Определение социальная среда: ❶ Что такое социальная среда 🚩 среда что такое 🚩 Разное – Что называют социальной средой для человека: определение, какие различия бывают

Содержание

Что называют социальной средой для человека: определение, какие различия бывают

С малых лет детей приучают к тому, что они должны стать частью общества. Создаются искусственные группы по интересам, о которых в зрелом возрасте индивид вряд ли вспомнит, но это оставит свой отпечаток в его подсознании. На сегодняшний день важно быть частью социума, чтобы быстрее и успешнее добиваться своих целей.

Человек – часть общества, а общество – часть человека

Человек – часть общества, а общество – часть человека

Что такое социальная среда

Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования (социальных, экономических, духовных) личности, организации, класса.

Обратите внимание! Социальность – черты характера и поведения, приобретенные индивидом, находящимся в группе.

Они подвигают его к социуму – общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. е. вхождению в социальную среду через постепенное овладение нормами, правилами, знаниями и ценностями данного общества.

Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности. Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников.

Определение понятия в психологии и философии

Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе.

Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой.

Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии – совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей.

Общество не властно над природой

Общество не властно над природой

Описание и характеристики

Социальная среда включает в себя взаимодействие индивидов, групп, культур. Это совокупность социальных, духовных, политических и экономических условий существования. Она состоит из так называемого социума – окружения человека (синоним – общество). Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. е. взаимоотношений групп, в т. ч. разных сословий, статусов. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль.

Существуют также понятия социальных норм и санкций, где:

  • нормы – свод правил, условий существования данной системы, следуя которым, индивид социализируется;
  • санкции (поощрения и наказания) – это последствия действий индивида с учетом установленных правил.

Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры.

Классовый характер социальной среды

Классовый характер – это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т. д. Суть в том, что каждый класс имеет свои слои, подразделения, для которых характерны определенные психологические черты.

Социальные классы можно расшифровать, как группы людей, объединенных общим признаком, выполняющих свои роли, но имеющих сходства в привычках, мировоззрении, поведении.

В качестве примера можно привести различия в образе жизни и поведении городских и деревенских жителей. Их схожая деятельность (производственная, умственная, политическая) протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу. Примечательно, что по общему поведению отдельно взятого человека можно выявить его корни.

Что понимается под микросредой и макросредой

Социология подразумевает совокупность разных условий существования, среди которых выделяют экономические, социальные, духовные, политические и др. Существует деление на социальные микро,- и макросреды:

  • Микросреда – все то, что окружает индивида, т.е. его семья, рабочие отношения, учебная группа и т.п.;
  • Макросреда – это общественные институты, культура, экономика, политика и т. д.
Микросреда – семья и друзья индивида

Микросреда – семья и друзья индивида

Человек социализируется с самых малых лет. Довольно часто можно услышать, что посещение ребенком детского сада важно не столько для развития первых дошкольных навыков, сколько для налаживания связей, контактов с окружающими детьми.

Обратите внимание! Человеку свойственно быть частью коллектива, как одного целого.

Собираясь в группы, можно достичь больших результатов за короткое время, с учетом слаженности работы и взаимопонимания. Поэтому общество, социализация начинаются в столь раннем возрасте.

В чем различия

Сначала индивид воспитывается в микросреде, окруженный родителями, воспитателями и сверстниками. Многое поначалу делается именно для него, учитываются пристрастия, интересы, желания. Глядя на поведение окружающих, маленький ребенок проходит первые шаги к социализации, копируя то, что видит.

С возрастом ребенок вливается в другие группы, будь то спортивный кружок или летний лагерь. Совсем скоро формирующаяся личность становится частью общества, причем, как на него влияет макросреда, так и он вносит в нее свой вклад.

Социализация человека – это этап его существования, продолжающийся на протяжении всей жизни. Изо дня в день индивид переходит из одной социальной среды в другую, даже не задумываясь об этом. Примечательно то, что не только окружение имеет влияние на человека, но и он вносит в него значительные изменения.

Видео

Определение социальная среда общее значение и понятие. Что это такое социальная среда

Социальная среда субъекта формируется его условиями жизни и работы, изучением, которое они изучали, уровнем дохода и сообществом, частью которого они являются. Каждый из этих факторов влияет на здоровье человека: по этой причине на глобальном уровне различия в социальной среде разных стран создают различия в вопросах здоровья.

Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни и уровень заболеваемости варьируются в зависимости от образования, которое получил человек, вида работы, которую он выполняет, и дохода, который он получает из месяца в месяц.

Правительственные учреждения обычно разрабатывают различные планы по улучшению социальной среды (то есть, чтобы продвинуть правильные условия для полного развития предмета). Среди целей, предложенных для этого типа инициатив, — создание рабочих мест, повышение качества и безопасности на рабочем месте, расширение доступа к социальным пособиям и увеличение финансирования для участия самые бедные регионы.

Есть несколько концепций, которые помогают нам углубиться в социальную среду. Например, понятие социализации определяет процесс, посредством которого человек приобретает необходимый опыт для взаимодействия со своим соседом. Другими словами, социализация — это процесс, посредством которого индивид постепенно адаптируется к среде, в которой он живет.

Социальная среда изучается из таких дисциплин, как социальная психология

. Эта отрасль психологии основана на предположении, что существуют психологические процессы, которые определяют функционирование общества и то, как происходит социальное взаимодействие.

Социальная среда — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда,

социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.

Напишите отзыв о статье «Социальная среда»

Отрывок, характеризующий Социальная среда

Пьер приехал раньше, чтобы застать их одних.
Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину.
Он, пыхтя и что то бормоча про себя, вошел на лестницу. Кучер его уже не спрашивал, дожидаться ли. Он знал, что когда граф у Ростовых, то до двенадцатого часу. Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него плащ и принимать палку и шляпу. Пьер, по привычке клубной, и палку и шляпу оставлял в передней.
Первое лицо, которое он увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он внал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его. Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.
– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.

1.1 Понятие «социальная среда» в педагогических исследованиях. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Похожие главы из других работ:

Влияние организации на личность

1.2 Организация и внешняя среда

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века…

Влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка

1.2 Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков

Социальная среда — это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций…

Граффити как проявление вандализма. Социальная работа с граффистами

6.1 Искусственная среда как причина вандализма

Идея о том, что человеческое поведение во многом зависит от особенностей физической среды, лежит в основе подхода, наиболее радикальные представители, которого утверждают…

Забастовка как социальный конфликт

1.3 Среда конфликта

Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации…

Исследование гендерных отношений

1.1 Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях

Гендерные исследования (англ. — gender studies) — междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен…

Образ мигранта в СМИ и в представлениях россиян

1.1 Понятие стереотипа «мигрант» в социально-психологических исследованиях

Джек Нахбар и Кевин Лаузе, авторы исследования «Введение в Популярную Культуру», считают стереотипы частью массовой культуры. Они основываются на различных факторах: на возрасте («Молодежь слушает только рок-н-ролл»)…

Основные показатели качества жизни в России на примере Новосибирской области

3.10 Окружающая среда

Рисунок 23 — Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух…

Особенности использования социально–педагогических технологий в работе с приемной семьей

1. Теоретические основы использования социально-педагогических технологий в работе с приемной семьей

Особенности использования социально–педагогических технологий в работе с приемной семьей

2. Практика использования социально-педагогических технологий в работе с приемной семьей

Особенности использования социально–педагогических технологий в работе с приемной семьей

2.1 Анализ опыта использования социально-педагогических технологий в работе с приемной семьей

Наше исследование проводилось на базе структурного подразделения Управления по воспитательной работе ФБГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» «Центр социально-психологической помощи» г. Горно-Алтайск. Семья — тот институт…

Системный подход к исследованию социальных процессов

Социальная система и среда

По мысли Гегеля, бытие находит себя в своем ином См.напр.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975.. Бытие же системы находит себя в своем инобытии — среде. Н.Луман, применивший логику Гегеля к теории систем…

Социализация как фактор развития личности

1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности…

Социализация ребенка-дошкольника в семье

1.2 Семья как среда социализации ребенка

Проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А.А. Бадылев, А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и другие. Поскольку самая близкая…

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

2. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Факторы, влияющие на развитие личности

§ 3. Социальные факторы. Среда

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок…

Социокультурная среда: особенности, составляющие элементы, факторы

Кардинальная трансформация системы политико-административных, социально-экономических и нормативно-правовых отношений, произошедшая за последние десятилетия, привела к осознанию обществом важности социальной стабильности. На социальной структуре сказываются любые изменения, происходящие в содержании и характере взаимодействия социальных слоев и групп, в уровне, природе и масштабах неравенств, выборе устремлений, жизненных целей и предпочтений.

Социальная стабильность и стабильное общество

социокультурная среда

С общефилософской точки зрения, социальная стабильность представляет собой не только устойчивость конкретных сфер жизни общества, но и интегральное свойство общества, не являющееся суммой стабильности всех его сторон. Одновременно с этим стабильность подразумевает воспроизведение социальных процессов, структур и отношений в категориях целого общества. Упомянутое воспроизводство должно быть не бездумным повторением предыдущего, но его изменением.

Стабильное общество — развивающееся и одновременно устойчивое общество, характеризующееся отлаженными механизмами и процессами социальных изменений, сохраняющих его стабильность. Общество остается стабильным при условии не сохранения неизменности, а развития потенциала и проведение необходимых изменений в социуме. Противоречия и проблемы развития общества возникают только при условии его стабильности и разрешаются посредством эволюционных социальных изменений.

Социальная стабильность лежит в основе взаимодействия социальных групп, слоев, институтов и прочих единиц. Упомянутое взаимодействие проявляется как на макро, так и на микроуровне в человеческих отношениях, поведении и деятельности. Являясь интегральным явлением, она обеспечивается факторами и процессорами, одновременно выступающими в роли условий, предпосылок и средств.

Социокультурная среда

Основным фактором является социально-культурная среда, от которой зависит социализация индивида и его способность к усвоению общекультурных ценностей. Представления человека об окружающем мире и его месте в нем формируется на ее основе, она способствует созданию так называемой модели поведения на основе морально-нравственных ориентиров. Реформы общественной системы, проведенные в 1990-х годах в стране, не обошлись без сложностей изменения основных составляющих социокультурной среды, увеличения напряженности в социуме и углубления напряженности в нем, роста неопределенности.

Игнорирование перечисленных процессов может спровоцировать изменение социальной структуры, что может стать причиной гражданской революции. По этой причине изучение факторов, влияющих через призму социально-культурной среды на личность и социально значимые процессы, немаловажно.

Определение среды

социокультурная среда

Философы определяют социокультурную среду тремя компонентами:

  1. Мегасреда. Социальный мир, окружающий человека и определяющий социально-психологическую и духовную атмосферу эпохи.
  2. Макросреда. Страна и общество, к которым принадлежит индивидуум. Макро влияет на культуру и социальные условия через определенные факторы — социальные институты и средства массовой информации.
  3. Микросреда. Среда, представленная тремя основными группами — семьей, друзьями и учебно-трудовым коллективом. Каждая из групп различается по возрасту и когортным параметрам.

Изучение социокультурных проблем

Проблемы социокультурной среды изучаются в науке в нескольких направлениях — социологическом, социально-философском, этнологическом, социально-психологическом и многих других аспектах. Множественность определения «социально-культурная среда» объясняется именно этим.

  1. Под социально-культурной средой понимают совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для эффективного взаимодействия с жизненной средой.
  2. Под этим термином также подразумевают явление, культурные и социальные процессы которого тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.
  3. Под средой также понимают коммуникативно-информационный компонент, состоящий из художественных произведений и продукции масс-медиа.
  4. Термин социокультурной среды зачастую определяется как конкретное социальное пространство, закрепленное за каждым индивидом и позволяющее человеку вступать в культурные отношения с социумом.

По сути, формирование и развитие социокультурной среды происходит только в процессе взаимодействия разных людей и под влиянием культурных, социально-экономических и других факторов. Сама среда предоставляет условия, мотивирующие людей для свершения ежедневных действий. Логично, что она влияет на предпочтения, устремления и жизненную позицию, необходимые для самореализации и удовлетворения основных потребностей. В случае изменения вектора развития трансформации могут подвергнуться факторы и особенности социокультурной среды.

Факторы среды

семья социокультурная среда

Качественные изменения, произошедшие в социально-культурной среде за последние десятки лет, затронули не только содержание мотивационной направленности, но и структуру представлений индивидов и целых групп о ключевых аспектах жизни общества. Объясняется это тем, что социальные и культурные значения и смысл всех действий человека и его жизни обусловлены тремя типами факторов.

Во-первых, фактор социокультурной среды — материальные условия, от которых зависит, что люди могут делать для воплощения собственных целей, потребностей и интересов, и конкретные формы и границы человеческой самореализации в определенные исторические периоды. Во-вторых, — способы организации и регуляции социокультурной жизни, разработанные и устоявшиеся в результате общественной практики, среди которых — нормы, институты, эталоны действий, взаимодействий и поведения. Ни одна культура не будет функционировать без подобных социокультурных образований. В-третьих, это индивидуальные личностные характеристики, влияющие на возможности и склонности человека при выборе им дальнейшего жизненного пути в конкретных условиях.

Индивидуальное развитие

социокультурная среда и личность

Состояние современной социокультурной среды во многом считается результатом процессов, проходящих в обществе, отражая в себе все конфликты и проблемы отдельно взятого социума. Одновременно с этим среда позволяет преодолеть перечисленные трудности.

На развитие личности влияют несколько факторов, один из которых — биологический. Он включает особенности и признаки, обусловленные генотипом. Соответственно, биологический фактор, как и признаки и особенности, с которыми человек родился на свет, изменить нельзя. Второй фактор затрагивает все то, что окружает индивидуума. Фактор окружающей среды позволяет развить потенциальные возможности, дарованные человеку биологическим фактором. Для личности в социокультурной среде важно, чтобы вокруг было окружение, способное изменить упомянутую среду.

В современной философии среда воспринимается как решающий, но отнюдь не единственный фактор, влияющий на индивидуальное развитие. Акцентируется в первую очередь взаимозависимая и пространственно-объемная связь индивида с окружающим его миром.

Социокультурная образовательная среда в современной философии характеризуется как субстанция, обладающая определенными свойствами, способствующими взаимодействию разных объектов.

По мнению ученых, основные механизмы влияния среды заключаются в следующем:

  1. Среда формирует возможности для разных видов деятельности, самореализации и самопредъявления.
  2. Среда предоставляет возможность выбора и создает образцы для подражания.
  3. Для среды характерно выставление санкций за соответствие или несоответствие предъявленным ее требований. В контексте социокультурной среды их особенностями является то, что они не относятся к конкретному субъекту, а сами требования зачастую отличаются неопределенностью, что оказывает влияние на регуляцию человеческой деятельности.

Элементы среды

особенности социокультурной среды

В социально-культурную среду входят три обязательных элемента: субъекты активной социокультурной деятельности, представленные социальными группами, институтами и индивидуумами; условия, возможности и факторы для ее воплощения; все этапы этого процесса.

Социально-культурную среду делят на макросреду и микросреду. В рамках первой работают факторы, институты и закономерности государственного масштаба; в рамках второй — деятельность небольших групп и личностей, входящих в них, в том числе и их социокультурное окружение.

Влияние на детей

В рамках социально-культурной среды функционируют различные инициативно-творческие образования. Немаловажную роль в них играют субкультуры, находящиеся в непрерывном взаимодействии с макросредой и формирующие самостоятельную основу для соединения с ней. Это позволяет активировать творческий потенциал каждого человека. По этой причине многие ученые считают, что развитие социокультурной среды, в частности — формирование социума, происходит под влиянием молодого поколения.

Субкультура способствует формированию и развитию ребенка. Для нее характерно сочетание направленности на социализацию и человеческий мир с утверждением и индивидуализацией неповторимого «Я». В этот период социокультурная среда детей становится зависима от общества сверстников.

Отношения, определяемые социально-культурной средой, состоят из огромного количества контактов с природой, социальным миром, областью искусств, взаимодействиями с ближайшим социальным окружением. Совокупность упомянутых отношений оказывает влияние на творческие способности ребенка посредством психолого-педагогических механизмов.

В процессе творчества и воспитания социокультурная среда влияет на личностные факторы, выступающие в качестве стимула для дальнейшего движения и развития человека.

Семья и социокультурная воспитательная среда

социокультурная среда детей

Формирование ребенка как личности происходит в семье — важнейшем воспитательном институте общества. В ней ребенок социализируется, формируется как личность и усваивает социокультурный опыт. Немаловажным фактором социального формирования является социокультурная среда семьи.

Социально-культурная среда семьи — культура образа жизни, отношений, взаимодействий и поведения, сложившаяся в семье. От нее зависит социально-педагогический потенциал среды, в которой растет ребенок, — возможности и их источники.

Характеристики семьи как среды

Для потенциала семьи как воспитательной среды характерны следующие явления:

  • Уклад семьи, он же — установившийся порядок в семье. От него зависят отношения между членами семьи, нормы и правила поведения, микроклимат, социальное и духовное становление ребенка как личности.
  • Микроклимат. Психологический фон, на котором воспитывается ребенок и проходит жизнь всей семьи.
  • Условия жизни. Способствует удовлетворению духовных и жизненных потребностей человека.
  • Культура семьи и ее роль в формировании чувства прекрасного, культуры личности.
  • Педагогические знания родителей, используемые в воспитании детей.
  • Культура поведения родителей, их отношения, выступающие примером подражания для ребенка.
  • Семейные традиции, формирующие культуру и образ семьи.
  • Культура отдыха, формирующая культура досуга растущего человека.

Функции социокультурного института семьи

социокультурная образовательная среда

Одновременно с этим семья выполняет социально-педагогические функции. К их числу причисляют:

  • Репродуктивная. Заключается в продолжении рода.
  • Социализация и ресоциализация. Получение и усвоение социального опыта и формирование на его основе личности индивидуума.
  • Воспитательная.
  • Хозяйственно-экономическая. Обеспечение и удовлетворение духовных и материальных ценностей всех членов семьи.
  • Рекреативная. Материальная и моральная поддержка каждого из членов семьи.
  • Коммуникативная. Общение в семье и подготовка ребенка на его основе к жизни в социуме.

Факторы воспитания

Воспитание ребенка в семье осуществляется под воздействием разных факторов. При рассмотрении семьи как одного из факторов учитываются процессы или явления, оказывающие непосредственное влияние на воспитательную деятельность родителей и социально-культурную среду семьи. Перспективы, трудности, успешность и проблемы в воспитании ребенка прогнозируются исходя из влияния социокультурной среды и ее отдельных факторов.

Социальная среда как фактор 🚩 Семья как социально-культурная среда 🚩 Разное

Микросреда – это малое звено социальных условий, которое влияет на первичное развитие личности.

Первым, и самым главным звеном развития является семья, в которой человек получает первичное формирование. Формируется восприятие и отношение к сфере социальных отношений. С семьи начинается приобщение человека к обычаям и традициям общества, нормам морального поведения. Воспитательные учреждения, школа обучают привычным формам общения. Например, маленький ребенок, которому в семье прививаются любовь к окружающей среде, уважительное отношение к старшим членам семьи, приходит в школу и приносит с собой приобретенные навыки поведения. Эти навыки могут перениматься другими детьми. Но бывает и наоборот – ребенок приносит с собой грубость, хамское отношение, нетерпимость к другому человеку.

Поэтому социальные отношения в первичной ячейке общества очень важны. Индивидуальность личности создается тем, что в процессе своего формирования и развития, человек проходит различные этапы и социальные группы – это детские учреждения, школа, институт, трудовой коллектив. Во всех этих социальных группах существуют свои правила поведения и отношения между их членами. И проходя через все эти отдельные социумы, личность человека обогащается, и формирует его поведение и отношение к обществу в целом.

Наибольшее влияние на формирование человека как личности во взрослом возрасте оказывает коллектив. Коллектив – это социальная группа, состоящая из людей, объединенных системой взаимоотношений, возникших на основе психологических связей. Структура коллективных отношений включает в себя функциональные, управленческие и нравственные отношения. В этой социальной группе своя психологическая структура, общность оценки поведения, норм отношений. Социальные функции личности реализуются непосредственно внутри группы, где протекает ее жизнедеятельность. Если человек одновременно находится в противоположных социальных группах при определенных условиях, это может вызвать негативные последствия – «раздвоение личности», наложение друг на друга знаний, убеждений. Поэтому очень важно понимать, какое место занимает человек в коллективе с учетом личных и деловых отношений. Чем выше место, тем больше человек дорожит своей личной и деловой репутацией.

Это важный социально-психологический момент, поскольку человек, дорожа своим авторитетом, может идти на самопожертвование, ставя интересы коллектива выше личных.

Рассматривая общественную среду как главный фактор развития человеческой личности, важно понимать, прежде всего, сознание общественного бытия, строение общественно-экономического уклада, распределения труда и продукта производства деятельности общества.

Значение «среда социальная»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *