Объемно пространственная монохромная композиция – 3.1 Создание объемно- пространственной композиции через рисунок. Объемно-пространственная композиция

Содержание

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ | Опубликовать статью РИНЦ

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Научная стать

Лапшина Е. Г.1, *, Вечкасова Е.Н.2

1 ORCID 0000-0003-3362-8075,

1, 2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия

* Корреспондирующий автор (elenlaps[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития методики обучения композиции в рамках основной, базовой дисциплины для студентов направления «Архитектура». Исследуется трансформация дисциплины «Объемно-пространственная композиция» в дисциплину «Композиционное моделирование», показано содержательное наполнение курса по композиции, предложена авторская модернизация методики обучения, ориентированной на современную динамическую архитектуру. Показан выход композиционного моделирования на кинетическую композицию.

Ключевые слова: современная архитектура, динамика, композиция, кинематика.

VOLUMETRIC AND SPATIAL COMPOSITION OF MODERN ARCHITECTURE

Research article

Lapshina E.D.1, *, Vechkasova E.N.2

1 ORCID: 0000-0003-3362-8075,

1, 2 Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia

* Corresponding author (elenlaps[at]mail.ru)

Abstract

The article deals with the problem of developing the methodology of teaching composition in the framework of the basic discipline for students of the “Architecture” direction. The transformation of the “Volume-spatial composition” discipline into the “Composite modeling” discipline is investigated, the substantive content of the course on composition is shown, the author’s modernization of the teaching methods oriented to modern dynamic architecture is proposed as well. The authors showed the output of compositional modeling on the kinetic composition.

Keywords: modern architecture, dynamics, composition, kinematics.

Введение

Задача развития композиционного мышления – одна из самых приоритетных в архитектуре. Вряд ли можно дать единственно верное определение композиции. Так, в рамках графического дизайна или в рисунке под композицией понимается гармоничное расположение на плоскости графических элементов, организация между ними такой взаимосвязи, чтобы они составили единое, целостное решение, графический образ. Композиция является основой графического дизайна, как и в любом искусстве. Архитектурная композиция тоже может обращаться к плоскостным решениям – например, для разработки образа фасада здания. Однако в целом архитектурная композиция сложнее и глубже. Она рассматривает способ такой организации архитектурных элементов, которая позволяет достичь единство, целостность и гармонию общего решения объемных, пространственных, трехмерных элементов. Понятие архитектурной композиции включает, кроме геометрической, пространственной составляющей, еще и такие, как функциональная, социальная, экономическая составляющие. Кроме того, она учитывает строительные материалы, природно-климатические условия, в которых возводится здание и прочие аспекты.

В данной статье рассмотрим более узкий аспект архитектурной композиции, который необходим в рамках обучения по направлению «Архитектура». Он связан с дисциплиной «Объемно-пространственная композиция» (ОПК). Эта дисциплина является пропедевтической, подготовительной к основному предмету – архитектурному проектированию [1]. Долгие годы, собственно – всю вторую половину ХХ века и начало ХХI века, – учебный курс так и назывался «Объемно-пространственная композиция» или ОПК [2]. Он имел исторические корни в русском авангарде и продолжал развивать дисциплину «Пространство», которая была введена во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) в 1920-е годы [3] вместе с такими же базовыми предметами для всех творческих специальностей, как «Цвет» и «Объем». Сегодня, в 2010-е годы, вместо  ОПК появилась учебная дисциплина «Композиционное моделирование» [4]. Почему было решено, что это необходимо сделать, не «выплеснули» ли воду вместе с «ребеночком» – не потеряно ли в учебном предмете вместе со словом «пространственная» само пространство, его глубина и объемность, что и как нужно менять в методике обучения студентов композиции сегодня – это проблемы, решению которых  посвящена данная работа авторов.

Следует отметить, что опыт преподавания композиции на архитектурном факультете Пензенского государственного университета архитектуры и строительства авторы имеют немалый, он исчисляется не одним десятком лет. В данной работе анализируется как опыт собственного обучения профессии «Архитектор» в его композиционном аспекте, так и опыт преподавательской деятельности, методических наработок авторов.

Рассмотрим, что представляет собой композиция в средовом дизайне или в графическом дизайне. Если в первом случае она практически не отличается от объемно-пространственной композиции в архитектуре, то во втором случае мы имеем дело с композицией на плоскости. В таких условиях композицию составляют плоские фигуры. Они могут быть получены как с помощью линии, так и с помощью пятна [5]. По сути, два названных приема в графической композиции соответствуют двум видам движения, которое выполняет каждый художник. Так, ваятель или график высекает изображение, отсекает лишнее. Это движение образует линии. Другой подход – тактильный, прикасающийся – скульптор лепит форму, живописец кистью прикасается к холсту, лепит плоскостной образ. Это движение образует на плоскости пятно. В том и другом случае получается плоская фигура. Во втором случае она, как правило, еще и выделяется из фона: цветом, текстурой или фактурой. Из таких фигур составляется плоскостная или графическая композиция (см. рисунок 1). Объемно-пространственная композиция в архитектуре или в дизайне архитектурной среды имеет свои особенности.

Ниже приводятся виды и свойства такой композиции.

Виды композиции: фронтальная, объемная, глубинная. Их связь с движением относительно пространственной формы показана нами в предыдущих работах [3], [6], [7]. Поскольку в архитектуре здание представляет собой некую оболочку, то человек по отношению к этой пространственной форме может двигаться двояко: поступательно (подход с остановкой и осматриванием фасада здания) или вокруг здания. В композиционном аспекте следует в первом случае рассматривать фронтальную композицию, во втором – объемную.

 

27-04-2019 11-43-3927-04-2019 11-44-49

Рис. 1. графическая композиция «Линия, пятно = фигура» (работа студентов ПГУАС. 2019 год)

 

Кроме того, поступательное движение может происходить без остановки, с входом внутрь массы, оболочки здания. В этом случае имеем дело с глубинной композицией. И фронтальная, и объемная, и глубинная композиции связаны с пространственным передвижением человека, наблюдателя.

Свойства ОПК принято делить на основные и вспомогательные. К основным, как правило, относятся:

– геометрическая форма;

– положение в пространстве;

– величина;

– масса.

К вспомогательным относят обычно следующие свойства:

– цвет  и свет,

– фактура и текстура.

Нам представляется, что сегодня необходимо сделать акцент еще на одном свойстве или принципе организации композиции – движение формы. То есть принять во внимание, что не только наблюдатель может двигаться в окрестностях пространственной формы или здания, но и само здание имеет возможность трансформации и передвижения. Появляется динамическая архитектура, мобильные дома.

Композиционные средства, принципы построения композиции, которые рассматриваются в архитектурном аспекте [8], [9], следующие:

  1. Тектоника.
  2. Масштабность.
  3. Модульность.
  4. Метр и ритм.
  5. Пропорции.
  6. Нюанс и контраст.
  7. Динамика и статика.
  8. Симметрия и асимметрия.

Если предположить, что возможность движения присуща самой пространственной форме [10, 11], то все перечисленные средства обретают новые возможности. Более того, получают возможность изменяться и свойства композиции, композиция становится кинетической, подвижной (см. рисунок 2). Ее величина, например,  может становиться больше или меньше в процессе трансформации композиционной (и тесно связанной с ней конструктивной) основы пространственной формы.

27-04-2019 11-46-41

Рис. 2 – Кинетическая композиция. Макет (работы студентов ПГУАС. 2019 год)

 

Заключение

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

Решение об изменении названия предмета или учебной дисциплины композиции – не просто формальность. Сегодня, действительно, существует необходимость в изменении подхода к композиции в архитектуре, поскольку наращивается как динамика собственно развития архитектурной формы – появляется возможность ее трансформации, мобильность, подвижность,- так и динамика развития культуры самого человека, общества с его быстро меняющимися социальными запросами.

Чтобы не потерять в учебном предмете собственно пространство, его глубину и объемность, следует оставить акцент на рассмотрении, моделировании именно пространственных качеств архитектурной формы, на ее объемно-пространственной композиции.

Отвечая на вопрос, что нужно сегодня менять в методике обучения студентов композиции, приходим к следующему выводу – необходимо формировать у обучающихся основы построения кинетической композиции.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

 

Список литературы / References

  1. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика / Д.Л.Мелодинский. – 2 –е изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 400 с.
  2. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др. – М.: Архитектура-С, 2014. – 256 с.
  3. Лапшина Е.Г. Дисциплина «Пространство» в столичной и региональной архитектурно-художественной школе России / Е.Г.Лапшина // Региональная архитектура и строительство. – 2011. – № 2 (11). – С.181-185.
  4. Алонов Ю.Г. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре: учебное пособие / Ю.Г.Алонов, Д.Л.Мелодинский. – М.: Academia, 2015.- 224 с.
  5. Богомолов И.И. Начала архитектурного формообразования: Учебник для вузов / И.И.Богомолов. – Пенза: ПГАСА, 2001.- 295 с.
  6. Лапшина Е.Г. Динамические свойства архитектурного пространства / Е.Г.Лапшина.- Пенза: ПГУАС, 2014.- 327 с.
  7. Лапшина Е.Г. Формула новой архитектуры – динамика пространства / Е.Г.Лапшина // Вестник МГСУ. – 2012. – №1. – с.17-21.
  8. Мелодинский Д.Л. Вклад Николаса Салингаросса в развитие теории масштабности в архитектуре / Д.Л.Мелодинский // Архитектон: известия вузов.- – № 43.- с.19-28.
  9. Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции / Д.Л.Мелодинский. – М.: Либроком, 2013.- 240 с.
  10. Эксперимент в дизайне / А.В.Ефимов и др . – М.: ВНИИТЭ, 1987. – 67 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Melodinski D.L. Architekturnaya propedevtika. Istoriya, teoriya,praktika. -Izd. 2-e. [ Architectural Propaedeutics. History, theory, practice] / D.L. Meljdinski. – M.: Knignyi dom”LIBROKOM”, 2011.- 400 p. [in Russian]
  2. Obyomno-prostranstvennaya kompoziciya [The volume-space composition] / A.V.Stepanov, V.I.Maligin, G.I.Ivanova and others. – M.: Architecture-C, 2014. – 256 p. [in Russian]
  3. Lapshina E.G. Disciplina “Prostranstvo” v stolochnoi I regionalnoi architekturno-hudogestvennoi shkole Rossii [Discipline “Space” in the metropolitan and regional architectural and art school of Russia] / E.G. Lapshina // Regional Architecture and Construction.- – № 2 (11). – p.181-185 [in Russian]
  4. Alonov Y.G. Kompozicionnoe modelirovanie. Kurs obyomno-prostranstvennogo formoobrazovaniya v architecture: uchebnoe posobie [Composition modeling. Course of volume-space form-making in architecture: textbook] / Y.G.Alonov, D.L.Melodinski. – M: Academia, 2015.- 224 p. [in Russian]
  5. Bogomolov I.I. Nachala architecturnogo formoobrazovaniya: uchebnik dlya vuzov [The beginnings of architectural shaping: university textbook] / I.I.Bogomolov. – Penza: PGASA, 2001. – 295 p. [in Russian]
  6. Lapshina E.G. Dinamicheskie svoystva architekturnogo prostranstva [Dynamic properties of the Architectural space] / E.G.Lapshina. – Penza: PGUAS, 2014. – 327 p. [in Russian]
  7. Lapshina E.G. Formula novoy architekturi – dinamika prostranstva [Formula of new architecture is Dynamic of space] / G.Lapshina // Vestnik MGSU. – 2012. – №1. – p. 17-21 [in Russian]
  8. Melodinski D.L. Vklad Nikolasa Salingarossa v razvitie teorii masshtabnosti v architecture [The contribution of Nicholas Salingaros in the development of the theory of the scale in architecture] // D.L.Melodinski // Architecton: Izvestiya vuzov. – – № 43.- p.19-28 [in Russian]
  9. Melodinski D.L. Ritm v architekturnoi kompozicii [Rhythm in architectural composition] / D.L.Melodinski. – M.: Librokom, 2013. – 240 p. [in Russian]
  10. Experiment v dizaine [Experiment in design] / A.V.Efimov and others. – M.: VNIITE, 1987. – 67 p. [in Russian]

Композиция

$$$1Фронтальная композиция – это композиция, в которой

$$ Элементы и части композиции располагаются по отношению к зрителю по двум координатам — ширине и высоте

$$$2Массивность и пространственность – это

$$ Два противоположных состояния объемно-пространственной формы

$$$3Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает

$$ Составление

$$$4В каких областях человеческой деятельности (кроме архитектуры) изучается понятие «композиция»?

$$ Литература

$$$5Назовите элементы объемно-пространственной композиции

$$ Плоскость, объем, пространство

$$$6Что такое масштаб?

$$ Отношение длины отрезка на чертеже к его длине в натуре

$$$7Назовите композиционное средство, используемое во всех видах и жанрах искусства

$$ Ритм

$$$8Что является основными составляющими архитектурных форм

$$ Объем и пространство

$$$9Что такое тектоника?

$$ Художественное выражение работы конструкций и материала

$$$10Архитектурная композиция – это

$$ Целостная художественно выразительная система форм

$$$11К какому виду искусства относится архитектура

$$ Пространственно-пластическое

$$$12Что такое асимметрия?

$$ Отсутствие симметрии и ее элементов

$$$13Содержание теории архитектурной композиции является

$$ Исследование общих закономерностей архитектурного формообразования

$$$14Понятие «статика» в композиции означает

$$ Устойчивость, покой

$$$15Как называются цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге?

$$ Взаимно дополнительные

$$$16К какому виду архитектурной композиции относится отдельно

стоящее высотное здание?

$$ К объемной

$$$17Автор знаменитого модулора

$$ Ле Корбюзъе

$$$18Виды объемно-пространственной композиции

$$ Объемная, фронтальная, пространственная

$$$19Укажите «ряд Фибоначчи»

$$ 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…

$$$20Что такое энтазис?

$$ Утолщение ствола колонны

$$$21Основным признаком композиции является

$$ Целостность формы

$$$22В каких формах проявляется композиция в предметно пространственных видах искусства?

$$ Объективной и субъективной

$$$23Какие факторы лежат в основе требований к понятию «архитектурная композиция»?

$$ Социальная и историческая обусловленность

$$$24Какие факторы лежат в основе требований к понятию «объемно-пространственная композиция»?

$$ Психофизиологические

$$$25Основные свойства объемно-пространственных форм следующие:

$$ Геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса

$$$26Назовите элементы объемно-пространственной композиции

$$ Плоскость, объем, пространство

$$$27Оптимальность восприятия объемов в пространстве зависит от

$$ Вертикального (54 град.) и горизонтального (37 град.) угла зрения

$$$28Архитектурная тектоника это

$$ Художественный образ конструкций

$$$29Тектоническая выразительность зависит от

$$ Материала и конструкций

$$$30Архитектурный проект – это

$$ Комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$$$31Какое соотношение сторон характеризует «священный египетский треугольник»

$$ 3:4:5

$$$32К современным тектоническим системам относятся

$$ Пневматические, воздухоопорные, вантовые, оболочки двоякой кривизны

$$$33 Кто ввел термин «Золотое сечение»

$$ Леонардо да Винчи

$$$34К какому виду искусства относится архитектура

$$ Пространственно-пластическое

$$$35Какие новые формы ритма получают распространение в построении архитектурных ансамблей?

$$ Пространственный ритм, концепция «переливающегося пространства»

$$$36Художественный язык архитектуры – это

$$ Упорядоченная система знаков, складывающаяся в систему художественных образов

$$$37Что такое пропорция?

$$ Соразмерность, определенное соотношение частей между собой

$$$38Что такое непрерывная пропорция?

$$ Пропорция, средние члены которой равны между собой

$$$39Какая цветовая гармония строится на различных соотношениях одного цвета

$$ Монохромная

$$$40Какие три краски являются простыми

$$ Красная, желтая, синяя

$$$41Как в архитектурной ордерной системе называется расстояние между колоннами?

$$ Интерколумний

$$$42Понятие «метр» в композиции

$$ Порядок, основанный на повторении равных величин

$$$43Понятие «ритм» в композиции

$$ Закономерное повторение и чередование соразмерных элементов

$$$44Какие цвета являются ахроматическими?

$$ Белый, черный

$$$45Автор труда «Правила пяти ордеров»

$$ Виньола

$$$46Какое из данных отношений является отношением «золотого сечения»?

$$ а : в = в : (а + в) = 0.618

$$$47Как называются единицы измерения в канонических римских ордерах?

$$ Модуль, парта

$$$48Дополнительными, или цветами контраста, называются цвета, при смешивании дающие

$$ Серый цвет

$$$49Что является объемной формой?

$$ Куб, пирамида, шар

$$$50Основными составляющими архитектурной формы являются

$$ Поверхность, объем и пространство

$$$51Материалами монументального искусства являются

$$ Мозаика, камень, металл

$$$52Назовите элементы симметрии

$$ Точки, линии, плоскости

$$$53Перечислите основные виды симметрии

$$ Зеркальная, центрально-осевая, диагональная, винтовая

$$$54Что такое диссимметрия?

$$ Нюансное отклонение от симметрии

$$$55На что должен опираться архитектор в своем творчестве?

$$ На логику и эмоции

$$$56Художественный образ — это

$$ Способ художественного мышления в искусстве

$$$57Чем прежде всего обеспечивается целостность дисимметричных форм?

$$ Симметричностью их основы

$$$58Каким образом достигается целостность асимметричных форм?

$$ Созданием зрительного равновесия

$$$59Знак – это

$$ Чувственно воспринимаемый предмет, отсылающий к другому предмету

$$$60Иконические знаки – знаки обладающие

$$ Сходством с обозначаемым объектом

$$$61Знаки-символы находятся с объектом в

$$ Ассоциативной связи

$$$62Знаки-индексы основываются на

$$ Причинно-следственной связи

$$$63В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

$$ В учете ситуации, в которой форма воспринимается человеком

$$$64Назовите фазы восприятия объекта

$$ Адаптация представления к объекту (привыкание) и переключение внимания на другой объект

$$$65Продолжите утверждение Канта: мы находим форму прекрасной, если она

$$ Облегчает восприятие

$$$66В каких случаях нарушается фронтальность архитектурной композиции?

$$ Развитостью по вертикали или по горизонтали превалированием пространства над массой элементов, чрезмерной

$$$67Что относится к основным формообразующим факторам построения объемно-пространственной композиции в архитектуре?

$$ Объем и пространство

$$$68Что является массой в объемной композиции?

$$ Объем и пространство, заключенное в нем

$$$69Художественные качества зданий достигаются при помощи

$$ Архитектурной композиции

$$$70Чем характеризуется объемная композиция?

$$ Равномерным развитием формы по трем координатам пространства

$$$71Какие существуют типы объемной композиции?

$$

Замкнутый объем, сочетание объемов, сочетание нескольких отдельно стоящих объемов

$$$72Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его

$$ Внутреннее пространство и внешний объем

$$$73Объемная модель является средством проверки

$$ Правильности избранной архитектурной концепции

$$$74Главным фактором, основой объемно-планировочного решения обществен-

ных зданий и сооружений является

$$ Функциональное назначение

$$$75Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства

$$ Параллелепипед

$$$76Формула функционализма —

$$ Форма следует за функцией

$$$77Триада Витрувия —

$$ Польза, прочность, красота

$$$78Задача комплексного проектирования состоит в достижении

$$ Целостности объемно-пространственной и конструктивной подсистем, связи формы и конструкции

$$$79Основой художественного образа в архитектуре является

$$ Социально значимая художественная идея

$$$80В классической Греции курватура — это

$$ Криволинейные очертания здания

$$$81Назовите основные приемы и средства выразительности, используемые для выявления объемной формы?

$$ Членения, сопоставление контрастных поверхностей, сопоставление массы и пространства, фактура и цвет

$$$82Назовите специфическое для архитектуры средство и качество, выражающее соразмерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величины форм архитектурного сооружения размерам самого человека

$$ Масштабность

$$$83Архитектура – самое материальное и, в то же время, самое

$$ Абстрактное искусство

$$$84Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции?

$$ Полными вертикальными членениями

$$$85Можно ли превратить куб из статичной формы в динамическую? Как?

$$ С помощью наклонных членений

$$$86Первые сооружения – прототипы стоечно-балочной системы

$$ Дольмены, кромлехи

$$$87Чем определяется «тектоничность» архитектурной формы?

$$ Использованием конструкций в художественных целях

$$$88Архитектурный проект – это

$$ Комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$$$89Понятие функции в архитектуре

$$ Утилитарно-практическое и социальное назначение здания

$$$90Многообразие риторических фигур с известным огрублением сводится к двум принципам:

$$ Метонимии и метафоры

$$$91Что является материалом архитектуры?

$$ Пространство

$$$92Устойчивая общность художественных признаков называется

$$ Стилем

$$$93Основы современной науки о цвете заложены

$$ Исааком Ньютоном

$$$94Что такое положительное, или аддитивное смешение цветов?

$$ Оптическое смешение цветов

$$$95Что такое отрицательное, или субстрактивное смешение цветов?

$$ Механическое смешение цветов, красок

$$$96Какие краски являются простыми?

$$ Красная, желтая, синяя

$$$97Что такое дисперсия?

$$ Разложение белого света на спектр

$$$98Какой вид искусства был ведущим в синтезе искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса?

$$ Живопись

$$$99Качество художественного произведения, выявление характерного в изображаемом явлении с целью усиления его воздействия на зрителя

$$ Выразительность

$$$100В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам, а

$$ Их масштабу, пропорциям и ритму

2.Виды композиции плоскостная, объемная и пространственная композиция

2.Виды композиции: плоскостная, объемная и пространственная композиция.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа.Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Фронтальная композиция — та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Виды ландшафтных пространств:

Замкнутые пространства сформированы крупномерными элементами – высокими деревьями и зданиями, перекрывающими линию горизонта. Замкнутые пространства образуют в саду тенистые участки.

Открытые пространства образованы обширными плоскостями: лугом или газоном, гладью водоема, замощенной площадкой или цветочным партером. Это совещенные солнцем участки с широкой перспективой до самого горизонта.

• Особую группу составляют рединные пространства, в которых отдельные объемные элементы не препятствуют сквозному просмотру, примером такого пространства является березовая рощица.

Композиция

Композиция

$$$1Фронтальная композиция – это композиция, в которой

$$ Элементы и части композиции располагаются по отношению к зрителю по двум координатам — ширине и высоте

$$$2Массивность и пространственность – это

$$ Два противоположных состояния объемно-пространственной формы

$$$3Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает

$$ Составление

$$$4В каких областях человеческой деятельности (кроме архитектуры) изучается понятие «композиция»?

$$ Литература

$$$5Назовите элементы объемно-пространственной композиции

$$ Плоскость, объем, пространство

$$$6Что такое масштаб?

$$ Отношение длины отрезка на чертеже к его длине в натуре

$$$7Назовите композиционное средство, используемое во всех видах и жанрах искусства

$$ Ритм

$$$8Что является основными составляющими архитектурных форм

$$ Объем и пространство

$$$9Что такое тектоника?

$$ Художественное выражение работы конструкций и материала

$$$10Архитектурная композиция – это

$$ Целостная художественно выразительная система форм

$$$11К какому виду искусства относится архитектура

$$ Пространственно-пластическое

$$$12Что такое асимметрия?

$$ Отсутствие симметрии и ее элементов

$$$13Содержание теории архитектурной композиции является

$$$14Понятие «статика» в композиции означает

$$ Устойчивость, покой

$$$15Как называются цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге?

$$ Взаимно дополнительные

$$$16К какому виду архитектурной композиции относится отдельно

стоящее высотное здание?

$$ К объемной

$$$17Автор знаменитого модулора

$$ Ле Корбюзъе

$$$18Виды объемно-пространственной композиции

$$ Объемная, фронтальная, пространственная

$$$19Укажите «ряд Фибоначчи»

$$ 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…

$$$20Что такое энтазис?

$$ Утолщение ствола колонны

$$$21Основным признаком композиции является

$$ Целостность формы

$$$22В каких формах проявляется композиция в предметно пространственных видах искусства?

$$ Объективной и субъективной

$$$23Какие факторы лежат в основе требований к понятию «архитектурная композиция»?

$$ Социальная и историческая обусловленность

$$$24Какие факторы лежат в основе требований к понятию «объемно-пространственная композиция»?

$$ Психофизиологические

$$$25Основные свойства объемно-пространственных форм следующие:

$$ Геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса

$$$26Назовите элементы объемно-пространственной композиции

$$ Плоскость, объем, пространство

$$$27Оптимальность восприятия объемов в пространстве зависит от

$$ Вертикального (54 град.) и горизонтального (37 град.) угла зрения

$$$28Архитектурная тектоника это

$$ Художественный образ конструкций

$$$29Тектоническая выразительность зависит от

$$ Материала и конструкций

$$$30Архитектурный проект – это

$$ Комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$$$31Какое соотношение сторон характеризует «священный египетский треугольник»

$$ 3:4:5

$$$32К современным тектоническим системам относятся

$$ Пневматические, воздухоопорные, вантовые, оболочки двоякой кривизны

$$$33 Кто ввел термин «Золотое сечение»

$$ Леонардо да Винчи

$$$34К какому виду искусства относится архитектура

$$ Пространственно-пластическое

$$$35Какие новые формы ритма получают распространение в построении архитектурных ансамблей?

$$ Пространственный ритм, концепция «переливающегося пространства»

$$$36Художественный язык архитектуры – это

$$ Упорядоченная система знаков, складывающаяся в систему художественных образов

$$$37Что такое пропорция?

$$ Соразмерность, определенное соотношение частей между собой

$$$38Что такое непрерывная пропорция?

$$ Пропорция, средние члены которой равны между собой

$$$39Какая цветовая гармония строится на различных соотношениях одного цвета

$$ Монохромная

$$$40Какие три краски являются простыми

$$ Красная, желтая, синяя

$$$41Как в архитектурной ордерной системе называется расстояние между колоннами?

$$ Интерколумний

$$$42Понятие «метр» в композиции

$$ Порядок, основанный на повторении равных величин

$$$43Понятие «ритм» в композиции

$$ Закономерное повторение и чередование соразмерных элементов

$$$44Какие цвета являются ахроматическими?

$$ Белый, черный

$$$45Автор труда «Правила пяти ордеров»

$$ Виньола

$$$46Какое из данных отношений является отношением «золотого сечения»?

$$ а : в = в : (а + в) = 0.618

$$$47Как называются единицы измерения в канонических римских ордерах?

$$ Модуль, парта

$$$48Дополнительными, или цветами контраста, называются цвета, при смешивании дающие

$$ Серый цвет

$$$49Что является объемной формой?

$$ Куб, пирамида, шар

$$$50Основными составляющими архитектурной формы являются

$$ Поверхность, объем и пространство

$$$51Материалами монументального искусства являются

$$ Мозаика, камень, металл

$$$52Назовите элементы симметрии

$$ Точки, линии, плоскости

$$$53Перечислите основные виды симметрии

$$ Зеркальная, центрально-осевая, диагональная, винтовая

$$$54Что такое диссимметрия?

$$ Нюансное отклонение от симметрии

$$$55На что должен опираться архитектор в своем творчестве?

$$ На логику и эмоции

$$$56Художественный образ — это

$$ Способ художественного мышления в искусстве

$$$57Чем прежде всего обеспечивается целостность дисимметричных форм?

$$ Симметричностью их основы

$$$58Каким образом достигается целостность асимметричных форм?

$$ Созданием зрительного равновесия

$$$59Знак – это

$$ Чувственно воспринимаемый предмет, отсылающий к другому предмету

$$$60Иконические знаки – знаки обладающие

$$ Сходством с обозначаемым объектом

$$$61Знаки-символы находятся с объектом в

$$ Ассоциативной связи

$$$62Знаки-индексы основываются на

$$ Причинно-следственной связи

$$$63В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

$$ В учете ситуации, в которой форма воспринимается человеком

$$$64Назовите фазы восприятия объекта

$$ Адаптация представления к объекту (привыкание) и переключение внимания на другой объект

$$$65Продолжите утверждение Канта: мы находим форму прекрасной, если она

$$ Облегчает восприятие

$$$66В каких случаях нарушается фронтальность архитектурной композиции?

$$ Развитостью по вертикали или по горизонтали превалированием пространства над массой элементов, чрезмерной

$$$67Что относится к основным формообразующим факторам построения объемно-пространственной композиции в архитектуре?

$$ Объем и пространство

$$$68Что является массой в объемной композиции?

$$ Объем и пространство, заключенное в нем

$$$69Художественные качества зданий достигаются при помощи

$$ Архитектурной композиции

$$$70Чем характеризуется объемная композиция?

$$ Равномерным развитием формы по трем координатам пространства

$$$71Какие существуют типы объемной композиции?

$$

Замкнутый объем, сочетание объемов, сочетание нескольких отдельно стоящих объемов

$$$72Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его

$$ Внутреннее пространство и внешний объем

$$$73Объемная модель является средством проверки

$$ Правильности избранной архитектурной концепции

$$$74Главным фактором, основой объемно-планировочного решения обществен-

ных зданий и сооружений является

$$ Функциональное назначение

$$$75Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства

$$ Параллелепипед

$$$76Формула функционализма —

$$ Форма следует за функцией

$$$77Триада Витрувия —

$$ Польза, прочность, красота

$$$78Задача комплексного проектирования состоит в достижении

$$ Целостности объемно-пространственной и конструктивной подсистем, связи формы и конструкции

$$$79Основой художественного образа в архитектуре является

$$ Социально значимая художественная идея

$$$80В классической Греции курватура — это

$$ Криволинейные очертания здания

$$$81Назовите основные приемы и средства выразительности, используемые для выявления объемной формы?

$$ Членения, сопоставление контрастных поверхностей, сопоставление массы и пространства, фактура и цвет

$$$82Назовите специфическое для архитектуры средство и качество, выражающее соразмерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величины форм архитектурного сооружения размерам самого человека

$$ Масштабность

$$$83Архитектура – самое материальное и, в то же время, самое

$$ Абстрактное искусство

$$$84Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции?

$$ Полными вертикальными членениями

$$$85Можно ли превратить куб из статичной формы в динамическую? Как?

$$ С помощью наклонных членений

$$$86Первые сооружения – прототипы стоечно-балочной системы

$$ Дольмены, кромлехи

$$$87Чем определяется «тектоничность» архитектурной формы?

$$ Использованием конструкций в художественных целях

$$$88Архитектурный проект – это

$$ Комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$$$89Понятие функции в архитектуре

$$ Утилитарно-практическое и социальное назначение здания

$$$90Многообразие риторических фигур с известным огрублением сводится к двум принципам:

$$ Метонимии и метафоры

$$$91Что является материалом архитектуры?

$$ Пространство

$$$92Устойчивая общность художественных признаков называется

$$ Стилем

$$$93Основы современной науки о цвете заложены

$$ Исааком Ньютоном

$$$94Что такое положительное, или аддитивное смешение цветов?

$$ Оптическое смешение цветов

$$$95Что такое отрицательное, или субстрактивное смешение цветов?

$$ Механическое смешение цветов, красок

$$$96Какие краски являются простыми?

$$ Красная, желтая, синяя

$$$97Что такое дисперсия?

$$ Разложение белого света на спектр

$$$98Какой вид искусства был ведущим в синтезе искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса?

$$ Живопись

$$$99Качество художественного произведения, выявление характерного в изображаемом явлении с целью усиления его воздействия на зрителя

$$ Выразительность

$$$100В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам, а

$$ Их масштабу, пропорциям и ритму

Объёмно-пространственная композиция — Стр 12

112

Часть

II. Средства

архитектурной

композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прхкгтранственнык форм. Эффектив­

страяством в Вилле Ротонде архит.

ность симметрии как средства до­

А.Палладио, главный вход в зда­

стижения целостности

формы объ­

ние Адмиралтейства в Санкт-Пе­

ясняется тем, что эта закономер­

тербурге, вход в средний неф готи­

ность построения формы достаточно

ческих и романских соборов и т.д.

легко

воспринимается.

Легкость

При этом,

доминирующим элемен­

восприятия

симметрии

(особенно

том может быть как объемный’эле­

зеркальной), как уже говорилось, в

мент, так и пространство; таково,

значительной степени

вызвана сим­

например,

центральное

пространст­

метричностью

органов

нашего зре­

во в композиции комплекса «Храм

ния и зависит от того, насколько

памяти» в селе Мухрани (рис.154).

сильно выражена симметрия в той

Целостность,

 

композиционная

или иной форме. В свою очередь,

завершенность

форм,

обладающих

выраженность симметрии в объем­

винтовой симметрией и симметрией

но-пространственных формах тесно

переноса

 

(рядов,

сеток,

решеток),

связана с выявлением в форме эле­

не может быть достигнута лишь

ментов

симметрии (плоскостей, то­

выявлением

элементов

симметрии,

чек, осей). На рис. 152 показано

поскольку

в

том

и

другом случае

как увеличивается целостность фор­

мы имеем дело с симметрией беско­

мы за счет выявления плоскости

нечных форм. Для достижения их

зеркальной симметрии. На рис.

завершенности

применяются

сред­

152, а

симметрия хотя

объективно

ства, ограничивающие

равномерное

и присутствует в форме, но никак

распространение

формы

вдоль

осей

не выражена и поэтому восприни­

переноса. Эти

средства

аналогичны

мается с трудом. Ведение в форму

тем, которые используются для ос­

элемента с ярко выраженной сим­

тановки

метрических

рядов:

нару­

метрией (рис. 152, б) или размеще­

шение

периода

переноса,

использо­

ние на оси1 дополнительных эле­

вание взаимодействия рядов с раз­

ментов входа и декора (рис.152, в)

ными периодами, введение в ряд

выявляет симметрию формы и об­

ритмических

 

закономерностей

и

легчает ее целостное восприятие. То

т.д. (см. гл.5, разд.5.3).

 

 

 

же явление применительно к осе­

Целостность

дисснмметричных

вой симметрии (симметрии поворо­

та или вращения) показано на

форм

обеспечивается

симметрично­

рис.153.

 

 

 

стью

их

 

основы.

 

Асимметричное

Таким

образом,

 

целостность

расположение деталей в дисиммет-

 

ричных формах вносит элемент не­

форм,

обладающих

зеркальной и

ожиданности

в жесткое симметрич­

осевой симметрией, достигается вы­

ное построение целого н делает

явлением плоскостей или осей сим­

композицию более живой и инте­

метрии путем простановки на них

ресной (рис.155, 156). Однако при

тех или иных акцентов. Обычно

этом важно соблюдать меру, за ко­

роль таких акцентов играют эле­

торой

асимметрия

 

элементов

 

или

менты, доминирующие как по фор­

их расположения начинает домини­

ме, так и по содержанию. Таковы,

ровать,

 

разрушая

 

симметричную

например, купол над главным про-

основу и превращая композицию в

 

 

 

 

 

асимметричную.

 

 

 

 

 

 

 

! Н« ортогональных изображениях пло­

Асимметричные

 

 

композиции

лишены

 

элементов

 

симметрии,

их

скость

зеркальной симметрии Превращается

целостность и

завершенность дости­

в линию, которую архитекторы обычно на­

гается

созданием

 

зрительного

рав­

зывают осью симметрии. Употребляя этот

новесия

между

различными

фраг­

термин а таком значении, следует помнить о

его условности, поскольку

мы уже знаем,

ментами формы. Специальные исс­

что ось как элемент симметрии появляется

ледования показали, что чаще все­

только в симметрии поворота и переноса.

го асимметричная

композиция

вое-

3.1 Создание объемно- пространственной композиции через рисунок. Объемно-пространственная композиция

Похожие главы из других работ:

Архитектура Шпейерского собора

2. Объемно-пространственная композиция собора

Собор представляет собой традиционный базиликальный храм, с тремя нефами, трансептом, четырьмя башнями и большой криптой. Это массивное монументальное здание, сложенное из красноватого песчаника, с колоннами внутри…

Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное произведение

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МЗЫКИ

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

2. Архитектурный рисунок. Мои цели и задачи

При взгляде на здания у меня возникает непонятный трепет и волнение, дома «оживают» и в воображении представляется, как он возникал в фантазии архитектора, потом создавался сначала на бумаге, а потом рос от основания до верхушки…

Графика и её виды

1.4 Рисунок как средство изобразительного искусства

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение)…

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

2.2 Объёмно — пространственное решение ансамбля

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Творческий метод садово-паркового искусства опирается на экологические свойства осваиваемого объекта…

Коллекция мужских демисезонных курток в стиле кэжуал

4.1 Технический рисунок и техническое описание модели

Рисунок 1 — Технический рисунок мужской куртки. Описание внешнего вида Куртка мужская на подкладе из основной ткани — вельвет и отделочной — искусственная кожа. Повседневного назначения на сезон осень-весна. Прямого силуэта…

Композиционные работы в дизайне

2.2 Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов…

Объемно-пространственная композиция

3.Объемно-пространственная структура (ОПС)

Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма, так или иначе, взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма…

Объемно-пространственная композиция

Глава II. Разновидности объемно-пространственной композиции

композиция объемный пространственный творческий В данном параграфе мы рассмотрим, в каких видах искусства используется объемно-пространственная композиция и на какие делится виды…

Объемно-пространственная композиция

Глава III. Способы, методы, приемы создания объемно- пространственной композиции

Объемно-пространственная композиция

3.2 Создание объемно- пространственной композиции через макетирование

Мы рассмотрим, из каких процессов состоит макетирование, и какие материалы лучше использовать при создании макета. С начала, решим, с каким материалом лучше работать. Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин…

Пластический рисунок спектакля — решение пространства театрализованного действа

пластический рисунок спектакль

Глава 1 Пластический рисунок…

Проектирование ансамбля молодежной одежды в стиле ретро

3.1 Технический рисунок и описание комплекта

Комплект женский, в стиле ретро, состоит из блузки, шорт и жилета. Композиция комплекта построена на сочетании цвета, фактуры тканей, контраста величин…

Разработка капсульного гардероба для девушки в 20-30-е годы

3.1 Технический рисунок

Технический рисунок модели представляет собой изображение модели в трех видах на типовой фигуре, с учетом основных антропометрических точек. Технический рисунок на модели женской коллекции в стиле «Чикаго» представлен на рисунке 3.1 — 3.5…

Создание серии цветных линогравюр «В графической мастерской»

1.2 Особенности создание композиции в технике графики

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим…

ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Основы композиции. Учебное пособие

ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Я.Черников. Композиция

Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема. Здесь говорится не о значимости или художественной ценности, а именно о степени возможного воздействия, у пространства оно больше, так как зритель принадлежит ему и пространство буквально обволакивает его.

Воздействие гармоничного пространства, построенного по законам гармонии, благотворно влияет на личность. Вот почему существуют теории «лучезарных городов», «зеленых городов», которые бы создавались по законам гармонии, и в них бы жили гармоничные личности. В этих теориях заложена идея добра, солнца, природы, мира. Художествен- ный образ подобных композиций действительно может влиять положительно на личность. Однако мы знаем, что глубинно-пространственная композиция решает и другие задачи.

Так, используя воздействие пространства, эмоционально окрашенного, несущего определенный образ, философию, можно заставить подчиниться ему Эта его особенность постоянно использовалась на протяжении всей истории человечества. Так обставлялись гладиаторские бои, выходы царствующих особ, инквизиторские действа и т. п. Все это делалось продуманно, то есть компоновались в пространстве элементы (места зрителей, помосты, балдахины, развевающиеся флаги и т. д.). Учитывалось количественное воздействие цвета и фактуры. Например, золото парчи, алый цвет бархата, черный – сутаны, блеск вооружения, пестрота одежды толпы. Активно использовались световые и звуковые эффекты. Горящие костры и факелы, дробь барабанов, сигнал трубы и другие эффекты – все вкупе создавало атмосферу, психологически воздействующую на зрителя, который действовал далее по программе, определенной для него. То же самое происходит и на спортивно-театрализованных представлениях (открытие Олимпийских игр, гала-концерты, шоу разного рода и т. д.).

Сегодня достижения науки и техники таковы, что в организации временной пространственной затеи используются компьютерная графика, охватывающая сотни метров; звук, наполняющий пространство и создающий впечатление присутствия внутри него; видеоряд, проецируемый одновременно на огромные плоскости домов. Порой подключаются всевозможные летательные аппараты и другие движущиеся механизмы. Подобные грандиозные зрелища производят потрясающее впечатление и заставляют зрителей активно принимать участие в них. Разрабатывая сначала сценарий, а затем концепцию действа, авторы создают определенный художественный образ, действующий во времени и пространстве. Средства, которые применяют художники этого вида композиции, те же. Это форма, цвет, фактура, освещение. Также часто используются звук, запах в качестве композиционных средств.

А. Экстер. Эскиз оформления сцены для «Испанской пантомимы». Около 1926

Помимо временных глубинно-пространственных композиций, о которых уже говорилось, существуют и стационарные. В первую очередь к ним относятся различные архитектурные композиции, начиная с композиции города и кончая композицией сооружения, естественно находящегося в пространстве. Сюда, расширяя круг применения глубинно-пространственной композиции, можно добавить и садово-парковые решения, мемориальные комплексы, сложные развязки дорог, мосты, метрополитен, решение набережных с огромным количеством необходимых сопутствующих элементов и т. д. Это примеры открытого пространства, то есть экстерьеры. Но глубинно-пространственная композиция решает задачи и интерьера, внутреннего пространства. Решение интерьеров жилых, общественных и промышленных сооружений, организация выставок, музейных экспозиций, театрально-зрелищных представлений, рекламы и информации – все это является глубинно-пространственной композицией.

Восприятие такой композиции складывается из совокупности впечатлений во времени. Как и объемная композиция, она требует обозрения с различных точек. Многие композиции рассчитаны и на прочтение их с высоты.

О. Хайек. «Виктория-плац» в городе Мюльхейм-Рур. 1976-1977

Так проектировались города, расположенные в долинах гор, так задумывалась композиция в Петергофе. Здесь от дворца открывается необыкновенно глубокая перспектива, наполненная уходящими лестницами, скульптурами, водными каналами, фонтанами, купами деревьев и газонами с разнообразной фактурой зелени. Именно вид сверху создает неповторимое впечатление, которое постоянно обогащается по мере продвижения в пространстве и зависит от освещения и времени года. Если вы будете смотреть эту композицию с залива от каменного сооружения Монплезир, то получите совсем другое впечатление от пространства. Композиция из зеленых насаждений, перемежаясь со скульптурами, мостиками, фонтанами и другими малыми архитектурными формами, поведет вас к ее центру, доминанте – дворцу. Она будет постепенно расширяться, увеличиваться в количестве и разнообразии форм, укрупняться в масштабе, переходить от природных форм к архитектурным. Восприятие глубинно-пространственной композиции Петергофа от центрального въезда другое. Здесь превалируют парадностъ, значимость.

Ч, Макинтош Комната для гостей. 1918-1919

Однако разнообразие эмоциональных впечатлений не разрушает композиционного единства, а обогащает его. Так, композиционный центр, сгруппированный из разных по функциональному назначению зданий, своим пластическим решением объемов, системой пропорций и масштаба, заданным ритмом форм, их контрастом и нюансом оправдывает свое назначение. Другие архитектурные сооружения, составляющие композицию, находятся на определенных расстояниях от центра, имеют соответственные масштабные соотношения, развивают общую стилевую, цветовую и фактурную идею композиции. Для создания глубинно-пространственной композиции Петергофа, отвечающей гармонии, были выполнены ее законы (целостности, уравновешенности) и применены все средства гармонизации.

Мы рассмотрели огромную по размеру композицию. Это же историческое время нам может предложить примеры небольших композиций: чернильный набор на столе представляет собой композицию глубинно-пространственную, в решении фарфоровых сервизов просматриваются те же задачи.

Все виды композиций претерпевают изменения во времени. Особенно это касается глубинно-пространственной композиции. Автомобиль, самолет дают возможность современному человеку воспринять колоссальные пространства. Вследствие этого происходит изменение в ощущении его, что влияет в свою очередь на количественное (размерное) и качественное отношение к пространству. Также видеотехника передает пространственные ощущения без непосредственного общения с композицией. Обилие такого плана информации на первом этапе обогащает человека, а затем эмоциональная острота восприятия гаснет. Это происходит по многим причинам. Одна из них – отсутствие «пауз». Так, в классически построенных композициях всегда присутствовали «паузы», дающие психологическую разгрузку и подготавливающие к последующему восприятию.

Е. Яновская. Декоративная композиция «Русь». 1976

Подводя итоги данной темы, необходимо подчеркнуть, что независимо от вида композиции для создания ее по законам гармонии (закон равновесия, закон единства и соподчинения) необходимо применять средства гармонии (ритм, контраст, нюанс, тоясдество, пропорции и масштаб) и использовать изобразительные средства (форма, цвет, фактура, освещение).

Однако глубинно-пространственная композиция имеет свою специфику. Она выражается в методе работы над ней. Если станковая живопись (фронтальная композиция) требует предварительных эскизов (но не обязательно: мы знаем имена многих художников, которые создавали свои произведения и без них), если для создания объемной композиции предварительно делается модель (но опять это не всегда обязательно), то для глубинно-пространственной композиции всегда делается проект, желательно с макетом. Проект выполняется в масштабе, то есть в соотношении к натуральной величине. Выбор масштаба зависит от творческих задач. Они могут быть различны – от М 1:1000 для решения градостроительных ситуаций и поэтаясного плана здания в М 1:100 до развертки стены, на которой находится, например, монументальное произведение, в М 1:10 и проработки декоративного элемента композиции в М 1:2 или М 1:4.

Б. Калита. Сервиз «Пространство». 1989

Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, моясно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения.

В этой главе сконцентрированы все проблемы, связанные с теорией композиции, поэтому, решая пространственные задачи, вам придется применить все знания и умения, полученные раньше. В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.

Основной целью этих заданий является развитие пространственного творческого мышления, овладение изобразительными средствами глубинно-пространственной композиции, а также различными приемами для создания художественных образов. В процессе выполнения заданий должен быть освоен собственный метод работы, что в дальнейшем может стать индивидуальностью автора.

При выполнении заданий необходимо применить модульную сетку на плоскости, что значительно ускорит и творческий процесс.

Система упражнений выполняется посредством макетирования и рисования композиций. В макете используются следующие материалы: бумага белая и цветная, картон разных фактур, пенопласт, оргстекло, различные материалы с ярко выраженной фактурой, металлическая проволока, спицы, шнуры, нитки, клей ПВА, резиновый.

Начинать осваивать приемы построения пространственных композиций нужно с решения простейших задач. Склейте кубики из белой бумаги различных размеров, но в пропорциональных отношениях, например со стороной 6, 4, 2 см, по 10 штук каждого размера. Модульная сетка тогда будет 2×2.

1. Упражнение 1

2. упражнение 2

3. упражнение 3

4. упражнение 7

Упражнение 1

Организуйте глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия – сначала относительно оси, затем относительно центра.

Упражнение 2

Создайте асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Для этого в процессе создания необходимо постоянно просматривать ее со всех сторон. Используйте для работы склеенные вами кубики.

Упражнение 3

Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр группой элементов, выдержите равновесие всей композиции в пространстве.

Упражнение 4

Постройте асимметричную глубинно-пространственную композицию, где композиционный центр решен самым большим по объему элементом, усложните задачу введением еще одной формы в нескольких размерах – цилиндра. Размеры нужно выдержать в той же системе пропорционирования. Обратите внимание на единство композиции и соподчинение элементов.

Упражнение 5

Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр одним из элементов, но с введением акцента в него. Акцент может быть цветовым, пластическим, графическим. Для работы используйте технику аппликации. Применяйте цветную бумагу, картон, графические знаки, буквы, цифры. Выполните непременные условия композиции.

Упражнение 6

Создайте глубинно-пространственные композиции, где композиционный центр организован вне объемов. Дайте несколько предложений по решению этой задачи.

Упражнение 7

Создайте оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм. Активно используйте цвет и различные графические решения.

5. Упражнение 11, «Архитектура»

6. Упражнение 11, «Театр»

8. Упражнение 1, 7

Упражнение 8

Поварьируйте с контрастом: сначала сложите композицию, контрастную по величинам, затем – по количеству. Обязательно рисуйте композиции в перспективе, продумывая их масштабное соотношение с человеком.

Упражнение 9

Создайте оригинальную композицию, где объемные элементы, принадлежащие пространственной композиции, подчиняют себе тему «земли». Необходимо предложить несколько вариантов решения. Нарисуйте наиболее удачные объемно-пространственные композиции в перспективах с различных точек зрения. Попробуйте подобрать более выразительный графический способ подачи перспективы. Макет выполняйте в удобном для работы масштабе (1:50, 1:40, 1:25, 1:20 и т. д.).

Упражнение 10

Создайте оригинальную композицию, где объемные элементы подчиняются основной композиционной теме – теме «земли». Требования к выполнению такие же, как и в упражнении 9.

Упражнение 11

Создайте глубинно-пространственные композиции, образно раскрывающие 2-3 из предложенных тем: «Архитектура», «Музыка», «Театр», «Лес», «Ярмарка» и т. д. В работе вам придется проявить не только композиторские способности, но и определенные знания, а также умение использовать достижения мировой культуры. К композициям предъявляется ряд требований: стилевое единство, интересная смысловая нагрузка, оригинальность в раскрытии темы. Композицию составляйте из необходимых для решения форм, применяя соответствующие колорит и фактуру. Возможно использование освещения. Разрешается введение в композицию вполне конкретных предметов. Выполните макеты и отрисуйте перспективы. В подаче тех и других необходимо выражение темы. Созданные глубинно-пространственные композиции должны представлять собой цельные уравновешенные композиции, профессионально выполненные.

Упражнение 12

Создайте глубинно-пространственную композицию, используя конкретный предмет (очки, яблоко или часы). Один из предметов необходимо ввести в композиционное решение, выразив свою собственную тему Задание носит чисто творческий характер, поэтому средства выражения и форму подачи выбирайте самостоятельно.

9. Упражнение 11, «Вражда»

10. упражнение 11, «Полет»

11. упражнение 11, «Время»

Упражнение 13

Это задание выполняют не менее двух человек или две команды. Работа проводится в форме игры, в основе которой лежит знание законов композиции, умение применять средства гармонизации, а также наличие творческой активности.

Возьмите лист бумаги и условно разделите его на две части. На одной нарисуйте маленького человека, на другой – большого (но тонкой линией, едва заметно). В исходных данных уже заранее нарушено равновесие: большое изображение, естественно, привлекает и большее внимание. Команда, которая вытянула поле с маленьким человеком, начинает ход. Используя только один раз каждое изобразительное средство и средство гармонизации (точка, линия, пятно, цвет, тон, фактура, ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб и т. д.), участник или команда должны добиться концентрации внимания на своем поле. Кто выполнил эту задачу последним (то есть применил больше средств), тот и выиграл.

12. упражнение 10, «Время»

13. Модульная композиция

14. Упражнение 11, «Индустриальные ритмы»

15. упражнение 11, эскиз к экспозиции «Железнодорожный транспорт»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *