Персье и фонтен: Персье, Шарль — Википедия – Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура

Персье, Шарль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2019; проверки требуют 4 правки.

Шарль Персье (фр. Charles Percier; 22 августа 1764, Париж — 5 сентября 1838, там же) — французский архитектор, художник и декоратор, педагог. Один из создателей стиля ампир.

Арка на площади Каррузель

Обучался в Париже, позже в 1786—1792 годах жил в Риме, где изучал произведения древнеримского зодчества. Принимал участие в восстановлении Колонны Траяна. В 1784 году стал лауреатом Римской премии.

В 1794—1814 работал совместно с Пьером Фонтеном, вместе с которым стал одним из создателей стиля ампир, отличавшегося в императорской Франции торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

Акварель Персье «Римский дворец». 1784

Шарль Персье был придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I. Совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, в том числе арку на площади Каррузель в Париже (1806—1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме[6]. Сооружение, построенное в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем, высотой 19 метров венчала квадрига святого Марка, вывезенная из Венеции.

Кроме того, ими создано одно из крыльев Лувра — Павильон Маршан (Pavillon Marsan). Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Совместно издали труды «Palais, maisons etc. + Rome» (1798) и «Recueil de decorations interieure» (1812).

Создал рисунки некоторых банкнот Банка Франции (500 и 1000 франков типа «Жерминаль»).

Преподавал архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже. Среди его учеников:

Похоронен на кладбище Пер-Лашез. После смерти Шарля Персье в 1838 году Фонтейн спроектировал гробницу в характерном для них стиле. Они были коллегами жили вместе. Фонтейна, соответствии с его пожеланиями, после смерти в 1853 году поместили в ту же гробницу.

Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура

Французский архитектор Персье Шарль (Percier Charles) обучался искусству зодчества первоначально у А.Ф. Пера в Париже, в 1786-1792 изучал античное зодчество в Риме, а также творчество Джакомо Виньолы, Бальдассаре Перуцци, Джованни Баттиста Пиранези. Персье работал в основном в Париже, вместе с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (с которым сотрудничал в 1794-1814), был ведущим мастером стиля ампир, законодателем вкуса в эпоху империи Наполеона I.

Совместные произведения архитекторов Персье и Фонтена (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; проекты мебели, декоративного убранства интерьеров, оформление празднеств), возрождающие мотивы древнеримской архитектуры, отличаются внушительной, несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к осуществлению синтеза архитектуры и декоративного искусства.

Шарль Персье (1764–1838) и Франсуа Фонтен (Francois Fontaine) (1762–1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводят античную арку Ceптимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее – на площади Каррузель, до наших дней не сохранившейся, 1806–1807) в Париже. Триумфальная арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь побед Наполеона. В центре наверху арки были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с венецианского собора Сан-Марко (квадрига коней была возвращена Италии после разгрома войск Наполеона при Ватерлоо в 1815 году). В настоящее время триумфальная арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира.

Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки – кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.

Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности.

Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего – противоборствующие: романтизм и классицизм.

История зарубежного искусства ►

Персье — это… Что такое Персье?

  • Персье — французский архитектор конца XVIII века …   Биографический словарь Франции

  • Персье Ш. — ПЕРСЬÉ (Percier) Шарль (1764–1838), франц. архитектор. Один из создателей стиля ампир; возведённые им (совм. с П. Фонтеном) торжеств. монументальные сооружения (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806) возрождают мотивы др. рим. зодчества.… …   Биографический словарь

  • Персье Шарль — (Percier) (1764 1838), французский архитектор. Один из создателей стиля ампир; возведённые им (совместно с П. Фонтеном) торжественно монументальные сооружения (арка на площади Каррузель в Париже, 1806) возрождают мотивы древнеримского зодчества.… …   Энциклопедический словарь

  • Персье Шарль — Персье (Percier) Шарль (22.8.1764, Париж,‒ 5.9.1838, там же), французский архитектор. Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794‒1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Их… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРСЬЕ (Percier) Шарль — (1764 1838) французский архитектор. Представитель стиля ампир. Создал (совместно с П. Фонтеном) торжественные сооружения (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806), оформлял интерьеры …   Большой Энциклопедический словарь

  • Персье Шарль —         (Percier) (1764 1838), французский архитектор. Учился у А. Ф. Пера в Париже. Наряду с П. Ф. Л. Фонтеном (с которым работал в 1794 1814) был ведущим представителем стиля ампир, законодателем вкуса в период империи Наполеона I. Их… …   Художественная энциклопедия

  • Ампир — (от франц. empire империя)         стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их… …   Большая советская энциклопедия

  • Ампир —         (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной …   Художественная энциклопедия

  • ампир — [от франц. empire империя]. I. а; м. В архитектуре и прикладном искусстве 19 в.: художественный стиль, использующий богатый декор и монументальные формы Древнего Египта и античности, возникший во Франции в период империи Наполеона I и воплощавший …   Энциклопедический словарь

  • Фонтен Пьер — (Fontaine) (1762 1853), французский архитектор. Один из создателей стиля ампир. В 1794 1814 сотрудничал с Ш. Персье. Новаторски применял чугунные конструкции. * * * ФОНТЕН Пьер ФОНТЕН (Fontaine) Пьер (1762 1853), французский архитектор.… …   Энциклопедический словарь

  • ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ | Энциклопедия Кругосвет

    ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles) (1764–1838) и ФОНТЕН, ПЬЕР (Fontaine, Pierre) (1762–1853), французские архитекторы и дизайнеры, работавшие вместе и вошедшие в число основоположников стиля ампир.

    Персье родился в Париже 22 августа 1764 и познакомился с Фонтеном (родился в Понтуазе, Иль-де-Франс, 20 сентября 1762) в 1780, во время занятий в парижской студии А.-Ф.Пейра. В 1786–1791 изучал античность в Риме, где тогда жил и Фонтен. Их активное сотрудничество началось в период работы художниками парижской Оперы (1792–1796).

    В 1799 их принял в Мальмезоне (под Парижем) Наполеон, тогда первый консул, доверив им переделку Эспланады инвалидов близ одноименного дома в «Елисейские поля павших воинов», где были бы выставлены различные трофеи, в том числе и художественные (замысел этот не был осуществлен). Позднее они обновили для Жозефины Бонапарт, супруги Наполеона, убранство Мальмезонского дворца (1800–1802) и с той поры им доставались многие самые престижные заказы; Фонтен к тому же с 1801 занимал должность правительственного архитектора. В 1809 Александр I поручил мастерам посылать ему обзоры наполеоновских архитектурно-декоративных новшеств, что они и делали в 1810–1815, создав огромный графический цикл (ныне хранящийся в петербургском Эрмитаже в 13 альбомах).

    Среди их произведений наиболее известна триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806–1807), повторяющая структуру арки Септимия Севера в Риме. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тюильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Мастера заново оформили также Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801–1804), Фонтенбло (1804–1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом; 1800-е годы). Эти декоративные ансамбли, которые должны были придать наполеоновскому правлению антично-римское (и по возможности археологически точное по отношению к древним прототипам) величие, отличаются своим синтетически-целостным обликом, звучным колоризмом и прохладной элегантностью.

    В годы Реставрации (после 1814) Персье работал в основном как педагог (в собственной рисовальной школе), Фонтен же реализовал немало самостоятельных неоклассических проектов, среди которых выделяется Искупительная капелла в Париже (Chapelle Expiatoire, 1816–1826), и продолжил реставрационные работы в Лувре и других дворцах. Мастера внесли также большой вклад в историографию искусства, издав (в 1807 и 1810) описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени, а также увражи:

    Дворцы, дома и другие современные здания, нарисованные в Риме (Palais, maisons et autres édifices modernes dessinés а Rome, 1798), Свод типов внутреннего декоративного убранства, включающий все, что касается мебели (Recueil de décorations intérieures comprenant tout ce qui a rapport а l’ameublement, 1801), Подборка славнейших вилл Рима и его окрестностей (Choix des plus célébres maisons de plaisance de Rome et de ses environs, vol. 1–2, 1809–1813), Триумфальная арка Тюильри, воздвигнутая в 1806… (Arc de Triomphe des Tuileries érigé en 1806…, 1827), Резиденции правителей: параллель между многими резиденциями правителей Франции, Германии, Швеции, России, Испании и Италии (Résidence de souverains: Parallиle entre plusieurs résidences de soverains de France, d`Allemagne, de Suиde, de Russie, d’Espagne et d’Italie, 1835).

    Умер Персье в Париже 5 сентября 1838, Фонтен – в Париже 10 октября 1853. Посмертно были изданы Обзор парижских монументов, посланный Фонтеном императору России (Journal des monuments de Paris envoyй par Fontaine а l’empereur de Russie, 1912) и огромный дневник Фонтена, который он вел с 1799 (1982).

    ШАРЛЬ ПЕРСЬЕ и ПЬЕР ФОНТЕН. Триумфальная арка на площади Каррузель. Париж

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»

    В какой стране находятся пирамиды Солнца и Луны?

    Архитектура Шарля Персье и Франсуа Фонтена

     

    Архитектура Шарля Персье И Франсуа Фонтена Персье Шарль Французский архитектор Триумфальная арка Площадь Каррузель, Париж Замок Мальмезон Перестройка Персье и Фонтена Французский архитектор Персье Шарль (Percier Charles) обучался искусству зодчества первоначально у А. Ф.Пера в Париже, в 1786-1792 изучал античное зодчество в Риме, а также творчество Джакомо Виньолы, Бальдассаре Перуцци, Джованни Баттиста Пиранези. Персье работал в основном в Париже, вместе с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (с которым сотрудничал в 1794-1814), был ведущим мастером стиля ампир, законодателем вкуса в эпоху империи Наполеона I. Совместные произведения архитекторов Персье и Фонтена (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; проекты мебели, декоративного убранства интерьеров, оформление празднеств), возрождающие мотивы древнеримской архитектуры, отличаются внушительной, несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к осуществлению синтеза архитектуры и декоративного искусства. Шарль Персье (1764—1838) и Франсуа Фонтен (Francois Fontaine) (1762—1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводят античную арку Ceптимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее — на площади Каррузель, до наших дней не сохранившейся, 1806—1807) в Париже. Триумфальная арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь побед Наполеона.

    В центре наверху арки были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с венецианского собора Сан-Марко (квадрига коней была возвращена Италии после разгрома войск Наполеона при Ватерлоо в 1815 году). В настоящее время триумфальная арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира. Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки — кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.

    Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности. Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы.

     

    В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — противоборствующие: романтизм и классицизм. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

    Обращайтесь по телефонам. Проверенным мастером производится Отделка коттеджа быстро.

     

    ПЕРСЬЕ ПЕРСЬЕ-БАСАН ШАРЛЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    ПЕРСЬЕ ПЕРСЬЕ-БАСАН ШАРЛЬ — французский архитектор.

    По раз­ным све­де­ни­ям, учил­ся на ри­со­валь­щи­ка и де­ко­ра­то­ра у раз­ных мас­те­ров и по­се­щал шко­лу Сен-Ком в Па­ри­же. За­тем по­сту­пил в мас­тер­скую архитектора А.Ф. Пе­ра в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры, где в 1780 году по­зна­ко­мил­ся с П.Ф.Л. Фон­те­ном, став­шим со­ав­то­ром большей ра­бот Персье; вме­сте они счи­та­ют­ся ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми французского ам­пи­ра.

    В 1786-1791 годах Персье — пен­сио­нер в Ри­ме. В 1792-1796 годах Персье и Фон­тен ра­бо­та­ли как сце­но­гра­фы в Па­риж­ской опе­ре. С 1799 года они по­лу­ча­ли за­ка­зы от бу­ду­ще­го императора На­по­ле­о­на I и его же­ны Жо­зе­фи­ны Бо­гар­не (например, оформ­ле­ние ин­терь­е­ров двор­ца Маль­ме­зон), в 1801-1804 годах вме­сте за­ни­ма­ли долж­ность ар­хи­тек­то­ров пра­ви­тель­ст­ва, за­тем Фон­тен слу­жил на этом по­сту один, но его со­труд­ни­че­ст­во с Персье про­дол­жа­лось до 1814 года.

    К их сов­мест­ным ра­бо­там от­но­сят­ся гале­рея На­по­ле­о­на (1804-1811 годы) и другие по­ме­ще­ния в Лув­ре, три­ум­фаль­ная ар­ка на площади Кар­ру­зель в Па­ри­же (1806 год), ин­терь­е­ры Ком­пь­ен­ско­го зам­ка (1808-1811 годы, совместно с архитектором Л.М. Бер­то и др.), двор­ца Ка­са-дель-Ла­б­ра­дор в Аранху­эсе (1808 год), про­ект двор­ца ко­ро­ля Рим­ско­го (На­по­ле­о­на II) на хол­ме Шайо в Па­ри­же (1810-1814 годы) и др.

    Персье и Фон­тен ис­пол­ни­ли так­же се­рию из 114 ри­сун­ков но­вых па­риж­ских зда­ний, за­ка­зан­ную императором Алек­сан­дром I (1810-1815 годы; изданы «Journal des monuments de Paris envoyé par Fontaine а̀ l’empereur de Russie» в 1912 году). В этих про­из­ве­де­ни­ях, а так­же в эс­ки­зах Персье для ме­бель­но­го мас­те­ра Ж. Жа­ко­ба (об­ста­нов­ка для за­ла за­се­да­ний Кон­вен­та в Тю­иль­ри, 1793 год, и др.), Севр­ской ма­ну­фак­ту­ры («Стол мар­ша­лов» из би­ск­ви­та, брон­зы и зо­ло­та, про­ект, 1807 год, реа­ли­за­ция 1808-1811 годы) и т. д. про­явил­ся его та­лант офор­ми­те­ля и де­ко­ра­то­ра. Так­же ра­бо­тал как ил­лю­ст­ра­тор (из­да­ния со­чи­не­ний Го­ра­ция, 1799 год; ба­сен Ж. де Ла­фон­те­на, 1802 год). В 1797 году Персье ос­но­вал в Па­ри­же ар­хитектурную шко­лу ри­со­ва­ния, где пре­по­да­вал до кон­ца жиз­ни.

    Сочинения:

    Palais, maisons, et autres édifices moder­nes, dessinés à Rome. P., 1798 (avec P. F. L. Fon­taine).

    ПЕРСЬЕ • Большая российская энциклопедия

    Фото П. С. Павлинова Ш. Персье (совместно с архитектором П. Ф.Л. Фонтеном). Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже. 1806.

    ПЕРСЬЕ́, Пер­сье-Ба­сан (Percier-Bassant) Шарль (22.8.1764, Па­риж – 5.9.1838, там же), франц. ар­хи­тек­тор. По раз­ным све­де­ни­ям, учил­ся на ри­со­валь­щи­ка и де­ко­ра­то­ра у раз­ных мас­те­ров и по­се­щал шко­лу Сен-Ком в Па­ри­же. За­тем по­сту­пил в мас­тер­скую арх. А. Ф. Пе­ра в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры, где в 1780 по­зна­ко­мил­ся с П. Ф. Л. Фон­те­ном, став­шим со­ав­то­ром б. ч. ра­бот П.; вме­сте они счи­та­ют­ся ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми франц. ам­пи­ра. В 1786–91 П. – пен­сио­нер в Ри­ме. В 1792–96 П. и Фон­тен ра­бо­та­ли как сце­но­гра­фы в Па­риж­ской опе­ре. С 1799 они по­лу­ча­ли за­ка­зы от бу­ду­ще­го имп. На­по­ле­о­на I и его же­ны Жо­зе­фи­ны Бо­гар­не (напр., оформ­ле­ние ин­терь­е­ров двор­ца Маль­ме­зон), в 1801–04 вме­сте за­ни­ма­ли долж­ность ар­хи­тек­то­ров пра­ви­тель­ст­ва, за­тем Фон­тен слу­жил на этом по­сту один, но его со­труд­ни­че­ст­во с П. про­дол­жа­лось до 1814. К их сов­мест­ным ра­бо­там от­но­сят­ся гале­рея На­по­ле­о­на (1804–11) и др. по­ме­ще­ния в Лув­ре, три­ум­фаль­ная ар­ка на пл. Кар­ру­зель в Па­ри­же (1806), ин­терь­е­ры Ком­пь­ен­ско­го зам­ка (1808–11, совм. с арх. Л. М. Бер­то и др.), двор­ца Ка­са-дель-Ла­б­ра­дор в Аранху­эсе (1808), про­ект двор­ца ко­ро­ля Рим­ско­го (На­по­ле­о­на II) на хол­ме Шайо в Па­ри­же (1810–14) и др. П. и Фон­тен ис­пол­ни­ли так­же се­рию из 114 ри­сун­ков но­вых па­риж­ских зда­ний, за­ка­зан­ную имп. Алек­сан­дром I (1810–15; изд. «Journal des monuments de Paris envoyé par Fontaine а̀ l’empereur de Russie» в 1912). В этих про­из­ве­де­ни­ях, а так­же в эс­ки­зах П. для ме­бель­но­го мас­те­ра Ж. Жа­ко­ба (об­ста­нов­ка для за­ла за­се­да­ний Кон­вен­та в Тю­иль­ри, 1793, и др.), Севр­ской ма­ну­фак­ту­ры («Стол мар­ша­лов» из би­ск­ви­та, брон­зы и зо­ло­та, про­ект, 1807, реа­ли­за­ция 1808–11) и т. д. про­явил­ся его та­лант офор­ми­те­ля и де­ко­ра­то­ра. Так­же ра­бо­тал как ил­лю­ст­ра­тор (из­да­ния со­чи­не­ний Го­ра­ция, 1799; ба­сен Ж. де Ла­фон­те­на, 1802). В 1797 П. ос­но­вал в Па­ри­же ар­хит. шко­лу ри­со­ва­ния, где пре­по­да­вал до кон­ца жиз­ни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *