Объемно пространственная – Композиция — Учащемуся — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» города Магнитогорска

Композиция — Учащемуся — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» города Магнитогорска

1. Понятие композиции. Виды и типы композиции 

1.1. Фронтальная (плоскостная) композиция

1.2. Объемно-пространственная композиция

1.3. Глубинно-пространственная композиция

2. Основные типы композиции

2.1. Композиция заполненного центра

2.2. Композиция сплошной поверхности

2.3. Композиция пустоты

3. Основной закон и свойства композиции

3.1. Цельность – основной закон композиции

3.2.Свойства композиции

3.3. Основные принципы организации композиции

Композиция – это средство для выражения художественной идеи. Источниками возникновения ассоциативного образа является предмет или явления объективного реального внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти. Знаменитый архитектор XX века Ле Корбюзье определял композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора. Знание основ композиции, влияющие на развитие творческой личности, формирует элементарную грамотность восприятия произведения искусств. Обучение пропедевтике (основам композиции) базируется на знании и осмыслении творческого опыта, накопленного многими поколениями в области искусства и культуры. Дисциплина «Пропедевтика» последовательно знакомит учащихся с законами и средствами гармонизации композиции. Новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются и закрепляются на практических упражнениях.

1. ПОНЯТИЕ КОМПОЗИЦИИ. ВИДЫ И ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ

Композиция – способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса – глина, краски, слово и т.д., но и сюжет, идея, натура – все, что, будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению искусства единство и цельность. Композиция (от лат. соmpositio – сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, и во многом определяющее его восприятие. Композиция – система определенных правил художественного произведения, это важнейший организующий момент художественной формы, придающий ему единство и цельность, выразительность и гармоничность.

Гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств, она ограничена и целостна, ее части пропорциональны и ритмичны. Вся она соизмерима человеку и предметно-пространственному средовому окружению. Процесс создания гармоничного и цельного произведения носит название «композиция». Для того, чтобы будущий художник создавал свое произведение, мог наиболее ярко и полно выразить свой замысел, ему необходимо знание основного закона композиции.

Первое требование основного закона всякое произведение должно быть законченным, цельным и не содержать таких частей и элементов, которые бы разрушали или противоречили его функциональной, художественной или конструктивной сущности.

Второе требование основного закона единства композиции говорит о системе построения целого. Важно определить в композиции главную и второстепенную части, т.к. любая композиция всегда состоит из отдельных частей. Взаимная согласованность и соподчиненность очень важны для создания гармонического единства. Различают три основных вида композиции: плоскостную (фронтальную), объемную и глубинно-пространственную.

1.1. Фронтальная (плоскостная) композиция

К фронтальным относятся все плоскостные композиции, а также композиции, имеющие рельеф. Композиции на плоскости можно видеть в произведениях живописи, графики, выполненных в традиционных техниках, и произведения, которые смогли появиться только на определенном уровне развития и техники. К ним относятся компьютерная графика, голография, фотографика.

Фронтальная композиция широко используется в произведениях декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайна и архитектуры (текстиль, гобелены, ковры, обои, плакаты, витражи). Композиции, выступающие из плоскости, т.е. имеющие небольшой рельеф, также относятся к фронтальным. Они воспринимаются зрителем фронтально и не требуют бокового обозрения. Рельеф позволяет выявить форму и композиционное построение за счет игры света и тени, игры фактуры материала (резные и чеканные изделия, рельефные полотна и ткани, рельефные лепнины, плетеные изделия) (

рис. 1).

Рис 1

1.2. Объемно-пространственная композиция

К объемно-пространственной композиции относят произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), т.е. параметры, характеризующие объем предмета. Объемная композиция в целом, представляет собой замкнутую трехмерную форму, выполненную с расчетом на восприятие с разных точек обозрения. Такой вид композиции всегда взаимодействует с окружающей средой, которая может увеличить или уменьшить выразительность одного и того же произведения (

рис. 2).

Рис 2

Примерами объемной композиции являются произведения скульптуры, мелкой пластики, малые архитектурные формы, образцы садово-парковой керамики и архитектуры, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, различные утилитарные объемные бытовые предметы будь то художественная керамика и посуда, мебель, одежда, средства транспорта – в общем, все то, что включает в себя дизайн

Объёмную композицию разделяют на два типа – симметричную и асимметричную. Симметричная объёмная композиция, имеющая вертикальную ось, имеет самое широкое распространение. Такой вид композиция в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, т. к. все стороны относительно вертикальной оси одинаковы и ориентированы на одинаковое восприятие со всех сторон. Симметричность объёмной композиции придаёт ей уравновешенность и статичность. Асимметричная объёмная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. При взгляде на асимметричную объёмную форму можно понять, что она по-разному выглядит с разных сторон обозрения. Такая форма позволяет автору ёмко выразить свой образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно, подобную объёмно-пространственную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство или пространство подчинить ей.

1.3. Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Такой вид композиции представляет собой соотношение форм и элементов, рассчитанных на восприятие при движении в глубину произведения искусства, воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объёмов, но и паузами между ними, т. е. пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объёма. Примерами глубинно-пространственной композиции могут служить решения архитектурных, садово-парковых ансамблей, театрально-спортивных и зрелищных представлений, шоу разного рода (

рис. 3). Сегодня достижения науки и техники таковы, что в организации временной пространственной композиции используется компьютерная графика. Помимо временных глубинно-пространственных композиций существуют и стационарные композиции, начиная с композиции города, посёлка и кончая композицией сооружения, находящегося в пространстве. Примерами могут служить садово-парковые решения, экстерьеры, мемориальные комплексы, сложные развязки дорог и мостов, решения набережных городов, метрополитен. Глубинно-пространственная композиция также решает задачи интерьера внутреннего пространства. Решение интерьеров жилых и общественных сооружений, интерьеров промышленных и фабричных предприятий, организации выставок, музейной экспозиции, как и объёмная композиция, она требует обозрение с различных точек. Многие композиции рассчитаны на прочтения их с высоты (
рис. 3).

2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ

Для получения исходного материала, чтобы представить себе более определенные группы композиции, легче обратиться к плоскости и графике, к тому, что возникает в прямоугольном формате листа бумаги. Прежде всего, композиция может быть запланированной или случайной, одно свободно перетекает в другое. Простейшие упражнения по композиции для того и делают, чтобы почувствовать разницу форм, графических материалов, типов и вариантов композиционных решений. Прежде всего, стоит определить три основных типа композиции по характеру заполнения листа, не учитывая ни динамики, ни цвета, ни сюжета. Эти типы композиции выбраны по принципу отношения форм к ограничивающему формату изображения. Это разные ситуации, связанные с масштабом изображения.

2.1. Композиция заполненного центра

Это композиция фигур, форм, одной фигуры, размещенных на листе так, что они представлены целиком и пропорциональны листу – ни велики,

ни малы, они живут там свободно и естественно, как в своей собственной комнате. Рамка формата листа как бы окно, за которым глубина пространства, в которую можно войти (рис.4).

Рис 4

2.2. Композиция сплошной поверхности

Это орнаментальная композиция, которая свободно продолжается и за пределами формата – как орнаментальный рисунок на ткани, рисунок на обоях, как кирпичная стена, как галька на морском берегу, как цветы на лужайке, как трава в поле, как небо с облаками. Это композиция на основе какой-то однородной фактуры и отдельного центра композиции здесь нет. Есть многие связанные или несвязанные друг с другом узлы композиции (

рис.5).

Рис 5

2.3. Композиция пустоты

 Это композиция, которая была фрагментирована, обрезана так, что в центре оказался фон, или просто белое поле, а сами формы лишь частично попали в нашу рамку, т.е. образовалась композиция в виде «сгущения» или «разбегания». Во всех трёх типах всегда будет существовать выраженный или не выраженный центр композиции. Он может располагаться буквально в геометрическом центре, либо смещен вверх, вниз, в сторону самой формы произведения в прямоугольном, квадратном или другом формате листа (рис. 6).

Рис 6

3. ОСНОВНОЙ ЗАКОН И СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ

3.1. Принципы основного закона композиции

Любая дизайнерская форма должна быть логически выстроенным целым, не содержащим элементов, противоречащих ее идее. Всякая проектная форма должна выражать единство главного и второстепенного. Цельность – основной закон композиции. Он основан на таком восприятии художественного произведения, которое дает возможность сразу охватить его единым взглядом и одновременно заметить его основную часть. Впечатление цельности достигается при помощи композиционно оправданного ограничения общей формы, соразмерностью деталей и частей. При этом сами части не вырываются из общего целого, не кажутся лишними и ненужными. Целостность — оптимальное соотношение и взаимодействие частей композиции. Все части, составляющие композицию, должны работать на общую идею. Взаимная согласованность этих частей и их соподчиненность очень важны для создания гармоничного единства композиции. Композицию можно считать удачной, если соблюдаются следующие условия: 1) ни одна часть целого не может быть изъята или изменена без ущерба для целого; 2) части не могут меняться местами без ущерба для целого; 3) ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него.

3.2. Свойства композиции

 Выразительность – свойство производить впечатление, помогающее зрителю подробнее рассмотреть, изучить это произведение. Доставить эстетическое наслаждение от созерцания выполненного произведения – конечная цель художника, дизайнера. Целостность композиции – это оптимальное соотношение взаимодействующих частей композиции, где основными признаками принято считать ограниченность – четко определяемое отличие предмета от среды, в которой находится, разделение фигуры и фона; связность-слитность отдельных частей в одно целое; компактность – то оптимальное количество частей, которое может восприниматься одновременно. Композиция становится художественным произведением лишь в том случае, если она обладает еще одним свойством – законченностью. Законченность композиции – это состояние, при котором у зрителя не возникает желание, что-либо добавить или убрать из произведения (рис. 7).

Рис 7

Важным свойством композиции является ее уравновешенность Уравновешенность – визуальное равновесие произведения определяется таким расположением его элементов, когда каждый из них находится в устойчивом состоянии. Различные факторы равновесия – форма, размеры, цвет, фактура, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга (рис. 8).

Рис 8

Другим важным свойством композиции является соразмерность. Соразмерность – гармоничное сочетание пропорции, цвета, формы, пластики, движения. Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей композиции. В первую очередь воспринимается соотношение предмета и пространства. Потом осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И, наконец, создается четкое представление о целом, соразмерность элементов композиции между собой и фигурой человека. Важным признаком композиции является соподчинение, т.е. единство содержания и формы. Соподчинение – это подчинение всех элементов главной идее композиции. Если какой-либо элемент хорош сам по себе, но разрушает композиционное единство, его лучше исключить из композиции. Если между элементами нет ничего общего, они различны, то и целое эти элементы образовать не смогут. Но, прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, необходимо обратить внимание на организацию композиционного центра в композиции любого произведения искусства. Для того, чтобы композиция произведения была выразительной и целостной, она должна иметь композиционный центр, который может состоять из нескольких маленьких элементов или одного большого. Композиционный центр – это элемент или часть, выражающая главную идею, которые выделяются на общем фоне окружения, благодаря форме, размерам, богатству проработке деталей и др. факторам. Композиционный центр, располагаясь в активной части композиции, является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку (рис. 9).

Рис 9

Композиционный центр часто не совпадает с геометрическим центром, его расположение всегда продиктовано логикой построения композиции. В ней всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях, при отсутствии организационного центра, можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Смещение относительно геометрического центра придает композиции большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. При организации композиционного центра произведения следует учитывать законы визуального восприятия всей плоскости композиции. Существует и такой принцип построения композиции, когда центром может оказаться свободное пространство – «пауза» (рис. 10).

Рис 10

Каким должен быть композиционны

Объемно-пространственная композиция. — ИЗО — 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Объемно-пространственная композиция.»

Композиция в архитектуре

Композиция в архитектуре

Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
  • Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
Типы композиций Фронтальная или фронтально-плоскостная  Объемная композиция  Объемно-пространственная композиция

Типы композиций

  • Фронтальная или фронтально-плоскостная
  • Объемная композиция
  • Объемно-пространственная композиция
Фронтальная или фронтально-плоскостная   Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д. Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.

Фронтальная или фронтально-плоскостная

  • Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д. Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.
Основные принципы выявления фронтальной поверхности Силуэт Пластика Членение поверхности Характер поверхности в плане  Положение плоскости по отношению к зрителю

Основные принципы выявления фронтальной поверхности

  • Силуэт
  • Пластика
  • Членение поверхности
  • Характер поверхности в плане
  • Положение плоскости по отношению к зрителю
Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции:  схема а — примыкание форм;  схема b — включение интервала между формами;  схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).

Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции: схема а — примыкание форм; схема b — включение интервала между формами; схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной Объёмная композиция . Объемная композиция  – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д

Объёмная композиция

.

Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д

Основные принципы выявления объемной композиции   Композиция в виде замкнутого объема, подчинённого форме простого или сложного геометрического тела. Композиция в виде объёмов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Композиция в виде сочетания нескольких отдельно стоящих объемов.

Основные принципы выявления объемной композиции

  • Композиция в виде замкнутого объема, подчинённого форме простого или сложного геометрического тела.
  • Композиция в виде объёмов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел.
  • Композиция в виде сочетания нескольких отдельно стоящих объемов.
Глубинно- пространственная композиция.  (Объемно- пространственная композиция) Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема.

Глубинно- пространственная композиция. (Объемно- пространственная композиция)

  • Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема.
Глубинно-пространственная композиция   Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.

Глубинно-пространственная композиция

  • Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.
  • В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.
Композиционные задачи :    выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),  расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции ,  остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные.

Композиционные задачи :

  • выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),
  • расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции ,
  • остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА  ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ      Метр-ритм Равновесие Статика-динамика Симметрия-асимметрия Размер. Масштаб и масштабность    Отношения-пропорции Нюанс-контраст

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ  

  • Метр-ритм
  • Равновесие
  • Статика-динамика
  • Симметрия-асимметрия
  • Размер. Масштаб и масштабность
  •   Отношения-пропорции
  • Нюанс-контраст
Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Композиция глубинно-пространственная

Композиция глубинно-пространственная

Основные виды расположения объемно- пространственной композиции  1.Продольно- линейная

Основные виды расположения объемно- пространственной композиции 1.Продольно- линейная

2. Линейно- поперечная

2. Линейно- поперечная

3. Диагонально убывающая

3. Диагонально убывающая

4.Диагонально- возрастающая

4.Диагонально- возрастающая

5. Симметрично- осевая

5. Симметрично- осевая

6. Симметрично -угловая

6. Симметрично -угловая

7 . Центрально сгруппированная

7 . Центрально сгруппированная

8. Свободной планировки

8. Свободной планировки

Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .
  • Распространенное задание на экзамене — композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .
Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .

Рисование геометрической композиции по представлению

  • 1. Прежде всего, определите идею, замысел.
  • 2. Создайте пять – шесть вариантов эскизов, в которых будут ваши идеи воплощаться. Как у любой формы, в ней должно присутствовать общее направление, определяющее ее движение. Решайте в выполняемых эскизах вопросы, связанные с равновесием придуманной объёмно-пространственной композиции относительно серединных линий на выбранном формате, соподчинённости главного второстепенному, ритмической организации элементов.
  •   3. Выберите эскиз, в котором наиболее удачное решение композиции с точки зрения правил и законов, для изображения данного варианта в длительном рисунке. 
  • 4. Передайте место и величину всей фигуры композиции на листе. Выдерживайте пропорциональные отношения, согласно заданным параметрам модуля.  
  • 5. Выполните перспективное построение форм композиции.
  • 4. В перспективном рисунке композиции обязательно использование двух точек схода, размещенных за пределами формата листа. Линия горизонта может иметь верхнее или нижнее положение (по отношению к объемной модели. Линии построения и невидимые контуры форм сохраняются. Композиция «парит» в пространстве. Обязательно использовать в композиции тела вращения. Использование в работе линейки или угольника не допускается.
  • 5. Для светотеневой проработки направление освещения выбирается произвольно, падающие тени не показываются.
  • 6. Отработайте тщательно конструкцию с выполнением сечений и врезок. В каждом геометрическом теле не менее трёх сечений. Врезки лучше выполнять меньше чем на половину объекта, чтобы читалась каждая форма по своей геометрической характеристике. Сохраните оси и серединные линии. Подчеркните через усиление линий в рисунке главное.
  •   7. Объёмно-пространственную характеристику изображения дополните тоном, выбрав единое направление освещения.
Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) . Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) . Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) . Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) . Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .

В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.

Система упражнений выполняется посредством макетирования и рисования композиций .

  • Упражнение 1 Организуйте глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия – сначала относительно оси, затем относительно центра.
  • Упражнение 2 Создайте асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Для этого в процессе создания необходимо постоянно просматривать ее со всех сторон. Используйте для работы склеенные вами кубики.
  • Упражнение 3 Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр группой элементов, выдержите равновесие всей композиции в пространстве.
  • Упражнение 4 Постройте асимметричную глубинно-пространственную композицию, где композиционный центр решен самым большим по объему элементом, усложните задачу введением еще одной формы в нескольких размерах – цилиндра. Размеры нужно выдержать в той же системе пропорционирования. Обратите внимание на единство композиции и соподчинение элементов.
  • Упражнение 5 Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр одним из элементов, но с введением акцента в него. Акцент может быть цветовым, пластическим, графическим. Для работы используйте технику аппликации. Применяйте цветную бумагу, картон, графические знаки, буквы, цифры. Выполните непременные условия композиции.
  • Упражнение 6 Создайте глубинно-пространственные композиции, где композиционный центр организован вне объемов. Дайте несколько предложений по решению этой задачи.
  • Упражнение 7 Создайте оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм. Активно используйте цвет и различные графические решения.
Изобразить свой вариант плоскостной композиции

Изобразить свой вариант плоскостной композиции

Дополнить композицию недостающими линиями

Дополнить композицию недостающими линиями

Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.

Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Объёмно-пространственная композиция

«Форма есть наш творческий язык, которым мы выражаем наши мысли, идеи, в которых мы воплощаем наши образы, архитектурная форма есть наше средство формирования созна­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния, настроения человека…» [29]

 

Архитектура — это соединение ис­

праздничности, другие сочетания тех же гео­

кусства, науки и производства. Органичное

метрических тел ассоциируются с ощущени­

соединение этих трех составляющих образует

ем тяжести, придавленности.

 

 

каркас профессиональных знаний и уме­

Закономерности

построения

объемно-

ний — основу проектной деятельности архи-

пространственных форм как основа компози­

 

 

 

 

 

 

 

ционной грамоты не зависят от стилевого на­

Проектяая деятельность имеет дне суще­

правления архитектуры.

 

 

 

ственных взаимосвязанных ветви — архитек­

Следует подчеркнуть, что понятие «объ­

турное

проектирование

н

архитектурная

емно-пространственная композиция» по свое­

композиция.

 

 

 

 

 

му содержанию уже понятия «архитектурная

Процесс работы над архитектурной ком­

композиция». Архитектурная

композиция,

позицией предусматривает

комплексное ре­

как уже говорилось, включает в себя худо­

шение ряда взаимосвязанных задач: художе­

жественно-выразительный ответ на целый

ственно-образных, инженерно-конструктив­

комплекс факторов — социальных, функци­

ных, функционально-технологических, эко­

ональных,

экономических,

конструктивных

номических и т.д. Все эти задачи, часто про­

и др. Цели объемно-пространственной ком­

тиворечащие друг другу, должны быть в

позиции значительно скромнее —

опираясь

конце концов согласованы между собой так

на особенности зрительного восприятия чело-

умело, что зритель не обнаруживает следов

века и его психофизиологические данные,

ятих противоречий. Он видит красивую ком­

изучить и освоить, каким образом только на

позицию нужного людям сооружения.

основе количественных изменений

простран­

На каждой стадия работы над компози­

ственных форм и их сочетаний (величина,

цией меняются приоритеты. Если поначалу

вес, масса,

положение

в пространстве, про-

на первых ролях выступают общие художест­

 

 

 

 

 

 

 

 

венно-образные представления, то по мере

но-вы разительную и содержательно заданную

углубления замысла и степени проработки

объёмно-пространственную

композицию.

включаются и другие составляющие общей

Таким образом, при изучении объемно-

композиционной задачи. Таким образом, на

пространственной

композиции

сознательно

каждом этапе работы есть свой ключевой

опускается ряд существенных и необходи­

вопрос. На практике для лучшего понима­

мых средств архитектурной композиции. Это

ния и усвоения общий процесс может быть

упрощает задачу и дает возможность посте­

расчленен на отдельные стадии, что позволя­

пенно осваивать такое сложное понятие, как

ет поэтапно фиксировать внимание на основ­

архитектурная композиция.

 

 

ной цели каждого звена общего процесса.

Архитектурная

композиция

является

Каждая

из

составляющих

архитектурной

стержнем основной

профилирующей дисцип­

КОМПОЗИЦИИ

имеет

свои

закономерности.

лины

«Архитектурное

проектирование’*, ко­

Так, инженерно-конструктивные задачи ос­

торая на младших курсах носит название

новываются на ряде определенных научных

«Основы: архитектурного проектирования» и

дисциплин, таких, как теоретическая меха­

включает

следующие

разделы:

архитектур­

ника,

статика

сооружений,

сопротивление

ная графика, объемно-пространственная ком­

материалов, инженерные конструкции, мате­

позиция и начала архитектурного проекти­

риаловедение и др.

 

 

 

рования.

 

 

 

 

 

 

Художественно-образные аспекты архи­

На основе графического изучения памят­

тектурной композиции также опираются на

ников мировой архитектуры, их композици­

систему определенных закономерностей подо­

онных

особенностей

осваиваются

изобрази­

бно тому как музыка имеет свою музыкаль­

тельные средства и первичные композицион­

ную грамоту или язык —

свой грамматиче­

ные знания. Графический анализ и изучение

ский строй.

 

 

 

 

 

памятников н объектов современной архи­

Удивительный феномен состоит в том,

тектуры и архитектуры прошлого является

что одни сочетания геометрических тел вы­

исходной позицией для понимания объектив­

зывают

у

зрителя

ощущения легкости.

ного характера композиционных принципов.

Архитектурная композиция — Википедия

Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности[1].

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].

Высотная композиция

Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения, и эргономии, и с психологической[1][4].

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению[1].

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 доктор архитектуры, профессор Шумилкин С. М., к.т.н., профессор Дергунов В. И., кандидат архитектуры, доцент Шумилкина Т. В., архитектор Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Соколов А.М. Основные понятия архитектуры. — Л.: Общество «Знание», 1974.
  3. ↑ В теории архитектуры объём определяется как замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  4. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование. — Стройиздат, 1984.

42. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтной архитектуры.

 

Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

 

Комплекс этих категорий и определяет объемно-пространственную структуру объектов ландшафтного искусства и в первую очередь парков. Организация этой структуры есть сложный процесс совокупного решения биолого-экологических, функциональных и эстетических задач, направленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включение искусственных сооружений и создание здоровой эстетически и функционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого противоречия, является начальным художественным качеством ландшафтной архитектуры.

 

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ресурсами и сооружениями образуют макроструктуру парка — его общий костяк со своими территориальными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчиненными им участками, выделами и т. д.

 

В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения. В условиях горного или просто сложного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфология его форм, а пространственная структура насаждений — подчиненным. По пространственной структуре парковые территории подразделяются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

 

Закрытые типы пространственной структуры, как отмечалось выше, представлены насаждениями, исключающими или ограничивающими визуальные связи, создающими определенные психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массивами и рощами. Закрытые пространства играют важную роль в формировании парков. Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам.

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойствами.

Открытые типы пространственной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы. Включение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчинено окружению. Форма, размер и характер открытого пространства определяются его обрамлением — окружающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обращенные и раскрытые.

 

Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми. Распространенные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комплекс обращенных пространств. Раскрытые пространства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощущение раскрытости пространства наблюдается, если его линейные размеры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15м.

Объёмно-пространственная композиция — Стр 4

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Закономерности зрительного восприятия

 

значение

 

принципа

выявления

(рис. 28). Это связано с другой за­

формы. Несовершенство зрительно­

кономерностью —

более

простые

го аппарата человека,

вызывающе­

формы воспринимаются легче.

 

го подчас трудности в восприятии

Установлено

также,

что

пре­

информации,

должно

погашаться

дельное

число

одновременно

восп­

точными

знаниями

архитектора,

ринимаемых

человеком

элементов

обеспечивающими

наивысшую

ви­

около 7 ±

2 (правило Мюллера). Ес­

зуальную

информативность органи­

ли же в поле зрения число элемен­

зуемых

геометрических форм.

гео­

тов больше, то это воспринимается

3.2. Восприятие

различных

как

хаотическое

множество. Разде­

метрических форм и их элементов.

ление множества

на упорядоченные

Восприятие

человеком

окружающе­

группы

помогает

восприятию

мно­

го не является зеркальным отраже­

гоэлементных

образований.

При­

нием действительности, оно коррек­

мерно

такой

порядок

восприятия

тируется

накопленным

жизненным

человеком

элементов сложного го­

опытом, который в свою очередь

родского

скопления

построек

раз­

формируется социальными

условия­

личного назначения. Они подразде­

ми и, следовательно, характер вос­

ляются и композиционно, и в со­

приятия изменчив во времени.

 

знании

человека

на

отдельные

Для

нас

представляют

особый

структурные

элементы города: пло­

интерес закономерности восприятия

щади, улицы, группы домов.

 

более общего порядка, те его со­

Отмечается,

что

особенно

ярко

ставляющие,

которые

достаточно

воспринимаются

объекты,

которые

устойчивы во времени. Только на

помогают

человеку

ориентировать­

их основе

можно

сформулировать,

ся в пространстве, т.е. само место­

пусть элементарные, но зато на­

положение

объекта —

в

центре

дежные

 

рекомендации,

которые

группы

на

пересечения

направле­

предупредят

возможные ошибки в

ний

стимулирует

восприятие. Осо­

построении

объемно-пространствен­

бенно, если это дополнено действи­

ной формы.

 

 

 

 

 

 

ем фактора

неожиданности,

кото­

Человеку

свойственно

упорядо­

рый

поддерживает интерес зрителя.

чивать окружающее, что связано с

Противоположен

неожиданно­

инстинктивным

желанием

ориента­

сти

фактор

повторяемости.

Повто­

ции в пространстве. Это, в частно­

ряемость, с одной стороны, способ­

сти, проявляется в стремлении к

на закрепить впечатление, а с дру­

симметрии в организации среды, в

гой — при чрезмерном использова­

парности элементов, что связано с

нии,

нейтрализует

его.

Повторяе­

характером

бинокулярного

зрения

мость и неожиданность в восприя­

и особенностями строения человека,

тии формы должны быть в соответ­

его первичными ориентировочными

ствующих

соотношениях.

 

 

навыками,

определенными

еще

К числу группирующих призна­

Аристотелем: право-лево, верх-низ,

ков можно отнести симметрию, ко­

впереди-сзади, достаточными для

торую Витрувий определил как «со­

характеристики

трехмерности

про­

ответствующую

 

связь

между

от­

странства. При взгляде на сложное

дельными частями и связь каждой

многопредметное образование, чело­

части с целым». Симметричные эле­

век стремится обнаружить в нем

менты обычно воспринимаются как

какую-либо систему, свести наблю­

единое целое (рис. 29), а визуаль­

даемую сложность к более простому

ная целостность — одно из важней­

порядку.

 

 

 

 

 

 

 

ших

условий

эстетического

воздей­

Психологи

установили,

что

ствия архитектурной формы.

 

близко

расположенные

друг к

дру­

Восприятие

зависит

не

только

Объемно-пространственная композиция, её структура и применение

Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами:

  • расположение объёма в пространстве;
  • взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей;
  • включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры.

Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Поэтому, например, при работе над проектом здания, в качестве основной композиционной задачи следует определить его объёмность, используя разные точки наблюдения.

Если в композиции преобладает одна из величин-показателей, то она и придаёт композиции соответствующую характерную особенность. Например, если здание высотное, в его параметрах и характеристиках преобладает высота. Если протяжённое – то налицо преобладание длины. Если же здание плоское – здесь возобладал параметр ширины.

Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.

Типы композиций

  • Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Зато важными являются соотношения ширины и высоты, форма, силуэт здания, вертикальный наклон, проёмы окон. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д.
  • Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача архитекторов – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д.; сопоставляемые поверхности, контрастные по внешнему виду – скошенные, прямоугольные и др.; сопоставляемые цвета и фактуры.
  • Композиция глубинно-пространственная. Для неё характерно создание таких форм, которые рождают у зрителей ощущение глубины архитектурного сооружения. Такой композиционный тип образуется либо закрытым сверху и со всех сторон пространством (например, интерьер), либо пространством, которое ограничено с одной стороны или с нескольких (экстерьер). Типичная глубинно-пространственная наружная композиция – внутренний двор, огороженный с нескольких сторон забором.
  • Объемно пространственная композиция бывает не только внешнего, но и внутреннего пространства. Различаются такие её разновидности: зальная, связанная, ячейковая, анфиладная, коридорная. У каждой есть свои отличительные особенности и сфера применения.

В архитектурной практике традиционно используется сочетание одновременно нескольких композиций, в результате чего образуется смешанная система.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *