (Hot Spring Reservation) в штате Арканзас, в пределах которого находилось 49 горячих ключей.

В 1864 году в Калифорнии, в долине р. Сьерра-Невада была превращена в «национальный парк» местность, называемая Йосемитская долина (Josemite Valley), площадью около 5600 кв. килом. Главной целью устройства этого заповедника была охрана гигантских деревьев Sequoia gigantea, но там вообще запрещено какое бы то ни было использование природы, за исключением рыбной ловли на особо ограничительных условиях.

В 1872 году был основан знаменитый Иеллоустоунский заповедник, общеизвестный под именем Иеллоустоунского парка, площадью в 8671 километров, самый большой заповедник земного шара, пользу

Квазиприродная среда

  1. bestreferat.su
  2. Экология

Квазиприродная среда Квазиприродная среда ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет иностранных языков Квазиприродная среда (Реферат) Выполнила: студентка I курса группы 1925 Данилова И.Н. Проверила: Купресова В.Б ТОМСК — 2004 О Г Л А В Л Е Н И Е Введение.. 3 Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды 3 Американские заповедники.. 7 Список литературы… 10 Введение Как известно, созданная человеком материальная среда включает, помимо прочего, элементы природной среды, измененные человеком: преоб­разованные ландшафты (превращение степи в поле, леса — в парк, реки — в водохранилище), измененный климат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физи­ко-химических свойств воздуха, воды, почвы и т.п. — так называе­мую квазиприродную среду. Также созданная человеком материальная среда включает искусственные элементы: здания, сооружения, кондици­онированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, про­никающая радиация, вещества, материалы и изделия, — различные средства производства и потребления, которые в сочетании с элементами квазиприродной среды образуют артеприродную среду. Ее называют также техногетой средой. Элементы преобразованной человеком среды как искусствен­ные экосистемы — агроценозы, поле, парк, канал, дорога и т.п. — не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, они либо деградируют и разрушаются, либо подвергаются естественной сукцессии, постепенно превращаясь в объекты дикой природы. На стыке с социальной средой техногенная среда содержит се­литебную среду, т.е. среду жилищ и населенных пунктов, и произ­водственную среду — среду рабочих мест и окружения производст­венных объектов. При некоторых видах деятельности, требующих изоляции от внешней среды (подводные и космические аппара­ты), человек оказывается целиком в искусственной среде. Заповедники, национальные парки, другие охраняемые природные территории как элементы квазиприродной среды Заповедники, как специализированные природоохранные учреждения, выполняют свою роль благодаря следующим методам охраны природы (правовой метод, метод патрулирования, метод природоохранная пропаганда), избирая для себя наиболее удачные их формы. Именно рассматривание природоохранной пропаганды как метода охраны заповедной территории позволяет снять все сомнения в ее целесообразности. Вместе с тем пропагандистско-просветительная работа не должна быть узко ограничена рассмотрением особо охраняемых природных территорий как основного места ее проведения. Наоборот, в экологическое просвещение и природоохранную пропаганду заповедные объекты должны чаще всего вовлекаться опосредованно через печать, радио, телевидение, популярную литературу, буклеты, кино и т.д., где бы обсуждались задачи, способы охраны, конфликты, результаты, происходила бы популяризация, ознакомление населения с их красотой и культурно-исторической значимостью. Природоохранная пропаганда на базе заповедников и нацпарков имеет двойную направленность. Во-первых, на решение задач самого заповедного объекта. К ним могут относиться: 1) Профилактика нарушений заповедного режима; борьба с браконьерством; 2) Экологическое образование посетителей. Причем здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее частая ошибка в содержании природоохранной пропаганды на базе заповедников и национальных парков в том, что посетителям дается информация не по охране природы, не по экологии, а чисто натуралистическая, касающаяся, к примеру, биологии отдельных зверей и птиц. Такая практика создает мнимый эффект работы и не стимулирует природоохранную деятельность; 3) Популяризация научно-практических разработок нацпарка и заповедника; 4) Создание особых “групп поддержки” из местного населения с целью борьбы с браконьерством или проведения научно-исследовательских работ по выявлению и изучению редких видов фауны и флоры; 5) Объяснение значения заповедного объекта как национального достояния, поднятие его престижа в глазах местного населения и руководства районом. Так, в Канаде нацпарки занимают, как символ страны, третье место после флага и гимна Канады. 6) Стимуляция разрешения конкретных интересов нацпарка или заповедника, например, расширение территории; 7) Пропагандистская деятельность может увеличивать доход благодаря продаже буклетов, вымпелов, значков, наклеек, экскурсионно-лекционной работы. В национальных парках могут быть сооружены игровые площадки (несущие смысловую экологическую нагрузку) для детей, взрослым выдаваться бесплатные бинокли, “рабочие листки” (кроссворды, викторины и т.п.). Эффективны экологические беседы у костра. Хорошо “работает” — “посылка из парка” — вид воздействия на потенциального посетителя (телефонные, почтовые запросы). Посылки могут рассылаться по школам. Некоторые зарубежные нацпарки выпускают свои бюллетени. В национальных парках США имеются постоянные летние школьные лагеря, где детей привлекают к природоохранной работе, например, сбор мусора. За что они получают награды. Пропагандистская деятельность национального парка может быть совмещена с турами для местных жителей; программами для умственно отсталых; внешкольной деятельностью для детей; учетом птиц, художественными выставками; фольклорными фестивалями, подготовкой программ для радио и телевидения. Эта работа особенно важна в непосещаемый сезон — осенью, зимой, ранней весной. В нацпарках могут иметься небольшие коллекции живых животных — вольеры, смотровые площадки для кормления диких птиц и т.д. Так, в Ирландии организованы “парк бабочек” и “парк диких пчел и ос” — высеяны медоносные растения, собирающие массу различных опылителей. Эти объекты пользуются большой популярностью у посетителей ирландских нацпарков. В некоторых зарубежных национальных парках для наблюдения в природе посетителям предлагаются лодки со стеклянным дном, подземные комнаты со стеклянными стенками ля наблюдения за роющими земляными животными, смотровые площадки для наблюдения за “нерестом лягушек” и рыб. Большое воздействие на эмоции посетителей оказывают также служащие национального парка, работающие и одетые под “национальный колорит”. В американских нацпарках при экологическом образовании посетителей применяется термин “интерпретация”. Его автор, американский эколог 19 века Джон Мюир писал в 1871 г. — “Я слушаю скалы, изучаю язык наводнений, бурь, лавин”. Современная служба нацпарков США ставит своей задачей переводить публике язык парка, природной и культурной системы. Интерпретация помогает посетителям лучше понять природу и включиться во взаимодействие с ней (от интерпретации к пониманию, от понимания к оценке, от оценки к охране). Другой американский специалист в области природоохранной пропаганды Фримен Тилден опубликовал в 1954 г. книгу для службы нацпарков “Интерпретация нашего наследства”, разработав шесть главных принципов интерпретации. 1. Никакая информация не достигает цели, если не будет учитывать особенности личности или персонального опыта посетителей. 2. Информация как таковая — это не интерпретация. Интерпретация — это откровение, основанное на информации. Однако это совершенно различные вещи. Любая интерпретация включает информацию. 3. Интерпретация — это искусство, включающее много его видов. Материальная основа интерпретации — наука, история, архитектура. 4. Основная идея интерпретации — не наставлять, а пробуждать мысль. 5. Интерпретация должна способствовать целостному видению мира. 6. Интерпретация для детей не должна быть упрощенной интерпретацией для взрослых. В США еще в 1923 г. программы по интерпретации созданы в 8 национальных парках, организован координационный центр. В 1932 г. издан специальный учебник. Американские специалисты считают, что посетители идут в национальный парк отнюдь не “экопросвещаться”. Из 17 причин (развлечься, отдохнуть, сфотографироваться и т.д.) нет ни одной, имеющей хотя бы косвенное отношение к охране природы. Задача же интерпретатора — ненавязчиво приобщить посетителей к природоохране при помощи интерпретации. Американские заповедники Большие заповедники («Национальные парки») были впервые основаны в Соединенных Штатах Америки. В 1832 году был основан первый государственный заповедник не только С. Америки, но и вообще всего земного шара, и предметом охраны здесь были не растения или животные, а горячие ключи. Это был «Заповедник горячих ключей» (Hot Spring Reservation) в штате Арканзас, в пределах которого находилось 49 горячих ключей. В 1864 году в Калифорнии, в долине р. Сьерра-Невада была превращена в «национальный парк» местность, называемая Йосемитская долина (Josemite Valley), площадью около 5600 кв. килом. Главной целью устройства этого заповедника была охрана гигантских деревьев Sequoia gigantea, но там вообще запрещено какое бы то ни было использование природы, за исключением рыбной ловли на особо ограничительных условиях. В 1872 году был основан знаменитый Иеллоустоунский заповедник, общеизвестный под именем Иеллоустоунского парка, площадью в 8671 километров, самый большой заповедник земного шара, пользующийся наибольшей известностью, хотя и не осуществляющий, как было выше указано, полностью идеи заповедника. Относительно Иеллоустоунского парка существует целая литература, разбросанная по разным популярным изданиям. Менее известны другие государственные заповедники Соединенных Штатов, а именно: «Sequoia Natinal Park» (второй в Калифорнии специально для охраны гигантского Sequoia), «Парк Генерала Гранта», тоже в Калифорнии, «Mount Rainer Park» в Штате Вашингтон, Аризонский Национальный парк, специально для охраны ископаемых деревьев триасового периода (Dadakylon arizonicum), «Crater Lake Park» в Орегоне, «Wind Cave Park» в Южной Дакоте, «Sally Hill Park» в Северной Дакоте, «Platt National Park» в штате Оклахома, «Mesa Werde Park» в Колорадо и Миннесотский национальный парк. (Hекотоpые английские и немецкие названия из-за плохого качества оpигинала, возможно, здесь и дальше даются с ошибками — В.Б.). Значительная часть этих американских заповедников возникла в новейшее время, после 1890 года. Лишь Арканзасский, Иосемитский и Иеллоустоунский парки основаны значительно раньше. Между основанием первого «заповедника горячих ключей» и основанием Иосемитского парка прошло 32 года, между основанием Иеллоустоунского парка и второго Калифорнийского заповедника прошло 18 лет, а затем новые заповедники основывались с короткими промежутками. Очевидно, настал период, когда сознание необходимости спешить с обустройством заповедников назрело у американского народа. Большие американские заповедники, являясь учреждениями Государственными, подчинены строгой регламентации, строгому надзору и требуют для своего содержания больших средств, щедро отпускаемых правительством. По своим природным условиям Россия наиболее похожа на Северную Америку. И там, и тут имеются громадные пространства еще не заселеных и не тронутых культурою земель, и там и тут еще имеются дикари, и там и тут еще есть местности, где население добывает себе средства к существованию охотой в обстановке первобытной природы. Из всех Европейских стран только Россия имеет еще возможность создавать грандиозные по размерам государственные заповедники. И она уже вступила на этот путь путем основания больших охотничьих заповедников: Саянского в 1915 году, площадью около 500000 десятин и Баргузинского, тоже в 1915 году, площадью около 350000 десятин. Если будет признано необходимым основать не специально охотничьи, а заповедники как памятники природы, в государственном масштабе, то необходимо будет при первой возможности командировать в Северную Америку несколько лиц для специального подробного ознакомления с практикой американских заповедников. Кроме так называемых «национальных парков», Соединенные штаты обладают значительной площадью в 5.8 миллионов акров охраняемых лесных площадей (всего 153 леса) в штатах и территриях Аризона, Арканзас, Айдахо (Idaho), Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Новая Мексика, Оклахома, Орегон, Южная Дакота, Вашингтон, Иоминг (Wyoming), Аляска и Порто-Рико. Это охраняемые участки охраняются уже не с такою строгостью, как «национальные парки». Здесь основной целью является не «заповедность» в истинном смысле слова, а просто стремление уберечь эти леса от хищнического использования в целях наживы и от беспорядочного ведения хозяйства. Список литературы 1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999; 2. Бывшие браконьеры охраняют природу, 1981. Курьер ЮНЕСКО, май, стр. 32.; 3. Джонстоун Дональд, 1987. Участие общественности в управлении резерватами в Новом Южном Уэльсе. Охрана природы, наука и общество. Материалы Первого Международного конгресса по биосферным заповедникам, Минск, 26 сент. — 2 окт. 1983; 4. Экологическое просвещение и работа с населением в государственных природных заповедниках и национальных парках, 1995, под ред. В.Б. Степаницкого, М., 138 стр. 5. Экологическое образование на базе заповедных территорий, 1995, под ред. В.Е. Борейко, Киев-Черновцы, 160 стр.;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *