Лак нитроцеллюлозный для дерева – Нитролаки в Беларуси. Сравнить цены, купить потребительские товары на маркетплейсе Deal.by

Содержание

разновидности, состав, технические характеристики и применение

Мебель и другие деревянные изделия нужно защитить от старения и действия факторов окружающей среды. В таком случае они прослужат на порядок дольше. Для дерева предназначена целая серия средств под общим названием лак НЦ, или нитролак.

Лак нитроцеллюлозный глянцевыйЛак нитроцеллюлозный глянцевый

Особенности материала

Нитроцеллюлозный лак (НЦ) изготовляют на основе нитроцеллюлозы – химического соединения, сложного азотнокислого эфира целлюлозы. Получаемый органический продукт имеет ценные свойства – он помогает защищать древесину от повреждений, создает на ней красивое покрытие, чем улучшает эстетический вид изделий. Полученная лаковая пленка прозрачная, без цвета, или цветная, довольно прочная.

Нитроцеллюлозные лаки предназначены для обработки древесины

Нитроцеллюлозные лаки предназначены для обработки древесины

Важной особенностью лаков является отсутствие особой необходимости в грунтовании поверхности, хотя иногда грунт все-таки наносят. Применять средство можно даже в жару и в холод, но для получения качественного покрытия рекомендуется добавлять растворитель – до 5%. Это поможет избежать пересыхания материала.

к содержанию ↑

Состав лака

В основе, как уже было отмечено, находится полимер – древесная или хлопковая целлюлоза высокого качества. Это вещество разводят специальной органической смесью, получая лаковые коллоксилины. В состав также вводят добавки:

  • алкидные смолы, шеллак;
  • аминоформальдегидные смолы;
  • циклогексанон-формальдегидные смолы;
  • винсол;
  • канифоль.

Количество таких добавок может составлять разные пропорции с коллоксилином (до 1:1). Для придания раствору нужной консистенции в составе есть смесь растворителей – пропилацетат, этилацетат, эфиры уксусной кислоты, ксилол, толуол, различные спирты. В материале могут присутствовать нитропарафины, обязательно есть пластификаторы (кастероль, хлорпарафин, фосфаты и другие). Как видно, состав лака НЦ очень сложный и многокомпонентный.

к содержанию ↑

Свойства материала

Важные достоинства средства состоят в легкости его нанесения, низкой стоимости и высоком качестве. Создаваемая пленка, в зависимости от конкретной марки, может быть:

  • матовой;
  • глянцевой;
  • полуматовой, полуглянцевой.

Нитролак для внутренних работНитролак для внутренних работ

Покрытие будет однородным, ровным, твердым, у него отличная адгезия с базой, оно хорошо шлифуется. Эксплуатировать изделия с таким покрытием следует при температуре +12…+60 градусов, при более высокой температуре лак будет быстро разрушаться. Материал идеально подходит для паркета и мебели (его часто называют паркетным или мебельным лаком), деревянного пола, дверей, сувениров и прочих изделий из древесины.

Применять указанные изделия можно внутри помещения, большинство видов лака не предназначено для наружных работ. Также к минусам средства можно отнести его небольшую физико-химическую стойкость, повышенную огнеопасность, высокую чувствительность к действию воды и солнечного света.

к содержанию ↑

Производство лака

Процесс производства данного лакокрасочного материала довольно сложный. Он основывается на следующих этапах:

  • растворение смол и коллоксилина в органических растворителях;
  • соединение с пластификаторами и другими добавками;
  • измерение показателей полученного материала;
  • очистка, фильтрация;
  • разлив в тару.

Розлив нитроцеллюлозного лака по канистрамРозлив нитроцеллюлозного лака по канистрам

Чтобы получить черный лак и другие его оттенки, на определенном этапе производства добавляются нужные пигменты. При их отсутствии получается бесцветный лак. Каждый компонент вводят в регламентированном количестве, причем норма остальных изменяется с ориентиром на объем коллоксилина.

Внимание! Подготовка коллоксилина осуществляется в особых условиях из-за его взрывоопасности и горючести. Это вещество хранится только в герметичной таре в специальных условиях.

При производстве материала можно менять его густоту – если он слишком жидкий, добавляют коллоксилин, густой – вводят растворители. Однородности добиваются путем введения высококачественных и очищенных компонентов, а также последующей очисткой в центрифугах.

к содержанию ↑

Технические характеристики лаков

В зависимости от конкретной марки технические характеристики средств могут меняться. Лакировка проводится после изучения рекомендаций и оценки параметров конкретного средства.

Среди наиболее широко применяемых марок значатся три основные, рассмотрим их подробнее.

НЦ-62

Материал НЦ-62 применяется для декоративной отделки изделий, так как средство придает им привлекательный внешний вид. Может служить в качестве краски, так как выпускается в красном, фиолетовом, зеленом и других цветах. Кроме дерева, этим средством можно покрывать витрины из мозаики, иллюминационные лампы, изделия из стекла, металла, бумаги.

Лак НЦ-62 бесцветныйЛак НЦ-62 бесцветный

Характеристики:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 26–40 с;
  • объем сухого остатка – 7–12%;
  • качество покрытия – бесцветное, цветное, прозрачное, глянцевое;
  • расход – 70–100 г/кв. м.

Для разбавления применяется растворитель № 646. Наносится лак в 1–2 слоя, причем надо добиться полного высыхания каждого слоя «на отлип».

к содержанию ↑

НЦ-218

Этот лак применяется в основном для покрытия мебели, деревянных подоконников. Сохнет он очень быстро – не более часа при комнатной температуре. Важно, чтобы перед нанесением поверхность была ровной и сухой. При соблюдении всех рекомендаций покрытие прослужит около 10 лет.

Отличительная особенность средства – добавленные в него особые антисептические компоненты, которые не допустят гниения древесины и появления в ней насекомых. Если покрыть им внутренние части шкафов, это защитит вещи от зацепок. Лак позволяет матировать поверхность изделия, придавая ей благородный вид.

Лак НЦ-218 для внутренних работЛак НЦ-218 для внутренних работ

Характеристики НЦ-218:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 50–85 с;
  • доля сухого остатка – 30–34%;
  • эластичность пленки на изгиб – 15 мм;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • цвет – бесцветный.
к содержанию ↑

НЦ-243

Средство НЦ-243 можно использовать для обработки любых деревянных предметов. Оно создает пленку желтоватого или розоватого оттенка, быстро сохнет, матирует, скрывает различные дефекты. Время сушки покрытия – час.

Основные параметры:

  • светостойкость – 1 час;
  • прочность покрытия по прибору М-3 – 0,4 у. е.;
  • доля сухого остатка – 26–32%;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • покрытие – ровное, без посторонних включений, оспин, морщин, кратеров.

Матовый лак для мебели НЦ-243Матовый лак для мебели НЦ-243

к содержанию ↑

Иные марки

В серии нитроцеллюлозных лакокрасочных материалов производятся и другие марки, которые применяются на производстве и в быту.

НЦ-134

Лак быстросохнущий НЦ-134 применяется для окрашивания изделий из дерева и металла, его можно использовать даже для наружных работ. До рабочей вязкости его разбавляют растворителями № 645, 646.

Технические характеристики:

  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 28–60 с;
  • внешний вид пленки – ровная, глянцевая;
  • время сушки – 30–60 мин;
  • доля нелетучих веществ – 13–17%;
  • кислотное число – 0,5 КОН/г.
к содержанию ↑

НЦ-223

Материал НЦ-223 используется только для внутренних работ, применяется для покрытия древесины и изделий из нее.

Параметры средства:

  • покрытие – глянцевое, ровное;
  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – до 125 с;
  • доля нелетучих веществ – 33–36%;
  • стойкость к действию воды – от 6 часов;
  • твердость пленки по прибору М-3 – 0,55 у. е.;
  • эластичность на изгиб – 5 мм.

НЦ-224

Лак НЦ-224 отличается наличием в его составе особых эфиров и смол. Это позволяет пленке меньше растрескиваться, лучше шлифоваться. Разбавлять перед нанесением не требуется. Температура нанесения +18…+20 градусов. Остальные показатели аналогичны показателям предыдущего средства.

НЦ-225

Лак НЦ 225 легко поддается полировке, его чаще всего используют для покрытия межкомнатных дверей. Материал отлично переносит горячую сушку при 70–75 градусах, за счет этого в нем больше пленкообразующих веществ, можно наносить всего 1–2 слоя.

Пропитка межкомнатной двери лаком НЦ-225Пропитка межкомнатной двери лаком НЦ-225

Технические параметры:

  • доля сухого остатка – 35–40%;
  • вязкость по вискозиметру ВЗ-4 – 115 с;
  • толщина одного слоя – 50 мкм.
к содержанию ↑

НЦ-241

Средство НЦ-241 включает особые карбамидные смолы, которые придают ему большую водостойкость, морозоустойчивость, что помогает выдерживать перепады температур. Выпускается два типа лаков – прозрачный и матирующий. Отличие от предыдущих лаков – в более длительной сушке, материал сохнет 1,5 часа.

НЦ-551

Лак НЦ-551 применяется для покрытия тканей спецназначения с целью придания им ряда свойств. На вид это жидкость без примесей, посторонних частиц. Массовая доля сухого остатка – 9%, вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-1 – 130–160 с. После нанесения на ткань ее привес составит 75 г/кв. м. (4 слоя средства), усадка – 0,6%.

Нанесение нитролаков

Перед применением материалов проводят подготовку поверхности – очистку от грязи, пыли, старого покрытия, шлифуют ее. Можно применять под лак морилку на водной основе. Первый слой нитроцеллюлозного средства следует сушить 1–2 часа, для ускорения пользуются строительным феном.

Для получения качественной пленки на сушку второго слоя надо оставить 6–8 часов, после проводят шлифовку. Обычно НЦ-лаки применяются на мебели эконом-класса, так как более дорогие материалы служат дольше, но благодаря экономичности не теряют популярности.

виды, технические характеристики, применение для дерева

Лак НЦ (нитроцеллюлозный, нитролак) является лучшим выбором в качестве защиты деревянной мебели. Это результат соединения сложных азотно-кислотных эфиров целлюлозы. Нанесение нитролака по дереву улучшает эстетичность покрытия. Получается прочная прозрачная или цветная плёнка.

Отдельные характеристики средства зависят от добавления в состав пластификаторов и смол (например, водостойкий нитролак), пигментирующих компонентов органического происхождения (создают оттенок или цвет поверхности). Нитролак используется при обработке тумб, шкафов, лавочек.

Особенности нитролака

Основа средства – высококачественная нитроцеллюлоза (искусственный полимер, структура которого очень похожа на волокна натуральной целлюлозы). Смесь готова к использованию. Сам лак быстро сохнет, а результат остаётся ровным, однородным, твёрдым.

У состава повышенная адгезия. Дополнительно грунтовать поверхность не требуется.

В зависимости от состава НЦ лак бывает глянцевым, матовым, полуглянцевым. Защитная плёнка деревянной мебели имеет также декоративный эффект, но может разрушаться под воздействием высокой температуры и ультрафиолетового излучения. Средство также применяется для паркетных полов.

Надо наносить в несколько тонких слоёв.

Поскольку нитролак легко воспламеняется, хранить и работать с ним необходимо вдали от огня, источников искр.

Чтобы не допустить пересыхания состава, в него можно добавить растворитель (около 5% от общего количества лака), затем тщательно перемешать.

Состав

Кроме древесной (или хлопковой) целлюлозы в состав добавляется органический разбавитель, алкидные и аминоформальдегидные смолы, винсол и канифоль. В качестве растворителей может использоваться пропилацетат, эфиры уксусной кислоты, толуол, этилацетат, ксилол. Из возможных нитропарафинов (пластификаторов) выделяют хлорпарафин, фосфаты, кастероль.

Свойства лака НЦ

Высохший результат остаётся прочным, ровным, твёрдым. Он имеет повышенную адгезию с базой, поддаётся шлифовке. Работать с покрытиями лучше при температуре от +12 до +60оС. Свойства лака позволяют его применять только внутри помещений, поскольку покрытие уязвимо к воздействию влаги, солнечных лучей, перепадам температуры. Отличается повышенной огнеопасностью.

Производство

Технология производства сложная и проводится поэтапно:

  • растворение смол и коллоксилина органическими веществами;
  • добавление пластификаторов, модифицированных соединений;
  • измерение показателей полученного результата;
  • очистка состава;
  • фильтрация;
  • разлив по таре (например, нитролак в баллончиках).

Колеровка нитролака проводится путём добавления пигментов. Без них готовое средство остаётся прозрачным (бесцветным). Количество добавляемых компонентов вводится относительно объёма коллоксилина. Основной компонент относится к категории горючих и взрывоопасных, поэтому он хранится в герметичной таре с соблюдением условий. Добавлением коллоксилина можно повысить густоту средства. Если же он слишком вязкий и густой, его разбавляют растворителями. Чтобы лакокрасочные материалы имели однородную консистенцию, делается очищение состава в центрифугах.

Коллоксилины могут быть высоковязких или низковязких марок (ВВ или ПСВ, соответственно), производятся из хлопковой и древесной целлюлозы. Нитроцеллюлозная основа создаёт защитную плёнку после нанесения средства на саму поверхность. Растворители могут быть высококипящими (диоксаны, кетоны, например, метилизобутилкетон или циклогексанон), низкокипящими (формальгликоль, этилацетат, пропилацетат, метилэтилкетон, ацетон). Добавление ксилола и толуола позволяет корректировать консистенцию состава.

Пластификаторы бывают желатинирующими и нежелатинирующими. Ко второй категории относятся кастероль, хлорпарафин, касторовое масло, совол. Для желатинирующих типов подходят добавки из себацинатов, фосфатов, фталатов.

Чтобы получить цветной нитролак, выполняется:

  • растворение красящего пигмента в органическом растворителе;
  • соединение готового красящего раствора с готовым составом нитроцеллюлозного лака.

Подготовку коллоксилина (разрыхление, взвешивание) проводится в отдельном помещении из-за повышенно пожароопасности. Хранится компонент в герметичных бочках из алюминия.

Изготовление нитролаков с густой консистенцией требует использования смесителей с горизонтальной загрузкой и поочерёдного добавления компонентов: спирта, разбавителя, смол, смоляных растворов, пластификаторов, коллоксилина, активных растворителей. Готовый нитролак расфасовывается в бочки, банки или цистерны.

Нитроцеллюлозная смесь готовится и в домашних условиях. Смотрите видео.

Достоинства

Лак НЦ имеет неоспоримые преимущества:

  • сразу готов к использованию;
  • легко наносится;
  • быстро сохнет;
  • поддаётся шлифовке;
  • доступная стоимость.

Для нанесения слоёв нитролака достаточно защитных перчаток и кисточки. Консистенция средства позволяет наносить его равномерно.

Недостатки

  • Готовое покрытие чувствительно к воздействию влаги.
  • Уязвимость к перепадам температуры, ультрафиолетовым лучам.
  • Повышенная пожароопасность состава.

Это средство только для внутренних работ, может использоваться вдали от источников тепла, огня и искр.

Марки и технические характеристики

Технические особенности и прочность нитролаков зависят от марки. При этом учитывается возможность применять их для конкретных работ, например, покрытия паркета.

НЦ-62

Это бесцветный НЦ лак по дереву, который подходит для оформления декоративных изделий, улучшает их эстетичность. В зависимости от добавленных пигментов, может быть красным, фиолетовым, зелёным или в любом другом цвете. Цветной лак больше используется вместо краски. Кроме деревянных поверхностей НЦ-62 используется для покрытия мозаичные витрины, стекло, бумагу, металл, иллюминационные лампы.

Степень вязкости – 26-40 с;

доля сухого остатка – 7-12%;

расход – 70-100 г/м2;

результат – прозрачный, бесцветный (цветной), глянцевый.

В качестве разбавителя может использоваться растворитель № 646. Наносить лак нужно в 1-2 слоя, после полного высыхания предыдущего.

НЦ-134

Лак относится к категории быстросохнущих. Подходит для деревянных, металлических оснований. Прочность высохших слоёв позволяет применять лак для наружных работ. Растворители могут использоваться № 645 или № 646.

Технические характеристики:

  • степень вязкости – 28-60 с;
  • время высыхания – 30-60 мин;
  • часть нелетучих компонентов – 13-17%;
  • результат – ровный глянцевый.

Наносятся новые слои только после высыхания предыдущего.

НЦ-218

 

Марка для деревянных подоконников и мебели. Быстросохнущий лак (не более часа при условиях комнатной температуры). Качество результата возможно при нанесении на ровную и сухую поверхность. Готовое покрытие может прослужить около 10 лет. Антисептические добавки в составе защищают детали от гниения и разрушения насекомыми. Внутренняя обработка шкафов защищает вещи от зацепок. Результат покрытия получается матовым.

По техническим характеристикам:

  • степень вязкости – 50-85 с;
  • часть сухого остатка – 30-34%;
  • цвет – бесцветный;
  • уровень эластичности плёнки при изгибе – 15 мм.

Использовать средство можно только для внутренних работ.

НЦ-223

Это лак только для внутренних работ и деревянных поверхностей.

Технические параметры:

  • степень вязкости – не больше 125 с;
  • устойчивость к влаге – не менее 6 часов;
  • эластичность высохшего покрытия – 5 мм;
  • часть нелетучих веществ – 33-36%.

Получается ровная плёнка с глянцевым блеском.

НЦ-224

Состав с добавлением смол и эфиров для защиты от растрескивания. Результат легче поддаётся шлифовке. Разбавлять лак перед использованием не нужно. Необходимо сохранять температурный режим при работе – около +18-+20оС. По остальным техническим свойствам средство аналогично НЦ-223.

НЦ-225

Часто используется для обработки межкомнатных дверей. Легко полируется и устойчив к высоким температурам.

Характеристики:

  • часть сухого остатка – 35-40%;
  • степень вязкости состава – 115 с;
  • оптимальная толщина одного слоя – 50 мкм.

Качество гарантировано уже после нанесения 1-2 слоёв. Это обусловлено добавлением в состав пластификаторов, плёнкообразующих веществ.

НЦ-241

Особенность средства объясняется карбамидными смолами в составе. Они делают состав устойчивым к влаге, низким температурам. Готовое покрытие сохнет не менее 1,5 часа. Сам результат получается матирующим прозрачным.

НЦ-243

Добавление пигментов делает готовое покрытие со слегка розовым или желтоватым оттенком. Средство относится к категории быстросохнущих матирующих составов. Актуален для скрытия дефектов.

Характеристики:

  • время высыхания слоя – 60 мин;
  • часть сухого остатка – 26-32%;
  • степень светостойкости – 60 мин.

Готовое высохшее основание остаётся ровным, без морщин и посторонних включений.

НЦ-551

Нитроцеллюлозный состав марки 551 используется для обработки текстильных изделий (тканей спецназначения).

  • Часть сухого остатка – 9%;
  • степень вязкости – 130-160 с;
  • уровень усадки – 0,6%.

Саму поверхность необходимо сначала очистить от старого лакокрасочного материала, пыли, отшлифовать неровности. Лак обязательно наносится в четыре слоя. Первый слой сохнет около 1-2 часов. Для ускорения процесса можно воспользоваться строительным феном. Каждый слой нужно оставлять на 6-8 часов для полного высыхания. Перед нанесением лака рекомендуется обработать поверхности морилкой на водной основе.

Процесс нанесения нитролаков

Если покрыть нитролаком нужно маленькие детали, например, деревянные ручки, то проще всего опустить каждую деталь в ёмкость составом на несколько секунд, а затем достать, позволить лишнему лаку стечь обратно в банку. Если покрытое изделие нельзя положить, то его можно подвесить до высыхания. Альтернативный вариант нанесения нитролака – его распыление из баллончиков.

Во всех остальных случаях понадобится дополнительный инструмент, внимательность и немного времени.

Процесс нанесения нитролака состоит из нескольких этапов.

  1. Обработка поверхности морилкой на водной (спиртовой) основе или с добавлением органического растворителя. Это сохранит текстуру и рисунок древесины.
  2. Нанесение первого слоя нитролака, которому нужно дать полностью высохнуть (не менее 45 – 120 мин). Ускорить процесс можно строительным феном.
  3. Второй слой нанесённого средства должен сохнуть не меньше 6-8 часов.
  4. Поверхность необходимо отшлифовать.
  5. Каждый новый слой наносится в обязательном перпендикулярном направлении к предыдущему.

Особенности нанесения касаются также использования качественных кисточек, что позволяет создавать равномерную защитную плёнку на поверхности.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) – описание, характеристики и свойства

Мебель и иные изделия из натурального дерева необходимо обезопасить от старения и действия экологических факторов. В данном случае они будут служить на порядок длительнее. Для дерева предназначается целая серия средств под общим наименованием лак НЦ, или нитролак.

Специфике материала

Нитроцеллюлозный лак (НЦ) изготавливают на основе нитроцеллюлозы – химического соединения, трудного азотнокислого эфира целлюлозы. Получаемый органический продукт имеет ценные свойства – он помогает оберегать древесину от повреждений, делает на ней красивое покрытие, чем делает лучше красивый вид изделий. Полученная лакированная пленка светопрозрачная, без цвета, или цветная, максимально прочная.

Значительной спецификой лаков считается отсутствие особенной потребности в грунтовании поверхности, хотя порой грунт все же наносят. Использовать средство можно даже в жару и в холод, но для получения хорошего покрытия рекомендуется прибавлять растворитель – до 5%. Это поможет избежать пересыхания материала.

Состав лака

В основе, как мы уже говорили, находится полимерный материал – деревянная или хлопковая целлюлоза отличного качества. Это вещество разводят специализированной органической смесью, получая лаковые коллоксилины. В состав также вводят добавки:

  • алкидные смолы, шеллак;
  • аминоформальдегидные смолы;
  • циклогексанон-формальдегидные смолы;
  • винсол;
  • канифоль.

Кол-во таких добавок может составлять неодинаковые пропорции с коллоксилином (до 1:1). Чтобы придать раствору необходимой консистенции в составе есть смесь растворителей – пропилацетат, этилацетат, эфиры уксусной кислоты, ксилол, толуол, разные спирты. В материале могут находится нитропарафины, всегда есть низкомолекулярные органические вещества (кастероль, хлорпарафин, фосфаты и иные). Как видно, состав лака НЦ слишком тяжелый и многокомпонентный.

Характеристики материала

Основные преимущества средства заключаются в легкости его нанесения, сниженной цене и хорошем качестве. Создаваемая пленка, в зависимости от определённой марки, может быть:

  • матовой;
  • глянцевой;
  • полуматовой, полуглянцевой.

Покрытие будет гомогенным, ровным, твёрдым, у него замечательная адгезия с базой, оно прекрасно зашлифовывается. Эксплуатировать изделия с подобным покрытием следует при температуре +12…+60 градусов, при более большой температуре лак будет быстро разрушаться. Материал прекрасно подойдет для паркета и мебели (его иногда называют паркетным или мебельным лаком), пола из дерева, дверей, подарков и прочих древесных изделий.

Использовать указанные изделия можно в середине помещения, большое количество видов лака не предназначается для внешних работ. Также к недостаткам средства можно отнести его маленькую физико-химическую устойчивость, очень высокую огнеопасность, высокую чувствительность к действию воды и солнца.

Производство лака

Процесс изготовления данного лакокрасочного материала сложный. Он базируется на следующих этапах:

  • растворение смол и коллоксилина в растворителях из органики;
  • соединение с водными ингибиторами и прочими добавками;
  • измерение показателей полученного материала;
  • очистка, фильтрация;
  • разлив в тару.

Дабы получить черный лак и иные его оттенки, на определенном шаге производства прибавляются необходимые пигменты. При их отсутствии получается бесцветный лак. Каждый элемент вводят в регламентированном количестве, причем норма других меняется с ориентиром на объем коллоксилина.

Внимание! Подготовка коллоксилина выполняется в особенных условиях из-за его взрывоопасности и горючести. Это вещество хранится исключительно в герметичной таре в специализированных условиях.

Во время изготовления материала разрешается менять его густоту – если он через чур жидкий, добавляют коллоксилин, насыщенный – вводят растворители. Однородности добиваются путем введения качественных и очищенных элементов, а еще дальнейшей очисткой в центрифугах.

Характеристики в техническом плане лаков

В зависимости от определённой марки характеристики в техническом плане средств могут изменяться. Лакирование ведется после изучения рекомендаций и оценки показателей определенного средства.

Среди наиболее повсеместно используемых марок значатся три ключевые, рассмотрим их детальнее.

НЦ-62

Материал НЦ-62 используется для декоративной облицовки изделий, так как средство придаёт им красивый внешний вид. Послужит в качестве краски, так как выпускается в красном, фиолетовом, зеленоватом и прочих цветах. Не считая дерева, этим средством можно покрыть витрины из мозаики, иллюминационные лампы, стеклянные изделия, металла, бумаги.

Характеристики:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 26–40 с;
  • объем сухого остатка – 7–12%;
  • качество покрытия – бесцветное, цветное, прозрачное, глянцевое;
  • расход – 70–100 г/кв. м.

Для разбавки применяется растворитель № 646. Наносится лак в 1–2 слоя, причем нужно достичь полного схватывания каждого слоя «на отлип».

НЦ-218

Этот лак используется как правило для мебельные покрытия, древесных подоконников. Сохнет он довольно быстро – не больше часа при температуре 20 градусов. Главное, чтобы перед нанесением поверхность была ровной и сухой. При воплощении всех рекомендаций покрытие отслужит около 10 лет.

Характерная черта средства – добавленные в него особенные дезинфицирующие элементы, которые не допустят гниения древесины и возникновения в ней насекомых. Если покрывать им внутренние части шкафов, это убережет вещи от зацепок. Лак позволяет матировать поверхность изделия, давая ей благородный вид.

Характеристики НЦ-218:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 50–85 с;
  • доля сухого остатка – 30–34%;
  • пластичность пленки на изгиб – 15 мм;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • цвет – бесцветный.

НЦ-243

Средство НЦ-243 можно применять для обработки любых предметов из дерева. Оно выполняет пленку желтоватого или розоватого оттенка, высыхает очень быстро, матирует, прячет разные изъяны. Время сушки покрытия – час.

Ключевые показатели:

  • светостойкость – 1 час;
  • надёжность покрытия по прибору М-3 – 0,4 у. е.;
  • доля сухого остатка – 26–32%;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • покрытие – ровное, без инородных включений, оспин, морщин, кратеров.

Другие марки

В серии нитроцеллюлозных лакокрасочных материалов производятся и иные марки, использующихся на производстве и в бытовых целях.

НЦ-134

Лак быстросохнущий НЦ-134 используется для покрытия краской деревянных изделий и металла, он может применяться даже для внешних работ. До рабочей вязкости его разбавляют экстрагентами № 645, 646.

Характеристики в техническом плане:

  • относительная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 28–60 с;
  • внешний вид пленки – ровная, глянцевая;
  • время сушки – 30–60 мин;
  • доля нелетучих веществ – 13–17%;
  • кислотное количество – 0,5 КОН/г.

НЦ-223

Материал НЦ-223 применяется только для работ внутри помещения, используется для покрытия древесины и изделий из нее.

Параметры средства:

  • покрытие – глянцевое, ровное;
  • относительная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – до 125 с;
  • доля нелетучих веществ – 33–36%;
  • устойчивость к действию воды – от 6 часов;
  • твердость пленки по прибору М-3 – 0,55 у. е.;
  • пластичность на изгиб – 5 мм.

НЦ-224

Лак НЦ-224 различается наличием в его составе особенных эфиров и смол. Это дает возможность пленке меньше трескаться, лучше шлифоваться. Разбавлять перед нанесением не потребуется. Температура нанесения +18…+20 градусов. Другие показатели сходственны показателям предыдущего средства.

НЦ-225

Лак НЦ 225 легко подчиняется полировке, его очень часто применяют для покрытия внутренних дверей. Материал прекрасно переносит горячую сушку при 70–75 градусах, благодаря этому в нем больше пленкообразующих веществ, можно наносить всего 1–2 слоя.

Техпараметры:

  • доля сухого остатка – 35–40%;
  • вязкость по вискозиметру ВЗ-4 – 115 с;
  • толщина одного слоя – 50 мкм.

НЦ-241

Средство НЦ-241 включает особенные карбамидные смолы, которые ему дают большую влагостойкость, устойчивость к морозам, что способствует держать температурные перепады. Выпускается два типа лаков – светопрозрачный и матирующий. Отличие от предыдущих лаков – в намного длительной сушке, материал сохнет 1,5 часа.

НЦ-551

Лак НЦ-551 используется для покрытия тканей спецназначения с целью придания им ряда параметров. На вид это жидкость нет примесей, чужих частиц. Многочисленная доля сухого остатка – 9%, вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-1 – 130–160 с. После нанесения на ткань ее привес будет составлять 75 г/кв. м. (4 слоя средства), усадка – 0,6%.

Нанесение нитролаков

Перед использованием материалов проводят подготовку поверхности – чистку от грязи, пыли, покрытия которое уже устарело, зашлифовывают ее. Можно использовать под лак водную морилку. Первый слой нитроцеллюлозного средства следует сушить 1–2 часа, для ускорения пользуются феном для строительных работ.

Для получения высококачественной пленки на сушку второго слоя нужно оставить 6–8 часов, после проводят шлифовку. В большинстве случаев НЦ-лаки используются на мебели бюджетного класса, так как более люксовые материалы работают намного дольше, однако благодаря экономности не теряют востребованности.

Видео уроки — маникюр, дизайн ногтей, гель лак


Лаки для дерева и не только: vogulec — LiveJournal

Продолжаю рубрику полезных советов, как всегда, с использованием собственного опыта.
Предыдущий пост был посвящен клеям для дерева.

Сегодня выбираем лак для дерева (ДВП, ДСП, МДФ, фанеры) а также для покрытия окрашенных поверхностей из этих материалов.

лак

В отличие от столярного клея, лаков существует огромное множество.
Поэтому я расскажу лишь о тех, которые сам опробовал.
Это однокомпонентные лаки, наиболее востребованные как профессионалами, так и домашними мастерами.
Пойдем как всегда, «снизу — вверх».

Итак:

1. Нитроцеллюлозный лак (НЦ). Или просто нитролак.

лак нц

В принципе, нормальный такой лак. Простой. Им я начинал покрывать свои первые творения.
По умолчанию этот лак бесцветный, но в магазинах продают несколько его оттенков.
Можно ли его колеровать самому — не знаю, не пробовал. Теоретически — можно, красителем на идентичной основе.
Подойдет для покрытия недорогих предметов.

Плюсы: быстро сохнет, не пузырится при нанесении, дёшев.
Минусы: Слабоватое покрытие, довольно быстро истирается и царапается. Слабая светостойкость. Вонюч! Поэтому работать надо в хорошо проветриваемом помещении. Правда, после быстрого высыхания пахнуть перестает. Кисти отмываются только растворителем.

2. Алкидный лак.

лак алк

Состоит из натуральных алкидных смол на органическом растворителе.
Лак неплох. Им я стал мазать после того, как разочаровался в НЦ :))
Линейка алкидных лаков делится по твердости и влагостойкости.

Плюсы: достаточно прочен, хорошо выглядит на степень блеска (маркировка не врет), хорошая влагостойкость, светостойкость. Умеренная цена.
Минусы: Вонюч! Немного менее, чем нитро, но зато долго. Долго сохнет, до суток. И все это время источает запах. Поэтому применение этого лака в обитаемых помещениях почти невозможно.
Пузырится при нанесении кистью! Мелкие пузырьки воздуха остаются в лаковом слое и удалить их оттуда можно только одним способом — дать лаку высохнуть и потом содрать пузыри наждачкой. И потом снова покрыть новым слоем. Гемор еще тот! Почему пузырится — банку надо потрясти, если лак содержит матирующие добавки (ниже будет подробнее). При перемешивании создаются пузырьки.
Лично я использовал яхтный полуматовый и мебельный полуматовый фирмы Marshall.
До тех пор, пока не появился акрил.

3. Акриловый лак.

лак акрил

Ну вот, уже веселее 🙂
Состоит из акриловых смол на водной основе. Эти лаки сравнительно недавно появились на рынке.
В продаже обычно присутствуют акриловые лаки двух видов: для вертикальных поверхностей (менее твердые) и для горизонтальных поверхностей (более твердые). Их цена существенно отличается. Но это удобно. Например, для покрытия стены из вагонки можно купить обычный лак, а для пола уже более твердый.

Плюсы: Лак не пахнет! Экологически чист. Отличная светостойкость, высокая прочность. Разводится водой, кисти моются водой. Хорошо колеруется.
Минусы: Высокая цена. Больше минусов не замечено.
Я использую лаки Sayerlack (Италия) и Dufa (Германия).

4. Полиуретановый лак на водной основе.

лак полиур

Самое последнее поколение лаков. Лак похож по физическим свойствам на акриловый, но еще прочнее.

Плюсы: очень прочное покрытие, не пахнет. Экологически безупречен. Консистенция жиже, чем у акрилового, поэтому удобнее наносится и меньше расход.
Минусы: Дорогой. Больше минусов не замечено. Хотя, не намного дороже акриловых аналогов импортного производства.
Я использую лак Petri, производства США.
Кстати, тот самый комод покрыт этим лаком.)

В заключение несколько наблюдений и советов из своего опыта:

— Не покупайте «акрилатный» лак! Это смесь акрила и латекса. Покрытие потом слезает лохмотьями, как обгоревшая на солнце кожа. Сейчас вроде это гуано пропало из магазинов, но все же.
Покупайте с маркировкой «акриловый» или «акрил-уретановый».

— Если лак не глянцевый, а матовый(полуматовый), то он содержит матирующие добавки, которые оседают на дне банки. Поэтому перед применением лак нужно обязательно перемешать или потрясти банку. Трясите в любом случае, даже если в русском переводе написано «не перемешивать»! Я уже налетал на такое безобразие (переводчика на кол).

— Загустевший акриловый лак можно развести водой, лучше дистиллированной.

— Акриловый лак можно легко заколеровать с помошью акриловой краски или пигмента, или колера на водной основе. Получается красиво.

— Акриловым лаком можно покрывать практически любые поверхности и наносить его поверх любого ЛКП.

— Если вы собираетесь покрывать лаком мебель, то вовсе не обязательно искать лак с маркировкой «мебельный». Лучше использовать паркетные лаки, они самые прочные. «Мебельные» менее прочные.

Если что вспомню, дополню.

Следующий пост рубрики будет посвящен краскам по дереву, а также их дружбе с лаками. Не пропустите :)))

Лаки.Лаки на основе органических растворителей ~ Резьба по дереву

   Существует много различных лаков на основе органических растворителей.Для резчиков по дереву наибольший интерес представляют два из них — полиуретановый лак и нитролак.
Полиуретановые лаки.
Полиуретановые лаки делятся на однокомпонентные и двухкомпонентные. На российском рынке представлено много марок полиуретановых лаков.Цвет таких лаков может быть от прозрачного до янтарно-насыщенного.Лак может быть глянцевым, полуматовым, матовым. Однокомпонентные готовы к применению сразу. Двухкомпонентные состоят из двух компонентов : основы и затвердителя и перед применением их необходимо смешать в пропорции, которая указана на этикетке.
Преимущества полиуретанового лака :
  • создает эластичную пленку, хорошо покрывает деревянные поверхности сложного рельефа;
  • отличная адгезия, т.е прилипание к дереву, даже очень хорошо отполированному;
  • высокая износоустойчивость : полиуретановое покрытие отличается повышенной устойчивостью к механическим повреждениям, а также истиранию;
  • очень хорошая степень защиты от воздействия различных агрессивных жидкостей;
  • не боится перепадов температур, солнечных лучей и даже морской соленой воды.
    Перед нанесением лака деревянную поверхность следует отшлифовать и, если нужно, отполировать.Если изделие будет эксплуатироваться вне помещения, его можно предварительно пропитать антисептиком.
   Лак может наноситься на древесину при помощью кисти, валика или распылителя.В зависимости от способа нанесения, лак должен иметь определённую консистенцию. При нанесении кистью полиуретановый лак разбавляют до 5-7%, а при нанесении распылителем до 20%. Все это нарабатывается собственным опытом.Двухкомпонентный лак смешивать нужно строго в пропорциях, указанных в инструкции, иначе можно получить или излишнюю вязкость или слишком быстрое застывание лака.
    Двухкомпонентный лак можно наносить при помощи мохерового или мехового валика. Использование кисти также возможно, главное соблюдать правило : движения валика или кисти должны идти вдоль волокон дерева. Однокомпонентный лак можно наносить простой кистью с синтетическим ворсом. Изделия со сложным рельефом лучше покрывать при помощи распылителя.
   Полиуретановый лак для дерева рекомендуется наносить не менее чем в два слоя. Между слоями нужно выдерживать паузу, указанную в инструкции.В среднем полиуретановый лак высыхает на отлип за 1-2 часа.Финишное покрытие нужно сушить 4-6 часов.Резчики по дереву используют полиуретановые лаки, в основном, для наружных работ благодаря их высокой стойкости.
Нитролаки.
Нитроцеллюлозные лаки представляют собой смесь лакового коллоксилина разных марок, смол и пластификаторов с летучими органическими растворителями. Растворитель быстро испаряется при температуре 18 – 20 C°, а при температуре 25 C° этот процесс значительно ускоряется.Нитролаки бывают прозрачные и матирующие. Прозрачные марки НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228 и другие образуют покрытия, не искажающее естественный цвет и текстуру древесины.
Нитролак и распылитель
Матирующие лаки НЦ-49, НЦ-243 создают матовое покрытие с помощью содержащихся в них восковых веществ или мелкозернистых наполнителей. Лаки с маркировкой НЦ очень быстро сохнут, образуют ровное, однородное, твердое покрытие с хорошей адгезией к основе. Пленка может быть глянцевой, матовой, полуглянцевой. Наносить лак можно как на отшлифованную, загрунтованную поверхность, так и на древесину без предварительной обработки.Эксплуатируются нитролаки в интервале температур от +12 °С до +60 °С. Нитролаками покрывают деревянную мебель, паркет (паркетный лак), многие другие элементы, которые эксплуатируются внутри помещений, в том числе и резные изделия из дерева.Наносить нитролаки можно тампоном, кистью или распылителем.В любом случае нужно придерживаться инструкции по эксплуатации, написанной на этикетке.Чаще всего нитролак наносят методом распыления.Разбавляют нитролаки разбавителями №646 или ацетоном.Есть и другие марки разбавителей.Консистенция подготовленного лака должна быть такой, чтобы из сопла распылителя подавался лаковый туман, без капель.Наносят от 5-6 и более слоев лака с промежуточной сушкой каждого слоя.Один толстый слой не даст качественного покрытия : будут потеки, наплывы, прочность такого слоя хуже.Небольшие ровные деревянные поверхности успешно можно покрывать кистью или тампоном.Кисть предварительно нужно хорошо обжать, чтобы не выпадали волоски.Совсем небольшие изделия, например, брелки, серьги и т.п. можно лакировать окунанием в лак.
   Нитроцеллюлозные лаки используются резчиками по дереву давно и успешно.Нитролак обладает рядом привлекательных свойств, что и делает его таким популярным.Нитролак быстро сохнет (за 15-20 минут при температуре 20 градусов), образует твердую эластичную красивую пленку, стоек к маслам и бензину, недорог, его не сложно применять.Но есть и недостатки.Горюч, не стоек к УФ-излучению (солнечным лучам), не очень водостоек.Все эти недостатки предопределяют применение нитролаков для эксплуатации внутри помещений.Самый большой недостаток — едкий запах при распылении и вредность для организма при нанесении лака.Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении и обязательно в респираторе.Поделюсь некоторым своим опытом в применении нитролаков.На моем балконе уже много лет висит прямо на солнцепеке маска, покрытая нитролаком.Никаких существенных изменений покрытия под воздействием УФ-лучей я не заметил.На даче хранится 10-12 резных изделий.Все они тоже покрыты нитролаком.Подвергаются частому перепаду температур : от -5 -7 градусов до +20-25 градусов зимой.Только на 10-11-й год я заметил некоторое изменение лакового покрытия : небольшое потускнение и шелушение, микротрещинки.Покрыл все изделия одним слоем нитролака еще раз, в качестве ремонта, прошло после этого уже лет 7 и все хорошо.Так что нитролак, за счет эластичности пленки, довольно стоек к перепадам температур и влажностному режиму.Пишут, что нитролак кистью наносить плохо, якобы растворяет предыдущие слои.Я много раз покрывал нитролаком НЦ-218 всевозможные деревянные плоские подставки и ничего такого не заметил.Работать кистью только нужно очень быстро, делая по одному, даже по половинке мазка, иначе кисть будет прилипать и скатывать лак.Здесь нужен определенный опыт.Зимой в помещении, где я лакирую изделия, температура не поднимается выше 15 градусов.И даже при такой температуре нитролак хорошо сохнет и дает прочное покрытие.Нужно только чуть больше разбавлять и, естественно, увеличивается время сушки каждого слоя.Покрытия из нитролака легко шлифовать и полировать.Я работал масляными лаками, шеллаком, полиэфирным лаком, но предпочтение все же отдаю нитролаку.
   Относительно недавно на рынке появились новые лаки — водные (акриловые). Существует много марок и разновидностей водных лаков.Бывают прозрачные и цветные акриловые лаки.Наносить их можно кистью, распылителем.При высыхании создают  прочную прозрачную пленку.Поскольку эти лаки на водной основе, то и разбавляются они водой и инструмент моется водой.Основное преимущество водных лаков — они совершенно без запаха, экологичны и не желтеют со временем, как нитролаки.Ими можно смело работать в жилом помещении.Недостаток : относительно дорогие и медленно высыхают.Время высыхания определяется скоростью испарения воды.Правда, этот недостаток можно исправить, если пользоваться техническим феном для сушки лака.При температуре воздуха около 150 градусов слой лака высыхает за 2-3 минуты.За каких-то пол-часа можно нанести несколько слоев лака, работа по лакировке значительно сокращается! Водные (акриловые) лаки создают бесцветную пленку, т.е. они не подсвечивают древесину, как, например, алкидно-уретановые лаки.Поэтому такие лаки хорошо применять для лакировки темной древесины, не боясь, что древесина потемнеет, как это бывает при использовании алкидных лаков.Работа с водными лаками требует определенных навыков и опыта.Если лак чуть загустел — появятся белесые пятна и разводы.Если кисточка жесткая — останутся видимые следы на лаке.При попадании лака в углубления (трещинки, каверны и проч.) при высыхании он остается белым и эти места приходится подкрашивать.На сложно- рельефной поверхности такой лак применять сложно : трудно шлифовать предпоследний слой, как это нужно по технологии.
   Уже сейчас в водные лаки вводят специальные добавки для уменьшения времени высыхания.Очевидно, что за такими лаками большое будущее.
        Всего доброго и до свидания!

Лак для дерева: виды и назначение

Лаками называют растворы натуральных или синтетических смол в различных растворителях. В качестве растворителей могут использоваться масла, спирты, углеводородные составы и даже вода. Предназначаются лаки для создания декоративного и защитного покрытия и относятся к отделочным материалам.

В отдельную группу необходимо выделить лак для дерева. С его помощью можно не только защитить древесину от механического воздействия и влияния погодных условий, но и подчеркнуть текстуру дерева или же, наоборот, скрыть какие-либо недостатки, дефекты.

Виды

Лаки для дерева можно разделить как по составу, так и по сфере применения.

По составу

Такие лаки подразделяются на несколько видов:

  • спиртовые;
  • масляные;
  • алкидные;
  • акриловые;
  • нитроцеллюлозные;
  • полиуретановые;
  • полиэфирные.

Некоторые рецепты лаковых покрытий для дерева были известны сотни лет назад, но сейчас превалируют синтетические растворы благодаря простоте производства и улучшенным эксплуатационным характеристикам.

Спиртовые

Как следует из названия, спиртовые составы получаются благодаря растворению смол в спиртовых растворах.

Дерево, покрытое таким бесцветным лаком, приобретает приятный блеск.

Отличительной чертой спиртовых материалов является малое время их высыхания. При температуре плюс 20-25 градусов пользоваться обработанной поверхностью можно уже через полтора часа. Иногда такие быстросохнущие растворы тонируют, чтобы подчеркнуть текстурный рисунок дерева.

Недостатком считается плохая водостойкость.

Масляные

В качестве основы для масляных лаков используют натуральные или синтезированные масла. Из натуральных смол для приготовления чаще всего используют сосновую канифоль.

Такие материалы обладают хорошей укрывистостью, создают достаточно прочную пленку на поверхности дерева, способную защищать его от влаги и солнечных лучей.

Недостатком является большое время высыхания. При длительном хранении материалы могут загустеть и тогда перед применением их необходимо разбавить растворителем. Самым распространенным растворителем является уайт-спирит.

Алкидные

Алкидные лаки получают растворением алкидных смол в растительных маслах.

Эти составы устойчивы к температурным перепадам и к изменению атмосферной влажности. Они не склеиваются при повышении температуры, не разрушаются при наличии вибрации. Проникая глубоко в пористую структуру дерева, после застывания создают красивую поверхность. Алкидные материалы очень устойчивы к образованию грибка и плесени.

Недостатками такого вида является длительное время, необходимое для высыхания, а также резкий, неприятный запах, остающийся некоторое время даже после сушки.

Механическая прочность покрытий невысокая. Срок службы их на полу со средней проходимостью не превышает 2-3 года.

Акриловые

Акриловые (или правильнее – акрилатные) лаки изготавливают на водной основе, вводя в состав жидкие полимеры, антисептики, пластификаторы.

Эти составы очень стойки к механическим воздействиям – царапинам и скалываниям, они устойчивы к химическим моющим средствам, не растворяются спиртом. Акриловые лаки для дерева выдерживают высокую температуру нагрева, не портясь при этом.

Время высыхания акриловых лаков невелико. Отсутствие в составе натуральных органических компонентов обеспечивает стойкость к появлению плесени и микроорганизмов, отсутствие резких запахов.

Акриловые материалы считаются самыми безвредными, экологичными, идеально подходят к нанесению внутри помещений.

Недостатком является невозможность использования при низких температурах. Само покрытие сохнет намного дольше, а если температура воздуха очень низкая, то оно получится непрочным.

Часто акриловые лаки на водной основе для дерева производят в виде аэрозолей для удобства нанесения.

Нитроцеллюлозные

Нитроцеллюлозные лаки получают на основе химического соединения нитратов целлюлозы. Они помогают защищать поверхность дерева от повреждений, создавая покрытие довольно привлекательного вида, прозрачное, без цвета, малой толщины.

Использовать нитроцеллюлозные лаки можно практически при любой температуре, добавляя при необходимости до 5% растворителя.

Нитролаки очень быстро высыхают – продолжительность сушки может длиться всего 20-30 минут.

При всех плюсах покрытия из нитроцеллюлозных лаков не лишены недостатков. Из-за малой толщины лаковый слой становится непрочным и поэтому используется такой состав в основном для декоративных целей.

Полиуретановые

Полиуретановые лаки производят на водной и спиртовой основе. Такие составы могут быть одно- и двухкомпонентными. Они имеют очень хорошую адгезию с деревянной поверхностью и создают пленку с высокой степенью износостойкости.

Получаемое покрытие обладает высокой эластичностью и не отслаивается.

Полиуретановые материалы на водной и спиртовой основе не допускается смешивать между собой. Составами на водной основе можно покрывать поверхности, ранее окрашенные акриловыми красками.

Полиуретановые поверхности обладают высокой химической стойкостью и малопроницаемы для ультрафиолета. При использовании полиуретановых лаков для дерева можно получать глянцевый или полуматовый эффект.

Из недостатков отмечается тот факт, что покрытие, созданное из полиуретанового лака, со временем может желтеть.

При обработке небольших изделий из дерева удобно пользоваться полиуретановыми лаками, выпускаемыми в аэрозольных баллончиках.

Полиэфирные

Полиэфирные лаки представляют собой 3-компонентные составы. Они схожи с полиуретановыми, но имеют более вязкую консистенцию.

Эти материалы используются для дерева редко, в основном для получения толстого износоустойчивого и влагостойкого слоя. Как правило, их применяют для покрытия музыкальных инструментов или массивной мебели, которую предстоит использовать в тяжелых условиях.

Получают лакировочный состав путем смешивания основы, состоящей из природных смол, а также катализатора и ускорителя. Иногда полиэфирные составы колеруют, чаще в черный или белый цвет.

Время жизни такого лака невелико и расходовать его нужно очень быстро. В зависимости от соотношения веществ, входящих в состав, использовать его нужно за 10-40 минут.

Для разбавления полиэфирных составов, до того, как все три компонента были смешаны, используют растворители на основе ацетона.

Покрытие из полиэфирных материалов выдерживает температуру от -40 до +60 градусов.

Обрабатывать такими лаками лучше лиственные породы дерева, так как составы плохо отверждаются на смолистой хвойной древесине.

Очень многие полиэфирные покрытия могут отделяться от основания при изгибающих нагрузках. Происходит это из-за большой толщины пленки. Поэтому применять полиэфирные составы рекомендуется для покрытия массивных, не подверженных вибрации изделий из дерева.

По сфере применения

Лаки применяется везде и всюду, где есть дерево. Но есть сферы, которые стоит упомянуть отдельно.

Для мебели

Мебельным лаком называется состав пленкообразующего типа, он позволяет сохранить и подчеркнуть природную красоту дерева.

Если деревянную мебель не покрыть защитным слоем краски или лака, она быстро покроется трещинами и деформируется.

Для паркета

Отдельной категорией стоит лак для паркета. При его выборе важно учесть такие свойства, как прозрачность, прочность, стойкость к истиранию, он должен обладать лучшей адгезией к дереву.

Чем больше интенсивность движения по паркету, тем больше должна быть прочность лакового покрытия.

Яхтный

Для эксплуатации древесины в условиях постоянной влажности лучше использовать яхтный лак.

Он содержит в составе толуол и ксилол. Именно эти компоненты сообщают яхтным составам такие качества, как долговечность и надежность.

Первоначально этим средством обрабатывались только внешние поверхности деревянного корпуса речных и морских парусных судов. Но сейчас были разработаны отдельные линейки для внутренних работ, чтобы этот уникальный материал можно было использовать внутри помещений.

Требования при выборе

При выборе лака для дерева необходимо обязательно учитывать его свойства, а также условия, в которых будут использоваться подвергшиеся обработке лакированные изделия.

Основным критерием, который обязательно повлияет на выбор, является место использования. В зависимости от того, внутри помещения находится объект или на улице, нужно будет выбирать лак для внутренних работ по дереву или для наружных.

Вторым показателем должны стать требования к будущей поверхности деревянного предмета. В зависимости от назначения изделия, поверхность может быть глянцевой, матовой, полуматовой. Иногда дерево необходимо покрасить, то есть сделать цветным, и после этого покрыть лаком.

При принятии решения о том, какой быть поверхности, необходимо учесть, что на глянце очень хорошо видны жировые отпечатки пальцев рук, царапины. Если предмет будут часто брать в руки, дотрагиваться до него, лучше выбрать матовое или полуматовое покрытие.

Ну а если необходимо сделать помещение нарядным, с богатой отделкой, можно применить и глянцевый лак. Необходим только более частый уход за такими покрытиями.

В зависимости от того, в каких помещениях будет использоваться покрытие, нужно выбирать вид лака.

Для помещений, в которых будут находиться люди, животные или растения, не стоит применять материалы с вредными для организма веществами. В этом случае следует отдавать предпочтение лакам на водной основе.

Существуют специальные составы для обработки изделий из дерева, соприкасающихся с пищевыми продуктами.

Нанесение

Для нанесения лака на поверхность древесины используют кисти, валики, краскопульты, баллончики. Поверхность, на которую будет наноситься лак, должна быть сухой и чистой.

Материалы обычно наносятся в два-три слоя. Некоторые типы перед нанесением первого слоя требуют грунтования. О необходимости этого можно узнать из инструкции по применению каждого конкретного состава.

При нанесении обязательно нужно следить за тем, чтобы направление движения кисти совпадало с направлением движения текстуры дерева. При работе валиком составы разбавляют до состояния более жидкого, чем при работе кистями.

Очень удобно применение аэрозолей, но для лакировки больших площадей такой вариант экономически невыгоден.

Лак — Википедия

Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Ambox outdated serious.svg Лак на деревянной лестнице Ambox outdated serious.svg Лаковый дубовый пол Лакированная скрипка

Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную плёнку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение плёнки лака происходит либо за счёт испарения растворителя, либо за счёт реакции окислительной полимеризации. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные.

В настоящее время существуют лаки, не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры, которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ — отвердителей или катализаторов.

Нанесение лака на поверхность называется лакированием[1].

На иностранных языках слова фр. laque, нем. Lack означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ. varnish, нем. Firniss, фр. vernis.

Само слово «лак», распространившееся на различные виды лаков, исходно обозначало природную смолу шеллак и восходит к индийскому термину лакх (100 000, в значении «очень много») как грубой оценке числа насекомых Kerria lacca, секрет которых идет на его производство[2][3].

Изобретение лака в Европе приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII веке; в первое время приготовление их было обставлено тайнами и велось келейным образом. Надо думать, что первые лаки европейского производства были спиртовыми, а первым лаковым заводом на континенте Европы следует считать завод французского химика Шене, построенный в 1803 г.

Производство масляных лаков долгое время представляло привилегию Англии, и только когда Америка, Португалия и Голландия стали снабжать европейские рынки такими же смолами и копалами, какими Англия у себя пользовалась монопольно из своих колоний, лаковое производство сделалось общедоступным; однако, возникновение масляно-лаковых заводов началось лишь с начала 60-х г. XIX века, то есть совпадает с обнародованием исследований французского химика Виолета о лаках в 1862 г.

В России начало производства масляных экипажных лаков совпало с развитием сети железных дорог. Первым русским заводом высоких сортов масляных лаков явился завод фирмы И. С. Оссовецкого и Ко, основанный в 1874 г. в Москве.

Существует множество различных смол, идущих для производства лаков; они отличаются друг от друга по своим свойствам, в зависимости от которых находятся и достоинства получаемых лаков. Почти все смолы растворяются в растительных маслах и лишь немногие в эфирных маслах и спиртах. Смолы, отличающиеся особенной твёрдостью и тугоплавкостью, называются копалами. Из жидкостей в качестве растворителей в лаковом производстве наиболее употребительны: обыкновенный спирт, различные сорта скипидара и льняное масло. По этим растворителям лаки подразделяются на три главные группы: лаки спиртовые, скипидарные и масляные. Каждая из названных групп имеет свой подбор смол, отличается своими характерными свойствами и предназначением; производство лаков каждой группы требует особых приёмов и приспособлений.

Спиртовой лак — это раствор натуральной или синтетической смолы в этиловом или метиловом спирте. Последний растворитель самостоятельно употребляется весьма редко (отчасти из-за некоторой ядовитости его паров), но часто служит примесью к этиловому спирту с целью удешевления лака.

Из натуральных смол применяются шеллак, сандарак, мастика, канифоль и другие. Смола измельчается в тонкий порошок и заливается спиртом концентрации около 96 %, в стеклянных бутылях или баллонах. Растворение ведётся при комнатной температуре и ускоряется постоянным взбалтыванием и перемешиванием. Смола берётся всегда в избытке, с целью получения насыщенного раствора (избыток затем будет оставлен на дне в результате декантации.

Затем раствор процеживается. Обыкновенное процеживание совершается c помощью стеклянных воронок, выложенных войлоком или суконными цедилками; воронки прикрываются стёклами с мелкими отдушинами для доступа воздуха. Процеживание идёт весьма медленно и всегда сопряжено с потерей спирта. Спиртовые лаки получают название от смол, на которых они приготовлены. Так, различают лаки шеллачные, сандарачные и другие. Мастика самостоятельно не употребляется и служит подмесью к названным смолам. Подмесь мастики мягчит лаковую плёнку, но увеличивает её блеск. Лак спиртовой, разжижённый спиртом, называется политурой. Кроме упомянутых подразделений, спиртовые лаки и политуры ещё получают свои названия от цвета, в который окрашены; так известны красные, жёлтые, белые и различные цветные лакокрасочные материалы. Спиртовые лаки идут для лакировки и полировки деревянных изделий. Лаковый слой не выносит влияний наружной атмосферы и особенно боится сырости и резких перемен температуры; в закрытых же помещениях, при обыкновенных условиях комнатного воздуха, сохраняется долго.

По твёрдости слоя первое место принадлежит лакам шеллачным; сандарачные лаки дают более мягкую лакировку, но они всегда получаются светлее. Цветные лаки подкрашиваются анилиновыми красками, готовятся обыкновенно на сандараке с примесью мастики, служат для лакировки металлических изделий, игрушек, оловянных капсулей и пр. Цвет их, по неустойчивости анилиновых пигментов, весьма непрочен.

Подобно спиртовым, приготовляются простым растворением смол в скипидаре. Скипидарные лаки подразделяются на белые и чёрные; для приготовления первых служит смола даммаровая, для чёрных — асфальт. Даммаровые лаки обыкновенно ценятся по своему оттенку; самые светлые, почти белые, называются эмалевыми. Лаки даммаровые, желтоватые, готовятся трёх сортов, обозначаемых № 1, 2 и 3, всё отличие которых заключается в густоте оттенка; чем лак светлее, тем он ценится дороже и идёт под № 1. Подразделение на сорта асфальтовых лаков делается в зависимости от подмеси канифоли (гарпиуса), служащей для удешевления этих лаков в ущерб их качества. Асфальтовых лаков также имеется три сорта, означаемых в торговле № 1, 2 и 3.

Производство скипидарных лаков обыкновенно связано с производством лаков масляных, тогда как производство спиртовых лаков с производством масляных и скипидарных ничего общего не имеет. Лаки скипидарные приготовляются следующим образом: смолы даммара или асфальт дробятся на куски величиной в орех и в таком виде всыпаются в медный котелок, подогреваемый на очаге. При темп. около 200 °C даммара и асфальт размягчаются (смолы, назначаемые для скипидарных лаков, до жидкой плавки доводить не следует; размягчённая смола снимается с очага и обливается в котелке скипидаром, который быстро смешивается со смолой, для чего следует только тщательно перемешивать их железной лопаткой, мешалкой, и скипидар прибавлять малыми порциями. Обыкновенно приливается на 10 частей смолы к 30 ч. скипидара по весу. Лак, таким образом приготовленный, в теплом состоянии сливается в отстойные резервуары, где отстаивается от 2 до 3 недель, и затем уже поступает в торговлю. Применение скипидарных лаков довольно ограничено; их лаковая плёнка мягка, гигроскопична и влияния внешней атмосферы не выдерживает. Все сорта даммаровых лаков употребляются для лакировки поверхностей, окрашенных в белый или в самые светлые колеры. Чёрный, асфальтовый лак идёт для лакировки дешёвых железных изделий или самых простых малярных того же цвета окрасок.

Пользуются самым обширным и разнообразным применением, поэтому и ассортимент их весьма многочислен. Материалами для производства масляных лаков служат льняное масло, скипидар и различные сорта копалов. Льняное масло идёт в виде олифы, которую заготовляют ранее. Скипидар употребляется только высокой очистки, обыкновенно для лакового дела берут скипидары франц. и американский, получаемые при производстве канифоли. Из копалов — самого важного материала — пользуются особым предпочтением все сорта копала-каури, копала-манилла, занзибар, ангола, сиерра-леона и копал вестиндский (хрустальный). От выбора всех поименованных материалов зависят качества и достоинства масляных лаков. Производство масляных лаков более сложно, чем спиртовых и скипидарных; кроме того, здесь требуется особенный навык, опыт и тщательное наблюдение. Всё производство состоит из следующих операций:

  1. приготовление олифы
  2. сортировка
  3. дробление
  4. плавление копалов
  5. варка лака
  6. отстаивание

Лаковая олифа приготовляется из сухого, отстойного льняного масла; масло подогревается до температуры 260 °C в особом медном открытом котле на голом огне и во время варки олифы в него прибавляют немного свинцового сахара и борно-кислого марганца. Сваренная олифа должна на пробном стекле высыхать в течение 18 часов, не давать отлипи и представлять собой прозрачную бесцветную, блестящую и эластичную плёнку. Такая олифа является не только растворителем копалов, но сама служит главным составным элементом лаковой оболочки. Линоксеин олифы, соединяясь с копалами, уничтожает их хрупкость, даёт эластичность лаковой плёнке и служит важным условием прочности и устойчивости масляной лакировки. Лаковая олифа заготовляется в запас, сохраняется в отстойных резервуарах и только в чистом, отстоянном виде идёт для приготовления лака.

Сортировка копалов играет также важную роль в производстве. Торговые их сорта получаются в кусках различной величины, различной степени прозрачности и цвета и даже различной твёрдости. При сортировке отбираются куски, однородные по цвету, чистоте, величине и твёрдости, и каждый сорт в отдельности служит для приготовления особого сорта или номера лака. Дробление копалов производится помощью ручной машинки, употребляемой для колки сахара; при известном навыке один человек в день может надробить около 6 пудов копала.

Отсортированный, дроблёный копал поступает в плавку и затем в варку лака. Большинство масляных лаков производится из смешения нескольких сортов копала. Подбор и относительная пропорция их для приготовления известн. сорта или, как говорят, специальности лака и составляет обыкновенно секрет заводов. Комбинации смешений, ввиду огромного выбора копалов и других смол, бесчисленны, и всякий завод имеет свои приёмы и рецепты. Различные копалы имеют различную твёрдость, а следовательно, и различную температуру плавления. Есть копалы, как занзибар, сиерра-леона и др., плавящиеся выше 400 °C, поэтому при плавлении следует соблюдать такой порядок, чтобы в плавильные котлы засыпалась раньше порция тугоплавкого копала и после её расплавления прибавлялись требуемые по рецептам более легкоплавкие копалы и др. смолы. Эта предосторожность уменьшает пригорание смол и даёт более светлые оттенки лака, но на практике почти всегда мастера смешивают сразу дроблёные копалы и смесь подвергают одновременной плавке. При плавлении копалов происходит обильное выделение летучих продуктов, легко воспламеняемых, поэтому устройство лаковарных очагов требует специальных приспособлений. Плавка копалов и варка лака на крупных заводах производятся в больших медных котлах ёмкостью в 30—40 вёдер (370—490 литров), помещаемых на очагах, устроенных в полу лаковарни. Над котлом находится воронкообразный железный колпак, с тягой, для отвода летучих продуктов. Котёл снабжён цепью, посредством которой, с помощью установленного вблизи крана, он во всякое время может быть снятс очага. Во всё время плавки, начало которой определяется появлением тяжёлых паров и газов в виде дыма, копал перемешивается железной мешалкой.

По окончании плавки, что узнаётся по прекращению выделения дыма, котёл снимают с очага, и в расплавленный копал, при постоянном перемешивании, вливают по частям определённую порцию олифы, предварительно подогретой до 250 °C; затем котёл опять устанавливают на очаг и начинают варку. Эта операция требует особенного знания и опыта. Всё достоинство лака зависит от определения конца его варки. Лак недоваренный или переваренный бракуется. Конец варки определяется постоянными пробами варимого лака. Пробы эти производятся помощью стеклянной палочки, которой варимый лак берут каплями на плоское стекло, и по цвету, густоте и липкости этих капель узнают окончание варки.

Сваренный лак снимают с очага и дают остыть до 200 °C По достижения этой температуры начинают, при постоянном перемешивании, приливать по частям заранее отвешенную порцию скипидара, причём котёл помещают под колпаком с тягой, так как разбавка лака скипидаром сопровождается сильным выделением паров и газов. Затем лак дают остыть и остывший, готовый лак сливают в отстойные резервуары.

На малых заводах, а некоторые лаки и на заводах крупных варят в медных котелках меньшего размера, ёмкость которых не превосходит 4—5 вёдер (50-60 литров). Для таких котелков (ручных) устраиваются особые очаги и самые котелки имеют специальную конструкцию со шлемом, отводящим газы в вытяжную трубу, и отверстием, через которое помощью мешалки производится постоянное перемешивание содержимого котелка. Плавка и варка производятся точно так же, как и в больших котлах.

Классическим рецептом масляного лака считается следующий: 14 часть копала, 43 части олифы и 25 части скипидара. При этом, однако, следует заметить, что всю суть лакового производства составляют выбор и пропорция копалов, особенности приготовления олифы и способ плавления копалов и варки лака. Отстаивание масляных лаков производится в особых отстойных отделениях, где помещаются соответствующие резервуары. Отстойное отделение должно иметь температуру не ниже 20° Р (25 °C) и быть свободно от сырости. Резервуары делаются из котельного железа вместимостью от 50 до 100 пудов (820—1640 кг.) лака. Для каждого сорта лака должно иметь, по крайней мере, два резервуара, так как отстаивание продолжается не менее 6-ти месяцев. Отстоявшийся лак переливается и запаивается в жестяные галлоны, вмещающие от 5 фунтов (2 кг.) до 1 пуда (16 кг.) лака, в которых лак и поступают в продажу. Масляные лаки подразделяются на экипажные, малярные и специальные. Между экипажными лаками отличают: лак подготовительный — для подготовки поверхности под окраску, лак под № 2 и 3 — для первых слоёв лакировки по окраске под шлифовку и лак № 1 и № 0 — для последних слоёв лакировки экипажей. Из лаков малярных отметим лаки половые, которых бывает несколько номеров, по цвету и качеству. Они отличаются особенной твёрдостью плёнки и идут для лакировки крашеных полов. Лаки малярные копаловые, копало-янтарные — тоже по несколько номеров — предназначаются вообще для лакировки по дереву и по всякой окраске, если требуется блеск и если поверхность подвержена влияниям наружной атмосферы. Из лаков специальных имеют большое значение различные сорта лака: кожевенных, клеёночных, обойных, жестяных, чёрных японских и пр.

Автомобильный лак представляет собой очень прозрачную алкидную смолу высочайшей степени очистки со специальными добавками.

Прозрачный лак HS высочайшего качества используется при вторичном ремонте автомобилей, и при работах, связанных с дизайном автомобилей. Это лак высокой прозрачности, который обеспечивает высочайшее качество поверхности, превосходную яркость и блеск. Он устойчив к атмосферным воздействиям, ультрафиолету, обладает отличной эластичностью и превосходно полируется.

В зависимости от страны-производителя и марки автомобиля, могут использоваться лаки различных фирм. При производстве автомобилей в разных странах используют разные технологии, к примеру, немецкие автопроизводители обращаются к режиму сушки в высокотемпературных камерах, что существенно экономит время. Но при этом не экономит ресурсы и электроэнергию. А вот японский автопром, вследствие ограниченности ресурсов по географическому положению, пошёл другим путём, там сушка производится с использованием минимального количества электроэнергии и тепла, при этом ускорение процесса достигается за счёт химического катализа и специальных химических ускорителей сушки.

Ambox outdated serious.svg Нанесение на дерево

Лаки — большая группа материалов, представляющих собой растворы плёнкообразующих веществ (смол или полимеров) в органических растворителях или воде. После высыхания они образуют твёрдую прозрачную (бесцветную или цветную) плёнку.

Лаки используют для получения прозрачных покрытий, когда нужно защитить и одновременно сохранить или особо подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности, главным образом ценных пород древесины. В этом случае лак наносят на подготовленную поверхность изделия. Лак в качестве последнего слоя в системе многослойного покрытия придаст ему хороший внешний вид и повысит эксплуатационные свойства.

Битумные лаки получают из битумов специальных марок с добавлением различных смол, масел. При высыхании битумные лаки образуют чёрную плёнку, обладающую стойкостью к воде и некоторым химическим реагентам. Однако антикоррозионные свойства битумной плёнки в атмосферных условиях недостаточно высоки. Чаще всего битумные материалы (лак БТ-577, краски БТ-177 и БТ-184) применяют для временной защиты металла, так как они значительно дешевле других материалов.

Масляные лаки получают растворением природных или искусственных смол в высыхающих растительных маслах с добавлением сиккативов и растворителей. Из природных смол чаще применяют канифоль, шеллак и янтарь. Копалы, диммару, сандарак, мастике, акароид, ввозимые из Индии и других стран, используют в основном для художественной и декоративной росписи. Природные смолы, кроме канифоли и янтаря, являются дефицитными материалами и применяются ограниченно. Их заменяют синтетическими смолами (полимерами) — перхлорвинилом, алкидными, инден-кумароновыми, фенолформальдегидными и др.

Как правило, масляные лаки образуют твёрдые прозрачные плёнки желтоватого цвета. Вследствие низкой атмосферостойкости покрытий масляные лаки используются для отделки изделий внутри помещений, например для придания блеска изношенным покрытиям деревянных полов.

Алкидные лаки — наиболее распространённые в быту из применяемых лаков. Представляют собой растворы в органических растворителях синтетических алкидных (пентафталевых или глифталевых) смол. Плёнки алкидных лаков твёрдые, прозрачные, слабо окрашенные; обладают хорошей адгезией к различным поверхностям, водостойки. Применяются как для внутренних, так и для наружных работ. (Хотя традиционно лаки редко используются при выполнении наружных работ.)

В обиходе алкидные лаки ошибочно называют масляными. Это неверно потому, что хотя при изготовлении алкидных смол и применяются растительные масла, по химическому составу и строению алкидные лаки отличаются от масляных, а по свойствам существенно превосходят их.

Приведём основные сведения о наиболее пригодных для применения в домашних условиях алкидных лаках.

Лак ГФ-166 (ПФ-283) представляет собой раствор модифицированной растительными маслами алкиднои глифталевой (пентафталевой) смолы в органическом растворителе с добавлением сиккатива НФ-1. Даёт однородную глянцевую прозрачную плёнку. Предназначен для покрытия по масляным краскам, деревянным и металлическим поверхностям снаружи и внутри помещений. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Разбавляется при необходимости уайт-спиритом или растворителем РС-2. Расход лака на однослойное покрытие — 70-75 г/м2. Продолжительность высыхания однослойного покрытия — 48 часов.

Лак ГФ-177 представляет собой раствор глифталевой смолы, модифицированной хлопковым маслом, в органических растворителях с добавлением сиккатива. Предназначен для покрытия деревянных, загрунтованных или окрашенных металлических поверхностей, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Рекомендуется также для окраски кухонной мебели. Перед работой лак разбавляют растворителями 649, 650, РС-2, сольвентом или скипидаром и фильтруют через 2 слоя марли. Деревянные поверхности для сохранности рекомендуется дополнительно обработать противогнилостными составами, провести порозаполнение и окрасить (например, обработать морилкой). Загрунтованную или ранее окрашенную металлическую поверхность следует прошлифовать и протереть уайт-спиритом. Продолжительность сушки однослойного покрытия — 24 часа, кистью второй слой лака наносят через 36 часов. Расход лака на однослойное покрытие — 60 — 90 г/м2.

Нитролак (нитроцеллюлозные лаки) получают путём растворения нитрата целлюлозы в смеси активных органических растворителей. Свойства лаков регулируют введением в композицию различных смол (алкидных, аминоформальдегидных и др.). Нитролаки образуют твёрдые прозрачные, практически бесцветные быстросохнущие плёнки. Чаще всего нитролаки (НЦ-221, НЦ-222, НЦ-218, НЦ-228 и др.) применяют для лакирования изделий из дерева. В узких кругах специалистов нитроцеллюлозные лаки считаются низкосортными лаками, так как они довольно хрупкие и не слишком устойчивы к износу и воздействию влаги. Благодаря их сравнительно низкой цене и очень хорошему свойству сушки (сохнут от 15 до 30 минут) они по сей день находят широкое применение.

Эпоксидные лаки представляют собой растворы эпоксидных смол в органических растворителях. Перед лакированием к ним добавляют отвердитель, количество которого зависит от типа смолы и отвердителя, условий отверждения и указывается в инструкциях по применению. Лаковые плёнки обладают высокими водо- и щелочестойкостью, механической плотностью, адгезией к различным материалам, однако недостаточно атмосферостойки. В быту эпоксидные лаки часто используются для приготовления шпатлёвок, склеивания, изготовления сувениров и других целей.

Спиртовые лаки и политуры получают растворением в спирте некоторых природных смол-шеллака, сандарака (концентрация лака 30-45 %, политуры 15-25 %). Эти материалы дают покрытие с хорошей механической прочностью и адгезией к различным поверхностям, высоким блеском. Покрытия хорошо полируются, но отличаются низкой водостойкостью.

Масляные и спиртовые лаки выпускаются в незначительных количествах из-за дефицитного и дорогостоящего природного сырья. Применяются они преимущественно для специальных целей, например при изготовлении музыкальных инструментов.

Нефтеполимерные лаки — новая группа лаков, которые существенно дешевле масляно-смоляных, но способны заменить последние, превосходя их по стойкости к действию моющих средств и различных реагентов.

Эти лаки (НП-2129, НП-2130) получают в виде композиций, растворов нефтеполимерных смол в органических растворителях с различными модифицирующими добавками.

Алкидно-карбамидные лаки (МЧ-52) представляют собой раствор в органических растворителях композиции алкидной смолы с аминоформальдегидной (карбамидо- меламиноформальдегидной) или взятых вместе в определённом соотношении. Высыхают на воздухе при нормальной температуре только при введении в них перед использованием заданного количества кислотных отвердителей. С отвердителем срок годности лака ограничивается от нескольких часов до нескольких суток. Такие материалы могут высыхать и без отвердителя, но при горячей сушке (+80…+120 °C). Алкидно-карбамидные лаки с отвердителями образуют достаточно быстро высыхающие на воздухе плёнки, отличающиеся повышенной твёрдостью, хорошими водо- и износостойкостью. Применяются эти лаки для покрытия паркетных полов, мебели и различных изделий из дерева, эксплуатируемых внутри помещения.

Полиуретановые и алкидноуретановые лаки дают плёнки, обладающие исключительно высокой механической прочностью и износостойкостью. Ими лакируют паркетные полы, мебель, музыкальные инструменты.

Полиакрилатный лак АК-156 представляет собой раствор акрилового сополимера в смеси органических растворителей с добавками органических красителей. Предназначен для создания декоративного покрытия по металлу, стеклу и дереву различных пород. Лак придаёт древесине требуемый оттенок и подчёркивает её текстуру, защищает материалы от атмосферных воздействии. Выпускается различных цветов: бесцветный, жёлтый, оранжевый, красный, голубой, зелёный, коричневый.

Перед нанесением лак следует тщательно перемешать; при необходимости можно разбавить ацетоном или разбавителем 646. Продолжительность сушки каждого слоя — 24 часа, для однослойного покрытия потребуется 60 г/м2 лака.

Особо следует остановиться на специальных лаковых составах, используемых для защиты древесины. Эти лаки придают поверхности декоративный вид, одновременно защищает древесину от плесени, гниения, повреждения насекомыми и атмосферных воздействий. Выпускается различных цветов. Применяются для наружных и внутренних работ. Им можно обрабатывать деревянные наружные стены, карнизы, двери, окна и так далее. Они надёжно защищают древесину от образования плесени и загнивания в течение нескольких лет.

Процесс нанесения лака называется лакировкой.

Также см. лакировщик

Актуальность

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *