Квазиприродная среда это: Среда обитания человека
7. Окружающая среда (природная, квазеприродная, социальная, артеприродная)
Среда окружающая
(синоним — среда обитания человека) — совокупность природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Окружающая среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана (природная среда, социальная среда, жилая среда, производственная среда, культурная среда, информационная среда). В зависимости от масштаба и целей исследования можно рассматривать окружающую среду отдельного человека (например, кабина космонавта), семьи ( например, квартира, коттедж с приусадебным участком), группы людей (например, жители городского квартала), общности людей (например, жители города), всего человечества. Практическая необходимость рассмотрения различных пространственных подразделений окружающей среды привело к появлению понятий, отражающих и конкретизирующих масштабы и цели их изучения.
Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.
Природная среда — часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества.
Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.Квазиприродную среду образуют все модификации природной среды, являющиеся результатом деятельности людей. К такой среде относятся пахотные и иные угодья, зеленые насаждения, домашние животные и растения. Квазиприродная среда характеризуется отсутствием способности к самоподдержанию, т. е. постепенно разрушается без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. Угодья перестают давать урожай и зарастают сорняками без культивации, а брошенные домашние животные дичают и болеют.
Под социальной средой можно понимать совокупность экономических, политических, культурных, этических условий жизни человека. По сути дела, экологическая психология в своем социально-средовом аспекте связана с особенностями взаимодействия человека с его социальным окружением. Это не только непосредственное взаимодействие — частота контактов с другими людьми, скученность, теснота среды обитания, наличие собственной территории, — но и опосредованное законами, правилами и традициями общества.
Артеприродная среда — искусственное окружение людей, состоящее из чисто технических (здания, сооружения, асфальт дорог, искусственное освещение и т. д.) и природных (воздух, естественное освещение и т. д.) элементов. Архитектурно-ландшафтная среда — сочетание природных условий и строительно-архитектурных форм, создающее предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности человека и в сумме с ней воздействующее на социально организованного человека.
СЛОВАРЬ. Квазиприродная среда — преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы — Студопедия
Поделись
Квазиприродная среда — преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы, в том числе садово-паркового типа.
Среда окружающая
(синоним — среда обитания человека) — совокупность природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Окружающая среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана (природная среда, социальная среда, жилая среда, производственная среда, культурная среда, информационная среда). В зависимости от масштаба и целей исследования можно рассматривать окружающую среду отдельного человека (например, кабина космонавта), семьи ( например, квартира, коттедж с приусадебным участком), группы людей (например, жители городского квартала), общности людей (например, жители города), всего человечества. Практическая необходимость рассмотрения различных пространственных подразделений окружающей среды привело к появлению понятий, отражающих и конкретизирующих масштабы и цели их изучения. Среди наиболее часто употребляемых терминов такого рода: антропогенная среда, которая рассматривается как природнаясреда, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно измененная людьми. Артеприродная среда— искусственное окружение людей, состоящее из чисто технических (здания, сооружения, асфальт дорог,искусственное освещение и т.
Жилая среда — условия жизни в жилых помещениях, комплексное, межотраслевое понятие, включающеефизико-химические, биологические и социально-психологические факторы. Она формируется из внешних поотношению к помещению воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон и т. п.),влияний строительных конструкций и отделки, факторов бытовой деятельности и социальных факторов —отношений в семье, между соседями по квартирам и т. п.
Культурная среда — условия существования материально-духовной сферы жизни людей, включающая всебя предметные результаты деятельности человека, веками сложившиеся национальные и этническиеособенности, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности людей.
Среда населенных мест (городская среда и деревенская среда) — сочетание искусственно созданныхусловий жизни (дороги, тротуары, дома, санитарная инфраструктура, мезоклимат города и т. п.),квазиприродной среды, элементов природной среды, в совокупности с социально-экономической средой.
Производственная среда — физико-химические и биологические условия в производственных помещениях.Слагается из внешних природно-антропогенных воздействий (природный фон, влияние всей промышленнойзоны, транспорта и т. д.), условий в цеху и на рабочем месте, в совокупности с социально-психологическойсредой в коллективе.
Социально-психологическая среда — внеэкономические отношения между людьми, включающие степеньвнимания друг к другу, взаимное уважение или, наоборот, неуважение, интерес или безразличие к общемуделу и успехам каждого члена коллектива, единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений.
Социально-экономическая среда — отношения между людьми (и их группами) и между ними исоздаваемыми (в том числе накопленными) ими материальными и культурными ценностями,воздействующими на человека. Она включает социально-психологические, социологические,демографические, национально-культурные, этнические, производственно-экономические и др. элементы.
Термин окружающая среда имеет смысл близкий, к употребляемым в гигиене, термину внешняя среда, вгеографии — географическая среда.
В процессе жизнедеятельности человек изменяет среду своего обитания. Изменение это идет в двухпротивоположных направлениях. 1. Под влиянием активной творческой деятельности человека онапреобразуется, в результате чего формируется постоянно совершенствующаяся «броня цивилизации»,которая защищает человека от негативных внешних факторов (сурового климата, стихийных бедствий,инфекционных заболеваний и пр.). 2.Непродуманное, вызванное сиюминутными интересами отдельныхгрупп людей, вмешательство в природные процессы; строительство и функционирование промышленныхобъектов, загрязняющих окружающую среду; крупные технические катастрофы и другие последствияэкологически безграмотной хозяйственной деятельности приводят к опасной деградации окружающей среды.
типов экспериментов: обзор | Психология
В исследованиях используются различные типы методов, которые условно можно разделить на 1 из 2 категорий.
Экспериментальный (лабораторный, полевой и природный) и N экспериментальный ( корреляции, наблюдения, интервью, анкеты и тематические исследования).
Все три типа экспериментов имеют общие характеристики. Все они имеют:
- независимую переменную (IV), которой манипулируют, или естественную переменную
- зависимая переменная (D.V.), которая измеряется
- будет по крайней мере два условия, при которых участники производят данные.
Примечание. Естественный и квази-эксперименты часто используются как синонимы, но это не совсем одно и то же, поскольку в квази-экспериментах участники не могут быть назначены случайным образом, поэтому вместо условия есть условие.
Лабораторные эксперименты
Они проводятся в контролируемых условиях, в которых исследователь преднамеренно изменяет что-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то другое (D.V).
Сильные стороны
Контроль — лабораторные эксперименты имеют высокую степень контроля над окружающей средой и другими посторонними переменными, что означает, что исследователь может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет более высокую внутреннюю достоверность.
Воспроизводимый – благодаря высокому уровню контроля со стороны исследователя процедуры исследования можно повторять, чтобы можно было проверить достоверность результатов.
Ограничения
Отсутствие экологической обоснованности — из-за участия исследователя в манипулировании и контроле переменных результаты нельзя легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к плохой внешней валидности.
Полевые эксперименты
Они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь манипулирует чем-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V).
Сильные стороны
Валидность – полевые эксперименты имеют некоторую степень контроля, но также проводятся в естественной среде, поэтому можно считать, что они имеют разумную внутреннюю и внешнюю валидность.
Ограничения
Меньший контроль , чем в лабораторных экспериментах, и, следовательно, посторонние переменные с большей вероятностью исказят результаты, поэтому внутренняя достоверность, вероятно, будет ниже.
Естественные/квазиэксперименты
Обычно они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь измеряет эффект чего-то, чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V.). Обратите внимание, что в этом случае нет преднамеренного манипулирования переменной; это уже естественным образом меняется, а это означает, что исследование просто измеряет эффект того, что уже происходит.
Сильные стороны
Высокая экологическая валидность – за счет отсутствия участия исследователя; переменные возникают естественным образом, поэтому результаты можно легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к высокой внешней достоверности.
Ограничения
Отсутствие контроля – естественные эксперименты не контролируют окружающую среду и другие посторонние переменные, что означает, что исследователь не всегда может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет низкую внутреннюю валидность.
Невоспроизводимый – из-за отсутствия контроля со стороны исследователя, исследовательские процедуры не могут быть повторены, поэтому достоверность результатов не может быть проверена.
Квазиэкспериментальные исследования – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 7: Неэкспериментальные исследования
- Объясните, что такое квазиэкспериментальное исследование, и четко разграничьте его как с экспериментальным, так и с корреляционным исследованием.
- Опишите три различных типа квазиэкспериментальных планов исследования (неэквивалентные группы, претест-посттест и прерванный временной ряд) и приведите примеры каждого из них.
Префикс квази означает «похожий». Таким образом, квазиэкспериментальное исследование — это исследование, которое напоминает экспериментальное исследование, но не является настоящим экспериментальным исследованием. Хотя независимой переменной манипулируют, участники не распределяются случайным образом по условиям или порядкам условий (Cook & Campbell, 19).79). [1] Поскольку манипулирование независимой переменной производится до измерения зависимой переменной, квазиэкспериментальное исследование устраняет проблему направленности. Но поскольку участники распределяются не случайным образом, что делает вероятным наличие других различий между условиями, квазиэкспериментальное исследование не устраняет проблему смешения переменных. Таким образом, с точки зрения внутренней достоверности квазиэксперименты обычно находятся где-то между корреляционными исследованиями и настоящими экспериментами.
Квази-эксперименты, скорее всего, будут проводиться в полевых условиях, в которых случайное назначение затруднено или невозможно. Их часто проводят для оценки эффективности лечения — возможно, психотерапии или образовательного вмешательства. Существует множество различных видов квазиэкспериментов, но здесь мы обсудим лишь некоторые из наиболее распространенных.
Вспомним, что когда участников эксперимента между испытуемыми случайным образом распределяют по условиям, получающиеся в результате группы, скорее всего, будут очень похожими. По сути, исследователи считают их эквивалентными. Однако, когда участники не случайным образом распределяются по условиям, полученные группы, вероятно, будут в чем-то различаться. По этой причине исследователи считают их неэквивалентными. А 9Таким образом, 0105 представляет собой межсубъектный план, в котором участники не были случайным образом распределены по условиям.
Представьте себе, например, исследователя, который хочет оценить новый метод обучения дробей третьеклассников. Одним из способов может быть проведение исследования с экспериментальной группой, состоящей из одного класса учащихся третьего класса, и контрольной группой, состоящей из другого класса учащихся третьего класса. Этот план был бы неэквивалентным планом групп, потому что учащиеся не распределяются исследователем по классам случайным образом, а это означает, что между ними могут быть важные различия. Например, родители более успевающих или более мотивированных учеников могли с большей вероятностью просить, чтобы их детей определили в класс г-жи Уильямс. Или директор мог назначить «нарушителей спокойствия» в класс мистера Джонса, потому что он более строгий приверженец дисциплины. Конечно, стили учителей и даже классная среда могут быть очень разными и могут вызывать разные уровни достижений или мотивации у учеников. Если в конце исследования существовала разница в знаниях двух классов о дробях, это могло быть вызвано различием в методах обучения, но могло быть вызвано любой из этих смешанных переменных.
Конечно, исследователи, использующие план неэквивалентных групп, могут предпринять шаги, чтобы их группы были как можно более похожими. В данном примере исследователь мог бы попытаться выбрать два класса в одной и той же школе, где учащиеся двух классов имеют одинаковые баллы на стандартном тесте по математике, а учителя одного пола, одного возраста и имеют одинаковое преподавание. стили. Принятие таких мер повысит внутреннюю валидность исследования, поскольку устранит некоторые из наиболее важных смешанных переменных. Но без действительно случайного распределения студентов по условиям остается возможность других важных смешанных переменных, которые исследователь не мог контролировать.
В зависимая переменная измеряется один раз до реализации обработки и один раз после ее реализации. Представьте себе, например, исследователя, который интересуется эффективностью антинаркотической образовательной программы по отношению учащихся начальной школы к запрещенным наркотикам. Исследователь мог измерить отношение учащихся в конкретной начальной школе в течение одной недели, реализовать программу по борьбе с наркотиками в течение следующей недели и, наконец, снова измерить их отношение на следующей неделе. Схема «претест-посттест» очень похожа на эксперимент с участием испытуемых, в котором каждый участник тестируется сначала в контрольных условиях, а затем в условиях лечения. Однако он отличается от эксперимента с участием испытуемых тем, что порядок условий не уравновешивается, потому что, как правило, участник не может быть протестирован сначала в условиях лечения, а затем в «нелеченных» контрольных условиях.
Если средний балл после теста лучше, чем средний балл до теста, то имеет смысл сделать вывод, что лечение может быть причиной улучшения. К сожалению, часто нельзя заключить это с высокой степенью уверенности, потому что могут быть другие объяснения того, почему результаты посттеста лучше. Одна категория альтернативных объяснений носит название . Между претестом и посттестом могли произойти другие вещи. Возможно, по телевидению транслировалась антинаркотическая программа, и многие студенты ее смотрели, или, возможно, знаменитость умерла от передозировки наркотиков, и многие студенты слышали об этом. Другая категория альтернативных объяснений называется 9.0112 . Участники могли измениться между претестом и посттестом так, как они и так собирались, потому что они растут и учатся. Если бы это была годовая программа, участники могли бы стать менее импульсивными или лучше рассуждать, и это могло бы быть причиной изменений.
Другим альтернативным объяснением изменения зависимой переменной в плане до и после тестирования является . Это относится к статистическому факту, что человек, получивший экстремально высокие баллы по переменной в одном случае, будет склонен набирать менее экстремальные баллы в следующий раз. Например, боулер с долгосрочным средним значением 150, который внезапно выбивает 220, почти наверняка наберет меньше очков в следующей игре. Ее оценка будет «регрессировать» к ее среднему баллу 150. Регрессия к среднему значению может быть проблемой, когда участников отбирают для дальнейшего исследования из-за их экстремальных оценок. Представьте, например, что только учащимся, набравшим особенно низкие баллы по тесту дробей, дается специальная программа обучения, а затем проводится повторное тестирование. Регрессия к среднему почти гарантирует, что их баллы будут выше, даже если программа обучения не даст никакого эффекта. Тесно связанное понятие — и чрезвычайно важное в психологических исследованиях — это . Это тенденция многих медицинских и психологических проблем со временем улучшаться без какого-либо лечения. Обычная простуда является хорошим примером. Если бы сегодня измеряли тяжесть симптомов у 100 больных простудой, давали бы им тарелку куриного супа каждый день, а затем снова измеряли бы тяжесть их симптомов через неделю, их состояние, вероятно, значительно улучшилось бы. Однако это не означает, что куриный бульон был причиной улучшения, потому что они могли бы значительно улучшиться без какого-либо лечения. То же самое относится и ко многим психологическим проблемам. Группа людей с тяжелой депрессией сегодня, вероятно, будет менее подавлена в среднем через 6 месяцев. Анализируя результаты нескольких исследований лечения депрессии, исследователи Майкл Постернак и Иван Миллер обнаружили, что участники контрольных списков ожидания улучшались в среднем на 10–15% до того, как они вообще получали какое-либо лечение (Posternak & Miller, 2001) [2] . Таким образом, в целом нужно быть очень осторожным в выводе причинно-следственной связи из планов до и после тестирования.
Ранние исследования эффективности психотерапии, как правило, использовали схемы «претест-посттест». В классической статье 1952 года исследователь Ганс Айзенк обобщил результаты 24 таких исследований, показывающих, что около двух третей пациентов улучшились между претестом и посттестом (Eysenck, 1952) [3] . Но Айзенк также сравнил эти результаты с архивными данными. из записей государственных больниц и страховых компаний, показывающих, что аналогичные пациенты выздоравливают примерно с одинаковой скоростью без получения психотерапии. Эта параллель навела Айзенка на мысль, что улучшение, показываемое пациентами в исследованиях до и после тестирования, может быть не более чем спонтанной ремиссией. Обратите внимание, что Айзенк не делал вывод о неэффективности психотерапии. Он просто пришел к выводу, что доказательств тому нет, и написал о «необходимости должным образом спланированных и проведенных экспериментальных исследований в этой важной области» (стр. 323). Полностью статью можно прочитать здесь: Classics in the History of Psychology.
К счастью, многие другие исследователи приняли вызов Айзенка, и к 1980 году были проведены сотни экспериментов, в которых участников случайным образом распределяли по лечебным и контрольным условиям, а результаты были обобщены в классической книге Мэри Ли Смит, Джин Гласс и Томас Миллер (Смит, Гласс и Миллер, 1980) [4] . Они обнаружили, что в целом психотерапия была довольно эффективной: около 80% участников лечения улучшились больше, чем средний участник контрольной группы. Последующие исследования были больше сосредоточены на условиях, при которых различные виды психотерапии более или менее эффективны.
Вариант дизайна до и после тестирования — . Временной ряд представляет собой набор измерений, выполненных с интервалами в течение определенного периода времени. Например, производственная компания может каждую неделю в течение года измерять производительность своих рабочих. В прерванном дизайне временных рядов временной ряд, подобный этому, «прерывается» обработкой. В одном классическом примере лечение заключалось в сокращении рабочих смен на фабрике с 10 до 8 часов (Cook & Campbell, 1979) [5] . Поскольку после сокращения рабочих смен производительность возросла довольно быстро и оставалась высокой в течение многих месяцев после этого, исследователь пришел к выводу, что сокращение рабочих смен вызвало увеличение производительности. Обратите внимание, что план прерванных временных рядов подобен плану претест-посттест, поскольку он включает измерения зависимой переменной как до, так и после лечения. Однако он отличается от схемы предварительного и последующего тестирования тем, что включает несколько измерений до и после тестирования.
На рис. 7.3 показаны данные гипотетического прерывистого исследования временных рядов. Зависимой переменной является количество пропусков занятий студентами в неделю на курсе по методам исследования. Лечение заключается в том, что инструктор начинает каждый день публично отмечать посещаемость, чтобы студенты знали, что инструктор знает, кто присутствует, а кто отсутствует. На верхней панели рисунка 7.3 показано, как могли бы выглядеть данные, если бы эта обработка сработала. До лечения наблюдается стабильно высокое количество пропусков занятий, а после лечения наблюдается немедленное и устойчивое снижение пропусков занятий. На нижней панели рисунка 7.3 показано, как могли бы выглядеть данные, если бы эта обработка не сработала. В среднем количество пропусков занятий после лечения примерно такое же, как и до него. Этот рисунок также иллюстрирует преимущество схемы прерывистых временных рядов по сравнению с более простой схемой предварительного и последующего тестирования. Если бы было проведено только одно измерение абсансов до лечения на 7-й неделе и одно после него на 8-й неделе, то это выглядело бы так, как будто лечение было ответственно за снижение. Многочисленные измерения как до, так и после лечения показывают, что снижение между 7 и 8 неделями является не чем иным, как нормальным изменением от недели к неделе.
Рис. 7.3. Гипотетический прерванный план временных рядов. На верхней панели показаны данные, свидетельствующие о том, что лечение привело к сокращению пропусков занятий. Нижняя панель показывает данные, которые предполагают, что это не так. [Описание изображения]Тип квазиэкспериментального плана, который обычно лучше, чем план неэквивалентных групп или план до и после тестирования, сочетает в себе элементы обоих. Есть лечебная группа, которая проходит предварительный тест, получает лечение, а затем проходит посттест. Но в то же время есть контрольная группа, которая проходит претест, не получает лечения, а затем проходит посттест. Таким образом, вопрос заключается не просто в том, улучшаются ли участники, получающие лечение, а в том, улучшаются ли они больше, чем на участников, не получающих лечения.
Представьте, например, что учащиеся одной школы проходят предварительное тестирование на предмет их отношения к наркотикам, затем участвуют в программе по борьбе с наркотиками и, наконец, проходят итоговое тестирование. Учащиеся в аналогичной школе проходят предварительный тест, не подвергаются программе по борьбе с наркотиками и, наконец, проходят посттест. Опять же, если учащиеся в состоянии лечения становятся более негативными по отношению к наркотикам, это изменение отношения может быть следствием лечения, но также может быть вопросом истории или взросления. Если это действительно результат лечения, то учащиеся в состоянии лечения должны стать более негативными, чем учащиеся в контрольном состоянии. Но если это вопрос истории (например, известие о передозировке наркотиков знаменитостью) или взросления (например, улучшение рассуждений), то учащиеся в этих двух условиях, вероятно, продемонстрируют одинаковые изменения. Однако такой план не полностью исключает возможность смешения переменных. Что-то может произойти в одной из школ, но не в другой (например, передозировка наркотиков учеником), поэтому это затронет учеников первой школы, а учеников другой школы — нет.
Наконец, если участникам такого плана случайным образом назначают условия, он становится настоящим экспериментом, а не квазиэкспериментом. По сути, именно к такому эксперименту призывал Айзенк — и он уже неоднократно проводился — для демонстрации эффективности психотерапии.
- Квазиэкспериментальное исследование предполагает манипулирование независимой переменной без случайного распределения участников по условиям или порядкам условий. Среди важных типов — планы неэквивалентных групп, планы до и после тестирования и планы с прерывистыми временными рядами.
- Квазиэкспериментальное исследование устраняет проблему направленности, поскольку оно предполагает манипулирование независимой переменной. Однако это не устраняет проблему смешения переменных, поскольку не предполагает случайного присвоения условий. По этим причинам квазиэкспериментальные исследования обычно имеют более высокую внутреннюю валидность, чем корреляционные исследования, но более низкую, чем настоящие эксперименты.
- Практика. Представьте, что два профессора решают проверить влияние ежедневных тестов на успеваемость студентов по курсу статистики. Они решают, что профессор А будет проводить викторины, а профессор Б — нет. Затем они сравнивают успеваемость учащихся по двум разделам на общем выпускном экзамене. Укажите пять других переменных, которые могут различаться между двумя разделами и влиять на результаты.
- Обсуждение: представьте, что группа детей с ожирением набирается для исследования, в ходе которого измеряется их вес, затем они участвуют в течение 3 месяцев в программе, поощряющей их быть более активными, и, наконец, их вес снова измеряется. Объясните, как каждое из следующих действий может повлиять на результаты:
- регрессия к среднему
- спонтанная ремиссия
- история
- созревание
Описания изображений
Рисунок 7. 3 описание изображения: Два линейных графика, отображающие количество отсутствий в неделю за 14 недель. Первые 7 недель без лечения, а последние 7 недель с лечением. На первом графике каждую неделю происходит от 4 до 8 пропусков. После лечения пропуски снижаются до 0–3 каждую неделю, что говорит о том, что лечение сработало. На графике второй линии нет заметного изменения числа пропусков занятий в неделю после лечения, что говорит о том, что лечение не помогло. [Вернуться к рисунку 7.3]
- Кук, Т. Д., и Кэмпбелл, Д. Т. (1979). Квази-эксперимент: вопросы дизайна и анализа в полевых условиях . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. ↵
- Постернак, М. А., и Миллер, И. (2001). Кратковременное течение большой депрессии без лечения: метаанализ исследований с использованием результатов исследований с использованием контрольных групп списка ожидания. Журнал аффективных расстройств, 66 , 139–146. ↵
- Айзенк, Х. Дж. (1952). Эффекты психотерапии: оценка.