Особенности городского образа жизни – Особенности городского образа жизни, уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — это… Что такое ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?


ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
— исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города . Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам.

С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другой стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показатели, характеризующие различные стороны жизни горожанина.

К первым показателям относится уровень жизни,  характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым — показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание  городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает «живой», реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития .

О.В. Кобяк

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

  • ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ГОРШКОВ Михаил Константинович

Смотреть что такое «ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» в других словарях:

  • ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — (URBAN WAY OF LIFE) Л. Вирт (Wirth, 1938) в статье, которая, как утверждается, является самой цитируемой работой в социологии, попытался описать и объяснить образ жизни, характерный для города. Согласно Вирту, город отличается целым рядом черт,… …   Социологический словарь

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ —         философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Философская энциклопедия

  • Образ жизни —         понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. О. ж. определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно экономической формации …   Большая советская энциклопедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об за в целом, к рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПРИГОРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — (SUBURBAN WAY OF LIFE) Считается, что людям, проживающим в пригородах, свойственен особый образ жизни. Одни исследователи называют его «приватизированным», указывая на замкнутость таких семей (inward looking families), их отстраненность от более… …   Социологический словарь

  • Здоровый образ жизни — одна из ключевых категорий общего понятия образ жизни , включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные… …   Официальная терминология

  • Городской сумасшедший — Стэнли Грин на Оксфорд стрит, Лондон Городской сумасшедший  человек, ведущий асоциальный, маргинальный образ жизни, часто страдающий различными психическими отклонениями или имеющий физические недостатки (инвалид). «Городскими сумасшедшими»… …   Википедия

  • Городской тариф (книга) — Городской тариф Автор: Александра Маринина Жанр: детектив Язык оригинала …   Википедия

  • СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ — (RURAL URBAN CONTINUUM) Для большей части социологии XIX в. характерна идея противоположности между городским и сельским обществами. Постепенно становилось ясно, что дихотомия такого рода является слишком упрощенной, и что существуют определенные …   Социологический словарь

  • Уровень жизни — (экон. теория). У. жизни (перевод англ. выражения Standart of Life) понимается обыкновенно в смысле У. потребностей. Некоторые, однако различают эти два понятия, из которых второе имеет на английском яз. особое обозначение: Standart of Comfort… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Скетчи! Как делать зарисовки в повседневной жизни, Белльвиль-Ван Стоун Франс. О книге Упражнения по рисованию и практические советы — то, что пригодится как опытным художникам, так и тем, кто совсем не умеет рисовать. Городской скетчинг или практика ежедневного… Подробнее  Купить за 1037 руб
  • Избранные работы по социологии. Экология городских сообществ, Луис Вирт. Сборник знакомит с научным наследием американского социолога Луиса Вирта, видного представителя Чикагской школы социологии. В сборник включены статьи разных лет, освещающие такие темы, как… Подробнее  Купить за 1011 руб
  • Скетчи! Как делать зарисовки повседневной жизни, Франс Белльвиль-Ван Стоун. О книге Упражнения по рисованию и практические советы — то, что пригодится как опытным художникам, так и тем, кто совсем не умеет рисовать. Городской скетчинг или практика ежедневного… Подробнее  Купить за 713 руб
Другие книги по запросу «ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» >>

Особенности городского образа жизни, уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации

За последние десятилетия вектор глобальных антропологических исследований направлен на изучение урбанистической антропологии, а изучение пространственно-географического распределения культурных тенденций ориентируется на распределение социокультурных проблем больших социальных систем — городов.

В современном употреблении термин «урбанизация» не ограничивается лишь указанием на рост численности городского населения, площадей городских территорий, количества самих городов. Скорее, речь идёт о специфике социальных структур и культурных форм, позволяющих выделить города – прежде всего крупные – среди других типов поселений: особенности разделения труда, социокультурного расслоения, организации пространственной среды, социальной коммуникации, иными словами, об особой городской культуре, образе жизни горожан[1].

Культурологические исследования справедливо подчёркивают, что социальный организм города составляют различные производственные и бы­товые секторы, образующие определённую систему.

Система (от греч. Systema — целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующее им места[2].

Сторонники концепции культурной системы — Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие — говорили об обществе как о структурном аспекте рассмотрения совместной жизни людей, а о культуре — как о содержательном наполнении этой структуры [3].

Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порожденных и поддерживаемых реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. Еще А. Радклифф-Браун подчеркивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытаться обнаружить общие законы функционирования человеческого общества как целого [4].



Это шаг в сторону объяснения существования устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими построениями, где культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, но через интегрирующие ее нормы или институты [5].

Во втором случае сравниваются не только количество элементов, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных исследований[6].

Определяя город как культурную систему, необходимо доказать, что он обладает следующими характеристиками: определённые состояния объекта; присущие ему формы приспособления и обмен с соседствую­щими системами; их устойчивая статусная организация; характерные для них нормы и ценности.

Существование любой системы (в том числе и общества) есть динамическое состояние, процессирующее тождество сохранения изменения. Наиболее общим средством обеспечения динамического равновесия системы, сохранения через изменения выступают флуктуации. И чем выше уровень организации (организованности) системы, тем динамичнее ее существование и тем большее значение приобретают изменения как средство сохранения. Неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источником упорядоченности (порядок через флуктуации)[7].

Поскольку существование и развитие социальных систем – городов неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, осуществляемой через коллективную сознательную деятельность общественного человека, постольку социальные флуктуации (отклонения социума) реализуются в конечном итоге также через человеческую деятельность, через отклоняющееся поведение.

Когда город и культура рассматриваются как система, перед исследованием встают специфичные познавательные проблемы. Во-первых, поскольку, по определению, фундаментальным свойством системы является взаимозависимость частей, или переменных, необходимо определить характер зависимости. Во-вторых, если — также по определению – система является целостным устойчивым образованием, возникает вопрос омеханизмах ее поддержания. В-третьих, поскольку системы имеют внутреннюю и внешнюю подвижность, проблемой становится их изменение, то есть пути внутренней динамики, структурных модификаций.

Одним из важнейших свойств системы является то, что она обладает поведением. Сложные системы – организмы, личности и общества – обладают способностью накапливать и передавать информацию и в них возникают процессы управления и самоорганизации. Такая система, подвергнувшись разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) и является для Т. Парсонса наиболее важной в социальной системе, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов»[8]. Здесь важно главное: как город, являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств. Как возникают силы, которые устраняют нежелательные результаты и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению.

Символически организованные культурные модели, как и все другие компоненты живых систем, возникали, несомненно, благодаря эволюции[9]. Таким образом, человеческий лингвистический уровень их развития – это явление по существу уникальное, свойственное только человеку. Несмотря на общую способность человеческих организмов к обучению и, следовательно, к созданию культурных элементов, ни один индивид не может создать культурную систему.

Главные стандарты культурной системы изменяются только на протяжении многих поколений, и они всегда являются общими для сравнительно небольших групп; они никогда не бывают специфичными для одного или нескольких индивидов[10].

Политика, религия, искусство возникают и развиваются в городе. Его отличительной особенностью является наличие Духа, объединяющего всех в одно целое. Его появление непостижимо и воплощено в образе города, определяя его облик и основные черты.

Научная категория «город как культурная система» в свою очередь дифференцируется на такие понятия, как «образ жизни», «культурные процессы», «культура социума», «уровень потребности и доступности культуры» и т.п.

Представление в культурной системе города таких понятий, как «городской образ жизни» и «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность», могут рассматриваться как оценочные характеристики этой системы. В этом случае город как культурная система рассматривается в динамике и акцент делается на механизмы, действие которых обусловливает изменение значений при этих переменных.

Город как культурная система в этом случае варьируется с точки зрения изменений состояний или особенностей. Когда система рассматривается в одном из возможных гармоничных состояний, то предметом изучения становятся механизмы поддержания этого состояния.

Предметно-бытовое окружение, восприятие и переживание окружающего пространства – это один из аспектов повседневности в культуре. Другой, не менее важный путь — это воссоздание повседневности через многообразие форм жизни человека, то есть обращение к деятельности, поведению, общению, ежедневному времяпрепровождению горожанина в провинциальном городе.

Сельский и городской человек – два разных существа. Но в начальный период они еще незримо связаны между собой, а затем их связи постепенно «иссыхают» в толще городов[11].

Урбанистическому типу культуры свойственны определённые субстанциональные черты, обеспечивающие ускоренное, по сравнению с селом, движение социокультурной жизни.

Во-первых, особая подвижность населения больших городов: миграционные процессы, широкие межкультурные контакты, активная горизонтальная и вертикальная мобильность. Во-вторых, концентрация той части производительных сил – интеллектуальной, — которая обеспечивает потенциал обновления технологий. В-третьих, наличие организационных единиц для профессионального продуцирования социально значимого знания (право, наука, религия, искусство), обеспечивающего постоянный контроль людей над своим окружением через компоненты мировидения. В-четвёртых, особая социокультурная структура – средства массовой информации, система образования, учреждения культуры, — обеспечивающая упорядоченную трансляцию этих элементов социально значимого знания в общекультурный контекст. В-пятых, особая социальная структура городского населения, где деятельность относительно немногочисленного, но особенно активного слоя инноваторов уравновешивается менее активным, но более многочисленным «срединным» слоем тех, кто осуществляет выбор из предлагаемых инноваций, приспосабливает их к нуждам повседневной жизни. Наличие этих двух сил определяет социальное поведение других социальных слоёв городского населения[12].

Городу, в отличие от села, принадлежит главенствующая роль динамического импульса, обусловливающего сдвиги экономического, социального, культурного аспектов сельской жизни.

На примере крупнейших исторических городов ярко проявляются «центральные» характеристики городской культуры: развитая и сложная система разделения труда, интенсивное взаимодействие между различными сферами деятельности, разнообразие социальных групп и субкультур, концентрация культурных ценностей, образцов поведения и стилей жизни.

Такой исследовательский подход предполагает особый уровень рассмотрения особенностей образа жизни на уровне города, при котором в сфере исследовательского внимания оказываются не только результаты общественной практики, но и процессы их создания и распространения.

Качество жизни сильно связано с местом – как в смысле ландшафта и окружающей среды, так и в более личностном, субъективном ощущении «своего» места. Привязанность к конкретному месту играет важнейшую роль в чувственной системе ценностей. В гораздо большей мере, чем просто среда, она формирует жизненные смыслы. Эта привязанность является одной из важнейших потребностей человека, и значение ее растет, когда люди принимают живое участие в развитии места, в котором они живут.

Своеобразие города положительно влияет на социальное благополучие, усиливает сплоченность местного сообщества и создает потребность заботы о городской среде.

С точки зрения городской среды, ее доступность является средством поощрения участия в ее развитии, поскольку центры активности легко достижимы – на общественном транспорте или пешком. Связность города выражается в правильных физических отношениях между городским центром и центрами отдельных районов, стимулирующих их взаимодействие и циркуляцию людей между ними.

В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обусловливает формирование своеобразных конфигураций побуждений, так называемых вторичных потребностей. Их, по-видимому, лучше называть желаниями или запросами. Соответственно, множественность культурных феноменов поддается упрощению, упорядочению путем сведения (редукции) их к первичным потребностям.

Культурное разнообразие города можно трактовать как специфичные вариации этих тем, проявляющиеся в различиях конфигураций потребностей и способов их претворения.

В отечественной науке об обществе и культуре в этих целях успешно используется подход, связанный с категорией «образ жизни», предметом исследования которой являются повседневная деятельность, поведение, взаимодействие людей в городе.

Категория “образ жизни” широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как «системная и нормированная совокупность обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Образ жизни – это прежде всего «культура потребления» различных социальных благ, отличающихся у разных народов и разных социальных страт выраженной спецификой. Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности»[13].

Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в культурной системе города.

Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования.

Одновременно это и «распределение фундаментальных человеческих ресурсов – времени и энергии — между социально установленными формами социокультурной жизнедеятельности в пределах жизненного цикла индивидов». Концепция образа жизни связывает личностные характеристики, элементы природного, социального, культурного окружения индивида, а также процессы и формы повседневной жизни в единую динамическую аналитическую модель[14].

Есть, к примеру, попытка рассматривать образ жизни по степени и уровню потребностей[15]. Возникает вопрос, стоит ли в определении специально выделять потребности, если в нем уже обозначены формы жизнедеятельности? На наш взгляд, не стоит. Во-первых, деятельность — сама по себе потребность. Во-вторых, жизнедеятельность сама по себе небесцельна, возникает в силу социальной потребности и направлена на удовлетворение потребностей.

Но если образ жизни — социальное целое, система, необходимо наличие компонентов системы, систематизирующего фактора, внутренних закономерностей развития системы. Типология по системообразующему фактору выделяет основное, определяющее суть жизнедеятельности. В образе жизни – это прежде всего человеческая активность, взаимосвязанная с характером, содержанием жизнедеятельности, отношением к ней. Именно через активность проявляется самовыражение человека. И именно в этом выражении своего «Я» через деятельность раскрывается суть человеческой природы, заложенных в ней возможностей и задатков, сущностных сил человека.

По мнению А.Я. Флиера, «Целеориентированная активность (преследующая осознаваемые человеком цели) называется деятельностью. В конечном счете, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удовлетворение»[16].

В.Н. Мясищев считал, что отношения личности – её потребности, интересы, склонности – являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего, результатом того, как человеку удаётся взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда даёт простор для проявления и развития его индивидуальности и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми[17].

В работах Е.А. Ануфриева, посвященных образу жизни[18], есть ценнейшее наблюдение. Он, в частности, обратил внимание на значение понятия образа жизни в немецком языке, где оно означает «жизневыражение». Для понимания дефиниции и уяснения ее смысла крайне важно, следовательно, как человек выражает себя в деятельности. Как — значит, каким способом. Рассмотрение образа жизни как способа жизнедеятельности можно найти и в других исследованиях.

Конечно, с точки зрения теории досуга, внепроизводственная жизнедеятельность может эстетически формировать человека[19]. Через обычаи, традиции, обряды, через общение вне производства, в дружеских, семейных взаимоотношениях удовлетворяются духовные запросы и интересы. Следовательно, комфортность быта – не самоцель, а лишь условие рационального использования свободного времени, его подлин­ного превращения в пространство для творческого роста человека, который обязан разумно, по возможности творчески использовать те условия, которые предоставляет для развития его способностей быт. Быт, его налаженность или неустроенность влияют на настроение, чувства, психологию, на эстетическое развитие горожан.

Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботу о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.)[20].

Таким образом, понятие «образ жизни» объединяет в себе общесоциальные, групповые и индивидуальные черты жизнедеятельности, а также аккумулирует преимущества городского образа жизни в накоплении специализированной культурной информации, в удобствах искусственной среды, многообразии благ цивилизации, социальной активности и подвижности населения.

В отличие от города, в сельской местности ценности связаны с естественными, природными процессами, традициями человеческого общения и народного творчества. Такие крестьянские качества, как чувство хозяина, уважение к сельскохозяйственному труду, ориентированность на прямые межличностные контакты, являются отличительными особенностями сельского образа жизни. В городе эти отличия могут быть лишь частично компенсированы интенсификацией контактов с природой и дружескими связями в свободное время.

Следовательно, городской образ жизни отличается от сельской среды иной иерархией ценностей и системой социальной престижности, мотивацией социальной активности и уровнем культурных запросов.

Социокультурная специфика города имеет отношение не к характеру потребностей как таковых, а к их распределению по значимости и способам удовлетворения в определённом сообществе.

Такая трактовка прослеживается в работах Б. Малиновского[21], который строил свои объяснения на выделении базовых потребностей человека в сопоставлении с наиболее характерными для изучаемой культуры условиями.

В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обусловливает формирование своеобразных побуждений, так называемых вторичных потребностей.

По мнению А. Леруа-Гурана, освоение человеком пространства и времени (доместикация) составляет более важный шаг в его эволюции, чем даже изготовление орудий труда[22]. Это потребность:

— в социальных связях, то есть в отношениях с другими людьми;

— признании, уважении, которая имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других;

— самореализации, связанная с проявлением индивидуальных способностей, склонностей, свойств.

Иными словами, человек рассматривается только в его социализированном аспекте, а значимыми для изучения считаются только те его усилия, которые направлены на достижение внешних, извлекаемых из социальной системы, целей.

Удовлетворение же потребности как реализация будущего предполагает построение временной перспективы в качестве осознанно спланированного, последовательно развернутого ряда целей.

У этой теории, на наш взгляд, есть как плюсы, так и минусы. Основной её недостаток заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не учтены индивидуальные отличия людей. А вместе с тем вполне очевидно, что у людей творческих профессий в большей степени, чем у остальных, развиты потребности самовыражения, потребности в уважении и признании.

Предполагалось, что факт потребления предметов в большом количестве и лучшего качества должен обеспечить человеку более счастливую жизнь, и потребление в этом случае было средством для достижения сущностных (базовых) жизненных целей человека.

Однако со временем потребление превратилось в самоцель, которая противоречит здравому смыслу. Потребление возвысилось над человеком. Человек попал в зависимость от потребляемых вещей, они стали мерой его достоинства[23].

Несмотря на критическую оценку городской действительности, в жизни городского жителя многое изменилось к лучшему. Вырос жизненный стандарт, повысились уровни благосостояния и комфорта. Создано новое жизненное пространство. Но вместе с тем, отмечает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, современная масса избалована, ей всё дозволено и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия. Это ощущение составляет внутренний, душевный склад индивида, подсказывая формулу жизни:

Жить – это полагаться на себя: всё практически дозволено, ничто не грозит расплатой, и вообще никто никому не обязан[24].

Имея дело со значениями образования, культуры, досуга и информации, следует отметить, что указанные аспекты являются подсистемами культурной системы и представляют части целого. Как и все прочие категории человеческой культуры, «они являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения этих интересов»[25].

Таким образом, доступность обеспечивает удовлетворение потребностей человека не только в культурном отдыхе, развлечениях, игровой деятельности, но и в его саморазвитии, самообразовании и просвещении.

Среди факторов специфичных для городской культуры необходимо отметить социальную престижность, являющуюся одним из основных мотиваторов социальной активности горожан и их стремления к социальной конкурентоспособности.

В итоге, Ч. Лэндри выделяет «девять критериев, которые помогают определить, насколько живым и энергичным является город: критическая масса, разнообразие, доступность, безопасность, своеобразие, новаторство, партнерская деятельность, конкурентоспособность и организационная культура. Эти критерии нужно рассматривать в четырех плоскостях – экономической, социальной, экологической и культурной [26].

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых, можно рассматривать способы организации и формирования людьми особенностей городского образа жизни и определять уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации.

Это классическая ситуация для управленческих структур, которым надо заняться городом в целом для того, чтобы понять не только экономику культуры, т.е. как эффективнее потратить бюджетные средства, но и динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в со держание понятия «ментальность», так н в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия; материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». — Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город — средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), несклонны к глубоким дружеским отношениям. Главное — раствориться в «массе». Уровень общении характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

 




Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в со держание понятия «ментальность», так н в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия; материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.



Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». — Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город — средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), несклонны к глубоким дружеским отношениям. Главное — раствориться в «массе». Уровень общении характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

 

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — это… Что такое ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?


ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(URBAN WAY OF LIFE) Л. Вирт (Wirth, 1938) в статье, которая, как утверждается, является самой цитируемой работой в социологии, попытался описать и объяснить образ жизни,  характерный для города. Согласно Вирту, город отличается целым рядом черт, включающим утрату первичных отношений, более слабый социальный контроль,  более высокую степень разделения труда, более важное значение средств массовой коммуникации и склонность горожан относиться друг к другу инструментально. Эти черты обусловлены тремя основными факторами — численностью, плотностью и гетерогенностью населения. При разработке своей теории Вирт следовал принципам городской экологии, полагая, что фундаментальные характеристики городской окружающей среды определяют весь спектр городского социального поведения. Критики Вирта утверждали, во-первых, что эмпирические исследования  указывают на существование не одного, а нескольких городских образов жизни, а, во-вторых, что выведение всех аспектов городской жизни из трех основных факторов не представляется возможным. Другие социологи, например, Зиммель, основной чертой городской жизни считали анонимность. См. также: Зона перехода; Пригородный образ жизни; Сельско-городской континуум; Чикагская школа. Лит.: Savage and Warde (1993)

Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.

  • ГОРОДСКОЙ МЕНЕДЖЕРИЗМ
  • ГОСПОДСТВО

Смотреть что такое «ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» в других словарях:

  • ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города .… …   Социология: Энциклопедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ —         философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Философская энциклопедия

  • Образ жизни —         понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. О. ж. определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно экономической формации …   Большая советская энциклопедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об за в целом, к рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПРИГОРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — (SUBURBAN WAY OF LIFE) Считается, что людям, проживающим в пригородах, свойственен особый образ жизни. Одни исследователи называют его «приватизированным», указывая на замкнутость таких семей (inward looking families), их отстраненность от более… …   Социологический словарь

  • Здоровый образ жизни — одна из ключевых категорий общего понятия образ жизни , включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные… …   Официальная терминология

  • Городской сумасшедший — Стэнли Грин на Оксфорд стрит, Лондон Городской сумасшедший  человек, ведущий асоциальный, маргинальный образ жизни, часто страдающий различными психическими отклонениями или имеющий физические недостатки (инвалид). «Городскими сумасшедшими»… …   Википедия

  • Городской тариф (книга) — Городской тариф Автор: Александра Маринина Жанр: детектив Язык оригинала …   Википедия

  • СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ — (RURAL URBAN CONTINUUM) Для большей части социологии XIX в. характерна идея противоположности между городским и сельским обществами. Постепенно становилось ясно, что дихотомия такого рода является слишком упрощенной, и что существуют определенные …   Социологический словарь

  • Уровень жизни — (экон. теория). У. жизни (перевод англ. выражения Standart of Life) понимается обыкновенно в смысле У. потребностей. Некоторые, однако различают эти два понятия, из которых второе имеет на английском яз. особое обозначение: Standart of Comfort… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Скетчи! Как делать зарисовки в повседневной жизни, Белльвиль-Ван Стоун Франс. О книге Упражнения по рисованию и практические советы — то, что пригодится как опытным художникам, так и тем, кто совсем не умеет рисовать. Городской скетчинг или практика ежедневного… Подробнее  Купить за 1037 руб
  • Избранные работы по социологии. Экология городских сообществ, Луис Вирт. Сборник знакомит с научным наследием американского социолога Луиса Вирта, видного представителя Чикагской школы социологии. В сборник включены статьи разных лет, освещающие такие темы, как… Подробнее  Купить за 1011 руб
  • Скетчи! Как делать зарисовки повседневной жизни, Франс Белльвиль-Ван Стоун. О книге Упражнения по рисованию и практические советы — то, что пригодится как опытным художникам, так и тем, кто совсем не умеет рисовать. Городской скетчинг или практика ежедневного… Подробнее  Купить за 713 руб
Другие книги по запросу «ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» >>

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ это что такое ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: определение — Социология.НЭС

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

URBAN WAY OF LIFE) Л. Вирт (Wirth, 1938) в статье, которая, как утверждается, является самой цитируемой работой в социологии, попытался описать и объяснить образ жизни, характерный для города. Согласно Вирту, город отличается целым рядом черт, включающим утрату первичных отношений, более слабый социальный контроль, более высокую степень разделения труда, более важное значение средств массовой коммуникации и склонность горожан относиться друг к другу инструментально. Эти черты обусловлены тремя основными факторами — численностью, плотностью и гетерогенностью населения. При разработке своей теории Вирт следовал принципам городской экологии, полагая, что фундаментальные характеристики городской окружающей среды определяют весь спектр городского социального поведения. Критики Вирта утверждали, во-первых, что эмпирические исследования указывают на существование не одного, а нескольких городских образов жизни, а, во-вторых, что выведение всех аспектов городской жизни из трех основных факторов не представляется возможным. Другие социологи, например, Зиммель, основной чертой городской жизни считали анонимность. См. также: Зона перехода; Пригородный образ жизни; Сельско-городской континуум; Чикагская школа. Лит.: Savage and Warde (1993)

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь

Городской образ жизни

исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам. С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другой стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показатели, характеризующие различные стороны жизни горожанина. К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым — показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает «живой», реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

Городской образ жизни: в чем минусы?


Городской образ жизни всегда считался более комфортным по сравнению с сельским. Уехать жить в город считалось престижным, ведь город дает много преимуществ. Например, городской образ жизни предполагает непременное наличие холодного и горячего водоснабжения, централизованного отопления и канализации, развитой транспортной и торговой инфраструктуры, наличие множества мест для развлечений и досуга.

Правда, городской образ жизни накладывает на человека свой отпечаток, который не лучшим образом сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Некоторые исследователи считают, что городской образ жизни в принципе противоестественен для человека. Многочисленные заболевания, которыми страдают городские жители, во многом обусловлены загрязненным воздухом городов, малоподвижным образом жизни и некомфортными психологическими условиями. Остановимся на некоторых проблемах, связанных с жизнью в городе, подробнее.

Городской образ жизни часто сопровождается таким явлением как усталость, которая нередко переходит в хроническую форму. Утро городского жителя нередко начинается не с радостной встречи нового дня, а с раздражения при звуке будильника, разбитости и раздражительности.

Этому способствует несколько факторов: неблагоприятные экологические условия, нервная обстановка на улицах, в транспорте, на работе, большая загруженность на работе, которая продолжается дома. В городских условиях открывается множество возможностей, но на все нужны деньги. По данным одного социологического исследования 70% городских жителей главной целью ставят карьерный рост и увеличение доходов. А это в условиях жесткой конкуренции совсем не просто, и усилий для этого нужно приложить немало.

Что делать? Учиться отдыхать и расслабляться. Почаще бывать на природе и учиться ставить адекватные цели, реальные и достижимые. И не забывать, что жизнь сама по себе – это большое удовольствие, научитесь этому радоваться!

 

Агрессивность. Городской образ жизни весьма располагает к раздражительному и агрессивному поведению. Вспомните, ведь не раз вы испытывали на себе чью-то агрессию и сами вели себя подобным образом по отношению к другим. Причин агрессивного поведения множество. Например, большое скопление народа. Одна моя знакомая при слишком близком приближении к ней говорила: «Ну-ка, быстро выйди из моей ауры!»И ведь она была права! Окололичностное пространство равно 50 см, все, что ближе – это уже интимная зона. Вторжение в эту зону чужака на бессознательном уровне воспринимается как угроза и вызывает раздражение и агрессию, как способ защиты. А теперь скажите, всегда ли соблюдается это расстояние утром в переполненном метро, маршрутке, автобусе, в очереди и т.п.?

Агрессию и раздражение вызывают и многочисленные препятствия, возникающие в городе. Чего стоят пресловутые дорожные пробки. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным в подобных ситуациях, а если он к тому же очень спешит, то агрессия и раздражение возникнут обязательно. Городской образ жизни с его вечной спешкой, желанием и невозможностью успеть везде и охватить неохватное – это прямой путь к агрессии и раздражению.

Следует отметить, что агрессивность к тому же очень заразительна!

Что делать? В случае чужой агрессии лучше от нее дистанцироваться, стараться не замечать. Представьте, что вас окружает стеклянный купол, и никто не может проникнуть сквозь него без вашего на то разрешения.

С собственной агрессией тоже можно сладить. Во-первых, не накапливайте ее, каждый день выплескивайте накопившуюся за день агрессию доступными средствами. Например, поиграйте с детьми в снежки или в мяч, побоксируйте, сходите в тренажерный зал, поиграйте в компьютерную игру с уничтожением противника и прочее.

Какие еще неприятности влечет за собой городской образ жизни? Продолжим об этом разговор в следующей статье.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *