Неоготический стиль – Готический стиль в архитектуре — это… Что такое Готический стиль в архитектуре?

Содержание

Неоготический стиль Википедия

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое стилевое течение в архитектуре эпохи историзма, возрождавшей формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле, Гуанчжоу и Киеве.

В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. Так, уже в 1666 г. Кристофер Рен в плане реконструкции Лондона после «Большого пожара» предусматривал строительство четырех церквей в готическом стиле. Вместо термина «неоготика» англичане использовали определение «готическое возрождение» (англ. Gothic Revival). В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. Стиль нового здания британского парламента на набережной Темзы в Лондоне, выстроенного в неоготическом стиле (1836 — 1860), именовали «Нео-Тюдор», поскольку архитектурный стиль при династии Тюдоров в XVI веке (эпоха английского Возрождения) включал готические элементы. Другое название здания британского парламента: «Вестминстерский дворец», а его архитектурный стиль именовали также «Британским ампиром» (British Empire), естественно, слово «ампир» здесь использовано в прямом значении. Эти названия говорят сами за себя

[1][2].

В России востребованность неоготики была ограничена вкусами отдельных аристократическим заказчиков и католических общин крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики использовали термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории средневековой Руси не существовало. В наше время большинство исследователей предпочитают определение «романтическая архитектура» и рассматривают ее в контексте «оттеняющего стилевого течения» екатерининского классицизма второй половины XVIII века либо искусства модерна рубежа ХIX — XX столетий

[3].

Неоготический стиль Википедия

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое стилевое течение в архитектуре эпохи историзма, возрождавшей формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле, Гуанчжоу и Киеве.

В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. Так, уже в 1666 г. Кристофер Рен в плане реконструкции Лондона после «Большого пожара» предусматривал строительство четырех церквей в готическом стиле. Вместо термина «неоготика» англичане использовали определение «готическое возрождение» (англ. Gothic Revival). В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. Стиль нового здания британского парламента на набережной Темзы в Лондоне, выстроенного в неоготическом стиле (1836 — 1860), именовали «Нео-Тюдор», поскольку архитектурный стиль при династии Тюдоров в XVI веке (эпоха английского Возрождения) включал готические элементы. Другое название здания британского парламента: «Вестминстерский дворец», а его архитектурный стиль именовали также «Британским ампиром» (British Empire), естественно, слово «ампир» здесь использовано в прямом значении. Эти названия говорят сами за себя

[1][2].

В России востребованность неоготики была ограничена вкусами отдельных аристократическим заказчиков и католических общин крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики использовали термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории средневековой Руси не существовало. В наше время большинство исследователей предпочитают определение «романтическая архитектура» и рассматривают ее в контексте «оттеняющего стилевого течения» екатерининского классицизма второй половины XVIII века либо искусства модерна рубежа ХIX — XX столетий

[3].

История

Подобно тому, как эпоха Просвещения воплотилась в формах архитектурного классицизма, неоготика отразила ностальгические устремления и индивидуалистические ценности пришедшей ей на смену эпохи романтизма. Интерес к средневековью, и особенно к средневековым руинам, в Англии пробудился ещё в середине XVIII века. Своего наивысшего воплощения он достиг в романах и балладах Вальтер Скотта, а также в специфическом жанре «готического романа». Подробнее о литературных аспектах неоготики см. Готическое направление в искусстве Нового времени.

«Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма. Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики». Как известно, название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы, разрушившие Древний Рим, были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля.

Возвращаясь к древнеримским идеалам, Ренессанс упорно видел во всем неримском печать «варварства», хотя с инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами. Поэтому на рубеже XIX века, когда вслед за крахом Французской революции по Европе прокатилась волна разочарования классицистическим рационализмом и идеалами Просвещения, востребованной оказалась естественная (в руссоистском понимании), «природная» архитектура, предположительно сохранившая под покровом христианской догматики дух Европы, существовавшей до прихода на север Европы римлян.

Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение — Собор Парижской Богоматери. В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции, а наиболее совершенным из всех стилей — итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты, черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.

В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII веков. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко, как Карло Райнальди в Риме, Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге, питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды. В интересах ансамблевости к готике прибегали и английские зодчие XVII века, напр., Кристофер Рен, построивший в оксфордском колледже Крайст Чёрч знаменитую «башню Тома».

Великобритания

Ранняя британская неоготика

Хорас Уолпол, автор первого готического романа, не только поместил его действие в средневековом замке Отранто, но и пожелал иметь нечто подобное в качестве загородной виллы. В 1748 году он приобрёл поместье Строберри-хилл под Лондоном с тем, чтобы придать его интерьерам вид макабрической старины. Часть поместья, впрочем, была оформлена в стиле рококо, и такое соседство создавало готическим интерьерам усадебного дома репутацию вычурного архитектурного каприза наподобие более раннего увлечения «китайщиной». Примеру Уолпола последовали и другие аристократы, в частности, герцог Аргайл, стилизовавший под средневековый замок своё шотландское поместье Инверари; в разработке проекта принимал участие брат Роберта Адама, Уильям.

Подлинный расцвет английской готики наступает в конце XVIII века в связи с разочарованием англичан во французских идеалах и поисками национального архитектурного стиля. Сын лондонского мэра, Уильям Бекфорд, в 1795 году начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби с восьмиугольной 90-метровой башней, которая трижды обрушивалась за 30 лет. Усадьба Бекфорда произвела неизгладимое впечатление на современников, и слава о ней облетела всю Европу. Вскоре после смерти владельца башня в очередной раз обвалилась, и здание было снесено. Его непростая строительная история свидетельствует о несовершенном понимании архитекторами начала XIX века конструктивных особенностей средневековой готики.

Фонтхилл-эбби подводит черту под периодом, когда неоготика была лишь данью моде со стороны узкого круга аристократов, а элементы готического декора (как, например, стрельчатые арки) наносились на палладианские по сути здания вопреки структурной логике. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности — ратуши, университеты, школы и вокзалы. В этом т. н. «викторианском стиле» застраивались в XIX веке целые города.

Викторианская неоготика

Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 году поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта. В 1870-е годы обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.

Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия.

Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремёсел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом, поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции, причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).

Неоготика в Северной Америке

В США отношение к неоготике поначалу было настороженным, отчасти по причине сохранявшегося антагонизма с прежней метрополией, а отчасти потому, что Томас Джефферсон и другие отцы-основатели считали наиболее подходящей архитектурой для республики-наследницы античных идеалов свободы не готику, а палладианство и неогрек. Нью-йоркская церковь Троицы (1846) свидетельствует о том, что в половине XIX века американцы ещё только начинали осваивать язык неоготики. Гораздо более уверенно исполнен в подражание храмам средневековой Европы католический собор Святого Патрика в том же городе (1858—1878).

Из неоготики здесь выделился подстиль коллегиальной готики (англ. Collegiate Gothic или англ. Academic Gothic), характерный для студенческих городков. Подстиль быстро распространился по континенту и перекинулся на ряд стран Европы, Австралию. Активному развитию коллегиальной готики помешала Великая депрессия[4].

Во второй половине XIX века во вне крупных городах США получил распространение стиль плотницкая готика (англ. Carpenter Gothic, также известный как сельская готика, англ. Rural Gothic) — разновидность деревянной архитектуры, стремившейся подражать каменной неоготике[5]. Помимо США, плотницкая готика также получила распространение в восточных провинциях Канады[6]. Аналогичные по стилю деревянные здания (жилые дома и церкви) также встречаются в Австралии и Новой Зеландии, хотя в этих странах термин «плотницкая готика», как правило, не употребляется[5]. В стиле плотницкой готики строились в основном индивидуальные дома и небольшие церкви. Характер стиля большей частью выражался такими элементами, как стрельчатые окна и острые щипцы крыш. Здания в стиле плотницкой готики также часто отличаются асимметричным планом[5].

Неоготика в Европе

Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию. Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама, прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.

Венская Вотивкирхе известна утончённостью внутреннего декора, следующего заветам поздней готики.

Всплеск немецкого национального чувства в период романтизма и особенно после революции 1848—1849 годов вылился в движение, направленное на завершение «долгостроев» средневековья и, в первую очередь, Кёльнского собора — одного из самых масштабно задуманных зданий средних веков. В 1880 году, когда строительство собора завершилось, при высоте в 157 метров он стал самым высоким зданием мира. Через несколько лет его рекорд побила другая достроенная церковь — 161-метровый Ульмский собор. Несколько раньше был очищен от позднейших наслоений важнейший памятник баварской готики — собор в Регенсбурге. По примеру англичан немецкие правители бережно восстанавливали разрушенные средневековые замки. В некоторых случаях инициатива исходила от частных лиц. Значительных реставрационных работ потребовал главный замок Тевтонского ордена — Мариенбург. Немецкие государи не скупились на финансирование строительства новых замков, которые были призваны превзойти все средневековые образцы. Так, прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-1867), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн, строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II.

Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене, Мюнхене и Берлине, а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви — Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики — таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Австро-Венгрия в своём восприятии неоготики следовала по пути других германских наций. Здесь острую конкуренцию неоготике составляли другие ретроспективные стили — неоренессанс и необарокко, хотя именно неоготика воскрешала в памяти средневековую мощь Священной Римской империи, наследниками которой видели себя австрийские Габсбурги. Следуя примеру других государств, они позаботились о завершении затянувшегося на шесть веков строительства пражского собора св. Вита. Из собственно неоготических проектов выделяются своими размахом и пышностью венская Вотивкирхе (1856-1879) и здание Венгерского парламента в Будапеште (1885-1894).

Бельгия

Неоготика проникает в Бельгию в 1840-х годах. Один из самых ранних примеров — епископский дворец в Генте, построенный в 1840—1845 годах, архитектор Матьяс Волтерс (нидерл. Mathias Wolters)[7]. Важным деятелями неготики в Бельгии во второй половине XIX века стали Жан-Батист Бетюн (фр. Jean-Baptiste Bethune) и Йорис Хеллепютте (нидерл. Joris Helleputte). Бетюн был архитектором, реставратором и фактическим идеологом бельгийского неоготического движения, Хеллепютте — архитектором, инженером и политиком от католической партии. По инициативе Бетюна в Бельгии создана сеть католических художественных «Школ Святого Луки» (нидерл. Sint-Lucasscholen, фр. Ecoles St-Luc). Католические «Школы Святого Луки» создавались в противовес государственным художественным школам. В отличие от государственных художественных школ, где господствовали неоклассицизм и академизм, в «Школах Святого Луки» основное внимание уделялось изучению средневеково искусства[8].

В качестве примеров неоготической архитектуры Бельгии XIX века можно привести железнодорожный вокзал Алста (1856, архитектор Жан-Пьер Клёйзенар), здание администрации провинции Западная Фландрия в Брюгге (1887—1892, архитектор Луи Деласенсери) церковь Нотр-Дам-де-Лакен в Брюсселе (фамильная усыпальница бельгийских монархов, 1854—1909, архитектор Жозеф Пуларт), Церковь Святых Петра и Павла в Остенде (1899—1909, Луи Деласенсери), старый почтамт в Генте (1900—1908, архитектор Луи Клоке).

Так же, как и во Франции (деятельность Виолле-Ле-Дюка), в Бельгии XIX века проводятся многочисленные «романтические» реставрации, в ходе которых фантазия архитекторов нередко оказывается важнее исторической достоверности. Пример — городские ворота Халлепорт в Брюсселе (реставрация 1868—1870 годах, архитектор Хендрик Бейарт (нидерл. Hendrik Beyaert))[9].

Неоготика во Франции и Италии

Замок Шален-ла-Потри (Франция)

В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, — неоренессанс, необарокко и боз-ар. В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса. По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий — напрbvth, парижской базилики Святой Клотильды (1827—1857) — архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.

Во Францию неоготика пришла поздно и сразу получила ярко выраженную археологическую направленность. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830) прозвучал гимном во славу средневековой архитектуры и призывом к сохранению её наследия. Предметом всеобщего внимания поначалу стал выведенный в романе собор. В дальнейшем речь шла, как правило, также не о строительстве новых зданий, а о реставрации шедевров французского средневековья, будь то Сент-Шапель, Мон-Сен-Мишель, грандиозное аббатство в Везле, древние укрепления Каркассона или горный замок Роктайад. К осуществлению практически всех реставрационных проектов приложил руку неутомимый Виолле-ле-Дюк, стремившийся довести даже недостроенные в средние века сооружения до последней степени завершённости.

В Италии неоготика также воспринималась именно как движение, направленное на реставрацию и завершение строительства великих памятников прошлых лет. Ещё Наполеон перед коронацией велел достроить грандиозный Миланский собор и пообещал выделить на это средства; работа над завершением Дуомо растянулась до 1965 года. Самым крупным проектом итальянского неоготического движения стал объявленный в 1864 году конкурс на проектирование и возведение фасада величайшей сокровищницы чинквеченто — собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Одновременно достраивались фасады других незавершённых храмов — флорентийской базилики Санта-Кроче и Неаполитанского собора.

Неоготика в России

Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках, как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Первые в России попытки архитектурных стилизаций под готику относятся к 1770-м годам, когда Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов по её заданию занялся проектированием обширной Царицынской усадьбы под Москвой.

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко. В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева. Как и в Скандинавии, архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей — такие, как Ласточкино гнездо. В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям заказчика.

  • Архитектурные фантазии на темы готики в царской России

Закат неоготики

Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берёт своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену возрождение строгих форм романского стиля, лучшие образцы которого сохранились именно в Германии.

См. также

Примечания

  1. ↑ Watkin D. English Architecture. — London: Thames and Hudson, 1996, pp. 154 — 179
  2. ↑ Власов В. Г.. Неоготика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 140 — 152
  3. ↑ Хачатуров С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. М.: Институт искусствознания м-ва культ-ры РФ, Прогресс-Традиция, 1999. — 184 с.
  4. George E. Thomas, David B. Brownlee. Building America’s First University: An Historical and Architectural Guide to the University of Pennsylvania. — University of Pennsylvania Press, 2000. — С. 88—97. — 414 с. — ISBN 0812235150.
  5. 1 2 3 Carpenter Gothic Architecture (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 5 августа 2012 года.
  6. ↑ Carpenter’s Gothic (неопр.). Ontario Architecture Website. Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 5 августа 2012 года.
  7. Ludo Collin, Luc Robijns, Luc Verpoest. Het Gentse bisschopshuis. Monument van vroege neogotiek. — Gent, 1993. — ISBN 90 74311 083.
  8. Bart de Keyser, Jan de Maeyer, Luc Verpoest. De ingenieuze neogotiek. Techniek & kunst : 1852-1925. — Leuven: Davidsfonds/Universitaire Pers Leuven, 1997. — ISBN 9789061526353.
  9. Linda Wullus. De Hallepoort. Stille getuige van een rumoerige geschiedenis. — Brussel: Koninklijke Musea voor Kunst en Geschiedenis, 2006.

Готический стиль в интерьере и архитектуре > история, особенности, фото

Один из немногих стилей, который даже представлять не надо

 

 

История появления

Легенда гласит, что когда в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается постройка собора Святого Петра, тот  в ответ пренебрежительно назвал сооружение «готическим»: варварским, лишенным истинной эстетики. Знаменитый мастер тогда и не подозревал, что дал название одному из величайших стилей в истории человечества.

Изначально (XII-XV вв.)  стиль существовал исключительно в архитектуре. Готический стиль в интерьере появился значительно позже, с в эпоху историзма (конец XIX  века). В это время знать Великобритании, Германии и других европейских стран была увлечена модой на постройку усадеб в неоготическом стиле.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. Первое готическое сооружение появилось в  Париже. В 1136-1140 годах аббат Сугерия возвел два пролёта главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат считал что храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Светлые мраморные колонны напоминают устремленные ввысь мачты,  а плавные линии под сводами — натянутые ветром паруса.

Освещение

Зодчие Cредневековья достигли небывалых высот в искусстве использования солнечного и рассеянного света.

В отличие от романских соборов, в готических было много больших и ярко украшенных витражами окон. А сами окна превратились в сверкающие картины из цветного стекла, призванные ошеломлять прихожан иллюстрациями библейских сцен.

Теологи даже приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать от зла. 

 

Проектировщики тех времен  делают акцент на освещении. Для них важно сберечь каждую крупицу света, чтобы каменный собор стал воздушным и невесомым.

Прекрасный пример – кружево собора столицы Нормандии – Руана.

В пасмурные дни продуманные до мелочей силуэты готических соборов, бесчисленные башенки, шпили, фигуры и шипы живут при неярком рассеянном свете. Получается мрачный и величественный образ.

Особенности интерьера

Особенность готических сооружений — стрельчатая арка – изобретение XI века. Ее  придумали при строительстве английского собора в Дергеме. Стена складывалась, как ствол дерева, — с множеством отходящих ветвей, одна арка опиралась на другую, свод становился на плечи своду. Промежуточные опоры, тяжелые перекрытия, ограничивающие объем построек, больше не требовались.

 

Вторая жизнь готического стиля: неоготика

В эпоху историзма в 40-х годах XVIII века в Великобритании возродился интерес к готике. “Официально” национальным стилем Великобритании неоготика стала благодаря знатоку и энтузиасту этого направления, Огастесу Пьюджину. Он  отстраивал сгоревшее в 1834 году здание Британского Парламента.

В США первой постройкой в стиле неоготики стала церковь Троицы.

 

Постепенно из неоготики здесь выделился подстиль коллегиальной готики, характерный для студенческих городков.

 

 

Неоготика распространилась и в Германию, где после революции 1848—1849 годов активно возрождались средневековые памятники архитектуры, такие как Кёльнский собор.

 

Параллельно с реставрацией старинных готических соборов шло строительство светских зданий в неоготическом стиле.

Яркий пример — здания ратуши в Мюнхене и Берлине, уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. 

 

Во Франции и Италии неоготика воспринималась скорее как призыв отреставрировать и сохранить уже средневековые здания в готическом стиле.

Так, в Париже, после появления на свет романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, упомянутый собор стал объектом внимания жителей, а в Италии самым масштабным проектом неоготического движения стало возведение фасада  собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

 

 

Одним из ключевых моментов в развитии неоготики стало появление готического стиля в интерьере.

В 1795 году Уильям Бекфорд начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-Эбби с восьмиугольной 90-метровой башней.

 

Башня трижды обрушивалась в течении 30 лет, но усадьба Бекфорда все равно производила неизгладимое впечатление на современников.

 

Европейская знать охотно подхватила эту идею и начала строить свои усадьбы в том же стиле. При этом сохранялись основные принципы средневековой архитектуры при проектировании зданий, а интерьер должен был создавать ощущение, что вы находитесь в рыцарском замке.

 

Готический стиль в современном дизайне

Для создания готического стиля в интерьере потребуются:

  • Просторное помещение

  • Высокие потолки

  • Обилие естественного света

Готический стиль вряд ли подойдет для оформления малогабаритных квартир с невысокими потолками. Его можно встретить в дизайне интерьеров загородных домов, дорогих ресторанов и стилизованных под средневековые замки отелей.

Но даже в них готический стиль используется не в первозданном виде. Скорее, происходит стилизация интерьера в готическом духе.

 

Материалы и отделка

Для оформления подобного интерьера используются исключительно натуральные материалы:

  • металл

  • камень

  • дерево

Первоначально в готических постройках использовались дуб, орех, ель, лиственница и европейский кедр.

При выборе мебели стоит отдать предпочтение вещам, обитым парчой или бархатом, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры. Гармонично впишется мебель, украшенная резьбой и позолотой.

Выбирая обивку мебели отдайте предпочтение:

Если в помещении недостаточно солнечного света, в качестве основного тона стен выбирайте оттенки белого, бежевого и молочного. В таком случае мебель и аксессуары, выполненные в характерных для готики тонах, не будут создавать гнетущее впечатление 

Правильно выбрав материалы и распределив элементы декора, вы  создадите гостиную в стиле средневековых замков или спальню в стиле королевских покоев.

Мебель и аксессуары 

В эпоху готики в жизни простых людей появились новые предметы мебели. Так, впервые одежду начали хранить в двустворчатых массивных шкафах, предметы быта – в буфетах на высоких ножках, заменив ими привычный сундук. Получили широкое распространение кровати с высокими изголовьями и стулья с мягкой обивкой и высокими спинками.

При создании современного интерьера в готическом стиле не стоит забывать про детали: 

  • сундуки, обитые потертой кожей

  • бронзовые подсвечники

  • искусственно состаренный металл в элементах мебельного декора

  • гобелены на средневековую тематику

  • мозаика на окнах типичной продолговатой заостренной формы

Это поможет создать атмосферу Средневековья.

 

Освещение интерьера

Последним штрихом в готическом интерьере станет освещение: как правило, это массивная люстра с коваными подсвечниками. Ее вешают по центру комнаты и дополняют светильниками и бра. 

Итак, подведем итоги, еще раз выделив основные черты готического интерьера:

  • просторное помещение, высокие потолки

  • большие окна, обилие естественного освещения

  • витражи

  • прямые вертикальные линии

  • преобладание темных оттенков в обивке мебели

  • использование натуральных материалов

  • аксессуары в стиле Средневековья

Повторить неоготический интерьер со всем размахом – трудная задача. Но он может служить источником вдохновения при оформлении интерьера обычной комнаты. Не бойтесь экспериментировать с деталями: иногда пара мелочей вроде кованых подсвечников и балдахина над кроватью могут создать ощущение Средневекового замка. 

Автор: Мария Ревина 

Коллегиальная готика — Википедия

Коллегиальная готика (англ. Collegiate Gothic) или Академическая готика (англ. Academic Gothic)[1] — архитектурный подстиль неоготики, популярный при строительстве образовательных учреждений в 1800 — 1900-х годах в США, Канаде и местами в Европе. Историческая направленность исполнения опирается на архитектуру Тюдоров и готику.

Зарождение[править | править код]

Коллегиальная готика ориентируется на средневековую готику, которая в середине XVIII века пережила своё второе рождение в виде неоготики и была популярна на протяжении всего XIX века[2].

Долгое время корпусы университетов не были выдержаны в одном стиле, представляя «архитектурное ассорти». Американские университеты копировали Оксфордский и Кембриджский университеты, а готика 1860—1870-х годов часто неупорядоченно сочетала элементы похожих стилей[2]. Конкуренцию коллегиальной готике на её начальном этапе развития составлял популярный боз-ар, напоминавший итальянские пантеоны. Однако, любовь ко всему английскому определила в итоге облик студенческих городков[1].

Первыми примерами использования неоготики на территории университетов в США были библиотеки Ричарда Бонда и Гор-холл (1837—1841, снесена в 1913 году) в Гарвардском университете[3][4], здание Свободной академии (1847—1849, снесено в 1928 году; сегодня Городской колледж Нью-Йорка) архитектора Джеймса Ренвика-младшего (англ.). Архитектор шведского происхождения Чарльз Ульриксон (англ.), вдохновлённый лондонским дворцом Хэмптон-корт, спроектировал Олд-Мэйн (1856—1857) в Колледже Нокс (англ.) в Гейлсберге (Иллинойс)[5].

После Гражданской войны на местную архитектуру оказала влияние викторианская готика:

В 1871 году английский архитектор Уильям Бёрджес спроектировал ряд зданий под впечатлением от французской готики для Тринити-колледжа: Сибари-холл, Башня Нортам, Джарвис-холл. Все они построены в 1878 году в Хартфорде, штат Коннектикут.

  • Олд-Мэйн (1856-1857) в Колледже Нокс, 2007 год

  • Колледж-холл (1870-1872) в Пенсильванском университете

  • Мемориальный зал (1870-1877) в Гарвардском колледже

  • Сэйдж-холл (1871-1875) в Корнеллском университете

  • Сибари-холл (1878) в Тринити-колледже

Расцвет[править | править код]

Строительство в 1894 году Уолтером Коупом и Джоном Стьюардсоном (англ.) Бэмбрук-холла в колледже Брин-Мар определило подстиль коллегиальной готики[6]. Он получил широкое распространение среди образовательных учреждений, почитающих готику за строгость, древность и моральную дисциплину (поскольку, ряд образовательных учреждений находились в ведомстве религиозных общин)[2]. Подстиль использовали также при строительстве корпусов Пенсильванского (1895—1911), Принстонского (1896—1902) университетов, Университета Вашингтона в Сент-Луисе (1899—1909) и многих других учебных заведений по всей стране[7][1].

Известные университеты в начале 1900-х продолжили пристраивать на своей территории кампусы в коллегиальной готике, используя современные материалы. Если экстерьер выдерживался в неоготическом стиле с использованием кирпича и камня, то внутри применялись сталь, штукатурка, глиняная плитка и гипсокартон[2].

Джордж Браун Пост (англ.) спроектировал новый кампус (1903—1907) Городского колледжа Нью-Йорка в Гамильтон-Хайтс, Манхэттен в стиле коллегиальной готики. В 1901 году архитектурная фирма «Шепли, Рутан и Кулидж (англ.)» разработала план кампуса для Чикагского университета в коллегиальном стиле. Строительство завершилось через 15 лет. Некоторые сооружения, вроде Башни Митчелла (1901—1908), являются полными копиями исторических зданий[7].

Со стилем смогла познакомиться широкая аудитория на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури и на Олимпийских играх в 1904 году. Мероприятия проходили в недавно построенном кампусе Вашингтонского университета.

Создание Чарльзом Дона Магиннисом (англ.) Гэссон-хола в Бостонском колледже в 1908 году способствовало развитию коллегиальной готики. Работа архитектора Джеймса Гэмбла Роджерса (англ.) для Йельского университета, к которой он приступил в 1917 году, из-за фантазий на тему историзма подверглась критике сторонников набирающего популярность модернизма[8]. Выстроенное им здание Мемориальной библиотеки Стерлинга (1927—1930), напоминающее средневековый собор, вызвало недовольство студентов[9].

Канадский архитектор Уильям Лайон Сомервилл (англ.) спроектировал новый кампус (1928—1930) в коллегиальном стиле для Университета Макмастера, переезжающего в Гамильтон (Онтарио).

Закат коллегиальной готики начался с периода Великой депрессии[1].

  • Бруклингс-холл (1902–1904) в Вашингтонском университете.

  • Блэр-холл (1896-1897) в Принстонском университете

  • Гэссон-холл (1908) в Бостонском колледже

  • Башня Митчелла (1901-1908) в Чикагском университете (слева) является копией Башни Магдалены (справа) в Оксфордском университете.

Впервые термин «Коллегиальная готика» употребил архитектор Чарльз Клаудер (англ.) в своей книге «Архитектура колледжей в Америке» (1929)[10].

Первоначально стиль использовался при строительстве университетских общежитий. Он демонстрировал «архитектурную поэзию», историческую преемственность — наследие Оксфорда и Кембриджа, но не Падуи, Виттенберга или Парижа[11]. Как отмечал Вудро Вильсон, готические формы прибавляли тысячи лет к истории школы[12].

Стиль «соединял монастырь и кузницу»[13], выражал понятие «дисциплины»[14] и давал в период стремительных перемен опору на понятное, изученное прошлое. Инициаторы строительства эстетически приятных кампусов соглашались с понятием, что «здания тоже учат». Американский историк Вернон Луис Паррингтон (англ.) писал[12]:

Лично мне кажется, что мы говорим слишком много о крупном университете и мало о красивом университете. Если мы надеемся обучать культурных мужчин и женщин, нам следует окружить их предметами, которые вдохновят и приобщат к культуре. Если и есть такое уютное, праведное и прекрасное место, то это — школа.

Строения в стиле коллегиальной готики преимущественно имеют прямоугольное горизонтальное расположение с пристройками в виде вертикальных башен. Арки повторяют технику средневековых готических соборов, особенно при оформлении сквозных проходов. Часто фасад дополнен выдающимися туреллями, контрфорсами; окантовка по периметру крыши и башен нередко зубчатая (англ.), как в средневековых замках, вершину шпиля венчает флэш (англ.) (как в Мемориальной часовне Хайнца)[2].

Ограниченный небольшим пространством при университете Питтсбурга архитектор Чарльз Клаудер прибег в вертикальному строительству, создав так называемый Собор учения (англ.) (1926—1937). Он представляет собой 42-этажный небоскрёб, второй по высоте в мире среди университетских и готических зданий[15], является последним ярким образцом неоготической архитектуры[16]. Интерьеры с высокими сводами выдержаны также в неготическом стиле[17]. К зданию примыкают неоготические кампусы работы Клаудера: Мемориал Стивена Фостера (1935—1937) и Мемориальная часовня Хайнца (1933—1938) в стиле французской готики.

  • Мемориал Стивена Фостера (1935-1937)

  • Мемориальная часовня Хайнца (1933-1938), южная сторона

  • Интерьер Мемориальной часовни Хайнца

  • Главный вход Мемориальной часовни Хайнца

Примеры коллегиальной готической архитектуры среди некоторых учебных заведений:

США[править | править код]

Канада[править | править код]

  1. 1 2 3 4 George E. Thomas, David B. Brownlee. Building America’s First University: An Historical and Architectural Guide to the University of Pennsylvania. — University of Pennsylvania Press, 2000. — С. 88—97. — 414 с. — ISBN 0812235150.
  2. 1 2 3 4 5 Stephen Taul. Collegiate Gothic Architecture: Style & History (англ.) // Study.com.
  3. Daniel Coit Gilman. The Library of Yale College. — The University Quarterly, 1860. — С. 9.
  4. Kenneth A. Breisch. Henry Hobson Richardson and the Small Public Library in America. — MIT Press, 1997. — С. 60.
  5. ↑ Old Main (неопр.) (недоступная ссылка). Knox College. Дата обращения 11 июня 2015. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  6. Barbara Ward Grubb, Linda Leeuwrik, Claire Pingel, Marianne Hansen. Collegiate Gothic — Cope and Stewardson (англ.). www.brynmawr.edu. Дата обращения 26 февраля 2018.
  7. 1 2 Jonathan Coulson, Paul Roberts, Isabelle Taylor. University Planning and Architecture: The Search for Perfection. — Routledge, 2015. — 291 с. — ISBN 9781317613169.
  8. Paul Goldberger. The Sterling Library: A Reassessment (англ.) // On the Rise: Architecture and Design in a Post Modern Age. — Penguin Books, 1985. — P. 269–271.
  9. William Harlan Hale. Yale’s Cathedral Orgy (англ.) // The Nation. — 1931. — 29 April. — P. 471–472.
  10. Charles Zeller Klauder, Herbert Clifton Wise. College architecture in America and its part in the development of the campus. — C. Scribner’s Sons, 1929. — С. 29. — 336 с.
  11. Ralph Adams Cram. The Work of Messrs. Cope and Stewardson (англ.) // The Architectural Record. — 1904. — November (vol. XVI, no. 5). — P. 414–415, 417.
  12. 1 2 Blake Gumprecht. The American College Town. — Univ of Massachusetts Press, 2009. — С. 47, 63. — 463 с. — ISBN 1558498133.
  13. William Morgan. Collegiate Gothic: The Architecture of Rhodes College. — University of Missouri Press, 1989. — 128 с. — ISBN 9780826206992.
  14. William Barksdale Maynard. Princeton: America’s Campus. — Penn State Press, 2012. — С. 64. — 304 с. — ISBN 0271050853.
  15. ↑ Cathedral of Learning, Pittsburgh — SkyscraperPage.com (неопр.). skyscraperpage.com. Дата обращения 26 февраля 2018.
  16. Trump, James D. National Register of Historic Places Inventory – Nomination Form: Cathedral of Learning (англ.) // Pennsylvania’s Historic Architecture & Archaeology. — 1975. — 25 August.
  17. Toker, Franklin. _A New Portrait. — Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2009. — С. 327. — ISBN 0-8229-4371-9.
  18. ↑ Tour Fordham University’s Stunning Campus In The Bronx, Business Insider. Дата обращения 26 февраля 2018.
  19. halsall. Fordham University Church (неопр.). www.fordham.edu. Дата обращения 26 февраля 2018.
  • Lewis, Michael J. The Gothic Revival. — London: Thames & Johnson Ltd, 2002. — ISBN 0-500-20359-8.
  • George E. Thomas, David B. Brownlee. Building America’s First University: An Historical and Architectural Guide to the University of Pennsylvania. — University of Pennsylvania Press, 2000. — 374 с. — ISBN 0812235150.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность

Готика, как понятие, затронуло многие виды искусств. Это и архитектура, и живопись, и скульптура, а также стиль в одежде.

Преимущественно готический стиль в одежде является предпочтением как девушек, так и юношей, увлечённых субкультурой готов.

Красота готики – неоспорима, но она отличается своеобразной мрачной величественностью, строгостью и завораживающей холодностью. Это связанно с тем, что истоки стиля лежат в глубоком Средневековье – времени, когда рыцари совершали подвиги, посвящая их дамам сердца, ведьм жгли на кострах, а неоспоримым господством обладала католическая церковь.

Готика: история и особенности

Впервые данный стиль зародился во Франции, далее он нашел свое место в Италии, Англии и спустя короткое время распространился практически по всей Европе.

Самым ярким проявлением готики считается архитектура. Основным примером является собор Нотр Дам де Пари, а также соборы в Шартре, Амьене, Реймсе.

Средневековью свойственно изображение устрашающих мифических персонажей, таких как горгульи, химеры. Многие соборы данного времени украшают скульптуры чудовищ, которые призваны отпугивать злых духов и охранять покой верующих.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 1

Готический стиль в средневековой одежде

В средневековой Европе готика царила в самой атмосфере и, как следствие, она проявилась и в одежде.

Готический стиль в одежде Средневековья отличается заострёнными формами, тонкой, туго зашнурованной, талией, зубцами на краях одежды и длинными шлейфами.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 2

Современные направления готического стиля одежды

В наши дни существует несколько направлений готического стиля, главными символами которого являются чёрный цвет и тематические серебряные украшения. Наиболее популярными материалами для изготовления одежды являются кожа, сетка, винил, шёлк и бархат.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 3

Отличительными чертами стиля считаются строгость, мрачность и броскость. Основами стиля являются холодные депрессивные цветовые комбинации: чёрное с красным, чёрное с белым, что также наблюдается в контрастном сочетании бледной кожи и тотального чёрного макияжа и волос.

Наиболее традиционным готическим направлением в одежде является антикварный стиль. Этот вариант включает в себя стилизацию под основные тенденции моды 18-19 веков. Основной чертой направления считаются кружева, перчатки, достигающие локтей, длинные платья в пол, корсеты, вуали, соответствующие стилю, а у мужчин – цилиндры и фраки. Данное направление включает в себя элементы романтизма и неоготики.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 4

Достаточно широко используется вампирский стиль. Он обусловлен подражанию популярным кино-«вампирам», таким, как Лестат де Лионкур, Дракула. Девушки в готическом стиле, соответствующем этому направлению, как правило, стремятся подчеркнуть свою сексуальность и придать образу роковое звучание, что достигается при помощи ярко-красных оттенков в помаде, маникюре и некоторых деталях одежды.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 5

Нередко готический стиль пересекается с тематикой металл-музыки. Кожаная одежда, цепи, садомазохистская атрибутика, такая как ошейники, одежда из латекса, не противоречат эстетике готов.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 6

Особое место занимает кибер-направление. Данное стилевое решение обусловлено гармоничным соединением в одежде готических и индустриальных элементов. Для выполнения выбираются искусственные ткани, предпочтительными являются яркие кислотные цвета, экстремально высокая платформа ботинок, детали киберпанковской культуры.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 7

В Японии зародилось направление под названием лолита. Как правило, девушки надевают платья в готическом стиле, длиной до колен, с оборками и кринолинами. Аксессуарами являются декоративные зонты, шляпы, обувь на платформе с закругленными носами.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 8

Представители субкультуры, работающие в офисах и учреждениях с дресс-кодом, не могут позволить себе носить тематическую одежду. В связи с этим возникло направление корпоративный гот. Данный стиль сводится к минимальному количеству макияжа и аксессуаров.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 9

Готический стиль на подиумах

Впервые появление готического стиля на подиуме состоялось в 1990-е – 2000-е года. Александр Маккуин в своих коллекциях «Сияние», «Голод» и «Птицы» воплотил готическую эстетику и смысл. В 2009 году в силу вступает викторианский и неоромантический стили. Женский образ приобретает неоспоримую женственность и величие благодаря чёрным рюшам и кружевам на блузах, и пышным юбкам. Givenchy и Жан-Поль Готье представили миру своё прочтение готики в модных показах. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 10

Готические свадебные платья

Желающие бросить вызов традициям могут с лёгкостью предпочесть свадьбу в готическом стиле, которая навсегда останется в памяти, как у молодожёнов, так и у гостей. В данном варианте ослепительно белое плате заменяется на чёрное, при этом возможно добавление таких цветов, как алый, лиловый, бордо или белый. К примеру, это может быть черное платье с чулками или лентой на шее контрастного цвета.

Особое внимание стоит уделить тканям для готического свадебного платья. Они должны иметь блестящую гладкую поверхность: кожа, шёлк, шифон, атлас, латекс, лакированная ткань.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 11

Очень тщательно стоит подбирать украшения к подобному наряду. Ни при каких условиях не стоит надевать золото, кроме обручального кольца. Это считается признаком безвкусия и может испортить впечатление от образа. Отлично будет смотреться серебро или же любой другой металл. Хорошо дополнят образ ошейник с шипами, цепи.

Основной чертой готического свадебного наряда является наличие сетки. Это может быть болеро, перчатки, чулки.

Также следует уделить внимание макияжу, который в данном образе несёт большую нагрузку. Лицо должно быть очень бледным, что подчеркнут чёрная подводка для глаз, густо накрашенные ресницы и алая или чёрная помада. Чёрный цвет предпочтителен и в причёске. Волосы могут быть распущенными, но обязательно прямыми, или же собраны в пышную высокую причёску.

Отдельным вариантом готического платья на свадьбу являются наряды кроваво-красного цвета. Бесспорно, эффектно будет выглядеть такая модель в обрамлении чёрного кружева и в сочетании с длинными лаковыми перчатками. Стоит отметить, что такой образ эпатирует гостей и затмит невест в традиционных нарядах.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность, фото № 12

Взято из разных источников в интернете.

Готический стиль Википедия

Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие[1].

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готик-рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»), и ещё одного музыкального жанра («готик-метал»).

Происхождение термина[ | ]

Слово происходит от

Готический стиль | Энциклопедия моды

Фото в готическом стилеГотический стиль – стиль одежды, используемый, преимущественно, юношами и девушками, относящимися к субкультуре «готов». В основном он копирует европейскую моду XVII-XVIII веков, так называемую «неоготику». Принципиальной чертой готического стиля является тотальное преобладание черного цвета.

Как ни странно, готическая мода в том виде, в котором она представлена соответствующей субкультурой в наши дни, имеет довольно мало общего с собственно готической одеждой, появившейся в Европе в Средние века. Ее временной отрезок – приблизительно XII-XVI века.

Отчасти за появление этого стиля можно «назначить ответственными» крестовые походы: они позволили знати того времени повидать мир, а значит, увидеть нечто новое, в том числе и технологию и способы изготовления одежды.

Готический стиль одежды в Средние века

Фото в готическом стилеГотическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства. Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали, всю прелесть которой воевавшие смогли оценить на Востоке.

Вслед за новым образом военной формы стала меняться и одежда. Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.
Фото в готическом стилеСчитается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, искусственно делавшуюся широкой за счет тканевой вставки. Лиф же имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.

Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты  рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой».

Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов. В это время сходит на нет бешеная популярность панка – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое. Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле

Поначалу новоявленные готы мало чем отличались от панков. Все те же странные прически, обилие аксессуаров, черный цвет и странная одежда. Однако новые музыкальные группы делали стену, отделяющую одну субкультуру от другой, все более прочной. Главным кумиром первых «неоготов» стал легендарный коллектив «Joy Division».

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий.

Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Готы делятся на множество подтипов: антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, глиттерготы, корпоративные готы, вампиры и многие другие. Всех их объединяет подчеркнутая аристократичность стиля, тяга к искусству и общие депрессивные настроения.

Одежда

Традиционный готический наряд представляет собой довольно экстравагантную одежду черного цвета. Кожа, кружево, шелк, бархат – всем этим материалам отдается предпочтение. Кроме того, в одежде может присутствовать люрекс, тафта, органза, парча, винил.

Девушки-готы традиционно носят корсеты, придающие силуэту стройность и соблазнительные очертания. Корсеты носятся поверх одежды: рубашек, платьев. Вполне уместны для этого стиля кожаные штаны, юбки миди или макси. Впрочем, мини-юбки тоже не возбраняются. В качестве верхней одежды девушки выбирают длинные кожаные или матерчатые плащи.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Мужчины-готы отличаются ярко выраженной женственностью, поэтому их одежда может довольно точно повторять женские наряды. Конечно, платья и корсеты все равно остаются прерогативой исключительно прекрасного пола, но вот ношение юбок мужчинами готическая субкультура вполне допускает. В остальном же это все те же кожаные штаны, черные рубашки и балахоны, Фотографии готического стилядлинные плащи.

Обувь

И девушки, и юноши готической субкультуры предпочитают носить тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов». Приветствуется обувь на высокой платформе, притом носить ее могут как юноши, так и девушки. Прекрасный пол может дополнять наряд туфлями, сапогами и полусапожками на каблуках. Цвет обуви, разумеется, черный.

Особенности готического стиля

Характерной особенностью готического стиля. является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы недрагоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица.

Фотографии готического стиляДрагоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.

Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто. Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.

Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом». Толкования его значений очень многочисленны.  Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.

Кое-что из атрибутики «осталось» от панков: кожаные браслеты и ошейники, украшенные металлическими шипами.

Девушки-готы очень любят использовать для своих нарядов элегантные шляпки с черной вуалью, а также ажурные кружевные перчатки.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Прически

Разумеется, готический стиль предполагает черный цвет волос. Однако если юноша или девушка от природы обладают светлой шевелюрой, им вовсе не обязательно перекрашиваться: блонд тоже допустим, только лучше ему быть не золотистым, а пепельным. У обоих полов приветствуется наличие длинных волос.

Как правило, готическая прическа – это идеально гладкие и прямые волосы, распущенные по плечам, без каких-либо украшений и аксессуаров.

Макияж

Макияж составляет довольно важную часть готического образа. Самое главное – это подчеркнуть белизну кожи. Чаще всего готы делают это при помощи обыкновенной пудры.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Как и весь образ в общем, готический макияж довольно монохромный: глаза подведены черным карандашом, реже – накрашены темными тенями. Допустимо использование темных оттенков помады, обязательно матовых. Ногти традиционно красятся темным лаком, преимущественно черным.

В готической субкультуре макияж считается нормой как для девушек, так и для юношей.

Как создать образ в готическом стиле?

Одеться в готическом стиле довольно просто, будь то повседневный образ или костюм для вечеринки по поводу Хэлоуина. Однако выглядеть как гот и быть готом – это абсолютно разные вещи, ведь данная субкультура предполагает целый образ жизни, которому следуют ее представители. Итак, создать правильный костюм в готическом стиле вам помогут следующие рекомендации:

  • Фотографии готического стиляПостарайтесь носить исключительно черную одежду. Если черный цвет не очень вам по вкусу, то темно-малиновый станет неплохой альтернативой. Добавьте к образу кружева, оборки и кожу. Черные кожаные брюки, кружевной топ и потрепанная черная рубашка будут отлично смотреться вместе. Добавьте к ним черные сапоги без каблука и готический образ готов! Прекрасным вариантом для женщин станут черные и красные корсеты в сочетании с рваными джинсами, юбками и черными сетчатыми колготками. Также можете добавить черные перчатки, которые придадут внешнему виду колоритности.
  • Мужчины-готы, как правило, носят черные рваные футболки, рубашки и лонгсливы, сочетая их с черными брюками.
  • В качестве обуви подойдут высокие черные армейские ботинки, которые хороши как для мужчин, так и для женщин.
  • Аксессуары для готического образа: всевозможные кресты, подвески с пауками, черепами и драконами, серебристые цепи и массивные кольца. Шею украсьте ошейником с шипами. Также уместен будет пирсинг лица: проколите нос, губу, бровь, сделайте множество проколов в ушах. Можно использовать также и ювелирные украшения, но лучше отказаться от украшений со стразами и прочими элементами гламурного стиля.
  • И мужчины, и женщины-готы выбирают большие черные рюкзаки, украшенные шипами или нашивками. Они могут быть сделаны из кожи или ткани, испачканы краской или немного порваны.
  • Макияж гота всегда включает в себя обильную подводку глаз черным лайнером или использование черных теней. Черная помада или блеск для губ уместны и в женских, и в мужских образах. Откажитесь от использования румян и постарайтесь не загорать, чтобы тон кожи был максимально бледным.
  • Образ гота немыслим без черного лака для ногтей. Он может быть нанесет в несколько слоев, неаккуратность приветствуется. Если со временем маникюр частично слезет, то ваш образ будет еще более колоритным.
  • Займитесь волосами. Покрасьте их в черный или темно-красный цвет, а лучше используйте краску сразу нескольких темных тонов. Волосы должны быть немного грязными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *