Особенности московское барокко: Московское барокко (нарышкинское)

Московское барокко (нарышкинское)

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе— православный храм в стиле нарышкинского барокко. 1680-е гг. Построен на средства Льва Кирилловича Нарышкина, родственника царя Алексея Михайловича.

Московское нарышкинское барокко — так называли стилевое направление русского зодчества конца 17-начала 18 века, которое стало начальным этапом в формировании русского барокко.

Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях (комплекс архитектуры конца 17 – начала 18 вв.: относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке).

Генрих Вёльфлин (Heinrich Wölfflin. 1864 — 1945 гг.) — швейцарский писатель, историк, искусствовед, теоретик и историк искусства

Московское барокко – название весьма условное, так как в зданиях присутствовали кроме барокко черты ренессанса и готики, соединенные с традициями русского зодчества.

Если рассматривать систему определений архитектурных стилей, которую создал Г. Вёльфлин,то понятие «барокко» не может быть применимо к данному архитектурному явлению.

Однако, исследования Вёльфлина касались исключительно барокко итальянского, которое отличалось от барокко в других странах. Кроме того, как утверждал сам исследователь, барокко не имеет четко определенных границ.

Мсковское барокко стало связующим звеном между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов.

Церковь Троицы в Троице-Лыково. В 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. Арх. Я. Бухвостов.

Яков Григорьевич Бухвостов (конец 17-начало 18 вв.)— архитектор, один из основоположников московского барокко. Постройки Бухвостова выполнены из кирпича с характерным пышным белокаменным декором.

Барокко в Москве 17-18 вв. сохранило многое от многовековых традиций русской архитектуры, к которым добавлялись новые черты.

Для этого направления характерна многоярусная архитектура церквей, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий.

Примерами московского нарышкинского барокко также могут служить следующие сооружения: Успенская церковь на Покровке.

Нарышкинское барокко воплотилось в работе крепостного зодчего П. Потапова — тринадцатиглавой Успенской церкви на Покровке. Академик Лихачев описывал ее как легкое «облако из бело-красных кружев». Церковь была разобрана в 1935-1936 гг.

Церковь Успения Пресвятой Богородицына Покровке — приходская церковь. 1696-1699 гг. Арх. Крепостной П. Потапов. Построена церковь на средства купца И. Сверчкова.

Новодевичий монастырь

В 17 веке при царевне Софье был построен архитектурный ансамбль с собором в центре.

Согласно документам автором ансамбля и создателем сооружений монастыря является архитектор П.Потапов. В 1890-х — 1900-х гг. архитектор С. Родионов проводил реставрационные работы по восстановлению сооружений монастыря.

Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – московский женский православный монастырь монастырь.

Крутицкое подворье

Осип Дмитриевич Старцев (?- 1714г.)— один из московских зодчих конца 17 — начала 18 века.

Пётр Дми́триевич Барано́вский (1892-1984 гг.) советский архитектор, реставратор древнерусского зодчества.

Построено в 18 веке изначально как монастырь, а затем это место стало резиденцией епископов. Архитектор О. Старцев построил в 1700 г. Собор Успенья Пресвятой Богородицы (Малый Успенский собор), нижний храм Петра и Павла (1667-1689гг.).

Митрополичьи палаты созданы в 1655-1670 гг., отреставрированы П. Барановским.

Крутицкий теремок, Воскресенские переходы (1693-1694 гг.) построены с участием О. Старцева. Для декора теремка и Святых ворот были использованы изразцы работы С.Иванова.

 

Крутицкое подворье.

Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)

Построена на средства Л. К. Нарышкина — брата царицы Натальи Кирилловны. Архитектор не известен (есть данные, что автор – Я. Бухвостов, но так же возможно, что церковь строил П. Потапов).

Сооружение декорировано колоннами, капителями. Его цветовое решение характерно для русских традиций: сочетание красного и белого цветов в отделке фасада.

Церковь Покрова в Филях. Москва. 1690-1694 гг.

Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.

Первое строение было создано в 1657 г. В 1687 г. на средства купцов К. Добрынина и Л. Добрынина начато строительство пятиглавого храма. В 1685 г. созданы порталы нижнего храма, пристроена шестиярусная колокольня (высота 43 м.)

Белокаменными узорами украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Предположительно, автором храма был Сергей Турчанинов (? – начало 18 в.) русский зодчий, завершивший строительство Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке храм был отреставрирован архитектором Г. Алферовой (1912 –1984 гг.)

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Барокко в Москве создавали, в основном, русские мастера, что и определило особенности сооружений и их эстетику. Здания имели традиционную для древнерусских храмов конструкцию, сочетающуюся элементами европейского зодчества, которые использовались преимущественно в декоре. Особенности стиля проявились и в архитектуре более позднего периода. Например, московское барокко соединилось с итальянским направлением стиля и проявилось в храме Святого Климента (1762-1769 гг. ) (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев).

Церковь Святого Климента. Москва. (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев). (1762-1769 гг.)

Нарышкинское барокко – явление типично русское, легко узнаваемое и ставшее важной вехой на пути становления русского барокко.

автор: Марина Калабухова

Московский барокко — HiSoUR История культуры

Московское барокко является условным названием стиля русской архитектуры в последние десятилетия XVII — начала XVIII века, основной особенностью которого является широкое использование элементов архитектурного заказа и использование центрических композиций в архитектуре храма. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — барокко Нарышкина.

происхождения
Во второй половине XVII века. в русской культуре, поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности, как основной элемент бытия стали ощущаться. Это явление было названо «рождение до рождения» (Д.С. Лихачев). В архитектуре был отход от условности средневековой архитектуры для рациональных форм заказов. Эти процессы были похожи на начало эпохи Возрождения в Западной Европе.

Однако раньше, в конце XIX — начале. XX век., Историки искусства определили архитектурный стиль, связанный с традициями западноевропейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки для его появления и используя только хронологическую переписку с искусством Западной Европы в конце XVII века, эта тенденция называлась «барокко». Более того, учитывая сложившееся в то время мнение, что все прогрессивное в русской культуре в конце XVII века связано исключительно с Петром I и его ближайшими соратниками, эта русская версия барокко называлась «Нарышкин», после родственников Петра Я по линии матери Нарышкина, предположительно, первым начал возводить здания, которые отличались по своей архитектуре от традиционной стилистики зданий Древней Руси. Первые здания в стиле «Нарышкинское барокко» назывались Церковью Покрова в Фили и Собором Первосвященского монастыря.

Позже, в 1960-х годах, в результате исследования было установлено, что в начале XVI века был построен ключевой памятник «Нарышкинское барокко» — собор Высокогопетровского монастыря. Кроме того, памятники были воздвигнуты перед церковью Покрова в Фили, но с той же стилистикой. Среди этих зданий были здания Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду, построенная по приказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего соратника княгини Софии. Таким образом, название «Нарышкинское барокко» утратило свою актуальность.

Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание на то, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и что и декор декора, и центральность планировочного решения, характерного для церковных зданий московского барокко, может быть заимствована капитальными мастерами из этого здания. Воскресенский собор был оставлен после осуждения и изгнания Патриарха Никона (1666 г. ). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681 г.), согласно его приказу, строительные работы в Воскресенском соборе продолжались после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла внимание просвещенных кругов Москвы: элементы пространственно-пространственного решения и дизайн собора были взяты за исходные образцы для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь с архитектурой раннего Возрождения, а не с барокко, но с учетом преобладающей терминологии было принято решение оставить название «барокко» (с территориальной нотацией «Москва»), хотя современные ученые признают, что это «… барокко, несущее функцию Возрождения».

Хронологические рамки стиля
Основным периодом развития архитектуры московского барокко можно считать период с начала 1680-х годов до первых лет 1700-х годов. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система проектирования (но в несколько упрощенной форме) можно проследить до конца XVIII века. Постепенное ослабление мегаполисов «Московское барокко» можно объяснить постепенным переходом городской жизни в Петербурге и сосредоточиться на западноевропейской архитектуре и ее мастерах, открыто провозглашенных Петром I.

Потоковые потоки
Московское барокко в классическом варианте является стилистически довольно однородным явлением. Независимо от географического положения художественные элементы оформления — ордер, рамки оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и поэтому легко узнаваемы.

Тем не менее, существует несколько групп зданий, которые имеют существенные отличия от основного направления, но не выходят за рамки стиля. Направления связаны с их внешностью, в основном, вкусами конкретных клиентов.

Строгановский стиль
Во-первых, это относится к зданиям, построенным по заказу крупного промышленника Строганова на Урале. Здания этой группы характеризуются их относительной местностью. С точки зрения архитектуры архитектура строгановских зданий более насыщена декоративными украшениями, чем московские памятники, элементы порядка иногда имеют еще более классический вид, чем в Москве, что позволяет отличить эту тенденцию как «Строганов» стиль. »

Стиль Нарышкина
Нарышкинское или московское барокко — условное название специфического стиля в русской архитектуре в конце XVII — начале XVIII века, начальном этапе развития архитектуры русского барокко. По его названию архитектурная тенденция связана с молодой, бояринской семьей Нарышкиных, ориентированной на Западную Европу, в которой московские и московские поместья были построены с элементами нового стиля барокко для России того времени.

Главное значение стиля Нарышкина в том, что оно стало связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (Петровским барокко), построенным в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Стиль Голицына, который был ближе к западноевропейскому барокко, был построен одновременно с Нарышкинским стилем (возведенные в нем здания иногда ссылались на стиль Нарышкина или использовали для них обобщенное понятие «московское барокко») эпизод в истории русского барокко и не мог играть такой важной роли в истории русской архитектуры.

заглавие
Успенская церковь в Покровке, Москва

Название «Нарышкинский» придерживалось стиля после тщательного изучения в 1920-х годах. Церковь Покрова, построенная в конце XVII века. Нарышкин Фили. С тех пор архитектуру Нарышкина иногда называют «Нарышкин», и, учитывая основную область распространения этого явления, «московское барокко». Тем не менее, существует определенная трудность в сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и это связано с тем, что, стадийно соответствующий раннему возрождению, стиль Нарышкина со стороны формы не поддается определению в Категории, сформированные на западноевропейском материале, включают в себя такие функции, как барокко, так и ренессанс и маньеризм. В этой связи предпочтительнее использовать термин «стиль Нарышкина», который имеет давнюю традицию использования в научной литературе.

Предпосылки возникновения
В XVII веке. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их секуляризация, выраженная в распространении светских научных знаний, отход от религиозных канонов, в частности, в архитектуре. Примерно со второй трети XVII века. начинается формирование и развитие новой светской культуры.

В архитектуре секуляризм выражался прежде всего в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости в погоне за внешней живописностью и элегантностью. Традиционно заказчиками церковного строительства стали торговцы и горожане, которые играли важную роль в природе возведенных зданий. Был построен ряд светских элегантных церквей, которые, однако, не нашли поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись секуляризации церковной архитектуры и проникновению в нее секуляризма. Патриарх Никон в 1650-х годах запретил строительство палаточных церквей, выдвинув традиционную пятиглавую церковь, что способствовало возникновению многоуровневых церквей.

Однако влияние светской культуры на российскую архитектуру продолжало расти, а некоторые западноевропейские элементы также фрагментировались. Однако после того, как Россия завершила Вечный мир с польско-литовским Содружеством в 1686 году, это явление приобрело более масштабный характер: установившиеся контакты способствовали широкомасштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, потому что тогда восточные окраины Содружества были заселены православными культурами, близкими по культуре, и часть культуры, включая чисто национальные элементы, была заимствована у них. Сочетание особенностей разных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русских мастеров и определение специфики нового появляющегося архитектурного направления — стиля Нарышкина.

Особенности
Церковь Покрова в Фили

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

«Нарышкинский стиль» тесно связан с узором, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проходят трансформированные формы западноевропейской архитектуры — приказы и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, из барочного происхождения.

От архитектуры XVI века. он отличается пронизывающей вертикальной энергией, скользящей по сторонам стен, и выбрасывает пышные волны узоров.

Для зданий типа «Нарышкин» характерны смесь противоречивых тенденций и тенденций, внутреннего напряжения, неоднородности структуры и декоративной отделки. Они характеризуются особенностями европейского барокко и маньеризма, отголосками готики, ренессанса, романтизма, слились с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойной масштаб — один гигантский, вертикально стремящийся, а другой — миниатюрный-подробный. Эта особенность была воплощена во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII века. Многие традиции стиля Нарышкина можно найти в проектах IP Зарудный (Меньшиковская башня), Баженов и Казаков.

Элементы внешнего оформления типичного стиля маринистов используются не для расчленения и украшения стен, а для формирования проемов и украшения ребер, как это было принято в традиционной русской деревянной архитектуре. Противоположный эффект создается элементами внутренней отделки. Традиционный русский цветочный узор приобретает барочное великолепие.

Характерный для европейского барокко непрерывного движения, динамика перехода лестницы из космоса в интерьер, в стиле Нарышкина, не получил такого очевидного воплощения. Лестницы скорее спускаются, чем поднимаются, изолируя внутреннее пространство зданий снаружи. В них видны черты традиционной народной деревянной архитектуры.

Лучшими примерами стиля Нарышкина являются центрированные многоуровневые храмы, хотя параллельно с этой инновационной линией много традиционных, бесстольпных, перекрытых закрытым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащенных новыми архитектурными и декоративными формами — сначала из заимствованных из элементов западноевропейской архитектуры ордера, обозначающего тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательному порядку архитектуры. Стиль Нарышкина также характеризуется двухцветной комбинацией красного кирпича и белого камня, использованием полихромной плитки, позолотой резки по дереву в интерьере в соответствии с традициями «русской узорочьи» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, обрезанных белым камнем или гипсом, было типичным для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Здания, построенные в стиле Нарышкина, нельзя назвать поистине барочными в западноевропейском смысле. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурная композиция — оставался русским, и только отдельные, часто едва заметные элементы декора были заимствованы из западноевропейского искусства. Таким образом, состав ряда возведенных церквей противоположен барочному — отдельные тома не сливаются в одно целое, пластически переходя друг в друга, но помещаются один над другим и строго ограничены, что соответствует принципу типичного для древнерусской архитектуры. Иностранцы, как и многие русские, знакомые с западноевропейскими барочными узорами, стиль Нарышкина воспринимались как поистине русское архитектурное явление.

здания
Некоторые из первых зданий в новом стиле появились в Московском и Московском поместьях боярской семьи Нарышкин (из клана, который был матерью Петра I, Натальей Нарышкиной), в которой была построена многоуровневая многоуровневая церковь (1690-1693), Троицкой церкви в Троице-Лыковской (1698-1704), которые характеризуются симметрией композиции, консистенцией масс и расположение пышного белокаменного декора, который свободно интерпретируется в соответствии с порядком, заимствованным из западной архитектуры, обеспечивает средство визуального связывания многопланового объема строительства.

«Церковь Покрова в Фили … — светлая кружевная сказка … чисто московская, а не европейская красота … Вот почему стиль московского барокко так мало похож на барокко Западной Европы , потому что он настолько неразрывно переплетается со всем искусством, прямо к нему на Москву предшествует, и поэтому для каждого иностранца барочные черты настолько неуловимы … Покрова в Фили или Успение на Маросейке, которые кажутся ему совершенно одинаковыми россиянами как Василий Блаженный ».

Игорь Грабарь, российский искусствовед

Церковь Покрова в Фили построена в соответствии с принципами формирования, типичными для русской архитектуры XVII века, представляющими пятиглавый многоуровневый храм, в котором строго ограниченные объемы колокольни и церкви расположены на одном и том же вертикальной оси, так называемого восьмиугольника на четырехугольник. Четверик, окруженный полукругами апсид, на самом деле является самой церковью Покрова, а выше, на следующем уровне, восьмиугольник — это церковь во имя Спасителя, не сделанного руками, покрытого восьмью тонированная арка. На нем поднимается звенящий ярус, выполненный в виде восьмиугольного барабана и увенчанный тонкой позолоченной граненной луковой головой, в то время как остальные четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви есть гульбиши, вокруг церкви — просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма окрашены в розовый цвет, подчеркивая белоснежные декоративные элементы здания.

Подобные черты — полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкина, Тринити-Лыково и построенная Яков Бухвостовым. Многие другие здания в стиле Нарышкина ассоциируются с именем этого крепостного по происхождению архитектора. Примечательно, что в зданиях Бухвостова есть элементы преднамеренно введенного западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется в контрактной документации), однако использование элементов заказа отличается от того, что принято в европейской традиции: основной опорный элемент, как и в древнерусской архитектурной традиции, сохранились стены, которые почти исчезли. Среди множества элементов декора.

Еще одно известное здание в баре Нарышкина был построен крепостным архитектором Петром Потаповым для купца Виноградова Сверчкова тринадцатиглавской Успенской церкви в Покровке (1696-1699), которой восхищаются Бартоломео Растрелли и Василий Баженов, поставил его наравне с Собором Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон приказал взорвать Кремль, поставить рядом с ней особую защиту, чтобы она не пострадала от пожара, который начался в Москве. На сегодняшний день церковь не дошла, потому что она была демонтирована в 1935-1936 годах под предлогом расширения тротуара.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706-1713) описывает переход от башкина Нарышкина к петровскому.

В традициях стиля Нарышкина многие церкви и монастыри были перестроены, что отразилось, в частности, в ансамблях Новодевичьих и Донских монастырей, Крутицкой подмосковье в Москве. В 2004 году комплекс Новодевичий монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе в качестве «выдающегося примера так называемого« московского барокко »(критерий I) и как« выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса , подробно отражающий «московское барокко», архитектурный стиль конца XVII века. »(Критерий IV). В монастыре сохранились стены и ряд церквей, построенных или перестроенных в стиле Нарышкина.

В архитектуре Санкт-Петербурга в начале XVIII века. Стиль Нарышкина не получил дальнейшего развития. Однако между архитектурой Нарышкина и петровским барокко Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII века существует определенная преемственность, типичными примерами которой являются здания, обслуживающие светские потребности Сухаревской башни (1692-1701 гг.) И церковь Архангела Гавриила или Меньшиковская башня (1701-1707) в Москве. Основа композиции Меньшиковской башни, построенной архитектором Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего соратника Петра I князя Александра Меньшикова, основана на традиционной схеме, заимствованной из украинской деревянной архитектуры — многоярусных октаэдров, которые слегка уменьшаются вверху.

Следует отметить, что при создании архитектуры барокко Нарышкина, в отличие от петровского, в основном отмечались русские мастера, что, несомненно, определяло специфику построенных зданий — они были в значительной степени древнерусским характером здание с деталями, заимствованными из западноевропейской архитектуры, как правило, носило чисто декоративный характер.

Значение для российской архитектуры
Стиль Нарышкина сильнее всего повлиял на внешний вид Москвы, но также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII веке, являясь связующим звеном между архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга в процессе строительства. Во многом благодаря Нарышкинскому стилю был сформирован оригинальный образ русского барокко, что особенно ярко проявилось в его позднем елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-младшего. Особенности московского барокко сочетаются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, в экстерьерном оформлении таких московских барочных зданий, как церковь Св. Климента (1762-69, архитектор Пьетро Антони Трезини или Алексей Евлашев), Красные ворота (1742, архитектор Дмитрий Ухтомский) также имеют архитектуру Нарышкина, особенно ее характерное сочетание красных и белых цветов в оформлении стен.

Позже, в конце XIX века. Архитектура Нарышкина, которая широко воспринималась к тому времени как типичное российское явление, оказала определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

Значительные архитекторы
Яков Бухвостов
Иван Зарудный
Петр Потапов
Осип Старцев
Михаил Чоглоков

Стиль Голицына
Очень небольшая группа состоит из двух церквей, заказанных князьями П.А. и Б.А. Голицыным. Большое участие в строительстве и оформлении заняли итальянские мастера, поэтому появление этих зданий сильно отличается от классических образцов «московского барокко». Однако нет необходимости говорить о отдельном стиле (только два здания), а о «памятниках Голицынского круга».

Прозоровский стиль
связанных с семьей князей Прозоровых (см. статью В. П. Перцова в «ссылках»). Это небольшая группа церквей, тесно связанных с первой церковью восьмиугольного типа на четырехугольнике — не сохранившейся Успенской Церковью в Петровско-Дальнем. Несмотря на то, что проект ее проекта был связан с именем князя В. В. Голицына (это заметил ГК Вагнер), однако лаконичный внешний облик церкви, необычный для московского барокко, во многом отражал вкусы клиента — П. И. Прозоровский.

Довольно устойчивая стилистическая линия, несмотря на небольшое количество зданий, имеет довольно обширное хронологическое и географическое развитие, в каждом из последующих зданий этого направления видна связь с оригинальным прототипом.

Лаконичная архитектура Прозоровского нашла своих поклонников — можно назвать церковь в деревне Страхов (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицке (Теплый стан, ныне поселение Мосрангген в Московской области).

Основные здания

Религиозные здания
Ранние здания
Церковь Иоасафа, князя Индии в Измайлово (1678-79, 1685-87, не сохранилась)
Трапезная палата Симоновского монастыря (1679-85, архитектор О.Д. Старцев)
Церковь в деревне Петровское-Дальнее (1684-88 гг. Не сохранилась)
Церковь Св. Параскевы в пятницу в Охотном ряду (1684-87 гг., Не сохранилась).
Церковь Воскресения Христова в Кадаши (1687-1695, архитектор Сергей Турчанинов).
Создайте расцвет, см. Статьи: Нарышкинское барокко, восьмиугольник на четырехугольник.

Региональные памятники
Основные региональные памятники московского барокко расположены в Московской области и крупнейших городах России в то время:

Рязань — Успенский собор (1697-99, архитектор Ю.Г. Бухвостов), под городом — Солочинский монастырь с оригинальными барочными решениями
Тобольск — здания Тобольского кремля, некоторые из которых были построены по проекту Семена Ремезова. На базе «Московского барокко» в Сибири сложилось оригинальное «сибирское барокко».
Астрахань — Успенский собор (1699-1710, архитектор Дорофей Мякишев)
Казань — Петропавловский собор (1723-26 гг.) — один из лучших региональных проектов, по пропорциям и дизайну относится к вершинам стиля.

Жилые дома
Дворец князя В. В. Голицына в Охотном ряду (1687)
Воробьевский дворец (1687)
Тройкуровская палата в Охотном Ряде (1696 г.)
Лефортский дворец в немецкой Слободе (1698-99, архитектор Д. В. Аксамитов, многие элементы позволяют приписать это здание переходной фазе стиля)
Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г. )

Региональные памятники
Палаты Коробова в Калуге (1690)
Дом Михалева в Казани
Воеводский дом в Коломне

Общественные здания
Монетный двор на Красной площади (1697)
Корпус славяно-греко-латинской академии (1687, перестроен)
Здание Земского ордена (на Красной площади) (1700 г.)
Сретенские ворота Земного Города, известные как Сухаревская башня (1692-95, расширены 1698-1701 гг., Архитектор М.Чоголков)

Инженерное дело и укрепление
Большой каменный мост (1687-92 гг., Не сохранился, архитектор — старший Филарет (по атрибуции Б. Н. Надежин))
Стены и башни Нового Иерусалимского монастыря Воскресения (1690-94, архитектор Я. Г. Бухвостов)

Москва Барокко | Encyclopedia.com

Московское барокко — модный архитектурный стиль конца XVII — начала XVIII веков, сочетающий московские (русско-византийские) традиции с западными декоративными деталями и пропорциями; этот термин также иногда применялся к новым течениям в московской живописи, гравюре и литературе конца XVII века.

Термин московское барокко ( московское барокко ) вошел в обиход русских искусствоведов в 1890-х и 1900-х годов как способ классификации самобытного архитектурного стиля, который процветал в Москве и ее окрестностях с конца 1670-х годов, а в провинции — в 1700-х годах. В 1690-х годах родственники Петра I по материнской линии Нарышкины заказали в этом стиле множество роскошных церквей; отсюда и дополнительный искусствоведческий термин «нарышкинское барокко», который иногда ошибочно применяют как общий термин для стиля. Некоторые ранние образцы московского барокко своей общей формой и окраской напоминают московские храмы середины XVII века — кубы, сложенные из красного кирпича с белокаменными украшениями и увенчанные одним или пятью куполами, — но строители, очевидно, усвоили новый чувство симметрии и регулярности в их упорядочении как конструктивных, так и декоративных элементов. Древнерусские орнаментальные детали были почти полностью заменены западными на основе классической ордерной системы: полуколонны с фронтонами и цоколями, наличники ломаных фронтонов, завитки, резные колонны, мотивы ракушечных фронтонов. Одна из лучших концентраций московских построек в стиле барокко была заказана регентшей Софьей Алексеевной в 1680-х годах в Новодевичьем монастыре XVI века в Москве, куда входят церкви Преображения, Успения и Успения, с трапезной, колокольней, монашескими монастырями. кельи и зубцы на стенах монастыря из соответствующих материалов и стиля. Подобные конструкции можно найти в Петровском монастыре (Высокопетровском) на улице Петровка в Москве. По тем же принципам строились и гражданские здания: например, московский особняк князя Василия Голицына (1680-е гг.) и Аптека на Красной площади (169 г.).0с). Ряд этих проектов был выполнен архитектурным отделом Министерства иностранных дел.

В 1690-х годах строители регулярно возводили восьмиугольные конструкции, создавая так называемую восьмиугольную церковь на кубе. Один из лучших образцов, Покров в Филях, построенный для дяди Петра Льва Нарышкина в 1690–1693 годах, с его парящей башней из восьмиугольников, золотых куполов и искусно вырезанным известняковым декором, свидетельствует как о богатстве Нарышкиных, так и об их вестернизированном характере. вкусы. Внутри все иконы были написаны в соответствующем «итальянском» стиле и установлены в искусно вырезанном и позолоченном иконостасе. Эта и другие церкви, такие как Троицкая в Троице-Лыково, Борисоглебская в Зюзино, Спасская в Уборах, с их ярусами отступающих восьмиугольников, тоже чем-то обязаны далеким прототипам в русской и украинской архитектуре (деревянному зодчеству прежней и конфигурация купола последнего), в то время как новое чувство гармонии в их дизайне и планировке вызывает ренессанс. Стиль распространился за пределы Москвы.

Аналогичное развитие можно увидеть в аллегорических гравюрах того периода, украшенных характерным для барокко сочетанием христианских и классических образов, большинство из которых родом из Украины. Характерным примером является гравюра Ивана Щирского (1683 г.) с изображением царей Ивана и Петра, парящих над балдахином с двуглавым орлом, с парящим между ними Христом и над Христом крылатой девой Премудростью Божией (Софией). В иконах, написанных в Московской Оружейной палате и в мастерских Ярославля, Вологды и других крупных торговых центров, прослеживается влияние западного искусства в использовании светотени и декоративных деталей, таких как свитки, путтоподобные ангелы, богато закрученное облако. и рок-мотивы, драматические жесты и даже некоторые заимствования из католической иконографии: например, святые с эмблемами их мученичества; кровь капает с рук и бока Христа. В поэзии силлабический стих и мотивы и приемы барокко были импортированы из Польши и практиковались такими писателями, как Симеон Полоцкий, придворный поэт царя Алексея, и ученик Полоцкого Сильвестр Медведев.

Историки искусства спорят о том, было ли московское барокко прямым производным от западного барокко, представляло собой спонтанно возникшую и оригинальную форму барокко, или же оно было декадентской, сверхвитиеватой последней фазой «классических» форм русско-византийского искусства. Возможно, лучше всего рассматривать его как пример запоздалого влияния Ренессанса на традиционное искусство и архитектуру, вобравшие в себя элементы как современного, так и несколько более раннего западного искусства. Известно, что в этот период ни один русский архитектор не посещал Запад, и мало свидетельств того, что западные архитекторы работали в России. Однако русские мастера имели доступ к иностранным книгам и гравюрам в Оружейной палате, мастерских Министерства иностранных дел и других библиотеках, а контакты с польской культурой, как прямые, так и через Украину и Беларусь, имели большое влияние, особенно в литературе.

Термин Московское барокко обычно не применяется к архитектуре раннего Санкт-Петербурга, хотя многие здания, построенные в царствование Петра I и его ближайших преемников, имели много общего с предшествующим стилем: например, использование восьмиугольные конструкции и белые декоративные детали на более темном фоне. В Москве и провинции московское барокко оставалось популярным вплоть до восемнадцатого века.

См. также: архитектура; голицын, василий васильевич; медведев сильвестр агафоникович; Полоцкий, Симеон; София

Кракрафт, Джеймс. (1990). Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Кракрафт, Джеймс. (1997). Петровская революция в русских образах. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Хьюз, Линдси. (1977). «Западноевропейский изобразительный материал как источник архитектуры московского барокко». Славянское и восточноевропейское обозрение 55: 433–443.

Хьюз, Линдси. (1982). «Московское барокко: спорный стиль». Труды Ассоциации русско-американских ученых в США 15:69–93.

Линдси Хьюз

Московское барокко — HiSoUR История культуры

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — начала XVIII века, главной особенностью которого является широкое использование элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название – барокко Нарышкина.

Происхождение
Во второй половине XVII в. в русской культуре стал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как главному элементу бытия. Это явление было названо «русским предрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре произошел отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, упорядоченным формам. Эти процессы были аналогичны началу Ренессанса в Западной Европе.

Однако раньше, в конце XIX – нач. XX в., искусствоведы определили архитектурный стиль, связанный с традициями западноевропейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения и используя только хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII века, направление получило название «барокко». Более того, учитывая господствовавшее в то время мнение, что все прогрессивное в русской культуре конца XVII века связано исключительно с Петром I и его ближайшими сподвижниками, этот русский вариант барокко получил название «нарышкинское», по имени родственников Петра Я по линии матери, Нарышкиной, якобы первым начал возводить здания, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики построек Древней Руси. Первые постройки в стиле «нарышкинского барокко» назывались Покровской церковью в Филях и собором Первосвященнского монастыря.

Позднее, в 1960-х годах, в результате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинского барокко» – собор Высокопетровского монастыря построен в начале XVI века. Также перед церковью Покрова в Филях были установлены памятники, но имеющие ту же стилистику. Среди этих построек были здания Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы на Охотном Ряду, построенная по приказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего сподвижника княгини Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» утратило свою актуальность.

Некоторые исследователи (Ильин М.А.) обращали внимание на то, что начальный этап «московского барокко» тесно связан с возобновлением строительства Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, и что как декоративное убранство и центральность планировочного решения, характерная для церковных построек московского барокко, могла быть заимствована столичными мастерами именно у этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.

). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681 г.), по его распоряжению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и замысла собора были взяты как исходные образцы для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего Возрождения, чем с барокко, но, учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным обозначением «Москва»), хотя современные ученые признают что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».

Рамы хронологического стиля
Основным периодом развития архитектуры московского барокко можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х годов. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система проектирования (но в несколько упрощенном виде) прослеживаются еще с конца XVIII века.

Постепенное затухание столичных направлений «московского барокко» можно объяснить постепенным переходом городской жизни в Петербург и ориентацией на западноевропейскую архитектуру и ее мастеров, открыто провозглашенной Петром I.

Структурированные потоки
Московское барокко в его классическом варианте — стилистически достаточно однородное явление. Вне зависимости от географического положения художественные элементы декора – ордер, обрамления оконных и дверных проемов – соответствуют типовому образцу и поэтому легко узнаваемы.

Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящие за рамки стиля. Направления обусловлены их появлением, в основном, вкусами конкретных покупателей.

Строгановский стиль
В первую очередь это относится к зданиям, построенным по заказу крупного промышленника Строганова на Урале. Здания этой группы характеризуются относительной локальностью. В архитектурном отношении архитектура строгановских корпусов более насыщена декоративным убранством, чем московские памятники, элементы ордера иногда имеют даже более классический вид, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановское». стиль.

Нарышкин стиль
Нарышкинское или московское барокко — условное название особого стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа развития архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное направление обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и московских усадьбах строились храмы с элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля в том, что он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), построенным в западноевропейском духе Петербурга. Голицынский стиль, более близкий к западноевропейскому барокко, строился одновременно с нарышкинским (возводимые в нем здания иногда относят к нарышкинскому стилю или используют для них обобщенное понятие «московское барокко»), только эпизод в истории русского барокко и не мог сыграть столь важную роль в истории русской архитектуры.

Заголовок
Успенская церковь на Покровке, г. Москва

Название «Нарышкинский» закрепилось за стилем после тщательного изучения в 1920-х гг. Покровская церковь, построенная в конце XVII века. Нарышкин Фили. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинской», а, учитывая основной ареал распространения этого явления, «московским барокко». Однако есть определенная трудность в сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствующий раннему Возрождению, нарышкинский стиль по части формы не поддается определению в категории, сформированные на западноевропейском материале, в нем присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать термин «нарышкинский стиль», имеющий давнюю традицию употребления в научной литературе.

Предпосылки возникновения
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление – их секуляризация, выразившаяся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в архитектуре.

Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.

В архитектуре светскость выражалась прежде всего в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и изяществу. Традиционно заказчиками церковного строительства становились купцы и горожане, что играло немаловажную роль в характере возводимых зданий. Был построен ряд светских нарядных храмов, которые, однако, не нашли поддержки в кругах церковных иерархов, сопротивлявшихся секуляризации церковного зодчества и проникновению в него секуляризма. Патриарх Никон в 1650-х годах запретил строительство шатровых церквей, выдвинув традиционную пятиглавую церковь, что способствовало возникновению ярусных церквей.

Однако влияние светской культуры на русскую архитектуру продолжало возрастать, а некоторые западноевропейские элементы также фрагментировались. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 году это явление приняло более масштабный характер: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну.

Это явление не было однородным, так как тогда восточные окраины Речи Посполитой были заселены близкими по культуре православными культурами, и часть культуры, в том числе чисто национальные элементы, была заимствована у них. Сочетание черт разных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русскими мастерами и определили специфику нового зарождающегося архитектурного направления – нарышкинского стиля.

Особенности
Церковь Покрова в Филях

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, г. Москва

«Нарышкин стиль» тесно связан с узором, но это в какой-то мере его дальнейший этап, в котором преобразовываются формы западноевропейской архитектуры – пробиваются ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно барочного происхождения.

Из архитектуры XVI века. его отличает пронзительная вертикальная энергия, скользящая по бокам стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерно смешение противоречивых направлений и течений, внутренняя напряженность, неоднородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слитые с традициями русского деревянного зодчества и древнерусского каменного зодчества. Характерен двойной масштаб – один гигантский, вертикально устремленный, а другой – миниатюрно-детальный. Эта черта нашла воплощение во многих архитектурных проектах Москвы на протяжении всей первой половины XVIII века. Многие традиции нарышкинского стиля можно найти в проектах И. П. Зарудного (Меньшиковская башня), Баженова и Казакова.

Элементы наружной отделки типичного маньеристического стиля используются не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения нервюр, как это было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположный эффект производят элементы внутренней отделки. Традиционный русский цветочный узор приобретает барочное великолепие.

Характерная для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц из внешнего пространства во внутреннее, в нарышкинском стиле не получила столь явного воплощения. Лестницы скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от внешней среды. В них видны черты традиционного народного деревянного зодчества.

Лучшими образцами нарышкинского стиля являются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно этой новаторской линии множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогатившихся новыми архитектурно-декоративными формами – прежде всего заимствованные из западноевропейской архитектуры элементы ордера, обозначающие тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Для стиля Нарышкина также характерно двухцветное сочетание красного кирпича и белого камня, использование в интерьерах полихромных изразцов, позолоченной резьбы по дереву в традициях «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание стен из красного кирпича, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для построек Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Здания, построенные в нарышкинском стиле, нельзя назвать истинно барокко в западноевропейском понимании. Нарышкин стиль в своей основе – архитектурной композиции – оставался русским, и лишь отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора были заимствованы из западноевропейского искусства. Таким образом, композиция ряда возводимых церквей противоположна барочной – отдельные объемы не сливаются в одно целое, пластически переходят друг в друга, а располагаются один над другим и строго разграничены, что соответствует принципу формирования, типичного для древнерусского зодчества. Иностранцами, как и многими россиянами, знакомыми с образцами западноевропейского барокко, стиль Нарышкина воспринимался как истинно русское архитектурное явление.

Строения
Одни из первых построек в новом стиле появились в Московской и Московской усадьбе боярского рода Нарышкиных (из рода матери Петра I Натальи Нарышкиной), в которой были построены высококлассные многоквартирные -ярусная церковь из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: церковь Покрова в Филях (1690-1693), Троицкая церковь в Троице-Лыкове (1698-1704), для которых характерна симметричность Композиция, выдержанность масс и расположение пышного белокаменного декора, вольно трактующего ордер, заимствованный из западной архитектуры, позволяют визуально связать многочастный строительный объем. 0003

«Церковь Покрова в Филях… – легкая кружевная сказка… чисто московская, а не европейская красота… Вот почему стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко Западной Европы, потому что он так неразрывно переплетено со всем искусством, прямо ему на Москву предшествовавшее, и потому для каждого иностранца барочные черты так неуловимы… Покрова в Филях или Успение на Маросейке, которые кажутся ему совсем такими же русскими, как Василий Блаженный.

Игорь Грабарь, русский искусствовед

Покровская церковь в Филях построена по принципам формообразования, характерным для русского зодчества XVII века, представляя собой пятиглавый ярусный храм, в колокольня и церковь расположены на одной вертикальной оси, так называемом восьмиугольнике на четверике. Четверик, окруженный полукружиями апсид, это собственно и есть сама Покровская церковь, а выше, на следующем ярусе, восьмигранник — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмеркой -тонированная арка. На нем возвышается звенящий ярус, выполненный в виде восьмиугольного барабана и увенчанный изящной позолоченной граненой луковицей, а остальные четыре главы завершают апсиды церкви. В основании церкви есть гульбищи, вокруг церкви просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма окрашены в розовый цвет, подчеркивающий белоснежные декоративные элементы здания.

Подобные черты имеет совершенно белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и построенная Яковом Бухвостовым. Многие другие постройки в нарышкинском стиле связаны с именем этого крепостного по происхождению зодчего. Показательно, что в бухвостовских постройках присутствуют элементы преднамеренно введенного западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется в договорной документации), однако использование ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: основной несущий элемент, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие среди множества элементов декора.

Еще одно выдающееся здание в стиле нарышкинского барокко было построено крепостным архитектором Петром Потаповым для купца Виноградова Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696-1699), которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов поставил ее в один ряд с собором Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон приказал взорвать Кремль, поставить возле нее особую охрану, чтобы ее не поразил пожар, начавшийся в Москве. До настоящего времени церковь не дошла, так как была разобрана в 1935-1936 гг под предлогом расширения тротуара.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706-1713) знаменует собой переход от нарышкинского барокко к петровскому.

В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие храмы и монастыри, что нашло отражение, в частности, в ансамблях Новодевичьего и Донского монастырей, Крутицкой подворья в Москве. В 2004 году комплекс Новодевичьего монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе как «выдающийся образец так называемого «московского барокко» (критерий I), и как «выдающийся образец исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса». , детально отражающий «московское барокко», архитектурный стиль конца XVII века. «(Критерий IV). В монастыре сохранились стены и ряд церквей, построенных или перестроенных в нарышкинском стиле.

В архитектуре Петербурга начала XVIII в. Нарышкин стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, типичными примерами которой являются здания, обслуживающие светские нужды Сухаревой башни (1692-1701 гг.) и церковь Архангела Гавриила или Меншиковская башня (1701-1707) в Москве. В основу композиции Меншиковской башни, построенной архитектором Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I князя Александра Меншикова, легла традиционная схема, заимствованная из украинского деревянного зодчества, – ярусные восьмигранники, которые несколько уменьшаются вверху.

Следует отметить, что в создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, в основном отмечались русские мастера, что, несомненно, определило специфику построенных зданий – они в значительной степени были древнерусскими характер здания с деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества, как правило, носили чисто декоративный характер.

Значение для русской архитектуры
Нарышкин стиль наиболее сильно повлиял на облик Москвы, но он же оказал большое влияние и на развитие всей архитектуры России XVIII века, являясь связующим элементом между архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга. Строящийся Петербург. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю сформировался самобытный образ русского барокко, особенно ярко проявившийся в его позднем елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-младшего. Черты московского барокко сочетаются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как церковь Св. Климента (1762-69, архитектор Пьетро Антони Трезини или Алексей Евлашев), Красные ворота (1742, арх. Дмитрий Ухтомский) также отличает нарышкинская архитектура, особенно характерное для нее сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

Позднее, в конце XIX в. Нарышкин зодчество, широко воспринимавшееся к тому времени как типично русское явление, оказало определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

Известные архитекторы
Яков Бухвостов
Иван Зарудный
Петр Потапов
Осип Старцев
Михаил Чоглоков

Голицынский стиль
Очень небольшая группа состоит из двух церквей, построенных по заказу князей П.А. и Б.А. Голицыных. Большое участие в строительстве и отделке принимали итальянские мастера, поэтому внешний вид этих зданий достаточно сильно отличается от классических образцов «московского барокко». Впрочем, об отдельном стиле (всего два здания) говорить не приходится, скорее о «памятниках Голицынского круга».

Прозоровский Стиль
, связанный с родом князей Прозоровых (см. статью В.П. Перцова в «справках»). Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью восьмиугольного типа на четверике – не сохранившаяся Успенская церковь в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что составление ее проекта было связано с именем князя В. В. Голицына (это заметил Г. К. Вагнер), тем не менее, лаконичный внешний облик церкви, несвойственный московскому барокко, во многом отражал вкусы заказчика. – П И. Прозоровский.

Довольно выдержанная стилистическая линия, несмотря на малое количество построек, имеет достаточно обширное хроногеографическое развитие, в каждой из последующих построек этого направления просматривается связь с первоначальным прототипом.

Лаконичная архитектура Прозоровского нашла своих почитателей – можно назвать церковь в деревне Страхов (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицке (Теплый Стан, ныне поселок Мосрентген Московской области).

Основные постройки

Культовые постройки
Ранние постройки
Церковь Иоасафа, князя Индии в Измайлово (1678-79, 1685-87, не сохр.)
Трапезная палата Симонова монастыря (1679-85, арх. О.Д. Старцев)
Церковь в селе Петровское-Дальнее (1684-88 гг., не сохр.)
Церковь св. Параскевы Пятницы в Охотном Ряду (1684-87 гг., не сохр.).
Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-169 гг.)5, архитектор Сергей Турчанинов).
Застройка эпохи расцвета, см. статьи: Нарышкинское барокко, восьмиугольник на четверике.

Региональные памятники
Основные региональные памятники московского барокко находятся в Подмосковье и крупнейших городах России того времени:

Рязань – Успенский собор (1697-99, арх. Ю.Г. Бухвостов), под городом – Солотчи Монастырь с оригинальными барочными решениями
Тобольск – здания Тобольского Кремля, часть которых построена по проекту Семёна Ремезова. На основе «московского барокко» в Сибири сложилось оригинальное «сибирское барокко».
Астрахань – Успенский собор (1699-1710 гг., арх. Дорофей Мякишев)
Казань – Петропавловский собор (1723-26 гг.) – один из лучших региональных сооружений, по пропорциям и замыслу относится к вершинам стиля.

Жилые дома
Дворец князя В.В. Голицына в Охотном ряду (1687 г.)
Воробьев дворец (1687 г.)
Палата Троекуровых в Охотном ряду (1696 г.)
Лефортовский дворец в Немецкой слободе (1698-99 гг., арх. Д.В. многие элементы позволяют отнести это здание к переходной фазе стиля)
Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *