Почему хрущевки такие маленькие – vyzhit-v-moskve — запись пользователя Nata (natamalinka) в сообществе Квартирный вопрос в категории Вопросы
Хрущёвки — мифы и реальность.

Недавно на просторах интернета я нашел замечательный фильм, который был снят в СССР в 1959 году и называется «Пора большого новоселья». Фильм в мифологизированной форме рассказывает о том, как в СССР появились хрущёвки — якобы собрались какие-то важные ученые и решили, как будет лучше жить советскому человеку, а советские люди радостно переехали в новые дома и с улыбкой на лицах расселились вшестером в двух комнатах.
Это потрясающее кино должен посмотреть каждый — на его примере очень хорошо видно, насколько советская пропаганда отличалась от советской действительности. Итак, в сегодняшнем посте — большой рассказ про хрущёвки и то, чем правда об этих домах отличалась от мифов.
Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
Для начала немного истории. Практически всю историю существования советской власти городское жильё продолжало ухудшаться, об этом я подробно рассказывал в посте «Как деградировал СССР»; перефразируя известный афоризм — «советская власть приняла страну с шикарными доходными домами, а оставила с убогими хрущевками») После смерти Сталина из лагерей выпустили множество заключенных, а труд рабочих стал несколько выше оплачиваться, и на постройку относительно дорогих сталинок деньги у государства закончились. Кроме того, была принята директива Хрущёва о том, что каждая советская семья должна иметь отдельную квартиру (при Сталине существовала концепция т.н. «покомнатного заселения»), что в рамках строительства нормальных кирпичных домов было абсолютно нереально осуществить — денег не было.
В итоге было принято решение всё максимально упросить и урезать — во-первых, сильно упростили технологии строительства. Сперва там и сям ещё пытались строить кирпичные хрущевки, также были тестовые проекты с нормальными площадями квартир, но ближе к концу 1960-х перешли исключительно на типичные панельные хрущи — они быстро возводились и стоили дешевле. Во вторых — были сильно урезано всё, что только можно было урезать — квартирки стали миниатюрной площади (двушка в 40 метров вместо 60 в сталинке, трешка в 45 метров вместо 75-90), в квартирах исчезли коридоры (осталась только микроскопическая прихожая размером 1×1,5 метра), комнатки ужались по площади (зал в 12 метров вместо 18-25, спальня — 9 метров вместо 15-18), потолочки стали высотой в 2,3-2,5 метров вместо 2,9-3,5, а кухни стали больше напоминать какой-то чулан-кладовку.
В общем, итог всем вам хорошо известен, хрущевки получились весьма убогими — квартиры в этих домах очень тесные, темные и неуютные, с плохой звукоизоляцией. В наши дни к этим проблемам добавилась ещё колоссальная энергонеэффективность этих построек и криминогенная обстановка — немалая часть хрущевок построена в районах, ставших неблагополучными.
Самое интересное в этом всём то, как советская власть подавала строительство хрущёвок своему народу. В 1959 году вышел пропагандистский фильм под названием «Пора большого новоселья», в котором показан переезд семьи в типичную хрущёвку, якобы «научное проектирование новых комфортных домов» и мифические интерьеры, которые обязательно будут в хрущевках.
Итак, начнём.
1. Миф о том, как человек попадает в хрущёвку.
02. В начале фильма показано то, как человек попадает в хрущёвку. Разумеется, сами дома в фильме не назывались «хрущёвками» — это название появилось гораздо позже, там хрущ просто называется «новым домом». По словам авторов фильма, в «новый дом» человек попадает исключительно из старого, разваленного и ветхого жилья, типа такого, и исключительно по собственному желанию.
03. Про перенаселенные коммуналки в фильме не упоминается ни слова — советским людям нечего лишний раз напоминать, что за 40 лет существования советской власти жилищная проблема толком не решена. Переезд происходит в открытой машине в солнечный и приятный день — никакого дождя, который может намочить мебель, быть не может)
03. Ключи семье вручает какой-нибудь управдом, а бодрый голос диктора за кадром сообщает, что эту квартиру семье «дали». О том, что человек, горбатясь 20-30 лет на заводе, в общем-то давно отработал эту кватиру, в фильме не упоминается ни слова. Не говорится также о том, что новая квартира по сути не принадлежит жильцам, а остаётся в собственности государства.
На кадре ниже — семья из шести (!) человек въезжает в двухкомнатную хрущевку с проходными комнатами. «В кадре — двухкомнатная квартира, предназначенная только для одной семьи!» — с гордостью сообщает голос диктора. Не для десяти семей, а для одной, представляете? Целых две комнаты! Никто из новых жильцов не спросит — а почему, собственно, после десятков лет работы на государство мы должны жить вшестером в двух комнатах?
04. А ещё я обратил внимание на состояние зубов у советских граждан — у примерно половины взрослых людей в фильме старше 40 лет зубы выглядят как-то так. Вопрос, почему страна, только что запустившая спутник в космос, не смогла создать нормальную стоматологию — я оставлю для вас.
2. Миф о «научном проектировании» хрущевок.
05. Чтобы у советских людей не возникало вопросов — а почему, собственно, наши новые квартиры такие мелкие, неуютные и некомфортные, в фильме создан отдельный большой миф о том, что жить в таких домах якобы хорошо и здорово — мол это результат огромной научной разработки, не будете же вы спорить с советскими учеными? Или будете? То-то.
Сперва показан «загнивающий запад» и рассказано о том, что в США миллиарды людей живут в трущобах. Смотрите, здесь люди белье на улице стирают, а вы хотите жаловаться на то, что у вас в кухне не развернуться. Или не хотите уже?
06. Затем показан коллектив советских ученых, играющих в куклы, которые на макете якобы решают какие-то очень важные задачи о том, как сделать новые дома наиболее удобными для советских граждан. Про то, что на самом деле архитекторы решают, как впихнуть невпихуемое и разместить на 40 квадратах площади две комнаты, кухню, санузел да ещё и кладовки — в фильме не говорится ни слова.
07. «Кто эти люди? Чем они занимаются на кухне?» Это научные сотрудники института жилища! Они заботятся о вас, женщины! Оказывается, для того чтобы приготовить борщ, надо пройти пятьсот шагов!» — гордо сообщает диктор. Звучит как тема диссертации советских архитекторов — «количество шагов советской домохозяйке в приготовлении борща»)
08. А вслед за этим показан кадр, как советская домохозяйка должна перемещаться
Почему в пятиэтажках раньше делали маленькие окошки между кухней и санузлом?
Думаем, что каждый из вас, будучи в гостях не раз замечал эти небольшие оконные проемы, сделанные в самом непостижимом для разума месте. Согласитесь, в голову сразу закрадывался именно этот вопрос: “А зачем они его там поставили? Так высоко…странно.” Кстати, некоторые и до сих пор живут в квартирах с такими окошками. Как правило, ставили их в типичных пятиэтажках и других панельных домах, которое строились наспех, исключительно для скорейшего расселения людей по квартирам.
О комфорте и красоте в те времена думали мало, но все-таки думали. Так для чего же все-таки сделали эти миниатюрные окошки? Может быть для того, чтобы на них мог периодически отдыхать кот?
Стоит отметить, что мысли такие не дают покоя уже огромному количеству людей и чтобы наконец-то разрешить этот сложный вопрос многие выдвигали собственные версии.
Но тут возникает вопрос, а как же тогда известное всем произведение Булгакова – “Собачье сердце”, написанное еще при царе, где Шариков именно через такое окошко общается с профессором? Этот эпизод в книге описан очень подробно. Колонки же появились у нас в стране относительно недавно. Опять неувязочка.
Вопрос по поводу столь волнующих всех окошек был задан доктору архитектурных наук и вот что он ответил в итоге:
- Есть как минимум три причины появления окна между ванной и кухней в пятиэтажных домах. Во-первых, малые размеры кухни и санитарно-технических кабин (ванная комната) требовали раскрытия пространства. Окно позволяло визуально его расширить.
- Во-вторых, это дополнительное освещение в случае аварийных ситуаций, связанных с электроэнергией. В-третьих, с помощью окна пытались избавиться от недостатка связи с внешней средой. Вообще, малые площади помещений проектировщики планировали компенсировать качеством благоустройства придомовой территории, но это не получилось. Не удалось и связать квартиру с придомовым пространством.
- Отношение к окнам у архитекторов двоякое. Некоторым нравится дополнительное освещение. В некоторых квартирах в солнечную погоду можно пользоваться ванной даже без света. Окна облегчают жизнь людям, страдающим клаустрофобией. А вот для безопасности их наличие мало что даёт.
- Сейчас такие окна уже не делают. Во-первых, в новых домах санитарно-технические кабины достаточно большой площади. Кардинально отличается и принцип проектирования. Теперь «вся квартира — вокруг сортира»: сантехнические кабины расположены внутри, и туда свет внешней среды не попадает. Это и не нужно. Хорошее искусственное освещение, красивые материалы, комфортное оборудование, вентиляция — технические средства обеспечивают комфортное пребывание в квартире.


Маленькие хрущевки
Приходилось ли тебе видеть круглые от изумления глаза иностранцев, которые попадают на просторы нашей родины? Если да, то совершенно неудивительно! Ведь наше отечество дарит простор для открытий. Разница в менталитете, потенциале, ценностях, взглядах на мир — всё это магнитом притягивает и интригует любопытных жителей «загнивающего Запада».
Им чужды наши привычки и быт, а особым поводом для удивления становится наше жилище. И не какие-нибудь многоэтажки в элитном районе города, а обыкновенные сталинки, хрущевки и брежневки — самое привычное жилье на постсоветском пространстве.
В Интернете за ними закрепилось красноречивое прозвище — «бабушатники». И правда, в подобных жилищах чаще всего живут одинокие старики, о которых забыли их выросшие дети. Этих пожилых людей очень жаль, ведь часто у них просто нет финансовой возможности что-то изменить в интерьере своей квартиры.
Но есть и такие индивидуумы, которые, даже при наличии больших денег, не решаются сделать ремонт. Всё потому, что «За этой стенкой мы стояли в очереди 2 года» и «А ты вообще знаешь, сколько стоит этот ковер?».
Маленькие хрущевки
Что же так удивляет и одновременно пугает жителей Запада в наших суровых апартаментах? Давай рассмотрим всё по порядку…

- Атмосфера
Решившись снять однушку в «бабушатнике» где-то на окраине, следует быть готовым к тому, что каждый день в этой цементной «камере ужаса» идет беспощадная борьба за выживание. Любимые соседи не дают скучать никому: ссоры по ту сторону стены, регулярное заливание квартиры водой, пристальная слежка — всё это делает жизнь невыносимой. - Подъезды
Жилища наших соотечественников, как правило, чистые и уютные, но, выходя в собственный подъезд, эти люди гадят с каким-то фатальным наслаждением. Валяющиеся окурки, запах мочи, надписи на стенах и не только… Вообще, в отечественных подъездах лучше к стенам не прикасаться. - Tapochki
Этот элемент домашнего уюта надежно закрепился в нашем обиходе. Всех гостей соотечественники умудряются переобуть в домашнюю обувь… Для чего? Неизвестно.Неужели просто снять обувь недостаточно? Многие люди настолько привыкли носить тапочки, что без них уже не чувствуют себя комфортно.
- Родственники
Если американцы и европейцы более сдержанно относятся к родственным связям, то наши земляки особо не церемонятся, навещая родню. Близкие и далекие могут завалиться в дом ночью большой толпой и остаться жить на несколько месяцев.При этом их не будет смущать, что в доме совсем нет свободного места для квартирантов. А спрашивать, когда дорогие гости собираются восвояси, крайне бестактно.
- Балкон
Французы и итальянцы используют свои балконы для утреннего чаепития, но наши соотечественники не лыком шиты. Если есть дополнительное свободное пространство, наш человек всегда найдет, что туда положить! Нередко, чтобы попасть на собственный балкон, людям приходится прокладывать небольшой тоннель сквозь горы хлама. - Дача
Наши дачи — не место для бесцельного времяпровождения и отдыха! В свой заслуженный отпуск большинство земляков отправляется на окраину города, чтобы упахаться на огороде до потери пульса. А затем они с гордым видом возвращаются на работу, рассказывая то том, сколько мешков картошки было посажено/выкопано.
Несмотря ни на что, иностранцы из года в год продолжают путешествовать по просторам нашей родины. Как же прекрасно, что нам всегда есть чем их удивить!
Автор статьи

Виктория Поплавская
Считает, что искусство не знает отдыха! Увлекается рисованием, привыкла смотреть на жизнь взглядом художника. Уборку в доме и приготовление различных блюд считает не работой, а удовольствием: ведь к любому делу можно подойти творчески! Обожает нестандартные методы решения проблем. Любимая книга Виктории — «Три товарища» Э. М. Ремарка.
Записки Василия о’Кочки — ЖЖ
Если помните, я как-то рассказывал, что смотрю документальный сериал, где показывают и комментируют старую кинохронику. Как я уже говорил, есть довольно интересные серии, даже когда речь идет о чем-то таком, что, казалось бы, интересным быть в принципе не может.
Вот, к примеру, передача посвященная хрущевкам, ну что в ней может быть интересного? Понятно, что сейчас многие о хрущевках отзывается не очень хорошо, да и есть за что — в силу массовости и дешевизны этого жилья качество там не очень. Но в свое время новоселы были довольны как слоны, ведь переезжали туда из землянок, бараков и коммуналок.
Переезд выглядел примерно так.
Взгляните на этот кадр. На нем мы видим как какая-то семья переезжает в хрущевку. Скорее все го из комнаты в коммунальной квартире, так как из крупногабаритной мебели у них всего один шкаф, да и вообще вещей у них немного.
Прибыв на новое место жительства они с восторгом осматривают свое новое жилье. Ругать они его начнут несколько позднее.
А потом, как водится, нужно отметить новоселье.
Ну ладно, это все понятно. Рассказать, на самом деле, я хотел не об этом. Я хотел поделится с вами парой фактов, которые мне показались интересными.
Интересно, к примеру, что первым проектировщиком хрущевок был некто Виталий Павлович Лагутенко, вы можете видеть его на первом фото. Ну и что тут интересного? — спросите вы. А то, что это никто иной как дедушка Ильи Лагутенко, того самого, который «Мумий Тролль». Так что, если кто-то хочет пожаловаться на качество данного проекта, вы теперь знаете к кому обращаться.
А теперь вопрос на засыпку. Знаете почему хрущевки строились пятиэтажными? Ведь была цель построить как можно больше жилья, так почему не строить шесть или семь этажей, почему ограничивались только пятью? Сразу скажу, что дело не в том, что панели не выдерживали многоэтажную нагрузку, все они выдерживали. Так почему? Догадались?
[Попробуйте угадать, прежде чем откроете спойлер]Оказывается дело в том, что санитарные нормы не допускали строительство домов выше пяти этажей без лифта. Ну а поскольку жилью должно было быть дешевым, то лифты там не предусматривались. А инженеры знают, что ГОСТы и СНиПы — это святое. Почему не догадались просто поменять эту норму не знаю.
И кстати, само название хрущевки не совсем справедливое. Славу этого строительства, как плохую, так и хорошую, Никита Сергеевич должен делить со своим предшественником, при котором и была принята идея строительства массового дешевого жилья.
И последнее, что я узнал по этой теме, но уже не из фильма. Оказывается по вопросу о том, зачем нужно окно из ванной в кухню, расположенное под потолком, давно идут горячие споры и выдвигаются различные версии. Но это окно делалось не только в хрущевках. Если помните, в квартире профессора Преображенского такое окно тоже было, именно через него выглядывал Шариков когда набедокурил в ванной.
Но, скорее всего, окно это многоцелевое. Ну во-первых, экономия электричества — в дневное время можно было не включать свет. Во-вторых, если газовая колонка установлена в ванной, то окно нужно с точки зрения техники безопасности — если газ взрывается то взрывной волне есть куда пойти и последствия будут не такими печальными. В-третьих, если кому плохо станет, а дверь закрыта, то через окно можно проникнуть в ванную комнату. Ну и в-четвертых, чтоб подглядывать, если есть за кем — в общем, раньше о людях больше заботились.
Какими могли быть хрущёвки. — Максим Мирович — LiveJournal

Все мы знаем хрущёвки как низкосортную панельную (или, реже, кирпичную) массовую застройку, в самом начале шестидесятых годов пришедшую на смену более дорогому, но при этом более качественному строительству кирпичных домов, выполненных по индивидуальным архитектурным проектам. Хрущёвки стали появляться в результате закономерного обеднения СССР, уменьшения использования принудительного труда, общей тотальной экономии — ведь в целом панельные здания намного дешелве кирпичных.
Но внешний вид зданий мог быть совсем другим. Некоторое время назад я обнаружил в Минске удивительный дом — год его постройки обозначен как 1959-й — то есть как раз тот самый год, когда достраивали самые-самые последние кирпичные сталинки и готовились лепить хрущёвские панельки, которые стали массово появляться в 1960-61 годах. Найденный мной дом — редчайший образец панельного (!) дома, построенного еще по старым СНИП-ам — у него хорошая площадь комнат и нормальная высота потолков. Этакая «сталинка», возведенная по новым, более дешевым технологиям панельного строительства.
Об истории создания дома мне неизвестно ничего. Могу предположить, что во время постройки дома уже начала действовать хрущёвская директива — «каждой семье отдельную квартиру», и различные группы архитекторов начали поиск путей удешевления строительства. Панельные дома оказались намного дешевле кирпичных, но судя по всему, знаменитый «хрущ» с низенькими потолками и сидячей ванной в 120 см. появился не сразу — существовали вот такие «пилотные» хрущёвки-прототипы, альтернативные варианты дешевого жилья (возможно, подсмотренные в других странах). Большинство их осталось на бумаге, а в материале воплотили лишь единицы — возможно, просто в качестве опытных образцов.
По какой-то из причин этот проект не пошел «в тираж» — видимо, где-то наверху посчитали, что подобная экономия средств все же недостаточна, и распространения получили другие проекты, в результате чего советские дворы хрущёвских лет заполонили всем нам хорошо известные неказистые домики с низенькими потолками и микроскопическими комнатами.
Итак, сегодняшняя прогулка — по первой панельной хрущёвке — редчайшему сохранившемуся ветерану архитектурных баталий середины прошлого века.
Давайте посмотрим, какими могли быть хрущёвки.
02. Дом находится на пересечении Партизанского проспекта и улицы Жилуновича, и своим главным фасадом обращен в сторону проспекта. Вот он, на переднем плане в левой стороне кадра. На заднем плане также вида «обычная», всем привычная хрущёвка, тоже пятиэтажная — обратите внимание, насколько она меньше и в целом страшнее.
03. По типу расположения квартир и подъездов дом напоминает обычную хрущёвку — с той лишь разницей, что главный фасад дома с выходами подъездов обращен на улицу, а не во двор.
04. Главный фасад здания. Недавно был проведен внешний ремонт дома, и если бы не застекленные балконы и не разные рисунки оконных рам, то дом можно было даже назвать красивым.
05. Вход в подъезд. Панельный минимализм здания напоминает о «брежневской» застройке семидесятых годов; сложно поверить, что это построено в Минске в пятидесятые годы.
06. Внешний вид здания вблизи. Стены очень отличаются от кирпичного здания — во-первых, они заметно тоньше, во вторых — ровнее. Это обусловленно технологиями панельного строительства, когда каждая стена дома целиком отливается на заводе.
07. Еще один фотоснимок стены, с чуть другого ракурса. Панели практически идеально ровные. В начале шестидесятых идеальную стройку представляли именно так — привезли панели, сварили между собой и вуаля — дом готов.
08. Вид дома со стороны двора. Как можно заметить, здесь нет привычных выходов из подъездов (они обращены в сторону проспекта), а сами панели есть нескольких типов — панель «окно», панель «двойное окно» и панель «балкон» с более узким окошком и балконной дверью слева. Если бы не многочисленный «балконный самострой»; дом выглядел бы по-конструктивистски стильно. Посмотрите, какие аккуратные и красивые швы между панелями — нет никаких страшных гудронных полосок, как в обычных «хрущах».
09. Панели «балкон» и «двойное окно» крупным планом. Такие панели очень хорошо разбавляют ритмику стандартизированных окон и делают дом красивым. Еще обратите внимание на нижнюю часть балконного блока — она не просто плоская, а имеет сложный вогнутый профиль, что очень её украшает, снизу это выглядит как потолок с прямоугольной лепниной. Казалось бы, такая маленькая деталь (которая в условиях заливки бетона на заводе вообще ничего не стоит в денежном исчислении), но насколько красивее начинает выглядеть дом.
10. Табличка со сведениями о здании — такие висят в Минске практически на каждом доме. Год постройки — 1959-й, общая площадь 3751 квадратный метр, количество квартир — 60. Поиск в гугле по адресу «Партизанский проспект, 56» рассказал мне, что в доме есть несколько типов квартир — однокомнатные площадью 37 метров, двухкомнатные площадью 60 метров и трешки размером в 75 метров. Как видим, размеры квартир вполне себе приличные, это никак не похоже на те микро-каморки, которые в итоге решили массово строить.
11. Подъезд изнутри выглядит вот так. Он немного обшарпан, но это скорее уже специфика района — на Партизанском проспекте, где много «тяжелых» заводов, живет не самый лучший социальный контингент города.
12. Вид подъездных панелей изнутри. Обратите внимание, что и на внутренней части лестничного пролета, и на потолке между лестницами есть всё та же бетонная лепнина, что и на нижней части балкона. Сделать её совсем нетрудно — она заливается вместе с основной частью перекрытия либо лестницы прямо на заводе. На мой взгляд, смотрится классно, даже я бы сказал как-то «несовково». Очень жаль, что проект не пошел в массы — подъезды в привычных хрущевках выглядят совсем иначе.
13. Еще фото потолка. Спустя почти 60 лет он выглядит неважно, так как пережил несколько не самых лучших ремонтов, но если его правильно и аккуратно отреставрировать — будет очень круто.
13. Площадка между квартирами. Как вы знаете, в сталинках двери квартир выходят прямо на лестничную площадку, а в этом доме было применено важное нововведение — вот эта серая дверь — это вовсе не дверь в квартиру, а дверь в небольшой предбанник на две квартиры.
14. Предбанник совсем маленький, но отлично справляется со своей ролью — обеспечивает дополнительную шумоизоляцию квартир от подъезда.
15. Номера квартир на двери предбанника — дизайн очень типичен для пятидесятых годов.
16. Вид лестничной площадки сверху. Она не слишком большая, но такое расположение квартир уж точно лучше, чем в «обычных» хрущевках, где двери четырех квартир буквально прилеплены друг к другу.
17. Последний этаж дома с выходом на крышу, чердака в доме нет — крыша плоская. Серые двери квартирных предбанников, кстати нестандартной высоты — где-то 2,30-2,40, а общая высота потолков в доме по моим ощущениям чуть выше трех метров, где-то 3,10—3,20. Такая высота потолков дает совсем иное ощущение пространства в сравнении с низенькими и темными комнатами в привычных хрущёвках.
18. Покрытие пола — вот такие шестиугольные плиты из бетона, смешанного со щебнем. Выглядит весьма стильно.
19. Перила. За прошедшие годы они, конечно, поистрепались, но сам рисунок решетки вполне себе интересный — видно, что архитекторы тоже подумали над ним.
20. График уборки на стене подъезда:)
Как вам домик, что скажете? По-моему, было бы круто, если бы все хрущёвки были такими.
________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже: