Модерн поздний: Поздний модерн » Привет Студент! – Вы точно человек?

Модерн в архитектуре. — По невозможному тоска. — LiveJournal


Пожалуй, никогда прежде в истории, ни один архитектурный или дизайнерский стиль не оказывался столь тотально востребованным, одобренным и сверхпопулярным. Понадобилось всего три года, чтобы лучшие дома Парижа и Лондона были декорированы, обустроены, а то и перестроены в модной стилистике. Ведущие архитекторы, стилисты, декораторы и художники заполнили свои книги заказов на десятилетия вперед, а число жаждущих «модернизации» все не уменьшалось. Что же случилось с миром? Почему он в одночасье­ заболел модным стилем, или наоборот, прозрел и исцелился, как считали адепты модерна?
Рождение нового стиля ознаменовало наступление века великих перемен, когда в жизнь людей уже прочно вошли машины и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Дома и интерьеры даже самых богатых и титулованных людей были перенасыщены признаками надоевшего историзма. Викторианские гостиные помпезно «раздували щеки» в готических домах, а об интерьерном единстве стиля художники и дизайнеры могли только мечтать…
Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

Сегодня трудно точно сказать, кому же первому пришла в голову мысль попытаться увязать воедино архитектуру дома, его убранство, мебель, интерьерные мелочи, вплоть до столовой ложки, униформы лакея и обеденного платья хозяйки, но, скорее всего, именно этот безвестный герой и стал прародителем модерна. Вероятно, его попытки были не столь удачны, как эксперименты его талантливых последователей, но сам принцип «стилевого объединения» мгновенно вошел в моду.
Просвещенный мир пришел в полный восторг. Европейские улицы сплошь и рядом стали украшать особняки, созданные, что называется, «на одном дыхании». От чертежа, эскиза здания и до последней черепичины на крыше, до носика рукомойника это были завершенные, полноценные художественные проекты.
Развитию западно-европейского стиля архитектуры XIX – начала XX века значительно способствовали и достижения металлургической промышленности и возникновение новых строительных материалов.
На творчество архитекторов существенно повлияли возможности металла. Впервые металл стал использоваться в строительстве зданий и мостов как каркасная основа. Дело в том, что такая конструкция позволяла применять большое количество стекла, что придавало постройкам легкость и воздушность. Кроме этого, появилась возможность возводить многоэтажные дома и павильоны. Успешное применение новых, а впоследствии ставших важнейшими, строительных материалов – бетона и железобетона – перевернуло все последующее развитие архитектуры.

После волны эклектизма, захлестнувшей Европу, возникла необходимость в новом направлении в архитектуре, оригинальном и логичном, подразумевавшем использование новых возможностей бетона, металла и стекла. Таким направлением в 90-х годах XIX века стал модерн или, как его еще называли, ар-нуво ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). В Бельгии это направление получило еще название — «стиль Орта», по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар- нуво. Использовались также такие термины, как «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и даже насмешливые названия: «вермишель», «угорь» и др. В Германии модерн прозвали»Югендстиль», в Италии — «цветочный стиль» или «Либерти», от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин «сецессион», по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.
Архитекторы, работавшие в стиле ар-нуво, применяли ассиметричную композицию с обтекаемыми формами. В орнаментах и пластических решениях деталей зданий использовались большое количество растительных мотивов. Наиболее распространенной темой стали бутон и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были также образы женщин с длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы — стрекозы и бабочки, павлины и ласточки.
Стилистические особенности модерна, связанные с использованием природных форм, отразились и на интерьере. Лестницы с бионическими конструкциями, оконные проемы со сложным рисунком переплетов и витражей, оригинальные дверные проемы и сами полотна дверей – каждый из этих элементов приобретал неповторимый образ.
Огромным завоеванием модерна стало единое стилистическое решение интерьера, которому подчинялись все составляющие ансамбля вплоть до различных мелочей: будь то ручки на дверях и окнах или перила лестниц.

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.
Стены в помещениях оформлялись панелями из модного тогда серого клена. Гипсовый орнамент с пластичными изгибами растительных элементов покрывал стены и потолки комнат и лестничных маршей. Наряду с лепным орнаментом применялись фризовые росписи, наносимые при помощи трафарета. В орнаменте господствовали растительные мотивы: ирисы, маки, лилии, водные растения с длинными тянущимися стеблями, различные виды трав. Использовался и геометрический орнамент.
Модерну свойственны пастельные, нежные цвета: серовато-серебристые, дымчатые, зеленовато-пепельно-болотные, голубоватые и нежно-розовые. Этими колерами покрывались стены комнат и других помещений.
Декоративное убранство интерьеров, мебель и предметы быта были также с сильно выраженными стилевыми особенностями. Спинки стульев и диванов стали приобретать волнистые очертания. В оформлении корпусной мебели, как и во всем остальном, широко применялись мотивы природных форм, а в отделке – металлические, изощренно вытянутые декоры.
У истоков модерна стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Он открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит примером идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.

Эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк «Блуменверф», для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар-Нуво был не только новым стилем — он был и новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.
Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций. Книга Василия Кандинского «Касаясь духовности искусства» (1911) стала воистину программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн переходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века – арт-деко.

Наиболее завершение стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 в. в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремле¬ние к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов. Решающий перелом в развитии архи¬тектуры наступил, однако, после первой мировой войны. Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий (Типография Левинсона Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий (Ф. Васильев — Мечеть в Петербурге, В. Васнецов — церковь в Абрамцево, А. Щусев — собор Марфо-Мариинской обители в Москве), доходных многоквартирных домов, среди которых дома «дешевых квартир» для рабочих. Во многих городах эти дома до сих пор составляют основную часть жилой застройки их исторических центров. Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров, хотя современным мастерам далеко до их предшественников в смысле совершенства организации внутренних пространств и их функциональности. Ярким примером мог бы быть Главный почтамт в Москве, который был настолько грамотно спланирован в начале века, что не нуждался в перестройке на протяжении десятилетий, полностью соответствуя своему назначению. Или замечательные здания вокзалов в Москве — Ярославского, построенного Ф. Шехтелем, и Казанского — архитектора А. Щусева. Это не только важные функциональные узлы, где соединяются большие людские потоки, прибывают и убывают поезда, но и замечательные постройки, образный строй которых настраивает человека на путешествие на север с Ярославского и на восток с Казанского вокзала. Архитекторы не воспроизводят характерные детали архитектуры этих мест, как это сделали бы в эпоху историзма или эклектики, а создают свой собственный архитектурный образ, вызывающий не литературные, а эмоциональные ассоциации с Севером и Востоком. Для этого привлекаются всевозможные художественные средства, как чисто архитектурные — силуэт, композиция объемов, форма крыши, декоративные детали, так и живописные — цвет внешних стен и деталей, мозаика на фасаде и в интерьере и т. д.
Памятники стиля модерн все достаточно легко узнаваемы. Его внешние стилистические признаки столь характерны, несмотря на их разнообразие в разных странах, что даже непрофессионал их без труда распознает. Это, в первую очередь, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивительный причудливый, прихотливый орнамент, основной темой которого становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия, как говорили мастера того времени, «становится духовно несущей», выполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего общим мотивом и ритмом все составные элементы целого.

частично отсюда:

http://visaginart.nm.ru/ART/mod.htm

http://www.francemebel.ru/page36.html

Стиль модерн — «Прекрасная эпоха» или «бель эпок»

«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.

5f1d4Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.
39c75e114883

История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе – такой же знаковой и переломной.

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.
4f489
С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.
312b7b6be765
Идеал, которому поклонялись модернисты – мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея – самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан – в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.
224

Стиль модерн в одежде – это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента – цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде – новое слово в истории моды.
638eba80aeebt
10935004
bf404d4e2d10
c9e050c2300f
ed168924b9
0_657d8_8a603720_orig
003y1gk8 от поля пуаре
от Поля Пуаре
127для прогулок
Для прогулок
узоры ткани стиль модерн
Узоры ткани в стиле модерн

Стиль Модерн или Ар Нуво

Термином «Ар Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья «историзма», когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых «викторианских» гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины «модерн» (современный) и «Ар Нуво» ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Во Франции также использовались термины «метро», «стиль Гимара» — по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также «стилем Орта», по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и даже такие насмешливые названия как «вермишель», «угорь» и др. В Германии этот был «Югендстиль», в Италии — «цветочный стиль» или «Либерти», от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин «сецессион», по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.
Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста «Удар меча» на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась «Альпийские фиалки», но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича», родился термин «удар бича», который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза — ключевого понятий нового стиля — стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк «Блуменверф», для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем — он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.
Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы — стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри ван дель Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Тиффани ; изделия из стекла и мебель Эжена Галле , мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Жака Грубера и др.

На ином принципе строили поиск мастера «школы Глазго», возглавляемой Макинтошем и представители «Венского Сецессиона». Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.

Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов
Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к «непреходящим ценностям» упорядоченной формы. Книга Василия Кандинского «Касаясь духовности искусства» (1911) стала программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн являетсяпереходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века – ар деко.

Стиль модерн. Коротко обо всем.: agritura — LiveJournal

Видео-предисловие к рассказу о киевском модерне:

Кому лень смотреть, можете почитать:

Совсем уже я собралась рассказать вам о киевском модерне, но без небольшого экскурса, путеводителя по стилю, обойтись сложно. Начала делать этот экскурс, как вводную часть, а набралось на отдельный рассказ. Сразу вынуждена извиниться – видео будет мало, зато покажу много картинок (в основном, взятых из открытых источников), видео модерна у меня пока есть только по Киеву, Харькову и Львову.

Итак, модерн.

Я в свое время была большой поклонницей стиля, у меня в ЖЖ была масса постов на эту тему, книжек накупила и все такое. Сейчас чуть успокоилась, наверное, пресытилась, и теперь у меня роман с конструктивизмом. Это, однако, не мешает модерну оставаться одним из самых ярких и эффектных архитектурных и художественных стилей из всех существующих.

Модерн возник в Западной Европе в конце 19 века. Его появление, похоже было неизбежным: мир изменился, бурный экономический прогресс алчно требовал свежей эстетики – да попросту приелись уже людям все эти эклектики и романтизмы. Предшествовала этому эпоха символизма и историзма – это было время идеалистических стилизаций («закосов», другими словами) нео-готика, нео-Византия, нео-барокко и т.п. и это довольно быстро приелось.

Началось все, как водится, с живописи и графики, где ростки нового стиля проклюнулись под влиянием символистов и прерафаэлитов. Здесь пионерами стали австриец Густав Климт, англичанин Обри Бердсли и чех Альфонс Муха, а там и архитектура подтянулась и всякие там дизайны.

На первых модернистов оказало сильное влияние искусство Японии (особенно изысканная графика Хокусая), Китая и Древнего Египта – последнее особенно сильно проявилось в декоративно-прикладном искусстве и дизайне украшений. Модное в то время увлечение древностью получило качественно новое переосмысление.


Большая волна в Канагаве. Хокусай

Сейчас мы воспринимаем модерн, как роскошную, но слегка потускневшую старину, а в начале ХХ века стиль был поистине революционным, новаторским, и нередко критикуемым.

В строительстве началось все, вроде бы, с Эйфелевой башни. Стальная конструкция возводилась специально для Всемирной выставки в 1889 году, как временная — просто украшение, привлекающее внимание; ее планировалось снести через 20 лет, но башня произвела такой фурор, и вызвала такой колоссальный (и прибыльный) приток туристов, что ее решили оставить, и она стоит на своем месте до сих пор. За 130 лет она так прочно закрепилась в общественном сознании, как извечный символ Парижа, стала настолько узнаваемым туристическим объектом, что о стиле этой постройки уже никто не задумывается, а ведь это именно модерн, вернее, самое ее начало.

Стоить отметить, что все-таки самым первым архитектором, работавшим в этом стиле, был каталонский архитектор Антонио Гауди. В 1886 году он построил в Барселоне для промышленника Эусеби Гуэля дворец, в котором безошибочно узнаются элементы стиля, ставшего весьма популярным в Европе только через несколько лет. Случилось это за год до постройки башни Эйфеля.

В 1892 году в Мюнхене группа из 96 молодых художников демонстративно покинули Мюнхенскую ассоциацию художников и основали Мюнхенскую Ассоциацию изобразительных искусств. Свою акцию они назвали «разрыв» или «сецессион», поэтому группа вошла в историю, как «Мюнхенский сецессион». Художники отказались от старых догм и салонного академизма, избрав иной путь – поиски новых форм в искусстве. Не все члены союза сразу стали творить в стиле модерн, многие не ушли дальше символизма, но среди мюнхенцев со временем все-таки появилась целая плеяда художников модерна.

Первым Президентом сецессиона стал художник Бруно Пигльхайн. Интересно, что он же был председателем “Немецкого Общества панорамистов”. Этот художник в свое время создал масштабную передвижную панораму «Голгофа», которая экспонировалась в разных городах Германии, а затем сгорела. Популярность у панорамы была феноменальной, ее копии создавались по всей Европе.

В Киеве подобная экспозиция появилась в 1902 году. Для нее построили павильон-ротонду возле костела (в стиле модерн, естественно) и выставляли панораму аж до конца 1930-х годов. Попутно ее возили «на гастроли» по другим городам, а в это время в павильоне выставляли что-то другое. Она сгинула где-то уже во время немецкой оккупации.
Но мы отвлеклись от модерна.


Панорама «Голгофа» в Киеве

Мюнхенцы придумали слово сецессион, но не стали единственными, кто его использовал. Этим словом стали называть стиль модерн в немецко-говорящей среде: позднее появился берлинский сецессион, а самым известным сецессионом стал Венский. Венское направление зародилось лет на 5 позже мюнхенского, в 1897 году, и это уже был бесспорный модерн. Возглавили его художники Густав Климт, Альбрехт Роллер, Коло Мозер. И если театр начинается с вешалки, то Венский сецессион начался с подходящего здания, которое специально для него построил архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Сразу бросается в глаза, что венским творцам ближе был герметичный стиль, дробность поверхностей и контрастная орнаментальность.


Венский сецессион (простите, у кого фотку стащила)

В конце 1890-х поддержал традицию и прославленный архитектор Отто Вагнер, именно он стал символом Венского архитектурного модерна. В отличие от большинства архитекторов направления, он освоил новый стиль, уже будучи маститым зодчим с большим опытом. Он создал несколько весьма своеобразных домов, вилл, дворцов, несколько зданий вокзалов и даже церковь, сейчас это важные туристические достопримечательности австрийской столицы.

Надо сказать, являясь законодательницей мод в живописном модерне, Вена пришла к модерну в архитектуре чуть позднее, чем Брюссель, именно Брюссель считается первой столицей модерна архитектурного. Здесь балом правил Виктор Орта. Его модернистский путь начался с постройки дома профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе. И если Эйфелеву башню условно относят к стилю модерн, так как постройка специфическая, сложно на ней основные тенденции отследить, то дом Тасселя однозначно считают первым европейским зданием, построенным в безупречной стилистике арт нуво (так стали называть модерн во франко-говорящих странах). Постройки Орта – несомненно модерновые: здесь у нас и искривленные линии, и необычная компоновка объемов, и сложное членение остекления. Виктор Орта –признанный во всем мире мастер эпохи модерн – 4 его дома включены в список всемирного наследия Юнеско. Еще один талантливый бельгийский архитектор – Поль Анкар.


Дом Тасселя

И понеслась! Примерно на 15 лет мир буквально сошел с ума, теперь всё подчинялось новой моде — вычурной и прекрасной. Стиль не ограничивался живописью и архитектурой. Модерн – наверное самый прикладной из всех декоративных стилей. Мебель, декор комнат, вазы, посуда, люстры, скульптурный декор, украшения, одежда – все – от шляпной булавки до железнодорожной станции, все что создавалось в первые 15 лет ХХ века, было выдержано в единой новомодной стилистике.
В Париже самым ярким архитектором модерна стал Эктор Гимар. Он в 1895 построил отель Кастель Беранже, его надо бы запомнить, нам это понадобится, когда мы будем изучать Киевский модерн, потом расскажу, как они связаны. Кроме того, Гимар – создатель всемирно известных входных павильонов парижского метро.

Все разговоры о стилях и направлениях модерна – в основном, от лукавого, деление весьма условное, но некоторые направления все-таки можно выделить. Мы уже говорили, что венский модерн «отрывается» на разноцветии и скульптурном декоре, здесь меньше асимметрии и больше геометрии. Кстати, это направление во многом повлияло, например, на архитектуру Львова начала ХХ века.

Парижский и брюссельский модерн – более изысканный, капризный, богато декорированный. Здесь много извитых и переплетающихся линий, много деталей. К закату эпохи архитектура становится лаконичнее, сдержаннее, не теряя при этом своей выразительности.

Что же такое модерн и как он выглядит? Как распознать модерн?

Отличительными чертами архитектурного модерна стала асимметрия, отказ от прямых углов в пользу плавно изогнутых природных линий (как на волосах девушек на акварелях Альфонса Мухи), подчинение фасадов внутренней планировке построек (т.е. удобство внутреннего устройства дома стало первичным) и немыслимое обилие декора, растительного, в основном, но не только – геометрический, меандровый, и даже, как мы увидим, зоологический.

Особая изогнутость линий весьма узнаваема – это так называемый «удар бича» или «ветвь алого цикламена», созданная в конце 19 века швейцарем Германом Обристом. Потом Муха повторял это в прядях волос, лентах и складках одежды, такие изгибы использовались в лепном декоре зданий и кованных металлических элементах.


«Алый цикламен»

Если дом ассиметричный, со сложной компоновкой объемов – это, возможно, модерн. Если вы видите на фасаде несколько видов окон – это с большой долей вероятности модерн, если при этом в остеклении применено затейливое множественное членение – скорее всего модерн. Если вы видите много плавных изогнутых линий, дом декорирован растительными орнаментами, майоликовыми панно либо фризами или масками-маскаронами (очень типичные, идеализированные, обычно девушки, похожие одна на другую) – с большой долей вероятности это модерн.

В архитектуре широко использовался скульптурный декор и барельефы – в моду входил декор из бетона. Сейчас через сто лет реставраторы иногда за голову берутся – материал этот не вечный, довольно хрупкий, особенно, если не особо технология соблюдалась. Скульптурные украшения из бетона желательно регулярно подновлять.

Новую жизнь получило витражное искусство – оно опять вошло в моду. В интерьерах широко использовалось пластичное дерево, ковка, стекло.

А вообще, это трудно описать, надо много смотреть образцов, чтобы глаз привык, и со временем вы будете безошибочно узнавать стиль.

Итак, эпицентрами архитектурного модерного бума стали три столицы: Брюссель, Вена и Париж. Гауди со своими ни на что не похожими постройками в Барселоне – это тоже модерн, но он стоит особняком – уж больно своеобразен. Даже в Португалии был свой модерн – неомануэлино.

Стиль перемахнул через океан, там, в Америке через пару десятков лет он преобразовался в «органический стиль», и даже так называемый «калифорнийский стиль бунгало» — это тоже своего рода порождение модерна. Позднее в Штатах началась настоящая истерия арт-деко – то, во что модерн трансформировался во второй половине 20 годов ХХ века.
Прекрасен Пражский модерн – город претерпел серьезную реконструкцию в начале ХХ века, старые хибары сносили целыми районами, на их месте возвели целые роскошные кварталы домов для банкиров и аристократов. Будете в Праге, пройдитесь по улице Парижской – вот где пиршество для глаз любителей модерна!

Достоин внимания и Рижский модерн – вот уж где строители не знали удержу в декорировании.

В Скандинавии и на просторах Российской империи (особенно в Питере) распространился так называемый северный или национальный модерн – это постройки в стиле суровых старинных замков.

Не поверите, но и в Киеве есть такие здания. Например, детище архитектора Брадтмана – больница Лютеранской общины (нынешняя больница водников) на Винниченко, 9 – это вот и есть северный модерн, суровый и аскетичный. Брадтман построил ее в 1913 году, по проекту, созданному совместно с инженерами из Мюнхена. Вообще до Революции в Киеве жило довольно много немцев – профессоров университета, инженеров, аптекарей, да и сам Брадтман был немцем. Немцы жили на улице Лютеранской, как тогда говорили, на Немецкой горе, где до сих пор действует лютеранская кирха.

Еще один «северный» дом, чертами напоминающий замок, стоит на Рейтарской 20/24. Это доходный дом Шлензхевич, построенный архитектором Вербицким в 1912 году.

Но, мы на этом разбор киевских построек модерна пока закончим, этому будут посвящены мои последующие сюжеты. Вернемся к модерну международному.

Признаться, чем дальше от эпицентра, тем меньше вывертов и коленец мы наблюдаем в стиле, тем проще и бледнее его образцы (за редким исключением). На территории Российской империи большинство самых известных и крупных построек было возведено в двух столицах, но не обошла мода на модерн и города, переживающие в тот период строительный бум – Киев и Харьков, например, так что нам тоже есть о чем рассказать и что показать.

Его эпоха закончился внезапно, буквально катастрофически – причиной этого стала Первая мировая война, разразившаяся в 1914 году. Дома в стиле модерн еще достраивали на периферии Европы буквально пару лет, а потом все прекратилось. Потом, после всех периода потрясений и тотального обнищания, когда Европа постепенно придет в себя, появится новая буржуазная роскошь, но это уже будет не модерн.

Теперь можно чуть передохнуть и перейти уже к нашему родному киевскому модерну.

2 заметки с тегом: поздний модерн

Ясная, 10

Один из самых комфортабельных доходных домов в районе Отрада, дом Э. С. Вернетта, относится к числу интереснейших произведений позднего модерна в Одессе и, несомненно, является одним из самых запоминающихся жилых зданий своего времени.

Тип здания: доходный дом
Стиль: модернизированный ретроспективизм, неоклассицизм, югендстиль
Архитектор: А. Б. Минкус, М. И. Линецкий (?)
Дата строительства: 1912
Статус: памятник архитектуры местного значения

Главный фасад

Общий вид

Эрнест Септимович Вернетт был известным в Одессе в дореволюционные времена мраморных дел мастером и домовладельцем, для которого архитектор А. Б. Минкус примерно в одно время спроектировал как минимум два больших доходных дома. Первый из них вырос на улице Нежинской, 52 (1910-1912 г.г.), в непосредственной близости к городскому центру, а сам Э. С. Вернетт проживал в доме отца — Септима Францевича, на углу Соборной площади и Садовой, где держал скульптурно-мраморную мастерскую. В 1912 году в престижном и тихом районе Отрада, архитектор Минкус выстроил второй доходный дом для Э. С. Вернетта, меньших размеров по сравнению со зданием на Нежинской, но значительно более комфортабельный. Учитывая как сами квартиры, так и месторасположение дома, Вернетт возводил его, несомненно, для очень состоятельных квартиросъемщиков.

Что касается атрибутации самого дома, сведения об истинном заказчике до сих пор остаются противоречивыми. Например в 1914 г. в справочнике «Вся торгово-промышленная Одесса» указывается Э. С. Вернетт, в то время как справочник «Вся Одесса» в качестве домовладельца называет Варвару Сергеевну Беляеву (там же Вернетт указан как владелец соседнего особняка № 8). Впервые в этом качестве он появляется во «Всей Одессе» за 1910 г. О номерах домов в данном случае можно говорить достаточно уверенно, поскольку к 1914 г. в основном уже установилась сегодняшняя нумерация Ясной. В случае, если описываемый дом принадлежал Вернетту, то для участка Беляевой элементарно не оставалось места, так как Ясная тогда не доходила до Юнкерского (Азарова) переулка. К сожалению это не единственный случай атрибутационной путаницы в истории одесских доходных домов.

Архитектура тяжеловесного и помпезного здания достаточно сдержана и минималистична, одну из главенствующих ролей в формировании облика постройки Минкус отдал сочетанию различных фактур и рустов в отделке фасадных плоскостей. В отдельных элементах оформления фасада и внутреннего убранства можно без труда увидеть черты, присущие архитектору М. И. Линецкому. Вероятно, Линецкий принимал участие в проектировании дома Вернетта в соавторстве с Минкусом, однако за документальной неподтвержденностью, подобные сведения пока остаются лишь догадками.

Участок, занимаемый домом весьма обширен, однако его застройка не является периметральной, как в центре города. Сам дом прямоугольный в плане и выходит на красную линию Ясной, не имея никаких хозяйственных пристроек со стороны двора. Двор, благодаря этому отделен от улицы и имеет внушительные размеры. Вероятно, эту территорию предусматривалось превратить в небольшой индивидуальный сад с фонтанами, скульптурами и скамьями, который подчеркнул бы неоклассический характер дома и неизвестно, была ли эта затея осуществлена. В нынешние времена двор заасфальтирован и окружен гаражами и небольшими хозяйственными постройками, представляя собой весьма унылое и неживописное зрелище, несмотря на чистоту и относительную ухоженность. Попасть во двор можно, пройдя через ворота соседнего особняка Рази или выйдя через дверь черного хода (все квартиры в доме сообщаются с парадной и технической лестницами).

Главный фасад имеет ширину девять оконных осей, крайние из которых выделены внушительными и тяжелыми по пропорциям ризалитами с обширными лоджиями на 1-3 этажах. Правосторонний ризалит оборудован на четвертом этаже еще одной лоджией, тогда как противоположный завершается открытым балконом-терассой с глухим каменным ограждением. Такое решение вносит некоторую асимметричность в композицию фасада, однако делает ее живописнее.

Боковой ризалит главного фасада (левосторонний)

Общий вид снизу вверх

Фасадная плоскость вне ризалитов слегка отодвинута от красной линии вглубь участка, а ее центральная ось, где расположены высокие световые окна парадного подъезда, подчеркнута относительно неглубоким ризалитом, увенчанным аскетичным по отделке псевдобарочным фронтоном (как и многие элементы, позаимствован у югендстиля).

Верхняя часть центральной оси фасада со световыми окнами подъезда и фронтоном

Главным украшением лицевого фасада служит портал входа в подъезд, фланкированный двумя колоннами, на которых покоятся постаменты, служащие основаниями для больших лепных амфор.

Портал входа в подъезд

Постамент колонны

Амфора (левосторонняя)

По сторонам от портала размещены небольшие палисадники, ограниченные фасадом, красной линией и внутренними торцами боковых ризалитов. Внешние углы палисадников скруглены, что придает дополнительную пластичность композиции парадного входа в дома. Невысокий кованый парапет, ограждающий палисадники представляет собой прекрасный образец позднего модерна в кузнечном искусстве.

Ограждения палисадников по сторонам от портала

Лестничная клетка оборудована большими световыми окнами различной формы, чьи габариты облегчают визуальное впечатление при взгляде на дом и обеспечивают хорошее освещение огромного подъезда.

Световые окна подъезда

Отделка фасада в целом очень минималистична, но в зависимости от этажности она различается. Первый этаж отделан простым неглубоким рустом из очень больших фактурных сегментов, а проемы окон увенчаны крупными и несколько схематичными замковыми камнями.
 

Замковый камень одного из окон первого этажа

Простенки второго этажа оживляются широкими тягами с волнообразной фактурой, а окна имеют проемы лучковой формы, но начисто лишены выраженных наличников. Фасадная плоскость над фактурной тягой второго этажа полностью лишена какой бы то ни было отделки, кроме фактуры «под шубу».
 

Окно второго этажа и отделка вокруг него

Окна третьего этажа традиционной прямоугольной формы не имеет наличников, окна четвертого этажа — трапецевидные, часто встречающиеся во многих направлениях позднего модерна. Верхнее окно подъезда имеет аналогичную форму проема. Под самой крышей размещена широкая рустованная тяга, имитирующая кладку из грубо отесанного камня, что является еще одним решением, вдохновленным архитектурой югендстиля.
 

Главным скульптурным украшением лицевого фасада является крупный лепной барельеф, расположенный между окнами подъезда и представляющий собой овальный медальон в обрамлении двух гирлянд. Подобные барельефы можно часто увидеть на фасадах домов, возводившихся в 1910-е г.г., в том числе спроектированных М. И. Линецким, Ф. А. Троупянским, А. Б. Минкусом, Ф. Э. Кюнером и т. д.

Барельеф

Вход в подъезд сохранил оригинальную дверь, стиль которой хорошо сочетается со стилем фасада.

Дверь подъезда

Подъезд очень просторен и при пролетах относительно небольшой протяженности оборудован большими площадками. Сохранилась и часть квартирных дверей, оформленных сдержаннее двери подъезда и представляющих собой весьма наглядный пример слесарной отделки времен рационального модерна.

Квартирные двери

Перила подъезда являются еще одной деталью, указывающей на возможное участие в строительстве архитектора М. И. Линецкого. Аналогичные перила ранее применялись Линецким в расположенном поблизости доме Рабиновича на Французском бульваре, 11б, однако в случае с домом Вернетта их дизайн нельзя назвать подходящим к его стилю.

Перила в подъезде

Перила, входной пролет

Световые окна, виды из подъезда

Фасад со стороны двора полностью лишен какой бы то ни было отделки.

Дворовой фасад

Общий вид

Из девяти его оконных осей, пять выделены неглубоким ризалитом с широким трапецевидным фронтоном. Предпоследние к краям фасадной плоскости оси заняты балконами, центральная ось приходится на лестничную клетку черного хода, освещаемую небольшими полуциркульными окнами, сохранившими остатки витражного остекления.

На центральной оси располагается также и вход на лестницу черного хода, дизайн двери которого скорее эклектичен и почти не несет в себе черт модерна. В аскетичных формах рационального модерна выполнены квартирные двери черного хода, а перила его лестницы выполнены по одному из распространенных бюджетных образцов эклектического дизайна.

Служебная лестница

Квартирная дверь

Световое окно

Перила

Наиболее вероятным прототипом дома послужил сооруженный в Киеве по проекту А. Б. Минкуса и Ф. А. Троупянского в 1910 году огромный двенадцатиэтажный дом Л. Б. Гинзбурга (был взорван 24 сентября 1941 года и полностью уничтожен в начале 1950-х годов, когда проводились окончательные разборки фундамента дома).

Архитектурный прототип дома Э. С. Вернетта — дом Л. Б. Гинзбурга в Киеве (не сохранился)

Ряд элементов и решений дома Гинзбурга впоследствии нашли свое применение в архитектуре одесского дома Вернетта, который можно назвать своеобразным памятником утраченному киевскому «небоскребу».

Использованная литература и архивы

  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • «Одесса. Архитектурно-исторический очерк». В. И. Тимофеенко
  • Доходный дом Э. С. Вернетта

Авторы

Эпоха модерна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эпо́ха моде́рна, моде́рнити, иногда моде́рн (от англ. modernity — современность; modern — современный) — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капитализма, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества. Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу постмодерна. В философских спорах на Западе понятие «модерн» (нем. die Moderne и англ. modernity) закрепилось как совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени[1].

Модерные общества

При этом в русскоязычной литературе термин модернити используется для того, чтобы не путать его, во-первых, с современностью как таковой (как указанием на настоящее время, без ценностных коннотаций), а во-вторых — с эпохой модерна (периодом развития европейского искусства на рубеже XIX—XX вв., когда возник и получил развитие модернизм).

Термин используется для описания весьма широкого временного спектра. Он может означать всё относящееся к послесредневековой истории Европы в контексте выделения четырех исторических эпох:

В более узком смысле термин используется для обозначения исторического периода, начавшегося между 1870 и 1910 годами, продолжающегося до настоящего времени, а также в еще более узкой интерпретации: периода между 1910 и 1960 годами (приблизительно соответствует новейшему времени)[источник не указан 3139 дней].

Можно выделить следующие признаки модернизированного общества[2][3]:

  • В модернизированном обществе люди начинают во всех областях жизни действовать рационально, в то время как в традиционном обществе люди действуют так, как поступали их отцы и деды.
  • В модернизированном обществе достаточно высока как физическая, так и социальная мобильность населения. В традиционном обществе его члены обычно живут так же, как их отцы и деды. В модернизированном обществе человек зачастую живет не в том месте, где он родился, имеет иную профессию, чем его отец, и принадлежит к иной социальной группе.
  • В модернизированном обществе человек должен обладать способностью приспосабливаться к изменяющейся среде. Оно задает новый ритм жизни. Так, крестьяне обычно напряженно работают лишь при выполнении сезонных сельскохозяйственных работ, сами определяют время труда и отдыха. Но когда крестьянин перебирается в город и становится наемным рабочим, то ему приходится напряженно работать каждый день в одном и том же темпе. Политики и предприниматели вынуждены быстро реагировать на происходящие во внешней среде изменения. Человек вынужден приспосабливаться к новой среде обитания, если на старом месте он потерял источник средств к существованию, ему необходимо устанавливать контакты с незнакомыми для него людьми, привыкать к новым духовным ценностям, характерным для того общества, в которое он влился.
  • В модернизированном обществе имеются механизмы, которые обеспечивают возобновление экономического роста после любого кризиса. В традиционном же обществе экономический рост либо вообще отсутствует, либо происходит столь медленно, что в течение жизни многих поколений уровень доходов и образ жизни людей остаются практически неизменными.
  • Модернизированное общество отличается от традиционного достаточно высоким уровнем гражданской культуры широких масс, что создает предпосылки для демократии. В традиционных же обществах типичной является авторитарная власть. Хотя демократические общества имелись и в античности (Древняя Греция, Древний Рим), и в Средние века (городские коммуны), но в них в политической жизни обычно участвовала лишь меньшая часть населения, они были неустойчивыми, постоянно подвергались ударам со стороны поддерживаемых народными массами тиранов-популистов.

МОДЕРН (часть 2). Модерн в архитектуре. Виктор Орта


Модерн в архитектуре.
Виктор Орта.

Модерн. Часть 2.


    Архитектура конца XIX — начала ХХ в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим стеклянным поверхностям, формирующим громадные фасады и своды.
    Возведенные в конце XIX века Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но также их легкость, высотность и протяженность.
    Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие ХХ века получили исключительную возможность экспериментировать. Ипмпровизация стала отныне главным принципом их творческой деятельности.
    Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях.
Виктор Орта в 1900 г.:

    По сравнению с «затишьем» XIX века это было подлинное возрождение архитектуры, новая ступень в ее стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилевом ключе.
    Исключительное значение придавалось новым строительным и отделочным материалам (бетону и стали), выразительности текучих ритмов и плавных линий, проявляющихся в изгибах стен, сложных криволинейных очертаниях деталей, окон и дверей. Архитектурные сооружения отличала живописность цветовых решений, силуэтность форм. В оформление фасадов жилищ и общественных зданий включались растительные орнаменты, витражи, керамические панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо. Виртуозное владение разнообразными декоративными средствами стало характерной приметой времени.
    Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Это проявилось прежде всего в творчестве гениального Антони Гауди. Зодчих вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.

    Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался он и в Америке. Наиболее широкое распространение он получил во Франции, Бельгии и Голландии. Главными центрами архитектуры модерна стали Париж и Брюссель, Вена и Прага; в Германии — Мюнхен и Дармштадт, в Испании — Барселона, в Италии — Турин, а в России — Москва. В этих городах он представлен главным образом в архитектуре городских особняков для состоятельных заказчиков, в дорогих многоквартирных зданиях, загородных виллах и дачах. Хотя в этом стиле сооружались и общественные здания (например, Ярославский вокзал в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля).
    Вычурность и театральность модерна, чуждая рациональной природе строительства, не способствовала закреплению его в архитектуре на долгое время. Но завершив творческие поиски и продемонстрировав новые возможности в начале ХХ века, модерн оказал большое влияние на все последующее развитие архитектуры.

    «Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 — 1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они, асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось «движение». Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров.

    Приверженность к природным мотивам орнаментов определила стиль многих произведений Виктора Орта.
Дом Тасселя в Люксембурге (1892 — 1893 гг.) по праву считается первым образцом «чистого модерна».



    Он принес всемирную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничиваются только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл «оживает», превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых «растут» металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованных лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом разноцветные яркие стекла витражей.

Особняк Эйтвельд в Блюсселе (1895 — 1897 гг.):

Вестибюль особняка Эйтвельд:

Собственный дом — мастерская В. Орта в Брюсселе (1898 — 1990 гг.):

Дом Сольвей в Брюсселе (1895 г.):

    Следующая часть будет посвящена русскому модерну и его главному представителю Ф. О. Шехтелю.
    Таким образом, продолжение следует.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *