Плиты дорожные толщина – ГОСТ 33148-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Технические требования (Переиздание), ГОСТ от 25 марта 2015 года №33148-2014
Железобетонные дорожные плиты: виды, размеры, укладка
Широкий ассортимент типов ж/б изделий и их форм, предлагаемых сегодня на рынке строительных материалов, позволяет быстро решать большое количество задач, связанных с обустройством дорожных покрытий, складских и производственных территорий, а также мощением садовых дорожек.
Преимущества и недостатки применения
К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:
- простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
- относительно невысокую стоимость используемых материалов;
- снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
- высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
- возможность вторичного использования материала после демонтажа.
Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.

Классификация
Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.
По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:
- прямоугольные марки П;
- с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
- ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
- ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.
Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.
Примеры маркировки:
- ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
- ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
- плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
- 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.
Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.
Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.
Конструкция железобетонных плит

Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.
Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м 3.
При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.
При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.

Технология заводского изготовления
Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:
- производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
- внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
- производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
- происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.
Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).
Технология укладки на дорогах общественного значения
Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.
При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.
Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:
- дренажного щебеночного слоя;
- настила из нетканого геотекстиля;
- плотной песчаной подушки.

При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.
Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.
После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.
Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.
Применение ж/б плит в частном строительстве
Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.

Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.
Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.
В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.
Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.
Новые виды ж/б плит для мощения
Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.

Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.
Основные принципы правильной разметки дорожек
Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.
Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.
Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.
Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.
Таблица размеров дорожных плит
П
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
1П18-15-10 | 1750 | 1500 | 160 | 1.03 | 0.41 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П18-15-30 | 1750 | 1500 | 160 | 1.03 | 0.41 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П18-18-10 | 1750 | 1750 | 160 | 1.2 | 0.48 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П18-18-30 | 1750 | 1750 | 160 | 1.2 | 0.48 | ГОСТ 21924.0-84 |
2990 | 1490 | 160 | 1.7 | 0.72 | ГОСТ 21924.0-84 | |
1П30-18-10 | 3000 | 1750 | 170 | 2.2 | 0.88 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П30-18-30 | 3000 | 1750 | 170 | 2.2 | 0.88 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П35-28-10 | 3500 | 2750 | 170 | 4.08 | 1.63 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П35-28-30 | 3500 | 2750 | 170 | 4.08 | 1.63 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-18-10 | 6000 | 1750 | 140 | 3.65 | 1.46 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-18-30 | 6000 | 1750 | 140 | 3.65 | 1.46 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-19-10 | 6000 | 1870 | 140 | 3.9 | 1.56 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-19-30 | 6000 | 1870 | 140 | 3.9 | 1.56 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-30-10 | 6000 | 3000 | 140 | 6.28 | 2.51 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-30-30 | 6000 | 3000 | 140 | 6.28 | 2.51 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-35-10 | 6000 | 3500 | 140 | 7.33 | 2.93 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-35-30 | 6000 | 3500 | 140 | 7.33 | 2.93 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-38-10 | 6000 | 3750 | 140 | 7.85 | 3.1415 | ГОСТ 21924.0-84 |
1П60-38-30 | 6000 | 3750 | 140 | 7.85 | 3.1415 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П18-15-10 | 1750 | 1500 | 160 | 1.03 | 0.41 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П18-15-30 | 1750 | 1500 | 160 | 1.03 | 0.41 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П18-18-10 | 1750 | 1750 | 160 | 1.2 | 0.48 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П18-18-30 | 1750 | 1750 | 160 | 1.2 | 0.48 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П30-15-30 | 2980 | 1480 | 180 | 2.0 | 0.8 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П30-15-30 h270 | 2990 | 1490 | 170 | 1.82 | 0.8 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П30-18-10 | 3000 | 1750 | 170 | 2.2 | 0.89 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П30-18-30 | 3000 | 1750 | 170 | 2.2 | 0.89 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П30-20-30 | 2990 | 1990 | 160 | 2.3 | 0.95 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П35-28-10 | 3500 | 2750 | 170 | 4.08 | 1.63 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П35-28-30 | 3500 | 2750 | 170 | 4.08 | 1.63 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-18-10 | 6000 | 1750 | 140 | 3.65 | 1.46 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-18-30 | 6000 | 1750 | 140 | 3.65 | 1.47 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-30-10 | 6000 | 1750 | 140 | 3.65 | 1.46 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-30-30 | 6000 | 3000 | 140 | 6.28 | 2.51 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-35-10 | 6000 | 3500 | 140 | 7.33 | 2.93 | ГОСТ 21924.0-84 |
2П60-35-30 | 6000 | 3500 | 140 | 7.33 | 2.93 | ГОСТ 21924.0-84 |
П 20.20.1.6 | 2000 | 2000 | 160 | 1.6 | 0.64 | Серия 3.504.1-20 |
П 20.20.2 | 2000 | 2000 | 200 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.504.1-20 |
П 35.20.1.6 | 3500 | 2000 | 160 | 2.8 | 1.12 | Серия 3.504.1-20 |
П 35.20.2 | 3500 | 2000 | 200 | 3.5 | 1.4 | Серия 3.504.1-20 |
ПТ
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
1ПТ 35 | 3500 | 2000 | 170 | 2.58 | 1.03 | ГОСТ 21924.0-84 |
1ПТ 55 | 5500 | 2000 | 140 | 3.35 | 1.34 | ГОСТ 21924.0-84 |
2ПТ 35 | 3500 | 2000 | 170 | 2.58 | 1.03 | ГОСТ 21924.0-84 |
2ПТ 55 | 5500 | 2000 | 140 | 3.35 | 1.34 | ГОСТ 21924.0-84 |
ПШД
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
1ПШД 12 | 2320 | 2010 | 180 | 1.65 | 0.66 | ГОСТ 21924.0-84 |
1ПШД 13 | 2480 | 2150 | 180 | 1.9 | 0.76 | ГОСТ 21924.0-84 |
ПШП
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
1ПШП 12 | 2320 | 2010 | 180 | 1.68 | 0.67 | ГОСТ 21924.0-84 |
1ПШП 13 | 2480 | 2150 | 180 | 1.93 | 0.77 | ГОСТ 21924.0-84 |
ПД
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
ПД 1-6 | 1750 | 1500 | 180 | 1.5 | 0.46 | Серия 3.503-17 |
ПД 1-6-С | 1750 | 1500 | 180 | 1.5 | 0.46 | Серия 3.503-17 |
ПД 1-9.5 | 1750 | 1500 | 180 | 1.150 | 0.46 | Серия 3.503-17 |
ПД 1-9.5-С | 1750 | 1500 | 180 | 1.150 | 0.46 | Серия 3.503-17 |
ПД 2-6 | 3000 | 1500 | 180 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.503-17 |
ПД 2-6-С | 3000 | 1500 | 180 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.503-17 |
ПД 2-9.5 | 3000 | 1500 | 180 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.503-17 |
ПД 2-9.5-С | 3000 | 1500 | 180 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.503-17 |
ПД 20.15-17 | 1990 | 1490 | 210 | 1.5 | 0.61 | Серия 3.503.1-93 |
ПД 20.15-25 | 1990 | 1490 | 210 | 1.5 | 0.61 | Серия 3.503.1-93 |
ПД 20.15-6 | 1990 | 1490 | 170 | 1.2 | 0.49 | Серия 3.503.1-93 |
ПД 3-16 | 3000 | 1500 | 220 | 2.425 | 0.97 | Серия 3.503-17 |
ПД 3-16-С | 3000 | 1500 | 220 | 2.425 | 0.97 | Серия 3.503-17 |
ПД 3-23 | 3000 | 1500 | 220 | 2.425 | 0.97 | Серия 3.503-17 |
ПД 3-23-С | 3000 | 1500 | 220 | 2.425 | 0.97 | Серия 3.503-17 |
ПД 30-15-16 | 3000 | 1500 | 160 | 1.7 | 0.72 | Серия 3.503.1-93 |
ПДН
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
ПДН | 6000 | 2000 | 140 | 4.2 | 1.68 | Серия 3.503.1-91 |
ПДН 2-2 | 2000 | 2000 | 140 | 1.4 | 0.56 | Серия 3.503.1-91 |
ПДН 2-3 | 3000 | 2000 | 140 | 2.1 | 0.84 | Серия 3.503.1-91 |
ПДН 2-6 | 6000 | 2000 | 140 | 4.2 | 1.68 | Серия 3.503.1-91 |
ПДН м | 6000 | 2000 | 140 | 4.2 | 1.68 | Серия 3.503.1-91 |
МП
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
МП 1.6 | 5000 | 3500 | 160 | 2.48 | 160 | Серия 3.504.1-20 |
МП 1.8 | 5000 | 3500 | 180 | 2.54 | 180 | Серия 3.504.1-20 |
МП 2.0 | 5000 | 3500 | 200 | 2.59 | 200 | Серия 3.504.1-20 |
МП 3.4 | 7000 | 5000 | 340 | 2.76 | 340 | Серия 3.504.1-20 |
МП 3.6 | 7000 | 5000 | 360 | 2.81 | 360 | Серия 3.504.1-20 |
МП 4.0 | 7000 | 5000 | 400 | 2.83 | 400 | Серия 3.504.1-20 |
МП 4.2 | 7000 | 5000 | 420 | 2.98 | 420 | Серия 3.504.1-20 |
ПУ
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
ПУ 20.20.1.6 | 2000 | 2000 | 160 | 1.6 | 0.64 | Серия 3.504.1-20 |
ПУ 20.20.2 | 2000 | 2000 | 200 | 2.0 | 0.8 | Серия 3.504.1-20 |
ПУ 35.20.1.6 | 3500 | 2000 | 160 | 2.8 | 1.12 | Серия 3.504.1-20 |
ПУ 35.20.2 | 3500 | 2000 | 200 | 3.5 | 1.4 | Серия 3.504.1-20 |
ПДС
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса, тонн | Объем бетона, куб.м. | ГОСТ/Серия |
---|---|---|---|---|---|---|
ПДС 20.15-17 | 1990 | 1490 | 210 | 1.5 | 0.61 | Серия 3.503.1-93 |
ПДС 20.15-25 | 1990 | 1490 | 210 | 1.5 | 0.61 | Серия 3.503.1-93 |
ПДС 20.15-6 | 1990 | 1490 | 170 | 1.2 | 0.49 | Серия 3.503.1-93 |
Разновидности дорожных плит и особенности их монтажа
Как правило, строительство нового загородного дома или всего поселка в целом не может обойтись без подъездных путей. Самый простой способ обустроить дорогу для автотранспорта – соорудить ее из готовых ж/б дорожных плит (ЖБДП). Причем ее можно использовать не только в качестве подъездных путей на время производства строительных работ по возведению того или иного объекта, но и впоследствии, как постоянное сооружение.
На заметку! Если обустроенная дорога с течением времени потеряла свою актуальность, то ее можно легко демонтировать (с помощью грузоподъемного оборудования) и транспортировать на другой объект. Причем б/у изделия будут отличаться от новых только внешне. А вот стоимость монтажных работ по укладке «старых» плит будет процентов на 40÷50 меньше, чем укладка только что привезенных с завода изделий.
Разновидности дорожных плит
В зависимости от назначения дорожные плиты подразделяют на две категории (в соответствии с ГОСТом 21924.0-84):
- Предназначенные для сооружения дорог постоянного использования (1П). Помимо обязательного наличия петель эти изделия должны быть изготовлены из бетона, имеющего повышенные показатели по морозостойкости (F200) и водонепроницаемости (W4).
- Для обустройства подъездных путей временного характера (2П). В данном случае разрешается производить изделия без наличия монтажных петель и углублений для них. Разгрузку/погрузку и установку осуществляют с помощью специальных цанговых захватов. Для этой категории снижены и требования к бетону в плане морозостойкости (F150) и водонепроницаемости (W2).
По геометрической конфигурации (в соответствии с тем же нормативным документом) дорожные плиты могут быть:
- Прямоугольными (П). Именно их чаще всего применяют в дорожном строительстве.
- Прямоугольными с одним бортом (ПБ), который предназначен для удобства стыковки с бордюрным камнем. Расположен борт вдоль длинной стороны ж/б изделия.
- Прямоугольными с двумя совмещенными бортами (ПББ), расположенные по коротким сторонам изделия. Такие плиты предназначены для сооружения дорог фиксированной ширины.
- Трапецеидальными (ПТ).
- Шестиугольными (ПШ). Такие плиты имеют одинаковую толщину по всей площади.
- Шестиугольными с увеличенной толщиной вдоль осевой диагонали (ПШД). Также для удобства стыковки с бордюром изготавливают половинки таких изделий (ДПШ).
- Шестиугольными с повышенной поперечной толщиной (ПШП). Выпускают и доборные половинчатые изделия (ППШ), которые используют для выравнивания краев дорожного покрытия.
На заметку! Наружная часть ЖБДП может быть рифленой (для улучшения сцепления колес с поверхностью дорожного полотна) или гладкой.
Ввиду того, что на сегодняшний день наиболее востребованным является первый тип ЖБДП, то именно о них более подробно и расскажем.
Размеры прямоугольных ЖБДП
Габаритные размеры дорожных плит категории П зависят от методики армирования, примененной при их изготовлении. Изделия с предварительно напряженной арматурой имеют:
- толщину (H) – 140 мм;
- длину (L) – 6000 мм;
- ширину (B) – 1750, 1870, 3000, 3500 или 3750 мм.
При изготовлении ЖБДП может применяться и ненапрягаемая арматура. Такие плиты, толщина которых 160 мм, имеют длину – 1750 мм, а ширину – 1500 или 1750 мм. Изделия с аналогичным типом армирования, имеющие толщину 170 мм, имеют два фиксированных типоразмера: 3000×1750 мм и 3500×2750 мм.
Маркировка прямоугольных ЖБДП
Она представляет собой буквенно-числовое сочетание:
- Сначала стоит цифра, обозначающая область применения ДП: 1 – для дорог постоянного использования; 2 – для временных соответственно.
- Далее следует буква, соответствующая определенному типу изделия, характеризующая его геометрическую форму. В нашем случае – это П.
- Далее указаны номинальные размеры плиты (длина и ширина) в дм (с округлением до целого числа).
- Следующая цифра обозначает максимальную нагрузку (она указана в тоннах). Плиты выпускают из расчета проезда автомобилей массой 10 или 30 т.
- Если при изготовлении применялась предварительно напрягаемая арматура, то в конце маркировки указывают тип использованной стали.
Так, например, на готовое изделие нанесена маркировка 2П30-18-30. Это означает, что оно предназначено для обустройства временных подъездных путей; имеет форму прямоугольника; длину – 3 м, ширину – 1,75 м и рассчитано на проезд по нему автомобиля массой 30 т. Толщина этой плиты в соответствии с ГОСТом составляет 170 мм и при ее изготовлении была применена ненапрягаемая арматура.
Другой пример: 1П60-19-30AV. Это железобетонное изделие используют для обустройства дорог постоянного пользования. Оно имеет следующие габаритные размеры: длину – 6 м, ширину – 1,87 м и толщину 0,14 м. Максимальный вес автомобиля составляет 30 т. При изготовлении использовалась предварительно напряженная арматура из стали класса А-V.
Плюсы и минусы укладки дороги из сборных ж/б плит
Достоинства:
- Не требуется тщательная подготовка базы для укладки ЖБДП.
- Невысокая стоимость используемых материалов.
- ЖБДП имеют высокие показатели по прочности, морозостойкости и устойчивости к значительным перепадам температур. Поэтому их можно применять, практически, на всей территории Российской Федерации.
- Технология укладки подобной дороги может быть реализована на любых грунтах (даже на болотистой местности).
- Возможность многократного использования ЖБДП.
- Монтаж плит не требует больших трудозатрат и его можно осуществить за короткий период времени.
- Чтобы продлить эксплуатационный срок ЖБДП их можно на завершающем этапе покрыть тонким слоем асфальта.
- Использовать подъездной путь можно либо сразу по окончании обустройства дороги (если для заделки швов между плитами использовали только песок), либо через 48 часов (если применялся влажный песчано-цементный раствор).
- Применение изделий в широком температурном диапазоне – от -40 градусов по Цельсию до +
При всех достоинствах существует один серьезный недостаток, который следует принимать во внимание. Подобная дорога представляет собой своеобразный конструктор, собранный из большого количества элементов, которые уложены на грунт. С течением времени возможны подвижки почвы, в результате чего геометрия всего уложенного дорожного полотна может поменяться, а между плитами образоваться значительные щели.
На заметку! Для того чтобы не допустить разрушения уже обустроенной дороги или снижения ее эксплуатационных характеристик необходимо постоянно следить за ее состоянием и в случае необходимости сразу же устранять выявленные повреждения.
Методика укладки дорожных плит
Последовательность работ такова:
- Подготовительные действия. Делают разметку будущей дороги. Снимают верхний слой грунта, используя спецтехническое оборудование (например, экскаватор).
- Роют траншею, глубина которой варьируется в пределах от 250 мм до 500 мм. Это зависит от типа грунта, например, если почвы глинистые, то следует больше заглубляться.
Важно! Первый совет: если дорога сооружается для постоянного использования, то следует задуматься об обустройстве дренажа (для этого тоже понадобится экскаватор). Второй совет: ни в коем случае нельзя производить укладку дорожных плит прямо на грунт. Это чревато тем, что впоследствии они просядут, и дорога будет разрушена.
- Тщательным образом производят трамбовку грунта на дне траншеи. Для этих целей применяют виброплиту.
На заметку! Необходимо осуществлять контроль уровня грунта. Делают это с помощью нивелира или веревки, натянутой на нужной высоте.
- Чтобы подушка, которую будут обустраивать позже, не вымывалась, на дно траншеи укладывают геотекстиль.
- Поверх него насыпают «подушку», представляющую собой слой щебня (около 100 мм) и слой карьерного песка (порядка 200 мм). Высота подсыпки может быть и больше: это зависит от нагрузок, которые придется принимать на себя плитам, а также типа грунта.
На заметку! Для усиления «подушки» песок следует смешать с цементом. По обустроенной таким образом дороге можно будет проехать только по истечении 48 часов после ее обустройства.
- Далее следует проливка «подушки» водой. Это надо делать обязательно, чтобы в подсыпке под ЖБДП не оставалось каких-либо пустот.
- Затем производят тщательное уплотнение песчаного слоя с помощью виброплиты, катка или ручной трамбовки. Делают это послойно. Если замечают наличие углублений или провалов, то в них подсыпают необходимое количество песка.
- Последовательно одну за другой дорожные плиты монтируют на «подушку». Обойтись без грузоподъемного оборудования на этом этапе вряд ли получится. После монтажа изделия на песок поверх него укладывают толстую доску, по которой несколько раз ударяют кувалдой. Это делают для того, чтобы ЖБДП всей своей поверхностью прижалась к «подушке». Во избежание каких-либо перекосов крайний ряд дорожных плит монтируют вдоль шнура, натянутого при разметке.
На заметку! Технология допускает монтаж плит либо с небольшим зазором, либо встык.
- Зазоры между уложенными плитами заполняют либо песком, либо песчано-цементной смесью. При использовании первого способа материал необходимо обильно пролить водой, чтобы он основательно уплотнился. При применении второго метода обязательно надо скрепить монтажные петли ЖБДП между собой при помощи сварки.
- Для финишного выравнивания дорожного полотна иногда поверх плит укладывают слой асфальта.
Особенности, которые необходимо учитывать при укладке
Требования, которые предъявляют к дорожным плитам:
- Толщина изделий должна быть порядка 140 мм (или больше, но никак не меньше).
- Армирование плит обязательно.
- Плотность бетона, из которого изготавливают ЖБДП, должна находиться в пределах от 2200÷2500 кг/м³, а морозостойкость – F150 или F
- Форма изделий может быть любой (например, прямоугольной или квадратной).
На заметку! Следует помнить, что не всякая дорожная техника является универсальной и может осуществлять укладку ЖБДП любой формы.
- Используют изделия с либо рифленой, либо гладкой поверхностью. Предпочтительнее первый вид плит, так как на них образуется меньше наледи, да и сцепление колес с дорогой лучше.
- Если ЖБДП имеют монтажные петли, то они должны быть расположены в технологических выемках, чтобы после укладки дороги скобы не мешали движению транспортных средств.
Характеристики ЖБИ дорожных плит (ГОСТ): размеры, вес, толщина, маркировка
Бетонные дорожные плиты, размеры и другие характеристики которых определяются ГОСТом 21924.0-84, изготавливаются из бетонов тяжелых марок. Для усиления конструкции используются арматурные стержни и проволока. Эти прочные и долговечные ЖБИ используется при строительстве постоянных автомагистралей и временных дорог, устройстве площадок, в ремонтных дорожных работах.
Устройство железобетонной дорожной плиты
ЖБИ представляют собой плоскую конструкцию, изготавливаемую из тяжелой бетонной смеси плотностью 2200-2500 кг/м3 классов прочности В25 или В30. Морозостойкость бетона для постоянных дорог для эксплуатации в регионах, в которых температура самого холодного месяца не ниже -15°C, – от F150. Для более холодного климата – F200. В состав изделий входят:
- арматурные каркасы из предварительно напряженных или ненапряженных стержней и арматурной проволоки;
- стальные петли, после монтажа не выступающие на поверхность покрытия дороги.
Примерный объем бетона, необходимый для изготовления дорожной плиты, рассчитывают по формуле V = S*h, в которой:
- V – объем бетона, м3;
- S – площадь ЖБИ, м2;
- H – высота изделия, м.
Для примерного определения, сколько весит дорожная плита, объем бетонной смеси умножают на ее плотность.
Классификация ЖБИ для ремонтно-строительных работ
ЖБИ, применяемые в дорожном строительстве, различаются по назначению – для устройства временных и постоянных дорог и по форме. При расчете изделий для временных дорог модуль деформации принимается равным 25 МПа, для постоянных – 50 МПа.
Геометрическая форма дорожных плит отражается в маркировке:
- П – наиболее популярная продукция прямоугольной формы. Разновидности – ПБ и ПББ, с одним или двумя совмещенными бортами. Длина прямоугольных дорожных плит – 1,75-6,0 м, ширина – 1,0-3,75 м, толщина – 140-170 мм.
- ПТ – ЖБИ с плоской трапецеидальной поверхностью.
- ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные изделия и доборные элементы.
В обозначении марок дорожных плит прямоугольной формы указывают длину и ширину, выраженные в дециметрах, трапецеидальных – длину, шестиугольных – диагональ.
Особенности технологии укладки
Для создания прочного и долговечного покрытия при монтаже следует соблюдать ряд правил:
- При сооружении дорог временного применения допускается бетонные плиты класть на уплотненную песчаную подушку и не использовать бортовые камни.
- При строительстве магистралей постоянного использования ЖБИ укладывают на многослойное основание, в состав которого входят: дренажный щебневый слой, нетканый геотекстиль, песчаная подушка. Монтаж ограждения – обязательный. Каждые 10 м бордюра разделяют зазором 50-70 мм, который необходим для схода талых и дождевых вод.
- На полотне дороги в качестве крайних элементов укладывают изделия марок ПБ и ПББ с бортовыми выступами, прилегающими к ограждающим камням.
Использование бетонных плит обеспечивает простую укладку покрытия, ускоряет и упрощает дорожно-строительные работы, снижает затраты на мероприятия по разработке грунта. Недостатком таких ЖБИ является наличие швов. При необходимости получения бесшовного покрытия изготавливают наружный асфальтобетонный слой или заделывают швы строительными растворами.
Поделиться ссылкой:Производим и предлагаем продукцию:
Читайте также:
Плиты дорожные — размеры и характеристики по ГОСТу, советы по выбору
По сути, дорожные плиты являются альтернативой таким видам покрытия, как асфальт или плитка. Они предназначены для укладки на больших площадях, которые будут подвергаться значительным нагрузкам. Не следует их путать с плитами тротуарными, некоторые из разновидностей которых хоть и отличаются значительными габаритами (до 6 х 2 м), но явно уступают дорожным в предельной нагрузке, так как не рассчитаны на вес тяжелой техники.
Последние же могут выдерживать вес от 10 т и более (как правило, до 30) и нашли применение не только в промышленном строительстве (автотрассы, подъездные пути к объектам, аэродромы и тому подобное). Есть на них спрос и у «частников», которые используют их для обустройства ответвлений от дорог (проселков), ведущих к загородным участкам, стоянок личного автотранспорта и разнообразных площадок, где нагрузка на основу имеет большое значение, а также, к примеру, насыпей по берегам водоемов.
Популярность таких плит объясняется не одними лишь хорошими эксплуатационными характеристиками, а и удобством укладки, ремонтопригодностью покрытия. Все характеристики дорожных плит, в том числе, и линейные размеры, регламентируются ГОСТ № 21924.0 от 1984 г.
Размеры, предусмотренные Стандартом, выражаются в «мм». Так как ассортимент довольно значительный, приведем лишь предельные значения габаритов. Нужно учесть, что не все Производители их придерживаются, так как каждый из них имеет право разрабатывать свои техусловия на продукцию, не идущие в разрез с требованиями ГОСТ. Поэтому при покупке плит конкретные численные значения необходимо уточнять в точке продажи.
- Длина – от 1 750 до 6 000.
- Ширина – от 1 000 до 3 750.
- Толщина – от 140 до 195.
Специфика производства дорожных плит определяет целесообразность использования того или иного типа в конкретных целях. Поэтому информации только лишь об их размерах будет явно недостаточно. Что еще нужно знать?
Маркировка
Плиты подразделяются на «напряженные» и с «ненапрягаемой арматурой». Их эксплуатация возможна в температурном режиме до –40 0С (естественно, при соблюдении технологии укладки).
Они обозначаются аббревиатурой ПД (плита дорожная) и ПА (аэродромная). Все остальные цифры и буквы расшифровываются так:
- Н – напряженная.
- Г – гофрированная.
- П – для покрытия.
Цифра на первой позиции характеризует тип дорожной плиты: 1П – для объектов постоянных, 2П – для временной укладки.
Первые два числа, стоящие за буквенными символами, обозначают линейные размеры в «дм» (длина и ширина). Третье – предельную нагрузку (в тоннах).
По форме и исполнению
Первая позиция в обозначении:
- П – прямоугольный образец.
Остальные позиции:
- Д – половина (диагональная осевая) изделия шестиугольной конфигурации.
- П – осевая поперечная половина образца.
- Б – с 1 совмещенным бортом.
- ББ – с двумя.
- Ш – шестиугольная.
- Т – трапецеидальная.
Остается добавить, что дорожные плиты могут иметь или металлические скобы, или специальные отверстия (проушины) для захвата подъемным механизмом.
размеры, ГОСТ, разновидности и маркировка
Дата: 29 ноября 2017
Просмотров: 2995
Коментариев: 0

С развитием экономических связей и резким возрастанием объемов грузоперевозок автомобильным транспортом возникла потребность в строительстве новых автомагистралей и восстановлении старых дорожных покрытий. Для этого предприятиями железобетонных изделий производится плиты дорожные. Размеры ГОСТ регламентирует. В стандарте также содержится информация о назначении, конфигурации и типам востребованной для дорог продукции. Изделия обладают повышенными эксплуатационными характеристиками, могут воспринимать серьезные нагрузки в различных климатических зонах.
Для чего предназначены плиты дорожные гост 21924
Выпускаемые специализированными предприятиями плиты производятся из тяжелых марок бетона М200-М400 и могут усиливаться предварительно напряженными арматурными стержнями.
Это позволяет широко использовать их в области дорожного строительства для решения различных задач:
- строительства магистралей с постоянным автомобильным сообщением;
- сооружения временных дорог для автотранспорта.

В зависимости от марки плиты могут обладать разными размерами и, естественно, ценами
Железобетонная продукция предназначена для следующих целей:
- сооружения дорог в городских условиях;
- устройства дорожного покрытия площадей и скверов;
- благоустройства подъездных путей;
- строительства дорог в северных районах;
- формирования поверхности взлетных полос аэродромов;
- восстановления покрытия старых дорог;
- обустройства надежного основания в карьерах;
- благоустройства трамвайных путей;
- строительства автобанов.
Изделия, в зависимости от марки, способны воспринимать значительную нагрузку на квадратный метр поверхности, составляющую от 10 до 30 тонн. Они обладают повышенной износостойкостью, могут эксплуатироваться в холодных климатических зонах при температуре минус 40 градусов Цельсия и ниже.
Конструктивные особенности изделий
Конструкция плит позволяет из элементов с различными размерами формировать цельное дорожное покрытие.

Дорожные плиты должны быть плоскими, в их основе – бетон, армированный стальными элементами
Железобетонные плиты для дорожного строительства отличаются следующими конструктивными моментами:
- конфигурацией. Изделия могут иметь форму прямоугольника, трапеции или шестиугольника, а также составлять указанные фигуры из отдельных сегментов. При необходимости может быть выполнено отверстие для установки крышки люка, специальные скобы или пазы для облегчения установки;
- чистотой рабочей поверхности. Нормативный документ предусматривает возможность изготовления продукции с различной степенью шероховатости. Возможен вариант с гладкой и шероховатой поверхностью, а также со специальным рифлением для обеспечения улучшенного сцепления;
- грузоподъемностью. Она изменяется при различном диаметре, марке и степени напряжения арматуры, применяемой для изготовления силового каркаса. Продукция может воспринимать различную нагрузку на единицу площади рабочей поверхности. Максимальная величина усилия составляет 30 тонн;
- размерами. В зависимости от марки применяемых дорожных плит максимальная длина может составлять 6 м, а ширина 3,5 м. При этом высота продукции для различных видов изделий может достигать 20 см. Соответственно габариты для трамвайных и аэродромных плит также отличаются.
Продукция также может отличаться конструкцией технологических проушин, применяемой арматурой, которая может быть предварительно напряжена, а также маркой применяемого при изготовлении бетона.
Железобетонные дорожные плиты ГОСТ 21924 – виды и маркировка продукции
Согласно стандарту различные виды продукции отличаются маркировкой:
- дорожные изделия маркируются буквами П, ПБ, ПББ, ПТ, ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ с различными цифровыми индексами в зависимости от исполнения;
- продукция, предназначенная для взлетных полос аэродромов, имеет в обозначении буквенную аббревиатуру ПАГ совместно с определенной цифрой.
Однозначно квартира! Комфорт, уют и тепло, вокруг люди и инфраструктура 830 ( 7.63 % )
Только частный дом! Вокруг тишина, покой, много места и мало людей! 4959 ( 45.56 % )
Зачем выбирать что-то одно? В городе квартира, а за городом — частный дом. 4613 ( 42.38 % )
Я — свободный Гражданин Планеты Земля! Мне не нужна рукотворная клетка! 482 ( 4.43 % )
Назад
Цифровое обозначение, присутствующее в стандартной маркировке, содержит информацию о габаритах изделия, а также его нагрузочной способности.

Плиты дорожные, размеры, ГОСТ и назначение которых маркируется на изделии, могут иметь разные характеристики
Рассмотрим маркировку дорожной плиты 1П 60.35-30:
- цифра 1 указывает на назначение изделия, которое в этом случае обозначает применение для дорог с постоянным движением;
- заглавная буква П несет информации о конфигурации изделий. Эта плита – прямоугольная;
- набор цифр 60.35 содержит данные о габаритах изделия, длина которого составляет 6000 мм, а ширина – 3500 мм;
- цифра 30 соответствует нагрузке, которую воспринимает поверхность изделия без нарушения целостности. В данном случае – 30 тонн.
Различные виды продукции отличаются маркировкой, которая наносится производителем на поверхность после изготовления. Руководствуясь маркировкой можно определить размеры, грузоподъемность изделий и принять решение об их применении для решения конкретных задач.
Какие размеры регламентирует гост на дорожные плиты
В положениях стандарта для различных марок продукции указаны длина, ширина и высота изделий. Габариты для дорожных плит прямоугольной формы составляют:
- длина – 1750–6000 мм;
- ширина – 1500–3500 мм;
- высота – 140–200 мм.
Длина и ширина плит для взлетных полос составляют соответственно 2000 и 6000 мм, а высота изменяется от 14 до 20 см.
В таблицах нормативного документа указаны габариты продукции для различных марок. Руководствуясь этой информацией, специалисты проектных и строительных организаций могут рассчитать необходимое количество плит и выбрать изделия необходимой грузоподъемности.
Подводим итоги
Дорожные плиты пользуются популярностью при решении комплексных задач, связанных со строительством временных и постоянных автомобильных дорог. Изделия, изготовленные по промышленной технологии, обладают повышенной прочностью и износостойкостью. Они могут эксплуатироваться на протяжении длительного времени. Зная размеры железобетонных плит, можно определить потребность в продукции, а также рассчитать общий объем затрат на строительство дорог.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭ |
7 советов по выбору дорожных плит: размер и виды
Содержание статьи
Дорожные плиты – отличная альтернатива привычному асфальтовому покрытию. Они используются для строительства временных и постоянных дорог, аэродромов, складских и производственных площадок, а также там, где в максимально короткие сроки требуется получить прочное покрытие, способное выдерживать вес гусеничной и тяжелой колесной техники. Дорожные плиты используются и в частном строительстве, например, для обустройства придомовой территории. Широкий ассортимент плит позволяет отыскать изделие с максимально подходящими эксплуатационными характеристиками. Чтобы правильно выбрать дорожную плиту, необходимо знать, каких видов и размеров бывают эти изделия, а также разбираться в нюансах маркировки. Прольем свет на все эти вопросы.

№1. Процесс производства дорожных плит
Сегодня под дорожными плитами понимают плоские железобетонные изделия толщиной 120-240 мм, которые могут принимать на себя и равномерно распределять большие нагрузки, потому с их помощью исполняют даже аэродромные площадки. Первые дорожные плиты были применены еще в начале ХХ века. Это был эксперимент, в ходе которого хотели сравнить прочность обычного асфальта и бетонных плит. Эксперимент длился несколько десятков лет, так как надо было сравнить еще и долговечность покрытий. Обнаружилось, что асфальт нуждался в замене уже через 10 лет, а каждые 3-4 года его надо было ремонтировать. Бетонные плиты прослужили около 40 лет без серьезных деформаций и выиграли в этом соревновании.

В чем же секрет столь рекордной долговечности бетонных плит и их высокой прочности? Искать ответ на этот вопрос надо, изучая особенности производства дорожных плит:
- основа любой плиты – тяжелый бетон марки М350 и выше. Параметры морозостойкости и водонепроницаемости бетона могут разниться, выбор данных характеристик зависит от особенностей климата региона, где будут использованы плиты. Как бы там ни было, при производстве не используют бетон с морозостойкостью менее 100 циклов;
- чтобы сделать плиту прочнее, в бетон добавляют гранитный наполнитель или известняковый щебень, могут использоваться воздухововлекающие добавки. Плиты с гранитным наполнителем отличаются максимальной долговечностью;
- сердцем плиты, точнее ее каркасом, выступает арматура. Она может быть ненапряженной и предварительно напряженной. Второй вариант позволяет выпускать более прочные изделия, способные выдерживать солидные нагрузки. Для создания ненапряженного каркаса используют арматуру марок А-1, А-3, А-3с, а также проволоку типа ВР-1 (диаметр 6-8 мм). Для напряженного каркаса используют арматуру А-5, АТ-4 и АТ-5;
- плиты изготавливают при помощи специальных форм, в них устанавливают две арматурные сетки, которые фиксируются на определенном расстоянии друг от друга. Стенки формы обрабатываются смазкой для облегчения распалубки. Когда форма готова и каркас установлен, производится заливка бетона. Чтобы он равномерно распределился и заполнил все пустоты, производят уплотнение на вибрационных установках. После этого форму отправляют в термокамеру на 8-12 часов, где на изделие воздействуют горячим паром. Когда смесь застыла, производится распалубка и маркировка;
- готовые плиты складируют на ровное основание, между рядами используются деревянные прокладки;
- для облегчения монтажа в плитах предусмотрены металлические монтажные петли. После установки петли не будут выступать над поверхностью дорожного покрытия. Реже вместо петель делают пазы или отверстия для цангового захвата.
Все бетонные плиты отличаются достаточно высокой морозостойкостью, прочностью, устойчивостью перед осадками и механическими повреждениями, высокой долговечностью. Максимальная нагрузка зависит от того, какой бетон использовали при производстве.

№2. Плюсы и минусы дорожных плит
Дорожные плиты пользуются достаточной популярностью в связи с массой преимуществ:
- простота укладки и высокая скорость монтажа. Готовое дорожное покрытие из плит можно получить намного быстрее, чем при классической технологии асфальтирования;
- относительно невысокая стоимость дорожных плит. Работы по обустройству дорожного покрытия данного типа удешевляются еще и в связи с отсутствием необходимости проводить разработку грунту и прочие сопутствующие работы;
- бетонные дорожные плиты выдерживают значительные нагрузки;
- долговечность ЖБИ плит;
- устойчивость плит к температурным колебаниям, морозам, влаге, вибрациям, ультрафиолету и прочим негативным факторам;
- возможность использовать плиты повторно, что особенно удобно при организации подъездов к строительной площадке. После того, как строительство на одном объекте завершено, можно демонтировать плиты и уложить их на новом объекте. Внешне они уже вряд ли будут выглядеть, как новые, но их технические характеристики останутся на прежнем уровне. Подобное ухищрение позволяет здорово сэкономить при организации дорожного полотна на стройплощадке.
Из минусов можно отметить разве что наличие швов, но для временных дорог это не такой уж значительный недостаток, а дороги постоянного назначения можно покрыть асфальтом. Альтернативный вариант – заделка швов строительными растворами.
Главное при сооружении дорожного покрытия из готовых плит – это качество материала. Его гарантией может выступать имя производителя. В Москве и Московской области плиты ЖБИ для дорожных работ предлагает завод ЖБИ «Стройнеруд», который производит продукцию по ГОСТам и проводит постоянный контроль качества. Высокая производственная мощность позволяет в кратчайшие сроки выполнять самые крупные заказы, а собственный автопарк – оперативно доставлять продукцию. Сотрудничество напрямую с заводом – это гарантия не только качества, но и выгодной цены, так как удается обойтись без посредников.

№3. Где используют дорожные плиты?
ЖБИ плиты выпускаются разного размера и формы, разной толщины, с разного типа арматурой и с использованием бетона разных марок. Несложно догадаться, что и сфера применения будет достаточно широкой. Вот основные отрасли, где используются бетонные дорожные плиты:
- для построения постоянных дорог внутригородского и междугороднего назначения. Плиты можно использовать даже в северных районах, так как они переносят температуры до -400С, а некоторые типы – и ниже;
- для построения временных дорог, ведущих, например, к строительной площадке, разрабатываемому карьеру и т.д.;
- для обустройства рулёжных дорожек и ВПП аэродромов;
- аэродромные плиты используются и как основание для тяжелых конструкций из железобетона и металла;
- для ремонта изношенного асфальтового покрытия;
- для сооружения трамвайных путей;
- для повторного использования при возведении временных дорог, так как плиты не только быстро укладываются, но и быстро демонтируются;
- в частном строительстве ЖБИ плиты можно использовать для организации территории около дома, при создании подъезда к зданию, пешеходных дорожек и т.д.;
- есть и нестандартные варианты использования дорожных плит. Порой их применяют для организации ограждения промышленных предприятий.
Более того, для частного строительства выпускаются штучные плиты, которые имеют не скучную серую и гладкую поверхность, а цветную и рифленую. Тисненая поверхность положительно сказывается на противоскользящих свойствах плиты. В продаже можно встретить плиты шестиугольной, треугольной, ромбической и многоугольной формы. В итоге можно получить достаточно оригинальное оформление участка, а если скомбинировать плиты с брусчаткой или гравием, то результат будет и вовсе очень эффектным.
Дорожные плиты становятся все более универсальными, ведь применимы не только в промышленности и масштабном строительстве, но и при выполнении частных строительных работ.

№4. Виды плит, маркировка и размер
Изготовление ЖБИ дорожных плит регламентируется ГОСТом 21924.0-84. Этим же документом все выпускаемые плиты делятся на три типа:
- ПДП – плиты дорожные универсальные, которые подходят для строительства временных и ненагруженных постоянных дорог. Выдерживают нагрузку от 10 до 30 т, переносят морозы до -500С, могут использоваться повторно;
- ПДН – плиты дорожные предварительно напряженные, обладают более высокой прочностью, могут использоваться при сложных условиях, например, в регионах с суровым климатом (до -550С) и при мягком грунтовом основании;
- ПАГ – плиты аэродромные, для них существует отдельный стандарт, ГОСТ 25912-2015. Это тяжелые плиты повышенной прочности, которые могут выдерживать нагрузку тяжелого транспорта и использоваться для обустройства ВПП. Изделия выдерживают нагрузку до 75 т при температуре до -350С.
Размер и форма плит колеблются в широких пределах, выпускаются изделия с гладкой и рифленой поверхностью. Последний вариант выгоден с точки зрения лучшего сцепления с колесами автомобиля.

Выше упомянутым ГОСТом 21924.0-84 регламентируется и маркировка плит. В ней шифруется назначение, форма и размер изделия. Пример маркировки – 2П 30-18-30. Чтобы понять, о какой плите идет речь, надо знать нюансы составления подобных формул:
- первый цифровой символ (1 или 2) указывает на тип покрытия, которое можно получить при использовании таких плит. 1 – это плиты для постоянных дорог, 2 – для временных;
- второй символ (или группа символов) обозначает форму изделия. П – прямоугольная плита, ПБ и ПББ – прямоугольные плиты с одним или двумя совмещенными бортами соответственно, ПТ – плита в форме трапеции, ПШ, ПШД, ППШ, ДПШ, ПШП – шестиугольные плиты и их части;
- третья часть формулы пишется через точку или тире. В нашем примере это 30-18, но может встречаться маркировка 30.18. Это числа, указывающие на округленную длину и ширину плиты в дециметрах, т.е. 30-18 – это плита длиной 3 м и шириной 1,75 м;
- последнее число означает максимально допустимую нагрузку на плиту в тоннах. В нашем случае это 30 т.
Наиболее популярными плитами являются прямоугольные, их легко соединять друг с другом, они универсальны. Трапециевидные и шестиугольные элементы производятся в небольших количествах. Для них в маркировке указывают только один параметр: для трапециевидных (ПТ) – длину, для шестиугольных (ПШ) – величину одной стороны.
Совмещенным боротом в плитах называют небольшой выступ длиной 15 см на нижней поверхности. Если он один, его делают на длинной стороне, если два – то на двух коротких.
Среди дополнительных обозначений в маркировке стоит отметить:
- буква Б в конце означает, что в плите есть пазы для беспетлевого монтажа или отверстия для цангового захвата;
- для предварительно напряженных плит после значения максимальной нагрузки указывают класс арматурной стали. Если на плите написано 1П60.18-30АV, значит, перед вами прямоугольная плита для постоянных дорого размером 6*1,75 м, она выдерживает нагрузку 30 т и изготовлена с использованием стали типа АV.
Отдельно стоит выделить маркировку аэродромных плит ПАГ согласно ГОСТу 25912.1. В их маркировке присутствует указание на тип плит (ПАГ), а следом идет толщина плиты в сантиметрах, затем класс использованной арматурной стали (А-IV, А-IVC, Ат-IV, AV и т.д.). Пример – ПАГ-14AV.
ГОСТ Р-56600-2015 регулирует маркировку плит типа ПДН. В обозначении обязательно присутствует указание типа плиты (ПДН), ее назначения (1 или 2), а также толщины в сантиметрах. Пример – 1ПДН-14. Может встречаться и другой тип маркировки, так как сейчас действует несколько ГОСТов и ТУ.
В дорожном строительстве чаще всего используют плиты следующих видов:
- 1П 30-18-30 – подходят для строительства дорог постоянного использования в регионах, где температура не падает ниже -400С;
- 2П 30-18-30 – те же плиты, но для строительства временных дорог;
- 2П 30-18-10 – плиты для временных дорог с максимальной нагрузкой до 10 т;
- ПДП 3*1,5 Н30 – плиты длиной 3 м и шириной 1,75 м, масса 2,2 т, выдерживают нагрузку 30 т. Это универсальный материал для строительства дорог любого типа;
- ПАГ-14 используются для аэродромов и дорог с повышенной нагрузкой, выдерживают до 75 т.
Дорожные плиты выпускаются в бОльшем разнообразии, чем аэродромные. Можно приобрести дорожные плиты длиной 1,5-6 м и шириной 1,0-3,7 м, высота колеблется от 12 до 24 см. Аэродромные плиты более стандартизированы, выпускаются, как правило, длиной 6 м и шириной 2 м, отличается только толщина, от 14 до 20 см. Плиты ПАГ 14 можно использовать для обустройства аэропортов, рассчитанных на прием легких самолетов, плиты ПАГ 18 и ПАГ 20 – вариант для ВПП, куда садится тяжелая авиация.
Маркировку наносят прямо на плиту, точнее на ее торец. Важно, чтобы надпись была хорошо читаемой и оставалась видимой при хранении. Также важно, чтобы на торце был указан производитель или торговая марка, вес плиты, дата изготовления и штамп проверки качества. Кроме маркировки, на плите должны быть знаки, указывающие на центр тяжести, и точки опирания при складировании.
Маркировка наносится при помощи трафарета, штампом или маркировочной машиной, допускается нанесение от руки. Важно, чтобы краска была влагостойкой и быстросохнущей, темного цвета.


№5. Что учесть при покупке?
Проанализируйте все факторы, которые будут влиять на плиты при будущей эксплуатации. Главные параметры – это нагрузка и температура. Если по дороге будет осуществляться интенсивное движение, то надо брать плиты, которые выдерживают до 30 т и более. Если обустраивается подъезд к частному дому, то можно запросто обойтись плитами, которые выдерживают нагрузку до 10 т. Также важно учесть тип возводимого полотна – постоянное или временное.
Цена дорожных плит зависит от марки используемого бетона, класса стали, веса арматуры и технологии производства. Когда речь идет о сооружении ответственных объектов, очень важно предварительно произвести расчеты и определить наиболее подходящий тип плит. Если необходимо соорудить временную дорогу или дорогу с небольшой нагрузкой, то допускается использовать б/у дорожные плиты. Это отличный способ сэкономить. К тому же, плиты легко демонтируются, а качественные материалы, применяемые во время производства, позволяют использовать их многократно.
Б/у дорожные плиты бывают двух сортов:
- первый – плиты, которые находились под строительными вагончиками и парковками, сохранили геометрию, имеют практически идеальный внешний вид;
- второй – плиты, которые использовались для дорог с приличной нагрузкой, имеют видимые сколы и трещины, которые, в принципе, не так уж сильно влияют на эксплуатационные качества.
№6. Особенности транспортировки дорожных плит
Дорожные плиты – тяжелые изделия, которые требуют соблюдения особых условий транспортировки, чтобы к месту укладки они доехали в целости и сохранности. Всеми проблемами доставки обычно занимаются фирмы-производители, но и покупателю не мешает знать общие правила доставки подобного рода грузов.
ЖБИ плиты перевозятся грузовиками с открытым кузовом и краном-манипулятором. Для доставки тяжелых плит или большого количества изделий используют грузовики длинномеры. Если необходимо перевезти плиты нестандартных крупных размеров, то на помощь приходят планомеры, грузовики с большой грузоподъемностью и удлиненным кузовом.
Важно, чтобы продавец, производитель или перевозчик правильно уложили и закрепили плиты. В противном случае на ходу плиты могут сместиться и получить повреждения. Погрузка и выгрузка осуществляются плавно и аккуратно, при доставке выбирают небольшую скорость.

№7. Особенности укладки дорожных плит
Общественные дороги и площадки временного типа не требуют серьезной подготовки основания. Достаточно создать песчаную подушку, тщательно ее утрамбовать и монтировать плиты, бордюрный камень не понадобится.

Дороги постоянного пользования монтируются с учетом следующих нюансов:
- под будущей дорогой вынимается грунт на глубину 25-50 см, дно застилается геотекстилем;
- на геотекстиль насыпается песчано-гравийная подушка слоем 20-30 см для устойчивости будущей дороги. Усилить прочность можно добавлением сухой цементной смеси;
- грунт увлажняется и уплотняется;
- после утрамбовки песчаного слоя производится монтаж плит, на этом этапе заделывают монтажные пазы цементом или бетоном;
- чтобы получить ровную дорожную поверхность, вдоль полотна натягивают шнур, на который ориентируются при монтаже плит;
- по краям лучше использовать плиты типа ПБ и ПББ с выступами, примыкающими к бордюрному камню;
- плиты утапливают при помощи кувалды и доски, сравнивая их с уровнем земли;
- по краям дороги обязательно наличие бордюрного камня. Через каждые 10 м делается зазор 5-7 см, необходимый для оттока дождевой воды;
- при необходимости сверху плиты заливаются бетонной стяжкой или укатываются асфальтом.
В частном строительстве используют плиты, рассчитанные на нагрузку 10 т. Подъезд к дому, места парковки авто обустраивают большими прямоугольными плитами, для организации дорожек можно использовать плиты поменьше, а также трапециевидные и шестигранные изделия. Технология монтажа плит такая же, как и для дорог общественного назначения. Основание может быть выполнено из песчаной подушки – она справится с небольшими нагрузками. Важно предварительно нанести разметку на грунт. Желательно, чтобы расстояние от дороги до садовых деревьев было не менее 1,5 м, иначе корни со временем могут повредить бетон. Не забывайте и об уклоне, который обеспечит свободный отток дождевой воды.
ЖБИ дорожные плиты – идеальное решение, когда надо быстро построить дорогу, способную выдерживать приличные нагрузки. Часто такое покрытие обустраивают в регионах со сложным климатом и при большой удаленности от основной трассы, т.е. там, где использовать асфальт нерентабельно или вообще невозможно.
По материалам сайта http://gbistroj.ru/