Ландшафтная организация городского пространства: Общие понятия о ландшафтной организации городов и посёлков — Мегаобучалка – Городской ландшафт для человека

Общие понятия о ландшафтной организации городов и посёлков — Мегаобучалка

Ландшафтная организация городов и поселков — это комплекс градо­строительных, ландшафтно-планировочных, инженерных, эстетических и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленённых территорий, способствующих оптимизации санитар­но-гигиенических условий для проживания населения, оздоровлению ок­ружающей среды, наилучшей организации отдыха населения, обогащению внешнего облика застройки.

Это- обществен­ные центры, участки общественной застройки, селитебные зоны, участки производственной застройки, территории магистральной и улично-дорож­ной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры, сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания; рекреационные территории, образующие систему озеленённых пространств, охватывающих весь город (посёлок).

Селитебные зоны — комплексы — включают жилые районы, микро­районы, группы жилых домов, с сетью проездов, улиц, путей внутрирай­онного сообщения. Селитебный комплекс является крупнейшим элемен­том города, органически связанным с его структурой и заключённым в оп­ределённые планировочные границы. Его функция- обеспечить макси­мальные удобства для населения и создать выразительный архитектурный облик застройки при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм. В зависимости от общих планировоч­ных особенностей города селитебный комплекс формируют в виде:

-групп смежно расположенных жилых районов, разделенных маги­стралями;

-групп жилых районов и микрорайонов, отделенных друг от друга магистралями, скоростными дорогами, а также естественными водо­емами, лесами, рощами.

Структурным планировочным элементом города является производ­ственная территория, предназначенная для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учрежде­ний с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщения.

В городах формируется система общественных центров, включаю­щих общегородской центр, центры планировочных и жилых районов, спе­циализированные центры — медицинские, учебные, спортивные, торговые. В исторических городах выделяются культурно-исторические центры в пределах сложившейся зоны исторической застройки.



В увязке с планировкой города предусматривается единая система транспорта и улично-дорожной сети, обеспечивающей удобные и быст­рые транспортные связи со всеми зонами и другими объектами, располо­женными в пригородной зоне.

Каждая зона города включает озеленённые территории различного назначения, предназначенные для различных целей — для отдыха населе­ния, для защиты от воздействия неблагоприятных факторов, для ландшафтно-декоративного оформления застройки. Все озеленённые террито­рии территориальных комплексов-зон объединяются в систему озеленён­ных территорий города.

При создании систем озеленённых территорий в городах и посёлках решаются следующие задачи:

— градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повыше­нием выразительности архитектурных ансамблей;

— оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, по­вышением санирующего и экологического эффекта;

— рекреационные, решающие проблемы отдыха городского населе­ния;

-архитектурно-художественные, связанные с эстетическим обога­щением городской среды, повышением художественной выразительности архитектурных ансамблей города.

Озелененные территории города, как объекты ландшафтной архи­тектуры, должны пространственно разграничивать различные, функцио­нальные зоны города, подчеркивать основные планировочные оси, выде­лять композиционно и функционально важные точки.

Озеленённые территории, а также компоненты существующих при­родных комплексов — леса, луга, долины рек — служат местами притяжения населения, являются своеобразными пространственными ориентирами. Озеленённые территории и существующие зелёные массивы связывают город с окружающей средой, являются активным градостроительным эле­ментом и участвуют в формировании городской территории.

В передовой градостроительной практике при ландшафтной органи­зации культурно-исторических зон города придерживаются следующих принципов:

-воссоздания исторически достоверной ландшафтной среды;

-стилевого единства, то есть использования архитектурно-ланд­шафтных приемов, характерных для эпохи создания ансамбля.

Озеленённые территории города выступают как средообразующий фактор, обладающий возможностями в создании и трансформации город­ского пространства.

Ландшафтная организация территорий путём создания системы озе­ленённых территорий предполагает выполнение следующих планировоч­ных мероприятий:

— установление взаимосвязей и непрерывность озелененных внутри­городских территорий с включением лугов, пойм рек, водоемов, лесов, на­ходящихся вне городской черты;

— выделение специализированных центров рекреации в виде крупных лесопарков или зон отдыха;

— установление специальных режимов пользования для отдельных объектов— заповедников, заказников, мемориалов, памятников садово-паркового искусства;

-организация необходимого уровня благоустройства городскихтерриторий с развитием дорог, устройством стоянок, мест отдыха;

-создание и сохранение зелёных насаждений на озеленённых тер­риториях, устойчивых по своей структуре, видовому составу и ассорти­менту, и осуществление систематического ухода за ними.

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи — КиберПедия

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи:
• сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни;

• выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;
• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

 

Научные и практические области знаний, интегрированные в ландшафтную архитектуру

Ландшафтная архитектура является собирательным понятием, включающим в себя аспекты из таких отраслей науки, как архитектура, экология, лесоводство, растениеводство, дизайн. Ландшафтный архитектор также должен обладать базовыми знаниями в области изучения графических редакторов и программ, геоинформационных систем.

 

Роль ландшафтной архитектуры в создании городов и населённых мест

Роль заключается в сохранении уже существующей биоэкосистемы, а также в создании зеленого каркаса. Задачи озеленения территории: градостроительная; оздоровительная; рекреационная; архитектурно-художественная. Озелененные территории города должны пространственно разграничивать функциональные зоны города, подчеркивать планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки.

Ландшафтная организация территории предполагает выполнение планировочных мероприятий:

1. Установление взаимосвязей и непрерывности внутригородских озелененных территорий;

2. Выделение специализированных центров рекреации.

При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение ее объектов было тесно увязано с планировочной структурой города.

 

Профессия “ландшафтный архитектор”, её цели и задачи

Всемирная организация труда (ILO) при Организации Объединенных наций выделяет в структуре Международного стандартного классификатора профессий (ISCO) профессию «ландшафтный архитектор» в отдельную независимую профессию под кодом 2162. Согласно описанию профессии в данном классификаторе «ландшафтный архитектор планирует и проектирует ландшафты и открытые пространства для проектов таких как парки, школы, институты, дороги и любые другие внешние пространства, расположенные на участках коммерческого, промышленного и жилого назначения, а также планирует и следит за их строительством, ремонтом, эксплуатацией и реконструкцией». Двумя другими родственными, но отдельными профессиями значатся архитектор зданий (код 2161) и градостроитель (код 2164).



 

Основные принципы ландшафтной организации территорий населённых мест.

При построении системы озеленения должны быть соблюдены следующие требования:

равномерность размещения объектов озеленения общего пользования на селитебных территориях, общественных центрах города, на промышленных и коммунально складских территориях, на магистралях и улицах.

-Объединение в единую систему городских и загородных объектов сетью озелененных пешеходных трасс, набережных бульваров

— взаимосвязь городского ландшафта с рельефом окружающей среды, водоемами, застройкой сооружениями и оборудованием благоустройства, включение в систему озеленения в комплекс мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.

Существуют разные подходы к организации систем озелененных территорий

— первый когда системы озеленения имеет подчиненный характер и зависит от планировачной структуры города.

— второй когда зеленые массивы систем формируют планировку города

Выделяют также несколько видов размещения озелененных территорий в плане города.

-центричный

-переферийный

-груповой, линейно – полосовой

центричный и переферийный система озеленения объединяющая объекты городского и районного значения в единое целое.

Ленейно-полосовая дифференцированные объекты озеленения .

Групповая и ленейно-полосовая

выделенная система районных и городских парков и лесопарков, что характерно для крупных и крупнейших городов

Примеры и анализ биоэкологический каркаса Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Еревана

Для старых городов с исторически сложившейся застройкой харак­терны различные по структуре системы озеленения.



Москва. Система озеленения Москвы характерна своими глубоко врезающимися в застройку клиньями зелени, лучами, расходящимися от старого центра города к пригородной зоне. Основу их составляют большие по площади общегородские парки. В северной части Москвы такие парки образовались на базе старинных лесных массивов- Сокольников, Измай­лова, Останкина и нынешнего Ботанического сада.

По проекту генерального плана города (1971 г.) пространственным стержнем является зеле­ный клин, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. Это непрерывная лента озелененных пространств шириной не менее 400 м, соединяющая центр города с зелеными оазисами ВВЦ, Ботанического сада.

Связующую планировочную роль играют зеленые диаметры. Первый диаметр пересекает столицу с юго-запада на северо-восток, объединяя в единое целое цепь существующих парков, скверов, бульваров.

Второй диа­метр объединяет парки и лугопарни вдоль русла Москвы-реки. Оба диа­метра по основной идее должны связываться парковым кольцом в цен­тральном районе города — зоопарк, Екатерининский парк, Главный бота­нический сад н др. Предусматривается использование водоемов на основе зеленых массивов по берегам рек

Украина, Киев. Систему озеленения города определяет зеленое про­странство вдоль русла Днепра. Это так называемый Днепровский водно-зеленый диаметр. Протяженность диаметра в пределах города составляет 20 км, ширина от 1,5 до 3-4 км. Зеленое пространство включает комплекс исторических нагорных парков и садов — Владимирскую горку, другие приднепровские парки, зеленые массивы Ботанического сада АН и др.

Парки правого холмистого берега образуют зеленую полосу, протя­нувшуюся от Подола на севере до южной границы города. Левобережные парки созданы ха равнинных низменных местоположениях. Острова Днеп­ровского гидропарка составляют площадь 1 000 га. Водно-зеленый диа­метр продолжается за пределами города — городские парки переходят в ле­сопарки и леса, образующие зеленый пояс города. Формирование системы озеленения города прежде всего связано с достижением непрерывности зе­леных территорий и объединением дисперсно расположенных объектов озеленения.

Армения, Ереван. В проекте системы озеленения выявляется непрерывность и равномерность размещения объектов в соответствии с ландшафтными особенностями города. Основу системы составляет зона отдыха в каньоне реки Раздан, проходящей через весь город и делящей его на равные части. Площадь зоны отдыха 400 га, протяженность в границах города 15 км. Крутые скалистые берега каньона обеспечивают изоляцию территории от поступающей к ней застройки. Узловыми элементами зеленого диаметра города являются парк Цицернакаберд в северной части города и парк у Ереванского моря. Центральная часть включает разветвленную систему скверов на площадях и бульваров вдоль улиц. Система обводнена, имеются разнообразные водные устройства — декоративные бассейны, фонтаны, каскады, водотоки и водопады. Со стороны внешней административной границы города предусмотрено развитие лесопаркового защитного пояса и зеленых массивов ботанического сада.

 

18. Особенности проектирования зеленых пространств на уровне районной планировки и территориального планирования

Система озелененных пространств на уровне районной планировки складывается из различных по своим функциям озелененных территорий. В ее структуру входят основные категории озелененных территорий города, за исключением объектов общегородского значения.

1) объекты общего пользования – парки, сады, скверы, бульвары жилых районов, озелененные участки у административных зданий, сады микрорайонов, дворы.

2) локального (ограниченного пользования) – территории внутри микрорайонов и жилой, смешанной застройки- придомовые полосы, озелененные участки школ и детских садов.

3) озелененные территории защитного типа – по границам микрорайонов, для защиты от шума и пыли со стороны магистралей, насаждения для укрепления почвы на откосах и т.п.

Учитывают следующие факторы:

1) Санитарно-гигиенические – инсоляция, нормальный воздухообмен, температурный и ветровой режим

2) Социально-экономические, расчетно-нормативные

3) Архитектурно-планировочные

 

19. Ландшафтная организация пригородных зон на примере лесопарков

Основная задача – сохранение естественного ландшафта. Рекреационная доступность 30-100км. Наиболее посещаемые зоны отдыха, расположенные непосредственно вблизи (до 5 км) от городов, отличаются повышенным уровнем благоустройства, что позволяет ландшафту выдержать высокие рекреационные нагрузки. Зоны, находящиеся на значительном удалении от города, напротив, могут иметь упрощенное благоустройство, несколько приближающееся к естественной среде. Важную роль играют дороги, шоссе, сх угодья.

Лесопарк — это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

БОТАНИЧЕСКИЙ САД — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон. Современный ботанический сад — это городская особо охраняемая природная озеленённая территория, на основе ресурсов которой управляющая организация создаёт ландшафтные сады и содержит документированные коллекции живых растений и/или законсервированные образцы растений, содержащие функциональные единицы наследственности, представляющие фактическую или потенциальную ценность для целей научных исследований, образования, публичных демонстраций, сохранения биоразнообразия, устойчивого развития, туризма и рекреационной деятельности, производства услуг и товарной продукции на основе растений для улучшения благосостояния людей. Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные подразделения или учреждения — оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы. Ботанические сады, в которых изучаются, в основном, деревья, называются дендропарками, или арборетумами; кустарники — фрутицетумами; лианы — витицетумами. Некоторые ботанические сады носят очень узкий научный характер и закрыты для посещения публики. Наблюдается общемировая тенденция усиления экологических, природоохранных и социально значимых функций ботанических садов на урбанизированных территориях.

 

48. Архитектурно-планировочная композиция, благоустройство и озеленение территории зоопарков

Архитектурно-планировочная композиция зоопарка должна учитывать многопрофильность содержания, биологические, санитарно-гигиенические и эстетические требования, а также обеспеченность транспортными связями.

При проектировании зоопарка необходимо предусмотреть, чтобы отводимая территория была удалена от городского шума — желательны лесопокрытые загородные территории; защищена от холодных ветров и суховеев, имела пересеченный рельеф, проточную воду, насаждения, возможность устройства водоемов. Необходимо предусмотреть устройство сменных выгулов для животных в целях отдыха, дезинфекции и озеленённых участков, создание пастбищ-лужаек, организацию близ территории зоопарка подсобных посевов кормов и подсобного зверопаркового хозяйства, резервной парковой площади, используемой для животных, живущих в природных условиях.

Возможна также организация краеведческого уголка. Для экспозиции используются: аквариумы для земноводных и рыб — рек, морей и промыслового рыболовства, оборудованные регулярными бассейнами а также прудами и речками; террариумы для пресмыкающихся с бассейнамии скальными участками.

Территория зоопарка делится на зоны:

 

авиарии— для лесных, степных, хищных и ночных птиц с отдельными вольерами и общими летними площадками, огражденными сетками; для тропических птиц с оборудованными оранжереями с тропической растительностью и бассейнами; для страусов с открытыми лужайками и вольерами; для больших и водных птиц с бассейнами и прудами с заболоченными берегами;

— зоны сумчатых, грызунов, насекомоядных, рукокрылых — со специальными сооружениями, загонами, садками, бассейнами и ручьями;

— зоны ластоногих и белых медведей, оборудованные сооружениями и большими глубокими бассейнами — для ластоногих — 20,5 х 9,2 м; глубина от 0,85 до 1,85 м; для белых медведей- два бассейна- 50 х 9,5 м, глубина 3,5 м;

— зоны травоядных, оборудованные сооружениями, пастбищами,

садками, загонами и ручьями;

— зона обезьян — со специальными устройствами, ограждающими обезьян от заражения инфекционными болезнями; площадка для молодняка, хорошо доступная для обозрения;

— санитарно-ветеринарная зона, состоящая из лаборатории, лечебницы, изолятора, дома для молодняка и карантинного отделения. Она должна быть изолирована от экспозиции и хозяйственного двора полосой зеленых насаждений, шириной не менее 200 м.

— научно-исследовательская зона, включающая сооружения, оранжереи, водоем. Она располагается на периферии зоопарка и должна иметь самостоятельный вход;

— парковая зона — это рекреационные площади, площадки для игр и катания на пони, верблюдах и т. д., кинолекторий, музей, места обслуживания посетителей, рестораны, кафе, кассы, стоянки автомобилей;

— хозяйственно-административная зона, включающая административный корпус, мастерские, гараж, базисные склады, кормокухню, котельную. Базисные склады и кормокухни должны быть размещены на периферии, в местах, обеспеченных грузовым транспортом, рядом с местами экспозиции животных, употребляющих наибольшее по объему количество кормов.

В организации зоопарков прослеживаются две тенденции:

1) создание комплексов многоцелевого назначения — сооружений больших размеров с определенными климатическими условиями, предназначенных для содержания и демонстрации животных из разных частей света в любое время года и при любых погодных условиях;

2) формирование ландшафтного парка.

Архитектурно-планировочная композиция территории зоопарка зависит от максимального использования существующего ландшафта, окружающих территорий и возможности расширения экспозиции.

Озеленение территории зоопарка подчиняется задачам экспозиции. Как фон для экспозиции часто создается искусственный ландшафт — горный, лесной, степной; ландшафт с водой — пруды, ручьи, озера.

При создании зоопарка на лесопокрытой территории для экспозиции отводят наиболее свободные от леса участки, тщательно сохраняя окружающий лесной массив, формирующий парк, создающий благоприятный фон и чистый воздушный бассейн; Вольеры, сооружения зоопарка должны быть обрамлены группами деревьев, кустарниками, лианами, декоративными травянистыми растениями. Озеленение берегов водоемов должно, по возможности, воспроизводить природный прибрежный ландшафт.

Террариумы решаются среди горного ландшафта, авиарии снаружи озеленяют лианами.

Для тропических птиц создают уголки с тропической флорой.

 

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи:
• сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни;
• выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;
• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

 

Общие требования к ландшафтной организации жилого района — Мегаобучалка

Ландшафтная организация жилых образований городской среды включает комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению терри­торий и участков жилой застройки с целью создания благоприятных усло­вий для жизнедеятельности проживающего населения. Ландшафтная орга­низация жилых районов и микрорайонов, кварталов основывается на функционально-планировочной организации их территорий.

До настоящего времени в городах России при функционально-планировочной — микрорайонной — орга­низации жилой среды, как правило, учитывается принцип ступенчатой системы обслуживания городского населения.

Первую ступень обслуживания населения представляют учреждения и предприятия, а также сооружения повседневной необходимости. Это-продуктовые магазины, гаражи, гостевые автостоянки вблизи жилых до­мов, озеленённые территории вблизи дома, детские, хозяйственные пло­щадки, площадки для отдыха, детские сады-ясли.

Вторая ступень обслуживания населения включает учреждения и предприятия повседневной и периодической необходимости, такие, как су­пермаркет, кафе, бытовые мастерские, поликлиники, аптеки, предприятия культурно-бытового обслуживания.

Третью ступень обслуживания представляют собой предприятия и учреждения, сооружения и устройства как периодического, так и эпизоди­ческого использования районного значения. Это — крупные магазины (су­пермаркеты), клубы, рестораны, гостиницы, кинотеатры и театр, районные поликлиники и больницы, музей, спортивный комплекс, стадион, аквапарк, сад или парк жилого района.

Жилой район является наиболее крупной структурной единицей се­литебной зоны малых и средних городов. Для структуры крупных городов такой единицей является планировочный район, который образуют не­сколько жилых районов.

Границами жилых районов служат магистральные улицы городского и районного значения, а также крупные зеленые массивы — сады, парки. Жилые районы в крупнейших городах размещаются на так называемых магистральных территориях.



Структурными единицами жилых районов, как правило, являются несколько микрорайонов

Микрорайон- это такая организация жилой территории, которая обеспечивает самые необходимые потребности населения — воспитание молодого поколения, культурный отдых, хозяйственную деятельность, культурно-бытовое обслуживание жителей. Он состоит из компактных групп жилой, смешанной, застройки, образующих своеобразные замкнутые участки — дворы. В состав микрорайона входят детские сады-ясли, школы; предприятия первой ступени обслуживания населения — магазины, аптеки, булочные, столовые и т. п.; озеленённые территории и др.

Все озелененные территории в жилых районах селитебной зоны подразделяют на три категории:

I — общего пользования — парки и сады, скверы, бульвары жилых районов, озелененные участки у общественно-административных зданий, сады микрорайонов или сады при группах жилых домов — дворы;

II — локального (ограниченного) пользования — территории внутри микрорайонов и жилой, смешанной, застройки — придомовые полосы, па­лисадники, площадки различного назначения; озелененные участки школ,детских садов-яслей, а также участки вокруг зданий клубов, магазинов,
поликлиник, библиотек, отделений связи и т. п.;

III — озеленённые территории защитного типа — по границам микро­районов, для защиты от шума и пыли со стороны магистралей, насаждения для укрепления почвы на откосах и т. п.

Сады жилых районов реко­мендуется размещать поблизости от общественных и торговых центров, бульвары и пешеходные аллеи проектируют в направлении массового пе­шеходного движения таким образом, чтобы они связывали собой массивы садов, обеспечивали удобные подходы к ним и к местам работы, к оста­новкам общественного транспорта, торговым и общественным зданиям. На путях массового движения обычно предусматривают скверы для кратко­временного отдыха населения.

Границы, отделяющие территории жилых районов и микрорайонов от магистралей города, называют красными линиями.

При проектировании системы озеленённых пространств жилой сре­ды и, в дальнейшем, при разработке проекта благоустройства и озеленения участков и территорий учитывают следующие факторы:

-санитарно-гигиенические;

-социально-экономические, расчётно-нормативные;

-архитектурно-планировочные.

К санитарно-гигиеническим факторам относятся: 1) учёт солнечного облучения (инсоляции) территории и помещений зданий и температурный режим; размещение зданий по отношению к сто-

ронам света должно определять освещение комнатных помещений; на территории между домами должна обеспечиваться нормальная освещён­ность площадок для отдыха населения и произрастания растительности;

2) нормальный воздухообмен территории жилой застройки, обеспе­чивающий хорошее проветривание

Солнечное облучение территории жилой застройки, температурный и ветровой режимы определяются природно-климатическими факторами местности.

Солнечное облучение, или инсоляция, играет очень большую и жиз­ненно важную роль

Для обеспечения оптимальной инсоляции самих зданий и окружаю­щей территории разработаны санитарные разрывы между зданиями. Эти разрывы должны обеспечить проникновение солнечного света в окна зда­ний первых этажей и не допускать их затенения другими зданиями. Сани­тарные разрывы назначаются в соответствии с высотой здания.

В санитарных разрывах между зданиями размещаются площадки для отдыха, бытовой и хозяйственной деятельности населения, пешеходные и транспортные связи, насаждения, коммуникации и оборудование.

Большое значение имеет инсоляция благоустраиваемой и озеленяе­мой жилой территории. Придомовые участки и сады или дворы при жилых группах домов с набором площадок должны быть доступны для солнечных лучей в течение всего года, особенно в весенне-летний, летний и летне-осенний периоды сезона.

При этом в жаркое летнее время необходимо предусматривать зате­нение отдельных участков. Необходимый эффект можно получить при размещении деревьев с плотной кроной или с помощью различных соору­жений — навесов, стенок, пергол и т. п. При проектировании благоустрой­ства и озеленения жилой территории важно учесть ее освещенность и зате­ненность в течение дня

Важным фактором является ветровой режим территории. В районах, где много безветренных, штилевых дней, необходимо обеспечить провет­ривание территории жилой застройки. Оно достигается определенной рас­становкой зданий, которая учитывает основные направления движения воздушных потоков.

Большую роль играет шум на территориях жилой среды. Уровень шума в жилых зонах зависит от расположения их по отношению к город­ским источникам шума.

Размеры озеленённых территорий должны составлять не менее 4.. .5 м на одного жителя; участки спортивных сооружений- 1 —1,2 м ; участки коммунальных объектов — 0,2 м»; участки гаражей-стоянок — 0,8 м ; участ­ки объектов культурно-бытового обслуживания — не более 8 м на одного жителя.

Архитектурно-планировочные факторы играют решающую роль в выборе того или иного приема озеленения жилой застройки. Размещение зданий и сооружений, подземных коммуникаций, путей пешеходного дви­жения в микрорайоне с учетом системы обслуживания населения, сани­тарно-гигиенических и экономических условий и требований определяет сам характер озеленения территорий. На выбор планировочного решения благоустройства и озеленения жилой территории существенно влияет и пространственное размещение самих зданий и сооружений. Оно зависит от целого ряда факторов, в том числе градостроительной ситуации, рельефа территории, наличия существующих насаждений — массивов, рощ, солите­ров.

В практике градостроительного проектирования сложились опреде­лённые приемы размещения жилых зданий в микрорайоне, в жилых рай­онах.

Периметральная — застройка с размещением зданий вдоль красных линий улиц или магистралей, которые являются границами микрорайона -по форме квадрата или прямоугольника. Размещение зданий строго регулярно и предопределяет образова­ние замкнутых пространств, внутри которых проектируют школы, детские сады-ясли, озелененные дворы (атриумы) для отдыха и хозяйственной дея­тельности населения.

Групповая — вид застройки микрорайонов и жилых районов с груп­повым размещением жилых зданий и образованием при каждой группе двора-сада. Такой прием размещения характерен для крупных жилых мас­сивов, расположенных на пересеченной местности с наличием насаждений и водоемов. Дворы-сады включают набор планировочных элементов по­вседневного обслуживания населения и решаются как компактные зеленые образования, объединяемые между собой и садом микрорайона трассами пешеходного движения и через насаждения улиц, бульваров — с садом или парком жилого района.

Строчная застройка характеризуется расположением домов парал­лельными рядами, или «строчкой», независимо от направления улиц.Строчная застройка имеет преимущества в отношении инсоляции зданий, аэрации пространства, особенно в неблагоприятных климатических усло­виях. При таком типе застройки насаждения размещают в палисадниках или придомовых полосах, между жилыми зданиями в виде двориков с площадками для отдыха. Куртины и группы деревьев и кустарников сосре­дотачивают вблизи площадок. Обязательным является наличие открытых участков в виде, газонных лужаек, вытянутых в направлении движения воздушных масс.

Комбинированная застройка нашла широкое распространение в 70-е годы XX века. Для нее характерно сочетание комбинированных приемов. Такой тип застройки позволяет разнообразить планировочное решение дворов, максимально учесть особенности ландшафта: рельеф, растительность, водоемы; соз­дать благоприятные условия для жизни и отдыха населения. При комбини­рованном типе застройки благоустройство и озеленение решаются по принципам ландшафтной композиции с учетом особенностей местности путем создания дворов-садов для отдельных групп жилых зданий. На озе­леняемых участках все сооружения и площадки размещают свободно с учетом максимальной доступности и удобств для передвижения жителей. Большое значение имеет создание единых прогулочных и транзитных маршрутов движения, объединяющих дворы-сады.

Жилая территория — это участки при группах жилых домов. Для благоустройства и озеленения жилой территории рекомендует­ся использовать участки с выраженными формами рельефа, крупными эк­земплярами существующих деревьев, которые необходимо сохранять при вертикальной планировке территории.

Типы пространственной структуры | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами».

Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

 

Комплекс этих категорий и определяет объемно-пространственную структуру объектов ландшафтного искусства и в первую очередь парков. (Поскольку парк является наиболее универсальным объектом ландшафтного искусства, в дальнейшем наряду с термином «объект ландшафтного искусства» будут употребляться термины «парк», «парковое пространство», «парковый объект», «парковая территория», имея при этом в виду, что излагаемые теоретические положения в равной мере относятся ко всем объектам ландшафтного искусства от сквера до лесопарка.). Организация этой структуры есть сложный процесс совокупного решения биолого-экологических, функциональных и эстетических задач, направленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включение искусственных сооружений и создание здоровой эстетически и функционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого противоречия, является начальным художественным качеством ландшафтной архитектуры.

 

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ресурсами и сооружениями образуют макроструктуру парка — его общий костяк со своими территориальными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчиненными им участками, выделами и т. д.

 

В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения. В условиях горного или просто сложного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфология его форм, а пространственная структура насаждений — подчиненным. По пространственной структуре парковые территории подразделяются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

 

Закрытые типы пространственной структуры, как отмечалось выше, представлены насаждениями, исключающими или ограничивающими визуальные связи, создающими определенные психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массивами и рощами. Величина массива зависит от территории парка и занимает площадь от 1—5 до десятков гектаров. Они характеризуются сомкнутостью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах подразделяются на закрытые пространства горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). Закрытые пространства играют важную роль в формировании парков. Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам. Маршруты, проложенные внутри массивов, обеспечивают площадками отдыха со скамьями и другими малыми архитектурными формами, а в насаждениях вдоль маршрута выделяют акценты — отдельные крупные или особо интересные экземпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых растений, световые окна, иногда устанавливают скульптуру. Если в массив включают целые композиции, его роль в парке становится более самостоятельной. Так, основным декором Старой Сильвии является великолепная бронзовая скульптура Аполлона, которая по праву может украсить и дворец. Поставленная в лесу, она вносит парадность и придает круглой площадке характер изысканного дворцового лесного зала. Другое сооружение — Храм супругу-благодетелю, стоящий в стороне от маршрута у края оврага в Новой Сильвии,— усиливает характер окружающего его леса как глухой дикой чащи.

 

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойствами. Например, участки с горизонтальной сомкнутостью просматриваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции. Усиление изолирующих функций может быть достигнуто в случае, если опушка будет ориентирована на юг, что позволит развить деревьям низко опущенные кроны, и дополнительно введены полосы из кустарника, при этом структура объекта сохранится. Участки с вертикальной сомкнутостью при правильном подборе древесных видов и их размещении могут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

 

Наибольший интерес в закрытых пространствах представляют естественные массивы, разнообразные по характеру и несущие определенную эстетическую нагрузку. Выразительность их облика определяется породным составом насаждений, возрастом древостоя, его пространственной структурой, богатством напочвенного покрова. Эстетические достоинства леса раскрываются не с какой-либо одной точки, а в процессе его восприятия при движении по маршруту.

 

В лесопарках лесные массивы составляют основу пространственной структуры и образного решения, подлежат тщательному изучению и оценке. Внутренняя организация закрытых пространств подчинена в первую очередь формированию полноценных фитоценозов с сохранением «закрытости» как главного пространственного свойства и эстетическому усилению роли растительных акцентов в облике массива.

 

Эстетические достоинства типов леса определяются их образной завершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формулируется как единство формы и содержания. Чем ярче выражено это единство, тем очевиднее эстетическая ценность леса. Такие формации естественных лесов являются эталонами не только для лесопарков, но и для формирования образа леса на меньшей территории — при создании парковых массивов.

 

Схемы типов пространственной структуры: 1 — закрытый с горизонтальной сомкнутостью, 2 — закрытый с вертикальной сомкнутостью, 3 — полуоткрытый с групповым размещением деревьев, 4 — полуоткрытый с равномерным размещением деревьев, 5 — открытый

 

В зависимости от состава лесообразующих пород леса таежной зоны нашей страны подразделяют на: хвойные (темнохвойные и светлохвойные) и лиственные (широколиственные и мелколиственные). Каждая из этих групп характеризуется своими физиономическими особенностями.

 

Темнохвойные леса (эдификаторы: ель, пихта, кедр) отличаются сильным затенением, пониженной температурой, повышенной влажностью воздуха. Они часто производят мрачное впечатление. Такие массивы из ели, пихты, кедра имеются в парках под Ленинградом — в Павловске, Гатчине, отличаются темным колоритом, контрастирующим с полянами, водоемами, светлыми пятнами берез, ив.

 

Светлохвойные леса (эдификаторы: лиственница, сосна обыкновенная) создают светлое жизнерадостное настроение благодаря ажурности крон, сравнительно редкому стоянию деревьев и смолистому аромату прогретого воздуха.

 

Сосновые леса занимают обширную площадь и характерны для всей лесной зоны Советского Союза. Наиболее интересны группы сосновых типов леса: боры-беломошники, боры-зеленомошники, сложные боры.

 

В садах и парках наиболее часто встречающийся тип — сложные боры. Он хорошо представлен во многих парках Подмосковья, Ленинграда, Киева. Сложные боры занимают более плодородные почвы, характеризуются богатством растительности, многоярусностью, сплошным подлеском, разнообразием травяного покрова. По своей структуре они очень многообразны. Наиболее характерны из них: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый. Примером таких обогащенных сложных боров являются боры в лесопарковой части Архангельского.

 

Широколиственные леса (эдификаторы: бук, дуб, граб, липа) характеризуются большим разнообразием состава и сложной структурой. Они распространены в южной части лесной зоны и северной части лесостепной зоны. Лучшие представители широколиственных лесов — дубравы с постоянными их спутниками — липой, кленом. Они составляют основу украинских парков — Софиевка, Качановка, Александрия; Останкино в Москве; парков Дубки в Сестрорецке, Ломоносов под Ленинградом и др. Дубравы на темно-серых лесных суглинках или деградированных черноземах образуют многоярусные насаждения с примесью липы, клена, ясеня, ильмовых, березы, яблони, черемухи, лещины, бересклета и др.

 

Травяной покров представлен теневыносливыми видами злаков, осок и двудольными. Характерной чертой дубрав является наличие в травяном покрове групп раноцветущих видов — дубравных эфемероидов: пролески, хохлатки, ветреницы и др.

 

Мелколиственные леса (эдификаторы: береза, осина) не столь разнообразны по составу и просты по своей структуре. Излюбленными в паркостроении являются березовые рощи (Главный ботанический сад Академии Наук СССР в Москве, парк Сокиринцы в УССР и др.).

 

Полуоткрытые типы пространственной структуры имеют сомкнутость полога 0,5—0,2 и подразделяются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев. Включение довольно широкого диапазона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой насаждений (сомкнутостью 0,5—0,4) — полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0,3—0,2), их называют рединными.

 

Полуоткрытые пространства, в отличие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, большими визуальными связями с примыкающими участками, более проработанной пространственной структурой. Они играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка, в них ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих деревьев и групп, повышаются требования к качеству травяного покрова. Это живописные рощи — дубовые, березовые, липовые и т. д., где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, «из которой они растут». Они больше пронизаны солнцем и дают выразительные светотеневые эффекты.

 

Свойства рединных участков обеспечивать затенение и в то же время создавать возможность более глубокой просматриваемости пейзажей представляют большой интерес для парков южных широт, где жаркий климат требует защиты от солнца и ограничивает, а иногда и просто исключает возможность создания открытых полян.

Полуоткрытые пространства используют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежелательна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связывать. Внутренняя организация полуоткрытых пространств подчиняется правилам построения пейзажных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

 

Открытые типы пространственной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы. Включение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчинено окружению. Форма, размер и характер открытого пространства определяются его обрамлением — окружающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обращенные и раскрытые.

 

Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми. Распространенные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комплекс обращенных пространств. Наибольший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м. Раскрытые пространства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощущение раскрытости пространства наблюдается, если его линейные размеры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15м.

 

Схемы типов открытых пространств (по Б. Кохно): 1 — замкнутое пространство, ограниченное объемными элементами со всех сторон, 2 — обращенные пространства: а — ограничены объемными элементами с 3 сторон, б — ограничены объемными элементами с 2 сторон (сквозные и угловые), в — ограничены объемными элементами с одной стороны, 3 — раскрытое пространство (граница пространства находится далее 200 м)

 

Зарубежные исследователи обращают особое внимание на соотношение обрамления (или зрительного барьера) — Ни ширины пространства — Д. При соотношении Н:Д= = 1:1 пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали. Находясь у границы пространства и не поднимая головы, человек видит только половину противоположного зрительного барьера. При соотношении Н:Д=1:2 пространство производит впечатление замкнутого по вертикали, противоположный зрительный барьер воспринимается целиком, но без неба. При соотношении Н:Д=1:3 в поле зрения попадает небо и пространство воспринимается хотя и замкнутым, но более свободным. Освобождение от зрительной замкнутости достигается при соотношении Н:Д=1:6. Это соотношение близко к параметрам, выведенным в 1968 г. Ю. Ведениным при исследовании им исторических парков Московской области. По Ю. Веденину, соотношение Н:Д=1:5 является предельным, при котором замкнутая поляна сохраняется как целостное пространство.

 

Представленные  виды  и  размеры открытых пространств имеют целый ряд модификаций, определяемых их ориентацией по сторонам света, формой, характером обрамления, и могут рассматриваться как «своеобразный алфавит, на основе которого складывается пространственный язык паркостроения».

 

Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988

Ландшафтное проектирование среды(спец 2012) — Стр 3

5.Сады на искусственных основаниях в Древнем мире.

6.Типы общественных садов Древней Греции и Древнего Рима.

7.Типы и композиционные особенности средневековых садов.

8.Типы древних садов Японии и Китая.

9.Использование рельефа и воды в итальянских садах эпохи Возрождения и садах Барокко.

10.Приёмы организации растительности в регулярных и пейзажных садах.

11.Дендроколористика садов символизма и модерна.

12.Задачи и последовательность ландшафтного анализа территории.

13.Особенности ландшафтного анализа парков – памятников садово-паркового искусства.

14.Восстановление памятников садово-паркового искусства: консервация, реконструкция и реставрация.

15.Понятие инженерной подготовки территории.

16.Понятие благоустройства территории. Классификация типов дорожных одежд.

17.Задачи и последовательность ландшафтного проектирования.

18.Исходный материал проектирования.

19.Классификация ландшафтов в ландшафтном проектировании.

20.Социальные и экологические факторы как основа ландшафтного проектирования.

21.Эстетические факторы в ландшафтном проектировании; архитектурнопространственная структура, восприятие композиции.

22.Средства гармонизации ландшафтной композиции: пропорциональность, масштабность, ритм, нюанс и контраст, цвет.

23.Нюанс и контраст в архитектурно-пространственной и цветовой композиции.

24.Понятие цветосветовой среды ландшафта. Композиционные особенности естественного и искусственного освещения.

25.Роль открытых озеленённых пространств в структуре городов и агломераций.

26.Принципы размещения озеленённых территорий в структуре городов и населённых мест.

27.Классификация зелёных насаждений населённых мест по назначению и степени посещаемости.

28.Виды ландшафтно-планировочной организации насаждений.

29.Учёт санитарно-гигиенических и микроклиматических факторов в ландшафтном дизайне.

30.Виды защитно-мелиоративных насаждений и особенности их конструкции.

31.Понятие функционального зонирования территории.

32.Плоскостные сооружения в ландшафте и особенности их озеленения.

33.Композиционные особенности садов в жилой застройке.

34.Многофункциональные парки: особенности зонирования и композиции.

35.Специализированные парки: виды, особенности композиции.

36.Озеленение объектов общественного центра: улиц, площадей, бульваров, набережных.

37.Озеленение промышленных районов и предприятий.

38.Природные компоненты в зданиях и сооружениях.

39.Особенности композиции усадебных садов.

Вопросы для проверки остаточных знаний

1.Определение ландшафтного дизайна. Объекты ландшафтного проектирования.

2.Виды пространственной композиции. Особенности ландшафтной композиции.

3.Искусственные элементы ландшафтной композиции.

4.Природные элементы ландшафтной композиции.

5.Сады на искусственных основаниях в Древнем мире.

6.Типы общественных садов Древней Греции и Древнего Рима.

7.Типы и композиционные особенности средневековых садов.

8.Типы древних садов Японии и Китая.

9.Использование рельефа и воды в итальянских садах эпохи Возрождения и садах Барокко.

10.Приёмы организации растительности в регулярных и пейзажных садах.

11.Дендроколористика садов символизма и модерна.

12.Методика предпроектного анализа территории.

13.Восстановление памятников садово-паркового искусства: консервация, реконструкция и реставрация.

14.Понятие инженерной подготовки территории.

15.Понятие благоустройства территории.

16.Классификация типов дорожных одежд.

17.Задачи и последовательность ландшафтного проектирования.

18.Классификация ландшафтов в ландшафтном проектировании.

19.Средства гармонизации ландшафтной композиции: пропорциональность, масштабность, ритм, нюанс и контраст, цвет и форма.

20.Нюанс и контраст в архитектурно-пространственной и цветовой композиции.

21.Понятие цвето-световой среды ландшафта. Композиционные особенности естественного и искусственного освещения.

22.Понятие функционального зонирования территории.

23.Композиционные особенности садов в жилой застройке.

24.Многофункциональные парки: особенности зонирования и композиции.

25.Специализированные парки: виды, особенности композиции.

26.Озеленение объектов общественного центра: улиц, площадей, бульваров, набережных.

27.Озеленение промышленных районов и предприятий.

28.Природные компоненты в зданиях и сооружениях.

29.Особенности композиции усадебных садов.

30. Учёт санитарно-гигиенических и микроклиматических факторов в ландшафтном дизайне.

3.Учебно-практическое пособие

Вучебном пособии, предназначенном для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Ландшафтный дизайн» и

«Дизайн среды», использованы как фундаментальные труды, так и новые данные в области теории и практики ландшафтного проектирования.

Наибольшее внимание в пособии уделено выработке у студента средового,

экологического подхода к проектированию и грамотного отношения к функциональным и эстетическим возможностям природных элементов.

В пособии даны свойства форм и средства ландшафтной композиции, на примерах исторических садов выявлены типы архитектурно-планировочного и пространственного решения садово-парковых пространств, рассмотрены некоторые композиционные приёмы. Приведены классификация и типология объектов ландшафтного дизайна, особенности каждого из типов объектов и выявлены основные факторы, влияющие на их проектирование.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И НАУКИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

1.1.Ландшафтный дизайн, происхождение и место

1.2.Базисные научные понятия

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

(ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ)

2.1.Свойства форм и средства композиции

2.2.Зрительное и психологическое восприятие природной среды

2.3.Краткий исторический обзор

2.4.Типы архитектурно-планировочного и пространственного решения садово-парковых пространств (на примерах исторических садов)

2.5.Приёмы архитектурно-планировочной и объёмно-

пространственной композиции.

2.5.1.Приёмы планировочной и глубинно-пространственной организации ландшафтных пространств

2.5.2.Приёмы объёмно-пространственного построения композиционных центров

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

3.1.Растения и растительные группировки

3.2.Геопластика и покрытия

3.3.Вода и водные устройства

3.4. Малые архитектурные формы и визуальные коммуникации

ГЛАВА 4. ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

4.1.Типология объектов ландшафтного дизайна

4.2.Факторы, влияющие на формирование разных объектов

ГЛАВА 5. ФИТОДИЗАЙН

5.1 Растения в интерьере

5.2.Зимние сады

5.3. Сады на крышах и других искусственных основаниях

ГЛАВА 6. ГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

6.1.Приемы графического изображения проектов. Состав проекта

6.2.Способы изображения природных элементов на чертежах.

6.3. Особенности проектирования малого сада как основного объекта ландшафтного дизайна

ВВЕДЕНИЕ

Ландшафтное проектирование является важнейшей областью деятельности ландшафтного архитектора и дизайнера. Проект предшествует созданию любого произведения архитектуры и дизайна. Само слово дизайн

(design), пришедшее из английского языка, означает «проект», причем это относится и к процессу, и к результату проектирования и даже к его качеству.

Ландшафтные дизайнеры разрабатывают все необходимые для создания объекта в натуре чертежи и рисунки, расчеты, макеты и пояснительные записки, сопровождающие и поясняющие проект. При этом автор проекта должен ясно представлять задачу, которая перед ним поставлена, и знать, как ее выполнить, основываясь на богатом историческом опыте и владея всеми композиционными и техническими приемами прошлого так же свободно, как и современной наукой и техникой организации пространственной среды для жизни и деятельности людей.

Если архитектор создаёт систему пространств, изолированную от окружающего мира, то ландшафтный архитектор оперирует преимущественно открытыми пространствами, не замкнутыми внутри ограждающих конструкций. При этом он использует в основном особые природные строительные материалы – землю, растительность, воду в самых различных их проявлениях. Обычные строительные материалы являются здесь вспомогательными. Взаимодействуя с природной средой, ландшафтный архитектор и дизайнер либо решает использование ее для нужд человека с наименьшим вмешательством, либо создает полностью новую искусственную среду. Эти две тенденции в различном сочетании и соотношениях являются характерными для всей истории человечества.

Стремление включить природные элементы в архитектуру здания повлекло за собой появление зимних садов, оранжерей и отрасли ландшафтного дизайна, получившей название фитодизайн.

ГЛАВА 1. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И НАУКИ ОБ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

1.1. Ландшафтный дизайн, происхождение и место

Как направление творческой деятельности, ландшафтный дизайн

сформировался в нашей стране ближе к концу ХХ века. Несколько ранее получил у нас «права гражданства» и термин ландшафтная архитектура,

хотя за рубежом (в США) он впервые был сформулирован еще во второй половине ХIХ века (1860 г.) в связи с организацией первых национальных парков.

В настоящее время в литературе используются три основных термина:

ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн.

Наряду с ними пользуются и старейшим термином садово-парковое искусство, которое является истоком и важнейшей ветвью ландшафтной архитектуры. Его относят, как правило, к историческим садам – памятникам и паркам прошлого, многие приемы которых с успехом применяют и в наше время.

До сих пор применяют также термин озеленение, под которым следует понимать технологию осуществления посадочных, строительных и эксплуатационных работ объектов ландшафтного дизайна.

На уровне ландшафтного планирования решаются проблемы формирования и охраны природной среды в масштабе регионов и даже целых стран.

Объекты ландшафтной архитектуры формируются с помощью

различных соотношений природных и искусственных компонентов, но уже на

меньших по площади и менее сложных по функции территориях.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, которая направлена на оформление искусственной среды с использованием в основном природных материалов: растений, земляных масс и воды.

Выразительные средства ландшафтного дизайна обогащаются благодаря использованию разных видов искусства: скульптуры, музыки, живописи,

архитектуры. Очевидна связь ландшафтного дизайна с театральным искусством, зависимость от мировоззрения, развития науки, техники и технологий. Оперируя природными материалами, ландшафтный дизайн может воздействовать комплексно на все органы чувств человека: обоняние, зрение,

осязание, слух, вкус.

Иначе говоря, ландшафтный дизайн – это искусство детализации и активизации непосредственного окружения человека как открытых (вне зданий), так и закрытых пространств (интерьеров), то есть художественное

проектирование элементов предметного мира преимущественно с

помощью природных материалов.

Кроме того, произведения ландшафтного дизайна – прямого наследника садово-паркового искусства, являются синтезом науки и искусства. Ландшафтный дизайн унаследовал «восприимчивость» садово-

паркового искусства к новшествам во всех других сферах человеческой деятельности. Сад – это мир, который создавался человеком соответственно его умениям, достижениям и представлениям на каждом историческом этапе. Великие географические открытия, научные достижения, развитие искусств, наряду с общественными потрясениями, формировали мировоззрение эпохи и отражались в садово-парковых композициях в особенном для каждого стиля построении пространства, появлении новых экзотических растений, материалов и архитектурных форм (илл.1 а,б,в,г).

Произведения ландшафтного дизайна сегодня ёмко отражают степень развития науки, современных технологий и строительных материалов. В

лаборатории ландшафтного дизайна апробируются компьютерные технологии, мультимедийная техника, световые, звуковые спецэффекты и даже достижения парфюмерии, вырабатываются новые композиционные приёмы, отвечающие изменившимся эстетическим вкусам. Таким образом,

ландшафтный дизайн, также как и садово-парковое искусство, оперируя современными материалами и технологиями, создаёт игровые и театрализованные пространства, обладающие практическим смыслом и целесообразностью (илл.2).

Иногда конкурсы – выставки ландшафтного дизайна проводятся в исторических садах. Тогда сад-памятник служит мерилом качества, создавая фон, подчёркивающий преемственность и оттеняющий остроумие и новаторство одних произведений и обнажающий недостатки и беспомощность других, помогая, таким образом, отобрать в арсенал композиционных средств новые приёмы (илл.3).

1.2. Базисные научные понятия

Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей необходимыми функциональными, экологическими и эстетическими свойствами. Этого можно достичь разумным и целенаправленным преобразованием тех или иных природных ландшафтов.

Ландшафт – это природно-территориальный комплекс, обладающий однотипным внешним обликом и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв и биоценозов.

Понятия о биоценозе – совокупности живых организмов (растений,

животных и микроорганизмов) и биогеоценозе – комплексе живых и неживых

компонентов участка земной поверхности с однородными природными

условиями – лежат в основе экологии.

Экология – это наука о законах взаимоотношений живых организмов

(включая и человека) со средой их обитания. Взаимодействие растительного организма с внешней средой называется экологией растений;

взаимоотношения города и его природного окружения – это урбоэкология;

взаимное влияние общества и природы, в которой оно существует, —

социальная экология.

Хотя в настоящее время нетронутых (девственных) ландшафтов практически не существует, они подразделяется на культурные, природные,

антропогенные, городские и рекреационные.

Под природным ландшафтом подразумевают ландшафт, радикально не преобразованный человеком, обладающий естественным саморазвитием,

например, крупный лесной массив в пригороде или долина реки.

Антропогенный ландшафт отличается тем, что в его преобразовании решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека (застройка,

сельское хозяйство и т.п.). Культурным называют ландшафт, отличающийся благоприятными для человека параметрами (в отличие от пустырей, свалок,

брошенных мест добычи ископаемых и т.п.).

Городской ландшафт – это разновидность культурного ландшафта. Он представляет собой единство природных и антропогенных составляющих и включает селитебные (жилые) территории, промышленные районы, курортные или рекреационные зоны и призван обеспечить благоприятную для жителей города экологическую среду.

Рекреационный ландшафт – это природный ландшафт, который преобразован для массового отдыха населения. Так, на основе лесного массива формируется лесопарк, водоем с пляжем, для зимнего отдыха – лыжная база с трамплином и т.д., то есть благоустроенная зона отдыха. Основным условием является соответствие рекреационной нагрузки (количества посетителей на единицу площади) устойчивости природного комплекса.

Устойчивость природного комплекса – это его способность противостоять рекреационным нагрузкам до того предела, за которым происходит потеря его способности к самовосстановлению. Например, если дубрава в возрасте 80 лет на влажных почвах может выдержать нагрузку до 9

чел./ 1га, то сосняки на сухих песчаных почвах уже не выдерживают нагрузок,

превышающих 2 чел./ 1га.

Ландшафтный дизайн базируется на научных данных, конкретных природно-климатических условиях и функции, а также использовании богатого исторического опыта.

При проектировании необходимо стремиться к гармоничному соотношению природных и искусственных компонентов ландшафтных объектов, поскольку устойчивое развитие природного комплекса и городской среды возможно только на основе их оптимального взаимодействия.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

(ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ)

2.1 Свойства форм и средства композиции

При проектировании ландшафтных объектов решаются в комплексе функциональные, конструктивные и художественные задачи. Функциональное решение включает в себя размещение на территории объекта всех элементов в соответствии с их назначением и прокладку удобной дорожно-тропиночной сети. Жизнеспособность и прочность проектируемого объекта обеспечивается инженерно-технологическим и конструктивным решением. Создание художественного образа достигается при помощи законов и приемов

архитектурной композиции.

 

 

Под композицией следует понимать

художественное

построение

произведения. Композиция является средством раскрытия

идейного и

Взаимосвязь градостроительства и ландшафтной архитектуры

Экологическое и эстетическое осмысление проблем градостроительства приводит к ландшафтному решению объекта. Благодаря зеленому строительству можно изменить атмосферу города, повысить психологическую комфортность, улучшить качество окружающей среды и в целом комплексно обустроить окружающую среду.

В энциклопедических словарях ландшафтную архитектуру определяют как искусство, цель которого – гармоничное сочетание естественного ландшафта с местностью, освоенной человеком (в том числе, с населенными пунктами, различными архитектурными комплексами и другими сооружениями). Среди задач ландшафтной архитектуры – охрана естественных ландшафтов, но также и создание новых, планомерное формирование системы естественных и искусственных ландшафтов. Следовательно, понятие ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство.

Ландшафтная архитектура во всем мире завоевала признание как важная самостоятельная архитектурная профессия. Если раньше сады, парки, набережные были элементом желательным, но не обязательным, то для крупного современного города открытые и озелененные пространства стали жизненно необходимыми.

Градостроительство это теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Его характер определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия и национальные особенности страны.

Ландшафтную архитектуру на современном этапе уместнее обозначать более широким термином — ландшафтное градостроительство.

Цель городской ландшафтной архитектуры состоит, в первую очередь, в поиске гармонии между урбанизацией и природой. Гармония в данном случае подразумевает найти такие способы изменения ландшафта при развитии города, чтобы минимизировать потери природы или воссоздать зеленые уголки на просторах бетона и металла. Это преобразование естественной среды с ее максимальной сохранностью и гармонией с человеком, создание «уютной» для его жизни атмосферы.

Главной задачей ландшафтных дизайнеров является благоустройство зоны жизнедеятельности человека. Сюда входит не только создание благоустройства с точки зрения эстетического восприятия, но и сохранение или воссоздание благоприятной экологической атмосферы в городских джунглях, преобразование ландшафта с целью обеспечения максимальной функциональности и комфортности в нем человека. Сюда входит и охрана природных памятников, садово-парковое искусство с соблюдением природоохранных принципов.

В нынешнее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов, в сущности, не осталось. Однако на практике этот термин широко употребляется как противоположный антропогенному. Здесь нужно отметить то, что он не изменен человеком всецело и обладает в основном естественным саморазвитием (например, долина горной реки, крупный лесной массив в пригородной зоне).

Антропогенный ландшафт отличается тем, что в его формировании решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека, например создание сельскохозяйственных угодий, городской застройки.

В современном мире одним из главных условий комфортности является эстетичность пространства, располагающая к отдыху и жизнедеятельности людей, что во многом достигается благодаря благоустройству, озеленению и комплексному обустройству территорий [4,5,6]. При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение объектов было тесно увязано с планировочной структурой города. В идеально запланированном городе эта система должна органично «вплетаться» в структуру города, а природный ландшафт — быть основой ее планировки.

Характер и степень преобразования природного ландшафта наличие многоэтажной или малоэтажной усадебной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие — все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, парки размером в сотни гектаров. В них необходимо сохранить, а где нужно, и воссоздать все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы [1].

Создание объектов ландшафтной архитектуры — парков, городских садов, скверов, бульваров, лесопарков, территорий жилой и промышленной застройки — сложный и длительный процесс, состоящий из этапов их проектирования и строительства, грамотного содержания и эксплуатации.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады и др.), лесные, (лесные массивы естественного характера, лесопарки, молодые посадки), поименно-луговые, «техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработок полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта). Пригодные территории в настоящее время почти полностью освоены, характеризуются тем или иным соотношением естественных и искусственных компонентов и могут рассматриваться в качестве объектов ландшафтного проектирования. Среди них на первом плане — места массовой рекреации населения.

Типы объектов ландшафтной архитектуры формировались по мере развития ландшафтного мировоззрения [5].

В зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций объекты ландшафтной архитектуры подразделяются на следующие категории.

  1. объекты общего пользования ( городские парки и сады, скверы различного назначения, бульвары, озелененные территории общественных центров, проспектов и улиц)
  2. объекты ограниченного пользования (озелененные территории жилых и промышленных районов, групп жилых домов, территории школ и детских садов-яслей, поликлиник, больниц, учебных заведений, закрытые территории теннисных клубов, гольф- клубов, бизнес-парков, участки ведомственных учреждений и закрытых предприятий)
  3. объекты специального назначения ( территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, территории кладбищ и мемориалов, ботанические и зоологические сады и парки, участки скоростных дорог и магистралей, шоссе и железных дорог, питомники, участки опытных хозяйств) [7].

Территории общего пользования — это доступное для всего городского населения место, где озелененный и обустроенный участок позволяет человеку отдохнуть от напряженной городской жизни. Также территории ограниченного пользования являются эстетической составляющей, позволяющей восполнить дефицит общения человека с природой в рабочее время.

Группа объектов, которая возникла под влиянием градостроительной деятельности: малые сады, общественные пространства населенных мест (городские парки, бульвары, скверы, лесопарки), объекты регионального уровня ( заповедники, национальные парки) [3].

Городские общественные парки проектируют с учетом сооружений образовательного, культурно — просветительского и спортивного назначения. При организации лесопарков сохраняют естественную среду для тихого отдыха и прогулок, а специализированные парки создают с определенной функцией (мемориальные, ботанические, зоологические сады и т.д.). Региональные объекты проектируют с особым внимаем к вопросам воссоздания нарушенных природных территорий и сохранения природных экосистем [2].

Ввиду того что ландшафтная подоснова города физически неоднородна и определена естественными территориальными членениями, рубежами, одного выделения функционально-ландшафтных единиц (селитьба, промышленная зона и т. д.) недостаточно для того, чтобы со всей полнотой охарактеризовать структуру городского ландшафта. В каждом городе в зависимости от рельефа местности, наличия водоемов и водотоков, характера почвенного и растительного покрова может быть выделено несколько локальных ландшафтных районов и подрайонов.

Объекты ландшафтной архитектуры, сформировавшиеся под влиянием архитектуры: в интерьере здания (зимний сад, оранжерея), на архитектурных конструкциях (сады на крыше), при архитектурном объекте (парадные и внутренние дворы). Озеленение интерьера создает комфортность и служит центром визуального притяжения. Малые сады на архитектурных конструкциях придают эстетичный вид зданию, и служит дополнительным условием для отдыха горожан [4].

Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения, классификации, структуры имеют для архитектуры не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для того чтобы разумно совершенствовать среду обитания человека, воздействуя на тот или иной компонент ландшафта (почвы, растительность, воды, воздух, рельеф, геологическая основа), надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направлении будут меняться при этом и все другие его составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, приходится анализировать физико-географическую структуру местности. Эта структура во многих случаях имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные, она зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития. В связи с этим нам необходимо раскрыть содержание основных ландшафтных понятий.

Художественно-культурное, экологическое осмысление проблем градостроительства приводит к ландшафтному решению объекта. Благодаря ландшафтному проектированию можно изменить атмосферу города, повысить психологическую комфортность, улучшить качество окружающей среды и в целом комплексно обустроить окружающую среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *