Мариинский дворец: Недопустимое название

Содержание

Мариинский дворец

Дворец великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) возле Синего моста через Мойку, ограничивающий Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесён к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Это первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало утверждение в России нового архитектурного стиля, пришедшего на смену классицизму — эклектики, предполагавшей использование мотивов всех исторических стилей прошлого, а также применение новых строительных материалов и конструкций, появившихся к середине XIX века.

Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой — всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания.

Главный дворцовый фасад симметричен.

Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре — широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам — подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким «бриллиантовым» рустом первый этаж.

Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень — песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца — тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.

Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания — так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И. Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.

Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск — пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки. Отделка помещений дворца отличается богатством и разнообразием художественных стилей. Здесь и колоннады, и золочёная лепка, и мозаика, и мрамор… Во дворце был зимний сад, где росли пальмы, бил фонтан.

Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.

Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.

После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь. Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.

Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге: история, фото, адрес

Интересно и само место, где находится Мариинский дворец. Здание расположено на Исаакиевской площади, вдоль Синего моста, переброшенного через Мойку. Во время строительства его расширили до 97,3 м, и даже в наши дни он считается самым широким в Северной столице.

Архитектура и внутреннее убранство

Современное фото Мариинского дворца практически не отличается от изображения первоначальной постройки.

Это великолепное строгое здание строилось не только с размахом, но и со вкусом. Для его перекрытий использовался металл и каменные плиты, а внутренняя облицовка была выполнена в основном из песчаника.

Внутренние помещения дворца оформлены в стиле итальянского палаццо. Дворцовый парадный вестибюль украшали величественные колонны из розового мрамора, для облицовки камина использовался зеленый сибирский камень. Роскошная парадная лестница вела на второй этаж, украшением которого стала двухъярусная ротонда.

Ротонда Мариинского дворца соседствовала с Овальной столовой, гостиной и Квадратным залом. За ними был устроен зимний сад, в центре которого располагался 8-метровый фонтан. К парадной анфиладе примыкала библиотека, танцзал, Помпейская галерея, роспись которой напоминает фрески Рафаэля. Во дворце было еще одно необычное сооружение — пологий пандус длиной в 150 м, по которому можно было попасть на верхние этажи.

Сам дворец был наполнен светом, создававшим ощущение легкости и радости. Его украшала богатейшая коллекция картин и скульптур, многие из которых являлись настоящими шедеврами. Все внутренние помещения свободно сообщались, здесь не было закрытых комнат и запретных зон, а посетители могли свободно перемещаться из одной залы в другую.

Политический центр Санкт-Петербурга

После смерти герцога владения князей Лейхтенбергских перешли в казну и стали с тех пор политическим центром Северной столицы. По данным из Википедии в Мариинском дворце находилось много государственных учреждений и ведомств. Государственный совет Российской империи и ее Кабинет министров, Всероссийская комиссия по выборам и Военное министерство — эти и другие учреждения располагались в здании, помещения которого периодически перестраивались.

описание, адрес, время и режим работы 2021

Мариинский дворец (автор @olha_nahirniak)

Императорская резиденция

Елизавета Петровна с первого взгляда влюбилась в древний Киев. В 1744 году императрица приказала построить киевскую резиденции, где могли бы останавливаться императорские особы.

Для строительства нового дворца был приглашен придворный архитектор Бартоломео Растрелли. Через 8 лет дворец был возведен, но императрица так и не смогла его посетить и оценить работу именитого мастера.

Отделочные работы во дворце затянулись на много лет. Екатерина II стала первым посетителем дворца. В 1787 году императрица приехала с визитом в Киев. Здесь она принимала Франсиско Миранду из Венесуэлы.

После визита Екатерины II дворец отошел к генерал-губернаторам Киевской губернии. В начале XIX века случилась беда — императорский дворец сгорел. Долгое время резиденция пустовала. И только во второй половине XIX века сюда снова вернулись императоры. 

Александр II обратился к архитектору Карлу Маевскому для реставрации дворца. В работах использовались старые планы, чертежи и картины. Когда работы были завершены, дворец переименовали в честь жены императора Марии Александровны и назвали его Мариинским. 

До 1917 года Мариинский дворец оставался официальной резиденцией императоров в Киеве. Здесь жила мать Николая II и занималась вопросами отправки санитарных поездов, лечением раненных во время Первой мировой войны. Об отречении от престола последнего российского императора Мария Федоровна узнала здесь же, в Мариинском дворце.  

Дворец с высоты птичьего полета (автор @find.kiev)

Красота архитектуры

Мариинский дворец строился по «традиционному» плану: первый этаж из камня, второй из дерева. На втором этаже находились жилые помещения, а рядом с основным зданием — одноэтажные флигели. При реставрации дворца решили построить второй этаж из камня, чтобы избежать пожаров. 

Здание построили по модным тенденциям того времени — в стиле барокко. Цветовая гамма дворца также не выбивалась из модных тенденций: голубой цвет с позолотой. Лепнина, золото, пышные украшения, изысканные скульптуры, колонны, лестницы — все это Мариинский дворец.

По залам дворца можно гулять вечно. Каждый зал уникален и отделан по-своему. Белый зал — самое красивое помещение дворца. 

Сразу же при строительстве дворца разбили парк. Он был похож на «классические» петровские парки с прямыми аллеями. В конце XIX века жена Александра II заложила еще один сад, но уже с извилистыми дорожками. 

Смена назначения

С приходом советской власти дворец превратился в военный штаб. За XX век здание не раз меняло свое назначение. Здесь располагались лагерь, тюрьма, школа, музей…

Во время Второй мировой войны Мариинский дворец серьезно пострадал — сразу же после войны его отреставрировали. В 1980-х и начале 2000-х годах были проведены очередные реставрационные работы.

С 2018 году дворец открыт. Здесь проходит ежегодный дипломатический прием Президента Украины и глав дипломатический миссии. 

Живые украшения (автор @victor_mer)

Как добраться

До Мариинского дворца можно доехать на общественном транспорте: на автобусе №24, №24А, №62 до остановки «Улица Садовая» или на метро до остановки «Арсенальная».  

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

В XVIII в. архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом на Исаакиевской площади был построен дворец для графа И. Г. Чернышева. В начале XIX в. на месте старого здания планировалось возведение дворца для великого князя Михаила Павловича, но архитектор К. И. Росси предпочел место неподалеку от Михайловского замка.

В 1820 г. дворец графа Чернышева был выкуплен в казну и передан Школе гвардейских прапорщиков. Под новое назначение здание было несколько перестроено.

В марте 1839 г. на месте снесенного дворца Чернышева и нескольких других зданий было начато строительство нового дворца. Это был свадебный подарок императора Николая I своей старшей дочери Марии Николаевне, помолвленной в декабре 1838 г. с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Дворец явился первой крупной постройкой одного из самых талантливых и плодовитых русских зодчих, работавших во второй трети XIX в., А. И. Штакеншнейдера. Под строительство были куплены и разобраны соседние дома — Вулферта, Демут-Малиновского и Савенкова. Здание дворца, возведенное в 1839-1844 гг., замкнуло с юга пространство Исаакиевской площади.

Дворец протянулся во всю ширину квартала между Вознесенским проспектом и Новым переулком (ныне пер. Антоненко). В те годы еще не было завершено строительство Исаакиевского собора, но архитектору было необходимо считаться с доминирующим сооружением на площади. Этим объяснялось его обращение к классицизму. Решенный в традициях этого стиля, дворец гармонирует с собором и является после него самым значительным компонентом архитектурного ансамбля площади.

Главный фасад дворца, выходящий на площадь, имеет три ризалита. Средний — с высоким аттиком, боковые — с треугольными фронтонами. Второй и третий этажи объединены стройными колоннами и пилястрами коринфского ордера. У колонн и пилястров необычные каннелюры: в них на треть высоты включены багетные вставки. Первый этаж обработан мелким «бриллиантовым» (граненым) рустом.

Особо подчеркнут центр здания. Средний ризалит выделен вынесенным вперед арочным подъездом. К его аркаде поднимаются ступени широкой лестницы, а с боков подходят пологие пандусы. Над аркадой расположен балкон с балюстрадой и шестью вазами. В боковых арках подъезда эффектно расположены высокие светильники с фонарями, имитирующие античные. Высокий аттик украшен большими декоративными волютами. Между ними были помещены рельефные украшения, а в центре — герб (двуглавый орел над императорской мантией) из набивной меди.

Для отделки фасада зодчий использовал местный недорогой камень — песчаник. Он считал, что песчаник прочнее и красивее, чем кирпич и штукатурка, он не теряет формы и не требует ежегодного ремонта. Песчаник добывали на реке Луге, легко доставляя его по воде в Петербург. Штакеншнейдер сам ездил на разработки и следил за качеством камня. Из песчаника выполнены наличники и сандрики окон, карниз, кронштейны-волюты аттика, столбы подъезда, базы колонн и пилястры дворца.

Также для оформления был использован металл: из цинка сделаны вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде. Зонтики у входов в боковые подъезды выполнены из чугуна.

Штакеншнейдер применил новшества и в конструкциях дворца. Он полностью отказался от дерева, используя лишь кирпич и металл. Здесь, как и в восстановленном после пожара Зимнем дворце, были применены несгораемые металлические балки, стропила, металлические сетки для оштукатуривания при возведении потолков.

Во внутреннем дворе, куда выходил южный фасад дворца, большую площадь занимал сад. Растения сюда привозили из Ботанического сада, из оранжерей ведомства Гофинтендантской конторы.

В саду, неподалеку от каменной ограды, был устроен наружный пандус, который соединялся с покоями великой княгини Марии Николаевны. Она могла пройти в сад прямо с балкона своего кабинета. Пандус был сложен из кирпича, окрашен под цвет здания и выстлан путиловской плиткой. Под арками пандуса располагалось караульное помещение.

Верхний этаж дворца занимали гардеробные герцога и его супруги, квартиры гувернанток, фрейлин, доктора, а также комнаты гладильщиц и прислуги. На первом этаже находились детские комнаты, квартиры воспитательниц-англичанок, канцелярия герцога Лейхтенбергского, помещения для его секретаря и адъютанта. Бельэтаж был отведен под парадные залы и покои владельцев дворца.

Большой штат обслуживающего персонала для дворца великой княгини и потребности дворцового обихода требовали строительства большого комплекса сооружений. Поэтому одновременно с основным зданием строили служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный, манеж, сараи, ледники, кухни. Служебные корпуса занимали большую часть квартала между Вознесенским проспектом и Новым переулком. Со стороны проспекта была сохранена высокая стена, отделявшая внутренний двор и хозяйственные постройки. Для прачечного флигеля на реке Мойке вблизи дворца был сооружен специальный плот.

Огромный объем работ требовал большого штата помощников. Архитектор всегда сам тщательно подбирал их. Он смело брал на работу молодых выпускников Академии художеств, помогал им и всячески их опекал. Архитекторы, принятые на строительство Мариинского дворца, должны были дать подписку о непринадлежности к какому-либо тайному обществу.

Внутренняя отделка дворца отличалась необычайной роскошью, но в оформлении интерьеров уже не соблюдалось единого стиля, как было прежде — в периоды барокко и классицизма. Архитектор, как и другие зодчие его времени, старался сделать помещения как можно более разнообразными, непохожими один на другой, и в то же время удобными и рациональными. Современники отзывались о Мариинском дворце как о выдающейся постройке. За «особое искусство и отличные познания в архитектуре», обнаруженные при строительстве дворца, Штакеншнейдер получил звание профессора Академии художеств.

Вестибюль украшают четыре каннелированные колонны и четыре пилона из натурального тивдийского мрамора розовых тонов с белыми лепными капителями. С ними великолепно сочетаются восемь пилястров такого же цвета и искусственного мрамора. При последующих переделках здания появилась облицовка красным мрамором, а первоначально стены были покрыты красками светлых тонов. Своды украшала роспись, которая до наших дней не сохранилась. В вестибюле находился камин из зеленого мрамора (ныне отсутствующий), а пол выложен цветной плиткой.

Из вестибюля ведет наверх Парадная лестница с литыми бронзовыми перилами ажурного рисунка, строгими стенами из белого искусственного мрамора, лепкой и росписью потолка. В нишах установлены статуи античных воинов, на стенах — бюсты героев Троянской войны. (Автором всех фигур, бюстов и барельефов был скульптор И. Герман.) Парадная лестница расположена не в центре здания, и переходом к ней служит небольшой холл, где в двух белых нишах раньше стояли вазы и другие предметы декоративного убранства. Стены выложены панелями из искусственного мрамора, наверху сохранился классический фриз. Потолок заполнен лепными золочеными арабесками. В лепной декор вплетается вензель владелицы дворца.

Вход из холла на лестницу подчеркнут порталом из пилястров с позолоченными капителями ионического ордера и антаблементом с лепным декором. При входе на лестницу на невысоких пьедесталах ранее находились скульптуры львов и окрашенные под бронзу чугунные канделябры.

Помимо Парадной лестницы во дворце были и другие. Одна из них связывает жилые покои и служебные помещения трех этажей, минуя парадные залы. Архитектором был придуман и специальный пологий спуск — пандус, заменивший обычные ступени. Это было тогда единственным примером создания пандуса внутри дома в строительстве Петербурга. По нему можно было легко подниматься или катить кресло на колесиках на все этажи. Помещение пандуса, овальное в плане, освещалось через стеклянный потолок.

Парадные залы Мариинского дворца решены в традициях позднего классицизма. Они образуют торжественную и импозантную анфиладу, расположенную в центральной части главного — второго — этажа.

Парадная передняя служит переходом от Парадной лестницы к главной анфиладе, а также соединяет лестницу с парадными залами и жилыми покоями двух других анфилад дворца. Стены передней декорированы пилястрами, перед входом в парадную приемную находятся две стенные ниши с пышным лепным декором. Здесь же установлены две каннелированные колонны с белыми лепными капителями ионического ордера, облицованные светло-желтым искусственным мрамором.

Главную анфиладу начинает Парадная приемная герцога Лейхтенбергского. Она расположена над вестибюлем, ее окна выходят на Исаакиевскую площадь. Приемная оформлена в классическом стиле и выделяется особо пышной и богатой отделкой с использованием различных дорогих материалов. Это темно-красный мрамор пилястров и фриза, белый мрамор каминов и зеркальных рам, палисандровое дерево дверей, инкрустированных золоченой бронзой и перламутром. Палисандровые двери были привезены из Мюнхена, где их сделали по специальному заказу.

За парадной приемной следует Ротонда — круглый зал с куполом и верхним светом. Она окружена двухъярусной колоннадой из 32 колонн. Ярусы колоннады разделяет классический фриз с изображениями грифонов, лир и пальметт. На верхнем ярусе расположена чугунная ажурная решетка с позолотой. Ротонда Интерьер Ротонды отличается великолепными пропорциями. Белый цвет стен в сочетании с легкими вспышками мерцающей позолоты, создает настроение торжественного спокойствия. Убранство дополнено прекрасным паркетом из ценных пород дерева.

К Ротонде примыкает Квадратный зал. Две его стены представляют собой сквозные двухъярусные галереи с колоннами. Они придают залу особую легкость. Зал отделан в помпейском стиле. Нижний ярус стен отделен от верхнего широким фризом с изображениями фантастических крылатых существ и орнаментом. Стены разбиты на полосы и квадраты, в которых помещены медальоны. Сюжеты для них взяты из произведений А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского. Архитектура и живописное оформление зала сохранились до нашего времени.

Ранее по углам Квадратного зала стояли большие фарфоровые торшеры. В настоящее время они находятся в залах Эрмитажа, в экспозиции, посвященной русскому интерьеру XIX в.

Из Квадратного зала раньше можно было попасть в большой двухъярусный зимний сад, завершавший центральную парадную анфиладу. Он стал одной из главных достопримечательностей Мариинского дворца. Здесь круглый год зеленели тропические растения, журчала вода в изящных фонтанах. Сад с широкими арками на пилонах и восемью колоннами украшали бюсты, расположенные в нишах, и нарядная мраморная лестница с ажурной решеткой перил. На нижнем ярусе бил высокий фонтан, брызги которого падали на мраморный мозаичный пол. Еще один фонтан напоминал «фонтан слез» из Павильонного зала в Зимнем дворце. Вода в нем падала тонкими струйками, переливаясь из одной раковины в другую.

Зимний сад не сохранился. Он был переделан в 1906-1907 гг. архитектором Л. Н. Бенуа, который создал на его месте большой зал заседаний Государственного Совета со строгим и торжественным оформлением.

Среди других парадных помещений заслуживает внимания бывший Концертный, или Танцевальный, зал. Его стены представляли собой гладкие панно и имели лишь небольшие лепные украшения в углах. Каждое такое панно обрамлялось каймой с античным орнаментом — меандром. Лепной декор и арабески были слегка позолочены. С декором стен прекрасно сочеталось оформление потолка. Его глубокие кессоны были заполнены золочеными лепными розетками, листьями и побегами аканта. Окна зала расположены в двух ярусах. В простенках окон размещались позолоченные лиры, напоминавшие о назначении зала, связанного с музыкой. Строгий рисунок дверей соответствовал декору стен.

Вдоль стен стояли низкие удобные диваны. Мраморный камин был украшен кариатидами (при переделке зала их заменили колоннами). По всему периметру зал опоясывал большой живописный фриз, расписанный сюжетами из античной мифологии с изображением Марса и Венеры. Роспись выполнил известный художник-декоратор А. Виги, работавший над отделкой многих дворцов Петербурга и его пригородов. Отделка зала в Мариин-ском дворце была последней работой старого художника (он умер, даже не успев получить платы за нее). Завершали убранство зала пять роскошных хрустальных люстр, изготовленных на Императорском Стеклянном заводе. Впоследствии облик зала изменился, но сохранилась отделка стен и потолка.

К центральной анфиладе Мариинского дворца примыкает помещение Гостиной (позднее — библиотеки). Здесь главный акцент оформления — пилоны и пилястры на стенах. Поверхность пилонов сплошь покрыта мелким лепным золоченым орнаментом, в него вставлены небольшие медальоны с рельефными фигурами. Такие же медальоны, только больших размеров, находятся и во фризе. Убранство зала было дополнено камином, украшенным мозаикой.

Интерьеры восточной части бельэтажа завершает Помпей-ская галерея. Четыре ее окна обращены во внутренний замкнутый дворик. Слегка выступающие простенки переходят в арки, которые делят галерею на отдельные отсеки, перекрытые купольными сводами. Галерея вызывает в памяти знаменитые Лоджии Рафаэля в Ватикане и их копию в Эрмитаже благодаря характеру росписей, покрывающих все стены и своды.

В ином ключе решены интерьеры личных апартаментов Марии Николаевны. Здесь создана гамма разнообразных художественных образов. Изысканна, но сдержанна отделка кабинета, декорированного в стиле «флорентийского ренессанса». Совсем иначе оформлена спальня: альков расписан изображениями засыпающих нимф в темных, сумеречных тонах.

Помпейский стиль ванной комнаты вызывает ассоциации с купальнями римских патрицианок. Это зал восьмигранной формы с купольным перекрытием. На потолке расположены восемь небольших живописных полотен, обрамленных изящным орнаментом. Все они написаны на одну тему — сцены купания богини Венеры — в разных вариантах. Стены и пилоны облицованы белым искусственным мрамором. На выступах пилонов возвышаются восемь кариатид, увенчанных капителями ионического ордера словно головными уборами. Белоснежные фигуры из алебастра держат в руках ленты, небольшие шкатулки и зеркала, напоминая о назначении помещения.

Изящный будуар, оформленный «в стиле Людовика XV» (так назывался тогда стиль рококо), примечателен своими небольшими, камерными размерами и прихотливым орнаментом. Будуар походил на легкую и изящную шкатулку. Стены его были затянуты узорчатой шелковой тканью и украшены тонкими резными деревянными рамками. В такие же сложные рамки были вставлены зеркала и живописные панно. Обилие зеркал многократно отражало нарядную отделку и таким образом усиливало художественный эффект. Будуар настраивал на беспечную, легкую беседу в тесном кругу. К сожалению, его интерьер не сохранился.

Детские комнаты, как и другие помещения первого этажа, были оформлены просто, но выделялись своими большими размерами.

В Рекреационном зале стояли двенадцать колонн с базами и капителями, стены украшали живопись и лепка, над дверями располагались восемь барельефов. Из этого зала можно было выйти в зимний сад.

Также на первом этаже находилось помещение часовни герцога Лейхтенбергского, так называемая «католическая каплица». Панели стен и восьмигранные пьедесталы колонн в комнате были выполнены из ясеневого дерева, колонны оштукатурены, стены окрашены, свод покрыт лепкой. В окно был вставлен витраж, исполненный в Мюнхене, с изображением святых Максимилиана, Евгения и Богоматери.

На третьем этаже дворца была устроена церковь. Ее стены архитектор оформил лепными украшениями с позолотой. Столбы, разделявшие пространство на нефы, были облицованы искусственным мрамором. Иконостас из соснового дерева и царские врата покрыли масляной краской и отделали золочеными украшениями. Позже по распоряжению Марии Николаевны интерьер оформили более парадно: стены, столбы и перекрытия украсили живописью в византийском стиле. Рядом с церковью устроили небольшую молельню.

Судьба была безжалостна к церкви Мариинского дворца. В послереволюционные годы, когда дворец занимали различные учреждения, были утрачены алтарь и иконы, росписи замазаны масляной краской. Храм превратили сначала в лекционный зал, а затем — в кинозал. В часовне устроили будку киномеханика, а в стене с прекрасной росписью пробили отверстие для демонстрации фильмов.

Дворец принадлежал семейству Лейхтенбергских до 1884 г. Затем он был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного Совета, Государственной Канцелярии и Комитета Министров. Одно из таких заседаний в помещении Ротонды запечатлено на известной картине И. Е. Репина, хранящейся ныне в Русском музее. В связи с новым предназначением дворца многие его интерьеры были переделаны.

Впоследствии Мариинский судьба связывала дворец со многими событиями политической жизни России. В августе 1902 г. в вестибюле был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин. После Февральской революции здесь некоторое время заседало Временное правительство. Позднее во дворце находились различные советские учреждения. А с 1945 г. в нем размещался Исполком Ленинградского городского Совета народных депутатов.

Сейчас в Мариинском дворце располагается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Исаакиевская пл., 6

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Архитектура дворца

Мариинский дворец был возведен в 1839-1844 гг. Для того, чтобы здание сочеталось со строящимся с северной стороны Исаакиевским собором, архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал в строительстве приемы классицизма. Главный фасад дворца имеет классическую трехосевую композицию с центральным выступом и двумя боковыми ризалитами.

Устройство дворца при первых хозяевах

Хозяйка дворца, великая княгиня Мария Николаевна, была единственной из дочерей императора Николая I, вышедшей замуж в России. Ее супруг —герцог Максимилиан Лейхтенбергский, отцом которого был Евгений Богарне, пасынок Наполеона Бонапарта. При хозяйствовании Марии Николаены сооружение имело такое устройство:

  • На первом этаже здания располагались детские комнаты, комнаты их воспитательниц, канцелярия герцога и католическая часовня для него.
  • Бельэтаж занимали парадные залы, а также покои владельцев.
  • На верхнем этаже находились комнаты прислуги, гардеробные, там же была не сохранившаяся православная церковь.

Рядом с основным зданием были построены служебные корпуса, отделенные от Вознесенского проспекта возведенной стеной.

Интерьеры Мариинского дворца

Архитектор создал парадную анфиладу, расположенную перпендикулярно главному фасаду здания. Вот некоторые ее залы: 

  • Парадная приемная герцога Лейхтенбергского, первая в анфиладе. Окна комнаты выходят прямо на площадь. Зал украшают двери из редкого палисандрового дерева. 
  • Круглый зал Ротонда, окруженный двухъярусной колоннадой и увенчанный куполом с верхним светом. Его главной изюминкой является сочетание белого цвета стен с позолотой.
  • Квадратный зал в помпейском стиле с двумя галереями – колоннадами, который украшают медальоны с сюжетами из произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
  • Экзотический Зимний сад, который в начале XX в. был переделан в Зал заседаний Государственного Совета. Интерьер зала стал классически строг и торжественен.

История сооружения в XX веке

Мариинский дворец принадлежал семье великой княгини до 1884 г. В 1906 — 1907 гг. по проекту архитектора Л.Н. Бенуа он был перестроен и использовался в качестве здания для заседаний Государственного совета. Впоследствии дворец также был связан с политической жизнью: здесь располагалось Временное правительство, затем Исполнительный комитет Ленинградского Совета народных депутатов.

На аттике здания размещены изображения орденов, которыми награжден город-герой Ленинград. В настоящее время дворец занят Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Он замечательно вписан в композицию Исаакиевской площади, доминантой которой служит Исаакиевский собор, а в центре находится памятник отцу владелицы дворца – императору Николаю I. Кстати, на постаменте этого памятника можно увидеть скульптурные изображения дочерей императора.

comments powered by HyperComments
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города! 

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей….

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.  Тучков мост – история создания В…

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената. ..

Мариинский дворец | izi.TRAVEL

Серое трехэтажное здание с тремя ризолитами, над которым развевается флаг Российской Федерации, – это Мариинский дворец. В нем заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

На месте Мариинского в XIX в. стоял другой, более скромный дворец екатерининского вельможи графа Чернышова. При Николае I в нем квартировала Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился Михаил Лермонтов. Потом школу перевели в другое место, а император задумал полностью перестроить дворец Чернышова для своей дочери – великой княжны Марии Николаевны. Новый дворец строили к ее свадьбе.

В те времена по традиции супругов для великих княжон находили чаще всего в немецких землях и жена после свадьбы переезжала во владения мужа. Но Мария Николаевна была особой своенравной. Сказала, что жить будет только в Петербурге, а если нет, то и замуж никогда не выйдет. К счастью, нашелся жених, подходящий для дочери императора и к тому же согласившийся переехать в Россию. Это был герцог Максимилиан Лейхтенбергский – внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона. После венчания молодожены поселились в Зимнем дворце. Но работы по строительству для них официальной резиденции начались немедленно.

Автором проекта Мариинского дворца стал архитектор Андрей Штакеншнейдер. Строительство велось быстро. Мария Николаевна с мужем поселилась во дворце в 1845 г. И царская дочь прожила в нем до самой своей смерти. Затем дворец по наследству перешел к ее детям – Евгению и Георгию, занимавшим со своими семьями восточное крыло. Но из-за долгов им пришлось продать родовое гнездо в казну.

Мариинский дворец отошел в собственность государства в 1884-м. В этом же году император Александр III подписал указ, в котором объявил Мариинский дворец резиденцией Государственного совета и других правительственных учреждений. Так Мариинский дворец превратился в один из центров российской государственности. В мае 1901 г. в парадном зале Ротонда прошло юбилейное заседание Государственного совета. Это торжественное мероприятие запечатлено на знаменитой картине Ильи Репина, находящейся сегодня в Русском музее.

После Февральской революции Мариинский дворец заняло Временное правительство, а в августе 1917 г. тут начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. В советское время дворец не раз менял хозяев и назначение. Одно время в нем размещались казармы Красной армии. Потом было общежитие акционерного общества «Советский турист». А в самом конце Великой Отечественной дворец отремонтировали, и в него переехал Ленсовет. Во время августовского путча 1991 г. Мариинский дворец стал центром сопротивления ГКЧП – вокруг него выросли баррикады.

File:Mariinsky Palace Saint Petersburg commons.wikimedia.org
Автор:Geevee commons.wikimedia.org
Лицензия:en.wikipedia.org

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — фото и описание, интересные факты, карта, как добраться самостоятельно

История Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации наполнена знаковыми событиями и личностями, которые сумели расцветить проходящие века, сдвинуть мир с очередной «мёртвой» точки, сдвигаясь вместе с самим миром. Сейчас все эти Великие увековечены: кто-то на акриле и масле полотна, кто-то в мраморе или камне, кто-то навсегда замер в собственных картах, книгах, механизмах. Но бывает и так, что замирает не сам человек, а событие, исторический процесс, само время. Речь идёт, к примеру, о так называемых политических зданиях, а в отношении Санкт-Петербурга – о политических дворцах. Сегодня этим статусом обладают три сооружения: Мариинский, Зимний и Таврический дворцы. Как не сложно догадаться, к получению такого звания привели те события, которые проходили в их стенах. Так, Мариинский дворец, блестящий образец поздней классической архитектуры, стал свидетелем, а иногда и непосредственным «участником», сначала Октябрьской революции, а затем и событий девяностых годов.

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга. Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм. В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Собственно Мариинским его стали называть не сразу, хотя это название и полностью соответствует действительности. Дворец должен был стать свадебным подарком для любимой дочери императора – Николая I. Ситуация складывалась довольно своеобразная и, к сожалению или к счастью, не в пользу для жениха – после самого бракосочетания Великая княжна объявила, что не намерена покидать Санкт-Петербург. Спорить с императорской дочерью долго не стали. Вместо этого – также довольно быстро – взялись за сооружение резиденции, в которой должны были поселиться молодожёны.

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Особенности

По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс. Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма. При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.

Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей. Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.

Многих гостей Мариинского дворца интересует, зачем нужно было устраивать внутри пандусы, по обеим сторонам которых бурно разрослась растительность. Ответ предельно прост – дочь императора имела проблемы с ногами. Иногда элементарный подъем с постели был для неё невозможен. Именно для этого и была разработана система, благодаря которой она могла относительно самостоятельно передвигаться по собственному дому.

Ещё одним элементом оформления, который появился благодаря хозяйке дворца, является стилизованная лепниной надпись, которая представляла собой переплетение букв её имени. Эта надпись была сделана прямо на стене парадного холла.

Подробная информация о других значимых достопримечательностях Санкт-Петербурга

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Мариинский дворец на карте

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге Россия

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге играл важную роль в политической жизни России. Изначально здесь жила дочь Николая I. Позже, наряду с Зимним и Таврическим дворцами, он был одним из политических дворцов того времени. Дворец служил штаб-квартирой Временного правительства России.

Исторический очерк

В середине 18 века эта земля принадлежала графу Ивану Чернышеву, который построил здесь свой дворец и даже пригласил Екатерину Великую на новоселье.После смерти графа здание было передано в казну и занято различными государственными организациями.

В 1839–1844 годах здесь был построен новый дворец под руководством архитектора Андрея Штакеншнейдера. Император Николай I хотел подарить его своей дочери Марии, вышедшей замуж за герцога Лейхтенберга. Дворец получил имя своей владелицы — Марии, и в 1845 году он стал официальной резиденцией князя Лейхтенберга.

Дворец должен был быть комфортным, и император даже подобрал его местоположение, которое появилось на Исаакиевская площадь напротив Исаакиевского собора при переходе через Мойку через Голубой мост.При строительстве были применены только современные материалы и технологии. Чтобы избежать возгорания, потолки дворца были металлическими, а не деревянными.

Несмотря на то, что фасад дворца выглядит шикарно, он очень «технологичный» для того времени. Например, Мария Николаевна страдала от болей в ногах, и ей было трудно передвигаться на большие расстояния. Таким образом, дворец был оборудован специальной рампой, украшенной различными растениями и напоминавшей лесную тропу.

Практически сразу после завершения строительства дворец распахнул свои двери для свободного посещения горожан и гостей города.

Мария жила во дворце до самой смерти, но дети продали его. Таким образом, Мариинский дворец стал государственной собственностью. Здесь расположены Государственный совет, канцелярия и Комитет министров. После революции 1917 года Мариинский дворец использовался Временным правительством России. В годы Великой Отечественной войны здесь действовали военный совет, политотдел Ленинградской милиции и редакция газеты.В 1991 году, в дни августовского переворота, здесь был очаг сопротивления, а с 1994 года во дворце размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Дворец не только является государственным учреждением, но и выполняет музейные функции. Дворец открыт для посещения туристами. Однако записываться необходимо заранее.


Дворец можно посетить по предварительной записи.


Адрес
Исаакиевская площадь 6
Метро
Адмиралтейская, Садовая
Автобусы
Исаакиевская площадь 3, 10, 22. 27, 70, 71, 100
Маршруткас
Исаакиевская площадь К-169, К-252


Исаакиевская площадь является частью моих частных туров:

Также вы можете составить индивидуальный тур или забронировать внутреннюю экскурсию к одной из близлежащих достопримечательностей.


Поделиться

Мариинский дворец и парк

История Мариинского парка и Королевского дворца

Мариинский парк в Киеве считается одним из старейших парков столицы Украины.Мариинский парк, как и некоторые другие парки Киева, расположен вдоль Днепровских холмов, а его главный вход находится напротив здания Верховной Рады Украины. На территории парка около 10 гектаров земли, где выращивают липы, клены, каштаны, другие виды деревьев и кустарников. Парк спроектирован в ландшафтном, английском стиле, является уникальным памятником садового искусства.

История Мариинского парка насчитывает чуть более 130 лет. Парк был заложен в 1874 году напротив центрального входа в Мариинский дворец на средства супруги императора Александра II Марии Александровны.Напротив дворца находился Городской (Царский) сад, заложенный в 1743 году на базе старинного Регулярного сада (основанного Петром Великим). В начале 20 века здесь располагалось научно-медицинское ортопедическое учреждение, а сейчас здесь находится Министерство здравоохранения Украины.

Самое романтическое место Киева — мост влюбленных — парковый мост, соединяющий Мариинский и Крещатый парки. Влюбленные пары и молодожены, к счастью, оставляют прикрепленные к узлу замки, ленты и салфетки в знак любви и надежды на то, что они всегда будут вместе.Он расположен в Мариинском парке.

Мариинский дворец. Построен в стиле барокко в 18, -м, веках по заказу русской императрицы Елизаветы, дочери Петра I. Она была очарована красотой города и приказала построить особый дворец для царской семьи. Проект был разработан главным королевским придворным архитектором Бартоломео Растрелли, построившим Зимний дворец (Зимний Дворец) в Санкт-Петербурге. Он имеет два этажа и большие крылья, которые образуют внутренний двор.В состав дворцового ансамбля входили сады, оранжереи и кондитерская. Во дворце проводилось много экстравагантных балов, когда здесь останавливались члены царской семьи и высшей аристократии. Внутреннее убранство дворца содержит множество произведений искусства и роскошных украшений.

Сегодня, Мариинский дворец в Киеве — официальная парадная резиденция Президента Украины, где проходят торжественные государственные мероприятия, награждения, приемы и встречи официальных делегаций.

Если вам мало парка, дворца, декораций на Днепре, вы можете спуститься по краю холма, пройти мимо стадиона «Динамо Лобановского» (футбольный стадион, являющийся домашней ареной ФК «Динамо Киев») и оказаться в другом месте. , что рядом с Мариинским парком.Здесь вы найдете Музей воды — уникальное здание, рассказывающее о гидросфере, водоснабжении, природных водных ресурсах с развлечениями для детей и взрослых. Еще одно сказочное сооружение — кукольный театр с собственным двором, где тоже можно посидеть на скамейке, чувствуя, как время остановилось, возвращаясь в детство.

И, конечно же, каждое сказочное место должно заканчиваться деревянным мостом … мостом любимых, которые приходят сюда и оставляют замки как символ своего непрекращающегося чувства …

Мариинский дворец, г.Санкт-Петербург

Прямо через Голубой мост от Исаакиевского собора, на южной стороне Исаакиевской площади, стоит Мариинский дворец. Также известный как Marie Palace, это последняя императорская резиденция в стиле неоклассицизма, построенная в Санкт-Петербурге. Дворец был задуман как подарок императора Николая I его старшей дочери великой княгине Марии Николаевне по случаю ее свадьбы с Максимилианом де Богарне, герцогом Лейхтенбергским. Здание было построено между 1839 и 1844 годами по проекту придворного архитектора Андрея Штакеншнейдера.

Состоящий из центрального блока и двух боковых крыльев, дворец имеет тщательно обработанный красно-коричневый фасад, украшенный элементами французского барокко и коринфскими колоннами, расположенными в традиционном неоклассическом стиле. Весь дизайн был вдохновлен посланиями французского барокко 17-го века.

На протяжении своей истории здание служило разным целям. С 1884 года в нем последовательно размещались Государственный совет Российской империи, Императорская канцелярия и Комитет министров, который после 1905 года стал называться Советом министров.

В 1902 году министр внутренних дел России Дмитрий Сипягин был убит в вестибюле дворца эсером Степаном Балмашовым. В 1904 году к столетию Госсовета художник Илья Репин создал картину «Торжественное заседание Госсовета 7 мая 1901 года», на которой изображена 81 историческая фигура, в том числе Николай II.

Временное правительство России полностью завладело дворцом в марте 1917 года. После Октябрьской революции в здании разместились различные советские учреждения.Во время Второй мировой войны он был преобразован в госпиталь и подвергся интенсивным бомбардировкам.

После войны дворец стал резиденцией Ленинградского горсовета, а в 1994 году был передан Законодательному собранию Санкт-Петербурга, в качестве которого он служит по сей день.

AWAYN — Путеводитель по стилю жизни и путешествию с искусственным интеллектом для иммерсивных, интерактивных и местных приключений

Расположен в самом центре Санкт-Петербурга.В Петербурге этот дворец был назван в честь дочери императора Николая I Великой княгини Марии и был спроектирован Андреем Штакеншнейдером.

Земля, на которой был застроен Мариинский район, ранее была петербургской резиденцией Захара Чернышева, выдающегося военачальника, сыгравшего ключевую роль в Семилетней войне и бывшего военным министром при Екатерине Великой. В 1839 году император Николай I приказал Штакенснайдеру построить дворец в качестве свадебного подарка своей дочери, которая собиралась выйти замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, сводного внука Наполеона Бонапарта и увлеченного ученого-любителя и коллекционера произведений искусства.

Штакенснайдер, который также был главным архитектором Николаевского дворца и дворца Белосельских-Белозерских, создал величественное неоклассическое здание с изысканным декором, вдохновленным средневековой французской архитектурой и архитектурой эпохи Возрождения. В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен у наследников Марии Николаевны Императорскими усадьбами и назначен Александром III для размещения Государственного Совета Императорской России.

Дворец с тех пор использовался как правительственное здание — здесь располагался Совет Российской Республики при Временном правительстве 1917 года, Ленинградский Совет после Второй мировой войны, а с 1994 года — Санкт-Петербург.Законодательное собрание Петербурга.


Мероприятия

Фотография
Туризм

Статья не отражает официальную точку зрения AWAYN и НЕ должна восприниматься как редакционная работа.

СМОТРЕТЬ ВСЕ СТАТЬИ