Основные черты стиля: Основные черты стиля – 10) Основные черты публицистического стиля

Содержание

Характерные черты современного стиля |

Каждый человек хочет создать в своем доме неповторимый мир, где ему комфортно жить, а дизайн каждый день создает хорошее настроение. Для достижения этой цели можно полагаться на свою интуицию и вкус, а можно совместить их с опытом, накопленным профессиональными дизайнерами.

Характерные черты современного стиля

От классики современный стиль перенимает четкость линий. Основные черты современного стиля – функциональность и конструктивизм, свойственные рациональному типу мышления современного человека. В интерьере в наше время свободно сочетают различные по структуре материалы: дерево с металлом, камнем.

Характерные черты современного стиля

Характерные черты

В чем же заключаются основные принципы стиля? Характерные черты оформления дизайна интерьера:

  • Форма не должна затмевать содержание. От яркого, аляповатого оформления отказываются. Выбирают классический дизайн, простоту форм и классические цвета в интерьере.
  • Комфорт создается с помощью минимализма и нейтрального цветового оформления. Оформление помещения нейтральной цветовой гаммой создает обстановку, в которой одинаково комфортно работать и отдыхать. А отсутствие нагромождения мебели и хорошее освещение делают пространство легким, свободным и приятным для жизни.
  • Индивидуальность помещения создается с помощью предметов искусства и различных арт-объектов, которые владельцы могут сделать сами.
  • Для оформления подходят искусственные и природные материалы.
  • Оформление помещения легко видоизменяется в близкие стили с помощью добавления соответствующих аксессуаров.

Характерные черты современного стиля

Отделка

Чтобы интерьер соответствовал современному стилю, в отделке нужно избегать аляповатых предметов и цветов. Обои лучше выбирать однотонные, без рисунков. Вместо обоев можно покрасить стены в спокойные цвета. Чтобы при этом интерьер не выглядел скучно, можно расставить несколько ярких акцентов, например, сделать одну из стен контрастной (другого цвета). Но важно, чтобы цвета все же сочетались между собой.

Характерные черты современного стиля

Пол в современном интерьере тоже должен быть однотонным. Для комнат хорошим материалом является дерево, паркет или ламинат. Для санузла – керамическая плитка или камень. Цвет пола рекомендуется подбирать под цвет интерьера, также предпочитают светлые оттенки, так как с ними пространство кажется больше. Но главное, чтобы цвет вам нравился.

Характерные черты современного стиля

Ковролин и ковры на всю комнату тоже не актуальны в современном стиле. К нему больше подходят небольшие ковры, расположенные в подходящих местах и сочетающиеся с интерьером. В целом, обычно выбирают интересные ковры, чтобы добавить изюминки классическому и спокойному стилю помещения. Используйте эти советы, и у вас обязательно получиться создать интерьер в современном стиле.

стилевые черты — это… Что такое стилевые черты?


стилевые черты

  (первичные и вторичные), отражающие своеобразие функциональных стилей:

  1) научный стиль; отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность; сухость; строгость;

  2) официально-деловой стиль; стилистическая одноцветность; строгость; объективность; безличность выражения; точность, не допускающая инотолкования; стереотипность; стандартизованность, долженствующе-предписующий характер;

  3) публицистический стиль: открытая оценочность, призывность, рекламность; «эффект новизны», собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность;

  4) разговорно-обиходный стиль: непринужденность, фамильярность, конкретность, непоследовательность и прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность;

  5) художественно-беллетристический стиль: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; многостильность красок; особая роль подтекста.

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

  • стилевые особенности литературных родов
  • стилистика декодирования

Смотреть что такое «стилевые черты» в других словарях:

  • Стилевые черты — – признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функц. стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами. Напр., см.: обобщенно отвлеченность, социальная оценочность …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • стилевые черты, отражающие своеобразие функциональных стилей — (первичные и вторичные) 1) научный стиль; отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность; сухость; строгость; 2) официально деловой стиль; стилистическая одноцветность; строгость; объективность; безличность выражения; точность, не …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • полярные стилевые черты — Противоположные черты, присущие разным функциональным стилям: непринужденность – официальность; точность – расплывчатость называния; эмоциональность – бесстрастность; конкретность – абстрактность; субъективность – объективность; образность –… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Стилевые функции речевых разновидностей — В процессе своего функционирования язык как важнейшее средство человеческого общения выполняет различные функции: регулирует межличностные, производственные и социальные отношения людей, участвует в формировании их мировоззрения и культурных… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • официальность, бесстрастность — Стилевые черты, присущие официально дело вому стилю. Они помогают выполнять волюнтативную (повелительную) функцию речи. О.,б. обусловливают употребление следующих языковых средств: неопределенная форма глагола в значении повелительного… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • страстность и призывность — Стилевые черты, присущие публицистической речи. С. и п. связаны с тем, что автор стремится передать читателям или слушателям свое чувство, пытается их убедить в правоте своей идеи, призвать их на благородное дело, С. и п. обусловливают… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей — Функц. стиль – явление не монолитное, а представляющее собою (если речь идет о конкретных текстах данного типа как его носителей) многослойное (сложное) единство. Это обусловлено тем, что на речь и создание ее стилевого своеобразия одновременно… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей — – это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. речь приобретает свои стилевые характеристики. Употребление языка говорящими… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Стиль музыкальный —         термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, к рая служит воплощению того или иного идейно образного содержания. В музыке это музыкально эстетич. и музыкально историч. категория. Понятие стиля в музыке,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Научный стиль — представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка


Художественный стиль — отличительные особенности

Характер произведения напрямую зависит от стиля, который использует автор во время написания. Классики русской и зарубежной литературы реализовывали в своих текстах художественный стиль. Он является одним из противоречивых и запутанных жанров.

Художественный стиль: понятие, черты

Автор пишет рассказ или роман в целях открытия читателю своих внутренних переживаний.

Художественный стиль используется в литературных произведениях. Примеры художественного текста должны рассказывать о жизненной ситуации, открывать простые истины в понимании автора.

Художественный стиль встречается в таких жанрах, как поэма, стихотворение, пьеса, рассказ, роман и повесть.

Чтобы максимально полно выразить эмоции и точнее объяснить точку зрения, автор использует различные языковые средства в художественном стиле из других речевых жанров.

Эстетическое мнение рассказчика должно вызвать у аудитории не только положительную, но и отрицательную реакцию. Без ответного слова сложно понять, вник ли читатель в прочитанные строки. Это является одной из проблем художественного текста. Не каждый автор умеет правильно использовать выразительные средства в тексте.

Поэтому читатель может не вникнуть в мысль автора, не убедиться в ней и поставить под сомнение прочитанное. Если после прочтения у человека возникают вопросы или желание выразить мнение, то это считается откликом на произведение. Но не является гарантией полного понимания смысла.

Получив ответы на вопросы, послушав мнение других читателей, он может убедиться в точности и правильности мыслей рассказчика.

Отличительные черты художественного стиля

  1. Автор выражает собственную позицию посредством различных инструментов литературного языка. Предложение в художественном стиле содержит тропы – эпитеты, метафоры, прямая речь, метафоры, сравнения и т.д.
  2. Текста в жанре художественного стиля наполнены эмоциями.
  3. Персонажи художественной литературы описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  4. Присутствие автора в некоторых произведениях наблюдается постоянно.

Главная задача художественного стиля – донести до читателя мнение автора таким образом, чтобы на это мнение шел ответный призыв (критика). Разнообразные стили художественной литературы позволяют подать любую информацию интересно и необычно.

Например, феномены науки описываются в произведениях научно-художественным стилем. В газетах и журналах может использоваться художественно-публицистический стиль.

Основные признаки художественной стилистики

Чтобы понять, что текст художественный, необходимо найти определенные признаки. Черты, описанные выше, являются характерными для художественного стиля. К ним можно добавить и другие характеристики.

  1. Речевая многозадачность. В правильно написанном тексте художественного стиля каждое слово будет иметь значение. Слова вызовут у читателя различные мысли относительно дальнейших событий в истории.
  2. Не всегда понятно, какое именно языковое средство использовал автор. Суть текста – не объяснить языковые формы самовыражения, а показать точку зрения, чувства, мысли.
  3. Рассказчик может рассказать о своей позиции разными способами. Можно это сделать плавно, или же ярко и спокойно. В любом случае, текст художественного стиля подразумевает самовыражение автора.
  4. У каждого рассказчика создан собственный стиль. Автор берет из другого жанра русского языка какие-либо средства. По этой причине произведения отличаются друг от друга. Другими словами, создается «авторский слог».
  5. Упорядоченный текст. Произведение имеет четкую структуру глав.
  6. Одно слово может иметь несколько значений.
  7. Шаблонные фразы не употребляются.

Функции художественного стиля

Различаются три функции художественного стиля.

  1. Первая – эстетическая. Художественный текст не только доносит читателю определенный смысл, но и вызывает эстетические чувства. Через идейное восприятие аудитория должна понять смысл всего произведения.
  2. Вторая функция – воздействующая. Через эмоции автор воздействует на читателя и одновременно доносит то него информацию о мире. В виде информации может выступать простая житейская мудрость, мнение автора по какому-либо вопросу.
  3. И третья функция – коммуникативная. Читатель отвечает на мысли и идеи, описанные в произведении. Если текст выполнил первые две задачи неправильно, то не будет отклика от аудитории. А это означает, что произведение не выполнило ни одну задачу и мировоззрение рассказчика понято неправильно.

Область использования стиля

Художественный жанр используется в литературе. Разделяются подстили: художественно-публицистический и научно-художественный.

Благодаря синтаксическим и морфологическим характеристикам, стиль используется в таких подстилях, как: эпос, лирика, драма.

Эпос разделяется на эпопею, роман, рассказ и повесть. Так же эпосом считаются былины, баллады, легенды, мифы и притчи.

  1. В эпопее большую роль занимают исторические события.
  2. Сюжетная линия романа строится на жизни героев.
  3. В рассказе речь идет об одном случае.
  4. Повесть вмещает в себя характеристики рассказа и романа.
  5. Лирика, то есть стихотворная форма, разделяется на оду, эпиграмму, элегию, сонет. Данный жанр хорошо используется Шекспиром.
  6. Ода – восхваление события или человека, эпиграмма — сатирическое стихотворение.
  7. Элегия – лирическое стихотворение.
  8. Сонет – особая стихотворная форма со строгим построением.
  9. В драме разделяются такие жанры, как комедия, драма, трагедия.
  10. В комедии автор высмеивает социальные проблемы или пороки с помощью сатирических приемов.
  11. Трагедия рассказывает о сломанных судьбах героев.
  12. В драме очень хорошо используют такое средство, как диалог в художественном стиле.
  13. Через диалог описывает острый и интересный сюжет, отношения персонажей друг с другом и обществом.

Языковые особенности художественного стиля речи

В художественном стиле применяются различные языковые средства. Некоторые заимствованы из других жанров. Главной особенностью художественного стиля является обилие морфологических и синтаксических свойств.

Большую роль отводят глаголам, местоимениям, прилагательным и причастиям. Они делают текст динамичным, искренним. Текст художественного стиля использует весь обширный ассортимент синтаксиса – знаки препинания, причастные обороты, прямая речь, цитаты.

Авторы текстов художественного стиля используют методы словообразования. В частности, изменяются суффиксы слов для придания эмоциональности. Это можно заметить при анализе текста художественного стиля.

Элементы художественного стиля

Для стиля характерны различные языковые средства для самовыражения. Другими словами — тропы. Среди них:

  • Эпитеты.
  • Метафоры.
  • Сравнения.
  • Аллегория.
  • Инверсия.

Помимо передачи эмоций и мнения автора, характерно использование языковых средств из других стилей. Чтобы обнаружить текст художественного назначения, нужно хорошо знать значение и применение этих элементов.

Детализация в художественном тексте

В тексте уточняется каждая деталь. Даже если она не будет влиять на дальнейший сюжет. Например, в романе «Поющие в терновнике» рассказ о птице сначала кажется непонятным.

Однако, есть намек на обычную историю любви. Уже в конце книги читателю открывается полный смысл цитаты священника. На первый взгляд, этот рассказ о птице, поющей раз в жизни, ничего не значит. Но прочитав далее, станет понятно, что автор имеет в виду.

Детализация в рассказе может означать что-то важное. Это, своего рода, намек или подготовка читателя к важному событию или открытию.

Передача чувств и эмоций автора

Собственное мнение автор дополняет чувствами и эмоциями. Этот прием выполняет задачу формирования отношения аудитории к описываемой ситуации.

Эпитеты

Эпитет (от греч. ἐπίθετον – «приложенное») – троп, выражающийся в форме прилагательного, реже наречия, существительного, числительного.

При появлении эпитета в тексте появляется другой смысл, новый оттенок. У слова, «приложенного» к этому элементу, появляется красочность и насыщенность. Например, «деревянное лицо».

Эпитет дополняет мнение автора, делает его более развернутым, описывает характер предмета и создает нужную атмосферу. Есть тавтологические и фольклорные эпитеты.

Метафоры

Метафора (др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»). С древнего греческого языка это слово означает «перенос».

В тексте метафора имеет такое же значение – то есть, свойства одного предмета переносятся на другой. Автор сравнивает явления с помощью слов, заменяя смысл. Читатель практически сразу разгадывает тайну.

Пример: «Когда Варя увидела цену сумки, ее «задушила жаба». Увидев цену, Варя пожалела на нее денег. Если бы автор описал прямыми фразами происходящее, предложение вряд ли обладало тайной, интересом.

Сравнения

Сравнение – распространенный троп. Его смысл – сравнить два предмета или явления по отношению к одному явлению (или предмету). Целью данного действия является обнаружение новых, важных для рассказчика свойств.

Аллегория

Аллегория – это объяснение автором абстрактных идей с помощью субъективного образа. Так же может выражаться в форме диалога. То есть, автор объясняет какой-либо стереотип с помощью конкретного случая.

Использование элементов других стилей

Главным элементов, заимствованным из других стилей, в художественном тексте – прямая речь. Вообще, встречается довольно много иных стилевых элементов в художественном стиле. Прямая речь взята из разговорного стиля.

Инверсия

В инверсии значимая часть предложения выделяется среди других слов. Это влияет и на дальнейший смысл всего сюжета. Выделяется она посредством перестановки слова.

Художественный стиль разбор примера

Любой художественный текст можно определить по его признакам. Возьмем отрывок из произведения Бунина:

Отрывок для анализа

Отрывок для анализа

Черты, присущие художественному произведению:

  1. Детали описываются тщательно.
  2. Множество эпитетов.
  3. Текст вызывают эмоции.

18. Научный стиль. Основные черты научного стиля. Жанровые разновидности в научном стиле.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

  1. предварительное обдумывание высказывания,

  2. монологический характер речи,

  3. строгий отбор языковых средств,

  4. стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

1. Разновидности научного стиля речи:

  • Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

  • собственно научный,

  • научно-технический (производственно-технический),

  • научно-информативный,

  • научно-справочный,

  • учебно-научный,

  • научно-популярный.

Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

  • сообщение,

  • ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

  • рассуждение,

  • языковой пример,

  • объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

Научная тематика текстов.

Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

2. Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода — 1431, раствор — 1355, кислота — 1182, атом — 1011, ион — 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

3. Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

4. Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

Основные черты современного стиля – Газета «Право»

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Современные интерьеры отличаются лаконичностью и небольшим количеством декора. Но это не значит, что такой интерьер лишен индивидуальности. Напротив, большей продуманности сложно найти.

Отделка помещения

Главное отличие современного дизайна помещения заключается в отрицании традиционных направлений. Цель такого стиля создать жизненное пространство лишенное ненужных деталей. Взамен этому – комфорт и практичность. В отделке придерживаются нейтральных тонов, чаще светлых. Вместо рельефных поверхностей – идеально ровные. Если недостаточно дневного света, его дополняют искусственным освещением. Современный стиль не ставит рамок, он убирает несогласованность и подстраивается под потребности тех, кто в нем живет.

В таком интерьере будут уместны следующие виды отделки:

  • декоративная штукатурка без явно выраженного рельефа;
  • наливные полы без декора;
  • натуральный камень или его имитация;
  • древесина или ламинат для пола;
  • покрытия под бетон.

Важно! При выборе отделки на первом месте должны стоять материалы не требующие особого ухода. Практичность во главе угла в таком интерьере.

Выбор мебели

Мебель в таком стиле не является предметом декора. Она выполняет свое прямое назначение. Сдержанные и прямолинейные формы, неброские цвета. Основное отличие – функциональность. Здесь нет просто так стоящих столиков и шкафов. Все предметы мебели служат для выполнения своих задач. Часто применяется многофункциональная мебель. Причина выбора таких предметов проста – экономия площади и освобождение жизненного пространства.

Такой стиль хорошо использовать в квартирах с открытой планировкой. Общее пространство не имеющее глухих стен, дополнено различными видами мебели, совмещающих в себе несколько функций. Например шкафы использующиеся в кухонной зоне и в гостиной одновременно. Расположенные в рабочей поверхности ящики, можно открывать с двух сторон. Это удобно при совмещенной гостиной с кухней.

Аксессуары и декор

Помещение, имеющее нейтральные цвета и минимум мебели является хорошим фоном для акцентов. Здесь можно все. Абстрактная живопись, яркие вазы, необычные диванные подушки – это все допустимо, но в меру. Если используются живые растения, то лучше придать им какую-то необычную форму. В тренде стеклянные геометрические емкости с растениями или необычные по виду композиции. Обычные лютики и герань вряд ли подойдут к такому интерьеру.

Будут хорошо смотреться такие декоративные элементы:

  • фитостены;
  • картины и панно в современных техниках живописи;
  • осветительные приборы с открытой проводкой;
  • акцентные стены из натуральных материалов.

Цвета в интерьере

В таких помещениях применяются нейтральные цвета. Все оттенки серого, бежевого и белый. Этот небогатый набор компенсируется в выборе аксессуаров. Все, что может доставлять эстетическое удовольствие, можно использовать. Индивидуальность достигается, в том числе подбором цветов в помещении. Главное, правильное сочетание.

 

Стиль Ренессанс в интерьере (архитектуре) — фото

Рассказываем об основных чертах стиля и показываем, какие идеи можно реализовать в квартире

Имена Донателло, Рафаэль, Леонардо и Микеланджело даже в детстве ассоциировались у вас с итальянскими художниками, а не с черепашками-ниндзя? Знаете все известные работы Сандро Боттичелли? Или читаете “Божественную комедию” в оригинале? Тогда стиль интерьера  ренессанс именно для вас.

 

В этой статье мы перенесемся на несколько веков назад и расскажем о появлении стиля и его основных чертах. А еще  покажем, какие идеи можно реализовать в собственной квартире.

История стиля

Эпоха Ренессанса или Возрождения (фр. Renaissance – возрождение, итал. Rinascimento) – одна из самых значимых в истории европейской культуры. Она зародилась в Италии в начале XIV века, придя на смену Средним векам, и просуществовала до конца XVI века. Условно этот период разделяют на три этапа: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и поздний Ренессанс.

Для раннего Возрождения характерен переход от строительства угрюмых крепостей к  приветливым и нарядным дворцам. Во всем чувствуется симметрия, гармония пропорций. И, конечно, никак не обойтись без многочисленных аркад и колонн.

Высокий Ренессанс – переломная точка развития стиля. Он начинает проникать в другие страны и постепенно адаптируется к местным вкусам и традициям. Строятся здания, ваяются скульпутры, пишутся картины – впоследствии многие из них становятся шедеврами. Даже спустя несколько веков сложно оставаться равнодушным при упоминания имен Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи.

В эпоху позднего Ренессанса, как никогда раньше, ценятся античные мотивы и вычурность форм. Затейливый орнамент, сложные детали, обилие колонн, полуколонн и пилястр – в дальнейшем именно благодаря этим тенденциям зарождается стиль барокко и рококо.

Основные черты стиля ренессанс

После краткого экскурса в историю можно выделить несколько основных черт стиля ренессанс в интерьере:

  • симметрия

  • гармония пропорций

  • характерная для дворцов торжественность и пышность

  • античные мотивы

  • затейливый орнамент, сложные детали

Планировка

Лучше всего ренессанс смотрится в просторных помещениях с большими окнами. Главное – чтобы было, где развернуться: добавить несколько арок, поставить колонну, сделать многоуровневый потолок. Кровать с балдахином размера king size тоже никто не отменял. Иначе для чего все это затевалось?

Композицию в интерьере выстраивают вокруг одного ключевого объекта. Не обязательно, чтобы он находился в центре комнаты. В столовой это может быть массивный деревянный стол,  в гостиной – камин.

Материалы

Главный материал – мрамор. В эпоху Ренессанса им облицовывали практически все: полы, стены, двери. Помимо мрамора используют дорогие породы дерева, камень, песчаник, слоновую кость.

Оформление пола

Чтобы избежать поистине королевских затрат на облицовку пола мрамором или натуральным камнем, сегодня в помещениях укладывают керамическую плитку или керамогранит. Независимо от материала, приветствуются симметричные геометрические узоры.

Оформление стен

Стены можно отделать мрамором, покрыть венецианской штукатуркой, обшить деревом, декорировать тканью или тисненой кожей. Пространство для творчества весьма обширное. Главное помнить, что стиль ренессанс в интерьере – это скорее про изысканность, чем про роскошь.

Оформление потолка

Сводчатый, многоуровневый, кессонный…При оформлении потолка в первую очередь стоит опираться на технические характеристики помещения, а потом уже на индивидуальный вкус. В качестве элементов декора гармонично смотрятся лепнина, геометрический или растительный орнамент, небольшие живописные фрески.

Мебель

Для создания интерьера эпохи Ренессанса необходимо выбрать соответствующую мебель. Основной материал – дерево. Каждый предмет должен быть не только красивым, но и практичным в использовании. Выбирайте симметричные модели геометрических форм в сдержанной цветовой гамме. В качестве декора отлично подойдет резьба, позолота и рельефные узоры.

Эффектно и уместно будут выглядеть такие предметы мебели, как секретер, буфет, обитые парчой или бархатом кушетки, массивный стол с мраморной поверхностью. Особое внимание стоит обратить на кровать. Внушительное сооружение с резным изголовьем и роскошным балдахином станет настоящим украшением спальни.

Еще одной удачной отсылкой к эпохе будет изобретенный в то время стул Строцци с тремя ножками и высокой спинкой: в современном интерьере это отличный вариант для столовой. А небольшой раскладной стул Савонаролы (его ровесник) гармонично впишется в интерьер гостиной. Интересно, что название он получил  в честь инквизитора Джироламо Савонаролы, который всегда приходил на заседания суда со своим маленьким скромным стулом. 

Декор

Сложно представить  ренессанс в интерьере без обилия декора. Ведь именно он создает атмосферу роскоши и праздничности: колонны с орнаментом, пилястры, статуи, репродукции полотен эпохи Возрождения. В окружении такой королевской красоты быстро забываешь, что за окном XXI век.

Большие арочные окна с коваными карнизами украшают шторами и драпировками. Для штор используют блестящую ткань и декорируют ее изящной вышивкой, пушистыми кисточками, шнурами и бахромой.

Сегодня воссоздать стиль ренессанс в стандартной квартире практически невозможно. Однако ничто не мешает нам вдохновиться этим направлением и взять на заметку некоторые идеи. Украсьте стены репродукциями картин эпохи Возрождения, поставьте возле камина небольшую белоснежную статую, попробуйте расписать стены или потолок. Кто знает, вдруг в вас проснется второй Микеланджело?

Автор: Анастасия Кудрявцева

Публицистический стиль — основные черты и жанры

Публицистический стиль — определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор

Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.

Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.

Адресат стиля

широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).

Цель публицистического стиля

дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.

Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.

Тип коммуникации – общественная.

Жанры и функции публицистического стиля

Наиболее характерные жанры данного стиля — это:

  1. информационная заметка, информационное сообщение,
  2. очерк, репортаж, фельетон, интервью,
  3. публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),
  4. судебная речь,
  5. выступление на радио, телевидении и т.п.

Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:

информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;

комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,

гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.

 Основные черты публицистического стиля

• сочетание экспрессии и стандарта.

Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.

Например,

Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;

• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:

(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).

Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.

Например,

«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.

• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..

Например,

Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:

В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.

• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.

А еще у нас есть кроссворд на эту тему, попробуете?

И краткая презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой  (см.  «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *