Персье и фонтен: Персье, Шарль — Википедия – Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура
Персье, Шарль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2019; проверки требуют 4 правки.Шарль Персье (фр. Charles Percier; 22 августа 1764, Париж — 5 сентября 1838, там же) — французский архитектор, художник и декоратор, педагог. Один из создателей стиля ампир.
Арка на площади КаррузельОбучался в Париже, позже в 1786—1792 годах жил в Риме, где изучал произведения древнеримского зодчества. Принимал участие в восстановлении Колонны Траяна. В 1784 году стал лауреатом Римской премии.
В 1794—1814 работал совместно с Пьером Фонтеном, вместе с которым стал одним из создателей стиля ампир, отличавшегося в императорской Франции торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Шарль Персье был придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I. Совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, в том числе арку на площади Каррузель в Париже (1806—1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме[6]. Сооружение, построенное в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем, высотой 19 метров венчала квадрига святого Марка, вывезенная из Венеции.
Кроме того, ими создано одно из крыльев Лувра — Павильон Маршан (Pavillon Marsan). Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.
Совместно издали труды «Palais, maisons etc. + Rome» (1798) и «Recueil de decorations interieure» (1812).
Создал рисунки некоторых банкнот Банка Франции (500 и 1000 франков типа «Жерминаль»).
Преподавал архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже. Среди его учеников:
Похоронен на кладбище Пер-Лашез. После смерти Шарля Персье в 1838 году Фонтейн спроектировал гробницу в характерном для них стиле. Они были коллегами жили вместе. Фонтейна, соответствии с его пожеланиями, после смерти в 1853 году поместили в ту же гробницу.
Шарль Персье и Франсуа Фонтен Архитектура
Французский архитектор Персье Шарль (Percier Charles) обучался искусству зодчества первоначально у А.Ф. Пера в Париже, в 1786-1792 изучал античное зодчество в Риме, а также творчество Джакомо Виньолы, Бальдассаре Перуцци, Джованни Баттиста Пиранези. Персье работал в основном в Париже, вместе с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (с которым сотрудничал в 1794-1814), был ведущим мастером стиля ампир, законодателем вкуса в эпоху империи Наполеона I.
Совместные произведения архитекторов Персье и Фонтена (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; проекты мебели, декоративного убранства интерьеров, оформление празднеств), возрождающие мотивы древнеримской архитектуры, отличаются внушительной, несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к осуществлению синтеза архитектуры и декоративного искусства.
Шарль Персье (1764–1838) и Франсуа Фонтен (Francois Fontaine) (1762–1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводят античную арку Ceптимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее – на площади Каррузель, до наших дней не сохранившейся, 1806–1807) в Париже. Триумфальная арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь побед Наполеона. В центре наверху арки были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с венецианского собора Сан-Марко (квадрига коней была возвращена Италии после разгрома войск Наполеона при Ватерлоо в 1815 году). В настоящее время триумфальная арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира.
Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки – кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.
Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего – противоборствующие: романтизм и классицизм.
История зарубежного искусства ►
Персье — это… Что такое Персье?
Персье — французский архитектор конца XVIII века … Биографический словарь Франции
Персье Ш. — ПЕРСЬÉ (Percier) Шарль (17641838), франц. архитектор. Один из создателей стиля ампир; возведённые им (совм. с П. Фонтеном) торжеств. монументальные сооружения (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806) возрождают мотивы др. рим. зодчества.… … Биографический словарь
Персье Шарль — (Percier) (1764 1838), французский архитектор. Один из создателей стиля ампир; возведённые им (совместно с П. Фонтеном) торжественно монументальные сооружения (арка на площади Каррузель в Париже, 1806) возрождают мотивы древнеримского зодчества.… … Энциклопедический словарь
Персье Шарль — Персье (Percier) Шарль (22.8.1764, Париж,‒ 5.9.1838, там же), французский архитектор. Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794‒1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Их… … Большая советская энциклопедия
ПЕРСЬЕ (Percier) Шарль — (1764 1838) французский архитектор. Представитель стиля ампир. Создал (совместно с П. Фонтеном) торжественные сооружения (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806), оформлял интерьеры … Большой Энциклопедический словарь
Персье Шарль — (Percier) (1764 1838), французский архитектор. Учился у А. Ф. Пера в Париже. Наряду с П. Ф. Л. Фонтеном (с которым работал в 1794 1814) был ведущим представителем стиля ампир, законодателем вкуса в период империи Наполеона I. Их… … Художественная энциклопедия
Ампир — (от франц. empire империя) стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их… … Большая советская энциклопедия
Ампир — (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной … Художественная энциклопедия
ампир — [от франц. empire империя]. I. а; м. В архитектуре и прикладном искусстве 19 в.: художественный стиль, использующий богатый декор и монументальные формы Древнего Египта и античности, возникший во Франции в период империи Наполеона I и воплощавший … Энциклопедический словарь
Фонтен Пьер — (Fontaine) (1762 1853), французский архитектор. Один из создателей стиля ампир. В 1794 1814 сотрудничал с Ш. Персье. Новаторски применял чугунные конструкции. * * * ФОНТЕН Пьер ФОНТЕН (Fontaine) Пьер (1762 1853), французский архитектор.… … Энциклопедический словарь
ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ | Энциклопедия Кругосвет
ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles) (1764–1838) и ФОНТЕН, ПЬЕР (Fontaine, Pierre) (1762–1853), французские архитекторы и дизайнеры, работавшие вместе и вошедшие в число основоположников стиля ампир.
Персье родился в Париже 22 августа 1764 и познакомился с Фонтеном (родился в Понтуазе, Иль-де-Франс, 20 сентября 1762) в 1780, во время занятий в парижской студии А.-Ф.Пейра. В 1786–1791 изучал античность в Риме, где тогда жил и Фонтен. Их активное сотрудничество началось в период работы художниками парижской Оперы (1792–1796).
В 1799 их принял в Мальмезоне (под Парижем) Наполеон, тогда первый консул, доверив им переделку Эспланады инвалидов близ одноименного дома в «Елисейские поля павших воинов», где были бы выставлены различные трофеи, в том числе и художественные (замысел этот не был осуществлен). Позднее они обновили для Жозефины Бонапарт, супруги Наполеона, убранство Мальмезонского дворца (1800–1802) и с той поры им доставались многие самые престижные заказы; Фонтен к тому же с 1801 занимал должность правительственного архитектора. В 1809 Александр I поручил мастерам посылать ему обзоры наполеоновских архитектурно-декоративных новшеств, что они и делали в 1810–1815, создав огромный графический цикл (ныне хранящийся в петербургском Эрмитаже в 13 альбомах).
Среди их произведений наиболее известна триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806–1807), повторяющая структуру арки Септимия Севера в Риме. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тюильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Мастера заново оформили также Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801–1804), Фонтенбло (1804–1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом; 1800-е годы). Эти декоративные ансамбли, которые должны были придать наполеоновскому правлению антично-римское (и по возможности археологически точное по отношению к древним прототипам) величие, отличаются своим синтетически-целостным обликом, звучным колоризмом и прохладной элегантностью.
В годы Реставрации (после 1814) Персье работал в основном как педагог (в собственной рисовальной школе), Фонтен же реализовал немало самостоятельных неоклассических проектов, среди которых выделяется Искупительная капелла в Париже (Chapelle Expiatoire, 1816–1826), и продолжил реставрационные работы в Лувре и других дворцах. Мастера внесли также большой вклад в историографию искусства, издав (в 1807 и 1810) описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени, а также увражи:
Умер Персье в Париже 5 сентября 1838, Фонтен – в Париже 10 октября 1853. Посмертно были изданы Обзор парижских монументов, посланный Фонтеном императору России (Journal des monuments de Paris envoyй par Fontaine а l’empereur de Russie, 1912) и огромный дневник Фонтена, который он вел с 1799 (1982).
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»
В какой стране находятся пирамиды Солнца и Луны?
Архитектура Шарля Персье и Франсуа Фонтена
Архитектура Шарля Персье И Франсуа Фонтена Персье Шарль Французский архитектор Триумфальная арка Площадь Каррузель, Париж Замок Мальмезон Перестройка Персье и Фонтена Французский архитектор Персье Шарль (Percier Charles) обучался искусству зодчества первоначально у А. Ф.Пера в Париже, в 1786-1792 изучал античное зодчество в Риме, а также творчество Джакомо Виньолы, Бальдассаре Перуцци, Джованни Баттиста Пиранези. Персье работал в основном в Париже, вместе с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (с которым сотрудничал в 1794-1814), был ведущим мастером стиля ампир, законодателем вкуса в эпоху империи Наполеона I. Совместные произведения архитекторов Персье и Фонтена (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; проекты мебели, декоративного убранства интерьеров, оформление празднеств), возрождающие мотивы древнеримской архитектуры, отличаются внушительной, несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к осуществлению синтеза архитектуры и декоративного искусства. Шарль Персье (1764—1838) и Франсуа Фонтен (Francois Fontaine) (1762—1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводят античную арку Ceптимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее — на площади Каррузель, до наших дней не сохранившейся, 1806—1807) в Париже. Триумфальная арка была воздвигнута в 1806-1808 годах по проекту Пьера Франсуа Фонтена и Шарля Персье в честь побед Наполеона.
В центре наверху арки были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с венецианского собора Сан-Марко (квадрига коней была возвращена Италии после разгрома войск Наполеона при Ватерлоо в 1815 году). В настоящее время триумфальная арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира. Персье и Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир. Они украшали стены пилястрами и колоннами, потолки — кессонами, вводили много позолоты, предпочитая выделять золото на темно-синем или красном фонах, сочетать его с белым мрамором. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.
Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности. Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы.
В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — противоборствующие: романтизм и классицизм. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Обращайтесь по телефонам. Проверенным мастером производится Отделка коттеджа быстро.
ПЕРСЬЕ ПЕРСЬЕ-БАСАН ШАРЛЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПЕРСЬЕ ПЕРСЬЕ-БАСАН ШАРЛЬ — французский архитектор.
По разным сведениям, учился на рисовальщика и декоратора у разных мастеров и посещал школу Сен-Ком в Париже. Затем поступил в мастерскую архитектора А.Ф. Пера в Королевской академии архитектуры, где в 1780 году познакомился с П.Ф.Л. Фонтеном, ставшим соавтором большей работ Персье; вместе они считаются основоположниками французского ампира.
В 1786-1791 годах Персье — пенсионер в Риме. В 1792-1796 годах Персье и Фонтен работали как сценографы в Парижской опере. С 1799 года они получали заказы от будущего императора Наполеона I и его жены Жозефины Богарне (например, оформление интерьеров дворца Мальмезон), в 1801-1804 годах вместе занимали должность архитекторов правительства, затем Фонтен служил на этом посту один, но его сотрудничество с Персье продолжалось до 1814 года.
К их совместным работам относятся галерея Наполеона (1804-1811 годы) и другие помещения в Лувре, триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806 год), интерьеры Компьенского замка (1808-1811 годы, совместно с архитектором Л.М. Берто и др.), дворца Каса-дель-Лабрадор в Аранхуэсе (1808 год), проект дворца короля Римского (Наполеона II) на холме Шайо в Париже (1810-1814 годы) и др.
Персье и Фонтен исполнили также серию из 114 рисунков новых парижских зданий, заказанную императором Александром I (1810-1815 годы; изданы «Journal des monuments de Paris envoyé par Fontaine а̀ l’empereur de Russie» в 1912 году). В этих произведениях, а также в эскизах Персье для мебельного мастера Ж. Жакоба (обстановка для зала заседаний Конвента в Тюильри, 1793 год, и др.), Севрской мануфактуры («Стол маршалов» из бисквита, бронзы и золота, проект, 1807 год, реализация 1808-1811 годы) и т. д. проявился его талант оформителя и декоратора. Также работал как иллюстратор (издания сочинений Горация, 1799 год; басен Ж. де Лафонтена, 1802 год). В 1797 году Персье основал в Париже архитектурную школу рисования, где преподавал до конца жизни.
Сочинения:
Palais, maisons, et autres édifices modernes, dessinés à Rome. P., 1798 (avec P. F. L. Fontaine).
ПЕРСЬЕ • Большая российская энциклопедия
Фото П. С. Павлинова Ш. Персье (совместно с архитектором П. Ф.Л. Фонтеном). Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже. 1806.
ПЕРСЬЕ́, Персье-Басан (Percier-Bassant) Шарль (22.8.1764, Париж – 5.9.1838, там же), франц. архитектор. По разным сведениям, учился на рисовальщика и декоратора у разных мастеров и посещал школу Сен-Ком в Париже. Затем поступил в мастерскую арх. А. Ф. Пера в Королевской академии архитектуры, где в 1780 познакомился с П. Ф. Л. Фонтеном, ставшим соавтором б. ч. работ П.; вместе они считаются основоположниками франц. ампира. В 1786–91 П. – пенсионер в Риме. В 1792–96 П. и Фонтен работали как сценографы в Парижской опере. С 1799 они получали заказы от будущего имп. Наполеона I и его жены Жозефины Богарне (напр., оформление интерьеров дворца Мальмезон), в 1801–04 вместе занимали должность архитекторов правительства, затем Фонтен служил на этом посту один, но его сотрудничество с П. продолжалось до 1814. К их совместным работам относятся галерея Наполеона (1804–11) и др. помещения в Лувре, триумфальная арка на пл. Каррузель в Париже (1806), интерьеры Компьенского замка (1808–11, совм. с арх. Л. М. Берто и др.), дворца Каса-дель-Лабрадор в Аранхуэсе (1808), проект дворца короля Римского (Наполеона II) на холме Шайо в Париже (1810–14) и др. П. и Фонтен исполнили также серию из 114 рисунков новых парижских зданий, заказанную имп. Александром I (1810–15; изд. «Journal des monuments de Paris envoyé par Fontaine а̀ l’empereur de Russie» в 1912). В этих произведениях, а также в эскизах П. для мебельного мастера Ж. Жакоба (обстановка для зала заседаний Конвента в Тюильри, 1793, и др.), Севрской мануфактуры («Стол маршалов» из бисквита, бронзы и золота, проект, 1807, реализация 1808–11) и т. д. проявился его талант оформителя и декоратора. Также работал как иллюстратор (издания сочинений Горация, 1799; басен Ж. де Лафонтена, 1802). В 1797 П. основал в Париже архит. школу рисования, где преподавал до конца жизни.