Прасковья жемчугова ковалева: Ковалёва Жемчугова Прасковья Ивановна — История любви: igorinna — LiveJournal – История любви: граф Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова | История | Общество

Содержание

Прасковья Ивановна Жемчугова и Николай Петрович Шереметев


Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актёрами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актёров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.


Кусково

Шереметевы считали, что настоящих актёров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалёва (1768–1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Её сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актёрскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера-актёры, певцы и учителя. Всё чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, прочили ей большое будущее.


Николай Иванович Аргунов

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751–1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать её по европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомится с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретри «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметевском театре доставались только юной Параше.


Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы
Ш. де Шамиссо

К актёрам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актёрам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актёрам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Всё это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.


Кусково

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.


Кусково

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина II. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.


Дарья Юрская в роли Прасковьи Жемчуговой

30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актёры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.


Церковь Симеона Столпника

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днём. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжёлыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрёт. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорождённого наследником семьи Шереметевых. Император дал на это своё высочайшее согласие.


Александр I
Владимир Лукич Боровиковский

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришёл — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.


Николай Петрович Шереметев
Владимир Лукич Боровиковский

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своём московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…»


Дмитрий Николаевич Шереметев
Орест Адамович Кипренский

Текст Анны Сардарян

По московским местам Прасковьи Жемчуговой — Одно, что имеет смысл записывать

245 лет назад 31 июля (1768 г.) в Ярославской губернии родилась русская актриса и певица, обладающая красивым лирико-драматическим сопрано, Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова.

Praskovya Zhemchugova-Sheremeteva. Argunov. 1803
Портрет Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой. Николай Аргунов. 1803 год.
Фото из Википедии.

Девочка родилась в семье кузнеца. Когда Параше исполнилось семь лет её взяла на воспитание княгиня Марфа Михайловна Долгорукая. Так будущая актриса и певица Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова попала в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых. Будучи девочкой П.И. Ковалёва проявила способности к музыке, и её готовили для труппы крепостного театра. Обучалась иностранным языкам, пению и музыке.

Кусково
Кусково известно с конца XVI века как владение Шереметевых.

Кусково известно с конца XVI века как владение Шереметевых, а как «летняя загородная увеселительная резиденция» прославилось в XVIII веке. В усадьбе был домашний театр, в котором играли крепостные артисты. Расцвет театра в Кусково пришелся на время Николая Петровича Шереметева.

Портрет графа Н.П. Шереметева. Аргунов
Портрет графа Н.П. Шереметева. Н.И. Аргунов. 1800-е гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

П.И. Ковалёва-Жемчугова исполнила многие ведущие партии в спектаклях крепостного театра. В 1785 году стала первой среди фавориток графа Н.П. Шереметева.

Ещё одна подмосковная усадьба, которая принадлежала Шереметевым – Останкино, где граф Николай Петрович начинает строительство Дворца-театра.

Останкино

Дворец строился с 1791 по 1799 года. Его первоначальный проект принадлежал московскому архитектору, итальянцу Франческо Кампорези. В дальнейшем в строительстве принимали участие известные петербургские архитекторы — И.Е. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги.
В отделке внутренних помещений использовалось дерево: лиственница, дуб и другие породы. Так как дерево считалось наиболее приспособленным с точки зрения акустических свойств.

Став ведущей актрисой театра в Останкине, Прасковья Ивановна Ковалёва получила артистический псевдоним – Жемчугова. В то время многие крепостные актрисы получали фамилии по названию драгоценного камня.

Портрет П. И. Ковалёвой-Жемчуговой. Останкино
Портрет П.И. Ковалёвой-Жемчуговой. Н.И. Аргунов. 1802. Останкинский дворец-музей творчества крепостных.
Фото отсюда.

Прасковья Жемчугова выступала на сцене до 1797 года. В последний год – на сцене Останкинского театра. Граф Шереметев был влюблен в актрису, и в 1798 году подписал ей вольную.

6 ноября 1801 года Прасковья Ивановна обвенчалась с Николаем Петровичем Шереметевым и стала графиней. Венчание было тайным и в приходской церкви Симеона Столпника.

Ц. Симеона Столпника
Церковь Симеона Столпника
Поварская улица, 5 / Улица Новый Арбат, 4

Деревянный храм известен с 1625 года.
Каменная церковь построена в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича. По одной из версий, была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.
От прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

В 1792 году на средства графа Н.П. Шереметева начинается строительство Странноприимного дома.

Странноприимный дом – приют и больница для калек и нищих. Строительство длилось пятнадцать лет. Первоначально строилось крепостными архитекторами под руководством Е.С. Назаровым.

После смерти Прасковьи Жемчуговой, в 1803 году, граф Шереметев решил превратить Странноприимный дом в памятник любимой жене. В связи с новой задачей в проект были внесены изменения для осуществления которых был приглашен архитектор Дж. Кваренги.

Странноприимный дом

В настоящее время здесь находится Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Прасковья Жемчугова и граф Н.П. Шереметев жили в доме на Воздвиженке. В этом доме праздновалась их свадьба, которая оставалась в тайне, несмотря на одобрение брака Александром I.

Дом Шереметева
Дом Шереметева. Воздвиженка, 8.

После рождения сына Дмитрия в 1803 году было объявлено о браке. Спустя три недели после родов Прасковья Жемчугова умерла. Ей было всего 35 лет.

Дм. Шереметев. Орест Кипренский
Дмитрий Николаевич Шереметев
Фото из Википедии.

Прасковья Ивановна была похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

***
В честь актрисы крепостного театра Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой / Шереметевой в Москве названы:

— Прасковьина улица, в Останкинском районе;
— Аллея Жемчуговой, в районе Вешняки.

Жемчугова, Прасковья Ивановна — это… Что такое Жемчугова, Прасковья Ивановна?

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева[1] (31 июля 1768, деревня Березники Ярославской губернии — 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.

Биография

Родилась 31 июля 1768 года в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне Большесельского района Ярославской области) в семье Ивана Степановича Горбунова (впоследствии Кузнецова или Ковалёва), крепостного кузнеца Шереметевых. В семь лет взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых, — у девочки были хорошие музыкальные способности, и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 года в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли.

Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский. В 1797 году Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.

В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком в Москве в церкви Николая Чудотворца близь Старого Каменного моста. По приказу Шереметева создается легенда о происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская», без уточнения сословного статуса. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге.

В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым[2]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке

[3], включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат» Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
  • Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
  • Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского

Память о Жемчуговой

Топонимика

В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа — Аллея Жемчуговой.

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. — М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова — М., 1952. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. — Л.; М., 1965. — 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. — М., 1963. — С. 671—672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М., 1974. — С. 390—391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. — М., 1996. — С. 301—307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. — New Haven: Yale University Press, 2008.

Примечания

  1. «Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по выправленным документам — Ковалевская, по сцене — Жемчугова, в замужестве — Шереметева)» (Песни русских поэтов: В двух томах. Том первый/ Вступ. ст., сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. В. Е. Гусева. — Л.: Сов. писатель, 1988. — (Библиотека поэта. Большая серия.) — С. 590.).
  2. Вечор поздно из лесочка (текст, ноты, варианты)
  3. «Не было русского уголка, где бы её не знали», — свидетельствовал П. А. Бессонов (Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 9, отд. 9. — М., 1873. — С. 49).

Ссылки

Прасковья Жемчугова — биография и творчество

ЗА КУЛИСАМИ ТЕАТРА. ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА

 

певица Прасковья Жемчугова

В «Завещательном письме» сыну граф Шереметьев написал о Прасковье Ивановне Жемчуговой: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» Случается, ищешь свою любовь, бродишь по свету, заглядываешь каждому прохожему в глаза, надеясь увидеть в них ту жизненно необходимую искру, но… Возвращаешься домой ни с чем, опустошенный. И вот в такой момент случайно сталкиваешься взглядом с той самой незнакомкой, которой отчаянно не хватало для счастья.

Прасковья Жемчугова – слишком хороша

Николай Шереметьев учился в Лейденском университете, был знаком с театральной жизнью Европы. И получив крепостной театр в наследство от отца, он решил организовать в Кусково обучение крепостных актеров сценическому искусству.

Возможно, он не искал ласк женщины, когда колесил по другим странам, перенимая новшества, обучаясь, не жаждал упиться трепетным чувством, дарованным свыше. Но когда отпрыск знаменитого рода граф Николай Шереметьев вернулся в родную усадьбупевица Прасковья Жемчугова

в Кусково с намерением изменить если не все, то многое, и первым делом взялся за знаменитый театр отца, – увидел на сцене совсем юную актрису и… Голос, игра, внешность, огромные глаза на бледном лице оставили след в его душе. Отпечаток этот носил сначала исключительно корыстный характер: еще толком не оформившийся подросток блистал в театре, словно не ограненный драгоценный камень.

Николай, как и все из рода Шереметьевых, питал слабость к артистам и сразу же приметил в Прасковье Ковалевой будущую звезду. По его настоянию она стала играть только главные роли во всех постановках, а на афишах красовалось ее новое имя –

Жемчугова (такой псевдоним подарил ей покровитель).

Из слез рождается…

Насладиться представлением, где в главной роли выступала Прасковья, приезжали в Кусково очень влиятельные люди, среди которых была сама царица Екатерина. Она презентовала молодой актрисе бриллиантовый перстень. Девушка пользовалась популярностью у богатых мужчин. Но смотрела она только на одного – своего покровителя. И в 1788 году Прасковья стала для него опорой в жизни. Ведь 30 октября скончался отец Николая. Сын так горевал, что единственное утешение видел в алкоголе. Его розовая туманная дымка обволокла весь мир, не пропуская сквозь возведенные преграды никого. Никого, кроме хрупкой девушки. Перед ней горечь отступала, ее теплые руки исцеляли головную боль, а мягкий голос вселял сладкое чувство покоя. Теперь граф глядел на свою крепостную с четким пониманием, что других женщин ему не надо. «Я ни на ком не женюсь кроме нее!» – твердо решил он.

Тайное и явное

Романы между владельцами и их подневольными не были в новинку для общества, поэтому особого осуждения влюбленные не удостоились. Светские дамы по-прежнему певица Прасковья Жемчугова

не отказывались завладеть сердцем завидного жениха Шереметьева, а кавалеры – украсть толику внимания его драгоценной актрисы. Однако эти двое крепко держались друг за дружку. А когда Николай получил звание обергофмаршала императорского двора, то переехал в Петербург, конечно, не забыв забрать любимую актрису. Но по-настоящему быть счастливыми людям всегда что-то мешает. К примеру, болезни. Сырой климат столицы обрушился на Прасковью, пробудив до сего момента дремавший в ней туберкулез (который она унаследовала от своего отца-кузнеца). Девушка, гордившаяся красивым голосом, осипла и больше не могла петь. Она боялась, что, потеряв талант, утратит и любовь графа. Однако он считал это глупостью. Лично заботился о здоровье актрисы и даже сделал ее вольной. Мало того – повел свою любимую под венец.

6 ноября 1801 года к церкви Симеона Столпника подъехала карета с женихом и певица Прасковья Жемчугованевестой. Они быстро поднялись по ступеням, обвенчались и отправились обратно в имение праздновать. Свадьба прошла в узком кругу знакомых, оставшись тайной для остального мира. Просто влюбленные понимали, каково пришлось бы Прасковье, явись она в свет как графиня Шереметьева. Ведь в те времена актеров считали ничтожеством и хоронили за кладбищем, несмотря на то, как они сияли на сценах при дворе. Какой бы знаменитой ни была Жемчугова, ее не приняли бы. Даже несмотря на специальный эдикт императора Александра I, лично давшего согласие на брак графа и его крепостной.

Сколько счастья отмерено?

Они жили, любили, уважали друг друга и наслаждались каждым днем. А глупые и завистливые люди шептались за их спинами. Николая называли сумасшедшим. Ему же было плевать на чужие домыслы и пересуды, потому что его жена ждала ребенка. Что еще способно окрылить мужчину, если не новость о рождении наследника от любимой женщины? Шереметьев видел все в розовом цвете и не догадывался, какое несчастье ждет его впереди. С певица Прасковья Жемчугова

каждым месяцем его ненаглядная Прасковья угасала. Врачи не давали надежд. После затяжных и мучительных родов, ослабленная еще и чахоткой, она все же подарила супругу долгожданного сына. Больше подняться с кровати графиня не смогла. Чувствуя близкую смерть, она просила показать ей ребенка. Хотела взять его на руки. Но повитухи унесли его подальше от матери, опасаясь заражения. Прасковья осталась одна с сиделками, запертая в комнате от окружающих. Она бредила, страдала, молила позволить хотя бы услышать голос новорожденного. Ее верные стражи оставались глухи к просьбам.

Вместе с женой мучился и Николай. Он видел ее отчаяние, наблюдал со стороны, как с каждым днем из нее по крупице уходить жизнь… И ничего не мог поделать: ни спасти, ни помочь. Единственное, чем попытался умерить ее боль Шереметьев, – приказал поднести малыша к дверям спальни жены. Услышав его плач, женщина успокаивалась и погружалась в мятежный сон.

Отягощенный горем, Николай больше не мог нести этот груз на своих плечах и молчать. Он открыл свою тайну всем, рассказав, кто его жена.

Прошел месяц. 23 февраля 1803 года муки несчастной графини кончились. Она покинула супруга и сына.

А дальше, без Прасковьи Жемчуговой…

В последний путь Прасковью Шереметьеву провожали актеры,музыканты, слуги поместья, крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой певица Прасковья Жемчугова еще мужчина с маленьким ребенком на руках. Восхищавшиеся голосом актрисы господа из высшего общества проститься с ней не пришли: посчитали ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней.

Потеряв смысл существования, граф Шереметьев предпочел сбежать из шумной столицы, забыть о пирах, светских вечерах. Он посвятил себя служению людям: занимался благотворительностью, построил больницу, создал фонд помощи нищим. А еще сам воспитывал маленького сына, который знал о матери только из рассказов отца. «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» – признавался Николай, описывая любимую женщину, чтобы прекрасный образ сложился в памяти ребенка. Через шесть лет после смерти обожаемой актрисы граф Николай Петрович Шереметьев отправился на ее поиски… в другой мир.

ФАКТЫ

«Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – написал в одном из писем друзьям Николай после знакомства с Прасковьей.

***

Крепостной художник Шереметьевых, Николай Аргунов, в день свадьбы своего господина нарисовал портрет Прасковьи Ивановны: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Такой она осталась навсегда в памяти мужа.

***

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по еепевица Прасковья Жемчугова завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

***

О паре Шереметьев – Жемчугова ходили разные истории. К примеру, кто-то выдумал очень романтичную легенду знакомства влюбленных, согласно которой Николай увидел Прасковью, когда та гнала с пастбища стадо коров. Молодая крестьянка так приглянулась графу, что он подъехал к ней на своем скакуне и сказал: «Не пара тебе крестьянин!». После чего забрал Прасковью Жемчугову к себе в усадьбу.

 

Шереметев и Жемчугова. Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве

Шереметев и Жемчугова

Николай Петрович Шереметев — российский граф из рода Шереметевых. Его дедом был фельдмаршал Петра I Борис Шереметев, его отец Петр Борисович с детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Петр Борисович был женат на княжне Черкасской, единственной дочери канцлера Российской империи, князя Черкасского. В результате женитьбы ему досталось богатое приданое. Он известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством. В 1770-х годах издал переписку своего отца с Петром Великим. Петр Шереметев продолжил дело своего отца в собирании в шереметевской усадьбе Кусково картинной галереи портретов — вероятно, лучшей в России XVIII века.

Подмосковное имение графов Шереметевых славилось крепостным театром, не уступавшим придворному театру в Эрмитаже. Актерскому мастерству здесь учили специально приглашенные мастера. Известный меценат граф Петр Борисович Шереметев не допускал вольностей по отношению к своим актерам: обращались к ним исключительно по имени-отчеству кормили тем же, чем и хозяев, о здоровье заботились лучшие доктора. Появление в Кусково восьмилетней дочери крепостного кузнеца Шереметевых особого удивления не вызвало. Бог наделил Прасковью Ковалеву прекрасным голосом. Способную девочку обучали нотной грамоте, вокалу, игре на клавесине, французскому и итальянскому языкам. Она дебютировала на сцене в неполные одиннадцать лет. В честь небольшой жемчужинки, которую нашли в барском пруду, малолетнюю крепостную актрису нарекли Жемчуговой. Актерам шереметевского театра по традиции давались псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Яхонтова, Алмазова, Изумрудова.

Сын графа Петра Борисовича Николай родился в 1751 году. Он учился в Лейденском университете, познакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии. Учился игре на виолончели. Придя на премьеру оперы Андре Гретри «Опыт дружбы» в отцовский театр, он был потрясен голосом маленькой большеглазой и черноволосой девочки. Ее талант сразил юного графа. Знающий толк в театре и уважающий настоящий талант Николай Шереметев стал уделять Прасковье Ивановне особое внимание: возросло количество уроков, девочке доставались главные партии в спектаклях. Николай лично занимался ее образованием: вывозил на спектакли, они в четыре руки музицировали на клавесине, вместе разучивали арии. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано.

В имении Кусково срочно перестраивали здание театра, так как ожидался приезд в усадьбу императрицы Екатерины II. В новом здании 30 июня 1787 года Прасковья Жемчугова исполнила главную партию в опере Гретри «Самнитские браки». Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актеров, особенно исполнительницы главной партии Жемчуговой, которую и наградила алмазным перстнем.

Совместные занятия молодого графа и крепостной актрисы способствовали их сближению, но открыто заявить Прасковье о своих чувствах граф решился только после смерти отца. Убитый смертью Шереметева-старшего сын запил и нашел утешение в надежном и близком друге — Прасковье. Его крепостная актриса смогла подобрать нужные слова, и тронутый ее участием граф признался, что влюблен. Не мечтавшая об ответной любви его сиятельства Прасковья Ивановна ответила взаимностью, и граф поселил свою любимую в барском доме.

После смерти отца Николай получил в наследство и театр. По его желанию здесь было организовано обучение крепостных актеров сценическому искусству. Число актеров в Кусковском театре доходило до 95 человек. В 1792 году Шереметев отстраивает театр в Останкино — крупнейший крепостной театр того времени.

Об их романе сплетничали в свете. Увлеченный театром и своей любимой граф не придавал значения пересудам. Он продемонстрировал свету уважение и любовь к своей избраннице, появившись с нею на любительском спектакле. Прасковья оказалась на высоте, хотя это далось ей тяжело.

В 1797 году Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев берет с собой в столицу лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. После осознания светом серьезности выбора Шереметева последовала негативная реакция со стороны его родственников, озабоченных судьбой наследства. Николай постепенно разорвал отношения с родней и 1 декабря 1798 года дал Прасковье вольную.

В 1801 году, получив разрешение Александра I, венчается с ней в московской церкви Симеона Столпника на Поварской. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля — архитектор Джакомо Кваренги и подруга невесты Татьяна Шлыкова-Гранатова. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» без уточнения сословного статуса. Шереметев, дабы оправдать свою женитьбу на бывшей крепостной, создает легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских. Не смотря на то что Николай добился разрешения на этот скандальный, по мнению света, брак от самого императора, венчание хранилось в тайне вплоть до появления на свет их сына.

Холодный и влажный климат Санкт-Петербурга подорвал здоровье Жемчуговой-Шереметевой. У нее прогрессировала чахотка, и врачи запретили ей не только выступать, но и выходить на улицу.

3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали ее здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года.

28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы, которую строил Николай Шереметев по желанию своей возлюбленной. После смерти жены Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтобы сделать его более величественным и достойным памяти княгини. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. Этот Странноприимный дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов» и приюта на 25 девочек-сирот. Это было одно из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднейшим слоям населения и по призрению сирот и бездомных.

Граф Николай Шереметев ушел из жизни через шесть лет после кончины супруги, оставив сыну завещание, жизнеописание его матери и построенный в честь жены в Москве Странноприимный дом. Ныне в здании находится Институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.

Сын Шереметевых Дмитрий в неполные 6 лет остался круглым сиротой. После смерти графа Николая Петровича Шереметева вдовствующая императрица Мария Федоровна, в знак его былой дружбы с Павлом I, берет Дмитрия под свое особое покровительство. Опекунов и воспитателей наследника огромного состояния подбирали только с ее одобрения. Дмитрий Николаевич был попечителем Странноприимного дома в Москве, жертвуя огромные суммы в дополнение к средствам, оговоренным при открытии учреждения. Во времена его деятельности прижилась поговорка «жить на шереметевский счет». В середине XIX века на этот счет существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и отчасти Петербургский университет. Владея около 150 000 душ крестьян и несколькими сотнями тысяч десятин земли, получаемый доход Д.Н. Шереметев тратил преимущественно на дела милосердия. Когда же, после освобождения крестьян, доходы графа уменьшились и вследствие этого пришлось сокращать расходы, он первым делом сократил расходы на личную свою жизнь, всячески стараясь делу благотворения отдавать прежние суммы. 

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Жемчугова, Прасковья Ивановна — это… Что такое Жемчугова, Прасковья Ивановна?

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева[1] (31 июля 1768, деревня Березники Ярославской губернии — 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.

Биография

Родилась 31 июля 1768 года в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне Большесельского района Ярославской области) в семье Ивана Степановича Горбунова (впоследствии Кузнецова или Ковалёва), крепостного кузнеца Шереметевых. В семь лет взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых, — у девочки были хорошие музыкальные способности, и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 года в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли.

Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский. В 1797 году Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.

В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком в Москве в церкви Николая Чудотворца близь Старого Каменного моста. По приказу Шереметева создается легенда о происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская», без уточнения сословного статуса. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге.

В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым[2]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке[3], включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат» Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
  • Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
  • Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского

Память о Жемчуговой

Топонимика

В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа — Аллея Жемчуговой.

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. — М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова — М., 1952. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. — Л.; М., 1965. — 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. — М., 1963. — С. 671—672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М., 1974. — С. 390—391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. — М., 1996. — С. 301—307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. — New Haven: Yale University Press, 2008.

Примечания

  1. «Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по выправленным документам — Ковалевская, по сцене — Жемчугова, в замужестве — Шереметева)» (Песни русских поэтов: В двух томах. Том первый/ Вступ. ст., сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. В. Е. Гусева. — Л.: Сов. писатель, 1988. — (Библиотека поэта. Большая серия.) — С. 590.).
  2. Вечор поздно из лесочка (текст, ноты, варианты)
  3. «Не было русского уголка, где бы её не знали», — свидетельствовал П. А. Бессонов (Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 9, отд. 9. — М., 1873. — С. 49).

Ссылки

Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев

Текст: Саша Глювейн

Фото: EAST-NEWS

31 июля 1768 года родилась девочка Прасковья, чье имя переводится с греческого, как «канун праздника». Она вполне могла бы стать героиней кавер-версии сказки про Золушку – где это видано, чтобы самый богатый человек в Российской империи так сильно полюбил крепостную актрису, что сделал ее своей законной женой перед Богом и людьми? Но, увы, у этой истории был печальный конец.

  • Портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы, главной героини оперы «Самнитские браки» Гретри, именно эта роль сделала Прасковью знаменитой

Паша, дочка искусного кузнеца Ивана Ковалева, известного на все Березники любителя крепко заложить за воротник и побуянить, только до 6 лет жила в отчем доме (прим. Woman.ru: но это не мешало Прасковье любить отца, от которого она унаследовала разве что предрасположенность к туберкулезу). Затем ее отдали на воспитание в Кусково, будущая звезда музыкального театра Шереметевых росла под присмотром Марфы Михайловны Долгорукой. Столь стремительная перемена в судьбе Прасковьи произошла благодаря ее великолепному, берущему за душу, завораживающему голосу.

«Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», — напишет 22-летний Николай Шереметев, услышав, как поет девочка.

В усадьбе крепостная девушка получила вполне приличное образование, собственно говоря, и сегодня многие родители были бы рады, если бы их чадо освоило нотную грамоту, арфу и клавесин, и научилось говорить (и конечно петь) на французском и итальянском.

Безусловно, Жемчугова была рождена для театра и с младых лет блистала на его подмостках (прим. Woman.ru: изначально, с 11-летнего возраста, Прасковья выступала под псевдонимом Горбунова, так как ее отец был горбат из-за туберкулеза позвоночника, но затем граф придумал звучные «драгоценные» псевдонимы для крепостных актрис — Жемчугова, Алмазова, Гранатова, Бирюзова, Яхонтова и т.д.).

По одной из версий, псевдоним Жемчугова Прасковья получила за свой жемчужный голос.

Но, как ни странно, согласно легенде роковая встреча юной Параши и сиятельного графа Николая Петровича случилась вовсе не во владениях Мельпомены, говорят, что они случайно столкнулись друг с другом чуть ли не в чистом поле – на одной из проселочных дорог, когда граф возвращался с охоты (прим. Woman.ru: в правдивости этого утверждения мы сомневаемся, ведь так или иначе Николай и Параша встречались и раньше, в том же театре, и наверняка граф заметил молодую одаренную особу).

Потом вопрос «Да что он в ней нашел?» будет мучить многих знатных особ, кроме, пожалуй, Екатерины II. Ей довелось присутствовать на спектакле, в котором 19-летней крестьянке была отведена главная роль. Давали «Самнитские браки» Гретри — на сцене хрупкая, болезненная девушка преображалась, играя роль храброй Элианы, готовой расстаться с жизнью, лишь бы быть с любимым. Талант Прасковьи произвел неизгладимое впечатление на императрицу, которая пожаловала девушке перстень с бриллиантами со своей руки.

Потом власть в России переменилась – на трон взошел Павел I, а нежные чувства Шереметева и Жемчуговой остались неизменными.

«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ее: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки», — напишет в одном из писем граф Шереметев.

После смерти любимого папеньки наследник огромного состояния впал в депрессию и запил. Паша фактически вернула Николая к жизни. И тогда Николай Петрович задумал невиданное — женитьбу на крепостной. Прасковье к тому времени жилось очень тяжело — высшее общество о девке Шереметева, пусть даже трижды гениальной, и слышать не хотело, а деревенские ее открыто ненавидели.

Павел I не хотел давать разрешения на этот брак. Тогда, согласно одному из преданий, Шереметев решил действовать хитростью. Он пригласил государя к себе в гости — послушать хор крепостных в Фонтанном дворце (прим. Woman.ru: Николай Петрович, щедрая душа, регулярно обновлял в нем интерьеры, а потом даже перестраивал дом, желая сделать подарок любимой), в котором пела Паша. Реакция Павла I мало чем отличалась от реакции Екатерины II, он был настолько потрясен, что разрешил графу жениться.

По другой версии, граф действовал тайком, ибо был уверен в отказе царя. В декабре 1798 года Николай Петрович дал вольную Прасковье и ее семье.

Через 17 лет (!) после начала романа, 6 ноября 1801 года, в московском храме Симеона Столпника на Поварской, Шереметев и Жемчугова все-таки тайно обвенчались, как сказали бы сейчас — в обстановке строгой секретности, в присутствии двух обязательных свидетелей.

Шереметев увез жену в Петербург. Не зря многие сказки заканчиваются сразу после того, как жених и невеста сыграют свадьбу. Сырой столичный климат подкосил актрису, у которой начала развиваться чахотка, петь ей запретили. Жемчуговой становилось все хуже — но, кажется, Господь решил вознаградить пару за проявленную стойкость и простить за жизнь в грехе. Прасковья забеременела, беременность была тяжелой, но и будущая мать, и отец ребенка, мечтавший о наследнике, были вне себя от счастья. Именно в это время крепостной художник Шереметева — Иван Аргунов — напишет знаменитый портрет Жемчуговой в полосатом капоте.

Впрочем, портреты — это далеко не все, что осталось потомкам после смерти Прасковьи в 1803 году (прим. Woman.ru: актриса умерла через 20 дней после того, как родила сына Дмитрия). Ее супруг выполнил последнюю волю покойной, достроив странноприимный дом на Сухаревке, в котором сегодня расположен знаменитый Склиф — научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша,
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица. (Анна Ахматова)

Граф пережил свою любимую лишь на 6 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *