Николя клод леду: Леду Клод Никола, знаменитые архитекторы

Содержание

Леду Клод Никола, знаменитые архитекторы

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма. Родился 21 марта 1736 года в Дормане (Dorman), что находится в Шампани (Champagne).

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux, 1736-1806 гг.)

Архитектурный почерк Клода Никола Леду

Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж.Ф.Блондель (J.F.Blondel) и Л.Ф.Труард (L.F.Truard). После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке, из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio).

Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Возведение в Париже ряда особняков поспособствовало тому, что архитектор начал стремительно подниматься по карьерной лестнице и к 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Отталкиваясь от канонов классического стиля, он, тем не менее, перерабатывал их, отказываясь от излишеств декорирования, пышности и усложненных планов. Работая с использованием античных колоннад, портиков и ордеров, он привносит свое новаторское, аскетическое видение форм. Клод Никола Леду начинает сооружать общественные здания с ясными, конструктивно простыми формами и чистыми объемами, с мощной каменной кладкой и контрастностью геометрических пропорций. Строгое, оправданное, полезное и рациональное в формах – именно эти, приемлемые для него истины, оставляют неизгладимый след на любом произведении, которое он создавал.

«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier)

В1770-1771 гг. , в поместье Лувесьенн (de Louveciennes) архитектор для мадам дю Барри (Madame du Barry) строит элегантный садовый павильон с кессонированными сводами с минимумом лепнины, строгим ордером, прямоугольными проемами дверей и окон.

«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier, 1770-1771 гг.)

Отель балерины М.-М. Гимар на шоссе д’Антен в Париже (Hotel de mademoiselle Guimard)

В 1770 году, для французской балерины Мари-Мадлен Гимар (Marie-Madeleine Guimard) архитектор проектирует отель (Hotel de mademoiselle Guimard), что расположен на шоссе д’Антен в Париже (rue de la Chaussée-d’Antin). Здание было выполнено в неоклассическом стиле. При реконструкции Парижа Эженом Османом здание было снесено.

Отель балерины М. -М. Гимар (Hôtel Guimard in the Chaussée d’Antin 1770 г.)

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans)

Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. Развивая идею ренессансного “идеального” города, он считал, что домам, с определенным назначением, должна соответствовать конкретная форма. В виде шара он представлял дома людей, связанных с сельским хозяйством и садоводством, в виде вагины или фаллоса должны были строиться дома терпимости, куб должен был олицетворять дом сторожа и т.п. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comté), при рудниках с солевыми залежами. Основой планировки служил принцип построения центральной площади и улиц, радиально исходящих от неё к изолированным домам, увязанным в единый комплекс.

При этом в каждый из этих домов должен был нести конкретную, направленную на воспитание человека цель. «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans). В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. В итоге, королевская солеварня, включающая одиннадцать зданий, выполненных в неоклассическом стиле и расположенных в виде полумесяца, больше была похожа на дворец, а не на комплекс заводских помещений. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. По сторонам центрального здания были размещены технические и промышленные постройки, за которыми располагались жилые помещения. В декорировании всех зданий были использованы античные архитектурные элементы и основные ордера в большом количестве.
Расположенные в виде полумесяца здания были построены на средства, полученные благодаря государственной монополии на соль. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия.

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан  (Saline royale d’Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)

Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon)

В 1775-84 гг. архитектор работал над проектом здания театра в Безансоне, Париж (Besançon, Paris). Он осуществил замену лож в полукруглом зале на «народные» амфитеатры, а в партере – там, где раньше стояли зрители, широкими рядами расположил скамьи. Протяженный фасад здания обрамляют коринфские многоколонные портики в духе палладианства. Крыша театра имеет форму усеченной пирамиды.

umi-cms.ru/TR/umi»>

Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon, в1775-1784 гг.)

Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette)

В 1784-1789 годах, на подступах к Парижу, Клод-Никола Леду возводит пятьдесят своеобразных пропилеев, или таможенных застав. В их масштабных геометрических объемах уже чувствовался архитектурный язык стиля ампир – его торжественность и тяжеловесность. Особенностью этого стиля является масштабное применение ордерной системы, сопоставление концентрированных декоративных деталей с большими плоскостями стен. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Остальные были сожжены и уничтожены. Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний, и предельной выразительностью в своем замкнутом величии.

Ротонда Ла Виллет в Париже (Ledoux’s Rotonde de la Villette in Paris, 1784-1789 гг.)

Все проекты Леду были собраны в 2-х томном издании, первый том которого был издан в 1804 г., а второй – лишь после его смерти, а именно, в 1847 г.

Умер Клад Никола Леду 19 ноября 1806 года, в Париже.

Наиболее известные работы Клада Никола Леду:

1. «Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьен («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier, 1770-1771 гг.),

2. Дом балерины М.-М. Гимар на шоссе д’Антен в Париже (Hôtel Guimard in the Chaussée d’Antin, 1770 г.)

3. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)

4. Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon,1775-84 гг.)

5. Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette, 1784-1789 гг.)

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Клод-Никола Леду / Архитектура классицизма во Франции / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.

Arhitekto.ru
Архитектура классицизма / Франция

Французская революция 1789 г. видит в древнеримских добродетелях граждан путь исцеления от «ancien regime» («старого режима») и объявляет римскую античность образцом для подражания. В результате «археологический» классицизм превращается в «революционный» или «романтический» классицизм. Наиболее значительной личностью периода зрелого классицизма во Франции был Клод-Никола Леду (1736-1806 гг.) - французский архитектор, который разработал эклектичный и утопический стиль в архитектуре, основанный на зарождавшихся в то время социалистических идеалах. Учителями Леду были Ж. Ф. Блондель и Л. Ф. Труар.

Он уже в 70-80 гг. проектирует здания в духе постулата «L’architecture doit se regenerer par la geometrie», выдвинутого Национальным конвентом в 1793 г.: городские монументальные здания и идеальные городские планировки.

После того как Леду оригинально оформил деревом одно кафе, его заметили и он стал одним из модных архитекторов того времени. В 1760 годах и в начале 1770 годов он выполнил несколько архитектурных проектов для частных домов богатейших людей Франции в прогрессивном неоклассическом стиле. Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764-1770 гг.), дворец Бенювиль в Нормандии (1770 г.) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771-1773 гг.).

Революция прервала карьеру Леду, однако, будучи в заключении, он вернулся к созданию проекта соляных разработок, который реализовывал по заказу Людовика XVI в городке

Арк-э-Сенане в 1773-1779 гг. Он спроектировал поселение, где дома рабочих располагались вокруг солеваренного завода, отходя от него по концентрическим лучам. Он сумел воплотить только половину своего замысла, так как сохранившиеся здания представляют собой упрощенные кубические и цилиндрические формы, образующие приземистые, массивные, грубо обтесанные версии архитектурных форм классического стиля. Он развернул полукруглую форму этого комплекса в репрезентативное ядро своего идеального города Шо (1785-1804 гг.), проект которого опубликовал в 1804 г. под названием «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и закона». План города, который он спроектировал для того, чтобы создать адекватные условия для производства и комфортного проживания рабочих, стал прототипом будущих проектов Роберта Оуэна и других утопических социалистов XIX века. Соляные разработки, превращенные Леду в овальный центр города Шо, можно рассматривать как один из первых образцов промышленной архитектуры, так как в нем производственные помещения были сознательно объединены с жилищами рабочих.

Оформление каждого элемента этого комплекса соответствовало его функциям. Так, размещенные вдоль планировочной оси сараи для выпаривания соли имели, как сельскохозяйственные постройки, крутые кровли и были отделаны гладким тесаным камнем с рустовкой, тогда как дом директора, стоящий в центре, имел пологую кровлю, рустованный фронтон и классический портик. Стены соляных сараев и домов рабочих были украшены рельефами — окаменевшими струями воды, что символизировало не только добычу соли, благодаря которой существовало поселение, но и подчеркивало взаимодействие производственной системы и рабочей силы. Мысленно развивая эту ограниченную типологию, чтобы включить в нее все институты идеального города, Леду выдвинул теорию архитектурного «лица» здания, которое должно было символизировать социальное предназначение тех или иных абстрактных форм. О назначении сооружения говорили как традиционные символы (такие, как ликторский пучок прутьев на здании суда, называемом «Пацифере», напоминающий о справедливости и единстве), так и изоморфизм. Он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Подобно этому и цилиндр, из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу.

Театр в Безансоне (1775-1784 гг. был построен в новом революционном стиле, где были предусмотрены места как для обычной публики, так и для высших слоев общества. Частные дома, которые он проектировал в 1780 годах, характеризуются такими эксцентричными чертами, как, например, необычная планировка, перемежающиеся профили, а также несколько необычное использование дорических элементов.

Наиболее знаменитым творением Леду считается разработанный им проект 60 зданий таможенных застав, расположенных при въезде в Париж. Он превратил то, что могло быть неприметными строениями, в ряд монументальных ворот, которые получили название Порте-де-Пари. Из 50 таможен, построенных за четыре года до начала Французской революции (1784-1789 гг.), только четыре здания, включая знаменитую таможню в Вийетт, сохранились до нашего времени. В проекте этих зданий проявилась тяга архитектора к приземистым, грандиозным, геометрически правильным формам, модернистским объемным ротондам, греческим храмам, портикам, сводчатым апсидам с отделанной рустами каменной кладкой и дорическим колоннам. Однако стоимость этих построек оказалась разорительной для общественной казны, поэтому в 1789 году архитектор был отстранен от выполнения проекта. Многие здания были впоследствии разрушены толпой во время революции.

Целый мир отделяет рациональную перестановку общепринятых классических элементов, пропагандировавшуюся Дюраном, от произвольного, но очистительного переустройства этих элементов, которое Леду продемонстрировал в парижских заставах, спроектированных им в 1785-1789 гг. Эти заставы были почти так же не связаны с культурой своего времени, как и идеализированные учреждения Шо. Большинство застав было разрушено после революции 1789 г. — их постигла та же участь, что и тот непопулярный таможенный режим, который они олицетворяли, — своеобразный «пояс откупщиков», или, как говорили в то время, «стена, заставившая Париж роптать». Послереволюционное развитие неоклассицизма тесно связано с необходимостью строительства сооружений для размещения новых учреждений буржуазного общества и нового республиканского государства. Решение этой проблемы в компромиссе конституционной монархии не умаляло той роли, которую неоклассицизм сыграл в формировании буржуазного стиля.

Сам Леду также был арестован во времена Великого террора, и это событие, а также смерть нескольких членов его семьи послужили причинами того, что он прекратил свою работу и перестал заниматься архитектурой. После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги «Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству» (1804 г.), в которую были включены также гравюры его работ.

Леду был одним из наиболее плодовитых и оригинальных французских архитекторов конца XVIII века. Но простая и ясная геометрия его зданий практически не привлекала внимания последующих поколений; а после того как до его построек дорвалась настроенная на разрушение толпа, только некоторые из них дошли до наших дней.

Читайте также:

Биография Клод-Никола Леду — биография Леду К.

-Н. Дата рождения: 21 марта 1736 года
Место рождения: Дорман, Франция
Дата смерти: 19 ноября 1806 года
Место смерти: Париж, Франция

Клод-Никола Леду – французский архитектор.

Клод Леду был рожден в французском Дормане 21 марта 1736 года. Был учеником Блонделя и Труарда. Первой работой Клода-Николы было оформление витрин.

А в 1760-е годы он увлекся архитектурой.

С 1764 по 1770 годы проектировал и строил павильон Хоскварт, а с 1768 по 1775 годы шато в Бенувилле.

В 1771 году он построил павильон для мадам Дюбари, и это стало для него грандиозным успехом.

В 1772 году спроектировал план по постройке дома для танцовщицы Гимар в Париже. Пикантной деталью этого особняка стал собор Терпсихоры – интимный театр для танцовщицы.

В 1773 году вошел в королевскую академию архитектуры и получил заказ на постройку дворца для Людовика Пятнадцатого, правда, из-за смерти короля, дворец пришлось забросить. В этом же году строит дворец для фаворитки короля мадам Дюбари.

В 1773 году предлагает проект идеального города, по его меркам, для Людовика Шестнадцатого, на что то соглашается и дает добро на постройку города Шо.

В 1776 году спроектировал здание библиотеки в немецком городе Кассель, а ч уть позже во Франции построил Учетную кассу.

В 1776 году Леду путешествует по южной части Франции и работает в Провансе. В 1770 он построил отель длявсе той же мадам Дюбари.

В 1793 году он не успел закончить город Шо из-за прихода нового короля и усмотрения в проекте старой школы. Тогда же Леду принимается за постройку театра в Безансоне, а затем тюрьму в Эксе.

Последние годы он жил в нищете, успел побывать в тюрьме и пытался приглянуться Наполеону.

Но все его планы были разрушены – 19 ноября 1806 года он скончался.

Достижения Клод-Никола Леду:

• Здания для королей по всей Франции

Даты из биографии Клод-Никола Леду:

21 марта 1736 года – родился во Франции
1760-е годы – увлечение архитектурой и первые проекты
1773 год – работа на короля
1773-1796 годы – строительство идеального города
19 ноября 1806 года — смерть

Интересные факты Клод-Никола Леду:

• Построил 40 зданий, из которых только 6 дошли до наших времен
• При жизни очень мало зарабатывал

Клод Никола Леду (1736-1806г) — презентация онлайн

1.

Клод Никола Леду • (17361806г)
• Первыми
учителями
архитектор
ы
Блондель и
Труард

Выдающий мастер эпохи Просвещения иногда называют проклятым. И
для такого определения есть основания. Королевский архитектор, он
выполнил большое количество построек разного назначения: частные
дома и загородные павильоны, театр, солеварня, тюрьма, идеальный
город при производстве соли.
он был заключен в тюрьму. Почти все его постройки были снесены в
XIX веке, частично потому, что олицетворяли собой ненавистный
режим, частично — из-за несоответствия новым, более романтическим,
вкусам в архитектуре.
Но Леду словно предвидел печальную участь своих творений и
тщательно задокументировал собственные мысли об архитектуре в
объемном труде, который называется «Архитектура, рассмотренная в
отношении к искусствам, нравам и законодательству».
Первый том вышел в 1804 году, за два года до смерти зодчего, он
посвящен идеальному городу и представляет нам Леду таким, каким он
хотел бы остаться в истории архитектуры. Второй том был опубликован
лишь в 1847 году и наглядно, при помощи гравюр, демонстрирует
выполненные мастером в первой половине жизни заказы.
• Возвращение» Леду в историю
архитектуры началось только в XX
столетии, сначала в США, затем и на
родине, во Франции. Эмиль Кауфман,
историк искусства венской школы,
провозглашает его, ни много ни мало,
отцом современной архитектуры,
предшественником Ле Корбюзье. Книга
Кауфмана, которая так и называется
«От Леду до Ле Корбюзье.
• Клод Николя Леду родился 21 марта 1736
года в Дор-мане (департамент Марны,
провинция Шампань) в семье торговца.
Будучи еще довольно юным, в 13 лет, он
покидает семью и поступает учиться в коллеж
Бове в Париже.
• В первой половине XVIII века коллежем Бове
руководил человек с признанным
современниками педагогическим опытом —
Шарль Роллен.

5. павильон музыки мадам Дюбарри в поместье Лувесьенн

6. отель балерины М.

М. Гимар

7. Мари-мадлен Гимар

8. отель для балерины М.М.Гимар

9. Проект идеального города

10. Главная цель всей жизни Леду – проектирование Города мечты.

• В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил
Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный
уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство
Города Шо при соляных приисках в провинции Франш Конте.
Архитектор создает план идеального города, каким он
представляется французу второй половины XVIII века,
воспитанному на философии Просвещения. Этот город рисуется
ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет
места социальным конфликтам и несправедливости, в
которой сбываются утопические мечты Руссо об идеально
естественном и свободном человеке. Поэтому на первый план
здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом
добродетели», «Дом воспитания»
.

11. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей.

Оикема – это музей, в котором собраны пороки, обличая которые общество призывало народ к добродетелям. Это светские храмы, где
проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.

12. Проект идеального города

13. мастерская для производства обручей в виде диска

14. проект дома садоводов и работников сельского хозяйства

15. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного

архитектурного жанра и все вообще
традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто
удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Он лишен окон,
орнамента, каких бы то ни был членений, – одни только дверные проемы врезаны
в его сплошные стены

16. проект дома хранителя источника

19. Планируя здание театра в Безансоне, он делает свой знаменитый рисунок: Амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий

глаз.
•Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности,
практическому удобству для человека.

20. театр в Безансоне 1775-1784

• Героичность образа,
• широта и монументальность
мышления лежат в основе всех
произведений Леду.
• Он не мастер отдельных зданий, а
творец целых ансамблей, создатель
идеальных городов.

22. В 1782 поручают году построить вокруг Парижа таможенные заставы

• Где должна взиматься пошлина на товары, Леду и здесь
находит точку опоры для захватывающих планов. Забывая
об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он
должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих
застав монументальное обрамление всего Парижа.
• Он проектирует около 80 зданий разного масштаба, – все
они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее
границам стройные архитектурные формы, дать каждой
из дорог въездов торжественные ворота. Леду мечтает
создать нечто вроде величавой архитектурной прелюдии,
подготовляющей путника к вступлению в первый город
мира.

23. королевская солеварня в Арк-э- Сенан

королевская солеварня в Арк-эСенан

24.

Ротонда Ла Виллет в Париже 1784-1789Ротонда Ла Виллет в Париже 17841789

25. Застава Леду

• Архитек. проекты Леду в последствии
повлияли на развития такого
направления как модернизм.

Клод-Николя Леду | Французский архитектор

Клод-Николя Леду (родился 21 марта 1736 г., Дорман-сюр-Марн, о. — умер 19 ноября 1806 г., Париж), французский архитектор, который разработал эклектическую и дальновидную архитектуру, связанную с зарождающимися дореволюционными социальными идеалами.

Леду учился у Ж.-Ф. Блондель и Л.-Ф. Trouard. Его творческие работы по дереву в кафе привлекли к нему внимание общества, и вскоре он стал модным архитектором. В 1760-х и начале 70-х годов он спроектировал множество частных домов в новаторском неоклассическом стиле для высших социальных кругов Франции . Среди таких немногих сохранившихся работ павильон Hocquart (1764-70), Шато — де — Bénouville, Нормандия (1770), а также знаменитый замок для мадам дю Барри на Louveciennes (1771-73).

В середине 1770-х годов Леду занялся планированием новой солеварни и окружающего ее города в Салин-де-Шо в Арк-э-Сенанс. Он разработал радиальный концентрический план поселения с кольцами рабочих жилищ, окружающих центральную соляную фабрику. Менее половины проекта было завершено, но оставшиеся конструкции демонстрируют поразительное упрощение кубов и цилиндров Леду для создания приземистых, массивных, смелых рустованных (грубоватых) версий классических типов зданий . Его план города как для облегчения экономического производства, так и для обеспечения здоровых и счастливых условий для рабочих, предвосхитил аналогичные усилия по планированию Роберта Оуэна и других социалистов-утопистов XIX века.

Театр Леду в Безансоне (1771–73) был революционным проектом в плане предоставления мест как для простой публики, так и для высших классов. Частные дома, которые он спроектировал в 1780-х годах, имели блестящие эксцентричные черты, включая необычную планировку, прерывистые возвышения и поразительное использование дорических архитектурных элементов. Самым важным общественным проектом Леду на последнем этапе его карьеры было проектирование 60 сборных домов у городских ворот Парижа . Он превратил то, что могло быть скромными таможнями, в серию монументальных ворот и других сооружений, называемых Порт-де-Пари. Из 50 таких домиков, или барьеров, построенных (1785–89) за четыре года до Французской революции, только четыре, включая знаменитый Barrière de la Villette, все еще выживают. В баррьерах Леду проявил свой интерес к приземистым, колоссальным геометрическим формам в максимальной степени, создав ротонды, греческие храмы, портики и сводчатые апсиды с рустованной кладкой и дорическими колоннами. Однако стоимость этих зданий оказалась губительной для государственной казны, и он был уволен из своего проекта в 1789 году. Многие из заграждений впоследствии были снесены толпами недовольных налогоплательщиков во время революции. Сам Леду был арестован во время террора, и это событие, а также смерть нескольких членов его семьи положили конец его активной карьере архитектора. После освобождения он провел свои последние годы в написании и составлении L’architecture con si rée sous le rapport de l’art, des moeurs et de la législation (1804; «Архитектура, рассматриваемая с уважением к искусству, обычаям и законодательству»), которая содержит его собственные гравюры его работ.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Леду был самым плодовитым , продуктивным и оригинальным архитектором Франции конца 18 века. Однако мощная и блестяще упрощенная геометрия его зданий была мало привлекательна для следующих поколений, а массовые сносы и вандализм в 19 веке оставили уцелеть только горстку его работ. Среди них его солеварня в Арк-э-Сенанс, которую ЮНЕСКО обозначилоОбъект всемирного наследия в 1982 году.

Леду, Клод-Николя — Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. 4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Архитектура в революции и революция в архитектуре. Часть 1. Леду, Булле и архитектоническая революция

1 марта 2018 г.

Вожди революций бывают не только в политике. Крупнейшие исторические сдвиги подготавливаются во всех сферах общественной жизни: в науке, в искусстве, в быту, в торговле и промышленности. Каждая из сторон имеет свою роль, своё лицо и свой стиль. Каждая имеет своих представителей.

В стихийном сцеплении сил и направлений они мобилизуются историческим временем, угадывая и определяя его ход.

И в архитектуре есть свои революционеры.  

За 20 лет до Великой французской буржуазной революции в архитектурном мышлении происходит значительный сдвиг. За более бурными событиямион малозаметен, но в этом сдвиге пишется предисловие к архитектуре будущего, здесь эскизно намечается то, что станет естественным спустя десятилетия. 

«Про̀клятый архитектор» Леду

Вождь и первопроходец «революционной архитектуры» – Клод-Николя Леду.

В начале карьеры он проектирует и строит роскошные особняки «в английском вкусе», загородные резиденции для знатных особ. По-видимому, это его мало интересует и, когда в 1771 году Леду получает заказ на разработку и изменение плана городка соляных рудников Шо, он уходит в эксперименты, для того времени беспрецедентные.

Заказ даёт ему возможность осуществить цельный, комплексный проект, параллельно используя его как площадку для некоторых архитектурных концепций, известных под названием «умный город». Теоретические идеи подобного родавитали тогда в воздухе. Проекты «идеальных городов» – от Платона и Мора к Фурье – в век буржуазного рационализма вновь беспокоят умы архитекторов.

Свой «социально-утопический» проект он намеревался сделать в форме окружности, обнесённой стенами и сухим рвом.В своей книге он писал, что даст городу форму «чистую, как солнце в своём круговращении».

Внутри размещались бы постройки различного назначения, причём каждый архитектурный элемент своей формой отвечал бы своей идее и функции и был бы обособлен от другого (как здесь не вспомнить грозного Райта!). Обособленность была необходима для того, чтобы здание раскрывалось в пространство всеми своими сторонами, имело бы несколько фасадов, свой для каждой грани.

Леду также спроектировал и построил ряд зданий, окружающих цепью Париж и служащих заставами-таможнями. К сожалению, практически всё было снесено. Сохранившееся здание – Ротонда Ла-Виллет– пример «четырёхстороннего фасада»

Новаторская ансамблевая структура была прямым протестом, во-первых –против барочной системы (барокко, как и рококо, он открыто презирал за перенасыщенность и роскошь) группировки зданий, в едином стиле связанных главным дворцом; во-вторых – против рядовой фасадной застройки. Также как протестом против барочного излишества была и форма зданий – простейшая геометрическая фигура, такая, которая, по словам архитектора, «создаётся простым движением циркуля».

Простейшую геометрически правильную и чёткую форму Леду боготворил.  «Дом добродетелей» у него имеет форму куба, дом лесоруба – пирамида, цилиндр – дом директора источников, домом садовника стал шар.

Впервые за всю историю зодчества появляется цельный шар как форма здания и это явление знаменует собой отход архитектуры от самой себя.

Не-архитектура

Г. Зедльмайр писал: «Шар —это неархитектоническая, даже антиархитектоническая форма… В ранние эпохи в качестве базовой формы всего строительного сооружения использовалась пирамида, использовалась полусфера, шар — никогда».

Из всех фигур шар имеет наименьшее соприкосновение с землёй, использование шара – это бунт против земли, «почвы». Шарообразная формакосмополитична. Человек беспочвенный, гражданин мира, «всеобщий буржуа», жилище которого лишено связи с землёй – это прогрессивный тип человека, взращённый Просвещением.

Знаменателем космополитического сознания является kosmos – от греч. порядок. Закономерно расчисленный космос постигается лишь одним инструментом человека – разумом. Неслучайно этот проект возникает в период, когда думами властвуют Лейбниц и Декарт.

Лишённый изменчивости почвы он освобождается и от всего случайного, «преходящего», ориентируется в вечность, в звёзды, где всё закономерно. Но ориентация в вечность уже секуляризована. Готический собор хоть и стремился к вечности, но эта вечность мыслилась в живом соединении с божественным, с Богом личным. Этого уже нет в математическом вечном мыслителей-рационалистов.

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан, недалеко от Шо. Единственный сохранившийся проект (памятник архитектуры Всемирного наследия) «идеального города» Леду.Глядя на него, можно понять схематические и геометрические пристрастия зодчего

«Новый храм» Булле

Сфероидная формазанимает значительное место и у сподвижника Леду по революции – Этьена-Луи Булле.

Как и Леду, Булле проектировал сначала частные дома в неоклассическом стиле, но затем отошёл от реального строительства, сосредоточившись на теории и «бумажных проектах».

Своё место в истории архитектуры он получил благодаря проекту «Кенотаф Ньютону». Булле разрабатывает идею нового храма. Ньютон – герой Нового времени, математика – «царица наук».

Гигантская сфера 150-метрового в высоту и 500-метрового в диаметре кенотафа символизирует Вселенную. Перфорированный свод становится звёздным небом:в дневное время через отверстия проникает свет, имитирующий созвездия, огонь, зажигаемый ночью, служит солнцем.  

К саркофагу Ньютона вели тёмные тоннели в нижней части монумента; сам саркофаг пребывал в абсолютной темноте и пустоте, «под вселенной». Окружающие трёхуровневое основание кипарисы служили символами скорби и печали. 

Архитектура и вечность

Абстрактный геометрический стиль впервые становится самостоятельным художественным языком. Причём, этот язык определён законом простых геометрических тел и тягой к «монументальному».

Сущность монумента как раз в том, чтобы хранить память, чтобы противиться всеразрушающему ходу времени. Самая монументальная из всех архитектур – древнеегипетская пирамида – укутывала фараона в камень, сущность которого – ориентация в вечность.

В виде пирамиды Булле оформил свой «Храм смерти».

Вписанный в пирамиду шар – гробница.

Кроме монумента, в стремлении архитектонически «объять» вечность, использовались и другие объекты, находящиеся в ведении зодчих: надгробия, кладбища.

Тот же Леду в план своего «идеального города» включает проект некрополя. К центру гигантского 80-метрового в диаметре шаравливаются ходы-катакомбы. Шар наполовину уходит в землю, наполовину выходит наружу. Единственный свет проникает через отверстие в вершине купола.

По мысли Леду – шар символизирует вечность, световое отверстие – это взгляд из царства мёртвых не небесный свет.

В своей теоретической работе Булле решает – и это впервые в истории архитектуры – как бы ему достичь при лунном освещении того, к чему он стремится, разделяя свет и тень посредством архитектонических масс. Лунное освещение представляет постройки более монументально, но в то же время делает их менее доступными и более таинственными.

Даже сама смена тонов освещения – с тёплого солнечного на холодный лунный – служит инструментом связать архитектуру с вечным и «надчеловеческим». 

В продолжении…

То немногое, что из амбициозного утопического замыслаЛеду удалось построить, в большинстве было разрушено (за это он и получил прозвище «проклятого архитектора») с приходом к власти Наполеона.

Остальные проекты«архитекторов-революционеров», за технологической невозможностьюосуществления, остались на бумаге. Но влияние, оказанное ими на последующие поколения зодчих, трудно переоценить. Воплощение их мыслей и идей чувствуется в модернизмеи «интернациональном» стиле, функционализме и рационализме (примечателен текст Эмиля Кауфмана «От Леду до Корбюзье»).

Впервые шарообразное здание возвели на Парижской всемирной выставке 1900 года. Тогда архитектурной сенсацией стала 50-метровая в диаметре сферическая постройка, олицетворявшая Землю.

Но апофеоз этих идейвозникает у русских архитекторов-футуристов. Как сказал Эль Лисицкий: «Наша идея будущего— преодоление фундамента, зависимости от земли (!). Мы развивали эту идею в целом ряде проектов».

Попытка оторваться от земли, вспарить стала одной из потребностей архитекторовпролетарской революции.И этопреодоление земного притяжения реализовалось в двух вариантах: динамическом и формальном. Осуществлением динамического стал полёт человека за пределы Земли, формальный, более скромно,воплотился в сферической форме планетария. Но и там и там во главе угла – космос.

Продолжение следует.

Клод-Николя Леду | MIT Press

Сводка

Эта книга — продукт подробного исследования культурной и социальной истории конца восемнадцатого века. В ней исследуется жизнь и творчество спорного архитектора в контексте революционного периода.

Работы французского архитектора Клода-Николя Леду восхищали искусствоведов, социальных критиков и архитекторов со времен Французской революции. Критикуемый в свое время за экстравагантность и манию величия, Леду с тех пор провозглашают провидцем и утопистом, а также радикальным неоклассиком.В 1930-х годах дизайн Леду рассматривался как предвосхищение модернистской абстракции в архитектуре, а в последнее время они стали источником постмодернистских образов. Эта книга, являющаяся продуктом подробного исследования культурной и социальной истории конца восемнадцатого века, исследует жизнь и творчество спорного архитектора в контексте революционного периода. В нем обсуждается образование, ранняя карьера Леду и развитие его личного идиомы в качестве домашнего архитектора. Видлер анализирует то, что было, пожалуй, самым значительным из общественных работ Леду, Салин-де-Шо, один из самых знаменитых фабричных городов своего времени и единственное произведение Леду, сохранившееся в масштабе своей концепции.Строительство этой сельской фабрики в сочетании с предлагаемой социальной и технической программой служит примером ранних размышлений Леду о взаимосвязи архитектуры и управления промышленностью. Леду также был глубоко вовлечен в городские проекты, и Видлер изучает некоторые из них — в первую очередь Дворец правосудия в Экс-ан-Провансе, Театр Безансона и платные ворота вокруг Парижа — как примеры попытки Леду создать «современный классицизм», который реинвестирует древние формы в современное значение и, в конечном итоге, создает эстетику для представления общественной сферы. В заключительном разделе книги Видлер обращается к более явно утопическим проектам, которые Леду предложил для «Идеального города Шо». который, как он представлял, вырос вокруг солеварни во Франс-Конте.Это был целый город символических и функциональных институтов, и Леду изобрел архитектурный язык, чтобы выразить их социальное и моральное значение.

Твердый переплет
Из печати ISBN: 9780262220323 463 с. |

Авторы

Энтони Видлер
Энтони Видлер — декан и профессор Ирвина С. Школа архитектуры Чанина в Купер Юнион, Нью-Йорк. Он является автором книг Искаженное пространство: искусство, архитектура и беспокойство в современной культуре, (2000) и Архитектурное сверхъестественное: очерки современного бездомного, (1992), опубликованных MIT Press, и других книг.

Клод-Николя Леду | Architectuul

Клод-Николя Леду от Мартина Дроллинга (1752-1817), Мю …

1 из 1

Клод-Николя Леду (21 марта 1736 — 18 ноября 1806) был одним из первых представителей французской неоклассической архитектуры.Он использовал свои знания теории архитектуры для проектирования не только в домашней архитектуре, но и в градостроительстве; благодаря его дальновидному плану идеального города Шо он стал известен как утопист [1]. Французский архитектор был в 18 веке как один из самых передовых строителей. Клод-Николя Леду был одним из представителей архитектурной революции. Особенно в своих работах по теории архитектуры он очень беспокоился об идеальном городе как месте проживания добродетельных людей, которые должны были жить в гармонии со своими согражданами и природой. Даже сегодня королевские солеварни в департаменте Arc-et-Senans Français du Doubs имеют структурную известность, которая была классифицирована ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Клод-Николя Леду обучился этому ремеслу у архитектора неоклассической архитектуры Жака Франсуа Блонделя. Затем последовало четырехлетнее пребывание в провинциях Бордо и Шампань. Там он построил деревенские церкви, мосты и школы. В 1766 году Леду повзрослел в Париже. Там он спроектировал и построил несколько дворцов в стиле классицизма, например, отель d’Halwyll 1766 года.

Еще в 1773 году архитектор короля Людовика XVI. получил заказ на строительство Королевских соляных заводов Арк-э-Сенан во французском департаменте Ду. Соль тогда означала масло в настоящем. От него требовалось не только консервирование продуктов, но и изготовление изделий из стекла и серебра. Строительство королевских соляных заводов было завершено в 1779 году. Вся система рассматривалась как модельная система и представляет собой ансамбль из одиннадцати зданий, стоящих полукругом друг к другу. Таким образом, они образуют единое целое с Зидехойзерн, районом рабочего класса и фантастическим зданием для Управления.

На соляной шахте в 1779-1898 годах работало более 250 рабочих. Соль была извлечена из рассола, который был доставлен на расстояние 23 км от месторождений каменной соли в Салинсе. Машинат является историческим памятником раннего промышленного производства и внесен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.The Saline раскрывает идею революционного архитектора Клода-Николя Леду об идеальной форме в архитектуре — шара, призмы и цилиндра.

Соляная шахта основана на архитектурной концепции идеального города Леду. Во время Французской революции архитектор был заключен в тюрьму на год. Затем он сосредоточился на написании теоретических работ по архитектуре. Он записал это в свои революционные мысли об архитектуре. Леду играл с идеей города как места жизни и дома добродетелей, что делает архитектуру дружественной сосуществованию с другими людьми и природой.

Идея идеального города восходит к размышлениям современных философов и социальных реформаторов о положительном влиянии тяжелого труда. Ей приписывали поддержание морального духа и, таким образом, избавление от ужасных привычек. Также Клод-Николя Леду, как и другие революционные архитекторы, представил свои планы, основанные на этих мыслях. Это означало, что рабочие должны жить со своими семьями, чтобы жить и работать на стройплощадках.

Соответственно, при построении данных проектов в одном месте заложены рабочие места и жилые дома.И здесь сад считался самоуправляемым. Мысль об идеальном городе, доходящая до предоставления одежды. Революционная архитектура Леду ассоциировалась с «монументальными геометрическими композициями», как показал пример растения в Соляных водах Арк-и-Сенана и идеального города Шо. С 1780 года Леду построил 60 таможен на окраине Парижа.

Здесь он тоже реализовал свои основные геометрические формы. Идеи Леду об идеальной архитектуре достигли высшей точки в «архитектуре parlante», где дом у водного пути должен течь по водному пути и охранять дом производителя шин, тогда он будет иметь ту же форму, что и промышленные товары, которые он производит. Хотя в его архитектуре Леду для социальных и человеческих потребностей пользователей был на переднем плане, он впал в немилость во время Французской революции, потому что реализовал для дворянства и королевской семьи порядки.

Клод-Николя Леду умер 19 ноября 1806 года в Париже.

Комментарии

Клод-Николя Леду: Архитектура и идеальный город

Архитектурные элементы дорического стиля

Архитектура и идеальный город

Одним из самых известных заказов Клода-Николя Леду была Королевская соляная фабрика в Арк-и-Сенане .Он был заказан для этого проекта в 1773 году королем Людовиком XVI, а работы начались в 1775 году. Одиннадцать зданий были построены полукругом и служили действующей фабрикой соляных шахт. Дополнительный проект планов соляных шахт принял форму идеи Леду о «идеальном городе » Шо, где весь план участка образовывал замкнутый круг. Однако городской элемент его проекта так и не был завершен, и солеварни были закончены в 1779 году.

Главный фасад Королевской солеварни в Арк-и-Сенане

Хотя в глазах Леду он и так и не был завершен, планы королевской соляной шахты все же формировались на основе архитектурной концепции его идеального города.Леду теоретизировал о месте, городе, где люди и природа могут сосуществовать и жить в гармонии друг с другом. В сегодняшней сфере дизайна и планирования этот ход мыслей знаком: мы признаем эту концепцию как подход к устойчивому образу жизни.

Хотя инновационный дизайн Леду радиально-концентрического города так и не был реализован, его планы и концепции по-прежнему служили источником вдохновения для проектировщиков будущего. Сообщество, где люди могут ходить на работу и проводить время со своими семьями без напряжения, было источником вдохновения с точки зрения планирования здоровых и счастливых сообществ. Сегодня эта идея выражается в том, что семья может жить рядом со своим местом работы и проводить время вместе, при этом оставаясь при этом рядом с необходимыми вещами, такими как продукты, врачи и школы.

Более поздние архитектурные работы

Этот уникальный стиль геометрической композиции , представленный Леду в его идеальных планах города, был дополнительно исследован в его более поздних проектах. Начиная с 1780 года и далее, Леду построил 60 частных домов на окраинах Парижа, где он применил свое исследование геометрических форм.Леду был твердо уверен, что architecture parlante отражает архитектуру во всей красе. Архитектура parlante грубо переводится как говорящая архитектура, где форма здания отражает его функцию. Идеальный город Леду и Солеварни — прекрасные примеры этого термина.

Леду поддерживал потребности своих клиентов и выступал в качестве защитника потребностей пользователей, для которых он создавал, независимо от социального положения. Прекрасным примером этого может быть Театр Безансона.Этот театр был новаторским по своему дизайну, поскольку он вмещал места как для высших слоев общества, так и для широкой публики. Однако его постоянная работа для французской знати и королевской семьи оставила его в тени во время Французской революции.

Краткое содержание урока

Клод-Николя Леду был революционным архитектором и планировщиком 18 века, чьи работы и концепции «идеального города» до сих пор служат источником вдохновения для планирования в наши дни. Создание гармоничной жизни и работы между человеком и природой по-прежнему является процветающей концепцией.Он известен тем, что использует стиль архитектуры французского неоклассицизма , но наиболее известен своей теорией идеального города и того, как можно спланировать сообщества так, чтобы они наилучшим образом служили людям, которые их используют, а также жизни, которая их окружает. их. Он использовал радиально-концентрическую конструкцию в своем знаменитом «идеальном городе» и плане соляных заводов, а также множество геометрической композиции в других своих проектах. Как его частные, так и общественные работы демонстрируют его стиль дизайна и архитектуру parlante , формы зданий говорят сами за себя.

Клод Николя Леду | Encyclopedia.com

ЛЕДУ, КЛАД-НИКОЛЯ (1736–1806), французский архитектор. Леду был одним из самых выдающихся архитекторов последних десятилетий старого режима года. Хотя немногие из его зданий сохранились, гравюры на них и его нереализованных проектах продолжают привлекать внимание архитекторов и теоретиков, заинтересованных в их изобретательских формах, символическом выражении и социальном видении.

Карьера Леду свидетельствует о возросшей социальной и профессиональной мобильности архитекторов во второй половине восемнадцатого века.Леду родился в скромной купеческой семье в провинциальном городке Дорман (Марна). Коллеж де Дорман-Бове с 1749 по 1753 год. Впоследствии он учился на гравера и изучал архитектуру в частной Школе искусств под руководством выдающегося архитектурного педагога Жака-Франсуа Блонделя (1705–1774). Сообщается, что он завершил свое профессиональное обучение в ателье Луи-Франсуа Труара (1729–1794). Леду ловко построил свою карьеру благодаря контактам между выпускниками колледжа , архитекторами и любителями , связанными со школой Блонделя, и кружком музыкантов и художников в Версале, который открылся для него в 1764 году, когда он женился на Мари Бюро, дочери гобоиста. в придворном оркестре.С 1760-х годов эти пересекающиеся сети привели к появлению широкого круга сложных и прибыльных частных и государственных комиссий, а также к его назначению в Королевскую академию архитектуры в 1773 году. Однако его роялистские ассоциации привели к его профессиональному краху и заключению в тюрьму (1793–1793). 1795 г.) во время Французской революции.

Леду начал свою практику, когда неоклассицизм становился предпочтительным стилем среди задающих тенденции дизайнеров и клиентов, и он нашел себе место среди них. В 1771–1773 годах он прославился двумя заказами: павильоном в Лувесьен для мадам дю Барри (1743–1793), которая недавно стала любовницей Людовика XV, и домом и частным театром в Париже для Мари-Мадлен Гимар (1743–1793). 1816), выдающийся танцор Оперы.Обе женщины стремились использовать покровительство архитектуры и искусства, чтобы узаконить свое место в обществе, и Леду ответила на их амбиции зданиями, свидетельствующими об их (и его) разборчивом и авантюрном вкусе. Он разделял интерес к греко-римской архитектуре, которая является определяющим атрибутом неоклассицизма, но его формальные источники и теоретические намерения выходили за рамки возрождения античности. Его учитель Блондель неизменно ценил величие и композиционную логику зданий Франсуа Мансара. (1598–1666) и убежденность в том, что архитекторы должны придавать своим проектам выразительный характер, соответствующий их целям.Леду придерживался этой позиции, исследуя типологию и способы, с помощью которых архитектура может передавать смысл. Его исследования фундаментальных характеристик типов зданий проводились параллельно с классификационными усилиями ученых, таких как Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (1707–1788). Его изучение значения привлекло его к современным теориям восприятия, в том числе к сочинениям Эдмунда Берка (1729–1797) о возвышенном. Формальный язык Леду был основан на его пожизненном интересе к трехмерной геометрии, а также на композиционной лексике Андреа Палладио (1508–1580), которую он выучил, изучив «Четыре книги по архитектуре » Палладио () (1570) и английский неопалладианский язык. архитектура.

Общественные комиссии были важной частью практики Леду с самого начала его карьеры. В 1764 году он получил должность в королевском департаменте водных ресурсов и лесов (Département des Eaux et Forêts), для которого он проектировал церкви, фонтаны и мосты. Этот опыт пробудил интерес к экономике, социальной организации и архитектуре сельской жизни и познакомил его с физиократическими реформаторами. В 1771 году его покровительница, мадам дю Барри, способствовала его назначению архитектором-инженером на солеварне (солеварня) в восточной Франции, управляемой корпорацией налоговых фермеров (Fermiers Généraux).С 1775 по 1780 год Леду построил новую солеварню Saline de Chaux в Arc-et-Senans (Doubs). Его генеральный план и архитектурные проекты систематически обращались к техническим, социальным и символическим аспектам этой важной отрасли. Впоследствии он расширил проект до дальновидной схемы городского и сельского развития, которую он представил в своем трактате, опубликованном в 1804 году. Работа Леду для Fermiers Généraux включала проекты в Париже; в частности, один из первых заказов на большое административное здание (начат в 1783 году, так и не был завершен) и генеральный план и здания для стены вокруг города (начат в 1784 году), предназначенные для регулирования сбора таможенных пошлин.Четыре из его платных станций (barrières) остаются сегодня. Среди его заказов для общественных зданий за пределами Парижа были муниципальный театр в Безансоне (1771–1784), нереализованный проект мэрии Невшателя, Швейцария (1783), а также Дворец правосудия и тюрьмы в Экс-ан-Провансе (спроектированный 1779–1786), начатый в 1787 году, но завершенный по проектам других авторов.

См. Также Архитектура ; Buffon, Georges Louis Leclerc ; Градостроительство ; Франция, Архитектура ; Mansart, François ; Неоклассицизм ; Палладио, Андреа и палладианизм .

БИБЛИОГРАФИЯ

Первичные источники

Галле, Мишель, изд. Клод-Николя Леду: Неопубликованные проекты. Berlin, 1992. Перевод Architecture de Ledoux: inédits pour un tome iii (1991).

Леду, Клод-Николя. L’architecture considérée sous le rapport de l’art, des moeurs, et de la législation. Paris, 1804. Переиздание отредактировано Даниэлем Раме, Принстон, 1984.

Раме, Даниэль, изд. Архитектура К.Н. Леду. Princeton, 1984.

Вторичные источники

Braham, Allan. Архитектура французского Просвещения. Беркли, 1980.

Галле, Мишель. Клод-Николя Леду: 1736–1806. Paris, 1980.

Vidler, Anthony. Клод-Николя Леду: Архитектура и социальная реформа в конце старого режима. Кембридж, Массачусетс, 1990.

Ричард Клири

Архитектура и социальные реформы в конце старого режима: Видлер, Энтони: 9780262220323: Amazon.com: Книги

Победитель премии Элис Дэвис Хичкок, Общество историков архитектуры.

Работы французского архитектора Клода-Николя Леду восхищали искусствоведов, социальных критиков и архитекторов со времен Французской революции. Критикуемый в свое время за экстравагантность и манию величия, Леду с тех пор провозглашают провидцем и утопистом, а также радикальным неоклассиком. В 1930-х годах дизайн Леду рассматривался как предвосхищение модернистской абстракции в архитектуре, а в последнее время они стали источником постмодернистских образов.

Эта книга — продукт подробного исследования культурной и социальной истории конца восемнадцатого века. В ней исследуется жизнь и творчество спорного архитектора в контексте революционного периода. В нем обсуждается образование, ранняя карьера Леду и развитие его личного идиомы в качестве домашнего архитектора. Видлер анализирует то, что было, пожалуй, самым значительным из общественных работ Леду, Салин-де-Шо, один из самых знаменитых фабричных городов своего времени и единственное произведение Леду, сохранившееся в масштабе своей концепции. Строительство этой сельской фабрики в сочетании с предлагаемой социальной и технической программой служит примером ранних размышлений Леду о взаимосвязи архитектуры и управления промышленностью.

Леду также активно участвовал в городских проектах, и Видлер изучает некоторые из них — в первую очередь Дворец правосудия в Экс-ан-Провансе, Театр Безансона и платные ворота вокруг Парижа — как примеры попытки Леду. для создания «современного классицизма», который бы реинвестировал древние формы в современное значение и в конечном итоге создал эстетику для представления общественной сферы

В заключительном разделе книги Видлер обращается к более явно утопическим проектам, которые Леду предложил для «Идеального» Город Шо », который, как он представлял, вырос вокруг солеварни во Франс-Конте.Это был целый город символических и функциональных институтов, и Леду изобрел архитектурный язык, чтобы выразить их социальное и моральное значение.

Энтони Видлер — профессор архитектуры в Принстонском университете, где он также руководит Программой европейских культурных исследований.

Биография Клода Николя Леду

Клод Николя Леду (1736–1806), королевский архитектор и архитектор эпохи Просвещения.

Клод-Николя Леду, которого можно считать «архитектурным поэтом», родился в 1736 году в Дормане, в регионе Шампань, Франция.Он изучал рисунок и гравюру и открыл теорию архитектуры в школе Жака Франсуа Блонделя (1705/1774). Его первым заданием было создание роскошного интерьера для военного кафе в Париже. Эта работа раскрыла его вкус к повествовательной иконографии и его способность монументально воплощать скромные проекты. В 1764 году Леду был назначен инженером-архитектором в «Комиссии по водному и лесному хозяйству», и в течение примерно 10 лет он перемещался между своими проектами в сельской местности (мосты, деревенские церкви) и своими клиентами из высшего общества в Париже ( Частные особняки Халльвиль и Юзес, а также особняк г-жи Гимар, танцовщицы, и павильон г-жи дю Барри в Лувесьен).После этого он был назначен инспектором соляных заводов в регионах Лотарингия и Франш-Конте и архитектором налоговой службы (la Ferme Générale). В этой должности он осмотрел главную строительную площадку Королевских соляных заводов Арк-и-Сенанс (1774–1779 гг.), А затем театр Безансона. Последним государственным проектом, которым он руководил с 1785 по 1790 год, было строительство окружающих Париж стен, enceinte des fermiers généraux, с 54 городскими платными домами, которые до середины 19 века были точки входа в Париж.Эти платные дома, построенные по-разному, но монументально, должны были символизировать гражданскую приверженность налогоплательщиков городским властям «контролируемой» столицы. Однако «очень дорогие» эстетические проекты и утопический идеализм архитектора тогда вступили в прямое столкновение с революцией. Леду был заключен в тюрьму в период «террора» и умер в 1806 году.

Личность Леду выделялась среди его коллег-архитекторов конца 18 века своей оригинальностью, разнообразием, масштабом и универсальностью своих идей.Позже миф об «проклятом» художнике или «революционном» архитекторе распространился из-за того, что значительная часть его зданий была разрушена, и потому, что 19 век выразил свое презрение к искусству эпохи Просвещения, и он был забыт; однако работы Леду, близкие к энциклопедическому мышлению, морализаторской и чувственной чувствительности 18 века, были хорошо поняты и восхищены сановниками его времени. Его отношения с поэтами того времени, в частности с аббатом Жаком Делиллем (1738/1813), с физиократами и некоторыми реформистами знати и высокопоставленными финансистами, а также его близость к миру музыки, театра и искусства. , показать его энциклопедический взгляд и ускорить его быстрое восхождение в этой области.Однако только в 1804 году он опубликовал первый том огромного труда под названием «Архитектура, рассматриваемая в связи с искусством, моралью и законодательством» («L’Architecture considérée sous le rapport de l’art, des mœurs et de la législation »), в котором Королевские соляные заводы Arc-et-Senans были представлены как отправная точка для масштабного городского проекта: идеальный город, построенный вокруг интегрированной производственной площадки.

В рамках этого архитектурного проекта Ledoux попытался предложить решения городских и социальных проблем того времени: дорожное движение, здоровье, социальный баланс и городское оборудование.Торговые залы — пример того, как Леду пытался способствовать лучшему распределению товаров в городе и положить конец торговым палаткам на улицах. Другой пример — многочисленные типы «домов»: загородные жилища, площадки для художников, здания охраны, мясные и угольные магазины и т. Д. Каждое здание было обработано в монументальной манере с символизмом в его формах. Как и Этьен Луи Булле (1728/1799), у него было образовательное видение города, где архитектура — это не только строительное искусство, но и поэтическое искусство; он «сентиментален» и говорит посредством эффектов, имитируемых природой, чтобы передать их гражданские и педагогические достоинства всем.

Леду-Шо

Общая карта окрестностей города Шо. Предварительные идеи, которые определили выбор мест, изоляцию домов и других построек, почерпнуты из книги Клода-Николя Леду 1804 г. «L’architecture thinkée sous le rapport de l’art des moeurs et de la législation ».

Леду (1736–1806) считается вместе с Этьеном-Луи Булле дальновидным архитектором эпохи Просвещения и Французской революции.Оба считаются вместе, но они не похожи. Леду гораздо более прагматичен; его работы рассчитаны на то, чтобы строить их с учетом потребностей людей. Булле, похоже, не разделяет эти интересы. С 1771 года Леду был комиссаром Салин, а король Людовик XVI назначил его своим архитектором в 1773 году. Он начал писать и рисовать листы этой книги в 1775 году. Первоначальной идеей было опубликовать свои проекты для Салин-де-Шо. Но в 1789 году Бастилия падает, и он уволен; он был арестован революционным комитетом в 1793 году по обвинению в заговоре, в том, что он работал на мадам дю Барри и не аплодировал искренне, когда Людовика XVI казнили на гильотине.Следующий период бездействия позволил ему закончить книгу, опубликованную в 1804 году, за два года до его смерти. Наконец, книга позволяет ему объяснить свои идеи об архитектуре.

Леду был участником реформистского идеализма второй половины 18 века, и он понимает, что архитектура должна реагировать на глубокие изменения, которые происходили с новой социальной и моральной точки зрения. Он видит себя философским архитектором, как и Этьен-Луи Булле, который тоже был его современником.Следует иметь в виду, что эта книга написана с 1775 по 1804 год. Это конец Просвещения (1715-1789), Независимость Соединенных Штатов происходит в 1775 году, а также начало Французской революции и Декларации прав. «Человек и гражданин» произошло в 1789 году. Эти изменения отразились на протяжении всего 19 века, даже на роли архитекторов и их деятельности. Монархии пали, и буржуазия появилась благодаря промышленной революции. Традиционная городская модель больше не работает, и необходимо найти решение.Леду, находящийся под сильным влиянием теорий Руссо, спроектировал в Салинах общественный дом, служивший местом встречи для самых разных людей. Он также построил Дом мира или Храм счастья, своего рода суд, где люди не сажаются в тюрьмы, а разногласия разрешаются.

В этой книге текст и таблички одинаково важны, и иногда они кажутся независимыми. То, что он создает для Шо, — это модель новой социальной и городской организации. Форма зданий указывает на то, что происходит внутри них. Форма города — это символ общины вокруг общего центра. Это второй проект. У первого было растение квадратной формы. Это тоже не окончательный проект, потому что то, что в итоге было построено, было другим.

Ledoux не предлагает города, интегрированного с ландшафтом. Планировка напоминает римское поселение с кардо и декуманусом, но упоминания выходят за рамки этого.Горизонтальная ось уже существовала; это путь, соединяющий города Arc et Senans. Вертикальная ось новая, абсолютно прямая и не имеет конца, она пересекает реку Лу, ​​леса Шо и Перрусс. Горизонтальная ось — это отношение к месту, а вертикальная ось — проект, ось симметрии планировки.

Леду пишет в своей книге:
Линия наибольшего диаметра пересекает реку Лу, ​​некоторые очень большие прерии, город, лес, реку Дуб, Женевский канал и гельветские поля; слева Моса, Мозела, Рейн, гавань Антверпена и Северные моря несут до сибирских пустынь ранние плоды, столь желанные нашей торговлей и нашими ремеслами. О, неиссякаемый источник богатства! Вы являетесь продуктом всех остальных, благодаря вам естественное признание народов становится более ярким, благодаря вам состояния становятся регулярными, империи растут и достигают своего высочайшего великолепия.

Малый диаметр выравнивает улицы Арк и Сенанс, кузницы Роша, бумажные фабрики и лавки; какая деятельность! Немного отполировать сталь, долотить медь или выдувное стекло; другие плавят сверкающий металл, защищающий права наций (Акал, 1994, стр.72)… горизонтальная ось — основа ресурсов; вертикальный — прогресс и будущее. Это очень четкая декартова структура.

По поводу вертикальной оси он говорит: следуй за преследующим тебя импульсом: пройди непроходимый лабиринт леса; бегите этими широкими путями, которые сужаются и теряются в пустоте необъятности, теми путями, где свет и тень в своем экономическом споре регулируют ясность, подходящую для ощущения… ( с.73).

Эти тексты превращают его в провидца, но и его рисунки тоже. Это одна из первых в его книге. Это правильная форма посреди сельской местности. Земля плоская, но есть странная тень, из-за которой кажется, что все парит над землей. Но растение словно парит над землей…

Он заявляет: Вот изолированный мир внутри самого мира; вот рабочий город, в котором каждое семя, которое Земля … обещала оплодотворить … вырасти … но позже он уточняет : Признаюсь, мне нужно было сделать эту выставку, чтобы убедить себя, что подвешенная капля воды могла бы, падение, продвигайте промышленность и доведите ее до конца света.Я согласен с тем, что возвышение этой идеи может вызвать, когда чувства начнут накаляться, соображения, которые холодный разум, кажется, отгоняет со зрелостью. Я даже знаю, что он может вместить бред, который подсказывает воображение, или одобрять аккредитации. Но когда я собираю все накопленные знания о Соляных месторождениях в Европе, я не нахожу ничего, что могло бы оправдать этот отказ … (стр. 74).

Леду также рисует перспективную проекцию места,

Здесь видно, что все на одном уровне, но центр более освещен.

Он говорит (стр.73): Огромный круг открывается перед моими глазами, новый горизонт, сияющий всеми своими красками. Могучая звезда смело смотрит на природу, заставляя слабых людей опускать глаза. Вы, продуктивная деятельность, не боитесь переходить горящую черту. Мать всех ресурсов, без вас ничто не может существовать, кроме страданий: вы расширяете влияние, которое дает жизнь: вы поднимаете настроение засушливым пустыням и меланхоличным лесам.

Он говорит (стр.76): Перспектива собирает в рамке все точки, в которых может доминировать зрение, но чем шире природа, тем больше ее имитация будет преобладать только в узком круге. Если она (природа) дала любому из наших органов чувств область, которая усиливается с помощью упражнений, если она была усилена с помощью очков, позволяющих увеличивать расстояние, то это не то же самое со свободой зачатия, поскольку она не может быть ограничена никакими ограничениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *