Построение энтазиса: Архитектурные ордера. Построение энтазиса
Архитектурные ордера. Построение энтазиса
Архитектурные ордера. Построение энтазиса
Архитектурный полный ордер (рис. а) состоит из трех частей: пьедестала — нижней части, колонны — средней части и антаблемента — верхней части. Неполный ордер (рис. б) не имеет пьедестала.
Рис.. Полный (а) и неполный (б) ордера
Пьедестал также состоит из трех частей: базы, тела пьедестала, или стула, и карниза. База — это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки или плиты, на которой находятся в зависимости от ордера полочки, валики, гуськи и т. д. На базе расположено тело пьедестала (стул). Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы.
Колона покоится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна состоит также из трех частей: базы, стержня (тела) самой колонны и капители. База — нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены нужной формы архитектурные обломы. На базе устанавливают тело колонны, завершающееся капителью. Стержень колонны обычно, начиная от базы до
Антаблемент находится над колонной и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза (венчающего).
Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны — 12 частей и антаблемента — три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части — колонна, одна часть — антаблемент.
В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называют модулем и обозначают буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делят на 12 частей, а в ионическом и коринфском — на 18. Эти части называют партами и обозначают буквой П. Стержни колонн всех ордеров круглые.
Тосканский ордер (рис. а) имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше она утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав гладкой формы. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.
Рис. Тосканский (а) и дорический (б) ордера
Дорический ордер (рис. б) менее массивный, чем тосканский. Колонна по высоте, равной 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Коннелюры разделяются острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На 1/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется 1/6 нижнего диаметра.
Колонна венчается капителью с мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители.
Архитрав — гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладкой фризе расположены триглифы — три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются метопами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков или модульонов. Такие ордера или полностью выполняют штукатуры, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.
Ионический ордер (рис.) имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры, более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками, или лентами. Внизу каннелюры срезают под прямым углом, а вверху — полуокружностью. Капитель — сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава с тремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним — рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальные работы — штукатуры.
Рис. Ионический ордер
Коринфский ордер (рис.) имеет сложный капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, они расположены под слезником, на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера — гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим ордером. Все рельефные части ордера выполняют лепщики, остальное — штукатуры.
Рис. Коринфский ордер
Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные колонны, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаще всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкими или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т. е. с имитацией каменной кладки.
В зависимости от формы и отделки колонны оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом, или вытягивают, особенно если по стволу колонны проходят каннелюры.
Построение энтазиса. Имеется колонна радиусом (модулем) нижнего основания 360мм. Модуль тосканского и дорического ордеров равняется 12 партам (парта равна 30мм), а модуль ионического и коринфского ордеров — 18 партам (парта составляет 20мм). Нижний диаметр для всех ордеров равен двум модулям. Колонны тосканского и дорического ордеров имеют высоту 14 и 16 модулей. Верхний диаметр Равен 1 модулю 8 партам, утонение на всю длину колонны — 120мм, на радиус или на половину колонны — 60мм.
Для колонны ионического и коринфского ордеров высотой 18 и 20 модулей верхний диаметр равен 1 модулю 12 партам, утонение на верхнем диаметре на всю колонну 140мм на радиус или на половину колонны — 70мм. Зная эти данные, приступают к построению энтазиса.
На широкой доске вычерчивают в масштабе колонну и проводят в центре ее ось (рис. а). На одной трети колонны, т. е. там, где начинается утонение, проводят нижним радиусом колонны из центра О дугу АБ. Затем из точек В и Г, определяющих верхний диаметр колонны, проводят линии до пересечения с дугой АБ, где образуют точки, помеченные цифрой 1. Разделив A1 и 1Бна произвольное число одинаковых частей, в данном случае на четыре (1, 2, 3, 4), на такое же число частей делят оставшиеся 2/3 колонны и проводят по точкам деления горизонтальные линии, перпендикулярные оси, т. е. Д1, Е2 и ЖЗ. Затем из точек, расположенных на дуге, проводят вертикальные линии до пересечения с горизонтальными, т. е. из точки 2 до пересечения с линией ЖЗ, из точки 3 — до пересечения с линией Е2, из точки 4 — до пересечения с линией Д1. Полученные таким образом точки (обведенные кружочками) искомые. Соединив эти точки кривыми линиями, получают энтазис колонны.
Рис. Поктроение энтазиса и изготовление правила-лекала двумя способами (а, б) для колонны с модулем 360 мм
Для изготовления правила-лекала берут остроганную доску. Она должна быть на 50…100мм шире, чем утонение на всю колонну. Длина доски равняется 2/3 высоты колонны. К одному концу доски прибивают кусок фанеры, после чего от ровно остроганного края отмеряют на доске разницу между радиусами нижней и верхней частей колонны (в разбираимом случае 60мм) и проводят линию, параллельную краю доски. Точку пересечения линий помечают буквой А ,раздвигают ножки циркуля до размера искомого радиуса (в данном случае 360мм), ставят одну ножку в точку А, другую — на фанеру (прибитую с другой стороны доски) вычерчивают дугу. Эту дугу делят на произвольное число одинаковых частей. Делят на такое же число частей длину доски, проводят все необходимые линии, находят точки, соединяют их кривой линией. Затем фанеру снимают, выбирают или вырезают ненужную часть доски, кромку оставшегося лекала зачищают. Иногда кромку оковывают сталью.
Правило можно изготовить и другим способом (рис. б). Строгают рейку квадратного сечения из несучковатой древесины длиной, равной высоте колонны. Затем берут доску равную высоте колонны, проводят на ней прямую линию всю длину и отмеряют сверху от этой линии точку В на такомком расстоянии, которое имеет утонение колонны на ее радиус. Например, колонна утоняется на 120мм, значит на радиус 60мм. Прямую линию на доске делят на три части. Одна нижняя часть прямая, а две трети идут на сужение.
К проведенной нижней прямой линии прибивают рейку двумя-тремя гвоздями, а затем загибают оставшиеся 2/3 рейки до точки В и прибивают. Кривая, образуемая изогнутой рейкой, и является энтазисом. По этой рейке на доске чертят карандашом линию. Рейку снимают, делают пропил, зачищают его и получают правило-лекало.
Построение энтазиса колонны сложного (ионического, коринфского) ордера
При построении энтазиса колонны сложного ордера следует воспользоваться рисунками 76 и 77 (правая часть).
Примем те же обозначения радиусов колонны, что и в предыдущем случае: МА = 18 парт, ОВ = 19,33 парты, NC = 15 парт.
Взяв циркулем размер радиуса ОВ, сделаем этим радиусом из точки С засечку на оси МN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолжением прямой ВО (точка Р, которая на рисунке 20 не видна).
Проведем из точки Р в пределах угла СРA произвольные лучи, пересекающие ось колонны в точках 1, 2, 3, 4… и продолжающиеся далее. Из точек 1, 2, 3, 4… отложим вправо от оси колонны на продолжениях лучей одну и ту же величину, равную КС = ОВ = 19,33 парты. В итоге получим точки I, II, III и пр., которые вместе с точками А, В и С лежат на искомой кривой энтазиса. Эта кривая также строится по лекалу или при помощи плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.
Рис. 76. Построение энтазиса колонны в простом и сложном ордерах (трактат Виньолы, лист XXXI)
Рис. 77. Построение энтазиса простого и сложного ордеров
СЛОВАРЬ
Абака(лат. Abakus – доска) – верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная; происходит от прокладки между опорой (столбом, колонной) и перекрывающей её балкой; в коринфском ордере она обычно имеет вогнутую в плане форму и срезанные углы.
Акант, аканф(лат. Acanthus – травянистое растение средиземноморского побережья) – скульптурное изображение стилизованных стеблей и листьев одноименного южного растения на капителях коринфского и сложного (композитного) ордеров.
Род травянистых растений из семейства акантовых, произрастающих в тропическом и субтропическом поясах Азии, Средиземноморья. Прототипом стал один из видов – A. Mollis («медвежья лапа»).
Антаблемент (фр. Entablement) – конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду. Верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера, включающая карниз, фриз и архитрав.
Аркада(фр. Arcade)– ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны. Впервые была апробирована в древнеримском зодчестве при устройстве галерей вдоль стен зданий или лоджий. Нередко применялась в качестве накладного орнамента, примыкавшего непосредственно к фасаду стены («глухая аркада»).
Архивольт (гр. Archi – главный, лат. Voluta – завиток, обрамляющая дуга) – лицевое резное или лепное обрамление арочной кладки, её профилировка (наличник). Оно выделяет лицевой профиль арки из плоскости фасада. Своими основаниями архивольт упирается в горизонтальные карнизики – импосты.
Архитрав(гр. Archi – главный, лат. Trabs – балка) – несущая балка или полоса, окаймляющая всё здание; нижняя из трех частей антаблемента, лежащая на капителях колонн. В тосканском и дорическом ордерах архитравная балка гладкая, в ионическом и коринфском – украшена горизонтальными уступами (фасциями). Это различие связывают с происхождением дорического архитрава из крупного строевого леса, а ионического – из мелкого.
Астрагал (гр. Astragalos – позвонок, бабка, таранная кость) – архитектурный профиль, сочетающий валик с полочкой. Валик иногда украшается ниткой овальных бус. Астрагалом называют также место сочленения ствола колонны с базой или капителью.
База (гр. стопа) – подножие, опорная часть колонны, пилястры, пьедестала, пилона. Тосканский ордер в качестве базы имеет высокую плиту и большой вал. В дорическом ордере база отсутствует. База ионической колонны состоит из нижнего вала и верхней выкружки. Коринфская база имеет два вала.
Букраний, букранион (гр. Bukranion – бычий череп) – античный орнамент в виде бычьего черепа. Использовался в греко-римском искусстве в качестве декоративного элемента (у Виньолы – украшение метоп дорического модульонного ордера). Начиная с III века, нередко дополнялся гирляндами. Излюбленный архитектурный мотив в эпоху Ренессанса.
Бусы, жемчужный шнур – мелкие украшения в виде шариков, цилиндриков, тарелочек, чечевиц и т.п. Чаще всего располагаются ниже иоников. Использовались для украшения архитектурных профилей.
Вал, валик, торус – архитектурный профиль, имеющий в сечении форму выпуклой кривой. Профиль в четверть окружности называется четвертным валом, профиль в полуокружность – полувалом.
Волюта (лат. Voluta – крутить, завиток) – декоративная деталь в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Встречается в капителях ионического, коринфского и композитного ордеров. Возможными прототипами могли послужить завитые листья, усики, раковины моллюсков, женские локоны и т. п. Боковая грань волюты имеет форму свертка, перетянутого посередине ремешком. Этот элемент называется балюстрой.
Выкружка, трохилус – архитектурный профиль, имеющий очертания вогнутой четверти окружности. Выкружка называется прямой, если её профиль расширяется кверху (1), и обратной, если профиль расширяется книзу (2).
Гусёк, сима –архитектурный профиль, сечение которого состоит из выкружки (наверху) и четвертного вала (внизу), которые непосредственно примыкают друг к другу. Гусёк, расширяющийся кверху, называют прямым (1), книзу – обратным (2). Традиционный тип венчающего профиля.
Дентикулы, зубчики, сухарики(лат. Denticulus – зубок) – ряд небольших призматических «коробочек», украшающих карнизы зубчатого дорического, ионического и коринфского ордеров.
Дорожки – полоски на поверхности ствола (фуста) колонны, расположенные между каннелюрами. Встречаются в ионическом и коринфском ордерах. Ширина дорожки равняется одной парте.
Жемчуг (горох)– круглые шарики, применяемые в качестве декорации (например, в архитраве коринфского ордера)
Замок, замковый камень– клинчатый камень в шелыге (вершине) арки или свода; в ряде случаев имеет декоративные украшения.
Зоофор (зофор)(гр. Zoon – животные, Phore – носить) – фрагмент декора в виде полосы с живописным или лепным изображением фантастических животных и растений. Нашел применение во фризах ионического и коринфского ордеров.
Импост, пульвины(лат. Impono – ставить, накладывать, итал. Imposta) – верхний камень (плита) столба или стены, служащий опорой для арки или балки. Декоративное завершение столба или стены под аркой или балкой. Выступает в виде простой полочки или профилирован в виде карниза.
Ионики, овы, овоиды(лат. Ovum – яйцо) – античный орнаментальный мотив из ряда яйцеобразных выпуклостей, чередующихся со стрельчатыми листьями, обращенными острием вниз. Встречается на четвертном вале карниза, капителях ионического и коринфского ордеров.
Каблучок– профиль (облом) какого-либо архитектурного элемента (карниза, обрамления окна, портала и т.п.), вычерченный из двух центров. Сходен с гуськом, но имеет обратный порядок – полувал наверху и выкружка внизу. Каблучок бывает прямым (расширяющимся кверху) и обратным (расширяющимся книзу).
Каннелюры(фр. Cannelure – выемка, желобок) – вертикальные желобки на стержне колонн или пилястр, расположенные по всему периметру и идущие на всю высоту ствола колонны.
Каннелюры примыкают друг к другу острыми кромками (дорический ордер) или через плоскую перемычку (дорожку) – в сложных ордерах.
Каннелюры способствовали соразмерному распределению освещенных и теневых полос на поверхности колонны. Благодаря этому колонна кажется более стройной и невесомой. В дорической колонне 20 каннелюр, в ионической и коринфской – по 24.
Капитель(нем. Сaput – голова, лат. головка) – венчающая часть колонны, пилястры или столба, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием (антаблементом).
Капли, гутты(лат. Gutta – капля) – украшения в виде ряда маленьких усеченных конусов, цилиндров и т.п. на нижней поверхности мутул и полочек дорического антаблемента. Под каждой полочкой триглифа (регулой) расположено по шесть «капель», оси которых совпадают с ребрами врезов триглифа. Нижняя поверхность модульонов также обрабатывается гуттами. Некоторые исследователи полагают, что в антаблементе дорического ордера повторяются в камне ранее существовавшие конструкции из дерева. Гутты, в частности, воспроизводят деревянные гвозди (нагели), крепившие рейки (тении) и планочки (регулы).
Карниз(нем. конец, завершение, гр. Koronis – кривой) – выступающее профилированное венчание стены или более мелкой части здания. Верхнее из трех главных членений классического антаблемента. Предназначался для защиты поверхности стены или фриза от осадков. Во всех ордерах имеет трехчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую части.
Кима, киматий(гр. Kyma – курносый) – любой криволинейный профиль; нижний криволинейный профиль карниза, пьедестала и т.п. Профилированный поясок, украшающий балку, капитель и пр. Бывает плоский и вогнутый (дорический ордер). В ионическом ордере имеет украшения в виде иоников (ионический киматий) или сердечек (лесбийский киматий). Изначально связанные с различными типами зданий различные виды киматия уже в римскую эпоху смешались и приобрели более сложный декор.
Колонна(фр. Colonne, лат. Columna – столб) – архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого являются база, ствол и капитель.
В зодчестве Древней Греции колонны обычно входили в состав колоннад, портиков, пропилей, перистилей, аркад и т.п. Зодчие Древнего Рима и эпохи Возрождения включили колонну в архитектурную композицию стены, лишив ее исходного конструктивного характера и превратив в декоративно-пластический элемент. Примером могут служить полуколонны, трёхчетвертные колонны, колонны, прислоненные к стене, спаренные колонны и т.п. Их общее назначение – вертикальное членение стены.
Колоннада (фр. Colonnade) – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих единое горизонтальное перекрытие на архитравных балках.
Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом (портик), вдоль наружных или внутренних стен (периптер, перистиль). Она может примыкать к зданию в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн или соединять отдельные части монументального здания. Изредка колоннада является отдельным сооружением – полуротондой, пропилеями (парадным входом), фонтаном. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады из одного-двух рядов колонн обрамляли или членили парадные залы.
Консоль (фр. Console), кронштейн(нем.Kragestein) – выпущенный из стены или из столба камень, конец балки и т.п. Предназначен для поддержания карниза, балкона, эркера, колонны, статуи, вазы и т.п. Обычно имеет профилированные украшения – например, спиралевидные завитки. Cнизу консоль обычно декорируют волютами, листьями аканта. Кронштейн нередко является облегченной, чисто декоративной имитацией консоли. Он может не входить в конструкцию стены, а крепится к ней снаружи.
Метопа(гр. Metopon – пространство между глазами, переносица) – прямоугольная деревянная, каменная или керамическая плита, заполняющая промежуток между двумя триглифами и декорируемая рельефами или росписью.
Применялась в дорическом ордере для украшения фриза. Нередко покрывалась росписью или рельефами (изображениями подвигов античных героев, щитами, картушами, букраниями и т.п.). Первоначально метопами назывались промежутки между торцами потолочных балок, выходивших на фасад деревянного здания (жилого дома, храма и пр.).
Модуль(лат. Modulus – мера) – исходная единица измерения в архитектуре и строительстве (обычно размер одного из элементов сооружения). Выражает кратные соотношения его элементов. Используется для координации размеров отдельных частей этого сооружения и для приведения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей. В древнегреческой архитектуре модулем был нижний диаметр колонны, в древнеримской – нижний радиус или ширина триглифа. Для измерения более мелких членений (например, элементов профилей) служили части модуля – парты.
Модульон(лат. Modulus – мера)– конструктивная деталь дорического ордера модульонного типа; выпуск, поддерживающий слезниковую плиту.
Назван так, вероятно, потому, что имеет ширину по фасаду, равную одному модулю. Нижняя поверхность модульона нередко обрабатывается каплями (гуттами). В других ордерах модульон выполняется в виде консоли, украшенной волютами.
Мутулы(лат. Mutulus – консоль) – плоские наклонные выступы над выносной плитой дорического карниза, напоминающие концы выпущенных наружу стропильных ног или обрешетин. Плоский выступ над триглифом, изображающий конец стропильной ноги со шляпками бронзовых гвоздей под ними.
Прототипом мутулов считаются стропила двускатной крыши в древнегреческой архитектуре (версия Б. П. Михайлова).
Обломы, архитектурные профили (мулюры) (фр. Moulure –резьба, рельефный орнамент)– архитектурно-пластические детали определенного поперечного сечения. Различают прямолинейные О. (пояс, полочка, плинт) и криволинейные О. простого (вал, валик, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка) и сложного профиля (прямые и обратные гусёк и каблучок, скоция). Встречаются и слитые воедино элементы различных профилей. Например, астрагал, представляющий собой сочетание валика с полочкой, а также обратные профили.
Профили различаются по функциям. Существуют, например, несущие и венчающие профили. Так, профили каблучка и четвертного вала применяются для поддержания вышележащих частей (например, слезниковой плиты). Выкружка обычно служила переходом от одной плоскости к другой. Гусек же представлял собой традиционный тип венчающего профиля. В расположении профилей существуют определенные закономерности. Например, крупные профили обычно чередуются с мелкими, прямолинейные сменяются криволинейными.
Ордер архитектурный(лат. строй, порядок, гр. правило, франц. Ordre – система, порядок) – художественно осмысленная система размещения в строгой пропорциональной взаимосвязи несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции. Один из видов архитектурной композиции, состоящей из вертикальных несущих элементов (пьедестал, колонна) и горизонтальных несомых (антаблемента).
«Строго определенная система расположения архитектурных частей, которая строится на основе постепенно сложившихся и, с известного времени, точно сформулированных правил чередования круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются, в противоположность колоннам, антаблементом…» (Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 3 т., Т. 2. Греция – Рим – Византия – М.,Л: Academia, 1935. – С. 11).
Пальметта(фр. Palmette, лат. Palma – пальма) – живописный или скульптурный орнамент с нечетным числом симметрично расположенных листьев или цветочных чашечек с веерно расположенными лепестками. Составной элемент более сложного орнамента. Пальметта была широко распространена в архитектуре ближневосточных государств и Древней Греции. Оттуда она перешла в римскую и европейскую архитектуру более позднего периода. Нередко пальметты образуют гирлянды, где они соединяются друг с другом тонкими «усиками». Служат украшением фриза, полок, карнизов.
Парта(от лат. Particus – частичный, часть) – составная часть модуля. В простых (тосканском, дорическом) ордерах модуль включает 12 парт, в сложных (ионическом, коринфском) – 18 парт.
Плетёнка– плетеный рельефный орнамент, применявшийся для украшения вала, базы, цоколя (сложные ордера).
Плинт (гр. Plinthos – плита, плитка) – нижняя часть базы колонны, столба или пьедестала. Обычно имеет форму массивной квадратной плиты.
Полка, полочка– архитектурный профиль в виде узкого прямоугольного выступа, служащий для отделения архитектурных элементов друг от друга или для окаймления более крупных профилей.
Поясок, тяга– горизонтальное членение объема здания, представляющее собою подобие карниза, полки или горизонтального выпуска с небольшим выносом. Полка выполнялась гладкой или украшенной орнаментом типа «меандр» или «бегущая волна».
Пьедестал(итал. Piedistallo; piede – нога, Stallo – место; франц. опора, постамент) – в классической архитектуре подножие колонны, cкульптуры, вазы или обелиска, состоящее из трех частей – цоколя, стула и карниза.
В римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб, имеющий небольшое расширение внизу и наверху. Нижнее расширение носит название «База пьедестала» (на иллюстрации), верхнее – «Карниз пьедестала». Средняя, основная часть называется «Тело пьедестала» или «Стул».
Регула, регола(лат. Regula – брусок) – короткая полочка, расположенная под триглифом; к ней снизу крепятся капли (гутты).
Нашла применение в дорическом ордере, соответствует мутулу. Оба этих элемента представляют собой условное отображение форм деревянной архитектуры, в которой прототипом гутт были шляпки деревянных гвоздей.
Сима(гр. Simos – выгнутый) – в античной архитектуре терракотовый или мраморный водосборный желоб над каменной выносной плитой карниз. У нижних углов фронтона завершались водометами в форме розеток, или маскаронов (например, львиных голов). Из открытых пастей животных во время дождя струей била вода.
В римской архитектуре этим термином стали обозначать венчающий профиль. В сечении сима имеет разнообразную форму: эхин – в дорическом ордере, гусек – в ионическом.
Скоция(гр. Skotia – темнота, в связи с тенью в углублении) – архитектурный профиль вогнутого сечения, очертания которого составляют две четверти окружностей разных диаметров. Скоции обычно употребляются в базах колонн.
Слезник, гейсон(гр. ястребиный клюв) – в античной архитектуре каменная плита, свешивающаяся часть карниза. Этот свес позволял защитить поверхность стены от намокания.
Профилированное углубление по всей нижней плоскости выносной плиты карниза, служащее для перехвата и сброса стекающей влаги. Вода, стекающая по детали и смачивающая ее нижнюю поверхность, при встрече со слезником отрывается в виде капли (слезы) и не попадает на защищаемую конструкцию.
Софит(итал. Soffitto – потолок) – нижняя поверхность арки, архитрава, потолочной балки, слезниковой плиты и т.п., имеющая декоративную отделку (лепную работу, роспись).
Стул– средняя часть, «тело» пьедестала во всех ордерах. Обычно лишена декоративных украшений.
Тения(гр. Tenia – лента, пояс, от Tieno – тянуть) – в ордерной системе горизонтальная тяга или венчающая полочка, завершающая архитрав в дорическом ордере. Над ней расположен фриз.
Триглиф(гр. Triglyphos – три реза) – деталь фриза дорического ордера в виде вертикально стоящей прямоугольной каменной плиты с продольными бороздками треугольного сечения. Триглифы чередуются с метопами и считаются несущими элементами ордера. Обычно размещаются по осям колонн, на одной оси с модульонами. Имеют ширину 1 модуль и высоту 1,5 модуля. Опираются на тению архитрава и сходятся на углах здания. Каждому триглифу соответствует маленькая полочка (регула). Под ней расположены шесть капель, оси которых совпадают с ребрами триглифа.
Фасции(лат. Fascia – повязка, полоса) – cпособ пластической обработки архитрава ионического ордера. Включает три гладкие, слегка выступающие одна над другой полосы, на которые членится внешняя поверхность архитрава в сложных ордерах.
Если ордерные системы восходят к деревянному зодчеству, то фасции – это, по-видимому, швы между тремя деревянными балками, положенными одна на другую. Название происходит от древнеримского символа консульской власти – топорика, стянутого ремнем пучка прутьев (фасций).
Фриз(фр. Frise, лат. Fregio – украшение) – в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Ленточная скульптурная или живописная композиция, декорирующая стену. В дорическом ордере фриз расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.
Фуст(итал. Fusto – стержень) – ствол колонны, имеющий энтазис и иногда обработанный каннелюрами.
Четвертной вал– архитектурный профиль в виде четверти окружности. Бывает прямым (1) и обратным (2).
Шейка–часть дорической колонны, образующая переход от ствола к капители и заключенная между кольцеобразными врезами гипотрахелия и ремешками (древнегреческий вариант).
Шишки– особый вид цветков или закрытых соцветий, плод хвойных растений круглой или овальной формы. Обычно имеют «натуральный» или усложненный декоративный орнамент. Встречаются на угловых зубчиках всех ордеров, кроме тосканского.
Энтазис(гр. Entasis – напряжение) – небольшое утолщение, «припухлость» в стволе колонны, её сужение кверху по плавной кривой. В архитектуре Древней Греции максимум утолщения приходился на нижнюю треть ствола. Целью применения энтазиса было устранение оптического искажения формы круглой и высокой колонны, рассматриваемой в различных ракурсах. Одновременно достигалось впечатление напряженного состояния опоры, вызываемого тяжестью антаблемента. В Парфеноне энтазис колонн равнялся 1,75 см.
Эхин(гр. Echinos – морской ёж, тарелка) – средняя часть дорической капители, круглая в плане, имеющая выпуклый криволинейный профиль. Нередко украшалась поясом ов (иоников), что соответствовало лиственному венцу эолийской капители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры: Пер. с лат. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1939. – 168 с.
2. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры. – Издание стереотипное. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.
3. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. – Л.: ОГИЗ, 1936. – 342 с.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. – Репринтное издание / Под общ. ред. А.Г. Габричевского – М.: Архитектура-С, 2006. – 328 с
5. Гарнери А. Ордера гражданской архитектуры: Пер. с итал. – Киев: ОНТИ НКТП, 1937. – 130 с.
6. Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания – Томск: Изд. ТГАСА, 1994. – 46 с.
7. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч., Ч.1. Тосканский и коринфский ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 54 с., ил. 20, табл. 5, библ. 11.
8. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч. , Ч.2. Дорический и ионический ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 67 с., ил. 28, табл. 6, библ. 11.
9. Лукьянова Е.Н., Добрецова Т.И. Архитектурные ордера: Методические указания – Л.: Изд. ЛИСИ, 1976. – 38 с.
10. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. – Изд. 2-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1940. – 270 с.
11. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности – Изд. 4-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1949. – 247 с.
12. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима / Мусатов А.А.: Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2006. – 144 с., ил.
13. Филиппова Н.Н. Архитектурные ордера: Методические указания – Новосибирск: Изд. НИСИ, 1988. – 18 с.
14. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире: Справочное пособие – М.: Стройиздат, 1992. – 408 с.
14. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры – СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. – 432 с.
Учебное издание
Евгений Николаевич Поляков
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 16924; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Entasis — Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 31 января 2021
См. вся история
Entasis в архитектуре можно увидеть в основном в конструкции классических колонн, чтобы исправить то, что было бы оптическим обманом. Но также видно в строительстве шпилей и других вертикальных элементов.
При обычном взгляде снизу колонна с прямыми параллельными сторонами, сужающимися кверху, может показаться вогнутой по контуру. Поэтому классические дизайнеры создали небольшую выпуклость (вздутие) в средней части колонны, чтобы исправить появление вогнутости. Считается, что применение энтазиса также создавало большую иллюзию силы и высоты.
Слово entasis происходит от греческого слова «εντενω» (enteino — растягивать или натягивать), и считается, что этот термин впервые был использован римским военным архитектором Витрувием (ок. 80–15 до н. э.).
Entasis можно увидеть в классической архитектуре по всему миру, например, на дорических колоннах Парфенона, где, как говорят, нет ни одной прямой вертикальной линии в окружающей колоннаде (перистиль). Считается, что при каждом вертикальном изгибе проецируемые линии встречаются в точке пространства на расстоянии 3,5 км. Архитектор эпохи Возрождения Андреа Палладио также использовал энтазис, и это можно увидеть на многих его работах, таких как Вилла Капра (Ла Ротонда), недалеко от Виченцы, северная Италия, построенная в 1567-1570 годах.
Было много предположений об использовании энтазиса в архитектуре, потому что нет доказательств, полностью объясняющих, почему ранние классические строители использовали этот метод. Некоторые утверждали, что entasis заставляет колонну казаться выпуклой и, следовательно, выражает понятие силы, поскольку она принимает на себя вес всего, что находится над ней. Это может объяснить преувеличенный энтазис, примененный к колоннам храма Первой Геры в Пестуме, Италия, которые, кажется, значительно выпирают в своих нижних конечностях.
Другие говорят, что для применения этой техники есть разумное инженерное объяснение, поскольку колонна, у которой выпуклость в средней части, прочнее, чем колонна, диаметр которой изменяется прогрессивным, линейным образом.
Entasis использовался в строительстве до и после периода классической античности: считается, что строители пирамид, возможно, были первыми, кто использовал его, и с тех пор он использовался в строительстве в других местах.
Инки использовали энтазис в своих стенах и дверных проемах, его также можно увидеть в монастырях и крепостной архитектуре Тибета и Бутана. Построение разрушенной (наклонной) стены просто прямо может создать впечатление, что она выпирает наружу. Другой пример — шпиль шпиля 14-го века приходской церкви Всех Святых в Гедлинге, Нортгемптоншир.
- Архитектурные стили.
- Архитектура барокко.
- Классические ордера в архитектуре.
- Классический стиль Возрождения.
- Элементы классических колонн.
- Итальянский стиль Возрождения.
- Неоклассическая архитектура.
- Типы зданий девятнадцатого века.
- Архитектура Палладио.
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
Энтазис | архитектура | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.