Нитро лак для древесины – Какой вид лаков (нитро, акриловые, алкидные, масляные, полиуретановые?) подойдет на покраску деревяных тобуреток с спинками?

Лак нитроцеллюлозный НЦ-218 Выбор мастера глянцевый 0.7 кг

Вес, кг
0.83

Страна производства
Россия

Объем (л)
0.7, 0.7

Назначение
Мебель

Цвет
Бесцветный

Марка
ЛАКРА

Состав
На основе растворителя

Цветовая палитра
Бесцветный / прозрачный

Внешний вид
Глянцевый

Время высыхания между 2 слоями (ч)
1.0

Время полного высыхания (ч)
24.0

Срок защиты (лет)
0

Тип продукта
Лак

Использование
Лакирование и надежная защита дерева

Тип использования
Защита и декорирование древесины

Срок годности (в месяцах)
12

Полиуретановый лак и нитролак. В чем разница? Отличие

Лаки – это на данный момент самая большая группа материалов, которые представляют собой растворы пленкообразующих веществ – в воде или органических растворителях. Главная задача любого лака – защитить при помощи своей твердой пленки – прозрачной или цветной – поверхность, которую они покрывают. Кроме этого очень важной функцией лака является сохранить и подчеркнуть структуру и красоту окрашиваемой поверхности (особенно ценных пород древесины).

Рассмотрим основные критерии, на которые следует обращать внимание при выборе лака для дерева:

Полиуретановый лак – самый распространенный лак в настоящее время. Они отличаются от других лаков высокой прочностью, стойкостью к истиранием, механическим и химическим воздействиям. Полиуретановыми лаками можно покрыть практически весь дом – от паркета, до музыкального инструмента, сфера их применения очень широка. Такую популярность он приобрел из-за оптимального соотношения стойкости, времени высыхания и цены. Лаки этого вида бывают как однокомпонентными, так и двухкомпонентными, требующими нанесения грунта и самогрунтующимися. Грунт как правило наносится распылением или кистью.

Область применения: все виды мебели, напольные покрытия, особенно требующие стойкость к истиранию: столы, стулья, кухонную и другую мебель, напольные покрытия. Широкий спектр изделий и оборудования:сооружения и изделия из пластмассы, дерева, кожи, металла.

Преимущества: относительно быстрое время высыхания Лак на полиуретановой основе перед нанесением второго слоя сохнет около 3-6 часов. Материал полностью высыхает примерно за 8-12 часов. Простота нанесения. Отличается : светотермостойкостью, эластичностью, высокими адгезионными свойствами, наносятся тонким слоем. Механическая и атмосферная стойкость (- 50 — + 130 °С).
Недостатки: самый дорогой вид лака, низкая адгезия к металлам. В момент нанесения и в процессе высыхания лаковую пленку нужно беречь от попадания влаги.
Нанесение: кисть, валик, распыление.

Нитроцеллюлозные лаки (или нитролаки) – популярный вид лаков для широкого спектра работ, как правило, технологичных. С химической точки зрения они представляют собой растворы лакового коллоксилина, смол и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Нитролаки – это выбор для массового производства деталей или изделий, к которым не предъявляются требования по износостойкости.

Раньше нитролак был распространен повсеместно. Высокий блеск в тандеме с легкостью царапания не оставляет места для практичности. К такой мебели нужно относиться с особой аккуратностью.
Область применения: мебель эконом-класса, мелкие детали и изделия, производящиеся промышленным способом в больших масштабах, сувениры.
Преимущества: нитролаковое покрытие высыхает за 10—15 минут полное высыхание примерно за 6-8 часов , Очень хорошая сцепка с поверхностью и лак полностью заполняет поры древесины, удобен для шлифовки и обработки. Некоторые содержат в себе алкидные смолы, что повышает их влагоустойчивость. Низкая цена, легкость нанесения.
Недостатки: низкая износостойкость, низкая светостойкость, проблемы с отслоением от времени. Высокая пожароопасность, низкая амосферостойкость. Вредность для здоровья человека, так как готовят их на основе токсичных растворителей.
Нанесение: кисть, валик, распыление.

14 января 2020

Алкидные, нитролаки

HELO 15 Матовый специальный лак

HELO 15 является матовым, уретано-алкидным лаком, обладающим хорошими стойкими свойствами. Лак подходит для лакировки различных деревянных поверхностей внутри и снаружи, когда к лаковому покрытию предъявляют высокие требования. Поверхность, покрытая лаком HELO 15, становится твердой и одновременн..

0.00 р.

HELO 40 Полуглянцевый специальный лак

HELO 40 является полуглянцевым, уретано-алкидным лаком, обладающим хорошими стойкими свойствами. Лак подходит для лакировки различных деревянных поверхностей внутри и снаружи, когда к лаковому покрытию предъявляют высокие требования. HELO 40 имеет отличную стойкость к погоде и воде. Пленка лака д..

0.00 р.

HELO 90 Глянцевый специальный лак

HELO 90 является глянцевым, уретано-алкидным лаком, обладающим хорошими стойкими свойствами. Лак подходит для лакировки различных деревянных поверхностей внутри и снаружи, когда к лаковому покрытию предъявляют высокие требования. HELO 90 имеет отличную стойкость к погоде и воде. Пленка лака долго..

0.00 р.

HELО YACHT Лак для яхт

HELO YACHT — уретано-алкидный быстросохнующий лак, обладающий хорошими стойкими свойствами. Лак обладает отличной стойкостью к погоде и воде. Пленка лака долго сохраняет свой блеск, она не шелушится и не трескается. Лак мало желтеет, так как он содержит состав для защиты от ультрафиолета. Лак не ..

0.00 р.

Veres Interior Лак интерьерный Верес

Декоративно-защитный однокомпонентный лак на алкидной основе предназначен для лакирования деревянной мебели, а также пригоден для обработки деревянных поверхностей, используемых внутри помещений. Лак для мебели готов к применению, легко наносится, не оставляя потеков и следов от кисти и валик..

0.00 р.

Veres Лак паркетный Верес

Высокоэффективный декоративно-защитный однокомпонентный лак для обработки штучного, мозаичного или щитового паркета, а также паркетной доски и пробкового напольного покрытия, лестниц, перил и других деревянных изделий внутри помещений, подверженных нормальным эксплуатационным нагрузкам. Парке..

0.00 р.

Veres Лак яхтный Верес

Высокоэффективный декоративно-защитный однокомпонентный лак на алкидно-уретановой основе для надводных деревянных частей яхт и лодок, используемых в пресных и соленых водах. Лак пригоден для обработки деревянных поверхностей, подвергаемых большим атмосферным нагрузкам, например, для садовой м..

0.00 р.

Лак НЦ-222 Belcolor

Быстросохнущий (время высыхания одного слоя до исчезновения липкости не более часа), с хорошим глянцем светлый лак. После высыхания образует прозрачную, гладкую, ровную без пузырей и посторонних включений твердую поверхность, стойкую к кратковременному нагреванию до 60 °С и воздействию воды (не м..

0.00 р.

Лак НЦ-243 матовый

СОСТАВ. Раствор лакового коллоксилина в смеси органических растворителей с введением матирующей и других добавок, придающих покрытию эластичные и специфические свойства (смолы, пластификаторы и прочее) ХАРАКТЕРИСТИКА. Быстросохнущий (время высыхания одного слоя до исчезновения липкости не бол..

0.00 р.

Лак паркетный Alpina

Для прозрачного покрытия полов, подвергающихся нормальным или сильным нагрузкам, выполненных из паркета, твердой или мягкой древесины, цементного и искусственного камня, а также для покрытия лаком предметов подвергающихся большим нагрузкам как мебель и спортивные снаряды. СВОЙСТВА: – Одно..

0.00 р.

Лак паркетный Parkettlack

Однокомпонентный лак для покрытия паркета, дощатого пола, деревянной обшивки стен и потолка, мебели из дерева. Стойкий к истиранию, ударопрочный,быстро сохнет, хорошо растекается. СВОЙСТВА: • Стойкий к истиранию • Высокая эластичность • Превосходная растекаемость • Равномерная степ..

0.00 р.

Лак паркетный Premia

Высыхание каждого слоя при температуре (20±2)°С: 8-10 часов, через 48 часов поверхность готова к экспуатации Блеск: глянцевый Расход на однослойное покрытие: 1 кг / 12-13 м. кв. Состав: ур..

0.00 р.

Лак яхтный Alpina Yacht

Идеальная защита для Вашего судна Вы в поиске идеальной защиты для деревянных поверхностей на Вашем судне? Которая одновременно устойчива как к пресной, так и к соленой воде? Для особенно долговечной и устойчивой к царапинам поверхности? Тогда Alpina Yacht — Ваш правил..

0.00 р.

Лак яхтный Eurotex

Алкидно-уретановый защита древесины (любых горизонтальных и вертикальных поверхностей, в т.ч. деревянных элементов всех видов морских и речных судов выше ватерлинии): от механических воздействий от атмосферных воздействий от УФ-излучения деко..

0.00 р.

Лак яхтный Premia

Быстросохнущий уретан-алкидный яхтный лак PREMIA с эффективным УФ-фильтром. Атмосферостойкий, стойкий к пресной и морской воде. Создает надежную защиту деревянным поверхностям, находящимся в сложных эксплуатационных условиях. Износостойкий, подходит для окраски полов. Преимущества 1. Спец..

0.00 р.

Лак яхтный Protex

Marshall Protex Yat Vernik — водо- и светостойкий лак на уретан-алкидной основе. Используется в защитных и декоративных целях на деревянных поверхностях яхт, лодок и т.п., а также для всех видов деревянных поверхностей. Устойчив к внешним воздействиям окружающей среды, солнцу, влаге, воздейс..

0.00 р.

Уретано-алкидный лак UNICA SUPER

Уретано-алкидный лак для древесины быстрого высыхания Tikkurila Unica Super (Тиккурила Уника Супер), с содержанием компонентов, замедляющих желтеющее воздействие ультрафиолетового излучения на древесину, предназначен для лакировки деревянных поверхностей внутри и вне зданий. Применяется для лакир..

0.00 р.

Алкидные, нитролаки

Алкидные лаки — это растворы синтетических алкидных смол в органических растворителях. Такие лаки обладают хорошей адгезией (сцеплением) и водостойкостью. Пленочное покрытие лака прочное, прозрачное, твердое. Лаки на основе алкидных смол долго сохнут, но при использовании специальных добавок, время высыхания уменьшается.

Алкидные лаки получили наибольшее распространение в быту. Применяются для внутренних и наружных работ для защиты и декорирования деревянных поверхностей. Хорошо подходят для покрытия паркетных полов, деревянных окон и дверей.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) — это растворы нитрита целлюлозы в органических растворителях. Часто в состав для регулировки эксплуатационных свойств вводят алкидные, аминоформальдегидные и другие смолы.

Отличительной особенностью нитролака является его быстрое высыхание. В случае загустения нитролак разбавляют растворителем. Чаще всего нитролаки используют для лакировки деревянных изделий, но в ряде случаев возможно использование в качестве заключительного слоя на металлической поверхности.

Мебель своими руками: Нитролаки марки, состав, свойства

Под названием нитролаков известны растворы нитроцеллюлозы в летучих растворителях с добавлением смол, пластифицирующих веществ, разбавителей  и иногда красителей.

Нитролаки выпускаются в виде высоковязких растворов и перед употреблением разбавляются соответствующими растворителями — обычно смесью различных ацетатов со спиртами.

Для отделки мебели наиболее употребительными являются нитроглифталевый лак № 754, № 756, нитролак № 930, № 940 и № 1940.


Характеристика наиболее употребительных нитролаков

Нитролак № 940. Раствор нитроцеллюлозы и эфира канифоли в смеси разбавителей и растворителей с добавлением пластификаторов; товарная вязкость — 20 сек. (по НИИЛК).

Для доведения до рабочей вязкости к лаку добавляют 20—30% растворителя Р-646 или Р-645. Время высыхания в тонком слое на древесине — 30 мин. Теплостойкость контактная по прибору ЦНИИМОД— 90—100°. Лак водоупорен, светостоек, дает твердую пленку, хорошо шлифуется и располировывается пастами; наносится распылением. ремонт корпусной мебели

Нитролак № 754. Раствор нитроцеллюлозы и глифтале- вой смолы в летучих растворителях и разбавителях с добавлением пластификаторов; цвет по иодометрической шкале, согласно ГОСТ 4976-49,—376; срок сушки на стекле при 18—20° — в течение 20 мин.; эластичность — 5 мм; пленкообразующих — при ьязкости 10 сек.—17%. Лак достаточно светостоек, водоупорен и теплоустойчив (90—100°), хорошо шлифуется и располировывается пастами. Для разбавления до рабочей вязкости могут быть применены те же растворители, что и для лака № 940. Время высыхания на стекле — 25 мин., на древесине после первого покрытия — 20 мин.; после последующих покрытий срок сушки несколько возрастает.

Нитролак № 930. Светлый лак, предназначающийся для покрытий по имитационной отделке. Цвет по иодометрической шкале не темнее 222. Представляет собой раствор коллоксилина и смолы в смеси летучих растворителей, разбавителей и пластификаторов. Вязкость 23—28 сек. по воронке ВЗ-4. Содержание сухого остатка низкое, по ТУ должно быть не менее 10%. Образует твердую и одновременно эластичную пленку, хорошо шлифующуюся водостойкой шкуркой и полировочными пастами. Лак разбавляется на месте потребления растворителем Р-645 или Р-646. Срок сушки в тонком слое на древесине — 10 мин. после первого покрытия; при последующих покрытиях срок сушки н&- сколько увеличивается. Наносится исключительно распылением.

Нитролак № 1940. Предназначен для нанесения кистью. Содержит 25% пленкообразующих. Вязкость по воронке ВЗ—4— 100 сек. В тонком слое высыхает в течение 15 мин.; при повторных нанесениях требуются увеличенные выдержки — до 4-5—50 мин. Разбавляется обычным растворителем для нитролаков.

Финишные покрытия для гитар. Обзор лаков и красок для древесины.


&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 29 августа 2013 г.

Каждый лютье в своей деятельности сталкивается с проблемой финишного покрытия инструментов. По этой теме написаны сотни статей и тысячи страниц обсуждений на форумах. Именно сложность и многогранность проблемы порождает такое количество информации, начиная от исследований «лака Страдивари» и преимуществах одних покрытий над другими. Кто-то говорит о том, что полиэфир – лучшее покрытие, кто-то хвалит нитроцеллюлозу, а кто-то вообще не признает лаки, останавливая выбор на маслах и восках. Разгадка кроется, зачастую, в совершенно не связанных качествах и личных предпочтениях. Перелопатив тонны информации, приходится, в любом случае, проверять все на опыте, наступая практически на все грабли, и только после этого делая свой выбор.

В этой статье я постараюсь рассказать об основных покрытиях, об их достоинствах и недостатках, а так же особенностях применения, оставив выбор за читателем. В любом случае, информация окажется полезной.

Проблема защиты изделий из древесины существует, пожалуй, с того момента как появились эти самые изделия из древесины. Совсем далеко в глубины веков мы не будем погружаться, затронем только то наследие, что существует и поныне. Это – спиртовые лаки и масляные покрытия. Начнем с последних.

Масляное/восковое покрытие

Чем покрывал свои скрипки Страдивари? Первое, что приходит на ум – шеллачный лак. Однако, в Европе того периода шеллак не был распространен, его массовое применение началось только в XIX веке. Мебельщики и живописцы использовали покрытия на основе льняного масла и канифоли; Страдивари в этом плане был не оригинален. Сначала древесина инструментов обрабатывалась бурой – солью борной кислоты. Это делалось для защиты от паразитов. В качестве грунта использовалась льняная олифа, а в качестве лака – сосновая, еловая или пихтовая канифоль с пигментом красного цвета. В отделке мебели в то время так же использовались воск и льняное масло. Можно считать, что традиция вощения и покрытия маслом – самая древняя из использующихся сегодня.

Особенность масел, использующихся в такой отделке – полимеризация на воздухе, вследствие чего покрытие становится твердым. Чаще всего используется льняное и тунговое масло. Также популярен состав «датское масло» на основе того же льняного/тунгового масла, лака и уайт-спирита. Основное достоинство – легкость использования. Достаточно нанести кистью или тряпкой, вытереть излишки и дождаться полимеризации. Повторить 3-5 раз с промежуточной шлифовкой бумагой №1500-2500 вдоль волокон. Древесину под такую отделку необходимо практически отполировать. Крупные поры лучше заполнить специальными заполнителями (шпатлевками для дерева) на водной основе.

Вощение по технологии мало чем отличается от покрытия маслом, и, как правило, наносится на обработанную маслом поверхность.

Финишное покрытие получается атласным, на ощупь – как непокрытое дерево. Масло, пропитывая древесину, препятствует попаданию влаги внутрь. В случае износа покрытие легко восстанавливается, снимать его со всего инструмента не требуется. Однако масляное покрытие уступает лакам в прочности и не так гидрофобно. Масло достаточно глубоко впитывается в дерево, что может повлиять на звучание акустических инструментов.

Спиртовые лаки

Спиртовыми называются лаки, растворителями для которых являются спирты (чаще всего этиловый или метиловый). К ним относятся шеллак, канифоль, сандарак, мастика и пр. Шеллак превосходит остальные по качеству отделки, о нем мы и поговорим.

Шеллак содержится в экскрементах насекомых надсемейства Coccoidea, некоторые виды культивируются в Индии, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке. Помимо использования в качестве покрытия изделий из древесины, шеллак нашел применение в пищевой и легкой промышленности.

Шеллак просто притягивает к себе различные холивары и споры. Апологеты этого покрытия называют его «единственно приемлемым» для музыкальных инструментов, в особенности акустических. Противники ругают его за низкую химическую стойкость и гидрофобность. Следует заметить, что свежий шеллак достаточно влагостоек, но с возрастом это качество ухудшается.

К преимуществам шеллака можно отнести хороший глянец, отличную адгезию к древесине, безопасность (нет токсичных компонентов), простоту использования и ремонтопригодность. Так же шеллак не желтеет со временем. Покрытие быстро высыхает – в течение суток, а полная полимеризация – около недели, и многие современные лаки уступают шеллаку по этому параметру. Старое шеллачное покрытие легко удаляется спиртом.

Недостатки: низкая устойчивость к царапинам, однако это качество улучшается с применением воска. Но применение воска ухудшает влагостойкость – под воздействием влаги шеллак белеет, теряя прозрачность. Покрытие не стойко по отношению к спиртам и щелочам, первые его растворяют, вторые разрушают. Под воздействием тепла шеллак размягчается.

Нанесение шеллака. В продаже шеллак встречается как в жидком виде, так и в сухом. Стоит отметить, что срок годности раствора меньше, чем сухого шеллака. Для применения шеллак растворяют в спирте, примерно 300 г на 1 л спирта.

Шеллак можно наносить кистью, тампоном и воздушным распылением. Наибольшей популярностью пользуется метод нанесения тампоном. Для изготовления тампона используется специальная безворсовая ткань и синтетический наполнитель. Вырежьте квадратный кусок примерно 15 см, уложите наполнитель в центр и сформируйте тампон без складок. Пропитайте тампон спиртом так, чтобы он был влажным, но не мокрым. Шприцем введите 5-8 мл шеллака в центр тампона. Несильно прижимая тампон (шеллак не должен выливаться!) покрывайте изделие мазками, формирую полосы вдоль волокон древесины. Первый слой высохнет достаточно быстро. После высыхания сошлифуйте поднявшийся ворс шлифовальной бумагой №500. Последующие слои необходимо сушить около 12 часов. Финишный слой необходимо отшлифовать бумагой №2000, после чего приступить к полировке.

Полировка шеллака обычно не абразивная, полироли не используются. Для полировки шеллака используют менее насыщенный раствор шеллака и льняного масла/воска в спирте, называемый политурой. Полировка выполняется тампоном, при этом движения должны напоминать восьмерку.

При нанесении краскопультом необходимо использовать большее количество спирта, так как шеллак высыхает очень быстро, что может сказаться на ровности пленки. В общем, нанесение шеллака похоже на нанесение нитроцеллюлозного лака.

Нитроцеллюлозный лак

Нитролаки пришли на смену шеллаку примерно в 1920-х годах. В то время они практически не имели конкурентов по качеству покрытия. Нитролаки использовали в мебельной и автомобильной промышленности. Хороший глянец, быстрая сушка и удовлетворительная атмосферостойкость, отсутствие шагрени при правильном нанесении сделало нитролак очень популярным продуктом. Однако, низкий сухой остаток требовал большого количества слоев (5-11) с межслойной шлифовкой, что делало процесс нанесения достаточно трудоемким. Склонность к пожелтению, хрупкость высохшего слоя и влияние атмосферы приводило к тому, что автомобили приходилось перекрашивать уже через 3-5 лет. В 1960-х годах нитролаки были вытеснены из автомобилестроения.

Почему я заговорил об автомобилестроении? Очень просто – краски и лаки, применявшиеся Лео Фендером были автомобильными. То есть, винтажные «фендеры» 50-х покрыты автомобильным нитроцеллюлозным лаком.

Нитроцеллюлозой называют группу веществ – азотнокислых сложных эфиров целлюлозы. Нитроцеллюлоза растворима в полярных растворителях (например, в ацетоне), а в воде и полярных растворителях (бензол) не растворяется. Сухая нитроцеллюлоза разлагается при 40-60 градусах, при быстром нагреве взрывоопасна. В кислых и щелочных средах нитроцеллюлоза разрушается.

Основным достоинством нитролаков является простота их использования и скорость сушки. Их легко наносить как распылителем, так и вручную. При нанесении кистью сюрпризов в виде пузырьков легко избежать, главное – не наносить слишком толстым слоем. Слои высыхают за несколько часов, можно шлифовать и наносить повторно. Полное высыхание длится несколько дней и покрытие можно полировать.

К недостаткам можно отнести резкий запах растворителя, не очень хорошую адгезию финишных лаков к дереву, поэтому необходимо применение грунтов, совместимых с нитролаками. Качество покрытия со временем ухудшается. Нитролаки склонны к пожелтению, растрескиванию. По степени блеска нитролаки уступают полиуретановым, акриловым и полиэфирным лакам – даже самая тонкая полировка не даст такого блеска, как высокоглянцевый акриловый лак. Покрытие не устойчиво химически, что усложняет уход за ним.

Нитролаки в чистом виде однокомпонентны – это раствор целлюлозы. Испарение растворителя приводит к отвердеванию лака. Также нитролаки входят в состав комбинированных лаков, например, нитро-уретановых.

Стоит ли вообще покрывать гитару нитролаком? В некоторых случаях – да. Во-первых, его проще нанести вручную, чем многокомпонентные лаки. Во-вторых, с помощью нитролаков проще имитировать «винтажные» инструменты – нитролак желтеет сильнее, чем, например, полиуретан, не так ярко блестит, и на нем гораздо проще получить эффект кракелюра и растрескивание. Таким образом, нитролак следует выбирать при отсутствии покрасочного оборудования, в случае реставрации «винтажных» инструментов, покрытых нитролаком и при создании имитации оных.

Полиуретановые лаки

Полиуретанами называют целую группу полимеров, макромолекула которых содержит уретановую группу, относятся к синтетическим эластомерам. Полиуретаны получили широкое применение в промышленности, в том числе и в производстве двухкомпонентных лаков с кислотным отверждением. Под полиуретановым лаком чаще всего понимаются именно такие лаки.

Полиуретановые лаки заменили нитроцеллюлозные благодаря своим улучшенным качествам. Во-первых, полиуретан более эластичен, что предотвращает растрескивание пленки. Во-вторых, не «состаривается», его качества не ухудшаются со временем. В-третьих, более устойчив к химическим воздействиям, чем нитролак. В-четвертых, адгезия с древесиной у полиуретановых покрытий выше.

Однако, полиуретановые лаки сложнее в применении, имеют желтый оттенок (но не такой выраженный, как у нитролаков, со временем желтеют не так сильно) и меньший сухой остаток, по сравнению с полиэфирными лаками.

Затвердевание (полимеризация) лака происходит из-за химической реакции между базой и отвердителем. Так же, для изменения вязкости и скорости реакции используют растворитель (разбавитель).

Полиуретановый лак не рекомендуется наносить вручную из-за эмиссии растворителя, что выражается в образовании пузырьков в толстых слоях. Слой лака полимеризуется до вязкого состояния за несколько минут и не дает пузырям выйти наружу. Поэтому покрывать стоит распылителем.

Рецептуры смешивания несложны, пропорции базы, отвердителя и разбавителя сопоставимы ([2:1]:1, например).

Существует большое количество составов полиуретановых материалов, грунтовочных, финишных, матовых, глянцевых. Полная полимеризация лака занимает примерно неделю, после чего лак можно полировать абразивными полиролями.

Достоинства – большая химическая и механическая стойкость по сравнению с нитролаками, относительная простота применения (по сравнению с полиэфирными лаками), хорошая адгезия, эластичность и меньшее (по сравнению с акриловыми лаками) время полной полимеризации. Скорость сушки зависит от конкретного состава, от 4 до 12 часов до складирования. Грунтовочные составы обычно сохнут быстрее, чем финишные высокоглянцевые. Несмотря на многокомпонентность составов, не существует особых ограничений на время межслойной сушки.

Из недостатков можно отметить некоторую желтизну лаков и меньшую эластичность, чем у акриловых лаков, поэтому сколы на таких покрытиях более вероятны. Отвердители полиуретановых лаков чувствительны к влажности и свету, их необходимо хранить в металлической непрозрачной таре и беречь от попадания влаги.

Полиуретановые лаки являются одними из самых распространенных в гитарной промышленности.

Полиэфирные лаки

Сложность рецептуры приготовления полиэфирных лаков ограничивает их применение в мастерских, однако эти ЛКМ с успехом используются на гитарных фабриках.

Полиэфирные лаки – чемпионы по твердости покрытия, химической стойкости и сухому остатку (около 90%). С такими характеристиками очень легко получить тонкую и прочную пленку, посему они лучше всего подходят для акустических инструментов, где присутствуют высокие требования к толщине лакового покрытия. Однако полиэфирные лаки очень требовательны к точности рецептуры смешивания (например, 4% компонента к 100% базы), количество компонентов – 4 (база, катализатор, ускоритель, разбавитель), плюс различные опциональные присадки вроде пластификаторов, матирующих добавок, пигментов. На производстве замешать 10 кг лака несложно, однако приготовление «дозы» для одного инструмента вызывает сложности. А приготовить состав и потом его использовать не получится – у него маленькое время жизни. Так же к недостаткам стоит отнести резкий запах и высокую токсичность полиэфирного лака.

Несмотря на высокие качества полиэфирных материалов, сложность их использования ограничивает их использование в условиях мастерской.

Акриловые лаки

Акриловые лаки бывают однокомпонентными (в том числе и водными) и двухкомпонентными. Последние с успехом применяются в автомобильной промышленности. Почему? Все дело в их эластичности. Самую эластичную пленку из всех видов покрытия дают только акриловые лаки. Если покрыть машину нитролаком, то он потрескается при первом же открывании капота. Второе преимущество – высокий блеск и прозрачность покрытия. В отличие от нитро- и полиуретановых лаков, акрил не имеет цвета, он абсолютно прозрачен, а значит, не изменит цвет покрытия. Вдобавок к этому, покрытие не желтеет под воздействием ультрафиолета. Рецептуры смешивания просты, поэтому лаки легко использовать. Можно наносить кистью при условии тонкого слоя. Возможно применение автомобильных лаков – адгезия с деревом у них хорошая. У акриловых лаков есть хороший визуальный эффект «мокрого дерева» — текстуру неокрашенной древесины он проявляет наилучшим образом.

Однако есть и недостатки. Во-первых, малый сухой остаток, по этому качеству акрил находится между полиуретаном и нитролаком, хотя и значительно превосходит последний. Во-вторых, имеет большое время сушки, а значит, требования к чистоте помещения на предмет пыли достаточно высоки. В-третьих, полная полимеризация занимает пару месяцев, за это время лак «сядет» в поры дерева. Автомобильные лаки усаживаются сильнее, чем лаки для дерева. Дело в том, что европейские лаки используются для европейских машин, а немцы сушат автомобили в печах. Полимеризация на воздухе занимает больше времени. И, в-четвертых, по технологии акриловые лаки желательно наносить по «мокрому» слою, а количество слоев ограничено. В условиях мастерской это не всегда возможно – зачастую необходима межслойная шлифовка и более толстое покрытие, чтобы закрыть поры. Именно поэтому необходимо просушивать покрытие, шлифовать его и наносить следующий слой. Нанесение акрила «по сухому» слою не приводит к потере адгезии, однако, если при шлифовке/полировке «залезть» в предыдущий слой, то, при определенном угле освещения будут видны «годовые кольца» — изменение блеска лака. Этот дефект невозможно устранить полировкой. Подобный эффект иногда проявляется и на полиуретановых лаках, но не так заметен. Эффекта можно избежать, нанеся более толстый финишный слой, но это чревато появлением потеков. Так же, с увеличением числа слоев увеличивается время полимеризации – лак в течение первого месяца может продавливаться ногтем, но будет очень твердым после полной полимеризации.

Выбор лака

Итак, какое покрытие выбрать? Как мы видим, однозначно невозможно ответить на этот вопрос, но теперь мы знаем, чем руководствоваться при выборе. Если необходима предельная простота использования или тактильные ощущения «дерева» — выбираем масла и воск. Хочется лак, который легко «отремонтировать» и можно нанести без краскопульта – шеллак. Если нужна «винтажная» желтизна и быстрота нанесения – нитролак. Если красим гитару в определенный цвет и не хотим, чтобы он потом «съехал» — акрил. Необходимо высокое качество и небольшая толщина пленки, при этом опыт позволяет пройти миссию «Лакировка» в режиме “Hardcore” – полиэфир. Нужна некая золотая середина – полиуретан.

Рекомендации по нанесению лаков

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о непосредственно нанесении лаков.

Всегда читайте рецептуру смешивания! Необходимо знать, как измерять компоненты – по объему или по весу. Обычно компоненты измеряются по весу, часто весовые и объемные пропорции совпадают. Исключения могут составлять эмали, так как пигменты имеют разный удельный вес. Некоторые производители, например, Sayerlack, публикуют весовые и объемные пропорции.

Количество разбавителя обычно рассчитывается от суммы отвердителя и базы.

Некоторые материалы допускают изменение пропорций компонентов. Например, увеличение содержания отвердителя делает пленку более твердой и блестящей, но и полимеризация идет быстрее, и лак может не успеть выровняться.

Чем грунт отличается от лака? У грунта обычно более высокая укрывистость и большая адгезия с древесиной, чем у финишного лака, но хуже механические качества. Но это не означает, что нельзя применять финишный лак в качестве грунта. Можно добавить большее количество разбавителя, и состав из-за увеличения текучести заполнит поры. Так же, если позволяет рецептура, можно добавить меньшее количество отвердителя, тогда шлифовать покрытие будет проще. Финишный лак имеет меньший сухой остаток, чем грунт, и сильнее поднимает ворс. После первого слоя необходимо сошлифовать неровности и повторить операцию.

Какое количество слоев необходимо? Все зависит от того, что вы хотите получить. Если требуется покрытие с открытыми порами, то двух-трех слоев будет достаточно. Для глянцевого покрытия стоит придерживаться такой схемы – грунтовочные слои накладываются до тех пор, пока не будут закрыты поры, после этого наносится три-четыре финишных слоя. Финишные слои нужно накладывать с запасом на шлифовку и полировку.

С непрозрачными покрытиями ситуация такая:

1. Грунта нужно столько, чтобы были закрыты поры древесины, и после последней шлифовки не оставалось открытой древесины.
2. Краски (эмали) нужно столько, чтобы обеспечить равномерный насыщенный цвет, после последней шлифовки не было бугров, ямок или изменения цвета.
3. Финишного лака нужно столько, чтобы после шлифовки и полировки лак полностью закрывал слой краски.

Зачем применять лак после эмали? Лаковое покрытие обладает лучшими показателями блеска и стойкости, чем эмаль, плюс ко всему позволяет получить более «глубокий» цвет.

Если вы смешиваете различные краски для получения уникального цвета – делайте это с запасом по количеству, чтобы хватило на полную покраску инструмента и еще осталось. Даже если вы знаете пропорции, очень трудно получить идентичный цвет в двух разных смешиваниях. И если вы при шлифовке попадете в предыдущий слой, то вас может ждать неприятный сюрприз.

Как избежать потеков на боковых поверхностях дек? Часто корпуса гитар сохнут горизонтально и иногда образуются потеки на боковых поверхностях (обечайках). В этом случае можно наносить лак в два захода – сначала на боковые поверхности с меньшим количеством разбавителя, а затем на горизонтальные – более «жидкий» лак.

Не пытайтесь одним слоем выровнять все неровности. Слишком толстый слой сморщится (апельсиновая корка), а также могут образоваться пузырьки – крупные на полиуретановых лаках и микроскопические на акриловых. Такие скопления пузырей будут выглядеть белыми полосами на покрытии.

Если вы используете шприцы для измерения количества компонентов, то следует избегать шприцов с резиновым поршнем, как правило, они содержат небольшое количество силиконовой смазки. Силикон приводит к образованию кратеров на нанесенном слое.

Шлифовку и полировку акриловых лаков лучше производить через две-четыре недели после нанесения последнего слоя. Лак наберет прочность, станет менее вязким, и шлифовать и полировать его будет гораздо проще.

Если вы используете разные составы, например, нитрогрунт и полиуретановый лак, то проверяйте составы на совместимость на какой-нибудь тестовой доске. После высыхания, если не произошло ничего страшного вроде пузырей и растрескивания, необходимо попытаться отколоть одно покрытие от другого. Совместимы между собой (в общем случае) нитроцеллюлозные и полиуретановые покрытия, чуть хуже по адгезии полиуретан и акрил, еще хуже, но применим с осторожностью, акрил и нитроцеллюлоза. Акрил и алкидные краски абсолютно несовместимы – покрытие после нанесения акрилового лака начинает пузыриться и лопаться.

Вот и все. Если что-то еще вспомню – напишу в комментариях к статье. До встреч!

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАКОВ, НИТРОЭМАЛИ, ПОЛИВИНИЛЫ

Думаю, всем известен клей ПВА? В моделизме его применяют довольно широко для склеивания прозрачных деталей. А сам по себе этот клей представляет собой эмульсию Поли-Винил-Ацетата (ПВА) в воде.

Как мы уже выяснили, от эмульсии до готовой краски один шаг.

И действительно, высококачественный ПВА требует только добавки пигмента для получения вполне приемлемой краски. Такая краска называется виниловой. В силу своей густоты она непригодна для работы аэрографом, а при работе кистью оставляет жирные мазки. Хорошо для имитации грязи, толстых слоев чего-нибудь-там, но не годится для тонких работ и базовых покрытий. Но зато у нее довольно характерная резиноподобная пленка, которая сжимается при высыхании. И, разумеется, кто-то должен был разработать нормальную виниловую краску.

Художественные виниловые краски и покрытия существуют довольно давно. Обычно они выпускаются в баллончиках, потому что растворитель для винила в них используется ядреный и нередко токсичный. Виниловая краска имеет способность просачиваться в пористые поверхности, придавая им блеск. Целый ряд продуктов для ухода за автомобилями, кожей и проч. на деле представляют собой разведенные виниловые краски. Но для тонких работ винил долго не приживался. Тем не менее, выпускаются виниловые краски для работы кистью.

Виниловые краски (строго говоря, они винил-акриловые) в качестве основы используют не полиметакрилаты (которые в акриловых красках) и не поливинилацетаты (ПВА, который клей).

С химической точки зрения, основой эмульсии является полиэфир, вероятно, 2-хлор-этил-винил. Точно утверждать не возьмусь.

В автомобильной промышленности используется EVA: этилен-винил-ацетат.

Таковы краски DuPont.

С практической точки зрения на эту тонкость можно наплевать, но лучше эти краски не кушать и языком не слизывать. Основа в них более токсична, чем в классических акрилах.

Как и акрилы, виниловые краски растворяются полярными растворителями и водой. Покрытие имеет умеренную водостойкость, то есть капель и споласкивания не боится, но при длительном воздействии воды может отставать. Особенностью виниловых красок является то, что нанесенный слой при высыхании уменьшается в объеме. Образующаяся пленка является эластомером, то есть упруга, как резина; довольно хорошо растягивается, а потом возвращается к исходному размеру. Это делает их хорошо приспособленными для работы кистью: краска сохнет сравнительно долго, следов мазка не остается, а при сжатии слой хорошо покрывает все детали. Правда, адгезия к голому пластику у винилов оставляет желать много лучшего. Грунт становится обязательным.

У эластомеров есть серьезнейший минус: они очень боятся холода. При температуре ниже -15 градусов виниловые краски могут разлагаться. Готовое покрытие на холоде также может становиться хрупким, терять эластичность и осыпаться.

Виниловые краски не лучшим образом пригодны для работы аэрографом с тонким соплом по причине использования резиноподобной основы. Она имеет тенденцию комковаться внутри сопла. Винил непросто разводить: требуется очень тщательное перемешивание. Так что применимость винилов ограничена.

Про страшилку о фатальном распаде акрилов:

Так вот, акрилы не распадаются без вмешательства извне, эмали распадаются при очень длительном хранении, а винилы — запросто.

На этом наше знакомство с эмульсионными красками завершается, и мы, наконец, переходим к лакам и нитроэмалям.

Лаки, в строгом понимании термина, являются растворами твердых веществ в летучих растворителях. Именно растворами, а не эмульсиями, поэтому однородность лаковых покрытий на порядок выше, да и концентрация пигмента тоже в разы.

Простейшим лаком является, например, раствор канифоли в спирте. При испарении спирта канифоль оставляет на поверхности ровное, глянцевое покрытие. При нанесении нескольких слоев с промежуточной просушкой каждый последующий слой немного растворяет предыдущий, полностью с ним интегрируется.

В итоге лаковое покрытие отличается непревзойденным качеством поверхности: ровной, вплоть до зеркального глянца.

Уровень глянца зависит от того, какое вещество использовано в качестве лаковой основы, и может варьироваться от глухого матового до высочайшего блеска.

Нитролаки представляют собой раствор нитроцеллюлозы в каком-нибудь летучем растворителе.

Краски на нитроцеллюлозе в России принято называть нитроэмалями (бытовая серия НЦ), а за границей их причисляют к «synthetic lacquers», что может создавать путаницу.

В качестве растворителей обычно выступают толуол, ксилол или дихлорэтан. Это сравнительно токсичные вещества, и поэтому такие краски и лаки стараются чаще всего выпускать в баллончиках. Таковы, к примеру, краски Tamiya серий AS, TS и других. Грунты в баллонах также имеют нитроцеллюлозную лаковую основу.

Летучие растворители нитролаков и нитроэмалей растворяют полистирол, но это безопасно при работе тонкими слоями. Не надо только лить нитрокраску до образования лужиц — такая лужица имеет хорошие шансы проесть пластик на немалую глубину.

Очевидно, что по причине использования агрессивных к пластику растворителей, покрытие нитроэмалями «приваривается» к пластику, хотя и не интегрируется с ним. Эффект схож с использованием ацетона для разбавления акрилов: состав матирует пластик, но эффект куда как более жесткий по сравнению с ацетоном и зависит от величины пигмента в лаке.

То есть грунт, нанесенный на пластик, равносилен зачистке основы примерно 600-й шкуркой — такой у него размер абразива.

А вот обычная нитрокраска с типичным размером пигмента основу только слегка матирует, примерно сопоставимо с 1500-й шкуркой.

Держится, соответственно, краска не так хорошо, как грунт. Но все равно ее трудно будет содрать зачисткой, правда, лучше работать по влажной поверхности.

Таким образом, для нитрокрасок и нитролаков грунтовать поверхность обычно не нужно.

Лаки и нитроэмали отличаются многостадийным процессом высыхания. Здесь есть некоторое недоразумение, поскольку традиционно считается, что нитролаки сохнут очень быстро. Это верно лишь отчасти. Первая стадия просушки — испарение растворителя — протекает очень быстро, за 15-20 минут. После этого поверхность уже можно трогать и маскировать, только без нажима. Но слой нитроцеллюлозы при этом еще разбухший, он изменится в объеме при окончательном высыхании, которое длится 4-6 часов.

Лак на поверхность ложится миниатюрными каплями, которые потом друг с другом соединяются в бугристую поверхность; выглядит она не лучшим образом.

Ни в коем случае не кладите на этом этапе высыхания второй слой — получите «шагреневую кожу» вместо ровного покрытия. Подождите хотя бы полчаса. Цвет у нитрокрасок при высыхании не меняется ни капли (это не эмульсия, а раствор), а вот гладкость и глянец — очень даже.

На следующем этапе просыхания нитролак полностью разгладится, а покрытие сожмется, уменьшится в объеме.

Результирующее покрытие должно быть ровным перед нанесением следующего слоя, так что не торопитесь.

Первичная просушка обычно занимает от 15 до 30 минут.

Полная просушка занимает 4-6 часов, и покрытие снова немного «сожмется».

За счет этого эффекта нитроэмали прощают избыточность в нанесении, но все до определенного предела. Но за счет того же эффекта сжатия красочной пленки нитроэмали великолепно подчеркивают все-все-все ошибки зачистки поверхности. Так что будьте готовы к тому, что следы даже 1500-й шкурки под нитроэмалью (если это не грунт, конечно) будут хорошо видны. Либо зачищайте более мелкой шкуркой, 2500 и тоньше, либо кладите слой грунта, который скроет дефекты обработки.


Разводятся нитролаки и нитроэмали теми же самыми летучими растворителями: ксилолом, толуолом и дихлорэтаном. В хозяйственном магазине это растворители №646 и №647, в которых действующего вещества (толуола) 40-50%.

Фирменные модельные растворители (Lacquer thinner, Cellulose thinner) основаны на ацетоне, который очень быстро испаряется и менее токсичен. Ацетон чуть-чуть растворяет пластик. Толуол пластик растворяет крайне медленно, но в состав многокомпонентного растворителя входит еще этилацетат, который за пластик уцепляется.

Тем не менее, лучший результат для растворения нитрокрасок в смысле адгезии обеспечивается чистым дихлорэтаном. Он прекрасно растворяет и лак, и пластик, обеспечивая высочайшее сцепление.

Отсюда следует хитрость: нитроэмали лучше всего растворять жидкостью для чистки аэрографа.

 

Нитролаки Состав Применение — ответы и советы на твои вопросы

Нитролаками называют лаки на основе нитратов целлюлозы, преимущественно коллоксилина. В качестве растворителей в нитролаках используются кетоны, сложные эфиры (ацетаты), спирты, а также их смеси с ароматическими углеводородами — толуолом, ксилолом. Последние используются для того, чтобы процесс производства нитролаков стал более дешевым и при необходимости введения в их состав других плёнкообразующих веществ, которые призваны улучшать адгезию, а также декоративные и некоторые другие свойства плёнок.

Нитролак, приготовленный на одной нитроцеллюлозе (без смолы), образует твердую, но очень тонкую пленку. Смола в нитролаке имеет назначение увеличить толщину лаковой пленки и усилить ее блеск и атмосферостойкость. В нитролаках чаше применяют эфир, канифоли и глифталевые смолы. Глифталевая смола в нитролаке участвует в пленкообразовании и одновременно служит пластификатором. Кроме того, она увеличивает свето- и атмосферостойкость нитролаковой пленки. Пластификаторами для нитролаков служат касторовое масло, дибутилфталат, трикрезилфосфат; растворителями — ацетон, метиловый спирт, ацетаты и другие; разбавителями — бензол, толуол, этиловый и бутиловый спирты.

При нанесении на поверхность нитролаков при комнатной температуре в результате улетучивания растворителя, в течение 15-30 минут получаются покрытия. Сделанные при помощи нитролаков покрытия являются растворимыми (обратимыми), они бесцветны (окрашенные пленки образуются посредством нитролаков, в которых содержатся растворимые органические красители). Такие покрытия устойчивы к процессу горения, к бензину и маслам минерального происхождения. Они ограниченно водостойки, неустойчивы по отношению к щелочам, концентрированной серной кислоте, нагреванию, ультрафиолетовому свету.

Нитролаки высыхают достаточно быстро и позволяют получить очень прочную плёнку на разных поверхностях.

Совмещая коллоксилин с высыхающими алкидными смолами и некоторыми другими плёнкообразующими, есть возможность получения в течение 1,5-3 часов при комнатной температуре нерастворимых (необратимых) пленок. Такие пленки превосходят обратимые по своим защитным свойствам.

Как наносят нитролаки на поверхности?

На поверхности нитролаки наносятся главным образом при помощи пневматического или аэрозольного распыления. Используя распыление, наносят на необходимую поверхность два-три слоя лака, промежуточное шлифование (в столярном деле) выполняют так же, как при отделке спиртовыми лаками. Можно также использовать способ располировки. Кроме специальных растворителей и разбавителей, для разжижения слишком густого лака пригоден ацетон.

Этот процесс также осуществляется при помощи лаконаливной машины.

Можно ли наносить нитролак кистью? Можно, однако, нанесение лака кистью редко дает удовлетворительные результаты, так как один слой еще не обеспечивает полного покрытия, а нанесение второго слоя приводит к размягчению или даже полному растворению первого, сухого слоя лака. Кистью можно покрывать только неширокие поверхности — узких дощечек и брусков, кромки, рейки, а также профильные детали.

Мелкие изделия, например деревянные ручки, можно просто опустить на несколько секунд в банку с нитролаком, затем вынуть, дать излишкам лака стечь и положить или подвесить изделие на просушку.

Для чего используют нитролаки?

Чаще всего нитролаки применяют с целью получения прозрачных покрытий на деревянных и металлических поверхностях или же для получения нижних и покровных слоев при нанесении нитроэмалей. Нитролаками можно покрывать поверхности из кожи, стекла, пластмассы. Нитролаки также используются для полуфабрикатов в производстве нитроэмалей.

Следует помнить:

Осуществляя работу с нитролаками необходимо очень строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Пары нитролаков для организма человека вредны, это нужно учитывать при обращении с ними и хранении.

Нитролаки промышленность выпускает в герметически закупоренной таре. В таком виде их нужно и хранить.

В данное время идет постепенное замещение нитролаков полиакриловыми лаками, полиэфирными лаками и другими материалами с основой на синтетических пленкообразующих.


Дополнительно по теме: domremstroy.ru

Полезный совет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *