Петровское барокко особенности: Петровское барокко и его особенности • Архитектура

Петровское барокко и его особенности • Архитектура

Дворец Кадриорг в Таллине

Основные реформы Петра I в области градостроительства.

Реформы Петра I коснулись реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота, создания новых отраслей промышленности, строительства новых крепостей и городов. В основе всех преобразований лежит опыт европейских стран, опирающийся на древнерусские традиции.
В архитектуре происходят коренные изменения, возводятся новые типы зданий – судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий.

Петергофский ансамбль

Характерными чертами петровского барокко были рационалистичность и простота в сочетании с барочной пластичностью архитектурных деталей.
В области градостроительства осваивались передовые методы – регулярный характер планировки и застройки, введение красной линии застройки, создание крупномасштабных общественных градостроительных ансамблей, благоустройство улиц и площадей, ночное освещением и т. п.

Строительство Санкт-Перербурга.

Петербург основан в 1703 году у устья р. Невы первоначально как крепость и торговый порт для выхода страны к северным морям. Первые сооружения – Перопавловская крепость и Адмиралтейство, основная судостроительная верфь. Для руководства работами по строительству создается государственный орган «Канцелярия от строений Санкт-Петербурга».
В основе генерального плана Санкт-петербурга лежала регулярная планировка кварталов с одновременным устройством каналов, как дренажной системы на болотистой территории.

Стрельнинский ансамбль

Как основная дорога на Москву возникает Невская першпектива – основная градостроительная ось от Адмиралтейства, позже она дополняется двумя лучами – Вознесенским проспектом и Гороховской улицей. Трехлучие, запректированное архитектором Еропкиным в лучших традициях европейского барокко, имело огромное значение для последующей планировки города.

Царскосельский ансамбль

В 1716 году начались работы по генеральному плану города. Для этого был приглашен французский архитектор Леблон, представивший Петру схему «идеального города-крепости» овальной формы, выполненный с учетом всех требований европейской науки и игнорирующем реальную ситуацию и основные градостроительные объекты. Проект Леблона Петром I утвержден не был и строительство Петербурга продолжалось с использованием «образцовых чертежей» – типовых проектов для различных социальных групп населения. Основная парадная застройка возникает на набережной р. Невы и основных городских магистралях, создавая основу для будущих градостроительных ансамблей.
Обязательной принадлежностью дворца становится регулярный парк. Пример – летний сад при дворце Петра I.
Функциональное зонирование территории вначале осуществлялось стихийно – выбор места для жилой застройки, выбор места для площадей различного назначения и «казенных» зданий.
В 1730 году разрабатывается более сложный генеральный план Петербурга, определяющий основные функциональные зоны города.
Одновременно закладываются основные загородные резиденции в лучших традициях европейского барокко: Петергофский, Царскосельский и Стрельнинский ансамбли.

Архитектура барокко в творчестве Трезини, Коробова, Земцова.

Одним из крупнейших и ведущих архитекторов петровского времени был Доменико Трезини, итальянец по происхождению, работавший в Голландии и принесший в оссию черты северо-европейского барокко. Трерзини – автор Петропавловского Собора (1712–1733гг.) – крупнейшего сооружения эпохи Петра I.
В основе плана Собора – трехнефная базилика – чуждая русской архитектурной традиции, с гигантской колокольней высотой 120 метров, основной доминантой города, подобно колокольне Ивана Великого в Москве.

Крупная постройка Доменико Трезини – здание 12-ти коллегий (1722-1742 гг.) – правительственное здание большой протяженностью с повторяющимся ритмом одинаковых блоков, ограничивающее большую площадь на стрелке Васильевского острова.
Доменико Трезини автор Летнего дворца Петра I – скромного, небольшого сооружения, выполненного по типу жилого дома для зажиточных граждан.

Летний дворец Петра I

Доменико Трезини разрабатывал основные образцовые дома для массовой жилой застройки – дома «для подлых», дома «для именитых», дома «для зажиточных».
Итальянец Джована Фонтана – атор дворцов Меньшикова в Лефортово и Ораниембауме, а так же основного дворца Меньшикова на Васильевском острове.
Француз Жан-Батист Леблон – ученик знаменитого Ленотра был приглашен Петром I на должность генерал-архитектора и руководил многими архитектурно-строительными работами: автор генерального плана Петербурга, автор парадных загородных ансамблей с большими парками (Петергоф, Стрельня, Царское село).
Итальянец Николо Микетти автор Большого дворца в Стрельне, фонтанов в Питергофе, Дворца Кадриорг в Таллине.

Дворец Кадриорг в Таллине

Ведущая раль в застройке Петербурга принадлежала архитекторам – иностранцам, но уже в 1716 году, специальным указом, Петр I отправил за границу для обучения 20 дворянских детей, среди которых будущие, известные русские архитекторы: Петр Еропкин, Тимофей Усов, Иван Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин и др.
Михаил Земцов был практически заместителем Трезини, позже возглавил работы в Петербурге, под его руководством возводились царские дворцы и парки. Автор церкви Симеона и Анны в Петербурге (1729-1734 гг.), в которой органично соединены русская крестовокупольная церковь и европейское барокко.

Церковь Симеона и Анны в Петербурге

Иван Коробов – автор здания адмиралтейства, 1732 г – крупнейшего сооружения Петербурга. По его проектам строитлись верфи, постройки Морского полка, церковь Пантелеймона.
Петр Еропкин – руководитель Комиссии строений, автор планировочных работ по застройке основных частей Петербурга: центрального района города, жилой застройки Васильевского острова, и др.
Такие выдающиеся зодчие как Еропкин, Коробов, Земцов создали самобытную национальную школу и заложили фундаментальные основания для расцвета русской архитектуры в середине 18 века

Отличие петербургского и московского барокко.

Основными работами по строительству в Москве руководил Иван Мичурин, автор генерального плана г. Москвы 1739 года. Это был первый точный план города выполненный на топогеодезической подоснове. Первые постройки Москвы копировали петербургское барокко. Но скоро московское барокко приобретает свой индивидуальный облик, тяготея к традициям древнерусской архитектурной формы, декоративности деталей, многоцветности и богатой пластике объемов.
Иван Мичурин – автор колокольни Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (1740–1770 гг.), — церкви Параскевы-Пятницы в Замоскворечье (1739-1744 гг.), — колокольни церкви Петра и Павла (1740-1744 гг.).
Арсенал в Московском Кремле (автор Д. Иванов 1702-1736 гг.) выполнен в традициях Кремлевских московских построек и только во входной части имеет барочные детали.

Арсенал в Московском Кремле

Красные ворота в Москве (архитектор Д. Ухтомский, 1753 – 1757 гг.) – триумфальные ворота.

Меньшикова башня ( архитектор Н. И. Зарудный, 1701-1707 гг.) – предшественница колокольни Петропавловского собора. В основе композиции – традиция деревянной шатровой многоярусной церкви.

Московское барокко органично сочетает древнерусские традиции как в формах так и в деталях, чем существенно отличается от более строгого, лаконичного петербургского барокко.

Меньшикова башня

Петровское барокко в Петербурге

Вы, наверное, не раз видели современные постройки в пригороде Санкт-Петербурга в необычном для нашего времени стиле – барокко, это так называемый коттеджный поселок «Петровское барокко». Не все знают, что этот красивый стиль своим появлением в нашей стране обязан Петру I, его стремлению превратить города России в самые красивые в мире. Познакомиться с архитектурными постройками петровской эпохи в стиле барокко лучше всего в Санкт-Петербурге.

Петровское барокко являлся основополагающим архитектурным стилем при проектировании и строении зданий в Санкт-Петербурге во времена правления Петра Великого. Эти постройки на ближайшие столетия определили развитие архитектуры в Санкт-Петербурге.

Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием, Петербургское барокко  называли «Петровский манир»но в то же время мажорным настроением. Лишь один взгляд на строение в стиле петровского барокко вызывает на лицах людей улыбку и праздничное настроение. Хочется рассматривать эти здания вновь и вновь.

Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени. На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

Время становления петровского барокко приходится на 1697 – 1730 годы. Архитектура того времени смешала все стили: французский классицизм, голландскую и немецкую гражданскую архитектуру, многие другие направления и стили. Но постепенно петровское барокко создало свои особенности: возведение симметрических построек требовало выделения в композиции ее центра – башни, которую украшали портики, скульптуры, нарядные наличники и своеобразные формы оконных проемов. Фасады украшали пилястрами, а углы обрабатывали рустом. Вообще петровскому барокко свойственна многоцветная, красочная архитектура. Но в сравнении с европейским барокко петровское намного сдержаннее.

Архитектурные строения Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко

Летний дворец Петра I.

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2, Летний сад 
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Горьковская», «Невский проспект»

Дворец по праву можно отнести к первому российскому коттеджу из-за его небольшого размера. Знаменитый архитектор Д. Трезини руководил строительством дворца на протяжении четырех лет – с 1710 по 1714 годы. Барельефы, созданные снаружи здания, имели мифологическую тематику. Архитектор преследовал цель – увековечить победу нашей страны в Северной войне. До наших дней сохранились резные ореховые и дубовые панно, живописные плафоны, печи, украшенные изразцами и орнаментами.

Кунсткамера

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Университетская, 3 
Ближайшая станция метро: «Василеостровская»

Строительство здания Кунсткамеры приходится на 1718 – 1734 годы. Руководили проектом поочередно И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцов. Ранее в этом здании размещалась Санкт-Петербургская Академия наук, обсерватория, библиотека и общественный музей. В настоящее время здесь находится мемориальный музей М. Ломоносова и музей этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко: 
• Меншиковский дворец; 
• Здание Двенадцати коллегий;
• Петропавловский собор; 
• Александро-Невская лавра; 
• Кикины палаты.

Архитектурные жемчужины Петербурга: барокко

Северная Венеция, город белых ночей, колыбель трех революций, Петроград, Ленинград и культурная столица, Санкт-Петербург имеет множество имен и известен во всем мире как один из красивейших городов Европы, прежде всего, благодаря своему невероятная история и величественная архитектура. Неважно, как долго ты живешь в Санкт-Петербурге, приятно иметь свои архитектурные стили, не так ли? Итак, в этой серии статей вы узнаете все об архитектурных жемчужинах Петербурга и их создателях, от барокко до современности.

Основатель Санкт-Петербурга царь Петр Великий с самого начала хотел, чтобы его город не был похож ни на какой другой в России, поэтому для его строительства и развития он пригласил лучших европейских архитекторов. Среди самых известных архитекторов, сформировавших город, был швейцарско-итальянский архитектор

Доменико Трезини , приехавший в Санкт-Петербург при его основании в 1703 году. Именно он спроектировал первую и старейшую достопримечательность города, Петропавловский собор года. с игольчатым золотым шпилем и ангелом, держащим крест на вершине, — один из важнейших символов Санкт-Петербурга и яркий образец петровского барокко в русской архитектуре.

Стиль барокко возник в Западной Европе в 16 веке как выражение богатства и могущества католической церкви. Наиболее общие черты стиля включали гигантизм пропорций, театральные интерьерные эффекты, созданные с помощью бронзы и позолоты, группы скульптурных ангелов и других фигур, а также широкое использование trompe -l’ oeil , когда стены, потолки, а другие поверхности были окрашены узорами, которые «обманывают» наблюдателя, заставляя его видеть другие элементы, такие как окна, колонны, орнаменты и т.

Д., Чтобы усилить драматический эффект.

Однако в Петербурге этот стиль трансформировался в нечто совершенно новое. В 1700-1721 годах Россия вела войну против Шведской империи, и все силы были брошены на содержание армии и строительство флота. Свое дело сделала и личность Петра Великого: царь был известен своей любовью к простоте жизни; он даже работал корабельным плотником во время своего инкогнито путешествия по Европе! Поэтому неудивительно, что он предпочитал скромную голландскую архитектуру яркой французской и итальянской.

Для петровского барокко характерны простые формы, умеренное убранство, плоскостные двухцветные фасады. За исключением Летнего дворца Петра Великого , который его окружение считало слишком маленьким и скромным для монарха, и некоторых других зданий и церквей, большинство зданий петровского барокко расположено на Васильевском острове, который первоначально был планируется как сердце города. Среди самых ярких образцов этого стиля — «

Twelve Collegia 9» Трезини. 0006, с конфетным фасадом из двенадцати одинаковых трехэтажных секций, которое сейчас принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Это бело-красное здание длиной в улицу настолько изящно и впечатляюще, что единственный вопрос, который возникает у вас, когда вы любуетесь его сдержанной красотой, — почему он расположен не на Университетской набережной с видом на Большую Неву? Существует легенда о том, что Петр I доверил строительство Двенадцати коллегий своему другу генерал-губернатору Санкт-Петербургу Александру Меншикову, который решил, что в этом 400-метровом бегемоте не останется места для его собственного великолепного дворца, и приказал построить его. вместо этого перпендикулярно реке. Согласно легенде, именно так роскошная охра 

Меншиковский дворец , фактически первое каменное здание в городе, стал вместе с Кунсткамерой композиционным центром Набережной.

Все эти постройки, однако, хотя и были барочными по духу, но в сущности были правильными и скромными. Именно с восшествием Елизаветы Петровны на российский престол в 1741 году расцвел петербургский барокко. В отличие от своего отца, новая императрица любила все величественное и славное, как и ее окружение. Это был период расцвета Российской империи, и все виды искусства, в том числе и архитектура, были призваны воспевать ее славу. Это была эпоха елизаветинского барокко, для которой характерны гигантские размеры, пышность золотых украшений, густая орнаментация. Среди самых известных деятелей этого периода был итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли .

Если вы повернетесь спиной к Кунсткамере , то увидите главный шедевр Растрелли, роскошный мятно-зелено-белый Зимний дворец . Этот элегантный, монументальный дворец, который когда-то служил официальной резиденцией российских монархов, а сейчас в нем находится Эрмитаж, является прекрасным образцом стиля елизаветинского барокко, а также синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Даже если вы не поклонник барочных тортообразных фасадов, все равно невозможно не впечатлиться обильным убранством этого дворца со всеми этими колоннами, статуями, маскаронами, картушами и рокайлями! Не говоря уже о его поистине грандиозных интерьерах!

Растрелли также создал одно из самых ярких слияний традиционной русской архитектуры и барочного дизайна: сине-бело-золотой собор Смольного монастыря

. Я до сих пор помню то зимнее утро, когда я впервые увидела этот собор много лет назад, будучи маленькой девочкой, и была поражена его размерами, величием и тем, как он сиял в тусклом свете рассвета. Интересно, что она должна была быть еще выше: проектируемая колокольня должна была стать самым высоким зданием в Петербурге, но смерть Елизаветы помешала Растрелли завершить этот грандиозный замысел.

Однако самые драматичные произведения Растрелли находятся не в центре города, а на окраинах, в городе Царское Село (Пушкин) и Петергофе. Екатерининский дворец с его роскошными интерьерами и завораживающим бирюзовым фасадом, подчеркнутым ярким куполом-луковкой с золотыми листьями, и богато украшенный Петергофский дворец , который иногда называют «русским Версалем» благодаря его пышным фонтанам, оба признаны как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются одними из лучших туристических направлений в городе.

К концу 18 века драматическое великолепие стиля барокко уступило место строгому, рациональному классицизму, о котором мы расскажем в нашей следующей статье.

Вернуться к началу

Теги

  • Основные
  • Опыт СПб
  • Архитектура
  • барокко
  • Петергофский дворец
  • Екатерининский дворец
  • Растрелли
  • Архитектурные жемчужины
  • Архитектурные жемчужины Санкт-Петербурга
  • Архитектурные жемчужины Петербурга: модерн
  • Архитектурные жемчужины Петербурга: эклектика
  • Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм

Петровское барокко — HiSoUR История культуры — Hi So You Are

Петровское барокко (рус. Петровское барокко) — название, применяемое искусствоведами к стилю барокко в архитектуре и декоре, излюбленному Петром Великим и использовавшемуся для проектирования зданий в новообразованной российской столице Санкт-Петербурге при этом монархе и его ближайшем окружении. преемники.

В отличие от современного нарышкинского барокко, популярного в Москве, петровское барокко представляло собой резкий разрыв с византийскими традициями, господствовавшими в русской архитектуре почти тысячелетие. Его главные специалисты — Доменико Трезини, Андреас Шлютер и Михаил Земцов — черпали вдохновение в довольно скромной голландской, датской и шведской архитектуре того времени.

Петробарок — условное название архитектурного стиля в России первой половины XVIII века. Это региональный исторический стиль в русской архитектуре времен Петра I и его прямых потомков. Наиболее типичные здания этого типа расположены в бывшей столице России Санкт-Петербурге, но многие их представители есть и в других крупных городах России.

Реформы Петра I (1689-1725) коренным образом затронули не только политику и экономику, но и искусство. Эпоха петробаро открыла Россию общеевропейским эллинистическим традициям, формировавшим западное искусство со времен Ренессанса.

В начале 18 века русское искусство должно было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (портрет, натюрморт, пейзаж и др.

) и найти новые темы (мифологические и исторические). История искусства не знает более острого поворота от Средневековья к Новому времени, чем в России начала XVIII века.

Ограниченный условными временными рамками с 1697 по 1730 год, этот стиль представляет собой своеобразную смесь стилей барокко шведской, немецкой и голландской архитектуры, конечно, с русским колоритом. В нем было много влияний: барокко, рококо, классицизм. Стиль создавался при участии многих мастеров, в основном западноевропейцев, но по воле человека – Петра I, который категорически навязывал свои личные вкусы как определяющие в его формировании. Его первым создателем стал швейцарский архитектор итальянского происхождения Доменико Трезини, первый проектировщик и главный архитектор вновь построенного Петербурга. В то время почти не было великих русских мастеров, и царь был вынужден приглашать иностранцев и посылать за границу таланты.

«Св. Петербургская манера» в архитектуре, как ее тогда называли, воспринимает стилистические элементы северного барокко – сдержанного, простого, рационального, ясного, спокойного и вместе с тем пронизанного праздничным настроением. Для него характерны уравновешенность и строгая симметрия планов и объемов, относительно плоская, нероскошная пластика, сдержанное использование декоративных элементов, многоцветность и яркость как на фасадах, так и в интерьере. Только в конце петровского правления во французском барокко шире внедряются более декоративные, утонченные и сочные элементы.

В отличие от популярного в Москве периода барокко (с 1680-х до начала 1700-х годов), в котором еще сохранились элементы византийской школы, господствовавшей в русской архитектуре более 700 лет, петробарический характерен определенный разрыв с эти традиции. Именно в этом и заключалась одна из целей короля-реформатора — окончательный разрыв со всем старым и условным — и в мышлении, и в быту, и в визуальном пространстве.

Весьма своеобразное сочетание элементов московского и петроградского барокко отмечается в позднем елисаветинском барокко, характерном для императрицы Елизаветы I в 40-60-е годы XVIII века в России. Для него характерны непревзойденная монументальность архитектурных форм, героизация образов в целях прославления императорской власти, но также и определенное признание и возврат к более традиционным формам византийского стиля, проявленным в раннем московском барокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *