Мариинский дворец история: Мариинский дворец — Прогулки по Петербургу
Мариинский дворец, Санкт-Петербург
Мариинский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, который является выдающимся памятником истории и архитектуры.
Мариинский дворец был возведен в первой половине 19-го века по заказу Николая I, для его дочери — княгини Марии, по случаю её свадьбы с герцогом Лейхтенбергским.
Архитектором дворца был А.И. Штакеншнейдер.
За время истории (более подробная история Мариинского дворца приведена в конце данной статьи) Мариинский дворец не раз выступал центром политической и общественной жизни страны.
По этой причине Мариинский дворец является одним из трех «политических» дворцов Петербурга. Другие два: Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Таврический дворец.
Сегодня здание бывшего Мариинского дворца является памятником архитектуры и привлекает внимание своей монументальностью, тонко сочетающейся с изяществом форм и игрой объемов.
Снаружи Мариинский дворец выглядит почти так же, как в то время, когда впервые открылись его двери (в 1845 году).
Главный фасад дворца выходит на Исаакиевскую площадь, к Синему мосту через реку Мойку. Мост, при строительстве Мариинского дворца, был расширен до 97,3 метров, что сделало фасад дворца ещё более торжественным.
Вид на Мариинский дворец, Синий мост и реку Мойку
Архитектурно главный фасад Мариинского дворца имеет выступающую центральную часть (главный вход) и два крыла.
Фасад украшают лепные украшения, герб, колонны и пилястрами с капителями. Особо бросаются в глаза выступающий балкон на уровне второго этажа и различные по форме и размерам окна.
Более объемный и особенно впечатляющий вид на Мариинский дворец открывается со смотровой площадки Исаакиевского собора, который расположен ровно напротив дворца на Исаакиевской площади. Подробнее о смотровой площадке Исаакиевского собора…
Вид на Исаакиевскую площади, и Мариинский дворец в том числе, со смотровой собора
Интерьер Мариинского дворца
В отличие от более строго экстерьера, интерьер Мариинского дворца, который за время истории довольно сильно изменился, имеет богатое и впечатляющее внутреннее убранство.
Коллекции произведений искусства, фамильные драгоценности и исторические раритеты, которые когда-то находились во дворце, унаследовали потомки великой княгини и герцога, которые разделили ценности между собой и частично вывезли их за границу. Предметы, оставшиеся в России, в основном были национализированы — стали экспонатами Эрмитажа, Русского музея и других государственных хранилищ. Некоторые ценные вещи исчезли в годы революций и войн.
Когда великокняжеский дворец приспосабливали к потребностям высшего чиновничества империи, личные апартаменты прежних владельцев «волшебного замка» (как назвала дворец у Синего моста Анна Тютчева) были изменены. Лишь кое-где уцелели отдельные элементы убранства и декора, в том числе плафоны и камины.
С конца 1960-х годов планомерно и систематически проводятся работы по воссозданию исторического Мариинского дворца (конечно, насколько это возможно). Так уже сегодня некоторые залы и гостиные дворца вновь увидели свет.
Парадный вестибюльВойдя в главные двери дворца, попадаем в Парадный вестибюль с колоннами и пилонами из натурального мрамора розоватого оттенка, которые поддерживают высокие своды.
Пол вестибюля выстлан керамической метлахской плиткой.
В вестибюле примечателен бюст Марии Николаевны, работы скульптора Галины Додоновой и архитектора Елены Лазаревой.
ХоллПарадный вестибюль ведет в небольшой холл, украшенный фризом с рельефом, изображающим въезд Александра Великого в Вавилон. Это слепок с работы скульптора Бертеля Торвальдсена, создавшего его для Квиринальского дворца (Palazzo del Quirinale) в Риме, где устраивали пышные покои для Наполеона на случай его приезда в город.
Также в холле находятся бронзовые канделябры, а стены украшают бюсты героев Троянской войны. В нишах установлены статуи античных воинов.
Потолок холла перед Парадной лестницей украшен лепным позолоченным орнаментом с узором из букв, образующих имя «Мария».
Парадная лестницаНебольшой холл ведет к широкой парадной богато украшенной лестнице.
На средней площадке лестница разделяется надвое. На верхней площадке оба марша лестницы соединяют. Лестницу обрамляют ажурные чугунные перила с позолоченным орнаментом.
Стены верхней площадки «помещения лестницы» оформлены пилястрами, в промежутках между которыми находятся белые бюсты и позолоченные маски.
Потолок украшен лепным и живописным орнаментом.
РотондаГлавным украшение внутренних помещений дворца является Ротонда — круглое помещение высотой около 17 метров.
Зал имеет преимущественно белые тона и двухъярусную колоннаду из 32-х каннелированных колонн с капителями.
Легкости декору Ротонды придает ажурная решетка второго яруса, легкая лепнина и позолота.
Ротонда увенчана высоким куполом, сквозь круглую центральную часть (окно) которого проникает дневной свет.
Помпейский залСквозная двухъярусная колоннада соединяет Ротонду с Помпейским, или Квадратным, залом.
Данный зал иногда также называют «Тёмным», поскольку в нем отсутствуют окна.
Название «Помпейский», залу даровано из-за схожести его декора с так называемым помпейским стилем, который почитал архитектор дворца — А.И. Штакеншнейдер.
За свою жизнь Андрей Иванович посетил руины города Помпеи (юг Италии), который был разрушен и засыпан слоем вулканического пепла при извержении Везувия в 79 году н.э. Архитектор провел немало времени на раскопках, где основательно изучил находки археологов. Его восхитило искусство древних мастеров, и он стал использовать данные мотивы во многих своих работах (постройках).
Стены Помпейского зала Мариинского дворца расписаны яркими красками с позолотой в темперно-клеевой технике по штукатурке — сплошь, снизу доверху. Благодаря этому стены зала представляют собой многоцветный ковер, изобилующий всевозможными изображениями. Здесь и фантастические крылатые существа, и девушки в хитонах, и вьющиеся растения, и амуры.
Потолок зала глубоко кессонирован (состоит из различных углублений и ячеек), богато украшен лепниной и ярко расписан, в том числе и с использованием позолоты.
Помпейская галереяВ помпейском стиле Штакеншнейдер создал и аналогичную галерею — Помпейский коридор Мариинского дворца.
Назначение галереи было — переход, по существу — коридор между более значительными залами: Белым залом и Библиотекой герцога, которая ныне превращена в Синий зал заседаний.
В галерее живопись менее плотная, чем в Помпейском зале, больше свободного пространства и есть окна, поэтому и весь интерьер кажется более легким и изящным.
Арки, опирающиеся на выступы простенков, делят галерею на отсеки, перекрытые купольными сводами, на которых изображены фантастические существа, животные и птицы.
На стенах изображены пейзажи в орнаментальных рамах и гротески в виде живописных канделябров.
Окна помещения выходят во внутренний двор дворца.
Белый залБелый зал — бывший танцевальный зал и одна из жемчужин дворца, где в прежние времена княгиня и герцог устраивали торжественные приемы, балы и концерты.
Стены зала, в основном, свободны от украшений. Гладкие панно белого искусственного мрамора окаймляет меандр (лепной орнамент) в виде позолоченных линий с завитками и небольшими лепными украшениями в углах.
Потолок имеет глубокие кессоны, которые заполнены лепными розетками, листьями и побегами аканта.
Одним из главных украшений зала является большой живописный фриз, в котором запечатлены сцены из античной мифологии. Фриз был создан художником-монументалистом Антонио Виги.
В зале находится мраморный камин с двумя ионическими колоннами, на капителях которых лежит карниз.
Зал освещают три многоярусные хрустальные люстры и бра, изготовленные на Императорском стекольном заводе.
При Марии Николаевне зал имел ещё одно назначение — художественной галереи. В 1850-м году из Мюнхена была привезена богатая коллекция произведений искусств, насчитывающая около 300 картин выдающихся художников Западной Европы (Ван Дейка, Рубенса, Мурильо, Корреджо, Албани, Тициана и т. д.). Привезенными картинами были украшены стены Танцевального зала и примыкающей к нему Помпейской галереи.
Сегодня в зале проходят заседания постоянных органов Собрания, круглые столы, депутатские и общественные слушания, конференции.
Красный залКрасный зал — бывшая Парадная приемная мужа Марии Николаевны — герцога Максимиллиана Лейхтенбергского.
Зал получил название «Красный», поскольку в его интерьере преобладает темно-красный цвет искусственного мрамора, которым облицованы каннелированные пилястры. Этот цвет приятно сочетается с белым цветом стен и лепных капителей.
Особую праздничность залу придает позолота, которой отделаны многие детали помещения.
Пол выложен паркетом с необычайно сложными узорами, созданный из пород экзотических деревьев.
Семь палисандровых дверей украшены тончайшим узором из перламутра, слоновой кости и золоченой бронзы. Эти двери были изготовлены в мастерской Фортнера в Мюнхене в 1842-1843 годах и в 1844 году доставлены в Санкт-Петербург морским путем.
Рельефы фриза посвящены теме античных образов.
В зале сохранились два небольших камина из белого каррарского мрамора с рельефами во фризе над топкой и в боковых устоях.
Окна помещения выходят на Исаакиевскую площадь.
Сегодня в Красном зале проходят протокольные встречи депутатов Законодательного Собрания с иностранными делегациями.
Большой зал заседанийКогда-то в Мариинском дворце находился прекрасный двухуровневый зимний сад со статуями и фонтанами, цветниками и буйной растительностью.
В 1907-1908 годах зимний сад был перестроен в зал заседаний Государственного Совета Российской Империи.
В начале 2000-х годов была проведена реставрация интерьеров зала. Был создан новый современный стеклянный купол. Восстановлены фрагменты лепнины и элементы декора в соответствии с тем, как они выглядели в 19 веке.
В зале проходят заседания депутатов.
Гостиная-кабинет Марии НиколаевныПомещение разделено на две неравные части парными пилонами, украшенными лепным орнаментом на золотом фоне.
Первое — большее пространство, было Гостиной, меньшее — Кабинетом, а затем и Будуаром. Залы друг от друга отделяла тяжелая занавеска, раздвинув которую, можно было получить единый зал.
Штакеншнейдер определил стиль зала как «флорентийский ренессанс» — стиль итальянского Возрождения.
Простые стены синего цвета идеально гармонируют с обильной лепниной, которая практически сплошным ковром покрывает верхние части стен и потолок.
Во многих петербургских дворцах любили размещать камины под окнами. Такое соединение живого пламени и видов городских кварталов или сельских пейзажей волновало романтически настроенных людей 19 века. В данной гостиной дворца камин у окна отделан мозаикой, повторяющей сюжеты мозаик, раскопанных в Помпеях.
Второй камин в помещении выполнен из каррарского мрамора, имеет рельеф «Посещение Венерой Вулкана» и напоминает о постоянных научных занятиях герцога минералогией, горным делом и гальванопластикой.
Ныне зал используется как помещение для хранения подарков городу от различных делегаций по случаям юбилеев и других торжественных событий. В стеклянных витринах хранятся предметы из разных стран мира.
Полуциркульный кабинетПолуциркульный кабинет (столовая, Овальный кабинет).
Кабинет замыкает анфиладу личных комнат великой княгини.
Окна помещения обращены во внутренний сад дворца и на Вознесенский проспект.
Окно-дверь кабинета выходит на большой балкон, на который раньше можно было подняться даже в маленьком экипаже по прямому наружному пандусу, впоследствии уничтоженному.
В помещении особенно привлекает внимание многоярусный камин-печь, из многоцветного мрамора. В него вмонтировано мраморное панно с тонким графическим изображением Венеры с зеркалом.
Стены затянуты штофом. Роспись свода вызывает восхищение и приковывает взгляд.
Ажурная люстра с хрусталем заменила первоначальную, изготовленную по рисунку самой Марии Николаевны.
Малый будуарБывший малый будуар располагался в крохотной комнатке, примыкающей к Ванной и Туалетной и соединяющейся потайной дверью с Рабочим кабинетом.
Здесь великая княгиня отдыхала в полном уединении.
ПандусПандус дворца — вот что заставляет воскликнуть: «Дайте мне что-нибудь с колёсиками!».
Данный пандус называли «фантастическим сооружением».
Пандус занимает срединное положение между бывшими покоями Марии Николаевны и герцога Максимилиана. Отсюда быстрее и легче всего было попасть в детские комнаты и в личные апартаменты их императорских высочеств. Благодаря пологому подъему без ступеней по пандусу можно было беспрепятственно катить кресло на колесах.
У Марии Николаевны постоянно болели ноги, и ей часто приходилось передвигаться подобным образом.
Дворцовая церковьВыше всех парадных, жилых и служебных помещений располагалась дворцовая церковь — храм во имя святого Николая Чудотворца, освященный 17 января 1845 года.
Первоначально церковь была достаточно скромна по своей отделке. Однако Марии Николаевне не нравилась её простота.
В 1856 году Мария поручила князю Григорию Гагарину создать новый облик дворцового храма. Он сделал сплошную росписи всех стен на тему Ветхого и Нового заветов; новый мраморный иконостас с иконами святых, соименных членам императорской фамилии; преобразил восточную часть церкви.
Храм был закрыт в начале 1918 года. Впоследствии его убранство было утрачено. Лишь частично сохранились настенные росписи. Также была отреставрирована церковная лестница и воссоздан стеклянный купол над ней.
С 1991 года священнослужители Казанского собора проводят в дворцовой церкви службы.
Информационно-просветительский парламентский центрВ историческом помещении на первом этаже Мариинского дворца расположен информационно-просветительский парламентский центр Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
В помещении центра находится макет Мариинского дворца и материалы по истории создания дворца.
Также в экспозиции центра отражена история создания и становления петербургского парламента; показано развитие международных и межрегиональных парламентских отношений; представлена полная информация об институте Почетных граждан Санкт-Петербурга и т. д.
Практическая информация
Мариинский дворец расположен в самом центре Петербурга, вблизи Дворцовой площади, по адресу: Исаакиевская площадь, 6.
В стенах Мариинского дворца размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Также во дворце часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды местного, всероссийского и международного уровня. Устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии. Здание осматривают группы туристов и экскурсантов.
Осмотреть Мариинский дворец и Исаакиевскую площадь можно также с одной из экскурсий по Петербургу
На Исаакиевской площади, возле Мариинского дворца, можно остановиться:
[booking blog_id=140]
5-звездочная Гостиница Астория Rocco Forte, расположенная в историческом здании.
В гостинице: лаундж с живой музыкой, ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi, банкомат, бассейн, тренажерный зал, спа-центр с сауной и турецкой баней.
В стоимость номеров может быть включен завтрак. Ссылка на гостиницу
5-звездочный отель Lotte St. Petersburg, расположенный в историческом особняке на набережной Мойки.
Из бара на крыше открывается вид на Исаакиевский собор.
Гости отеля могут бесплатно посещать современный фитнес-центр и водную зону спа-центра Mandara.
В отеле: ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi и подземная парковка.
В числе удобств номеров: кофеварка/чайник, цифровая панель, при помощи которой можно управлять кондиционером, отоплением и освещением. В ванных комнатах: биде, халаты, тапочки и туалетно-косметические принадлежности.
Из люксов открывается вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец. Гостям каждого номера предоставляется услуга подготовки постели ко сну.
В стоимость номеров может быть включен завтрак. Ссылка на отель
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Мариинского дворца, можно посмотреть и забронировать здесь
История Мариинского дворца
Мариинский дворец был возведен в период с 1839 по 1844 годы по заказу императора Николая I, как свадебный подарок для его дочери — княгини Марии Николаевны, по случаю её свадьбы с герцогом Максимилиан-Евгений-Иосиф-Наполеон Лейхтенбергским, который ради жены принял русское подданство.
Автором проекта дворца был архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Венчание состоялось в 1839 году, а с 1845 года Мариинский дворец стал официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге.
Так в столице появился новый центр великосветской жизни. Во дворце часто бывали знатные гости, а сам Николай I, по свидетельству его соотечественников, «каждый день в определенные часы медленной и величавой походкой» шествовал из Зимнего дворца (расположен неподалеку) в Мариинский дворец, чтобы повидаться с дочерью и первым внуком, которого в честь деда назвали Николаем.
Приемы, балы, маскарады, концерты, спектакли и прочие мероприятия в Мариинском дворце посещала вся петербургская знать. Помимо увеселений семья также активно занималась общественной и государственной деятельностью.
После смерти Марии Николаевны в 1876 году дворец унаследовали двое её младших сыновей, которые в 1884 году продали дворец в казну.
По указу Александра III Мариинский дворец стал резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Канцелярии по принятию прошений на высочайшее имя. Само здание заново меблировали и оборудовали.
11 февраля 1885 года состоялось торжественное освящение дворца как центра российской государственности.
С 1905 года в здании уже бывшего размещался Государственный совет. Для этого был построен новый большой зал заседаний, который был возведен на месте Зимнего сада — одного из лучших достижений Штакеншнейдера.
После Февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство России, проработавшее в стенах дворца до июля.
С 7 августа в стенах дворца начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание.
В.Д. Набоков, в тот период — управляющий делами Временного правительства, вспоминал: «Мариинский дворец подвергся радикальному «опрощению». В его роскошные залы хлынули толпы лохматых, небрежно одетых людей в пиджаках и косоворотках самого пролетарского вида. Великолепные лакеи, сменив ливреи на серые тужурки, потеряли всю свою представительность. Торжественное священнодействие заменилось крикливой суетой».
Утром 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года революционные солдаты и матросы начали окружать Мариинский дворец. Около полудня они разоружили охранявших его юнкеров, выставили свои караулы и предложили собравшимся очистить помещения — Все повиновались. Той же ночью был взят и Зимний дворец.
После октябрьских событий Мариинский дворец перешел в ведение Высшего совета народного хозяйства.
Памятная доска на фасаде Мариинского дворца
После переезда в марте 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместили казармы для новых формирований Красной Армии. Позже дворец занимали различные учреждения и общества, затем его превратили в гостиницу для туристов, позже — в общежитие и аудитории слушателей Промакадемии.
Во время Второй мировой войны во дворце был организован штаб армии. О столетней истории ленинградского ополчения напоминает памятная доска, установленная на фасаде Мариинского дворца.
Также во дворец из пригородов Ленинграда были передислоцированы 4 батальона выздоравливающих. Вскоре их количество увеличилось. В официальных документах той поры дворец стали называть «городком 1 бригады выздоравливающих».
После полного освобождения Ленинграда от кольца вражеской блокады, в 1944 году, Мариинский дворец начали восстанавливать от причиненного ущерба, в результате бомбежек и артобстрелов во время войны. Во время устранения ущерба произвели существенную перестройку интерьеров дворца.
С 1945 по 1991 годы Мариинский дворец являлся резиденцией представительной власти города. Для удобства новых хозяев в здании, в его восточном крыле соорудили мраморную лестницу, ведущую в правый вестибюль; а комнаты переделали в служебные кабинеты. Работами руководил архитектор М.А. Шепелевский.
19-22 августа 1991 года во время Августовского путча дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады. После провала попытки государственного переворота 22 августа 1991 года над Мариинским дворцом взвилось трехцветное полотнище — новый Государственный флаг России.
В 1991-1993 годы дворец был местом заседания Петросовета. В декабре 1993 года Петросовет был распущен в связи с принятием новой Конституции. С 1994 года дворец — место заседаний Городского Собрания Санкт-Петербурга, который был переименован в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Сегодня в стенах здания всё также размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургская избирательная комиссия.
Места
Дворец великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) возле Синего моста через Мойку, ограничивающий Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесён к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Это первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало утверждение в России нового архитектурного стиля, пришедшего на смену классицизму — эклектики, предполагавшей использование мотивов всех исторических стилей прошлого, а также применение новых строительных материалов и конструкций, появившихся к середине XIX века.
Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой — всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания. Главный дворцовый фасад симметричен.
Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре — широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам — подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким «бриллиантовым» рустом первый этаж.
Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень — песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца — тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.
Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания — так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И.Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.
Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск — пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки.
Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.
Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.
После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь.
Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.
Дворцы Штакеншнейдер
Мариинский дворец, Санкт-Петербург
Мариинский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, являющийся выдающимся памятником истории и архитектуры.
Мариинский дворец был построен в первой половине XIX века по приказу Николая I для его дочери принцессы Марии по случаю ее свадьбы с герцогом Лейхтенбергским.
Архитектором дворца был А. И. Штакеншнейдер.
За свою историю (более подробная история Мариинского дворца приведена в конце статьи) Мариинский дворец неоднократно служил центром политической и общественной жизни страны.
По этой причине Мариинский дворец входит в тройку «политических» дворцов Санкт-Петербурга. Два других — это Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Таврический дворец.
Сегодня здание бывшего Мариинского дворца является памятником архитектуры и привлекает внимание своей монументальностью, тонко сочетающейся с изяществом форм и игрой объемов.
Снаружи Мариинский дворец выглядит почти так же, как когда его двери впервые открылись (в 1845 году).
Главный фасад дворца выходит на Исаакиевскую площадь, к Голубому мосту через реку Мойку. Мост при строительстве Мариинского дворца был расширен до 97,3 метра, что сделало фасад дворца еще более торжественным.
Вид на Мариинский дворец, Голубой мост и реку Мойку
Архитектурно главный фасад Мариинского дворца имеет выделяющуюся центральную часть (главный вход) и два флигеля.
Фасад украшен лепными украшениями, гербом, колоннами и пилястрами с капителями. Особенно бросается в глаза выступающий балкон на уровне второго этажа и разные по форме и размеру окна.
Более объемный и особенно впечатляющий вид на Мариинский дворец открывается со смотровой площадки Исаакиевского собора, которая находится ровно напротив дворца на Исаакиевской площади. Подробнее о смотровой площадке Исаакиевского собора…
Вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец, в том числе, со смотровой площадки собора
Интерьер Мариинского театра Дворец
В отличие от более строгого экстерьера, интерьер Мариинского дворца, довольно сильно изменившийся на протяжении истории, отличается богатым и впечатляющим интерьером.
Коллекции произведений искусства, фамильные драгоценности и исторические редкости, находившиеся когда-то во дворце, достались по наследству потомкам великой княгини и герцога, которые поделили ценности между собой и частично вывезли их за границу. Оставшиеся в России предметы в основном были национализированы — они стали экспонатами Эрмитажа, Русского музея и других государственных хранилищ. Некоторые ценные предметы исчезли в годы революций и войн.
Когда великокняжеский дворец был приспособлен к нуждам высших лиц империи, личные апартаменты бывших владельцев «волшебного замка» (так назвала дворец у Голубого моста Анна Тютчева) были изменены. Лишь кое-где сохранились отдельные элементы отделки и отделки, в том числе плафоны и камины.
С конца 1960-х реконструкция исторического Мариинского дворца проводится планомерно (по мере возможности, конечно). Так что сегодня некоторые залы и жилые комнаты дворца вновь увидели свет.
Парадный вестибюльВойдя в парадные двери дворца, мы попадаем в Парадный вестибюль с колоннами и пилонами из натурального мрамора розоватого оттенка, которые поддерживают высокие своды.
Пол вестибюля выложен керамической плиткой Метлах.
В вестибюле бюст Марии Николаевны работы скульптора Галины Додоновой и архитектора Елены Лазаревой.
ХоллГлавный вестибюль ведет в небольшой зал, украшенный фризом с рельефом, изображающим вход Александра Македонского в Вавилон. Это слепок с работы скульптора Бертеля Торвальдсена, создавшего его для Квиринальского дворца (Palazzo del Quirinale) в Риме, где Наполеону устроили роскошные апартаменты на случай его приезда в город.
В зале также бронзовые канделябры, а стены украшены бюстами героев Троянской войны. В нишах установлены статуи древних воинов.
Потолок холла перед Парадной лестницей украшен лепным золоченым орнаментом с узором из букв, образующих имя «Мария».
Парадная лестницаНебольшой вестибюль ведет к широкой богато украшенной парадной лестнице.
На средней площадке лестница разделяется на две части. На вершине лестницы соединяются два лестничных пролета. Лестницу обрамляют ажурные чугунные перила с позолоченным орнаментом.
Стены верхней площадки «лестничного зала» украшены пилястрами, в промежутках между которыми установлены белые бюсты и позолоченные маски.
Потолок украшен лепниной и живописным орнаментом.
РотондаГлавным украшением интерьера дворца является Ротонда – круглое помещение высотой около 17 метров.
Зал выполнен в преимущественно белых тонах, с двухъярусной колоннадой из 32 каннелированных колонн с капителями.
Светлый декор Ротонды придают ажурная решетка второго яруса, светлая лепнина и позолота.
Ротонда увенчана высоким куполом, через круглую центральную часть (окно) которого проникает дневной свет.
Зал ПомпеиНепрерывная двухъярусная колоннада соединяет Ротонду с Помпейским залом, или Площадью.
Этот зал иногда также называют «Темным», потому что в нем нет окон.
Название «Помпейский» зал получил из-за сходства его декора с так называемым помпейским стилем, который почитал архитектор дворца-А. И. Штакеншнейдер.
За свою жизнь Андрей Иванович побывал на руинах города Помпеи (юг Италии), который был разрушен и покрыт слоем вулканического пепла во время извержения Везувия в 79 г. н.э. Архитектор много времени посвятил раскопки, где досконально изучил находки археологов. Он восхищался искусством древних мастеров, и эти мотивы он стал использовать во многих своих работах (постройках).
Стены Помпейского зала Мариинского дворца расписаны яркими красками с золочением в технике темпера-клей по гипсу — полностью, снизу доверху. Благодаря этому стены зала представляют собой разноцветный ковер, пестрящий всевозможными изображениями. Здесь есть и фантастические крылатые существа, и девушки в хитоне, и вьющиеся растения, и амуры.
Потолок зала глубоко кессонный (состоящий из различных углублений и ячеек), богато украшен лепниной и ярко расписан, в том числе с применением позолоты.
Галерея ПомпеиВ помпейском стиле Штакеншнейдер создал и аналогичную галерею — Помпейский коридор Мариинского дворца.
Галерея предназначалась для прохода, по сути, для коридора между большими залами: Белым залом и Библиотекой Герцога, которая сейчас превращена в Голубой зал заседаний.
В галерее картина менее плотная, чем в Помпейском зале, больше свободного пространства и есть окна, поэтому весь интерьер кажется светлее и изящнее.
Арки, опирающиеся на выступы опор, делят галерею на отсеки, перекрытые куполообразными сводами, на которых изображены фантастические существа, животные и птицы.
На стенах изображены пейзажи в орнаментальных рамах и гротески в виде живописных канделябров.
Окна комнаты выходят во двор дворца.
Белый залБелый зал — бывший танцевальный зал и одна из жемчужин дворца, где в прежние времена принцесса и герцог проводили официальные приемы, балы и концерты.
Стены зала практически не украшены. Гладкие панели из белого искусственного мрамора окаймлены меандром (лепным орнаментом) в виде золоченых линий с завитками и мелкими лепными украшениями по углам.
Потолок имеет глубокие кессоны, заполненные лепными розетками, листьями и побегами аканта.
Одним из главных украшений зала является большой живописный фриз, на котором изображены сцены из античной мифологии. Фриз был создан художником-монументалистом Антонио Виджи.
В холле мраморный камин с двумя ионическими колоннами, на капителях которых карниз.
Зал освещают трехъярусные хрустальные люстры и бра, изготовленные на Императорском стекольном заводе.
При Марии Николаевне у зала было другое назначение — художественная галерея. В 1850 году из Мюнхена была привезена богатая коллекция произведений искусства, насчитывающая около 300 картин выдающихся художников Западной Европы (Ван Дейк, Рубенс, Мурильо, Корреджо, Альбани, Тициан и др.). Привезенными картинами были украшены стены Танцевального зала и прилегающей к нему Помпейской галереи.
Сегодня в зале проходят заседания постоянно действующих органов Ассамблеи, круглые столы, парламентские и общественные слушания, конференции.
Красный залКрасный зал — бывшая парадная приемная мужа Марии Николаевны, герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
Зал получил название «Красный», потому что в его интерьере преобладает темно-красный цвет искусственного мрамора, которым облицованы рифленые пилястры. Этот цвет приятно сочетается с белым цветом стен и лепных капителей.
Позолота, которой украшены многие детали комнаты, делает зал особенно праздничным.
Пол покрыт паркетом с необычайно сложным рисунком, созданным из экзотических деревьев.
Семь дверей из розового дерева украшены тончайшим узором из перламутра, слоновой кости и позолоченной бронзы. Эти двери были изготовлены в мастерской Фортнера в Мюнхене в 1842-1843 гг. и доставлены в Петербург морем в 1844 г.
Рельефы фриза посвящены теме античных образов.
В зале два небольших камина из белого каррарского мрамора с рельефами на фризе над топкой и в боковых устоях.
Окна номера выходят на Исаакиевскую площадь.
Сегодня в Красном зале проходят протокольные встречи депутатов Законодательного собрания с иностранными делегациями.
Большой зал заседанийКогда-то в Мариинском дворце был прекрасный двухуровневый зимний сад со статуями и фонтанами, клумбами и буйной растительностью.
В 1907-1908 годах Зимний сад был перестроен в зал заседаний Государственного Совета Российской империи.
В начале 2000-х интерьер зала был отреставрирован. Создан новый современный стеклянный купол. Фрагменты лепнины и декоративных элементов восстановлены в соответствии с тем, как они выглядели в XIX веке.
В зале проходят собрания депутатов.
Гостиная-кабинет Марии НиколаевныПомещение разделено на две неравные части парными пилонами, украшенными лепным орнаментом по золотому фону.
Первым, большим помещением, была Гостиная, меньшим — Кабинет, а затем Будуар. Залы были отделены друг от друга тяжелым занавесом, который можно было открыть, чтобы образовать единый зал.
Штакеншнейдер определил стиль зала как «флорентийский ренессанс» — стиль итальянского Возрождения.
Простые голубые стены прекрасно гармонируют с богатой лепниной, которая почти сплошным ковром покрывает верхнюю часть стен и потолок.
Во многих петербургских дворцах любили ставить камины под окнами. Это сочетание живого пламени и видов на городские кварталы или сельские пейзажи волновали романтиков XIX века. В этой гостиной дворца камин у окна украшен мозаикой, повторяющей сюжеты мозаик, раскопанных в Помпеях.
Второй камин в комнате выполнен из каррарского мрамора, имеет рельеф «Посещение вулкана Венерой» и напоминает о постоянных научных занятиях герцога в области минералогии, горного дела и гальваники.
Сейчас зал используется как хранилище для подарков городу от различных делегаций по случаю юбилеев и других торжественных событий. В стеклянных витринах находятся предметы из разных стран мира.
Полукруглый кабинетПолукруглый кабинет (столовая, Овальный кабинет).
Кабинет замыкает анфиладу личных комнат Великой Княгини.
Окна номера выходят во внутренний двор дворца и на Вознесенский проспект.
Окно-дверь кабинета выходит на большой балкон, на который раньше можно было попасть даже в небольшой коляске по прямому внешнему пандусу, позже разрушенному.
В комнате особенно привлекает внимание многоярусная печь-камин, выполненная из разноцветного мрамора. Он имеет мраморное панно с тонким графическим изображением Венеры с зеркалом.
Стены обшиты штофом. Роспись свода достойна восхищения и притягивает взгляд.
Ажурная люстра с хрусталем заменила оригинальную, изготовленную по рисунку самой Марии Николаевны.
Малый будуарБывший малый будуар располагался в крохотной комнате, примыкающей к Ванной и Туалету и соединенной потайной дверью с Кабинетом.
Здесь великая княгиня отдыхала в полном уединении.
ПандусПандус дворца-вот что заставляет воскликнуть: «Дайте что-нибудь с колесами!».
Пандус занимает среднее положение между бывшими апартаментами Марии Николаевны и герцога Максимилиана. Отсюда можно было быстрее и проще всего попасть в детские комнаты и в личные покои их императорских высочеств. Благодаря пологому подъему без ступенек по пандусу можно было беспрепятственно катить коляску на колесах.
У Марии Николаевны постоянно болели ноги, и ей часто приходилось так передвигаться.
Дворцовая церковьНад всеми парадными, жилыми и служебными помещениями находилась дворцовая церковь-церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, освященная 17 января 1845 года. , церковь была довольно скромной в своем убранстве. Однако Марии Николаевне не нравилась его простота.
В 1856 году Мария поручила князю Григорию Гагарину создать новый облик дворцовой церкви. Он сделал сплошную роспись всех стен на тему Ветхого и Нового Заветов; новый мраморный иконостас с иконами святых, названных в честь членов императорской семьи; преобразил восточную часть церкви.
Церковь была закрыта в начале 1918 года. Впоследствии ее убранство было утрачено. Лишь частично сохранились настенные росписи. Также была отреставрирована церковная лестница и воссоздан стеклянный купол над ней.
С 1991 года в дворцовом храме служили клирики Казанского собора.
Парламентский информационно-образовательный центрИнформационно-образовательный парламентский центр Законодательного собрания Санкт-Петербурга расположен в историческом здании на первом этаже Мариинского дворца.
Внутри центра находится макет Мариинского дворца и материалы по истории создания дворца.
Экспозиция центра также отражает историю создания и становления петербургского парламента; показывает развитие международных и межрегиональных парламентских связей; предоставляет полную информацию об Институте почетных граждан Санкт-Петербурга и др.
Практическая информация
Мариинский дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с Дворцовой площадью, д. по адресу : Исаакиевская площадь, д. 6.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга находится в стенах Мариинского дворца.
Также во дворце часто проходят различные конференции, симпозиумы, съезды местного, национального и международного уровня. Организуются выставки, концерты и церемонии. Здание посещают группы туристов и экскурсантов.
Осмотреть Мариинский дворец и Исаакиевскую площадь можно также на одной из экскурсий по Санкт-Петербургу
На Исаакиевской площади, возле Мариинского дворца, остановка :
Пятизвездочный отель Astoria Rocco Forte расположен в историческом здании.
В отеле : салон с живой музыкой, ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi, банкомат, бассейн, тренажерный зал, спа-центр с сауной и турецкой баней.
Завтрак может быть включен в стоимость номера. Ссылка на отель
5-звездочный отель Лотте Санкт-Петербург расположен в историческом особняке на набережной реки Мойки.
Из бара на крыше открывается вид на Исаакиевский собор.
Гости могут бесплатно посещать современный фитнес-центр и аквазону Mandara Spa.
В отеле : ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi и подземная парковка.
Номера оснащены кофеваркой/чайником, цифровой панелью, с помощью которой можно управлять кондиционером, отоплением и освещением. Ванные комнаты оснащены биде, халатами, тапочками и туалетно-косметическими принадлежностями.
Из люксов открывается вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец. В каждом номере предоставляется услуга подготовки постели ко сну.
Завтрак может быть включен в стоимость номера. Ссылка на отель
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и возле Мариинского дворца, можно посмотреть и забронировать здесь
История Мариинского дворца
Мариинский дворец был построен между 1839 и 1844 годами по приказу императора Николая I в качестве свадебного подарка его дочери, княжне Марии Николаевне, по случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом-Евгением-Иосифом-Наполеоном Лейхтенбергским, который для ради жены принял российское гражданство.
Автором проекта дворца был архитектор А. И. Штакеншнейдер.
Свадьба состоялась в 1839 году, а с 1845 года Мариинский дворец стал официальной резиденцией принцев Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге.
Так в столице появился новый центр светской жизни. Дворец часто посещали высокие гости, а сам Николай I, по свидетельству соотечественников, «каждый день в известные часы медленной и величавой походкой» маршировал из Зимнего дворца (находящегося рядом) в Мариинский дворец, чтобы повидаться с дочерью и первый внук, которого назвали Николаем в честь деда.
Приемы, балы, маскарады, концерты, спектакли и другие мероприятия в Мариинском дворце посещала вся петербургская знать. Помимо развлечений, семья также активно занималась общественной и государственной деятельностью.
После смерти Марии Николаевны в 1876 году дворец унаследовали два ее младших сына, которые в 1884 году продали дворец казне.
Указом Александра III Мариинский дворец стал резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Управления по приему прошений на Высочайшее имя. Само здание было недавно обставлено и оборудовано.
11 февраля 1885 года дворец был официально освящен как центр российской государственности.
С 1905 года в бывшем здании размещался Государственный совет. Для этого был построен новый большой зал заседаний, который возвели на месте Зимнего сада — одного из лучших достижений Штакеншнейдера.
После Февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство России, которое работало в стенах дворца до июля.
7 августа в стенах дворца начала работу Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание.
В. Д. Набоков, в то время — управляющий делами Временного правительства, вспоминал: «В Мариинском дворце проведен радикальный «опрос». в его роскошные залы. Великолепные лакеи, сменившие свои ливреи на серые жакеты, утратили всякую представительность. Торжественная церемония сменилась шумной сутолокой».
Утром 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 августа революционные солдаты и матросы начали окружать Мариинский дворец. Около полудня они разоружили охранявших его юнкеров, выставили свою охрану и попросили толпу очистить помещение — все повиновались. В ту же ночь был взят Зимний дворец.
После октябрьских событий Мариинский дворец перешел в ведение Высшего совета народного хозяйства.
Мемориальная доска на фасаде Мариинского дворца
После переезда правительства в Москву 19 марта18 в Мариинском дворце разместились казармы для новых формирований Красной Армии. Позже дворец был занят различными учреждениями и обществами, затем его превратили в гостиницу для туристов, позже – в общежитие и аудиторию студентов Промакадемии.
Во время Второй мировой войны во дворце располагался штаб армии. Памятная доска на фасаде Мариинского дворца напоминает о столетии ленинградской милиции.
Также во дворец передислоцировались 4 батальона оздоровления из пригородов Ленинграда. Вскоре их число увеличилось. В официальных документах того времени дворец именовался «городком 1-й бригады выздоравливающих».
После полного освобождения Ленинграда из кольца вражеской блокады, в 1944 году Мариинский дворец начал восстанавливаться от повреждений, нанесенных бомбежками и артобстрелами в годы войны. В ходе устранения повреждений была проведена значительная реконструкция интерьера дворца.
С 1945 по 1991 год Мариинский дворец был резиденцией представительного правительства города. Для удобства новых владельцев в здании, в его восточном крыле, устроена мраморная лестница, ведущая в правый вестибюль; а комнаты были преобразованы в служебные помещения. Руководил работами архитектор М. А. Шепелевский.
19-22 августа 1991 года во время августовского путча дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады. После неудавшейся попытки государственного переворота 22 августа 1991 года над Мариинским дворцом развевалось трехцветное знамя — новый Государственный флаг России.
В 1991-1993 годах дворец был местом заседания Петроградского Совета. В декабре 1993 года Петроградский Совет был распущен в связи с принятием новой Конституции. С 1994 года дворец является местом заседания городского собрания Санкт-Петербурга, которое было переименовано в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Сегодня в здании по-прежнему находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургская избирательная комиссия.
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге Россия
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге играл важную роль в политической жизни России. Первоначально он был домом для дочери Николая I. Позже, наряду с Зимним и Таврическим дворцами, он был одним из политических дворцов того времени. Дворец служил штабом Временного правительства России.
Исторический очерк
В середине 18 века эта земля принадлежала графу Ивану Чернышеву, который построил здесь свой дворец и даже пригласил Екатерину Великую на новоселье. После смерти графа здание было передано в казну и занято различными государственными организациями.
В 1839–1844 годах здесь был построен новый дворец под руководством архитектора Андрея Штакеншнейдера. Император Николай I хотел подарить его своей дочери Марии, вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Дворец получил имя своей владелицы – Марии, а в 1845 году стал официальной резиденцией князя Лейхтенберга.
Дворец должен был быть удобным, и Император даже подобрал его расположение, которое оказалось на Исаакиевской площади напротив Исаакиевского собора при переходе через реку Мойку по Голубому мосту. В процессе строительства применялись только современные материалы и технологии. Чтобы избежать риска возгорания, потолки дворца были сделаны из металла, а не из дерева.
Несмотря на то, что фасад дворца выглядит стильно, для того времени он очень «хай-тек». Например, Мария Николаевна страдала от болей в ногах, и ей было тяжело передвигаться на большие расстояния. Для этого во дворце был оборудован специальный пандус, украшенный различными растениями и напоминавший лесную тропу.
Практически сразу после завершения строительства дворец распахнул свои двери для свободного посещения горожан и гостей города.
Мария жила во Дворце до самой смерти, но дети его продали. Таким образом, Мариинский дворец стал государственным. Здесь располагались Государственный совет, канцелярия и Комитет министров. После революции 1917 года Мариинский дворец использовался Временным правительством России. В годы Великой Отечественной войны здесь находились военный совет, политотдел Ленинградской армии милиции и редакция газеты. В 1991 в дни августовского переворота здесь располагался очаг сопротивления, а с 1994 года во дворце размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Дворец не только государственный, но и музейный. Дворец открыт для посещения туристами. Однако необходимо зарегистрироваться заранее.
Читайте также
Информация об экскурсии
Расписание
Дворец можно посетить по предварительной записи.
Public Transport
Address | |
---|---|
Isaac’s Square 6 | |
Metro / Subway | |
Admiralteyskaya, Sadovaya | |
Buses | |
Isaac’s Square | 3, 10, 22.
|