Лак масляный для дерева: Масляные и водные лаки для дерева

Лак масляный

ГЛАВНАЯ – РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ – 

Масляный лак как термин, обозначает группу разнообразных, прозрачных, стойких, чрезвычайно прочных отделок для дерева. Масляные лаки, — это растворы натуральных или синтетических смол в очищенных высыхающих маслах, прошедших термическую обработку. В зависимости от соотношения масла и смолы лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие. Названия смол дают названия лакам. Фисташковый лак, копаловый, янтарный, применяют художники и иконописцы с древних времён до наших дней. Очень важно, чтобы масляные лаки были свежими. Лаки с истекшим сроком хранения густеют и плохо сохнут. Загустевшие и разведённые растворителями масляные лаки теряют свои свойства и не годны для изготовления отделки высококачественной мебели.

Большинство современных лаков, основаны на синтетических материалах. Наиболее пригодны для применения на дереве следующие типы этого лака: алкидный, фенольный и полиуретановый лаки. Названия эти лаки получили от названия смол входящих в их состав.

Сразу необходимо заметить, что в реставрации антикварной мебели эти лаки не применяются!

Алкидные и фенольные смолы придают дереву тёплый яркий тон и достаточно прочны, хотя менее, чем полиуретановые лаки. Алкидно-смоляные масляные лаки относятся к тому типу лаков, которые можно легко наслаивать, что бы сделать отделку глубокой богатой, похожей на отделку лучших образцов антикварной мебели. Достаточно сказать, что знаменитые лаковые шкатулки отделываются именно этим видом масляного лака.

Фенольно-смоляные лаки, обычно именуемые «морскими» или «яхтными» лаками, могут темнеть или желтеть от времени. Они специально предназначены для наружного применения и, даже когда высохнут, остаются немножко мягкими и эластичными. Эта мягкость делает их устойчивыми к разбуханию и усыханию покрытой ими древесины, но нежелательна для покрытия мебели.

Полиуретановый лак особенно ценится за его прочность и сопротивляемость влаге, а также за лёгкость нанесения. Он ровно ложится, быстро высыхает, создаёт, в зависимости от вида, блестящую или матовую лаковую плёнку.

К сожалению, полиуретановый лак имеет ярко выраженный пластиковый вид. Применяется полиуретановый лак исключительно для отделки современных изделий. В реставрации антикварной мебели его категорически запрещается применять! Самый красивый и нежный предмет может быть безвозвратно испорчен применением прочных, но грубых современных лаков.

C уважением, Елена Жилина.

 

Форма обратой связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Задать вопрос, оценить мебель, рассчитать стоимость реставрации
Как с вами связаться? E-mail или телефон.
Если есть фотографии, прикрепите (не более 6 Мб) Если фотографий много воспользуйтесь почтой Elena@restavraciy. ru

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

25.10.22 Мастерская учавствует в выставе 48 Антикварный салон, проходящей в Гостинном дворе с 23 по 27 ноября.

05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 авгутса участвует в выставке старинных и ретроавтомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо

01.07.22 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с «Днем реставратора» вместе мы сможем сохранить памыть предков для светлорго будущего наших детей

19.05.22 20 мая исполняется 30 лет

профессиональной деятельности Елены Жилиной в области реставрации, этот днь считаем датой основания нашей мастерской

 

Лак для дерева на спиртовой, масляной и водной основе, особенности полиуретановых и полиэфирных составов

Лаками называют растворы натуральных или синтетических смол в различных растворителях. В качестве растворителей могут использоваться масла, спирты, углеводородные составы и даже вода. Предназначаются лаки для создания декоративного и защитного покрытия и относятся к отделочным материалам.

В отдельную группу необходимо выделить лак для дерева. С его помощью можно не только защитить древесину от механического воздействия и влияния погодных условий, но и подчеркнуть текстуру дерева или же, наоборот, скрыть какие-либо недостатки, дефекты.

Виды

Лаки для дерева можно разделить как по составу, так и по сфере применения.

По составу

Такие лаки подразделяются на несколько видов:

  • спиртовые;
  • масляные;
  • алкидные;
  • акриловые;
  • нитроцеллюлозные;
  • полиуретановые;
  • полиэфирные.

Некоторые рецепты лаковых покрытий для дерева были известны сотни лет назад, но сейчас превалируют синтетические растворы благодаря простоте производства и улучшенным эксплуатационным характеристикам.

Спиртовые

Как следует из названия, спиртовые составы получаются благодаря растворению смол в спиртовых растворах.

Дерево, покрытое таким бесцветным лаком, приобретает приятный блеск.

Отличительной чертой спиртовых материалов является малое время их высыхания. При температуре плюс 20-25 градусов пользоваться обработанной поверхностью можно уже через полтора часа. Иногда такие быстросохнущие растворы тонируют, чтобы подчеркнуть текстурный рисунок дерева.

Недостатком считается плохая водостойкость.

Масляные

В качестве основы для масляных лаков используют натуральные или синтезированные масла. Из натуральных смол для приготовления чаще всего используют сосновую канифоль.

Такие материалы обладают хорошей укрывистостью, создают достаточно прочную пленку на поверхности дерева, способную защищать его от влаги и солнечных лучей.

Недостатком является большое время высыхания. При длительном хранении материалы могут загустеть и тогда перед применением их необходимо разбавить растворителем. Самым распространенным растворителем является уайт-спирит.

Алкидные

Алкидные лаки получают растворением алкидных смол в растительных маслах.

Эти составы устойчивы к температурным перепадам и к изменению атмосферной влажности. Они не склеиваются при повышении температуры, не разрушаются при наличии вибрации. Проникая глубоко в пористую структуру дерева, после застывания создают красивую поверхность. Алкидные материалы очень устойчивы к образованию грибка и плесени.

Недостатками такого вида является длительное время, необходимое для высыхания, а также резкий, неприятный запах, остающийся некоторое время даже после сушки.

Механическая прочность покрытий невысокая. Срок службы их на полу со средней проходимостью не превышает 2-3 года.

Акриловые

Акриловые (или правильнее – акрилатные) лаки изготавливают на водной основе, вводя в состав жидкие полимеры, антисептики, пластификаторы.

Эти составы очень стойки к механическим воздействиям – царапинам и скалываниям, они устойчивы к химическим моющим средствам, не растворяются спиртом. Акриловые лаки для дерева выдерживают высокую температуру нагрева, не портясь при этом.

Время высыхания акриловых лаков невелико. Отсутствие в составе натуральных органических компонентов обеспечивает стойкость к появлению плесени и микроорганизмов, отсутствие резких запахов.

Акриловые материалы считаются самыми безвредными, экологичными, идеально подходят к нанесению внутри помещений.

Недостатком является невозможность использования при низких температурах. Само покрытие сохнет намного дольше, а если температура воздуха очень низкая, то оно получится непрочным.

Часто акриловые лаки на водной основе для дерева производят в виде аэрозолей для удобства нанесения.

Нитроцеллюлозные

Нитроцеллюлозные лаки получают на основе химического соединения нитратов целлюлозы. Они помогают защищать поверхность дерева от повреждений, создавая покрытие довольно привлекательного вида, прозрачное, без цвета, малой толщины.

Использовать нитроцеллюлозные лаки можно практически при любой температуре, добавляя при необходимости до 5% растворителя.

Нитролаки очень быстро высыхают – продолжительность сушки может длиться всего 20-30 минут.

При всех плюсах покрытия из нитроцеллюлозных лаков не лишены недостатков. Из-за малой толщины лаковый слой становится непрочным и поэтому используется такой состав в основном для декоративных целей.

Полиуретановые

Полиуретановые лаки производят на водной и спиртовой основе. Такие составы могут быть одно- и двухкомпонентными. Они имеют очень хорошую адгезию с деревянной поверхностью и создают пленку с высокой степенью износостойкости.

Получаемое покрытие обладает высокой эластичностью и не отслаивается.

Полиуретановые материалы на водной и спиртовой основе не допускается смешивать между собой. Составами на водной основе можно покрывать поверхности, ранее окрашенные акриловыми красками.

Полиуретановые поверхности обладают высокой химической стойкостью и малопроницаемы для ультрафиолета. При использовании полиуретановых лаков для дерева можно получать глянцевый или полуматовый эффект.

Из недостатков отмечается тот факт, что покрытие, созданное из полиуретанового лака, со временем может желтеть.

При обработке небольших изделий из дерева удобно пользоваться полиуретановыми лаками, выпускаемыми в аэрозольных баллончиках.

Полиэфирные

Полиэфирные лаки представляют собой 3-компонентные составы. Они схожи с полиуретановыми, но имеют более вязкую консистенцию.

Эти материалы используются для дерева редко, в основном для получения толстого износоустойчивого и влагостойкого слоя. Как правило, их применяют для покрытия музыкальных инструментов или массивной мебели, которую предстоит использовать в тяжелых условиях.

Получают лакировочный состав путем смешивания основы, состоящей из природных смол, а также катализатора и ускорителя. Иногда полиэфирные составы колеруют, чаще в черный или белый цвет.

Время жизни такого лака невелико и расходовать его нужно очень быстро. В зависимости от соотношения веществ, входящих в состав, использовать его нужно за 10-40 минут.

Для разбавления полиэфирных составов, до того, как все три компонента были смешаны, используют растворители на основе ацетона.

Покрытие из полиэфирных материалов выдерживает температуру от -40 до +60 градусов.

Обрабатывать такими лаками лучше лиственные породы дерева, так как составы плохо отверждаются на смолистой хвойной древесине.

Очень многие полиэфирные покрытия могут отделяться от основания при изгибающих нагрузках. Происходит это из-за большой толщины пленки. Поэтому применять полиэфирные составы рекомендуется для покрытия массивных, не подверженных вибрации изделий из дерева.

По сфере применения

Лаки применяется везде и всюду, где есть дерево. Но есть сферы, которые стоит упомянуть отдельно.

Для мебели

Мебельным лаком называется состав пленкообразующего типа, он позволяет сохранить и подчеркнуть природную красоту дерева.

Если деревянную мебель не покрыть защитным слоем краски или лака, она быстро покроется трещинами и деформируется.

Для паркета

Отдельной категорией стоит лак для паркета. При его выборе важно учесть такие свойства, как прозрачность, прочность, стойкость к истиранию, он должен обладать лучшей адгезией к дереву.

Чем больше интенсивность движения по паркету, тем больше должна быть прочность лакового покрытия.

Яхтный

Для эксплуатации древесины в условиях постоянной влажности лучше использовать яхтный лак.

Он содержит в составе толуол и ксилол. Именно эти компоненты сообщают яхтным составам такие качества, как долговечность и надежность.

Первоначально этим средством обрабатывались только внешние поверхности деревянного корпуса речных и морских парусных судов. Но сейчас были разработаны отдельные линейки для внутренних работ, чтобы этот уникальный материал можно было использовать внутри помещений.

Требования при выборе

При выборе лака для дерева необходимо обязательно учитывать его свойства, а также условия, в которых будут использоваться подвергшиеся обработке лакированные изделия.

Основным критерием, который обязательно повлияет на выбор, является место использования. В зависимости от того, внутри помещения находится объект или на улице, нужно будет выбирать лак для внутренних работ по дереву или для наружных.

Вторым показателем должны стать требования к будущей поверхности деревянного предмета. В зависимости от назначения изделия, поверхность может быть глянцевой, матовой, полуматовой. Иногда дерево необходимо покрасить, то есть сделать цветным, и после этого покрыть лаком.

При принятии решения о том, какой быть поверхности, необходимо учесть, что на глянце очень хорошо видны жировые отпечатки пальцев рук, царапины. Если предмет будут часто брать в руки, дотрагиваться до него, лучше выбрать матовое или полуматовое покрытие.

Ну а если необходимо сделать помещение нарядным, с богатой отделкой, можно применить и глянцевый лак. Необходим только более частый уход за такими покрытиями.

В зависимости от того, в каких помещениях будет использоваться покрытие, нужно выбирать вид лака.

Для помещений, в которых будут находиться люди, животные или растения, не стоит применять материалы с вредными для организма веществами. В этом случае следует отдавать предпочтение лакам на водной основе.

Существуют специальные составы для обработки изделий из дерева, соприкасающихся с пищевыми продуктами.

Нанесение

Для нанесения лака на поверхность древесины используют кисти, валики, краскопульты, баллончики. Поверхность, на которую будет наноситься лак, должна быть сухой и чистой.

Материалы обычно наносятся в два-три слоя. Некоторые типы перед нанесением первого слоя требуют грунтования. О необходимости этого можно узнать из инструкции по применению каждого конкретного состава.

При нанесении обязательно нужно следить за тем, чтобы направление движения кисти совпадало с направлением движения текстуры дерева. При работе валиком составы разбавляют до состояния более жидкого, чем при работе кистями.

Очень удобно применение аэрозолей, но для лакировки больших площадей такой вариант экономически невыгоден.

Отделка масляно-лаковыми смесями | Wood

Jim Heavey

Jim Heavy 20 декабря 2019 г.

Выбор отделки для вашего завершенного проекта, безусловно, является одним из самых мучительных решений, которые вы принимаете. В конце концов, поход в магазин открывает головокружительный ассортимент полиуретанов на масляной и водной основе, а также лаков, шеллаков и акриловых покрытий. Но не забывайте о смесях масла/лака с такими названиями, как датское масло, тунговое масло, античное масло и другие. Эти легко наносимые смешанные покрытия проникают в древесину, образуют легкую пленку на поверхности и обеспечивают ощущение и внешний вид «натертого вручную» покрытия с атласным блеском.

Что это такое

Смешанное покрытие маслом/лаком, как правило, представляет собой смесь кипяченого льняного масла (BLO), уайт-спирита и лака или полимерных смол. Производители регулируют пропорции, чтобы повлиять на блеск и твердость. BLO улучшает текстуру и цвет древесины, такой как орех, вишня и красное дерево. Но его склонность к потемнению со временем может придать светлой древесине, такой как клен или остролист, желтый оттенок, поэтому вместо светлой древесины выбирайте тунговое масло [ Фото ниже ]. Проверьте этикетку продукта с тунговым маслом на наличие таких фраз, как «содержит уайт-спирит» или «нефтяные дистилляты». Это указывает на смешанное послевкусие, а не на гораздо более медленное высыхание чистого тунгового масла.

IMG_1987.jpg

В отличие от датского масла, которое со временем значительно желтеет, проникающая обработка тунговым маслом сохранит более светлый вид этого полосатого клена.

Приготовьте собственную смесь масла и лака.

Добавление полимеризующих агентов и химических осушителей приводит к затвердеванию BLO под воздействием кислорода (факт был продемонстрирован при попытке отвинтить крышку на банке при следующем использовании лака). Добавление уайт-спирита или нафты разжижает BLO, позволяя ему проникать глубже в древесину; этот растворитель испаряется по мере отверждения покрытия. Поскольку масло впитывается в древесину, добавление поли или лаковых смол повышает долговечность и придает блеск.

Очень простое нанесение

Применять эти покрытия довольно просто. Начните с шлифовки изделия до зернистости 220 и удаления пыли. Хорошо встряхните отделку, затем залейте деревянную поверхность отделкой и оставьте поверхность влажной примерно на 30 минут, чтобы смесь глубоко проникла [ Фото ниже ]. Затем протрите все оставшиеся влажные участки чистой тряпкой.

SM_0916.jpg

Нанесите отделку поролоновой кистью, щеткой или тряпкой. Наносите точечно, когда участки теряют блеск. Через 30 минут протрите поверхность, чтобы удалить излишки покрытия, оставив равномерный матовый блеск.

Обратите внимание, что химические осушители покрытия выделяют тепло по мере отверждения покрытия, и тряпка, используемая для его нанесения, может загореться, если ее оставить скомканной. Дайте тряпкам высохнуть, прежде чем выбрасывать их [ Фото ниже ].

JF_14717.jpg

Ветошь, использованную для отделки, расстегните и положите на пол или накиньте на ведро или рабочую поверхность. Дайте им высохнуть в течение 24 часов.

На древесине с открытыми или крупнопористыми порами, такой как дуб, красное дерево и другие, после протирки могут снова появиться небольшие кольца или лужицы отделки [ Фото ниже ]. По мере того, как отделка проникает в поры, воздух выходит, оставляя немного отделки на поверхности после первоначального протирания. Удалите его тряпкой. Если вы заметите это после того, как покрытие затвердеет, слегка отшлифуйте наждачной бумагой с зернистостью 400.

1025.jpg

Блестящие пятна возникают в результате вытекания покрытия на поверхность после нанесения покрытия.

Дайте первому слою высохнуть в течение 24 часов, затем таким же образом нанесите второй слой. На очень пористую древесину может понадобиться третий слой.


Совет!

При низких температурах подогрев лака в кастрюле с теплой, но не кипящей водой снижает вязкость лака, позволяя ему лучше проникать в древесину.
Время высыхания основано на температуре 70 градусов и влажности 50–70 процентов. Смешанное покрытие, нанесенное в более теплых и сухих условиях, может стать густым или липким до истечения рекомендуемого времени повторного нанесения, что затруднит чистое вытирание. Добавление небольшого количества свежей отделки (которая содержит уайт-спирит) смягчит отделку и облегчит удаление.

Поскольку смесь масла и лака не обеспечивает достаточной стойкости, рассмотрите возможность нанесения верхнего слоя из пленкообразующего покрытия, такого как полиуретан, лак или шеллак [ Фото ниже ].

264i04.jpg

После полного высыхания смеси масла и лака нанесите верхний слой. Если вы сомневаетесь в совместимости верхнего покрытия, нанесите слой шеллака, а затем предпочитаемое вами верхнее покрытие.

264i03.jpg

Воспользуйтесь преимуществами смеси масла и лака, добавляя цвет заготовке с помощью тонирующих смесей. Датское масло бывает нескольких пигментированных цветов. Как и в случае со всеми тонированными покрытиями, протестируйте на образце доски перед использованием в самом проекте.

Работа с масляным лаком

Первоначально слово «лак» означало смесь натуральной смолы и олифы. Современные масляные лаки обычно содержат синтетическую смолу, но, как и их предки, они долговечны, красивы и легко наносятся.

К сожалению, термин «лак» может использоваться практически для всего, что содержит смолу, и это запутывает проблему. Прежде чем мы сосредоточимся на использовании масляного лака и обращении с ним, давайте кратко рассмотрим некоторые другие покрытия, называемые лаком.

Лаки «Другие»

Спиртовой лак состоит только из смолы и растворителя без масла. Шеллак — это спиртовой лак, как и другие смеси смол и спиртов. Неудивительно, что с ними можно обращаться так же, как с шеллаком, то есть их можно наносить распылением, кистью или полировать по-французски, и они сохнут быстрее, чем масла. После отверждения они обычно более хрупкие и менее прочные, чем масляный лак.

Конверсионный лак (или катализированный лак) представляет собой химически отверждаемое двухкомпонентное покрытие, предназначенное для обработки как лак, но такое же стойкое, как масляный лак. Таким образом, он разработан для распыления и очень быстрого высыхания, но со временем он затвердевает до гораздо более прочного покрытия, чем лак.


Нанесите на плоские поверхности лак на водной основе с помощью подушечки для краски, чтобы предотвратить пенообразование и образование пузырьков воздуха.

Лак на водной основе является самым новым и наиболее запутанным, поскольку этот термин может охватывать что угодно, от модифицированного масла до лака на водной основе. Поэтому его гибкость и долговечность могут варьироваться в широких пределах.

В покрытиях на водной основе часть или весь растворитель заменен водой. Обычно они отверждаются в два этапа: сначала высвобождается вода, затем отверждаются испарением растворителя, полимеризацией или их комбинацией. Большинство красок на водной основе хорошо распыляются, и их также можно наносить кистью, хотя для плоских поверхностей я предпочитаю использовать малярный тампон.

Масляный лак

Хотя масляный лак можно приготовить разными способами, он представляет собой смесь олифы и смолы. Олифы, часто ореховые масла, при воздействии кислорода высыхают до твердого состояния. Смола может быть натуральной (элеми, канифоль, понтианак, каури) или синтетической (алкидная, уретановая). Смола мало влияет на высыхание, но влияет на долговечность отделки. Уретановый или полиуретановый лак (эти термины взаимозаменяемы) обладает самой высокой степенью термостойкости и стойкости к истиранию среди всех обычных масляных лаков.

Способ отверждения

Независимо от смолы, масляная отделка затвердевает, когда кислород, извлеченный из воздуха, связывает молекулы масла вместе. По мере того, как они превращаются из маленьких в гораздо более крупные молекулы, лак превращается из жидкого в твердое. Разработчики рецептур часто добавляют осушители, которые действуют как катализаторы для ускорения времени отверждения масла.

Внешний и внутренний

Древесина, оставленная на открытом воздухе, подвергается более интенсивным изменениям влажности, чем древесина внутри помещения. Таким образом, древесина больше смещается и поэтому нуждается в более гибкой отделке.

Лак для наружных работ не только более эластичный, но и должен выдерживать более интенсивную бомбардировку УФ-излучением, поэтому его состав должен быть соответствующим.

Традиционный лак для шпата представляет собой смесь тунгового масла и фенольной смолы, двух компонентов, которые естественным образом устойчивы к разрушению в ультрафиолетовом свете. Когда он портится, он имеет тенденцию разрушаться сверху вниз, превращаясь в известковый налет на поверхности. Отшлифуйте известковый налет, и вы сможете наносить новые слои снова и снова, не снимая отделку. К сожалению, это не обязательно верно для некоторых современных лаков, называемых шпат-лаками, поэтому вам нужно читать ингредиенты.

Нанесение


Нанесите лак на древесину с помощью белого или серого диска Scotch-Brite®.

Все масляные лаки можно наносить одним и тем же способом, и хотя большинство из них можно наносить распылением, есть два метода нанесения, которые я считаю лучшими. Самый простой – залить поверхность лаком и стереть излишки. Каждый слой наносится одинаково.


Затем тщательно протрите бумажными полотенцами или тряпкой.

Нанесите отделку на древесину белыми или серыми нейлоновыми абразивными подушечками в качестве аппликаторов и сотрите бумажными полотенцами. Наносите один слой в день. К утру отделка достаточно затвердеет, так что последующий слой не повредит предыдущий слой. Он работает плавно даже в пыльной среде, но нарастает медленно. В то время как для нанесения каждого слоя требуется всего несколько минут, для толстого покрытия потребуется много слоев.

Лак для нанесения кистью


Одним из первых шагов при нанесении лака кистью является пропитка кисти до наконечника растворителем, а затем выдавливание излишков.

Выберите кисть с мягкой щетиной, например, из смеси бычьего волоса. Налейте немного уайт-спирита в одну кастрюлю и любой масляный лак, разбавленный примерно на 10 процентов, в другую. Убедитесь, что сковорода имеет хотя бы одну плоскую сторону.


Окуните только последнюю треть щетинок в финиш.

Смочите кисть до наконечника растворителем и отожмите излишки. Держите кисть за наконечник так, чтобы щетинки были продолжением ваших пальцев.


Затем аккуратно коснитесь только кончиками плоского края кастрюли. Это предотвратит капание без разгрузки кисти.

Окуните только последнюю треть щетинок в отделку, затем осторожно коснитесь только кончиками плоского края чаши. Это предотвратит капание без разгрузки кисти.


Начиная с края, отклоните кисть так, чтобы лак поднялся до верхней части щетинок, затем осторожно выдвиньте кисть из-под лака, увеличивая отклонение по мере движения.

Начиная с края, отклоните кисть так, чтобы отделка поднялась до вершины щетинок. Аккуратно вытащите кисть из-под покрытия, отклоняя ее больше по ходу движения. Расслабьтесь в конце, затем вернитесь и растушуйте начало до края дерева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *