П беренс: Беренс, Петер — Википедия – Архитектор Петер Беренс | История архитектуры
Архитектор Петер Беренс | История архитектуры
Архитектор Петер Беренс – самая примечательная личность в немецкой архитектуре и дизайне рубежа ХIX-XX веков. Принято считать, что именно он является основоположником такого направления как современная промышленная архитектура.
Беренс родился 14 апреля в 1868 г. в городе Гамбург в семье аристократов. Свое призвание он нашел не сразу. После окончания школы Кристианеум три года Петер посвящает себя изучению живописи в Гамбурге, Дюссельдорфе и Карлсруэ. В 1890 году, после женитьбы на Лили Крамер, Петер перебирается в Мюнхен. В начале своей карьеры он был художником-иллюстратором. В своих произведениях Беренс придерживается традиционного стиля.
В 1897 год – год рождения Студии искусств и ремесел. 1898 год ознаменован первыми работами Студии, получившей второе название «Мюнхенский кружок». Затем последовало плодотворное сотрудничество с периодическим изданием «Пан», в рамках которого Петер попробовал себя в качестве создателя мебельных проектов.
Петер стал чаще интересоваться светской общественной жизнью и реформами. В 1899 г. Беренс по приглашению герцога Эрнста-Людвига Гессенского становится членом группы молодых деятелей искусства Дармштадта. Беренс начал проводить эксперименты по использованию средств разных искусств в пространстве, что разжигало его интерес к архитектуре. В Дармштадте был построен дом Петера по его собственной планировке. Это событие можно назвать переломным в судьбе и творчестве Беренса. Петер покидает общество художников города Мюнхена и сменяет стиль югендстиль на умеренный стиль, отличающийся большей строгостью.
Таким образом, Петера Беренса можно считать одним из пионеров архитектурной реформы, которая проводилась на рубеже ХIX-XX веков, главным проектировщиком офисов и фабрик, возводившихся из таких материалов, как сталь, кирпич, стекло. Возглавив в 1903 г. дюссельдорфскую школу искусств, архитектор провел там ряд реформ. А в 1907 г. совместно с единомышленниками Петер создает в Мюнхене производственный союз – Немецкий Веркбунд. Благодаря сосредоточению на практике и улучшения дизайна обстановки и бытовых предметов Веркбунд скоро занял видное место среди предпринимателей, деятелей науки и искусства.
В 1907 г. Петер получает предложение поработать консультантом в компании «AEG» (Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft). Он работал над созданием имиджа компании – знака компании, облика продукции, рекламных продуктов. Поэтому именно Беренса по праву можно считать пионером индустриального дизайна. При этом Петер не входил в штат компании, он был лишь консультантом.
С 1907 г. и в течение пяти лет архитектор передавал свои знания студентам и организовал работу с помощниками. Среди них был и У. Гропиус, который впоследствии стал руководителем высшей школы строительства Баухаус.
С 1920 г. в течение четырех лет Беренс в качестве руководителя трудится в проекте по возведению здания руководства техобеспечением «Hoechst AG».
Вилла «New ways»
В 1922 г. Петера приглашает стать преподавателем венская Академия изобразительных искусств. Петер принимает приглашение, являясь также главой кафедры архитектуры Прусской академии искусств в Берлине. В 1926 г. британец Бассет-Лоук предлагает Беренсу разработать проект дома в Нортгемптоне. Вилла, получившая название «New ways» — один из первых домов Великобритании, построенный в стиле модерн.
В 1936 г. известный архитектор вызывается из Вены в Берлин, чтобы провести архитектурный мастер-класс в Прусской академии искусств при поддержке А.Гитлера. Альберт Шпеер, занимавший пост его личного архитектора, предложил кандидатуру Петера на пост руководителя возведения «AEG».
Эту идею поддержал Гитлер, которого приводили в восхищение работы архитектора. Кандидатуру отклонил идеолог Нацистской немецкой рабочей партии А. Розенберг. Несмотря на сообщение сотрудников Академии о вступлении Петера в нацистскую партию, которое помогло архитектору, зданию «AEG» не суждено было быть построенным. 27 февраля 1940 г. Петер скончался в берлинском отеле «Бристоль», спасаясь от холода, который не покидал его усадьбу.
Петер Беренс – первый промышленный дизайнер. Его смело можно назвать новатором во всем, чего касалось его творчество на заре ХХ века. Идеи Беренса распространились по всему миру благодаря ученикам. Идея корпоративного стиля, придуманная Беренсом, существенно повлияла на развитие многих компаний после войны. Нельзя недооценивать вклад архитектора в развитие стиля, получившего название «немецкий модернизм». Именно творчество Беренса обеспечило переход от югендстиля (ар-нуво) к стилю, названному индустриальным классицизмом, который соединил в своей структуре стили, присущие античному искусству.
Ар нуво. Отец дизайна Петер Беренс
Катерина Мишина
«Стиль эпохи – не конкретные формы в каком-то отдельном виде искусства; каждая форма является лишь одним из многих символов внутренней жизни, каждая художественная форма – только часть стиля. Тем не менее, стиль – это символ всеобщего восприятия, всего жизнеощущения эпохи; и он проявляется лишь в совокупности всех искусств».
Петер Беренс
Петер Беренс был успешным художником, графиком, иллюстратором книг и разработчиком шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей югендстиля в Германии. Известен он также и как архитектор. А еще его называют основоположником промышленного дизайна. Его творчество стало заметной и значимой вехой в истории дизайна и архитектуры.
Петер Беренс родился весной 1868 года в Гамбурге, в семье аристократов. Учился в известной латинской школе «Кристианеум» в родном городе, затем изучал искусство живописи в Дюссельдорфе и Карлсруэ. В 22 года Петер женился на Лили Крамер и переехал в Мюнхен. Поначалу он работал художником, иллюстратором и переплетчиком, создавая картины в традиционном стиле. После поездки в Италию, Беренс стал одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. В это же время он вновь увлекся. На этот раз формообразованием промышленной продукции. Он создал свои первые работы в этой области.
…Он был директором Дюссельдорфской школы художеств, в которой когда-то учился. Стал одним из основателей Deutsche Werkbund. Участвовал в разработке проекта «Новое жилище», результатом которого стал поселок Вайсерхоф в Штутгарте. Беренс возглавлял архитектурное отделение Венской художественной академии, позже руководил отделением Прусской художественной академии в Берлине. И смоделировал огромное количество методов проектирования изделий массового производства. Их по сей день используют современные дизайнеры. Кроме того, Петера Беренса по праву называют новатором во всем, чего касалось его творчество на заре ХХ века. Идея корпоративного стиля, придуманная Беренсом, существенно повлияла на развитие многих компаний. Творчество Беренса обеспечило переход от югендстиля к стилю, названному «индустриальным классицизмом».
1 Павильон на германской арт-выставке. Ольденбург. 1905 (Northwest German Art Exhibition) и 2 Крематорий. Хаген. 1908
Поиски монументального
Будучи человеком разносторонним, Петер все время находился в поиске: то новых форм, то стиля. И незаметно для себя принял традиции классицизма. Так, выставочный павильон в Ольденбурге (1905) отмечен симметрией кубического объема, композиция крематория в Хагене (1906), созданного под влиянием архитектуры флорентийского ренессанса с инкрустированными мрамором поверхностями, предельно ясна, а декор геометричен.
Проектируя здание Посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, Беренс явно стремился выразить «силу тевтонского духа» потому и создал тяжелые массивные фасады, облицованные красным гранитом. Здание отмечено отчужденностью и каким-то сверхчеловеческим масштабом. Лишенные классического декора колонны всем своим видом провозглашали брутальную мощь Германии. Это подчеркивалось и скульптурной группой Диоскуров (персонажи древнегреческой мифологии: братья-близнецы, укротитель коней и кулачный боец) и двух лошадей.
1 Павильон AEG на германской промышленной выставке. Берлин. 1907 и Павильон выставки Deutscher Werkbund. 1914.
Что касается интерьеров, то вестибюль, парадная лестница, приемные залы были выдержаны в стиле модернизированной классики. Здесь Беренс поиграл на контрасте: монументальный фасад с его суровостью остался в одиночестве. В самом здании царят обилие света, роскошь и изящество отделки Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе 2-го этажа залы разделялись раздвижными дверьми. При необходимости соседние помещения легко объединялись. Во время торжеств многостворчатые двери Тронного зала, одетого в мрамор, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, который выходил на Исаакиевскую площадь. Оба зала тут же наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Здание германского посольства в Санкт-Петербурге. 1910.
Приглашение герцога, «Семерка»
В 1899 году Беренс принял приглашение герцога Эрнста Людвига Гессенского и стал членом группы молодых деятелей искусства Дармштадта. Последний глава «государства» Гессен-Дармштадт в составе Германской империи хотел придать некий импульс экономическому развитию, привлекая к этому передовую интеллигенцию и устраивая публичные выставки «нового искусства». В Дармштадте великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский основал поселение художников и архитекторов, которые вошли в историю как «Семерка».
Эта «Семерка» попыталась воплотить в жизнь утопические идеи о братстве художников и создать модель идеального общежития. На вершине холма Матильды появился дом самого герцога, ниже расположились дома архитекторов и художников. Весь ансамбль идеалисты именовали не иначе, как «новый Акрополь».
Дом Беренса. Дармштадт. 1901.
Дом Беренса в Дармштадте
На этом холме и возвел свой первый дом Петер Беренс. Сооружение заметно отличалось от других построек. За образец молодой архитектор взял английский коттедж, посчитав его наиболее удобным типом частного жилища.
Эскиз гостиной.
Архитектурная композиция была компактна и лаконична. 2-этажный, с простой планировкой дом стал воплощением скромного и строгого стиля жизни, характерного для Германии.
Входная дверь (вид снаружи).
Беренс предусмотрел абсолютно все: от конструкций, мебели до чайных ложек, вилок и ножей. На 1-м этаже, который оказался немного приподнятым, расположились столовая, музыкальный салон, кухня. На 2-м разместились спальни и студия. В то время как формат комнат был довольно типичен для небольшого дома буржуа, его внутреннее и внешнее оформление было необычно. В дизайне этого дома явно чувствуется влияние югендстиля, и индивидуальный стиль Беренса: украшение потолка и стеклянных вставок в дверцах шкафа в столовой, «мягкие» формы полок на кухне, повторы резьбы изножья кровати и части шкафа в спальне, конечно же убранство музыкальной комнаты и входной двери… Сегодня этот дом – часть музея, посвященного истории югендстиля. К слову, в разных странах этот стиль имеет свое имя: во Франции – ар нуво, в Германии и Балтии – югендстиль, в США – Тиффани, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти, в Испании – модернизмо, в России – модерн.
Вестибюль и Кухня.
Дамская комната и Спальня..
Столовая.
Музыкальная комната.
Художник, иллюстратор
Как упоминалось, Петер Беренс пробовал себя на разных поприщах, в частности в качестве художника и иллюстратора. При этом его считали типичным и не самым ярким живописцем. Впрочем, его «Водную лилию» отмечали как интересную работу. Но, пожалуй, самой известной его работой стала картина «Поцелуй». Обе – дань увлечению югендстилем. В других работах – плакатах, эскизах, созданных в разные годы, – чувствуется его «уход» от югендстиля. Вскоре он сменил его на более умеренный стиль, отличавшийся большей строгостью.
Картина «Поцелуй». 1898.
Дизайнер
Нельзя не отметить и его дизайнерские изыскания. Создавая предметы мебели, «датированные» началом прошлого века, Беренс все еще явно находился под влиянием все того же югендстиля, но «успокоившегося», принявшего и впитавшего черты индивидуальной творческой манеры своего автора. У знаменитого кабинета (1908) плавность линий осталась лишь в округлых ножках и в собственно круге в центре изделия. И скамья (1901), и стулья (1901-1903) имеют неуловимо пока, но уже более строгие формы.
То же касается и настольных светильников. Чувствуется, что у Петера Беренса неуклонно растет интерес к «вещественности», к осязаемому участию в организации жизненной среды.
Впрочем, в это же время – в 1902 году – он создал настольную лампу, ставшую истинным образцом югендстиля. Это настольный светильник Flying Lady («Летающая леди»). Хрупкая миниатюрная девушка держит над собой витражный купол-абажур, сотканный из кусочков разноцветного стекла и словно готовится взлететь. Эта лампа, неоднократно процитированная другими известными мастерами Европы и Америки, стала культовой, настоящей иконой стиля.
Настольный светильник Flying Lady. 1902.
Серебряных и стеклянных дел мастер
«Массовое производство потребительских вещей, отвечающих высоким эстетическим представлениям, стало бы благом не только для людей с тонким художественным вкусом; самым широким слоям народа был бы открыт доступ к понятиям вкуса и приличия…», – утверждал Петер Беренс. Он делом доказал верность своих слов: созданные им столовые приборы с лаконичным орнаментом достаточно строги по форме и вместе с тем не лишены изящества. Не менее изящен и канцелярский набор. Удобны и функциональны бокалы и рюмки с лаконичными украшениями.
В 1906 году в Дрездене прошла 3-я Немецкая выставка прикладного искусства. На ней-то и стало ясно, что на смену экспрессивному югендстилю идет более строгий язык дизайна, в котором особое значение придавалось функциональным качествам изделий. Эти работы были более утилитарными, чем все, что когда-либо экспонировалось в Дрездене. И этот факт прекрасно иллюстрировал убеждения дизайнеров в том, что единственный способ изготовления большого количества хорошо продуманных и сделанных вещей, которые при этом были бы доступными по цене, – это промышленное производство.
Пропагандируя это направление, выставка отводила главное место новому эстетическому и социальному аспекту дизайна и послужила катализатором для создания Deutsche Werkbund (Немецкого производственного союза), одним из учредителей которого стал Петер Беренс.
Набор бокалов и рюмок. 1902.
Фарфор от Беренса
Начиная с конца XIX века, в Германии, как и во Франции наблюдалось возрождение интереса к фарфоровой и керамической посуде. Вскоре на мануфактурах стали рассматривать «народную керамику» как достойную быть декоративным убранством. На производство потянулись художники, которые стремились к обновлению традиционных форм. Среди них, конечно, был и «продвинутый» Петер Беренс. На одной из немецких мануфактур он делал кувшины и пивные кружки в прогрессивном декоративном стиле, украшая эти традиционные предметы быта новыми цветовыми и линейными узорами.
Столовый набор. Фарфор. 1901.
А работая на знаменитой мейсенской фарфоровой фабрике, Беренс вместе Анри ванн де Вельде выпускали столовые сервизы с абстрактными рисунками и витиеватым линейным орнаментом.
Посуда, созданная по эскизам архитектора, находится сегодня и в бывшем Доме герцога Гессенского, украшая полки и шкафы столовой. Сегодня этот дом на холме Матильды стал музеем колонии художников. Росписи внутри здания выполнял Беренс, отдавая дань югендстилю. Реконструкция столовой, что находится в доме, тому подтверждение. Равно как и посуда, созданная по эскизам архитектора.
Столовая. Реконструкция. Музей колонии художников. Дармштадт. 1901.
Функционализм
Постепенно, ставя во главу угла любого создаваемого объекта, будь то Беренс приходит к функционализму. Его дома лишаются каких бы то ни было украшений. Даже мельчайших архитектурное сооружение или столовый прибор, его удобство, целесообразность, декоров: только функция!
В 1926 году британский промышленник-машиностроитель Бассет-Лоук предложил Беренсу разработать проект дома в Нортгемптоне. Вилла, получившая название New ways («Новые пути»), была построена вблизи Абингтон-парка. Это простое, ясное, симметричное здание, которое сегодня кажется суперскромным. Это была, по утверждению экспертов, англизированная версия югендстиля. И очень необычная.
Административное здание Höchst AG. Франкфурт. 1924.
У дома была плоская крыша, что для британцев оказалось непривычным, а значит, неприемлемым. Кроме того, посередине дома находилось странное «украшение»: непонятное вертикальное стеклянное окно треугольной формы, торчащее как нос и увенчанное цифрами 1926 (дата постройки). Озадачивало и отсутствие окон на 2-м этаже. На фасаде задней части дома присутствовали окна и балконы в больших металлических рамах.
Административное здание Höchst AG. Франкфурт. 1924.
Эта новая архитектура последовательна. Для нее были характерны белые бетонные или оштукатуренные стены, редкие белые выступающие балконы с бетонными панелями, бетонные лестничные пролеты и ленты окон с горизонтальными металлическими коробками, часто продолжающиеся за углом. Формы всегда были кубическими, фасады определялись прямыми линиями, контрастом черного и белого, цельности и пустоты.
И в то же время Петер Беренс не может не быть оригинальным. Доказательство –возведенное по его проекту Административное здание немецкой химической компании Höchst AG. Сооружение построено в духе архитектуры экспрессионизма и особенно внутри внутри, полностью отличается от всего созданного Беренсом ранее. Сплошной разноцветный кирпич. Из него сделаны стены и полы, ступени лестниц и мощные, но вместе с тем «многослойные», устремленные вверх колонны, даже радиаторы отопления помещены в кирпичные «домики».Вся эта кирпичная кладка не производит удручающего впечатления, смотрится даже легкой, благодаря витражным окнам и потолочным светильникам в духе умеренного югендстиля.
Административное здание Höchst AG. Франкфурт. 1924.
Промышленный дизайн
Вознамерившись завоевать весь мировой рынок, хозяева немецкой Всеобщей электрической компании AEG (Allgemeine Elektrische Gesellschaib), уже монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем Западном полушарии, пригласили Петера на должность художественного директора. Необходим был какой-то отличный от других, узнаваемый художественный почерк. Его-то и должен был создать Беренс, который предложение принял, оставшись при этом руководителем собственного архитектурно-художественного бюро, где начинали свой путь легендарные архитекторы Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье.
1 Здание завода турбин AEG. Берлин. 1909 и 2 Здание газовой фабрики. Франкфурт. 1911.
В круг задач, стоявших перед Беренсом, входило «художественное наблюдение» за всей эстетической стороной производства продуктов AEG: от логотипов и реклам до проектирования типовых уличных фонарей. А, кроме того, строительство новых контор, производственных цехов и фабрик компании. 5 крупных промышленных зданий, спроектированных им для AEG между 1908 и 1911 годами, стали вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них – здание турбинной фабрики в Берлине (1909). Никаких декоративных стилизаций! Только рациональная конструкция из стали и стекла, первая в Германии. Это современное промышленное здание стало образцом промышленной архитектуры начала XX века.
Для AEG Беренс впервые создал то, что сегодня мы называем фирменным стилем компании, он обеспечил ее узнаваемость на международном рынке. Для всей продукции AEG Беренс выбрал универсальный принцип сочетания геометрических фигур: 6-гранника, круга или овала, а также их повторов. Продукция AЕG была лишена традиционного орнамента, форма исключительно функциональна, а промышленное происхождение ясно выражено. Беренс был уверен: «следование одним лишь функциональным или только материальным целям не может создать никаких культурных ценностей». Он утверждал, что необходимо сочетать художественную форму с ее «пригнанностью» к функции, с одной стороны, и «технологической естественностью» – с другой.
Беренс последовательно внедрял предложенный им единый принцип стилеобразования. Он выбрал инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Необходимо было ввести электроприборы, предназначенные для бытовых нужд, в жизнь людей. Беренс постарался «очистить» облик предметов от нарочитой «техничности». Электрочайникам он придал новую форму, отличную от существовавшей грубой цилиндрической и конусообразной.
Он открыл возможность создавать целые серии однородных предметов, варьируя немногие элементы геометрической формы, виды материала, его покрытий и отделки.
Работа, проделанная Беренсом, фактически сформировала новый вид деятельности – художественное конструирование. У Петера появилось множество последователей, причем не только в Германии. И очень многие стали считать его первым дизайнером – в настоящем смысле этого слова.
Петер Беренс скончался зимой 1940 года в берлинском отеле «Бристоль», спасаясь от холода, который царил в его усадьбе.
биография и работы первого промышленного дизайнера
Петер Беренс — первый промышленный дизайнер, один из крупнейших немецких художников и архитекторов. Он является основоположником промышленного дизайна современности. Также он был одним из основателей германского Веркбунда и мюнхенского Сецессиона. Большую известность Беренс получил в качестве представителя архитектуры функционализма. Он был сторонником преобразований и использования новых технологий, конструкций и материалов, например, стекла или стали.

Биография
Петер Беренс родился в Габсбурге в 1868 году. Живописи он учился в художественных школах Дюссельдорфа и Карлсруэ. Если посмотреть на его ранние работы Петера Беренса, станет ясно, что он с самого начала был приверженцем модерна (в Германии — югендстиль). В 1897 году он посетил Италию, и после возвращения стал одним из организаторов мюнхенских объединенных мастерских. Спустя год Беренс стал заниматься формообразованием промпродукции, и в этом же году его пригласили в Дармштадт. Там архитектор построил свой дом. Он не только сам спроектировал конструкцию, но и разработал все элементы интерьера, вплоть до кухонных ножей. Этот дом является примером симбиоза искусства и ремесла, в нем просматривается не только влияние югендстиля, но и индивидуальный стиль Петера Беренса, который ярче всего проявится в поздних работах.
Как выглядит дом Беренса, можно увидеть на фото.

Карьера
В 1902 году проходит первая международная выставка в Турине. Архитектор разрабатывает дизайн для немецкой экспозиции, где воспроизводится фирменный стиль Петера Беренса, получивший название «стиль Заратустры».
Следующие четыре года Беренс возглавляет дюссельдорфскую художественную школу. В 1906 году его приглашают занять пост художественного директора концерна AEG, с которым ранее работали Ото Экманн и Адольф Мессель. Беренс разработал фирменный стиль компании, который распространялся не только на рекламу и продукцию, но и на дизайн производственных помещений и квартир рабочих. Разнообразная продукция была подчинена единому принципу стилеобразования, который основывался на повторах определенных геометрических элементов: кругов, овалов, шестигранников. Истоком формообразования стали утилитарные инженерные формы, которые Беренс гармонизировал и привел к определенным пропорциям и ритму. Он исключил всю орнаментацию и традиционные формы.

Архитектура Петера Беренса — это новый способ преобразования технических требований в творческие решения. Его художественному таланту не помешали даже узкие рамки, которые представляет промышленность и техника. Работа архитектора и художника в AEG стала первым примером фирменного стиля, практика которого получила впоследствии большое распространение и теперь является одним из главных инструментов деятельности дизайнера. Однако помимо всего прочего, Петер Беренс занимался проектированием производственных зданий концерна. В 1909 году был построен турбинный завод, дизайн которого символизировал важность промышленности как части современной жизни. Он стал «храмом индустриальной мощи» и произведением искусства.

Промышленность и творчество
Архитектор Петер Беренс развивал идею о том, что принципы построения промышленного здания универсальны. Он использовал это при проектировании представительского здания посольства Германии в Санкт-Петербурге. Корпус располагается на Исакиевской площади и характерен отчужденностью и масштабом. В проектировании интерьеров вестибюля, приемных залов и парадной лестницы Беренс придерживался стиля модернизированной классики.
Монументальность, суровость и аскетизм фасада контрастируют с изяществом отделки внутри здания, с обилием света и роскошью. Мощные потолочные балки и черные колонны в вестибюле напоминают о древнегреческой архитектуре. На втором этаже в парадной анфиладе для разделения залов использованы раздвижные двери, что носит и утилитарный характер: при необходимости несколько залов можно легко объединить в одно помещение. В торжественных случаях Тронный зал, отделанный мрамором, соединяется с Прусским залом. Вход в него зрительно отделяет двухколонный дорический портик. К сожалению, здание посольства не дошло до наших дней в первоначальном варианте. Антигерманские настроения, вспыхнувшие в 1914 году, вылились в большой погром. В результате него Тронный зал был сожжен, многие произведения искусства тоже пострадали, группа скульптур, располагавшихся на крыше здания, была сброшена. Здание посольства — единственная работа Беренса в нашей стране.

Монументальность как стиль
Турбинная фабрика в Берлине, которую спроектировал Петер Беренс, впечатляет своей монументальностью, однако этот эффект достигнут не обилием парадных атрибутов, не массивностью фасада, а именно масштабом всего сооружения, громадными размерами фабрики. Обывателем здание фабрики далеко не сразу воспринимается как технологический объект. Оно несет в себе идею всепобеждающей силы, которая рождается в симбиозе действий человека и машины. Интересен тот факт, что в проекте отсутствовали любые декоративные стилизации, а само здание стало первым в Германии сооружением, построенным из стекла и стали.
На фото — знаменитое здание Турбинного завода, ставшее достопримечательностью. Петер Беренс использовал здесь фирменный стиль, разработанный для компании AEG: нет стандартизированных углов и геометрических форм, однако все элементы носят и утилитарный характер.

Философ искусства
Беренс писал, что монументальное искусство можно назвать важнейшим элементом, отражающим культуру эпохи. Однако, по мнению знаменитого архитектора, монументальность — это далеко не просто пространственное величие. Монументальными вполне могут быть и здания относительно небольших размеров, и неважен тот факт, что они не могут не впечатлять одиночного зрителя. Монументальные произведения должны воздействовать на широкие массы, только тогда их величие проявляется в полной мере.
Также Беренс говорил, что монументальная величавость не выражается материально. Она воздействует на умы людей с помощью средств, которые гораздо глубже. Это пропорции и соблюдение закономерностей, способных проявиться в архитектурных взаимосвязях.
Другие работы
Берлинская фабрика высоких напряжений, здание которой было спроектировано Беренсом в 1910 году, — это выражение четкой организованности сложных конструкций в симметричном построении элементов. Шинелевский классицизм здесь показан более четко, нежели в здании турбинной фабрики. Также к традиционному стилю тяготеет и здание администрации концерна Маннесмана, расположенного в Дюссельдорфе. Он интересен как прообраз типового офиса, который утвердился спустя несколько десятилетий. Сейчас мы можем увидеть его практически в любом современном офисном помещении: это большое помещение с гибкой планировкой, обеспечивающейся за счет множества перемещаемых перегородок.
Фабрика малых моторов, построенная по проекту Беренса в 1912 году, тоже является примером того, как знаменитый архитектор использовал подобный прием. Длинный фасад здания фабрики будто бы разделен вертикальными линиями цилиндрических пилонов, составляющих упрощенный ордер.

Мировоззрение
На архитектора оказали сильное влияние Первая мировая война и послевоенные годы. Он понимает истинное значение националистического шовинизма и его связь с антидемократическими силами. На волне смятения и разочарованности Беренс сближается с экспрессионистами. Он начинает черпать новый язык выразительности в искажении тех приемов, что были характерны в предвоенные годы для националистического романтизма, однако он не исключает из работы и рациональность организации целого.
Общественная деятельность
Помимо работы над проектами, Петер Беренс возглавлял дюссельдорфскую Художественно-промышленную школу. С 1922 по 1936 г. руководил еще и венской школой архитектуры при Академии изобразительных искусств. Как архитектор он оказал сильное влияние на авангардистов Австрии и Германии. Беренс занимался вопросом рационализации строительства и заложил основы этого направления. Многие из теоретических принципов проектирования, которые разработал Петер Беренс, нашли отражение и продолжение в творчестве его учеников. Этот человек был не только талантливым архитектором, но и хорошим педагогом. В его мастерской побывали Людвиг Мис ван дер Роэ, а также проектировщик немецкого Баухауса Вальтер Гропиус, который с 1938 года был профессором архитектуры в Гарвардском университете. Некоторое время у Беренса учился и Ле Корбюзье.
Заключение
Петер Беренс в своем творчестве всегда больше полагался на расчет, нежели на эмоциональность. Этот архитектор имел дар к созданию гармоничных и функциональных тектонических структур, основанных на технических конструкциях. Главная заслуга Беренса — это внедрение творческих элементов в промышленность. Именно он заложил основы профессии, которая сейчас получила название «дизайнер». Петер Беренс смог доказать, что промышленные здания могут быть не только утилитарными структурами, но и монументальным, патетическим искусством. Он наглядно показал наличие огромного художественного потенциала, который заключен в приемах формообразования.
История: Петер Беренс — AEG — Cardesign.ru

Петер родился в Гамбурге 14 апреля 1868 года. Учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе и начинал свою творческую карьеру как живописец.

После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. В 1898 году он начал заниматься формообразованием промышленной продукции и выполнил свои первые работы в этой области. Среди них, например, отличающиеся лаконизмом формы прототипы бутылей и бокалов для массового производства стекольными заводами.

В 1899 году Беренс был приглашен в Дармштадт, где войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. Эти занятия стимулировали его интерес к архитектуре.
В 1901 году он построил свой собственный дом, для которого разработал дизайн каждого элемента, начиная от конструкции, заканчивая кухонной утварью. В нем чувствуется несомненное влияние Анри Ван де Вельде и Чарльза Ренни Макинтоша, но дом этот строже, чем обычные для того времени здания немецкого модерна (югендстиль).
В 1902 году по проекту Беренса был построен павильон Германии на международной выставке в Турине. С 1903 по 1907 годы он занимает пост директора в художественно-промышленной школе Дюссельдорфа.
В 1907 году Петер Беренс был приглашен на должность художественного директора в крупнейший электропромышленный концерн Германии AEG.
Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт. Владельцев фирмы интересовала не столько эстетика вещей, сколько завоевание мирового рынка. Появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработке единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Это, по мнению промышленников, должно было способствовать успешному продвижению товаров AEG на мировом рынке.
Для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию и рекламу компании, но и производственные помещения, и был приглашен Петер Беренс, который первым воплотил подобную концепцию на практике.
Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, фирменную упаковку, выставочные стенды, а также производственные здания, мастерские и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень последовательно проводил линию по подчинению разнообразной продукции одному принципу стилеобразования.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи, например, чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития.
Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них — Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни.
Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. Принимая власть науки и промышленности с пессимистическим смирением, Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам — чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию.
Производственное здание AEG
Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного сооружения, Беренс использовал эту схему и для здания Германского посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911 — 1912), которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом.
Интерьеры здания — вестибюль, парадная лестница, приемные залы — были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.
В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма.
Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.
После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом для неуклюжего циклопического псевдоклассицизма третьего рейха. Петер Беренс умер 27 февраля 1940 года в Берлине.

Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху функционализма и геометризации форм. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов — учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
текст: Виктор Храповицкий
История и теория дизайна от Александра Подгорного: Петер Беренс
Петер Беренс (Peter Behrens) — один из крупнейших немецких художников, архитекторов и дизайнеров. Известен, прежде всего, как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких как стекло и сталь. Являлся одним из основателей Веркбунда — рабочего союза, в который вошли художники, архитекторы, ученые, промышленники и педагоги с целью облагородить промышленность через искусство.Петер родился в Гамбурге 14 апреля 1868 года. Учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе и начинал свою творческую карьеру как живописец.
После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. В 1898 году он начал заниматься формообразованием промышленной продукции и выполнил свои первые работы в этой области. Среди них, например, отличающиеся лаконизмом формы прототипы бутылей и бокалов для массового производства стекольными заводами.
В 1899 году Беренс был приглашен в Дармштадт, где войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. Эти занятия стимулировали его интерес к архитектуре.
В 1901 году он построил свой собственный дом, для которого разработал дизайн каждого элемента, начиная от конструкции, заканчивая кухонной утварью. В нем чувствуется несомненное влияние Анри Ван де Вельде и Чарльза Ренни Макинтоша, но дом этот строже, чем обычные для того времени здания немецкого модерна (югендстиль).
В 1902 году по проекту Беренса был построен павильон Германии на международной выставке в Турине. С 1903 по 1907 годы он занимает пост директора в художественно-промышленной школе Дюссельдорфа.
В 1907 году Петер Беренс был приглашен на должность художественного директора в крупнейший электропромышленный концерн Германии AEG.
Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт. Владельцев фирмы интересовала не столько эстетика вещей, сколько завоевание мирового рынка. Появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработке единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Это, по мнению промышленников, должно было способствовать успешному продвижению товаров AEG на мировом рынке.
Для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию и рекламу компании, но и производственные помещения, и был приглашен Петер Беренс, который первым воплотил подобную концепцию на практике.
Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, фирменную упаковку, выставочные стенды, а также производственные здания, мастерские и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень последовательно проводил линию по подчинению разнообразной продукции одному принципу стилеобразования.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи, например, чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития.
Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них — Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни.
Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. Принимая власть науки и промышленности с пессимистическим смирением, Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам — чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию.
Производственное здание AEG
Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного сооружения, Беренс использовал эту схему и для здания Германского посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911 — 1912), которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом.
Интерьеры здания — вестибюль, парадная лестница, приемные залы — были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.
В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма.
Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.
После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом для неуклюжего циклопического псевдоклассицизма третьего рейха. Петер Беренс умер 27 февраля 1940 года в Берлине.
Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху функционализма и геометризации форм. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов — учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
текст: Виктор Храповицкий
Петер Беренс
Родился 14-го апреля 1868-го года в Гамбурге. Учился в известной латинской школе Кристианеум с 1877-го по 1882-ой годы, затем с 1886-го по 1889-ый годы изучал искусство живописи в Гамбурге, Дюссельдорфе и Карлсруэ. Пройдя обучение Беренс в 1891—1899 гг. в Мюнхене, где влился в ряды Сецессиона. В 1901 г. спроектировал собственный дом в Дармштадтской художественной колонии, вместе со всей мебелью и аксессуарами.В 1903 году он становится директором Художественно-промышленной школы в Дюссельдорфе и занимал эту должность до 1907 года. С 1907 года он — художественный консультант фирмы AEG в Берлине. Именно тогда он показал себя создателем Промышленного дизайна и промышленной архитектуры. Из его мастерской в Берлине вышли Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. В 1907 г. Петер Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и проч. Стоял у истоков Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали в строительстве сооружений. В 1910-ом году Беренс спроектировал турбинную фабрику «АЭГ». В ходе работы он также занимался проектированием деталей электрики, приводя их к единому стандарту для того, чтобы упростить процесс их замены. Корпус завода «Унион». Хёхсте |
С 1920-го по 1924-ый годы Петер Беренс руководил проектированием и строительством здания руководства техническим обеспечением немецкой химической компании «Hoechst AG» в Хёхсте (район Франфуркта-на-Майне). В 1922-ом году он принял приглашение от Академии изобразительных искусств Вены и начал преподавать там, одновременно с этим занимая пост главы кафедры архитектуры Прусской академии искусств в Берлине. В 1926-ом году Беренса нанял англичанин Венман Джозеф Бассет-Лоук для проектирования его фамильного дома в Нортгемптоне (Великобритания). Этот дом, названный «Новые пути», часто называют самым первым модернистским домом в Британии.
В его мастерской делали первые шаги такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них — Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни.
Беренс Петер — это… Что такое Беренс Петер?
Беренс Петер — (Behrens) (1868 1940), немецкий архитектор и художник конструктор. Учился (1886 89) в Карлсруэ и Дюссельдорфе. Руководил Художественно промышленной школой в Дюссельдорфе, активно участвовал в деятельности мюнхенского Сецессиона и… … Художественная энциклопедия
Беренс, Петер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беренс … Википедия
Беренс Петер — (Behrens) (1868 1940), немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчёркивая суровую мощь массивных стен. * * * БЕРЕНС Петер БЕРЕНС (Behrens) Петер (14 апреля… … Энциклопедический словарь
Беренс Петер — Петер Беренс. Рисунок Макса Либермана Петер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург 27 февраля 1940, Берлин) один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Петер Беренс известен, в первую очередь, как… … Википедия
Беренс, Петер — П. Беренс. Турбинная фабрика фирмы АЭ1 в Берлине. 1909. БЕРЕНС (Behrens) Петер (1868 1940), немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железо бетонные и металлические конструкции, подчеркивал суровую мощь … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БЕРЕНС Петер — (Behrens, Peter) (1868 1940), немецкий архитектор и дизайнер. Родился 14 апреля 1868 в Гамбурге. С 1886 по 1889 учился в Художественной школе в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Беренс известен прежде всего как представитель архитектуры функционализма и … Энциклопедия Кольера
Беренс, Петер — (1868 1940) германский архитектор и дизайнер; выйдя за рамки Движения искусства и ремесел, проектировал в Германии фабрики, магазины, промышленную продукцию. В 1910 х годах в его проектном отделе при фирме «АЭГ» работали «отцы модернизма»… … Архитектурный словарь
Беренс — Беренс фамилия. Беренс, Петер (1868 1940) немецкий архитектор; (фон) Беренсы дворянский род: Беренс, Евгений Андреевич (1809 1878) русский адмирал, кругосветный путешественник Беренс, Евгений Андреевич (1876 1928) … … Википедия
Петер Беренс — Петер Беренс. Рисунок Макса Либермана Петер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург 27 февраля 1940, Берлин) один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Петер Беренс известен, в первую очередь, как… … Википедия
Беренс, Питер — Петер Беренс. Рисунок Макса Либермана Петер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург 27 февраля 1940, Берлин) один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Петер Беренс известен, в первую очередь, как… … Википедия