Манипулятор грузоподъемность: Как выбрать правильно грузоподъемность манипулятора – Кран-манипуляторы

Автомобильные краны-манипуляторы – Основные средства

Грузчик без работы (Часть 1)

Краны-манипуляторы малой серии, до 5 тм, ажиотажным спросом в нашей стране не пользуются, и совершенно незаслуженно. Грузовысотные характеристики у них пусть и не впечатляющие, зато устанавливаются малые КМУ на любые типы транспортных средств. Пожалуй, автобусы – единственный вид транспорта, который изобретательные европейские инженеры игнорируют как носитель для своих «младших» моделей манипуляторов. Да, именно европейские, ведь отечественные производители, равно как азиатские и американские, таких «малышей» просто не выпускают.

КМУ Fassi-Micro-30

Проектируются малые КМУ с единственной целью – облегчать погрузку грузового автомобиля, позволяя водителю обходиться без помощника, работать, что называется, в одно лицо. Кроме грузчиков мини-КМУ является непосредственной альтернативой вилочному погрузчику или гидроборту. Если присмотреться к оборудованию наших складов, баз и производственных территорий, выяснится, что часто там находится вилочный погрузчик, который бóльшую часть времени попросту простаивает. А между тем там, где нет интенсивных грузопотоков, применение мини-КМУ на бортовых грузовиках намного выгоднее содержания вилочного погрузчика. Например, в грузовом автосервисе вилочный погрузчик используется время от времени для разгрузки ящиков с запчастями, силовых агрегатов в сборе, перевозки демонтированных двигателей между корпусами. А бóльшую часть времени деньги и налоги, в него вложенные, висят балластом на предприятии. Гидроборт как погрузочно-разгрузочное оборудование, конечно, во многом превосходит КМУ, но незаменим он прежде всего там, где грузятся фасованные в колесные тележки товары. Для погрузки же штучных тяжелых предметов лучше подходит КМУ, к тому же мини-КМУ даже в сравнении с гидробортом-«половинкой» намного проще и дешевле.

КМУ PALFINGER PC 1500КМУ PALFINGER PC 3800

Большинство производителей для КМУ малой серии применяют упрощенную конструкцию без промежуточной секции, такая схема хорошо известна благодаря автоэвакуаторам. Она оправданна везде, где от манипулятора не требуется особой гибкости, например при классической погрузке-разгрузке по принципу «снял–поставил». Обычно на Западе такую конструкцию КМУ шифруют латинской буквой «T», хотя манипуляторы эти больше соответствуют кириллической «Г». Однако буква эта в нашем языке воспринимается неоднозначно, отчего лучше пользоваться прямым заимствованием, называя их «Т-тип». Колонна манипулятора опирается на поворотное устройство с червячным механизмом и чугунным основанием. Непосредственно к колонне крепится стрела, состоящая из основной секции и нескольких выдвижных. Кроме того, все производители мини-КМУ предлагают еще и механический удлинитель, увеличивающий расстояние, до которого может дотянуться манипулятор. Данные максимального действия в таблице технических характеристик для большинства как раз даны с учетом такого удлинителя. Но на практике мало кто будет им пользоваться, ведь грузоподъемность на максимальном вылете невысока, а установка удлинителя требует времени. Так что эта функция скорее про запас, чем для регулярного применения.

КМУ Atlas-T30.2КМУ Ferrari-330

Шестигранный профиль секций стрелы у малых КМУ вовсе не дань моде, а практическая необходимость. Чем больше ребер жесткости, тем прочнее стрела, таким образом, требуемую жесткость можно получить при меньшей собственной массе манипулятора, что для КМУ малой серии принципиально важно. Низкий вес и компактные размеры позволяют устанавливать КМУ на любые транспортные средства, в том числе на пикапы, легкие прицепы, специальные автомобили с узкой колеей для работы в исторических городских центрах и просто в стесненных условиях. На легких и средних грузовиках распространена установка мини-КМУ непосредственно в кузов, да еще и под тент. Для работы манипулятора достаточно расшнуровать его с одной стороны. Небольшая масса позволяет обходиться механическими выдвижными опорами, а за безопасность погрузочных работ отвечает система защиты от перегруза, которая при достижении 90% максимальной грузоподъемности издает звуковые и световые сигналы. Широко применяемый для мини-КМУ электрогидравлический привод не только позволяет устанавливать их на легкие грузовики и прицепы, но и заметно упрощает их монтаж на среднетоннажные и большегрузные шасси. Мощности от имеющихся у этих грузовиков КОМ можно использовать по другому назначению.

КМУ Atlas-T32.2

Погрузка и разгрузка с помощью манипулятора, приводимого в действие за счет спрятанной в дополнительные аккумуляторы электроэнергии, происходит практически без звука, снижается, таким образом, общий уровень городского шума. Выпускаются модели с рабочим напряжением 12 и 24 В. Производители предлагают следующие варианты пульта управления: первый, непосредственно вблизи колонны. Этот вариант целесообразен, когда манипулятор устанавливается в углу бортового кузова и используется небольшой рабочий угол поворота. Второй вариант – выносной проводной пульт, он добавляет некоторую свободу оператору и дешевле радиоуправления. В частности, он удобен при установке КМУ на мусоровозы с задней загрузкой, на крыше кузова или вблизи загрузочной камеры. Радиоуправление, бесспорно, предоставляет оператору максимум возможностей, при этом для мини-КМУ предлагают как варианты стандартного пульта ранцевого типа, так и миниатюрный блок для управления одной рукой (до 6 функций).

КМУ Ferrari-330

Средний манипулятор малой серии «отбирает» 200–300 кг от грузоподъемности, что вполне приемлемо для 0,8–1,5-тонного грузовика или пикапа. Оперировать при этом он будет с грузом около тонны, то есть загрузить свое шасси сможет за раз. В строительстве, например, такой грузовичок может хорошо работать на подхвате: подвезти мини-технику, сменные детали больших строительных машин (колеса, ковши, гидромолоты, виброплиты, буры), кроме того, различные фасованные в мешки стройматериалы (песок, щебень). Открытые бортовые платформы с мини-КМУ эффективно применяются для доставки и установки туалетных кабин, дорожных ограждений, разнообразных временных конструкций.

Однако малые манипуляторы не стоит воспринимать исключительно как средства погрузки-разгрузки. Такое важное дополнение к манипулятору, как гидравлическая лебедка, позволяет работать с грузами ниже уровня земли. Таким образом, можно подавать предметы в шахты колодцев, под мосты, эстакады, то есть манипулятор малой серии пригодится и для работы в составе специального автомобиля для ремонтных работ или на борту передвижной автомастерской. В нашей стране КМУ малой серии предлагают известные и хорошо зарекомендовавшие себя европейские производители: Palfinger, Amco Veba, Fassi, Ferrari, Atlas, HIAB.

Технические характеристики КМУ
МодельОбщее число секций (основная плюс выдвижные)Грузовой момент, тмМинимальный (рабочий) вылет/ грузоподъемность, м/ кгМаксимальный вылет/ грузоподъемность, м/ кгУгол поворота колонны, град Масса установки с аутригерами, без масла, кг
Palfinger PC 1500 Compact41,41,20/ 9904,20/ 270*335164
Palfinger PC 2700 Compact42,51,50/ 17005,00/ 500*335228
Palfinger PC 3800 Compact43,61,50/ 20005,00/ 720*345262
Amco Veba 601Т/2S31,01,15/ 8003,67/ 230*328164
Amco Veba 602Т/2S31,31,15/ 11003,67/ 315*335193
Amco Veba 603Т/2S32,01,33/ 14854,14/ 400*335240
Amco Veba 604Т/3S42,81,48/ 18305,20/ 460*335321
Ferrari-310-А230,91,90/ 4852,79/ 310350175
Ferrari-317-А231,41,90/ 7502,79/ 490350310
Ferrari-326-А342,32,20/ 10754,19/ 510350410
Ferrari-350-A343,42,50/ 13005,91/ 520410399
Atlas-Т 05.2 A2730,50,98/ 5002,47/ 21033091**
Atlas-Т 13.2 А2731,31,15/ 9903,80/ 300*330150**
Atlas-Т 16.2 A2731,61,15/ 13503,80/ 350*330150**
Atlas-Т 26.2 A2842,61,36/ 18505,36/ 450*360250**
Atlas-Т 35.2 A28 43,51,52/ 21705,79/ 550*360320**
Hiab 008 T-230,91,10/ 8403,80/ 230*322145**
Hiab 017 T-231,61,25/ 13204,20/ 385*330210**
Hiab 026 T-342,61,30/ 19005,80 440*330295**
Hiab 033 T-343,21,40/ 24706,00/ 530*330335**
Fassi M10A.1231,121,10/ 9953,55/ 300*325155
Fassi M15A.1231,531,20/ 13003,95/ 385*325180
Fassi M25A.1342,551,50/ 17005,75/ 415*325260
Fassi M30А.1343,01,50/ 20005,75/ 480*325260

Классификация кранов манипуляторов по грузоподъемности

Грузоподъемность является одной из основных характеристик КМУ, прежде всего интересующая потенциального покупателя. Во всем мире нет единства по поводу того, на какие группы делить манипуляторы по максимальной грузоподъемности. Так, известный мировой производитель крановых установок Hiab вообще классифицирует КМУ только по величине грузового момента (это значение рассчитывается как произведение массы груза на величину вылета стрелы).

 

С этой точки зрения, согласно Hiab

  • Манипуляторы с груз. моментом до 10 тм – легкие;
  • от 10 до 22 тм – средние;
  • свыше 22 – тяжелые

У другого мирового гиганта рынка КМУ, концерна Palfinger считается, что КМУ с груз. моментом 3,9 тм – легкие от 4 до 29,9 тм – средние; от 30 до 150 тм – тяжелые крановые установки Большинство российских манипуляторщиков придерживаются такой классификации

  1. Краны-манипуляторы г/п до 1 т — мини краны манипуляторы
  2. КМУ грузоподъемностью 1-2,5 т – легкие
  3. 2,5-7 т – средние
  4. Свыше 7 и до 10 тонн – КМУ повышенной грузоподъемности
  5. Выше 10-ти тонн- тяжелые.

Сама по себе классификация не имеет смысла, она интересна лишь в плане потребительского спроса на те или иные виды КМУ. Традиционно самой популярной в России была группа манипуляторов г/п 2,5-7 тонн, причем «семитонники» и их чуть более мощные соседи стали популярны в последние годы.

На видео показана работа манипулятора повышенной грузоподъемности.

А это одна из наиболее популярных марок КМУ в России — Tadano в работе. Такой манипулятор можно приобрести у нас.

Это объясняется тем, что владельцы КМУ с целью повышения рентабельности все чаще используют принцип многофункциональной спецтехники, т.е. использование монтажных корзин, значительно расширяющих сферу услуг автомобилей с КМУ, причем не только добавляют дополнительную функцию подъемника, но и позволяют одновременно работать и с грузом с помощью лебедки и поднимать строителей или ремонтников. Но в этом случае самым эффективным оказывается манипулятор категории 4 Как бонус – такой манипулятор может поднимать люльку на большую высоту.


пример  КМУ с монтажной корзиной одновременно может использовать крюк для подъема груза

Интересно, что внимание к мини и легким КМУ сейчас также начало расти, что показала даже последняя международная выставка Bauma CTT 2018 в Москве, где на одном из стендов была представлена модель «газели» с КМУ.

Манипулятор на шасси «газель»

Единственная категория манипуляторов, которая пока не востребована и на наш взгляд в ближайшем будущем не будет интересовать потенциальных покупателей, это тяжеловесы, особенно краны манипуляторы с грузоподъемностью 15 и выше тонн. Дело в том, что эту нишу в России с успехом занимают автокраны, а стоимость подобных гигантов настолько высока, что делает их применение экономически невыгодным.

На видео один из КМУ-тяжеловесов


Дополнительные материалы по классификации КМУ

Виды кранов-манипуляторов и их отличия

Краноманипуляторные установки (КМУ), смонтированные на платформе грузовика или полуприцепе относятся к наиболее популярному типу грузоподъемного оборудования. Как правило, КМУ устанавливается на борт грузовой машины, за водительской кабиной. Широкая сфера применения – главное, но не единственное достоинство автомобильных манипуляторов. Среди других преимуществ техники:

  • исключительная мобильность и скорость передвижения;
  • исключительная маневренность и пространственная свобода;
  • экономичность: манипулятор с помощью оператора способен погрузить груз, транспортировать его и выгрузить по месту, для его работы не требуется бригада рабочих;
  • мультифункциональность: модификации с гидроприводом возможно комплектовать бурами, захватами различного типа, гидромолотами, грейферами, что позволяет в одном механизме совмещать несколько опций.

В отличие от обычного автокрана манипулятор более маневренен, что делает его незаменимым в условиях плотной застройки.

Разновидности КМУ

КМУ представлены на рынке широким модельным рядом, основная классификация установок производится по грузоподъемности на технику легкой, средней и тяжелой серии. На выбор влияет также вылет стрелы, масса шасси базового грузовика.

Манипуляторы легкой серии адаптированы для работы с грузами до 7 т (манипулирование) и 8,5 т (транспортировка). Высоко маневренная техника востребована для работы на небольших расстояниях. С помощью КМУ легкой серии выполняют посадку деревьев и другие ландшафтные работы, перемещают бытовки, дачные домики, киоски, производят целый ряд сельскохозяйственных работ. Используют механизмы в малоэтажном строительстве. Высокая управляемость позволяет посредством манипуляторов обрабатывать деликатные грузы, выполнять сложные в плане маневрирования грузоподъемные работы.

Установки, категорируемые как КМУ среднетяжелой серии, способны работать с грузом до 15 т (погрузка/разгрузка, позиционирование), до 25 т (транспортировка). Техника такого плана востребована для внутренних грузоперевозок по России, экономически оправдано применять ее и на небольших расстояниях. С помощью манипуляторов этой категории перевозят промышленное оборудование, строительную технику, комплектующие для производств.

Грузоподъемность манипуляторов тяжелой серии составляет диапазон от 25 до 80 т. Они используются для такелажных работ, для эвакуации неисправных и аварийных автомобилей, тяжелой спецтехники, на лесозаготовительных делянках.

Гидравлические КМУ, укомплектованные стрелой одноколенного типа, имеют самые стабильные показатели работы. Они используются для самых ответственных операций. Гидроманипуляторы, смонтированные на Урал или Камаз востребованы для работы в труднопроходимых местах. Например, для погрузки и транспортировки бревен с лесозаготовительных делянок в условиях бездорожья.


Какие бывают краны манипуляторы по тоннажу

Необходимость перемещения, погрузки и разгрузки каких-либо грузов существует во многих отраслях. Оптимальным вариантом в этом случае являются краны-манипуляторы, установленные на автомобили.

Кран-манипулятор, который можно арендовать вот тут – это устройство, предназначенное для подъема разнообразных грузов. Как правило, его устанавливают на грузовую машину, что придает ему мобильность.

Общее описание

Краноманипуляторная установка (КМУ) состоит из таких элементов:

  • стрелы;
  • системы управления;
  • грузозахватного приспособления;
  • опорной рамы.

Монтаж крана-манипулятора на грузовой автомобиль делает последний специализированной техникой. Устанавливают его на шасси КАМАЗА, ГАЗа, КРАЗа, MAN, HYUNDAI, SCANIA, ISUZU и так далее.

Гидравлический орган у КМУ отсутствует, а для подъема груза применяются гидроманипулятор.

Грузоподъемность

Среди характеристик крана-манипулятора важное место занимает тоннаж. Зависит он не только от самой установки, но и автомобиля, на который он установлен.

Существуют такие классы:

  • легкие, перемещающие от 3 до 5 тонн;
  • средние – от 5 до 10 тонн;
  • тяжелые – 10 т и выше.

Какой максимальный груз сможет поднять манипулятор? Это зависит от вылета стрелы. Так, если она небольшая, то существует возможность работать с грузом от трех и более тонн. Но если стрелу требуется выдвинуть на приличное расстояние, то грузоподъемность намного уменьшается.

КМУ любого класса может иметь свой вылет стрелы, к примеру, у тяжелого бывает 10 м, а у среднего – 14 м. Поэтому этот параметр особо никого не волнует.

Для расчета массы, которую кран сможет поднять (G), нужно воспользоваться расчетами, где грузовой момент (М) – это класс КМУ, а L -длина стрелы.

Формула такая: G=M/L

Берем тяжелый десятитоннажный КМУ, расстояние до объекта – 8 метров. Итак: 10/8 = 1,25. То есть, такой кран-манипулятор на указанном расстоянии способен поднять 1250 кг.

Нетрудно понять, что с трех метров такая же модель поднимет вес в 3 тонны.

Конечно, это лишь теоретические расчеты, на практике же тоннаж будет меньше где-то на 5 процентов.

Можно решить еще одну задачу для наглядности. Необходимо перевести бытовку, вес которой составляет 1200 кг. До площадки, на которой она стоит – 4 метра. Пользуемся вышеупомянутой формулой GL=М: 1,44=4,8.

Теперь мы знаем, что для перемещения указанной бытовки можно использовать легкий кран-манипулятор, поднимающий до пяти тонн.

Твитнуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *