Особенности романского и готического стилей: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕПОСТЕЙ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ

Содержание

Романский и готический стиль в архитектуре Испании: замки, соборы, крепости

Автор Пабло Гонсалес На чтение 8 мин Просмотров 12 Опубликовано

Содержание

  • 1 Романская архитектура
  • 2 Особенности романского стиля на территории Испании
  • 3 Испания и готический стиль
  • 4 Готическое направление в Испании
  • 5 Готический стиль в испанских регионах
  • 6 Эффективное завершение готического стиля
  • 7 Особенности строительства испанских замков для обороны
  • 8 Не только церкви и замки

Существование на территории Испании различных архитектурных стилей вызвано тем, что здесь постоянно происходило смещение народностей  и различных религий. В то время, когда на юге страны создавались красочные мавританские сооружения, на сервере страны романский стиль постепенно стала вытеснять готика.

Содержание

  1. Романская архитектура
  2. Особенности романского стиля на территории Испании
  3. Испания и готический стиль
  4. Готическое направление в Испании
  5. Готический стиль в испанских регионах
  6. Эффективное завершение готического стиля
  7. Особенности строительства испанских замков для обороны
  8. Не только церкви и замки

Романская архитектура

По поводу того, где впервые появились зачатки романского стиля, ведутся дискуссии и сегодня. Многие склоняются к тому, что еще в 1 тысячелетии романские здания стали появляться  в Андалусии. А некоторые считают, что в 9 столетии романский стиль в архитектуре стал появляться в Каталонии. Такие здания постепенно начали распространяться вглубь полуострова по мере оттеснения мавров на юг страны. Романский стиль больше всего проявился в строительстве сложных храмовых комплексов.

Особенно большое количество подобных сооружений можно встретить по движению паломников на пути Камино-де-Сантьяго. На той территории, где влияние мавров было очень сильным, в зданиях романского стиля просматриваются явные черты мудехарского стиля в зданиях построенных не из камня, а из кирпича. Также стоит отметить, что в зданиях романского стиля появляются новые элементы византийского зодчества, которое проникало на территорию Испании из Италии. Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе.

Особенности романского стиля на территории Испании

Фото: Собор Сантьяго-де-Компостела

Определить принадлежит ли здание к романскому стилю, достаточно просто. Нужно в первую очередь искать полукруглые арки, а также простые элементы в виде радуги, что можно встретить в любом месте: дверях, окнах, на фасаде. Потолок в таких зданиях представлен купольным сводом. Такие простые по конструкции здания смотрелись впечатляюще из-за массивности.

Постепенно простые здания романского стиля стали приобретать нарядность, наиболее ярко это видно на соборе в Сантьяго-де-Компостеле, что был построен в 12 в. Наиболее легко узнать романские здания на севере Испании, а вот в других регионах это направление имеет немного другие особенности. Например, в Сеговии, что расположена ближе к северу в романских сооружениях появляются открытые галереи у боковых фасадов.

В Каталонии очень нравилось строителям и архитекторам использовать «грузные» колокольни. Сегодня на территории Испании можно найти несколько мостов, которые построены именно в таком стиле.

Испания и готический стиль

Фото: Монастырь Ла-Олива в Наварре

Если история появления романского стиля на территории страны не слишком ясна, то по поводу готического направления сомнений нет. Такой вид архитекторы пришел из Франции в конце 12 в. На протяжении 4 столетий влияние готического зодчества то спадало, то усиливалось. Происходило смешивание различных стилей и направлений в зависимости от определенных состояний.

Одним из первых примеров готического стиля можно считать монастырь Ла-Олива в Наварре, что был построен в 1170 г. Угрюмость такого сооружения была немного сглажена круглыми окнами-розетками. В последствие в Испании старались воспроизвести и принять высокую готику, которая была реализована в строительстве храмов Северной Франции, но получить полного соответствия и освоения просто не получилось.

Как яркие примеры высокой готики можно считать соборы в Бургосе и Толедо, что были начаты возводиться около 1220-х годов. Здесь присутствуют стрельчатые арки, высокие нефы, витражи, различные плетения. Также очень близок по выполнению именно к готическому стилю собор в Леоне (заложен в 1255 г.). Но как не старались испанские зодчие соборы не были такими высокими, а окна столь большими, как получалось во Франции.

Готическое направление в Испании

Фото: Клуатр кафедрального собора в Памплоне

В Иберии готическая архитектура была столь разнообразна и многолика, что очень сложно говорить о некотором особом испанском стиле. В ней присутствовали основные элементы ,присущие готическому стилю в общем понимании:

  • Стрельчатые арки;
  • Контрфорсы существенно изменили свой внешний мир;
  • Стены стили были более высокими.

В этот период неотъемлемым элементом стало присутствие каменной ажурной резьбы и каменное оригинальное кружево. Не стоит говорить о том, что в Испании использовали только готовые элементы готического стиля, испанские зодчие также ввели свое новшество – звездчатый свод. Прекрасным примером станет центральный купол кафедрального собора в Бургосе и клуатр кафедрального собора в Памплоне.

Готический стиль в испанских регионах

Фото: Кафедральный собор в Пальма-де-Мальорке

Стоит отметить, что в отдаленных от крупных городов регионах готический стиль получит немного другую реализацию. Уникальный стиль в готическом направлении сложился в Каталонии. Здесь особенностью стала пространственная свобода и широта взглядов зодчих. Невычурные соборы этих сооружений очень напоминают огромные по площади пещеры.

По типу храмов зонального плана построен просторный кафедральный собор в Пальма-де-Мальорке. Чтобы организовать поддержку сводов таких пространственных зданий, необходимы были надежные опоры, которые в каталонских зданиях прятались в боковых часовнях, а не выступали, как было принято традиционно в готическом стиле. Барселонский собор, который был возведен в 1298 году, первоначально планировался просторным и светлым, но этого не получилось реализовать из-за ряда обстоятельств:

  • Общая загруженность пространства;
  • Недостаточность освещения из-за небольших окон.

В здании постоянно сохраняется ощущение мрака.

А вот базилика Санта-Мария-дель-Мар – это наиболее удачный образец каталонской готической архитектуры.

В других регионах страны готическая архитектура является более эклектисной. В арагонских постройках чаще всего наблюдается смешение стилей и направлений, в частности готики и мудехара. Такими сооружениями можно считать:

  • Собор Ла-Сео в Сарагоне, который был построен в романским стиле и затем дополнен куполом и геометрическим орнаментом;
  • Собор в Таррагане – это романское сооружение, что было дополнено квадратной кирпичной аркой.
  • В севильском кафедральном соборе наблюдается смешение сразу готических и мавританских элементов.

Эффективное завершение готического стиля

Фото: Собор Сан-Хуан-де-лос-Рейес

В конце 15 века готический стиль уже вымирал, но именно в этот период произошел определенный всплеск в строительстве: сформировался новый позднеготический стиль исабелино, который получил название в честь королевы Изабеллы.

Здесь смешалось много направлений: готика, мавританский и романский стиль, а также добавились идеи Ренессанса, что стал принимать в Испанию. Стали появляться в зданиях коробовые сплющенные арки, вычурные фасады. Ярким примером стиля исабелино можно наблюдать в соборе Сан-Хуан-де-лос-Рейес, проектом которого занимался французский архитектор Хуан Гуас. Этот новый для Испании стиль просуществовал совсем недолго, вскоре сама королева стала приветствовать новое направление – идеи Ренессанса.

Особенности строительства испанских замков для обороны

Фото: Замок Бельвер на Мальорке

Ни одна страна не может похвастаться тем, что в период расцвета готического романского стиля, было построено огромное количество замков. Основная часть оборонительных сооружений возведено в Кастилии. Некоторые из них на самом деле представляли действительно мощные оборонные сооружения, а некоторые внешне только казались крепкими и надежными.

Последние, когда приходило время в реальных сражений, просто рассыпались. Многие богатые испанцы предпочитали заниматься строительством для личного проживания не резиденций, а оборонительные сооружения, как ложные, так и реально надежные. Очень часто мавританские крепости становились основанием для строительства.

Замки не отличались какой-то особой композицией. Большая часть из них была возведена в соответствии с традиционными канонами оборонительных сооружений. В центре общей конструкции была одна центральная крепость, в этот период уже в Европе стали появляться другие более совершенные модели.

Одним из ярких сохранившихся примеров находится на Мальорке – это замок выполненный в готическом стиле замок Бельвер. Это круглое сооружение, которое смягчает и украшает стрельчатые арки.

Как и в храмовых сооружениях в замках присутствовали и мавританские элементы. А образцом в стиле мудехар можно считать кирпичный замок Кока возле Сеговии, построенный в 15 веке. В то время, как богатые испанцы прятались за стенами своих замков,  испанские города также укреплялись и усиливались. В 11 веке была построена мощная крепостная стена с 88 башнями, которая и сегодня располагается около города Авилу на Месете. В период расцвета готики стенами стали окружаться такие города, как Толедо, Морелья, Санта-Фе.

Не только церкви и замки

Не стоит думать, что в Испании строили только замки и церкви. Присутствие испанского архитектурного стиля также наблюдается при возведении более прозаичных замков. Стрельчатые арки и сводчатые потолки стали встречаться в более повседневных зданиях. Например шелковая биржа в Валенсии, которая возведена была в 15 веке, украшена звездчатым сводом и стройными колоннами.

В лабиринтах Готического квартала Барселоны можно встретить несколько зданий в стиле готики, что практически были не тронуты временем, он раньше предназначались для пользования городскими властями.

Увидеть архитектуру Испании в готическом и романском стиле, вы можете на этом авторском видео:

Романский и готический стиль в средневековой культуре

Начиная с Xвека в западно-европейской художественной культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного постоянно создавали для каждого человека угрозу стать объектом насилия.

Помимо угроз реальных человека Средневековья постоянно подстерегали враги незримые, которых олицетворял дьявол и многочисленная армия злых духов. Беспрепятственно перемещаясь в пространстве, злые духи имели возможность проникать в ход мыслей человека, настраивать его ум и сердце на совершение порочных поступков. Этот невидимый мир злых духов колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял.

В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей. Архитектурные сооружения нового типа должны были формировать чувство прочности, надежности, основательности. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки.

В X веке художественная культура средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского.Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX века французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», то есть римский. Первоначально это понятие относили только к памятникам архитектуры VI‑XII вв., позднее им стали определять всю культуру этого времени.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Несмотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, или на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами наверху. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал. Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню – донжон, которая была меньше других объемов, но зато выше всех остальных.

Под донжоном располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величественных и мощных замков Франции – замок Пьерфон к северу от Парижа.

С XIIвека в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых органично становились городские площади с кафедральными городскими соборами. Города стали соперничать великолепием городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения, а были тесно связаны с жизнью города: здесь собирались община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища и т.д.

Храмовая архитектура средневековья также отражала особенности своего времени. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города.

При этом зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее точно отражающую требования религиозного католического культа, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Однако узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться большими по размерам. Первоначально их возводили с плоскими потолками, а затем стали перекрывать внутренние помещения каменными полукружными сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских стен.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XIвеке все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.

Человек в романском искусстве лишен почти всех признаков индивидуальности, выступая, прежде всего как телесная оболочка, ничтожен и несамостоятелен. Он выступает перед нами в первую очередь как игрушка в руках мировых сил, и в первую очередь – в руках Бога, в образе которого они материализуются и персонифицируются в христианстве.

В начале XIIвека романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим названиеготического.

Термины «готика» и «готический» возникли в Италии, в среде художников итальянского Возрождения XVI века и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, так как готическое искусство рассматривалось ими как художественное наследие разрушителей античного Рима – варваров-готов. Изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю. Готика была синонимом варварства и считалась искусством примитивным, даже уродливым. Но подобная оценка готического стиля в последующие столетия была пересмотрена.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Во всех областях жизни общества постепенно возрастает роль светского рационального начала. Этот процесс отразился и в художественной культуре, в которой возникают две важные черты – увеличение роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Развитие этих черт существенно усилило мистическое, иррациональное, символическое значение красоты.

Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архитектуре готического стиля, в художественной выразительности готических соборов и их декоративном украшении. Готические соборы были призваны отражать стройность божественного миропорядка и олицетворять божественную вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла религиозную абстрактную идею и реальную жизнь. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Этот стиль сформировался во Франции в XIIвеке, затем перешел в Англию, вXIIIвеке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, появление которой связывалось с влиянием арабской архитектуры.

Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Готическая система была разработана французскими зодчими: в ее основе лежит арка и свод. Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод по сути дела покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) полностью переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов).

Грандиозность и легкость готических соборов создает иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, остроконечных, сходящих диагонально ребер (нервюр). Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Внутреннее пространство храма делается боле свободным и просторным, почти преодолевая грань между внутренним пространством храма и пространством мира, который все более активно вторгается в это внутреннее пространство через оконные проемы в виде наполняющего их света.

Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчезла, а своды перерезала сеть нервюров, образующих свод арок; везде, где было возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь к небу, к Богу. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Поскольку конструкция готических соборов предполагала большие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли витражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. По разнообразию сюжетной тематики витражи готического собора успешно соперничали со скульптурой. Помимо композиций на библейские темы и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них также помещались эпизоды из легенд о жизни святых, изображения исторических событий. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что естественным цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считали также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верующий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощущение ирреальности пространства.

Готический стиль, как никакой другой, предоставил христианской церкви новые возможности художественных форм. Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она имела темные и светлые стороны, несла в себе прогрессивные и реакционные явления, но, безусловно, стала важной ступенью развития мировой культуры.

Сравнение романского и готического стилей в архитектуре — 838 Words

Единственная наиболее заметная разница касается, конечно же, переосмысленного фасада готических соборов: воздушного, впечатляюще высокого и вертикально ориентированного. Несколько принципов господствовавшего ранее романского стиля были нарушены в готическом стиле во время его зачатия в 12 веке («Готическое искусство»). К ним относятся толстые стены, круглые, часто «полным полукругом» арки и небольшие окна, также закругленные вверху («Готика» 0:58). Романские постройки производили впечатление устойчивости и властности, с минимальным орнаментом в виде однотипных полукруглых арок – нередко поддерживаемых колоннадой опор («романская архитектура»). Однако арки, являющиеся сходством между двумя стилями, представляют собой совершенно разный вид. В отличие от романских арок, обычно круглых, лишь иногда «слегка искривленных», в готическом стиле появились остроконечные арки — стрельчатые арки — более близкие к треугольной форме («готическое искусство»). Теперь стрельчатые арки считаются наиболее характерными аспектами готической архитектуры, присутствующими в каждом региональном варианте.

Наличие арки, а впоследствии и аркады – совокупности арок – постоянный аспект обоих соборных стилей; однако причина, по которой готика была настолько революционной в свое время, связана с включением естественного света. Окна готического собора огромны, завораживают и пропускают много солнечного света — в отличие от римского стиля. Романские соборы, а именно такие, как собор Шпейера или церковь аббатства Святого Иакова в Венгрии, представляют собой закрытые сооружения с защитным характером («романская архитектура»). Их узкие и маленькие окна пропускают лишь ограниченное количество света, создавая ощущение изоляции от остального мира; идея, которая усиливалась толстыми стенами собора. Это были «крепкие строения, с небольшими парными окнами и крестовыми сводами» («романская архитектура»). В отличие от готических соборов романские постройки отличались большей простотой и визуальной устойчивостью конструкции, закрытым, защищенным интерьером.

Творения только что изобретенного стиля готики и сегодня будоражат умы ее поклонников – трудно представить, какое впечатление она производила на человека XII века. Структура кажется высокой и воздушной, с большими окнами, которые позволяют естественному свету играть с внутренними сводами. Величайшим примером является и самый известный – настоящий шедевр готики – собор Нотр-Дам де Пари. Говорят, что «это помогло навсегда изменить архитектуру, открыв готический стиль» («История французского собора Нотр-Дам» 0:46). Замечательными архитектурными особенностями, сделавшими возможным готическое сооружение, являются «ребра» — несущие конструкции как готических, так и романских сводов; и «аркбутаны» — несущие конструкции снаружи стен собора, которые несли большую часть веса конструкции. По данным CBS News, «единственное, что могло ослабить конструкцию, — это вода», что, на примере Нотр-Дама, было блестяще решено путем установки оригинальных водосточных труб («История французского собора Нотр-Дам», 2011). Собор остается самым известным и заметным образцом готической архитектуры, известным публике.

Легко не заметить тот эффект, который произвел Нотр-Дам-де-Пари, и огромные усилия, затраченные на его сооружение. Судя по всему, первоначальная постройка с 1183 года длилась 200 лет и закончилась в 1345 году («История французского собора Парижской Богоматери»). За свою долгую жизнь здание повидало немало разрушений и не раз было частично разрушено. Знаменитые «окна-розы» из затейливых витражей, характерные и для готического стиля, были сняты «в страхе перед нацистским вандализмом» («История французского собора Парижской Богоматери» 1:14). Таким образом, внешний вид готического стиля на протяжении веков имел разные коннотации — от в высшей степени новаторского до отсутствия современности и до того, что его снова очень ценили.

Как правило, большинство стилистических особенностей, которыми отмечены различия между готическим и романским стилями, связаны с визуальным впечатлением, которое производят соборы. Римская архитектура отличается структурной и визуальной устойчивостью, толстыми стенами и приземистым фасадом; а также «круглые арки, прочные опоры, крестовые своды, большие башни» («романская архитектура»). Он восходит к архитектурной традиции Римской империи, что заметно по визуальным признакам характерных греко-римских колонн и опор. Романские здания имеют минимум украшений, часто на абстрактную тематику. Романские здания часто очень симметричны, что «приводит к более простому внешнему виду, чем последующие готические» («готическое искусство»). Готическая архитектура, напротив, использовала плотные и замысловатые украшения как внутри соборов, так и снаружи; стены были значительно тоньше, что стало возможным благодаря добавлению поддерживающих конструкций, таких как контрфорсы. Для готической архитектуры характерны большие витражи, что невообразимо для романского стиля. Хотя он сохранил некоторые черты, такие как арки и ребристые своды римской архитектуры, внешний вид готического стиля резко отличается, будучи вертикальным, подчеркивая величие впечатляюще высоких соборов, давая посетителям ощущение входа в небесные сферы.

«Введение в готическое искусство». LumenLearning — Безграничная история искусств, Интернет.

«Собор Нотр-Дам: краткая история», загружено на YouTube Global News, 2019 г., Интернет.

«Романская архитектура». LumenLearning — Безграничная история искусств, Интернет.

«Романская архитектура против готики», YouTube, загружено Расселом Тарром, Web.

«История французского собора Нотр-Дам», YouTube , загружено CBS News, 2014, Интернет.

Это эссе о сравнении романского и готического стилей в архитектуре было написано и представлено вашим коллегой ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен пользовательский Образец эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

801 сертифицированный писатель онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Романская архитектура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Первый романский стиль развился на территории Каталонии и продемонстрировал более низкий уровень мастерства, чем более поздний романский стиль.

 

  • Описать форму, содержание и контекст ключевых произведений романской архитектуры
  • Различие между первым романским и романским стилями архитектуры
  • Определите определяющие характеристики и разновидности романской архитектуры, встречающиеся по всей Европе
  • Сравните характеристики романской архитектуры с дороманскими и более поздними стилями

Развитие первой романской архитектуры

Романская архитектура делится на два периода: «первый романский» стиль и «романский» стиль. Первый романский стиль развился на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10 -м веке до более позднего влияния аббатства Клюни. Этот стиль приписывают архитектурной деятельности групп ломбардских учителей и каменщиков, работавших на каталонской территории в первой четверти XI века. Аббат Олиба из монастыря Санта-Мария-де-Риполь был особенно влиятельным импеллером, диффузором и спонсором первого романского стиля. Чтобы избежать термина дороманский стиль, который часто используется в гораздо более широком смысле для обозначения раннесредневекового и раннехристианского искусства (а в Испании может также относиться к вестготскому, астурийскому, мосарабскому и репобласионскому искусству), Пуч-и-Кадафальч предпочитал использовать термин «первый романский».

Характеристики

Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардные полосы. Разница между первым романским и более поздним романским стилями заключается в опыте, с которым были построены здания. В первом романском стиле использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов, в то время как романский стиль отличается более изысканным стилем и более широким использованием свода и обработанного камня. Например, Эботт Олиба приказал пристроить монастырь Санта-Мария-де-Риполь в 1032 году, отражая первые романские характеристики двух фронтальных башен, круиза с семью апсидами и ломбардского орнамента глухих арок и вертикальных полос.

 

 

Монастырь Риполь: Монастырь Санта-Мария-де-Риполь — бенедиктинский монастырь, построенный в первом романском стиле, расположенный в городе Риполь в Каталонии, Испания. Хотя большая часть нынешней церкви включает в себя перестройку 19-го века, скульптурный портик является известным произведением романского искусства.

Цистерцианская архитектура

Цистерцианцы — римско-католический орден, состоящий из монахов и монахинь, чьи монастыри и церкви отражают один из самых красивых стилей средневековой архитектуры. Этот орден был основан группой монахов-бенедиктинцев из монастыря Молесме в 109 г.8, с целью более точно следовать Правилу святого Бенедикта.

Характеристики цистерцианской архитектуры

Цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры и внесла важный вклад в европейскую цивилизацию. Из-за чистого стиля цистерцианских монастырей и церквей они считаются одними из самых красивых реликвий средневековья. Цистерцианские учреждения были в основном построены в романском и готическом архитектурных стилях в средние века, хотя более поздние аббатства также были построены в стилях ренессанса и барокко. Цистерцианские аббатства Фонтенэ во Франции, Фонтаны в Англии, Алкобаса в Португалии, Поблет в Испании и Маульбронн в Германии сегодня признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Аббатство Фонтанов: Аббатства Англии 12-го века были суровыми и неубранными – разительный контраст с тщательно продуманными церквями более богатых бенедиктинских домов – однако, по словам Уоррена Холлистера, «даже сейчас простая красота цистерцианского такие руины, как Фонтаны и Риво, расположенные в дикой местности Йоркшира, глубоко трогают».

Теологические принципы

Цистерцианская архитектура основывалась на рациональных принципах. В середине 12   века выдающийся аббат-бенедиктинец Сугерий из Сен-Дени объединил элементы нормандской архитектуры с элементами бургундской архитектуры (включая ребристые своды и стрельчатые арки соответственно), создав новый стиль готической архитектуры. Эта новая «архитектура света» должна была поднять наблюдателя «из материального в нематериальное»; по словам французского историка 20-го века Жоржа Дюби, это был «памятник прикладной теологии». Цистерцианская архитектура выражала другую эстетику и богословие, изучая достижения бенедиктинцев. Святой Бернар видел в церковном убранстве отвлечение от благочестия и выступал за аскетизм при строительстве монастырей. Сам орден был восприимчив к техническим усовершенствованиям готических принципов строительства и сыграл важную роль в его распространении по Европе.

Эта новая цистерцианская архитектура воплощала в себе идеалы ордена, и в теории была утилитарной и без лишних украшений. Та же рациональная комплексная схема использовалась по всей Европе для удовлетворения в значительной степени однородных потребностей ордена. Различные здания, в том числе дом капитула на востоке и общежития наверху, были сгруппированы вокруг монастыря и иногда соединялись с самой церковью ночной лестницей. Цистерцианские церкви обычно имели крестообразную планировку, с небольшим пресвитерием для удовлетворения литургических потребностей братии, небольшими часовнями в трансептах для частной молитвы и окаймленным проходом, разделенным примерно посередине ширмой, чтобы отделить монахов от монахов. мирские братья.

 

 

Санта-Мария-Арабона: Церковь аббатства Санта-Мария-Арабона, Италия.

Проектирование и строительство

Цистерцианские постройки по возможности строились из гладкого светлого камня. Колонны, столбы и окна находились на одном уровне основания, а штукатурка была крайне простой или отсутствовала. Святилище сохраняло пропорцию 1: 2 как на высоте, так и на уровне пола. Чтобы сохранить внешний вид церковных зданий, цистерцианские постройки были построены в чистом, рациональном стиле, что придает им красоту и простоту. Строительные проекты церкви в Средневековье демонстрировали колоссальные амбиции, требующие огромного количества добытого камня. Это относилось и к цистерцианским проектам. Аббатству Фуаньи было 9 лет.8 метров (322 фута) в длину; Аббатство Восель имело длину 132 метра (433 фута). Даже самые скромные монастырские постройки строились полностью из камня. В 12 и 13 веках цистерцианские амбары состояли из каменного фасада, разделенного на неф и проходы либо деревянными столбами, либо каменными опорами.

Цистерцианцы наняли лучших каменотесов. Еще в 1133 году св. Бернар нанял рабочих для помощи монахам в возведении новых зданий в Клерво. Старейший зарегистрированный пример архитектурного калькирования, аббатство Байленд в Йоркшире, датируется 1299 г.0003-й -й век. Трассировки представляли собой архитектурные рисунки, вырезанные и нарисованные на камне на глубину 2–3 мм, показывающие архитектурные детали в масштабе.

 

 

Аббатство Асей, Франция: «Архитектура света» аббатства Эйси представляет собой чистый стиль цистерцианской архитектуры, предназначенный для утилитарных целей литургического празднования.

Характеристики романской архитектуры

Варианты романской архитектуры

Хотя романская архитектура, как правило, обладает определенными ключевыми чертами, они часто различаются по внешнему виду и строительным материалам от региона к региону. Общее впечатление, производимое как церковной, так и светской романской архитектурой, — массивная основательность и сила. Романская архитектура опирается на свои стены или секции стен, называемые опорами , чтобы нести нагрузку конструкции, а не на использование арок, колонн, сводов и других систем для управления весом. В результате стены получаются массивными, создавая впечатление крепкой монолитности. Романский дизайн также характеризуется наличием арок и проемов, аркад, колонн, сводов и крыш. Несмотря на общее существование этих предметов, романская архитектура различается по тому, как представлены эти характеристики. Например, стены могут быть выполнены из разных материалов или арки и проемы могут различаться по форме. Более поздние образцы романской архитектуры также могут обладать чертами, которых нет в более ранних формах.

Стены

Строительный материал, используемый в романской архитектуре, различается по всей Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. В Италии, Польше, большей части Германии и некоторых частях Нидерландов кирпич был обычным явлением. В других областях широко использовались известняк, гранит и кремень. Строительный камень часто использовался в виде небольших кусков неправильной формы, залитых густым раствором. Гладкая каменная кладка не была отличительной чертой стиля в начале периода, но встречалась там, где был доступен легко обрабатываемый известняк.

Арки и проемы

Характерной чертой романской архитектуры, как церковной, так и внутренней, является сочетание двух арочных окон или аркадных проемов, разделенных колонной или  колонной  и часто вставленных в большую арку. Глазные окна распространены в Италии, особенно на фронтоне фасада, а также в Германии. Более поздние романские церкви могут иметь окна-колеса или окна-розетки с узором из пластин. В нескольких романских зданиях, таких как собор Отен во Франции и собор Монреале на Сицилии, широко использовались стрельчатые арки.

 

 

Церковь аббатства Св. Иакова, Лебени, Венгрия (1208 г.): Характерными чертами романской архитектуры являются глазное окно и соединение двух арочных окон или аркадных проемов внутри более крупной арки, оба открываются здесь на уровне Аббатская церковь Святого Иакова.

Аркады

Аркада монастыря обычно состоит из одного яруса (этажа), в то время как аркада, разделяющая неф и проходы в церкви, обычно состоит из двух ярусов, с третьим ярусом оконных проемов, известным как подъем фонаря выше. Аркады в больших масштабах обычно выполняют структурную функцию, но они также используются в декоративных целях в меньшем масштабе как внутри, так и снаружи. Внешние аркады часто называют «слепыми аркадами», за которыми имеется только стена или узкий проход.

 

 

Соборная церковь Нивеля: Соборная церковь Нивеля, Бельгия, использует тонкие валы из бельгийского мрамора, чтобы обозначить чередующиеся глухие проемы и окна. Верхние окна так же разделены колонетами на два проема. Нотр-Дам-дю-Пюи: Фасад Нотр-Дам-дю-Пюи, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция, имеет более сложное расположение разнообразных арок, дверей различной ширины, глухих аркад, окон и открытых аркад.

Опоры

Хотя в основном прямоугольные, опоры часто могут быть очень сложными, с полусегментами больших пустотелых колонн на внутренней поверхности, поддерживающих арку, и сгруппированной группой меньших шахт, ведущих в молдинги арки. Опоры, которые встречаются на пересечении двух больших арок, например, под пересечением нефа и трансепта, обычно имеют крестообразную форму, каждая со своей собственной поддерживающей прямоугольной опорой, перпендикулярной другой.

Столбцы

Колонны часто использовались в романской архитектуре, но различались по строительным материалам и декоративному стилю. В Италии большое количество античных римских колонн было спасено и повторно использовано в интерьерах и на портиках церквей. В большей части Европы романские колонны были массивными, поддерживая толстые верхние стены с небольшими окнами, а иногда и тяжелые своды. Там, где требовались массивные колонны, например, в Даремском соборе, они были построены из тесаной кладки с полым ядром, заполненным щебнем. Эти огромные незаостренные колонны иногда украшались резным орнаментом.

 

 

Даремский собор, Англия: Украшенные каменные колонны Даремского собора чередуются с колоннами из сгруппированных валов, поддерживающих самый ранний пример остроконечных высоких ребер.

Общей характеристикой романских построек, встречающихся как в церквях, так и в аркадах, разделяющих большие внутренние пространства замков, является чередование пирсов и колонн. Самая простая форма — колонна между каждым примыкающим пирсом. Иногда столбцы кратны двум или трем. Часто расположение усложняется сложностью самих опор, так что чередуются не опоры и колонны, а опоры совершенно разных форм.

Лиственный стиль послужил источником вдохновения для многих романских капителей, и точность, с которой они были вырезаны, зависела от наличия оригинальных моделей. Капители в итальянских церквях, таких как собор Пизы или церковь Сант-Алессандро в Лукке и на юге Франции, гораздо ближе к классической форме и стилю, чем в Англии.

 

 

Капители коринфского стиля: Капитель коринфской формы с антропоморфными деталями, Pisa Campanile

Своды и крыши

Большинство зданий имеют деревянные крыши в виде простой фермы, стяжной балки или шкворня. Крыши со стропильными фермами иногда облицованы деревянными потолками в трех секциях, как те, которые сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии. В церквях обычно проходы сводчатые, но неф покрыт деревянной крышей, как в Питерборо, так и в Эли. В Италии были распространены открытые деревянные крыши, анкерные балки часто встречались в сочетании со сводами, а бревна часто украшались, как в Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и показали заметное развитие в течение периода, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.

Романская архитектура: церковь Сен-Лазар

Отенский собор или Собор Сен-Лазар — римско-католический собор и национальный памятник в Отене, Франция. Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта, он олицетворяет романское искусство и архитектуру Бургундии.

Из-за почитания реликвий в этот период епископ Отуна приказал построить большой собор для хранения этих реликвий и размещения паломников в Отун. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, вырезанными Гислебертом, а произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Работы над собором начались около 1120 г. и быстро продвигались; здание было освящено в 1130 году. Проект был разработан епископом Этьеном де Баге, на которого особенно повлияло аббатство Клуниак Парай-ле-Моньяль.

 

 

Отенский собор, гр. 1120-46: Внешний вид Отенского собора находится в самом высоком и лучше всего укрепленном углу города. Благодаря внешним изменениям, которые были применены к зданию, внешний вид сильно изменился за счет добавления готической башни, шпиля и боковых часовен в 15 веке.

Элементы дизайна

Интерьер собора состоит из нефа и двух проходов, разделенных массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающейся украшенными романскими капителями. В плане собора есть нартекс или прихожая из двух пролетов, увенчанных двумя башнями, за которыми следуют неф с семью пролетами, окруженный боковыми проходами, и трансепт с крестом, увенчивающим башню. Возвышение нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Сен-Лазар стало возможным благодаря использованию стрельчатых арок для нефа. Каждый пролёт нефа разделен на своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух нефов, а у западного входа есть нартекс, закрывающий главный портал.

Капитальные скульптуры

Собор Святого Лазаря имеет в плане форму латинского креста с проходным нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым концом. Многие исторические капители, украшающие колонны Сен-Лазара, были вырезаны Гислебертом. Что делает Сен-Лазар шедевром романского искусства, так это качество скульптур Гислеберта. Эти высеченные на камне сцены из Библии появляются на десятках капителей нефа и алтаря. В частности, Гислеберт использовал усики настоящей коринфской столицы, чтобы создать архитектурную основу для развития повествования. На этих портальных капителях вырезаны библейские и традиционные сцены.

Западный тимпан

Западный фасад Сен-Лазара содержит (1130–1135), подписанный  Gislebertus hoc fecit  (что означает «Гислеберт сделал это») внутри портика. Он входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Огромный размер барабанной перепонки требовал поддержки двойными перемычками и средней колонной, чтобы еще больше укрепить скульптуру. В левой части тимпана изображено восхождение в небесное царство, а в правой — изображение бесов в аду с ангелом и чертом, взвешивающих души на весах. Знаки зодиака окружают арочный свод, а Христос в центре изображен в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в совершенно симметричном положении вместе с уравновешенной композицией других вытянутых фигур. По бокам Иисуса стоит его мать, Дева Мария, а его апостолы представлены как кающиеся и наблюдатели последнего суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает за тем, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.

 

 

Страшный суд: Страшный суд Гислебертуса в западной барабанной перепонке.

В «Страшном суде» Гислеберт успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая служила визуальным образовательным средством для неграмотных людей. Барабанная перепонка внушала ужас верующим, рассматривавшим детализированную горельефную скульптуру. Действительно, внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, которая гласит: «Да устрашит сей ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас образов здесь таким образом истинно изображает то, что будет». Барабанная перепонка обрамлена двумя элементами: внутренний украшен резной листвой, а внешний состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.

  • Первый романский стиль возник на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10-м и 11-м веках.
  • Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардские полосы.
  • В отличие от утонченности позднего романского стиля, в первой романской архитектуре использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов.
  • Вариации романской архитектуры можно отметить в более ранних стилях по сравнению с более поздними стилями; различия в строительных материалах и местных вдохновениях также привели к различиям в регионах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *