Новые классы на рубеже веков: Урок «Россия в 1894–1916 годах» (9-й класс) – НОВЫЕ ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ПРОЛЕТАРИАТ И БУРЖУАЗИЯ

Содержание

Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)

Цели урока:

  • сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ - ХХ веков, о том, что в начале ХХ века Российская империя вслед за развитыми капиталистическими странами вступила в качественно новый этап своего развития - этап перехода к индустриальному обществу: понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны;
  • продолжить подготовку к сдаче экзамена в новой форме.

Основные знания:

  • территориальная структура Российской империи в начале ХХ века;
  • количественная и качественная характеристика населения;
  • количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами;
  • основные показатели индустриализации страны.

Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация; империя; русификация; экономический уклад; капиталистическая монополия; сословие; класс; самодержавие; политическая партия; революция.

Оборудование: презентация, учебник (Загладин Н.В. (отв. ред.), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История отечества. ХХ век: Учебник для 9 класса основной школы. - 2 изд., испр. и доп. - М: ООО "торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2003. - 400 с.: ил.), рабочая тетрадь ученика (Ларина Л.И. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Л.И.Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А.Фадеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2010 - 141, (Серия "ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь")

Ход урока

Изучение нового материала.

Использование презентации. Определение целей и задач в освоении темы. (Слайд 1)

Последний русский император (1894-1917), старший сын императора Александра III. Стремился сохранить самодержавную власть. (Слайд 2)

В октябре 1905 г. вынужден был издать Манифест, учреждавший законодательную Государственную думу и провозглашавший гарантии основных политических прав. В 1915 г., в разгар Первой мировой войны стал главнокомандующим русской армии. 2 марта 1917 г. отрекся от престола. В 1918 г. с санкции большевистского правительства без суда расстрелян в Екатеринбурге.

Карта России начала ХХ века. Рассказ учителя. (Слайды 3-4)

Территория

22,2 млн. кв. км 1/6 часть суши 2 место в мире
Население
1897 1914 2007
125,6 млн. 165,7 млн. 145 млн.
  10%  

146 народов и народностей

1 2 3
Китай Британская империя Российская империя

Беседа с учащимися по представленной информации:

  • каковы особенности России в начале ХХ века,
  • почему Россию можно назвать великой?

Подведение итогов беседы, высвечивается слайд 5.

Особенности России начала ХХ века

1. Крайняя неравномерность развития территорий.
2. Национальное и религиозное многообразие.
3. Централизованный характер управления.
4. Государственный язык и государственная религия.
5. Дискриминационная политика в отношении некоторых национальностей.
6. Политика русификации.
7. Жесткий контроль за жизнью общества.

Почему Россию можно назвать великой?

  • масштабы территории
  • численность населения
  • природные богатства
  • уровень развития экономики

Характеристика национального состава России начала ХХ века. Слайд 6.

Характеристика системы управления Российской империи. (Слайд 7). Практическая работа по заполнению таблицы в рабочей тетради ( 2.3)

Высшие учреждения Их функции
Государственный совет
законодательная
Правительствующий Сенат судебная
Комитет министров исполнительная
Святейший Синод религиозная

Беседа с учащимися об успехах в развитии экономики и нерешенности проблем . В итоге демонстрация слайда 8.

Успехи в развитии экономики Нерешенность проблем
Индустриальный скачок.

1891-1903 гг. - Транссибирская ж/д.

Аграрный вопрос. Малоземелье. Перенаселенность. Низкая урожайность. Разорение.
Стабилизация бюджета и денежной системы. Рабочий вопрос. Тяжелые условия труда. Низкая заработная плата.
  Национальный вопрос. Стремление к автономии, неравноправие.

Характеристика структуры общества в начале ХХ века. Слайд 9.

Сословное деление Классовое деление
Дворянство.Духовенство. Буржуазия.
Купцы.  
Мещанство. Крестьянство. Пролетариат.

Практическая работа по заполнению таблицы 2.2. в рабочей тетради, с.8.

Новые классы на рубеже веков.

Классы Отношение к средствам производства Участие в процессе производства Пополнялись в основном за счет сословий
Буржуазия Владеют Организуют производство Помещиков, дворян
Пролетариат Не владеют Рабочая сила Крестьян

Основные события периода правления Николая II.

- 1897 - перепись населения. Реформы Витте.

- 1904 - 1905 - Русско- японская война.

- 1905 - 1907 - Первая русская революция.

- 1906 - 1911 - Столыпинская аграрная реформа.

- 1914 - 1918 - Первая мировая война.

Рефлексия.

Назовите то новое, что вы узнали на уроке.

Заполнение рабочей тетради с. 6-7, работа с понятиями. Слайды 12-21.

Домашнее задание: 1-2, вопросы к .

Приложение.

НОВЫЕ ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ПРОЛЕТАРИАТ И БУРЖУАЗИЯ

Появление машин, фабрик и заводов вело к вытеснению ремесленного производства. По мере развития капитализма слои мелкой буржуазии (мелких собственников) - ремесленников, крестьян - расслаиваются, распадаются. Основная масса мелкой буржуазии разоряется, переходит в ряды пролетариата. Немногие богатеют на эксплуатации чужого труда и становятся капиталистами, предпринимателями. Прошло несколько десятков лет, и фабричное производство стало преобладающим, ремесло и мануфактуры были вытеснены фабриками, а основными общественными классами в Англии стали наемные рабочие - огромная масса не имеющих собственности- и небольшой слой собственников фабрик, заводов - промышленная буржуазия.

На первых фабриках применялись простые машины. Труд взрослых рабочих-мужчин в значительной мере был вытеснен трудом женщин и детей. В первые же годы фабричного производства в Англии взрослые рабочие на фабриках были на 2/3 заменены женщинами и детьми.

Рабочий день продолжался 12-15 часов и даже больше. Детей били плеткой. У одного мальчика от ударов вся голова была изранена. Позже он рассказывал о своих детских годах, проведенных им на фабрике: «Хотя невысоки были машины, я все-таки был слишком мал ростом, чтобы доставать до них. Чтобы помочь беде, сделали пару высоких деревянных башмаков, которые мне подвязывали к ногам, и я волочил их на себе, пока не подрос как следует. Но хуже всего было невыносимо грубое обращение, следы которого я храню на себе и поныне».

Рабочие на фабриках подвергались тяжелой эксплуатации. Владелец фабрик, нанимая рабочего, заставлял его работать целый день, скажем, 12 часов. То, что вырабатывал рабочий в течение шести часов, обеспечивало возможность самого бедного существования для него и его семьи. А затем рабочий трудился еще шесть часов на капиталиста, обогащая его. Капиталисты присваивают неоплаченный труд рабочих. В отличие от мануфактуры, на фабрике преобладали необученные рабочие, главным образом женщины и дети.

Положение и ремесленников, и рабочих резко ухудшилось. Рабочие и ремесленники думали, что виновниками их бедствий являются не хозяева-капиталисты, а машины. Поэтому они стали ломать, разбивать станки. Движение разрушителей машин началось вместе с появлением машинного производства. Но особенно сильные взрывы этого движения были в Англии позже, в 1811-1812 гг., в Ноттингеме, где рабочие называли себя луддитами по имени легендарного вожака, «генерала Неда Лудда». (Как теперь установлено, на самом деле Лудд не существовал.)

 

ИТОГИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Промышленный переворот в Англии начался примерно в середине XVIII в. и продолжался около ста лет.

Важнейшими предпосылками промышленного переворота были буржуазная революция XVII в. и значительное накопление капиталов, а также рабочей силы (в результате разорения крестьян и ремесленников).

Промышленный переворот в Англии имел две стороны: техническую- переход от ручного труда к машинному и общественную- образование новых основных общественных классов, промышленной буржуазии и пролетариата.

  • < НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА ОТ РУЧНОГО - ТРУДА К МАШИНАМ
  • -> ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЙ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И ОБРАЗОВАНИЕ США 1773-1776 гг >

proekty_uchenikov_9a:socialnaja_struktura_rossijskoj_imperii_nachala_xx_veka._lavrenteva_tatjana [ЛИКТ 590]

В России к началу 20 века сосуществовали сословия и классы, поскольку в это время Россия находилась в стадии перехода отфеодального строя,для которого характерно сословное деление, к капиталистическому, для которого было характерно классовое деление общества.

Сословие - это большая общественная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия.

Класс - это большая общественная группа, отличающаяся своим отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда и размерами дохода.

привилегированные непривилегированные
духовенство купечество
казачество крестьянство
дворянство мещанство
Духовенство

Духовенство - сословие церковнослужителей и священослужителей. В православии и католицизме в духовенство (клир) входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих приходские храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей) ( в православии архиерейство достижимо только для монашествующих). В протестантских церквях отсутствует строгое разделение на духовенство и мирян. Различают должности епископа, пастора и пресвитера, которые, однако, воспринимаются именно как должность, а не сан. Фактически духовенство находилось на службе у государства и большим уважением в обществе не пользовалось.

Дворянство

дворянство — одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Дворяне имели исключительное право на владение землёй и преимущественное право продвижения по службе. В конце 19 века дворянство сохраняло положение политической опоры самодержавия, но слабо вписавшись в капиталистические отношения, перестает быть экономической опорой власти.

Казачество

Казачество - военно-крестьянское сословие. Казаки наделялись землёй за несение военной службы со своим снаряжением, обмундированием, оружием. Большинство казаков были зажиточными и поддерживали существующую власть.В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Забайкальское и др.). В 1920 г. К. как сословие упразднено. C конца 1980-х гг. происходит возрождение казачьих огранизаций, с начала 1990-х гг. издаются отдельные нормативные акты с целью создать правовую основу возрождающегося казачьего уклада.

Крестьянство

Крестьянство было самым многочисленным сословием 9 более 70%). В конце 19 века для крестьянства было характерно резкое расслоение на зажиточных и основную массу малоземельных и безземельных. В силу консервативного мировозрения революционные идеи были слабо распространены среди крестьян.

Мещанство

Мещанство - средние слои городского населения (мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга и т.д.) В России до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Купечество

Купечество - торговое сословие. Оно оказалось наиболее приспособленным к началу капиталистических преобразований. Купечество стало основой для формирования российской буржуазии.Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. К началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

феодальное общество капиталистическое общество
помещики буржуазия
крестьяне пролетариат
Буржуазия

Буржуазия - класс эксплуататоров, владеющий на правах частной собственности орудиями и средствами производства и извлекающий прибавочную стоимость посредством эксплуатации наемного труда. Мелкая буржуазия - класс мелких собственников, владеющих средствами производства и пользующихся наемным трудом в незначительной степени или совсем не пользующихся им. Буржуазия к началу 20 века становится экономической опорой самодержавия, но была лишена политических прав. Это приводит к тому, что русская буржуазия была сильно политизированна.

Пролетариат

Пролетариат (нем. «Proletariat» от лат. «proletarius» — неимущие) — социальный класс, лишённый собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Пролетариат в России был достаточно малочисленным (10%). Для него было характерно резкое расслоение на рабочую аристократию и чернорабочих, уровень жизни которых был крайне низким, а условия труда ужасающими. Наиболее бедные слои пролетариата были крайне революционны.

Помещики

Помещик — дворянин — землевладелец владеющий поместьем, вотчинник в России конца XV — начала XX вв.Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. - собственностью П. Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала сословие П. и их землевладение.

Крестьяне

Крестьяне (от «христиане») - сельскохозяйственные производители семейно-индивидуального труда, основной класс феодализма, когда большинство крестьянства было превращено в крепостных. Как класс крестьяне оформились в XIV в. Являлись собственность помещика, были лично зависимы от помещика, платили подушную подать, оброк, отрабатывали барщину, месячину, пользовались наделами общинной земли; ограничено право крепостных покупать землю, заключать сделки. Отличались использованием традиционных орудий труда, слабо меняющейся техникой производства, патриархальными порядками, местной замкнутостью, узостью интересов.

В начале царствования Петра I составляли примерно 90% населения России и окончательно утратило личную свободу. Уже в к.XVII в. положение крестьян почти перестало отличаться от положения холопов. При развитии экономики вовлекались в товарно-денежные отношения, что вело к расслоению, выделению фермерских хозяйств, численному сокращению крестьянства, кооперированию труда. В к.XIX в. крестьяне составляли примерно 75% населения страны (ок.половины крестьян - бедняки).

Классы Сословия
помещики дворянство
крестьяне крестьянство
буржуазия купечество,дворянство, мещанство, крестьянство
пролетариат мещанство, крестьянство
  1. Люмпен-слои (представители какого-либо сословия, не выполняющие обязанности своей соц. группы. ЛЮМПЕН, люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — лохмотья) — деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы), порвавшие с производственной деятельностью, отчужденные от собственности, морально опустившиеся. Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.)
  2. Маргиналы (люди, не имеющие устойчивой соц. принадлежности)
  3. Интеллигенция (особая группа, для которой харрактерен высокий уровень образованности и независимость мышления и суждений)

Мир на рубеже XVIII – XIX веков. Видеоурок. Всеобщая история 8 Класс

С этого урока начинается изучение истории XIX века. Этому веку принадлежит особое место в истории человечества. Именно в это время оформилась известная нам карта Европы. XIX век – это колониальные захваты, научно-технический прогресс, масштабные революции во многих странах мира. Этот интереснейший период в истории вам предстоит изучать в 8 классе.

Население Земли на рубеже XVIII–XIX веков было гораздо меньше, чем сейчас. В 1800 году на планете проживало около 905 миллионов человек, а к 1900 году население выросло до 1 миллиарда 608 миллионов человек. Сегодня же население нашей планеты превышает 7 миллиардов человек. Как и сейчас, население было распространено по Земле неравномерно. Было два основных центра: Западная Европа и Восточная Азия. Именно там располагались самые крупные в эту эпоху города: Лондон (рис. 1) и Пекин, которые насчитывали по 1 миллиону человек.

Рис. 1. Лондон в начале XIX века (Источник)

Западная часть континента с тех пор изменилась мало. Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Швейцария, Испания, Португалия за 200 лет практически не изменили своих границ. Франция активно воевала в начале XIX века, когда ее правителем был Наполеон Бонапарт. Однако после 1815 года она вернула себе свои прежние границы. В целом западная часть Европы выглядела почти так же, как и в настоящее время (только в 1830 году появится государство Бельгия, а от Великобритании отделится Ирландия).

К востоку Европы наблюдаются значительные изменения. На месте современной Германии и Италии располагаются многочисленные государства. Объединенная Германия и Италия появились почти одновременно: в 1870 и в 1871 годах. Отделенной осталась только республика Сан-Марино.

На рубеже XVIII–XIX веков еще существовали государства, которых уже нет в наши дни. Например, Владения австрийских Габсбургов (Австрия, Венгрия, Трансильвания, Чехия, Хорватия, Словакия, западная Украина, Южные районы Польши). Напомним, что Габсбурги – это одна из крупнейших королевских и императорских династий Европы в XIII–начале XX века. Единого названия у этих территорий, которыми правили монархи из династии Габсбургов, не было вплоть до 1804 года. Тогда император Иосиф I Франц (рис. 2) назвал территории, находившиеся под его контролем, Австрией. Часть земель, находившаяся под контролем Габсбургов, входила в состав еще одного не существующего уже государства – Священная Римская империя германской нации. Несмотря на то что Габсбурги были императорами Священной Римской империи, часть подвластных им территорий в состав Священной Римской империи не входила.

Рис. 2. Император Иосиф I Франц (Источник)

Третьей из исчезнувших ныне государств была Османская империя. Ее правопреемницей является современная Турция (рис. 3). Османская империя к 1800 году охватывала почти все восточное Средиземноморье и, кроме Турции, включала в себя почти всю Северную Африку, за исключением Алжира, весь Ближний Восток и Аравийский полуостров. В Европе под османским игом находились современная Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Босния, Албания и Греция. Но к концу XVIII века Османская империя потеряла свое былое влияние, силу и могущество. В ходе русско-турецких войн Россия забирала у нее территории, особенно во время правления Екатерины II (рис. 4). В XIX веке территориальные приобретения России за счет Османской империи только расширялись.

Рис. 3. Карта Европы, конец XVIII века (Источник)

Рис. 4. Екатерина II (Источник)

Четвертое государство, находившееся в Восточной Европе и не существующее сейчас, – это Речь Посполитая. Это государство исчезло в последние годы XVIII века. В 1795 году Речь Посполитая была окончательно разделена между Российской империей, Австрийскими Габсбургами (будущей Австрией) и Пруссией. Россия в результате этого раздела получила Литву, большую часть современной Белоруссии и почти всю правобережную Украину.

Государство Иран осталось на том же месте, какое он занимает и сейчас. Афганистан был в два раза больше, чем сегодня, и включал в себя территорию современного Пакистана. Единой Индии не было: здесь располагались десятки государств, которые постоянно конфликтовали друг с другом. Этим они облегчали европейцам проводить свою политику. На полуострове Индостан в это время уже существовали британские, французские и португальские колонии. Среди них были крупнейшие на сегодня города: Бомбей, Мадрас и Калькутта.

Китайское государство официально называют империей Цин, так как правили там в это время маньчжуры – тунгусо-маньчжурский народ, коренное население Маньчжурии (в настоящее время Северо-Восточный Китай). Империя Цин правила в Китае с 1644 по 1911 год. В XIX веке Китай был гораздо больше, чем сейчас. Он включал в себе территорию Монголии, нынешнего российского Приморья, часть Восточного Казахстана.

К востоку от Китая располагалась Япония. С общественно-политической точки зрения Япония того времени была совершенно не похожа на современную Японию. Это государство было абсолютно закрыто от внешних влияний. Правил в Японии в это время военачальник сегун (полководец, командующий) – титул военачальников, реально правивших Японией в XII–XIX вв. При этом император выполнял лишь церемониальные функции. В 60-е годы XIX века в Японии прошли реформы, превратившие ее в то государство, которое мы знаем сегодня.

Южнее Японии располагалась бывшая испанская колония – Филиппины. Рядом находится территория современной Индонезии, которую до середины XX века называли Голландской Индией. Здесь жители Нидерландов основали свои колонии. Это знаменитые острова пряностей, к которым так долго стремились европейцы в XV веке и которых с восточной стороны достигла экспедиция Фернана Магеллана (рис. 5). К этим островам проявляли интерес и другие европейские страны. Голландцам приходилось постоянно бороться с английскими и португальскими колонистами, которые тоже хотели закрепиться в этих местах.

Рис. 5. Фернан Магеллан (Источник)

Еще дальше к югу расположена Австралия. Ее освоение к 1800 году только начиналось. Принято считать, что первая колония европейцев в Австралии – Новый Южный Уэльс – была основана в 1788 году.  К 1800 годунаселение Австралии было еще не большим.Остальные колонии появились только в XIX веке. Описание Австралии и ее берегов было осуществлено Мэтью Флиндерсом (рис. 6) в самом начале XIX века. Освоение этого континента тогда только начиналось.

Рис. 6. Мэтью Флиндерс (Источник)

Северная и Южная Америка на карте мира на рубеже XVIIIXIX вв.

К этому времени Америка уже достаточно хорошо была освоена европейцами. В 1776 году на месте 13 британских колоний появилось новое государство, известное сейчас как Соединенные Штаты Америки. Остальная часть материка была поделена между английскими и французскими колониями. На дальнем северо-западе континента располагалась русская колония – Аляска, которая до 1867 года принадлежала России.

Территория Латинской (Южной) Америки была поделена между Испанией и Португалией (рис. 7). Они начали колонизацию этих земель еще в конце XV – начале XVI века. Большая часть принадлежала Испании, Португалия контролировала территории, которые сейчас принадлежат Бразилии.

Рис. 7. Карта Латинской Америки. (Зеленый цвет – владения Португалии, красный – Испании) (Источник)

На островах Карибского моря были представлены почти все европейские страны: здесь были английские, французские, испанские и голландские поселения.

Многие территории Латинские Америки по примеру США хотели добиться независимости. В первой половине XIX века многим из них это удалось.

Освоение африканского континента на рубеже XVIII–XIX вв. только начиналось. Западное побережье континента к тому моменту осваивали англичане и французы, но их колонии были небольшими и серьезной экономической роли не играли. В основном эти опорные пункты европейцев были нужны для вывоза из Африки рабов (рис. 8). На континенте все еще продолжали существовать самостоятельные государства, созданные коренными африканцами, но они находились в состоянии упадка.

Рис. 8. Вывоз рабов из Африки (Источник)

За 200 лет карта Африки изменилась полностью. С того времени и по сей день сохранилось только одно государство – Эфиопия.

Таким представляется мир на рубеже XVIII–XIX веков. Крупнейшей европейской страной по численности населения была Франция. Ее население к 1800 году составляло около 29 миллионов человек. Однако в России, гораздо большей по территории, тогда проживало 38 миллионов человек, но она Европой не считалась. В Германских землях вместе взятых тогда проживало 23,5 миллиона человек, а в Англии – 12 миллионов.

Франция считалась главной страной Европы, и к ней было приковано всеобщее внимание. В 1789 году во Франции началась Великая французская революция, последствия которой Европа преодолевала вплоть до 1815 года – знаменитые наполеоновские войны.

 

Список литературы

1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. – М., 2013.

2. Соколов Н.Н. История Франции на рубеже XVIII–XIX вв. – Издательство: Томск, 2007.

3. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. jamato.ru (Источник)

2. studopedia.ru (Источник)

3. fb.ru (Источник)

4. znanija.com (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что представляла собой Европа и Азия на рубеже XVIII–XIX веков? Какие государства на сегодняшний момент перестали существовать?

2. Расскажите об Австралии на рубеже XVIII–XIX веков.

3. Что представляла собой Северная и Латинская Америка на карте мира на рубеже веков?

4. Назовите самые большие по численности населения страны и крупнейшие города на рубеже XVIII–XIX веков.

1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Гдз 9 кл. Арсентьев, Торкунов

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

Вопросы и ответы к § 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1. Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Почему она началась именно в европейских странах?

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры у фабрике, который сопровождался появлением новых источников энергии (пара, позже электричества и двигателей внутреннего сгорания, например, двигатель Дизеля).

Он начался в первую очередь в Англии, ведь именно в этой стране наиболее развитыми оказались капиталистические отношения.

Механизация производства, которая привела к перевороту, была средством капиталистов снизить издержки производства (ведь машине зарплату платить не надо), увеличив, таким образом, свою прибыль.

Признаки промышленного переворота:

  • замена на производстве ручного труда машинным (заводы и фабрики пришили на смену мануфактурам;
  • замена мускульной силы человека на другие источники энергии – паровая машина, электричество, двигатель внутреннего сгорания;
  • аграрная революция (использование механизации и повышенного числа удобрений на полях, что приводило к сокращению числа производителей при росте производимой продукции, то есть «лишние» крестьяне становились наёмными рабочими;
  • возникновение новой машиностроительной отрасли, то есть производства машин для промышленных предприятий (её появление обозначило окончание промышленного переворота).
2. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?

Промышленный переворот кардинально изменил жизнь общества. Достижения науки позволили бороться с опасными заболеваниями (самый яркий пример – появление прививок от оспы). Также они позволили сократить детскую смертность (появились, к примеру, акушерские щипцы). Это привело к увеличению численности населения.

Аграрная революция, которая сопровождала промышленную, позволила повысить урожаи. Впервые население Европы удалось накормить. Это позволило избежать и голодных лет, и детской смертности из-за недоедания.

Достаточность продовольствия даже в большей степени чем медицина способствовали росту населения, причём возросших урожаев неизменно хватало и на это большее число людей.

Аграрная революция, вытеснявшая «лишних» сельскохозяйственных производителей и расширившееся производство, которое требовало всё больше рабочих рук, приводило к урбанизации – притоку больших масс людей из сельской местности в города. Промышленно развитые страны становились преимущественно городскими (такое происходило впервые со времён античной цивилизации).

Массовый приток нового населения привёл к резкому росту городов, что вызвало новые проблемы. Их решение, такие как водопровод, канализация, общественный транспорт и др. изменили городскую жизнь. Учитывая урбанизацию, эти изменения коснулись большей части общества.

3. Можно пи считать Россию начала XIX в. мононациональной страной? Приведите цитаты из текста параграфа в поддержку своего вывода.

Россия была многонациональной страной: «Основу многонациональной страны [Российской империи] составляли русские, жившие не только в европейской части империи, но и практически во всех её уголках.

На юге и западе они соседствовали с украинцами и белорусами (которых тогда тоже считали русскими), в Прибалтике — с литовцами, латышами и эстонцами, а также с немцами. На Севере проживали народы финно-угорской группы (мордва, мари, коми, удмурты, карелы и др.).

В Поволжье и Сибири было немало народов тюркской языковой группы (татары, башкиры, чуваши, якуты и др.). Тунгусо-маньчжурские народы в составе империи представляли эвены, эвенки, нанайцы, удэгейцы и др. Чрезвычайно разнообразен был национальный состав населения Северного Кавказа».

4. На чём основывалось экономическое развитие России на рубеже XVIII-XIX вв.?

Экономика России в этот период основывалась на сельском хозяйстве (недаром 94% её населения составляли крестьяне). Экономика почти не развивалась. Увеличение доходов государства и помещиков происходило в основном за счёт увеличения сумм оброков или размера барщины, в некоторых областях (в основном малоосвоенной Сибири) – с помощью увеличения площади пахотных земель.

Также увеличивались доходы казны за счёт экспорта. Так основанная в 1799 году Российско-американская компания продавала добытую на Аляске пушнину и имела доходы, сравнимые с прибылями Британской Ост-Индской компании. Новые предприятия периодически открывались по разным причинам, но эти эпизоды не складывались в общую тенденцию развития производства.

5. Опишите систему управления страной в начале XIX в.

Система управления была централизованной и бюрократизированной. Император являлся абсолютным монархом, ему принадлежала вся полнота власти, ему подчинялись как светские чиновники, так и церковь.

Последнюю возглавлял подчинённый императору Святейший правительствующий синод, во главе с обер-прокурором – светским чиновником.

Светскую власть возглавлял Правительствующий сенат, также, естественно, подчинявшейся императору. Подчинялись сенату коллегии, отвечавшие каждая за свою сферу государственной жизни.

Империя делилась на генерал-губернаторства, а те – на губернии. И генерал-губернаторов и губернаторов назначали из столицы. Большинство местных дел находились в ведении губернских правлений.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Объясните, как связаны сословная организация российского общества начала XIX в с особенностями экономического уклада страны.

Подавляющее большинство населения страны составляли крестьяне, потому естественно, что основным типом хозяйства являлось сельское. Некоторые сёла занимались промыслами, но таких было мало.

В Нечерноземье большинство крестьян в непригодные для ведения сельского хозяйства месяцы занималась промыслами, но это не способствовало развитию промышленности, потому что промыслы осуществлялись порой и на дому.

Но часто это были так называемые отхожие промыслы. В таком случае крестьянин мог наниматься и на работу в городе, но чаще всего он занимался всем этим не круглый год, а только в холодное время, потому они не могли заменить рабочий класс.

Главное, что сохраняло экономику страны в существовавшем полуфеодальном состоянии, это то, что большинство крестьян, а также большая часть земель в густонаселённых губерниях находилась в руках помещиков.

Они не были заинтересованы в применении новых способов ведения хозяйства, потому что получали стабильный доход в виде повинностей крестьян. Оставшая часть земли (государственная) находилась в ведении ещё одной многочисленной социальной группы – чиновничества.

Оно тем более не было заинтересовано в новых способах ведения хозяйства, потому что выгоды, полученные в случае успеха нового начинания (на самом деле незначительные) перевешивали опасности (вплоть до окончания карьеры) в случае его провала.

2. Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XX в. совпадали? Аргументируйте свой ответ.

Можно считать, что совпадали направления развития России и, к примеру, Пруссии, а также некоторых других стран. Они не проявляли стремления к реформированию социально-экономической сферы, сохраняли крепостное право, а развитие видели в росте своей военной и политической мощи.

В то время как в других странах, прежде всего, Великобритании, развитие обеспечивала промышленная революция – в России не было даже намёка на неё, потому пути развития России и Туманного Альбиона кардинально расходились в этот период.

Страны Европы постепенно увидели преимущество английского пути развития. Многие свернули на него после Наполеоновских войн. Россия продолжала следовать прежним курсом вплоть до окончания Крымской войны, потому в этот период (в 1820-е – 1850-е годы) пути развития России и большей части стран Европы расходились.

3. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте в тетради круговую диаграмму, представляющую процентное соотношение различных сословий населения России.
  • Крестьянство — 94%
  • Мещанство — 2%
  • Дворянство — 1,1%
  • Духовенство — 0,5%
  • Купечество — 0,5%
  • Казачество — 1,9%
4. Найдите в Интернете информацию об одном из технических достижений конца XVIII – начала XIX в. упомянутых в параграфе. Подготовьте доклад, сопроводив его изображениями устройства.

Оригинальный текст взят с сайта INGVARR NET.RU http://ingvarr.net.ru/otvet/46-1-0-42869

Оптический телеграф Шаппа

Быстрая передача информации на расстоянии давно интересовала людей. Наиболее важно это было в военной сфере, особенно когда требовалось сообщить о неожиданном нападении.

Самым древний способ – сигнальные костры, которые были видны издалека ночью благодаря свету, а днём – густым столбам дыма (для этого в огонь специально подкладывали свежие ветки или что-то в этом роде).

Недостатком такого «телеграфа» была невозможность варьировать сигналы, чтобы передавать сообщения разного содержания. Гораздо более информативной была звуковая передача информации.

Это и различные разновидности дудок (например, в Карпатах), и свист и т. д. Но они лучше всего работали в горах, где информацию разносило эхо; на равнине сообщение уже на небольшом расстоянии её заглушали посторонние шумы.

В Новое время с подобными проблемами стали бороться. Появилось много моделей оптических телеграфов, когда сообщение передавалось с помощью светового луча, который направлялся зеркалом.

Одной из разновидностей такой конструкции была «дальнеизвещающая машина» Ивана Петровича Кулибина. Она использовала не только солнечные лучи, но и специальную лампу, что позволяло посылать сообщение и днём, и ночью, и даже во время небольшого тумана.

Недостатком таких систем было то, что в условиях Европы они требовали построения специальных линий, чаще всего – системы башен, так как естественных возвышенностей оказывалось слишком мало.

То есть для прокладки линии требовалось вложение больших средств. А быстрая связь была интересна, но не настолько нужна, чтобы тратить на неё целые состояния.

Нужна она оказалась революционной Франции. На эту потребность в 1792 году ответили братья Шапп, которые представили национальному конвенту своё изобретение ещё 1780 года. Оно основывалось на достижениях флота. С корабля на корабль сообщения передавали с помощью флагов.

Причём значение имели не только цветовые комбинации, но и фигуры, которые флаги образовывали. Братья Шапп построили систему башен, на которых располагались столбы, на которые навешивались горизонтальные элементы, а на них – дополнительные вертикальные. С помощью тросов можно было изменить положение всех элементов, кроме опорного столба. Каждая из получившихся фигур означала слово.

На станциях были кодовые книги, где прописывалось соответствие фигур и слов, хотя по-настоящему они требовались только в начале и конце пути передачи сообщения, на промежуточных станциях достаточно просто повторить увиденный набор фигур.

Налаживание системы требовало строительства множества башен и содержания большого персонала – по несколько человек на каждую башню. Только революционная, а позже Наполеоновская Франция со своей верой в прогресс могла решиться на такое масштабное предприятие.

Телеграф Шаппа был развёрнут во многих странах Европы (захваченных Наполеоном) не потому, что их конструкция была лучше, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте и предложили свои услуги заказчику, у которого была потребность в такой системе.

Телеграф Шаппа сыграл важную роль в развитии связи, несмотря на то, что технологически она пошла по другому пути развития. Система братьев показала на практике, какие преимущества полководцам и политикам может дать быстрая передача информации на большие расстояния.

Потому новые изобретения в этой области уже гораздо легче находили покупателей. Это подстегнуло развитие телеграфов, что в относительно скором времени привело к появлению систем на основе электричества.

§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского►

1. Рубеж XIX-хх веков – новый этап в развитии западноевропейской и американской литературы. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.

Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций. Рубеж веков (прекрасная эпоха; конец века) – это переходный период (1870-е – 1917). Эпоха особенно прекрасна для буржуазии, ознаменована она быстрым эк. Ростом, кризисом перепроизводства, а следовательно и снижением цен на товары массового потребления. Появляется телефон, двигатель внутреннего сгорания, киносеансы братьев Люмьер (1895), радио, электричество, развивается железная дорога. Концом века ее называют из-за кризиса проекта модернизма, появления новых идеалов, перехода старого в новую форму.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков. Декаданс: глубочайшая трансформация мирового литературного процесса (прежде всего в Европе) внешне выражается как кризис литературы и литературных традиций. Кризис охватил многие сферы жизни. Для характеристики кризисного мироощущения эпохи выработано понятие «декаданс» (в переводе с французского — «упадок») и производное от него — «декаденство» как общее обозначение представителей декадентской культуры. Первым декадентом объявил себя еще Ш. Бодлер. Влияние декаданса на литературу рубежа XIX —XX вв. огромно. Воплощением декадентских настроений стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисманса «Наоборот» (1884) — своеобразная «библия декаданса». Декаданс особенно ярко проявился в символизме, эстетизме и в таком популярном, но применительно к литературе пока малоисследованном явлении эпохи, как модерн. Для декадентского мироощущения характерны мотивы болезни, смерти, разрушения, бегства от действительности в мир искусственной красоты, вытеснение этики эстетикой. Декадентское мироощущение нашло отражение в поисках стиля. Искусство декаданса воплотило изысканный пессимизм и в то же время ницшеанское разочарование в ценностях, вырабатывавшихся культурой в течение тысячелетий, это «пир во время чумы».

Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство».

Кризис проекта модернизм. Проект выработан в эпоху ренессанса (человек – высшая ценность). Гуманисты понимали под модерном освобождение от церковных норм. Они же начали критическое изучение священного писания. Свободный человек – ведомый разумом. Развитие эти идеи получили в Просвещение (культ разума), просветители принесли идею прогресса.

Факторы кризиса. Внешние: развитие обеспечивала Британия (колонии), но в 70-х годах 19 века начался кризис, и она уже не могла оказывать мощного влияния на Европу; Германия и США, сделав рывок в развитии, стали лидирующими странами. На мировой арене резко усиливается конкуренция, что приводит к кризису перепроизводства и борьбе за рынок сбыта и сырья (Первая Мировая война). Внутренние: к к. 19 века мыслящие люди в Европе поняли, что развитие идет неравномерно и разрыв только усиливается, т.е. разрушена теория «свободы, равенства и братства», кот. Сост. Существенную часть проекта модерн; Первая Мировая война изменила мировоззрение народа о правительстве и ее политике. Все это повлияло на философскую мысль, учения и т.п.

У А. Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказал влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). Он шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом. + Сущность мира – это «мировая воля» (иррациональное влечение к жизни, не поддающееся контролю, стихийное). Ш. дискредитировал разум. «Если в основе разума иррациональное, то о каком прогрессе в чел. истории может идти речь? О каких законах может идти речь?» - пессимизм взглядов.

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886). Фридрих Ницше (продолжил идеи Штирнера – познайте самих себя) (1844— 1900) в своих произведениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» исходил из социал-дарвинистской концепции, в которой идея «борьбы видов», «естественного отбора» переносилась на общество. Для Ницше борьба каждого против всех за выживание и возвышение стала не правом эгоистической личности, а священной обязанностью: чтобы выжило человечество, в нем должны остаться лишь сильные личности, руководствующиеся идеалом «сверхчеловека». Ницше изменил сам стиль философствования, сблизив его со стилем мифов, священных книг, художественной литературы. Его философские идеи нередко высказаны в форме афоризмов, насыщенных парадоксами. Среди них особенно популярными стали такие афоризмы, как «Бог умер», «Живи опасно». Ницше призывал к тотальной переоценке традиционных ценностей. + Идея «воли к власти» (не в полит. смысле) – воля к творчеству, к переоценке всех ценностей. Необходимо создать новую систему ценностей и мораль.

Учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма. + концепция времени. Время – основной атрибут жизненного порыва, 2 вида: 1) temps – время, 2) duree – длительность, протяженность (понять его можно лишь при помощи интуиции). Осн. инструмент разума – анализ, расчленение.

З.Фрейд – новый взгляд на структуру чел. Личности. Вычленил третий элемент человеческого сознания: 1) бессознательное (подсознательное), 2) пансексуализм. ( трёхкомпонентная структурная модель психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»).

Отличительные черты литературы рубежа XIX—XX вв. Рубеж XIX—XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии. В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература.

На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).

Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ.

Россия на рубеже 19-20 веков (кратко)

Россия на рубеже 19-20 веков (кратко):

Николай II пришел к власти в 26 лет. У императора не было опыта управления государством или личных характеристик руководителя. Сложные государственные решения давались ему не просто, но и на отказ от престола в тот момент он не соглашался.

Николай был прозван "Кровавым" за гигантскую давку на Ходынке с гибелью почти полутора тысяч человек, которая произошла во время его коронации. Он же стал последним российским императором.

Политический курс на рубеже веков

Николай II решил следовать курсом, который установил его отец (Александр III). Он даже взял себе его советчиков. Но в государственном аппарате постепенно выделилась группа министров, члены которой выступали резко против продолжения политики Александра III. Николай II в начале 20-го века склонился на сторону новых идей и стал поддерживать реформы. Например, была проведена модернизация сферы промышленности (министром экономики С.Ю. Витте), что послужило увеличению производства и количества рабочих мест.

С.Ю. Витте также создал законопроект улучшения труда рабочих (нормирование рабочего дня, компенсация за травмы на рабочем месте). Он же ввел гос.монополию на производство алкоголя, что значительно увеличило бюджет.

Начало массовых движений 19-20 века

Последний российский император устранил от дел талантливого экономиста С.Ю.Витте, который мог составлять Николаю II конкуренцию. Поводом послужило предложение министра о внедрении частной собственности в сельском хозяйстве. Новые сторонники императора не могли адекватно решать социальные проблемы населения, и по Российской империи началась волна народных восстаний.

Восстания начались среди рабочих в Санкт-Петербурге в конце 1903 года. Затем распространились на весь юг России. Также охватили Украину, где крестьяне массово уничтожали владения помещиков. Крестьян и рабочих поддерживала молодежь и студенты, которые не принимали цензуры властей.

"Зубатовщина"

Против народных движений были предприняты репрессивные методы, которые не давали результатов.

В 1901 году начальник охранного отделения С.В. Зубатов создает в крупных городах профсоюзные комитеты под контролем полиции. Основная задача комитетов - улаживание противоречий между рабочими и предпринимателями. Но члены профсоюзов, вместо поддержки царского режима наоборот открыто переходят на сторону протестующих и становятся на защиту прав и свобод граждан.

Это совершенно не подходило правительству и в 1903 году Зубатова принуждают подать в отставку. После этого все профсоюзные комитеты спешно ликвидируются в течение трех месяцев. 

Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание

Добавить интересную новость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *